Монархия, ее понятие ивиды
СодержаниеВведение1. Формы правления2. Особенности монархической формы правления2.1 Основные черты монархического правления2.2 Абсолютная монархия2.3 Дуалистическая монархия3. Современные монархии4. Достоинства и недостатки монархииЗаключение
Список использованнойлитературы
Введение
Формагосударства как организация, устройство государственной власти в каждомотдельно взятом государстве имеет свои особенности. Это значит, что неткаких-то универсальных, раз и навсегда установленных государственных форм, иистория государства является наглядным тому подтверждением. Форма каждогоотдельно взятого государства, включая его форму правления, формугосударственного устройства и политический режим, складывается или изменяется вконкретно-исторических условиях под воздействием самых разнообразных факторов.
На формугосударства, в том числе на форму правления, форму государственного устройстваи политический режим, влияет прежде всего то, кому принадлежит государственнаявласть и чьи интересы она выражает. Принадлежность государственной властикаким-либо классам, сословиям, социальным группам характеризует содержательнуюсторону государства, а содержание с точки зрения философии является фактором,непосредственно влияющим на форму. Вместе с тем данный фактор, хотя он иявляется определяющим, не следует абсолютизировать. Как опять же учитфилософия, между содержанием и формой нет жесткой зависимости. Однo и то жесодержание может быть выражено в разных формах, а одна и та же форма можетнаполняться разным содержанием. Вследствие этого у государств, имеющиходинаковое содержание, могут быть разные формы, и, наоборот, государства сразным содержанием могут иметь одинаковые формы. Это обусловлено тем, что наформу государства помимо его содержания влияют и другие факторы, причем каквнутреннего, так и внешнего свойства.
К внутреннимфакторам, т.е. таким, которые складываются внутри страны, наряду спринадлежностью государственной власти каким-либо классам, сословиям илисоциальным группам относятся, например, соотношение политических сил в стране,уровень культуры народа, его исторические и национальные традиции, национальныйсостав населения, размер территории страны, господство той или иной идеологии идр. К внешним факторам, т.е. таким, которые складываются уже за пределамистраны, относятся, например, заимствование опыта государственного строительствадругих, как правило, более развитых стран, международная обстановка,географическое положение страны, экономическая, политическая и иная зависимостьгосударства от других государств.
Такимобразом, на форму каждого отдельно взятого государства влияют и могут повлиятьсамые различные факторы, что и обусловливает многообразие государственных форм,включая формы правления, формы государственного устройства и политическиережимы.
Целью даннойработы является рассмотрение особенности монархии, как формы правлениягосударства.
Задачамиданной работы являются:
— анализсуществующих форм правления,
— рассмотрение достатков и недостатков монархии как формы правления,
— рассмотрение особенностей современных монархий.
1. Формыправления
Государствообладает сложной структурой — обычно выделяют три группы государственныхучреждений: органы государственной власти и управления, государственный аппарат(публичная администрация), карательный механизм государства.
Структура иполномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональнаясторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие«форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «формагосударственного устройства»[1].
В современнойотечественной литературе, в том числе и в учебниках по теории государства иправа, нередко подчеркивается, что форма государства определяется в первуюочередь его сущностью и типом[2]. Думается,что это не совсем так. Если бы форма государства определялась в первую очередьего сущностью, то у всех государств существовали бы примерно одинаковые формы,поскольку сущность государства всегда неизменна и выражается в том, чтогосударство во все времена было и остается политической организацией,осуществляющей управление обществом. В процессе исторического развитиягосударство меняет не сущность, а свое содержание, что обычно и приводит ксмене одних государственных форм другими. Что же касается обусловленности формыгосударства его типом, то и здесь нет прямой зависимости. Во-первых, примногообразии подходов к типологии государств невозможно объяснить, какимиконкретно типами обусловлены те или иные формы государства. И, во-вторых, еслидаже основываться только на формационном подходе, то и здесь зависимостьгосударственных форм от типов государства является относительной, поскольку вгосударствах разных типов встречаются одинаковые и формы правления, и формыгосударственного устройства, и политические режимы.
Формаправления — это организация верховной власти, характеризуемая ее формальнымиисточниками, она определяет структуру государственных органов (институциональныйдизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления — этомонархия и республика и их разновидности[3].
Понятие«форма правления» подразумевает метод внешнего выражения внутреннего содержаниягосударства, которое определяется структурой и правовым положением высшихорганов государственной власти.
Существуюттри формы правления[4].
1. Монархияпредставляет собой определенную форму правления, когда верховнаягосударственная власть юридически принадлежит одному лицу, назначаемому навысшую должность государства по принятому порядку престолонаследия.
Известно двавида монархии: абсолютная и конституционная.
Абсолютнаямонархия (самодержавие) основывается на сосредоточении всей государственнойвласти в руках одного монарха (Саудовская Аравия, Оман). Для этого видамонархии характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений вгосударстве.
Конституционнаямонархия существует в двух видах:
1)дуалистическая конституционная монархия;
2)парламентарная конституционная монархия.
Дуалистическаяконституционная монархия предусматривали два равноправных политическихучреждения в государстве: монархию и парламент, которые делят между собойгосударственную власть. Монарх никак не зависит от парламента в сфереисполнительной власти, он самостоятельно назначает членов правительства,несущих ответственность только перед ним. Монарх имеет полное право ограничитьпарламентские законодательные полномочия.
