Реферат по предмету "Государство и право"


Конституционное право США

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТКафедра государственно-правовых дисциплин
Дисциплина:Конституционное право зарубежных стран
РЕФЕРАТ
по теме:«Конституционное право США»
Подготовил:
Студент 567группы
факультетаЮриспруденции
Огурцов А.А.
Белгород –2008 г.



План лекции Вводные замечания
1. Общая характеристика Конституции США и
порядок принятия поправок. 2. Федеральные государственные органы. 3. Судебная власть и правоохранительные органы Заключительная часть Список использованной литературы
 

Введение
Соединенные Штаты Америки— крупнейшая страна, достигшая высокой степени экономического итехнологического развития. Она занимает первое место в мире по объему(стоимости) валового внутреннего продукта (ВВП), первое — по доле ВВП на душунаселения — 40 тыс. долл. США в год, четвертое — по размерам территории (послеРоссии, Канады и КНР), третье — по численности населения (после КНР и Индии —около 290 млн. человек). США оказывают решающее влияние на международныеотношения, в различных обстоятельствах применяют свои вооруженные силы вомногих частях мира. По качеству (уровню) жизни населения США занимают шестоеместо в мире.
Конституция США впервыеввела пост выборного президента, установила президентскую республику в качествеформы правления, закрепила федеративную форму государственного устройства. СоединённыеШтаты Америки считаются родиной конституционного контроля. Конституция США оказалазаметное влияние на основные законы многих стран мира. Под её воздействиемстала получать признание и всё большее распространение доктринаконституционализма, т.е. демократии, базирующейся на наличии конституции как фундаментальномюридическом акте, соответствующего конституции политического режима и системызащиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина.

Вопрос 1. Общаяхарактеристика Конституции США и порядок принятия поправок.
 
Конституция США былапринята 17 сентября 1787 г. в г. Филадельфии конвентом — своего родаучредительным собранием, состоявшим из 55 представителей штатов. Послератификации необходимым большинством штатов 4 марта 1789 г. Конституциявступила в силу. Конституция США — сравнительно краткий документ. Она состоитиз преамбулы, в которой говорится, что народ США принимает эту конституцию вцелях создания более совершенного союза, утверждения правосудия и внутреннегоспокойствия, организации совместной обороны, содействии общему благосостоянию исвободе, а также из семи довольно пространных статей. Большинство статейделятся на разделы.
 Конституциязакрепила образование суверенного государства, провозгласила принцип народногосуверенитета, определиладемократические принципы организациигосударственности (народное представительство, республиканская формаправления, федерализм, разделение властей и др.), установила, что федеральноеправо имеет приоритет над правом штатов. США в соответствии с Конституциейявляются по форме правления президентской республикой, по форме государственно-территориальногоустройства – федерацией, страной с демократическим государственным режимом. ВКонституции отсутствует какое-либо указание на характер общественного строя.Считается, что в этом нет необходимости, поскольку общество образуется изсвободных людей, обладающих неотъемлемыми правами и совершающими любые незапрещённые законом действия. Совокупность этих прав и деятельности как раз иобразует общественный строй, любая характеристика которого означала быидеологическое принуждение людей к конкретному поведению, что отрицало бы ихсвободу.1
Вместе с тем Конституция1787 г. имела исторически ограниченный характер. В соответствии спредставлениями того времени Конституция ограничивалась регулированиемотношений государственной власти и человека (преимущественно в судебной сфере ив рамках некоторых личных прав индивида), а также установлением структуры ивзаимоотношений высших органов государства. В тексте Конституции не былоположений об основах общественного строя, статей о политических и социально-экономическихправах личности. Политические права были включены первыми десятью поправками,получившими, название Билля о правах, а положения о многих социальных,экономических, культурных правах отсутствуют в тексте Конституции и сейчас.
Конституция СШАзакрепляет личные свободы в конкретизированной, каузальной форме. Онапредписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжныхзаседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без судебногоразбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Обеспечиваются личные права:свобода совести, охрана личности, имущества, предусматривается суд присяжных нетолько по уголовным делам, но и по определенной категории гражданских дел,право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самогосебя. Сформулированное в 1966 г. правило Миранды требует, чтобы задержаннымлицам, подозреваемым в преступлении, полицейский сразу же разъяснилпроцессуальные права, в частности право не давать показаний и правопользоваться услугами адвоката с самого момента возбуждения уголовного дела, арестаили задержания.[1]В личной сфере запрещается вмешательство в сферу частной жизни кому бы то нибыло и прежде всего — государству. Вместе с тем после террористического акта2001 г. приняты законы (Патриотический акт и др.), ограничивающие в целяхборьбы с терроризмом права граждан, и созданы федеральные органы (Управлениеотечественной безопасности), которые, наряду с ФБР, наделены правомпрослушивать телефонные разговоры, ограничивать свободу слова. Они вправеарестовывать подозрительных иностранцев без предъявления ордера, обыскиватьжилища граждан в их отсутствие, проверять личные данные.
 Гражданство США, всоответствии с Актом об иммиграции и гражданстве 1952 г., может бытьприобретено по рождению, причём предпочтение отдаётся праву почвы. Условиями натурализацииявляются: достижение заявителем 18-летнего возраста; наличие постоянногоместа жительства в течение 5 лет; фактическое законное пребывание в стране какминимум в течение половины этого срока; знание английского языка, основистории, принципов и формы правления США.
Достаточно чётковыдерживается в США принцип равенства перед законом всех граждан независимо отсоциального положения, о чём свидетельствует и тот факт, что в 2001 г. кответственности за злоупотребление алкоголем была привлечена одна из дочерейДж. Буша, а в 2002 г. за нарушение курса принудительного лечения отнаркотической зависимости была арестована дочь Джеба Буша – губернатора штатаФлорида и родного брата Президента.[2]Проблема равноправия по этническому принципу затрагивает положение индейцев,половина из полутора миллионов которых проживает в резервациях. Акт осамоопределении индейцев и помощи их просвещению 1975 г. передал в ведение племенныхкорпораций вопросы организации почтовой службы, здравоохранения, введениясобственных налогов, учреждения племенных судов. С начала 80-х годов прошлогостолетия федеральная политика в отношении индейцев перестала сводиться красширению благотворительности и дотаций, а сделан упор также на поощрениепредпринимательства.[3]Решающее значение в политической жизни США имеют в основном две политическиепартии: Республиканская и Демократическая, созданные еще в XIX. Республиканцы,которые с 1994 г. имеют большинство и обеих палатах Конгресса и должностьПрезидента США (с 2000 г.), выступают во внутренней политике за сокращениефинансовых социальных программ (ассигнования на образование, здравоохранение,жилье, помощь безработным), а во внешней политике требуют решительно сократитьфинансовую помощь зарубежным странам. Обе главные партии не имеют постоянныхпрограмм — они принимают лишь предвыборные манифесты, и то главным образом вгод выборов Президента, не имеют постоянного членства (членами партии считаютсявсе, кто голосовал на выборах за кандидатов данной партии), у них нетобязательных членских взносов (пожертвования вносятся по желанию), хотя внекоторых штатах у республиканцев бывают членские билеты. Обе партии пользуютсяопределенными привилегиями в избирательной борьбе. Выдвинутые ими кандидаты (ине только на президентских выборах) регистрируются автоматически, тогда каккандидаты других партий, для того чтобы баллотироваться, должны получить напервичных выборах определенное число голосов или собрать под своим заявлением(петицией) определенное число подписей избирателей (в разных штатах от 3 до5%).
