ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ИПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
§1. Правовое положениеорганов исполнительной власти
§2. Взаимоотношение сдругими органами власти
§3. Виды органовисполнительной власти
ГЛАВА II. МЕСТО И РОЛЬМИЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННОЕПОСТРОЕНИЕ МИЛИЦИИ И ЕЁ ПОЛНОМОЧИЯ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ.
§1. Криминальная милиция.
§2. Милиция общественнойбезопасности
ГЛАВА IV. КОМПЕТЕНЦИЯОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Милиция в Российской Федерации — система государственных органовисполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободыграждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иныхпротивоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения впределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации[1].
Термин «милиция» (от латинского«militia» — войско) берет свое начало еще из древних времен. В Россииже он применяется с 1917 года. Однако данное определение давно смущает нашихиностранных партнеров, поскольку на международном военном языке это словоозначает «народное ополчение, собираемое на время войны». Название —«полиция» – более характерно для зарубежных стран (от греческого«роliteia» — управление государством, администрация).
Более того, по мнению отдельныхавторов, вместо милиции нужна именно полиция, ориентированная на совершенноиные ценности.
И действительно, проведенные запоследние несколько лет различные опросы общественного мнения показывают, чтороссийская милиция переживает глубокий кризис легитимности: граждане России недоверяют собственным правоохранительным органам. По данным одного из опросовболее 50% респондентов оценивали работу милиции как плохую или очень плохую.30% считали, что милиция озабочена прежде всего защитой собственных интересоввместо того, чтобы защищать интересы граждан, в то время как 15% полагали, чтомилиция работает главным образом на мафию. По данным НИИ МВД, около 60%потерпевших не хотят обращаться в милицию, так как видят в ней не защитника, аисточник повышенной опасности. По данным одного из московских опросов, 43%москвичей предпочли бы не иметь дело с милицией ни при каких обстоятельствах, втом числе открыть дверь сотрудникам милиции; 37% испытывали перед милициейтакой же страх, как перед преступниками.
В данной курсовой работе мы не ставимцелью рассмотреть объективные факторы, обусловливающие негативное состояниевзаимоотношений милиции и граждан по поводу выявления, регистрации и учета преступлений,условия, способствующие укрывательству в милиции заявлений и сообщений опреступлениях, т.к. это больше проблема социальная и морально-этическая (а вкакой-то мере и экономическая), нежели административно-правовая. Отсюда, цельданного исследования сводится к рассмотрению именно правовой организациифункционирования органов милиции в рамках курса административная деятельность ираскрыть полномочия милиции как систему органов исполнительной власти вРоссийской Федерации – это и будет являться целью курсовой работы.
Милиция – особая правоохраннаяструктура, имеющая задачи и полномочия, отличные от других служб.
Итак, у данной курсовой работыследующие задачи:
— рассмотреть комплексзаконодательства о милиции и понятие органов исполнительной власти в РоссийскойФедерации;
— исследовать понятие милиции, каксистему органов исполнительной власти;
— проанализировать структуру МВДРоссии;
- раскрыть содержание полномочиймилицейских органов.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Под органом исполнительной власти какветви государственной власти следует понимать политическое учреждение,созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этихцелях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительнойвласти является учреждением, обособленным:
а) организационно. Он невходит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурнымподразделением;
б) функционально. Его главноеназначение — осуществление управленческой, исполнительно-распорядительнойдеятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, административно-политическойсферах жизни общества в соответствии с установленным для него профилемфункций;
в) юридически. Данный органимеет свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную откомпетенции какого-либо иного органа.
Понятие органов исполнительной властипроизводно от принципа разделения властей, а содержание этого понятияопределяется свойствами исполнительной власти, связано с самой ее сутью настолько,что часто такие органы сами по себе не без оснований признаются исполнительнойвластью (например, утверждается, что исполнительная власть — «системаорганов государственного управления (правительство, министерства и т.д.)»[2].
Органы исполнительной власти своейгосударственной природой отличаются от органов исполнительной власти местногосамоуправления, а по функциональному назначению — от органов других ветвейгосударственной власти, а также от организаций, которые как таковые неявляются субъектами управления (государственных предприятий, учреждений).
/>§1. Правовое положение органов исполнительной власти
Правовое положение органовисполнительной власти во многом предопределяется тем, что они в своей основе(особенно федеральные) все в большей степени становятся органами политическогоруководства в установленных сферах, ибо их функции государственного управленияв принципе отделены от функций непосредственного управления хозяйственной ииной деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Основы современного правового статусаорганов исполнительной власти в целом могут быть охарактеризованынезначительным числом общих позиций. Исходным является тот факт, что, представляясобой одну из ветвей единой государственной власти, они пользуютсяотносительной юридической самостоятельностью в осуществлении исполнительнойвласти и в отношениях с субъектами представительной и судебной властей.
В период, предшествовавший введениюинститута Президентства в РФ и провозглашения Конституции РФ 1993 г., органыгосударственного управления находились в жесткой зависимости отпредставительных органов государственной власти. Ведущие звенья этих органов(Советы Министров, министерства, государственные комитеты, исполкомы местныхСоветов) образовывались и упразднялись представительными органами, былиподотчетным и подконтрольным им исполнительным аппаратом.