Парламентарнаяконституционная монархия существует в том случае, когда власть монархаограничивается одновременно в нескольких областях управления государством: вобласти законодательства, государственного управления, контроля надправительством. Право назначения главы правительства и министров сохраняется замонархом только юридически и только в соответствии с предложениями лидеровпартийной фракции, которые занимают большинство мест в парламенте.Правительство государства несет ответственность за свою деятельность толькоперед парламентом.
Республика –это форма правления, основанная на двух вариантах формирования правительства:высшие органы государственной власти избираются или формируютсяобщенациональным волеизъявлением.
Республикаможет быть президентской и парламентарной.
Президентскаяреспублика основана на республиканской форме правления, она характеризуетсятем, что президент обладает полномочиями главы государства и главыправительства. Должность премьер-министра отсутствует, и формированиеправительства проводится внепарламентским методом. Президент не имеет правароспуска парламента.
Парламентарнаяреспублика основывается на принципе первенства власти парламента, правительствонесет полную ответственность за свою деятельность перед парламентом. Также вданном случае учреждена должность премьер-министра. Правительство формируетсяпарламентским путем из числа лидеров партии, занимающей большинство мест внижней палате.
Это можнопредставить в виде таблицы:
Двеосновные формы правленияМонархии Республики Конституционные Абсолютные, в том числе и теократические Президентские Парламентские см. таблицу «Страны с монархической формой правления» см. таблицу «Страны с монархической формой правления» США, Франция, Россия, Бразилия ФРГ, Индия, Италия, Израиль и др.
Страны с монархическойформой правления. Материк Страна Тип монархии Европа Андорра княжество (КМ) Бельгия королевство (КМ) Ватикан папство (АТМ) Великобритания королевство (ПМ) Дания королевство (КМ) Испания королевство (КМ) Лихтенштейн княжество (КМ) Люксембург великое герцогство (КМ) Монако княжество (КМ) Нидерланды королевство (КМ) Норвегия королевство (КМ) Швеция королевство (КМ) Азия Бахрейн эмират (КМ) Таиланд королевство (КМ) Непал королевство (КМ) Кувейт наследственный эмират (КМ) Малайзия султанат (ОМ) Япония империя (КМ) Бутан королевство (ОМ) Иордания королевство (КМ) Катар эмират (АМ) Оаэ эмират (ОМ) Оман султанат (АМ) Бруней султанат (АТМ) Саудовская Аравия королевство (АТМ) Камбоджа королевство (КМ) Африка Лесото королевство (КМ) Марокко королевство (КМ) Свазиленд королевство (АМ) Океания Тонга королевство
КМ — конституционная монархия;
ПМ — парламентская монархия;
ОМ — ограниченная монархия;
АМ — абсолютная монархия;
АТМ — абсолютная теократическая монархия.
Смешанныеформы правления – характеризуются сочетанием самых различных элементов формправления, которые иногда могут быть крайне противоречивыми[5].
Для пониманияособенностей форм правления в государстве необходимо уточнить особенности формыгосударственного (территориально-политического) устройства.
Понятие«форма государственного устройства» предполагает национально-территориальнуюорганизацию государства и процесс взаимоотношений между государственнымиорганами разного уровня.
Государственноеустройство – это процесс территориальной организации конкретного государства,которое состоит из определенных территорий и их правового положения.
Существуютдве формы государственного устройства:
1) унитарнаяформа;
2) федерация.
К основнымпризнакам унитарного государственного устройства относят:
1) единуюконституцию, действие которой распространяется на всю территорию государствабез ограничений;
2) единуюсистему высших органов государственной власти (глава государства,правительство, парламент);
3)территориальное деление на административно-территориальные единицы безполитической самостоятельности;
4) единуюсистему права. Местные органы управления обязаны применять все необходимыенормативные акты, которые принимаются центральными органами государственнойвласти;
5) единоегражданство, т. е. население такого государства имеет право на единуюполитическую принадлежность;
6) единуюсудебную систему, являющуюся базой правосудия, с едиными нормами материальногои процессуального права.
Федерация –это государство, которое состоит из государственных образований, обладающих, всвою очередь, юридической и политической самостоятельностью.
Субъектамифедерации являются государственные образования – штаты, земли, провинции,кантоны, государства[6].
Основныепризнаки федерации:
1) территорияфедеративного государства в политико-административном отношении представляетсобой совокупность территорий субъектов федерации, которые не обладаютсуверенитетом. Центральная власть обладает исключительным правом использованияпринудительных мер по отношению к субъекту федерации в случае нарушения союзнойконституции. Субъекты федерации не могут выйти из союза в одностороннем порядке;
2) субъектыфедерации обладают учредительной властью;
3) субъектыфедерации обладают властью в пределах собственной компетенции, правом изданиязаконодательных актов;
4) субъектыфедерации обладают собственной правовой и судебной системой;
5) федерацияоснована на двухпалатной структуре союзного парламента;
6) федерациядает возможность людям, проживающим на ее территории и обладающим гражданствомэтого государства, получать двойное гражданство. В соответствии с тем, чтофедерация является союзом субъектов, человек, получивший гражданство одногосубъекта, автоматически становится гражданином всей федерации и всех субъектовфедерации.
Необходимоособо остановиться на месте и роли главы государства в государственноммеханизме зарубежных стран, полномочия главы государства.
Главойгосударства являются высший государственный конституционный орган или же высшеедолжностное лицо государства. Глава государства обязан представлять государствокак в мировом сообществе, так и внутри страны и отождествляться как символгосударственности народа.
Различаютстатус главы государства:
1)единоличный (монарх или президент);
2)коллегиальный (постоянно действующий орган парламента).
