Реферат по предмету "Государство и право"


Контроль милиции за соблюдением правил паспортно-регистрационной системы, правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

Тема:Контроль милиции за соблюдением правил паспортно-регистрационной системы,правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц безгражданства

Содержание
Введение
1. Паспортно-регистрационная система в Российской Федерации.Роль opганов внутренних дел в ееосуществлении
2. Паспортно-регистрационный режим, его виды
3. Организационное построение, основные функции и направлениядеятельности паспортно-визовой службы органов внутренних дел
4. Административная ответственность за нарушения правилпаспортно-регистрационной системы, правил пребывания в Российской Федерациииностранных граждан и лиц без гражданстваЗаключениеСписок использованнойлитературы

Введение
Одним из необходимыхкосвенных рычагов государственного регулирования ряда общественных отношений,где возникает необходимость в государственном контроле, является институтпаспортной регистрации граждан.
Паспортно-регистрационныйрежим представляет собой совокупность правовых и организационных мер,устанавливающих и закрепляющих на законодательном уровне порядокрегистрационного учета соответствующих объектов (субъектов), осуществляемыйуказанными в законодательстве уполномоченными федеральными органамиисполнительной власти.
Природа данного режимазаключается в признании государством правоспособности субъектов, установлениизаконности их прав (как имеющихся, так и вновь приобретаемых) на совершениекакого-либо действия на основе реализации функций государственного надзора,контроля, ведения учета, классификации, хранения и выдачи соответствующейинформации. Юридический акт государственной регистрации подтверждает появлениенового субъекта права, удостоверяет законность его существования.Регистрационный режим имеет важное значение в обеспечении охраны общественного игосударственного порядка, а также в реализации личных и имущественных прав изаконных интересов физических и юридических лиц.
В данной работе мыдадим характеристику паспортно-регистрационной системы в Российской Федерации,видов паспортно – регистрационного режимов, организацию соответствующих служборганов внутренних дел, ответственность за нарушения правилпаспортно-регистрационной системы и правил пребывания в Российской Федерациииностранных граждан и лиц без гражданства.

1. Паспортно-регистрационнаясистема в Российской Федерации. Роль opганов внутренних дел в ее осуществлении
Впервые паспортнаясистема в России была введена в XIII столетии, когда в новгородских летописяхстали упоминаться так называемые проезжие грамоты. С развитием крепостного прававозникла необходимость ограничения передвижения значительной части населениявнутри страны, поэтому были введены новые идентификационные документы личности- паспорта. Постепенно в Российской империи стала складываться стройнаяпаспортная система, которая предусматривала установление полицейского контроляза проживанием и передвижением населения с введением ограничений для егоотдельных категорий. Вопросы паспортной системы были урегулированы основнымидокументами того периода — Положением о видах на жительство от 1893 г. иУставом о Паспортах от 1895 года.
Характерным моментом тогопериода было отсутствие единых правил паспортизации для населения в целом.Требования «паспортизации» предъявлялись не всему населению, аотдельным его социальным слоям (купцы, мещане, ремесленники и т.д.).Предусматривалось несколько видов паспортов, которые выдавались в зависимостиот размера сборов и платежей, взимаемых с их владельцев. Одним лишь схожиммоментом для всех паспортных документов являлось единство содержащихся в нихсведений — фамилия, имя, отчество, звание, время рождения или возраст,вероисповедание, род занятий и т.д.
Одновременно сталаразвиваться и система выдачи разрешений на въезд и выезд из Империи. Еереализация осуществлялась Министерством внутренних дел.
В 1918г. паспортнаясистема в России была ликвидирована. Декретом ВЦИК и СНК от 11 ноября 1917 года«Об уничтожении сословий и гражданских чинов» было установлено единоеобщее гражданство республики. Но вскоре перед новой властью остро встала необходимостьзакрепления населения по месту жительства и введения контроля за передвижениемграждан. 25 июня 1919 года принимается Декрет «О введении трудовых книжекв городах Москве и Петрограде», согласно которому все граждане РСФСР,достигшие 16-летнего возраста, были обязаны иметь трудовые книжки, служащиеудостоверением личности на территории республики. Но трудовые книжки быливведены не везде, а лишь в некоторых губерниях, что усложняло контроль запередвижением граждан из одной губернии в другую.
В 1932 г. паспортнаясистема была восстановлена с принятием Положения о паспортах. В документах тогопериода отмечалось, что все граждане в возрасте 16 лет, постоянно проживающие вгородах, рабочих поселках, районных центрах, обязаны иметь паспорта. Вместностях, где была введена паспортная система, паспорт стал основнымдокументом, удостоверяющим личность. Выдавались паспорта органами милициисроком на три года.
Паспорта, действующиесейчас на территории России, введены в 1974 г. после принятия Положения опаспортной системе в СССР, утвержденного Советом Министров СССР 28 августа 1974года.
Важное значение вобеспечении реализации прав и законных интересов граждан, а также охраныобщественного порядка имеет паспортно — регистрационная система. На граждан РФона возлагает две главные обязанности: иметь паспорт и соблюдать правиларегистрационного учета.
Правовой основойпаспортно — регистрационной системы являются Конституция РФ, Федеральные законы«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «О порядкевыезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», УказПрезидента РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданинаРоссийской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденныеПравительством РФ «Положение о паспорте гражданина РоссийскойФедерации», «Положение о паспорте моряка», «Правиларегистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета»,ряд инструкций и приказов МВД, а также международные нормы. Вопросы, связанныес въездом и выездом за пределы РФ, регулируются, кроме Федерального закона«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РоссийскуюФедерацию» от 15 августа 1996 года, Федеральным законом «О правовомположении иностранных граждан в РФ», и иными нормативными актами.
Паспортно — регистрационная система едина для всей страны. Ее действие направлено наупорядочение передвижения как российских граждан, так и находящихся натерритории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, атакже на розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов, на укреплениегосударственной и общественной безопасности. Она играет важную роль в сфереохраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а такжепредупреждения и раскрытия преступлений.