 Федеральными партиямисчитаются также небольшая по численности Коммунистическая партия, Международнаяпартия зеленых; Социалистическая партия труда; Американская независимая партия;Прохибиционистская партия, выступающая за запрещение продажи спиртных напитков.[4]Федеральных законов общего характера о партиях нет. Закон 1974 г. регулируетвопросы финансирования партий и других объединений но время выборов.
 Профессиональные союзыСША строятся частично по цеховому признаку (в основном это профсоюзы, входящиев Американскую федерацию труда), а частично по производственному признаку(Конгресс производственных профсоюзов). Они немногочисленны, объединяют менее 1/5всех работающих по найму.
Весьма важной группойдавления в США являются лоббисты. С 1 января 1996 г. вступил в силу новый Законо раскрытии лоббистской деятельности. Лоббистом считается любое физическоелицо, которое является штатным служащим клиента или которое нанято клиентом заденежное или иное вознаграждение и которое оказывает клиенту услуги.[5]Лоббисты обязаны зарегистрироваться у клерков Конгресса и сообщить, чьиинтересы они представляют, кто финансирует их деятельность и каков их личныйгонорар, указать все источники, внесшие в фонд лоббизма более 500 долл.(зарегистрированы более 20 тыс. лоббистов). Каждые полгода (не позднее 14августа и 14 февраля) лоббисты и лоббистские фирмы обязаны послать детальныйотчёт о своей деятельности в Офис по общественным связям.[6] В 1979 г. была создана профессиональнаяассоциация лоббистов – Американская лига лоббистов, издающая ежемесячныйбюллетень. С одной стороны, лоббизм — проявление силы денег, их влияния назаконодательство, с другой — регистрация и определенная открытость лоббизмадает возможность осуществлять общественный контроль за тем, в чьих интересахпринимается тот или иной закон.
В условиях широкогоразвития информации (в США существует 150 каналов телевидения и 11 тыс.периодических изданий) большое влияние на общественное мнение и через него наполитику оказывают средства массовой информации. Цензуры не существует, номожет быть ограничена информация (прежде всего реклама), причиняющая ущербздоровью населения, его морали. Уголовным и административным законодательствомзапрещаются призывы к насилию. Все средства массовой информации в СШАнегосударственные. Не существует также партийных периодических изданий.
Порядок измененияКонституции.Конституция США относится к категории жестких. Поправки к ней могут бытьприняты 2/3 членов обеих палат Конгресса — либо специальным конвентом,созванным по инициативе 2/3 штатов. Они подлежат ратификации законодательнымисобраниями 3/4 штатов либо конвентами 3/4 штатов, созванных по решениюфедерального Конгресса. Начиная с 1917 г. период одобрения поправоклегислатурами штатов ограничивается семью годами, в течение которых закон опоправке должен быть рассмотрен легислатурами штатов.[7]В результате этих сложностей за два с половиной столетия принято лишь 27поправок (были предложены тысячи поправок, Конгресс принял около 40 из них,штаты ратифицировали 27). Они не включаются, а текст Конституции, остающийсянеизменным, а прилагаются к ней.
Впервые Конституция СШАбыла дополнена Биллем о правах, принятым в 1789 г и ратифицированнымнеобходимым числом штатов в 1791 г. Принципиальное значение имеют три поправки,принятые после Гражданской войны 1861-1865 гг. Это 13-я поправка (1865 г.),отменившая рабство и признавшая бывших рабов-негров гражданами США, XIVпоправка (1866 г.) о расовом и национальном равноправии граждан, о запрещениилишения жизни, свободы, собственности без должной судебной процедуры, 15-япоправка (1869 г.) о равенстве избирательных прав граждан-мужчин. 19-я поправка(1917 г.,) предоставила избирательные права женщинам, 24-я — запрещает лишениеизбирательных прав за неуплату налогов, 27-я — запрещает данному составу Конгрессаувеличивать размер своего жалованья.
 Конституционный контрольосуществляется общими судами, а окончательное решение по федеральным актампринимает Верховный суд США, по актам штатов — обычно верховные суды штатов. Судебныйконституционный контроль в США характеризуется четырьмя основными чертами: а)им охватываются не только законы, но и иные нормативные правовые акты; б) оносуществляется деконцентрированно, т.е. может проводиться любым судом прирассмотрении любого дела, в котором затронут законный интерес гражданина; в) онимеет казуальный характер, т.е. возможен только при рассмотрении лишьконкретного дела; г) имеет относительный характер, т.к. решения суда являютсяобязательными только для спорящих сторон и не распространяются на всехсубъектов правоприменительной деятельности.[8]С 1803 г. Верховный суд признал неконституционными около 150 положенийфедеральных законов и более 1 тыс. положений конституций и законов штатов.
Содержание федеральнойКонституции во многом дополняется и даже модифицируется законами конгресса,актами президента, судебными прецедентами, конституционными обычаями. Это даётопределённое основание говорить о так называемой «живой конституции»,отличающейся от юридической конституции и в большей степени соответствующейсовременным общественным отношениям.

Вопрос 2. Федеральныегосударственные органы.
 
 Конституция США исходитиз принципа разделения властей в его «жестком» варианте. Статья I Конституциипосвящена законодательной власти (Конгресс), ст. II — исполнительной(Президент), ст. III — судебной (преимущественно Верховному суду США).Стремление обеспечить их равновесие осуществляется путем четкого разделенияполномочий между органами государства, установления системы сдержек ипротивовесов властей, их взаимозависимости.
Структура и порядокформирования Конгресса США. Конгресс США состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената.Палата представителей избирается на 2 года в составе 435 депутатов поодномандатным округам, кроме того, в состав палаты входят несколькопредставителей от тех территорий США, которые не являются штатами (этипредставители не имеют права решающего голоса).
Сенаторы избираютсясроком на 6 лет, по два от каждого штата, но действует принцип ротации: третьсенаторов обновляется каждые 2 года. Для кандидатов в парламент, кромеобладания полнотой политических и гражданских прав, устанавливаютсядополнительные условия: повышенный возраст, постоянное проживание на территорииСША (для сенатора — не менее 9 лет, конгрессмена – 7 лет).
