Содержание
Введение
1. Понятие и содержание налоговых правоотношений
2. Сущность налоговых правоотношений
3. Системаналоговых правоотношений
4. Участникиналоговых правоотношений
Заключение
Библиографический список
Введение
В настоящее время возникланеобходимость теоретического исследования одной из основополагающих категорий финансовогоправа в целом, и налогового права в частности — налогового правоотношения.
Институт налогов всегда вызывалбольшой интерес представителей экономической науки, в то же время малоисследовался юридический аспект налоговых отношений. Недостаток внимания кналогам в условиях господства государственной формы собственности был связан стем, что налоги не играли значительной роли в формировании доходной частибюджета государства. Уплата налога предполагает переход денежных средств отодного собственника к другому, но поскольку государство являлось крупнейшимсобственником, обязательные платежи хозяйствующих субъектов в бюджет носилиненалоговый характер. Подобная ситуация привела к тому, что категория налоговыхотношений не получила детальной разработки в советской финансово-правовой науке.
Процесс реформированияэкономики, возросшая роль налогов при осуществлении государством имуниципальными образованиями их финансовой деятельности, развитие финансовогозаконодательства привели к необходимости глубокого изучения многих правовыхинститутов и категорий, в том числе налоговых правоотношений. Несмотря напроводимые исследования экономической природы налогов, необходимо рассмотрениеправового регулирования налоговых отношений, учитывая, что они не могут существоватьна практике вне своей правовой формы, а финансовое законодательство в настоящеевремя отличается значительной нестабильностью. Применение на практикетеоретических выводов, сформулированных в экономической литературе оналогообложении, возможно только при условии существования научно обоснованныхюридических методов, которые должны обеспечить экономически обоснованное исоразмерное налогообложение и соблюдение прав участников налоговых отношений.
Развитие нормативно-правовойбазы и совершенствование применения норм законодательства о налогах и сборахнуждается, на наш взгляд, в дальнейших исследованиях налоговых правоотношении,имеющих своей целью разработку теоретических основ эффективного налогообложенияи обеспечение стабилизации законодательства о налогах и сборах.
Формулирование научного понятияналогового правоотношения, которое бы заключалось не только в перечислениикруга регулируемых отношений, но и в описании специфических признаков налоговыхправоотношений, позволяет более детально охарактеризовать данную категориюфинансового права. Углублению наших представлений о сущности налоговыхправоотношений способствует проведение классификации видов налоговыхправоотношений по различным основаниям, а также отграничение налоговыхправоотношений от иных видов правоотношений (в том числе финансовых), чтопозволит наиболее полно реализовать на практике права и обязанности сторонотношения и, следовательно, соблюсти баланс прав и обязанностей 1 субъектовналогового правоотношения в целях достижения наиболее эффективногоналогообложения. Важными элементами, определяющим специфику любого правовогоотношения, являются субъекты отношения, потому необходимо четко отграничиватьсубъектов налогового правоотношения от иных лиц, участвующих в правоотношении.
На современном этапе развитияюридической науки отсутствует систематизация материала по вопросам определения,признаков, видов и состава налогового правоотношения.
Объектом исследования выступаютобщественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взиманияналогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актовналоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения кответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Предметом исследования являютсянормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессеустановления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налоговогоконтроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия ихдолжностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства оналогах и сборах, научные взгляды и теоретические исследования налоговыхправоотношений.
1. Понятие и содержание налоговых правоотношений
Налоговые правоотношения — это урегулированныенормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие поповоду взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорийналогоплательщиков. Налоговое правоотношение является одной из центральныхкатегорий налогового права, отражающей его своеобразие и место в правовойсистеме Российской Федерации.
И.И. Кучеров определяетналоговые правоотношения как разновидность финансово-правовых отношений,урегулированных нормами налогового права, а также выделяет основные налоговыеправоотношения и производные от них. К основным налоговым правоотношениям онотносит отношения по установлению и взиманию налогов и сборов. К производнымналоговым правоотношениям относит: отношения по введению налогов и сборов; отношения,возникающие в процессе осуществления налогового контроля; отношения,возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия)их должностных лиц; отношения, возникающие в процессе привлечения кответственности за совершение налоговых правонарушений[1].
