Реферат по предмету "Государство и право"


Конституционные основы внешней политики Республики Беларусь

ТЕМА4
 
Конституционныеосновы внешней политики Республики Беларусь

Вопросы темы:
 
1. Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции,цели, средства, субъекты.
2. Основные направления внешнейполитики Республики Беларусь
3. Республика Беларусь – субъект СНГ
4. Союзное государство Беларуси и России

Литература
1. О международных договорахРеспублики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23.10.1991 г. № 1188 – XII (В редакции Закона от 15.11.2004 г.)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. — № 180,2/1080
2. Соглашение “О создании СНГ” //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1992. — № 6
3. Устав СНГ // Ведомости ВерховногоСовета Республики Беларусь. – 1994. — № 11
4. О ратификации Договора о созданииСоюзного государства: Закон Республики Беларусь от 24.12.1999 № 343-З //Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 2000. № 1-2, ст. 1.
5. О ратификации Договора междуРеспубликой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан: ЗаконРеспублики Беларусь от 17.02.1999. № 244-З // Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь. – 1999. — № 14, 2/16
6. Моисеев Е.Г. Правовой статус СНГ.М. 1995
7. О ратификации Соглашения об образовании СодружестваНезависимых Государств: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от10 декабря 1991г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №1. Ст. 15; 1992. № 6. Ст 121.
8. Соглашение “О Межпарламентской Ассамблее государств– участников Содружества Независимых Государств” // Информационный бюллетеньМежпарламентской Ассамблеи СНГ. 1992. № 1.
9. Соглашение “О координационных институтахСодружества Независимых Государств” // Информационный бюллетеньМежпарламентской Ассамблеи СНГ. 1992. № 1.
10. О ратификации Договора о Союзе Беларуси и России иУстава Союза Беларуси и России: Закон Республики Беларусь от 10 июня 1997г. //Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 21. Ст. 386-388;// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 4. 2/118.
11. Декларация о дальнейшем единении России и Беларусиот 25 декабря 1998г. (Принята в г. Москве 25.121998) // Народная газета. 29декабря 1998. № 333.
12. Об утверждении Положения о Министерствеиностранных дел Республики Беларусь: Постановление Совета Министров РеспубликиБеларусь от 30 ноября 2001г. // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. 2001. № 116. 5/9516; 2003. № 103. 5/13005.
13. Об утверждении основных направлений внутренней ивнешней политики Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 ноября2005г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. № 188.2/1157.
14. О ратификации Соглашения между ПравительствомРеспублики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказаниямедицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохраненияРоссийской Федерации и гражданам Российской Федерации в учрежденияхздравоохранения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 19.07.2006г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 122. 2/1255.

1. Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции,цели, средства, субъекты
 
Республика Беларусь, являясь сувереннымгосударством, проводит активную внешнюю политику, сотрудничает с другимигосударствами. Международное сотрудничество – это форма взаимодействия государствмежду собой или с международными организациями. Вопросам сотрудничествагосударств посвящено большое количество международных документов. В частности,Устав ООН, принятый 26 июня 1945 года, Декларация о принципах международногоправа, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствамив соответствии с Уставом ООН, принятая 24 октября 1970 года ГенеральнойАссамблеей ООН, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству вЕвропе (ОБСЕ) от 1 августа 1975 года и др., которые обязывают государствасотрудничать на мировой арене.
В соответствии с международнымидокументами государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо отразличий их политических, экономических и социальных систем в различныхобластях международных отношений с целью поддержания международного мира ибезопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу,общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации.
Международными документами определены целии основные направления сотрудничества. Так, в соответствии с Уставом ООН однойиз ее целей является “международное сотрудничество в разрешениимеждународных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарногохарактера” (пункт 3 ст. 1). В Декларации принципов международного праваопределены основные направления сотрудничества государств: поддержаниемира и безопасности, всеобщее уважение прав человека, осуществлениемеждународных отношений в экономической, социальной, культурной, технической иторговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства иневмешательства, сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ееУставом, содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихсястранах.
В международных документах закрепленыследующие десять принципов международного права, которыми должныруководствоваться все государства: суверенитета и равенства государств;неприменения силы и угрозы силой; нерушимости границ; территориальнойцелостности государств; мирного разрешения международных споров;невмешательства во внутренние дела государства; всеобщего уважения прав иосновных свобод человека; равноправия и самоопределения народов; сотрудничествагосударств; добровольного выполнения международных обязательств.
