Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Государство и право"


Общественное производство, его структура и роль в обществе.

21. Понятие общественного производства
         Понятие общественного производства являетсяодним из всеобщих
      определений общества, однако оно не тождественнопонятию общест-
      венной  жизни.  Процесс  общественного производствалюдьми своей
      жизни,  включает в себя прежде всего материальное производство,
      ибо  без  производства  и воспроизводстваматериальных условий и
      средств жизни невозможна сама жизнедеятельностьлюдей во всем ее
      многообразии.  Этим и обусловлена определенная, конституирующая
      весь многообразный процесс общественной жизни рольматериального
      производства. Однако признанием и разъяснениемданного принципи-
      ального положения социально-философской  теории марксизма  тема
      «производство  и общество» вовсе неисчерпывается.  Производство
      общественной жизни включает в себя также и духовноепроизводство
      («производство сознания»),  производстволюдей, как общественных
      индивидов и производство «самой формыобщения»  (К.Маркс),  т.е.
      определенного типа социальной связи людей.  Короче,в отличие от
      чисто экономического толкования сущности производства,философс-
      кий  подход позволяет рассмотреть последнее какпроизводство об-
      щественной жизни,  выражение органическойцелостности человечес-
      кой деятельности.
         В составе историко-материалистического учения обобществе ка-
      тегория  общественного производства даетпредставление о целост-
      ности  самой  основы  общественной жизнедеятельности,  фиксируя
      единство  и взаимодействие материального идуховного начал (про-
      цессов) жизни людей.  Фундамент этого единства составляет  дея-
      тельность людей по производству и воспроизводствуусловий своего
      бытия,  а критерием общественной природы (характераи формы) об-
      щественного  производства  выступает развитиечеловека,  как об-
      щественного существа.
         Маркс писал:  «Если  рассматривать буржуазное общество в его
      целом, то в качестве конечного результатаобщественного процесса
      производства всегда выступает само общество,  т.е.сам человек в
      его общественных отношениях.  Все, что имеетпрочную форму, как,
      например, продукт и т.д., выступает в этом движениилишь как мо-
      мент, как мимолетный момент. Сам непосредственныйпроцесс произ-
      водства выступает здесь только как момент.  Условияи предметные
      воплощения процесса производства сами в одинаковоймере являются

                                   — 3 -
      моментами,  а в качестве субъектов выступают толькоиндивиды, но
      индивиды в их взаимоотношениях,  которые они как воспроизводят,
      так и производят заново.  Здесь перед нами ихсобственный посто-
      янный процесс движения, в котором они обновляютсамих себя в та-
      кой же мере, в которой они обновляют создаваемыйими мир богатс-
      тва.» /Маркс К.,  Энгельс Ф.  Соч.  2-е изд., т.46, ч.2 с.222./
      Иначе  говоря,  производство  является общественнымпрежде всего
      потому,  что его конечным продуктом всегда выступает  общество,
      или,  что то же самое,  производство человека, какобщественного
      существа.  По отношению к этой цели и результатувсе остальное -
      будь  то произведенный продукт,  условия труда, даже сам непос-
      редственный процесс производства — оказываются лишь  моментами,
      или  средствами и материальным условиемосуществления индивидами
      своего общественного бытия,  «собственногопостоянного  процесса
      движения».  Этот вывод можно сформулироватьиначе: именно произ-
      водство и воспроизводство индивидов в ихвзаимоотношениях,  что,
      в  свою очередь неотделимо от создания людьмиматериальных и ду-
      ховных условий своей жизнедеятельности,  и составляет  основное
      содержание производства,  если рассматривать егоприменительно к
      обществу в целом.
         Развивая это положение в плане раскрытия структурыобществен-
      ного производства и взаимодействия ее составныхчастей,  необхо-
      димо отметить следующие моменты.  Безусловно, первым основанием
      общественного характера производства  является совместный  труд
      индивидов,  на  базе и в рамках которого возникаюти развиваются
      сознание и коллективные формы человеческой(общественной)  связи
      и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способпроизводства ма-
      териальных условий бытия людей  - основополагающая  предпосылка
      развития  собственно человеческой (общественной)истории и самой
      способности людей делать историю.  Она остаетсятаковой на любом
      этапе человеческой истории. Но, наряду с этойпредпосылкой, воз-
      никают, начинают действовать и другие предпосылки,не менее важ-
      ные, существенные. По мере того как человекпереходил от присво-
      ения готовых продуктов к труду, происходилоформирование челове-
      ческого  сознания  и самих механизмов сознательнойдеятельности.
      Производство сознания включается непосредственно вреальный про-
      цесс  производства  людьми  условий  иобстоятельств своей жизни
      (впоследствии, в результате общественногоразделения труда появ-