В науке административногоправа существует четко выстроенное определение паспортной системы: обеспечениепорядка учета и регулирования передвижения граждан. В «Юридическомсловаре» паспортная система рассматривается как «совокупность правил,устанавливающих порядок учета и регулирования передвижения граждан посредствомвведения единых документов, удостоверяющих личность, паспортов, их прописки,регистрации и выписки, а также адресно — справочной работы». Раньше однимиз основополагающих и неотъемлемых институтов паспортной системы являлсяинститут прописки, который возник в СССР в 1932г. В сегодняшних условияхинститут прописки фактически утратил свое значение с принятием ЗаконаРоссийской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан РоссийскойФедерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства впределах Российской Федерации». Провозгласив право каждого гражданина РФна свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ,Закон упразднил институт прописки и выписки граждан и ввел вместо нихрегистрационный учет граждан. Последний во многом отличается от прописки — похарактеру, условиям, основаниям. Правовое значение прописки заключалось в том,что она давала право ее владельцу проживать исключительно в конкретномнаселенном пункте, закрепленном в прописке, и в течение срока, указанного вней.
Регистрационный учетпредставляет собой совокупность правовых предписаний, устанавливающих порядокрегистрации и учета населения Российской Федерации, его передвижения внутристраны и при выезде в другие государства, въезда, выезда, проживания ипередвижения по территории России иностранцев и лиц без гражданства. Такимобразом, регистрационный учет является более широким по содержанию, позволяягражданам наиболее полно реализовывать свое конституционное право на свободупередвижения в пределах страны. Если прописка могла быть постоянной (постоянноепроживание в данной местности) и временной (граждане прибыли на временное проживание),то в системе регистрационного учета существует регистрация по месту жительстваи по месту пребывания.
Как видим, схожие моментыв рассматриваемых правовых институтах присутствуют. Но явное различиезаключается в характере данных институтов. Прописка носит разрешительныйхарактер, так как государственные органы дают гражданину разрешение на прописку(проживание) в определенном населенном пункте. Пропиской подтверждалось правона приобретение жилплощади. Отсутствие прописки служило основанием для ограниченияреализации гражданами своих прав и свобод, например в части принятия на работу.Регистрация в отличие от прописки носит уведомительный характер. Наличие илиотсутствие регистрации не может служить основанием для ограничения прав исвобод граждан. Ее сущность состоит исключительно в фиксации факта нахождениягражданина в определенном месте.
Конституция РФ в ч. 1 ст.27 закрепляет положение, предусматривающее право каждого, кто законно находитсяна территории РФ, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и местожительства. Данная норма соответствует ст. 2 Протокола №4 к Европейскойконвенции о защите прав человека и основных свобод от 16 сентября 1963 года ист. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах. На сегодня вРоссии эти вопросы регулируются Законом РФ «О праве граждан РоссийскойФедерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства впределах Российской Федерации». В нем даны легальные определения такихважнейших институтов, как место пребывания, место жительства, отменен институтпрописки, регламентированы положения, касающиеся правил регистрации граждан поместу пребывания и месту жительства, установлены основания ограничения свободыпередвижения в конкретных районах (в пограничной полосе, закрытых военныхгородках и т.д.). Однако на практике граждане не всегда могут реализовать своеконституционное право в области регистрации по месту пребывания или по местужительства, сталкиваясь с неправомерными положениями как самих правовых актов,принимаемых на разных уровнях, так и с самоуправством должностных лиц,ответственных за регистрацию. Например, некоторые пункты ПостановленияПравительства РФ от 17 июля 1995 года №713 «Об утверждении Правилрегистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета поместу пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации иперечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» явно противоречатЗакону от 25 июня 1993 года. 2 февраля 1998 года Конституционный Суд РФ принялпостановление по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12, 21 этихПравил. Поводом для рассмотрения явился запрос администрации Нижегородскойобласти, который был обоснован тем, что Правила нарушают ч. 1 ст. 27, ч. 3 ст.55 Конституции РФ и положения Закона РФ «О праве граждан РоссийскойФедерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства впределах Российской Федерации».
2.Паспортно-регистрационный режим, его виды
В соответствии с принятым в 1993г. Законом РФ «О праве гражданРоссийской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания ижительства в пределах Российской Федерации» четко установлено, что этоправо граждан России может быть ограничено только в соответствии с федеральнымизаконами:
q в пограничнойзоне;
q в закрытых административно-территориальныхобразованиях;
q в зонахэкономического бедствия;
q на отдельныхтерриториях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространенияинфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введеныособые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
q на территориях,где введены режимы особого, чрезвычайного и военного положения.
Соответственно можно различать общий и специальныепаспортно-регистрационные режимы.
Дадим первоначально характеристику общего паспортно-регистрационногорежима и затем на примере закрытого административного-территориальногообразования рассмотрим специальный режим.
Признанные ст. 12Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 3 Протокола №4 кЕвропейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 16 сентября1963г. свобода граждан на передвижение внутри страны и право покидать своюстрану и возвращаться в нее нарушались в нашей стране на протяжениидесятилетий. Между тем, не обладая данным правом, личность не может реализоватьсвои неотъемлемые права человека, в частности на труд, свободу творчества,право собственности, право на основание семьи и др. Еще до принятия КонституцииРФ вступил в действие Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации насвободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РоссийскойФедерации» от 25 июня 1993г.
В Законе различаютсяместо жительства гражданина и место его пребывания. Согласно ст. 2 Закона местожительства характеризуется постоянным или преимущественным проживанием, местопребывания — временным (гостиница, дом отдыха, больница, пансионат и т.д.).
Прибыв на новое местожительства, гражданин обязан в течение семи дней обратиться в органырегистрационного учета граждан, входящие в органы внутренних дел (ст. 4), сзаявлением в установленной форме, предъявив паспорт или иной документ,удостоверяющий личность. Гражданин предъявляет также документ, являющийсяоснованием для его вселения в жилое помещение, — ордер, договор, заявлениелица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ,удостоверяющий личность, или его заверенную копию (ст. 6 Закона). Граждане,прописанные по месту постоянного жительства, считаются прошедшими регистрацию.
Рассматриваемое правоможет быть ограничено в пограничной полосе, в закрытых военных городках, взакрытых административно — территориальных образованиях, в зонах экологическогобедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания всвязи с опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний иотравлений людей, а также на территориях, где введено чрезвычайное или военноеположение (ст. 8 Закона).
Реализация указанногоЗакона требовала конкретизации процедур и разработки новых видов документов прирегистрации. Однако данные требования Закона на протяжении 1993 — 1994 гг. ниМинюстом, ни МВД России не были выполнены. В итоге сложившаяся ситуацияприобрела характер бюрократического блокирования этой важнейшей конституционнойсвободы. Это нарушение было прекращено Конституционным Судом РФ, вынесшим 25апреля 1995 г. Постановление по делу о проверке конституционности частей первойи второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н.Ситаловой, касающееся соблюдения установленного порядка вселения граждан вжилое помещение, включая и правила прописки.
