План
Введение
1. Понятие лицензирования. Критерии и принципылицензирования
2. Правовые основы лицензирования
3. Содержание лицензирования отдельных видов деятельности
3.1 Субъекты лицензионного процесса
3.2 Ограничения действия лицензии
3.3 Порядок получения лицензии
3.4 Приостановление действия лицензии и ее аннулирование
4. Юридическая ответственность и иные правовые последствиянарушений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности
Заключение
Список нормативного материалаи литературы
Введение
Рыночная экономика вРоссийской Федерации вызывает необходимость постоянного совершенствования ипоиска новых правовых средств государственного регулированияпредпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъектовпредпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований,которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видовпредпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено итребование, состоящее в необходимости получения предпринимателем лицензии.Причем регламентация этого требования, как на уровне законодательных актов, таки принимаемыми в соответствии ними подзаконных нормативных актов, позволяетутверждать, что сложился правовой институт лицензирования предпринимательскойдеятельности. Рассмотрение проблем лицензирования предпринимательскойдеятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видовпредпринимательской деятельности подлежат лицензированию. Среди них такие видыдеятельности, как банковская деятельность, страховая деятельность, деятельностьпрофессиональных участников рынка ценных бумаг, оценочная деятельность,аудиторская деятельность и др. И хотя количественный состав лицензируемых видовпредпринимательской деятельности существенным образом уменьшился послевступления в действие Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «Олицензировании отдельных видов деятельности», влияние этого института надеятельность предпринимателей несомненно велико. Складывающиеся при этомотношения требуют не только адекватного нормативного регулирования, но исерьезного теоретического осмысления.
Необходимо признать, чтосуществующее нормативно-правовое регулирование лицензированияпредпринимательской деятельности не является совершенным. Нормы Закона олицензировании 2001 года не обеспечивают в полной мере регламентацию этогоправового института, не установлен общий перечень лицензируемых видовпредпринимательской деятельности, для его уяснения необходимо обращаться к инымзаконодательным актам. Например, в Законе РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1«Об организации страхового дела в Российской Федерации» определены видыстраховой деятельности и, соответственно, порядок предоставления лицензий наосуществление таких видов деятельности.
В последнее время законодатель пытаетсясовершенствовать существующее законодательство о лицензировании посредствомпринятия новых законодательных актов. Так, примерами могут послужить принятыйФедеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»№128 от 08.08.2001г., Постановление Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45 «Оборганизации лицензирования отдельных видов деятельности». Только за 2005 годбыли внесены следующие изменения: с 1 января 2005 г. вступила в силу глава 25.3 Налогового кодекса, устанавливающая размер и порядок оплаты пошлинза выдачу лицензий; 2 июля 2005 г. и 31декабря 2005 были внесены изменения в Федеральныйзакон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»(Федеральный закон от 02.07.2005 № 80-ФЗ и № 200-ФЗ от 31.12.05); 21 июля 2005 г. вышел Федеральный закон от 21.07.2005 № 114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществлениевидов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции». Также Федеральным законом от 21.07.2005№ 102-ФЗ изменен порядок лицензирования производства, хранения и поставкиалкогольной продукции.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основетеории предпринимательского и гражданского права исследовать правовой институт лицензированияпредпринимательской деятельности.
Опираясьна федеральное законодательство, я раскрою такие вопросы, как: понятиелицензирования, правовые основы лицензирования предпринимательскойдеятельности, лицензионные требования и условия, понятие лицензии и еесодержание, порядок получения лицензии, порядок ее приостановления ианнулирования, юридическаяответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования.
1. Понятиелицензирования
Юридическийтермин «лицензирование» является производным от слова«лицензия» (лат. licentia — право, разрешение). Легальное определениелицензирования дается в ст. 2 Федерального закона «О лицензированииотдельных видов деятельности» от 08.08.2001г №128-ФЗ (далее ФЗ «Олицензировании…»): «лицензирование — мероприятия,связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов,подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случаеадминистративного приостановления деятельности лицензиатов за нарушениелицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действиялицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов засоблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельностисоответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий,а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицамсведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании». Из этогоопределения можно выделить следующие элементы: лицензирование — это мероприятиягосударства связанные непосредственно с его функциями — защитой интересов иправ граждан; объекты лицензирования — лицензируемые виды деятельности. То сеть лицензируемый вид деятельности — виддеятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерациитребуется получение лицензии в соответствии с законодательством.
Следуетоговориться, что специальные нормативные акты (регулирующие лицензированиеконкретного вида деятельности) конкретизируют и определяют непосредственныеобъекты лицензирования. Так, например, объектом лицензирования розничнойторговли алкогольной продукции, является розничная торговля алкогольнойпродукцией[1]. Калкогольной продукции же относятся спирт питьевой, водка, ликероводочныеизделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное ииная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного изпищевого сырья, более полутора процентов от объема единицы алкогольнойпродукции.
Тогдавозникает вопрос: какая деятельность подлежит лицензированию, а какая нет. ФЗ«О лицензировании…» по этому поводу выделяется ряд критериев. В соответствии с Законом к лицензируемым видамдеятельности относятся виды деятельности, осуществление которых можетповлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан,обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РоссийскойФедерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кромекак лицензированием.
