Реферат по предмету "Государство и право"


Конституционное право каждого на получение квалифицированной юридической помощи как аксиологическое требование законодательства и практики его применения

Конституционное право каждогона получение квалифицированной юридической помощи как аксиологическоетребование законодательства и практики его применения
юридическийпомощь квалифицированный конституционализация
Функционирующая вКазахстане правозащитная модель, образованная действующим законодательством наоснове Конституции, обогащается и предусматривает дальнейшее развитие. Всовременной общественно-правовой практике возможности получения населениемюридической помощи расширены, создан широкий спектр институтов оказывающих юридическийпомощь физическим и юридическим лицам. В эту сферу, кроме традиционныхинститутов (адвокатуры, юрисконсультантов) вовлечены практически всегосударственные органы – суды, прокуратура, центральные и местныегосударственные органы, а также Уполномоченный по правам человека в РеспубликеКазахстан, юридические службы организаций, неправительственные, общественныеобъединения и другие коллективы граждан, которые в том или ином плане оказываютнаселению необходимую помощь.
В связи с изменениемполитико-правового, социально-экономического направления государства ипереходом на рыночные отношения, возникли новые службы, а такие ранеедействовавшие институты как нотариусы были переориентированы и расширили своивозможности по оказанию квалифицированной юридической помощи. Государствомнемалое внимание уделено адвокатуре. Создан институт частнопрактикующихюристов, которые также обеспечивает общество квалифицированной юридическойпомощью.
Возведение права наквалифицированную юридическую помощь до конституционного уровня обусловленоважным обстоятельством. Отсутствие данной нормы лишает лицо возможностиполучить юридическую помощь, что, в свою очередь, приводит не только ксущественному ограничению либо ущемлению законных прав и интересов человека игражданина, нарушению принципа равенства перед судом, но иногда и к необратимымпоследствиям для граждан и всего общества в целом.
Вместе с тем, на нашвзгляд, еще рано говорить о том, что в Казахстане конституционное право каждогона получение квалифицированной юридической помощи реализовано в полном объеме,с учетом конституционных императивов и международных обязательств, взятыхРеспубликой. Свидетельством тому являются недостатки в законодательнойреализации данного положения, отмечаемые в ежегодных посланиях КонституционногоСовета о состоянии конституционной законности в стране, а такжеучеными-правоведами и другими представителями юридического сообщества настраницах специализированных изданий. Ими обращается внимание нанедостаточность законодательных механизмов оказания квалифицированнойюридической помощи, отмечаются недостатки в практической деятельности отдельныхинститутов, к примеру, адвокатов, нотариусов, частнопрактикующих юристов,государственных органов и учреждений и т.д. Отдельные же авторы обращаютвнимание на необходимость дачи официального толкования пункта 3 статьи 13Конституции в целях определения понятия «квалифицированной юридической помощи».Ряд авторов указывает, что реализация данного права затруднена отсутствиемпонятия юридической помощи в процессуальных законах.
Прежде всего, следуетобратить внимание на отсутствие однозначного понимания и трактовки обсуждаемогоконституционного положения в научной, правотворческой и правоприменительнойдеятельности. Многие рассматривают оказание квалифицированной юридическойпомощи не иначе как деятельность исключительно членов коллегии адвокатов, что,на наш взгляд, сужает значение данного права человека.
В этой связиКонституционный Совет дает точную оценку отмечая, что «конституционно-правоваязадача оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическимлицам является обязанностью, главным образом (выделено авторами), адвокатов»,что в свою очередь не исключает участия в процессе оказания юридической помощииных субъектов.
Полагаем, чтоконституционное положение о праве каждого на получение квалифицированнойюридической помощи имеет более широкое поле. И потому согласны с авторами,рассматривающими его «как право личности на обращение к адвокату, нотариусу,прокурору, государственному или муниципальному органу, общественной организацииза получением юридической консультации, других видов юридической помощи с цельюобладания юридическими знаниями, для защиты нарушенных прав, юридическогозакрепления субъективных прав и предупреждения их возможного нарушения вбудущем». В этой связи, названии проекта не умаляя роль адвокатов в реализацииконституционного положения и закрепляя в законодательстве нормы, касающиесядальнейшего совершенствования адвокатуры, следует расширить возможности получениягражданами квалифицированной юридической помощи, оказываемыми иными правомочнымисубъектами.