Д.В. Винницкий рассматриваетналоговые правоотношения как «общественные отношения по распределениюбремени публичных расходов среди членов общества, основанные на принципахравенства, всеобщности, экономической обоснованности (соразмерности), имеющиеорганизационно-имущественный характер, способные существовать только в правовойформе, складывающиеся между субъектами, обладающими властными полномочиями (публичнымисубъектами) и не обладающими таковыми (частными субъектами)»[2].
Основным содержанием налоговогоправоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетнуюсистему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму всоответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанностькомпетентных Органов — обеспечить уплату налогов. Невыполнениеналогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материальногоущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач.Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам,допустившим такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение этих обязанностей.
Наиболее распространен вспециальной литературе взгляд на финансовые правоотношения как на общественныеотношения, характеризующиеся четырьмя специфическими признаками:
1) возникают и развиваются всфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
2) одной из сторон всегдаявляется государство, уполномоченный государством орган или муниципальноеобразование, что придает этому правоотношению властный характер;
3) характеризуются публичнымхарактером;
4) являются имущественными, т.е.в конечном счете всегда возникают по поводу денежных средств.
Налоговые правоотношенияобладают также индивидуальными признаками, присущими только данным отношениям ипозволяющие не только выявить их сущностные черты, но и отграничить от смежныхотношений.
Налоговые правоотношения,во-первых, возникают, изменяются, прекращаются только на основе нормзаконодательства о налогах и сборах. Общественные отношения в сфере налогообложениямогут возникать и существовать только в правовой форме, только на основе нормзаконодательства. Конституция РФ предусматривает обязанность уплачивать толькозаконно установленные налоги и сборы. В этом заключается одно из существенныхотличий налоговых правоотношений от частноправовых. Так, гражданско-правовыеотношения могут возникать и при наличии оснований, прямо не предусмотренныхгражданским законодательством, но не противоречащих ему. Кроме того,исторически гражданские правоотношения складывались фактически и лишьвпоследствии признавались государством.
Во-вторых, налоговыеправоотношения существуют в сфере налогообложения, призваны воплотитьвозможности, которые заложены в экономической категории «налог».
Третьим специфическим признакомналоговых правоотношений является их опора на существующую систему принциповналогового права, которые традиционно относятся к подотраслевым. Принципаминалогового права в соответствии со ст.3 НК РФ являются: всеобщностьналогообложения, податное равенство, экономическая обоснованность налогов исборов, конституционность налогообложения, законность установления налогов исборов.2. Сущность налоговых правоотношений
Общественные отношения — этореальное взаимодействие людей в социальном пространстве, основанное на их волеи сознании, преследующее определенные цели. Они возникают в процесседеятельности людей, следовательно, носят объективный характер. При реализацииобщественного отношения обычно используются устойчивые формы взаимодействиямежду его субъектами.
Правовые отношения — один извидов общественных отношений, следовательно, они неотделимы от деятельностилюдей — сторон этих отношений, поскольку помогают установить реальный уровеньпользования правами и исполнения обязанностей субъектами права (факт возникновенияправоотношения или его отсутствия в необходимых случаях). Правоотношениеустанавливается между сторонами, без которых невозможно возникновение правовыхсвязей в обществе[3].В реальной жизни возможно существование общественных отношений, которыереализуются в социальной деятельности людей без соответствующего правовогорегулирования этих отношений. Однако невозможно существование правовыхотношений без их воплощения в реальном взаимодействии субъектов в обществе. Необходимымусловием возникновения правоотношения является наличие воли у сторон,вступающих в него (или воли одного властного субъекта — государства или егоорганов, что справедливо именно для налогового правоотношения как видапубличного правоотношения), что проявляется в юридически значимых поступках,актах, выражается в сознательном поведении участников. Правовые отношения становятсяв результате не только условием развития общественных отношений, которые онирегулируют, но и способом их закрепления и средством конкретизации.
Налоговое отношение представляетсобой один из видов финансового правоотношения, поэтому ему присущи всепризнаки любого финансового отношения.
