СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА I. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
1.1 Понятие источников (форм) права
1.2 Виды источников (форм) права
ГЛАВА II. НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ
2.1 Понятие и признаки нормативногоправового акта
2.2 Структура нормативного правовогоакта
2.3 Виды нормативных правовых актов
Заключение
Библиографическийсписок
Введение
Темой нашей курсовойработы является: «Нормативный правовой акт как источник права». По нашемумнению, нормативный правовой акт влияет на все аспекты любого общества, так какрегулирует различные социально — экономические, политические, семейные,трудовые и иные правоотношения. Нормативный правовой акт — это всегдаофициальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для всех лиц,к которым адресован и, следовательно, содержащий правовые нормы.
На всех этапах развитиягосударства, право выступало эффективным инструментом руководства обществом и внастоящее время правильное отражение потребностей жизни, и высокое качествозаконов является определяющим фактором политического и демократическогопреобразования в нашей стране.
В Российской Федерации,как одном из демократических государств мира, большое значение имеют соблюдениезаконов, защита прав и законных интересов граждан. И поэтому актуальным являетсяисследование нормативных правовых актов на современном этапе развитиягосударства, что является главной темой нашей работы.
В ходе нашегоисследования мы знакомились с трудами многих правоведов и, в частности,использовали учебники таких учёных, как Бабаев В.К., Хропанюк В.Н., ВенгеровА.Б., Абдулаев М.И., Алексеев С.С. и другие. Также основу курсовой работысоставляют многие научные статьи (таких авторов как М.Ф. Воронина, С. Бошно,О.А. Иванюк, Е.А. Ершова и многие другие) и монографические исследования (В.С.Белых и Э.Д. Соколова). Особое предпочтение для исследования нашей курсовойработы было отдано учебнику для вузов под редакцией Сырых В.М.
В этой работе мы хотелибы раскрыть понятие некоторых признаков нормативного правового акта: по ихисточнику (форме) и по их структуре.
Целью данной курсовойработы является комплексный анализ наиболее важных вопросов, напрямую связанныхс таким явлением, как «нормативный правовой акт».
В связи с этим необходиморешить следующие задачи:
— раскрыть понятие «источникправа»;
— исследовать видыисточников права;
— указать понятие ипризнаки нормативного правового акта;
— обозначить структурунормативного правового акта;
— установить видынормативных правовых актов.
Объектом исследованияявляется источник права в форме нормативного правового акта как наиболеераспространённый и применяемый в российском праве.
Предметом исследованияданной курсовой работы является нормативный правовой акт – официальныйдокумент, содержащий в себе обязательные правовые нормы.
В ходе нашегоисследования использовались такие методы как: всеобщий философский (в формедиалектического материализма и принципа объективности), сравнительно –правовой, анализ, синтез, формально – логический, исторический и системный.
Структура данной работы определяетсяцелью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы,разделённые на пункты, заключение и библиографический список.
ГЛАВА I. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА: ПОНЯТИЕ ИВИДЫ
1.1 Понятие источников(форм) права
В настоящее время в теориигосударства и права нет единого определения источника права, а также существуетпроблема соотношения таких двух понятий как «источник права» и «форма права».
Принято считать, чтопервым, кто ввёл в научный оборот термин «источник права», был римский историкТит Ливий, назвавший Законы XII таблиц источником публичного и частного права вцелом.
В зарубежной литературетакже существует множество взглядов относительно понятия источника права. Вчастности, термин «источник права» означает:
· конкретный документ,обратившись к которому можно обнаружить ту или иную норму права (например,статут парламента);
· формальныйисточник права — это орган власти, который принимает правовое решение;
· историческийисточник права (например, общее право и право справедливости)[1].
Современный российскийученый Р.А. Ромашов пишет, что в теории государства и права источники праварассматриваются в трех смысловых значениях:
1. В качестве источниковправа выступают общественные отношения, требующие регулятивно — охранительноговоздействия со стороны государства и в силу этого обусловливающие появлениесоответствующих правовых институтов. Такие источники называются материальными.К материальным источникам следует отнести нуждающиеся в правовом регулированииобщественные отношения в сфере экономики, политики, социального обеспечения ит.д.
2. Под источниками правапонимаются идеи, взгляды, теории, в которых отражается сущность социально — правового регулирования и которые оказывают серьезное влияние направотворческую и правоприменительную деятельность. Такие источники называютсяидеальными. К идеальным источникам права следует отнести правосознание,правовую доктрину, правовую культуру и т.п.
3. Источниками праваявляются сформулированные и принятые в официальном порядке предписаниявластного порядка, в которых закрепляются общезначимые правила поведения икоторые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций. Такиеисточники называются формально-юридическими источниками права или формами права[2].
Стоит отметить, чтоисточники права, относящиеся к данному типу, ещё называют вторичнымиисточниками права. В данном аспекте источник права понимается как внешняя формаего непосредственного выражения.
Таким образом, источникправа в этом смысле понимается как «действующие в государстве официальныедокументы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формывыражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой волязаконодателя становится обязательной для исполнения[3]».
Следует рассмотретьпроблему соотношения двух понятий: «источник права» и «форма права».
Зачастую, принятоотождествлять данные понятия, но также они могут рассматриваться как полностьюнесовпадающие. Например, В.О. Лучин и А.В. Мазуров считают, что если «формаправа» показывает, как «организовано и выражено вовне содержание права, топонятие «источник права» охватывает истоки формирования права, системуфакторов, предопределяющих его содержание и формы выражения»[4].
Другиеже авторы высказываются, что источники права являются непосредственносоставными частями формы права. Для самой же формы права применима такаякатегория, как «содержание». Данная категория представляет собой единство всехсоставных элементов объектов, его свойств и связей. Сама же форма прававыступает как способ выражения содержания. Категория «форма» применяется кправу в двух понятиях: как правовой формы и как, непосредственно самой, формыправа.
Правоваяформа — это вся правовая реальность[5]. Здесь речь идёт о такихявлениях права, которые опосредуют конкретные виды деятельности (к примеру,политические и экономические).
Формаправа – это, соответственно, сама форма права, которая соотносится лишь с самимсодержанием права как отдельного явления. Форма права делится на внутреннююформу и внешнюю. Внутренняя форма права — это его структура и связи, а внешняяформа права это как раз то, что обычно называют источником права[6].
Извышесказанного видно, что в теории государства и права стояла проблемасоотношения понятий «источник права» и «форма права».
Но эти понятия могут совпасть,только тогда, когда речь идет о вторичных источниках права, что уже само посебе определяет идентичность источника и формы права.
Таким образом, можноустановить, что понятия «источник права» и «форма права» являютсятождественными. Источники права как в теории государства и права, так и вотраслевых юридических науках, чаще всего понимаются как внешнее выражениеправовых норм.
