Реферат по предмету "Государство и право"


Конституционное (государственное) право России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
 
Институт переподготовки иповышения квалификации
 
Кафедра  государственногои муниципального права
Контрольнаяработа по дисциплине
 
«Конституционное(государственное) право России»Вариант № 6
Выполнил студент гр. ЮС-06-1
Бабкин С.П.
 Проверил:____________________
г. Чита 2007 г.

План
 
Введение                                                                                                           3
1.Конституционные основыгосударственного строя РФ.4
2.Экономические, социальные икультурные права и свободы человека и гражданина в РФ                                        15
Заключение                                                                                                  23
Список литературы                                                                                 24

/>Введение
 
Личные права и свободы, именуемые также гражданскими,составляют первооснову правового статуса человека и гражда­нина. Большинство изних носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и неподлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охра­ны этих прави свобод, перечисленных в ст. 20—29 Консти­туции РФ.
Личные права человека принадлежат ему от рождения исоставляют основу его статуса на протяжении всей жизни. К этим правам относитсяпрежде всего право на жизнь и сво­боду, а также ряд прав и свобод, вытекающихиз этого основ­ного права (свобода мысли и вероисповедания, равенство,достоинство, личная неприкосновенность, неприкосновен­ность частной жизни,собственности, безопасность, сопротив­ление угнетению). Эти права выражаютестественное состоя­ние человека и его жизненные устремления, охрана которыхсоставляет обязанность государства.
Идея неотчуждаемых (неотъемлемых, естественных) правбыла выдвинута просветителями XVII—XVIII вв. в ходе борь­бы против феодальныхмонархий. Впервые она была выраже­на в Декларации независимости США (1776 г.): «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равны­ми и наделены ихТворцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь,свобода и стрем­ление к счастью». Несколько позже Декларация прав челове­ка игражданина (Франция, 1789 г.) провозгласила: «Люди рождаются и остаютсясвободными и равными в правах». Обе эти декларации, сохраняющие конституционноезначение в своих странах, оказали огромное воздействие на конституци­онноеразвитие во всем мире. Неотчуждаемые права легли в основу концепции правчеловека, определившей содержание ряда важнейших документов ООН (Всеобщейдекларации прав человека, международных пактов о правах человека и др.),Европейской конвенции о защите прав человека и основ­ных свобод и др.Конституция РФ (ч. 2 ст. 17) установила: «Основные права и свободы человеканеотчуждаемы и при­надлежат каждому от рождения». Аналогичные нормы вклю­чены вконституции всех демократических государств.
 
