МОСКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ФПС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
кафедра общеправовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ ОБ ОБРАЩЕНИИ
С ОСУЖДЕННЫМИМосква 2000
План:Введение. 3
1. История международногосотрудничества в области
обращения с осужденными. 6
2. Система действующих международныхактов
об обращении с осужденными. 10
3. Основное содержание международныхстандартов
обращения с осужденными к мерам,несвязанным
с лишением свободы. 13
4. Основное содержание международныхстандартов
обращения с осужденными к наказаниюв виде лишения свободы. 16
Список литературы. 26
Введение.
Международные акты о правах человека,об обращении с осужденными серьезно влияют на уголовно-исполнительнуюполитику. Это вытекает прежде всего из ч. 4 ст. 15 Конституции, согласно которому«общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРоссийской Федерации являются составной частью ее правовой системы».
Как известно, Советский Союз подписалв 1989 г. Венские соглашения, на основе которых были приняты обязательствапривести свое законодательство в соответствие с международными соглашениями озащите прав человека, в том числе и в сфере борьбы с преступностью. Согласноэтим соглашениям государства-участники должны «обеспечивать, чтобы со всемилицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно, суважением достоинства, присущего человеческой личности»1. РоссийскаяФедерация как правопреемник СССР является участником многочисленных международныхдоговоров, она признает ряд резолюций и решений- международных организаций, впервую очередь ООН, по вопросам соблюдения прав осужденных. В числе такихдокументов следует назвать Минимальные стандартные правила обращения сзаключенными (1955), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка(1979), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключениюв какой бы то ни было форме (1989), Минимальные стандартные правила ООН,касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Пекинскиеправила (1985) и др. В 1996 г. Российская Федерация была принята в СоветЕвропы. Она подписала Европейскую Конвенцию о предупреждении пыток ибесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987). Наближайшей повестке дня — выполнение Европейских пенитенциарных правил (1987).Одно из требований Совета Европы к государствам — членам этой организациисостоит в том, чтобы при подготовке уголовно-исполнительного законодательствав его основу были положены принципы и стандарты Европы.
Значимость принципов,сформулированных в международных соглашениях, и общих положений о защите правчеловека и обращении с осужденными для формирования целей и задач политики всфере исполнения наказания определяется тем, что они носят межгосударственныйхарактер, стабильны, не подвержены воздействию социальной и политическойконъюнктуры, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических икриминологических факторов и, следовательно, являются четким ориентиром дляразвития политики, законодательства и правоприменительной деятельности в сфереисполнения наказания.[1]
Существенным фактором обновленияроссийского уголовно-исполнительного законодательства с начала 90-х годов сталаболее активная -интеграция Российской Федерации вмировое сообщество. В1996 г. она вступила в Совет Европы, принимая на себя обязательства болеепоследовательно реализовать в законодательстве и практике общепризнанныемеждународные нормы, составляющие юридическую основу деятельности мирового сообщества,и прежде всего — положения, касающиеся обеспечения прав и свобод человека игражданина.
Значительная их часть относится ксфере уголовной юстиции. Последняя, по сложившейся международной терминологии,охватывает не только собственно правосудие, но и предупреждение преступленийправоохранительными органами, а также исполнение назначенных судом уголовныхнаказаний. Очевидно поэтому стремление государств максимально скоординироватьуголовную и уголовно-исполнительную политику, средства и методы обращения слицами, подвергнутыми уголовному наказанию, в духе международно признанныхгуманистических принципов.
В результате международногосотрудничества в сфере прав человека применительно к системе исполнениянаказаний разрабатываются и принимаются положения, которые в современнойпенитенциарной теории именуются международными стандартами обращения сосужденными. В них сконцентрирован мировой опыт уголовно-исполнительнойпрактики, гуманистические тенденции системы развития наказаний.[2]
В ч. 2 статьи 3 УИК РФ содержитсяположение о приоритете международных договоров перед национальнымуголовно-исполнительным законодательством. Такое положение может иметь местотолько в том случае, если в самом межгосударственном договоре, заключенномРоссией с каким-либо государством, содержатся иные, чем это установлено в УИК,правила исполнения наказания в отношении граждан соответствующего государства.[3]
Изучение процесса формирования иразвития сферы международных актов об обращении с осужденными показывает, чтопроблему эту можно представить состоящей из четырех основных частей: 1)история международного сотрудничества в области обращения с осужденными; 2)система действующих международных актов об обращении с осужденными; 3) основноесодержание международных стандартов обращения с осужденными к мерам, несвязанным с лишением свободы; 4) основное содержание международных стандартовобращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы.
