Реферат по предмету "Государство и право"


Коррупция и ее общественная опасность

ТЕМА:«КОРРУПЦИЯ И ЕЁ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ»
 
1.        Понятиекоррупции: социально экономические и правовые аспекты.
2.        Истоки и причиныкоррупции.
3.        Предупреждениекоррупции, и борьба с ней в современном мире.
4.        О возрастаниироли государства в деле борьбы с коррупцией в условиях перехода к рыночнойэкономике.
5.        Формы, методы имеханизмы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.

Понятиекоррупции: социально-экономические и правовые аспекты
 
Коррупция представляет собой социальныйфеномен, не имеющий однозначного понимания и интерпретации вобщественном сознании. В обществе нет консенсуса по поводу коррупции.Эмоциональная, нравственная и правовая оценка явлений коррупции предельномногозначны, границы морального – аморального, законного – незаконного,осуждаемого – принимаемого в значительной мере размыты. Известно, чтолатинскоеслово corrumpere, означающеепорчу, уничтожение,  подкуп, задабривание подарками, совращение.
Современная коррупция– это неэлементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицироватьконкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления.Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическоеявление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, всодержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественноопасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется вовсех сферах общественной жизни.
 Коррупцией следуетсчитать осуществляемое любыми способами и при любых условиях извлечениивыгоды из своего положения в системе государственной власти или из связанного сним своего общественного статуса в корыстных целях.   Белорусскоезаконодательство определяет коррупцию как умышленное использование лицами,уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами,приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностейв целях противоправного приобретения для себя или близких родственниковимущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкупуказанных лиц путем противоправного предоставления им физическими илиюридическими лицами этих благ, льгот и преимуществ.
 По существу, все охраняемыезаконом общественные отношения могут стать объектом преступнойдеятельности коррумпированных должностных лиц. В частности, ими могут бытьсовершены: государственная измена и разглашение государственной тайны, контрабанда,воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрациянезаконных сделок с землей, должностной подлог, привлечение заведомоневиновного к уголовной ответственности и вынесение заведомо неправосудныхприговора, решения, или иного судебного акта и т.д.  Однако если большинствоэтих преступлений есть лишь результат подкупа  должностных лиц, как быследствие коррупции, то некоторые из них выражают саму суть  данного явления,когда работники аппарата управления используют свою должность для незаконногообогащения.
Использование служебногоположения в корыстной или иной личной заинтересованности может бытьпредставлено следующими разновидностями:
1) завладение сиспользованием служебного положения чужим имуществом путем его изъятия вопрекиволе собственников;
2) использованиеслужебного положения при совершении других действий корыстного характера, несвязанных с завладением чужим имуществом. Данное последствие может выражаться ввиде реального материального ущерба, в у пущенной выгоде, а также в причинениииного вреда различным интересам (нарушении конституционных прав и свободграждан, подрыве авторитета органов власти, создание помех и сбоев в работе,сокрытии крупных хищений и т.п.);
3) «классическая»разновидность проявления коррупции – получение должностным лицом материальныхценностей и услуг материального характера в связи с занимаемой должностью сведома лиц, передающих эти ценности или оказывающих услуги (например, с цельюпобудить должностное лицо к соответствующему действию, правомерному илипротивозаконному и др.);
4) непосредственноеучастие должностных лиц и государственных служащих, депутатов в коммерческойдеятельности для извлечения личной выгоды или корпоративной.

2. Истокии причины коррупции
Социологические исследованияпозволяют глубже проанализировать коррупцию как социальное явление. Один изважнейших выводов таких исследований заключается в том, что самые крупныекоррупционные сделки, самые большие потери от коррупции связаны отнюдь не совзятками, хотя и их общая сумма высока. Но самые крупные объемы коррупционныхсделок производят так называемые коррупционные сети, действующие, как правило,практически без нарушений законодательства, а чаще всего с соблюдением егонорм. Чтобы понять причины и процедуры деятельности коррупционных сетей,необходимо изучать реальные экономические и социальные факторы, вследствиекоторых такая деятельность становится возможной.  Осознание ситуации, конечно,не означает, что сразу удастся их нейтрализовать, а вскрытие противоречий не ведетнемедленно к их разрушению. Но без этого противодействие коррупции никогда небудет эффективным.
Как социальное явлениекоррупции возникает и поддерживается на уровне неформальных социальных связей,составляющих основу общества, она может быть обнаружена на всех уровняхуправления им, а также в системах, обеспечивающих его саморегулирование.
Расширяющеесяполитическое и экономическое сотрудничество превращает коррупцию винтернациональную проблему. Тенденции развития в мировой политике и экономикеспособствуют возникновению и быстрому развитию транснациональной преступности,одной из наиболее опасных форм которой является транснациональная коррупция,проявляющаяся в виде подкупа иностранных должностных лиц с целью получениявозможности начать или продолжить экономическую деятельность в какой-нибудьстране, либо обеспечить себя каким-то несоответствующим преимуществом присоздании предприятий с иностранными инвестициями, либо незаконно реализоватьэкономические проекты, приватизировать государственную собственность и т.д.
Что же порождаеткоррупцию и питает эту коррозию общества?
К основным причинамкоррупции можно отнести:
– отсутствие оптимальной системыантикоррупционных законов и подзаконных актов;
– существенные недостаткии грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ;
– слабость инерешительность государственной власти;
– кадровую, техническую иоперативно-тактическую неподготовленность правоохранительных органов кпротиводействию организованной преступности, в том числе коррумпированнымструктурам;
– минимальный рискразоблачения коррупционеров и отсутствие жестких по отношению к ним мерответственности;
– привилегии нараспоряжение собственностью и услугами, которые находятся в руках ограниченногочисла чиновников.

3.Предупреждение коррупции и борьба с ней в современном мире
 
При изучении сущностикоррупции как социального явления можно определить факторы, в той илииной степени препятствующие борьбе с ней:
– значительнаяраспространенность коррупционных правонарушений в условиях ограниченностисредств, выделяемых для нужды органов, призванных противостоять этому явлению;
– определеннаяограниченность возможностей уголовного законодательства в части формулированияпризнаков коррупционных преступлений и конкретных форм их совершения;
– трудности в оперативномвыявлении и уголовно-процессуальном доказывании фактов  коррупции;
– недостаточноепредупредительное воздействие мер уголовной ответственности.

4.Овозрастании роли государства в деле борьбы с коррупцией в условиях перехода крыночной экономике
 
Говоря о коррупции как обобщественном вредном явлении, необходимо отметить, что коррупционные проявлениявлекут за собой ряд негативных последствий, обостряют существующие проблемыобщества. К негативным экономическим последствиям коррупции относятся:расширение теневой экономики, приводящее к уменьшению налоговых поступлений иослаблению государственного бюджета; нарушение конкурентных механизмов рынка;неэффективное использование государственных бюджетных средств, в частности, прираспределении государственных заказов и выдаче государственных кредитов;повышение конечной цены продукции или услуг за счет «коррупционных издержек»;ухудшение инвестиционного климата.
К числу негативныхсоциальных последствий коррупции относятся: дискредитация права какосновного инструмента регулирования жизни государства и  общества; отвлечениезначительных государственных средств от целей общественного развития,увеличение и консервация резкого имущественного неравенств, бедностьзначительной части населения; укрепление организованной преступности,увеличение социальной напряженности и др.
К негативнымполитическим последствиям коррупции можно отнести: смещение целей и задачполитики от общенационального развития к обеспечению властвования коррупционныхгруппировок; уменьшение доверия власти, рост ее отчуждения от общества; падениепрестижа страны на международной арене; снижение политической конкуренции.
Таким образом, можносделать вывод о том, что под угрозу в целом ставятся гарантированность прав исвобод всех членов общества, сохранение конституционного строя, законности иправопорядка в государстве. Коррупция без постоянного противодействия иусиления борьбы с нею имеет свойство расширяться и совершенствоваться, поэтомуантикоррупционная функция является одной из основополагающих функций любогогосударства.  Основной целью антикоррупционной политики каждого государстваявляется обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества игосударства от угроз, воздействия и последствий коррупции, а также укреплениядоверия общества к государству и его институтам.
Одним из наиболеедейственных средств правовой борьбы с коррупцией является криминализацияосновных ее направлений. Жесткое уголовное законодательство,устанавливающее серьезное наказание за коррупционные преступления – один изнеобходимых факторов, без которого борьба с этим явлением будет неэффективной.
По мнению некоторыхюристов, решению коррупционной проблемы может в той или иной мереспособствовать установление особого социально-правового контроля заисточниками доходов, финансово-экономической и иной деятельностью лиц,подозреваемых в коррупции, и возможности временного отстранения от работы лиц,подозреваемых в коррупции, а также введения ограничений и запретов на ихдеятельность для воспрепятствования пользованию или сокрытию средств, добытыхпреступным путем. Немаловажным фактором борьбы с коррупцией является жесткийфинансовый контроль. При этом некоторые государства идут по пути созданияспециального органа финансового мониторинга (финансовой разведки), призванногообеспечить активное противодействие отмыванию преступных доходов. Однако помимопринятия соответствующего специального законодательства необходимо еще иобеспечить эффективный механизм его применения, а также постоянно реализовыватьпрограмму действенных предупредительных мер.
Антикоррупционнаяполитика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:
– организация борьбы скоррупцией на всех ее уровнях,
–  сужение поля условий иобстоятельств, благоприятствующих коррупции;
– уменьшение выгод дляобеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней;
– увеличение вероятностивыявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред;
– влияние на мотивыкоррупционного поведения;
– создание атмосферыобщественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.

5.Формы,методы и механизмы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь
Для предупреждениякоррупции требуется принимать комплекс различных мер (правовых,социально-экономических, практических, информационных). Во всех государствахвопрос создания действенной правовой модели, позволяющей эффективно бороться скоррупционными проявлениями, приобретает важное значение.
Что касается ситуации,связанной с созданием модели антикоррупционных мероприятий в нашей стране.
В отношениигосударственных органов, призванных обеспечивать противодействие коррупции вБеларуси, следует отметить, что уже более 10 лет в нашей стране существуют специализированныеподразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.Координацию деятельности министерств, других республиканских органовгосударственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов,организаций и общественных объединений по борьбе с преступностью, в том числе скоррупцией, в нашей стране осуществляет Межведомственная комиссия по борьбес преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете БезопасностиРеспублики Беларусь (создана Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1995 г.), на  которую, в частности, возложены такие задачи, как: подготовка научно-обоснованныхпрогнозов по вопросам обеспечения правопорядка, распространения правонарушенийв зависимости от изменения внутренних и внешних условий, фактов развитияобщества; определение стратегии противодействия росту преступности, коррупции ииных правонарушений, распространению наркомании, подготовка проектов законов идругих нормативных актов, решений Совета Безопасности Республики Беларусь поусилению борьбы с преступностью, коррупцией и наркоманией и др.
Впределах своей компетенции борьбу с коррупцией осуществляют Прокуратура,Комитет государственного контроля и другие государственные органы. В органахпрокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности создаются специальныеподразделения по борьбе с коррупцией.
Подробнее остановимся нанормативной составляющей белорусской антикоррупционной модели. Необходимоотметить наличие довольно широкого круга нормативных правовых актов,составляющих специальное антикоррупционное законодательство РеспубликиБеларусь. К числу таких можно отнести Уголовный кодекс Республики Беларусь,Кодекс Республики Беларусь  об административных правонарушениях, ЗаконыРеспублики Беларусь «О борьбе с коррупцией», «О мерах борьбы с организованнойпреступностью и коррупцией», «О государственной службе в Республике Беларусь».
В целом необходимоконстатировать, что в настоящее время в республике осуществляется широкийкомплекс мер, направленный на дальнейшее совершенствование нормативной правовойбазы с целью устранения норм, которые могут привести к возникновениюкоррупционных отношений в обществе. Оптимизация нормативного регулированиянаиболее уязвимых сфер общественной жизни, анализ разрабатываемых нормативныхправовых актов при осуществлении нормотворческой деятельности на предметвыявления в них норм, содержащих предпосылки к возникновению коррупционныхотношений, повышение престижа государственной службы, а также ответственностигосударственных служащих, оптимизация работы всех органов, призванныхобеспечивать законность, позволит государству активно противостоять проявлениямкоррупции и сократить коррупционную преступность до минимального уровня.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. А. Исаев имидж фирмы опорный конспект
Реферат Японское искусство
Реферат Организация оплаты труда на ОАО "Пеленг" и направления ее совершенствования
Реферат 13 подвиг Геракла
Реферат Место и роль России в мировой истории. Факторы самобытности исторического пути России
Реферат Характеристика общественных отношений, регулируемых административным правом
Реферат Case Queen Versus Dudley And Stephens Essay
Реферат Mythology Essay Research Paper Greek MythologyMythology is
Реферат Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка.
Реферат Вера
Реферат Вредители и болезни риса Меры борьбы с ними
Реферат Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля
Реферат Господарське право, Мельник
Реферат Любовь, красота, память в рассказах И.А. Бунина
Реферат Методика аудита затрат предприятий торговли (Методика аудиту витрат пiдприeмств торгiвлi на матерiалах СП "ПОЛIСЕРВIС")