Реферат по предмету "Государство и право"


Конституция РСФСР 1918 г. Судебная реформа 1864 г.

1.  Конституция РСФСР 1918 г.
Декреты II съезда Советов рабочихи солдатских депутатов (декрет о мире, декрет о земле) были первыми актамиконституционного характера. В них решались не только текущие, но ифундаментальные проблемы внешней политики, экономических преобразований,власти. Поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать как первыйэтап конституционного строительства (октябрь 1917 г.).
Второй этап начинается с принятиемна III съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (10-18января 1918 г.) Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа — документа, определившего основные принципы и направления социальной,экономической и государственной политики. Этот документ носил декларативный,программный характер.
В Декларации, написанной В.И. Лениным,были записаны уже принятые важнейшие законы Советского государства: о властиСоветов, земле, мире, рабочем контроле, национализации банков, аннулированиицарских займов и т.д.
Декларация утверждала внутреннюю ивнешнюю политику Советского государства, провозглашала основную задачуреволюции – уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадноеподавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества.
III Всероссийский съезд Советовпоручил ВЦИК разработать проект Конституции и внести его на рассмотрениеочередного Всероссийского съезда Советов.
1 апреля 1918г. ВЦИК создалКомиссию по составлению проекта Конституции. Возглавил ее Я. М. Свердлов, а всостав вошли представители фракций большевиков, левых эсеров и группы максималистов.К концу июня проект был готов и поступил в специальную комиссию ЦК РКП(б),которая работала под руководством В. И. Ленина.
10 июля 1918 года V Всероссийскимсъездом Советов была принята первая Советская Конституция. Основной Закон РСФСРпризван был обеспечить руководящую роль рабочего класса в государстве диктатурыпролетариата.
Конституция принималась вусловиях, когда многопартийные ранее Советы стали однопартийно — большевистскими.Поэтому она фактически узаконила государственную власть РКП(б), хотя официальнооб этом не говорилось[1].
Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:
I.         Декларация прав трудящегося иэксплуатируемого народа;
II.        Общие положения Конституции РСФСР;
III.      Конституция Советской власти в центре ина местах;
IV.      Активное и пассивное избирательноеправо;
V.       Бюджетное право;
VI.      О гербе и флаге РСФСР.
«Декларация прав трудящегося иэксплуатируемого нapoдa» была целиком включена в первый раздел Конституции.Bтopoй paздeл ycтaнaвливaл oбщиe пoлoжeния Koнcтитyции: зaкoнoдaтeльноeзaкpeплeниe диктатypы пpoлeтaриaта в виде Сoвeтcкoй влacти, yничтoжeнияэкcплyaтaции чeлoвeкa чeлoвeкoм и пocтpoeния coциaлизмa; наличие всей влacти вcтpaне в pyкax Coвeтoв; фeдepaтивнoe ycтpoйcтвo pecпyблики как cвoбoднoгo coюзaвcex нaциoнaльнocтeй cтpaны.
Первая Конституция РСФСР носилаоткрыто классовый характер. В ней провозглашался принцип; «Не трудящийся, да неест»; цель государства определялась как «уничтожение всякой эксплуатациичеловека человеком, полное устранение деления общества на классы, установлениесоциалистической организации общества».
Koнcтитyция пoдтвepдилaпpoвoзглaшeннoe дeкpeтaми Coвeтcкoй влacти paвнопpавие нациoнaльнocтeй и pac.Для тpyдящиxcя были провозглашены дeмoкpaтичecкиe cвoбoды: coвecти, cлoва,coбpaний, coюзoв и зaкoнoдaтeльнo зaкpeплeны условия для иx дeйствитeльногоocyщecтвлeния. Koнcтитyция пpизнaлa oбязaннocтью вcex гpaждaн pecпyбликизaщищaть coциaлиcтичecкoе отeчecтвo и ycтaнoвилa вceобщyю воинскую пoвиннocть.Однaкo, право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось толькотрудящимся.
Конституция определяла устройствогосударства диктатуры пролетариата, утверждала экономические основы новогостроя (общественная собственность на средства производства), закреплялафедеративное устройство России. Согласно документу, вся законодательная,исполнительная власть принадлежала Советам, а принцип разделения властейотвергался как буржуазный.