К полномочиямглавы государства относят:
1) созывпарламентских сессий;
2)официальное опубликование законов;
3) правороспуска и право вето;
4)формирование правительства или его формальное утверждение;
5) правоувольнять министров и правительство в отставку, назначать судей;
6) правопредоставления гражданства и политического убежища;
7) право заключатьмеждународные соглашения определенного рода, назначать дипломатическихпредставителей;
8) правонаграждать, помиловать осужденных и другие права.
Полныйперечень всех прав может варьироваться в зависимости от формы государственногостроя и национальных обычаев. Практически при любой форме правления некоторыеполномочия глава государства обязан согласовывать или утверждать в парламенте,правительстве в установленном конституцией порядке.
Главойгосударства могут быть монарх, король, султан. Как правило, такие представителивысшей власти одновременно являются и главами исполнительной власти. Напрактике полномочиями главы государства и главы исполнительной власти главагосударства пользуется в дуалистической монархии и абсолютной монархии. Востальных вариантах обязанности главы государства и главы исполнительной властилицо может совмещать по указанию правительства. Президент государства можетвыполнять обязанности главы государства и одновременно совмещать другиеобязанности (например, главы государства и исполнительной власти, руководителяправительства при наличии особой должности административного премьер-министра).Президент в отличие от монархов, королей и султанов избирается на определенныйвременной срок.
Существуетнесколько способов избрания президента:
1)голосование в парламенте;
2)голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, которые, не общаясьмежду собой, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых разнымипартиями;
3) избраниепрезидента специальной избирательной коллегией;
4) избраниенепосредственно избирателями, т. е. открытым всенародным голосованием.
В случаепрекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истеченияконституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ,Совет Федерации Федерального Собрания РФ не позднее чем через 14 дней со днятакого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ (ст. 5Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах ПрезидентаРоссийской Федерации»[7].
Парламентомявляется высший орган народного представительства, основная функцией которого –выражение воли народа государства. Члены парламента обязаны контролировать иорганизовывать все общественно значимые отношения путем принятия законов,деятельность органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Членыпарламента вправе формировать другие высшие органы государства, избирать надолжность президента, избирать членов нового правительства. А также парламентвправе назначать конституционный суд, объявлять амнистию, ратифицироватьмеждународные договоры и т. д.
Составпарламента:
1) верхняяпалата;
2) нижняяпалата.
Численностьчленов обеих палат разная и регулируется конституцией. С изменением численностинаселения изменяется и число депутатов. В большийстве государств принято, чтобыверхняя палата в два раза, а то и больше была малочисленнее нижней.
Депутатамиобычно называются представители нижней палаты парламента. Они, как правило,избираются на срок 4–5 лет непосредственно гражданами данного государства или врезультате многоступенчатых выборов как народные представители. В некоторыхгосударствах (Бутане, Свазиленде и др.) представители нижней палаты парламентавыбираются косвенными выборами.
Нижняя палатаи однопалатный парламент переизбираются в полном составе. Члены верхней палатыиспользуют принцип ротации, т. е. состав нижней палаты и однопалатногопарламента обновляется по определенным частям в определенные сроки. В мировойпрактике используется правило равнопропорциональной замены сенаторов изаседателей палат, т. е. состав обеих палат обновляется на равное число членов,такой порядок установлен, например, в Польше и Италии.
Составверхней палаты формируется несколькими способами: в некоторых государствахпутем выборов (прямых и косвенных), в некоторых – по конкретному назначениювышестоящими органами. Заседателей в верхней палате называют сенаторами.
Установленнаязаконом определенная часть сенаторов верхней палаты избирается по мажоритарнойсистеме, остальная часть – по пропорциональной системе. Такая система выборовсенаторов существует в Италии. Также возможен вариант выборов сенаторовсмешанным методом. Прямым голосованием (например, в Бельгии) избирается толькоодна третья часть сенаторов, вторая часть назначается по конкретнымпредставлениям кандидатур, остальная часть сенаторов избирается провинциальнымисоветами заочным путем.
Составпарламента формируется не только из самих сенаторов, но и их заместителей,делегатов от мелких территорий, владений, федеральных округов и другихобразований, входящих в состав государства.
2. Особенностимонархической формы правления2.1 Основные чертымонархического правления
Монархия –форма государственного устройства, при которой верховная государственная властьпринадлежит единоличному главе государства – монарху, осуществляющему ее пособственному праву, а не в порядке делегации и передающего ее по наследству впорядке престолонаследия.
Монархия(классическая) характеризуется тем, что власть главы государства — монархапередается по наследству и не считается производной от какой-либо другойвласти, органа или избирателей. Она неизбежно сакрализуется, ибо это условиелегитимации власти монарха. Есть несколько разновидностей монархической формыправления: абсолютная монархия — характеризуется всевластием главы государстваи отсутствием конституционного строя; конституционная монархия — предполагаетограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертамиконституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главыгосударства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционныемонархии[8].
Дуалистическаямонархия — полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки всфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль надпредставительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решенияпарламента и правом его досрочного роспуска. (Германия по конституции 1871года, Япония по конституции 1889 года, Россия после 17 октября 1905 года —“Конституционная монархия под самодержавным царем”) — сегодня это СаудовскаяАравия и ряд небольших арабских государств.
Монархииможно подразделить по принципам наследования власти и по ее формам.
Принциповпередачи власти всего три: династический, (при которой действует строгийалгоритм перехода от одного члена династии к другому), родовой, (более широкий,но царь все равно должен быть родственен царскому роду) и выборный.