                                   — 4 -
      ляется собственно духовное производство).  Однакоеще более важ-
      ной предпосылкой была следующая:  производство ивоспроизводство
      условий и средств материального существования людейс самого на-
      чала было (объективно,  независимо от  степени осознания  этого
      факта)  производством  самого человека,  способомформирования и
      развития его общественных свойств,  качеств. Внесуществования и
      развития  производства  нельзя даже представитьсебе возможность
      выделения человека как самостоятельного субъекта,активного дея-
      теля из первоначально нерасчлененного общественногоцелого.
         Общественное производство есть динамичнаясистема и  структу-
      ра.  В  ней то одна то другая стороны,  илифакторы,  выходят на
      первый план и становятся определяющими.  Труд, средства  произ-
      водства, знания (наука и опыт), также природные исоциальные ус-
      ловия в их конкретно-историческом сочетаниихарактеризуют  внут-
      реннюю  структуру производительных сил(материальных и духовных)
      на всех этапах развития общественного производства.Однако живое
      движение  этих сил в истории общественногопроизводства многооб-
      разно. Меняется соотношение накопленного и живоготруда, которые
      могут превращаться по отношению к друг други изсредства в цель;
      преобразуется само отношение между трудом ипроизводством  вооб-
      ще.
         Из предыдущего изложения следует,  чтонедостаточно  признать
      определяющую роль способа производства в общественномразвитии -
      необходимо также осознать,  что сам человекявляется основой об-
      щественного производства.  Энгельсовское положениео «производс-
      тве людей»  (в  предисловии  к  первому изданию  «Происхождение
      семьи,  частной собственности и государства»)рассматривает про-
      изводство человека не только в плане продолжениярода,  но  и  в
      плане  процесса формирования и развития социальныхкачеств инди-
      вида, становления и развития личности. И если неупускать из ви-
      да, что человек есть главная производительная сила,то надо приз-
      нать следующее:  воспроизводство человека даже вкачестве эффек-
      тивного, культурного и т.п. работника имеет самоепрямое отноше-
      ние к историческим изменениям общественногопроизводства и прог-
      рессу общества.
         Исходя из сказанного, «тайна»общественного производства зак-
      лючена в «обработке людей людьми»(К.Маркс) ,  в том,  как  люди
      производят друг-друга, в характере общественной связи.Это отно-

                                   — 5 -
      сится и к материальному и духовному производству.Ведь сознание,
      собственно, только там  и возникает,  где индивидоказывается вы-
      нужденным смотреть на самого себя как бы со стороны,как бы гла-
      зами других людей,  где он должен соизмерять своииндивидуальные
      действия с действиями другого человека,  т.е. врамках совместно
      осуществляемой жизнедеятельности. Поэтому причинытого или иного
      характера развития материальной и духовнойдеятельности надо ис-
      кать в реальной системе общественных отношений.
         Итак, понятие общественного производствазанимает  в  системе
      категорий исторического материализма особое место. Оно взбирает
      в себя и становится кристаллизацией (теоретическимобразом)  та-
      ких отправных  идей социально-философской теориимарксизма,  как
      положение о практическом характере общественнойжизни,  предмет-
      но-деятельной природе человека, а также целостногохарактера об-
      щественной деятельности людей. В этом плане понятиеобщественно-
      го производства приобретает значениеосновополагающего принципа,
      конституирующего весь исторический процесс вкачестве определен-
      ной целостности, где все моменты и факторынаходятся в диалекти-
      ческом единстве.
.