1.2 Виды источников(форм) права
В теории государства иправа принято выделять следующие виды источников (форм) права: правовой обычай,судебный прецедент, нормативный правовой акт, нормативный договор, правовыедоктрины, священные книги и международные договоры.
Самой древней формойправа является правовой обычай, т.е. правило,которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечиваетсягосударственным принуждением[7].Примерами таких архаичных правовых обычаев являются Законы XII таблиц, ЗаконыДраконта и другие. Источником права правовой обычай признаётся толькотогда, когда он включает в состав себя уже давно сложившиеся отношения, которыеодобряет народ. Правовые обычаиобразуют обычное право. Хотя они и определяются экономическим строениемобщества, но создаются еще при слаборазвитых экономических отношениях. Этологично, так как государство, в силу своей примитивной организации, в то время,еще не может наладить стабильную правотворческую деятельность своих органовуправления. Специфика правового обычая состоит в том, что закон, инойнормативный правовой акт придаёт какому-либо обычаю общеобязательное значение[8].Когда содержание обычной нормы получило прямое текстуальное закрепление взаконе или ином нормативном акте, вряд ли верно считать юридическим источникомобычай. Источником права в таких случаях становится нормативный акт, воспроизведшийв своих статьях требования обычая. Развитие российского права не должно идти попути официального исключения обычаев из системы источников права. Вполневозможно, что в скором времени могут появится такие обычаи, которые будутрегулировать некоторые общественные отношения наравне с юридическими нормами. Вроссийском законодательстве существуют обычаи делового оборота. Их применение,для регулирования гражданско-правовых отношений, допускается ч.1 ст.427 п.2Гражданского Кодекса Российской Федерации. Также в Российской Федерациииспользуется и иной термин – торговый обычай. Например, ст. 134 Кодексаторгового мореплавания говорит, что срок, в течение которого груз должен бытьпогружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения- сроками, обычно принятыми в порту[9].Таким образом, обычаю придаётся правовое значение и разрешается пользоватьсяими при решении вопросов о возникновении, изменении или прекращении конкретныхправоотношений. Таким образом, в законодательстве Российской Федерациидопускается использование правовых обычаев в судебной практике. Государствомсанкционируются только те обычаи, которые соответствуют его политике инравственным основам сложившегося образа жизни. Те обычаи, которые противоречатполитике государства, зачастую, запрещаются законом.
Судебныйпрецедент – это решение суда по конкретному делу, которое затем становитсяобразцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем[10].Данный источник права наиболее широко распространён в англосаксонской правовойсемье (Англия, Канада, США и прочие). В России и других странах Европы,относящихся к романо-германской правовой семье, судебный прецедент неприменяется. В Англиисложились определённые правила и границы действия судебного прецедента: а)решения Палаты лордов являются обязательными прецедентами для всех английскихсудов и, в частности, для самой же Палаты лордов; б) решения Апелляционныхсудов являются обязательными для любого суда, кроме Палаты лордов; в) решенияВысшего суда правосудия являются обязательными только для судов низшего звена.В Соединённых Штатах Верховный суд и верховные суды штатов прочно не связанымежду собой своими принятыми решениями и могут отступать от них, ориентироватьсуды на иное решение определённых категорий дел. Прецедентное право чрезвычайногромоздко и запутано. В РоссийскойФедерации до сих пор является открытым вопрос об использовании судебногопрецедента в качестве официального источника права. Взгляды ученыхразделились на две противоположные точки зрения. Согласно одной из них (С.Н. Братусь,А.Б. Венгеров, Р.З. Лившиц, И.В. Решетникова, А.В. Цихоцкий, В.В. Ярков и др.),судебная практика и прежде всего постановления Пленумов Верховного Суда РФ иВысшего Арбитражного Суда РФ являются источниками права, в соответствии сдругой (С.С. Алексеев, К.И. Комиссаров, Т.А. Савельева, В.В. Лазарев, М.К.Треушников, Я.Ф. Фархтдинов) – нет[11]. В качестве аргумента«за» признание судебной практики источником права ряд исследователейуказывают на постановления Конституционного Суда РФ. Их нормативный характерпроявляется в том, что, будучи принятыми по конкретным делам, они имеют общийхарактер и распространяются на все субъекты, которые могут оказаться ваналогичной ситуации. Более того, такие постановления рассчитаны намногократность применения (фактически до приведения в соответствие сКонституцией РФ оспаривавшихся положений закона). Такого рода постановленияобладают свойством императивности содержащихся в них норм[12].Противники же данной точки зрения считают, что судебная практика не может бытьпризнана источником права в Российской Федерации. По их мнению, прецедентноеправо идёт вразрез с конституционным принципом разделения властей, так каксудебные органы фактически совмещают в себе функции правотворческого исудебного органа. Таким образом, можно констатировать, что сущностью судебного прецедента является приданиенормативного характера решению суда по конкретному делу для разрешенияаналогичных дел в суде.
Нормативныйправовой акт – это письменный документ, принятый правотворческим органом исодержащий нормы права[13].Это, на наш взгляд, наиболее качественный правовой источник, потому что онсоздаёт условия для чёткого, точного и стабильного развития правовогорегулирования, укреплению законности и обозримости правовых предписаний. Всвязи с тем, что нормативный акт – это, прежде всего, письменный документ, он,тем самым, доступен большинству населения. Все нормативные правовые акты междусобой находятся в строго установленной иерархической соподчинённости, откоторой зависима юридическая сила того или иного акта. Акты, принятыенижестоящими правотворческими органами, должны основываться на актахвышестоящих органов и не противоречить им. Нормативные правовые акты могутклассифицироваться по их юридической силе, которая определяется компетенцией иместом, издавшего его органа, в государственном механизме, а также похарактерным чертам самих актов. Нормативные акты принято делить на два большихмассива: законы (конституционные и обыкновенные) и подзаконные акты (указыПрезидента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения, инструкции,декреты и т.п.). Таким образом, коротко освятив понятие и признаки нормативныхправовых актов в системе источников права, необходимо отличать его отиндивидуальных нормативных актов, которые, в свою очередь, не являютсяисточниками права.
Нормативныйдоговор – это соглашение между различными субъектами права, в которыхсодержатся нормы права[14].По сравнению с нормативным правовым актом, нормативный договор отличаетсяспособами его принятия. Для того, чтобы нормативный договор выступал в качествеисточника права, необходимо наличие нескольких условий: 1) прямая санкциягосударственных органов на принятие, в форме нормативного договора, норм права;2) нормативный договор принимается только при добровольном согласии всех лиц, подписавшихего; 3) нормативный договор предусматривает взаимную ответственность сторон занеисполнение предписанных, им же, норм права. Нормативный договор применимбольше в сфере международного права. Таким образом, важно подчеркнуть, чтонормативный договор является юридической основой динамичного и расширяющегосяроста системы права в целом и конкретно, системы предпринимательского права.