Требованием,альтернативным сбору подписей избирателей и также направленным на отсеивание«несерьезных» кандидатов, в некоторых штатах ( Калифорния, Техас) выступаетвнесение так называемого регистрационного взноса (аналога избирательного залогав других странах).
Так, в соответствии сизбирательным кодексом Калифорнии регистрационный взнос устанавливается впроцентном отношении к размеру дохода кандидата за последний перед выборамигод: 2% — при выборах в Сенат Конгресса США, 1% — при выборах в Палатупредставителей Конгресса США.1
 Практически выборыявляются всеобщими (ценз оседлости составляет 30 дней для избирателей,участвующих в президентских выборах, и от 1 до 30 дней — для других, чтоустанавливается законодательством каждого штата), но это срок для проживания всвоем избирательном участке, а ценз оседлости в пределах штата достигает одногогода, в пределах муниципального образования — 90 дней. В большинстве штатов СШАрегистрация избирателей необязательна. Не включаются в списки избирателейумалишенные и осужденные к лишению свободы. На выборах применяется тайноеголосование (бюллетени, избирательные машины, специальные электронные карточкиизбирателей).
Контроль за проведениемфедеральных выборов осуществляет Федеральная избирательная комиссия,созданная в 1974 г. как независимый орган. Кроме того, в ее задачи входит обеспечениеэффективной работы избирательных органов, организация работы в качествеобщенациональной счетной палаты, отвечающей за сбор информации и вопросыпроцедуры федеральных избирательных кампаний. Она состоит из шести членов справом голоса, назначаемых Президентом США и утверждаемых Сенатом Конгресса СШАсроком на шесть лет. Для принятия решения комиссии требуется поддержка еечетырех членов. Каждый год из ее состава избираются председатель и егозаместитель, представляющие разные партии. В соответствии с законом комиссиядолжна собираться раз в месяц, но обычно это происходит чаще.1
 В 2002 г, создан такжедругой федеральный орган — Комиссия по обеспечению выборов, но она занимаетсялишь внедрением новых технологий и подбором лиц для работы в участковыхизбирательных комиссиях. В целом в штате организацией выборов ведает либосекретарь штата (обычно — выборная должность), либо избирательная комиссия,создаваемая губернатором из представителей партий, выдвинувших кандидатов, аучастковая комиссия состоит из оплачиваемых добровольцев.
Члены Палатыпредставителей и сенаторы являются профессиональными парламентариями, имеютсвободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями. Их депутатскийиммунитет ограничен: депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью тольково время сессии, на пути на сессию и обратно, но за измену, тяжкие уголовныепреступления и нарушение мира (общественного порядка) они могут быть арестованыи в этот период. Депутаты пользуются индемнитетом, не несутответственности за речи и голосование в парламенте. Они получают парламентскоевознаграждение: (в 2001 г. конгрессмены получали 141,3 тыс. долл. в год). Крометого, им выплачиваются дополнительные суммы в зависимости от численности ихизбирательных округов. Размер этих сумм колеблется от 140 тыс. до 400 тыс.долл. в год. Им выделяются деньги для содержания личного штата — секретарей,референтов, помощников (у члена нижней палаты их 18, у сенатора — 20—30).[9]Депутаты пользуются оплачиваемыми командировками (в том числе 15 поездок в годв свои избирательные округа), бесплатным медицинским обслуживанием, имоплачиваются почтовые, телефонные, канцелярские расходы, пользование инымисредствами коммуникаций; они получают специальную пенсию, размер которойзависит от стажа пребывания в Конгрессе. Предусмотрена ответственностьконгрессменов за различные проступки в формах порицания, выговора, лишениестатуса «старшинства», исключение из состава комитета. исключение из составапалаты.
 Каждая палата создаетсвои руководящие и внутренние органы. Заседаниями Палаты представителейруководит спикер (он всегда является представителем партийной фракциибольшинства), в Сенате председательствует вице-президент (в периодотсутствия вице-президента может быть избран временный председатель из фракциибольшинства). Спикер пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня,назначает депутатов в специальные, следственные и согласительные комиссии приразногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он вправеприменять меры взыскания к депутатам и т.д. Под руководством спикера работаетклерк палаты, выполняющий секретарские функции, пристав, отвечающий забезопасность в палате и другие должностные лица[10].Однако голосует спикер только при равенстве голосов, тогда его голос —решающий. Председатель Сената, напротив, существенных полномочий не имеет.Обсуждения в Сенате проходят на основе саморегулирования, в связи с чем раньшенередко применялся прием «флибустьерства» — путем бесконечных выступлений«заговаривают» законопроект другой партии до окончания сессии, а после ееокончания вся процедура прохождения законопроекта должна начинаться сначала.
Конгресс создает из своихчленов различные комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат (ихнемного — по экономике, налогообложению и др.), которые координируютдеятельность Конгресса в указанных сферах; постоянные специализированныекомитеты каждой из палат (в Палате представителей их 22: по иностранным делам,по образованию и труду, юридический и др., в Сенате — 17: иностранных дел,финансов, сельского хозяйства и др.), которые работают над законопроектами,организуют парламентские слушания, контролируют деятельность администрации,министры представляют этим комитетам ежегодные отчеты о работе их ведомств(число объединенных комитетов конгресса и специализированных комитетов палатизменяется). Временные специальные комитеты создаются для расследованияотдельных вопросов (чаще всего по сообщениям прессы), согласительные комитеты(комиссии) — для преодоления разногласий между палатами.
 Важную роль играет комитетвсей палаты. Это означает, что любая палата преобразует себя в комитет дляобсуждения по упрощенной процедуре срочных или бесспорных законопроектов (вСенате — обычно для обсуждения международных вопросов). Председатели комитетов,обычно занимающие этот пост по старшинству пребывания в Конгрессе, вправесоздавать подкомитеты, которые обладают некоторыми полномочиями комитетов (внастоящее время в Конгрессе более 200 подкомитетов). Председатели комитетов обладаютбольшими полномочиями: определяют повестку дня, назначают дату парламентскихслушаний, докладчиков на пленарном заседании палаты по законопроектам,пользуются дисциплинарными полномочиями. Только они выступают от имени комитетаперед средствами массовой информации.
В обеих палатах Конгрессаимеются партийные фракции большинства и меньшинства, возглавляемыелидерами, избранными на собраниях фракций. Кроме того, во фракциях имеютсяпартийные организаторы («кнуты»), обеспечивающие партийную дисциплину впарламенте (в частности, явку членов фракции на голосование на пленарныхзаседаниях).