Монархия какгосударственная форма весьма неоднородна и на протяжении веков показалагибкость своей политической основы, поэтому история форм монархическогоправления, по существу, — история развития форм государственности. Это ярковидно при перечислении видов монархического устройства:
Монархиипатриархальные — характерны для традиционных обществ и могут развиваться вмонархии сакральные или в монархии деспотические. Патриархальная монархия,являясь следствием развития семейного принципа, имеет своим прообразомотцовскую власть, (отсюда, традиционный монарх воспринимается, как отец своихподданных).
Сакральныемонархии – в которых первенствующая функция монарха — жреческая. Сакральнаяжреческая монархия нередко связана с традицией царской жертвы — добровольногопринесения царем себя в жертву во имя спасения своего народа.
Деспотические(«деспот» с греческого означает «владыка», «повелитель») — ничего общего с понятием тирании не имеет. Деспотическая монархия складываетсяв военизированных обществах, хотя может сохраняться и после того, как ониперестают быть таковыми. Классическими деспотическими монархиями былиассирийская — (военачальник, не жреческого, а светского происхождения), древняяи средневековая армянская, а также при ханах тюркской или монгольской орды(выборный деспотический правитель)[9].
Феодальные, ккоторым относятся раннефеодальные формы монархии, отличавшиеся большой степеньюдецентрализованности,
Сословно-представительные,при них власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальнымпредставительством.2.2 Абсолютнаямонархия
Абсолютнаямонархия характеризуется юридическим и фактическим сосредоточением всей полнотыгосударственной (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной(религиозной) власти в руках монарха. Часто в качестве иллюстрацииабсолютисткой формы правления, приводят формулу петровского Воинского уставаарт. 20 которого гласит: «Его Величество есть самовластный Монарх, которыйникому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеетсвои государства и земли, яко христианский Государь, по своей воле иблагомнению управлять»[10].
Согласногосударственно-правовым актам монарх осуществляет исполнительную властьсовместно с правительством, а законодательную — при помощи разного родазаконосовещательных органов (выборных или назначаемых), основной функциейкоторых является рассмотрение законопроектов без права их принятия.
Многимиполитическими мыслителями (наиболее ярким из них был Монтескье), абсолютизмрассматривался как наиболее современная форма правления, из-за неделимостиверховной власти, ее постоянства и применимости к большим по размеру странам[11].
В результатереволюционных процессов абсолютная монархия была заменена монархией т.н.буржуазного типа, в которой власть монарха ограничивается конституцией, имеетсявыборный законодательный орган — парламент и независимые суды.
Но необходимоотметить, что конституционная форма монархической власти является наиболеединамической формой и представляет собой сложный процесс внутреннего развитияот дуалистической монархии через конституционную к парламентской форме.
Остановимсяподробнее на этих последних двух типах монархии.2.3 Дуалистическаямонархия
Дуалистическаямонархия — форма правления, при которой монарх сохраняет всю полноту контролянад исполнительной властью (в частности, назначает министров, ответственныхперед ним);
Дуалистическаямонархия явилась исторически переходной формой от абсолютной монархии кконституционной и предполагает наличие конституции. Законы принимает толькопарламент, а управлением ведает монарх: он назначает министров, которые несутответственность только перед ним. Правительство несет формально двойнуюответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, какправило, воле монарха. При этом, несмотря на то, что власть монарха ограниченаконституцией, монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм) и ещебольше фактически (в силу традиций), сохраняет обширные властные полномочия,что ставит его в центр всей политической системы государства.
Придуалистической монархии монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть безего утверждения закон в силу не вступает. Кроме того, монарх обычно можетиздавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, аглавное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархиюабсолютной[12].
Парламентскаямонархия – та, при которой монарх лишь номинально является главойисполнительной власти и ограничен в правах. В частности, назначаемые имминистры зависят от вотума доверия парламента.
Парламентарнаямонархия — существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Люксембурге,Монако, Нидерландах, Норвегии, Швеции, то есть в восьми из восемнанадцати странЗападной Европы. Власть монарха не распространяется на сферу законодательства изначительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право«вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет.Правительство формируется на основе парламентского большинства и несетответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляетправительство. Любой акт монарха требует утверждения глава правительства илисоответствующего министра. Таким образом, монархия сегодня — «слабое»политическое учреждение, однако она, по мнению М.Вебера, обеспечиваетдополнительную легитимацию власти, так как монарх — носитель традиции, символединства нации, незыблемости политической системы. Кроме того, конституционнаямонархия «дает нейтрального руководителя государства и делает ненужным поискприемлемого для всех кандидата на этот пост» (А.Лейпхарт)[13].
Парламентарнаямонархия — следующий этап развития конституционной монархии. Даже есликонституция наделяет монарха большими полномочиями, он в силуконституционно-правового обычая не может ими самостоятельно воспользоваться ивыполняет свои функции чисто номинально.
Парламентская(парламентарная) конституционная монархия характеризуется тем, что монархфактически лишен реальных властных полномочий и выполняет толькопредставительские функции. В политической системе государств с такой формойправления действует принцип: «монарх царствует, но не правит». Реальныевластные полномочия принадлежат высшему представительному и законодательному органустраны — парламенту, которому подчиняется правительство, руководимое лидеромпарламентского большинства. Наиболее яркий пример такой формы правления —Англия с конца XVII в. (после Славной революции 1688–1689 гг.). Естественновозникает вопрос, а зачем вообще нужен монарх в государствах с подобной формойправления? Ответ видится в следующем.
Во-первых,монарх воспринимается как символ государства, залог стабильности ипреемственности исторических традиций. Во-вторых, в таких государствах фигурамонарха играет роль третейского арбитра в возможных столкновениях ветвейгосударственной власти и различных общественно-политических сил. Главная егозадача — сохранить баланс и равновесие внутри политической системы государства.