Финансовые правоотношения — этоурегулированные нормами финансового права общественные отношения, участникикоторых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующиесодержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению ииспользованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.3. Системаналоговых правоотношений
В настоящее время в российскойэкономике действует современная налоговая система. Это позволяет, опираясь напрактику, сделать определенные выводы о ее эффективности и ответить навозникающие при этом неизбежные вопросы. Сегодня к сожалению с уверенностьюможно сказать, что налицо кризисное состояние российской налоговой системы. Невыполняется главная задача ее построения — обеспечение поступления необходимыхденежных средств для финансирования неотложных государственных расходов.
Имеющиеся недостатки во многомобусловлены тем, что при разработке концепции налоговой системы, налоговогозаконодательства законов и иных нормативных правовых актов по налогам и сборам,не обеспечен в полной мере комплексный подход к проблеме налогообложения, неучтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений,складывающихся в процессе установления и взимания налогов[4].
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Обосновах налоговой системы в Российской Федерации» определил общие,наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, аименно: принципы построения налоговой системы Российской Федерации и еесодержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок установленияналогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочияналоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и их должностных лицв области налогообложения. Однако дальнейшее развитие налоговогозаконодательства не обеспечило системного подхода к проблеме налогов вРоссийской Федерации. Так, в ч.1 Налогового кодекса РФ вообще не упоминаетсяпонятие «налоговая система», а все статьи Закона РФ «Об основахналоговой системы в Российской Федерации», которые давали определениеналоговой системы, определяли ее структуру, т.е. закладывали основы системногоподхода к формированию сложной государственной структуры как системы, впоследующем были отменены.
Отсутствие комплексного подходапри формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических исоциальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики[5].
В целом повышение эффективностиналоговой системы Российской Федерации возможно лишь при наличии современнойнаучной концепции совершенствования налогового законодательства, построенной наоснове системного подхода, с учетом реализации основных правообразующихфакторов и создания оптимального взаимодействия всех частей налоговой системы.
В процессе реализации налоговогозаконодательства возникают правоотношения между субъектами налогового права — организациямии физическими лицами. В таких правоотношениях участвуют налогоплательщики,налоговые органы, а также правоохранительные органы. Они являются носителямиюридических прав и обязанностей в налоговых правоотношениях.
Под налоговыми органамипонимаются органы, участвующие в налоговых правоотношениях и обеспечивающиевзимание налогов с налогоплательщиков. К налоговым органам ст.30 Налоговогокодекса РФ относит только Министерство РФ по налогам и сборам (Государственнуюналоговую службу РФ) с ее территориальными подразделениями в РоссийскойФедерации и таможенные органы[6].
Вместе с тем к системегосударственных органов и сил, обеспечивающих экономическую безопасностьРоссийской Федерации, отнесены Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральнаяслужба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет, подразделения поборьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел ивзаимодействующие с ними оперативные подразделения других правоохранительныхорганов РФ.
Кроме того, нельзя забывать отом, что при определенных ситуациях участниками налоговых правоотношенийстановятся судебные органы и адвокаты.
Чтобы попытаться представитьвсех участников налоговых правоотношений как целостную систему, необходимовначале рассмотреть некоторые общие теоретические положения.
Любая организация обычно рассматриваетсякак комплексная система с рядом составляющих ее отдельных подсистем. К такимподсистемам обычно относят индивидуумы, формальную структуру, неформальнуюструктуру, неформальную организацию, статусы и роли, а также физическоеокружение. Все вместе они определяются как организационная система[7].
Сложность ее структуры выдвигаетна первый план необходимость изучения взаимодействия подсистем. Соответственноэтому центральным методологическим понятием оказывается понятие «связи»,или «связующие процессы». Выделяют три основных связующих процесса: «коммуникация»,«равновесие», «принятие решения». Под коммуникацией обычнопонимают метод, посредством которого в различных частях системы вызываетсядействие. Но коммуникация призвана не только побуждать к действию, но и бытьсредством контроля и координации[8].Система коммуникаций образует строение, конфигурацию организации. Равновесиекак связующий процесс рассматривается в качестве механизма стабилизацииорганизационного целого, его адаптации к изменяющимся условиям. Назначениеэтого механизма состоит также в «гармонизации» потребностей иустановок индивидуумов с требованиями организации. Процесс принятия решенийсчитается важнейшим средством регулирования и «стратегического руководства».В соответствии с этим и сама организация нередко трактуется как инструментпринятия решений.
