Содержание
1. Покажитемеханизм взаимодействия Международного права и Национального права. Перечислитевиды и формы имплементации норм Международного правав законодательстве Республики Беларусь
2. Раскройтепроцесс формирования и закрепления принципа мирного разрешения международныхспоров. Укажите и классифицируйте мирные средства разрешения международныхспоров, выявите их специфику
3. Дайтепонятие и раскройте источники Международного воздушного права. Назовите отличиеправового режима международного воздушного пространства от правового режима воздушного пространства на государственнойтерритории
4. Приведитепримеры приобретения территорий по классическому и современному международномуправу
Списокиспользованных источников
1. Покажитемеханизм взаимодействия Международного права и Национального права. Перечислитевиды и формы имплементации норм Международного права в законодательствеРеспублики Беларусь
Из принципадобросовестного выполнения международных обязательств вытекает необходимостьреализации норм международного права. Необходимость реализации норммеждународного права обязанность государств, которая гарантируется Венскойконвенцией о праве международных договоров 1969 г. Конвенция устанавливает, что государство не может ссылаться на положение своего внутреннегоправа для невыполнения международного договора (ст. 27) [1, с. 217].
Реализациямеждународно-правовых норм требует содействия национального права.Необходимость тесного взаимодействия международного и национального прававытекает из ряда причин:
1. Государство являетсясубъектом международного и внутреннего права, формирует внутреннюю и внешнююполитику, играя ведущую роль в разработке как международных, так и национальныхнорм.
2. Усилениеинтеграционных процессов, наличие глобальных проблем в современном миревызывает расширение объекта международно-правового регулирования путемвключения в него по воле государств вопросов, ранее входивших во внутреннююкомпетенцию государств.
Из выше сказанногоследует – совпадение предмета регулирования международного и национальногоправа. Вопросы населения, территории, экономики, безопасности, экологиирегулируются как международным, так и внутригосударственным правом. Общимпринципом реализации международно-правовых норм, закрепленным в Заключительномакте СБСЕ 1975 г., является то, что государства при разработке законов иадминистративных правил должны сообразовываться со своими юридическимиобязательствами по международному праву [16, с. 19].
Способы реализации(имплементации) норм международного права закрепляются в национальномзаконодательстве государств и различны по содержанию. Одни государства придаютратифицированному международному договору равный статус с Конституцией,например, Конституция США 1787 г. В других государствах международный договоррассматривается как часть внутреннего права страны (Конституция Греции 1975 г., Конституция Болгарии 1991 г.) [9, с. 345].
В Конституции РоссийскойФедерации предусматривается, что общепризнанные принципы и нормы международногоправа являются составной частью правовой системы [7, ст. 15]. СогласноКонституции Республики Беларусь «признается приоритет общепризнанных принциповмеждународного права и обеспечивается соответствие им законодательства» [6, ст.8]. Также в ряде законов Республики Беларусь провозглашается, что если вмеждународном договоре закрепляются иные положения, чем в законе, применяютсяположения международного договора. Например, в Законе Республики Беларусь «Огражданстве»: «Вопросы гражданства в Республике Беларусь регулируются КонституциейРеспублики Беларусь, настоящим Законом, другими актами законодательства имеждународными договорами Республики Беларусь. Если международным договоромРеспублики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся внастоящем Законе, то применяются правила международного договора» [13, ст. 2].
В Гражданском кодексеРеспублики Беларусь устанавливается, что нормы гражданского права, содержащиесяв международных договорах Республики Беларусь, являются частью гражданскогозаконодательства и подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когдаиз международного договора следует, что для применения таких норм требуетсяиздание внутригосударственного акта [3, ст. 6].
Реализация(имплементация) норм международного права происходит путем:
— внесения изменений вдействующий закон для приведения его в соответствие с ратифицированнымдоговором;
— выработки новых нормнационального права в силу существования пробелов в законодательстве.
К примеру, на содержаниест. 21-51 Конституции Республики Беларусь, касающихся прав граждан, оказалипрямое влияние Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакты о правах человека 1966 г. В ст. 1 «Всеобщей декларации прав человека» говорится, чтовсе люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах [14, с.209]. Эта статья нашла отражение в Конституции Республики Беларусь.