Влияние судов общей юрисдикции игосударственных арбитражей на состояние законности в сфере государственногоуправления было незначительным, ограниченным узкой сферой подведомственных имдел и форм реагирования на ее нарушения.[3]
Затем шли расширение полномочийПрезидента РФ в области организации и направления деятельности органовисполнительной власти с одновременной дезорганизацией ее системы в целом, атакже действовала тенденция усиления влияния судебной власти на законность вдеятельности органов государственного управления и их должностных лиц.[4]
/>§2. Взаимоотношение с другими органами власти
Органы исполнительной власти получилизначительные возможности влиять на правотворческую деятельность представительныхорганов (право законодательной инициативы Правительства РФ, право подписи ивозвращения на повторное рассмотрение правовых актов, предоставленное главам администрацийкраев, областей и др. субъектов). Расширена подведомственность дел судам общейюрисдикции и арбитражных судов, возникающих в сфере государственногоуправления, например, расширены основания для отмены указанными судаминеправомерных актов органов исполнительной власти.
Взаимодействие органов исполнительнойвласти с представительными (законодательными) и судебными органами является необходимымусловием нормального функционирования государства. Оно осуществляется в различныхорганизационных формах (согласительные комиссии, заслушивание информациидолжностных лиц органов исполнительной власти на заседаниях представительныхорганов и т. д.). В палатах Федерального Собрания и Конституционном Суде РФимеются полномочные представители Президента РФ, а в указанных палатах — такжепредставители Правительства.
Достаточно обширны и разнообразныотношения органов исполнительной власти с представительными (законодательными)и судебными органами, возникающие вне связи с выполнением ими конституционныхфункций, например, по вопросам материально-технического обеспечения и охраныдеятельности представительных (законодательных) и судебных органов.
Однако органы исполнительной властисамостоятельны, осуществляя специфический вид государственной деятельности,которая по своему юридическому содержанию является, как уже отмечалось,исполнительной и распорядительной. В соответствии с законодательством эти органыобладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданиюправовых актов и их реализации. В целом они наделены широкими полномочиями самостоятельногоправотворчества, правоприменения и правоохраны. Но они самостоятельны только впределах, очерченных правом. К ним не применяется принцип «разрешено все,что не запрещено».
Из правовых актов вытекает общееправило: каждый орган исполнительной власти действует в пределах установленнойему компетенции, в определенном порядке и в установленных правовых формах, хотябы на этот счет и не было специальной оговорки в правовых актах, закрепляющихего задачи, функции и полномочия.
Органы исполнительной властинаходятся на бюджетном финансировании. Они являются юридическими лицами, тоесть обладают гражданской правоспособностью.
Права органов исполнительной властигарантируются Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, другиминормативно-правовыми актами, устанавливающими их статус. В качестве ихорганизационных гарантов являются президенты, органы, решающие вопросы образованиясоответствующих органов; органы прокуратуры. Защита прав органов исполнительнойвласти может быть предметом разбирательства судебных органов.[5]Слабым местом в статусе органов исполнительной власти являетсянеопределенность их ответственности за неблагоприятные последствия их деятельности.
/>§3. Виды органов исполнительной власти
Данные органы можно классифицироватьпо ряду признаков и прежде всего в зависимости от государственного устройства,организационных форм, характера компетенции, порядка решения подведомственныхвопросов.
В соответствии с федеративнымгосударственным устройством различаются федеральные органы исполнительнойвласти и органы, исполнительной власти субъектов РФ, республик, краев,областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург),автономной области и автономных округов.
Поорганизационно-правовым формам различаются:
а) правительства; б) советыминистров; в) кабинеты министров; г) министерства; д) государственные комитеты;е) комитеты; ж) службы; з) главные управления; и) инспекции; к) агентства; л)департаменты; м) администрации; н) мэрии; о) отделы и др.
Организационные формы органовисполнительной власти сами по себе не всегда определяют их место, назначение,характер компетенции, принципы, лежащие в основе порядка разрешения подведомственныхим дел. Часто эти параметры закрепляются в нормативно-правовых актах,устанавливающих правовой статус тех или иных органов.
Организационные формы и основыстатуса федеральных органов исполнительной власти определены Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органовисполнительной власти»[6]. Имиявляются министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органыисполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные комиссииРоссии, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзорыРоссии. Впредь запрещено создание федеральных органов исполнительной властиРоссийской Федерации иных наименований и с иным статусом, чем это предусмотреноданным указом.
Администрации — органы исполнительной власти краев,областей, автономной области, автономных округов.
Органами этих администраций являются департаменты, главныеуправления (управления), отделы. Перечни и формы органов администрацийопределяются соответствующими субъектами самостоятельно. Среди них различаютсяотраслевые, межотраслевые органы.
Действующие нормативно-правовые акты,касающиеся организационных форм органов исполнительной власти, имеют тот недостаток,что иногда в одной и той же форме создаются органы исполнительной власти иобразования, которые к ним не относятся. Например, постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 18 ноября 1999 г. созданы Федеральная медицинскаяслужба гражданской обороны, Федеральная противопожарная служба гражданскойобороны и др., которые не относятся к федеральным органам исполнительнойвласти.
По характеру компетенции выделяются органы общей, отраслевой,межотраслевой и внутриотраслевой компетенции.[7]
Органы общей компетенции руководят наподведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления,обеспечивают там комплексное экономическое, социально-культурное развитие. Кним относятся правительства (Совет Министров, Кабинет Министров), администрациисубъектов Российской Федерации и др.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководствоподведомственными им отраслями, например, Министерство путей сообщения,Министерство здравоохранения и др.
Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированныефункции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди них своимстатусом выделяются органы, оказывающие руководящее воздействие на группыспециализированных отраслей (комплексы), выполняя различные функции (например,Министерство промышленности, науки и технологии РФ); органы, выполняющиеспециализированные функции межотраслевого значения (например, Министерствотруда и социального развития РФ); органы, выполняющие функции по определеннымпроблемам (например, Российское агентство по патентам и товарным знакам).[8]
Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслейпорученными участками работ (например, территориальные, межтерриториальныеорганы федеральных министерств).
По порядку разрешенияподведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальныеорганы — организационно и юридически объединенные группы лиц, которымпринадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данныхорганов. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов всочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученнымиучастками работы. Коллегиальность позволяет наиболее правильно решать крупныеи сложные вопросы руководства с участием специалистов, с использованием ихопыта. Коллегиальными являются правительства, некоторые государственные комитеты,федеральные комиссии и др.
Единоначальными являются органы, в которых решающаявласть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный органруководителю. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, использованиеиндивидуальных способностей и опыта руководителей, повышает их персональнуюответственность за результаты работы органа. Единоначальными могут быть органыкак общей, так и отраслевой компетенции (министерства, администрации краев,областей и т. д.).
Единоначалие эффективно тогда, когдаопирается на различные институты демократии и не подменяется единовластием. Всистеме исполнительной власти сочетание коллегиальных и единоначальных органовспособствует как всестороннему и квалифицированному обсуждению, так и оперативномурешению вопросов. Сочетание указанных начал в единоначальных органах частовыражается в том, что здесь действуют коллегии. Они существуют в министерствахи других органах. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря1995 г. № 1286 «О членах коллегии федерального органа государственнойвласти» численность членов коллегии такого органа определяетсяПравительством РФ. В состав коллегии по должности входят руководителисоответствующих федеральных органов исполнительной власти и их заместители.
Назначение и освобождение членовколлегии, не являющихся таковыми по должности, производится Правительством РФпо представлению руководителя федерального органа из числа руководителейведущих департаментов, управлений, отделов, территориальных органов и принеобходимости представителей других федеральных органов, ведущих ученых,специалистов, число которых, как правило, не должно превышать пяти человек.
Полномочия между членами коллегиираспределяются председателем коллегии, которым является руководительфедерального органа исполнительной власти.[9]
Особое организационно-правовоеположение занимают создаваемые в системе государственного управлениякоординационные и консультативные органы. По общему правилу, они являются вспомогательнымиорганами органов исполнительной власти, не наделенными юридически-властными полномочиями,хотя и выполняющими важные задачи. На федеральном уровне статус таких органовопределен Указом Президента РФ от 28 сентября 1992 г. «О координационных иконсультативных органах, создаваемых Президентом Российской Федерации,Правительством Российской Федерации, министерствами и ведомствами РоссийскойФедерации»[10].
При Президенте РФ создаются вкачестве консультативных органов комиссии и советы, которые предварительнорассматривают вопросы и готовят по ним предложения для Президента в соответствиис их компетенцией.
Правительством РФ могут создаваться:
а) консультативные органы в видесоветов, рекомендации которых проводятся при необходимости в жизнь решениямиПравительства;
б) координационные органы в видекомиссий со статусом правительственных или межведомственных.
Правительственные комиссии создаются,как правило, для рассмотрения и подготовки предложений по вопросам, имеющимобщегосударственное значение. Межведомственные комиссии рассматривают вопросы,требующие межотраслевой координации. Решения этих комиссий, принимаемые врамках их компетенции, являются обязательными для всех органов, представленныхв комиссиях, а также предприятий и организаций, действующих в сфере веденияэтих органов. По вопросам, требующим решения Правительства РФ, эти комиссиивносят предложения.[11]
По вопросам, отнесенным к компетенцииминистерств и других федеральных органов государственного управления, ими могутобразовываться межведомственные комиссии и межведомственные советы. Полномочиякомиссий и советов определяются совместными решениями указанных органов впределах их компетенции.
ГЛАВА II. МЕСТО И РОЛЬ МИЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙВЛАСТИ
1. Демократизацияроссийского общества, формирование социально ориентированной рыночнойэкономики, построение правового государства, а также решение других,подчиненных этим целям, задач предполагают совершенствование роли государствав политической системе общества.
Под политической системойобщества понимается система государственных и негосударственных социальныхинститутов, осуществляющих власть или участвующих в ее осуществлении. Этисоциальные институты — государство, партии, профсоюзы и другие организации идвижения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром являетсязавоевание, удержание и использование власти.
В соответствии ссовременной теорией государства факторы, задающие тот или иной характерполитической системе общества, формирующие ее определенный вид, оказываются нестолько классовыми, сколько социологическими. Системообразующим фактором притаком подходе признается социальная среда, в которой проявляются личностные иколлективистские начала жизни общества. Сторонники этой концепции исходят изтого, что человечество за всю свою историю создало всего несколько видовсоциальных сред, лежащих в основе собственно политических систем.
Один из таких видов —политическая система, возникающая на основе «азиатского способа производства»,социалистического общества сталинского типа и некоторых иных обществ. Этот видхарактеризуется гиперболизацией роли государства, его аппарата, прежде всего иглавным образом карательных (правоохранительных) органов.
Другой тип социальнойсреды, формирующий иные политические системы, базируется не нараспределительной, а на рыночной товарно-денежной основе экономической жизниобщества, на идеологии и практике свободного предпринимательства. Такая средатоже является несправедливой; она содержит противоречия и конфликты, отличаетсясоциальными потрясениями. Однако государство выполняет в ней роль организатораусловий для рыночной, в том числе социально ориентированной, экономики.Государство обеспечивает права и свободы граждан, их безопасность, ихсобственность. Оно имеет целью создать социальную защищенность малоимущихслоев, более справедливое распределение доходов, налогов. Правовые формыстановятся главным инструментом достижения политических целей.