                                   — 6 -
          22. Структура общественного производства
         Структурирование общественного производства опирается на три
      пары диалектически тождественных понятий: процесс-продукт, про-
      изводство-потребление,  результат-предпосылка, наоснове которых
      оно предстает как «многократнорасчлененная»  (К.Маркс)  катего-
      рия.
         Общественное производство как механизм общественногоразвития
      является диалектически  противоречивым единствомпроцесса и про-
      дукта. Процесс производства «угасает в продукте»  (К.Маркс),  а
      его продукт  вновь  возвращается  в  процесспроизводства в виде
      предмета, средства, фактора. (См.: Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е
      изд., т.  23,  с.191).  Процесс производстваосуществляется ради
      продукта, а продукт производится для возобновленияи поддержания
      процесса производства.  Целостность  процесса  ипродукта произ-
      водства есть целостность общественного труда, вкотором они сов-
      падают, ибо продукт это овеществленный,  а процесс- живой труд.
      Овеществленный труд — первая характеристикацелостности  общест-
      венного производства.
         Совпадение процесса и продукта производствалежит в основе  и
      качественной скачкообразности  общественногоразвития,  выражаю-
      щейся в смене общественно-экономических формаций, инепрерывнос-
      ти его количественных изменений и их накопление. Количественная
      непрерывность производства выступает как расширенной  воспроиз-
      водство, т.е.  общественное производство совпадаетс расширенным
      воспроизводством. Неспособность общественнойсистемы  обеспечить
      непрерывность своего  производства  означает конецее развития и
      существования. Непрерывность истории — этонепрерывность  произ-
      водства, которая не исключает, а предполагаетпрерывность произ-
      водства отживающих общественных систем,  на сменукоторым прихо-
      дят другие. Непрерывность общественногопроизводства, его совпа-
      дение с расширенным воспроизводством звучит уМаркса так: «также
      как общество не может перестать потреблять, так неможет оно пе-
      рестать производить.  Поэтому всякий общественныйпроцесс произ-
      водства, рассматриваемый  в постоянной связи и внепрерывном по-
      токе своего возобновления,  является в  то  же время  процессом
      воспроизводства». Непрерывность  расширенного воспроизводства -
      вторая (количественная) характеристика целостностиобщественного

                                   — 7 -
      производства.
         Целостность производства как воспроизводства выступает  сис-
      темным единством четырех процессов: производства,распределения,
      обмена и потребления, которые, по определениюМаркса, составляют
      «собственные моменты» производства ивыступают как «части едино-
      го целого;  различия внутри единства».  Отсюдаследует первое  и
      абстрактное определение системной структурыобщественного произ-
      водства: 1. Производство; 2. Распределение; 3.Обмен; 4. Потреб-
      ление. Непрерывность  этих  процессов обеспечиваетнепрерывность
      функционирования общественного производства какмеханизма разви-
      тия общества.
         Непрерывность воспроизводства порожденасовпадение производс-
      тва и потребления:  «производство естьпотребление,  потребление
      есть производство» (К. Маркс). Это значит, чтовсякое производс-
      тво есть потребление, а всякое потребление естьпроизводство. Но
      их совпадение является не метафизическитождественным,  но  диа-
      лектически противоречивым,  т.е. вовзаимообусловленных, но раз-
      ных отношениях.  Противоречивость производства ипотребления по-
      рождена противоречивостью,  которые  по  отношениюк предыдущему
      процессу производства выступают его результатом,  апо отношению
      к последующему  его предпосылкой.  Продукт — диалектическое тож-
      дество результата и предпосылки.  Результат«процесса производс-
      тва столь  же  неизбежно принимает вид егопредпосылок,  как его
      предпосылки вид его результата».  Поэтомупроизводство результа-
      тов есть потребление предпосылок, а потреблениепредпосылок есть
      производство результатов.
         Системная структура  общественного производствапринимает та-
      ким образом более конкретный вид:  1.  Производстворезультатов;
      2. Распределение результатов; 3. Обмен результатов;4. Потребле-
      ние предпосылок.
         Продукты воспроизводства едины и многи.  Единыони в том, что
      общественны, что составляют общество,  которое естьединый  про-
      дукт производства.  Маркс писал:  «еслирассматривать буржуазное
      общество в его целом, то в качестве конечногорезультата общест-
      венного процесса производства всегда выступает самообщество...»
         Единство продуктов не исключает, а предполагаетих многообра-
      зие. Если  общество  в целом — продуктпроизводства,  то и любой
      его компонент — тоже продукт производства,  которыйне  является