1.        Конституционныеосновы государственного строя РФ.
Федеративноеустройство — разновидность государственно­го устройства, являющегосянеобходимым институтом кон­ституционного права каждой страны.Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости отис­торических традиций, национального состава населения и другихфакторов. Территориально крупные государства (Рос­сия,США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия,ЮАР) принимают федеративную формугосударственного устройства — одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силуневозможно­сти эффективногодемократического управления из одного центра. Устанавливая ту или инуюформу государственного устройства,конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем са­мым предопределяя правовую базу решения проблемобще­ственного развития.
Под государственным устройством понимаетсяполитико-территориальная организация власти,определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотно­шенияс центральной властью. Следовательно, государствен­ное устройство определяет меру централизации и децентрали­зации власти (соотношение между частями и междучастями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в террито­риальнонебольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государ­ствах.
Различаются двеосновные формы государственного уст­ройства: унитарная ифедеративная.
Унитарное государство— это единое государство, внутри которого нет государственных образований, аадминистратив­но-территориальныеединицы не обладают политической са­мостоятельностью.Большинство государств мира приняли именноэту форму государственного устройства. Федеративное государство — это союзгосударственных образований, каждоеиз которых обладает определенной само­стоятельностью.Субъекты такого союзного государства име­ют одинаковый статус и равные права.
Теоретически можносебе представить еще одну форму го­сударственного устройства —конфедерацию, которая предпо­лагает объединение нескольких суверенныхгосударств. Но такое объединение носит уже негосударственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедераци­ями были США, Швейцария, Германский Союз, нынетакое устройство формально сохраняютКанада, Швейцария, хотя по сути онидавно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошломединых государств (например, Кореи, СССР),но эта идея нигде не была реализована.
Определениеоптимальной формы государственного устрой­ства особенно важно длямногонационального государства. Чтобы называтьсямногонациональным, государству недоста­точно иметь среди своих граждан лиц различнойнациональ­ности (такими являются большинстворазвитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальныхгруп­пах населения, компактно проживающих наразличных час­тях территориигосударства. Такие национальные группы обычноносят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.
Очень важно установить правовые гарантиисохранения и свободного развития языка,культуры, обычаев этих нацио­нальныхгрупп. Каждая нация обладает своеобразным сувере­нитетом, который предполагает и решение вопроса о нацио­нальной государственности. Историческиеособенности и культурный уровеньодних наций определяет их желание житьв многонациональном сообществе, а других — создавать свое национальное государство. Но в любом случаенации стремятся не допуститьдискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее ихгосударство — ис­ключить основу длямежнациональных конфликтов.
Другая функциягосударственного устройства состоит в создании необходимыхполитико-правовых условий для эф­фективного экономического и социального развитиявсех ча­стей государства. Этому можетмешать как чрезмерная цент­рализациявласти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государствозаинтересовано в максимально возможнойинтеграции своего хозяйства при обеспечении экокомической свободы для всех граждан независимо от нацио­нальности. Важным является и равномерноеэкономическое и социальное развитие,отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в«спокойных» странах этническое содержание государственного устройства все чащеуступает местотерриториально-экономическому и там, где преодолены узконациональныеподходы к организации социально-эконо­мической жизни, достигнуты наибольшиесоциальные и эко­номические успехи.
Унитарное государство— централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная исудебная вла­сти имеют единые высшие органы, функции которых без всякогодробления распространяются на все части террито­рии. Это не исключаетсуществования в административно-территориальных единицахместного самоуправления, кото­рое в пределах своей компетенциидействует самостоятель­но. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определеннойстепенью са­мостоятельности.
Унитарное государствоимеет одну конституцию, его суве­ренитет признается единым и неделимым всемичастями это­го государства, не возникаетвопроса о внутренних границах итерриториальной целостности. В таком государстве граж­данство бесспорно признается единственным.Унитарное госу­дарство может бытьмногонациональным, например Великоб­ритания,в которой компактно проживают англичане, шот­ландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретаетдецент­рализованный характер, поскольку некоторые народы имеютавтономные органы управления. Но подавляющая часть уни­тарных государств незнает каких-либо национальных адми­нистративныхобразований. Группы граждан отдельных наци­ональностей, организуя свои общины,не претендуют на авто­номию или собственную государственность.
Федеративноегосударство — это только общая форма госу­дарственного устройства, аее конкретное содержание — по­литическое и правовое — весьманеоднородно. Сами федера­ции, правовой статус и объем полномочий их субъектовфор­мировалисьв разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея федерализма была выдвинутав XVIII в. как средстводецентрализации управле­ния («горизонтальное разделение власти»), аследовательно, для демократизациигосударственного строя. Ни в одной западнойстране, где утвердился федерализм, он не рассматри­вался и сейчас не рассматривается как форма решениятак называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, чтокакие-то круги преследуют цельугнетать другие народы, а в том, что демо­кратическое правовое государство перекрывает цели нацио­нальной государственности. Хотя некоторыегосударства (Франция, ФРГ, Италия идр.) остаются национальными по названию,их правовая система исключает какие-либо приви­легии граждан по национально-титульному признаку.
