Содержание
Введение
1. Понятие населения и регламентация его положения
2. Понятие гражданства
3. Способы приобретения и утраты гражданства
3.1. Приобретение гражданства
3.2. Утрата гражданства
4. Двойное гражданство и безгражданство
4.1. Двойное гражданство
4.2. Безгражданство
5. Правовое положение иностранцев
Заключение
Список использованной литературы
Введение
По моему мнению, тема «Понятие населения и международно-правовыевопросы гражданства» является одной из самых актуальных в курсе Международногопубличного права. Под населением в международном публичном праве понимаетсясовокупность людей, проживающих на территории определенного государства инаходящихся под его юрисдикцией. Население любого государства состоит из: 1) гражданданного государства (основной состав населения); 2) иностранных граждан; 3) лиц,имеющих двойное гражданство (бипатриды); 4) лиц, не имеющих гражданства(апатриды). Правовое положение населения, определяемое объемом его прав иобязанностей и возможностью их осуществления, в разных странах не являетсяодинаковым. Оно определяется политическим режимом того или иного государства,уровнем социально-экономического развития, национальными и культурнымиособенностями, традициями, обычаями и другими факторами. Кроме того, в каждомгосударстве имеются законодательно установленные различия в правовом положениисобственных граждан (подданных), иностранцев, бипатридов и апатридов. Даннаятема довольно разработана такими авторами, как К.К. Гасанов, И.И. Лукашук, Л.П.Ануфриева, Д.К. Бякешев, Е. А. Лукашева, Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов, П.Н.Бирюков и другими учеными.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть понятие населения имеждународно-правовые вопросы гражданства во всех аспектах и уяснить для себяосновные положения данной темы.
Задачами данной курсовой работы являются:
1) охарактеризовать понятие населения и его положение;
2) определить понятие гражданства;
3) изучить способы приобретения и утраты гражданства;
4) раскрыть такие понятия, как двойное гражданство и безгражданство;
5) охарактеризовать правовое положение иностранцев.
1. Понятие населения и регламентация его положения
Под населением в международном праве понимается совокупностьфизических лиц (людей), живущих на территории определенного государства иподчиненных его юрисдикции. В понятие населения любого государства входят: 1)граждане данного государства (основной состав населения); 2) иностранныеграждане; 3) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды); 4) лица, не имеющиегражданства (апатриды)18.
Правовой статус человека и гражданинавключает: гражданство;правоспособность и дееспособность; права и свободы; их гарантии; обязанности17.
Правовое положение населения, определяемое объемом его прав иобязанностей и возможностью их осуществления, в разных странах не являетсяодинаковым. Оно определяется политическим режимом того или иного государства,уровнем социально-экономического развития, национальными и культурнымиособенностями, традициями, обычаями и другими факторами6.
В каждом государстве имеются законодательно установленные различия вправовом положении собственных граждан (подданных), иностранцев, бипатридов иапатридов17.
Правовое положение населения любой страны регулируется внутреннимзаконодательством — конституциями, законами о гражданстве и другиминормативными актами государства7.
Вместе с тем имеется определенная группа вопросов, которые регулируютсяна основе международно-правовых норм и принципов, например режим иностранцев,защита национальных меньшинств и коренного населения.
В принципе все население государства находится под его юрисдикцией.
Существует целый ряд универсальных международных документов, которыеявляются основой для широкого признания прав всех категорий населения любогогосударства6.
2. Понятие гражданства
Гражданство — это устойчивая правовая связь физического лица сопределенным государством, выраженная в совокупности их взаимных прав,обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинстваосновных прав и свобод человека18.
Устойчивость — категория, которая характеризуется долговременностьюсвязей личности и государства. Как правило, человек рождается гражданиномопределенного государства и очень часто заканчивает свою жизнь гражданином тогоже государства. Однако при желании он может изменить гражданство, но этоделается не часто и, как правило, сопряжено со сложными процедурами,осуществляемыми компетентными органами государства16.
Взаимные права и обязанности гражданина по отношению к государству игосударства по отношению к гражданину определяются национальнымзаконодательством на основе международных стандартов17.
Основные положения правового статуса гражданина закреплены в конституцияхгосударств, иных нормативных правовых актах. В России в настоящее времядействует Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002г. (с последующими изменениями)18.