Примечательно, чтоквалифицированной, в соответствии с мировой практикой может считаться помощь,оказываемая специалистами права — как минимум лицами, имеющими юридическоеобразование, при обязательном соблюдении профессиональных стандартов иэтических норм, поддерживаемых профессиональным контролем. Вне этих стандартови норм юридическая помощь квалифицированной признана быть не может.Квалифицированная юридическая помощь рассматривается как публичная функция.Получение такой помощи, в том числе бесплатно, является конституционногарантированным правом каждого, кто в ней нуждается. Поэтому оказаниеквалифицированной юридической помощи не может быть по самой природепредпринимательской деятельностью, направленной на извлечение прибыли. Всоответствии с международными стандартами она должна осуществлятьсяпредставителями независимой юридической профессии.
Как отмечает О.Н.Бондарь, юридическая природа права на квалифицированную юридическую помощьносит конституционно-гарантирующий характер; воплощая в своем нормативномсодержании единство материальных и процессуальных начал, оно можетрассматриваться как конституционно-процессуальное право-гарантия, котороепризвано обеспечивать надлежащие юридические предпосылки для последовательнойправореализации и эффективного достижения гражданами юридических целей, включаясудебную защиту своих прав и свобод.
Как мы видим, реализацияконституционного права сложное, многогранное правовое явление, сущностьюкоторой является не только достаточное знание права и закона, но и соблюдениепрофессиональных стандартов и этических норм и всемерное поддержание правовогознания и грамотности населения.
Следует признать, чтоправовая детализация соответствующих конституционных прав далека отоптимального законодательного завершения и практического воплощения.
В этой связи приобретаетактуальность изучение природы «квалифицированной юридической помощи», егоконституционно-правового смысла и значения, содержательных принципов и гарантийоказания такой помощи, государственной политики в области предоставлениясоответствующей помощи, в том числе бесплатной, практики судов иправоохранительных органов, правовые механизмы реализации этого конституционногоправа.
Безусловно, что насовременном этапе правового развития Казахстана для совершенствованиямеханизмов предоставления и повышения уровня оказания физическим и юридическимлицам квалифицированной юридической помощи и создания правовых условий и гарантийполучения соответствующей помощи всеми участниками правовых отношений сделанонемало. Так, принят достаточно прогрессивный Закон «Об адвокатскойдеятельности», «О нотариате», которые в определенной степени способствуюторганизации деятельности адвокатов и нотариусов в новых условиях, определяют ихстатус, расширяют сферу деятельности названных институтов. О поэтапнойотраслевой институционализации квалифицированной юридической помощи былосказано в программных документах: Государственной программе правовой реформы вРеспублике Казахстан» от 12 февраля 1994 года № 1569; Концепции правовойполитики Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года № 949; Концепцииправовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года от 24августа 2009 года № 858.
Вместе с тем, как отметилГлава государства «если нет обеспечения защиты прав, то нет свободы идемократии…, и государству следует добиваться реального обеспечения равенствасторон судебного процесса и оказания квалифицированной юридической помощи населению.Конституционное право каждого человека на квалифицированную юридическую помощьи принцип состязательности требует дальнейшего развития норм оказанияюридической помощи, в том числе, бесплатной для неимущих граждан. В правовомгосударстве защита граждан не должна ставиться в зависимость от ихимущественного положения и места проживания».
Поэтому вполнезакономерным является определение новой Концепцией правовой политики РеспубликиКазахстан на период с 2010 до 2020 года, приоритетной задачей государствасовершенствование специализированных институтов, связанных с защитой прав исвобод граждан, в том числе, системы предоставления квалифицированнойюридической помощи, усиление роли адвокатов, обеспечение доступностинотариальной помощи.