Если посмотреть Уголовныйкодекс Республики Беларусь мы увидим, что в него введены составы военныхпреступлений и преступлений против человечества с учетом положений Женевскихконвенций по международному гуманитарному праву 1949 г. и Дополнительных протоколов к Женевской конвенции 1977 г. [17, с. 48].
Таким образом, делаемвывод, что правоваябаза для трансформации национального законодательства может содержаться в самихмеждународных договорах. Пакты о правах человека 1966 г., Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов 1949 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. предписывает государствам принимать соответствующиезаконодательные или административные меры для реализации указанных соглашений.
Международное публичноеправо устанавливает принципы и нормы поведения государства на международнойарене. Республика Беларусь руководствуется международным публичным правом привыработке и реализации внешнеполитического курса и развития сотрудничества вовсех областях с иными государствами.
Основной закон РеспубликиБеларусь закрепляется признание приоритета общепризнанных принциповмеждународного права и обеспечения соответствия им национальногозаконодательства [6, ст. 8].
2. Раскройте процесс формирования и закрепленияпринципа мирного разрешения международных споров. Укажите и классифицируйтемирные средства разрешения международных споров, выявите их специфику
Первым универсальнымактом о мирном разрешении международных споров является Конвенция «О мирномрешении международных столкновений», принятая на первой Гаагской конференциимира и дополненная в 1907 г. на второй Гаагской конференции мира [10, с. 303].
26 сентября 1928 г. Лигой Наций был принят Общий акт о мирном разрешении международных споров, подтвержденныйрезолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 28апреля 1949 г.
Особое место занимаетустав ООН, закрепивший ряд важных положений, относящихся к разрешению споровмирными средствами (ст. 33) [1, с. 308]. В развитие этих положений ГенеральнойАссамблеей ООН был принят ряд резолюций и деклараций, например Манильскаядекларация о мирном разрешении споров 1982 г.
Механизмы мирногоурегулирования международных споров предусмотрены в ряде многостороннихконвенций, регулирующих сотрудничество государств в различных специальныхсферах. Например, в Конвенции о международной ответственности за ущерб,причиненный космическими объектами, 1972 г., в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Под средством мирногоразрешения споров понимаются международно-правовые способы и процедурыурегулирования споров между субъектами международного права в соответствии спринципами международного права без применения принуждения в какой-либо форме[4, Т. 1, с. 345].
Характерными чертамимирных средств разрешения спора является:
1. Исключение применениякакого-либо насилия спорящих государств по отношению друг к другу, а такжедавления на них со стороны третьих стран.
2. Соблюдение принципаравенства государств и необходимость достижения между ними взаимопонимания.
3. Из принципа равенствавытекает принцип свободы выбора мирных средств разрешения споров, чтоподчеркивается в Уставе ООН [1, ст. 33]. Данный принцип подтвержден Декларациейо принципах международного права 1970 г. и Хельсинкским Заключительным актомСБСЕ 1975 г [4, Т. 1, с. 69, 76].
Все мирные разрешениямеждународных споров можно разделить на две категории:
— мирные способыразрешения споров, осуществляемые без участия третьей стороны – переговоры,консультации;
— мирные способыразрешения споров с участием третьей стороны – посредничество, примирение,обследование, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональныммеждународным организациям.
Переговоры – традиционное средствоурегулирование споров, поставленное Уставом ООН на первое место. Переговорыпредполагают тесные контакты между спорящими сторонами и возможность приниматьразные варианты разрешения споров. Переговоры являются обязательной стадией приосуществлении всех иных мирных способов разрешения международных споров.
В международном правеотсутствует какая-либо обязательная процедура проведения переговоров.Переговоры могут быть двухсторонними и многосторонними, в форме международнойконференции. Переговоры могут быть устные – путем непосредственных контактов,письменные – путем обмена нотами, письмами. Переговоры могут проводиться навысшем уровне – саммиты, главами государств или правительств. Также переговорыпроводятся специально уполномоченными представителями государств. Срок дляокончания переговоров не устанавливается. Переговоры являются успешными привзаимных уступках спорящих сторон либо отказе одной из сторон от своихпретензий или от возражений на претензии другой стороны.