                                   — 8 -
      монопродуктом. Непрерывность производства однихрезультатов тре-
      бует потребления других предпосылок. Единственнымоснованием вы-
      деления классов общественного продукта может бытьтолько признак
      «необходимости и достаточности для непрерывности  воспроизводс-
      тва» (К.Маркс).  Таких  классов  продуктовможно выделить только
      четыре (соответственно числу процессов производства),  ибо  от-
      сутствие хотя  бы  одного  из них делаетнепрерывность воспроиз-
      водства невозможной: материальные блага в составесредств произ-
      водства и предметов потребления (для краткостивещи); обществен-
      ные отношения и их организационные формы (длякраткости  органи-
      зации), общественное  сознание,  выраженное  какинформация (для
      краткости информация);  население,  люди, человек(для краткости
      люди). Эти продукты и противоположны,  и едины.Противоположны в
      том, что они качественно наиболее различны.  Единыне  только  в
      том, что общественны, но и в том, чтовзаимопроникают, взаимоот-
      ражают друг-друга:  каждый из них и овеществлен, и  организован
      (воплощает общественные  отношения),  и информативен (воплощает
      общественное сознание),  и очеловечен  (воплощает труд  людей),
      т.е. каждый из них универсален, но особым образом.
         Системная структура общественного производствана этом уровне
      рассмотрения принимает более конкретный вид: 1.Производство ре-
      зультатов (вещей,  организаций, информации, людей);2. Распреде-
      ление результатов;  3. Обмен результатов (вещей);4. Потребление
      предпосылок (вещей, организаций, информации,людей).
         Единый процесс  общественного производствадиалектически диф-
      ференцируется соответственно качеству и числуклассов обществен-
      ных продуктов.  Поэтому оно выступает какдиалектически противо-
      речивое единство четырех форм производства.  Этинаиболее фунда-
      ментальные, инвариантные  для  всякого  механизма общественного
      развития формы целесообразно называть сферамипроизводства, каж-
      дая из которых объединяет в себе однородные поконечному резуль-
      тату отрасли и виды деятельности.  Сферыпроизводства:  первая и
      определяющая — сфера материального производства,результат кото-
      рого — вещи.  Вторая — сфера организационногопроизводства,  ре-
      зультат которого — организации,  организованныеобщественные от-
      ношения. Третья — сфера духовного производства, результат кото-
      рого — информация, выражающая содержаниеобщественного сознания.
      Четвертая — сфера производства человека, результат  которого  -

                                   — 9 -
      люди, население.  Четыре сферы производствадиалектически проти-
      воположны и едины. Едины они в том, чтопроизводство одного про-
      дукта требует потребления предпосылок всех четырехклассов. Поэ-
      тому в каждой сфере вместе с  производством основного  продукта
      воспроизводятся  все другие продукты, нопо-разному.
         Так потребление вещей воспроизводит их в видепотребности,  а
      потребление организаций,  информации и людейвоспроизводит их не
      только в виде потребности (уничтожения,  нужды), но и в виде их
      сохранения, приращения, развития. Здесь лежитосновное диалекти-
      ческое противоречие между материальной и социальнойсферами  об-
      щественного производства, где первая определяетвторые (основной
      социалогический закон),  а вторые создают всенеобходимые  соци-
      альные условия для производства материальных благ(вещей) из ма-
      териала природы. Причем, мера и уровень вторыхсоответствует ме-
      ре и уровню первой.
         Поскольку каждая сфера производит результат длявсех  четырех
      сфер, а потребляет части всех четырех классовпредпосылок,  пос-
      кольку каждый класс сферных продуктов делится на четыре  части,
      что выражается следующей продуктовой матрицей:
         В1  В2  В3  В4, где В-вещи        = В1 + В2 + В3+ В4,
         О1  О2  О3  О4, где О-организации = О1 + О2 + О3+ О4,
         И1  И2  И3  И4, где И-информация  = И1 + И2 + И3+ И4,
         Л1  Л2  Л3  Л4, где Л-люди        = Л1 + Л2 + Л3+ Л4.
         (Примечание: в матрице 4х4 строки  выражают результаты  сфер
      производства по  буквенному обозначению,  а столбцы- их предпо-
      сылки — по цифровому обозначению).
         Отсюда системная  структура общественногопроизводства прини-
      мает следующий более конкретный вид,  которыйпредставлен в таб-
      лице.
.