В соответствии со ст. 8 Конституции“Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международногоправа и обеспечивает соответствие им законодательства. Республика Беларусь всоответствии с нормами международного права может на добровольной основевходить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускаетсязаключение международных договоров, которые противоречат Конституции”.
Однако нормы международного права не могутиметь преимущества перед нормами Конституции Беларуси, которая обладаетверховенством над всеми правовыми актами на территории страны.
В Республике Беларусь 14 ноября 2005 годапринят программный Закон “Обутверждении основных направлений внутренней и внешней политики РеспубликиБеларусь”, которыйопределяет принципы, стратегические цели, основные задачи и сферы внутренней ивнешней политики государства.
/>Внешняя политика – это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших правоот имени народа выражать национальные интересы на международной арене, избиратьсоответствующие средства и методы их реализации.
/>

/>/>                                                                        
Интеграционная функция, связана со стремлением государств к интеграции вразличных сферах деятельности;
Охранительная функция, направлена на защиту национальных интересов зарубежом, прав и свобод своих граждан;
Регулятивная функция, связана с разработкой государствами общепризнанныхнорм и принципов международного права;
Информационно-представительная функция, связана с распространением положительной информации остране с целью создания положительного имиджа о ней.
Эти конституционные принципыконкретизируются и развиваются в Законе Республики Беларусь от 14 ноября 2005г. № 60-З “Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политикиРеспублики Беларусь” (глава 2). Внешняя политика Республики Беларусьосновывается на следующих принципах: соблюдение общепризнанных принципов инорм международного права; соразмерность внешнеполитических целейполитико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому,интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации дляукрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международногоавторитета; повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономическихи иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь иее национальной экономики в условиях глобализации; развитие на основеобщепризнанных принципов и норм международного права всестороннегосотрудничества с иностранными государствами, международными организациями,взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях;приверженность политике последовательной демилитаризации международныхотношений; отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам,непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь (ст. 23)./> /> /> /> /> /> /> /> />

Политические средства, связаны прежде всего с активной работойдипломатических представителей за рубежом.
Идеологические средства, представляют собой использование средств массовойинформации для пропаганды на зарубежные страны.
Экономические средства, используются для поддержки слаборазвитых вэкономическом отношении государств и наоборот, возможность получения различногорода займов, льгот для своей страны.
Военные средства, представляют собой наличие боеспособной армии.
Внешняя политика осуществляетсяопределенными государственными структурами. Важная роль в осуществлениивнешней политики принадлежит Президенту Республики Беларусь: ведет переговоры иподписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатическихпредставителей Республики Беларусь в иностранных государствах и примеждународных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованныхпри нем дипломатических представителей иностранных государств (п. 20, 21 ст. 84Конституции).
Парламент Республики Беларусьрассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направленийвнутренней и внешней политики Республики Беларусь, об объявлении войны изаключении мира.
Министерствоиностранных дел Республики Беларусь – орган государственного управления,который проводит государственную политику в области внешних связей,осуществляет регулирование и координацию внешнеполитической деятельности, общуюкоординацию внешнеэкономической деятельности
Под национальными интересами понимаетсядостижение долговременных национальный целей: обеспечение существованиянационального государства как независимого, предотвращение внешней угрозы, сохранениеили поиск союзников, обеспечение роста благосостояния народа, развитиевзаимовыгодных культурных контактов и т.д. В этом также и состоит сущностьполитики любого государства.
Внешнеполитические цели достигаютсяразличными средствами. Важнейшими из нихявляются: политические средства, связанные прежде всего с активнойработой дипломатических представителей за рубежом; идеологические средства,представляющие собой использование средств массовой информации для пропагандына зарубежные страны; экономические средства, которые используются дляподдержки слаборазвитых в экономическом отношении государств и наоборот,возможность получения различного рода займов, льгот; военные средства,представляющие собой наличие боеспособной армии.
Внешняя политика осуществляетсяопределенными государственными структурами. Важная роль в осуществлении внешней политики принадлежит ПрезидентуРеспублики Беларусь: ведет переговоры и подписывает международные договоры,назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь виностранных государствах и при международных организациях; принимаетверительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатическихпредставителей иностранных государств (пункты 20, 21 ст. 84 Конституции).
Парламент Республики Беларусьрассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направленийвнутренней и внешней политики Республики Беларусь, об объявлении войны изаключении мира.
На Правительство возлагается разработкаосновных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по еереализации; осуществление координации в области отношений Республики Беларусь сдругими государствами и международными организациями; принятие практических мерпо реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь;заключение международных договоров по вопросам, относящимся к его компетенции;принятие мер по обеспечению выполнения международных договоров РеспубликиБеларусь.