2. Характеристика именнотого, что делает государство, называется его функциями. Для понимания функцийсовременного Российского государства первостепенное значение имеют ихотграничение от функций общества, а также учет влияния рыночной экономики нафункции государства.
Одними из самых важныхфункций Российского государства являются защита прав человека, охрана прав исвобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Они и раньше всегдауказывались в числе основных внутренних функций социалистического государства.Однако фактически в условиях тоталитарного режима допускались беззаконие ипроизвол в отношении граждан, массовые репрессии в сталинский период,преследования инакомыслящих и другие нарушения прав и свобод человека игражданина[12].
В условиях формированияправового государства и свободного гражданского общества особое значениеприобретает создание надежных механизмов защиты прав и свобод человека, обеспечение,прежде всего его безопасности. Жизнь, здоровье, честь и достоинство, все формысобственности (в том числе и интеллектуальной), другие политические, экономическиеправа и свободы, установленные российской Декларацией прав и свобод человека игражданина 1991 г., международными пактами, Конституцией РФ 1993 г., должнынадежно охраняться государством. Органы внутренних дел, внутренние войска,другие специальные структуры, обеспечивающие безопасность России,- это тегосударственные органы, которые обязаны в рамках своей компетенции обеспечитьзаконность и правопорядок, борьбу с преступностью, нарушениями прав человека иправового режима работы органов государственной власти и управления.
3. Можно считать, что основнымиисполнительно-распорядительными органами государства, выполняющими обеспечительнуюфункцию в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, являются органывнутренних дел и внутренние войска. Важнейшим элементом политической системыобщества всегда было и остается государство, а его обеспечительная функция имеет,и будет иметь в будущем существенное значение. Отсюда есть основания констатировать:с одной стороны — объективную возможность и необходимость изменения функций(компетенции) органов внутренних дел, а с другой — возрастание их роли в жизнинашего общества как отраслевой подсистемы органов государственного управленияи одновременно правоохранительного органа[13].
Указанное положение,естественно, предполагает изменения характера деятельности этих органов, ихдемократизацию, преодоление правового нигилизма, существенное повышениекачества работы, взаимодействия с внешней средой функционирования, т. е. сгражданами, государственными органами, общественными объединениями, государственнымии негосударственными предприятиями, населением в целом. Общая цель такой деятельности— создание конституционного порядка на основе прямого действия Конституции РФ.
Принадлежность к исполнительнойвласти означает, что органы внутренних дел и внутренние войска осуществляют мерыпо обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности иобщественного порядка, борьбе с преступностью правовыми средствами, т. е. путемреализации права в форме правоприменения. Соответственно можно говорить о трехосновных элементах, составляющих механизм реализации ими права:
1) качество законов иподзаконных актов, регулирующих организацию и деятельность органов внутреннихдел и внутренних войск;
2) профессионализмсотрудников этих структур;
3) благоприятная внутренняяи внешняя среда их функционирования, предполагающая надлежащее материальное, материально-техническоеи материально-бытовое обеспечение.
Если приоритет длясовременного Российского государства— модернизация страны, социально-экономическоеразвитие общества, то перечень задач, решаемых наряду с другими структурамиорганами внутренних дел и внутренними войсками в пределах их компетенции,может быть следующим:
— преодоление традицииэтатизма государства, обеспечение неприкосновенности частной собственности,разделение собственности и власти, активная политика в области борьбы синфляцией и стимулирование частных (в том числе иностранных) инвестиций,энергичное проведение антимонопольной политики;
— забота об экологии,образовании, здравоохранении, развитии науки, культуры, о бедных,нетрудоспособных, оказание социальных услуг населению;
— борьба с преступностью,в том числе с уличной, запугивающей людей, и с организованной, которая вомногом определяет экономические процессы в стране;
— последовательное ипоступательное преодоление коррупции среди личного состава рассматриваемыхорганов, которая, можно сказать, есть вечный бич России. Сейчас коррупция сращенас мафией. Чиновник всегда потенциально более криминален, чем бизнесмен.Бизнесмен может обогащаться честно, только бы не мешали. Чиновник может обогащатьсятолько бесчестно. Поэтому очень важно обеспечить личному составу органоввнутренних дел и внутренних войск достойный и достаточный уровень жизни;
— существенное повышение престижа(авторитета) органов и войск системы МВД в общественном мнении.
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ МИЛИЦИИ И ЕЁ ПОЛНОМОЧИЯ ВСИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
Милиция в РФподразделяется на службу криминальной милиции и службу милиции общественнойбезопасности (местной милиции).
В своей деятельностимилиция подчиняется МВД России, МВД входящих в РФ республик, а милицияобщественной безопасности, кроме того, соответствующим местным представительными исполнительным органам.
Руководство милицией вРоссии осуществляет министр внутренних дел РФ. Соответственно в республиках,входящих в состав РФ, руководство милицией осуществляют министры внутренних делэтих республик, которые назначаются и освобождаются от должностипредставительными органами республик по согласованию с Министром внутреннихдел РФ.
В краях, областях,автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге милициейруководят начальники управлений (главных управлений) внутренних дел администрацийкраев, областей, автономных областей и округов, городов Москвы иСанкт-Петербурга, назначаемые министром внутренних дел РФ по согласованию и споследующим утверждением в соответствующих представительных органах[14].
