Реферат по предмету "Государство и право"


Лишение свободы и арест несовершеннолетних

СодержаниеВведениеГлава 1.Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
1.1.Развитиезаконодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних ихарактеристика преступности несовершеннолетних
1.2. Общие положения обуголовной ответственности несовершеннолетних
Глава 2. Назначениенаказания несовершеннолетним осужденным
2.1. Условия назначениянаказания несовершеннолетним
2.2.Назначение наказанияв виде лишения свободы и ареста       Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Потребность в обобщенном анализе уголовно-правовых норм,охраняющих несовершеннолетних, определяется, в первую очередь,криминологическими данными, характеризующими ювенальную преступность. Ихизучение показывает тесную взаимосвязь совершаемых против несовершеннолетнихпреступлений и преступности самих несовершеннолетних. Совершение преступления внесовершеннолетнем возрасте служит обстоятельством, которое накладываетглубокий отпечаток на дальнейшую судьбу подростка, в значительном числе случаевопределяет характер его последующих отношений с законом. Преступление,совершенное лицом до достижения им возраста 18 лет, причиняет вред не толькотем общественным отношениям, против которых оно было направлено, но и процессуразвития личности самого несовершеннолетнего, способствуя формированию изакреплению в его сознании определенной негативной социальной установки. Приэтом вызывает интерес генезис первого преступления несовершеннолетнего, вкотором велико значение фактов совершения преступления против самого подростка.
Примерно в 60 процентов случаев совершения преступлениянесовершеннолетними ему предшествовало вовлечение их в систематическоеупотребление спиртных напитков, причем 36,2 процента вовлекаемых ранее былисудимы. Настораживают и показатели групповой преступности. Данные статистикипоказывают, что количество преступлений, совершенных несовершеннолетними вгруппе со взрослыми, возросло с 40,6 процента в 1993г. до 56,8 процента в 2003году. Все это свидетельствует, что совершение преступления противнесовершеннолетнего способствует, наряду с целым комплексом иных криминогенныхдетерминант, втягиванию его в орбиту криминальных отношений.
Итак, ювенальная и антиювенальная преступность выступают каквзаимосвязанные, более того, взаимообусловливающие явления. Совершениевзрослыми лицами преступлений против интересов несовершеннолетних способствуетпополнению преступных рядов за счет последних. При этом механизм влияния их напреступность несовершеннолетних различен.
Некоторые из преступлений непосредственно направлены наформирование у подростков преступного умысла либо на приобщение их кпреступлению; другие, развивая их антиобщественные установки либо изменяянаправленность психологического развития, формируя жестокость, подрываяимущественное положение, косвенно отражаются в механизме преступного поведения.Несовершеннолетний, став жертвой преступления, приобретает рядсоциально-психологических характеристик, отличающих его от остальныхсверстников и порой затрудняющих адаптацию в «нормальной» социальнойсреде, а тем самым — толкающих на преступный путь.
Таким образом, необходимо сформулировать цель данной работы,которая будет состоять в том, чтобы рассмотреть особенности назначениянаказания в виде лишения свободы и аресты несовершеннолетних осужденных.
Для реализации поставленной цели рассмотрим ряд следующих задач:
во-первых,проследим развитие законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетнихи дадим характеристику преступности несовершеннолетних;
во-вторых,рассмотрим общие положения об уголовной ответственности несовершеннолетних;
в-третьих,раскроем условия назначения наказания несовершеннолетним осужденным,
в-четвертых,выделим особенности назначения наказания в виде лишения свободы и арестанесовершеннолетним.

Глава 1. Особенности уголовнойответственности
несовершеннолетних
 
1.1. Развитие законодательстваоб уголовной ответственности
несовершеннолетних ихарактеристика преступности
несовершеннолетних
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетнихпредусматривались еще российским уголовным законодательством XIX в. В Уложениио наказаниях уголовных и исполнительных 1845 г. данной ответственности былипосвящены ст. 142-150. В основном в этих статьях предусматривалась заменанаказания более мягким в зависимости от возраста несовершеннолетнего. Так,согласно ст. 148, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 21 года запреступления, совершенные по неосторожности, подвергались лишь домашнемуисправительному наказанию по распоряжению родителей или опекунов.
Статья 6 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г.,предоставляла право мировым судьям определять несовершеннолетним в возрасте от10 до 17 лет взамен заключения в тюрьме помещение в исправительные приюты.
Некоторые особенности уголовной ответственности несовершеннолетнихбыли предусмотрены в ст. 41 Уголовного уложения 1903 г. Так, в ч. 1 этой статьиуказывалось, что «не вменяется в вину преступное деяние, учиненноенесовершеннолетним от 10 до 17 лет, который не мог понимать свойства и значения им совершаемого илируководить своими поступками». Очевидно, положение о возрастнойневменяемости, предусмотренное ч. 3 ст. 20 УК РФ, позаимствовано с некоторымиизменениями из ст. 41 Уголовного уложения 1903 г.1
Советская власть вскоре после Октябрьской революции выдвинулалозунг: «Для детей нет суда и тюрьмы», который нашел свое воплощениев Декрете СНК от 14 января 1918 г. Этот декрет провозгласил отмену судов итюремного заключения для малолетних и несовершеннолетних. Дела онесовершеннолетних в возрасте до 17 лет, совершивших общественно опасноедеяние, подлежали рассмотрению комиссией по делам несовершеннолетних, котораядолжна была либо освобождать их, либо направлять в одно из убежищ Народногокомиссариата общественного призрения соответственно характеру деяния1.
Хотя до конца 20-х гг. законодательство об уголовнойответственности несовершеннолетних неоднократно изменялось, однакопринудительным и воспитательным мерам по-прежнему принадлежал приоритет передмерами уголовного наказания.