Такимобразом, деятельность подлежащая лицензированию — это прежде всего такаядеятельность, которая грозит нанесением ущерба нравственного или физическогогражданам или угрожает безопасности государства.
Приосуществлении лицензирования, государство в лице надлежащих органов руководствуетсярядом принципов:
— защитасвобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан,обеспечение обороны страны и безопасности государства;
— обеспечениеединства экономического пространства на территории РФ;
— установление единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядкалицензирования на территории Российской Федерации;
— гласностьи открытость лицензирования;
— соблюдениезаконности при осуществлении лицензирования.
Такимобразом, лицензирование — это инструмент используемый государством в лицеполномочных органов, для защиты непосредственно интересов граждан и самогогосударства.
Обратимсятеперь к понятию лицензии.
ФЗ «Олицензировании…» определено, что лицензия — это специальное разрешение наосуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдениилицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическомулицу или индивидуальному предпринимателю.
В юридическойлитературе отмечается, что в российском законодательстве о лицензировании наразличных этапах его развития лицензия рассматривалась как:
1) документ (п. 1Порядка ведения лицензионной деятельности, утвержденного ПостановлениемПравительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418);
2) право (ст. 2 ФЗ №158 от 25.09.1998г «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
3) юридический факт вформе соответствующего решения (ч. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского Кодекса РоссийскойФедерации от 26.11.2001 №146-ФЗ (далее ГК РФ)). [2]
Лицензирование какгражданско-правовой институт ведет начало с «доперестроечных времен»,поэтому стадии его правового регулирования необходимо рассматривать висторическом развитии.
В советском праве лицензированиевыполняло в основном функцию государственного контроля над экспортом и импортомтоваров и расходованием валютных средств. С началом перестройки институтлицензирования вышел на качественно иной уровень. Так, после принятия ЗаконаРСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»предприятия, независимо от формы собственности, приобрели право осуществлятьлюбые виды деятельности, не запрещенные законом, во всех сферах и отрасляхнародного хозяйства. При этом отдельные виды деятельности предприятия моглиосуществлять только на основании специального разрешения (лицензии).Определение перечня видов деятельности и порядка выдачи лицензий было отнесенок компетенции Совета Министров РСФСР и Советов Министров республик, входящих всостав РСФСР, или уполномоченных ими органов.
ПостановлениемПравительства РФ от 27 мая 1993 г. N 492 «О полномочиях органовисполнительной власти краев, областей, автономных образований, городовфедерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности» былутвержден Примерный порядок лицензирования отдельных видов деятельности натерриториях краев, областей, автономных образований, городов федеральногозначения и Перечень видов деятельности, лицензируемой на данных территориях[3].Этим Постановлением органам исполнительной власти краев, областей, автономных округов,автономной области, городов федерального значения было предоставлено правоосуществлять лицензирование отдельных видов деятельности согласноустановленному Перечню.
В свою очередь, воисполнение данного Постановления и правовых актов субъектов РоссийскойФедерации органы местного самоуправления стали активно принимать муниципальныеправовые акты, регулирующие отношения по применению лицензирования наподведомственных им территориях. В результате такого активного правотворчествавозникла угроза бесконтрольного расширения перечня видов деятельности,подлежащих лицензированию.
После принятияКонституции РФ в 1993 г. процесс упорядочения вопросов лицензирования проходилмедленно, поскольку большое количество актов, противоречащих принятомуосновному закону России, необходимо было подвергнуть экспертизе, отмене илиопротестованию в судебном порядке. К тому же Правительство РФ активноучаствовало в правовой регламентации вопросов лицензирования.
Одним из основныхзаконов, установивших принципиальные положения применения такого режима, каклицензирование, стал Гражданский кодекс Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 49ГК РФ было установлено, что перечень видов деятельности, которымипредприниматели могут заниматься только при наличии лицензии, определяетсяфедеральным законом.
Результатом сталопринятие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»№158 от 25.09.1998г, который закрепил перечень видов деятельности, наосуществление которых требуются лицензии.
В настоящее времяосновным нормативным актом, устанавливающим перечень лицензируемых видовдеятельности и регулирующим порядок предоставления лицензии являетсяФедеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001№128-ФЗ.
2. Правовые основылицензирования
Основнымнормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации,является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видовдеятельности». ДанныйФедеральный закон согласно ст.1 регулирует отношения, возникающие междуфедеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальнымипредпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видовдеятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17настоящего Федерального закона. Действие закона не распространяется наследующие виды деятельности: деятельность кредитных организаций; деятельность,связанная с защитой государственной тайны; деятельность в области производстваи оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;деятельность в области связи; биржевая деятельность; деятельность в областитаможенного дела; нотариальная деятельность; страховая деятельность, за исключениемпенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионнымифондами; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;осуществление внешнеэкономических операций; осуществление международныхавтомобильных перевозок грузов и пассажиров; приобретение оружия и патронов кнему; использование результатов интеллектуальной деятельности; использованиеорбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионноговещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектоврастительного и животного мира; деятельность, работы и услуги в областииспользования атомной энергии; образовательная деятельность.