                                   — 10 -
 ш1
      ═════════════╤═════════╤══════════╤══════════╤════════╤═════════
      Сферы        │Процессы │1.Произ-  │2.Распре-│3.Обмен │4.Потреб-
      Производства │Продукты │  водство │ деление │        │  ление 
      ═════════════╪═════════╪══════════╪══════════╪════════╪═════════
      Материальное │ Вещи    │ Вещей    │Вещей    │ Вещей  │ В1  О1 
      производство │         │          │         │        │ И1  Л1 
      ─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────
      Организацион.│ Органи- │ Органи-  │Органи-  │ Органи-│ В2  О2 
      производство │ зации   │ заций    │заций    │ заций  │ И2  Л2 
      ─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────
      Духовное     │ Инфор-  │ Инфор-   │Инфор-   │ Инфор- │ В3  О3 
      производство │ мация   │ мации    │мации    │ мации  │ И3  Л3 
      ─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────
      Производство │ Люди    │ Людей    │Людей    │ Людей  │ В4  О4 
      Человека     │         │          │         │        │ И4  Л4 
 ш0
         Дальнейшая конкретизация полученной сфернойструктуры общест-
      венного производства  осуществляется на путирассмотрения много-
      образных исторических проявлений и уровней развитиясредств про-
      изводства в  различных общественно-экономическихформациях,  где
      они проходят путь от синкретической слитности впервобытной фор-
      мации до уровня сознательной организованности, общественности в
      более поздних формациях.
.

                                   — 11 -
          23. Производство и общество
         В отличие  от  отдельных отраслей общественногопроизводства,
      совокупное производство не имеет  строго очерченных  социальных
      пространственно-временных  границ и  нелокализовано в структуре
      общественно-экономической формации.  Рассматривая общество  под
      углом  зрения  производства,  мы анализируемсоциальные группы и
      личности прежде всего в качестве творцовобщественных благ.  Ос-
      воение  мира и его преобразование подчиненополучению этих благ.
      В названном аспекте акцентируется созидательная функция челове-
      чества;  участие в производстве рассматривается вкачестве родо-
      вого признака людей:  «А производственнаяжизнь — писал К.Маркс,
      — и есть родовая жизнь». Не локализованы ивездесущи такие, упо-
      мянутые Марксом «отрасли», какпроизводство личности, производс-
      тво общественной жизни.  Они создают,  так сказать,общесоциаль-
      ные, отличные от частных и частичных ценности.
         «Основной вопрос» производствазаключается в том,  что произ-
      водится  в  данном  виде деятельности,  какое благосозидается в
      нем, материальное или духовное, социальное илиполитическое, че-
      ловеческий организм или качества личности, производственные от-
      ношения или средства к жизни, формы общественныхотношений и об-
      щения  или  жизнь  общества  как способсуществования социальных
      субъектов (а не белковых тел, аминокислот и т.п.) иинтегральное
      состояние функционирующей и развивающейсяобщественной системы.
         В каждом виде общественного производства«задействованы» свои
      силы,  помимо  производственных  сил материальногопроизводства,
      силы:  политические,  семейно-бытовые и т.д.  Здесьскладываются
      отношения субъектов по поводу средств, организациии результатов
      данной деятельности,  то или иное производственноеобщение и по-
      ведение.  В итоге "...  всегда имеетсяопределенный общественный
      организм,  общественный субъект,  действующий вболее или  менее
      обширной совокупности отраслей производства"/Маркс К.,  Энгельс
      Ф. Соч./.
         Жизнь общества не исчерпывается производством ивключает неп-
      роизводственные деятельность и отношения, общение иповедение, -
      непроизводственную  жизнь.  Так,  участвуя вдеятельности в сво-
      бодное время,  человек-работник превращается в«иного субъекта»,
      который обновленным «вступает внепроизводственный процесс  про-