В Постановлениинормативные акты о прописке были определены как недействующие. Было такжеуказано, что ст. 27 Конституции является непосредственно действующей и каждый,кто законно находится на территории РФ, имеет право на свободу передвижения,выбор места пребывания и жительства.
Указанное Постановлениефорсировало принятие соответствующего управленческого акта, и 17 июля 1995 г.Постановлением Правительства РФ были утверждены Правила регистрации и снятияграждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и поместу жительства в пределах Российской Федерации, перечень должностных лиц,ответственных за регистрацию.
Данные Правила содержатобщие положения, регулирующие регистрацию граждан по месту жительства и поместу пребывания, снятие граждан с регистрационного учета. Правила определяютособый порядок регистрации определенных категорий граждан, в том числевоеннослужащих, граждан, чьи условия работы связаны с постоянным передвижением,временных переселенцев. Особая форма регистрации определена для беженцев,которые, как и вынужденные переселенцы, должны предъявить при регистрации нетолько документы, удостоверяющие личность, но и удостоверение о признании ихбеженцами или вынужденными переселенцами, выданное в установленном порядкеФедеральной миграционной службой России или ее территориальными органами.
Согласно ст. 1 Правилрегистрационный учет устанавливается с целью обеспечения необходимых условийдля реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими своихобязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане,прибывшие к месту пребывания на срок свыше 10 дней, обязаны в трехдневный сроксо дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностнымлицам, ответственным за регистрацию. Органы регистрационного учета втрехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленномпорядке этих граждан (ст. 9, 12).
Согласно ст. 10 Правилрегистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся ихместом жительства, осуществляется в основном на срок до трех месяцев. Регистрирующиеорганы обязаны в случае отказа в регистрации в течение трех дней известить обэтом заявителя (ст. 13, 22 Правил). В ст. 12 Правил перечисляются условиярегистрации как по месту жительства, так и по месту пребывания. Среди них — требование письменного согласия нанимателя и совместно проживающих с ним членовсемьи в домах государственного или муниципального жилого фонда, собственникажилого помещения на вселение к нанимателю или арендатору этого жилого помещенияи др. Регистрация в случае вселения несовершеннолетних детей к родителям,супруга, нетрудоспособных детей к родителям согласно ст. 12(а) Правил несопровождается ограничениями. Правила указывают основания снятия гражданина срегистрационного учета по месту жительства. Среди них — изменение местажительства, призыв на военную службу, признание безвестно отсутствующим наосновании вступившего в законную силу решения суда, смерти или объявлениерешением суда умершим на основании свидетельства о смерти. Для регистрациинеобходимо письменное согласие нанимателя и всех совместно проживающих с нимсовершеннолетних членов его семьи, в том числе бывших членов семьи, проживающихв этом же помещении. Кроме того, для регистрации в домах жилищно — строительного или жилищного кооператива требуется письменное согласие правленияна сдачу внаем членом кооператива занимаемого им жилого помещения, если этотчлен кооператива не является собственником этого помещения. Статья 12 Правилприводит также иные случаи. В ст. 20 Правил указывается, что регистрацияоплачивается согласно законодательству о государственной пошлине. В настоящеевремя за регистрацию граждан РФ по месту их жительства, а также за регистрациюиностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ свыше183 дней в году, взимается государственная пошлина в размере одного процента отминимального размера оплаты труда.
Министерством внутреннихдел разработаны новые формы заявлений, свидетельств, удостоверяющих регистрациюграждан. За нарушение правил регистрации наступает административнаяответственность.
Закон и принятые Правилапредоставляют гражданам право обжаловать действие или бездействиегосударственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций,должностных лиц, а также юридических и физических лиц, нарушающихрассматриваемое право. Гражданин может обратится в суд или в вышестоящий орган,которому подчиняются указание лица или организации.
Конституционный Суд РФ,защищая избирательные права временных переселенцев, указал на недопустимостьнарушения права на свободу передвижения.
На обязательность защитыданного права ориентировал суды Пленум Верховного Суда Российской Федерации,указав на необходимость соблюдения установленного законодательствомрегистрационного учета граждан Российской Федерации.
Таким образом, введениерегистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства впределах РФ говорит о преодолении прежнего режима прописки и возвращенииличности важнейшей конституционной свободы. В то же время регистрация неявляется основанием ограничения или реализации права на жилище, как указано вПостановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г.
Отступление от данногопорядка возможно в случаях, указанных в законе. Рассмотрим положения Закона РФот 14 июля 1992 года №3297-1 «О закрытом административно — территориальномобразовании» и принятого на основании его Постановление Правительства РФот 26 июня 1998г. №655 «Об утверждении положения об обеспечении особогорежима в закрытом административно – территориальном образовании, на территориикоторого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации».
Въезд и проживаниеграждан на территории закрытого образования ограничиваются в соответствии сусловиями особого режима. Разрешается производить регистрацию граждан согласнозаконодательству РФ. Въезд граждан для постоянного проживания или временногопребывания на территории закрытого образования согласовывается с органомфедеральной службы безопасности. При необходимости ознакомления въезжающихграждан со сведениями, составляющими государственную тайну, или в случае ихдопуска на территорию объекта на указанных граждан в порядке, установленномИнструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственнойтайне, оформляется допуск к государственной тайне.
Гражданину может бытьотказано в допуске по основаниям, указанным в Законе РФ «О государственнойтайне».
Руководитель органаместного самоуправления закрытого образования по согласованию с органомфедеральной службы безопасности имеет право разрешать в порядке, определяемомданным Положением, въезд граждан на территорию закрытого образования, заисключением въезда на территорию объекта.
Для постоянногопроживания на территории закрытого образования разрешается въезд следующимгражданам: а) лица, заключившие трудовой договор с администрацией объекта илиорганизациями — юридическими лицами, расположенными на территорииконтролируемой зоны закрытого образования; б) военнослужащие, проходящие службув воинских частях, расположенных на территории закрытого образования; в)сотрудники органов внутренних дел, обеспечивающие охрану правопорядка ипротивопожарную безопасность на территории закрытого образования; г) членысемей и родственники указанных граждан; д) лица, постоянно проживающие внаселенных пунктах, входящих в состав закрытого образования.