Тенденция к усилению уголовной ответственности несовершеннолетнихнаметилась в начале 30-х гг. Особенно резко она обозначилась с принятиемпостановления ЦИК и СНК от 5 апреля 1935 г. «О мерах борьбы спреступностью несовершеннолетних». Этот закон значительно понизил возраст,по достижении которого стала возможна уголовная ответственность. Так, начиная с12-летнего возраста, подлежали уголовной ответственности лица, виновные всовершении краж, причинении насилия, телесных повреждений, увечий, убийстве;ст. 8 Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик,предоставлявшая право применять к несовершеннолетним мерымедико-педагогического характера, была отменена. 31 мая 1935 г. было принятопостановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О мерах ликвидации детскойбеспризорности и безнадзорности», которым были ликвидированы комиссии поделам несовершеннолетних. В указанных актах нашла отражение господствовавшая вто время ошибочная точка зрения о принуждении как универсальном средстве борьбыс преступностью.
Начавшаяся война создала новые проблемы в борьбе с преступностьюнесовершеннолетних. Несмотря на необходимость напряжения всех сил исосредоточение всех ресурсов на нужды войны, Советское государство не жалелосредств для спасения подрастающего поколения. Так, уже 23 января 1942 г. СНКСССР принял постановление «Об устройстве детей, оставшихся безродителей», которым предусматривались создание при исполкомах местных Советовкомиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, расширение детскихприемников-распределителей и детских домов, организация Суворовских училищ длядетей, пострадавших от войны, и т.д. Все это способствовало тому, что в отличиеот периода начала 20-х гг. беспризорность, а отсюда и преступность подростковне получили такого широкого распространения1.
В первые послевоенныегоды основными криминогенными условиями, как и в годы войны, были все те жебеспризорность, безнадзорность подростков, а также тяжелое материальноеположение страны. Вследствие этого к несовершеннолетним правонарушителямпо-прежнему широко применялись воспитательные меры. Так, постановлением ПленумаВерховного Суда СССР от 17 февраля 1948 г. «О применении Указов от 4 июня1947 г. в отношении несовершеннолетних» судебным органам предлагалось вслучае совершения хищения в незначительных размерах несовершеннолетними ввозрасте от 12 до 16 лет ставить на обсуждение вопрос о прекращении дела в уголовномпорядке за нецелесообразностью применения мер уголовного наказания инаправлении обвиняемых в трудовые воспитательные колонии.
Новым этапом в развитии советского уголовного законодательства обответственности несовершеннолетних явились Основы уголовного законодательстваСоюза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 25 декабря 1958г., и уголовные кодексы союзных республик, принятые в 1959-1961 гг.Существенным отличием нового законодательства было то, что на 2 года былповышен возраст, по достижении которого наступала уголовная ответственность. Пообщему правилу уголовной ответственности, согласно ст. 10 Основ, подлежалилица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. За некоторыепреступления ответственность наступала с 14 лет.
Кроме тех изъятий, которые были сделаны для несовершеннолетних приприменении к ним положений Общей части уголовного права (неприменение ссылки,высылки; лишения свободы в виде заключения в тюрьме и др.), законодательствоориентировало правоохранительные органы на преимущественное применение мервоспитательного характера, а не уголовного наказания в случаях совершенияпреступления, не представляющего большой общественной опасности (ч. III и ч. IV ст. 10 УК РСФСР).
Уголовное законодательство 1958-1961 гг. регламентировало широкоепривлечение общественности к работе по исправлению и перевоспитаниюнесовершеннолетних правонарушителей, а также предупреждению совершения ими преступлений. Так, п. 6 ст. 63 УКРСФСР в качестве одной из принудительных мер воспитательногохарактера предусматривал передачу несовершеннолетнего под наблюдение трудовогоколлектива, общественной организации или отдельному гражданину либо назначениеобщественного воспитателя в соответствии с Положением об общественныхвоспитателях несовершеннолетних.
Проявлениемгуманизма уголовного права явилось принятие Указа Президиума Верховного СоветаСССР от 15 февраля 1977 г. «О дополнении Основ уголовного законодательстваСоюза ССР и союзных республик статьей 39-1», предусмотревшей основанияотсрочки исполнения приговора несовершеннолетнему. Согласно этой статье«при назначении наказания несовершеннолетнему, впервые осуждаемому клишению свободы до 3 лет, судом, с учетом характера и степени общественнойопасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельствдела, а также возможности его исправления и перевоспитания без изоляции отобщества, исполнение приговора к лишению свободы в отношении такого лица можетбыть отсрочено на срок от 6 месяцев до 2 лет»1.
Завершением развития законодательства об уголовной ответственностинесовершеннолетних явилось принятие в 1991 г. Основ уголовного законодательстваСоюза ССР и республик, которые впервые содержали специальный раздел«Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних». Идеясосредоточить в одном разделе нормы, регулирующие особенности ответственностинесовершеннолетних, не нова.
Но ни в Основах 1958 г., ни в уголовных кодексах союзных республик1959-1961 гг. такой раздел не был предусмотрен. Между тем уголовные кодексыстран Восточной Европы такие разделы предусматривали (например, гл. 6 УКБолгарии). Включение аналогичного раздела в Основы являлось реализациейвысказанных в юридической литературе предложений, направленных на совершенствованиеуголовного законодательства и рекомендаций, изложенных в «Минимальных стандартныхправилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия вотношении несовершеннолетних (Пекинские правила)». Согласно п. 1.4 этихправил «правосудие в отношении несовершеннолетних должно являтьсясоставной частью процесса национального развитиякаждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости длявсех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежии поддержанию мирного порядка в обществе».