Главным интегрирующим фактороморганизации обычно признается цель. При этом зачастую проводится различие междуцелями, поставленными перед данной организацией, и целями, присущими всеморганизациям как таковым. Последние цели считаются обусловленными внутреннимипотребностями роста и выживания[9].
Таким образом, сущность «системногоподхода» заключается в исследовании наиболее общих форм организации,которое предполагает, прежде всего, изучение системы как целою, взаимодействиямежду частями, исследование процессов, связывающих части системы с ее целями. Основнымичастями организационных систем оказываются индивидуумы, формальные структуры,неформальные факторы, группы, групповые отношения, типы статусов и ролей вгруппах. Связь между частями системы осуществляется посредством сложныхкомплексов взаимодействий, которые вызывают изменение поведения людей ворганизации. Основные части системы связаны определенными организационнымиформами, к которым в первую очередь относятся формальные и неформальныеструктуры, каналы коммуникации и процессы принятия решений. На этой основедостигается преодоление центробежных тенденций со стороны отдельных частейсистемы и направление всех ее составных частей к конечным целям организации.
С учетом вышеназванныхтеоретических установок можно утверждать, что теорию системного подхода можноприменять к построению налоговой системе РФ.
Во-первых, как уже было сказано,главным интегрирующим фактором всех подразделений организации является цель. Всехучастников налоговых правоотношений объединяет единая цель — выполнениеналогового законодательства.
Во-вторых, в любой организациизначительную роль играют связи, как в целой системе, так и в подсистемах. Этисвязи устанавливаются нормативными правовыми актами, при разработке которыхучитывается единая концепция, то есть главная цель, ради которой создается этаорганизация и в соответствии с которой действуют все подразделения, входящие вэту организацию.
В-третьих, следуя теориисистемного подхода, эффективность функционирования организации обеспечиваетсясоблюдением принципа иерархичности структуры, централизованного управлениявсеми структурными подразделениями.
На данный момент в Россиифактически отсутствует налоговая система в ее классическом понимании. Существующуюорганизацию можно рассматривать как системуналогов и сборов, котораяпредставляет собой законодательно закрепленные виды налогов и сборов, ихставки, объекты налогообложения и налогоплательщиков. Что же касается другихучастников налоговых правоотношений, то их статус, организация и полномочияопределены отдельными законодательными актами, порой не связанными между собой,а в отдельных случаях и противоречащими друг другу. Примером может служитьрегулирование статуса филиала (как плательщика или неплательщика налога наприбыль) акционерным законодательством и актами государственных налоговыхорганов[10].
Характерен пример коллизии нормтаможенного и налогового законодательства, когда неясно, что же такое НДС подействующему законодательству — налог или таможенный платеж? На практикенесовершенство понятийного аппарата, двусмысленное толкование одних и тех жепонятий приводит к двойному налогообложению, что недопустимо.
Таким образом, очевидно, чтозаконодательная деятельность — основной механизм, с помощью которого возможнообъединить всех участников налоговых правоотношений в налоговую систему,включающую в себя подсистемы:
налогоплательщиков (физических июридических лиц);
налогов, сборов и пошлин (налоговоезаконодательство);
налоговых органов (органовМинистерства РФ по налогам и сборам, муниципальных налоговых органов итаможенных органов);
правоохранительных органов (органовФедеральной службы налоговой полиции, и других органов, осуществляющих борьбу сналоговыми правонарушениями, судов, адвокатуры);
кредитных организаций (банков,которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующихбюджетов).
Только осуществляя системныйподход, можно избежать противоречий в налоговом законодательстве, дублированияфункций участников налоговых правоотношений и обеспечить координацию ихдеятельности[11].4. Участникиналоговых правоотношений
Налоговые органы иналогоплательщики являются участниками налоговых правоотношений.
Налоговые органы — это единаясистема контроля за:
соблюдением налоговогозаконодательства Российской Федерации;
правильностью исчисления,полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и другихобязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации[12];
соблюдением валютногозаконодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенцииналоговых органов.
Действующее законодательствооперирует понятием «налоговые органы» в узком (собственном) и широкомсмысле слова.
В первом случае под нимипонимается единая централизованная система, состоящая из Министерства РФ поналогам и сборам и его территориальных органов (ст.2 Закона «О налоговыхорганах»).