Каждое государство обязано защищать своих граждан, где бы они ни находились,в том числе и на территории другого государства. Защиту своих граждангосударство обязано осуществлять твердо, но корректно, соблюдая нормымеждународного права, не посягая на суверенные права иностранного государства9.
Конституция Российской Федерации гарантирует своим гражданам защиту ипокровительство за ее пределами (п. 2 ст. 61)3.В последние годы Россия проявляет большую активность по защите прав своихсоотечественников, проживающих в странах, где открыто нарушаются их права исвободы17.
Вместе с тем регламентация вопросов гражданства может осуществляться имеждународным правом, как на двусторонней, так и на многосторонней основе.Примерами здесь могут служить договоры об урегулировании вопросов двойногогражданства, о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства, атакже:
1) Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизиейзаконов о гражданстве 1930 года;
2) Конвенция о статусе апатридов 1954 года;
3) Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 года;
4) Конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и о воинскойобязанности в случаях множественного гражданства 1963 года;
5) Европейская конвенция о гражданстве 1997 года 18.
Как указано в международных документах, правовые нормы, регулирующиегражданство, должны основываются на следующих принципах: 1) каждый человекимеет право на гражданство; 2) следует избегать безгражданства; 3) никто неможет быть произвольно лишен своего гражданства; 4) ни вступление в брак, нирасторжение брака между гражданином государства и иностранцем, ни изменениегражданства одним из супругов во время пребывания в браке
не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга10.
Институту гражданства исторически предшествовал институт подданства,означавший подчинение лица монарху. Термин «гражданин» был провозглашен июридически закреплен во французской Декларации прав человека и гражданина 1789года. Впоследствии этот институт приобрел международно-правовое значение и сталвыражением юридического статуса лица, его государственной принадлежности.
Гражданство указывает на принадлежность лица к определенному государству.Наиболее типичным и прочным видом фактической связи лица с государствомявляется его постоянное проживание на территории государства. В гражданствеаккумулируются как политико-правовые, так и социальные, морально-нравственные ипсихологические отношения и связи, которые существуют между личностью и государством.Иными словами, гражданство имеет не только юридическое значение, определяющееправовую связь между лицом и государством, но также социальное значение,определяющее принадлежность лица к обществу и участие в его жизни8.
Необходимо различать фактическое население, о котором говорилось выше, инаселение в государственно-правовом смысле. К последнему относятся лишьграждане данного государства, и не только те, которые проживают на еготерритории, но и находящиеся за рубежом. Иными словами, территориальногражданство не ограничено13.
Гражданство определяет правовое положение личности как внутригосударства, так и за его пределами в международном общении. Институтгражданства выполняет как бы двуединую социально-правовую функцию. С однойстороны, гражданство является основанием права на получение защиты со сторонысвоего государства, с другой — оно выступает в качестве инструмента защиты прави интересов государства. С гражданством связаны как правовой статус личности,так и юрисдикция государства, предполагающая ответственность лица передгосударством8.
Гражданство можно рассматривать как субъективное право лица, и в этомсмысле следует говорить о праве индивида на гражданство. Обоснованием такоготолкования служат ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 года и п. 3 ст.24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, вкоторых прямо указывается на это право. Речь идет о гражданстве как опризнанном законом отношении лица к конкретному государству. Гражданствоозначает наличие у индивида конституционных прав, свобод и обязанностей,установленных каждым конкретным государством9.
3. Способы приобретения и утраты гражданства
3.1. Приобретение гражданства
Гражданство приобретается несколькими способами, в том числе по рождению,в результате натурализации, в порядке восстановления в гражданстве(реинтеграция), пожалования, в результате оптации11.
Приобретение гражданства по рождению (филиация) основывается натрех принципах.
Первый — принцип «права крови». Ребенок приобретает гражданствогосударства родителей независимо от места рождения ребенка. Применяется вбольшинстве государств Европы и Азии.
Второй — принцип «права почвы». Ребенок приобретает гражданствогосударства, на территории которого он родился, независимо от гражданства егородителей. Применяется в большинстве стран Латинской Америки.
Третий принцип — смешанный, который сочетает оба вышеназванных. Ребенокполучает гражданство государства его родителей независимо от места рождения;ребенок иностранных родителей, который родился на территории страны,применяющей принцип «права почвы», автоматически становится гражданиномгосударства места рождения. Смешанного принципа придерживаются многие странымира, в том числе Великобритания, Индия, США, Франция17.