Динамика преступности несовершеннолетних в последнее десятилетиехарактеризуется следующими данными. В 1987 г. несовершеннолетними былосовершено 116149 преступлений, коэффициент преступлений — 1510 (количествопреступлений несовершеннолетних на 100 000 несовершеннолетних в возрасте 14-17лет). К 1993 г. количество несовершеннолетних, совершивших преступления,увеличилось на 75,5% и составило 203 826 человек (коэффициент преступлений — 2636,6 (+74,6%). В 1996 г. произошло некоторое сокращение количестванесовершеннолетних, совершивших преступления: было выявлено 192 199 человек(-5,7%), коэффициент преступлений — 2295,5 (-12,9%). Существенное сокращениечисла преступлений отмечено в 1997 г. Было выявлено 161 978 несовершеннолетних,совершивших преступления (-15,7% к 1996 г.), коэффициент преступлений — 2030,2(-11,6% к 1996 г.), в 1998 г. выявлено 164 787 несовершеннолетних, совершившихпреступления (коэффициент — 20,29%). Сопоставление коэффициента преступленийнесовершеннолетних с общим коэффициентом преступлений приводит исследователей квыводу, что «подростки продолжают составлять наиболее криминально активнуючасть населения»1.
Совершаемые подростками преступления характеризуются, как и ранее,корыстно-насильственной направленностью. Подростковая агрессия — чаще всегоследствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитыхжизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе,отчислили из спортсекции и т.п.). Изощренную жестокость нередко проявляют такжежертвы авторитарного воспитания, физического подавления, не имевшие в детствевозможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокостьдля них — своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременносамопроверки: меня все считают слабым, а я вот что смогу!
Анализируя направленность преступных посягательствнесовершеннолетних в 1990-1996 гг., Г.И.Забрянский отмечает, что подействующему законодательству несовершеннолетние несут уголовнуюответственность за совершение более 130 видов правонарушений. Четырнадцать изних составляют основной статистический массив, доля которого равна почти 95%, адоля трех преступлений (кража, грабеж и хулиганство) — свыше 75% реальнойсовокупности. В 1997 г. структура совершенных подростками преступлений непретерпела существенных изменений и выглядела следующим образом: кража — 59,7%,грабеж — 8,1%, разбой — 2,3%, хулиганство — 6,2%, убийство и покушение наубийство — 0,6%, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — 0,9%,незаконное изготовление, хранение, перевозка либо сбыт наркотических либопсихотропных веществ — 5,6%, вымогательство — 1,9%, иные преступления — 14,7%1.
Несовершеннолетние, совершившие преступления в 1997 г.,характеризуются следующими данными. Из 161 978 несовершеннолетних, совершившихпреступления в 1997 г. (удельный вес 11,8%), к уголовной ответственности былопривлечено 144 097 человек (89,0%), освобождено от уголовной ответственности 17881 человек (11,0%), что в два с лишним раза меньше в сравнении с 1996 г., когда было освобождено43 775 человек (22,8%). Объясняется такое уменьшение, очевидно, тем, что новыйУК не предусмотрел таких, известных прежнему УК институтов освобождения отуголовной ответственности, как передача на поруки (ст. 52 УК РСФСР), передачадела в товарищеский суд (ст. 51), освобождение от уголовной ответственности спривлечением к административной ответственности (ст. 50.1). В 1997 г. всравнении с 1996 г. уменьшилось на 25,2% количество несовершеннолетних женского пола, совершивших преступления (было — 17 351,стало — 12 970, однако удельный вес уменьшился лишь с 9,0 до 8,0%). Сократилосьс 62 569 до 45 916, т.е. на 26,6% (удельный вес соответственно — 32,6% и28,3%), количество подростков, совершивших преступления в возрасте 14-15 лет.Менее существенно (на 10,5%) уменьшилось количество несовершеннолетних,совершивших преступления в возрасте 16-17 лет: со 129 630 — до 116 062 человек(удельный вес соответственно 67,4% и 71,7%)1.
Как отмечается в печати, в настоящее время наиболее остро встаетпроблема совершения общественно опасных деяний детьми, не достигшими 14-летнеговозраста. Только по Москве состоят на учете более 14 тысяч малолетнихподростков, совершивших серьезные правонарушения.
В 1997 г. среди выявленных несовершеннолетних совершившихпреступления, учащиеся и студенты составили 74 994 человека (46,3%), не имеющиепостоянного источника дохода несовершеннолетние, достигшие шестнадцатилетнеговозраста, — 47 712 человек (41,1% от общего количества лиц, совершивших преступленияв возрасте 16-17 лет), 30 511 несовершеннолетних (18,8%), совершившихпреступления в 1997 г., ранее также совершали преступления, 103 741несовершеннолетний (64,0%) совершили преступления в группе. В 1997 г. всравнении с 1996 г. уменьшилось с 50 423 до 37 237 человек (-26,2%) количествонесовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольногоопьянения. Одновременно увеличилось с 1121 до 1321, т.е. на 17,8%, количествонесовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического итоксического опьянения2.
1.2.Общие положения об уголовной ответственности
несовершеннолетних
 
Принятый24 мая 1996 г. УК Российской Федерации1 знаменует собой новый этап в уголовнойполитике в отношении несовершеннолетних. При разработке нового УК были учтеныопыт применения прежнего законодательства в этой области, достижения советскойнауки уголовного права, уголовного законодательства других стран. В новом УКполучили дальнейшее развитие принципы виновной ответственности, справедливости,гуманизма. Это проявилось в том, что, во-первых, расширены категориипреступлений, за совершение которых возможноприменение принудительных мер воспитательного воздействия вместо наказания;во-вторых, произошло дальнейшее смягчение некоторых видов наказания,применяемых к несовершеннолетним (в частности, таких наказаний, какисправительные работы, штраф; кроме того, сокращены сроки давности привлеченияк уголовной ответственности, исполнения обвинительного приговора и сроки погашениясудимости); в-третьих, в УК впервые указано о необходимости при назначениинаказания несовершеннолетнему учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иныеособенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.