Если переговоры непривели к соглашению, стороны обязаны обращаться к другим мирным средствам.
Консультации являются разновидностью переговоров.Консультации – это относительно новый способ мирного разрешения споров, егопоявление относится к XXстолетию.
Различаютсяфакультативные и обязательные консультации. Факультативными являютсяконсультации, к которым стороны прибегают в каждом конкретном случае по взаимномусогласию. К обязательным относятся консультации, проведение которых обусловленозаранее в соглашении на случай возникновения разногласий между его участниками.
В ряде многостороннихконвенций содержится обязательство проводить консультации по любому вопросу,который может возникнуть в отношении цели или в связи с осуществлениемположений конвенции. Например: в Конвенции о запрещении разработки, производстваи накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов иих уничтожении 1972 г., Конвенции о запрещении разработки, производства,накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г. [11, с. 305-306].
Посредничество идобрые услуги –наиболее распространенные способы разрешения международных споров с участиемтретьей стороны. Между добрыми услугами и посредничеством есть много общего, ноесть и различия.
Гаагские конвенции омирном решении международных столкновений 1899 и 1907г.г. в числе мирныхсредств разрешения споров предусматривают добрые услуги и посредничество. Вконвенциях указывается, что добрые услуги и посредничество должны оказыватьгосударства, не причастные к спору. Третья сторона может оказывать добрыеуслуги или посредничество по своей инициативе или по просьбе одной илинескольких сторон в споре. При этом как предложение добрых услуг илипосредничества, так и отказ от них не считается недружелюбным действие. Добрыеуслуги или посредничество имеют «исключительное значение совета и не могутпочитаться обязательными» [10, с. 374].
Различия между добрымиуслугами и посредничеством следующие:
— целью добрых услугявляется налаживание контактов между сторонами в споре с тем, чтобы побудить ихвступить в переговоры. Сторона, оказывающая добрые услуги, не должнаучаствовать в переговорах и влиять на их ход;
— посредничествопредполагает более активное участие третьей стороны. Целью посредничестваявляется не только налаживание контактов между спорящими сторонами, но идостижение между ними примирения. Обладая широкими правами, посредник долженсоблюдать определенные обязанности: воздерживаться от оказания помощи однойстороне в ущерб другой; уважать суверенные права, честь и достоинство спорящихгосударств.
Добрые услуги ипосредничество могут быть индивидуальными и коллективными. Их могут оказыватьгосударство, международные организация, их должностные лица, частные лица,видные общественные деятели.
Международныеследственные и согласительные комиссии – органы, создаваемые спорящими сторонами на паритетныхначалах, иногда с привлечением третьей стороны. В ст. 33 Устава ООН эти мирныесредства обозначаются терминами «обследование» и «примирение» [1, с. 308].
Задачей следственныхкомиссий является точное установление фактов, связанных со спором.Согласительные комиссии не ограничиваются выяснением фактической стороны дела,они прилагают усилия для урегулирования спора и с этой целью вносят предложения.Выводы следственных и согласительных комиссий факультативны и не обязываютспорящие стороны. Спорящие стороны могут с ними согласиться или отказатьсяпринять их. Однако существует ряд соглашений, в которых признается обязательныйхарактер выводов таких комиссий, например в Конвенции о режиме судоходства наДунае 1948 г. (ст. 45) [1, с. 311].
Международный арбитраж(третейское разбирательство) – это особый вид судебной процедуры, основанной насоглашении-компромиссе между государствами, избранными ими арбитрами илиединолично арбитром, решение которых обязательно для спорящих сторон.
Для международногоарбитража необходимо наличие следующих компонентов:
1. Заключение соглашениямежду государствами, в котором определяется предмет спора, порядок выбораарбитров, язык судопроизводства.
2. Назначение арбитровспорящими государствами из своих граждан и граждан третьих стран на паритетныхначалах.
3. Признаниеобязательности решения, вынесенного арбитрами.