Монархназначает правительство, однако не он не выбирает себе министров, а это делаетпарламент. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобренииминистров, а те непосредственно подотчетны парламенту, которому в соответствиис конституцией принадлежит формальное верховенство среди других органов власти.
Такимобразом, мы дали краткий обзор формам монархической государственности. Но этоформа, термины, а теперь обратимся к примерам.
3. Современныемонархии
Монархия какформа правления, при которой вся верховная государственная власть, получаемаяобычно в порядке наследования и формально находящаяся в руках монарха, сегоднясуществует в 30 странах мира.
В Азиинаходятся 14 монархических государств: Бутан, Иордания, Камбоджа, Малайзия,Непал, Таиланд, Япония, Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и СаудовскаяАравия. Причем в последних семи до сих пор сохраняются абсолютные монархии,дающие всю полноту законодательной, исполнительной и судебной властиединоличному главе государства[14].
В Европемонархий 12: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания,Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия и Швеция. Абсолютной,теократической (религиозной) формой правления облечен только Папа Римский,являющийся монархом Ватикана. При подобной монархии, которая существует еще вСаудовской Аравии и Брунее, в государстве фактически нет конституции, иправление осуществляется не светским, а духовным лицом.
В Африкенасчитывается 3 монархических государства: Лесото, Марокко и Свазиленд. Ещеодна монархия существует в Океании, это — Тонга. Самой древней в мире из нынесуществующих является японская монархия, которая была установлена в 660 году дон. э., а самой древней в Европе — датская, ведущая свой отсчет с 899 года.
Конституционныемонархии в современном мире более распространены, чем абсолютные (Бельгия,Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.).
Великобритания— самая старая конституционная монархия в мире. Король (в настоящее времякоролева Елизавета II) считается главой государства, а также возглавляемогоВеликобританией Содружества. В 15 из стран Содружества королева считаетсяглавой государства формально, так как ее представляет генерал-губернатор. Этоотносится к таким бывшим доминионам Великобритании, как Канада, Австралия,Новая Зеландия.
Япония —практически единственная империя в мире. Император страны — символ государстваи единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежитпарламенту и кабинету министров. Япония до принятия конституции 1947 года былаабсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властьюи приписывали ему божественное происхождение. В 1947 году абсолютная монархияздесь была упразднена.
Монархическийпринцип вовсе не отрицает разнообразия. Большей частью королевства —конституционные монархии, где власть правителя ограничена как писанымизаконами, так и исполнительными учреждениями. В конституции Японии, например,сказано, что император является лишь «символом государства и единства народа»,его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть[15].
В ряде странВостока короли, эмиры и султаны обладают всей полнотой исполнительной власти. Вних монархи располагают прерогативами главы государства, верховногоглавнокомандующего, правом назначать и отзывать главу правительства, созывать ираспускать парламент, представлять государство на международном уровне,награждать и присваивать почетные звания. Верно и то, что во всех европейскихстранах монарх «царствует, но не правит», однако это не означает лишения егошироких прав и возможностей. Об этом свидетельствуют мудрые и мужественныедействия короля Испании Хуана Карлоса во время попытки государственногопереворота в феврале 1981 года. Король — гарант демократии? Возможно ли это?Да.
Яркимпримером причудливого переплетения феодальных и капиталистических черт служиткняжество Андорра. Там много столетий существует совершенно особый, не похожийна другие режим. В Андорре два главы государства. Оба имеют титул князя. Такаяситуация существует уже более 700 лет, точнее, с 8 сентября 1278 года, когдаепископ Урхельский и граф Фуа положили конец длительному конфликту, вызванномупритязаниями на феодальное княжество, граничащее с Францией и Испанией. В 1589году граф Фуа и Наварры стал королем Франции под именем Генриха IV. С тех порглавой андоррского княжества от Франции является глава французскогогосударства.
Государственныеинституты в Андорре остались такими же, какими были века назад. Генеральныйсовет страны (парламент) избирается раз в четыре года, политические партии запрещены.
В связи сэтим встает вопрос: монархия — это лишь форма власти или нечто иное? Это реликтсредневековья или полноценный институт? Для стран Запада ответы на эти вопросыдает Великобритания, которую многие считают классической моделью цивилизованноймонархии.
Англичанеузнают о своем монархе с малолетства. И всю жизнь видят его портреты в школах,магазинах, учреждениях, а новости о нем каждодневно получают из газет, передачтелевидения и радио. Из королевской семьи наиболее популярны сама королева ЕлизаветаII, ее муж принц Филип — герцог Эдинбургский и ее сын — наследный принц Чарльз.
«Таймc» вежедневной хронике занятий королевской семьи скрупулезно перечисляет место ивремя церемоний и мероприятий, на которых присутствует кто-либо изродственников королевы или она сама. Так, все узнают о том, что королева-матьпосетила дом призрения или больницу, дочь королевы принцесса Анна или сестракоролевы принцесса Маргарет — детский приют, а герцог Эдинбургский — учебноезаведение, военную школу или спортивную ассоциацию. Принц Филип открываетатомные электростанции, стадионы, новые мосты, произнося при этомсобственноручно написанные и, как правило, остроумные речи.
Но зачем всеэто англичанам? Начнем с того, что корона — это достаточно реальнаяполитическая власть. Монарх фактически является несменяемым членомправительства. Он имеет доступ ко всем документам кабинета. Его обязаны ставитьв известность о всех важных решениях во внутренней и внешней политике. Онутверждает премьер-министра и одобряет министерские и политические назначения,поддерживает связи с «оппозицией Его Величества»[16].