Правовая доктрина (юридическая наука) – это изложение правовых принципов, правилповедения в трактатах, трудах авторитетных представителей юридической науки ипрактики, которым придается общеобязательное значение[15].В римском праве, формулы многих известных юристов включались в состав нормативныхправовых актов, судебных прецедентов и многих других правовых форм. Тем самым,они имели официальное юридическое значение. Наиболее яркий пример здесь — кодекс Юстиниана (VI век н.э.), который кодифицировал положения таких римскихюристов как Ульпиана, Гая, и других, создав, тем самым, огромный раздел кодекса– Дигесты, наравне с Институциями императора. В европейской средневековойправовой истории большое место занимали глоссаторы (толкователи, комментаторы),которые восполняли, дополняли римским правовым опытом, так удачно, творческиопосредовавшим товарно-денежную организацию экономики, международные отношенияи иные стороны жизнедеятельности общества, то обычное право ивульгаризированные останки и остатки римского права, которые действовали всредневековом обществе[16]. В Российской империитакже использовалась юридическая наука. За основу актов РоссийскогоПравительствующего Сената брались труды отечественных цивилистов. В современнойтеории государства и права доктрина признаётся как источник права лишь только внекоторых странах англосаксонской правовой семьи (непосредственно вВеликобритании). При рассмотрении дел, английские суды ссылаются на трактатыюристов. А официальное юридическое значение доктрина имеет во многихмусульманских странах. В Российской Федерации доктрина относится к числунеофициальных источников права, но, она же, играет значительную роль в развитииюридической практики, чёткого толкования закона и совершенствованиязаконодательной системы. Опыт, накопленный в ходе мировой правоприменительнойпрактики, показывает, что роль и значение доктрины неукоснительно растет.Многие её положения внедряются в реализацию права. Таким образом, роль правовойдоктрины как источника права состоит в том, что она создает конструктивныепонятия, которые частично используют правотворческие органы. Также правоваядоктрина влияет и на самих творцов права: они вынуждены, в малой или большейстепени, вставать на сторону той или другой юридической концепции и выслушиватьее предложения и рекомендации.
Священныекниги – это религиозные тексты, непосредственно содержащие религиозные нормыправа, которые исходят от Бога (к примеру, Библия, Сунна, Коран) и в качествеобщеобязательных признаются государством. В мусульманском праве закреплены 4основных источника: 1) Коран – священная книга ислама; 2) Сунна – посланиеАллаха пророку Мухаммеду; 3) Иджма – единое соглашение мусульманского обществапо вопросам, не указанным в Коране и сунне; 4) Кияс – понимается, кактолкование Корана и Сунны. Но, несмотря на ту роль, что оказывает мусульманскоеправо в регулировании отношений в обществе, всё — же в настоящее время вомногих мусульманских странах стали использоваться правовой обычай и нормативныйправовой акт.
Международныйдоговор – это договор, подписанный субъектами международного права. Онипринимаются в форме пактов, деклараций, соглашений и конвенций. Международныедоговоры могут иметь прямое непосредственно-правовое значение лишь в случаепризнания их государством. В Конституции Российской Федерации говорится, что:«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРоссийской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Еслимеждународным договором Российской Федерации установлены иные правила, чемпредусмотренные законом, то применяются правила международного договора[17]».Таким образом, важно отметить, что международные договоры не только являютсяисточниками права в РФ, но и имеют приоритет перед законами федеральногозначения и законами субъектов РФ.
Итак,подведём итог нашему исследованию, проделанному в данной главе. Мы выяснили,что в настоящее время в теории государства и права нет единого определенияисточника права и что существует проблема соотношения таких двух понятий как«источник права» и «форма права». Также мы рассмотрели всевозможные источникиправа в формально — юридическом смысле: правовой обычай, судебный прецедент,нормативный правовой акт, нормативный правовой договор, правовая доктрина,священные книги и международные договоры. В ходе исследования, мы выяснили,что, в разных системах права, различные источники (формы) права всегда играли ипродолжают играть далеко не одинаковую, обусловленную их иерархией в конкретнойправовой системе, регулятивную роль. Отсюда проявляется открытость современного права длявзаимодействия и для взаимообогащения с другими системами права, что приводит кзаимствованию не только отдельных норм права, но также и целых правовыхинститутов. Это, в свою очередь, приводит к динамичному развитию исовершенствованию права и механизмов правового регулирования как внутри страны,так и на мировом уровне. Пробивают себе дорогу новые источники права, отмираютархаичные[18]. Всё это непосредственновходит в процесс становления и развития российской системы права.
ГЛАВА II. НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ,СТРУКТУРА И ВИДЫ
2.1 Понятие и признакинормативного правового акта
Насовременном этапе развития нормативный правовой акт является доминирующейформой в российском праве. Он единственный, кто определяет вид той или инойсистемы права. Именно он устанавливает роль и иерархическую системнуювзаимосвязь других правовых источников (форм). Только нормативные правовые актызадают основу всей системы законодательства в целом. Важность этого понятиятребует его закрепления в законодательных актах[19].
Говоряуже о других источниках: правовых обычаях, судебных прецедентов, правовыхдоктрин и иных правовых форм, нельзя не отметить то, что на данный момент вРоссийской Федерации они занимают альтернативную, резервную или вспомогательнуюроль в регулировании тех или иных общественных отношений.
Внастоящее время, в связи с отсутствием легальной дефиниции «нормативныйправовой акт»[20], существуют различныеточки зрения относительно понятия нормативного правового акта и его признаков.Многие учёные-теоретики зачастую берут за основу определение, сформулированноеещё в 1982 году С.С. Алексеевым. Звучит оно так: «Нормативный правовой акт- это официальный акт, документ правотворческого компетентного органа,содержащий юридические нормы (устанавливающий, изменяющий или отменяющийюридические нормы)[21].
Нанаш взгляд, данное определение чётко раскрывает смысл понятия нормативногоправового акта, его функции и задачи.
Стоитпривести ещё несколько точек зрения на определение понятия нормативногоправового акта, так как у каждого учёного существует своя позиция по данномувопросу.
Нормативныйправовой акт — это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на тоорганом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера ипостоянного действия, рассчитанные на многократное применение[22].
Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, вкотором содержатся нормы права[23].
Нормативныйправовой акт — это официальныйдокумент уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы[24].
Современная юридическая наука рассматривает формы праванепосредственно с содержанием норм права. Определение таковых норм в правовомобычае и судебной практике, зачастую, обладает казуистическим и не всегдаконкретным характером. Данные нормы права вырабатываются постепенно, в связи сповторением частных случаев, применением определенного правила поведения.Поэтому эти нормы не могут в полной мере воплотить в себе чёткого иопределённого выражения. Общественная жизнь не стоит на месте: она развивается,отношения в обществе усложняются и поэтому вышеуказанные обязательныеустановления замедляют общественный прогресс, становятся их тормозом.