Территория — один из основных признаковгосударства, определяющий пространство, накоторое распространяется су­веренитет и власть государства. Каждое государствозаинтере­совано в ясном определениипределов своей территории, по­сколькутерриториальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств правовое закреплениесвоей терри­тории имеет не толькомеждународно-правовое, но и внутрен­нее, государственно-правовое значение. Отэтого зависят гра­ницы федеральногосуверенитета, т. е. поле действия феде­ральногозаконодательства, федеральной исполнительной и судебной власти.
В конституционном праве России естьпонятия «террито­рия Российской Федерации»и «территория субъекта Федера­ции». Отношение между ними самое простое: перваявключа­ет в себя территории своих субъектов. Однако Федерация не вправепо собственному усмотрению менять границы своих субъектов. Границы между нимимогут быть изменены толь­ко с их взаимного согласия. Под территорией понимаетсяне только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, тер­риториальное море, воздушное пространство надтерритория­ми субъектов. Внутренниеводы состоят из рек, озер, заливов, лиманови др. Территориальное море — это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейсяправовой практике включает высоту до 100 км.
Под сухопутной иводной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем неменее по сложившемуся обычаю они также входят в понятие государ­ственной территории.
Закон о недрах (вредакции от 25 мая 2002 г.) устанавливает, что недра в границах территории России, включаяподземное пространство и содержащиеся внедрах полезные ископаемые, энергетическиеи иные ресурсы, являются государственной соб­ственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Федерации иее субъектов. Добытые из недрполезные ископаемые и иные ре­сурсы по условиям лицензии могут находиться вфедеральной государственнойсобственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.
К территории морскихгосударств непосредственно примы­кают, хотя в нее и не входят, континентальныйшельф и ис­ключительная экономическая зона.Конституция РФ закреп­ляет в отношении их свои суверенные права июрисдикцию, которые, однако, осуществляютсяв порядке, установленном не тольковнутренним законом, но и международным правом.
Континентальный шельфРоссийской Федерации включа­ет в себя морское дно и недра подводных районов, находя­щихсяза пределами территориального моря Российской Фе­дерации, на всем протяженииестественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от бере­га. Обычно шельф бывает богат запасами нефти идругих не­живых, а также живых ресурсов. Порядок осуществления су­веренных прав на шельфе регулируется Федеральнымзако­ном о континентальном шельфеРоссийской Федерации (в редакции от22 апреля 2003 г.). Интересы субъектов Феде­рации в эксплуатации ресурсов континентального шельфа учитываютсяв соответствии с их вкладом в разведку и раз­работкуэтих ресурсов.
Исключительнаяэкономическая зона — это морское про­странство шириной до 200 миль от берега. Здесь прибрежные государства вправе создавать искусственныеострова, установ­ки и сооружения, проводить исследования, осуществлять за­щиту морской среды и естественных ресурсов. Этивопросы регулируются Федеральнымзаконом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в редакцииот 22 апреля 2003 г.).
Охрана территории,континентального шельфа и исключи­тельной экономической зонывходит в ведение федеральных властей. Они призваны обеспечиватьтерриториальную целос­тность Федерации и ее субъектов. Режим границы РоссийскойФедерации установлен Законом РФ о Государственной грани­це РФ (в редакции от 30декабря 2001 г.), а также рядом дру­гихнормативных актов и международных договоров с сопре­дельными государствами.Этими актами закрепляется проце­дураразрешения территориальных споров. По специальным соглашениям российские пограничные войска несутохрану внешней границы ряда государств, входящих в СодружествоНезависимых Государств. Федеральным законом«О внутренних морских водах, тер­риториальном море и прилежащей зоне РоссийскойФедера­ции» (в редакции от 22 апреля 2003 г.) регулируется приле­жащая зона — морской пояс,который расположен за преде­ламитерриториального моря, прилегает к нему и внешняя граница которогонаходится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемыхот исходных линий, от которых отмеряется ши­рина территориального моря.Закон регулирует порядок про­ведения морскихнаучных исследований.
Субъекты Федерациивсех видов перечислены в Конститу­ции РФ в алфавитном порядке.Тем самым указывается на государственные образования, которыесоставили Федерацию и являются равноправными участникамисоответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношениюк Феде­рации и друг к другу.
Закрепление вКонституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого быто ни было субъекта из состава Федерации водностороннем поряд­ке. Любоеофициальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции и добровольно установлен­ных субъектами норм о государственной целостностиРоссий­ской Федерации, целостности инеприкосновенности ее терри­тории исуверенитета. В Российской Федерации нет сецессии, т. е. права выхода изФедерации, легитимность такого поло­женияопирается на выраженную народом волю при приня­тии Конституции. Но Конституция не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации. Во-первых, это можетпроизой­ти, если населениекакого-либо иностранного государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъектФедерации об­разуется на территории, входящей в состав какого-либо одно­го или нескольких из названных в Конституциисубъектов Федерации. Но это должно осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Феде­ральный конституционный закон «О порядке принятия вРоссийскую Федерацию и образования вее составе нового субъекта РоссийскойФедерации» принят 17 декабря' 2001 г.