Под налоговыми органами вшироком смысле слова в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.30) следуетпонимать МНС России и его территориальные органы, а также государственныеорганы, наделяемые полномочиями налоговых органов.
К последним Налоговый кодексотносит таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов[13].
В случаях, когдазаконодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетныхфондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуютсяправами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговымкодексом.
Министерство РоссийскойФедерации по налогам и сборам (МНС России) и его территориальные органыотносятся к федеральным органам исполнительной власти и представляют собойединую централизованную систему налоговых органов с подотчетностью нижестоящихорганов вышестоящим органам и состоит из Министерства Российской Федерации поналогам и сборам и его территориальных органов[14].
МНС России занимает верхнююступень в иерархической лестнице системы налоговых органов и является звеномфедерального уровня, осуществляя возложенные на него функции и полномочиянепосредственно, а также через свои территориальные органы.
Возглавляет МНС России министр,назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ (попредставлению Председателя Правительства РФ); он осуществляет руководство наоснове единоначалия и несет персональную ответственность за выполнениевозложенных на данное министерство задач и функций.
Он имеет заместителей, которыеназначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ.
К основным полномочиям министратакже относятся:
распределение обязанностей междузаместителями;
утверждение положения оструктурных подразделениях центрального аппарата министерства;
утверждение уставов находящихсяв ведении министерства организаций, заключение, изменение и расторжениетрудовых договоров с руководителями этих организаций;
назначение на должность иосвобождение от должности работников центрального аппарата министерства;
представление в Правительство РФпроектов нормативных правовых актов по вопросам, входящих в компетенциюминистерства;
издание в пределах своейкомпетенции приказов, распоряжений, а также указаний, обязательных дляисполнения работниками центрального аппарата министерства и его территориальныхорганов;
представление работниковминистерства и организаций, находящихся в его ведении, к государственнымнаградам Российской Федерации и присвоению почетных званий.
Второй уровень — региональный (уровеньсубъектов РФ) — представлен управлениями МНС по субъектам России.
Третий уровень — уровеньмуниципальных образований внутри субъектов РФ. Он представлен инспекциями МНСРоссии по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциямМНС России по налогам и сборам межрайонного уровня[15].
Налоговые органы на уровнесубъектов РФ и муниципальных образований являются территориальными органами МНСРоссии соответствующего уровня.
Межрегиональные инспекции МНСРоссии занимают особое место в системе налоговых органов, так как они работаюттакже и с проблемными налогоплательщиками.
Проблемные налогоплательщики — этоюридические и физические лица из числа крупных налогоплательщиков, в отношениикоторых имеются подлежащие проверке совместно с правоохранительными органамиданные о возможном умышленном уклонении от уплаты налогов и сборов путемполного или частичного сокрытия объектов налогообложения, получении не контролируемыхналоговыми органами (теневых) доходов, а также признаки иных противоправныхдействий, препятствующих полному и своевременному внесению в бюджет ивнебюджетные фонды соответствующих налоговых и иных обязательных платежей. Кчислу проблемных налогоплательщиков отнесены также предприятия и организации,занятые в сфере производства и реализации этилового спирта, спиртсодержащей,алкогольной и табачной продукции.
Полномочия межрегиональныхинспекций МНС России утверждаются приказами МНС РФ. Например, приказом от 18мая 1999 г. N ГБ-3-34/140 было утверждено Положение о межрегиональнойгосударственной налоговой инспекции по оперативному контролю проблемныхналогоплательщиков.
Деятельность органовосновывается на Конституции РФ. Конституционные положения занимают центральноеместо в механизме правового регулирования данного вопроса. «КонституцияРоссийской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие иприменяется на всей территории Российской Федерации» (ст.15 Конституции РФ).В частности, это означает, что все законы и иные акты законодательстваРоссийской Федерации не должны противоречить Конституции РФ.
Следующий уровень системынормативных правовых актов — это федеральные законы: Налоговый кодекс РФ; ЗаконРФ «О налоговых органах»; Федеральный закон «Об основахгосударственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. (ред. от 7ноября 2000 г); Федеральный закон «О государственной защите судей,должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и др.
Налоговые органы в своей деятельностируководствуются также нормативными правовыми актами органов государственнойвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределахих полномочий по вопросам налогов и сборов[16].