Необходимо уделить внимание тому факту, что само понятие«акт» в теории государства и права употребляется в двух смыслах. Во-первых, акткак действие, во-вторых, акт как документ. И именно во втором смыслеопределяется нормативный правовой акт как источник права.
Раскрывпонятие нормативного правового акта, мы не можем не сказать о его признаках.Наиболее существенные признаки были сформулированы в Постановлении ПленумаВерховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 „О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актовполностью или в части“. В частности, в пункте 9 говорится, что нормативныйправовой акт:
· издан вустановленном порядке управомоченным органом государственной власти, органомместного самоуправления или должностным лицом;
· содержит правовыенормы (правила поведения);
· обязателен длянеопределенного круга лиц;
· рассчитан нанеоднократное применение;
· направлен наурегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующихправоотношений.
Исходяиз изложенного понимания признаков нормативного правового акта,сформулированных Верховным Судом Российской Федерации можно сказать, что вкакой-то степени Постановление выразило опыт, накопленный рассмотрениемсудебных дел по оспариванию нормативных и индивидуальных правовых актов[25].
В настоящеевремя российское законодательство и практика судов рассчитано в основном на«очень квалифицированных пользователей»[26]. Актуальна на данныймомент такая проблема, что органы государственной власти перекладывают насубъекты права, включая граждан страны, обязанности по выявлению этих признаковв тех документах, которые они принимают. Поэтому участники правоотношенийдолжны быть более образованными и иметь достаточно глубокие знания о каждомпризнаке нормативного правового акта, чтобы защитить свои права и законныеинтересы. И, исходя из этого признаки нормативного правового акта, пересталибыть книжным шаблоном для узких специалистов, а стали исключительно конкретнымправоприменительным инструментом.
Авторвыделяет следующие признаки нормативного правового акта:
· Нормативный правовой акт имеетволевое содержание. Здесь говорится о том, что правовой акт является выражениемчьей-то воли. Вопрос уже в том, чью волю выражает тот или иной акт. Наиболееузким ответом является связь нормативного правового акта и воли государства.Рассматривая данный вопрос с позиции социологического подхода, следуетотметить, что закон должен отражать интересы общества. Обобщая сказанное, можноотметить, что нормативный правовой акт выражает волю социальной общности. Вакте закрепляются задачи и цели, на решение которых он направлен[27].
· Официальный характер изложениянормативного правового акта. «Официальный характер акта заключается в егоиздании от имени органа, организации либо государства. Управомоченностьназванных субъектов принимать правовые акты предопределяется Конституцией,законом, положением, уставом, т.е. статутным актом. Отсюда следует важноеправило об издании каждым субъектом только тех видов актов, которые за нимзакреплены. Нередко же на практике государственные органы произвольно избираютформу правового акта и нарушают тем самым законность»[28].Официальный характер нормативные правовые акты обретают в его связях сгосударством. Уже тот факт, что нормативный правовой акт необходим длягосударственной организации общественных отношений, требует взаимодействияинформационных потоков в системе „государство — общество“. Даннаяроль выполняется опубликованием нормативных правовых актов для ознакомленияадресатов предписаний с его содержанием.
· Нормативныйправовой акт входит в единую систему. Тем самым закрепляется иерархическоестроение системы правовых актов. Системность показывает, что любой нормативныйправовой акт является составной частью системы законодательства. Он не можетидти вразрез с другими элементами данной системы. Законодательство в целомобязано выступать единой системой, в которой все правовые нормы взаимосвязанымежду собой и друг другу не противоречат. Но на практике российскоезаконодательство как таковой системы не образует, а лишь является совокупностьюдокументов, которые конфликтуют впоследствии между собой. Несмотря на данныйнедостаток в законодательстве, этот признак очень важен, так как лишь благодаряему, нормативные правовые акты могут выполнять стоящие перед ними задачи. Н.М.Марченко полагает, что «сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархиянормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процессаправотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законностии конституционности»[29]. По мнению С.С.Алексеева, „собственная структура законодательства проявляется ввертикальной плоскости. Она выражается в иерархическом построении нормативныхюридических актов, в их соподчинении, при котором каждый акт занимает строгоопределенную ступень в иерархической структуре“[30].Благодаря иерархичности может осуществиться идея юридической силы нормативныхправовых актов, без которой невозможно функционирование их системы.Законодательная система обязаны в строгой последовательности включать в себянормативные правовые акты. А органы государственной власти законными действиямиобязаны защищать эту систему от нарушений.
· Нормативность.Нормативность обладает всеобщим и общеобязательным характером. Всеобщийхарактер нормативного правового акта заключается в том, что он обязан содержатьобщие требования в виде правовых норм и рассчитан на многократное применение[31].Нормативность выступает в роли одного из важнейших признаков нормативногоправового акта. Этот принцип является основным для права в целом, так какименно благодаря нему реализуются регулятивные свойства права. Нормативность,прежде всего, выявляет всеобщность содержания и действия акта, который образуетпорядок отношений, действующий сколько угодно во времени. Для законодателяпредставляет сложность без юридического механизма, верно, установить иосуществить функционирование тех общественных отношений, которые возникли вобщественной практике. Он обязан выявить типичное в единичном, которое исоставляет правовую норму. Таким образом, типичность регулируемых отношенийпридаёт правовому акту нормативный характер. Он независимо ни от чегосуществует для всех субъектов и никому персонально не адресован. Именноблагодаря нормативности право может выступать мерой, равной масштабам поведениядля других лиц.
· Нормативный правовой акт являетсядокументом. В последнее время в научных трудах высказывается мнение отройственной природе нормативного правового акта, который обозначается и какправовой источник, и как правовая форма, и как акт-документ. Еще в 1973 г. С.С. Алексеев подчеркивал значение юридической техники, которая представляет собой»средства и приемы документарного выражения нормативного акта… средстваи приемы специально-юридического изложения их содержания"[32].В самом деле, нормативный правовой акт должен соответствовать всем требованиям:будь то стиль выражения и язык актов или установление формы документа.Относительно языка нормативных правовых актов можно отметить следующее: цельюлюбого законодателя является то, что он стремится предельно чётко и доступноизложить содержание той или иной правовой нормы, сделать его наиболее ясным дляпростых граждан страны. Что же касается вопроса о форме, структуре и тексте, тов законах это освещено не в полной мере. Данный пробел решается с помощьюподзаконных актов, которые в свою очередь, применительно к закону, регулируютвопросы юридической техники. Таким образом, нормативный правовой акт — этописьменный документ, имеющий свою внутреннюю структуру, отличающийся языком иналичием специальных терминов.