Монарх всостоянии не только оказывать давление на кабинет с целью принятия илинепринятия какого-либо решения. Он может отстаивать свое мнение, требовать,чтобы оно было доложено кабинету и рассмотрено им. Так, король Георг V былинициатором расчленения Ирландии. В годы первой мировой войны поддерживалвоенное командование против кабинета, а в 1917 году вопреки воле министровпослал Николаю Романову телеграмму сочувствия по поводу отречения от престола.В 1924 году он отказался принять посла СССР. Все годы своего правления корольиграл важную роль в колониальной политике Великобритании.
Правящимислоями монархия используется в качестве символа единства нации и незыблемостибританской политической системы. Само ее положение в стороне от текущих дел,выше перипетий политической жизни сохраняет определенный ореол таинственности,а любовь к трону соединяет подчас людей противоположных взглядов.
Видимо, этимисоображениями руководствовались испанцы, вернув в 1975 году корону нанациональный флаг. И это в развитой стране, народ которой имеет громадный политическийопыт и за последние двести лет совершил пять антимонархических революций.
В то же времяне будем и переоценивать институт монархии. В западноевропейских странах насовременном уровне развития экономики и гражданского общества он играет скореевспомогательную роль, практически не влияет на темпы роста и характер развитияэкономики, на решение социальных вопросов. Но если в Европе монархии —своеобразные гаранты государственного устройства и общественного строя, то наВостоке они нередко активные участники преобразований.
Один изпарадоксов новейшей истории состоит в том, что развитие капитализма во многихстранах Востока (индустриализация, создание национального рынка, появлениесовременных классов и слоев, организация развитой сети здравоохранения имассового образования, устранение одиозных форм правления) начиналось и сейчасосуществляется при активной поддержке самих феодальных правителей. В той мере,в какой позволяют национальные ресурсы, они способствуютсоциально-экономическим реформам. Если же они противятся переменам, ихсвергают, как свергли египетского короля Фарука или короля Ирака.
Кувейт ныне —государство всеобщего благоденствия. Высокий уровень потребления, хорошооплачиваемая работа для коренных жителей, бесплатное образование и здравоохранение— все это сохраняется. А поскольку благополучие было достигнуто (от крайненизкого, нищенского уровня) под руководством правящей семьи ас-Сабахов,немудрено, что большинство населения уважает династию, и в особенности эмира.
Сами по себереформы не гарантия для выживания монархии. Это показал опыт Ирана. Покойныйшах Мохаммед Реза Пехлеви с 60-х годов проводил обширную программупреобразований. Как и большинство ближневосточных правителей, он твердо держалрычаги власти. Целью шаха было превращение Ирана в промышленно и социальноразвитую державу европейского уровня.
Шах добилсязаметных успехов. Благодаря доходам от нефти росли заводы, фабрики. В сельскомхозяйстве была проведена аграрная реформа. Осуществлялась электрификациястраны. Монарх не гнушался и мнением народным. Нередко встречался с рабочими икрестьянами и, бывало, поддерживал их требования вопреки воле предпринимателейи помещиков. В короткое время была ликвидирована массовая неграмотность.Иранские города приобретали все более европеизированный вид: та же реклама, теже автомобили, та же мода. Но народ отвернулся от шаха и сверг его.
В комплексепричин, вызвавших падение режима, — и жестокое диктаторское правление, ипренебрежение традициями, религиозными вопросами, и нетерпение шаха,пришпоривавшего подданных, которые вовсе не горели желанием скакать в светлоебудущее западного образца. Но свергнута монархия, и ее сменила… да, республикапо форме, но по сути — теократия, монархия во главе с религиозным деятелем.
Согласноданным опросов общественного мнения, несколько процентов французов жалеют отом, что у них нет короля. Трудно назвать одну универсальную причину живучестимонархической идеи. Тут уместно вспомнить высказывание видного английскогоученого конца XIX века У. Беджгота, который писал: «Главная причинажизнеспособности королевской власти состоит в том, что она — «понятноеправление»[17].
Частоговорят, что людьми управляет воображение, но было бы правильнее сказать, чтоими управляет слабость воображения. Природа конституции, игра партий, скрытоеформирование руководящего мнения — все эти сложные факторы понять трудно, адать им ложное истолкование легко. Но единая действующая воля, единый повелевающийразум — это доступная идея, и, если ее хоть раз разъяснить, она никем и никогдауже на забывается».
Итак,очевидно, что в этом вопросе играет роль ряд обстоятельств: на Востоке этообъективно положительное значение деятельности некоторых восточных монархий; вЕвропе — традиции и элементы национализма в сознании многих европейцев,потребность в твердом государственном стержне в случае нестабильности.
Ныне как наВостоке, так и на Западе монархи — часть политической структуры многихгосударств. В силу исторических особенностей в ряде стран Западной Европыпроизошел синтез традиционных и современных черт политической культуры, икоролевская власть превратилась в неотъемлемый элемент системы, воспринимаемыймногими как дань прошлому.
Сам жеинститут монархии — не более чем форма государственного устройства, удобная дляверхов и достаточно приемлемая для низов, своим наружным блеском делающая болеепривлекательной систему власти.
Как правило,власть монарха пожизненная и передается в наследство, но существуют двемонархии, которые имеют элементы республики: Малайзия — федеративнаяконституционная монархия, где монарха избирают на 5 лет султаны, которые входятв государство; ОАЭ — федеративная абсолютная монархия, в которой главугосударства — президента избирает Верховный совет эмиров, также на 5 лет.