В районах, городах,районах городов милицией руководят начальники отделов (управлений) внутреннихдел администрации районных, городских, районных в городах представительных органоввласти. Назначаются они министрами внутренних дел республик, входящих в составРФ, начальниками УВД, ГУВД краев, областей, автономных областей и округовгородов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию и с последующим утверждениемна сессии соответствующих представительных органов.
На водном, воздушном ижелезнодорожном транспорте руководство милицией осуществляют соответствующиеначальники управлений и отделов внутренних дел на транспорте МВД России безгоризонтального подчинения и утверждения в должности[15].
Процесс децентрализациивласти и управления обусловил выделение в составе ГО (РО) ВД милицииобщественной безопасности (местной милиции), подчиненной кроме МВД Россииместным исполнительным органам, и одновременно — необходимость централизациии объединения оперативных подразделений в единую федеральную службукриминальной милиции, подчиненную лишь по вертикали — МВД России.
По своему статусу службакриминальной милиции — правоохранительный орган, непосредственно ицеленаправленно обеспечивающий с помощью гласных и негласных сил, средств иметодов выявление и документирование преступной деятельности лиц, подготавливающихили совершивших преступления против физических и юридических лиц, их имущественныхи неимущественных прав и свобод или покушающихся на них.
§1.Криминальная милиция.
Служба криминальноймилиции выполняет следующие функции: обеспечивает раскрытие отнесенных закономк ее компетенции уголовных преступлений; по поручению органов предварительногоследствия осуществляет следственные и иные действия по собиранию и проверкедоказательств, а также задержание преступников; ведетоперативно-профилактические и розыскные учеты; осуществляет розыск преступников,скрывшихся от следствия и суда, бежавших из-под стражи; оказывает содействиедругим органам внутренних дел по делам, отнесенным к их компетенции; ведет работупо предупреждению преступлений.
От других служб органоввнутренних дел служба криминальной милиции отличается тем, что ее деятельностьв основном направлена на раскрытие тяжких преступлений, совершаемых тайно, сприменением мер сокрытия их следов, а также на выявление и пресечениепреступной деятельности организованных преступных групп.
Эти специфическиепризнаки, с одной стороны, отличают криминальную милицию от других служборганов внутренних дел, а с другой — позволяют рассматривать ранееразграниченные службы уголовного розыска, борьбы с организованной преступностьюи преступлениями в сфере экономики как единую систему, которая включает:
• федеральную криминальнуюмилицию МВД Российской Федерации;
• криминальную милициюМВД республик, входящих в состав России;
• подразделенияфедеральной криминальной милиции в УВД (ГУВД) края, области, ГО (РО) ВД;
• криминальную милициюмуниципального органа внутренних дел.
В качестве основных службна нижнем уровне (в соответствии с административно-территориальным делением)борьбу с преступностью обеспечивает территориальные подразделения криминальноймилиции в тесном взаимодействии с милицией общественной безопасности (местноймилицией), которые занимаются предупреждением, пресечением и раскрытием процессуальнозакрепленного перечня преступлений.
В этой связи с этиморганизационная структура основных служб должна быть построена таким образом,чтобы любая информация о совершенном преступлении оперативно находила своегоадресата, обеспечивая безотлагательность проведения и комплексность необходимыхоперативно-розыскных мероприятий для его раскрытия по «горячим следам».
Основные задачикриминальной милиции республиканского уровня:
• выявление и раскрытиеотнесенных законом к ее компетенции уголовных преступлений;
• обеспечение защитыорганов власти и управления (в том числе органов внутренних дел) от коррупции;
• розыск преступников;
• осуществлениеидентификационных мероприятий;
• проведениекриминалистических экспертиз;
• координация и методическоеобеспечение деятельности службы криминальной милиции и другие.
Структура криминальноймилиции определяется исходя из выделяемой штатной численности, принципаприоритетных направлений и утверждается: на республиканском уровне — министромвнутренних дел; на территориальном — начальником ГУВД, УВД[16].
§2.Милиция общественной безопасности
Милиция общественнойбезопасности (местная милиция), — составной частью милиции России и входит вструктуру МВД Российской Федерации, МВД республик в составе Российской Федерации,управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономнойобласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградскойобласти, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте.
Правовую основу ипринципы деятельности милиции общественной безопасности составляют:
• Закон РФ «О милиции»;
• Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 7 декабря 2000 г. №926 «О подразделениях милиции общественнойбезопасности».
В состав милицииобщественной безопасности входят:
1. Дежурные части,участковые уполномоченные милиции, изоляторы для временного содержаниязадержанных и заключенных под стражу лиц; специальные приемники для содержаниялиц, арестованных в административном порядке;
2. Подразделения:
• патрульно-постовойслужбы милиции, в том числе отряды особого назначения (ОМОН), государственнойинспекции безопасности дорожного движения, охраны объектов по договорам,охраны и конвоирования задержанных и арестованных;
• лицензионно-разрешительнойработы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; поисполнению административного законодательства по предупреждению правонарушенийнесовершеннолетних; по раскрытию преступлений; по делам о преступлениях, покоторым производство предварительного следствия не обязательно; специальныеподразделения дознания и другие.
В соответствии сзаконодательством Российской Федерации основные задачи милиции общественнойбезопасности включают:
• обеспечение личнойбезопасности граждан;
• охрана общественногопорядка и обеспечение общественной безопасности;
• предупреждение ипресечение преступлений и административных правонарушений;
• раскрытие преступленийпо делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствияне обязательно, и расследование преступлений в форме дознания;
• оказание в пределах еекомпетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям,организациям и общественным объединениям.