Въезд граждан, непроживающих постоянно на территории закрытого образования, но заключившихтрудовой договор с администрацией объекта или организациями — юридическимилицами, расположенными на территории контролируемой зоны закрытого образования,разрешается в порядке, установленном инструкцией о пропускном режиме. Въездграждан для воссоединения семей может разрешаться в установленном порядке приналичии близких родственников, постоянно проживающих на территории закрытогообразования. Наличие собственности на территории закрытого образования можетслужить основанием для въезда и проживания владельца при условии оформлениядопуска в установленном порядке. Въезд граждан, не имеющих допуска к сведениям,составляющим государственную тайну, на территорию закрытого образования вслучае производственной необходимости или для удовлетворения социально — культурных и иных потребностей жителей осуществляется на основании разрешенияначальника объекта и руководителя органа местного самоуправления закрытогообразования с предварительным уведомлением органа федеральной службыбезопасности, а на территорию объекта — на основании разрешения начальникаобъекта в сопровождении представителей, назначаемых начальником объекта.
Въезд на территориюзакрытого образования иностранных граждан осуществляется по решениюМинистерства обороны РФ, согласованному с Федеральной службой безопасности РФ илитерриториальным органом безопасности по месту нахождения закрытого образования.
Граждане, утратившиепроизводственную связь с объектом или организацией — юридическим лицом,расположенной на территории закрытого образования, могут быть переселены в соответствиис законодательством РФ за пределы закрытого образования.
Таким образом, мы видим, что специальная паспортно-регистрационнаясистема, накладывает больше ограничений по сравнению с общей.
3. Организационноепостроение, основные функции и направления деятельности паспортно-визовойслужбы органов внутренних дел
паспортныйрегистрационный визовый иностранный
Руководство паспортно-визовойслужбой в РФ и ее организации осуществляется Министерством внутренних дел РФ, ав республиках, краях, областях, автономных образованиях, городах федеральногозначения — соответственно министерствами, главными управлениями, управлениямивнутренних дел.
Функции головногоподразделения в системе Министерства внутренних дел РФ по организациирегистрационного учета граждан выполняет Паспортно-визоваяслужба МВД России.
Подразделенияпаспортно-визовой службы органов внутренних дел размещаются в удобных дляработы и обслуживания населения помещениях, по возможности, в одном здании сорганами внутренних дел и должны иметь отдельный вход для граждан. Этипомещения оборудуются средствами централизованной охранной и пожарнойсигнализации, обеспечиваются внутренней и городской (районной) телефоннойсвязью и необходимой оргтехникой.
Помещения паспортно-визовойслужбы, в зависимости от штатной численности работающих, должны иметь отдельныекабинеты для сотрудников, хранилища для действующего и архивного материалов, атакже — для адресно-справочного бюро. Для приема посетителей выделяетсяспециальная комната, оборудованная необходимой мебелью, образцами заполнениясоответствующих бланков документов и справочными материалами.
Работа паспортно-визовойслужбы органов внутренних дел организуется таким образом, чтобы граждане имеливозможность решать своп вопросы в свободное от работы время. В этих целях приемнаселения и должностных лиц, ответственных за регистрацию, должен производитьсяне менее четырех дней в неделю в дневное и в вечернее время с учетом режимаработы общественного транспорта, органов местного самоуправления, жилищных,военно-учетных и других организаций и учреждений, а также в один изобщеустановленных выходных дней.
Начальникипаспортно-визовой службы органов внутренних дел организуют работу поосуществлению регистрации и снятия граждан с регистрационного учета, определяютдолжностные обязанности сотрудников, осуществляют контроль за их выполнением,принимают меры к совершенствованию форм и методов служебной деятельности, обучениюподчиненных, несут персональную ответственность за соблюдение законности.
Паспортно-визовая служба в структуре РОВД состоит из начальника и инспекторов ПВС. На инспекторов ПВС возложена следующая работа
• оформление документов на гражданство;
• розыск неплательщиков алиментов;
• оформление документов по утратепаспортов;
• оформление документов на получениезагранпаспортов, в регистрация граждан из «ближнего» и«дальнего» зарубежья;
• ведение адресной картотеки,изготовление паспортов;
• осуществление регистрации по местужительства.
Организацию работы поконтролю за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил осуществляютначальники органов внутренних дел. Они обязаны организовать взаимодействиемежду службами и подразделениями органов внутренних дел, а также обеспечитькоординацию работы с другими правоохранительными органами, учреждениямигосударственной статистики, военными комиссариатами, жилищно-эксплуатационными организациями,юридическими лицами, предоставляющими для проживания принадлежащие им на правесобственности жилые помещения, а в пограничной зоне — с подразделениями ичастями органов пограничной службы.
Непосредственноеобеспечение контроля за соблюдением Правил организуют начальники паспортно-визовой службы органов внутренних дел. Онианализируют практику применения Правил, обеспечивают планирование, сбор иобобщение информации о регистрационном учете граждан, готовят предложения,направленные на устранение причин и условий, способствующих совершениюправонарушений в жилищной сфере. Кроме того, начальники паспортно-визовойслужбы органов внутренних дел обязаны в установленном порядке контролироватьвыполнение участковыми инспекторами милиции своих функциональных обязанностейпо этой линии работы, проводить инструктажи и совещания с личным составоморганов внутренних дел, лицами, ответственными за регистрацию, поддерживать вустановленном порядке доверительные отношения с гражданами, вестиразъяснительную работу среди населения, используя при этом возможности средствмассовой информации.
Сотрудники криминальноймилиции, следственных аппаратов, органов внутренних дел на транспорте и другихслужб и подразделений органов внутренних дел обязаны информировать паспортно-визовую службу о лицах, проживающих бездокументов (с недействительными документами), удостоверяющих личность, безрегистрации по месту пребывания или по месту жительства, а также о физических июридических лицах, предоставляющих жилые помещения для пребывания илипроживания без оформления регистрации.
Сотрудники паспортно-визовой службы в установленном порядкенаправляют информации в заинтересованные службы и подразделения органоввнутренних дел о лицах, представляющих для них интерес, которые установлены впроцессе осуществления регистрационного учета населения.
Организационные ипрактические мероприятия по контролю за соблюдением гражданами и должностными лицамиПравил осуществляются всеми подразделениями органов внутренних дел вповседневной работе и проведении целевых мероприятий. Они включаются в планыработы органов внутренних дел в зависимости от складывающейся криминогеннойситуации и должны предусматривать силы и средства их реализации, наименование иместонахождение проверяемых объектов, ответственных лиц и сроки исполнения.