Конституция определила сложившуюсяк этому времени cтpyктypy opгaнoв Coветской влacти. Высшим органомгосударственной власти утверждался Всероссийский съезд Советов рабочих,крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, высшим законодательным,распорядительным и контролирующим органом между съездами ВсероссийскийЦентральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК), который формировалправительство Республики — Совет Народных Комиссаров (СНК). В Конституцииструктура, порядок формирования и компетенция данных органов описана в разделетретьем подразделе “А” главах шестой, седьмой и восьмой соответственно.
Органами Советской власти наместах были областные, губернские, уездные, волостные съезды Советов, городскиеи сельские Советы, их исполкомы. Провозглашалось строительство государственнойвласти на основе демократического централизма.
Всероссийский съезд Советовявлялся высшим органом власти РСФСР. Состав съезда Советов формировался изчисла депутатов городских Советов (1 депутат от 25000 избирателей), ипредставителей губернских съездов Советов (1 депутат от 125000 избирателей).При этом, если между губернским съездом и съездом Всероссийским стоит уездныйсъезд, то делегаты посылаются от уездного.
Съезд Советов созывалсяВсероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз вгод. Статьей 27 предусматривалась возможность чрезвычайного созыва съезда. Вданном случае решение принимает ВЦИК Советов, руководствуясь собственнымусмотрением, или по требованию не 1/3 населения РСФСР.
Съезд Советов избирал свойпостоянно действующий орган – ВЦИК Советов, численный состав которого не долженпревышать двухсот человек. Статьёй 29 устанавливалась полная ответственностьВЦИК перед съездом. Таким образом, ВЦИК являлся органом, избираемым иподотчетным Всероссийскому съезду Советов, который осуществлял высшеегосударственное правление в период между съездами Советов. Также ВЦИК являлсявысшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР, давалобщее направление деятельности всех органов государственной власти в РСФСР.
Законодательная функция ВЦИКапроявлялась в рассмотрении и утверждении проектов нормативных актов, вносимыхСНК и отдельными ведомствами, а также в издании собственных нормативных актов.
К компетенции Всероссийскогосъезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного комитета Советовотносились такие вопросы, как: общее руководство внешней и внутреннейполитикой, заключение мира и объявление войны другим государствам, установлениеоснов и общего плана народного хозяйства, утверждение бюджета, установлениеналогов, установление основ организации Верховным Советом РСФСР, формированиесостава СНК, объявление амнистии и т.п. (ст. 49).
Таким образом, к ведению съездаСоветов и ВЦИК Советов относились вопросы, носящие общегосударственный,стратегический характер. Съезд Советов и ВЦИК Советов могли устанавливатьдополнительный круг вопросов для собственного ведения через принятиесоответствующих нормативных актов (ст. 50). К исключительному ведению съездаСоветов относились вопросы установления, дополнения и изменения основных началКонституции и ратификация мирных договорах (ст. 51).
Правда статья 52 вводит некотороеограничение на исключительное ведение съезда Советов: в случае, если съездСоветов невозможно созвать, то ВЦИК Советов имел право принимать решение повопросам, отнесенным к п.п. ”в” и “з” ст. 49, а равно и п. “б” ст. 51:установление и изменение границ, отчуждение земель РСФСР, а также объявлениевойны и мира, ратификация мирных договоров с иностранными государствами.
Таким образом, съезд Советов имеллишь исключительное право принимать решения по изменению Конституции РСФСР.Остальные вопросы ведения дублировались ВЦИКом Советов.
Совет Народных Комиссаров являлсявысшим органом исполнительной власти в РСФСР. СНК РСФСР имел право издаватьдекреты, распоряжения, инструкции. Конституция ставила следующую цельдеятельности СНК: принимать все “необходимые меры для правильного и быстроготечения государственной жизни” (ст.38).
СНК полностью отвечал за своюдеятельность перед съездом Советов, а также ВЦИКом Советов. О каждом своемрешении СНК обязан был сообщать ВЦИК Советов. ВЦИК же имел право приостановить(отменить) любое решение СНК. Причем Конституция не обязывала ВЦИК обосновыватьсвое решение о приостановлении (отмене) нормативного акта СНК, что ставило СНКв полную зависимость перед ВЦИК Советов. Фактически СНК было запрещеноединолично принимать решения общеполитического масштаба, решения такого родадолжны были утверждаться ВЦИКом. Круг таких вопросов Конституция неконкретизировала (ст.41).
За СНК закреплялась оперативнаяфункция управления, о чем говорит примечание к ст. 41: “Мероприятия, требующиенеотложного выполнения, могут быть осуществлены СНК непосредственно”.
Члены СНК стояли во главе егоотдельных комиссариатов, которых было образовано 18: по иностранным делам, повоенным делам, по морским делам, по внутренним делам, юстиции, труда,социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, по деламнациональностей, по финансовым делам, путей сообщения, земледелия, торговли ипромышленности, продовольствия, государственного контроля, ВСНХ,здравоохранения.
При каждом народном комиссареформируется коллегия, члены которой утверждаются решением СНК. Председатель –народный комиссар вправе принимать единоличное решения в пределах вопросовведения своего комиссариата. Коллегия, или ее отдельный член имели правообжаловать любое решение в СНК или в Президиуме ВЦИК Советов. За своюдеятельность народный комиссар отвечал перед СНК и перед ВЦИКом.
Съезды Советов
Местные органы власти и управленияпо Конституции РСФСР 1918 года были представлены Съездами Советов, Советамидепутатов и Исполнительными комитетами Советов. В Конституции структура,порядок формирования и компетенция данных органов описана в разделе третьемподразделе “Б” главах десятой, одиннадцатой и двенадцатой соответственно.
Ст. 53 Конституции выделяетследующие Съезды Советов: областные, губернские (окружные), уездные (районные),волостные.
Областные съезды Советовформировались из представителей городских и уездных Советов (1 депутат на 25000избирателей, от городов – 1 депутат на 5000 избирателей, но не более 500делегатов на всю область).
Губернские (окружные) Советыформировались из представителей городских и уездных Советов (по 1 депутату от10000 жителей, от городов – на 2000, но не более 300 депутатов на губернию(округ).
Уездные (районные) – изпредставителей сельских Советов (1 депутат на 1000 жителей, но не более 300 науезд (район).
Волостные – из представителей всехсельских Советов волости (1 депутат на каждые 10 членов Совета).Предусматривались отклонения от нормы представительства: в уездных Советахучаствуют депутаты от городов с численностью не более 10000 жителей, сельскиеСоветы местностей, насчитывающие менее 1000 жителей объединялись для избраниядепутатов в уездный Совет; сельские Советы, насчитывающие менее 10 членов наволостной съезд Советов посылают одного представителя.
Съезд Советов созывается решениемИсполнительного комитета по тому же принципу, что и ВЦИК созывает Всероссийскийсъезд Советов. Но, не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяцапо губернии и уездам и одного раза в месяц по волости.
В рамках своих полномочий съездСовет является высшим органом местной власти на определенной территории.
Советы депутатов
Советы депутатов образуются вгородах, население которых превышает 10000 человек, (1 депутат на 1000 человек,число депутатов от 50 до 1000), в селениях, население которых менее 10000человек, (1 депутат на 100 человек, но не менее 3 и не более 50 на каждоеселение). Конституцией (ст. 57, второй абзац) ограничивался срок полномочийдепутатов: он составлял 3 месяца. Примечание к ст. 57 предусматриваловозможность решения вопросов общим собранием избирателей селениянепосредственно, если это было возможно организовать.
Советы депутатов созывалисьисполнительным комитетом или по требованию не менее половины членов Совета, ноне реже 1 раза в неделю в городах и двух раз в неделю в селениях.
Совет депутатов (Общее собрание)[2]являлся высшей властью в пределах компетенции Совета депутатов (Общегособрания) на соответствующей территории.
Исполнительный комитет
Напрямую в КонституцииИсполнительный комитет не оговорен, ссылки на существование данного органаместной власти имеются в главах о съезде Советов и о Совете депутатов, чтопозволяло по усмотрению соответствующих Советов изменять, в пределах, неоговоренных в Конституции и иных нормативных актов высших органов власти,структуру Исполкомов.
1. Съезд Советов (Совет депутатов)формирует Исполнительный комитет соответствующего уровня из расчета: по областии губернии число членов Исполкома не должно превышать 25, по уезду – 20, а поволости –10.
2. Исполнительный комитет являетсявысшим органом местной власти в пределах местности и компетенции съезда Совета(Совета депутатов), сформировавшего его, в период между съездами Совета.
Избирательноеправо
Установленная Конституциейизбирательная система строилась на началах пролетарского демократизма. Правоизбирать в Советы (активное право) и право быть избранным в Советы (пассивноеправо) Конституция предоставила всем совершеннолетним трудящимся независимо отнациональной, и расовой принадлежности, независимо от пола, уровня образования,отношения к религии. Конституция лишила избирательных прав лиц, прибегающих кнаемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, монахови духовных служителей церкви и религиозных культов, бывших служащих царскойполиции и т. п.
Чтобы обеспечить зарабочим классом руководящее положение в Советах в условиях, когда числоизбирателей-крестьян в несколько раз превышало число избирателей-рабочих и вдеревне еще сильно было кулацкое влияние на крестьянство, Конституция закрепилаза рабочими известные избирательные преимущества. Это выразилось в том, чтонорма представительства на уездные, губернские и Всероссийские съезды Советовот городов и фабрично-заводских поселков была в пять раз выше, чем от сельскихместностей, кроме того, городские Советы посылали делегатов непосредственно навсе съезды Советов, включая всероссийские.
Была установлена открытаясистема голосованиями на выборах в Советы.
Избиратели имели право вовсякое время отозвать и переизбрать депутатов, если они не оправдали ихдоверия.
2. Судебная реформа 1864г.
Причины и подготовка судебнойреформы.
Судебная реформа, как и всереформы 60-70-х годов, была следствием определенного кризиса российскогообщества, в том числе и так называемого кризиса верхов, под которым понимаютобычно осознание господствующим классом, правящей верхушкой необходимости техили иных изменений.
Различные рычаги государственноймашины самодержавия стали явственно обнаруживать свою негодность к середине XIXвеков, но, пожалуй, ни один из органов государственного аппарата не находился встоль скверном состоянии, как судебная система. Дореформенный суд основывалсяна законодательстве Петра I и Екатерины II (в отдельных случаях использовалисьдаже нормы Соборного уложения 1649 года).
Для дореформенного суда характернамножественность судебных органов, сложность и запутанность процессуальныхтребований, невозможность порой определить круг дел, который должен подлежатьрассмотрению того или иного судебного органа. Дела бесконечно перекочевывали изодного суда в другой, зачастую возвращаясь в первую инстанцию, откуда вновьначинали долгий путь вверх, на что нередко уходили десятилетия. Недостаткисудебной системы и судопроизводства вызывали недовольство дажепривилегированных сословий (не только буржуазии, но и дворянства). Волокита ибюрократизм принимали ужасающий характер. По свидетельству В.О. Ключевского, в1842 г. министр юстиции представил императору отчет, в котором значилось, что всудебном производстве насчитывалось 33 млн. незаконченных дел[3].
Основные черты суда и процесса вРоссии накануне реформы.
1. система судебных органов дореформы 1864 года носила сложный, запутанный характер. Действовали сословныесуды. Помимо общих судов существовали специальные суды: коммерческие, военные,духовные, совестные, горные, межевые и другие;
2. судебными полномочиями былинаделены и административные органы — губернские правления, органы полиции;
3. закон не устанавливал для судейобразовательного ценза, и в судах I инстанции неграмотные и малограмотные судьи составлялибольшинство членов. Даже в Сенате на 1841 г. только 6 человек были с высшимобразованием, не говоря о юридической грамотности;
4. сложность и запутанностьпроцессуальных требований, невозможность порой определить круг дел, которыйдолжен подлежать рассмотрению того или иного судебного органа;
5.   взяточничество;
6. волокита, несоблюдениеэлементарных предписаний закона, бюрократизм;
7. отсутствовал институт защитыадвокатуры;
8. теория формальныхдоказательств.
Подготовка судебной реформы 1864года[4]
В основу реформы легли такиепринципы: теория разделения властей; гласность процесса судопроизводства;защита обвиняемых – институт адвокатуры; равенство всех перед законом.
Предварительная работа поподготовке судебной реформы была проведена во II Отделении императорскойканцелярии, начальником которого был известный николаевский сановник, графДмитрий Николаевич Блудов.
Важную роль в подготовке реформсыграл Государственный Совет, сосредоточивший в своем ведении кодификациюзаконодательства. В его составе были учреждены Военный Совет, особоеприсутствие о воинских обязанностях и другие. Обсуждение проекта гражданскогосудопроизводства в Государственном совете продолжалось с 15 ноября 1857 г. по23 сентября 1858 г. По мере дебатов выкристаллизовывались началагражданско-процессуального законодательства.
12 ноября 1859 г. граф Блудовпредставил монарху «Проект положения о судоустройстве». В нем глава отделениявидел не только существенное улучшение юстиции, но и средство «разделенияпостановлений свода на законы, собственно так именуемые, и на предписания ираспоряжения. Без разграничения нормативных актов по юридической силе судебнойреформе грозила опасность: ведомственное распоряжение могло сводить на нетпредписания закона. 14 ноября Александр II наложил на «Проект» резолюцию: «Сглавными началами согласен».
10 декабря 1859 г. Д. Н. Блудов представилпоследний крупный проект судебной реформы – «Проект устава по преступлениям ипроступкам», менявший уголовно-процессуальное право.
Проект устава судопроизводства попреступлениям и проступкам внесли для рассмотрения совместно с проектом осудоустройстве 14 апреля 1860 г. в
Государственный совет. В это времястали поступать отзывы на проекты гражданского судопроизводства и «Положение оприсяжных поверенных», разосланные по велению Александра II в конце 1859 г.Замечания выражали мнение высшей российской бюрократии о судебныхпреобразованиях. В них на лицо стремление отказаться от старойсудебно-процессуальной системы, создать новую на принципах состязательногопроцесса, известных странам
Запада. Лишь в исключительныхслучаях отстаивались институты проекта графа Д.Н. Блудова. Проект гражданскогосудопроизводства оценили как неприемлемый. Он «не вводит… ни одного живогоначала», обеспечивающего его жизнеспособность, утверждалось в «Замечаниях».
«Замечания» были обобщеныГосударственной канцелярией, пришедшей к выводу, что «во многих» из них«высказывается мысль, что бесполезно было бы останавливаться на полумерах»,реформируя уголовный процесс. Необходимо приступить «к кореннымпреобразованиям, т.е. к изменению самой системы нашего уголовного судопроизводства».
19 октября 1861 г. Д.Н. Блудовпредставил Александру II доклад, в котором он просил, чтобы дальнейшую работупо судебной реформе взяла на себя Государственная канцелярия. Переход деласудебной реформы из II отделения в Государственную канцелярию явился переломныммоментом в ее подготовке и свидетельствовал об окончательной потере влияниякурса графа Д.Н. Блудова.
Осенью 1861 года приГосударственной канцелярии была создана специальная комиссия, которой былопоручено завершить эту работу. В нее вошли крупнейшие юристы своего времени:А.М. Плавский, Н.И. Стояновский, К.П. Победоносцев, Н.А. Буцковский, Д.А.Ровинский и другие.
Комиссия разработала “Основныеположения преобразования судебной части в России”.
29 сентября 1862 года “Основныеположения преобразования судебной части в России” были утверждены императором иобнародованы для последующего обсуждения. Главная их задача была водворить вгосударстве “суд скорый, правый, милостивый, равный для всех подданных”.
В них фиксировались такие новыепринципы:
1.      отделение суда от администрации;
2.      выборный мировой суд, всесословный;
3.      наличие присяжных заседателей вокружном суде;
4.      адвокатура;
5.      принципы состязательности.
В целом материалы судебной реформысоставили 74 тома. Подготовленные проекты рассматривались в ГосударственнойСовете в мае – июле 1864 года и были утверждены императором 20 ноября 1864года.
Документы судебной реформывключают в себя четыре закона: первый посвящен судоустройству; два последующих– процессу (устав гражданского судопроизводства и устав уголовногосудопроизводства), и один новый устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями(кодекс материального права, содержавший нормы о небольших уголовных иадминистративных правонарушениях).
Новые основания судопроизводства,на которых покоилась судебная реформа, были закреплены в первом из четырехсудебных уставах “Учреждение судебных установлений”.
Новая судебная организация.
Были созданы две судебные системы:местные и общие суды.
Местные суды: волостные суд, мировые суды и съезды мировых судей.
Общие суды: окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов. Окружнойсуд функционировал в составе коронного суда из 3 судей, либо коронного судавместе с присяжными заседателями. Судебная палата (по гражданским и уголовнымделам), распространяли свою деятельность на несколько губерний или областей,Кассационные департаменты Сената.
Главная роль отводиласьМинистерству юстиции. Сенат же утратил функции высшей апелляционной инстанции.Но продолжили свое существование его департаменты по надзору за местнымуправлением и судом, “крестьянский”, уголовный. В 1866 году возникаеткассационный департамент. С 1863 года начинает издаваться Сенатом “Собраниеузаконений и распоряжений правительства”. В 1872 году в его составе появляется“Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях ипротивозаконных сообществах” — высший политический суд.
По судебным уставам 1864 года судотделялся от администрации и рассматривался как независимый орган,подчинявшийся только закону. Судьи объявлялись несменяемыми, частично вводиласьи выборность.
Взамен множества сословных судовпровозглашался общий и равный для всех суд. Гласность, публичность,состязательность судебного процесса. В условиях феодального государства принципнесменяемости судей являлся прогрессивным явлением.
Реорганизовалась прокуратура. Ееглавной задачей стало поддержание государственного обвинения в суде, надзор задеятельностью судебных следователей, полиции, судов и мест заключения. Послесудебной реформы прокуратура освободилась от функции общего надзора, еедеятельность ограничивалась только судебной сферой. Если до судебной реформыпрокурор должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с темзащитник невинности», то теперь главной его задачей становился надзор за дознаниеми следствием и поддержание государственного обвинения в суде. Новая прокуратурасоздавалась при судах.
Функции прокуратуры ограничились исостояли из:
1.     наблюдения за единообразным и точнымсоблюдением закона;
2.     обнаружения и преследования всякогонарушения законного порядка и требования его восстановления;
3.     предложения суду предварительныхзаключений в случаях означенных в условиях гражданского и уголовногосудопроизводства.
Для формирования принциповсостязательности в судебном процессе потребовалось создание нового специальногоинститута – адвокатуры (присяжных поверенных) для защиты обвиняемых в суде поуголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе инотариат – для оформления сделок, удостоверения деловых бумаг и т.д.
Адвокаты делились на двекатегории: присяжных поверенных, выступавших защитниками в судах всех видов, ичастных поверенных, имевших право выступать лишь в мировых судах.
Присяжные поверенные должны былииметь высшее юридическое образование и стаж работы в качестве помощникаприсяжного поверенного не менее 5 лет, после чего обязаны были сдать экзамен направо самостоятельного ведения дел. Они объединялись в корпорации по округамсудебных палат. Присяжные поверенные избирали Совет, который ведал приемом новыхчленов и надзором за деятельностью отдельных адвокатов.
Между обвинением и защитойпроисходили публичные состязания в правильном понимании и применении закона, востроумии, в блеске фраз и в постижении тончайших зигзагов человеческой души.Прокуратура щеголяла
«беспристрастием», защита бралаизворотливостью и патетикой.
Таким образом, судебная реформасоздала не только новый суд, но и новую систему правоохранительных органов,более того, новое понимание и представление о законности и правосудии.
Судебными уставами 1864 г. впервыев России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городахучреждались нотариальные конторы со штатом нотариусов, которые заведовали, «поднаблюдением судебных мест, совершением актов и других действий по нотариальнойчасти на основании особого о них положения»
Суд присяжных в России и проблемыдосудебного производства.
Институт суд присяжных попал нанеподготовленную почву. Ведь он был учрежден в стране, где 9/10 населениясоставляли крестьяне, только что получившие личную свободу, в экономикесохранились пережитки крепостничества, существовал сословный строй с егопривилегиями и ограничениями, формой правления являлась абсолютная монархия,граждане были лишены политических прав и свобод и т. д.
Составители уставов 1864 года,стремясь обеспечить определенный интеллектуальный и социальный уровеньприсяжных судей в России, установили довольно высокий служебный и имущественныйценз для их выборов: занятие на государственной службе должностей не ниже 5класса, избрание в органы дворянского и городского самоуправления или обладаниеземлей в количестве не менее 100 десятин, недвижимостью на сумму от 500 до 2тысяч рублей, годовым доходом от 200 до 500 рублей (нижняя границасоответствовала уездным городам, верхняя – столицам).
Крестьяне могли входить в составсуда присяжных лишь в том случае, если они занимали в волостном и сельскомуправлении должности волостных старшин, сельских старост, судей волостных судови другие равные должности. Однако когда по всей России открылись окружные суды– инстанция, в которой при рассмотрении уголовных дел участвовали присяжныезаседатели, представители привилегированных сословий стали уклоняться отвыполнения этой обязанности.
Согласно статистике, большинствоприсяжных заседателей в России составляли крестьяне. Крестьяне вынуждены былиоставлять хозяйство, отправляться в уездный или губернский город, при этом имне представлялись ни жилье, ни денежное пособие. Процессы, по которымучаствовали присяжные заседатели, длились, как правило, не один день.
Мировой суд в судебной системе.
Главная особенность мирового суда– его компетенция. Мировым судьям были подсудны незначительные уголовные дела опреступлениях, за которые закон предусматривал такие наказания, как выговор,замечание, внушение, денежные взыскания не свыше 300 руб., арест на срок несвыше З месяцев и заключение в тюрьму на срок до 1 года. Мировым судьям были,например, подсудны дела о неисполнении законных распоряжений, требований,постановлений правительственных и полицейских властей, об оскорбленииполицейских и других служащих административных или судебных органов; онарушении благочиния во время богослужения и т.п. (устав о наказаниях,налагаемых мировыми судьями 1864 г.). По гражданским делам мировым судьям былиподсудны иски на сумму не свыше 500 руб.
Апелляционной и кассационнойинстанцией для единоличных мировых судей был съезд. Для рассмотрения дела всъезде закон требовал не менее 3-х судей. Но на практике их не было.
Уездный съезд мировых судей каквторая инстанция действовал коллегиально в составе не менее 3-х судей. Онрассматривал дела по жалобам на решения и приговоры мировых судей вапелляционном порядке, то есть по существу, в полном объеме, с вызовомсвидетелей, привлечением дополнительных доказательств и принятием новогорешения. В уездном съезде уже участвовал товарищ прокурора окружного суда,который давал заключение по делам.
За 25 лет своего существования(1864-1889) мировой суд внес в народную жизнь право как факт на место права,существовавшего как мертвая буква закона; он привил простому народу сознаниесвоего человеческого достоинства, и в этом его бесспорная заслуга передотечеством.
Однако после 1889 г., когда вуездах функции мировых судей перешли к земским начальникам, то есть к судьям –администраторам, а в городах – частично к городским судьям, к уездным членамокружных судов, от мировых судов остались только обломки.
Общие судебные органы
В число общих судебных органоввходили окружные суды и судебные палаты. Первой инстанцией системы общих судовбыл окружной суд. Их было учреждено 106. Окружные суды создавались вспециальных судебных округах, которые обычно совпадали с территорией губернии,и состояли из назначаемых императором по представлению министра юстициипредседателя и членов. Для замещения этих судебных должностей надо былоотвечать целому ряду требований: иметь соответствующее образование, стажработы, соответствовать классово-политическим требованиям; как правило,председателями и членами окружных судов были представители дворянскогосословия.
Окружной суд состоял изгражданского и уголовного отделений, а уголовное отделение состояло из двухчастей – коронного суда и суда присяжных заседателей. В заседаниях участвовалоне менее трех коронных судей (председатель и два члена).
Окружным судам были подсудны все(за некоторыми исключениями) уголовные дела, изъятые из ведомства мировыхсудов. Дела о преступлениях, за которые в законе были установлены наказания,соединенные с лишением или ограничением прав состояния, рассматривалисьокружным судом с присяжными заседателями.
Окружным судам были подсудны всеиски, не подлежащие рассмотрению в мировых судах (т.е. более 500 руб.). Приокружных судах учреждается институт следователей, осуществлявших под надзоромпрокуратуры предварительное расследование преступлений.
В окружном суде в большей мере,нежели в других судебных местах
России, соблюдались принципывведенного реформой процесса.
Следующей судебной инстанцией быласудебная палата. Судебные палаты утверждались по одной на несколько губерний.Всего их было образовано 14, каждая из них направляла деятельность 8-10окружных судов. Судебные палаты состояли из двух департаментов – гражданского иуголовного. Представители и члены судебных палат назначались императором попредставлению министра юстиции.
На судебные палаты возлагалисьдела по жалобам и протестам окружного суда, а также дела о должностных игосударственных преступлениях по I инстанции. Дела рассматривались при участии “сословныхпредставителей”, в состав которых входили губернские и уездные предводителидворянства, городской голова губернского города и волостной старшина (смоглипересмотреть заново).
Над всеми судебными органамиРоссии стоял Сенат – орган, формируемый по указу императора.
Кроме местных и общих судов вРоссии существовали духовные, коммерческие и военные суды со специальнойподсудностью.
Таким образом, судебная реформа1864 года является одной из важнейших реформ, по своей значимости, второйполовины ХIХ века.
Судебная реформа явилась одной изпоследовательных буржуазных реформ в России второй половины ХIХ века, однако,сохранившая немало сословно – феодальных пережитков. Судебная реформа не вполной мере установила демократические принципы судопроизводства.
В связи с влиянием феодальныхпережитков, реформа претерпела коренные изменения (контрреформы), которые велик последовательному сокращению подсудности присяжных заседателей, отступлениеот принципов публичности заседаний, изменение порядка рассмотрения дел и многиедругие изменения – что и является недостатком судебной реформы второй половиныХIХ века.
3. Задача. В 1715 г. помещик Корней Прокофьев, умирая, завещал разделить свою вотчину (200 крестьян и 1500 десятинземли) поровну между тремя своим сыновьями. Старший сын Прокофьева Иван подал всуд челобитную, в которой опротестовал завещание отца.
Имеет ли Иван Прокофьев шансвыиграть дело? Каким будет решение суда в данном случае?
Иван Прокофьев имеет полное правовыиграть дело. По Указу о единонаследии Петра I 1714 г. (полное название — «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах») можнобыло завещать недвижимое имущество только одному сыну по выбору. Кто имеетсыновей и ему же, аще хощет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную,тому в наследие и будет.
Остальным детям передавалась долядвижимого имущества. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имении,которые должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так идочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который внедвижимых наследником будет.
Суд должен решить дело в пользуИван Прокофьев, как старшему сыну. А буде при себе не определит, тогда определитсяуказом недвижимое по первенству болшому сыну в наследие, а движимое другимравною частию разделено будет[5].

Библиографический список литературы
1.  Великие реформы в России 1856-1874 г. /Под редакцией Захаровой, Эклора, Бушнела. — М., 2007.
2.  Исаев И.А. История государства и праваРоссии — М.: Юристъ, 1996.
3.  История государства и права России.Учебник. / Под ред. Чибиряева С.А. – М., 2000.
4.  История государства иправа России./ Под ред. Титова Ю.П… — М., 2006.
5.  История России. 1917—2004: Учеб.пособие для студентов вузов / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. — М.: Аспект Пресс,2005.
6.  Хрестоматия по истории России сдревнейших времен до наших дней. Учебное пособие. /Авторы-составители А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. — М., 2000.
7.  Чистяков И.О. История отечественного государства иправа. — М.,1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.