Осуществление этихмероприятий в свою очередь является продолжением конституционализацииобщественной системы, последовательной реализацией конституционных норм и повышениемуровня юридической защищенности каждого, соответственно воплощением в жизньтребований пунктов 1 и 3 статьи 13, пункта 3 статьи 16 Основного Закона –Конституции Республики Казахстан.
В соответствии сКонституцией каждый вправе защищать свои права и свободы всеми непротиворечащими закону способами (пункт 1 статьи 13), имеет право на получениеквалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно (пункт 3 статьи 13).Каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления, имеетправо пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно,задержания, ареста или предъявления обвинения (пункт 3 статьи 16).
Право каждого наполучение квалифицированной юридической помощи, пользование помощью адвоката(защитника) регулируется ратифицированными Республикой международными актами, втом числе Международным пактом о гражданских и политических правах, инымимеждународными договорами Республики, процессуальными, уголовно-исполнительнымкодексами, кодексом об административных правонарушениях, Законом «Обадвокатской деятельности». Отдельные вопросы юридической помощирегламентируются законами «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О некоммерческихорганизациях», «Об исполнительном производстве и статусе судебныхисполнителей», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ееоказании», «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» идругими законодательными актами.
Вопросы оказаниянаселению квалифицированной юридической помощи актуализируются также рядоммеждународных актов, стандартизирующих основы квалификационных требований. Так,согласно Основным принципам, касающимся роли юристов, принятым ВосьмымКонгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в1990 году, правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебныезаведения должны обеспечивать надлежащую квалификацию и подготовку юристов изнание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также правчеловека и основных свобод, признанных национальным и международным правом. Всоответствии с Декларацией о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органовобщества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы,закрепленной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1998 года,каждый человек, индивидуально и совместно с другими, имеет право предлагать ипредоставлять профессиональную квалифицированную правовую помощь или иныесоответствующие консультации и помощь в деле защиты прав человека и основныхсвобод.
Однако остаются открытымивопросы, касающиеся содержания данных конституционных прав, правовой природыюридических услуг, помощи, отсутствует четкое законодательное определениесубъектов оказания такой помощи, гарантии права на получение квалифицированнойюридической помощи.
Представляется, что ещене в полном объеме отработаны механизмы получения гарантированной бесплатнойюридической помощи, имеются неопределенности, а в некоторых случаях иотсутствие законодательных установлений и конкретизаций, и в связи с этимвозникает ряд вопросов.
1. В законодательствеРеспублики не дано содержание «квалифицированной юридической помощи». Кромеадвокатов, не установлены конкретные субъекты, которые профессиональнопредоставляют населению квалифицированную юридическую помощь, в том числебесплатно, а также не определены лица, имеющие право на получение бесплатнойпомощи.
2. Отсутствуют правовыегарантии получения гражданами квалифицированной юридической помощи,имущественная ответственность, страхование риска субъектов, оказывающихюридическую помощь. В отличие от нас, в Российской Федерации в соответствии сФедеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» занеисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностейадвокат несет не только дисциплинарную, но и гражданско-правовую, то естьимущественную ответственность. Подобное требование на наш взгляд необходимо дляповышения качества оказываемых услуг.
3. Отсутствуют условия,способствующие подготовке квалифицированных юристов, ориентированныхисключительно на оказание гражданам различных видов юридической помощи.
4. Законодательно неурегулирована деятельность частнопрактикующих юристов.
5. Действующим правом предусмотренооказание бесплатной квалифицированной юридической помощи только адвокатами.
6. Рано говорить обобеспеченности этим правом жителей аулов. Низкая правовая обеспеченностьнаселения аулов и отсутствие необходимых кадров на местах, в ряде случаев приводитк ущемлению конституционных прав граждан.
Для решения изложенныхвыше вопросов, на наш взгляд, необходимо осуществить следующие мероприятия.