Вновый УК впервые включена глава 14 «Особенности уголовной ответственностии наказания несовершеннолетних», воспринявшая в значительной мереположения соответствующего раздела Основ 1991 г. Сосредоточение всехотносящихся к несовершеннолетним норм Общей части в одной главе даетвозможность показать общие принципы уголовной ответственности этих лиц ипривести в систему все нормы, которые регулируют уголовную ответственностьнесовершеннолетних.
Глава«Особенности уголовной ответственности и наказаниянесовершеннолетних» содержит общие положения, характеризующие особенности уголовной ответственности несовершеннолетних,характеристику наказаний, применяемых к несовершеннолетним, условияосвобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания сприменением принудительных мер воспитательного характера и характеристику этихмер, основания условно-досрочного освобождения от наказания, сроки давностипривлечения к уголовной ответственности, исполненияобвинительного приговора и сроки погашения судимости. Заключительнаяпредоставляет суду право в исключительных случаях применять положения настоящейглавы к лицам, совершившим преступления в возрасте от18 до 20 лет.
В случае, если те или иные вопросы уголовной ответственности инаказания непредусмотрены главой 14 УК, следует руководствоваться положениями Общей частиУК (например, ст. 80 УК, предусматривающая замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания).
Однойиз особенностей привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственностиявляется дифференциация преступлений относительно возраста, с которого онанаступает. За отдельные преступления, перечень которых дан в ч. 2 ст. 20 УК,уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста, по общим же правилам- по достижении 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК)1.
Несовершеннолетнимсчитается лицо до исполнения ему 18 лет. Это социальное и юридическое положениенаступает на следующий день после восемнадцатого дня рождения лица. Например,лицо рождено 23 марта 1980 г., его совершеннолетие наступает в 0 часов 24 марта1998 г. В таком же порядке исчисляется наступление 14 и 16 лет.
Несовершеннолетний,совершивший преступление, может быть признан виновным и ему может бытьназначено наказание, в то же время при совершении преступного деяния он можетбыть и освобожден от уголовной ответственности с применением к немупринудительных мер воспитательного воздействия.
Судамнеобходимо более тщательно изучать возможность применения основанийосвобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности, предусмотренныхст. 75 и 76 УК. Деятельное раскаяние и примирение с потерпевшим при совершениивпервые преступлений небольшой и средней тяжести, как правило, должны являтьсяоснованием к освобождению несовершеннолетнего от уголовной ответственности.

Глава2. Назначение наказания несовершеннолетним осужденным
 
2.1.Условия назначения наказания несовершеннолетним
СогласноПекинским правилам, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.1,суд, вынося решение по делу в отношениинесовершеннолетнего и при выборе мер воздействия к нему, руководствуетсяпринципом соизмеримости «с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, сположением и потребностями несовершеннолетнего… Несовершеннолетнегонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновнымв совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или внеоднократном совершении других серьезных правонарушений».
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что за совершенноеобщественно опасное деяние несовершеннолетний может быть подвергнут не тольконаказанию, но и мерам воспитательного воздействия в зависимости от ряда обстоятельств, о которых будетсказано ниже.
Какизвестно и установлено законодателем в УК РФ, цель наказания — это прежде всеговосстановление социальной справедливости, а также — исправление осужденного ипредупреждение совершения новых преступлений (ст.43 УК РФ). Однако категорияуголовных дел в отношении несовершеннолетних — особая, требующая от суда приназначении наказания выбора той или иной мерывоспитательного воздействия, учета особенностей личности преступника, рядадругих обстоятельств дела. Требования, предъявляемые к судам, рассматривающимуголовные дела данной категории при назначении наказания, направлены преждевсего на гуманизм российского уголовного закона.
Вст.89 УК РФ указано, что суд при назначении наказаниянесовершеннолетнему должен учитывать условия жизни и воспитания подростка,привлекаемого к уголовной ответственности, уровень его психического развития,влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетние — это еще несформировавшиеся в полной степени молодые юноши и девушки, которым присущиошибки в поведении. Формирование личности несовершеннолетнего находится еще встадии становления, развития, они более взрослых подвержены влиянию со стороныстарших по возрасту, пытаются подчас подражать им своими действиями иповедением. Нередко на скамью подсудимых попадают подростки из неблагополучныхсемей, где они предоставлены сами себе, где отсутствует контроль со стороныродителей, которые к тому же и злоупотребляют спиртными напитками. Такие детиобделены родительской лаской, вниманием и заботой, сами ищут свой, как имкажется, правильный путь в жизни. Их действиями, поведением зачастую в силу различныхобстоятельств управляют старшие по возрасту лица, которые нередко вовлекают внаркоманию, алкоголизм, проституцию и в совершение преступлений подростков сеще не окрепшей психикой. При рассмотрении уголовных дел в отношениинесовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, суды должны наиболеетщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком и вслучае, если в отношении несовершеннолетнего со стороны взрослого лица, подвлияние которого он попал либо находился в материальной, моральной зависимости,применялось какое-либо насилие (физическое, психическое), к таким обвиняемымдолжно, на мой взгляд, применяться менее строгое наказание.
Психические аномалииспособствуют развитию агрессивных черт характера и в то же время снижают волю,повышают внушаемость, ослабляют сдерживающие контрольные механизмы. Вопределенной мере они влияют на мотивацию преступного поведения, что суд такжедолжен учитывать при вынесении решения по делу. В теории уголовного права напротяжении длительного времени высказывалось мнение, подтвержденноерезультатами криминологических и медицинских исследований, о необходимостивключения в уголовный закон нормы об ограниченной вменяемости. Такая норма, поих мнению, должна способствовать обеспечению научно-технического подхода кзначительной категории лиц, которых надо не только наказывать, но ипринудительно лечить1.