Арбитражный суд можетбыть сформирован путем заключения между государствами специального соглашенияоб арбитражном разбирательстве конкретного спора. Примером может служитьарбитражное соглашение между Францией и Великобританией 1975 г. в связи со спором о размещении континентального шельфа [16, с. 168].
Международное судебноеразбирательствоявляется относительно новым средством мирного разрешения споров. Международноесудебное разбирательство имеет много общих черт с международным арбитражем.Главное, что их сближает, это обязательность решений. Различие междумеждународным судебным разбирательством и арбитражем – организационныйхарактер: состав арбитража зависит от воли спорящих сторон, а составмеждународного суда определен заранее. Третейский суд формируется при обращениик нему заинтересованных сторон, а международный суд заседает постоянно, и судьиобязаны быть в его распоряжении во всякое время. Международные суды, кромеМеждународного Суда ООН, могут рассматривать, как и арбитражи, споры с участиеммеждународных организаций и отдельных граждан.
В заключение данноговопроса следует повторить, что международные споры – это разногласия между государствами по любомувопросу международной жизни или международного права, при которых одногосударство предъявляет претензии другому государству, которое либо отвергаетпретензию, либо принимает ее частично.
Система разрешения споровмирными средствами закреплена в ст. 33 Устава ОНН. В статье перечислены такиемирные средства, как переговоры, обследование, посредничество, примирение,арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам и соглашениями иные мирные средства [11, с. 304]. К иным мирным средствам относится: добрыеуслуги, разрешение споров органами ООН, разрешение споров предусмотренныеспециальными соглашениями.
В практике международныхотношений могут появляться и другие процедуры разрешение споров.
3. Дайте понятие и раскройте источники Международного воздушного права. Назовите отличиеправового режима международного воздушного пространства от правового режимавоздушного пространства на государственной территории
Международное воздушноеправо – сравнительно новая отрасль международного права, формирование которойотносится к началу XX в., когда сталиосуществляться полеты первых воздушных судов. По мере роста полетов воздушныхсудов и их использования для международных перевозок пассажиров и грузоввозрастала необходимость разработки международно-правовых норм, которыерегулировали особые отношения, возникающие между государствами приосуществлении воздушных перевозок.
С развитиемнаучно-технического прогресса в сфере авиации, авиация стала использоваться нетолько в коммерческих целях, но и в военных, угрожая государственномусуверенитету. В связи с этим в своем национальном законодательстве государствастали закреплять право на полный суверенитет в отношении воздушногопространства над своей территорией. Этот принцип нашел подтверждение в первоммногостороннем договоре Парижской конвенции 1919 г. В Конвенции провозглашалось, что все государства обладают полным и исключительнымсуверенитетом в отношении воздушного пространства, расположенного над ихтерриториями (ст. 1) [12, с. 60-61]. Исходя из принципа абсолютного суверенитетагосударства над воздушным пространством своей территории, государства стализаключать двухсторонние межправительственные соглашения для осуществлениямеждународных полетов.
По мере роставостребованности авиационных перевозок усиливалась необходимость в выработкеединых правил, касающихся перевозки пассажиров, грузов. Эти правила былизакреплены в Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихсямеждународных перевозок, 1929 г. и действуют по настоящее время [4, Т.3, с.601-614].
Активное развитиемеждународной гражданской авиации остро поставило вопрос о безопасностиполетов, которые должна была решать учрежденная в 1944 г. Чикагской конвенцией Международная организация гражданской авиации. Международная организациягражданской авиации разрабатывает обязательные стандарты, призванныеобеспечивать техническую безопасность полетов.
С конца пятидесятых годовXX в. чрезвычайную опасность длямеждународных воздушных перевозок стали приобретать угон и захват самолетовотдельными лицами для удовлетворения своих личных интересов и решения личныхпроблем. Эта проблема привела к разработке и принятию государствами трех конвенций:Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других действиях, совершенныхна борту воздушного судна 1963 г., Гаагской конвенции о борьбе с незаконнымзахватом воздушных судов 1970 г. и Монреальской конвенции о борьбе снезаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. [4, Т.3, с. 571-583]. Указанные конвенции закрепляют обязанности государств привлекать куголовной ответственности исполнителей преступлений по захвату и угонусамолетов, либо выдавать их по просьбе заинтересованного государства дляосуществления судебного разбирательства.