Указанные видыдеятельности лицензируются специальным отраслевым законодательством. Так приполучении лицензии на пользование недр — Законом РФ «О недрах» от 21февраля 1992 г. N 2395-1, при получении лицензии на осуществление банковскихоперации – законом «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990 ит.д.
Все остальные видыдеятельности, указанные в п.1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании…» лицензируются встрогом соответствии с положениями данного нормативного акта. Порядоклицензирования видов деятельности, указанный ст. 17, является единым и не можетбыть изменен по усмотрению каких-либо органов власти, участвующих в процедурахвыдачи лицензий.
Федеральным Законом от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениигосударственного контроля (надзора) и КоАП РФ» предусмотрено поэтапноесокращение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию:
С 1 января 2006 г. упразднено требование наличия лицензии дляосуществления таких видовдеятельности, как: сюрвейерское обслуживание морских судов в морскихпортах; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного составана железнодорожном транспорте; деятельность по техническому обслуживанию и ремонтутехнических средств, используемых на железнодорожном транспорте; оценочнаядеятельность; деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая,если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нуждюридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по производствуи использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, еслиуказанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нуждюридического лица или индивидуального предпринимателя); аудиторскаядеятельность; деятельность по производству элитных семян (семян элиты); осуществляемаяв море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологическихресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений.
С 1 января 2007 г. прекращено лицензирование следующих видовдеятельности: туроператорская; турагентская; проектированиезданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательногоназначения; строительство зданий и сооружений, за исключением сооруженийсезонного или вспомогательного назначения; инженерные изыскания длястроительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного иливспомогательного назначения.
Сокращение видов деятельности, подлежащихлицензированию, происходит, на мой взгляд, в связи с тем, что, во-первых, после получения лицензии контроль над деятельностьюпрактически не осуществляется. Между тем, основную опасностьинтересам граждан представляет именно процесс осуществления деятельности.Во-вторых, процесс получения лицензии на некоторыевиды деятельности практически был превращен в формальную процедуру.Это произошло, прежде всего, потому, что установленным законом требованиям(наличие помещения и квалифицированных сотрудников с образованием и опытомработы) соответствовать совсем несложно. В результате формальное наличиелицензий не спасает потребителей от недобросовестных производителей. Поэтому преобладаеттенденция перенесения контроля с лицензирования на систему контроля качествапродукта (услуги).
ФЗ «О лицензировании…»установлена и компетенция Правительства РФ в вопросах лицензирования.
Правительство России вцелях обеспечения единства экономического пространства на территории РоссийскойФедерации в соответствии с определенными Президентом РФ основными направлениямивнутренней политики государства утверждает Положения о лицензированииконкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительнойвласти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти посоглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерациимогут передавать им осуществление части своих полномочий. Таким образом,лицензирование может осуществляться федеральными органами государственнойвласти, а также органами государственной власти субъектов РФ в соответствии сКонституцией РФ и федеральными законами. Постановлением Правительства РФ «Оборганизации лицензирования отдельных видов деятельности» от 26.01.2006г. № 45 утвержденперечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющихлицензирование; перечень видов деятельности, лицензирование которыхосуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ифедеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений олицензировании этих видов деятельности.
В ст.7 ФЗ «Олицензировании…» решается и проблема действия лицензии в пространстве.Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральныморганом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации, может осуществляться на всей территории РоссийскойФедерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставленалицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территорияхиных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатомлицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке,установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок установленПостановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45. Перечень видовдеятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительнойвласти субъектов РФ, утвержден этим же постановлением. К ним относятся:
1) заготовка,переработка и реализация лома цветных металлов;
2) заготовка,переработка и реализация лома черных металлов;
Перечень конкретныхорганов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование соответствующихвидов деятельности, утверждается каждым субъектом РФ самостоятельно. Однакопроекты положений о лицензировании конкретных видов деятельности,осуществляемой органами исполнительной власти субъектов РФ, разрабатываютсяфедеральными органами исполнительной власти — Минпромэнерго России с участиеморганов исполнительной власти субъектов РФ.
Таким образом, «лицензионное»законодательство Российской Федерации включает:
Конституция РоссийскойФедерации от 12 декабря 1993 г.;
Гражданский КодексРоссийской Федерации (части первая, третья, четвертая)
Федеральный закон от 8августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видовдеятельности»;
ПостановленияПравительства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности;
правовые актыфедеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование;
законодательствосубъектов Российской Федерации;
нормативные актыорганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, изданные в рамкахих полномочий.
Лицензионноезаконодательство — это относительно новая развивающаяся сфера публичного правав общей системе разрешительного регулирования в Российской Федерации
В условиях новых формэкономических (рыночных) отношений, стремительного роста техногеннойпромышленности, экологической угрозы, нарастания социальной конфликтности,приоритетной задачей государства стало создание новых, адекватных общественномусостоянию правовых институтов и механизмов, обеспечивающих безопасностьграждан, законность публичных отношений и устойчивый порядок в государстве. И ктаким новым правовым институтам, отвечающим современным требованиям публичныхотношений в Российской Федерации, с бесспорным основанием относитсялицензирование.
3. Содержание лицензирования отдельных видов деятельности
3.1 Субъекты лицензионного процесса
К субъектам лицензионного процесса можно отнести лицензирующие органы, лицензиат, соискательлицензии[4]
Лицензирующиеорганы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с ФЗ«О лицензировании…».