1. История международного сотрудничества в области обращенияс осужденными.
История международного сотрудничествав области обращения с осужденными охватывает довольно длительный период. Еще вXVIII в. стали появляться первые, получившие общественное звучание, идеи овозможности и необходимости обмена информацией: по вопросам пенитенциарнойполитики и практики в межгосударственных масштабах. Этому способствовалоширокое распространение в мире идей английских основоположников пенитенциарнойнауки Д. Говарда и И. Бентама, прогресс пенитенциарной системы США. В XIX в.потребность в международном сотрудничестве в пенитенциарной области стала стольвелика, что не могла не вылиться в определенные организационные формы.
Одной из них стала проведенная поинициативе общественности серия благотворительных, организованных частнымилицами, международных тюремных конгрессов. Первый конгресс открылся во: Франкфурте-на-Майне в 1846 г., второй — в 1847 г. в Брюсселе, третий — в 1857г. снова во Франкфурте[4].Первый конгресс носил ознакомительную с национальными и международнымипенитенциарными проблемами направленность, на втором — был образован разместившейсяв Париже Тюремный комитет действия, на третьем — предметно обсуждался рядпенитенциарных проблем и пути их решения. Однако на всех трех конгрессахпревалировал благотворительный характер намечаемых мер.
Осознание государственнойнеобходимости в решении пенитенциарных проблем на международном уровне привелок соединению усилий правительств ряда стран. Под эгидой межправительственнойкомиссии (1872 г. — комиссии представителей государств, с 1878 г. международнойпенитенциарной комиссии, затем международной уголовной и пенитенциарнойкомиссии) была проведена вторая серия из двенадцати тюремных конгрессов,состоявшихся в Лондоне (1872 г.), Стокгольме (1878 г.), Риме (1885 г.),Петербурге (1890 г.), Париже (1895 г.), Брюсселе (1900 г.), Будапеште (1905г.), Вашингтоне (1910 г.), Лондоне (1925 г.), Праге (1930 г.), Берлине (1936г.), Гааге (1950 г.).
Тюремные конгрессы второй серииприняли ряд международных актов по совершенствованию пенитенциарного дела —резолюций, носивших для государств рекомендательный характер. Принятые актыпозволили ускорить прогресс в пенитенциарной сфере и стандартизироватьотдельные моменты ее функционирования. На конгрессах обсуждались вопросыцелесообразности одиночного тюремного заключения (пришли к выводу, что оновредно для несовершеннолетних преступников и полезно для взрослыхрецидивистов), организации режима отбывания лишения свободы (предложилипримерный набор дисциплинарных взысканий, рекомендовали определить переченьдисциплинарных проступков осужденных и т.п.), труда лиц, лишенных свободы(предложили считать труд обязательным для осужденных, оплачивать его и т.п.),об участии общественности в ресоциализации преступников (рекомендовано создатьнаблюдательно-попечительские органы при каждом месте заключения и т.п.) идругие проблемы пенитенциарной политики и практики.
В 1950 г. возникшая в русле тюремныхконгрессов и постепенно расширившая сферу своих интересов далеко за пределычисто пенитенциарной проблематики Международная уголовная и пенитенциарнаякомиссия была упразднена, а ее функции приняла на себя ОрганизацияОбъединенных Наций[5].
Под эгидой ООН проблематикаприменения уголовных наказаний развивается, главным образом, в рамкахКонгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,которые проводятся раз в пять лет, начиная с 1955 г.: 1955 (Женева), 1960(Лондон), 1965 (Стокгольм), 1970 (Киото), 1975 (Женева), 1980 (Каракас), 1985(Милан), 1990 (Гавана), 1995 (Кипр).
На первом конгрессе (1955 г.)обсуждались: текст Минимальных стандартных правил обращения с заключенными,статус пенитенциарного персонала, организация труда заключенных.