Международное воздушноеправо – отрасль международного права, представляющая собой совокупность специальныхпринципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного правав связи с использованием воздушного пространства [11, с. 547].
Описанный выше процессформирования международного воздушного права позволяет сделать выводы о егоисточниках:
1. Международные договоры– универсальные, двусторонние. Например: Соглашение о воздушном сообщении междуРеспубликой Беларусь и Швейцарской конфедерацией 1994 г.
2. Региональныесоглашения – это Соглашения стран СНГ о сотрудничестве по организациипоисково-спасательного обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации 1994 г.
3. Международный обычай.Примером может служить применения в качестве обычной нормы принципа абсолютногосуверенитета государства над своим воздушным пространством.
В международном воздушномправе различается воздушное пространство над государственной территорией имеждународное воздушное пространство. Воздушное пространство надгосударственной территорий базируется на принципе абсолютного суверенитетагосударства над воздушным пространством своей территорией и регулируетсянациональным законодательством. В Воздушном кодексе Республики Беларусьподчеркивается принадлежность исключительного и полного суверенитета в отношениивоздушного пространства Республики Беларусь.
Правовой режим воздушногопространства над государственной территорией включает три группы правгосударства:
— право устанавливатьусловия и порядок выдачи разрешения на влет и полеты иностранных воздушныхсудов, место пересечение границы, высоту полета, воздушный коридор, переченьаэродромов для приземления, перечень прав, закрепляющих определенные требованияк воздушным судам, экипажу, пассажирам с целью обеспечения безопасностиполетов;
— государству принадлежитряд коммерческих прав связанных с установлением частоты полетов иностранныхвоздушных судов, объема загрузки груза и пассажиров, разрешения транзита черезсвое воздушное пространство;
— осуществлениегосударством гражданской, уголовной, административной юрисдикции в отношенииэкипажа иностранного воздушного судна за нарушение законов и правил,установленных государством, причинение ущерба имуществу пассажиров или грузукак во время полета, так и в период нахождения иностранного воздушного судна натерритории государства.
Международное воздушноепространство находится над открытыми морями и океанами, международнымипроливами.
Основополагающимпринципом, на котором базируется режим международного воздушного пространства,является принцип свободы полетов. Данный принцип основывается на том, что вмеждународном воздушном пространстве военное и гражданское воздушные судалюбого государства могут осуществлять полеты.
Таким образом, деламвывод, чтомеждународное воздушное право – отрасль международного права, представляющаясобой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения междусубъектами международного права в связи с использованием воздушногопространства. Источниками международного воздушного права являются:международные договоры, региональные соглашения и международный обычай.
Отличие правового режимамеждународного воздушного пространства от правового режима воздушногопространства на государственной территории в том, что полеты воздушных судовнад территорией государства регулируются законодательством отдельно взятогогосударства. А режим международного воздушного пространства основывается напринципе свободы полетов. Ни одно государство, его военные и гражданскиесамолеты не могут препятствовать осуществлению полетов военных и гражданскихсудов другого государства или запрашивать информацию о направлении их полета. Вмеждународном воздушном пространстве гражданские и военные воздушные суда и ихэкипажи находятся только под юрисдикцией государства регистрации таких судов.
4. Приведите примеры приобретения территорий поклассическому и современному международному праву
Способы приобретениятерритории отличаются в классическом и современном международном праве. Вклассическом международном праве признается законным захват территории путемоккупации, а в современном международном праве действует общепризнанный принципнеприменения силы и угрозы силой и принципы территориальной целостности инерушимости границ, нарушение которых рассматривается как международноепреступление.
Современное международноеправо предусматривает, что любые территориальные изменения требуют согласиягосударства и оформляются международным договором. В настоящее времятерриториальные изменения могут возникать при распаде государства, объединениигосударств либо переходе части территории от одного государства к другому, чторегулируется Конвенцией о правопреемстве государств в отношении государственнойсобственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. либо двусторонним соглашениями [16, с. 100]. Например, Договор об окончательномурегулировании в отношении Германии 1990 г.