Вообще,круг органов, осуществляющих функции лицензирующих весьма широк. Законодателемзакреплены соответствующие функции и полномочия за этими органами. Так,например, одной из основных функций, за лицензирующими органами, законодательвыделяет надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий — система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорнымии контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечениясоблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельностисоответствующих лицензионных требований и условий[5]. Осуществляяконтроль лицензирующие органы имеют право запрашивать и получать необходимыеобъяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты суказанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиатаустранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;выносить предупреждение лицензиату. С данными правами лицензирующих органовкорреспондируют обязанности лицензиатов.
Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальныйпредприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного видадеятельности;
Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся влицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществлениеконкретного вида деятельности.[6]
3.2 Ограничения действия лицензии
Действиелицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом получившим лицензию, атакже деятельностью, на которую получена лицензия.
Лицензиявыдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.
Лицензия являетсяоснованием возникновения правоспособности лицензиата, т.е. возможностизаниматься определенными видами деятельности, перечень которых определяетсязаконом (ст. 49 ГК РФ). Приобретаемая на основании лицензии правоспособностьобусловливает «личный» характер лицензии, т.е. лицензируемая деятельность можетвыполняться только конкретным индивидуальным предпринимателем-лицензиатом илиюридическим лицом.
К такому же выводуприходит и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 31 августа 1999 г. N 422/99[7]. Дело рассматривалось поиску предпринимателя М., частнопрактикующего врача, о признаниинедействительным решения комиссии по лицензированию и сертификации медицинскойдеятельности, в соответствии с которым истец был лишен лицензии на занятиемедицинской деятельностью. Причиной, послужившей основанием для лишениялицензии, стало нарушение истцом условий ее действия, выразившееся в допуске косуществлению стоматологической медицинской помощи другого физического лица.Президиум ВАС РФ постановил, что право на занятие частной медицинской практикойявляется сугубо индивидуальным и действие лицензии частнопрактикующего врача неможет быть распространено на других лиц. Допуск к такой деятельности другоголица является нарушением условий действия лицензии.
Приликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства огосударственной регистрации физического лица в качестве индивидуальногопредпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.
В случае реорганизацииюридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или местаего нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуальногопредпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществленияюридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого видадеятельности лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предпринимательлибо его правопреемник обязаны в 15-дневныйсрок подать заявление о переоформлении документа, подтверждающегоналичие лицензии. Переоформление лицензиипроизводится в том же порядке, что и установлен для ее получения[8].До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основанииранее выданной лицензии и документа, подтверждающего подачу заявления о переоформлениилицензии, в случае утраты лицензии — на основании временного разрешения,выданного органом лицензирования.
Территория,на которой может быть использована лицензия.
Деятельность,на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органомисполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующиморганом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иныхсубъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатомлицензирующих органов соответствующих субъектов РФ[9].
При нарушении этого правила, то есть, за осуществлениедеятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъектаРоссийской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации безуведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации,лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Однакоследует отметить, что, в случае если лицензируемый вид деятельностиосуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, в том числерасположенных на железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте,лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии на каждыйобъект с указанием его местоположения. Копии такой лицензии регистрируютсяорганом лицензирования. При изменении перечня территориально обособленныхобъектов, на которых осуществляется деятельность лицензиата, дополнительныеэкземпляры лицензии выдаются по заявлению лицензиата с приложением документов,предусмотренных Положением.
Лицензияявляется срочным разрешением, то есть ограниченным во времени.
Срокомдействия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, который,лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.
Общий срок действиялицензии определен в ст.8 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ине может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании можетбыть продлен по заявлению лицензиата. Впродлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за времядействия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
Конкретный срокдействия лицензии всегда устанавливается в положении о лицензированииопределенного вида деятельности, утвержденном Правительством РФ.
Наиболее частоПравительство РФ устанавливает срок в 5 лет. Но есть и исключения. В частности,Положением о лицензировании деятельности в области связи в РоссийскойФедерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 642 лицензия выдается на срок от 3 до 10 лет (за искл. лицензий на теле- и радиовещание).
Положениями о лицензировании конкретных видовдеятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Бессрочное действие лицензий предусмотрено и впостановлении Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45 «лицензии на осуществлениевидов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 17 Федерального закона «Олицензировании отдельных видов деятельности», выданные до вступления всилу Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О лицензировании отдельных видовдеятельности“, Федеральный закон „О защите прав юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)“ и Кодекс Российской Федерации об административныхправонарушениях», действительны до истечения указанного в них срока либобессрочны (в случае бессрочного действия лицензии)».[10]
Бессрочно действиепредусматривается для некоторых видов деятельности при продлении срокалицензии. Например, в Положении о лицензировании деятельности инвестиционныхфондов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2006 г. N 432, установлено следующее правило: лицензия на осуществление деятельности инвестиционныхфондов предоставляется на пять лет. При продлении срока действия лицензии онадействует бессрочно либо в течение срока, указанного в заявлении о продлениисрока действия лицензии.