· Нормативный правовой акт принимаетсяв специальной процедуре. Признак закона состоит в том, что воля органовгосударственной власти, творящей норму права, должна выразиться в установленномзаранее порядке[33]. На данный момент вроссийском государстве достаточно хорошо развит механизм правовогорегулирования правотворчества. Основные вопросы законодательного процессазакреплены в Конституции Российской Федерации. Отсутствие законодательногорегулирования восполняется подробными нормами регламентов палат ФедеральногоСобрания Российской Федерации. Но такое обстоятельство в сфере законодательногопроцесса недопустимо. Причиной этому выступает отсутствие нормативности урегламентов. По данному аспекту проблемы высказался депутат ГосударственнойДумы В.В. Гребенников на заседании Конституционного Суда Российской Федерации:«Государственная Дума как единственный источник определения процедурысвоей деятельности в принципе не связана никакими процедурными нормами, крометех, которые она сама для себя установит»[34]. Здесь чётко проявляетсядвойственность его позиции в наименовании регламента нормативным актом палаты.Роль процедурных вопросов огромна, так как в случае нарушения порядка принятияправовых актов, они могут быть отменены. Данный вопрос становится предметомобсуждения высших судебных инстанций. Недопустимо, чтобы между законом,обладающим высшей юридической силой, и подзаконными актами палат существовалвакуум. «Законодательный процесс лихорадит вследствие нечетких процедур.Страдает же от этого нормативный правовой акт как результат этой борьбы безправил»[35].
· Нормативный правовой акт издаётсякомпетентными органами и лицами. Каждый правотворческий орган издаёт правовыеакты в пределах своей компетенции, а их компетенция отражена в юридическихнормах законов, Конституции, кодексов и других. Каждому органу выделен тот кругвопросов, который он вправе решать. Выход за эти рамки представляет собойнарушение компетенции. Компетенция правотворческих органов носит либо всеобщийхарактер, либо относится к отдельным стадиям принятия нормативного правовогоакта. В большинстве своём Верховный Суд Российской Федерации по заявлениям сторонможет участвовать в оценке компетенции участников правотворческой деятельности.
· Нормативный правовой акт регулируетобщественные отношения. Общественные отношения регулируются путём запретов,дозволений и обязываний, с помощью различных юридических средств. Дляхарактеристики нормативных правовых актов немаловажное значение имеют адресатыих предписаний, т.к. именно их конкретные отношения регулируются правовыминормами. Логично, что общественные отношения возникают между людьми, однако невсе отношения требуют правового воздействия. В данном случае имеется ввиду, чтонекоторые общественные отношения регулируются моральными, этическими ирелигиозными нормами. Социальность означает, что участники правоотношений немогут быть отношением между человеком и, скажем, вещью. Уже тот факт, что ониявляются регулятором общественных отношений, понимается так, что предписанияописательного, декларативного характера не могут рассматриваться какнормативные. Они не регулируют все общественные отношения и не действуют на нихвообще, а регулируют конкретные отношения.
· Гарантируется принудительной силойгосударства. Под этим признаком понимается, что за нарушение предписанийнормативного правового акта, государством предусматривается определённые мерывоздействия, т.е. существует ответственность. Виды ответственности, объёмы,порядок наложения наказания конкретизируются в самих нормативных правовыхактах. По сравнению с другими признаками, этот, на наш взгляд, непредставляется сложным и не вызывает дискуссий между учёными-теоретиками.
Такимобразом, понятие и признаки нормативного правового акта находится в постоянномразвитии[36]. Остались неизменнымитакие признаки, как его связь с органами государственной власти, обеспечениепринудительной силой государства. Несмотря на это граждане, либо организации,зачастую не видят в нормативных правовых актах абсолютной истины, что являетсяпроблемой. Это свидетельствует лишь о том, что необходимы новые подходы к такойдоктрине нормативных актов, которая придаст ей юридической силы и будетдоступна широкому кругу лиц. Одним из лучших способов автор видит в принятиифедеральных законов, регулирующих правотворческий процесс и систему правовыхактов в целом.
2.2 Структуранормативного правового акта
На определённом этаперазвития общества, структура нормативного правового акта существенноизменилась. Ещё в XIX веке Наполеон Бонапарт отождествлял структуру правовогоакта «с одеждой молодой женщины: все ужасное можно завуалировать и показать вином ракурсе, все лучшее выявить и показать»[37]. Тот богатый опыт, чтобыл накоплен за всю историю развития человеческой цивилизации создал условиядля выработки определённых требований к структуре нормативного правового акта,направленных на повышение доступности и ясности для широкого круга лиц,пользующихся своими правами. Но вместе с тем «устойчивость во времени той илииной структурной особенности определяется степенью толерантности к общественно-политическомустрою на разных этапах развития человеческого общества»[38].
Нормативный правовой актимеет внешнюю и внутреннюю структуру.
К внешней структуреотносятся реквизиты нормативных правовых актов, в которые входят:
· вид данного акта, т.е. будь то закон,указ, постановление и другие;
· компетентный орган, уполномоченныйпринять этот акт;
· заголовок самого акта;
· дата принятия и номер акта;
· подпись лица или круга лиц, которыеимеют право подписывать данный акт[39].
Можнопривести любой пример, основываясь на вышесказанном. Автор приводит в примерФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» Принят Государственной Думой 23октября 1996 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года[40].
Важноотметить, что за отсутствием каких-либо реквизитов у нормативных правовых актовследуют вполне оправданные сомнения в подлинности самого акта.
· У любого нормативного правового актаесть преамбула. Преамбула – это самостоятельная часть нормативного правовогоакта, некое вступление, не содержащее правовых норм, но обращённое к чувствам исознанию субъектов права. В ней содержатся «нормы-цели» и «нормы-принципы»,которые юридической силой не обладают, но могут использоваться при разъяснениидругих положений акта.
Типичнымпримером, на наш взгляд, является преамбула, данная в Конституции РоссийскойФедерации. Звучит она так: «Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общейсудьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир исогласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя изобщепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя памятьпредков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечитьблагополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родинуперед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества,принимаем Конституцию Российской Федерации»[41].
Квнутренней структуре относится разделение нормативного правового акта наразделы, главы, части, статьи, пункты, подпункты и другие элементы. Основнымиструктурными элементами нормативного правового акта выступают статьи и пункты,так как на них основан весь текст документа. Исторический опыт правотворчествавыработал правило сплошной нумерации статей и пунктов. Данное правилоиспользуется практически во всех цивилизованных странах. Наиболее детальноеделение текстов необходимо в целях систематизации информации для удобногопользования. Разделы нормативного акта могут объединять в себе Общую иОсобенную части (например, Уголовный Кодекс Российской Федерации). Общая частьдолжна включать в себя: 1) основные положения (определения понятий, принципы ит.п.); 2) специальные нормативные положения (презумпции); 3) другие положения,закрепляющие в себе правовой фундамент применения норм Особенной части.Особенная часть включает в себя: правила поведения, юридически закреплённыеправа и обязанности, а также юридическую ответственность за нарушение тех илииных правовых норм.