Распространеннойпрактикой решения вопросов, касающихся уступки части территории либо обменатерриториальными участками, является заключение двусторонних соглашений ограницах либо мирных договоров, заключенных после Второй мировой войны союзнымидержавами (антигитлеровская коалиция) с государствами, поддержавшими фашистскуюГерманию. Согласна Мирного договора 1947 г. между Советским Союзом и Финляндией, Финляндия подтверждала возвращение Советскому Союзу области Пеленга, аСоветский Союз подтверждал «отказ от своих прав на аренду полуострова Ханко»[4, т. 3, с. 206].
Государство можетотдавать часть своей территории другому государству во временную аренду.Например: Соглашение между Советским Союзом и Финляндией 1962 г. о передаче Финляндии советской части Сайменского канала.
Ярким примеромприобретения территории по современному международному праву служит распадСоюза Советских Социалистических Республик и возникновение, в связи с распадом,пятнадцати отдельных государств – Республика Беларусь, Армения, РоссийскаяФедерация, Эстония, Молдова и другие.
Таким образом, исходя, из вышесказанного делаемвывод, что примерами приобретения территории по классическому международномуправу будет любая оккупация территории. Например, оккупация ВеликобританиейИндии, Китая.
В современноммеждународном праве приобретение территории происходит путем оформлениямеждународныхдоговоров.
Список использованныхисточников
1.Блатова Н.Т., Мелков Г.М. Международное право в документах.: Учебное пособие. –М.: ИНФРА-М, 1997. – 696 с.
2. Воздушныйкодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16мая 2006 г. № 117-З // Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь. -2006. -№ 117-3.
3. Гражданский кодекс РеспубликиБеларусь: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (ред. от 29 июня 2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2006.-№107.2/1235.
4.Действующее международное право. Сост. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. – В 3 т.Т. 1, 3. М.: Международные отношения. 1997. – Т 1 -789 с., т 3 – 892 с.
5.Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право: Учебник для вузов – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2002. – 592 с.
6. Конституция Республики Беларусь(ред. от 17.11.2004г.) // национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. -1999.- № 1.
7. Конституция Российской Федерацииот 12.12.1993 г. (ред. от 30.12.2006 г. № 6-ФКЗ) // КонсультантПлюс: Россия[Электронный ресурс] / ООО «Юриспектр», Национальный центр правовой информацииРеспублики Беларусь. – Мн., 2007.
8. Комментарий к Закону огосударственной границе Республики Беларусь. Под ред. Павловского А.А. – Мн.:Амалфея. 2003. – 287 с.
9. Лукашук И.И. Международное право.Общая часть: Учебник. М.: Юристъ-Гардарика. 2003. – 675 с.
10. Левин Д.Б. Принцип мирногоразрешения международных споров: Учеб. пособие. – М.: Юристъ. 1977. – 678 с.
11. Международное право: Учебник.Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Международные отношения. 2003. –720 с.
12. Международное воздушное право.Под ред. Мовчана А.П. – Т.1. – М.: Норма. 1980. – 348 с.
13. О гражданстве: Закон РеспубликиБеларусь от 01.08.2002 г. № 136-3 (ред. от 22.06.2006 г.) // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь. -2006. -№ 106, 2/1231.
14. Права человека: Учебное пособие.Авт.–сост. С.П. Кацубо, И.В. Кучвальская, С.Б. Лугвин. – 2-е изд. – Мн.:Амалфея. 2002. – 336 с.
15. Пушнин Э.А. Мирное разрешениемеждународных споров: Учеб. пособие – М.: Международные отношения. 1974. – 567с.
16. Тихиня В.Г., Павлова Л.В. Основымеждународного права: Учеб. пособие. Мн.: Книжный Дом. 2006. – 320 с.
17. Уголовное право Республики Беларусь.Особенная часть: Учеб. пособие/ Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, В.В. Борода; Подред. Н.А. Бабия и И.О. Грунтова. Мн.: Новое знание. 2002. – 912 с.
18. Уголовный кодекс РеспубликиБеларусь: Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999г. № 275-3 (ред. от 01.03.2007г.)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№ 76. – Ст.132-138.