Министерство иностранных дел РеспубликиБеларусь – республиканский орган государственного управления, который проводитгосударственную политику в области внешних связей, осуществляет регулирование икоординацию внешнеполитической деятельности, общую координациювнешнеэкономической деятельности.
2.Основные направления внешней политики Республики Беларусь
Основными направлениями в сферевнешнеэкономической деятельности являются: совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основемноговекторности, сложившегося международного разделения труда и рынков товарови услуг, создание благоприятных условий для участия белорусских товаров вмеждународном торгово-экономическом обороте, защита интересов организаций ииндивидуальных предпринимателей – резидентов Республики Беларусь на внешнемрынке, обеспечение условий роста экспорта, осуществление внешнихгосударственных заимствований в пределах лимита внешнего государственного долгаРеспублики Беларусь, развитие экспорта высоких технологий и содействие ихимпорту в целях ускоренного развития национальной экономики, обеспечение доступак источникам сырья и товарам, производство которых невозможно либо неэффективнов Республике Беларусь.
Основными направлениями в сферемеждународного экономического сотрудничества являются: участие в многостороннем сотрудничестве в рамкахмеждународных организаций, институтов и форумов в качестве фактора органичнойинтеграции в мировое сообщество в интересах развития национальной экономики,участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и иных формахэкономической интеграции с иностранными государствами, привлечение иностранныхинвестиций, развитие делового сотрудничества с государствами, участвующими вмногосторонней системе регулирования торговли, рациональное использованиегеографического положения, развитие эффективной системы обслуживания международныхтранспортных систем и коммуникаций.
Основными направлениями в сферемеждународного сотрудничества в области космической деятельности являются: участие в международных программах исследования ииспользования космического пространства, развитие научно-техническогопотенциала белорусских организаций, работающих в области космическойдеятельности.
Основными направлениями в сферемеждународного военного сотрудничества являются: проведение государственной политики, направленной напредотвращение войны и поддержание мира, нейтрализацию потенциальных военныхугроз, исключение вовлечения Вооруженных Сил Республики Беларусь в вооруженныеконфликты за пределами государства, расширение международного сотрудничества,партнерства и укрепление доверия в военной сфере, содействие мирномуурегулированию международных вооруженных конфликтов и споров, сотрудничество синостранными государствами по сокращению вооружения и вооруженных сил в Европе,конверсии предприятий оборонной промышленности, военно-техническое сотрудничествос иностранными государствами.
Основными направлениями в сферемеждународного сотрудничества по реализации государственной пограничнойполитики являются: обеспечениенерушимости Государственной границы Республики Беларусь, защитыгосударственного суверенитета и территориальной целостности РеспубликиБеларусь, взаимовыгодное межгосударственной сотрудничество по пограничнымвопросам, мирное разрешение пограничных вопросов.
Основными направлениями в сферемеждународной безопасности являются:развитие международного сотрудничества в целях сохранения и укреплениясуществующих систем международной и региональной безопасности, развитиемеждународного сотрудничества в области борьбы с терроризмом и экстремизмом,организованной преступностью, наркобизнесом и иными видами преступнойдеятельности, противодействие незаконному распространению оружия массовогопоражения, его компонентов и средств доставки, а также товаров и технологийдвойного назначения.
Основными направлениями в сферегуманитарного сотрудничества и прав человека являются: участие в международных договорах в гуманитарнойобласти и в области прав человека, развитие международного гуманитарногосотрудничества и сотрудничества в области прав человека, реализациядолгосрочной стратегии содействия духовному и культурному развитию белорусскойдиаспоры, создание благоприятных правовых и организационных условий дляэтнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц,  идентифицирующихсебя как белорусы, а также членов их семей, принявших решение вернуться вРеспублику Беларусь на постоянное место жительства.