 Полномочия Конгресса.У Конгресса имеются общие полномочия, которые могут быть реализованы присогласованном решении обеих палат. Кроме того, каждая палата обладает своими,специальными полномочиями. К числу общих полномочий Конгресса относятсяполномочия: финансовые (установление и взимание налогов, пошлин, сборовна территории США, решения о займах, об уплате государственного долга, чеканкамонеты, т.е. регулирование денежного обращения); в области экономики (обеспечениеблагосостояния США, регулирование вопросов банкротства, торговли с иностраннымигосударствами и между штатами, установление единицы мер и весов, регулированиепочтовых служб, содействие развитию науки и ремесел и др.); в области обороны(обеспечение обороны США, объявление войны, набор армии и флота иустановление правил управления ими); в области охраны общественного порядка(создание милиции для исполнения федеральных законов, отражения вторжений иподавления мятежей). В Конституции говорится также и о других полномочияхКонгресса: издавать законы о приеме в гражданство (о натурализации), создаватьподчиненные Верховному суду федеральные суды. В Конституции полномочияКонгресса перечислены исчерпывающим образом. Верховный суд США, исходя издоктрины подразумеваемых в Конституции прав, часто расширяет конституционныйперечень.
Конституция устанавливаетдля Конгресса ряд запретов: запрещается выдавать деньги из казны безсоответствующего закона, присваивать дворянские титулы, принимать законы обопале и с обратной силой, не должно оказываться предпочтение портам одногоштата перед портами другого штата. В соответствии с решениями Верховного судаСША Конгресс может делегировать законодательные полномочия исполнительной власти.Он вправе отменять акты делегированного законодательства решениями обеих палат.
В последние десятилетияроль Конгресса усилена (особенно по финансовым вопросам) путем создания при немряда новых служб: Бюджетного управления Конгресса, Главного контрольно-финансовогоуправления, Управления оценки, технологий, Исследовательской службы Конгресса.
 Конгресс работает всессионном порядке. Ежегодно созывается одна сессия, и длится она обычносемь-восемь месяцев (с перерывами). Во время сессии проводятся пленарныезаседания, работают постоянные и другие комитеты, принимаются законы ирезолюции, проводятся парламентские слушания, организуются дебаты пообщественно значимым вопросам внешней и внутренней политики. В историиКонгресса были два случая проведения выездных сессий: в 1987 г. в Филадельфии,где обсуждались вопросы представительства штатов в палатах Конгресса, и 11сентября 2002 г. в связи с годовщиной трагедии.1
Главной функциейКонгресса является принятие законов. Законодательная инициативапринадлежит только членам обеих палат. Для ускорения прохождения закона текстзаконопроекта обычно вносят в обе палаты члены этих палат (отсюда двойноеназвание некоторых законов — по фамилиям лиц, вносивших законопроект, напримерзакон Тафта — Хартли). Президент вправе вносить только законопроект о бюджете. Нона деле политика в области законодательства определяется ежегодными посланиямиПрезидента Конгрессу, а члены парламента нередко вносят законопроекты попоручениям исполнительной власти.
Законы в СШАподразделяются на публичные (общего характера) и частные (индивидуальногодействия — это обычно акты о выплатах из казны, об иммиграции, натурализацииотдельных лиц, о разрешении министру продать крупное государственное имущество,например военные корабли, с зачислением дохода в казну и др.). Обыкновенныезаконы принимаются простым большинством состава обеих палат. В случаевозникновения разногласий между палатами создается согласительный комитет(комиссия). Текст законопроекта, согласованный им, палатами не может бытьизменен, но может быть отвергнут. Если согласительный комитет не пришел ксогласию, проект считается отвергнутым (палаты равноправны). В этом случае либосоздается новый согласительный комитет, либо законопроект считаетсяотвергнутым.
Конгресс принимает такжерезолюции; некоторые из них по своей юридической силе выше обыкновенногозакона: в форме объединенных резолюций принимаются конституционные поправки.Совпадающие резолюции (одинаковый текст) принимаются обеими палатами, нокасаются только их взаимоотношений. Простые резолюции принимаются каждойпалатой по вопросам ее деятельности, иногда также по вопросам международныхотношений.
 Согласно Конституцииисполнительную власть осуществляет Президент. Президент и вице-президент СШАизбираются косвенным путем — выборщиками сроком на четыре года (кандидатуравице-президента предлагается кандидатом в президенты и голосуется одновременнос кандидатурой Президента от соответствующей партии). Президентом может бытьизбран гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, и постоянно проживающий в странене менее 14 лет. Такие же требования предъявляются и к вице-президенту.Поправка ХХ11, вступившая в силу в 1951 г., устанавливает запрет на избраниеодного и того же лица Президентом более двух раз.
Кандидат в Президентысначала выдвигается на первичных партийных выборах. Различают несколько видовпраймериз. На закрытых праймериз участие в голосовании принимают избиратели,которые заявили о своей принадлежности к соответствующей партии изарегистрированы в этом качестве. На открытых праймериз могут участвовать всеизбиратели штата, вне зависимости от партийной принадлежности. Действует толькоодно ограничение – избиратель может принять участие в праймериз только одной изполитических партий.[11]В большинстве штатов праймериз имеет чисто политический характер. Во-первых, праймеризпредставляют собой первичную пробу сил главных политических партий, показываясоотношение их электората на данном этапе выборов. Во-вторых, праймеризпомогают каждой партии выявить наиболее популярную среди избирателейкандидатуру с тем, чтобы выдвинуть единого от данной партии кандидата посоответствующему округу.
 По общему правилупрезидентские и парламентские праймериз начинаются в конце февраля — началемарта и заканчиваются в июле года выборов. Последним же этапом выдвижения«партийных» кандидатов на должность Президента США являются национальныепартийные конвенты, которые проводятся в течение июля-августа. Законодательствоштатов содержит требование о том, что в избирательный бюллетень может бытьвнесен только тот кандидат от той или иной партии, который утвержден на еенациональном конвенте.