На втором конгрессе (1960 г.)освещались проблемы краткосрочного лишения свободы, обращения снесовершеннолетними преступниками, подготовки осужденных к освобождению иоказания им постпенитенциарной помощи.
На третьем конгрессе (1965 г.) наобсуждение были вынесены вопросы применения мер, не связанных с изоляциейосужденного от общества, исправительных мер для молодежи и предупреждения рецидива.
На четвертом конгрессе (1970 г.)обсуждались проблемы применения и совершенствования Минимальных стандартныхправил обращения с заключенными в свете достижений пенитенциарной практики.
На пятом конгрессе (1975 г.) былиосвещены вопросы обращения с правонарушителями, осужденными к мерам, несвязанным с изоляцией от общества, и с отбывающими тюремное заключение.
На шестом конгрессе (1980 г.)изучались проблемы применения смертной казни, а также мер, не связанных сизоляцией от общества, как реальных альтернатив наказанию в виде лишениясвободы.
На седьмом конгрессе (1985 г.)обсуждались вопросы разработки применения стандартов ООН в области уголовногоправосудия.
На девятом конгрессе (1990 г.) былирассмотрены проблемы стандартизации обращения с несовершеннолетнимиосужденными и другие вопросы пенитенциарной политики и практики.
На десятом конгрессе (1995 г.)рассматривались вопросы практической реализации минимальных стандартных правилобращения с осужденными в различных странах.
2. Система действующихмеждународных актов об обращении с осужденными.
Система действующих международныхактов об обращении с осужденными— часть системы международных, актов поконтролю над преступностью, которая содержит стандарты поведения в даннойобласти.
Стандарты, содержащиеся вмеждународных актах об обращении с осужденными, необходимо классифицировать,как минимум, по трем основаниям: 1) масштабам действия; 2) специализации; 3)обязательности для государств-применителей.
По масштабам действия все стандарты визучаемой сфере можно разделить на две группы: универсальные и региональные.[6]
Универсальные — это стандарты,вырабатываемые ООН, а региональные — Советом Европы или иными региональнымиобъединениями государств. В настоящем учебнике будут затронуты толькоуниверсальные стандарты, освещению региональных норм препятствует ихмногочисленность.
По специализации международные акты,содержащие универсальные стандарты обращения с осужденными, распадаются на двакласса:
1) акты общего характера, непредназначенные специально для регламентации обращения с осужденными, носодержащие отдельные интересующие нас стандарты; 2) акты специализированногохарактера, имеющие своей целью изложение стандартов обращения с осужденными.Практическое значение этой классификации заключается в том, что при поискестандартов обращения с осужденными она ориентирует не только на специализированныемеждународные акты, но и на акты общего характера.
По обязательности длягосударств-применителей рассматриваемые стандарты можно отнести к двумосновным разрядам: 1) обязательные нормы — принципы и общие положения; 2)конкретные стандарты — рекомендации, не носящие обязательного характера. Необходимостьданной классификации связана с тем, чтобы можно было отделить обязательныенормы от рекомендательных. Если стандарты-принципы и общие положенияобязательны для каждой стороны, ратифицировавшей соответствующие.международныеакты, то стандарты-рекомендации внедряются тем либо иным государством в тойстепени, в которой имеются необходимые экономические, политические и другиепредпосылки для их реализации.
Исходя из приведенных классификаций,в систему действующих международных актов об обращении с осужденными можновключить следующие универсальные международные акты, принятыеООН.
I. Акты общего характера:
— Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
— Международный пакт об экономических,социальных и культурных правах (1966 г.);
— Международный пакт о гражданских иполитических правах (1966г.);
— Декларация ООН о ликвидации всехформ расовой дискриминации (1963 г.);
— Декларация о ликвидации всех формнетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.);
— Декларация прав ребенка (1959 г.);
— Декларация о правах умственноотсталых лиц (1971 г.);
— Декларация о правах инвалидов (1975г.)[7].
II. Специализированные акты:
— Минимальные стандартные правила обращения сзаключенными (1955 г.);
— Декларация о защите всех лиц отпыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видовобращения и наказания (1975 г.);
— Конвенция против пыток и другихжестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания(1984 г.);
— Кодекс поведения должностных лиц поподдержанию правопорядка (1979 г.);
— Принципы медицинской этики,относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защитезаключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных илиунижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.);
— Меры, гарантирующие защиту правтех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.);
— Минимальные стандартные правилаООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних(Пекинские правила) (1985 г.);
— Свод принципов защиты всех лиц,подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.);
— Минимальные стандартные правила ООНв отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990г.);
— Правила ООН, касающиеся защитынесовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.);
— Руководящие принципы ООН дляпредупреждения преступности среди несовершеннолетних ( Эр-Риядекие руководящиепринципы) (1990 г.).
Анализприведенных международных актов показывает, что действие их целесообразноосвещать относительно двух основных сфер обращения с осужденными: а) прииспользовании мер, не связанных с лишением свободы; б) при применении лишениясвободы. Дело в том, что в рассматриваемых направлениях действует значительноеколичество специфических принципов, общих положений и конкретных норм,совокупность которых требует раздельного рассмотрения стандартов в каждойсфере.
3. Основное содержаниемеждународных стандартов обращения с осужденными к мерам, несвязанным слишением свободы.
Подавляющая часть стандартоврассматриваемого профиля сосредоточена в Минимальных стандартных правилах ООНв отношении мер, не связанными с тюремным заключением (Токийских правилах) 1990г. В связи с этим целесообразно показать их основное содержание, исходя изданного международного акта.
Цель стандартов рассматриваемойгруппы — содействие рациональному использованию мер, не связанных с тюремнымзаключением, как альтернативы лишению свободы.
В процессе применения стандартовгосударствам — членам ООН предлагается руководствоваться следующими принципами:1) обеспечить активное участие общественности на всех стадиях реализациирассматриваемых мер; 2) создать надлежащее соотношение между правамипреступников, их жертв, интересами общественной безопасности и предупрежденияпреступности; 3) использовать стандарты с учетом национальных условий страны ицелей системы уголовного правосудия; 4) иметь широкий набор мер, с тем, чтобыгибко реагировать на характер и степень тяжести преступления, личность и интересыобщества; 5) минимальное вмешательство при применении мер.
Стандартные правила рекомендуютследующий набор мер, не связанных с тюремным заключением:
— устные санкции: замечание,порицание, предупреждение;
— условное освобождение отответственности;
— поражение в гражданских правах;
— экономические санкции и денежныенаказания, такие как разовые и поденные штрафы;
— конфискация или постановление олишении права собственности на имущество;
— возвращение имущества жертве илипостановление о компенсации;
— условное наказание или наказание сотсрочкой;
— условное освобождение из заключенияи судебный надзор;
— постановление о выполненииобщественно полезных работ;
— направление в исправительноеучреждение с обязательным ежедневным присутствием;
— домашний арест;
— любой другой вид обращения, несвязанного с тюремным заключением;
— сочетание перечисленных выше мер.
В целях отказа от тюремногозаключения и оказания помощи осужденным в быстром возвращении к нормальнойжизни в обществе после вынесения приговора могут применяться меры: 1) отпуск ипомещение в исправительное учреждение полутюремного типа; 2) освобождение всвязи с работой или учебой; 3) различные формы освобождения под честное слово;4) сокращение срока; 5) помилование.
Если компетентным органомопределяются условия применения меры, не связанной с тюремным заключением, тоони должны быть практическими, точными, по возможности, малочисленными иуменьшающими опасность возвращения осужденного к преступной деятельности.
Определенные требования предъявляютсяи к режиму обращения., В рамках применяемых мер должны использоватьсяразличные методы, в том числе индивидуальная работа, групповая терапия, программыпо месту жительства, особое обращение с различными категориями преступников.Выбор обращения зависит от биографии личности, наклонностей, уровняумственного развития, системы ценностей, обстоятельств, которые привели ксовершению преступления. При исполнении соответствующей меры может привлекатьсяобщественность и система общественной поддержки.
При Нарушении условий отбыванияназначенной меры, не связанной с тюремным заключением, она может быть измененаили отменена. Такое решение принимается только после тщательного исследованияфактов. При этом сначала следует попытаться изменить содержание назначенноймеры либо перейти к другой мере, не связанной с тюремным заключением. Толькоисчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы.
Токийские правила рекомендуютпоощрять участие общественности в исполнении мер, не связанных с тюремнымзаключением, рассматривая его как один из важнейших факторов укрепления связеймежду осужденными, их семьями и обществом. Следует регулярно проводитьконференции, семинары, симпозиумы и другие мероприятия, содействующиеосознанию общественностью необходимости участия в реализации рассматриваемыхмер. С той же целью необходимо использовать средства массовой информации. Сучетом склонностей и интереса к данной работе могут привлекаться добровольцы,которых следует подготовить для выполнения конкретных обязанностей.Добровольцы оказывают осужденным и их семьям необходимые виды помощи.
Стандартами рекомендуется планироватьи осуществлять программы не связанных с тюремным заключением мер как неотъемлемуючасть планирования национальной системы уголовного правосудия.
4. Основное содержание международных стандартов обращенияс осужденными к наказанию в виде лишения свободы.
Главная масса стандартов в даннойобласти сосредоточена в Минимальных стандартных правилах обращения сзаключенными и Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенныхсвободы. Остановимся на содержании их основных положений[8].
Основные положения рассматриваемыхстандартов можно разделить напять групп: 1) организация родовой и видовойклассификации лиц, лишенных свободы; 2) организация микросоциальных условийотбывания лишения свободы; 3) организация режима в местах лишения свободы; 4)организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы.
Родовая и видовая классификацияпредставляют собой разделение осужденных на группы по полу, возрасту и инымпризнакам с целью осуществления дифференцированного подхода к организацииотбывания наказания. Классификация направлена на создание благоприятныхусловий для достижения целей уголовного наказания.
Родовая классификация состоит вразделении осужденных на такие категории, которые определят структуру системымест лишения свободы. Закрепляется она в уголовном законе.
Видовая классификация дополняетродовую. Проводится она в период отбывания наказания, исходя из поведенияосужденного и других обстоятельств. Эта вторичная классификация лежит в основепрогрессивной системы отбывания лишения свободы и закрепляется в пенитенциарномзаконодательстве.
Основные рекомендации-стандарты по организацииупомянутых выше классификаций состоят в следующем:
— в качестве критериев классификациипредлагается использовать пол (мужчин и женщин следует содержать отдельно),возраст (раздельное содержание взрослых и несовершеннолетних преступников),предшествующую судимость (рецидивистов содержать отдельно от судимых впервые),юридические причины осуждения и предписанное обращение с заключенными(неосужденные содержатся отдельно от осужденных и т.д.);
— система классификации должна бытьдостаточно гибкой, чтобы имелись возможности разместить каждуюклассификационную группу осужденных в наиболее подходящем для работы с нейотдельном учреждении или отдельной секции одного учреждения;
— цели классификации — отделениеосужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательныхчерт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделение осужденныхна категории, облегчающие работу по возвращению их к жизни в обществе;
— в каждом учреждении следует иметьсистему льгот и разрабатывать различные методы обращения с разными категориямиосужденных, чтобы поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувствоответственности, Интерес к исправлению и сотрудничеству с администрацией.
Из анализа приведенных рекомендацийвидно, что стандартами определяется скорее общий, чем детализированный подход кродовой и видовой классификации осужденных. Следовательно, каждому государствуна основе предложенной выше стратегии предстоит самостоятельно разрабатывать иусовершенствовать свой национальный вариант реализации данных стандартов.
Организация микросоциальных условийотбывания наказания — объект другой группы стандартов. Под микросоциальнымиусловиями отбывания лишения свободы понимаются условия содержания осужденных,создаваемые для удовлетворения их потребностей в пище, одежде, жилище,медицинском обслуживании, т.е. условия, обеспечивающие нормальное существованиечеловека в пенитенциарном учреждении. Уровень цивилизованности этих условийдолжен соответствовать их общему уровню в стране.
Микросоциальные условия могутвыступать объективной детерминантой поведения преступника в период отбываниянаказания и либо “очеловечивать” личность, создавая прочную основу для примененияразличных средств воздействия (режима, труда, воспитательной работы), либо,напротив, вести к деградации личности, вызывать озлобление, создавая почву длявнутреннего противодействия законным требованиям администрации учреждения.
Группа стандартов микросоциальныхусловий отбывания наказания состоит из шести подгрупп, определяющих требованияк организации: 1) жилых помещений для осужденных; 2) личной гигиены;
3) одежды и спальных принадлежностей;4) питания; 5) упражнений и спорта; 6) медицинского обслуживания.
Стандарты жилых помещений дляосужденных предусматривают:
— если имеется возможность, помещатькаждого осужденного на ночь в отдельную камеру или комнату;
— если такой возможности нет, топеред помещением в общие камеры подвергать осужденных тщательному отбору, чтобыони могли жить совместно, а также осуществлять за совместно размещеннымиосужденными ночью постоянный надзор;
— в помещениях, где живут и работаютосужденные, окна должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивался доступсвежего воздуха и можно было читать и работать при дневном (либо искусственном)освещении без опасности для зрения;
— санитарные установки должны бытьдостаточны, чтобы удовлетворить естественные потребности в условиях чистоты ипристойности;
— количество банных установок и душейдолжно быть достаточно, чтобы каждый осужденный мог ими пользоваться такчасто, как этого требуют условия общей гигиены с учетом географического районаи времени года;
— все помещения, которыми пользуютсяосужденные, должны содержаться в строгой чистоте.
Требования стандартов относительноличной гигиены состоят в следующем:
— от заключенных следует требовать,чтобы они содержали себя в чистоте, представляя им для этого воду и туалетныепринадлежности, необходимые для поддержания чистоты и здоровья;
— чтобы осужденные могли сохранятьвнешний вид, совместимый с человеческим достоинством, им следует даватьвозможность заботиться о своей прическе и бороде, позволяя мужчинам регулярнобриться.
Стандарты одежды и спальныхпринадлежностей требуют:
— если осужденный не имеет праваносить гражданскую одежду, ему следует выдавать обмундирование, соответствующееклимату и позволяющее- поддерживать здоровье в удовлетворительном состоянии,не носящее оскорбительного или унизительного характера;
— одежда должна содержаться в чистотеи исправности, со стиркой и выдачей свежего белья в соответствии стребованиями гигиены;
— если осужденным разрешено носитьгражданскую одежду, то она должна 'быть чистой и пригодной к ношению;
— каждому осужденному предоставляетсяотдельная койка и спальные принадлежности, которые должны поддерживаться в исправностии своевременно меняться.
Стандарты питания предписывают:
— в обычные часы обеспечивать каждогоосужденного пищей, достаточно питательной для поддержания его здоровья;
— пища должна быть хорошего качества,хорошо приготовлена и подана;
— каждый осужденный долженрасполагать питьевой водой, когда он испытывает потребность в ней.
Стандарты по организации физическихупражнений и спорта предполагают следующее:
— осужденные, не занятые работой насвежем воздухе, имеют право на ежедневные физические упражнения на дворе, еслипозволяет погода;
— несовершеннолетним и инымосужденным подходящего возраста, находящимся в соответствующем физическомсостоянии, следует обеспечивать физическую тренировку и возможность игр вовремя упражнений, для чего следует располагать необходимыми площадками,установками и оборудованием.
Стандарты по организации медицинскогообслуживания требуют:
— все заведения должны иметь не менееодного медицинского работника, имеющего познания в области психиатрии;
— медицинское обслуживание осужденныхорганизуется в тесной связи с органами здравоохранения, охватываетпсихиатрические службы, лечение психически ненормальных осужденных;
— больных осужденных, нуждающихся вуслугах специалиста, следует переводить в особые заведения или больницы;
— тюремные больницы должнырасполагать необходимым оборудованием, установками, лекарствами и достаточноквалифицированным персоналом;
— женские учреждения должнырасполагать помещениями для ухода за беременными женщинами и роженицами;
— если осужденным матерям разрешаетсяоставлять младенцев при себе, необходимо предусматривать создание ясель сквалифицированным персоналом;
— каждого осужденного следуетподвергать медицинскому осмотру, чтобы установить, не болен ли он физическиили умственно, а также изолировать осужденных, страдающих инфекционной или заразнойболезнью; необходимо выявлять физические или умственные недостатки осужденных,препятствующие их исправлению, определять их физическую трудоспособность;
— о физическом и психическом здоровьеосужденных заботится врач, который должен ежедневно принимать или посещать всехбольных либо жалующихся на болезнь;
— если врач считает, что физическоеили умственное равновесие осужденного нарушено в связи с заключением, он докладываетоб этом начальнику учреждения;
— врач осуществляет инспекциюсоблюдения микросоциальных условий содержания осужденных и докладывает онедостатках начальнику учреждения, который обязан принять необходимые меры.
Важное значение для совершенствованиянациональных пенитенциарных систем имеют стандарты организации режима в местахлишения свободы. Их основное содержание состоит в следующем:
— режим необходимо организовыватьтак, чтобы, по возможности, не разрушить социально полезные связи осужденных свнешним миром. В этих целях осужденным через регулярные промежутки времени ипод должным надзором следует разрешать общаться с семьями или пользующимисянезапятнанной репутацией друзьями;
— до сведения заключенных следуетрегулярно доводить новости, позволяя читать им газеты, журналы или тюремныеиздания, слушать радио, присутствовать на лекциях либо использовать иныесредства, допускаемые администрацией; — в случае смерти, серьезного заболеванияили ранения осужденного или перевода его в заведение для психически больных немедленно.уведомляется его супруг (супруга) либо ближайшие родственники или лицо,указанное осужденным;
— осужденным иностранным гражданамобеспечивается возможность поддерживать связь с дипломатическими иконсульскими представителями их страны;
— режим в местах лишения свободыдолжен стремиться свести до минимума разницу между жизнью в тюрьме и насвободе. В обращении с осужденными следует подчеркивать не исключение их изобщества, а то, что они продолжают оставаться его членами. В целях возвращенияосужденных к жизни в обществе при каждом учреждении необходимо иметьсоциального работника, привлекать к сотрудничеству общественность,поддерживать связь с семьями осужденных;
— следует принимать меры к тому,чтобы осужденные могли сохранить максимум совместимых с законом и условиямиприговора прав в области их гражданских интересов, социального обеспечения исоциальных льгот.
Особое внимание рекомендуется уделятьукреплению связи осужденных с семьями.
Ряд предписаний касается средствобеспечения режима. Среди них рекомендации:
— твердо поддерживать дисциплину ипорядок, вводя при этом лишь те ограничения, которые необходимы для обеспечениянадёжности надзора и соблюдения правил поведения в учреждении;
— законом или распоряжением должны вобязательном- порядке определяться: а) поведение, составляющее дисциплинарныйпроступок; б) вид и продолжительность дисциплинарного взыскания;
в).орган, имеющий право наложитьего;
— осужденный не может быть наказан,не будучи информирован о проступке, который ставится ему в вину, и не получиввозможности высказаться в свое оправдание;
— запрещается использовать в качестведисциплинарных взысканий телесные наказания, заключение в темной камере,жестокие бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство меры.
Важную роль выполняет группастандартов по организации труда и профессиональной подготовки лиц, лишенныхсвободы. Их основное содержание заключается в следующем:
— труд осужденных не должен приноситьим страданий;
— осужденные обязаны трудиться всоответствии с их физическими и психическими способностями, удостовереннымиврачом;
— работа осужденных должна быть, повозможности, такой, чтобы давать им квалификацию, позволяющую честно трудитьсяпосле освобождения;
— осужденные должны иметь возможностьвыбора работы, если это совместимо с требованиями управления и дисциплины вучреждении;
— организация и методы работыосужденных должны быть максимально близки к условиям труда на свободе, чтобыони привыкли к одинаковым требованиям;
— интересы осужденных и ихпрофессиональную подготовку не следует подчинять соображениям прибыли оттюремного производства;
— для осужденных должны применятьсятакие же правила безопасности и охраны здоровья при использовании их труда,которые действуют на свободе;
— рабочее время осужденных следуетраспределять так, чтобы они имели не менее одного дня отдыха в неделю ирасполагали временем, достаточным для учебы и других видов деятельности, необходимыхдля их исправления;
— за свой труд осужденные должныполучать справедливое вознаграждение, позволяющее расходовать часть заработкана приобретение дозволенных предметов личного обихода, часть — посылать семьеи часть — оставлять на хранение у администрации учреждения, передающей этисбережения осужденному в момент освобождения.
Еще одна группа стандартоврегламентирует организацию воспитательного воздействия на лиц, лишенныхсвободы. Основные рекомендации:
— каждое учреждение должно иметьбиблиотеку, доступную для всех категорий осужденных;
— в учреждениях, где находитсядостаточное количество осужденных одного вероисповедания, следует назначатьквалифицированного служителя культа или разрешать ему регулярно отправлять тамрелигиозные обряды и вести с осужденными беседы на религиозные темы;
— каждый осужденный в пределахосуществимого должен иметь возможность удовлетворять свои религиозныепотребности;
— для достижения целей лишениясвободы учреждение должно использовать все исправительные, воспитательные,моральные и другие виды помощи, которыми оно располагает;
— обращение с осужденными должноукреплять у них чувство собственного достоинства и сознание своейответственности;
— после поступления осужденного вучреждение необходимо на основе изучения его личности разрабатывать программуработы с ним, учитывая его индивидуальные потребности, способности исклонности;
— осужденным, способным извлечь изэтого пользу, следует обеспечивать возможность дальнейшего образования, в томчисле религиозного;
— осужденным необходимо предоставлятьвозможности для отдыха и культурной деятельности.
Описанные группы стандартов создают всовокупности примерную модель организации исполнения наказания в виде лишениясвободы, реализация которой позволяет эффективно усовершенствоватьнациональные пенитенциарные системы.
В связи со вступлением России в СоветЕвропы важное значение приобретает постепенная реализация европейскихстандартов организации и правового регулирования исполнения уголовного наказания.
К документам, содержащим европейскиестандарты рассматриваемого профиля, относятся:
— Европейская Конвенция о надзоре заусловно осужденными или условно освобожденными правонарушителями от 30 ноября1964г.;
— Европейская Конвенция о защите прави основных свобод человека 1950 г.;
— Европейская Конвенция попредупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения илинаказания 1987 г.;
— Европейские пенитенциарные правила,объявленные рекомендацией № R (87)3 Комитета министров Совета Европы от 12 февраля 1987 г.;
— Резолюция Комитета министров СоветаЕвропы от 9 марта 1976 г. “О некоторых мерах наказания, альтернативных лишениюсвободы”;
— Резолюция Комитета министров СоветаЕвропы относительно избирательных, гражданских и социальных прав заключенныхот 1 февраля 1962 г.;
— Резолюция Комитета министров СоветаЕвропы о труде заключенных от 18 сентября 1975 г.;
— Резолюция Комитета министров СоветаЕвропы об образовании в тюрьмах от 13 октября 1989 г.;
— Рекомендация Комитета министровСовета Европы относительно системы заключения и обращения с опасными преступникамиот 24 сентября 1982 г.;— Рекомендация Комитета министров Совета Европы относительнопредоставления краткосрочных отпусков заключенным от 24 сентября 1982 г.[9]
Европейские стандарты развивают идетализируют универсальные стандарты ООН, рассмотренные выше, учитываяособенности стран, входящих в Совет Европы. В настоящее время продолжаетсяработа экспертов Совета Европы, государственных и негосударственных структурпо внедрению рассматриваемых стандартов в уголовно-исполнительную системуРоссии. Вместе с тем, учитывая реальные финансовые возможности РоссийскойФедерации, процесс этот займет достаточно продолжительное время.
Список литературы.
1. Комментарий кУголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. — М.: Вердикт-1м, 1997
2. Сборникдокументов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы спреступностью. М„ 1998. С. 197-268.
3.Уголовно-исполнительное право. Учебник. Под ред. А.И. Зубкова — М.:ИНФРА-М-НОРМА, 1998.
4. Уголовно-исполнительное право России.: Учебник / Под ред.проф. В.И. Селиверстова — М.: Юристъ, 2000
5.Уголовно-исполнительное право. Учебник. / Под ред. проф. И.В. Шмарова М.:Издательство БЕК, 1998.