Реферат по предмету "Государство и право"


Международное право в правовой системе Республики Беларусь

Международноеправо в правовой системе Республики Беларусь

Содержание
1. Международноеправо в правовой системе Республики Беларусь
1.1 Механизмимплементации норм международного права в законодательстве Республики Беларусь
1.2 Местонорм международного права в правовой системе Республики Беларусь и способывоздействия на ее реформирование
1.3 Внутригосударственныймеханизм реализации норм международного права в Республике Беларусь
Списокиспользованных источников

1. Международное право вправовой системе Республики Беларусь
1.1 Механизмимплементации норм международного права в законодательстве Республики Беларусь
Неотъемлемым элементомформирования правового государства в Республике Беларусь являетсяреформирование национальной правовой системы. Основная направленностькодификационного процесса в Республике Беларусь — приведение его в соответствиес международными обязательствами.
В Законе РеспубликиБеларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах РеспубликиБеларусь» устанавливается, что «международные договоры Республики Беларусьподлежат добросовестному исполнению в соответствии с международным правом» (ст.33).
Имплементационныймеханизм реализации норм международного права впервые получил закрепление вКонституции Республики Беларусь 1994 г. Изменения, внесенные в КонституциюРеспублики Беларусь в 1996 г., его не затронули.
В Конституции БССР 1978г., как и в Конституции СССР, вопросы соотношения международного права инационального права не регулировались. Согласно Конституции Республики Беларусьв редакции 1996 г. признается приоритет общепризнанных принципов международногоправа и обеспечения соответствия им законодательства Республики Беларусь (ст.8).
Вместе с темзаконодательство Республики Беларусь, принятое в 1993-2008 гг., свидетельствуето признании приоритета не только обычных норм (общепризнанных принципов), но идоговорных норм.
В большинстве законовсодержалась статья о применении положений международного договора в случаеколлизии их с правилами, установленными соответствующими законами (ЗаконРеспублики Беларусь «О правах ребенка», Закон Республики Беларусь «Опредоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца,дополнительной и временной защиты»).
Закон Республики Беларусьот 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь»,обобщив предшествующую законодательную базу, прямо указал, что «нормы права,содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частьюдействующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежатнепосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договораследует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственногонормативного правового акта...» (ст. 33).
Аналогичное положениезакреплено в Гражданском кодексе Республики Беларусь, согласно которому нормыгражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь,являются частью действующего гражданского законодательства и подлежатнепосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договораследует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственногоакта (ст. 6).
Гражданскийпроцессуальный кодекс Республики Беларусь, констатируя применение международныхдоговоров при рассмотрении гражданских дел с участием иностранных граждан июридических лиц, вменяет в обязанность судам руководствоваться, кроме общихпринципов гражданского судопроизводства, принципом приоритета международныхдоговоров (ст. 543).
Принцип приоритетамеждународного договора закрепляется и в Уголовном кодексе Республики Беларусь прирешении вопроса о выдаче как граждан Республики Беларусь, так и иностранныхграждан, совершивших преступление (ст. 7). Такого же принципа придерживается иВоздушный кодекс Республики Беларусь, провозглашающий в ст. 3 приоритетмеждународного договора по отношению к нормам, содержащимся в Кодексе.
Примат норм вступивших всилу международных договоров Республики Беларусь подчеркивается в Трудовомкодексе Республики Беларусь (ст. 8), а также в Хозяйственном процессуальномкодексе Республики Беларусь (ст. 25, 241) и Уголовно-исполнительном кодексеРеспублики Беларусь (ст. 3).
Таким образом, РеспубликаБеларусь провозглашает не только верховенство норм международного права, нотакже возможность их прямого действия на территории страны и использование вправоприменительной практике судов. Предоставление Конституцией РеспубликиБеларусь Конституционному Суду Республики Беларусь права давать заключение осоответствии нормативных актов любого государственного органа, а такжемеждународных обязательств Конституции и ратифицированным международнымдоговорам Республики Беларусь (ст. 116) подтверждает вышеизложенный вывод.
1.2 Место норммеждународного права в правовой системе Республики Беларусь и способывоздействия на ее реформирование
Провозглашение ЗакономРеспублики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорахРеспублики Беларусь» норм международных договоров Республики Беларусь частьюдействующего законодательства делает необходимым определить иерархию правовыхактов с учетом места и роли международных обязательств.
Высший иерархический рангв национальной правовой системе, безусловно, принадлежит Конституции РеспубликиБеларусь. Это вытекает из ст. 7 Конституции, устанавливающей, что «государство,все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых всоответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельныеположения, признанные в установленном законом порядке противоречащимиположениям Конституции, не имеют юридической силы».
Каково же соотношениемеждународно-правового акта и Конституции? Конституция дает определенный ответна этот вопрос только в отношении международных договоров, закрепив, что «недопускается заключение международных договоров, которые противоречатКонституции» (ч. 3 ст. 8).
Что касаетсяобщепризнанных принципов международного права, то судить об их статусе можно,основываясь на доктринальных положениях и основополагающихмеждународно-правовых актах.
Принципы международногоправа носят императивный характер и обязательны для любого государства, чтовытекает из таких международных документов, как: Устав ООН (ст. 2), Декларацияо принципах международного права 1970 г. и Хельсинкский заключительный акт СБСЕ1975 г. Следовательно, положения ст. 8 Конституции Республики Беларусь опризнании приоритета общепризнанных принципов международного права можноквалифицировать как признание их верховенства над Конституцией РеспубликиБеларусь.
Таким образом, на вершинеиерархической лестницы стоят общепризнанные принципы международного права,затем идет Конституция Республики Беларусь, обладающая высшей юридической силойпо отношению ко всему нормативному массиву, действующему на территорииРеспублики Беларусь.
Вслед за КонституциейРеспублики Беларусь ведущее место среди международных обязательств инациональных нормативных актов принадлежит ратифицированным международнымдоговорам Республики Беларусь, что следует из полномочий Конституционного СудаРеспублики Беларусь определять «соответствие законов, декретов, указовПрезидента, международных договорных и иных обязательств Республики БеларусьКонституции и международно-правовым актам, ратифицированным РеспубликойБеларусь» (ч. 5 ст. 116).
Кроме того, в КонституцииРеспублики Беларусь среди нормативных актов, входящих в правовую систему,указываются акты межгосударственных образований, в которые входит РеспубликаБеларусь, к ним могут относиться резолюции или решения международныхорганизаций или иных межгосударственных образований.
Исходя из компетенцииКонституционного Суда Республики Беларусь определять соответствие такихмеждународно-правовых актов Конституции Республики Беларусь, ратифицированныммеждународным договорам, законам, декретам и указам, их иерархический рангследует квалифицировать как более низкий, чем нормативные акты законодательногооргана (Парламент Республики Беларусь) или высшего исполнительного органа(Президент Республики Беларусь).
Таким образом, анализнорм Конституции Республики Беларусь позволяет дать следующее иерархическоесоотношение нормативных актов, входящих в правовую систему Республики Беларусь:
1) общепризнанныепринципы международного права;
2) Конституция РеспубликиБеларусь;
3) ратифицированныемеждународные договоры;
4) законы, декреты, указыПрезидента Республики Беларусь, международные обязательства РеспубликиБеларусь, вытекающие из договоров, не подлежащих ратификации, и обычных норммеждународного права;
5) актымежгосударственных образований, участником которых является РеспубликаБеларусь, подзаконные нормативные акты, принятые Советом Министров РеспубликиБеларусь, Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным СудомРеспублики Беларусь, Генеральным прокурором Республики Беларусь.
Иерархическая структуранорм, входящих в правовую систему Республики Беларусь, безусловно, доказываетопределяющее влияние международного права на реформирование правовой системы.Причем международное право оказывает преимущественно опосредованноевоздействие. Об этом свидетельствует весь процесс современных правовых реформ,направленных на приведение законодательства в соответствие с международнымиобязательствами.
Ряд законов,рецептирующих международно-правовые нормы, был принят без присоединенияРеспублики Беларусь к соответствующим международным договорам. Например, в 1995г. в нашей стране был принят Закон Республики Беларусь «О беженцах», хотя натот момент Беларусь не была участником Конвенции о статусе беженцев 1951 г.(присоединилась в 2001 г.).
Механизм инкорпорациинорм международного права особенно очевиден на примере Конституции РеспубликиБеларусь. В полном соответствии с Международными пактами о правах человека 1966г. в ней провозглашается в качестве основ конституционного строя принцип высшейценности человеческой личности (ст. 2), а обеспечение прав и свобод граждан — наивысшей целью государства (ст. 21).
В Конституции РеспубликиБеларусь содержится специальный раздел «Личность, общество, государство», гдезакрепляются права и свободы граждан в трактовке Международных пактов о правахчеловека 1966 г.
Однако, несмотря наопределяющую роль опосредованного воздействия международного права,законодательство Республики Беларусь создает предпосылки для прямого применениямеждународно-правовых норм в сфере внутригосударственной деятельности.
Как было показано выше, вабсолютное большинство законов, принятых в 90-х гг. XX в., а также в Воздушныйкодекс Республики Беларусь включены положения о применении международногодоговора, если им установлены правила иные, чем в соответствующем законе.
Возможностьнепосредственного действия ратифицированных международных договоровустанавливается Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «Омеждународных договорах Республики Беларусь», Гражданским кодексом РеспубликиБеларусь, Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 «Онормативных правовых актах Республики Беларусь», предусматривающим, какиедоговоры не могут быть самоисполнимыми. К ним относятся договоры,устанавливающие обязательства, регулируемые внутренним правом, но неурегулированные законодательством Республики Беларусь; выполнение договорныхобязательств по которым невозможно без принятия внутреннего акта; еслиучастники договора договорились о принятии соответствующих внутреннихнормативных актов (ст. 22 Закона «О нормативных правовых актах»).
Кроме того, некоторыезаконодательные акты допускают возможность совместного регулирования, например,законы:
— Республики Беларусь «Оправовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РеспубликеБеларусь» (ст. 2);
— «О гражданствеРеспублики Беларусь» (ст. 5, 16);
— «О Государственнойгранице Республики Беларусь» (ст. 3).
Уголовный процессуальныйкодекс Республики Беларусь закрепляет совместное применение международныхдоговоров Республики Беларусь, «определяющих права и свободы человека игражданина», и положений Кодекса в уголовном процессе (п. 4 ст. 1).
Согласно КонституцииРеспублики Беларусь Конституционному Суду Республики Беларусь предоставленоправо давать заключения о соответствии нормативных актов любогогосударственного органа Конституции Республики Беларусь, законам иратифицированным международным договорам (ст. 116).
Практика деятельностиКонституционного Суда Республики Беларусь свидетельствует о том, что он активноиспользует международные и национальные правовые критерии для определениязаконности оспариваемых нормативных актов.

1.3 Внутригосударственныймеханизм реализации норм международного права в Республике Беларусь
имплементациямеждународный право
Закрепление в КонституцииРеспублики Беларусь и ином законодательстве принципов и способов имплементациимеждународных обязательств не исчерпывает проблему их реализации.
Внутригосударственныймеханизм реализации представляет собой сочетание использования нормативныхсредств и деятельности государственно-властных институтов, обеспечивающихосуществление норм международного права в сфере юрисдикции государства.
Правообеспечительнаядеятельность государственных органов, связанная с имплементацией навнутригосударственном уровне предписаний, содержащихся в нормах международногоправа, по содержанию представляет собой:
— реализацию полномочий внормотворческой области по принятию новых, отмене или изменению национальныхнормативных правовых актов, которая осуществляется в целях выполнения положениймеждународного права;
— осуществлениеисполнительно-распорядительной деятельности, направленной на реализациюпредписаний, вытекающих из самоисполнимых норм международных договоров инациональных имплементационных нормативных правовых актов;
— обеспечениепредупреждения, пресечения и наказания за совершение нарушений международногоправа и национального имплементационного законодательства в той или иной сфере(правоохранительная деятельность);
— проведениеорганизационной, материально-технической и иной деятельности в пределахнациональной юрисдикции, необходимой для выполнения международных обязательств.
Правообеспечительнаядеятельность государственных органов осуществляется в правовых и неправовыхформах. К правовым формам относятся нормотворческая деятельность,исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность, а кнеправовым формам — организационная, материально-техническая, идеологическаядеятельность.
Нормотворческаядеятельность является основным способом воздействия на общественные отношения,главное средство придания праву юридической силы. От ее результатов зависитсоздание необходимых правовых условий для достижения целеймеждународно-правового регулирования. Особое значение эта деятельность имеетеще и потому, что с ее помощью конкретизируются, уточняются права и обязанностинациональных правоприменителей, вытекающие из норм международного права (приэтом подобная конкретизация должна осуществляться в точном соответствии ссодержанием международно-правовых норм и особенностями национальной правовойсистемы).
Нормотворческаядеятельность государств осуществляется в различных видах и формах. В каждойстране существуют свои особенности этой деятельности, которые проявляются вналичии у того или иного государства особенных видов нормотворчества, всуществовании различной процедуры принятия и вступления нормативных правовыхактов в силу, в установлении особого порядка законодательного закреплениянормотворческой деятельности государственных органов и др.
Наиболее сильно влияниенациональной правотворческой процедуры сказывается на выборе участникамимеждународных соглашений видов имплементационных нормативных правовых актов,призванных урегулировать отношения, вытекающие из их международныхобязательств, а также на способах восприятия норм международного прававнутренним законодательством.
Правовым основанием длярецепции законодательством Республики Беларусь норм международного права служатположения части первой ст. 34 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. №421-3 «О международных договорах Республики Беларусь», в соответствии с которой«Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь,Совет Министров Республики Беларусь и руководители государственных органовРеспублики Беларусь, руководитель департамента государственного органа, ккомпетенции которых относятся вопросы, содержащиеся в международных договорахмежведомственного характера, в пределах своей компетенции принимают меры для обеспеченияисполнения международных договоров Республики Беларусь путем принятиясоответствующих решений».
Следует отметить, чтоположения части первой ст. 34 Закона Республики Беларусь 23 июля 2008 г. №421-3 «О международных договорах Республики Беларусь», являясь основанием длярецепции законодательством Беларуси норм международного права, не содержатответа на вопрос о том, в каких случаях принимаются меры по приведениюзаконодательства в соответствие с принятыми международными обязательствами.
Данный вопросурегулирован ст. 21 и 22 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. №361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
В соответствии со ст. 21названного Закона «в случаях, когда для реализации международных обязательствРеспублики Беларусь требуется имплементация норм вступивших в силумеждународных договоров Республики Беларусь на внутригосударственном уровне,нормотворческими органами (должностными лицами) Республики Беларусь принимаются(издаются) соответствующие нормативные правовые акты».
Такие нормативныеправовые акты согласно ст. 22 «принимаются (издаются) в случаях, если:
— предметом международныхдоговоров Республики Беларусь являются вопросы, относящиеся к сферезаконодательного (нормативного) регулирования, но не урегулированныенормативными правовыми актами Республики Беларусь;
— выполнениемеждународных обязательств, принятых в соответствии с международным договоромРеспублики Беларусь, невозможно без принятия соответствующего нормативногоправового акта;
— участники международногодоговора договорились о принятии (издании) соответствующих национальныхнормативных правовых актов».
Все вышеуказанныеоснования для принятия (издания) нормативных правовых актов, направленных нареализацию международных обязательств Республики Беларусь, могут встречатьсякак в отдельности, так и в совокупности.
Порядок принятия,требования к содержанию нормативных правовых актов Республики Беларусьопределяются Конституцией Республики Беларусь (см., например, ст. 79, 85, 99,100, 101, 108), законами (например, законы Республики Беларусь «О нормативныхправовых актах Республики Беларусь», «О Президенте Республики Беларусь», «ОСовете Министров Республики Беларусь», а также иными нормативными правовымиактами Республики Беларусь.
Исполнительно-распорядительнаядеятельность государственных органов по своему содержанию представляет, с однойстороны, реализацию предписаний, содержащихся в нормах международного права ипринятых в соответствии с ними имплементационных правовых актов, и, с другойстороны, в ходе этой деятельности государственные органы в зависимости отправового статуса не только исполняют эти веления, но и сами принимают правовыеакты, обязательные для нижестоящих государственных органов. Тем самым впроцессе данной деятельности в пределах определенной компетенции различныхгосударственных органов через исполнение и передачу властного веления впределах системы государственного управления производится, в конечном счете,достижение на внутригосударственном уровне целей, содержащихся в нормахмеждународного права.
Правоохранительнаядеятельность государственных органов связана прежде всего с защитой вытекающихиз международных договоров прав лиц, предупреждением нарушений международногоправа и норм, принятых в соответствии с ним национальных имплементационныхнормативных правовых актов, а также с привлечением к различным видамюридической ответственности лиц, виновных в совершении данных правонарушений.
Проведениеорганизационной, материально-технической и иной деятельности в пределах национальнойюрисдикции, необходимой для выполнения международных обязательств являетсяодним из значимых элементов правообеспечительной деятельности государственныхорганов, осуществляемой на национальном уровне. Эта деятельность позволяетпровести непосредственную практическую работу по объединению, сплочению инаправлению в единое русло принимаемых на национальном уровне мер по достижениюцелей международного права, создать необходимые для этогоматериально-технические и мировоззренческие условия. Причем проведение мерыможет предусматриваться как самим международным договором, так и определятьсясамостоятельно на внутригосударственном уровне.
К числу этих мер могутотноситься: проведение анализа национального законодательства с точки зренияего соответствия нормам международного права, проведение различного родасовещаний, семинаров, информирование о ходе выполнения тех или иных положениймеждународного права, выделения необходимых ресурсов и т.п.
В ряде случаев в целяхсодействия процессу имплементации норм международного права могут создаватьсянациональные межведомственные комиссии или другие органы, которые осуществляюткоординацию организационной, материально-технической и иной деятельностиминистерств и других органов государственного управления, организаций иучреждений, необходимой для выполнения международных обязательств. Примеромтакого органа может служить Комиссия по имплементации международногогуманитарного права при Совете Министров Республики Беларусь.
Важную роль вимплементации международного права на внутригосударственном уровне играет такоеправовое средство, как правоприменительная практика. Именно она призвана решатьзадачи адаптации международного права к постоянно меняющимся условиямокружающего мира, согласованного применения как самоисполнимыхмеждународно-правовых норм, так и норм национального права, обеспечивающихреализацию обязательств, вытекающих из международных договоров.
Неприменение нормы можетпривести правоприменительную практику к замороженному состоянию, при которомона существует формально. С другой стороны, практика способна наполнить нормуреальным содержанием, выходящим за формальные рамки. Норма — это возможность,которая усилиями субъектов может быть превращена в действительность.
Механизм реализации норммеждународного права на внутригосударственном уровне включает в себя игосударственные органы, уполномоченные на реализацию обязательств, вытекающихиз международного права. Обычно это органы государства, которые в пределахсвоей компетенции осуществляют внешние сношения — главы государств, парламенты,правительства.
Компетенция ПрезидентаРеспублики Беларусь, Парламента и Правительства Республики Беларусь в областиимплементационной деятельности закреплена в Конституции Республики Беларусь,специальных законах, а министерств и других республиканских органовгосударственного управления — в положениях об этих органах, утверждаемыхнормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь или СоветаМинистров Республики Беларусь. Кроме того, общие полномочия в этой областирегулируются ст. 33-35 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «Омеждународных договорах Республики Беларусь», в соответствии с частью первойкоторого Министерство иностранных дел Республики Беларусь «координирует иконтролирует заключение международных договоров Республики Беларусь и ихисполнение...»
В отдельных случаях дляобеспечения исполнения договора на внутригосударственном уровне ПрезидентРеспублики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Совет МинистровРеспублики Беларусь могут принять в соответствии с частью первой ст. 34 ЗаконаРеспублики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорахРеспублики Беларусь» решение об определении «государственного органа(должностного лица), ответственного за исполнение международного договора иликоординирующего исполнение международного договора». Как правило, это делаетсяпутем либо формулирования специальной нормы в нормативном правовом акте овыражении согласия на обязательность для Республики Беларусь международногодоговора (о ратификации, утверждении и т.п.), либо принятия специального акта,посвященного данному вопросу.
Например, в целяхреализации международного обязательства по введению в действиезаконодательства, необходимого для обеспечения эффективной защиты эмблемыКрасного Креста и Красного Полумесяца в нашей стране был принят Закон
Республики Беларусь «Обиспользовании и защите эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца».

Список использованныхисточников
1. Васильева Л.А. Международноепубличное право: курс интенсивной подготовки / Л.А. Васильева, О.А.Бакиновская. – Минск: ТетраСистем, 2009. – 256 с.
2. Зыбайло, А.И. Соотношениемеждународного и внутригосударственного права /А.И. Зыбайло. — Минск: Право иэкономика, 2007.
3. Международное публичное право.Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки,Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. / Минск: Амалфея, 2010. — 496 с.
4. Павлова, Л.В. Имплементации норммеждународного права во внутреннее право / Л.В. Павлова, Ю.П. Бровка, М.Ф.Чудаков и др.; под ред. Л.В. Павловой. — Минск: Изд-во Бел. гос. ун-та, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.