Основными направлениями в сферемеждународного сотрудничества в области здравоохранения, образования, науки,информации и информатизации, культуры, спорта, туризма, охраны окружающей средыявляются: укрепление международногосотрудничества в области развития здравоохранения, привлечение внешнихинтеллектуальных и научных ресурсов в интересах научного, образовательного икультурного развития Республики Беларусь, расширение международного научно-техническогосотрудничества, участие в международных договорах, развитие взаимовыгодныхотношений с иностранными государствами, международными организациями, обменинформацией и технологиями, использование международных глобальныхинформационных сетей в интересах ускоренного экономического развития,содействие интеграции Республики Беларусь в мировое информационноепространство, поддержка взаимовыгодного международного сотрудничества в областиинформации и информатизации, содействие национальным федерациям (союзам,ассоциациям) по виду (видам) спорта в их международной деятельности и повышениимеждународного авторитета Республики Беларусь через активное участиеспортсменов (команд спортсменов) Республики Беларусь в международных спортивныхмероприятиях, формирование имиджа Республики Беларусь как региона,привлекательного для развития туризма, и продвижение национального туристскогопродукта на внешний рынок, развитие международного сотрудничества в сфереохраны окружающей среды, разрешения экологических проблем транснациональногохарактера, привлечение помощи международного сообщества по преодолениюпоследствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Основными направлениями в сферемеждународного сотрудничества в области предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций являются:оперативное информирование в случаях возникновения или опасности возникновениячрезвычайных ситуаций, проведение согласованной политики по предупреждениютрансграничных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, обменнаучно-технической информацией и специалистами в области предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций, оказание гуманитарной помощи странам,пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций.
Основными направлениями в сфересотрудничества в области кодификации и прогрессивного развития международногоправа являются: участие в разработкемеждународных договоров, развитие сотрудничества с международнымиорганизациями.
Основными направлениями в сферетрансграничного сотрудничества являются: взаимодействие с иностранными государствами на региональном и местномуровнях в целях оперативного решения приграничных проблем, привлеченияиностранных инвестиций для совершенствования приграничной и транспортнойинфраструктуры, создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями,разработка и реализация региональных проектов технического содействия,финансируемых международными организациями и программами в области экономики,территориального планирования, предпринимательства, инфраструктуры, информации,охраны окружающей среды, образования, культуры, туризма и спорта, поощрениееврорегионов как формы приграничного сотрудничества в целях сглаживанияразличий в уровнях социально-экономического развития территорий, развитияприграничной инфраструктуры, совместного решения проблем в сфере охраныприроды, преодоления дисбаланса в вопросах занятости населения, культурных иязыковых барьеров.
3. Республика Беларусь –субъект СНГ
 
8 декабря 1991 г. Республика Беларусь,Россия, и Украина подписали Соглашение о создании Содружества НезависимыхГосударств.
21 декабря 1991 г. к СНГ в г. Алма-Атаприсоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова,Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. В настоящее время в СНГ входят 12 бывшихреспублик СССР из 15. Латвия, Литва, Эстония в состав СНГ не вошли.
Учредительными документами СНГ являются:Соглашение о создании СНГ, Алма-Атинская Декларация, Устав СНГ и др.
В начальный период своего создания СНГрассматривалось как форма цивилизованного развода бывших союзных республик ираздела имущества бывшего СССР мирным путем. Сегодня в СНГ господствуетстремление государств к экономическому и политическому взаимодействию напросторах бывшего СССР.
Страны-участницы СНГ сотрудничают вразличных сферах: государственно-политической, социально-экономической,научной, культурной, экологической, правовой, внешнеполитической и др.
Все органы СНГ имеют исключительноконсультативные и координационные функции.
Деятельность Совета Глав Государств иСовета Глав Правительств регулируется следующим образом: при принятии решений вэтих Советах каждое государство имеет один голос. Решения принимаются с общегосогласия, консенсусом. За каждым государством признается право не участия врешении того или иного вопроса.
Совет Глав Государств обсуждает ипринимает принципиальные решения, связанные с деятельностьюгосударств-участников в сфере их общих интересов. В соответствии с Уставом СНГон собирается на заседания два раза в год. Внеочередные заседания могутсозываться по инициативе одного из государств-членов.
Совет Глав Правительств координируетсотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической,социальной и иных сферах общих интересов. Периодичность заседаний данногоСовета – четыре раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативеПравительства любого из государств-членов.
Межпарламентская Ассамблея СНГ состоит изпарламентских делегаций стран СНГ, состав которых обновляется к каждомузаседанию, Совета Ассамблеи, постоянных и временных комиссий, вспомогательныхорганов и Секретариата Совета МПА. Межпарламентская Ассамблея обсуждает широкийкруг политических, социально-экономических и иных проблем, представляющих общийинтерес. Все делегации стран-участниц имеют один голос. Пленарные заседания МПАпроводятся не реже двух раз в год. Решения в МПА принимаются консенсусом, тоесть достижением согласия его участников. МПА не наделена законодательнымиполномочиями, она имеет консультативные и координационные полномочия. Важнейшаяфункция МПА – это сближение национальных законодательств стран-участниц СНГ.Эта задача решается путем принятия модельных (рекомендательных) актов, которыенаправляются парламентам стран-участниц СНГ для использования в ихзаконодательной деятельности.