Предусмотрено, чтопри принятии в Российскую Федера­цию и образовании в еесоставе нового субъекта должнь! соблю­даться государственныеинтересы Российской Федерации, принципы федеративного устройстваРоссийской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные икультурные свя­зи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.
Принятие в РоссийскуюФедерацию в качестве нового субъекта иностранного государства илиего части осуществля­ется по взаимному согласию РоссийскойФедерации и данно­го иностранного государства в соответствии смеждународным (межгосударственным) договором. В случае принятия в каче­ственового субъекта иностранного государства этому субъек­тупредоставляется статус республики, если международным договоромне предусматривается предоставление новому субъекту статуса края илиобласти.
Международнымдоговором регулируются наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретенияграждан­ства Российской Федерации,правопреемство в отношении членстваиностранного государства в международных органи­зациях, его имущественных активов и пассивов, действие законодательства Российской Федерации натерритории ново­го субъекта РФ,функционирование органов государственной власти и органов местногосамоуправления иностранного го­сударства на территории нового субъектаРФ. Международ­ным договором можетустанавливаться также переходный период,в течение которого новый субъект должен быть интег­рирован в экономическую, финансовую, кредитную иправо­вую системы Российской Федерации, а также в систему орга­нов государственной власти Российской Федерации.
После подписаниямеждународного договора Президент РФ обращается в КонституционныйСуд РФ с запросом о провер­ке соответствия Конституции РФ данногомеждународного договора, а затем международный договорвносится в Государ­ственную Думу на ратификацию.
Федеральныйконституционный закон о принятии в Рос­сийскую Федерацию новогосубъекта должен содержать поло­жения, определяющие наименование, статус и границы ново­го субъекта, а также заключительные и переходныеположения, устанавливающие сроки, втечение которых новый субъект долженбыть интегрирован в экономическую, финан­совую, кредитную и правовуюсистемы Российской Федера­ции, а также всистему органов государственной власти Рос­сийской Федерации.
Инициативаобразования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам РФ, натерриториях которых образуется новый субъект РФ. Вопрос об образова­нии в составе Российской Федерации нового субъектаподле­жит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Если же затрагивается статус какого-тосубъекта Феде­рации, то следуетпомнить, что его изменение возможно толь­ко по взаимному согласию РоссийскойФедерации и соответ­ствующего еесубъекта и тоже в соответствии с федеральным конституционным законом.
Большое числокоренных малочисленных народов, населяю­щих территорию России, непозволяет предоставить каждому из них статус субъектаФедерации. Это привело бы к еще большей дробности Федерации, и безтого весьма значительной. Однако эти народы нуждаются впризнании своих особых прав, кото­рые и гарантируются Конституцией РФ (ст. 69)в соответствии с общепризнанными принципами международногоправа и международными договорами Российской Федерации. Статускоренных малочисленных народов закреплен в Фе­деральном законе «Огарантиях прав коренных малочислен­ных народов РоссийскойФедерации» от 30 апреля 1999 г. Дей­ствует также ряд специальныхзаконов. Так, Лесной кодекс устанавливает режим землепользования иведения лесного хо­зяйства в местах проживания этих народов.Закон о недрах предусматривает отчисления на нужды ихсоциально-экономи­ческого развития при пользовании недрами врайонах их про­живания. Определенные льготы введены законамио налогооб­ложении, о приватизации государственных и муниципальных предприятийи др. Основы законодательства о культуре гаран­тируют поддержку вотношении сохранения культурно-наци­ональной стабильностималочисленных народов. В защиту прав и интересов народовСевера принят ряд актов Президен­та, Правительства России, законов субъектовФедерации. Фе­деральным законом от 18 июня 1998 г. ратифицирована Рамоч­ная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.
В Федеральном законеот 20 июля 2000 г. закреплены общие принципы организации идеятельности общин коренных мало­численных народов Севера,Сибири и Дальнего Востока, создаваемых в целях защитыисконной среды обитания, традицион­ного образа жизни, прав и законных интересовэтих народов, а также определены правовые основы общиннойформы самоуп­равленияи государственные гарантии его осуществления.
13 мая 2000 г. Указом Президента РФ были учреждены семь федеральных округов — Центральный,Северо-Запад­ный,Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирс­кий, Дальневосточный. Тем же Указом утверждено Положе­ние о полномочном представителе Президента РФ вфедераль­ном округе.
По своей природе федеральный округявляется админист­ративным образованием,охватывающим территорию несколь­ких субъектов РФ. Создание округов незатрагивает консти­туционных основ федерализма и не ущемляет конституцион­но-правовой статус субъектов РФ. В рамкахфедерального округа организуется работа по реализации основных направ­лений внутренней и внешней политики государства,прово­дится контроль за исполнением решений федеральных орга­нов государственной власти. Создание федеральныхокругов призвано также содействоватьобеспечению национальной безопасности,улучшению политического, социального и эко­номического положения вкаждом округе. С помощью этой работы должны быть преодолены возникшая в связи сболь­шими размерами территории Россииизвестная раздроблен­ностьгосударства и ослабление федерального влияния на ре­шение проблем в субъектах РФ.
2.        Экономические,социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ
 