При решении острейших проблем,связанных с деятельностью налоговых органов, важное значение приобретаетсудебная практика. В этой связи следует упомянуть такие правовые акты, какпостановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-п по делу опроверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «Огосударственной налоговой службе РСФСР» и закона Российской Федерации«Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; постановлениеПрезидиума ВАС Российской Федерации от 10 февраля 1998 г. N 5763/97 ипостановление Пленума ВАС РФ от 20 февраля 2001 г. N 5 «О некоторыхвопросах применения части первой Налогового кодекса РФ» и др.
Анализ налоговогозаконодательства позволяет дать расширенный перечень основных задач, стоящихперед этими органами. В частности перед МНС России ставятся следующиеконкретизированные задачи[17]:
контроль за соблюдениемзаконодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой исвоевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей всоответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии сзаконодательством Российской Федерации;
участие в разработке иосуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступленияв соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов идругих обязательных платежей в полном объеме;
осуществление валютного контроляв соответствии с законодательством Российской Федерации о валютномрегулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;
осуществление государственногоконтроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видовсырья (далее именуется — этиловый спирт), спиртосодержащей, алкогольной итабачной продукции.
В соответствии с перечисленнымивыше задачами МНС России осуществляет следующие функции:
проводит работу по взиманиюзаконно установленных налогов, сборов и других обязательных платежей, в томчисле в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает обязательные дляналогоплательщика формы заявлений о постановке на учет в налоговых органах,расчетов по налогам, налоговых деклараций и иных документов, связанных сисчислением и уплатой налогов и сборов, а также устанавливает порядок ихзаполнения;
осуществляет в пределах своейкомпетенции контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, атакже принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и другихобязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетныефонды;
ведет в установленном порядкеучет налогоплательщиков;
обеспечивает в установленномпорядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных суммналогов и сборов, а также пеней и штрафов;
обобщает практику применениязаконодательства о налогах и сборах, анализирует отчетные и статистическиеданные, результаты налоговых проверок и разрабатывает на их основе в пределахсвоей компетенции приказы, инструкции, методические указания и другие документыпо применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
применяет установленныезаконодательством Российской Федерации санкции в случае нарушениязаконодательства о налогах и сборах;
проводит совместно справоохранительными и контролирующими органами мероприятия по контролю засоблюдением законодательства о налогах и сборах;
осуществляет в установленномпорядке регистрацию контрольно-кассовых машин, используемых в организациях всоответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет контроль засоблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, полнотой учетавыручки денежных средств в организациях, обязанных использоватьконтрольно-кассовые машины в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации;
обеспечивает в пределах своейкомпетенции валютный контроль за соответствием проводимых валютных операцийзаконодательству Российской Федерации, за исключением валютных операцийкредитных организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
осуществляет в установленномпорядке лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта,спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивает контроль засоблюдением условий указанной деятельности;
обеспечивает установку ипломбирование в организациях, производящих этиловый спирт, контрольныхспиртизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию,- контрольных приборов учета объемов этой продукции и осуществляет контроль заремонтом и заменой указанных приборов;
выступает в установленномпорядке государственным заказчиком по разработке нормативно-техническойдокументации по вопросам учета и контроля производства, розлива, хранения иоптовой продажи спиртсодержащей и алкогольной продукции;
организует в пределах своейкомпетенции выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданскойобороне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечивает в соответствии сзаконодательством Российской Федерации меры по созданию информационных систем,автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации икомпьютеризации работы налоговых органов;
осуществляет иные функции,предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами[18].
Данные задачи решаются в первуюочередь путем организации и проведения налогового контроля.
Налоговый контроль — этоважнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельностьобладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальныхформ и методов, нацеленная на создание совершенной системы налогообложения идостижения такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) срединалогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключаются нарушенияналогового законодательства[19].
В гл.14 «Налоговый контроль»Налогового кодекса РФ (ч.1) определены формы проведения налогового контроля,состав и соответствующая компетенция органов, его осуществляющих, видыпроверок, процессуальный порядок осуществления различных контрольных действий ипроизводство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах[20].
Налоговый контроль проводитсядолжностными лицами налоговых органов посредством:
налоговых проверок (камеральныеи выездные);
получения объясненийналогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
проверки данных учета иотчетности;
осмотра помещений и территорий,используемых для извлечения дохода (прибыли) и в других формах.