Вышеизложенная структура нормативного правового акта – эторезультат долгого нормотворческого развития, который, с одной стороны,способствует чёткому и последовательному изложению материала в правовом акте, ас другой, удобному пользованию им.
2.3 Виды нормативныхправовых актов
Внастоящее время нормативные правовые акты в Российской Федерации по юридическойсиле делятся на две группы: на законы и соответственно подзаконные акты.Попытаемся доказать данное утверждение.
Закон — этообладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядкевысшим представительным органом государственной власти или непосредственнонародом и регулирующий наиболее важные общественные отношения[42].
На протяжении многихтысячелетий понятие закон используется в практической и научной деятельности.Бывает и так, что закон отождествляется понятию самого источника права. И всвязи с этим ещё в середине 19 века учёные-теоретики внесли предложение опонятии закона в 2-х смыслах: формальном и материальном. В формальном смыслезакон понимался как нормативный правовой акт, принятый законодательным органомв специальной процедуре; в материальном смысле — как тождественное понятие длявсех источников права в целом.
Всякие попытки объединитьэти понятия могут привести к неблагоприятным последствиям. Во всехдемократических государствах мира закреплён принцип независимости судей. А вст.120 Конституции Российской Федерации 1993 года, формула данного принципазвучит так: «судьи независимы и подчиняются только Конституции РоссийскойФедерации и федеральному закону»[43]. Из нашего примеравидно, что понятие закона используется в широком смысле, т.е. как защитасудебной деятельности от вмешательства в неё других ветвей власти (например,«от телефонного права»). А с другой стороны, данной формулой закрепляетсяпринцип подчинения судьи основным нормативным правовым актам. Следовательно,судья Российской Федерации формально не является независимым.
Как и любой нормативныйправовой акт, закон обладает своими признаками:
· всегда содержитправовые нормы, является юридическим документом;
· принимаетсявысшим органом законодательной власти или самим народом, посредствомреферендума;
· издаётся длярешения наиболее важных, для государства и общества, вопросов и устанавливаетоснову правового регулирования во всех отраслях права;
· правом отмены илипоправки обладают только те органы, которые приняли данный закон, либо, вслучае несоответствия Конституции, Конституционным Судом Российской Федерации иконституционными судами республик.
Говоря о законе, как обисточнике права, нельзя не отметить его отличие от других нормативных правовыхактов:
· от актовиндивидуального характера, т.е. тех актов, которые содержат чёткие инструкциипо конкретным вопросам (к примеру, нормативный акт о назначении на должностьсудьи районного суда РФ);
· от актов толкования,т.е. тех актов, которые лишь разъясняют действующие правовые нормы, но не могутустанавливать какие-то новые (например, постановление).
В демократическомгосударстве законы должны быть ведущими источниками права, основой правопорядкаи всей правовой системы в целом.
«Законодательство — этовся совокупность законов, действующих в стране»[44].
Но следует знать, что подзаконодательством понимаются не только законы, но и иные нормативные документыс содержанием правовых норм (например, указы Президента РФ).
В последнее время указыПрезидента стали обладать соответствующей, что и закон, юридической силой до принятияи вступления закона в силу по конкретному вопросу. В частности, в части первойГражданского Кодекса Российской Федерации прямо записано: «В случаепротиворечия указа Президента Российской Федерации или ПостановленияПравительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному законуприменяется настоящий Кодекс или соответствующий закон»[45].
По значимостисодержащихся правовых норм, законы подразделяются на два вида: конституционныеи обыкновенные.
К конституционным законамотносятся законы, вносящие поправки в Конституцию, а также законы,предусмотренные для издания непосредственно самой конституцией. В нашейдействующей, на данный момент, конституции существует четырнадцать таких законов:например, законы о Правительстве РФ (ст. 114), оКонституционном Суде РФ (ст. 128), об изменении конституционно — правовогостатуса субъекта РФ (ст. 137 Конституции Российской Федерации). Наравне собычными законами, у конституционных законов предусмотрена наиболее сложнаяпроцедура принятия их в Федеральном Собрании. К примеру, на принятый конституционныйзакон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции РоссийскойФедерации).
Обыкновенные законы – этонормативные правовые акты действующего законодательства, которые охватываютразличные сферы общества. Они также обладают высшей юридической силой, но, ктому же, обязаны соответствовать Конституции и конституционным законам.
Обыкновенные законыподразделяются на кодификационные и текущие. К кодификационным относятсязаконы, устанавливающие основы правового регулирования в какой-либо отраслиправа (например, Законы РФ «Об охране окружающей природной среды», «Обобразовании»[46]) и все кодексы, принятыеГосударственной Думой РФ. Кодексы достаточно детально регулируют лишьопределённую область общественных отношений. В основном, кодексы относятся копределённой отрасли права (например, Уголовный Кодекс РФ, Гражданский КодексРФ, Семейный Кодекс РФ и многие другие).
Текущиезаконы в Российской Федерации подразделяются на законы федерального значения изаконы регионального значения (субъектов Федерации). Таким образом, помимофедерального закона «О языках народов Российской Федерации»[47]в ряде многих республик, входящие в состав Российской Федерации, издаютсясобственные законы о языках. Законы федерального значения оказывают своёдействие строго на территории всей Российской Федерации. Если закон субъектаРоссийской Федерации не соответствует федеральному закону Российской Федерации,то действует лишь федеральный.
Конституция в РоссийскойФедерации является основным законом, обладает высшей юридической силой иопределяет правовую основу государства, систему правосудия, права и свободыграждан и многое прочее.
В настоящее время вРоссийской Федерации действует Конституция, принятая в ходе референдума,состоявшегося 12 декабря 1993 года. Она состоит из преамбулы, основного(первого) раздела, состоящего из девяти глав и особого (второго) раздела, вкотором содержатся заключительные и переходные положения.
Следует отметить отличияконституции от других нормативных актов:
· конституция имеетучредительный и основополагающий характер. Она регулирует наиболее важныеобщественные отношения, которые коренным образом затрагивают интересы всехграждан. Конституция РФ устанавливает исходные нормы по вопросам организации идеятельности государства, закрепляет права и свободы граждан РоссийскойФедерации, порядок национально – территориального устройства, деятельностиорганов местного самоуправления[48]. Поэтому, по отношениюко всем другим правовым нормам, конституционные нормы являются первичными.