 Если же кандидатявляется независимым, то в этом случае он должен заручиться определенным числомподписей избирателей, причем в достаточно короткий срок (20—25 дней). Например,на президентских выборах данная цифра равна в штатах Мэн и Коннектикут 10 тыс.,в штате Нью-Йорк — 12 тыс. — при условии, что в каждом из графств этого штатабудет собрано не менее 50 подписей.[12]Таким кандидатам избирательные расходы возмещаются только в том случае, еслиони соберут не менее 5% голосов избирателей, что является редкостью. Законограничивает возможности использования личных средств. На избирательнуюкампанию кандидат на должность Президента может потратить не более 50 тыс.долларов собственных средств либо средств своих близких родственников. Закон офедеральных избирательных кампаниях жёстко регламентирует общий максимальныйразмер расходов, которые могут быть сделаны кандидатами на пост Президента.Если они получают средства на ведение избирательных кампаний из КазначействаСША, ими может быть израсходовано не более 20 млн. долларов.[13]
В первых числах ноября (впервый вторник после первого понедельника) високосного года (раз в четыре года)избиратели голосуют за выборщиков от своего штата, представляющих ту или инуюпартию (в том числе за выборщиков от независимого кандидата). В каждом штатедолжно быть избрано такое число выборщиков, которое соответствует числуконгрессменов и сенаторов, избираемых от данного штата. Три выборщикаизбираются также от округа Колумбия (всего выборщиков 538 человек). Каждый штатсоставляет один избирательный округ. Избирателям в штате обычно предлагаетсядва списка выборщиков от двух партий, иногда — третий от имени независимогокандидата или третьей партии и даже — четвертый (такая ситуация хотя и редко,но встречалась в истории США). Избиратели голосуют в целом за тот или инойсписок выборщиков.
 После того как выборщикиизбраны, они голосуют за кандидатуру Президента. Когда становится известночисло выборщиков от той или иной партии, считается, что выборы Президентафактически состоялись, и проигравший кандидат поздравляет соперника. Результатысуммируются и оглашаются в присутствии членов Конгресса. Избранным считаетсякандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков, т.е. не менее270. Если ни один кандидат не получает абсолютного большинства, Палатапредставителей избирает Президента, а Сенат — вице-президента из числа трехкандидатов, получивших большинство голосов выборщиком (таким ситуация имеламесто в 1800 и 1824 гг.).
 Президент возглавляетисполнительную власть. Министры, помимо управления своими ведомствами, выполняютроль советников Президента и не образуют правительства, это кабинет Президента,его совещательный орган. Министры осуществляют такую власть на основеделегирования им соответствующих полномочий Президентом. Кабинет Президента СШАневелик, в его состав входят министры и те лица, которым Президент предоставилэтот ранг. В настоящее время это менее двух десятков человек: руководители 14министерств (сельского хозяйства; торговли; обороны; образования; энергетики;здравоохранения и социальных служб; жилищного строительства и городскогоразвития; юстиции; труда; иностранных дел; внутренних дел; финансов;транспорта; по делам ветеранов; национальной безопасности), три министра безпортфеля, в том числе постоянный представитель США при ООН. Командующие тремяродами войск тоже имеют ранг министра, но в состав кабинета не входят — ониприглашаются на заседания по мере надобности. Наряду с министрами большую рольв управлении государством играют руководители других ведомств; некоторые из нихдаже более влиятельны, чем министры (помощник Президента по национальнойбезопасности, Директор Центрального разведывательного управления). Числоразличных ведомств при Президенте достигает нескольких десятков, из них административнымиполномочиями обладают около 60: Федеральная комиссия связи, национальноеуправление трудовых отношений, Агентство окружающей среды.[14]
Функции АдминистрацииПрезидента выполняет Исполнительное управление, созданное указом Президента в1939 г. В нём сосредоточены подразделения исполнительной власти, подчинённыенепосредственно Президенту и оказывающие ему помощь в выполнении им своихобязанностей (около 2 тысяч человек). В состав Исполнительного управлениявходят: Управление Белого Дома; Административно-бюджетное управление; Экономическийсовет; Совет национальной безопасности; Управление по национальной политикеборьбы с наркотиками и др.)[15].Президент представляет государство внутри страны и в международных отношениях,вправе заключать международные договоры, которые нуждаются в ратификацииСената. Когда Сенат отказывается поддержать договор необходимым большинством в2/3. Президент может представить его обеим палатам в форме совместнойрезолюции, которая требует простого большинства голосов.
В целях избеганиянеопределённостью договорного процесса президенты всё чаще обращаются к использованиюисполнительных соглашений — международных договоров, которые заключаются отимени США, но не требуют одобрения Сената.[16]
Президент являетсяглавнокомандующим Вооруженными силами и национальной гвардией (милициейштатов). На основе его решений американские войска вели войну против Испании(1898 г.), во Вьетнаме, Ливане, бомбили Ливию, осуществляли военные операции вГренаде, Сомали, в 1999 г. (в составе сил НАТО) в Югославии, в 2003 г. в Ираке.Всего войска за рубежом использовались более 200 раз, а к формальномуобъявлению войны Конгресс прибегал только в пяти случаях. В соответствии сРезолюцией о военных полномочиях 1973 г. прежде чем применить военную силу,Президент обязан консультироваться с Конгрессом. Если военные действияначались, Президент должен в течение 48 часов представить Конгрессу доклад вписьменном виде. Без санкции Конгресса военные действия могут продолжаться неболее 60 дней. В крайних случаях указанный срок продлевается ещё на 30 дней,если Президент полагает, что это необходимо для безопасного вывода вооружённыхсил США.[17]В сентябре 2002 г. Президент Дж.Буш обнародовал «Стратегию США в областинациональной безопасности», согласно которой США берут на себя рольорганизатора и исполнителя мер противодействия международному терроризму внесвязи с деятельностью ООН.[18]
Президент имеет важныеполномочия по отношению к Конгрессу: он обращается к нему с ежегодными посланиямио положении страны, с бюджетными посланиями, рекомендует принятие определенныхзаконов, созывает Конгресс на чрезвычайную сессию, промульгирует законы и имеетправо отлагательного вето. Традиционно вето может быть применено только вотношении закона в целом. Однако закон от 9 апреля 19996 г. разрешает Президентуаннулировать некоторые финансовые положения какого-либо закона. Решение обаннулировании должно быть направлено в Конгресс не позднее 5 дней послеокончания соответствующей парламентской процедуры.[19]
 Вето может бытьпреодолено обеими палатами (2/3 голосов присутствующих парламентариев вкаждой), причем на практике преодолевается значительное меньшинство всех ветоПрезидента (за всю историю страны — 105 из приблизительно 1430 вето). Дляподписания закона Президенту дается 10 дней. Если в это время он не подпишетзакон и не вернет его в Конгресс со своими замечаниями, закон вступает в силубез подписи Президента. Если Президент не подпишет закон до окончания сессииКонгресса, которому остается заседать менее 10 дней, действует так называемоекарманное вето: неподписанный закон на следующей сессии должен рассматриватьсякак новый, с соблюдением полной процедуры. Он несет ответственность заподготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующиедокументы Конгрессу. Он имеет право помилования, отсрочки приговоров,награждает медалями (орденов в США нет), другими знаками отличия.