Контролируемыми субъектамиявляются налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты.
Институт налоговых агентовполучил достаточно четкое нормативное регулирование в части первой Налоговогокодекса Российской Федерации. Причем п.1 и 2 ст.24 «Налоговые агенты»НК РФ фактически не действовали до введения части второй НК РФ (ст.5Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ «О введении в действиечасти первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Налоговыми агентами признаютсялица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению,удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетныйфонд) налогов (п.1 ст.24 НК РФ). Из данного определения следует, что налоговымиагентами могут быть только физические и юридические лица (ст.11 НК РФ), но необособленные подразделения организаций. Этот вывод очень важен для проведенияналогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Согласно ст.9 НК РФ налоговыйагент признается самостоятельным субъектом налоговый отношений. И хотяорганизация (индивидуальный предприниматель) может являться одновременноналогоплательщиком и налоговым агентом, необходимо четко разделять теправоотношения, в которых организация (индивидуальный предприниматель) выступаеткак налогоплательщик, и в те, в которых она выступает как налоговый агент. Налогоплательщиками(плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых всоответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (ст.19 НК РФ).
Главное и существенное отличиеналогоплательщика от налогового агента состоит в том, что на налогоплательщикележит обязанность уплачивать налоги и сборы, а на налоговом агенте — исчислятьи удерживать у налогоплательщика сумму налога, а также перечислять удержанныйналог в бюджет. Именно поэтому при толковании норм необходимо исходить из того,что положения НК РФ о налогоплательщиках применяются к налоговым агентам толькопри наличии прямого указания об этом[21].
Еще один важный выводзаключается в том, что обязанности налогового агента являются производными отобязанностей налогоплательщика, т.е. они вторичны. Иными словами, если уналогоплательщика не возникла обязанность по уплате налога, то не могутпоявиться обязанности и у налогового агента при условии, что налоговый агент иналогоплательщик разные лица.
Налоговые агенты имеют те жеправа, что и налогоплательщики, т.е. пользуются всеми правами, указанными в ст.21НК РФ, а также иными правами, предусмотренными для налогоплательщиков другимистатьями НК РФ. Обязанности налогоплательщиков, установленные в ст.23 НК РФ, нераспространяются на налоговых агентов в том смысле, что действуя как налоговыйагент, организация (индивидуальный предприниматель) несет обязанностиналогового агента, а не налогоплательщика.
Налоговый агент являетсяпосредником между налогоплательщиком и государством. В связи с этим возникаетвопрос: наделяет ли налоговое законодательство какими-либо властнымиполномочиями налогового агента по отношению к налогоплательщику, посколькуизначально налоговый агент и налогоплательщик вступают в гражданско-правовыеотношения, основанные на равенстве сторон. Иными словами, вопрос заключается втом, достаточно ли одной обязанности налогового агента для удержания налога,или нужно согласие налогоплательщика[22].
На налогового агентазаконодательством о налогах и сборах возложена обязанность удержать налог изсредств, выплачиваемых налогоплательщикам (подп.1 п.3 ст.24 НК РФ). Налоговымкодексом Российской Федерации регулируются властные отношения в сфере налоговыхправоотношений (ст.2 НК РФ), поэтому любые правоотношения, вытекающие из нормНК РФ, следует признавать налоговыми (властными). Статьей 55 Конституции РФустановлено, что права и свободы граждан могут быть ограничены федеральнымзаконом, это правило в полной мере относится и к юридическим лицам. Исходя изтаких предпосылок можно сделать вывод, что налоговый агент наделяется властнымиполномочиями по отношению к налогоплательщику, т.е. для удержания налогадостаточно наличия соответствующей обязанности налогового агента[23].
Заключение
Российское законодательство в сфере исчисления налогов, неустанносовершенствуются, в этом плане и совершенствуются налоговые правоотношениямежду их субъектами. Однако качественно налоговое законодательство неразвивается.
В процессе взимания налоговвозникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательнойвласти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговыхотношений — это совокупность законодательных и нормативных актов различногоуровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и актовсубъектов РФ, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления.