· как уже былоотмечено, конституция является основным законом государства, составляющимфундамент всей правовой системы;
· конституцияобладает наивысшей юридической силой. Главенствующая роль Конституции какосновного закона, выявляется в том, что любой закон обязан приниматься встрогом соответствии с ней;
· онахарактеризуется стабильностью. Это объясняется тем, что конституция закрепляетв себе устои государственного и общественного строя.
Важную роль в системезаконодательства играют отраслевые законы, такие как: административные законы;гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законыи т.п. Также существуют и межотраслевые законы, содержащие в себе правовыенормы нескольких отраслей права (например, право собственности складывается изнорм конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторыхдругих отраслей права/>[49]).
Подзаконныеакты — это акты, принятые на основе Конституции в соответствии с законом сцелью конкретизации и дополнения его нормативных положений[50].
Вследствиетого, что подзаконные акты не так сильны в юридическом плане, чем законы, ониосновываются исключительно на них. Несмотря на то, что закон играетглавенствующую роль в Российской Федерации, подзаконные акты всё же играютвспомогательную, детализирующую роль в общественной жизни государства.
Внастоящее время известны следующие виды подзаконных актов:
1)Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации. Президент являетсяглавой государства и поэтому, в соответствии с этим, его указы занимают второе,после законов, место в иерархии, и также требуют их исполнения на территориивсего государства.Предметом регулирования указов Президента РФ являются основные направлениявнешней и внутренней политики. Если случится так, что указ Президентапротиворечит Конституции и законам РФ, то Конституционный Суд РФ, на основанииего заключения, принимает решение об утрате силы данного указа. Процедурапринятия и вступления в силу указа проходит быстрее, чем в законах.
2)Нормативные правовые акты Правительства. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляетПравительство Российской Федерации[51]. Реализуя поставленнуюзадачу, Правительство РФ принимает постановления и издает распоряжения. В формепостановлений издаются решения, имеющие наиболее важное значение; в формераспоряжений – по текущим вопросам. Особенность актов Правительства заключаетсяв том, что они принимаются только на основании законов РФ и указов ПрезидентаРФ.
3)Нормативные правовые акты министерств и ведомств. Их особенность состоит в том,что они издают приказы и инструкции, содержащие правовые нормы, в соответствиис постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ и законами РФ. Поэтому любой ведомственный актдолжен быть основан на указании вышестоящих органов, что на практике редкобывает.
В современномроссийском законодательстве известно множество таких актов. В их число входят:приказы, постановления, уставы, положения и многие другие акты. Создаются они сцелью реализации функций государственного управления в различных сферахобщественной жизни, будь то наука, культура, промышленность и многое другое.Они обязательны для исполнения всеми подведомственными министерствам иведомствам организациями, учреждениями и должностными лицами.
Нормативнымправовым актам министерств, которые затрагивают права и свободы граждан,необходимо пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ иопубликовать данный акт после неё не позднее срока в десять дней. Всоответствии с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации,Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральныхорганов исполнительной власти»: акты, не прошедшие государственную регистрацию,а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, невлекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются[52].
Государственнаярегистрация необходима, так как она проверяет законность решения министерствили ведомств. То есть проверяется, не ущемляются ли права и свободы гражданданным актом, не возлагаются ли на них несвойственные им обязанности,предусмотренные российским законодательством. При разрешении споров в судах,нельзя использовать данные акты при принятии решения. Такое ограничениеявляется необходимым средством борьбы юристов за справедливость в принятии иприменении актов, субъектом исполнения коих являются граждане. СогласноПостановлению Правительства РФ от 23 июля 1993 года «Об утверждении правилподготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной властии их государственной регистрации», центральные органы федеральной исполнительнойвласти обязаны доводить до сведения соответствующих учреждений и организаций РФо принятых ими ведомственных нормативных актов.
Копииактов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня послегосударственной регистрации направляются Министерством юстиции РоссийскойФедерации в «Российскую газету», в Бюллетень нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическаялитература» Администрации Президента Российской Федерации, внаучно-технический центр правовой информации «Система» и в Институтзаконодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РоссийскойФедерации[53].
4)Нормативные акты субъектов РФ. Локальные нормативные правовые акты. Решаяопределённые задачи, встающие перед органами государственной власти субъектовФедерации, они в пределах своей компетенции, принимают решение, которое послеприобретает правовые форму. Акт субъекта Федерации действует лишь на территории того субъекта, гдеон был принят. Решения, принятые на областном уровне (инструкции), должны бытьпредставлены исполнителям в течение семи дней с того дня, как они были приняты,но не позже той даты, когда оно вступает в законную силу.
В теориигосударства и права локальным нормативным правовым актом называется юридическийдокумент, в котором содержатся нормы права и который принимается субъектомуправления на предприятии, учреждении и иной организации. К примеру, главаадминистрации субъекта Федерации вправе издать постановления и распоряжения, сцелью разрешения вопроса, относящегося к его компетенции.
На основевышесказанного можно сказать, что общим обстоятельством для всех видовподзаконных актов в Российской Федерации, совместно с законами, является то,что они служат источником правопорядка и законности. Граждане и юридическиелица ориентируются на принятые правовые решения. У подзаконных актов есть свояиерархия, отличная от иерархии административной. К примеру, ПостановлениеПравительства на федеральном уровне имеет большую юридическую силу, нежелианалогичное постановление, только уже правительства области или министерства.
Такжесуществуют локальные правовые акты государственных организаций инегосударственных учреждений с различными формами собственности. С цельюзаконодательного закрепления их деятельности, они создают различные нормативныеправовые акты: уставы и положения. Такие акты составляют нижнее звено в системеподзаконных актов и для того, чтобы приобрести юридическую силу, им требуетсязарегистрироваться в соответствующем муниципальном органе власти. К примеру,устав закрытого акционерного общества только после регистрации вгосударственных органах власти, приобретает свою юридическую силу.
Следовательно, как и было сказановыше, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группынормативных правовых актов, которые, в свою очередь, подразделяются насоответствующие виды.
Итогом нашихисследований во второй главе является вывод, что понятие и признакинормативного правового акта развиваются. Но имеются и постоянные признаки, какнапример, связь нормативных правовых актов с государственной властью иобеспечение их исполнения посредством государственного принуждения. Однакопризнак принятия нормативного правового акта компетентными органами и лицамиимеет тенденцию к изменению, так, к примеру, решения Конституционного СудаРоссийской Федерации по конкретному делу становится обязательным к исполнениюпри аналогичных обстоятельствах. В ходе исследования было установлено, чтоструктура нормативного правового акта – это результат нормотворческого развитияв целях чёткого и последовательного изложения материала в правовом акте дляудобства использования. Принято делить нормативные правовые акты на двеосновные группы: законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь,подразделяются на соответствующие виды.