В судебном заседании, как показывает практика, некоторыенесовершеннолетние обвиняемые, представшие перед судом, в силу своих каких-то,им присущих, возрастных, психологических особенностей, замыкаются в себе,выглядят подавленными, путаются в своих показаниях, а в случаях, если в залесудебного заседания находится и его взрослый соучастник, то нередко ииспуганными. Данные обстоятельства, несомненно, должны приниматься судом вовнимание при вынесении решения и оценке показаний таких обвиняемых2.
Вст.89 УК РФ также указывается, что при назначении наказания суды должны учитывать в качестве смягчающего наказаниеобстоятельства — несовершеннолетие виновного. Это говорит о том, что не всегдапри совершении преступления несовершеннолетние до конца осознают смысл имисодеянного, последствия своих действий в связи с отсутствием жизненного опыта,достаточных знаний, руководствуясь зачастую лишь удовлетворением каких-томелких земных удовольствий (не имея личного транспорта и мечтая прокатиться светерком несколько часов, совершают угон; желая употребить спиртное, но не имеяденег при себе, нападают на людей, применяя порой насилие, тем самым совершаяхищение чужого имущества и т.д.).
Принципсправедливости (ст.6 УК РФ) означает, что наказание лицу, совершившемупреступление, должно соответствовать характеру и степени общественной опасностипреступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Государствостроит свою политику и Закон так, чтобы не отчуждать,не изолировать подростка, совершившего преступление, от семьи, школы безкрайней на то необходимости. Однако, к сожалению, суды редко на практикеприменяют в отношении несовершеннолетних правонарушителей меры воспитательногохарактера, ограничиваясь чаще всего общепринятыми видами наказаний — лишениемсвободы, условным осуждением к лишению свободы. Причины такого подхода квынесению решения, на мой взгляд, различны. Во-первых, подростки, какпоказывает статистика, совершают больше преступлений, относящихся к категориитяжких (в том числе и в силу имеющихся квалифицирующих признаков — неоднократности, группы лиц и т.д.), за которые может быть назначено лишьнаказание; во-вторых, в ряде случаев нецелесообразно применять меру воспитательноговоздействия в силу различного рода обстоятельств (например, неблагополучная илинеполная семья, где отсутствует надлежащий контроль за подростком; либо та илииная мера воздействия уже заведомо не достигнет своей цели); в-третьих,недостаточно в материалах дела данных, позволяющих суду применить ту или инуюмеру воспитательного воздействия к несовершеннолетнему; в-четвертых,обстоятельства совершенного несовершеннолетним преступления (дерзость,применение насилие к потерпевшему, отсутствие раскаяния) принципиально непозволяют суду применить к обвиняемому какую-либо из мер воспитательноговоздействия и т.п.
Избирая ту или иную меру наказания несовершеннолетнему, суд, намой взгляд, должен предвидеть эффективность избранного им вида и размера наказанияв целях предупреждения совершения новых общественно опасных деяний.
Как показывает практика, не всегда условное осуждение к лишениюсвободы благоприятно сказывается на дальнейшей судьбе подростка, хотя неследует забывать и то, что «тюрьма не исправляет», как говорят внароде.
Получив условное осуждение, несовершеннолетние наивно считают, чтоих возраст явился причиной избрания данной меры наказания, и в дальнейшем такжепоможет им избежать более строгого наказания в случае совершения ими повторныхобщественно опасных деяний. В то же время у изолированных от обществаподростков формируются ряд негативных свойств характера — агрессивность,ненависть, гордость за свой уже приобретенный преступный опыт.
Статья6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод1гарантирует каждому человеку право на справедливоесудебное разбирательство независимым, беспристрастным судом, созданным наосновании закона. Данное право в полной мере распространяется и на детей.Европейский Суд заявил: "… важно, чтобы с ребенком, которому предъявленообвинение, обращались с учетом в полной степени его возраста, уровня зрелости,интеллектуальных и эмоциональных особенностей". Изложенное выше неразрывносвязано не только с судебным процессом, но и с принятием судами решений вотношении несовершеннолетних обвиняемых.
2.2.Назначениенаказания в виде лишения свободы и ареста
Возрастные особенностинесовершеннолетних, специфика совершаемых ими преступлений делают необходимымразработку таких мер наказания, в которых акценты смещаются с карательных навоспитательные и предупредительные аспекты. Невысокая эффективность лишениясвободы побуждает избегать в отношении несовершеннолетних наказаний, связанныхс изоляцией от общества, и предусматривать в законе наказания, с помощьюкоторых несовершеннолетние отвлекались бы от криминогенной среды и приобщалиськ общественно полезному труду.
Арест. УК предусматривает такой новый вид наказания, как арест.Неэффективность кратких сроков лишения свободы (1-2 года) отмечается давно.Наказанием, призванным заменить неэффективное краткосрочное лишение свободы,является арест, который состоит в содержании лица в условиях строгой изоляции иможет быть назначен несовершеннолетнему на срок от одного до четырех месяцев.Арест может назначаться только несовершеннолетним, достигшим к моментувынесения приговора шестнадцатилетнего возраста (ч. 5 ст. 88 УК)1.
Лишениесвободы. К несовершеннолетним осужденным, совершившим впервые преступлениянебольшой или средней тяжести в возрасте до 16 лет, не может применятьсянаказание в виде лишения свободы. К остальным несовершеннолетним осужденнымнаказание в виде лишения свободы не должно применяться за совершениепреступлений небольшой тяжести впервые.
В связи со сказанным необходимо привести пример из судебной практики.
Судом первой инстанцииД. осужден по п. «г» ч. 2 ст. 112 УК РФ к 2 годам лишения свободы ввоспитательной колонии.
Судкассационной инстанции приговор суда в части назначенного Д. наказания изменил,указав следующее.
Всоответствии с изменениями, внесенными в ч. 6 ст. 88 УК РФ Федеральным закономРоссийской Федерации от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РоссийскойФедерации», несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте дошестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, не можетбыть назначено наказание в виде лишения свободы.