На милицию общественнойбезопасности в полном объеме возложены обязанности, предусмотренные ст. 10Закона РФ «О милиции», за исключением отнесенных законодательством РФ ккомпетенции криминальной милиции. Милиция общественной безопасности в своейдеятельности подотчетна местным органам государственной власти и управления.
Организационно-методическоеруководство отрядами милиции особого назначения (ОМОНом) возлагается на МВДРоссии, а непосредственное — на министров внутренних дел республик в составеРФ, начальников управлений (ГУВД, УВД, автономных округов, Москвы,Санкт-Петербурга и Ленинградской области)[17].
В условиях крупныхгородов (на примере Москвы) необходимо рассмотреть деятельность муниципальноймилиции. Муниципальная милиция — это милиция общественной безопасности (местнаямилиция), содержащаяся за счет средств республиканского бюджета РФ, бюджетовреспублик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев иобластей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономныхокругов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга.
Отдел муниципальноймилиции административного округа — структурное подразделение Управлениямуниципальной милиции и в пределах своей компетенции несет ответственность заохрану общественного порядка и обеспечению безопасности граждан в наиболеекриминогенных местах округа, которые определяются по заявкам начальниковуправлений внутренних дел административных округов Москвы[18].
Отдел муниципальноймилиции находится в двойном подчинении — у префекта административного округапо вопросам правопорядка и безопасности и управления муниципальной милиции, атакже непосредственно у начальника УВД административного округа. Однакопрефект не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную иадминистративно-юридическую деятельность отдела муниципальной милиции.
Деятельностьмуниципальной милиции осуществляется в соответствии с принципами законности,гуманизма, уважения прав человека, гласности, взаимодействия другими органами,общественными объединениями, трудовыми коллективами и населением.
В своей деятельностимуниципальная милиция руководствуется Конституцией РФ, законами РоссийскойФедерации в том числе Законом РФ «О милиции», указами Президента РФ, постановлениямии распоряжениями Правительства РФ, распоряжениями мэра и постановлениями правительстваМосквы, приказами МВД России, ГУВД, актами соответствующих местных органоввласти и управления административного округа изданными в пределах ихкомпетенции.
Основные задачимуниципальной милиции:
• принятие неотложных мердля пресечения преступлений и административных правонарушений, задержание причастныхк ним лиц;
• охрана общественногопорядка, обеспечение личной и общественной безопасности в наиболеекриминогенных местах;
• участие в обеспечениибезопасности дорожного движения;
• оказание в пределахсвоей компетенции помощи гражданам и администрации предприятий, учреждений,организаций в осуществлении их законных прав и интересов.
В соответствии сперечисленными задачами муниципальная милиция:
• организует деятельностьотделений и нарядов муниципальной милиции по охране общественного порядка иобеспечению личной и общественной безопасности граждан в закрепленныхкриминогенных местах округа;
• обеспечивает взаимодействиенарядов муниципальной милиции с подразделениями территориальных органов внутреннихдел;
• обеспечивает соблюдениезаконности в деятельности отделений и нарядов муниципальной милиции и проверкуфактического исполнения ими постановлений и решений высших и местных органов властии управления и других управленческих актов;
• осуществляет подбор ирасстановку, направление на обучение и переподготовку личного состава отделамуниципальной милиции;
• контролирует соблюдениеправил хранения, сбережения и работы технических средств вооружения;
• организует участиенарядов в мероприятиях по охране общественного порядка, проводимых совместно сУВД округа, а также по указанию префекта округа;
• организует работу поохране имущества на основе договоров с собственниками;
• организует своевременноеи правильное рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб граждан, обсуждение всредствах массовой информации вопросов, связанных с деятельностью нарядовмуниципальной милиции;
• обеспечивает участиенарядов в мероприятиях по обеспечению правил дорожного движения.
Свои задачи муниципальнаямилиция выполняет в тесном взаимодействии с подразделениями органов внутреннихдел.
Отдел муниципальноймилиции административного округа, возглавляет начальник, который назначается иосвобождается от должности начальником ГУВД по представлению управления муниципальноймилиции и по согласованию с префектом округа.
Начальник отделамуниципальной милиции имеет заместителей, количество должностей и порядок ихназначения определяется управлением муниципальной милиции совместно с РУВД.
Надзор за деятельностьюотдела муниципальной милиции осуществляют органы прокуратуры.
ГЛАВА IV. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙВЛАСТИ В СФЕРЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Компетенция органовгосударственной власти в сфере внутренних дел слагается из объема ихполномочий в рассматриваемой сфере.
Федеральные органыпредставительной и исполнительной власти осуществляют общее руководство в сферевнутренних дел. Они определяют основные направления федеральной политики всфере внутренних дел России.
Федеральное Собрание —парламент Российской Федерации -обеспечивает законодательное регулированиеотношений в сфере внутренних дел так же, как и в других сферахжизнедеятельности на всей территории России; осуществляет законодательное регулированиеорганизации управления внутренними делами, конституционные права, свободы и обязанностиграждан, другие отношения, регулирование которых согласно Конституции РоссийскойФедерации относится к компетенции России, устанавливает общие принципы, основыдеятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления всфере внутренних дел, решает другие вопросы, отнесенные к ведению России.
Президент РоссийскойФедерации издает указы по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел, охранеобщественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе спреступностью; при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральнымконституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или вотдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщениемоб этом Совету Федерации и Государственной Думе; назначает на должностьфедерального министра внутренних дел и освобождает его от должности; принимаеттакже другие меры, направленные на укрепление правопорядка и общественнойбезопасности[19].
Правительство РоссийскойФедерации участвует в разработке и реализации государственной политики вобласти обеспечения безопасности личности, общества и государства. На основе иво исполнение законов, указов Президента России и иных актов ФедеральногоСобрания и Президента издает постановления и распоряжения по вопросамуправления в сфере внутренних дел и проверяет их исполнение; осуществляет мерыпо обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественногопорядка, обеспечению общественной безопасности, борьбе с преступностью; объединяети направляет работу органов исполнительной власти в сфере внутренних дел и др.[20]
Важными полномочиями всфере внутренних дел обладают представительные и исполнительные органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации. Они принимают соответствующиезаконы, указы, постановления, распоряжения, в которых детализируются иконкретизируются принципиальные положения федеральных законодательных и иныхнормативных актов России применительно к конкретным территориальным и инымособенностям соответствующего субъекта Российской Федерации; принимаютнормативные акты, необходимые для регулирования вопросов управлениявнутренними делами республиканского, краевого, областного, городского,окружного значения. Представительные органы субъектов Российской Федерациипринимают законы и иные правовые нормативные акты по вопросам охраны общественногопорядка и обеспечения общественной безопасности на соответствующейтерритории… Правительства республик, администрации (правительства) краев,областей, городов федерального значения, округов осуществляют меры по защите иобеспечению прав, свобод и законных интересов граждан на соответствующейтерритории субъекта Российской Федерации, осуществляют меры по защит? интересовгосударства и общественной безопасности. Они издают соответствующиенормативные акты, осуществляют руководство и контроль за деятельностью органоввнутренних дел, оказывая им всемерную помощь, организуют борьбу со стихийнымибедствиями, эпидемиями и эпизоотиями и др.
Органы представительной иисполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями поформированию органов, осуществляющих управление в сфере внутренних дел. Ониобразуют министерства внутренних дел республик, управления (главные управления)внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономныхокругов, городские и районные органы внутренних дел (управления, отделы)[21].На основе двойного подчинения органов внутренних дел правительство (администрация)субъекта Федерации направляет деятельность подчиненных им органов внутреннихдел и координирует их работу с другими государственными органами и общественнымиформированиями, участвующими в охране правопорядка; рассматривают вопросыохраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и принимаютпо ним правовые акты; ставят перед органами внутренних дел задачи, координируютпланы работы органов внутренних дел, направляют работу органов внутренних делпо подбору и обучению кадров органов внутренних дел, создают им необходимые материальныеусловия для работы и улучшают жилищно-бытовые условия сотрудников органоввнутренних дел; утверждают штаты криминальной милиции и милиции общественнойбезопасности, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Федерации.
Органы представительной иисполнительной власти субъектов Федерации создают комитеты (комиссии) позаконности. К их ведению относится образование иных структур и формирований,действующих в правоохранительной сфере.
Компетенция органовпредставительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сферевнутренних дел определяется Конституцией Российской Федерации, федеральнымизаконами, указами Президента Российской Федерации, постановлениямиПравительства Российской Федерации, конституциями, законами республик,уставами, законами и иными правовыми актами краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов. Акты субъектов Федерациидолжны соответствовать положениям Конституции Российской Федерации, закрепившимв качестве основы конституционного строя Российской Федерации федеративноеустройство России, основанное на ее государственной целостности, единствесистемы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочиймежду федеральными органами государственной власти и органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации.
§1. Полномочия органовместного самоуправления в сфере
внутренних дел.
К числу функций,реализуемых органами местного самоуправления, относятся, в частности, охранаобщественного порядка и обеспечение общественной безопасности. В муниципальныхобразованиях (городах, районах и др.) действует милиция, которая, являясьсоставной частью российской милиции, функционирует в качестве самостоятельногоструктурного звена в системе соответствующих отделов (управлений) внутреннихдел. Органы местного самоуправления за счет собственных и привлеченныхсредств могут создавать и содержать муниципальные органы охраны общественногопорядка. Органы местного самоуправления обеспечивают необходимые условия дляэффективного функционирования подразделений милиции в целях обеспечения правопорядка,надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, своевременногореагирования на изменения криминогенной обстановки.
Милиция общественнойбезопасности находится в подчинении руководителей органов внутренних делсубъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления впределах их компетенции.
Органы местногосамоуправления принимают меры по охране общественного порядка и обеспечениюобщественной безопасности в связи с проведением массовых мероприятий —митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, крупных спортивных и другихмассовых публичных мероприятий.
При возникновениистихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, пожаров, массовых нарушенийобщественного порядка органы местного самоуправления принимают меры поспасению и охране жизни людей, защите их здоровья и имущества.
При органах местногосамоуправления состоят комиссии: по делам несовершеннолетних и защите их прав;наблюдательная и др. Указанные комиссии участвуют в обеспечении общественногопорядка и законности на территории муниципального образования. Комиссия поделам несовершеннолетних и защите их прав рассматривает и разрешает дела,связанные с правонарушениями, которые совершаются подростками. Наблюдательная комиссиявыполняет функции общественного контроля за соблюдением законности в местахлишения свободы, рассматривает вопросы, связанные с социальной поддержкой лиц,отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Органы местногосамоуправления и должностные лица местного самоуправления в пределах своихполномочий содействуют судебным органам, прокуратуре и органам юстиции вреализации возложенных на них правоохранительных задач и функций; взаимодействуютс налоговой полицией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Милиция, как органисполнительной власти, обязанный в пределах своей компетенции обеспечиватьпрочный правопорядок, призвана обнаруживать правонарушения, квалифицировать ихи собирать доказательства, определяющие, в конечном счете виновность илиневиновность лиц, совершивших те или иные правонарушения. Именно милицияприменительно к массе выявленных правонарушений осуществляетправоприменительный процесс, который завершается либо должностными лицами милиции,либо в суде, куда направляются материалы проверок или уголовные дела. Поэтому вплане этики сотрудник милиции должен четко разделять категории добра и зла сточки зрения действующего законодательства.
Проблематика курсовойработы заключается в том, что правовая основа организации и деятельности органов внутренних делформировалась при отсутствии целостной концепции. Нормативные акты нередко дублировали,противоречили не только друг другу, но и здравому смыслу. При этом многиеострые вопросы оставались вне сферы юридического опосредования. Существовавшаяорганизационно-правовая модель органов внутренних дел несла в себе, а зачастуюи несёт, но может быть в меньшей степени, оттенок административно-команднойсистемы управления обществом, что не отвечало задачам формирования России какправового государства.
Закон «О милиции» закрепилобщечеловеческие ценности в качестве принципов деятельности милиции. Всоответствии с международными правовыми нормами закон устанавливает, вчастности, что милиция защищает человека независимо от его гражданства,политических убеждений, национальной принадлежности и иных обстоятельств. Намой взгляд, а, также учитывая рассматриваемый вопрос, это отражено в статье 2раздела I, где сказано, что «Задачами милиции являются: …защита частной,государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощифизическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов …».То обстоятельство, что ранее такая задача текстуально не ставилась, не следуетрасценивать как недосмотр законодателя. Задача защиты собственности охватываласьи охватывается другими милицейскими задачами. Действительно, собственностьявляется одним из объектов, защищаемых милицией в рамках решения задачпредупреждения, пресечения и раскрытия соответствующих противоправных деяний,охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, оказанияпомощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
С учётом сказанного можно сделатьвывод, что при составлении Закона «О милиции» законодатель отвергвносившиеся предложения о возложении на милицию задачи обслуживания населения иизбрал более правильную формулировку — оказание помощи. Этот термин не толькоподчёркивает гуманистический характер деятельности милиции, но и не позволяетусомниться в том, что в данном случае она, помощь, носит свободный, непринудительныйи некоммерческий характер. Восприятие этой идеи российским законодателем неубеждает вместе с тем в справедливости мнения, согласно которому милиция изпреимущественно юрисдикционного, карательного органа будто бы становится«государственной службой правоохранительной помощи». Помощьпредполагает чётко выраженную просьбу о ней, а большая часть работы милицииимеет публичный характер и осуществляется при отсутствии, а то и вопрекижеланию тех или иных субъектов. Реальная практическая помощь заключается вотсутствующем на сегодня чётком законодательном определении случаев и формоказания милицией помощи гражданам.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ –М.: «ТАНДЕМ»., изд. ЭКМОС — 2000г., — 48 с.
2. Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях – М.: ЮРАЙТ – М, 2002г., — 251 с.
3. Закон РФ от 18апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» (с изменениями от 18 февраля, 1июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября,29 декабря 2000 г.)
4. Указ президентаРФ от 18 июля 1996 г. № 1039 «Об утверждении Положение о Министерствевнутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 6 сентября 1997 г., 24апреля, 27 мая, 20 октября 1998г, 1 декабря 1999г., 13 января 2001г.)
5. Административнаядеятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон иПраво, 2003. – 222 с.
6. Административнаядеятельность органов внутренних дел / Под ред. А.П. Коренева. – М.: Московскийуниверситет МВД России, издательство «Щит и М», 2002. – 309 с.
7. Административнаядеятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник / Под ред. А.П.Коренева. – М.: МЮИ МВД России, издательство «Щит и М», 1997. – 335 с.
8. Административноеправо: уч. /под ред. Ю.М. Козлова., Л.Л. Попова., — М.: ЮРИСТЪ., 2001г., — 728с.
9. Алферов В. А.,Статкус В. Ф. и др. «Органы предварительного следствия в системе МВДРоссии: Учебное пособие: история, современное состояние и перспективы» –М.: Спарк, 2000. – 502 с.
10. Громов Н. А.,Францифоров Ю. В. «Правоприменительная деятельность органовпредварительного расследования, прокуратуры и судов. Основные начала: Учебноепособие для вузов» – М.: Приор, 2000. – 233 с.
11. Ефим Бершин.Статья. Мертвый хватает живого. Время МН, № 71, 20 апреля 2002 г.
12. Постатейныйкомментарий к закону Российской Федерации «О милиции»: Изложение Закона всхемах; Комментарий изменений и дополнений, внесенных в новую редакцию Закона// Под ред. Маршунова М.Н. – М.: Герда, 2001. – 218 с.
13. Соловей Ю. П.,Черников В. В. «Комментарий к Федеральному закону РФ „Омилиции“» – М.: Проспект, 2000. – 397 с.
14. Улучшениевзаимоотношения граждан и милиции: доступ к правосудию и система выявления,регистрации и учета преступлений. Научный доклад. // К.К. Горяинов, В.С.Овчинский, Л.В. Кондратюк. – М.: Открытое общество, 2001. – 497 с.