Реферат по предмету "Государство и право"


Новая система оплаты труда в образовании

Введение
Системаоплаты труда в учебных заведениях России давно нуждалась в корректировке. Впервую очередь в связи с невысоким уровнем заработных плат в целом по стране.НСОТ помогает обеспечить эффективный контакт между обществом и учителем, в томчисле путем повышения его средней заработной платы до социально приемлемогоуровня – не менее средней зарплаты в регионе.
Введение новой системыоплаты труда в сфере образования призвано решить одну из наиболее болезненныхпроблем современной российской системы — уйти от уравнительных подходов иобеспечить реальное повышение доходов учителей и при этом – что самое важное –сделать это в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качестводаваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательнойпрограммы школы. Можно сказать, что от реализации данного направлениякомплексного проекта зависит обретение учителем заслуженного социального ипрофессионального престижа, обретение им достойного качества жизни и связанногос этим самоуважения и самоутверждения как эффективного и успешного членаобщества.
Задача данной работызаключается в более подробном рассмотрении новой системы оплаты труда.

1.Законодательное и нормативное регулирование бюджетной классификации РФ
Правовым основаниемвведения новых систем оплаты труда (НСОТ) в субъектах РФ являются статьи 29, 41Закона РФ «Об образовании», часть 2 статьи 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ«Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,статья 144 Трудового кодекса РФ. Однако до принятия Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 г. реализация указанных законодательных положений вцелях регулирования института оплаты труда затруднялась отсутствиемсоответствующей нормативной базы. Принятие названного закона активизировалодеятельность законодательных органов субъектов РФ в сфере разработки новыхсистем оплаты труда педагогических работников.
С1 сентября 2007 г. НСОТ введена в более чем 20 субъектах РФ и еще около двухдесятков субъектов, в ближайшее время также будут вводить новые системы оплатытруда. Как показывает практика, на данный момент выделяется пять моделей НСОТ,лежащих в основе внедряемых субъектами РФ систем оплаты труда работниковобразования. Основные принципы построения региональных систем оплаты труда былипредставлены Министерством образования и науки РФ в модельной методике.ПостановлениемПравительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочеговремени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы)педагогических работников образовательных учреждений» продолжительностьрабочего времени педагогических работников в зависимости от занимаемойдолжности устанавливается от 18 до 36 часов за ставку. Нормирование рабочеговремени на основании ставок заработной платы позволяет установить зависимостьразмера заработной платы учителей от объема их учебной нагрузки. Вместе с теместь группа педагогических должностей, оплата труда которых может строиться наосновании должностных окладов. Перечень этих должностей приведен в пункте 1постановления № 191. К ним, в частности, относятся: старшие воспитатели,педагоги-психологи, социальные педагоги и т. д.
В соответствии с частью3 пункта 7 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном иместном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых изсоответствующих бюджетов, на 2008 г. (утв. решением Российской трехстороннейкомиссии по регулированию социально-трудовых отношений 29 декабря 2007 г.) привведении систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях,находящихся соответственно в ведении субъектов РФ и органов местногосамоуправления, могут применяться Методические рекомендации по введению вфедеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда, утвержденныеприказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 октября2007 г. № 663.
Данными документамирекомендуется с введением новых систем оплаты труда работников федеральныхбюджетных учреждений при определении заработной платы руководителей учреждений,их заместителей и главных бухгалтеров исходить из должностных окладов, выплаткомпенсационного и стимулирующего характера, как это предусмотрено пунктом 7Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетныхучреждений и гражданского персонала воинских частей (утв. постановлениемПравительства РФ от 22 сентября 2007 г. № 605).
 
2. Система оплаты трудав учреждениях, реализующих программы общего образования
К настоящему временидействует целый ряд нормативных правовых документов, обеспечивающих основу дляперехода на новую отраслевую системуоплаты труда работников образовательныхучреждений в условиях нормативного финансирования, основными из которыхявляются:
— Поручение ПрезидентаРоссийской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного советаРоссийской Федерации 13 сентября 2006 года;
— РаспоряжениеПравительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р «О концепциимодернизации российского образования на период до 2010 года»;
— Приказ Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 15.01.2007 г. № 8 «О реализациипостановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 848»
Введениенормативного подушевого финансирования имеет своим ключевым моментом отказ отпостатейного финансирования издержек в пользу подушевого финансирования задач.Важно понимать, что такой переход является необходимым элементом при проведенииполитики децентрализации управления образовательной сферой и развитияэкономической самостоятельности образовательных учреждений.
Использованиеподушевого бюджетного финансирования создаст возможность объективного ипрозрачного способа распределения финансовых ресурсов по образовательнымучреждениям, они ставятся в равные условия, а их финансовое благополучиезависит, прежде всего, от эффективности организации учебной деятельности икачества предоставляемой образовательной услуги. Кроме того, выравниваниефинансовых условий делает возможной содержательную оценку качества работыобразовательного учреждения, что стимулирует работу коллектива, егозаинтересованность в борьбе за ученика. А это, в свою очередь, создаетпредпосылки для связи качественных характеристик работы школы и дополнительногофинансирования этого качества (выделение бюджетных средств по результатамработы).
Задача подушевогонорматива бюджетного финансирования – обозначить количество бюджетных средств,которое должно быть доведено именно до учащегося, так как этими средствамибудет оплачена стандартная образовательная программа. Только в этом случаенорматив определенной стоимости обеспечит и равенство доступа к бюджетнойуслуге, и эффективность расходования бюджетных средств. В этом коренное отличиенорматива подушевого финансирования от тех нормативов, которые используются прирасчете образовательных субвенций. Введение такого норматива в первую очередьдолжно расширить полномочия директора в распределении выделенных ему ресурсов.Имея величину норматива и контингенты учащихся, директор может заранеерассчитать величину бюджета своей школы и сформировать под бюджет штатноерасписание, составить смету, распределив средства по статьям бюджетнойклассификации. Таким образом, введение модели подушевого нормативногобюджетного финансирования в расчете на 1 учащегося обеспечивает:
—    обязательноедоведение финансового норматива до образовательного учреждения в полном объеме,без изъятия;
—    прозрачностьпри определении и распределении объемов бюджетного финансирования между ОУ;
—    гарантиибюджетного обеспечения образовательного процесса и возможность бюджетногопланирования развития ОУ;
—    переходот финансирования производителей услуг и содержания сети учреждений кфинансированию поставленной перед учреждениями задачи через финансированиепотребителей образовательных услуг;
—    укреплениеи развитие школьной автономии и экономической самостоятельности.
Нормативно-подушевойпринцип должен использоваться на всех уровнях формирования бюджета и егодоведения до бюджетополучателя: региональном, муниципальном, уровнеобразовательного учреждения.
Главнаяна сегодня задача — обеспечить эффективный контакт между обществом и учителем,прежде всего путем повышения его средней заработной платы до социальноприемлемого уровня – не менее средней зарплаты в регионе. Введение новойсистемы оплаты труда призвано решить одну из наиболее болезненных проблемсовременной российской школы: уйти от уравнительных подходов и обеспечитьреальное повышение доходов учителей и при этом – что самое важное – сделать этов отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемогообразования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программышколы. Можно сказать, что от реализации данного направления комплексногопроекта зависит обретение учителем заслуженного социального и профессиональногопрестижа, обретение им достойного качества жизни и связанного с этимсамоуважения и самоутверждения как эффективного и успешного члена общества.Предполагаются новые подходы к оплате труда:
1. Фиксированныеразмеры ставок, окладов за норму рабочего времени заменены на заработную платув зависимости от расчетной единицы стоимости педагогической услуги (1ученико-час).
Таким образом,во-первых, отражается интенсивность труда учителя и преодолевается зависимостьзаработной платы от количества отработанных учителем часов, а, во-вторых,стимулируется сохранение и повышение наполняемости классов.
2. С бюджета снятанагрузка по обеспечению гарантий учителям, которым не может быть обеспеченаполная учебная нагрузка или снижается нагрузка в течение года.
3. Применен новыйподход к разделению рабочего времени на «аудиторную и неаудиторную занятость».
Аудиторная занятость –проведение уроков, неаудиторная занятость — подготовка к урокам, консультации,подготовка к олимпиадам, конференциям, смотрам, методическая работа и иныеформы работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).
4. Установленазависимость между средним уровнем оплаты труда по учреждению и заработнойплатой руководителя, что стимулирует руководителя бороться за рост оплаты трудапутем рационального использования средств, выделяемых школе по нормативу.
5. Отсутствует четкаярегламентация по количеству и заработной плате непедагогических работников, чтосоздаст стимул к сокращению избыточного персонала, позволит сбалансироватьштатные расписания, более рационально определить в структуре фонда оплаты трудадоли отдельных категорий работников, а также повысить их зарплату.
Основной особенностьюновой системы оплаты труда является формирование фонда оплаты трудаобразовательным учреждением самостоятельно в пределах общего объема средствучреждения, определяемого в соответствии с нормативом подушевого финансированияв расчете на одного обучающегося в год.
3. Система оплатытруда в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования
С 1 ноября 2008 годаоклады работников ГОУ ВПО определяются не Единой тарифной сеткой, а системой,разработанной внутри каждого такого учреждения. Решение о переходе на новуюсистему оплаты труда (НСОТ) было принято правительством в августе 2008 года.
Принципиальное отличиеНСОТ прежде всего в том, что она разделяет сотрудников по видам экономическойдеятельности. Большие полномочия в вопросах распределения фонда оплаты трудаполучает ректор. Он также самостоятельно принимает решение о необходимомколичестве сотрудников. С введением новой системы зарплата работника можетувеличиться в зависимости от результатов и качества его труда, а может иостаться на уровне гарантированной ее части, но не меньше, чем был его окладпри старой системе.
Примерный размеризменения заработной платы в федеральных учреждениях высшего профессиональногообразования:
Попрофессорско-преподавательскому составу:
— в 116 вузах произошлоувеличение заработной платы – от 1 до 47 %;
— в 25 вузах произошло снижение заработной платы – от 2 до 42 %.
Поучебно-вспомогательному и прочему обслуживающему персоналу:
— в 131 вузе произошло увеличение заработной платы – от 1 до 86 %;
— в 10 вузах произошло снижение заработной платы – от 1 до 13 %.
Поадминистративно-управленческому персоналу:
— в 113 вузах произошло увеличение заработной платы – от 1 до 131 %;
— в 28 вузах произошло снижение заработной платы – от 1 до 60 %.
Приотсутствии минимальных окладов в примерном положении, утвержденном приказомРособразования от 09.10.2008 г. № 1383 в ходе формирования НСОТ федеральныеобразовательные учреждения использовали разные подходы к определению уровнягарантированной части заработной платы, к определению структуры заработнойплаты и повышению составляющих частей заработной платы.
В45 вузах минимальный оклад по I ПКГ (Профессионально-квалификационная группа)установлен в размере 4330 рублей и более.
Минимальныеразмеры окладов с применением «вилок» по ним по всемпрофессиональным квалификационным группам работников установлены привведении НСОТ в большинстве вузов страны.
Взависимости от финансовых возможностей вузов, а также от того, к какойсоставляющей части заработной платы (к должностному окладу, компенсационным илистимулирующим выплатам) в конкретном вузе отнесены обязательные выплаты зазанимаемую должность и наличие ученой степени, минимальные должностные окладыварьируются: по I ПКГ — от 1221 до 6000 руб., по IV ПКГ – от 3000 до 26294 руб.
Диапазонразмеров минимальных окладов с учетом применяемых «вилок» окладов по каждой ПКГсоставляет: по I ПКГ – от 1221 до 11170 руб.; по IV ПКГ – от 3000 до 35700 руб.
Вто же время анализ порядка установления минимальных окладов по ПКГ вфедеральных образовательных учреждениях свидетельствует о том, что в отдельныхвузах был установлен единственный минимальный оклад для всех ПКГ какминимальная гарантия оплаты труда для всех работников, независимо от занимаемойдолжности.
Привведении НСОТ средняя заработная плата основного персонала значительноразличается по вузам и составляет в кратности нового МРОТ от 1,9 до 6,7 раза.
Приэтом доля бюджетных средств, направленных на введение нового МРОТ в объеме дополнительныхбюджетных ассигнований, выделенных на введение НСОТ, имеет огромный разброс и составляетпо вузам от 0 % до 100 %.

Заключение
В заключениеконтрольной работы следует отметить, что в основу построенияновой системы оплаты труда положены такие принципы как:
— обеспечениезависимости величины заработной платы от квалификации работников, сложностивыполняемых работ и условий труда, уровня образования и стажа работы;
— поэтапное приближениеминимальной базовой ставки и минимального базового оклада к величинепрожиточного минимума трудоспособного населения;
— использование системыпоощрения за высокие результаты и качество выполнения работы, основаннойпреимущественно на применении индивидуальных доплат и надбавок стимулирующегохарактера, устанавливаемых к оплате по тарифу, а также разового премирования заособые достижения в труде.
При введении новойсистемы оплаты труда в образовательном учреждении, размер базового оклада,базовой ставки педагогического работника, за норму труда, определяется вразмере не менее установленногофедеральными, республиканскими или муниципальными органами власти уровня длясоответствующей профессионально-квалификационной группыработников.Вслучае если, гарантированная заработная плата работника по условиямновойсистемы оплаты труда оказывается меньше, чем по действующим условиям — работнику предусматривается компенсационная доплата. Также учитывая, что цельюНСОТ является повышение качества работы учреждения приведем рекомендованныепримеры оценки данного показателя. Педагогическиепоказатели учебной и воспитательной работы:
-достижение учащимисявысоких показателей в сравнении с предыдущим периодом;
-подготовка призероволимпиад, конкурсов, конференций различного уровня;
-профильный,углубленный уровень образовательной программы;
-охват подготовка ипроведение внеклассных мероприятий по предмету;
-применение современныхобразовательных технологий;
-участие педагога вметодической работе на школьном, городском, региональном, федеральном уровнях;
-индивидуальная работас учащимися, испытывающими затруднения;
Социальные показатели:
-отсутствие илиснижение количества учащихся, стоящих на учете в комиссии по деламнесовершеннолетних;
-снижение (отсутствие)пропусков учащимися (лекций) уроков без уважительной причины;
-охват учащихсядополнительным образованием;
-отсутствие нарушенийсо стороны учащихся Правил внутреннего распорядка.
Социально-психологическиепоказатели:
-удовлетворенностьучащихся и родителей;
-рейтинг учителя порезультатам анкетирования;
-высокий уровеньсоциально-психологической сплоченности класса;
-отсутствиеобоснованных обращений учащихся, родителей,коллег-педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокой уровень решенияконфликтных ситуаций.
Трудовая дисциплина:
-образцовое содержаниекабинета;
-высокий уровеньисполнительской дисциплины (подготовки отчетов, заполнения журналов,ведения личных дел и т.д.).

Список используемойлитературы
1.        29,41 Закона РФ «Об образовании»
2.        часть2 статьи 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации»
3.        статья144 Трудового кодекса РФ.
4.        Федеральныйзакон № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.
5.        ПоручениеПрезидента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственногосовета Российской Федерации 13 сентября 2006 года;
6.        РаспоряжениеПравительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р «О концепциимодернизации российского образования на период до 2010 года»;
7.        ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2007 г. № 8 «Ореализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. №848»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :