Реферат по предмету "Государство и право"


Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Меры обеспеченияпроизводства по делам об административных правонарушениях

Содержание
Введение
1. Сущность,назначение, цели и виды мер обеспечения производства по делам обадминистративных правонарушениях
2. Доставлениеи задержание граждан. Личный досмотр, досмотр вещей
3. Досмотр,задержание и запрещение эксплуатации транспортных средств
4. Изъятиевещей и документов
Заключение
Списокиспользованных источников и литературы

Введение
Меры обеспечения производства по делам об административныхправонарушениях являются первой точкой пересечения прав граждан и юридическихлиц и административного усмотрения государственных органов, реализующихполитику государства в области привлечения к административной ответственности,в процессе производства по делам об административных правонарушениях.Соблюдение прав и законных интересов физических и юридических лиц являетсяосновной проблемой при применении указанных мер. Поскольку применение мерпроизводства — действие принудительного характера по отношению к гражданину илиюридическому лицу, их применение по своей сути является законодательнообеспеченным ограничением прав граждан и юридических лиц, поэтому элементусмотрения, заложенный законодателем в процесс их применения, должен бытьминимальным или отсутствовать в целом[1].
Ограничение прав граждан и юридических лиц допускаетсягосударством, в случае с применением мер обеспечения, в силу необходимостипресечения совершения правонарушения, установления личности нарушителя и вдругих случаях (п. 1 ст. 27 КоАП РФ). Применение мер обеспечения производствапредставляет собой обеспеченное принудительной силой государства ограничениеправ и свобод граждан и их объединений, поэтому законодательная регламентацияданных отношений имеет своей целью не только обеспечить надлежащееосуществление должностными лицами своих функций, но и защитить интересы гражданпри применении таких мер.
Применение мер обеспечения производства возможно на различныхстадиях процесса. КоАП РФ предоставил возможность уполномоченным лицамприменять меры обеспечения при пресечении правонарушения, при составлениипротокола об административном правонарушении, при исполнении постановлений поделу об административном правонарушении, а также при рассмотрении дела.Следовательно, можно сделать вывод о возможности применения обеспечительных мерфактически на протяжении всего производства по делу об административномправонарушении. В данном аспекте образуется вопрос об особенностях применениямер обеспечения производства на каждой стадии производства. Комплекс полномочийдолжностных лиц, составляющих протокол об административных правонарушениях, илиц, рассматривающих дело об административном правонарушении, не являетсяидентичным и, следовательно, порядок применения мер обеспечения также обладаетнекоторыми особенностями.
Вышеизложенныеположения определяют актуальность исследования вопроса о мерахадминистративно-процессуального обеспечения.
Целью работы являетсяизучение, закрепленных в Кодексе РФ об административных правонарушениях мер административно-процессуальногообеспечения и проблем, связанных с их практическим применением.
Исходя из поставленной цели задачами работы являются:
-характеристикасущности, назначения, целей и видов мер обеспечения производства по делам обадминистративных правонарушениях;
-изучение мерадминистративно-процессуального обеспечения, таких как — доставление изадержание граждан, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр, задержание изапрещение эксплуатации транспортных средств, изъятие вещей и документов.
В работе использованы учебники и учебные пособия по курсу административногоправа РФ, нормативно-правовые акты и специальная литература.

1. Сущность,назначение, цели и виды мер обеспечения производства по делам обадминистративных правонарушениях
Меры обеспечения производства по делам об административныхправонарушениях применяются в следующих целях: пресечение правонарушения;составление протокола об административном правонарушении при невозможности егосоставления на месте выявления нарушения; обеспечение своевременного иправильного рассмотрения дела и исполнение принятого по делу постановления[2].
Перечень указанных мер включает: 1) доставление; 2)административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотртранспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащихюридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4)изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средствомсоответствующего вида; 6) медицинское освидетельствование на состояниеопьянения; 7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 9) привод; 10) временныйзапрет деятельности.
Данные меры вправе применять только специально уполномоченные нато лица, причем строго в пределах своих полномочий.
Следует иметь в виду, что цели применения отдельных меробеспечения производства по делам об административных правонарушениях носятболее узкий характер по сравнению с тем, что указано в ст. 27. 1 КоАП РФ (далеепо тексту – Кодекс).
Так, согласно ст. 27.2 Кодекса доставление применяется в целяхсоставления протокола об административном правонарушении. В соответствии со ст.27.3 Кодекса административное задержание может быть применено в исключительныхслучаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременногорассмотрения дела и исполнения вынесенного постановления. В ст. 27.7 Кодексапредусмотрено, что личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическомлице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудийсовершения или предметов административного правонарушения.
Требования о возмещении материального и морального вреда,причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу обадминистративном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП РФ) и незаконнымпривлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению всоответствии с гражданским законодательством в порядке гражданскогосудопроизводства[3].
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществугражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежитвозмещению в полном объеме.
В ст. 1069 ГК РФ специально установлено, что вред, причиненныйгражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лицэтих органов, возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФили казны муниципального образования.
Таким образом, на законодательном уровне закреплены целиприменения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушенияхи перечень указанных мер. Некоторые из них носят комплексный характер,поскольку они применяются в различных целях.
Ошибки правоприменителей в процессе применения мер обеспеченияобусловлены во многом нечеткими формулировками и «размытостью» задач применениятаких мер. Поскольку КоАП РФ определил основанием применения мер обеспечениявесьма широкий круг предметов, правоприменители трактуют этот факт каквозможность их применения практически в любом случае привлечения кадминистративной ответственности. В то время как основная задача меробеспечения это осуществлять вспомогательные функции по отношению к порядкуосуществления производства по делам об административных правонарушениях. Передними не стоит задача дублирования ответственности, наложения дополнительногонаказания в форме ограничения прав граждан и юридического лица или созданиянеблагоприятных условий для последних с целью ускорить процесс производства поделу об административном правонарушении. Цель применения мер обеспечения, понашему мнению, заключается лишь в помощи уполномоченным лицам при составлениипротокола (в том числе установление личности правонарушителя при составлениипротокола, собирание доказательной базы), пресечение нарушения и исполнениипостановления по делу об административном правонарушении. Именно на реализациюэтих задач направлены полномочия соответствующих должностных лиц в процессеприменения мер обеспечения.
Меры обеспечения производства представляют собой деятельностьсубъектов органов административной юрисдикции, обеспечивающую проведениепроцесса производства по делам об административных правонарушениях вустановленном законом порядке и которые реализуют пресекательную иобеспечительную функции и носят оперативный характер. Поэтому в процессеприменения мер обеспечения необходимо четко определить задачу применения меры вкаждом отдельном случае. Нельзя признать практику административного задержаниялиц, не имеющих при себе документов, удостоверяющих их личность, если только…не установлен специальный административный режим, запрещающий нахождение лицвне дома без документов, удостоверяющих их личность» законной и отвечающейтребованиям демократического правового государства.
Ошибки должностных лиц, уполномоченных на применение меробеспечения, демонстрирует значительное количество обращений к Уполномоченномупо правам человека в Российской Федерации. Например, нарушения, допущенныедолжностными лицами органов внутренних дел при осуществлении административногозадержания, неоднократно становились предметом обращений к Уполномоченному.
Учитывая возможности государственного органа по применению меробеспечения, необходимо создание механизма, уравновешивающего процессуальныевозможности иных участников производства по отношению к лицу, уполномоченномуна ведение дела об административном правонарушении. Таким механизмом являетсяинститут обжалования мер обеспечения в судебном порядке, в том числе лицо, вотношении которого ведется производство по делу об административномправонарушении, вправе возместить вред, причиненный незаконным применением меробеспечения.
 
2. Доставление и задержание граждан. Личный досмотр, досмотр вещей
Доставление как одна из мер административно-процессуальногопринуждения содержит ряд принципиальных отличий, которые не могут не учитыватьсяпри осуществлении правоприменительной деятельности.
Прежде всего, в ней впервые прямо отражен фактически применяемый внастоящее время принудительный характер доставления.
Во-вторых, заранее, т. е. до вынесения постановления по делу обадминистративном правонарушении, не презюмируется, что доставляемый являетсянарушителем.
В-третьих, прямо указывается, что доставление осуществляетсятолько при невозможности составления протокола об административномправонарушении на месте совершения административного правонарушения, еслисоставление протокола является обязательным.
Знаковой особенностью понятия доставления, установленногоКодексом, является то, что оно изменяет алгоритм действий органов,уполномоченных выявлять административные правонарушения, и относит доставлениекак таковое не к процедурным моментам составления протокола об административномправонарушении, а к мерам обеспечения производства по делу об административномправонарушении. Это означает сокращение усмотрения правоприменителя в сфере административногопринуждения и его ответственность за неправомерное применение доставления какмеры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Применение доставления предполагает обязательное последующеесоставление соответствующим должностным лицом протокола о доставлении ивозбуждение с этого момента дела об административном правонарушении (п. 1 ч. 4ст. 28.1 Кодекса). В связи с этим доставление физического лица не может бытьосуществлено без наличия поводов к возбуждению дела об административномправонарушении (пп. 1-3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса).
Цель доставления — составление протокола об административномправонарушении. Безусловно, что общей целью доставления как меры обеспеченияпроизводства по делу об административном правонарушении является и пресечениеадминистративного правонарушения, и установление личности нарушителя. Частнойцелью доставления, связанной с составлением протокола об административномправонарушении, является также сбор и оценка доказательств по делу об административномправонарушении.
Статьей 27. 2 КоАП РФ установлен исчерпывающий переченьдолжностных лиц, уполномоченных на доставление, который значительно меньше, чемперечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы обадминистративных правонарушениях. Это обусловлено тем, что далеко не вседолжностные лица органов исполнительной власти на основании ч. 3 ст. 55Конституции РФ в соответствии с федеральными законами имеют право наосуществление принудительных действий, ограничивающих права и свободы человекаи гражданина[4]. Такиеполномочия предоставлены, например, милиции ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г.№ 1026-1 «О милиции»[5]. Доставлениевправе производить должностные лица органов по контролю за оборотомнаркотических средств и психотропных веществ, военнослужащие пограничныхорганов.
В число особенностей доставления входит предоставление органамвнутренних дел (милиции) полномочий по доставлению с целью составленияпротокола об административном правонарушении физических лиц в случае обращенияк ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующихадминистративных правонарушениях при выявлении любых административныхправонарушений. Эти полномочия органов внутренних дел (милиции) обусловленыустановленной в ст. 2 Закона РФ «О милиции» задачей милиции по оказанию помощифизическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов[6].
Следует отметить, что в соответствии с Кодексом, по сравнению сранее действовавшим порядком, права доставления физических лиц в целяхсоставления протокола об административном правонарушении лишены народныедружинники.
Должностные лица, которым в соответствии с Кодексом предоставленоправо доставления физических лиц в целях составления протокола обадминистративном правонарушении, должны строго руководствоваться ст. 1.6Кодекса.
Помещения, в которые могут быть доставлены физические лица,включают в себя как служебное помещение органа внутренних дел милиции(представляется, что это любое служебное помещение данного органа, например,дежурная часть, пункт охраны общественного порядка), так и помещение органаместного самоуправления сельского поселения, служебное помещение подразделениявоинской части либо органа управления внутренних войск МВД России, служебноепомещение транспортных органов, помещение военной комендатуры или воинскойчасти, служебное помещение пограничных органов, служебное помещение таможенногооргана, учреждения уголовно-исполнительной системы. Названный в статье 27.2Кодекса перечень помещений, в которые с целью составления протокола обадминистративном правонарушении доставляется физическое лицо, имеет весьмаважное значение при сопоставлении положений данной статьи и ст. 27.3 Кодекса обадминистративном задержании, которое по смыслу данных статей осуществляется ввышеуказанных помещениях.
Следует отметить, что в статье 27.2 Кодекса сохранено положение,при котором используемые для осуществления незаконной деятельности вовнутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, висключительной экономической зоне РФ суда и орудия совершения административногоправонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре,подлежат доставлению в порт РФ (иностранные суда — в один из портов РФ,открытых для захода иностранных судов). Это связано с тем, что доставлениефизического лица с целью составления протокола об административномправонарушении во внутренних морских водах, в территориальном море, наконтинентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ не всегдавозможно без доставления в ближайший порт РФ соответствующего судна.
Статьей 27.2 прямо не определен срок доставления. Указание Кодексана его возможно короткий срок перешло из соответствующей статьи КоАП РСФСР какнаиболее общее и оптимальное для многочисленных и различных по своемусодержанию составов административных правонарушений, установленных Кодексом.
Необходимо иметь в виду, что фиксация доставления в протоколеобязательна в связи с положениями ст. 28.1 Кодекса, а также в связи с правомфизического лица, неправомерно доставленного в целях составления протокола поделу об административном правонарушении, обжаловать такие действия в порядке,предусмотренном гражданским законодательством.
Под административным задержанием понимается принудительноекратковременное ограничение свободы физического лица, совершившегоадминистративное правонарушение. Административное задержание — неотложное действиекомпетентных должностных лиц, обеспечивающее борьбу с административнымиправонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях,предусмотренных Кодексом[7].
Юридическая природа административного задержания, как и любой инойпринудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данныйправовой институт.
Административное задержание применяется с целью пресеченияадминистративного правонарушения, установления личности нарушителя, составленияпротокола об административном правонарушении при невозможности его составленияна месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременногои правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполненияпринятого по делу постановления в качестве процессуальной принудительной мерыобеспечения производства по делам об административных правонарушениях.Процессуальный характер нормы Кодекса об административном задержанииподтверждается положениями ч. 4 ст. 27.5 о том, что срок административногозадержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося всостоянии опьянения, со времени его вытрезвления.
Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободыграждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22).В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как вслучаях, прямо предусмотренных законом.
Административное задержание может иметь место только при наличиидостаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.
Административное задержание также не допускается:
а) при наличии возможности на месте совершения правонарушенияустановить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составитьпротокол об административном правонарушении;
в) при наличии основания для назначения административногонаказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершенияадминистративного правонарушения.
Административному задержанию не подлежат совершившиеправонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатическойнеприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатическийпаспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверениеличности.
Как правило, не подвергаются административному задержаниювоеннослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могутбыть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушенияхвоенным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.
В силу своего правового статуса не подлежат административномузадержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы; депутатызаконодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяетсяна действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий; безсогласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местногосамоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территориимуниципального образования и некоторые другие категории граждан РФ в случаях,прямо предусмотренных федеральными законами.
Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом,лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут бытьподвергнуты административному задержанию на общих основаниях.
Задержанное лицо имеет право потребовать удолжностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своегонахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а такжезащитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключениемслучаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если приадминистративном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иныезаконные представители, они в обязательном порядке уведомляются оместонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находитсядело.
Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности всоответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе обадминистративном задержании.
Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административноезадержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительнойвласти. Вместе с тем следует учитывать, что милиции в соответствии с п. 5 ч. 1ст. 11 Закона РФ «О милиции» прямо предоставлено право осуществлятьадминистративное задержание[8].
Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (милиции) поосуществлению административного задержания при выявлении любых административныхправонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственныхорганов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административныхправонарушениях, корреспондируют с такими же их полномочиями по доставлениюфизического лица.
Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Федеральногозакона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель вслучае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождаетсвоим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержаниюна основании решений несудебных органов. Неправомерное административноезадержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренномзаконодательством.
Важным процессуальным действием при задержанииявляется составление протокола. В протоколе указываются дата и место егосоставления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. В протокол могуттакже вноситься объяснения задержанного.
Протокол об административном задержаниинаправляется вместе с протоколом об административном правонарушении, в связи скоторым лицо было задержано, уполномоченному должностному лицу для принятиярешения.
Административное задержание временно ограничиваетправо на передвижение, на личную неприкосновенность, поэтому оно можетприменяться только в случаях и на срок, предусмотренный федеральным законом.Этот срок не должен превышать трех часов. Срок задержания начинает исчислятьсяс момента доставления правонарушителя в служебное помещение органа внутреннихдел, налоговой полиции, таможенного органа, военной комендатуры, органаместного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение. Длялиц, задержанных в состоянии опьянения, срок начинает исчисляться с момента ихвытрезвления.
В ряде случаев предусмотрены и более длительныесроки административного задержания. На срок до 48 часов для установленияличности правонарушителя или для выяснения обстоятельств административногоправонарушения могут быть задержаны лица, допустившие нарушение установленногорежима Государственной границы, порядка пребывания на территории РоссийскойФедерации, совершившие административное правонарушение во внутренних морскихводах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительнойэкономической зоне РФ, нарушение таможенных правил.
Согласно п.6 ст.22 Федерального закона от 24 июня1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних» несовершеннолетние правонарушители могут находиться вцентре временной изоляции органа внутренних дел в течение времени, минимальнонеобходимого для их устройства, не более 30 суток. В исключительных случаях этовремя может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток.О помещении в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителейнезамедлительно, но не позднее 24 часов уведомляется прокурор по местурасположения указанного центра.
В соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г.«О милиции» и Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. «О мерах попредупреждению бродяжничества и попрошайничества» лица, занимающиеся бродяжничествоми попрошайничеством, с санкции прокурора могут быть задержаны на срок до десятисуток. Эти лица помещаются в центры социальной реабилитации органов внутреннихдел для выяснения их личности и оказания им социальной, медицинской и инойпомощи.
Впервые в законодательном порядке закрепленоположение о месте и порядке содержания задержанных лиц, что является важнойгарантией соблюдения прав лица, в отношении которого применяется в качествемеры обеспечения производства по делу об административном правонарушенииадминистративное задержание[9].
Место содержания задержанных лиц зависит от того,в связи с каким правонарушением и кто из уполномоченных лиц осуществилприменение данной меры. Статья 27.2 в числе таких мест называет: служебноепомещение органа внутренних дел, ведомственной охраны, подразделения воинскойчасти либо органа управления внутренних войск МВД России, помещение военнойкомендатуры или воинской части, служебное помещение органа управления органов ивойск пограничной службы, служебное помещение органа налоговой полиции,таможенного органа, учреждения уголовно-исполнительной системы, помещениеоргана местного самоуправления сельского поселения.
Несовершеннолетние в случае совершения правонарушения помещаются вподразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел или в центрвременной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей. Они должнысодержаться отдельно от взрослых лиц.
«Личный досмотр», «досмотр вещей, находящихся при физическом лице»- это обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивнойцелостности. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице,проводятся в целях обнаружения орудий совершения либо предметовадминистративного правонарушения.
В связи с этим следует отличать личный досмотр как меруобеспечения производства по делу об административном правонарушении(процессуальную меру) от принудительных мер, не связанных с административнымиправонарушениями, осуществляемых на основании положений ч. 3 ст. 55 КонституцииРФ. Так, в соответствии с федеральными законами устанавливаются полномочия рядадолжностных лиц по применению принудительных мер в отношении гражданина внезависимости от совершения последним административного правонарушения либопреступления. Например, в соответствии с Воздушным кодексом РФ к участию впредполетном и послеполетном досмотре пассажиров, багажа, в том числе вещей,находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационногоперсонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов ипочты привлекаются сотрудники органов внутренних дел на транспорте. Статья 13Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»предусматривает право лиц, проводящих контртеррористическую операцию,производить при проходе (проезде) в зону проведения такой операции и при выходе(выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при нихвещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе сприменением технических средств. Сходные положения предусматривает ст. 12Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и нормынекоторых других законов. Несмотря на сходство названных принудительных мер смерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, ихотождествление не представляется возможным, поскольку первые призваны обеспечиватьнемедленную защиту публичных интересов граждан РФ в сфере безопасности, апоследние непосредственно связанны с фактами неправомерного поведения[10].
Статьей 27.7 Кодекса устанавливается исчерпывающий переченьдолжностных лиц, уполномоченных на проведение личного досмотра, включающийдолжностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление (ст. 27.2) иадминистративное задержание (ст. 27.3).
С позиций соблюдения законности, защиты прав и свобод человека игражданина большое значение имеет норма о проведении досмотра с участием двухпонятых одного пола с досматриваемым. Право проведения в исключительных случаяхличного досмотра без участия понятых обусловлено необходимостью обеспеченияличной безопасности лиц, уполномоченных на проведение личного досмотра, а такжеиных граждан. При проведении личного досмотра должны быть обеспечены безопасностьи личное достоинство досматриваемого, правила санитарии и гигиены.
Весьма важным для последующего вынесения решения по делу обадминистративном правонарушении является строгое соблюдение положений ч. 6 и 7статьи 27.7 Кодекса. В случае изъятия вещей и документов в процессе проведенияличного досмотра в протоколе о его проведении необходимо сделать запись о такомизъятии. При составлении протокола о проведении досмотра необходимо учитыватьтакже положения п. 1 ч. 4 ст. 28.1 Кодекса.
Одной из гарантий от неправомерного проведения досмотра служитнорма о вручении копии протокола о личном досмотре владельцу вещей,подвергнутых досмотру.
Однако, при применении вышеуказанных мер имеются недостатки. Вчастности, процесс доставления и административного задержания происходит бездостаточных оснований, без надлежащего оформления в форме самостоятельногопротокола или записи в протоколе об административном правонарушении. Внастоящее время процесс применения административного задержания регулируетсяКоАП РФ, а также рядом иных актов, регулирующих в основном субъектный составлиц, уполномоченных на применение данной меры обеспечения.
Такое положение является «попустительством» КоАП РФ по отношению крегламентации порядка применения мер обеспечения, поскольку, определяя основныенаправления, он оставляет на усмотрение иных нормативных и законодательныхактов детальное регулирование, что порождает проблемы практического характера,например, отсутствие в протоколах административного задержания указаний намотивы задержания. Часто сотрудники милиции путают мотивы с целями иоснованиями: «многие формулировки мотивов задержания не основаны на законе».Проблема надлежащей реализации таких мер обеспечения как доставление иадминистративное задержания является производной от отсутствия указаний насоответствующее материально-правовое основание для применения мер: «… было бывполне логично, если бы в соответствующих статьях Кодекса было четкозакреплено, что доставление, административное задержание, личный досмотр могутбыть произведены только при совершении административного правонарушения иникакие иные доводы не могут явиться основанием для доставления иадминистративного задержания — ни то, что у гражданина нет паспорта и следуетустановить его личность...»[11].Представляется, что соответствующий раздел КоАП РФ следует дополнить указаниемна основание для применения каждой отдельной меры обеспечения с цельюминимизации усмотрения уполномоченных должностных лиц.
3. Досмотр, задержание и запрещение эксплуатации транспортныхсредств
Досмотр транспортного средства производится при пресеченииадминистративного правонарушения в целях обнаружения орудий совершения либопредметов правонарушения. Досмотр производится в случаях:
когда имеются достаточные данные подозревать, что на транспортномсредстве осуществляется незаконная перевозка оружия, боеприпасов, взрывчатыхвеществ, взрывных устройств, наркотических или психотропных веществ;
когда имеются показания технических средств контроля;
когда досмотр прямо предусмотрен законодательством РоссийскойФедерации.
Сущность досмотра транспортного средства состоит в принудительномобследовании транспортного средства, проводимом без нарушения егоконструктивной целостности, с целью обнаружения и изъятия вещей, в том числеоружия, боеприпасов, документов, явившихся орудием совершения либо предметомадминистративного правонарушения[12].
Досмотру должно предшествовать предложение должностных лиц,уполномоченных осуществлять досмотр, лицу, во владении которого находитсятранспортное средство, предъявить документы или иные вещи, являющиеся орудиемсовершения или предметом правонарушения.
Досмотр транспортного средства любого вида должен осуществляться вприсутствии двух понятых должностными лицами органов, уполномоченных составлятьпротоколы о соответствующих административных правонарушениях. При проведениидосмотра должно присутствовать лицо, во владении которого находитсятранспортное средство. В случаях, когда необходимо незамедлительное проведениедосмотра, он может быть произведен в отсутствие владельца транспортногосредства. При проведении досмотра в отсутствие владельца должны быть обеспеченысохранность вещей и их комплектность.
При осуществлении досмотра в целях фиксации доказательств можетприменяться фото- и киносъемка, видеозапись.
О досмотре транспортного средства в присутствии двух понятыхсоставляется протокол, в котором перечисляются обнаруженные при досмотре вещи,их идентификационные признаки, либо делается соответствующая запись в протоколеоб административном правонарушении. В случае отказа лица, во владении которогонаходится транспортное средство, от подписания протокола либо его отсутствияпри проведении досмотра в протоколе делается соответствующая запись. Копияпротокола вручается владельцу транспортного средства.
Транспортное средство соответствующего вида (судно,автомототранспортное средство, трактор, самоходная машина и т.п.) может бытьзадержано до устранения причин задержания при следующих нарушениях правилэксплуатации транспортного средства и управления им:
1) управление судном (в том числе маломерным) судоводителем илииным лицом, находящимся в состоянии опьянения, а равно передача управлениясудном лицу, находящемуся в состоянии опьянения; уклонение судоводителя илииного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленнымпорядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
2) управление транспортным средством водителем, не имеющим присебе документов на право управления им, страхового полиса обязательногострахования гражданской ответственности владельцев транспортных средстврегистрационных документов на транспортное средство, а равно документов,подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым имтранспортным средством в отсутствие его владельца;
3) управление транспортным средством с заведомо неисправнойтормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлениемили сцепным устройством (в составе поезда);
4) управление транспортным средством водителем, не имеющим правауправления транспортным средством (за исключением учебной езды); управлениетранспортным средством водителем, лишенным права управления транспортнымсредством;
5) управление автомототранспортным средством, трактором и т.п.водителем, находящимся в состоянии опьянения;
6) нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств напроезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортныхсредств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле;
7) невыполнение законного требования сотрудника милиции опрохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения[13].
Запрещение эксплуатации транспортного средства возможно приследующих нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управлениятранспортным средством:
1) нарушение обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей,сохранность имущества, охрану окружающей природной среды правил или нормэксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицеповк ним, оборудования, надзор за техническим состоянием которых осуществляюторганы, осуществляющие государственный надзор за техническим состояниемсамоходных машин и других видов техники;
2) управление транспортным средством, не прошедшим государственныйтехнический осмотр;
3) установка на передней части транспортного средства световыхприборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красногоцвета, а равно световых приборов, цвет и режим работы которых не соответствуюттребованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации иобязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;
4) установка на транспортном средстве без соответствующегоразрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (заисключением охранной сигнализации);
5) незаконное нанесение на наружные поверхности транспортногосредства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб;
6) управление транспортным средством с заведомо неисправнымитормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлениемили сцепным устройством (в составе поезда);
7) управление транспортным средством, на передней части которогоустановлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающиеприспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет и режим работыкоторых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортныхсредств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечениюбезопасности дорожного движения;
8) управление транспортным средством, на котором без соответствующегоразрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковыхсигналов (за исключением охранной сигнализации);
9) использование при движении транспортного средства устройств дляподачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охраннойсигнализации), установленных без соответствующего разрешения;
10) управление транспортным средством, на наружные поверхностикоторого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилейоперативных служб.
Задержание транспортного средства соответствующего вида,запрещение его эксплуатации осуществляют должностные лица, уполномоченныесоставлять протоколы о соответствующих правонарушениях (ст. 28.3).
О применении указанной меры обеспечения производства по делу обадминистративном правонарушении составляется протокол либо делаетсясоответствующая запись в протоколе об административном правонарушении. Протоколо задержании транспортного средства, создавшего препятствие для движения другихтранспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двухпонятых[14].
Задержание транспортного средства соответствующего вида, помещениеего на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации транспортногосредства осуществляются в порядке, установленном соответствующими Правилами,утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. № 759.
Процессуальный порядок применения таких мер как задержаниетранспортного средства и запрет его эксплуатации, перешедших в КоАП РФ из ранеедействующего КоАП РСФСР, вызывал неоднозначные оценки специалистов как во времядействия КоАП РСФСР, так и в современный период. Реализация данной мерыобеспечения осуществляется в соответствии с Правилами задержания транспортногосредства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации.Данный акт предоставляет возможность государственным органам организовать задержаниетранспортных средств и их последующее хранение на специализированных стоянках врамках субъектов Российской Федерации. Положения указанного акта «открываютдвери» последующим нарушениям со стороны органов, реализующих задержаниетранспортных средств и их хранение. Прежде всего, негативное отношение вызываетнеопределенность в вопросе субъекта осуществления транспортировки и хранениятранспортного средства. В п. 2 указано «лицо, осуществляющее транспортировкузадержанного транспортного средства», в п. 10 – «лица, ответственные захранение транспортных средств на специализированной стоянке». Положение п. 6(абз. 3) об установлении платы за транспортировку и хранение транспортногосредства предоставляет право определить размер платы органу исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации.
Также следует отметить, что КоАП РФ в части регулирования данноймеры обеспечения производства по делу об административном правонарушении входитв противоречие с положением ст. 12.19 (примечание), устанавливающим запрет наприменение таких мер обеспечения как эвакуация и удержание транспортногосредства на специализированной стоянке в случае нарушения правил стоянки илиостановки. Данное противоречие подлежит устранению.
4. Изъятие вещей и документов
Изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения илипредметами административного правонарушения, и документов, имеющих значениедоказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных наместе совершения административного правонарушения либо при осуществленииличного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотретранспортного средства (далее — изъятие вещей и документов), представляет собойпринудительную меру обеспечения производства по делам об административныхправонарушениях, направленную на сбор вещественных доказательств по даннымделам, а также на недопущение продолжения использования орудий совершения илипредметов административного правонарушения в противоправных целях[15].
Полномочиями по изъятию вещей и документов обладают вседолжностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административныхправонарушениях (ст. 28.3).
Следует учитывать обязательность присутствия понятых при изъятиивещей и документов.
Учитывая, что статьей устанавливается порядок изъятия вещей идокументов, имеющих значение доказательств по делу об административномправонарушении, при применении ее ч. 4-9 ст. 27.8 Кодекса необходимо учитыватьположения главы 26 Кодекса. При этом особенно важна наиболее полная фиксациявещественных доказательств в протоколе об изъятии вещей и документов.
Следует различать изъятие вещей как меру обеспечения производствапо делу об административном правонарушении и конфискацию как видадминистративного наказания. Изъятие является мерой обеспечивающей(процессуальной), конфискация — видом административного наказания, имеющимсамостоятельное значение (см. ч. 3 ст. 3.7). Одновременно необходимо учитывать,что этой же нормой, а также положениями ст. 27.11 и ч. 3 ст. 29.10 вводитсяпонятие «изъятых из оборота» орудий совершения или предметов административногоправонарушения, которое в данном случае означает «запрещенные к обороту».Статья 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства иоборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»устанавливает условия, при которых подлежат изъятию из незаконного оборотаэтиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция. Содержание названногопонятия не совпадает с содержанием понятия «изъятых» орудий совершения илипредметов административного правонарушения по смыслу ст. 27.10.
При решении вопроса о реализации изъятых вещей и документовнеобходимо применять нормы Положения о сдаче для реализации или уничтоженияизъятых вещей, являющихся орудиями совершения или предметами административногоправонарушения, подвергающихся быстрой порче, утвержденного постановлениемПравительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 694.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, неотвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил игигиенических нормативов, подлежат направлению на переработку или уничтожению составлением соответствующих образцов до вступления в законную силу постановленияпо делу об административном правонарушении. Должностным лицом, уполномоченнымсоставлять протоколы об административных правонарушениях в области оборотаэтилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, такая мераприменяется до вынесения постановления по делу об административномправонарушении (ст. 29.10) в порядке, установленном Правительством РФ.
Законодательством предусмотрена оценка стоимости изъятых вещей идругих ценностей. Данная норма направлена на обеспечение прав физических июридических лиц на возмещение ущерба, причиненного неправомерными действиямидолжностных лиц по изъятию вещей, явившихся орудиями совершения или предметамиадминистративного правонарушения.
Порядок оценки изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче и в связис этим направляемых на реализацию или уничтожение, а также изъятых из оборота всоответствии с законодательством РФ этилового спирта, алкогольной испиртосодержащей продукции, подлежащих направлению на переработку илиуничтожению, отчасти определен соответствующими нормативными правовыми актамиПравительства РФ, принимаемыми во исполнение Федерального закона от 30 декабря2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях».
В кодексе не указаны конкретные должностные лица, которые вправеоценивать стоимость изъятых вещей, из чего следует, что такая оценкапроизводится должностными лицами, изъявшими вещи, явившиеся орудиями совершенияили предметами административного правонарушения, самостоятельно либо спривлечением эксперта. При осуществлении своей деятельности последнийруководствуется Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «Огосударственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Изъятие вещей и документов как мера обеспечения производствавызывает массу вопросов. Прежде всего, это противоречие конституционномуположению о невозможности лишения своего имущества иначе как по решению суда(п. 3. ст. 35). В тех случаях, когда применение данной меры обеспечения невсегда основано на решении суда, КоАП РФ вступает в противоречие сконституционными положениями. Особенно ярко это демонстрирует моментреализации, переработки или уничтожения изъятых предметов. Изъятые вещи,которые подвергаются быстрой порче, сдаются в соответствующие органы дляреализации в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Видимо,подразумевается, что решение о такой передаче принимает лицо, уполномоченное нарассмотрение дела об административном правонарушении[16].Очевидно, что «изъятие» означает лишение гражданина его имущества, а такоерешение должен принимать судья, поскольку никто не может быть лишен своегоимущества иначе как по решению суда (п. 3 ст. 35 Конституции РФ).