На момент совершения Д. преступления, относящегося к категориипреступлений средней тяжести, ему исполнилось полных четырнадцать лет.
Учитывая эти обстоятельства, Судебная коллегия смягчила Д.наказание до 1 года исправительных работ. В связи с отбытием наказания Д.из-под стражи освобожден1.
Такжепри назначении наказания в виде лишения свободы следует помнить, чтонесовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой, среднейтяжести, а также тяжкие преступления в возрасте до 16 лет, наказаниеназначается на срок не свыше шести лет. Этой же категории осужденных,совершивших особо тяжкие преступления, может быть назначено наказание в виделишения свободы на срок до десяти лет. Такое наказание может быть назначено иостальным несовершеннолетним осужденным, т.е. старше 16 лет, совершившимпреступления любой категории.
Еслинесовершеннолетний совершает ряд преступлений и в совокупность входятпреступления небольшой, средней тяжести, а также тяжкие преступления, назначитьему окончательное наказание по совокупности можно не более шести лет.
Еслиже несовершеннолетний совершает ряд преступлений, из которых одно являетсяособо тяжким, окончательное наказание такому осужденному может быть назначено впределах десяти лет лишения свободы.
Ещеодна новелла в отношении назначения наказания несовершеннолетнему осужденномузаключается в том, что при совершении осужденным тяжкого либо особо тяжкогопреступления низший предел наказания за совершение конкретного преступлениясокращается наполовину.
Например,несовершеннолетний осуждается за преступление, предусмотренное п. «б»ч. 4 ст. 158 УК, за которое может быть назначено наказание от пяти до десятилет лишения свободы со штрафом в определенном законом размере. При принятиирешения о назначении осужденному минимального срока наказания в виде лишениясвободы суд должен назначить два года шесть месяцев лишения свободы1.
Поприговору Кемеровского областного суда от 26 апреля 2001 г. несовершеннолетнийВетраев, ранее несудимый, осужден по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ навосемь лет лишения свободы в воспитательной колонии.
По данномуделу осуждена также Старцева по п. «ж» ч. 2 ст. 105, ч. 4 ст. 150 УКРФ, в отношении которой вопрос о возбуждении надзорного производства неставился.
Ветраевпризнан виновным в убийстве Зубова, совершенном группой лиц по предварительномусговору.
Преступлениесовершено им при следующих обстоятельствах.
9 мая2000 г. Старцева, с достоверностью зная о несовершеннолетнем возрасте Ветраева,путем уговоров и обещаний предложила ему совершить убийство своего братаЗубова, с которым у нее сложились крайне неприязненные отношения. С этой цельюСтарцева и Ветраев пришли в баню, где спал находившийся в сильной степениалкогольного опьянения Зубов. Ветраев стал душить его руками, а Старцеваудерживала Зубова, поскольку тот пытался оказать сопротивление. Затем Старцевапродолжила его душить, а Ветраеву подала кирпич. Он не менее двух раз ударил импотерпевшего по голове. Старцева также нанесла брату не менее двух ударовкирпичом по голове.
Врезультате их совместных действий Зубову не менее чем от восьми ударов поголове была причинена черепно-мозговая травма, что повлекло его смерть.
Судебнаяколлегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор оставила без изменения.
ЗаместительГенерального прокурора РФ в надзорном представлении поставил вопрос обизменении судебных решений в отношении Ветраева, снижении ему меры наказания,считая, что она является чрезмерно суровой и что суд не признал в качествеобстоятельства, смягчающего наказание, активное способствование Ветраевымраскрытию преступления и назначил меру наказания вопреки положениям ст. 62 УКРФ.
ПрезидиумВерховного Суда РФ 14 января 2004 г. надзорное представление прокурораудовлетворил частично, указав следующее.
Каквидно из приговора, суд, решая вопрос о мере наказания Ветраеву, исходил изобщественной опасности содеянного, личности виновного, положительныххарактеристик.
Вкачестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд признал привлечениеосужденного к уголовной ответственности впервые, совершение преступления им внесовершеннолетнем возрасте, чистосердечное раскаяние в содеянном, просьбупредставителя потерпевшего строго не наказывать Ветраева. Однако эти данныенедостаточно учтены при назначении меры наказания.
Обстоятельств,отягчающих наказание, по делу не имеется.
Сучетом того, что в соответствии с новым Законом — ч. 6.1 ст. 88 УК РФ — приназначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы засовершение особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренныйсоответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса РоссийскойФедерации, сокращается наполовину, а в силу положений ч. 1 ст. 10 УК РФ этотЗакон как улучшающий положение осужденного подлежит применению, меру наказанияосужденному Ветраеву возможно снизить без ссылки на требования ст. 64 УК РФ.
Вместес тем доводы надзорного представления о наличии по делу активногоспособствования раскрытию преступления со стороны Ветраева и что оно вопрекитребованиям уголовного закона не признано смягчающим наказание обстоятельством,предусмотренным п. «и» ст. 61 УК РФ, необоснованны.
Какследует из материалов уголовного дела, Ветраев признал себя виновным всовершении преступления и чистосердечно раскаялся в содеянном наряду с другимсоисполнителем убийства Старцевой, сообщив обстоятельства совершения убийства.
Следовательно,нет оснований считать, что Ветраев активно способствовал раскрытиюпреступления. Не установил данное обстоятельство и суд первой инстанции.
Наосновании изложенного Президиум Верховного Суда РФ изменил приговор областногосуда и определение Судебной коллегии в отношении Ветраева, снизил ему мерунаказания, назначенную по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ, до семи летлишения свободы, в остальном приговор суда и кассационное определение вотношении него оставил без изменения1.