1) Национальным планомдействий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-20012 годыПравительству поручено внесение изменений в Перспективный план законопроектныхработ Правительства Республики Казахстан на 2010-2011 годы и последующаяразработка проекта и принятие Закона «Об оказании бесплатной квалифицированнойюридической помощи». Полагаем, что в этом Законе должны быть определеныкатегории малообеспеченных лиц, подлежащих социальной защите, в частности, поделам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца,увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью ит.д., а также установлены виды оказываемых услуг, урегулирован механизмпредоставления им правовой помощи и государственного финансирования, вопросыадресной помощи. Слово «бесплатное», содержащееся в названии предполагаемогопроекта Закона, на наш взгляд, сужает реализацию в полном объемеконституционного права граждан, поскольку должны быть законодательнорассмотрена и другая форма (платная форма) оказания юридической помощи.
Необходимо стимулироватьсельскую молодежь путем контрактного обучения в вузе, с единственным условием,что по окончании юридического факультета вернется в родные места. Во-первых,достойный сельский контингент получит возможность обучаться бесплатно,во-вторых, жители аулов получат возможность правовой защиты. При этом,необходимо создать условия для работы и оплаты труда за счет республиканскогобюджета (не местного). Тем более, в последнее время часто поднимается вопрос оботкрытии государственного нотариата и финансировании государством адвокатов. Вгородах нет особой необходимости государственного финансирования данной сферыдеятельности, за исключением лиц, реально нуждающихся в такой помощи.
2) Реестр государственныхуслуг, оказываемых физическим и юридическим лицам, утвержденный ПостановлениемПравительства Республики Казахстан от 30 июня 2007 года № 561, следуетдополнить таким видом услуг как «оказание квалифицированной юридическойпомощи», с указанием потребителей, государственного органа и иных организаций,реализующих названное конституционное право. Также следует разработать Стандартоказания государственной услуги в виде квалифицированной юридической помощи. Внастоящее время во всех областях функционируют Центры обслуживания населения,которые можно было бы использовать для решения этой задачи.
3) В соответствии сПостановлением от 31 января 2005 года № 1 и Дополнительным постановлениемКонституционного Совета от 6 июля 2006 года № 3, которые по своей юридическойсиле приравниваются к конституционным нормам, деятельность нотариата признанаодной из форм обеспечения конституционного права на получение квалифицированнойюридической помощи, закрепленного в пункте 3 статьи 13 Конституции. В целяхреализации пункта 3 статьи 13 Конституции и указанных постановлений в полномобъеме следует внести изменения в Закон «О нотариате», предусматривающиеоказание отдельным категориям граждан бесплатной квалифицированной юридическойпомощи нотариусами. Аналогичные положения имеются в Законе «Об адвокатскойдеятельности», которых, как указано в ряде посланий Конституционного Совета,также следует совершенствовать.
4) В целях повышенияуровня подготовки квалифицированных юристов для оказания гражданам различныхвидов юридической помощи, необходимо разработать и установить профессиональныеи иные квалификационные требования и критерии, внести соответствующие измененияв образовательные стандарты по подготовке юристов.
5) Полагаем, что пункт 3статьи 13 Конституции служит гарантией по оказанию юридической помощи каждому взащите его прав и свобод во всех правоотношениях, а пункт 3 статьи 16Конституции имеет в виду оказание квалифицированной юридической помощизадержанным, арестованным, обвиняемым в совершении преступления, то есть лицам,вовлеченным в сферу уголовного преследования. В пункте 3 статьи 13 Конституцииговорится о праве на соответствующее право «каждого», под которым согласноПостановлению Конституционного Совета от 1 декабря 2003 года № 12 «Обофициальном толковании статей 10 и 12 Конституции Республики Казахстан»понимаются граждане Казахстана, иностранцы и лица без гражданства.
Кроме того, такое праводолжно быть предоставлено не только участникам уголовно-процессуальных(правовых) отношений, но и всем лицам, нуждающимся в такой помощи (участникамгражданско-правовых, административно-правовых, других форм частных и публичныхправоотношений, всех форм судопроизводства).
В данном аспекте в рядепостановлений Конституционного Совета указано, что Конституция возлагает наадвокатов особую обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощикак физическим, так и юридическим лицам, а на государство — по обеспечениюконституционного права каждого на такую помощь.