Координационно-консультативный комитет СНГявляется постоянно действующим исполнительным и координирующим органом.
Комитет вырабатывает предложения повопросам сотрудничества в рамках СНГ, организует совещания представителей иэкспертов для подготовки проектов документов, выносимых на заседания СоветаГлав Государств и Совета Глав Правительств, содействует работе других органов врамках Содружества. Столицей СНГ является город Минск.
СНГ является уникальным своеобразнымобъединением государств, которое в процессе своего функционирования реализуетразличные виды связей между собой, характерные для федеративных,конфедеративных, ассоциативных международно-правовых форм объединенийгосударств.

4. Союзное государствоБеларуси и России
 
После распада СССР 26 июня 1992 года междуРоссийской Федерацией и Республикой Беларусь были установлены дипломатическиеотношения.
21 февраля 1995 года в городе МинскеПрезидентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президентом РоссийскойФедерации Б.Н. Ельциным подписан Договор о дружбе, добрососедстве исотрудничестве между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Договорвступил в силу 11 августа 1995 года.
26 мая 1995 года у белорусской деревниРечка убран символический таможенный знак, что означало ликвидацию границымежду Беларусью и Россией.
27-28 февраля 1996 года ПрезидентРеспублики Беларусь А.Г. Лукашенко привез в Москву исторические предложения,направленные на тесное сближение двух стран.
2 апреля 1996 года в городе МосквеПрезидентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президентом РоссийскойФедерации Б.Н. Ельциным подписан Договор между Республикой Беларусь иРоссийской Федерацией об образовании Сообщества Беларуси и России. Договорвступил в силу с 29 августа 1996 года. Целью создания Сообщества являлосьобъединение материального и интеллектуального потенциалов обоих государств дляподъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов идуховного развития личности.
Высшим органом Сообщества являлся  –Высший Советом, в который входили главы государств и правительств, руководителипарламентов сторон, а также председатель Исполнительного Комитета, был принятряд важных решений. Так, 22 июня 1996 года были приняты следующие решения: “ОТаможенном Комитете Сообщества”, “О беспрепятственном обмене жилых помещений”,“О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставлениедругих социально-трудовых гарантий”.
Исполнительным Комитетом СообществаБеларуси и России 11 апреля 1996 года было принято постановление № 1 “О равныхправах граждан на получение образования”, а 16 мая 1996 года принятопостановление № 2 “О взаимном предоставлении гражданам Беларуси и России равныхправ в получении всесторонней медицинской помощи”.
Договор содержал конкретные направленияработы органов Сообщества: проведение общей экономической и социальной политики,разработка и реализация совместных программ; формирование единойэнергетической, транспортной систем и системы связи; взаимодействие в решениивопросов занятости населения; формирование единой нормативно-правовой базы идр. Однако Договор четко не прописывал механизма реализации задач, поставленныхперед органами Сообщества. Кроме того, в развитии рыночных реформ Россияопережала Беларусь.
2 апреля 1997 года в Москве президентыА.Г. Лукашенко и Б.Н. Ельцин подписали Договор о Союзе Беларуси и России. По инициативеА.Г. Лукашенко Сообщество преобразуется в Союз двух государств. Одновременнобыл принят Меморандум о взаимопонимании между Республикой Беларусь и РоссийскойФедерацией по вопросу о доработке и принятии Устава Союза Беларуси и России,который публиковался в виде проекта для всенародного обсуждения гражданамиРеспублики Беларусь и гражданами России.
23 мая 1997 года в городе МосквеПрезидентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президентом РоссийскойФедерации Б.Н. Ельциным подписан Устав Союза Беларуси и России. Договор и Уставо Союзе Беларуси и России вступили в силу 11 июня 1997 года.
По выполнению Договора и Устава органамиСоюза была проведена большая работа. Интеграция между государствами стала болеетесной. Был осуществлен ряд совместных крупномасштабных программ и проектов,направленных на наращивание промышленного и научно-технического потенциалагосударств, для граждан двух государств были сняты пограничные и таможенныебарьеры, предоставлены равные права в области образования, трудоустройства иоплаты труда, приобретения и использования имущества.
Высшим Советом Союза Беларуси и Россиибыло принято свыше 40 решений по вопросам внешней политики, военной политики ибезопасности, охраны границ, борьбы с преступностью, финансового и таможенногозаконодательства, коммуникаций и информатизации и др.