Судамследует обратить внимание на то, что действующий закон не предусматривает видоввоспитательных учреждений, в которых несовершеннолетние отбывают наказание ввиде лишения свободы. В соответствии со ст.132 Уголовно-исполнительного кодексаРФ1предусмотрен единый вид воспитательных колоний, в которых установлены обычные,облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.
В обычных условиях ввоспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные,поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы иосужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбываниянаказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных,льготных или строгих условий отбывания наказания. Если осужденный в периодпребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленногопорядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания ввиде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется содня заключения его под стражу.
Осужденныеза умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы иранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. Встрогих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостныминарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные изобычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцевпри отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбываниянаказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся вобычные условия отбывания наказания2.
Всрок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условияхзасчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержанияпод стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующаямера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержанияпод стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения вкарцер.
Приотсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания идобросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены изобычных условий отбывания наказания в облегченные:
а)осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категорииосужденных женщин — по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях;
б)осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, — по отбытии шестимесяцев в обычных условиях.
Дляподготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченныхусловиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания.
Осужденные,отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителямиустановленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условияотбывания наказания.
Осужденные,признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания,переводятся из облегченных условий отбывания наказания в обычные или строгие.
Осужденные,отбывающие наказание в льготных условиях, признанные злостными нарушителямиустановленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные условияотбывания наказания. Повторный перевод в льготные условия производится не ранеечем через шесть месяцев после возвращения в облегченные условия отбываниянаказания.
Переводосужденных из одних условий отбывания наказания в другие производитсяначальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательногосовета данной колонии, кроме перевода из обычных условий отбывания наказания воблегченные, который производится по представлению совета воспитателей отряда.
Вслучае несогласия осужденного с переводом в строгие условия отбывания наказанияон вправе обжаловать решение о переводе в установленном законом порядке.
Условияотбывания лишения свободы в воспитательных колониях:
1.Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных условиях,проживают в общежитиях. Им разрешается:
а)ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первойнеобходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере пятиминимальных размеров оплаты труда;
б)иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течениегода;
2.Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают вобщежитиях. Им разрешается:
а)ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первойнеобходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семиминимальных размеров оплаты труда;
б)иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. Порешению администрации воспитательной колонии длительные свидания могутпроходить за пределами воспитательной колонии;
3.Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в общежитиях.Им разрешается:
а)расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимостисредства, имеющиеся на лицевых счетах, без ограничения;
б)иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также шестьдлительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательнойколонии.
4.Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлениюначальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитииза пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрациивоспитательной колонии. В этом случае им также разрешается:
а)пользоваться деньгами;
б)носить гражданскую одежду.
5.Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированныхжилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Имразрешается:
а)ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первойнеобходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех минимальныхразмеров оплаты труда;
б)иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года.
В УКсодержится новое положение, позволяющее судам давать указание органам,исполняющим наказание в отношении несовершеннолетнего, об учете особенностейего личности. Представляется, что такие указания суд должен давать официально,в специально вынесенном по этому поводу определении (постановлении), и онидолжны касаться, например, индивидуального подхода к подбору физических работ,изучения психологической совместимости с другими осужденными и т.д.1
Новымявляется порядок назначения наказания несовершеннолетнему осужденному присовершении нового преступления в период испытательного срока.
Еслиновое преступление не относится к категории особо тяжких, то при повторномосуждении суд может вновь назначить наказание с применением ст. 73 УК,установив при этом новый испытательный срок, возложив на осужденногоопределенные обязанности, предусмотренные ч. 5 указанной статьи. Такое решениеможет быть принято судом с учетом обстоятельств дела и личности осужденного(второстепенная роль в совершении нового преступления, полное признание вины идеятельное раскаяние, возмещение имущественного ущерба, положительнаяхарактеристика и т.д.). В указанном случае оба приговора будут исполнятьсясамостоятельно.
Представляется,что совершение третьего преступления в период испытательного срока не даетвозможности для назначения наказания вновь с применением ст. 73 УК, поскольку взаконе говорится только о повторном принятии решения об условном осуждении, ане о принятии такого решения при каждом новом совершении преступления в периодиспытательного срока.
К несовершеннолетнимосужденным, совершившим впервые преступления небольшой или средней тяжести ввозрасте до 16 лет, не может применяться наказание в виде лишения свободы. Костальным несовершеннолетним осужденным наказание в виде лишения свободы недолжно применяться за совершение преступлений небольшой тяжести впервые.

Заключение
Уголовно-правовые об ответственности несовершеннолетних находятсяв тесной взаимосвязи и только вместе способны оказывать регулятивноевоздействие на группу общественных отношений, возникающих в связи с фактомсовершения уголовно-противоправного деяния лицом в возрасте до 18 лет.
Законодательное обособление рассматриваемых норм, определение дляних ювенальное уголовное право. Ювенальное уголовное право представляет собойсистему уголовно-правовых норм, регулирующих общественные отношения,возникающие в случае совершения преступления, не достигшим совершеннолетия,либо в случае совершения преступления против него, и охраняющих процессформирования и развития несовершеннолетнего в целях обеспечения безопасностиличности, общества и государства.
Устанавливая особенности уголовной ответственности и наказаниянесовершеннолетних, законодатель исходит, в первую очередь, из современныхнаучных представлений о психофизиологических особенностях лиц, не достигшихсовершеннолетия. Физическая перестройка организма в переходный период,эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность процессов возбуждения иторможения и целый ряд других факторов, непосредственно влияющих на социальноеповедение подростка, не позволяют в оценке этого поведения использовать равныесо взрослыми стандарты. В поступках подростка, в большей степени, чем увзрослого, обозначены психофизиологические детерминанты (склонность кподражанию, неразвитость волевых процессов и др.), тогда как детерминантысоциальные либо не включены вообще, либо их влияние еще крайне слабо. Однако длятого, чтобы направлять свое поведение в социально одобряемое русло, необходимоне только иметь соответствующий уровень зрелости сознания и воли, но и, чтоважнее, быть осведомленным о содержании хотя бы минимума социальных норм.Незавершенность же процессов воспитания в несовершеннолетнем возрасте приводитк тому, что уровень и качество усвоения социальных норм все еще недостаточны. Витоге сама структура поведения несовершеннолетних, отличающаяся, с однойстороны, недостаточным усвоением социальных норм, а с другой — неспособностьюпривести поведение в соответствие с этими нормами, свидетельствует онедопустимости использования в отношении несовершеннолетних тех же мервоздействия, что и в отношении взрослых.