В Российской Федерации основным способом приобретения гражданства порождению является принцип «права крови». В то же время гражданство Россииприобретает ребенок, когда оба его родителя, проживающие на территории РоссийскойФедерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, приусловии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства,гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство(подп. «г» п. 1 ст. 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»2002 г. с изменениями и дополнениями)4.Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родителикоторого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, еслиродители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (п. 2 ст.12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).
Гражданство можно приобрести и путем натурализации. Натурализация,как правило, связана с волеизъявлением лица, приобретающего гражданство, иналичием предусмотренных национальным законом условий. Натурализация может бытьосуществлена: 1) по просьбе лица, желающего переменить свое гражданство, илиапатрида (это самый распространенный вид натурализации); 2) при вступлении вбрак с иностранцем; 3) при усыновлении ребенка, имеющего гражданство другого государстваили вообще не имеющего гражданства.
Определяя условия предоставления гражданства, национальное законодательствоне должно допускать дискриминации по признаку расы, пола, языка, религии.Провозглашение свободы выбора гражданства содержится во Всеобщей декларацииправ человека.
Натурализация осуществляется либо решением главы государства (в России — Указом Президента РФ), либо решением ведомства иностранных дел (Великобритания)или судебного органа18.
Вместе с тем, законодательство некоторых государств содержит определенныетребованияк желающим получить их гражданство, которые касаются знанияязыка, образовательного ценза, проживания в течение определенного срока натерритории данного государства, наличия законного источника существования,лояльности по отношению к данному государству. Например, срок проживания (цензоседлости) во Франции и США составляет пять лет12.
Многие годы в законодательстве значительного числа государств содержалосьположение о том, что «жена следует гражданству своего мужа». С принятиемКонвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. возобладала практика выборагражданства: выходя замуж за иностранца и въезжая в его страну, женщина можетили сохранить свое прежнее гражданство или приобрести гражданство мужа вупрощенном порядке14.
Восстановление в гражданстве (реинтеграция) практикуетсягосударствами в случаях, когда лица имели гражданство государства, затем егоутратили, после чего снова захотели его приобрести15. Согласно ст. 15 Федерального закона «Огражданстве Российской Федерации» 2002 г. иностранные граждане и лица безгражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут бытьвосстановлены в ее гражданстве. При этом срок их проживания на территорииРоссийской Федерации сокращается до трех лет4.
Пожалование гражданства предоставляется гражданам, имеющим большиезаслуги перед данным государством. Эта практика началась в конце XVIII века, когда Франция предоставила гражданство выдающимсяиностранцам, отличившимся в защите завоеваний Великой французской революции. ВФедеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» институтпочетного гражданства не предусмотрен13.
Приобретение гражданства на основе международных договоров можетиметь место: 1) при объединении двух и более государств в одно; 2) при распадекрупного или федеративного государства; 3) при заключении мирных договоров,соглашений по репатриации, соглашений по территориальным вопросам (в случаяхцессии — перехода части территории одного государства другому, обмена участкамитерритории, продаже части территории)17.
Оптация — выбор гражданства населением территории, которая переходитот одного государства к другому по соглашению между последними. При оптациикаждый гражданин имеет право выбора: остаться на прежней территории, ноприобрести гражданство государства-преемника, либо переехать на другуютерриторию своего государства, сохранив его гражданство15.
В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации»при изменении ее Государственной границы в соответствии с международнымдоговором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственнаяпринадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) впорядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договоромРоссийской Федерации (ст. 17).
При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствиис международным договором Российской Федерации Государственной границыРоссийской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории,которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменитьсвое гражданство согласно условиям данного международного договора (ст. 21Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»)4.
При трансферте (переходе территории от одного государства к другому)население не спрашивают, хочет ли оно выбрать гражданство. Население простопередают другому государству вместе с территорией. Например, в 1990 году приобъединении ФРГ и ГДР фактически был осуществлен трансферт населения ГДР,поскольку это государство перестало существовать как реальность12.
Утрата гражданства
Утрата гражданства регулируется, прежде всего, национальнымзаконодательством. К способам утраты граждане им относятся:
1) экспатриация — выход из гражданства по собственному заявлению;
2)денатурализация — выход из гражданства при натурализации лица вдругом государстве;
3) в силу положений международного договора;
4) денационализация — лишение гражданства18.