На сегодняшний день в нашей стране существует огромное количествоналогов, что для налогоплательщика вызывает определенные сложности когда икакие налоги уплачивать. Налоговый кодекс должен быть простым и понятнымналогоплательщику. Когда каждый месяц выходят новые инструкции, дополнения иписьма к законам о налогах, отменяющие предыдущие инструкции и дополнениявозникает путаница и прекрасная возможность для налоговых служб налагатьдополнительные штрафы на налогоплательщиков.
России для нормального экономического развития необходим новый налоговыйкодекс понятный и более упрощенный, необходимо существенно снизить налоги иввести более жесткий контроль за их уплатой.
Налоги должны стимулировать развитие бизнеса, а не отбивать у людейжелание предпринимательства.
В данной курсовой работераскрыты такие вопросы, как понятие налоговых правоотношений, сущностьналоговых правоотношений, система налоговых правоотношений. Особо важную роль вналоговых правоотношений, играет их система, потому что именно четкоопределенная система является эффективным процессом становления всех налоговыхпроцедур.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12декабря 1993 г). «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237.
2. Федеральный закон Российской Федерации «О налоговых органахРоссийской Федерации» от 21 марта 1991г. в ред. Законов РФ от 24.06.1992г.№ 3119-1, от 02.07.1992г. № 3181-1, от 25.02.1993г. № 4549-1, в ред. Федеральныхзаконов от 13.06.1996г. № 67-ФЗ, от 16.11.1997г. № 144-ФЗ, от 08.07.1999г. №151-ФЗ, от 07.11.2000г. № 135-ФЗ, от 30.12.2001г. № 196-ФЗ, с изменениями,внесенными определением Конституционного Суда РФ от 05.07.2001г. № 130-О;
3. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»от 27 декабря 1991 г. № 2118-1. в ред. Федерального закона РФ от 08.07.99г. №142-ФЗ) // Рос. газ. — 1999. — 15 июля.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации части 1 и 2 с изменениями идополнениями на 15 августа 2001г. // Москва. Издательство “Проспект”. 2001 г.;
5. Гражданский кодекс РФ (часть первая, вторая, третья). -М.: ИКФ «ЭКМОС»,2002г.;
Специальная литература:
6. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб.:Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
7. В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. Налоговое право Российской Федерации/Серия. — Ростов н/Д: , 2002 г.
8. Гиссин Е.М. Правовое положение банка как особого участника налоговыхправоотношений: Автореф. дис. к. ю. н.М., 2003. С.24.
9. Гриценко В.В. Гражданин как субъект налогового права в РоссийскойФедерации: Дис. к. ю. н. Саратов, 1995. С.267.
10. Герасименко Н.В. Актуальные вопросы государственно-правовогорегулирования налоговой сферы // Законодательство и экономика. 2003. № 8.
11. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационныйцентр «ЮрИнфоР», 2001.
12. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. — М.: Учебно-консультационныйцентр , 2001г.
13. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.:Аналитика-Пресс, 1998.
14. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. Ю.А.Крохина. М.: Издательство НОРМА, 2003.
15. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2003.
16. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. Ю.А.Крохина. М.: Издательство НОРМА, 2003.С. 191.
17. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: Юристъ, 2003.
18. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: Юристъ, 2003.
19. Налоги и налоговое право/Под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: ФБК-Пресс, 1999.
20. Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. М.: Издательская группа«ИНФРА-М-НОРМА», 1997.
21. Сергиенко Р.А. Организация как субъект налогового права: Дис. к. ю. н. Воронеж,2003.
22. Тарасенко О.А. Субъект Федерации как субъект налогового права: Дис. к. ю.н.М., 2002.С. 190.
23. Титов А.С. Основные правовые формы и методы осуществления налоговойполитики РФ // Российский следователь. 2005. № 6.
24. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Спорные вопросы сущность и понятия налоговогоправоотношения // Адвокат. — 2006. — № 8. — С.10-13.
25. Топорнин Б.В. Налоговое право в правовой системе России // Налоговыйвестник. — 1997. — № 8. — С.4-6.
26. Финансовое право: Учебник (авт. главы Химичева Н. И) / Отв. Ред.Н.И. Химичева3-е изд. — М.: Юристь, 2003. — С.66
27. Яговкина В.А. Налоговое правоотношение: Теоретико-правовой аспект: Дис. к.ю. н.М., 2003. С.184.