Особаяситуация в Ватикане, где Папу Римского, который имеет светский титулСветлейшого князя, пожизненно избирают на коллегии кардиналов, среди которыхправо голоса имеют лишь кардиналы возрастом меньше 80 лет, и их количество недолжна превышать 120 человек.
Титул монархав разных странах разный: султан (Бруней, Оман), папа (Ватикан), эмир (Кувейт,Бахрейн), герцог (Люксембург), император (Япония), король (в большинствемонархий), князь (Монако, Лихтенштейн).
Монархииразличаются по своей форме:
Абсолютнаямонархия (неограниченная) — форма правления, при которой глава государства —монарх является главным источником законодательной и исполнительной власти(последняя осуществляется зависимым от монарха аппаратом). Монарх большейчастью устанавливает налоги и распоряжается финансами. Парламент в некоторыхслучаях вообще отсутствуюет или является совещательным органом.
Абсолютныхмонархий в мире 5: Бруней, Бутан, Катар, ОАЭ, Оман.
Конституционнаямонархия (ограниченная) — форма правления, при которой власть монархаограничена конституцией, законодательные функции переданы парламента, аисполнительные — правительству. Монарх юридически является верховным главойисполнительной власти, главой судебной системы, формально назначаетправительство, заменяет министров, распоряжается войсками, может отменитьпринятые парламентом законы и распустить парламент. Но фактически этиполномочия принадлежат правительству.
Конституционныхмонархий в мире 23: Тонга (Океания); Лесото, Марокко, Свазиленд (Африка);Бахрейн (фактически абсолютная), Иордания, Камбоджа, Кувейт (фактическиабсолютная), Малайзия, Непал, Таиланд, Япония (Азия); Андорра, Бельгия,Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды,Норвегия, Швеция (Европа).
Теократическаямонархия (власть бога) — форма правления, за которой политическая и духовнаявласть находятся в руках церкви.
В мире такихмонархий две — Ватикан и Саудовская Аравия.
4. Достоинстваи недостатки монархии
Конечно,монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политическиепроблемы. Но, тем не менее, она может предоставить известную долю стабильностии равновесия в политической, социальной и национальной структуре общества. Вотпочему от монархии не спешат избавляться даже те страны, где она существуетисключительно номинально, скажем, Канада или Австралия. Политическая элита этихстран в большинстве своём понимает, насколько важно для равновесия в обществе,чтобы верховная власть была a priori закреплена в одних руках и политическиекруги не вели за неё противостояние, а работали во имя интересов всей нации.
Более того,исторический опыт показывает, что лучшие в мире системы социального обеспеченияпостроены именно в монархических государствах. И речь идет не только омонархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумелотыскать вариант «социализма с человеческим лицом»[18].Такая система выстроена в современных странах Персидского залива, где нефтизачастую намного меньше, чем на некоторых месторождениях РФ. Несмотря на это,за 40-60 лет со времени обретения независимости странами Персидского залива, безреволюций и гражданских войн, проведения либерализации всего и вся, безутопических социальных экспериментов, в условиях жесткой, порой абсолютистской,политической системы, при отсутствии парламентаризма и конституции, когда всенедра страны принадлежат одной правящей семье, из бедных бедуинов, пасущихверблюдов, большинство подданных ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и другихсопредельных государств, превратились во вполне состоятельных граждан.
Не углубляясьв бесконечные перечисления преимуществ арабской социальной системы, можнопривести всего несколько штрихов. Любой гражданин страны имеет право набесплатную медицинскую помощь, в том числе и ту, которая оказывается в любой,даже самой дорогой, клинике, расположенной в какой угодно стране мира. Такжелюбой гражданин страны имеет право на бесплатное обучение, вкупе с бесплатнымсодержанием, в любом высшем учебном заведении мира (Кембридж, Оксфорд, Йель,Сорбонна). Молодым семьям за счёт государства предоставляется жилье. МонархииПерсидского залива являют собой подлинно социальные государства, в которыхсозданы все условия для поступательного роста благосостояния населения.
Обратившисьиз цветущего Кувейта, Бахрейна и Катара на их соседей по Персидскому заливу иАравийскому полуострову, отказавшихся в силу целого ряда причин от монархии(Йемен, Ирак, Иран), мы увидим разительное отличие во внутреннем климате этихгосударств.
Какпоказывает исторический опыт, в многонациональных государствах целостностьстраны прежде всего связана с монархией. Это мы видим в прошлом, на примереРоссийской империи, Австро-Венгрии, Югославии, Ирака. Приходящий на сменумонархическому режим, как это было, к примеру, в Югославии и Ираке, уже необладает тем авторитетом и вынужден прибегать к жестокостям, которые были не свойственнымонархической системе управления. При малейшем ослаблении этого режима,государство, как правило, обречено на распад. Так было с Россией (СССР), это мынаблюдаем в Югославии и Ираке. Упразднение монархии в ряде современных страннеминуемо привело бы к прекращению их существования как многонациональных,единых государств. Это в первую очередь относится к Соединенному КоролевствуВеликобритания и Северная Ирландия, Малайзии, Саудовской Аравии. Так 2007-й годясно показал, что в условиях парламентского кризиса, возникшего из-занациональных противоречий фламандских и валлонских политиков, только авторитетКороля Бельгийцев Альберта II удержал Бельгию от распада на два или даже большесамостоятельных государственных образований. В многоязыкой Бельгии дажеродилась шутка, что единство ее народа скрепляют всего три вещи – пиво, шоколади король. Тогда как отмена монархического строя в 2008 г. в Непале ввергло этогосударство в цепь политических кризисов и перманентного гражданскогопротивостояния.