Практически неизменным на протяжении последних ста лет и вполнеобоснованным является тезис о том, что в механизме преступного поведениянесовершеннолетних основная роль принадлежит внешним условиям, социальнойсреде, обусловившим недостаток воспитания подростка, а не его отрицательнымличностным характеристикам. Поэтому и реакция государства на преступлениенесовершеннолетнего должна быть выражена не столько карательным воздействием нанего, сколько коррекцией социального окружения и устранением последствий егонедостаточной социализации.
Несформированность личностных структур несовершеннолетнего,приводящая к тому, что любое негативное воздействие на него может стать основойразвития той или иной личностной девиации, а в силу этого и общественнаяопасность посягательств на процесс формирования личности несовершеннолетнего, обусловили ифакт выделения в УК РФ самостоятельной группыпреступлений против несовершеннолетних. Повышенная опасность этих посягательствзаключается в том, что в результате отрицательного воздействия на процессывоспитания у несовершеннолетних могут выработаться искаженные, деформированныепредставления об определенных социальных, нравственных, мировоззренческихценностях и установках. Их усвоение в превратном виде способно отрицательносказаться на общем процессе социализации личности, привести к установлениюсоциально негативных или к утрате имеющихся позитивных связей. В результатенарушается процесс передачи социального опыта, подтачивается изнутри самаструктура общества; распад социально значимых связей приводит и к распаду обществакак целого. Это означает прежде всего социальную деградацию, общественныйрегресс. В силу того, что несовершеннолетние объективно выступают носителемгенофонда нации, охрана их нравственного и физического здоровья диктуетсяпотребностью общества в самосохранении и развитии.
Подводя итог, необходимо отметить, что:
1) степень интереса уголовного законодательства к охраненесовершеннолетних на протяжении истории определялась конкретной историческойобстановкой: сложившимся в обществе отношением к детству, криминальнойситуацией и уровнем развития наук, в частности, наук психолого-педагогическогоцикла.
2) нормы отечественного уголовного законодательства об охраненесовершеннолетних являются продуктом и одновременно этапом развития принципагуманизма в уголовном праве.
3) рассматриваемые нормы образуют относительно самостоятельнуюгруппу, что позволяет утверждать, что в уголовном праве России оформляетсяювенальное уголовное право.

Списокиспользованной литературы
 
I.Нормативныеакты:
1.        Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4ноября 1950 г.) (в ред. от 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. –2001. — №2. – Ст.163.
2.        Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций,касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних(«Пекинские правила»), принятые на 96-м пленарном заседанииГенеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г. // Советская юстиция. – 1991. — №№12-14.
3.        Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. в ред. от 26.07.2004 г. //Собрание законодательства РФ. – 1996. — №25. – Ст.2954; 2004. — №30. – Ст.3096.
4.        Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 года в ред. от22.08.2004 г. // Собрание законодательства РФ.-1997. — №2. –Ст.198; 2004. -№35.– Ст.3607.
II.Специальнаялитература:
5.        Ветров Н.И. Уголовное право, общая часть: учебник для вузов .- М.: ЮНИТИ– ДАНА, 1999. — 516 с.
6.        Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации:Научно-практический комментарий / Отв. ред. В.М. Лебедев. — М.: Юрайт-М, 2001.- 736с.
7.        Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации /Подобщ. ред. С.В.Степашина. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003.- 524с.
8.        Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права,уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. М.: Дело, 2000. –320с.
9.        Меркушов А. Практика рассмотренияуголовных дел в отношении несовершеннолетних// Российская юстиция.-2000.-№6. -С.8-11.
10.      Невский В.В. Борьба с преступностью. Анализ законодательства //Гражданин и право. –2000. — №2. – С.15-18.
11.      ПостатейныйКомментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. / Под ред. А.В. Наумова. – М.:Правовая культура, 2004. – 534 с.
12.      Пудовочкин Ю.Е.Ювенальное уголовное право: понятие, структура, источники // Журнал российскогоправа.- 2002. №3. – С.23-27.
13.      Салева Н. Условияназначения наказания несовершеннолетним // Российская юстиция. –2003. — №11. –С.42-45.
14.      Салева Н.Преступления, совершаемые несовершеннолетними, требуют особого рассмотрения всуде // Российская юстиция.- 2003.-№2.-С.39-40.
15.      Уголовное правоРФ. Общая часть./ Под ред. Б.в. Здравомыслова.- изд.2-е перераб. и доп.-М.:Юристъ, 1999.- 480с.
16.      Яковлева Л. Новыйпорядок освобождения несовершеннолетних от наказания // Российская юстиция.-2002.-№5.-С.28-30.
III.Материалысудебной практики:
17.      Обзор судебнойпрактики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2003 года (по уголовнымделам), утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2004 г.// Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2004. — №10.
18.      ПостановлениеПрезидиума Верховного Суда РФ от 14 января 2004 г. «Суд надзорнойинстанции с учетом нового уголовного закона — ч. 6.1 ст. 88 УК РФ вправеснизить меру наказания несовершеннолетнему, совершившему особо тяжкоепреступление, без ссылки на положения ст. 64 УК РФ» (извлечение) //Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2004. — №7.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.