Осуществляя своиполномочия. Президент издаёт различные правовые акты, многие из которыхимеют нормативный характер: исполнительные приказы, которые основываютсяна законах или на делегированных полномочиях и регулируют многие важные вопросыгосударственного управления; реорганизованные планы, с помощью которыхвносятся изменения в систему органов исполнительной власти, но с последующемутверждением Конгрессом; инструкции, директивы, правила и положения.1
Президент издаётспециальный акт – Прокламации о введении чрезвычайного режима. В указанном актедолжны чётко фиксироваться основания введения чрезвычайного режима, территорияи срок его действия, правовые последствия, а также полномочия соответствующихгосударственных органов и должностных лиц. Прокламация о введении чрезвычайногоположения должна быть незамедлительно передана в Конгресс США и опубликована вофициальном издании нормативных актов федеральной исполнительной власти. Однаков одобрении или утверждении со стороны Конгресса Прокламация не нуждается.После объявления чрезвычайного положения в непосредственное подчинениеПрезидента переходит Национальная гвардия, которая в обычных условиях находитсяпод юрисдикцией штатов.
Прекращение чрезвычайногорежима, согласно Закону о национальном чрезвычайном положении 1976 г.,осуществляется в трёх формах: а) прокламации президента о прекращениичрезвычайного режима; б) совпадающей резолюции палат Конгресса о прекращениичрезвычайного режима, не подлежащей вето со стороны президента; в)автоматического прекращения чрезвычайного положения.[20]
 Президент СШАполитической ответственности перед Конгрессом не несет, но он может бытьотрешён им от должности в порядке импичмента, если будет признан виновным визмене, взяточничестве, других тяжких преступлениях. Эту процедуру возбуждаетПалата представителей Конгресса, она же формулирует обвинение, принимаемоебольшинством голосов общего состава палаты. Документ, содержащий обвинение,передается в Сенат, который рассматривает дело по существу по правиламуголовного процесса (с вызовом свидетелей, экспертов, представлением сторонамидокументов и т.д.) и принимает решение. При рассмотрении дела в Сенатепредседательствует не вице-президент, а председатель Верховного суда США.Решение Сената принимается тайным голосованием, при этом требуется не менее 2/3голосов от списочного числа сенаторов. В решении Сената говорится только оботстранении Президента от должности или об отказе от этого. Если Президентотстранен, он может быть, затем привлечен к ответственности за уголовноепреступление как обычное лицо. Ни один Президент в порядке импичмента в СШАуволен с должности не был, хотя Палата представителей возбуждала импичментпротив Президента около 15 раз. До решения вопроса в Сенате дело дошло дважды(1868 г. — Э. Джонсон, 1999 г. — У. Клинтон). В обоих случаях 2/3 голосов вСенате не было получено: в 1999 г. только 45 сенаторов считали, что Президентвиновен в нарушении клятвы, 50 сенаторов в оказании давления на судебнуювласть.[21]
 В порядке импичментамогут быть смещены также некоторые высшие должностные лица — вице-президент,министры, послы, федеральные судьи, губернаторы штатов и др. С 1797 г.импичменту подвергались около 15 человек (в том числе один министр, одинсенатор, а в большинстве — судьи), из них семь человек были признаны виновнымии отрешены от должности. Против Президента может быть обращен гражданский искне только как для представителя государства, но и как физического лица. Всоответствии с решением Верховного суда 1997 г. Президент может быть вызван всуд, что и было осуществлено в отношении Президента У. Клинтона, который былоштрафован на 90 тыс. долл. за ложь под присягой.[22]
Конституция не упоминаето возможности отстранения Президента в связи с невозможностью выполнятьобязанности по состоянию здоровья и об отставке, но она имела место (ПрезидентСША Р. Никсон подал в отставку в 1974 г., не дожидаясь угрожавшего емуимпичмента в связи с делом о прослушивании телефонных разговоров политическихпротивников, что нарушало конституционный принцип тайны коммуникаций).
Вице-президентсущественных полномочий не имеет. Он замещает Президента, председательствует вСенате и выполняет отдельные поручения Президента. В 1985 г. по заявлениюпрезидента Р.Рейгана его полномочия были переданы вице-президенту на периоддействия наркоза во время проведения главе государства хирургической операции.[23]В 1947 г. был принят Закон о преемственности президентской власти, которыйустановил последовательность лиц, замещающих пост президента, если он окажетсявакантным. Законом определена следующая очерёдность замещающих лиц:Вице-президент, Спикер Палаты представителей, временный Председатель Сената,государственный секретарь и далее все руководители министерств по хронологии ихсоздания.[24]Поправкой ХХУ был урегулирован вопрос о вакансии поста Вице-президента: егоназначает президент и утверждают обе палаты Конгресса. Так, в 1974 г., когда постпрезидента занял вице-президент Дж. Форд, последний с одобрения Конгрессаназначил вице-президентом Н.Рокфеллера.
В целом, для системыфедеральных государственных органов характерно достаточное жёсткое разделениеполномочий при наличии гибких механизмов взаимодействия.
Вопрос 3. Судебная властьи правоохранительные органы
В США функционируют параллельно единая федеральная системасудов и са­мостоятельные судебные системы штатов, округа Колумбия и четырехфедеральных территорий. В компетенцию федеральных судов входит преждевсего рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных федеральнымзаконодательством, и гражданских дел по искам к федеральным властям и поспорам, возникающим в связи с применением федеральных зако­нов или междугражданами, проживающими в двух различных странах, если при этом сумма искапревышает 10 000 долларов. По сумме исковфедеральная судебная компетенция начинается с 50 тысяч долларов.[25]К исключительной юрисдикции федеральных судов относятся дела по уголовнымпреступлениям общефедерального уровня, вопросы антитрестовскогозаконодательства, банкротства, интеллектуальной собственности, а также искипротив Соединённых Штатов. Подавляющая часть уголовных и гражданских делрассматривается судами штатов, и лишь относительно небольшая их часть (5—10%)оказыва­ется предметом разбирательства федеральных судов.
В федеральную систему судов входят Верховный суд США,апелляционные и окружные суды, а также специальные суды. Всю системуфедеральных судов возглавляет Верховный суд - един­ственное судебноеучреждение, упоминаемое в Конституции США, — состоит из девяти судей. Кворум,необходимый для принятия решения, составля­ют шесть членов суда. Верховный судрассматривает по первой инстанции дела по спорам между двумя или более штатами,по искам, в которых одной из сторон являются послы иностранных государств, инекоторые другие. Основная его функция — рас­смотрение жалоб на решениянижестоящих федеральных судов и судов шта­тов, если в них затронут «федеральныйвопрос», а также просьб об отмене по­становления любого суда, которымпризнается противоречащим Конституции США закон какого-либо штата или актКонгресса США. Верховный суд вправе также, если последует просьбаапелляционного суда, разъяснить какой-либо вопрос права, возникший погражданскому или уголовному делу, и дать по не­му обязательное толкование.Верховный суд принимает к разбирательству де­ла по своему усмотрению, еслипризнает их достаточно существенными и об­щезначимыми, что бывает относительноредко: в ответ на тысячи обращений ежегодно выносятся решения лишь по 120—160делам.1
Апелляционные суды были созданы в 1891 г. в качестве судов промежу­точнойюрисдикции между Верховным судом США и окружными судами. В на­стоящее времяимеется 13 апелляционных судов: один в федеральном округе Колумбия, 11 — вкаждом из апелляционных округов, охватывающих территорию от 3 до 10 штатов иимеющих свой официальный номер, и, нако­нец, учрежденный в 1982 г.Апелляционный суд федеральной юрисдикции, ко­торый рассматривает жалобы потаможенным и патентным делам и жалобы на решения Претензионного суда. В состав каждого апелляционного суда входит от 4 до23 судей. В работе каждого апелляционного суда принимает участие один из членовВерховного суда США.