Вторая половинаXX-го столетия даёт нам несколько успешных примеров возвращения народов,переживших эру нестабильности, гражданских войн и иных конфликтов, кмонархической форме правления. Самый известный и, несомненно, во многом удачныйпример – это Испания. Прошедшая через гражданскую войну, экономический кризис иправую диктатуру, она вернулась к монархической форме правления, занявдостойное место среди семьи европейских народов. Других примером явиласьКамбоджа. Также монархические режимы на местном уровне были восстановлены вУганде, после падения диктатуры маршала Иди Амина (1928-2003), и в Индонезии,которая после ухода генерала Мохаммеда-Ходжа Сукарто (1921-2008) переживаетнастоявший монархический ренессанс. Один из местных султанатов был восстановленв этой стране спустя два столетия, после того как он был уничтожен голландцами.
Реставраторскиеидеи довольно сильны и Европе, прежде всего это относится к балканским странам(Сербии, Черногории, Албании и Болгарии), где многим политикам, общественным идуховным деятелям постоянно приходиться высказываться по данному поводу, а вряде случаев и оказывать поддержку главам Королевских Домов, бывшим в изгнании.Это доказывает опыт короля Албании Леки, чуть было не свершившего в свой страневооруженный переворот, и потрясающие успехи царя Болгарии Симеона Второго,создавшего собственное национальное движение, названное его именем, сумевшегостать премьер-министром страны и являющегося в настоящий момент лидером самойкрупной оппозиционной партии в парламенте Болгарии, вошедшей в коалиционноеправительство.
Среди нынесуществующих монархий немало откровенно абсолютистских по своей сути, хотя ивынужденных, принося дань времени, рядиться в одежды народногопредставительства и демократии. Европейские монархи в большинстве случаев неиспользуют даже данные им конституцией права.
И здесьособое место на карте Европы занимает княжество Лихтенштейн. Еще шестьдесят летназад оно представляло собой большую деревню, по нелепой случайности получившуюнезависимость. Однако сейчас, благодаря деятельности князя Франца Иосифа II иего сына и преемника князя Ханса Адама II, это один из крупнейших деловых ифинансовых центров, сумевший не поддаться на посулы о создании «единогоевропейского дома», отстоять свой суверенитет и самостоятельный взгляд насобственное государственное устройство.
Стабильностьполитической и экономической систем большинства монархических стран делает ихне только не устаревшими, но прогрессивными и привлекательными, заставляетравняться на них по ряду параметров.
Так чтомонархия — это не приложение к стабильности и достатку, а дополнительныйресурс, позволяющий легче переносить болезнь, быстрее выздоравливать отполитических и экономических невзгод.
Заключение
Для пониманияособенностей форм правления в государстве необходимо уточнить особенности формыгосударственного (территориально-политического) устройства.
Понятие«форма государственного устройства» предполагает национально-территориальнуюорганизацию государства и процесс взаимоотношений между государственнымиорганами разного уровня.
Государственноеустройство – это процесс территориальной организации конкретного государства,которое состоит из определенных территорий и их правового положения.
Формаправления — это организация верховной власти, характеризуемая ее формальнымиисточниками, она определяет структуру государственных органов(институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формыправления — это монархия и республика и их разновидности.
Монархия –форма государственного устройства, при которой верховная государственная властьпринадлежит единоличному главе государства – монарху, осуществляющему ее пособственному праву, а не в порядке делегации и передающего ее по наследству впорядке престолонаследия.
Естьнесколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия —характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционногостроя; конституционная монархия — предполагает ограничения полномочий главыгосударства более или менее развитыми чертами конституционного строя.
В зависимостиот степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую ипарламентарную конституционные монархии. Дуалистическая монархия — полномочиямонарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительнойвласти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью,поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом егодосрочного роспуска. Монархии можно подразделить по принципам наследованиявласти и по ее формам.
Принциповпередачи власти всего три: династический, (при которой действует строгийалгоритм перехода от одного члена династии к другому), родовой, (более широкий,но царь все равно должен быть родственен царскому роду) и выборный.
Монархия какгосударственная форма весьма неоднородна и на протяжении веков показалагибкость своей политической основы, поэтому история форм монархическогоправления, по существу, — история развития форм государственности. Это ярковидно при перечислении видов монархического устройства:
Любая из этихформ может быть прикрыта парламентской оболочкой, могут существовать выборныеорганы, конституция, провозглашаться права и свободы личности, однако вдействительности все это реального значения не имеет.
Списокиспользованной литературы
1. Ардашев П.Н., Абсолютнаямонархия на Западе. — СПБ,1902 – репринтное издание 2005 г. – 209 с.
2. Венгеров А.Б. Теориягосударства и права. Учебник – СПб, 2008 – 493с.
3. Гумплович Л. Общее учениео государстве. – СПб., 1910 г. – 395 с.
4. Коркунов Н.М. Лекции пообщей теории права – СПб., 1898 г. – 295 с.
5. Кутафин О. Е. Основыгосударства и права. – М., 1994. – 739с.
6. Левин И.Д. Суверенитет.Теория и история государства и права. – М., 2007 – 583 с.
7. Марченко М.Н.«Проблемы общей теории государства и права: В 2 тт: Т. 1: Государство:Учебник для вузов – М., 2008 – 837 с.
8. Перевалов В.Д.»Теория государства и права. Учебник. – М., 2009 -528 с.
9. Теория государства иправа. Курс лекций. /Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В., Саратов, 2005г. – 539с.
10. Сказкин С.Д. Проблемаабсолютизма в Западной Европе // Из истории средневековой Европы. — М.,1957. –492 с.