Продление срока действия лицензии осуществляется впорядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
При этом существеннымдля процедуры продления действия лицензии является своевременная подачасоответствующего заявления лицензиата с приложением всех необходимыхдокументов. Своевременным является подача заявления до момента истечения срокадействия лицензии. В противном случае продление срока действия лицензии будетневозможным, поскольку сама лицензия уже будет отсутствовать и юридическомулицу или индивидуальному предпринимателю необходимо получать (а не продлевать)лицензию в порядке, предусмотренном ст. 9 ФЗ «О лицензировании…».
Истечение срока действия лицензии означает прекращениеправа лица, получившего лицензию, на осуществление соответствующего видадеятельности. Одновременно настоящее лицо утрачивает статус лицензиата,поскольку вместе с истечением срока действия лицензии прекращаются сами лицензионныеотношения между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем игосударством.
3.3 Порядок получения лицензии
Для того, чтобыполучить лицензию соискатель лицензии представляет в соответствующийлицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывается:
— полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числефирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица,место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого видадеятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственныйрегистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа,подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единыйгосударственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;
— фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуальногопредпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемоговида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа,удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номерзаписи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данныедокумента, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальномпредпринимателе в единый государственный реестр индивидуальныхпредпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;
— идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановкесоискателя лицензии на учет в налоговом органе;
— лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 ФЗ «Олицензировании…», который соискатель лицензии намерен осуществлять.
Кзаявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
— копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, есливерность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) — дляюридического лица;
— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрениелицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии[11].
Взависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретноговида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов,подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионнымтребованиям и условиям.
Так, например, для получения лицензии на производстволекарственных средств, соискателям лицензии, наряду с документамипредусмотренными выше придется предоставить, следующие документы:
— перечень лекарственных средств, которые соискатель лицензии готов производить;
— описание основных технологических процессов, обеспечивающих качестволекарственных средств;
— согласие органов местного самоуправления на размещение производствалекарственных средств на соответствующей территории;
— копиидокументов, свидетельствующих о наличии у соискателя лицензии (лицензиата)необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, принадлежащих ему направе собственности или на ином законном основании зданий, помещений иоборудования;
— копии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологическогозаключения о соответствии производства лекарственных средств требованиямсанитарных правил;
— копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям иусловиям квалификацию специалистов, ответственных за производство, качество имаркировку лекарственных средств[12].
Нотребовать от соискателя лицензии представления иных документов, непредусмотренных ФЗ «О лицензировании...» и иными федеральными законами иположениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые кнему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи,копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документовнаправляется соискателю лицензии[13].
Лицензирующий орган проводит проверку полноты идостоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленныхсоискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможностивыполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
На стадии рассмотрения документов о выдаче лицензииосуществляется лицензионный контроль (ст. 12 ФЗ «Олицензировании отдельных видов деятельности») в форме проверки:
— полноты и достоверности сведений о соискателелицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах;
— возможности выполнения соискателем лицензиилицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном Федеральнымзаконом.
До настоящего времени органы, осуществляющие лицензирование,выносили решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче только на основаниитой информации, которую им представлял соискатель. Проверка представленнойинформации была только правом, но не обязанностью лицензирующих органов[14].
Теперь проверка проводится путем сопоставления такихсведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц илиединого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующийорган получает соответствующую информацию в порядке, установленномПравительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительнойвласти, уполномоченного на осуществление государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Лицензирующий орган принимает решение опредоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорокапяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемыхк нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актомлицензирующего органа.
Лицензирующий орган обязан в указанный срокуведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказев предоставлении лицензии. Основанием отказа в предоставлении лицензииявляется:
— наличие в документах, представленных соискателемлицензии, недостоверной или искаженной информации;
— несоответствие соискателя лицензии, принадлежащихему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии,проводится в течение трех дней после представления соискателем документа,подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии. Еслилицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензирующийорган, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать[15].
По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношенииотдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целяхзащиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применятьсяупрощенный порядок лицензирования. Он возможен при условии заключениясоискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданскойответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствияосуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношениилицензирования следующих видов деятельности: эксплуатация пожароопасныхпроизводственных объектов; деятельность по реставрации объектов культурногонаследия (памятников истории и культуры); перевозки морским транспортом грузов;перевозки внутренним водным транспортом грузов; перевозки воздушным транспортомгрузов; перевозки железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа;транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки)по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывшихгрузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожныевыставочные пути; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опаснымгрузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, на железнодорожномтранспорте; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (заисключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечениясобственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
При упрощенном порядке лицензирования соискатель не представляетдокументы, подтверждающие его соответствие лицензионным требованиям. Срокрассмотрения документов сокращен до 15 дней. Переход на упрощенную системуносит уведомительный характер. В последующем лицензиат освобождается от плановыхпроверок выполнения им лицензионных требований и условий лицензирующим органом[16].
Введение упрощенной процедуры лицензирования, обусловленообщей тенденцией снижения контроля за предпринимательской деятельностью и необходимостьюисключения дублирования государственных функций, ведь наличие договорастрахования ответственности или сертификата соответствия определеннымтребованиям предполагает, что требования, предъявляемые к лицу при получениилицензии, также выполняются.