Окружные суды (районные) — ос­новное звенофедеральной судебной системы. Вся территория страны поделе­на на округа сучетом границ между штатами, так что в одном штате имеется от одного до четырехокругов. Соответствующие окружные суды созданы также в четырех заморских территорияхСША. Всего в настоящее время насчитывается 95 окружных судов, в каждом изкоторых от 2 до 27 судей. Они рассматривают по первой инстанции гражданские иуголовные дела, входящие в компетенцию федеральной юстиции, а также жалобы на действияадми­нистративных ведомств. Уголовные дела и гражданские иски по большинствукатегорий дел с суммой иска свыше 20 долларов слушаются с участием присяжных,если на этом настаивает обвиняемый или истец. При окружных судах функционируют федеральныемагистраты (эта должность учреждена в 1968 г.). Они занимаются, в основном,подготовкой дел к слушанию и контролем за исполнением судебных решений. В 1978г. при каждом из окружных судов как их дополнительные органы были учреждены су­дыпо делам о банкротствах, которым поручено рассмотрение этой весьмамногочисленной категории дел.
Наряду с системой общихсудов существует несколько специализирован­ных федеральных судов. Важное местов ней занимает Претензионный суд, рас­сматривающий гражданские искичастных лиц и корпораций к правительству США на сумму свыше 10 000 долларов стребованием о возмещении ущерба, причиненного нарушением договоров и по рядудругих оснований. В 1980 г. был переименован в Суд по внешней торговлепрежний Суд по таможенным делам. Действует также Налоговый суд,рассматриваю­щий споры, которые возникают в связи с определением размеровфедераль­ных налогов и их уплатой. После террористического акта 2001 г.Президент США, действуя в качестве главнокомандующего, учредил такжефедеральные военные трибуналы для суда над иностранными террористами(ранее военные трибуналы создавались в США только в военное время).
В США традиционнозначительна роль судебных приказов. В настоящее время осталось только три видаприказов федерального судьи: Хабеас корпус (доставка к судье задержанного лицас указанием причины задержания и освобождение из-под стражи незаконнозадерживаемого лица); мандамус (или обязывающий инджанкшн) — приказ судьипрекратить бездействие и выполнить должное; запретительный инджанкшн —запрещение должностным лицам, организациям, учреждениям, предприятиям совершатькакие-либо действия или требование их прекращения.1
 В американских штатах действуют весьма различающиеся междусобой систе­мы судов. Чаще всего в штатах используются двух- и трехступенчатаясисте­мы общих судов, а также различные суды ограниченной или специальнойюрисдикции. Суд, возглавляющий судебную систему в штате, чаще всего носит назва­ниеверховного суда, однако в ряде штатов он называется апелляционнымсудом. Они состоят из пяти — девяти судей, один из которых назначается пред­седателемсуда. Верховные и соответствующие им суды штатов занимаются, главным образом,рассмотрением апелляционных жалоб на решения нижестоящих судов. В качестве судапервой инстанции эти суды чаще всего издают лишь су­дебные приказы.
Суды промежуточной юрисдикции (апелляционные) созданыв ряде штатов для рассмотрения жа­лоб на приговоры и решения судов первойинстанции и других судебных учреждений. Основное звено судебной системы штатов— суды общей юрисдикции (окружными судами). Дела в окружных судахрассматриваются либо единоличными судьями, ли­бо судьями с участием присяжныхзаседателей. В настоящее время количество присяжных заседателей вамериканских судах любых инстанций, в том числе и в федеральной системе судов,составляет при разбирательстве уголовных дел 12 или меньше, но не менее шестиприсяжных, при разбирательстве граждан­ских дел — чаще всего шесть. Вбольшинстве штатов для признания подсудимого виновным требуется вынесениеприсяжными единогласного вердикта. Назначение подсудимому наказания, какправило, входит в компетенцию только судьи, однако в некоторых штатах присяжныесвоим вердиктом должны решать и вопросы на­казания (о допустимости вынесениясмертного приговора и др.).
Помимо названных звеньев общей системы судов в каждомамериканском штате имеются суды ограниченной юрисдикции, которым доверяется рас­сматриватьдела о малозначительных преступлениях, наказываемых штрафами либо, как правило,лишь краткосрочным лишением свободы, а также граждан­ские дела с небольшойсуммой иска, чаще всего до 1000 долларов. Они носят названия муниципальныхгородских, полицейских судов, иногда судов графств, судов общих сессий и т.п.Дела в них слушают магистраты или мировые судьи, не обязательно обладающиепрофессиональной юридической подготовкой.
Во многих штатах действуют также суды специальнойюрисдикции — либо самостоятельно, либо при окружных судах. Это суды поналогам, по земель­ным спорам, по делам о наследовании, по претензиям к властямштатов, суды, разбирающие огромное количество дел о нарушении правил дорожногодви­жения, и др. Важное место среди них занимают суды по делам несовершенно­летних,нередко объединяющие в себе и функции семейных судов. Они раз­бирают дела оправонарушениях несовершеннолетних, принимают меры к родителям, не заботящимсяо своих детях, контролируют условия воспитания в неблагополучных семьях,пытаются разрешать семейные конфликты.1
 Назначения на всесудейские должности в федеральных судах производят­ся президентом США ссогласия Сената, который вправе отвергнуть предло­женную президентомкандидатуру. 2 К кандидатам на должности федеральныхсудей предъявляются высокие требования как в профессиональном, так и вэтическом плане (большой опыт работы в качестве адвоката, юрисконсульта илиуниверситетского профессора, безукоризненная репутация и др.). Фе­деральныесудьи назначаются на свои должности пожизненно и могут быть смещены лишь врезультате сложной процедуры импичмента. Магистраты, работающие при окружныхфедеральных судах, назначаются на свои должно­сти судами на восьмилетний сроклибо на четыре года, если они исполняют свои обязанности по совместительству.