Международное право прямо не разрешает, но и не запрещает лишениегражданства. Во Всеобщей декларации прав человека содержится следующаяформулировка: «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства»1. Аналогичное положение включено вЕвропейскую конвенцию о гражданство 1997 года. В современной России Конституция1993 года однозначно провозглашает, что «гражданин Российской Федерации неможет быть лишен своего гражданства или права изменить его»3.
Выход из гражданства РФ по действующему российскому законодательствуосуществляется на основании добровольного волеизъявления лица, причем если онопроживает на территории Российской Федерации, то в общем порядке, если заграницей — в упрощенном порядке. Выход из российского гражданства недопускается, если гражданин РФ: 1) имеет не выполненное перед РоссийскойФедерацией обязательство, установленное федеральным законом; 2) привлеченкомпетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого поуголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащийисполнению обвинительный приговор суда; 3) не имеет иного гражданства игарантий его приобретения18.
4. Двойное гражданство и безгражданство
4.1. Двойное гражданство
Двойное гражданство (бипатризм) - это правовое положение лица,свидетельствующее о том, что оно является гражданином двух или более государствв соответствии с их законами. Иными словами, приобретение двойного гражданстваосуществляется только в силу норм национального законодательства различныхгосударств15.
Двойное гражданство возникает: 1) при территориальных изменениях; 2) примиграции населения; 3) в случае коллизии при применении законов о приобретениигражданства; 4) в результате смешанных браков и при усыновлении; 5) принатурализации, если лицо, приобретающее гражданство другой страны, не теряетсвоего прежнего гражданства и так далее17.
В силу определенных социально-экономических, политических, идеологическихи других причин институт двугражданства признается в ряде государств мира,например в Англии, Армении, Бангладеш, Белоруссии, Германии, Израиле, России,Франции, некоторых странах Латинской Америки. Двугражданство, с одной стороны,создает для государства определенные социально-экономические и политическиепреимущества, а с другой — нарушает оптимальный режим регулирования правовогостатуса индивида и может негативно отражаться на отношениях других лиц вобществе с бипатридами. Бипатрид имеет возможность пользоваться правами позаконам государств, гражданство которых он имеет. Одновременно он имеет идвойную обязанность. В рамках таких правоотношений могут возникать коллизии.Это приводит к межгосударственным проблемам правового, политического,социально-экономического характера, В частности, бипатрид не может обеспечитьравное выполнение своих обязанностей по отношению к государствам, наделившим eго своим гражданством. Тем самым он дискриминирует тогосударство, для которого он выполняет меньше обязанностей. В свою очередь,одно из этих государств может дискриминировать самого бипатрида7. Законодательство большинствагосударств о гражданстве, как и международно-правовые нормы, регулирующие этиотношения, направлено на ограничение и сокращение числа лиц с двойнымгражданством. В то же время не исключается возможность иного решения вопроса винтересах личности при соблюдении соответствующих интересов того или иногогосударства6. Вмеждународной практике можно выделить по крайней мере три различных подхода кдвойному гражданству: признание двойного гражданства; запрещение двойногогражданства; допущение двойного гражданства. В соответствии с этим вмеждународной практике различают три вида договоров, посвященных вопросамдвойного гражданства.
Первый — договоры, направленные на урегулирование вопросов двойногогражданства, примером которого может служить Соглашение 1993 года междуРоссийской Федерацией и Туркменистаном по данному вопросу.
Второй — договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства кактакового. Значительное число договоров о предотвращении возникновения случаевдвойного гражданства в свое время заключил Советский Союз с социалистическимистранами. В основу было положено правило, согласно которому лицо с двойнымгражданством могло выбрать в течение определенного срока одно из гражданств.Если в течение этого срока выбор не был сделан, такое лицо сохраняло гражданствогосударства, на территории которого постоянно проживало.
Третий — договоры, направленные на устранение последствий двойногогражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или военной службы).Они включают ряд положений многосторонней Гаагской конвенции о некоторыхвопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 года, Европейскойконвенции о сокращении случаев множественности гражданства 1963 года и ряддвусторонних договоров, соглашений и конвенций8.
Основным международно-правовым средством устранения двугражданстваявляется заключение международных договоров на двусторонней, региональной илимногосторонней основе.
Международное сообщество при помощи и на основе международно-правовыхактов способно решить и решает вопросы устранения двугражданства сиспользованием следующих правовых механизмов: утраты первичного гражданства вслучае приобретения нового гражданства; нотации; добровольного отказа от одногоиз гражданств, имеющихся у индивида. Национальные правовые нормы, не исключаязначения международно-правовых средств, также предусматривают некоторые способовустранения бипатризма. К таковым следует отнести: оптацию; передачу гражданствародителей детям мигрантов, утратившим реальную связь с родиной по «правукрови»; получение гражданства отца при смешанном браке и матери при раздельномпроживании, при разводе и так далее16. Взаконодательстве многих государств не без оснований закреплен так называемыйпринцип непризнания двойного гражданства. Конечно, он означает лишь непризнаниеего правовых последствий, а между тем этот принцип прямо вытекает из ст. 3Гаагской конвенции 1930 года: «В соответствии с положениями настоящейКонвенции лицо, обладающее гражданством двух и более государств, можетрассматриваться каждым из государств, гражданством которого оно обладает, вкачестве своего гражданина2.» В то же время не существуетобщепризнанной международно-правовой нормы, запрещающей или хотя быограничивающей применение государством принципа непризнания двойногогражданства8.
4.2. Безгражданство
Коллизии национального законодательства различных государств по вопросамгражданства ведут к случаям, когда лицо не может подтвердить принадлежность кгражданству какого-либо государства. Безгражданство — это положениелица, которое не состоит в гражданстве ни одного из государств. Апатридыподчиняются юрисдикции того государства, на территории которого оно проживают,но они обладают меньшим объемом прав и свобод, чем граждане государствапроживания. Они ограничены в пользовании гражданскими и политическими правами,лишены возможности обратиться к дипломатической защите17.
Безгражданство может возникнуть: 1) в случае, когда одно государстволишает лицо своего гражданства и не предоставляет ему возможность сразуприобрести гражданство другого государства; 2) при утрате гражданства, еслиданное лицо добровольно вышло из гражданства своего государства и не приобрелогражданства в другом государстве; 3) при изменении гражданства женщины по причиневступления в брак, когда в соответствии с законодательством страны еегражданства она при вступлении в брак с иностранцем автоматически теряетпрежнее гражданство; г) в определенных случаях вследствие территориальныхизменений13.
Правовой статуслиц без гражданства определен Конвенцией о статусеапатридов 1954 года. Она гласит, что «личный статус апатрида определяетсязаконами страны его домициля или, если у него такового не имеется, законамистраны его проживания». У каждого апатрида существуют обязательства в отношениистраны, в которой он находится, в силу которых, в частности, он долженподчиняться законам и постановлениям, а также мерам, принимаемым дляподдержания общественного порядка.
Конвенция 1954 года обязывает государства-участники предоставлятьапатридам такое же правовое положение, каким пользуются иностранные граждане наих территории, в том числе в отношении: 1) движимого и недвижимого имущества;2) права на ассоциацию; 3) работы по найму, работы на собственном предприятии, занятиясвободными профессиями; 4) свободы передвижения14.
В вопросах авторских и промышленных прав, обращения и суд, начальногообразования, правовой помощи апатридам должны быть предоставлены права, какимипользуются собственные граждане государств.
Россия не участвует ни в Конвенции 1954 года, ни в Конвенции о сокращениибезгражданства 1961 года. Однако, в российском законодательстве воплощенатенденция сокращения статуса безгражданства: согласно Федеральному закону «Огражданстве Российской Федерации» поощряется приобретение гражданстваРоссийской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории России8.
5. Правовое положение иностранцев
Иностранцы — лица, которые находятся на территории иностранного государства,не являясь его гражданами8.Каждое государство самостоятельно решает вопросы относительно въездаиностранцев на территорию своего государства и условий пребывания на ней. Вмеждународной практике существует визовый институт, суть которого сводится кспециальному разрешению для въезда, транзита и выезда с территории принимающегогосударства. Ряд государств — участников Европейского союза в конце XX в. заключили между собой Шенгенские соглашения, согласнокоторым граждане этих государств могут практически свободно, без виз, лишь наоснове своих внутренних личных документов въезжать, передвигаться и выезжать стерритории государств — участников Соглашения17.