3.4 Приостановление действия лицензии и ее аннулирование
В соответствии с ФЗ «О лицензировании…» приостановлениедействия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечениялицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административнойответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации обадминистративных правонарушениях. Лицензирующие органы наделены правомприостанавливать действие лицензии в случаях выявления ими неоднократныхнарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Вслучае вынесения судьей решения об административном приостановлениидеятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условийлицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения взаконную силу приостанавливает действие лицензии на срок административногоприостановления деятельности лицензиата[17].
Одновременнос приостановлением действия лицензии лицензирующий орган обязан установитьлицензиату срок для устранения нарушений, ставших основанием приостановлениядействия лицензии. Данный срок не может превышать шести месяцев. Послеустранения нарушений лицензиат уведомляет об этом лицензирующий орган сприложением всех необходимых документов. Закон не установил срок рассмотрениялицензирующим органом уведомления лицензиата об устранении нарушений, ставшихоснованием для приостановления действия лицензии. Таким образом, настоящий срокустанавливается либо положениями о лицензировании конкретных видовдеятельности, либо ведомственными актами лицензирующих органов. В частности,согласно п. 6 Положения о лицензировании туроператорской деятельности«срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших засобой приостановление действия лицензии, не должен превышать 15 дней со дняполучения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений»[18].
Безусловно,в ходе проведения проверок лицензирующие органы выявляют самые разнообразныенарушения лицензиатами лицензионных требований и условий. Представляетсяинтересным привести один показательный пример из арбитражной практики,посвященный нарушению лицензионных требований и условий лицензиатом,осуществляющим перевозки пассажиров. В постановлении ФАС Восточно-Сибирскогоокруга от 4 апреля 2002 г. N А78-4530/01-С2-20/225-Ф02-785/02-С1 указаноследующее: "… судом первой и апелляционной инстанций установлено, чтопредприниматель Кочергина И.В. по лицензии N АСГ 75 043805 от 1 марта 01 г. осуществляет перевозки пассажиров автобусами. В лицензии не указано, каким видом транспорта — общего пользования или не общего пользования — должны осуществляться перевозки.Одним из условий осуществления деятельности является обязанность по выполнениюУстава автомобильного транспорта и Правил перевозок. Протоколом N 002809 обадминистративном правонарушении от 19 сентября 01 г. установлено нарушение в виде отказа в предоставлении льготы по оплате проезда для инвалидов 1группы. Постановлением N 002859/624 от 2 октября 2001 г. предприниматель Кочергина И.В. привлечена к административной ответственности за нарушениелицензионных условий, т.е. по ч. 3 ст. 157.3 КоАП РСФСР. Суд первой и апелляционнойинстанций, признавая действительным данное оспариваемое постановление, указалследующее. ФЗ «О лицензировании …» определил, что лицензионныетребования и условия — это совокупность установленных нормативными правовымиактами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно приосуществлении лицензируемого вида деятельности. Ст. 9 определено, что одним изобязательных условий и требований при осуществлении лицензиатами лицензируемыхвидов деятельности является соблюдение законодательства РФ, экологических,санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, атакже положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В соответствиисо ст. 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» дети, являющиеся инвалидами, ихродители, опекуны, попечители, а также инвалиды, включая инвалидов 3 группы,пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общегопользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Суд первой инстанцииправомерно пришел к выводу о том, что транспортом общего пользования признаетсятранспорт, предназначенный для перевозок неопределенного круга лиц, независимоот формы и вида собственности транспортного средства. Транспорт истца являетсятранспортом общего пользования, независимо от того, указано это в лицензии илинет. Истец отказывает в перевозке тем категориям граждан, которым всоответствии с законодательством РФ предоставлено право бесплатного проезда,нарушая при этом как вышеназванный Закон, так и Временные правила перевозок,утвержденные Минтрансом РФ от 22 сентября 1997 г.».
Действие лицензии возобновляется в двух случаях:
— лицензирующим органом — со дня, следующего за днемистечения срока административного приостановления деятельности;
— с наступлением дня досрочного прекращенияисполнения административного наказания в виде административного приостановлениядеятельности. Для этого будет необходимо обратиться с соответствующимзаявлением к судье.
Срокдействия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Вслучае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушениелицензионных требований и условий, повлекшее за собой административноеприостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратитьсяв суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензияаннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующегооргана[19].
Основаниямидля аннулирования лицензии, согласно настоящей п.4 ст.13 ФЗ «О лицензировании…»являются: 1) неустранение лицензиатом в указанный лицензирующим органом срокгрубых или неоднократных нарушений лицензионных требований и условий; 2)неуплата лицензиатом лицензионного сбора за предоставление лицензии в течениетрех месяцев со дня предоставления лицензии; 3) нарушения лицензиатомлицензионных требований и условий, повлекших за собой нанесение ущерба правам,законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства,культурному наследию народов РФ.
Аннулирование лицензии осуществляется в судебном порядке./> Направлениелицензирующим органом в арбитражный суд заявления об аннулировании лицензии осуществляетсяпо правилам, установленным АПК РФ. И здесь целесообразно отметить, чтолицензирующий орган вправе представлять в качестве доказательств только тесведения, которые им были получены в ходе проведения лицензионной проверки изакреплены надлежащим образом в акте проверки, поскольку, согласно п. 3 ст. 64АПК РФ, «не допускается использование доказательств, полученных снарушением федерального закона»[20].