Расследование по уголовным делам проводится ФБР и множествомдругих федеральных служб, а также независимыми друг от друга многочисленнымиполицейскими учреждениями, которые подчиняются либо властям соответст­вующегоштата, либо местным властям графства, города или сельского муни­ципалитета. Вряде случаев предварительное расследование проводится аппаратами либо федеральногоатторнея (прокурора), либо генерального атторнея штата, либо местногоатторнея (графства, города). Все эти должностные лица действуют автономно и ненаходятся в отношениях соподчиненности. Более того, даже федеральные окружныеатторнеи в принятии решений по конкретным делам пользуются полнойнезависимостью от генерального атторнея США, возглавляющего де­партамент(министерство) юстиции. В 1978 г. был учрежден институт независимыхпрокуроров, не подчиненных министру юстиции. Независимые прокуроры,назначаемые Конгрессом, по своей инициативе рассматривают в соответствии сзаконом об этике государственных служащих дела самых высокопоставленныхдолжностных лиц.
Важнейшая функцияатторнеев — поддержание обвинения в суде. При этом на стадии преданиясуду представители обвинения в подавляющем боль­шинстве случаев вынуждаютобвиняемого заключить так называемую сделку о признании вины. Онаозначает обычно, что тот дает согласие на разбиратель­ство его дела без участиясуда присяжных в обмен на обещание ограничиться обвинением в менее тяжкомпреступлении (например, в краже вместо ограб­ления) либо не требовать вынесениясмертного приговора, лишения свободы и т.п. Атторнеи вправе обжаловать ввышестоящий суд приговоры по уголовным делам, кроме оправдательных приговоров,вынесенных судом присяжных. В большинстве штатов и на местном уровне атторнеивыбираются населением и, как правило, занимают свои должности благодаряподдержке той или иной по­литической партии.1
Полиция федерации состоит из формирований,исходящих во многие федеральные департаменты, а также полиции округа Колумбия,где находится столица страны. Основным среди формирований, подчиненныхцентральному правительству, является созданное в 1908 г. Федеральное бюрорасследований Министерства юстиции (ФБР). К его подследственности отнесеноболее 200 видов правонарушений, ответственность за которые предусмотренафедеральным законодательством, в том числе почти все преступления, имеющиеполитический характер и затрагивающие государственную безопасность. Общейзадачей ФБР является поддержание законности путем расследования нарушенийфедерального уголовного законодательства, контрразведывательная деятельность,оказание помощи другим федеральным и местным правоохранительным службам.
Помимо ФБР Министерствуюстиции подчинены Служба маршалов (выполняет решения федеральных судов)и Бюро тюрем. Казначейство США ведает Секретной службой,занимающейся обеспечением безопасности президента и других высших должностныхлиц США, борьбой с фальшивомонетничеством и подделкой государственных ценныхбумаг, охраной объектов Казначейства в Вашингтоне, расследованием нарушенийзаконов о государственном имуществе и др. Казначейство руководит работой Бюропо наркотикам, Береговой охраной и Таможенным бюро. К числу наиболее мощныхфедеральных формирований принадлежит и Корпус военной полицииМинистерства обороны США. Члены его несут службу не только на национальнойтерритории, но и в других местах дислокации американских вооруженных сил.
Собственную полицию,состоящую приблизительно из 2 тыс. человек, имеет Почтовая служба США.Это формирование правомочно проводить расследования более чем по 100 составампреступлений, предусмотренных федеральным законодательством и имеющих отношениек деятельности почты, грабёж, кража со взломом, воровство почтовых отправлений,их хищения, мошенничество, незаконная пересылка взрывчатых веществ, наркотикови др.). Кроме того, его сотрудники осуществляют провождение особо ценных грузови охрану ведомственных объектов и транспорта.1 Полицейские организацииштатов и других административно-территориальных единиц США независимы одна отдругой и от федеральной полиции.
Защиту интересов обвиняемых по уголовным делам ипредставительство интересов сторон в гражданском процессе осуществляют адвокаты.Американские адвокаты действуют либо в составе адвокатских контор, ли­босамостоятельно. Адвокаты, юристы, работающие в корпорациях, и госу­дарственныеатторнеи объединены в ассоциации юристов штата (членство в такой ассоциации внекоторых штатах является обязательным условием для занятия соответствующейпрактикой). В масштабах всей страны деятельность этих объединенийкоординируется и направляется Американской ассоциацией юристов, насчитывающемоколо 600 тыс. членов и представляющей собой весьма влиятельную политическуюсилу. Эта ассоциация играет важную роль в процессах сближения законодательстваштатов, она нередко предлагает изме­нения в федеральном законодательстве,занимается вопросами профессио­нальной этики и др.
В целом, судебная иправоохранительная система отличаются достаточно сложной организацией,автономностью при разрешении дел.

Заключение
США являются одним изредких примеров успешного существования системы, основанной на жёсткомразделении властей. Между тем такое положение потребовало определённогоизменения первоначальной модели. Президентская власть усиливается, несмотря навсе попытки Конгресса противостоять этому. В то же время Президент не можетдействовать без поддержки Конгресса, и несмотря на разделение властей они тесносотрудничают, что необходимо для выработки компромисса. Его поискамблагоприятствует отсутствие идеологических разногласий, разделяющих ведущиеполитические партии.

Список использованной литературы:
 
1.   Автономов А.С. Конституционное(государственное) право зарубежных стран: учеб. М.: ТК «Велби», Изд-воПроспект, 2005.
2.   Арбузкин А.М. Конституционное правозарубежных стран: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004.
3.   Боботов С.В. Конституционная юстиция.М.: Изд-во ИЧП «ЕАВ», 1994.
4.   Ведерникова О. Отбор кандидатов насудебные должности: опыт США // Российская юстиция. 1993. № 5.
5.   Глигич-Золотарёва М.В. Правовыеосновы федерализма. М.: Юристъ, 2006.
6.   Губанов А.В. Зубов И.Н. Полициягосударств дальнего зарубежья. М., 1999.
7.   Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местныеорганы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк. 2001.
8.   Жакке Ж-П. Конституционное право иполитические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц. М.: Юрист, 2002.
9.   Зарубежное избирательное право:Учебное пособие. М.: Изд-во НОРМА, 2003.
10.    Зяблюк Н. США: новый закон олоббистской деятельности // Бизнес и право. 1996. № 3.
11.    Касаткина Н.М. Глава исполнительнойвласти субъекта федерации (зарубежный опыт) // Очерки конституционного праваиностранных государств Учебное и научно-практическое пособие Отв.ред.Д.А.Ковачев. – М., 1999.
12.    Конституционное (государственное) правозарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии/ Отв. ред. проф. Б.А.Страшун. М.: Изд-во НОРМА, 2001.
13.    Конституционное право зарубежныхстран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. 2-еизд., перераб. М.: Норма, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.