Конституционное правокаждого на квалифицированную юридическую помощь является по своей природесубъективным правом в виде юридической меры возможного поведения личности.Данное правомочие предусматривает знание не только своих прав и использованиезаконов для достижения своих целей, но также право на разъяснение смысланормативных установлений. Это правомочие направлено на адекватное толкованиезакона и принятие правильных в правовом отношении, то есть законных, решений.
Вместе с тем, посколькуКонституция не уточняет, кем именно должна быть обеспечена квалифицированнаяюридическая помощь, конституционную норму нельзя трактовать, как обязанностьпользоваться помощью только адвоката. Государство должно создать условие для предоставлениякаждому желающему достаточно высокий уровень любого из видов юридической помощина конкурентной основе.
В настоящее время такаяпомощь фактически оказывается членами профессиональных организаций адвокатов,нотариусов, а также в рамках коммерческой и непредпринимательской деятельностидругими юридическими и физическими лицами. Так, чтобы стать адвокатом илинотариусом, лицо должно иметь высшее юридическое образование, опыт работы поспециальности, знать законы, не иметь судимость, сдать экзамен. В свою очередь,законодательство для иных лиц, оказывающих юридическую помощь, не устанавливаеттакие требования, что на наш взгляд является существенным недостатком.
Конституцией оказание юридическойпомощи задержанным, арестованным, обвиняемым в совершении преступления,возлагается исключительно на адвоката (защитника) с момента, соответственно,задержания, ареста или предъявления обвинения (статья 16). Защитниками, на нашвзгляд, наряду (наравне, вместе, рядом, но только не кроме) с адвокатом могутбыть признаны уполномоченные законом лица либо лица, имеющие необходимуюпубличную лицензию (разрешение государственного органа либо иногоуполномоченного субъекта).
Уголовно-процессуальныйкодекс (части первая и вторая статьи 70) изложенную конституционную нормупонимает следующим образом. Защитник – лицо, осуществляющее в установленномзаконом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых иоказывающее им юридическую помощь./> В качестве защитникаучаствует адвокат. Наряду с адвокатом защиту прав и интересов подозреваемых,обвиняемых, подсудимых могут осуществлять супруг (супруга), близкиеродственники или законные представители подозреваемого, обвиняемого, подсудимого,представители профсоюзов и других общественных объединений по делам членов этихобъединений. Иностранные адвокаты допускаются к участию в деле в качествезащитников, если это предусмотрено международным договором Республики Казахстанс соответствующим государством на взаимной основе, в порядке, определяемомзаконодательством.
В процессуальном Законебез императивного мотива, очень робко написано, что адвокат участвует вкачестве защитника, но не единственного, поскольку «наряду» с ним защиту прав иинтересов могут осуществлять и другие, указанные в Кодексе лица. Из положенияЗакона следует, что слово «наряду» означает обязательность участия адвоката влюбых случаях и при любых обстоятельствах, независимо от того привлечены ли кзащите перечисленные выше лица. Данное положение является процессуальнооправданным, правильным и главное, конституционно-значимым. Вместе с тем, оноограничивает участие в защите других лиц, имеющих возможность оказать«квалифицированную юридическую помощь», к примеру, лиц, с соответствующейквалификацией, даже высокой чем у адвокатов, либо адвокатов – иностранныхграждан, поскольку иностранные адвокаты допускаются к участию в деле в качествезащитников, если это предусмотрено международным договором Республики Казахстанс соответствующим государством. Возникает вопрос, допускаются ли иностранныеадвокаты к защите наших граждан внутри Республики, а также по делам совершеннымнашими гражданами за рубежом? Кроме того, не вполне понятным является частьэтой процессуальной нормы: «на взаимной основе, в порядке, определяемомзаконодательством»? Значит, «я сейчас помогаю вашим гражданам, а вы завтрапоможете моим или я допускаю сегодня в дело ваших адвокатов, а завтра выдопустите моих»!? Данный вопрос возникает в связи с отсутствием дальнейшегозаконодательного развития процессуальной нормы в этой части.