Более того, в некоторых случаях вызывает сомнение необходимостьприменения такой меры обеспечения как изъятие вещей и предметов. Так, по нашемумнению, изымая водительское удостоверение у водителя инспектор не достигаетцели применения меры обеспечения, поскольку в отсутствие водительскогоудостоверения гражданин может осуществлять управление транспортным средством наосновании выданного временного разрешения (выдача временного разрешениярегулируется п. 3 ст. 27.10 КоАП РФ, а также изданными на ее основеМетодическими рекомендациями МВД РФ). Таким образом, водитель продолжаетуправлять транспортным средством до момента вынесения соответствующегопостановления о лишении его права управления транспортным средством. По этойпричине представляется назревшей необходимость урегулировать порядок изъятияводительского удостоверения без права временного управления транспортнымсредством в КоАП РФ с целью предотвращения продолжения противоправных действий.

Заключение
Применение меробеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеетважное процессуальное значение.
Применение такого вида процессуальных норм КоАП РФ составляетсамостоятельную группу процессуальных отношений в рамках производства по деламоб административных правонарушениях. Эти отношения также являются реализациейвластных полномочий уполномоченных лиц, т.е. следствием принудительной силыгосударства. В таких отношениях допустимо ограничение прав граждан июридических лиц и поэтому их законодательной регламентации должно быть уделеноособое внимание[17]. Однако,меры пресечения КоАП РФ небезосновательно подвергаются серьезной критике состороны представителей науки и практики. Причиной критического отношения служатотсутствие четких формулировок каждой отдельной меры обеспечения, отсутствиеоснований для их применения, противоречия в текстах формулировок. Такиенедоработки КоАП РФ влекут за собой ошибки в правоприменительной практике и, какследствие, практическое применение мер обеспечения производства происходит ссерьезными процессуальными нарушениями.
Основные проблемы реализации процессуальных норм КоАП РФ,регламентирующих порядок применения мер обеспечения производства по делам об административныхправонарушениях, можно классифицировать по следующим группам: 1) применениемеры обеспечения с нарушением процессуальных норм КоАП РФ, определяющих порядокприменения отдельной меры обеспечения, в том числе применение меры обеспечениялицом, не уполномоченным на применение отдельной меры обеспечения; 2)применение меры обеспечения с превышением должностных полномочий; 3) применениемеры обеспечения, не установленной КоАП РФ. Также к существенным недостаткамрегулирования порядка применения мер обеспечения производства следует отнестиотсутствие четко определенных оснований применения каждой отдельной мерыобеспечения, порядка обжалования мер обеспечения производства по делам обадминистративных правонарушениях, что в свою очередь ограничивает права изаконные интересы граждан и юридических лиц.
Отсутствие прямого указания в гл. 27 Кодекса, регулирующей порядокприменения мер обеспечения, на возможность обжалования применения отдельноймеры обоснованно послужило причиной критических замечаний в адрес КоАП РФ состороны виднейших специалистов. Очевидно, что отсутствие права обжалованияотдельной меры обеспечения производства по делу об административномправонарушении является ограничением процессуальных прав лица, в отношениикоторого ведется производство по делу об административном правонарушении. Поэтой причине представляется назревшей необходимость внесения изменений в КоАПРФ с целью устранения указанного пробела. Более того, порядку обжалования меробеспечения следует отвести особое место в системе процессуальных норм КоАП РФв рамках гл. 27.
Списокиспользованных источников и литературы
1.Источники
1.Конституция РФ (принятана всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета от25.12.1993 года.
2.Кодекс РФ об административныхправонарушениях // Российская газета. №256. 31.12.2001.
3.Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (вред. от 07.07.2003 г.) // ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
2.Литература
1.Абушенко Д.Б.Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика арбитражныхсудов. – «Волтерс Клувер», 2006 г.
2.Административное право:Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2004. – 728 с.
3.Алехин А.П.,Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации:Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.
4.Бахрах Д.Н.Административное право. Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2003. – 368с.
5.Борисов А.Н.Административные правонарушения. — Система ГАРАНТ, 2005 г.
6.Комментарий к КодексуРоссийской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. В.В.Черникова и Ю.П. Соловья. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 768 с.
7.Комментарийк Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю.М.Козлова – «Юристъ», 2008 г.
8.МельниковаВ.И. Проблемы реализации мер обеспечения производства по делу обадминистративном правонарушении // Экономическое правосудие на Дальнем ВостокеРоссии. № 2. март-апрель 2005 г.
9.Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие/ Под ред. проф. Г.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2008. – 448 с.
10.Постановление ПленумаВерховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих усудов при применении Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 6. С. 3-7.
11.Россинский Б.В.Административное право: Учебное пособие в схемах. – М.: Новый Юрист, 2009. –176 с.
12.Титова Г. Вопросы,связанные с применением Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях // «Финансовая газета. Региональный выпуск». № 22, июнь 2005 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :