Содержание
Введение. 3
1.Конституция игосударство. 5
1.1. Понятие конституции. 5
1.2. Основные черты Конституции РФ… 8
1.3. Юридическиесвойства Конституции РФ… 9
2.Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ… 16
2.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993г. 16
2.2. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 годаи внесение в нее поправок и изменений. 18
3. Конституции (уставы) субъектов РФ как источникконституционного права РФ 23
Заключение. 28
Библиографическийсписок литературы… 30
Введение
В жизнедеятельности современного общества особое местопринадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются преждевсего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином,обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципыорганизации государственного аппарата. Она является фундаментом, на которомзиждется правовая и политическая система.
Вне всякого сомнения,конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливаетравноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства,его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательнаяреализация, является фактором стабильности, определенности в развитииобщественных отношений.
Конституция, выполняяроль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболеемассовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения взначительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основеучета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальнойсоциокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитическихприоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержатконцентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политикигосударства.
В самом общем виде конституциюможно определить как основной закон государства, выражающий волю и интересынарода в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющийв их интересах важнейшие начала общественного строя и государственнойорганизации соответствующей страны.
Актуальность темы курсовой работы заключается втом, что Конституция РФ 1993 г. обрела определенную устойчивость и дала мощныйимпульс для становления новой российской государственности.
Несомненно ее влияние на развитиевсей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее времязаконодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение врегулировании общественных отношений.
Конституция отразила качественныеизменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход кразличным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочегокласса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, отрудовых коллективах как активной части политической системы. В то же времязакреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства,которые типичны для экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.
Конституция встала на путьюридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг сдругом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человеканезависимо, в частности, от национальной принадлежности. Обязанность соблюдатьКонституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти,местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значениедля обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.
Основной целью курсовой работыявляется изучение сущности конституции РФ, как основного закона государства,имеющего высшую юридическую силу.
В соответствии с данной целью вкурсовой работе были поставлены следующиезадачи:
1. Дать определение понятиюКонституции.
2. Раскрыть основные чертыКонституции РФ.
3. Охарактеризовать юридическиесвойства Конституции РФ.
4. Рассмотреть процедуру изменения ипорядок пересмотра действующей Конституции РФ 1993 г.
5. Проанализировать конституции(уставы) субъектов РФ как источник конституционного права РФ.
1.Конституция и государство 1.1.Понятие конституции
Конституция в любом государстве — это правовой актвысшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундаментгосударственной и общественной жизни, главный источник национальной системыправа. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения,связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека игражданина, формами правления и государственного устройства.
Конституция — обязательный признакправового государства, основанного на господстве права, отрицании произволавласти и бесправия подвластных. Регулирующая роль конституции касается всегообщественного организма. Она охватывает не только государственную организацию,но и негосударственные сферы — социально-экономическое устройство, культурнуюжизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не можетобойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными ирелигиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом оказываетформирующее воздействие на различные стороны общественной жизни — государственно-политическую,экономическую, социальную и духовную.
Конституцию можно рассматривать какмикромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которогофункционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободыграждан.
Конституция — это Основной законгосударства, выражающий волю господствующего класса или всего общества изакрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободычеловека, и гражданина. Слово (термин) «конституция» означает«установление», «устройство». [1]
Конституция как Основной законгосударства учреждает политическую форму существования общества, системугосударственных органов, устанавливает порядок их формирования и способфункционирования.
Конституция закрепляет основыконституционного строя государства, его территориальное устройство, основныеправа, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и системугосударственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность.Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственныхорганов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц играждан.
Приоритет Конституции — не самоцельданного документа, он обеспечивает единообразное применение Закона, являетсяглавным критерием при разрешении дел о соответствии Конституции федеральныхзаконов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы,Правительства РФ, различных правовых актов субъектов Федерации (включая их конституциии уставы). Необходимость соблюдения Конституции признана практически всемиполитическими силами, а это неизбежно влечет за собой повышение значения иответственности всех государственных правотворческих органов.
Нормы Конституциипервичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Определённым нормамконституции законодатель придаёт статус прямого и непосредственного действия,что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебномпорядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.[2]
Закрепляя наиболее важныеобщественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устоиобщества, политическую форму его существования, конституция служит правовойбазой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются,раскрываются и конкретизируются положения конституции.
Причем, важно подчеркнуть, что оно неможет и не должно «развивать» или дополнять конституцию. СоответствуяОсновному закону государства, текущее законодательство наполняет его положенияконкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют своюопределенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущегозаконодательства.
В отличие от обычных законов,Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Этикачества конституции обусловлены двумя обстоятельствами.
Во-первых, в силу абстрактногосодержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых,жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом еежизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовыепредписания властных структур государства должны соответствовать конституции — их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам инормам, подлежат отмене.
Конституция является уникальным учредительнымправовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость иверховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становленияи развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанностичеловека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтовгосударственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечиваетстабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственнойвласти.
Всё сказанное характерно и дляКонституции России. Поэтому можно говорить, что Конституция России — этонормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основыконституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина;федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органовгосударственной власти и органов местного самоуправления. 1.2. Основные черты Конституции РФ
Относясь к числуправовых актов Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами.[3]
Основные черты характеризуют конституцию какспецифическую реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь концентрированным политическим выражением состояния общества, уровняего развития, конституция регулирует основополагающие сферы егожизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.
Характерной чертой Конституции РФ1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества,противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, чтодостигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие формсобственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический иидеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина,федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов,самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.
К характерной черте Конституции РФ1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы,регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовойосновой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию онипредельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественныхотношениях.
Характерной чертой Конституции Россииявляется также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного законаРФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо иномправовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу ислужит гарантом от их искажения.
Наконец, для Конституции РоссийскойФедерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека игражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что«признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст.2). При этом особо подчеркивается, что«человек, его права и свободы являются высшей ценностью». ВКонституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права(статья 17).[4]1.3. Юридические свойства КонституцииРФ
Юридические свойства конституции — это правовые признакиее как основного закона государства.
К юридическим свойствамКонституции относятся:
- учредительныйхарактер,
- легитимность,
- верховенство,
- стабильность,
- прямоедействие,
- базатекущего законодательства,
- реальность,
- программность.
Учредительный характер Конституциипроявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного иобщественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, черезкоторые реализуется государственная власть, принципы их создания идеятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок созданиявсех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.
Легитимность Конституции состоит втом, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа(представительным органом государства — парламентом или же органом, специальносозданным для принятия конституции, — учредительным собранием), которомупринадлежит вся полнота государственной власти.
Конституцию РФ, принятуювсенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «сопределенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявшихучастие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.
В Конституции РоссийскойФедерации 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принципверховенства.[5]Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу поотношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутыевыше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствоватьконституции и не могут ей противоречить.
ВерховенствоКонституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративногогосударственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют своюконституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемыесубъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральнойКонституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
Юридическое верховенствоконституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15Конституции РФ 1993 г., «Конституция Российской Федерации имеет высшуююридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РоссийскойФедерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, недолжны противоречить Конституции Российской Федерации». Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшаянорма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всехгосударственных органов.
Таким образом, высшая юридическаясила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов,действующих в российской Федерации.
Стабильность Конституции — важнейшее условие режима законности,устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти,определенности отношений между личностью и государством. * СтабильностьКонституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политическихсил, действующих на политической арене страны, от уровня политической иправовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.).Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра ивнесения конституционных поправок.
Конституция РФ имеет прямоедействие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы КонституцииРФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления нетребуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных,конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормыКонституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования,нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущегозаконодательства.
Проблема обеспеченияпрямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получиларазрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РоссийскойФедерации при осуществлении правосудия», [6]где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственноКонституцию РФ, в частности:
а) когда закрепленныенормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительнойрегламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условиипринятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанностичеловека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет квыводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерациидо вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) когда суд придет кубеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу КонституцииРФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;
г) когда закон либо инойнормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметамсовместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулироватьрассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Реальность Конституции означаетсоответствие конституционных предписаний (юридической конституции)складывающимся в действительности общественным отношениям (конституциифактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступеньразвития общественных отношений в политической, экономической, социальнойсферах, в противном случае она будет фиктивной.[7]
О реальности конституциисвидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например,возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращатьсяза судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальностиконституционных норм, посвященных правовому статусу личности.
Конституциякак ядро правовой системысвоими положениями способствует согласованностивсего правового развития и систематизации права. Она — основной источник права,содержащий исходные начала всей системы права.
К числу юридическихсвойств конституции относится и то, что она является базой текущегозаконодательства, определяет его характер. Текущее законодательстворазвивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальномрегулировании различных общественных отношений.
«Выступая в качествеюридической базы для развития всех отраслей российского права, конституциярегулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которымиобеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономическихпреобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитиесамой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфержизнедеятельности приобретет завершенный характер». [8]
Наряду с этим конституциичасто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих ееположения. Так, Конституция РФ делает это следующими методами:
— прямо указывает видыфедеральных конституционных законов или федеральных законов, требуемых длярегулирования определенных вопросов. Конституция конкретно предусматриваетпринятие и многих федеральных законов — о гражданстве (ст. 6), о военной службе(ст. 59), об альтернативной гражданской службе (ст. 59) и др.;
— использует указание нато, что определенные общественные отношения регулируются «федеральнымзаконом», не называя конкретный по наименованию или содержанию акт. Всоответствии с ч. 5. ст. 37, где закреплено право граждан на отдых,«работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральнымзаконом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни,оплачиваемый ежегодный отпуск»;
— говорит о необходимостидополнительного регулирования общественных отношений либо закрепления гарантийдля их участников в акте текущего законодательства, оставляя на последующееразрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе. Например, в ст. 43говорится, что Российская Федерация «устанавливает федеральныегосударственные образовательные стандарты» — понятно, что для этогонеобходим соответствующий нормативный акт;
— Конституция РФ зачастуюсодержит такие формулировки статей, что из текста очевидна обязательностьпоследующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применениеконституционной нормы. Так, согласно ст. 46, «решения и действия (илибездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления,общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» — то есть применение нормы без специального закона попросту невозможно.
Также Конституция вомногих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либоохраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лицрегулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а всягамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1ст. 35 гласит: «Право частной собственности охраняется законом».Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовыесредства, лишь бы они служили защите данного права.
«Таким образом,проблема соотношения конституции и текущего законодательства довольномногогранна, и она решается с учетом как роли конституционных идей, так иформально-правовой зависимости от конституции многих правовых актов».[9]
Программность Конституции проявляетсяв том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяютосновные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества игосударства.[10]Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаясяв ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым,но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.
К юридическим свойствам КонституцииРоссийской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействованався система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану вразличных формах.
Статья 80 Конституции закрепляет, чтоПрезидент Российской Федерации является ее гарантом. В своей присяге онобязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).
Президент вправе приостанавливатьдействие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вслучае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации иГосударственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуруразрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативныхактов, указанных в ст. 125 Конституции.
Конституционный суд играет важнуюроль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии КонституцииРоссийской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органоввласти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанныенеконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российскойФедерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.
2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ2.1. Процедура изменения действующейКонституции РФ 1993 г.
Анализируя порядокизменения Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнююсложность конституционного пересмотра. «Создатели действующей КонституцииРоссийской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта еереформирования».[11]
Процедура изменения действующейКонституции РФ 1993 г. предусмотрена в главе 9 — «Конституционные поправкии пересмотр Конституции».
Субъекты законодательной инициативы:
• Президент Российской Федерации
• Совет Федерации
• Государственная Дума
• Правительство Российской Федерации
• законодательные (представительные)органы субъектов Российской Федерации
• группа численностью не менее 1/5членов Совета Феде рации или депутатов Государственной Думы. (ст. 134 Конституции РФ)
Конституционная инициатива органовгосударственной власти оформляется в виде соответствующих актов (например,постановлений Государственной Думы, постановлений Правительства и т.д.). Этиакты должны приниматься с соблюдением установленных процедур и правил.
В частности, акты конституционнойинициативы законодательных (представительных) органов субъектов РоссийскойФедерации должны отвечать тем формальным требованиям, которые установлены вконституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и регламентах ихзаконодательных (представительных) органов.
Конституционная инициатива группдепутатов Федерального Собрания оформляется в виде законопроекта илипредложения о конституционном пересмотре, которые подписываются не менее чем1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Предложения о пересмотре Конституциидолжны быть оформлены в соответствии с теми требованиями, которые установленырегламентами Совета Федерации и Государственной Думы. Так, в ГосударственнойДуме необходимым условием внесения законопроекта является представление:
— текста законопроекта;
— обоснования необходимости егопринятия, включающего развернутую характеристику законопроекта, с указанием егоцелей, основных положений, места в системе действующего законодательства, атакже прогноза социально — экономических и иных последствий его принятия;
— справки о состояниизаконодательства в данной сфере правового регулирования;
— перечня законов и иных нормативныхактов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятиеданного законопроекта;
— предложений о разработкенормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данногозакона;
— финансово — экономическогообоснования, если реализация законопроекта потребует дополнительныхматериальных и иных затрат (ст. 96 Регламента Государственной Думы).
В том случае, если не выполненыуказанные требования, либо форма представленного проекта не соответствуетустановленным нормам, законопроект может быть возвращен Советом ГосударственнойДумы его инициаторам (ст. 99 Регламента Государственной Думы).[12]2.2. Порядок пересмотра положенийконституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений
В главе 9 ее положения сточки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части.
Первая часть — это положения глав 1 «Основыконституционного строя», 2 «Права и свободы человека игражданина» и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотренысамим Федеральным Собранием — парламентом РФ. Необходимость их изменения влечетза собой принятие новой Конституции. Федеральное Собрание вправе лишь датьизначальную оценку соответствующих предложений.
РегламентомГосударственной Думы предусмотрен следующий порядок рассмотрения вопроса опересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции. Соответствующие предложения должнысодержать новую редакцию указанных глав Конституции или их статей, частей,пунктов, а также обоснование новелл, внесенных в порядке законодательнойинициативы. Предложение направляется Советом Государственной Думы в КомитетГосударственной Думы по законодательству и судебно — правовой реформе дляподготовки заключения, после чего включается Советом Государственной Думы вкалендарь рассмотрения вопросов (ст. 128). По итогам обсуждения ГосударственнаяДума принимает решение об одобрении или отклонении предложения.
Если предложение опересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятымиголосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов ГосударственнойДумы (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральнымконституционным законом созывается Конституционное Собрание в порядке,предусмотренном соответствующим федеральным конституционным законом.
Оно, согласно ч. 3 ст.135 Конституции РФ, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либоразрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается КонституционнымСобранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится нареферендум (всенародное голосование). При проведении всенародного голосованияКонституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половиныизбирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем принялоучастие более половины избирателей).
Рассмотренный вышепорядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации подчеркиваетособую значимость и вместе с тем необходимость обеспечения стабильности данныхнорм Конституции.
Вторая часть — это поправки к главам 3-8Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 онипринимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральногоконституционного закона (ст. 108).
В данной статье речь идетне о федеральных конституционных законах, исчерпывающий перечень которыхсодержится в самом тексте Конституции, а о федеральных законах, которыепринимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционныхзаконов.
В постановленииКонституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта- закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации.[13]В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к КонституцииРоссийской Федерации».[14]
Основные стадии:
1. Инициатива субъекта о внесениитакого предложения, подготовка проекта закона о поправке к Конституции инаправление его в Государственную Думу.
2. Проект, поступивший в палату впорядке осуществления права законодательной инициативы, передается СоветомГосударственной Думы на заключение Комитета по законодательству и судебно — правовой реформе. Комитет проводит предварительное рассмотрение проекта сучастием инициатора законопроекта, представителя Президента Российской Федерации,представителя Правительства Российской Федерации, а также представителей другихкомитетов палаты. Заключение комитета и подготовленный к рассмотрению проектфедерального закона направляются в Совет Государственной Думы для включения егов календарь рассмотрения вопросов.
3. Рассмотрение Государственной Думойпроекта закона в трех чтениях.
В ходе рассмотрения законопроектазаслушиваются доклад инициатора проекта закона, содоклад Комитета по законодательствуи судебно — правовой реформе, выступления представителя Президента РоссийскойФедерации, представителя Правительства Российской Федерации, представителейфракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решениюпалаты для участия в обсуждении.
Каждая поправка к проекту обсуждаетсяи ставится на голосование в отдельности. Для принятия поправки необходимо,чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов ГосударственнойДумы.
После постатейного обсуждения иголосования поправок, проверки текста проекта и устранения имеющихся в немпротиворечий Государственная Дума принимает федеральный закон о внесениипоправки в соответствующую статью гл. 3 — 8 Конституции в целом, если за негопроголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст.130 — 133 Регламента Государственной Думы).
Принятый проект закона в течение пятидней со дня одобрения направляется в Совет Федерации.
4. Рассмотрение проекта закона всоответствующих комитетах Совета Федерации и принятие решения к рассмотрениюлибо его возвращение в Государственную Думу.
5. Рассмотрение Советом Федерациипроекта закона. Закон о поправке к Конституции считается принятым, если за егоодобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации.
Если Совет Федерации отклоняетпредставленный закон либо принимает его в ином виде, то для преодолениявозникших разногласий создается согласительная комиссия, порядок деятельностикоторой устанавливается регламентами палат Федерального Собрания.
6. Опубликование Председателем СоветаФедерации не позднее пяти дней со дня принятия закона уведомления для всеобщегосведения, включающего текст закона о поправке к Конституции с указанием дат егоодобрения Государственной Думой и Советом Федерации.
7. Направление Председателем СоветаФедерации закона о поправке к Конституции не позднее пяти дней со дня егопринятия в законодательные (представительные) органы субъектов РоссийскойФедерации для рассмотрения.
8. Рассмотрение закона в срок непозднее одного года со дня его принятия законодательным (представительным)органом субъекта РФ и направление его в Совет Федерации в течение 14 дней содня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции.
9. Установление Советом Федерациирезультатов одобрения закона (не менее 2/3 голосов) законодательными(представительными) органами субъектов РФ, оформление их в соответствии срегламентом Совета Федерации и направление в течение семи дней со дняустановления результатов Президенту Российской Федерации для подписания иофициального опубликования.
10. Подписание Президентом РоссийскойФедерации в срок не позднее 14 дней со дня получения закона и осуществлениеофициального опубликования.
11. Вступление закона РоссийскойФедерации о поправке к Конституции в силу со дня его официальногоопубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.
12. Внесение Президентом РоссийскойФедерации принятой поправки к Конституции Российской Федерации и осуществлениеофициального опубликования Конституции в месячный срок со дня вступления в силузакона.
Третья часть — это изменения ст. 65 КонституцииРФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся наосновании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании вее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статусасубъекта РФ.
Четвертая часть — изменения, касающиеся наименованиясубъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменениянаименования республики, края, области, города федерального значения,автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежитвключению в ст. 65 Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ впостановлении от 28 ноября 1995 г.[15] по делуо толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименованиясубъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решениясубъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке.
В спорных случаях,говорится в постановлении, Президент использует полномочия, предусмотренные ч.1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент используетсогласительные процедуры для разрешения разногласий между органамигосударственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органамисубъектов.
В случае недостижениясогласованного решения Президент может передать разрешение спора нарассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об измененииКонституции РФ, это будет КС РФ.
Во всех случаях, рассмотренных выше,поправки к ст. 65 не подлежат, в отличие от федеральных законов о внесениипоправок к иным положениям гл. 3 — 8 Конституции, одобрению со сторонызаконодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
3. Конституции(уставы) субъектов РФ как источник конституционного права РФ
С принятием конституции РоссийскойФедерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы.Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыгралзаметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России,в том числе и в сфере федеративных отношений.
К ряду новелл конституционногорегулирования российского федерализма можно отнести следующее.
Во-первых, Конституция закрепилаюридическое равноправие всех субъектов федерации. Во-вторых, к числу субъектовфедерации были отнесены бывшие до этого лишь административно-территориальнымиединицами края, области и города федерального значения.
В то же время ст.5 федеральнойКонституции закрепляет определенные различия между субъектами РоссийскойФедерации. Так, республики она относит к государствам, тогда как остальныесубъекты РФ выступают в качестве квазигосударственных образований.
Конституция Российской Федерацииопределила не только положение Основного Закона России, но и конституций(уставов) субъектов Российской Федерации. Конституция (устав) субъектафедерации получил статус учредительного документа. Конституция (устав)признается базовым актом, закрепляющим конституционно-правовой статуссубъектов.[16]
Конституции республик и уставыобластей (краев) выражают принцип равенства субъектов, т.е. уровень ихсоответствия Конституции РФ должен быть один и тот же. Конституция РФустанавливает тот особый порядок, который должен обеспечивать соответствиеКонституции Российской Федерации конституций (уставов) субъектов РоссийскойФедерации. Обратимся к положениям ст. 72 Конституции Российской Федерации поэтому вопросу.
Согласно п. «а» ч. 1 ст. 72Конституции к совместному ведению федеральных и региональных органовгосударственной власти относится обеспечение соответствия конституций (уставов)субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В чемзаключается обеспечение соответствия, и каковы в этой системе деятельностиполномочия Российской Федерации, с одной стороны, и полномочия ее субъектов, сдругой?
Конституция Российской Федерацииисходит из того, что эти полномочия устанавливаются в Конституции России ифедеральных законах. Но они могут содержаться и в договорах органовгосударственной власти Российской Федерации и органов государственной власти еесубъектов (ст. 11).
КонституцияРоссийскойФедерации устанавливает (статьи 5, 66, 72, 76) весьма высокий статусконституций (уставов) субъектовРФ.
Согласно ст. 5 и 66 Конституции РФконституции (уставы) имеют собственный предмет правового регулирования.Характер этого предмета таков, что в определении его правовых параметровсоучаствуют Российской Федерации и субъекты федерации. Следовательно,конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, как юридические документы,выражающие волю законодателей России и ее субъектов, выполняют функциюограничения действия конституционно-правовых установлении Российской Федерации.
Практически все уставы и многиеконституции субъектов РФ приняты их законодательными органами (парламентами). Вто время, как путем референдума приняты только конституции ряда республик,таких как Татарстан, Ингушетия и некоторых других. Конституции Дагестана,Калмыкии были приняты специальным органом — Конституционным Собранием.
Конституции республик и уставысубъектов РФ имеют высшую юридическую силу на территории своего региона. Внекоторых из этих основных законов указывается также и их «прямоедействие». Например, статья 9 часть 3 Устава города Москвы гласит:«Устав имеет прямое действие и применяется на всей территорииМосквы».
Аналогичные положение содержатся вконституциях Бурятии (ст. 11), Ингушетии (ст. 7), республики Коми (ст. 7).
Одним из важнейших элементовправового статуса субъекта РФ является наличие учредительной власти.Учредительная власть характеризуется правом субъекта самостоятельно приниматьсобственные основные законы (конституцию, устав) и законодательство. Источникомучредительной власти, как и любой другой государственной власти, являетсянарод.
В частности, именно народ какноситель суверенитета и источник государственной власти закреплен вКонституциях Бурятии (ст. З), Дагестана (ст. 4), Ингушетии (ст. 4), Калмыкии(ст. 5) и некоторых других республик. В большинстве республик установлен такжеи порядок осуществления власти народом — непосредственно и через органызаконодательной, исполнительной и судебной власти, а также через органыместного самоуправления. Такие нормы содержатся в Конституциях Бурятии (ст. З),Карелии (ст. З), Коми (ст. 2), Дагестана (ст. 4) и других республик.
Практически во всех республиканскихконституциях высшим непосредственным выражением воли народа признаютсяреферендум и свободные выборы. В уставах краев, областей, автономных округов,иных субъектов РФ также закрепляется источник власти. Но если в конституцияхреспублик народ признается источником власти и носителем суверенитета, то в уставахиных субъектов РФ «народ» является лишь источником власти.
Так, статья 7 пункт 1 УставаТамбовской области гласит: «Единственным источником власти в областиявляется народ»; статья 3 Устава Ханты-Мансийского автономного округауказывает: «Народ автономного округа осуществляет свою властьнепосредственно, а также через органы государственной власти и органы местногосамоуправления». В Уставе Читинской области (статья 3) под народом понимаютсяграждане РФ, проживающие на территории области. Учредительная власть субъектаРФ проявляется также и в праве самостоятельно вносить изменения и дополнения вучредительные документы. Процедура внесения поправок к конституции (уставу)также различна в разных субъектах РФ. Конституции республик изменяются либо парламентомреспублики (Ингушетия, Коми), либо специально созданным органом, таким какКонституционное Собрание в Бурятии и Дагестане, либо референдумом (Мордовия,Удмуртия). Следует отметить, что Конституционное Собрание созывается лишь дляизменения статей и глав конституций, закрепляющих основы конституционного строяреспублики, основные права, свободы и обязанности граждан, а также порядокизменения и дополнения самой Конституции.[17]
В некоторых республикахпредусматривается народная законодательная инициатива. Так, в Туве спредложением об изменении основного Закона республики может выступить группаизбирателей численностью не менее 1 тысячи человек, в Ингушетии — не менее 10тысяч, в Удмуртии — не менее 50 тысяч. Решение о необходимости изменения(дополнения) Конституции практически во всех республиках принимаетсяквалифицированным большинством, как правило, в 2/3 голосов членов парламента.
Порядок изменения уставов областей(краев) и других субъектов несколько проще. Специальный орган для измененияустава не создается. Поправки в устав могут вноситься не толькоквалифицированным, но и простым большинством депутатов парламента, как,например, в Москве, Тюменской области. Можно отметить также особенность УставаЯрославской области, согласно которому раздел 9, предусматривающий порядоквнесения изменений и дополнений в Устав, вообще не может быть пересмотрен.
Таким образом, становится очевидным,что процедура изменения основных Законов в республиках более сложная, но иболее демократичная (референдум, народная инициатива), чем в областях иликраях.
Согласно п. «б» ч. 2 ст.125 Конституции Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела осоответствии Конституции Российской Федерации «конституций республик, уставов,а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации,изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной властиРоссийской Федерации и совместному ведению органов государственной властиРоссийской Федерации и органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации».
Федеральный закон «Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с п. 1 ст. 85Конституции Российской Федерации устанавливает право Президента обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъектафедерации с представлением о приведении конституции (устава) в соответствие сКонституцией РФ и федеральными законами. Однако федеральные законы, например,«О прокуратуре Российской Федерации» дают многим субъектам возможность оспариватьлюбую норму конституции (устава) в суде общей юрисдикции.
В связи с этим, Конституционный судРоссии в своём постановлении от 18.07.2003 г. признал противоречащимиКонституции России ряд положений Гражданского Процессуального Кодекса РФ изакона «О прокуратуре РФ», дозволявшим прокурорам обращаться в судобщей юрисдикции с заявлением о признании противоречащими федеральным законамКонституций и Уставов субъектов РФ.
Конституционный суд согласился с позициейзаявителей: «Конституция (устав) субъекта РФ — это целостный единый акт,имеющий высшую юридическую силу в системе региональных правовых актов».Конституционные принципы федеративного устройства не должны нарушаться текущимфедеральным регулированием посредством законов.
В постановлении особоподчеркивается, что уставные документы субъектов РФ являются учредительными иимеют особую правовую природу, что и предопределяет различия в порядке ихсудебной проверки. В связи с этим, подчеркивается в постановлении, проверкауставных документов может быть осуществлена только в порядке конституционного,а не административного или гражданского судопроизводства.
Заключение
Цель курсового исследованиядостигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённогоисследования по теме «Конституция 1993 г.» можно сделать ряд выводов:
С принятием конституции РоссийскойФедерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы.Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыгралзаметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России,в том числе и в сфере федеративных отношений.
Конституция РФ 1993 года — первая вистории страны полноценная конституция, признающая неотчуждаемость основныхправ и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичнойвласти, ее правовой характер. Главная проблема — реализовать этот потенциал,обеспечив адекватную интерпретацию Конституции в контексте развития России, еегосударственной и общественной жизни.
Конституция является фундаментомсистемы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации исистематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации иконституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системызаконодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексноеразвитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечиваетнаилучшие условия для формирования демократического правового государства,упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации — бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильностиполитического и общественного строя, это генеральное соглашение между всемисоциальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальныхправилах, по которым живет страна.
Таким образом, можно сделать вывод:юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридическихсвойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания.Каждая черта Конституции РФ характеризует определенный аспект ее содержания каксложного, многопланового правового феномена.
Юридические свойства характеризуют правовую природу Конституции и ее особоеместо в правовой системе. К ним относятся:
а) верховенствоконституции;
б) высшая юридическаясила конституции;
в) конституция — ядроправовой системы, юридическая база законодательства;
г) особая правовая охранаконституции;
д) особый порядокпринятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.
Основные черты и юридические свойстваКонституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг отдруга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляютсобой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражаюткачественную определенность содержания Конституции. Только взятые вместе этичерты и свойства дают исчерпывающее представление о Конституции РФ в целом.
Процедура пересмотра Конституции ивнесения в нее поправок весьма сложна. Для принятия поправок к гл. 3 — 8действующей Конституции требуется согласие квалифицированного большинствадепутатов палат Федерального Собрания и не менее чем 2/3 субъектов РоссийскойФедерации. Достичь такого согласия даже в условиях гражданского мира оченьтрудно, особенно когда речь идет о принципиальных изменениях. Еще более сложнареализация поправок к главам Конституции, закрепляющим основы конституционногостроя, права и свободы человека и гражданина. Она возможна только путемразработки проекта новой Конституции, который принимается квалифицированнымбольшинством специально для этой цели созываемого Конституционного Собраниялибо всенародным голосованием.
Библиографический список литературы
1. Федеральный законот 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силупоправок к Конституции Российской Федерации»//«Российская газета»от 10 марта 1998 г.
2. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толкованиистатьи 136 Конституции Российской Федерации // «Российская газета» от9 ноября 1995 г.
3. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // «Российская газета»от 14 декабря 1995 г.
4. Постановление КонституционногоСуда РФ от 18.07.2003 г. № 13-П по делу о проверке конституционности статей 115и 231 ГПК РСФСР, статей 26б 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросамиГосударственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, ГосударственногоСовета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан //Российская газета, 29.07.2004.
5. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросахприменения судами Конституции Российской Федерации при осуществленииправосудия».// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
6. Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России:проблемы и перспективы//«Журнал российского права».-2003.- N 11.
7. Авакьян С.А.Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. — М.: РЮИД,«Сашко», 2000.
8. Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. идоп. – М.: Норма, 2007.
9. Евдокимов В. Б. О Конституциях и Уставах субъектовРоссийской Федерации // Чиновник. — 1998. — № 3.
10. Иванов С.А.Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта РоссийскойФедерации. Монография.- М.: Народный учитель, 2002.
11. Комментарий кКонституции Российской Федерации" (постатейный). / Под ред. Л.А.Окунькова. -М.: Издательство БЕК, 1999.
12. Конституционноеправо. Энциклопедический словарь./Ответ. редактор С.А. Авакьян. – М.: Изд.Норма. 2000.
13. Кравец А.Верховенство конституции — принцип конституционализма // «Журналроссийского права», 2002, N 7.
14. Лассаль Ф. Осущности конституции.- С-Пб., 1996.
15. Теориягосударства и права: Курс лекций. /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-еизд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001.