Однако существовали и определенныетрудности в реализации положений Договора и Устава Союза. В России большимитемпами шла приватизация государственной собственности, в Беларуси онаразвивалась более медленно. Этот и другие факторы затрудняли сотрудничестводвух стран: практически отсутствовали крупные финансово-промышленные группыдвух стран способные конкурировать на мировых рынках; не все решения,принимаемые на высшем уровне органами Союза, реализовывались на практике из-запротиводействия определенных российских политических сил интеграции; правоваябаза двухсторонних отношений нуждалась в совершенствовании, прежде всего внаделении Парламентского Собрания Союза правом принимать не рекомендательные, азаконодательные акты, в наделении дополнительными наднациональными полномочиямисоюзных органов, в гармонизации и сближении национального законодательствагосударств-участников.
Но экономическая целесообразность,историческая взаимосвязь судеб народов двух государств, родственные отношения,близость духовной и культурной жизни, совпадение интересов в политической,экономической, внешнеполитической, геостратегической, оборонной и иных областяхтребовали более тесного объединения государств-участников Союза.
Все эти недостатки и объективныезакономерности развития двух государств создали предпосылки для появленияДекларации о дальнейшем единении Беларуси и России.
25 декабря 1998 года в Москве президентамидвух стран были подписаны Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, атакже Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условийсубъектам хозяйствования.
Декларация провозглашала конечную цельинтеграции двух государств – создание союзного государства.
Договор о равных правах граждан былратифицирован Законом Республики Беларусь от 17 февраля 1999 года  № 244 – З.
В Соглашении Республика Беларусь иРоссийская Федерация взяли на себя обязательство способствоватьзаконодательными и иными мерами созданию равных условий субъектамхозяйствования на территории обоих государств.
В январе 1999 года в Республике Беларусь иРоссийской Федерации были образованы рабочие группы по подготовке проектаДоговора о создании Союзного государства.
8 декабря 1999 года в г. Москве президентБеларуси Александр Григорьевич Лукашенко и президент России Борис НиколаевичЕльцин подписали Договор о создании Союзного государства Беларуси и России.Договор был ратифицирован Республикой Беларусь 24 декабря 1999 года.
Составной частью Договора является Программадействий по реализации положений Договора о создании Союзного государства.
После обмена ратификационными грамотами сРоссией прекратили свое действие Договор об образовании Сообщества Беларуси иРоссии от 2 апреля 1996 года и Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля1997 года. Ранее принятые акты в рамках Сообщества и Союза продолжаютдействовать в части, не противоречащей Договору о создании Союзногогосударства.
Союзное государство основано наразграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством игосударствами-участниками.
Согласно ст. 6 Договора каждоегосударство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзномугосударству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность,государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другиеатрибуты государственности. Каждое государство сохраняет членство в ООН и вдругих международных организациях.
Союзное государство основано на принципахсуверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестноговыполнения ими взаимных обязательств.
Договором устанавливается, что гражданегосударств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства.Однако пока союзного закона о гражданстве не принято. Тем не менее, Договоромпредусмотрено, что граждане Союзного государства пользуются равными правами инесут равные обязанности на территории другого государства, если иное непредусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами междуними. Каждый гражданин государства-участника имеет право на защиту натерритории третьего государства, где не имеется представительствагосударства-участника, гражданином которого он является, дипломатическимпредставительством или консульским учреждением другого государства. Договоромтакже предусматривается создание союзной Комиссии по правам человека, однакопока она также не образована.
Договор закрепляет предметы ведения,принадлежащие исключительно Союзному государству (ст.17 Договора) и предметы,находящиеся в совместном ведении Союзного государства и государств-участников(ст. 18 Договора).
Вне пределов исключительного веденияСоюзного государства и предметов совместного ведения Союзного государства игосударств-участников последние сохраняют всю полноту государственной власти.
В Договоре содержатся статьи, посвященныебюджету Союзного государства.
Бюджет Союзного государства призванобеспечивать финансирование программ и проектов Союзного государства, егофункционирование, включая расходы на содержание его органов.
Бюджет Союзного государства формируется засчет ежегодных согласованных отчислений государств-участников. Наполнениебюджета может также осуществляться и за счет других законных источниковфинансирования.
Вопросы финансово-хозяйственнойдеятельности органов Союзного государства, отраслевых и функциональных органовуправления Союзного государства регулируются советом Министров Союзногогосударства в соответствии с нормативно-правовыми актами Союзного государства,а также законодательством государств-участников.
Государства-участники самостоятельно несутрасходы, связанные с осуществлением мероприятий, не предусмотренных бюджетомСоюзного государства.
Бюджет Союзного государства не может иметьдефицит.
Исполнение бюджета до созданияКазначейства Союзного государства осуществляют казначействагосударств-участников в части, касающейся территорий своих государств.
Проект бюджета Союзного государствавносится в Парламент Советом Министров Союзного государства.
Бюджет после принятия Парламентомутверждается Высшим Государственным Советом.
В Договоре определены порядок организации,предметы ведения, полномочия, организация работы, виды нормативно-правовыхактов, принимаемых органами Союзного государства.
Высший Государственный Совет являетсявысшим органом Союзного государства.В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палатпарламентов государств-участников.
В заседаниях Высшего ГосударственногоСовета участвуют также Председатель Совета Министров, Председатели ПалатПарламента, Председатель Суда Союзного государства.
Председателем Высшего ГосударственногоСовета является один из глав государств-участников на основе ротации, если государства-участники недоговорились об ином.
Акты Высшего Государственного Советапринимаются на основе единогласия государств-участников. Акт не являетсяпринятым, если одно из государств-участников высказалось против его принятия.
Голосование на заседаниях ВысшегоГосударственного Совета от имени государства-участника осуществляет главагосударства либо лицо, им уполномоченное.
Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органомСоюзного государства.
Члены Палаты Союза работают нанепостоянной основе и получают вознаграждение за свой труд по месту постояннойработы.
Депутаты Палаты представителей работают напостоянной профессиональной основе и не могут находиться на государственнойслужбе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской,научной и иной творческой деятельности.
Палата представителей избирается, а ПалатаСоюза формируется сроком на 4 года. В случае прекращения полномочий палатпарламентов государств-участников члены Палаты Союза сохраняют свои полномочиявплоть до обновления депутации соответствующего парламента.
Каждая из палат избирает из своего составаПредседателя, его заместителя, образует комиссии. Председатель палаты и егозаместитель избираются на ротационной основе. Председатель палаты и егозаместитель не могут быть гражданами одного государства-участника.
Право внесения законопроектов принадлежитВысшему Государственному Совету, Совету Министров Союзного государства, ПалатеСоюза, а также группе депутатов Палаты Представителей численностью не менее 20депутатов.
Законопроекты вносятся в Палатупредставителей.
После принятия закона Палатой представителейон направляется на одобрение в Палату Союза.
Решение Палаты Представителей считается непринятым, если против него проголосовало более одной четверти от общего числадепутатов.
Законы Союзного государства принимаютсябольшинством голосов от общего числа членов каждой палаты. В случае неодобрениязаконопроекта Палатой Союза палаты могут создать согласительную комиссию дляпреодоления возникших разногласий, после чего законопроект подлежит повторномурассмотрению в палатах.
Принятый закон не позднее 7 дней со дняодобрения Палатой Союза направляется в Высший Государственный Совет дляподписания Председателем Высшего Государственного Совета и обнародования.
Председатель Высшего ГосударственногоСовета не позднее 30 дней со дня принятия закона подписывает его, если у него иу главы государства-участника, не являющегося на момент подписания законаПредседателем Высшего Государственного Совета, нет возражений в отношениипринятия этого закона. Если у Председателя Высшего Государственного Совета илиу главы государства-участника, не являющегося на момент подписания законаПредседателем Высшего Государственного Совета, имеются возражения, то законотклоняется. Отклонение закона оформляется решением Высшего ГосударственногоСовета и направляется в палаты Парламента не позднее 7 дней со дня егоотклонения. Председатель Высшего Государственного Совета вправе предложитьпалатам Парламента создать согласительную комиссию для преодоления возникшихразногласий.
В настоящее время выборы в ПалатуПредставителей Парламента Союзного государства не производились, поэтому егофункции выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, котороеявляется лишь представительным органом, принимающим только модельные законы.
Исполнительным органом Союзногогосударства является Совет Министров
На заседания Совета Министров могутприглашаться руководители центральных банков и министры государств-участников.
Функции Совета Министров, его состав, атакже порядок его деятельности определяются Положением, утверждаемым ВысшимГосударственным Советом.
Решение Совета Министров может бытьприостановлено или отменено Высшим Государственным Советом.
Совет Министров формирует ПостоянныйКомитет, руководимый Государственным секретарем.
Постоянный Комитет является ответственнымза подготовку заседаний Высшего Государственного Совета и Совета Министров.
Постоянный Комитет координирует работуотраслевых и функциональных органов Союзного государства и их взаимодействие снациональными органами государств-участников, контролирует выполнение принятыхВысшим Государственным Советом и Советом Министров решений, регулярноинформирует Совет Министров о положении дел в сферах деятельности отраслевых ифункциональных органов Союзного государства, вносит предложения в СоветМинистров по выполнению текущих задач развития Союзного государства.
Согласно Договору предусматриваетсясоздание Суда Союзного государства. Пока он не образован.
Суд Союзного государства (далее — Суд)является органом Союзного государства, который призван обеспечить единообразноетолкование и применение настоящего Договора, нормативно-правовых актов Союзногогосударства.
Из числа судей Суд избирает Председателя иего заместителя, которые не могут быть гражданами одного государства-участника.
Устав и Регламент Суда утверждает ВысшийГосударственный Совет.
Каждое государство-участник, органыСоюзного государства могут передавать на рассмотрение суда любые вопросы,связанные с толкованием и применением союзного Договора, нормативно-правовыхактов Союзного государства.
Решения Суда имеют обязательнуююридическую силу и подлежат официальному опубликованию.
Решения суда принимаются двумя третямиголосов от общего числа судей в соответствующем судебном заседании.
Для осуществления контроля за финансамиСоюзного государства Договором предусматривается создание Счетной палаты.
Члены Счетной палаты избирают из своегосостава Председателя и его заместителя, которые выполняют свои обязанности втечение двухлетнего периода и могут быть переизбраны. При этом ПредседательСчетной палаты и его заместитель не могут быть гражданами одного и того жегосударства-участника.
Нормы Договора о создании Союзногогосударства во многих случаях опережают нормы действующего, в том числе иконституционного законодательства Беларуси и России. Поэтому Договором предусмотрено,что в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормывнутреннего закона государства-участника преимущественную силу имеет нормазакона или декрета Союзного государства. Однако данное положение не применяетсяк коллизии норм закона или декрета Союзного государства и норм, содержащихся вконституциях и конституционных актах государств-участников.
В заключительных положениях Договорапредусматривается принятие на референдумах государств-участниковКонституционного Акта, определяющего на основе союзного Договорагосударственное устройство Союзного государства и его правовую систему. Послеодобрения Конституционного Акта на референдумах государства-участники вносятнеобходимые дополнения и изменения в свои конституции.
В целях поэтапного претворения в жизньсоюзного Договора Республика Беларусь и Российская федерация приняли Программудействий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положенийДоговора о создании Союзного государства.
Задача Программы – определение содержания,этапов и сроков работы по передаче Союзному государству зафиксированных вДоговоре предметов ведения, способов законодательного закрепления такойпередачи, включая возможное внесение изменений в конституции двух государств, атакже организационные рамки этой деятельности в Союзном государстве, созданиенеобходимых союзных или координирующих органов. В нее включаются задачи поосуществлению двумя государствами комплекса взаимосвязанных мероприятий вэкономической, правовой и иных сферах, которые направлены на их поэтапноеобъединение. Выполнение настоящей Программы ознаменует завершение процессасоздания Союзного государства с единым экономическим пространством, единойтранспортной системой, единой таможенной территорией, единой денежной единицей,общим бюджетом.
Договор во многих своих положениях выходитза рамки конституций двух государств – Беларуси и России. Предусматриваетсясоздание наднациональных государственных органов, имеющих право принятияправовых актов не только в отношении национальных государственных органовБеларуси и России, но и граждан государств-участников Договора. Этосвидетельствует о том, что государства-участники Договора стремятсяобъединиться в единое государство. Каким будет конституционно-правовой статусбудущего Союзного государства, сегодня ответить весьма сложно.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Современные информационные технологии понятия, структура, технологии
Реферат Молодежные субкультуры как фактор наркотизации
Реферат Искусство Древнего Востока
Реферат Коррекция гиперактивных детей
Реферат Культура эпохи неолита
Реферат Huckelberry Finn Essay Research Paper In Mark
Реферат Упреки и попреки в русском коммуникативном поведении
Реферат Периодическая система материи
Реферат Пути совершенствования современного урока
Реферат Проектирование привода к специальной установке
Реферат Физиологические эффекты при воздействии лазерного излучения на человека
Реферат Построение и анализ уравнений гравитационного поля
Реферат Определение скорости выброса вещества из вулканов Ио – спутника Юпитера
Реферат Проектирование муниципальных образовательных систем российской провинции
Реферат Проблемы накопления нитратов в продукции растениеводства