Более того, всоответствии с Нормативным постановлением Верховного Суда от 6 декабря 2002года № 26 «О практике применения уголовно-процессуального законодательства,регулирующего право на защиту», «обязательным условием допуска в качествезащитника представителей профсоюзов и других общественных объединений являетсячленство подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного в этихобъединениях, что должно быть подтверждено соответствующими документами. Всвязи с этим обращение лица, привлеченного к уголовной ответственности, кобщественным объединениям, членом которых он не является, не может бытьоснованием принятия ими на себя функции защиты, следовательно, и их допуска вуголовный процесс». В настоящее время в Республике действуют множествонеправительственных организаций, оказывающих, в том числе, соответствующуюпомощь. По логике Нормативного постановления, если подозреваемый, обвиняемый,подсудимый не состоит в членстве в этих организациях, то он лишается праваполучать помощь, оказываемый правозащитными организациями. На наш взгляд,изложенные правоположения сужают конституционное право каждого на получениеквалифицированной юридической помощи.
В последнее время такженаблюдается отдельные факты ограничения сферы реализации конституционной нормыо праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Так, припроверке конституционности законов «О противодействии легализации (отмыванию)доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» и «Овнесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РеспубликиКазахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов,полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» Конституционный Советуказал, что фундаментальной основой права на получение квалифицированнойюридической помощи в части взаимоотношений адвоката и гражданина являетсявзаимное доверие сторон, когда клиент сообщает лицу, не связанному с нимкровно-родственными и иными близкими отношениями, какие-либо сведения о себе суверенностью, что они не станут известны третьим лицам и не будут обращены емуво вред. В этой связи Конституционный Совет отметил, что возложение наадвокатов Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов,полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» обязанности доводитьдо сведения уполномоченных органов информацию о своих клиентах может подрыватьдоверие к адвокатам и приводить к самоограничению человека при принятии решенияоб обращении за квалифицированной юридической помощью. Естественно, в ситуации,когда ребром стоит вопрос о дальнейшей судьбе, человек, прежде чем обратитьсяза помощью, задумается, стоит ли вообще, поскольку по Закону адвокат,призванный защищать его, обязан еще «стучать» в уполномоченный орган. В такомслучае, о какой полноценной защите и помощи может идти речь, когда информация,ставшая известной адвокату в ходе доверительной беседы, может дать обратныйэффект.
Во всех кодифицированныхи иных законах имеются ссылки, что юридическая помощь оказывается бесплатно, вслучаях предусмотренных законом. Пока единственным законом, предусматривающим оказаниеюридической помощи бесплатно, является, как мы уже отметили Закон «Обадвокатской деятельности», в котором закреплена специальная статья по данномувопросу.
Следующим аспектом вданном вопросе является адекватность использования термина «юридическая помощь»и идентичность содержания «юридической помощи», используемого в действующемзаконодательстве. В ряде законов сделана попытка раскрытия содержания«юридической помощи», с учетом отраслевого применения данного термина. Одним изтаких является Налоговый кодекс, согласно которому «доходом частных нотариусови адвокатов являются все виды доходов, полученных от осуществления нотариальнойи адвокатской деятельности, включая оплату за оказание юридической помощи,совершение нотариальных действий, а также полученные суммы возмещения расходов,связанных с защитой и представительством» (статья 181). Из изложенногоположения Налогового кодекса следует, что нотариальная и адвокатскаядеятельность включают: оказание любой юридической помощи, совершениенотариальных действий, защита и представительство.
В законодательстве ипрактике используются термины «юридическая помощь» и «правовая помощь». Однакотакое изобилие терминов иногда вносит свои определенные трудности. В связи сэтим возникает вопрос, являются данные термины по содержанию идентичными либо«правовая помощь» шире чем «юридическая» (или наоборот)? Термин «правоваяпомощь» часто применяется в международно-договорной базе Республики, а также в некоторыхзаконах и подзаконных нормативных правовых актах. В отдельных международных актах,согласно с которыми Республики Казахстан договаривается с другой стороной (вредких случаях многосторонние, к примеры, Минская конвенция) об оказаниидвухсторонней помощи по разным правовым аспектам (условно – многоотраслевые)либо по отдельным (условно – отраслевые) рассматриваются словосочетание«правовая помощь».