Органы внутренних дел приосуществлении регистрации и снятии граждан с регистрационного учета выполняютследующие основные функции:
— оформление регистрациии снятия граждан с регистрационного учета;
— ведениеадресно-справочной работы;
— взаимодействие сфедеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
— осуществление контроляза соблюдением гражданами, должностными и юридическими лицами Закона РФ «Оправе граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Правил;
— информированиенаселения о принятых законодательных и иных нормативных правовых актах, касающихсярегистрационного учета граждан;
— решениеправоохранительных задач при осуществлении регистрации и снятия граждан срегистрационного учета;
— учет при регистрациилиц, имеющих судимость к лишению свободы;
— контроль за соблюдениемгражданами и должностными лицами законодательных и нормативных правовых актов орегистрационном учете населения.
4. Административнаяответственность за нарушения правил паспортно-регистрационной системы, правилпребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
В Кодексе РФ об административныхправонарушениях предусмотрена ответственность за нарушенияпаспортно-регистрационного режима. Рассмотрим данные нормы и проанализируем их.Пункт 1 статьи 19.15. КоАП РФ предусматривает ответственность за проживаниегражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина(паспорта) или без регистрации. Проживание или пребывание гражданина РоссийскойФедерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), безудостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительномуудостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по меступребывания или по месту жительства —     влечет предупреждение или наложениеадминистративного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда.
Согласно Федеральномузакону от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»под гражданством РФ понимается устойчивая правовая связь лица с РФ,выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 5,6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданамиРФ являются: а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу данногозакона; б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с законом.
Гражданин РФ, имеющийтакже иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, заисключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральнымзаконом. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собойпрекращения гражданства РФ.
Согласно ст. 10Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» документом,удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основнойдокумент, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов,удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом. Всоответствии с Положением о паспорте гражданина РФ, паспорт гражданина РФявляется основным документом, удостоверяющим его личность на территории РФ.Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающиена территории РФ. Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей РФобразцу и оформляются на русском языке.
Согласно Федеральномузакону РФ от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из РоссийскойФедерации и въезда в Российскую Федерацию» основными документами,удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляютвыезд из РФ и въезд в РФ, признаются: паспорт гражданина РФ; дипломатическийпаспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
Пункт 2 ст. 19.15 КоАП РФдопущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета,проживания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) илипо недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо безрегистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущениегражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на правесобственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина(паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства-влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере отодного до трех минимальных размеров оплаты труда.
Ответственными зарегистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являютсядолжностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные свыполнением организационно — распорядительных или административно — хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилымипомещениями и помещениями социального назначения: государственных имуниципальных предприятий и учреждений, имеющих жилищный фонд на правехозяйственного ведения либо праве оперативного управления; жилищно — эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищного фонда;жилищно — строительных и жилищных кооперативов; гостиниц, кемпингов, туристскихбаз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов — интернатов дляинвалидов, ветеранов, одиноких престарелых, гостиниц — приютов и другихучреждений социального назначения; организаций иных организационно — правовыхформ.
Органами регистрационногоучета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военныхгородках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне илизакрытых административно — территориальных образованиях, в которых имеютсяорганы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенныхпунктах — органы местного самоуправления.
Органы регистрационногоучета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленномпорядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местомжительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания. Вслучае отказа гражданам в регистрации по месту пребывания органырегистрационного учета обязаны в трехдневный срок со дня получения документовписьменно уведомить их о причинах отказа. Отказ органов регистрационного учетав регистрации граждан по месту пребывания может быть обжалован ими вышестоящемудолжностному лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности орган регистрационногоучета или в суд. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а такжеграждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им направе собственности жилые помещения, в трехдневный срок со дня обращенияграждан передают документы вместе с адресными листками прибытия и формамистатистического учета в органы регистрационного учета. Органы регистрационногоучета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан поместу жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по местужительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам,удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по местужительства.
Должностные лица,указанные в п. 2 данной статьи, обязаны обеспечить регистрацию граждан послепредставления ими необходимых документов в сроки, определенные Правиламирегистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания ипо месту жительства в пределах РФ. Несоблюдение указанных сроков длярегистрации влечет применение к названным должностным лицам мерадминистративной ответственности.
Умышленные уничтожениеили порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежное хранениеудостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее утрату удостоверенияличности гражданина (паспорта), — влечет предупреждение или наложениеадминистративного штрафа в размере от одной второй до трех минимальных размеровоплаты труда (ст. 19.16.)
Согласно п. 17 Положенияо паспорте гражданина РФ гражданин обязан бережно хранить паспорт, об утратепаспорта он должен незамедлительно заявить в орган внутренних дел. Дооформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается органомвнутренних дел временное удостоверение личности, форма которого устанавливаетсяМВД России. Под умышленной порчей удостоверения личности гражданина понимаетсяпричинение невосполнимых повреждений его бланку, искажающих сведения, отметки,записи, внесенные в данное удостоверение (паспорт). Деформация указанногобланка по неосторожности, а также утрата удостоверения личности гражданина(паспорта), обусловленные совершением противоправных действий в отношении еговладельца, не содержат признаков данного административного правонарушения.
Незаконное изъятие должностнымлицом удостоверения личности гражданина (паспорта) — влечет наложениеадминистративного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеровоплаты труда (п. 1 ст. 19.17).
Принятие удостоверенияличности гражданина (паспорта) в залог — влечет предупреждение или наложениеадминистративного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда.
Согласно Положению опаспорте гражданина РФ запрещается изъятие у гражданина паспорта, кромеслучаев, предусмотренных законодательством РФ. В соответствии с п. 21Положения паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишениюсвободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом иприобщается к личному делу указанного лица. При освобождении из-под стражи илиотбытии наказания в виде лишения свободы паспорт возвращается гражданину.Паспорт не относится к вещам, являющимся предметом залога. Согласно п. 1 ст.336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи иимущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого изоборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора. Использованиепаспорта в качестве предмета залога представляет собой разновидность егонезаконного изъятия.
Представление заведомоложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта), втом числе заграничного паспорта, либо других документов, удостоверяющихличность или гражданство, — влечет наложение административного штрафа награждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; надолжностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (ст.9.18).
Для оформления паспортагражданин РФ в заявлении установленного образца должен указать свои фамилию,имя, отчество (в том числе ранее имевшиеся), пол, дату и место рождения, местожительства, место работы (службы, учебы) в течение последних 10 лет ипредставить основной документ, удостоверяющий его личность. К заявлениюприлагаются личные фотографии и документы об уплате государственной пошлины (вслучае оформления паспорта на территории РФ) или консульского сбора (в случаеоформления паспорта за пределами территории РФ) за оформление паспорта, а такжедокумент об оплате стоимости бланка паспорта.
В заявлении об оформлениипаспорта гражданин РФ указывает на отсутствие обстоятельств, предусмотренныхФедеральным законом от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ, которые могли быпрепятствовать его выезду из Российской Федерации.
Представление заведомоложных сведений для оформления паспорта гражданина РФ, дипломатическогопаспорта, служебного паспорта, паспорта моряка в случаях, предусмотренныхФедеральным законом РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въездав Российскую Федерацию», а также представление заведомо ложных сведенийпри оформлении удостоверения личности военнослужащего (офицера, прапорщика,мичмана), военного билета (для солдат, матросов, сержантов и старшин,проходящих военную службу по призыву или по контракту), заграничного паспорта(для постоянно проживающих за границей граждан РФ, которые временно находятся натерритории РФ), иных выдаваемых ОВД документов, удостоверяющих личностьгражданина РФ, а также документов, удостоверяющих гражданство, квалифицируютсяв качестве рассматриваемого административного правонарушения.
Сообщение гражданином РФзаведомо ложных сведений при оформлении документов для выезда из РФ гражданинаРФ является основанием для временного ограничения права гражданина РФ на выездиз РФ (п. 6 ст. 15 Федерального закона РФ «О порядке выезда из РоссийскойФедерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Рассматриваемоеправонарушение совершается с прямым умыслом. Представление в указанных случаяхложных сведений по причинам, исключающим квалификацию умышленного деяния, невлечет за собой применения мер административной ответственности в соответствиис ой статьей.
За нарушение «Правилпребывания иностранных граждан в Российской Федерации» иностранныеграждане привлекаются к ответственности в соответствии с Законом РФ «Оправовом положении иностранных граждан в РФ».
Вопрос об ответственностииностранных граждан, указанных в статье 33 Закона РФ «О правовом положениииностранных граждан в РФ», разрешается дипломатическим путем.
Нарушение «Правилпребывания иностранных граждан в Российской Федерации» лицами, обязаннымисоблюдать их требования (включая лиц, пригласивших иностранных граждан в РФ почастным делам либо оказывающих им услуги) влечет ответственность в соответствиис законодательством РФ. Сокращение срока пребывания в РФ и выдворениеиностранных граждан из РФ производится на основаниях, предусмотренных статьями30 и 31 Закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».Решения о сокращении срока пребывания иностранных граждан в РФ принимаюторганами внутренних дел, а о выдворении их из РФ — органами внутренних дел илифедеральными органами безопасности. Ходатайства о выдворении иностранныхграждан из РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ и, когда этиграждане прибыли по линии принимающих организаций, незамедлительно возбуждаютсяэтими организациями перед органами внутренних дел.
Административноевыдворение иностранного гражданина за пределы РФ осуществляется за счет средстввыдворяемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либов случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленногозаконом порядка привлечения и использования иностранных работников, — за счетсредств пригласившего его органа, дипломатического представительства иликонсульского учреждения иностранного государства, гражданином которого являетсявыдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо еепредставительства, физического или юридического лица. В случае, еслиустановление приглашающей стороны невозможно, расходы на административноевыдворение иностранного гражданина за пределы РФ производятся за счет средствфедерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.
Федеральный органисполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или еготерриториальный орган либо федеральный орган исполнительной власти, ведающийвопросами безопасности, или его органы осуществляют административное выдворениеиностранного гражданина за пределы РФ и направляют информацию об этом вфедеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел,уведомляет об административном выдворении иностранного гражданина за пределы РФдипломатическое представительство или консульское учреждение иностранногогосударства в РФ, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин.
Иностранные граждане,подлежащие административному выдворению за пределы РФ, по решению судасодержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел илибезопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке,установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения обадминистративном выдворении за пределы Российской Федерации.
На основании Федеральногозакона РФ от 18 июля 1996 года " 0 прядкевыезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", и приказаМВД СССР К 076- 86 года на органы внутренних делвозложены обязанности по регистрации иностранных граждан по месту пребывания ипо месту жительства, а также контроль за их пребыванием и транзитным проездомчерез территорию РФ. А также оформление и выдачи документов для въезда в РФ ивыезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
Ответственность засоблюдение Правил на обслуживаемых участках несут участковые инспектора милиции,которые в пределах возложенных на них соответствующими нормативными актамиобязанностей обеспечивают выполнение этих Правил гражданами и должностнымилицами.
Сведения о проделаннойработе по контролю за соблюдением Правил регистрационного учета участковымиинспекторами милиции докладываются не реже одного раза в месяц руководителяморганов внутренних дел.
На основании приказа 076от 5.03.86 года МВД СССР на участковых инспекторов милиции возложены следующиеобязанности:
·  не реже 1 раз в квартал проверятьфактическое проживание постоянно проживающих иностранных граждан;
·  за месяц до истечении срока действиявида на жительство предупреждать постоянно проживающих иностранцев онеобходимости продления срока действия документа и за 10 дней проверяют, обратилсяли иностранец по данному вопросу в УПВС УВД;
·  проверяют по плану органа внутреннихдел отделы кадров учреждений и предприятии для выявления принятых на работу иностранцев,не имеющих разрешения на. пребывание в даннойместности;
·  периодически осуществляют наобслуживаемой территории проверки соблюдения порядка регистрации иностранцев должностными лицами гостиниц, кемпингов, домовотдыха, санаториев и других мест пребывания иностранцев;
·  проводят работу в жилом секторе повыявлению иностранцев проживающих без регистрации по месту жительства ипребывания, а также граждан, пригласивших иностранцев по частным делам и необеспечивших их своевременную регистрацию, предоставивших иностранцам жилище,транспортные средства или оказавших им услуги в нарушение установленных правил пребыванияиностранцев в РФ и транзитного проезда их через территорию РФ;
·  при выявлении таких лиц составляютпротокол об административной ответственности и докладывают их руководителям горрайорганов внутренних дел;
·  участвуют по мере необходимости в проверкахстуденческих общежитии, где проживают иностранцы, проводимых работниками ОПВС совместно с работниками деканатов по работе синостранными гражданами, комендантами общежитии;
·  для обеспечения контроля зарегистрацией, проживанием иностранцев, въехавших в РФ по частным делам исвоевременным выездом их из РФ по истечении разрешенного срока пребывания;
·  учитывают адреса граждан, получившихразрешения на приглашение иностранцев из-за границы;
·  через работников ЖЭК, доверенных лиц и представителей общественностиосуществляют контроль за пребыванием иностранцев по месту жительства;
·  за 10 дней до истечения срокарегистрации предупреждают лиц, к которым прибыли иностранцы, о необходимостивыезда из РФ иностранцев или своевременного продления им срока пребывания;
·  в течение 3-х дней после окончаниясрока регистрации иностранцы проверяют, выехал ли он с места жительства, Вслучае досрочного выезда иностранца незамедлительно сообщают об этом работникам ОПВС ОВД.
Анализ работы органоввнутренних дел по контролю за пребыванием иностранных граждан в РФ за последнеевремя показывает, что еще имеются определенные недостатки в организации этойработы. Руководство МВД России, придавая этим вопросам особое значение,указаниями от 29 января 1993 г. .¹ 1/426 и от30 сентября 1993 г. ¹ 1/4287 обязало органы внутренних дел усилитьконтроль за пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства и приниматьоперативные меры по выявлению и отправке за пределы России иностранцев,незаконно пребывающих на ее территории. Эта указания предписывают:
·  выявлять иностранных граждан, проживающихпо просроченным документам и разрешениям органов внутренних дел, для чегоследует разрабатывать и проводить мероприятия по установлению иностранцев,скрывшихся от учетов органов внутренних дел, прибывших в Россию по транзитнымвизам, в качестве туристов или с другими целями и проживающих понедействительным документам или без документов, а также имеющих визы, срокдействия которых закончился. При проведении таких мероприятий использоватьинформацию, полученную из ГИЦ МВД России. Вотношении лиц, претендующих на получение убежища в срочном порядке,информировать Федеральную миграционную службу России для принятиясоответствующего решения;
·  на железнодорожных, морских и речныхвокзалах, в аэропортах. На автомобильных дорогах, расположенных на территориях,прилегающих к республикам бывшего СССР, организовать специализированные подвижныемилицейские посты и группы для выявления иностранных граждан, прибывающих натерриторию РФ в нарушение установленного порядка. При выявлении таких лицвозвращать в страну, с территории которой они прибыли;
·  обращения государственных,общественных и религиозных организаций, предприятий (объединений), учреждений икооперативов о продлении срока пребывания иностранных граждан, въехавших полинии другой организации, рассматривать только после представленияходатайствующими организациями документов,
·  подтверждающих их юридический статус,и письменного согласия организации, оформившей иностранцу въезд в Россию;
·  по таким обращениям в отношениииностранных граждан, прибывших в Россию по частным делам или в качестветуристов, рекомендовать оформление въезда в РФ производить через консульскиеучреждения России за границей;
·  активизировать работу по выявлениюлиц, представляющих свою жилплощадь в поднаем в нарушение требований,предусмотренных правилами пребывания иностранных граждан, принимать меры к нимв соответствии с действующим законодательством;
·  поручить паспортно-визовойслужбе систематически обеспечивать подразделения патрульно-постовой службы,уголовного розыска, дежурные части органов внутренних дел, другие заинтересованныеподразделения милиции информацией:
*  о местах проживания иностранныхграждан и организациях, принимающих их;
*  о предполагаемом прибытии иностранныхграждан для работы на длительный период;
*  о регистрации по частным адресам суказанием фамилии, имени, года рождения, гражданства иностранца;
*  о лицах, сдающих иностраннымгражданам жилую площадь в поднаем;
*  о правонарушителях, связанных синостранцами.
·  активизировать работу по разъяснениюадминистрации организаций, принимающих иобслуживающих иностранных граждан, законодательства, регламентирующего правовоеположение иностранцев в РФ, и ответственности за его нарушение;
·  разработать для организаций, учебныхзаведений и гостиниц пособия по учету иностранцев, оформлению им документов напроживание в Российской Федерации и выезд за границу;
·  проводить по мере необходимостизанятия с должностными лицами, ответственными в организациях за работу,связанную с оформлением иностранным гражданам документов на пребывание в Россиии выезд за границу.
Работники ПВС проводят совместно с участковыми инспекторамимилиции проверку фактического проживания постоянно проживающих иностранцев.Участковые инспектора, кроме того, ведут списочный учет (по паспорту научасток) иностранцев, проживающих постоянно. О результатах проверки докладываютруководству горрайоргана рапортом, в которомуказывается дата проверки, с кем она проведена, Ф.И.О.и адрес проживания проверяемого иностранца, номер и срок действия его вида нажительство.
В пунктах пропускачерез границу фиктивность документов, удостоверяющих личность, выявляется, погранслужбой и нарушители задерживаются и послепроведенного разбирательства передаются в органы внутренних дел. Те налагают наних административное взыскание и предлагают обратиться в посольствасоответствующих стран для получения действительных документов, дающих правовыезда за границу. Фактически данные предложения ими игнорируются, и они вновьначинают изыскивать возможности для незаконного выезда из России.

Заключение
Правовой основойпаспортно — регистрационной системы являются Конституция РФ, Федеральные законы«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «О порядкевыезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», УказПрезидента РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданинаРоссийской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденныеПравительством РФ «Положение о паспорте гражданина РоссийскойФедерации», «Положение о паспорте моряка», «Правиларегистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационногоучета», ряд инструкций и приказов МВД, а также международные нормы.Вопросы, связанные с въездом и выездом за пределы РФ, регулируются, кромеФедерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда вРоссийскую Федерацию» от 15 августа 1996 года, Федеральным законом «Оправовом положении иностранных граждан в РФ», и иными нормативными актами.
Паспортно — регистрационная система едина для всей страны. Ее действие направлено наупорядочение передвижения как российских граждан, так и находящихся натерритории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, атакже на розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов, на укреплениегосударственной и общественной безопасности. Она играет важную роль в сфереохраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а такжепредупреждения и раскрытия преступлений.
Регистрационный учетпредставляет собой совокупность правовых предписаний, устанавливающих порядокрегистрации и учета населения Российской Федерации, его передвижения внутристраны и при выезде в другие государства, въезда, выезда, проживания ипередвижения по территории России иностранцев и лиц без гражданства. Такимобразом, регистрационный учет является более широким по содержанию, позволяя гражданамнаиболее полно реализовывать свое конституционное право на свободу передвиженияв пределах страны. Если прописка могла быть постоянной (постоянное проживание вданной местности) и временной (граждане прибыли на временное проживание), то всистеме регистрационного учета существует регистрация по месту жительства и поместу пребывания.
В соответствии с принятым в 1993г. Законом РФ «О праве гражданРоссийской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания ижительства в пределах Российской Федерации» четко установлено, что этоправо граждан России может быть ограничено только в соответствии с федеральнымизаконами:
q в пограничнойзоне;
q в закрытыхадминистративно-территориальных образованиях;
q в зонахэкономического бедствия;
q на отдельныхтерриториях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространенияинфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введеныособые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
q на территориях,где введены режимы особого, чрезвычайного и военного положения.
Соответственно можноразличать общий и специальные паспортно-регистрационные режимы.
Руководство паспортно-визовойслужбой в РФ и ее организации осуществляется Министерством внутренних дел РФ, ав республиках, краях, областях, автономных образованиях, городах федеральногозначения — соответственно министерствами, главными управлениями, управлениямивнутренних дел.
Функции головногоподразделения в системе Министерства внутренних дел РФ по организациирегистрационного учета граждан выполняет Паспортно-визовая служба МВД России.
Подразделенияпаспортно-визовой службы органов внутренних дел размещаются в удобных дляработы и обслуживания населения помещениях, по возможности, в одном здании сорганами внутренних дел и должны иметь отдельный вход для граждан. Этипомещения оборудуются средствами централизованной охранной и пожарнойсигнализации, обеспечиваются внутренней и городской (районной) телефоннойсвязью и необходимой оргтехникой.Ответственность за нарушение правил паспортно-регистрационной системы,правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц безгражданства предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях,Законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. КонституцияРоссийской Федерации. — М.: Юрид. лит., 1993.
2. Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195- ФЗ //СЗ РФ. 07.01.2002. №1 (ч.1) ст. 1.
3. Федеральный законот 30 декабря 2001г. №196- ФЗ «О введении в действие Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2002. №1 (ч. 1).ст. 1.
4. Федеральный законРФ от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных гражданв Российской Федерации». // СЗ РФ. 29.07.2002. №30. Ст. 3032.
5. Федеральный законРФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации насвободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РоссийскойФедерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 12.08.1993. №32. ст. 1227.
6. Федеральный законРФ от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из РоссийскойФедерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. 19.08.1996. №34. Ст.4029.
7. Закон РоссийскойФедерации от 18 апреля 1991г… № 1026-1 «О милиции» //Вед. СНД РСФСРи ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
8. Закон РФ от 14июля 1992 года №3297-1 «О закрытом административно — территориальномобразовании». // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 20.08.1992. №33. Ст. 1915.
9. ПостановлениеВерховного Совет РСФСР от 22 ноября 1991г. № 1920-1 «О Декларации прав исвобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. №52. Ст. 1865.
10. Указ ПрезидентаРФ 13 марта 1997 года №232 «Об основном документе, удостоверяющем личностьгражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» // СЗРФ. 17.03.1997. №11. Ст. 1301.
11. ПостановлениеПравительства РФ от 8 июля 1997 г. №828 «Об утверждении положения опаспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспортагражданина Российской Федерации». // СЗ РФ. 14.07.1997. №28. Ст. 3444.
12. ПостановлениеПравительства РФ от 1 декабря 1997г. №1508 «Об утверждении положения опаспорте моряка». // СЗ РФ. 08.12.1997. №49. Ст. 5598.
13. ПостановлениеПравительства РФ от 17 июля 1995 г. №713 «Об утверждении правилрегистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета поместу пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации иперечня должностных лиц, ответственных за регистрацию». // СЗ РФ.24.07.1995. №30. Ст. 2939.Специальная литература
14. Административнаядеятельность органов внутренних дел. Альбом схем. / Под ред. А.П. Коренева. — М.: МЮИ МВД России, 1999.
15. Административнаядеятельность органов внутренних дел. Учебное пособие (в схемах) / Под ред. В.П.Сальникова.- СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права,экономики и безопасности жизнедеятельности; Фонд поддержки науки и образованияв области правоохранительной деятельности «Университет», 1999.
16. Административнаядеятельность органов внутренних дел. Часть общая: Учебник / Под ред. А.П.Коренева. — М.: ЩИТ-М., МЮИ МВД России, 2000.
17. Административнаядеятельность органов внутренних дел. Часть особенная Учебник / Под ред. А П.Коренева. — М.: ЩИТ-М., МЮИ МВД России, 2001.
18. Административно-правовыеосновы обеспечения безопасности в Российской Федерации: Учебное пособие. — Омск: ОмЮИ МВД России, 1997, гл. I-III,VII.
19. Бахрах Д.Н.Административное право России. Екатеринбург: Диамант,1997.
20. Комментарий кКодексу РСФСР об административных правонарушениях. — М.: ПРОСПЕКТ, 1997.
21. Соловей Ю.П.Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции»./ М.:«Проспект», 2000.
22. Спектор Е.И.Развитие административного законодательства о государственной регистрации. //Журнал российского права. № 7. 2002.
23. Спектор Е.И.Паспортно — визовый режим: правовое регулирование. // Журнал российского права.№3. 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ancient Greek Theatre Essay Research Paper TheaterStructure
Реферат Malcolm X Essay Research Paper I have
Реферат Организация рекламной деятельности ЗАО Зеленая долина
Реферат Разработка объектов прикладного решения "Мастер-класс" на "1С:Предприятие 8.2"
Реферат Тиристор-полупроводниковый транзистор
Реферат Нравственная проблематика произведений конца XX века
Реферат Ідеї моралі в творчості Ф Ніцше
Реферат Система национальных счетов в РФ
Реферат Усыновление (удочерение) ребенка
Реферат Москва и Московская губерния в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны
Реферат І. Повторення
Реферат Бухгалтерский учет, анализ и аудит на малом предприятии на примере ООО "Союз-Идеал"
Реферат Сетевые методы в планировании
Реферат Cable Modem Vs Dsl Essay Research Paper
Реферат Ii «Показатели качества, контроль, статистическое регулирование технологических процессов; системы управления качеством» Павлодар