Нормы международного права, касающиеся иностранцев, включены в Декларациюо правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которойони проживают, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году.
Они сводятся к следующему: 1) любое государство имеет право устанавливатьправовой режим иностранных граждан, учитывая при этом свои международныеобязательства в области прав человека; 2) иностранцы обязаны соблюдать законыгосударства, в котором они находятся, а за их нарушение несут ответственностьнаравне с гражданами этого государства; 3) в соответствии с национальнымзаконодательством и с учетом обязательств государства по международному правуиностранцы пользуются соответствующим объемом прав и свобод; 4) недопустимымассовые высылки иностранцев, законно находящихся на территории данной страны;5) индивидуальная высылка возможна только во исполнение решения, вынесенного всоответствии с законом; 6) иностранец имеет право на защиту государства своего гражданства;7) запрещается дискриминация иностранцев по признакам расы, пола, языка,вероисповедания и прочее18.
Нормы об основаниях и порядке высылки иностранных граждан содержатсятакже в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (ст.13). Иностранец, законно находящийся на территории какого-либо государства,может быть выслан только во исполнение решения, вынесенного в соответствии сзаконом. Если императивные соображения государственной безопасности не требуютиного, он имеет право на представление доводов против своей высылки, напересмотр своего дела компетентной властью или лицами, специально назначеннымикомпетентной властью, и на то, чтобы быть представленным для этой цели передэтой властью или лицами11.
Каждое государство самостоятельно устанавливает правовой статус иностранцев,находящихся на его территории, и естественно, он в различных государствахотличается по своему объему. Между тем такой правовой статус имеет вбольшинстве государств общие черты: 1) разрешительный порядок въезда натерриторию государства — через визу; 2) иностранцы не пользуются избирательнымправом, не могут занимать государственные должности; 3) на иностранцев нераспространяется обязанности нести воинские повинности в государствепребывания; 4) иностранцы ограничены в некоторых трудовых правах; 5) дляприобретения гражданства установлено множество цензов7.
Правовой статус иностранцев можно свести к трем видам режимов:
— национальный режим — иностранцы уравниваются в правах с собственнымигражданами;
- режим наибольшего благоприятствования — иностранцампредоставляются такие же права, как и гражданам любого третьего государства;
- специальный режим — для иностранцев устанавливаетсяособый
режим, более жесткий по сравнению с двумя вышеназванными10.
Иногда для иностранцев применяется преференциальный режим, которыйотличается предоставлением им определенных привилегий и преимуществ вотношениях с соседними странами, например, в области пограничной торговли.
Международной практике известны случаи и так называемой обратнойвзаимности. Если какое-либо государство применяет к гражданам другогогосударства необоснованные, дискриминационные меры, наносящие ущерб их правам изаконным интересам, ухудшающие их правовое положение по сравнению с другимииностранцами, то это государство вправе применить ответные ограничительныемеры, что получило название реторсии (возмездия)11. Возможность применения реторсиипредусматривает и законодательство Российской Федерации.
В Российской Федерации правовой статус иностранцев определен ееКонституцией, Федеральным законом от 21 июня 2002 г. «О правовом положениииностранных граждан в Российской Федерации», иными национальными нормативнымиправовыми актами.
Часть 3 ст. 62 Конституции РФ определяет: «Иностранные граждане и лицабез гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанностинаравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленныхфедеральным законом или международным договором Российской Федерации»3.
Основные положения Федерального закона «О правовом положении иностранныхграждан в Российской Федерации» сводятся к следующему.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РоссийскойФедерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временногопребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего вРоссийскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышатьдевяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральнымзаконом (п. 1 ст. 5)5.
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранномугражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действияразрешения на временное проживание составляет три года (п. 1 ст. 6).
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживаниеежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органовгосударственной власти субъектов РФ и с учетом демографической ситуации всоответствующем субъекте России и возможностей данного субъекта по обустройствуиностранных граждан (п. 2 ст. 6). Так, в 2003 году квота на иностранцев вРоссийской Федерации составляла 439 080 человек, в 2004 году — 205 633 человека13.
В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличиизаконных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выданвид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностраннымгражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти,ведающего вопросами внутренних дел, не позднее чем за шесть месяцев доистечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения видана жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации неменее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительствовыдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия видана жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может бытьпродлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство неограничено (ст. 8)5.
Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать ибыть избранными в федеральные органы государственной власти, органыгосударственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдумеРоссийской Федерации и референдумах субъектов РФ. Постоянно проживающие в Россиииностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральнымизаконами, имеют право избирать и быть избранными в органы местногосамоуправления, а так же участвовать в местном референдуме (ст. 12).
Согласно ст. 14 Федерального закона иностранный гражданин не
имеет права: 1) находиться на государственной или муниципальной службе; 2)замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственнымфлагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплаванияРФ; 3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другогоэксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственнойили экспериментальной авиации; 4) быть командиром воздушного судна гражданскойавиации; 5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельностькоторых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Переченьтаких объектов и организаций утверждается Правительством РФ; 6) заниматься инойдеятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которымограничен федеральным законом.
Иностранный гражданин не может быть призван на военную службу(альтернативную гражданскую службу), не может поступить на военную службу вдобровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные силы РФ,другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданскогоперсонала (ст. 15).
Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязанзарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в РоссийскуюФедерацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом и другими федеральнымизаконами. Регистрация детей, не достигших возраста восемнадцати лет и въехавшихв Российскую Федерацию вместе с родителями или с одним из них, производитсяодновременно с регистрацией родителей (родителя) (ст. 20)9.
В апреле 2003 года Правительство РФ утвердило Положение о подтверждениииностранным гражданином или лицом без гражданства наличия средств дляпроживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерацииили предъявлении гарантии предоставления им таких средств при обращении завизой либо в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.Положение определяет порядок подтверждения иностранным гражданином или лицомбез гражданства наличия средств для проживания на территории Российской Федерациии выезда из Российской Федерации или предъявления гарантии предоставления такихсредств при обращении за визой в дипломатические представительства иликонсульские учреждения Российской Федерации либо в орган пограничного контроляв пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации17.
Заключение
В данной курсовой работе я рассмотрела понятие населения и его положение;изучила понятие гражданства; охарактеризовала способы приобретения и утратыгражданства; раскрыла такие понятия, как двойное гражданство и безгражданство;обратила внимание на правовое положение иностранцев.
Конечно, очень сложно охватить объемом курсовой работы все аспектысвойств населения и международно-правовые вопросы гражданства. Однако, япостаралась отметить все основные моменты, характеризующие население имеждународно-правовые вопросы гражданства.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1) «Всеобщая декларация прав человека». Принята ГенеральнойАссамблеей ОНН, 1948 г.
2) «Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизиейзаконов о гражданстве.» — Гаага, 1930 г.
3) Конституция Российской Федерации. – «Российская газета»,1993 г.
4) Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». –«Российская газета», 2002 г.
5) Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан вРоссийской Федерации». – «Российская газета», 2002 г.
Учебники:
6) К.А. Бекяшев. Международное публичное право. Учебник.-М.,2002г.
7) Г.В. Игнотенко, О.И. Тиунов. Международное право. Учебник — М.: Норма,2006 г.
8) Ю.М. Колосов, Э.Л. Кривченкова. Международное право. Учебник. — М.:Междунар. отнош., 2000 г.
9) Г.И. Тункин. Международное право. Учебник. — М.: Юридическаялитература, 2001 г.
10) А.Н. Жеребцов. Международное право.-Ростов-на-Дону, Феникс, 2001 г.
11) Р.А. Каламкарян, Ю.И. Мичачев. Международное право. Вопросы и ответы.- М.: Юрлитинформ, 2002 г.
12) П.Н. Бирюков. Международное право. Учебное пособие. — М.: Юристъ, 2000г.
13) И.И. Лукашук. Международное право. Общая часть. Учебник. — М.:Издательство БЭК, 2002 г.
14) С.В. Черниченко. Теория международного права. М., 2000 г.
15) М.И. Абдуллаев. Правоведение: Учебник для вузов.–СПб.: Питер, 2003г.
16) М.М. Барашян, Н.В. Бровко. Правоведение: Учебник для вузов. – Ростовн/Д: «Феникс», 2003 г.
17) Л.П. Ануфриева, Д.К. Бякешев, К.А. Бякешев.–М.: ТК Велби, 2005 г.
18) К.К. Гасанов. Международное право. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г.