Заключение
В результате нашегоисследования можно сделать вывод, что в Российской Федерации, правовая системакоторой, относится к романо-германской семье, большое значение придаётсянормативному правовому акту как источнику права.
Нормативный правовой актв нашей стране регулирует многие социально – экономические, политические,гражданско-правовые, трудовые и иные правоотношения.
Мы исследовали понятие«источник права» и выяснили, что источником права понимается: действующие вгосударстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормыправа, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, спомощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
В нашей работе мырассмотрели основные источники (формы) права: правовой обычай, судебныйпрецедент, нормативный правовой акт, нормативный договор, правовая доктрина,священные книги и международные договоры. В ходе исследования, мы выяснили,что, в разных системах права, различные источники (формы) права всегда играли ипродолжают играть далеко не одинаковую регулятивную роль.
Отсюда проявляется открытость современного права длявзаимодействия и для взаимообогащения с другими системами права, что приводит кзаимствованию не только отдельных норм права, но также и целых правовыхинститутов. Это, в свою очередь, приводит к динамичному развитию исовершенствованию права и механизмов правового регулирования как внутри страны,так и на мировом уровне.
Итак, мы выяснили, чтонормативный правовой акт – это официальный документ, содержащий правовые нормы,обязательные для исполнения и рассчитанные на многократное применение. В ходенашего исследования мы пришли к выводу, что основные признаки нормативногоправового акта сохраняются, а другие – имеют тенденцию к развитию.
Мы установили, чтонормативный правовой акт имеет внешнюю и внутреннюю структуру. К внешнейструктуре относятся реквизиты нормативных правовых актов и преамбула. Квнутренней структуре относятся разделы, главы, статьи, пункты и подпункты.
На основе проведённогоанализа нормативных правовых актов мы установили, что имеются два основныхвида: законы и подзаконные акты.
Таким образом, в ходенашего исследования, было установлено, что нормативные правовые акты играютважную роль в усовершенствовании российской правовой системы и развитииобщества в целом.
Библиографический список:
I. Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от27.12.2009) // Российская газета. – 08.12.1994. — № 238-239;
2. О языках народов РоссийскойФедерации: Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 11.12.2002) // Российскаягазета. – 14.12.2002;
3. Конституция Российской Федерацииот 12.12.1993 // Российская газета. – 21.01.1993. – № 7;
4. Об утверждении Правил подготовкинормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и ихгосударственной регистрации: Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 №1009 (ред. от 17.03.2009) // Российская газета. – 21.08.1997. — № 161;
5. Уголовный кодекс РоссийскойФедерации: Федеральный закон РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ(ред.от 29.12.2009) //Российская газета.–19.06.1996.-№ 114;
6. О порядке опубликования ивступления в силу актов Президента Российской Федерации, ПравительстваРоссийской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органовисполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от28.06.2005) // Российская газета. – 28.05.1996. — № 99;
7. О судебной системе РоссийскойФедерации: Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от27.12.2009) // Российская газета. – 29.12.2009.
II. Литература
1. Абдулаев, М.И. Теория государстваи права: учебник для высших учебных заведений. — 2-е изд., доп. – М.: Финансовыйконтроль, 2004. – 410 с.;
2. Алексеев, С.С. Проблемы теорииправа: курс лекций в 2-х т. — Свердловск, 1973. – 400 с.;
3. Алексеев, С. С. Общая теорияправа: курс в 2-х т. — М.: Юрид. лит., 1982. — 360с.;
4. Алексеев, С.С. Теория государстваи права: учебник / С.И. Архипов, В.М. Корельский. [и др.]. – М., 1998., 559 с.;
5. Алексеев, С.С. Теория государстваи права: учебник / С.И. Архипов [и др.]. М.: Норма, 2005. – 496 с.;
6. Артье, А. Анализ Гражданскогокодекса 1804 года;
7. Бабаев, В.К. Теория государства иправа: учебник. — М.: Юристъ, 2003. – 592с.;
8. Бабаев, В.К. Теория государства иправа: учебник. — М.: Юристъ, 2006. – 634с.;
9. Белых, В.С. Правовое регулированиепредпринимательской деятельности в России: Монография — Проспект, 2009. – 234с.;
10. Бошно, С. Нормативный правовойакт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный игражданский процесс. – 2009. — № 4, 5, 6.;
11. Венгеров, А.Б. Теория государстваи права: учебник — 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000. — 528 с.;
12. Воронина, М.Ф. Понятие источников(форм) права в теории государства и права и в юридических отраслевых науках //История государства и права. – 2007. — № 19.;
13. Головистикова, А.Н. Теориягосударства и права в схемах и таблицах: учебное пособие / А.Н. Головистикова,Ю.А. Дмитриев. – М.: ЭКСМО, 2006. 256 с.;
14. Диаконов, В.В. Теория государстваи права: учебное пособие. – 2004. www.allpravo.ru/library/doc108p0/instrum151/item2764.html
15. Дивин, И.М. Оперирование понятиемнормативного правового акта в судебной арбитражной практике // Российскаяюстиция. – 2009. — № 9.;
16. Ершова, Е.А. Источники и формытрудового права в России // Трудовое право. – 2007. — № 10.;
17. Кудрявцев, В.Н. О правопониманиии законности // Государство и право. 1999. — №3. — С. 23;
18. Марченко, М.Н. Является лисудебная практика источником права? // Журнал российского права. — 2000. — №12. — С. 19;
19. Малько, А.В. Теория государства иправа: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Юристъ, 2001. — 776 с.;
20. Марченко, Н.М. Теория права игосударства: курс лекций. — М., 1998. – 460с.;
21. Перевалов, В.Д. Теориягосударства и права: учебник для вузов / отв. Ред. В.М. Корельский. – 2-е изд.,изм. и доп. – М.: НОРМА, 2003. – 596 с.;
22. Стенограмма заседанияКонституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2003 года. – 132 с.;
23. Сырых, В.М. Теория государства иправа: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ,2007. – 704 с.;
24. Тихомиров, Ю.А. Правовые акты:учебно-практическое пособие / И.В. Комелевская. – М.: Юридический колледж МГУ,1995. – 162 с.;
25. Хропанюк, В.Н. Теория государстваи права: учебник для вузов / Под ред. проф. Стрекозова. — 2-е изд., перераб. идоп. М.: Интерстиль, 2001. — 336 с.;
26. Херлок, Е.С. Исторический экскурсв теорию права. — М., 1997.;
27. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. — М.:Юрайт. -2001. — 432 с.
28. Шершеневич, Г.Ф. Общая теория права.- М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1911. 698 c.;
29. Якушев, А.В. Теория государства иправа: конспект лекций. – М.: Приор, 2003. – 192 с