4. Юридическая ответственность и иные правовые последствиянарушений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности
Рассмотрим возможныепоследствия нарушений деятельности в сфере лицензирования с точки зрениягражданского, административного и уголовного законодательства.
Кодекс обадминистративных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ в ст. 14.1предусматривает ответственность за осуществление деятельности с нарушениемусловий лицензии или без лицензии.
Осуществление предпринимательской деятельности безлицензии имеет место, когда осуществляется деятельность после подачи заявленияо выдаче лицензии, но до получения положительного результата и уведомления опроведенном лицензировании; деятельность продолжает вестись после получениярешения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии, и хотя в этом случаеотрицательное решение может быть обжаловано, однако право заниматьсядеятельностью, требующей лицензирования, у лица отсутствует; деятельностьпродолжается после приостановления лицензии, если были выявлены нарушениялицензионных требований и условий; дельность осуществляется после аннулированиялицензии лицензирующим органом или судом; предпринимательская деятельностьосуществляется по истечении срока действия лицензии.
Осуществление предпринимательскойдеятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение(такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административногоштрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеровоплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства исырья или без таковой; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальныхразмеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудийпроизводства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от четырехсот допятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленнойпродукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Если это деяниепричинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженос извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлением инаказывается в соответствии со ст.171 Уголовного Кодекса РФ от 24.05.1996.Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство может наступитьлишь за нарушение правил лицензирования, установленных федеральнымзаконодательством. В случае нарушения правил лицензирования, установленныхнормативными актами субъектов Российской Федерации, уголовная ответственностьне наступает. В противном случае основания привлечения к уголовной ответственностиза незаконное предпринимательство в субъектах Российской Федерации были быразные.
Статья 172 УК РФспециально посвящена незаконной банковской деятельности. Так, уголовнаяответственность возникает за осуществление банковской деятельности (банковскихопераций) без специального разрешения (лицензии) в случае, когда такоеразрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования,если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государствулибо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
В соответствии со ст.203 УК РФ уголовная ответственность возникает за превышение руководителем илислужащим частной охраны или детективной службы полномочий, предоставленных им всоответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяниесовершено с применением насилия или с угрозой его применения. Более строгонаказывается то же деяние, повлекшее тяжкие последствия.
Неправомерный отказ ввыдаче лицензии на осуществление определенной деятельности, если эти деяниясовершены должностным лицом с использованием своего должностного положения,либо в нарушение вступившего в силу судебного акта, а равно причинившие крупныйущерб наказываются в соответствии со ст.169 УК РФ. В данном случае воспрепятствованиезаконной предпринимательской деятельности посягает на весьма важную сферуобщественных отношений, связанных со свободным предпринимательством, право накоторое предоставлено гражданам Конституцией Российской Федерации (ст. 34) [21].
В Гражданском кодексеРФ возможность заключения ряда договоров прямо обусловлена наличиемсоответствующей лицензии (ст. 825, 835, п. 4 ст. 845, 938, 1063).
В соответствии со ст.173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, у которого нет лицензии назанятие соответствующим видом деятельности, может быть признана судомнедействительной. Исковое заявление о признании сделки таковой подаетсяюридическим лицом, его учредителем (участником) или государственным органом,осуществляющим контроль и надзор за его деятельностью, если доказано, чтодругая сторона сделки знала или должна была знать о ее незаконности.
В качестве примерапозиции судебных органов относительно исков о признании сделокнедействительными по основаниям, предусмотренным ст. 173 ГК РФ, можно привести примериз информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.04.98 N 33.
Специализированныйинвестиционный фонд приватизации (продавец) обратился с иском в арбитражный судо признании недействительным заключенного им договора купли-продажи акций и оприменении последствий недействительности сделки. Суд, установив, чтоинвестиционный фонд, не имея необходимой лицензии, дающей право на занятиесоответствующей деятельностью, заключил сделку купли-продажи акций, признал еенедействительной на основании статьи 173 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации (далее — Кодекс).
Постановлениемкассационной инстанции решение было отменено, а производство по делу прекращеносо ссылкой на рассмотрение другим арбитражным судом дела по спору между теми желицами, о том же предмете и по тем же основаниям (ст. 85 Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).
ПрезидиумВысшего Арбитражного Суда Российской Федерации признал вывод кассационнойинстанции ошибочным и принятое ею постановление отменил.
Припроверке материалов дела установлено, что инвестиционный фонд осуществлялдеятельность, подлежащую лицензированию, в том числе совершал сделки с акциями,при отсутствии соответствующей лицензии. Статья 173 ГК предусматривает правоюридического лица, совершившего сделку без лицензии на занятие соответствующейдеятельностью, оспорить ее в судебном порядке. Такая сделка признаетсянедействительной, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомодолжна была знать о ее незаконности. Решение суда первой инстанции, признавшегодоговор, заключенный инвестиционным фондом, недействительным, принято всоответствии с указанной статьей Кодекса и является правильным.
Подводя итог, можносказать, что условием законной деятельности хозяйствующих субъектов являетсяобязательное получение лицензии в случаях, предусмотренных законом, исоблюдение правил лицензирования. За неисполнение данной обязанности кнарушителям может быть применен тот или иной вид юридической ответственности.
Заключение
В данной работерассмотрено правовое положение лицензирования в Российской Федерации. Врезультате можно сделать ряд выводов.
Прежде всего, институтлицензирования — это важный гражданско-правовой институт — направленный на непосредственно защиту интересов граждан, обеспечениеобороны страны, безопасности государства и иных интересов самого государства.
Оно предусматриваетосуществление мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением ианнулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдениемлицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующихлицензионных требований и условий.
Правовую основулицензирования составляют ст. 49 ГК РФ, ФЗ «О лицензировании отдельных видовдеятельности», акты субъектов РФ. Кроме того, порядок лицензирования конкретныхвидов деятельности определяется соответствующими положениями. Действие ФЗ «Олицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на видыдеятельности, перечень которых приведен в его ст.1 (страховая, нотариальная,биржевая, кредитных организаций и другие). Порядок лицензирования данных видовдеятельности определяется специальным законодательством.
Развитие лицензионныхнорм от закрепления полной свободы административного усмотрения органовисполнительной власти в области применения пресекательных мер в сферелицензирования в сторону ограничения их полномочий, а также самих основанийприменения, свидетельствует о нежелательности передачи такого инструментавоздействия на предпринимательство целиком в руки исполнительной власти. Всвязи с этим происходит сокращение видов деятельности, подлежащихлицензированию. Преобладает тенденция перенесения контроля с лицензирования на системуконтроля качества продукта (услуги).
При занятиипредпринимательской деятельностью, на которую, в соответствии сзаконодательством необходимо специальное разрешение (лицензия) необходимо строгосоответствовать лицензионным нормам, не допускать осуществление деятельности дополучения таковой. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность снарушением условий лицензии или без лицензии несет административную (ст.14.1КоАП РФ) или уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ). Равным образом и должностныелица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, занеправомерный отказ или уклонение от выдачи лицензии привлекаются к уголовнойответственности (ст. 169 УК РФ).
Список нормативногоматериала и литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993 год/Правоваясистем КонсультантПлюс.
2. Арбитражный процессуальный кодексРФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ/Правовая система КонсультантПлюс
3. Гражданский Кодекс РоссийскойФедерации (части первая, вторая, четвертая) /Правовая систем КонсультантПлюс
4. Кодекс об административныхправонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ/Правовая система КонсультантПлюс
5. Уголовный Кодекс РФ от 24.05.1996г. №63-ФЗ/Правовая система КонсультантПлюс.
6. Федеральный закон «Олицензировании отдельных видов деятельности» №128 от 08.08.01г ( в ред.ФЗ №200-ФЗ от 31.12.2005г) / Правовая система КонсультантПлюс.
7. Федеральный закон от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениигосударственного контроля (надзора) и КоАП РФ»/Правовая системаКонсультантПлюс.
8. Федеральный закон «Огосударственном регулировании производства и оборота этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.111995 г. № 171- ФЗ/Правовая система КонсультантПлюс.
9.Федеральный закон «О банках ибанковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990г./ Правовая система КонсультантПлюс.
10. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992№ 2395-1 (ред. 22.08.2004 «122-ФЗ)/ Консультант.
11. Постановление Правительства РФ от11 февраля 2002 г. N 9 «Об утверждении Положения о лицензированиитуроператорской деятельности»/ Правовая систем КонсультантПлюс
12. Постановление Правительства РФ от26.01.2006г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»/Правоваясистем КонсультантПлюс.
13. Положение о лицензированиипроизводства лекарственных средств, утвержденное Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 06.07.2006 №415/Правовая систем КонсультантПлюс
14. Постановление Правительства РФ от14.07.2006 №432 «Об утверждении лицензировании деятельности инвестиционныхфондов»/Правовая систем КонсультантПлюс.
15. ПостановлениеПрезидиума Высшего Арбитражного Суда РФ в от 31 августа 1999 г. N 422/99/ Вестник ВАС РФ. 1999. N 12. С. 43 Правовая система / КонсультантПлюс
16.Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 апреля 2002 г. N А78-4530/01-С2-20/225-Ф02-785/02-С1
17. Постановление Президиума ВАС РФот 14 июля 1998 г. по делу N 1173/98 /Консультант — Судебная практика
18. Информационное письмо ПрезидиумаВАС РФ от 21.04.98 N 33.
19. Комментарий к Федеральному закону«О лицензировании отдельных видов деятельности» под ред. Л.Н.Ткача, изд-во.Юрид.дом «Юстицинформ», 2003г.
20. Ершова И.В. Предпринимательскоеправо: Вопросы и ответы. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «Юриспруденция»,2005. – 288с.
21. Звоненко Д.П. НовыйЗакон о лицензировании // Консультант. 2002. N 1.
22. Предпринимательскоеправо Российской федерации: учебник/ отв. ред. Е.П. Губин, С.А. Лахно. М., 2004
23. Сюткина М.А. Новый упрощенныйпорядок получения лицензий и другие новеллы законодательства о лицензировании/Предприниматель без образования юридического лица ПБОЮЛ № 5 2006 г.
24. Мельничук Г.В. Административнаяответственность за нарушение условий лицензирования/Право и экономика №2,2003г.