Статья 19. Функцииорганов юстиции в сферах организации правовой помощи и оказания юридическихуслуг, правовой пропаганды
/>1.В сфере организации правовой помощи и оказания юридических услуг органы юстицииосуществляют следующие функции:
В подпункт 1 внесеныизменения в соответствии с Законами РК от 15.04.05 г. />№ 45-III (см. стар.ред.); от 12.01.07 г. />№ 222-III(см. сроки введения в действие) (/>см. стар. ред.)
1) подбор, аттестацию ирасстановку кадров государственного нотариата, выдачу, приостановление и прекращение(за исключением лишения) лицензий адвокатов и нотариусов в порядке,установленном законодательством Республики Казахстан олицензировании;
2) руководстводеятельностью государственных нотариальных контор, содействие развитию частногонотариата, контроль за законностью совершаемых нотариальных действий исоблюдением правил делопроизводства государственными и частными нотариусами;
В подпункт 3 внесеныизменения в соответствии с Законом РК от 15.04.05 г. № 45-III (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 12.01.07 г. № 222-III (см. сроки введения в действие) (см. стар. ред.)
3) лицензированиеотдельных видов деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан олицензировании;
В подпункт 4 внесеныизменения в соответствии с />ЗакономРК от 29.12.04 г. № 25-III (см. стар. ред.)
4) обеспечениедеятельности органов записи актов гражданского состояния, документирование ивыдачу гражданам Республики Казахстан удостоверений личности и паспортов;
5) координацию иметодологическое руководство деятельностью юридических служб центральныхисполнительных органов, взаимодействие с юридическими службами аппаратов акимовобластей, городов Астаны и Алматы;
6) контроль за качествомюридических услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам нотариальнымиконторами, органами записи актов гражданского состояния, адвокатурой;
Подпункт 7 изложен вредакции Закона РК от 29.12.04 г. № 25-III (см.стар. ред.)
7) аттестацию, подбор ирасстановку кадров органов записи актов гражданского состояния,документирования, организационное, методическое руководство этими органами,обеспечение единой правоприменительной практики в их деятельности;
8) проставление апостиляна официальных документах, исходящих из органов юстиции и иных государственныхорганов, а также от нотариусов.
Резюмируя, следуетотметить, что право на получение квалифицированной юридической помощи,установленное Конституцией, рассматривается как важнейшее право и свободачеловека и гражданина. Конституция предусматривает оказание соответствующейпомощи всем без исключения: гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицамбез гражданства, в том числе бесплатно, а также юридическим лицам. Юридическаяпомощь может быть оказана субъектами, обладающими юридическим знанием(адвокатом, нотариусом, частнопрактикующим юристом, работниками органовпрокуратуры, юстиции, правоохранительных органов в пределах их компетенции,представителями иных государственных органов, общественными организациями), вслучае обращения за получением юридической консультации, других видовюридической помощи, в целях зашиты своих прав и свобод, юридическогозакрепления субъективных прав и предупреждения их возможного нарушения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Метод низпадаючої розробки структури програми
Реферат Take My Beating Essay Research Paper it
Реферат Определение аэродинамических и массоинерционных характеристик пули
Реферат Разработка концепции информационной системы для поддержки принятия управленческих решений в обла
Реферат Товароведческая характеристика кофе
Реферат "Горе от ума" - политическая комедия
Реферат Bacteria And Sterilization Essay Research Paper In
Реферат Расчет аппарата воздушного охлаждения Последовательность расчета
Реферат «Реформы петра I. Что приобрела и потеряла россия?»
Реферат Формы государственного устройства в России и зарубежных странах
Реферат Петербург - Петроград. Литературная жизнь города
Реферат Архитектура персональных компьютеров IBM PC
Реферат Крестовые походы
Реферат Восприятие транзитной рекламы: достоинства и недостатки
Реферат Святой Мученик Петр Алеут