                                   — 12 -
      изводства» /Маркс К., Энгельс Ф. Соч./. Такимже должен быть ме-
      тодологический подход к общественному производству,производству
      вообще и к его отдельной отрасли.
         В любой из сфер жизни общества присутствует непроизводствен-
      ное использование созданного в соответствующемпроизводстве бла-
      га: взаимодействуют политические,духовно-идеологические,  соци-
      альные обмен  и потребление.  Последниевыделяются,  несмотря на
      то, что в обществе непроизводительное использованиеодного блага
      всегда сопровождается  созданием каких-либо другихвидов ценнос-
      тей, их подготовкой или переработкой. Производство, распределе-
      ние, обмен и потребление лишь преобладают в той илииной общест-
      венной ситуации.
         Категория «общественное производство»  относится к философс-
      ко-социологическим понятиям,  отражающим, во-первых,  — первич-
      ность в нем. Понятия «общество»,«социальная реальность», «жизнь
      общества», «общественный прогресс», «законы  общества»фиксируют
      единство социальной  системы.  Понятияобщественно-экономической
      формации, образа жизни,  законо социальнойреволюции, антогонис-
      тического и неантогонистического общества, исторической эпохи и
      др. и системность этапов и типов историческогопрогресса,  поня-
      тие личности,  коллектива,  социального  закона идр.  фиксируют
      системность элементов общества.  Производство каксозидание  об-
      щественных благ  — «исходный пункт ...  игосподствующий момент»
      (К.Маркс) по отношению к не-созиданию; материальноепроизводство
      первично к духовному и другим производствам.
         Существование общественного производства, егосоциально-общих
      черт и связей «улавливается»«производственным аспектом» истори-
      ческого материализма как логическое завершениепознания  матери-
      ального, духовного и всех других видов пространств.
         В качестве не-полярных противоположностейсоотносятся  произ-
      водственное и непроизводственное в общественнойжизни; полярными
      же противоположностями являются непосредственно(или собственно)
      производство и  собственно  потребление, производство  вообще и
      потребление вообще.  Кроме того,  уже  отмечалось, что  взаимно
      предполагают и  исключают друг-друга в качествепротивоположнос-
      тей общественное и индивидуальное производство.
.

                                   — 13 -
          24. Заключение
         Общественное производство есть,  в первуюочередь, производс-
      тво человека.  Но это вовсе не значит,  чтообщественное  произ-
      водство — это сумма производств, в число которыхвходит и произ-
      водство человека.  Вся  система  общественного производства   в
      единстве его составных частей (материального, духовного и соци-
      ального) подчинена производству человека.
         Материальное производство  составляет  основу общественного,
      ибо без производства материальных условий и средствжизни невоз-
      можна и  сама  жизнедеятельность людей.  Но помимоматериального
      производства, общественное включает в себя такжедуховное произ-
      водство, производство  потребления,  производстволюдей и произ-
      водство всей системы общественных отношений,которые в своей со-
      вокупности составляют социальную «ткань»общества.  Они обслужи-
      вают производство и воспроизводство человека каквершины в  этой
      своеобразной иерархии.
.

                                   — 14 -
                      Список используемой литературы:
         1. Бородин Е.Т.  Общественное производство какпредмет
            философского исследования
            М.: Высш. шк., 1989 г.
         2. Гайдулина Л.Ф. Развитие общественногопроизводства
            как основа становления целостности общества
            Казань, 1990 г.
         3. Дудченко Н.А.  Общественное производство:структура и
            факторы развития
            Киев, 1991 г.
         4. Максимов А.А.  Объектно-идеальные формы всистеме
            общественного производства
            Свердловск 1989 г.
         5. Общественное производство:  понятие, социальная природа и
            сущность
            АН СССР Институт философии М.: 1982 г.
         6. Структура общественного производства. Материальное и
            духовное производство
            АН СССР Институт философии М.: 1982 г.
         7. Сущность и структура общественногопроизводства
            М.: 1990 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основы нефтепромысловой геологии. Емкостные сепараторы
Реферат Особенности делового общения с представителями арабских стран
Реферат 1. Аврамов К. В. Нелинейная динамика упругих систем. Т. 1 - м.: R&C Dynamics; Ижевск, 2010. 703 с
Реферат Формирование бюджета г. Муравленко
Реферат Межевание земель. Порядок выполнения отвода земельных участков для строительства магазинов
Реферат Газотурбинный двигатель для привода газоперекачивающего агрегата
Реферат Communication For Massage Essay Research Paper The
Реферат Реализация компетентного подхода в т/о "Золушка"
Реферат Польша в годы Второй мировой войны
Реферат Al Gore Biography Essay Research Paper A
Реферат Влияние физических факторов на здоровье человека
Реферат Путешествие по России
Реферат Symbolism In The Birthmark Essay Research Paper
Реферат Оптимізація ранньої діагностики та вторинної профілактики раку грудної залози у загальній лікувальній
Реферат Выбор и использование программных технологий JSP и ASP.Net при разработке WEB-базированных информационных систем