Право на жизнь. Это право провозглашается Конституцией РФ (ст. 20) ипо­чти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое пра­во человека,охраняемое законом. Никто не может быть про­извольно лишен жизни. Такая нормазакреплена всеми меж­дународно-правовыми актами о правах человека: Всеобщейдекларацией прав человека (ст. 3), Международным пактом о гражданских иполитических правах (ст. 6), Европейской конвенцией о защите прав человека и основныхсвобод (п. 1 ст. 2). Европейская конвенция, однако, допускает лишение жизни врезультате «абсолютно необходимого применения силы: а) для защиты любого лицаот противоправного наси­лия, Ь) для осуществления законного задержания илипредот­вращения побега лица, заключенного под стражу на закон­ных основаниях,с) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа» (ч. 2 ст. 2).Признание этого права озна­чает, что государство должно реально применятьзаконода­тельство, которое квалифицирует как преступление преднаме­ренныеубийства, совершенные как частными лицами, так и сотрудниками государственныхорганов, действующими вне пределов их законных полномочий./>
Право на свободу и личнуюнеприкосновенность.Совершать любые правомерныедействия. В этом пра­ве заложено ограничение для свободы других людей, иособенно должностных лиц, обладающих возможностью применения при­нуждения клюдям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личнаянеприкосновенность человека, которая рас­пространяется на его жизнь, здоровье,честь, достоинство. Ник­то не вправе силой или угрозами принуждать человека ккаким-то действиям, подвергать его истязанию, незаконному обыску или наноситьвред здоровью. Человек вправе сам распоряжать­ся своей судьбой, выбирать свойжизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работуи т. д.).
Положения о неприкосновенности личности сформулирова­ныв международно-правовых документах и конституциях всех демократическихгосударств. «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, —гласит Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ч. 1 ст.5). — Никто не может быть лишен свободы иначе как в строго определенных случаяхи в порядке, установленном за­коном». Гарантией является требование законногосодержа­ния под стражей лица, осужденного компетентным органом, законноесодержание или заключение под стражу, осуществ­ляемые в законных целях. Каждомуарестованному незамед­лительно сообщаются причины ареста и предъявляемое емуобвинение. Задержанный или заключенный под стражу дос­тавляется к судье или киному должностному лицу, наделен­ному судебной властью, и имеет право насудебное разбира­тельство в течение разумного срока или на освобождение досуда. В целом эти, как и некоторые другие, положения на­правлены на защитуфизической свободы, и в особенности свободы от произвольного ареста изадержания. Европейский суд по правам человека в ряде своих решений отметил,что гарантии неприкосновенности не предоставляют защиты от менее серьезныхограничений индивидуальной свободы (обя­занности соблюдения правил дорожногодвижения, обязательной регистрации иностранцев и граждан и др.). Свободачеловека охраняется всей системой права./>
Право на частную жизнь. Частную жизнь составляют те стороны личной жизничелове­ка, которые он в силу своей свободы не желает делать достояни­ем других.Это своеобразный суверенитет личности, означаю­щий неприкосновенность его«среды обитания». Презюмирует-ся, что тайна в данном случае вовсе не прикрываеткакую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отра­жаетестественное стремление каждого человека иметь собствен­ный мир интимных иделовых интересов, скрытый от чужих глаз. Социалистическое общество пыталосьотвергнуть призна­ние права человека на частную жизнь, что вылилось в издева­тельскиеформы коллективных обсуждений личной жизни, изощренные методы слежки иподслушивания, распространение порочащей человека информации о его интимнойжизни и т. д.
Однако гражданское общество понимает, что злоупотребле­ниетайной частной жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. Вэтом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с цельювыявле­ния противоправных действий того или иного лица должно происходитьтолько на основе закона при наличии веских, опять же признанных закономоснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления,т. е. при возбуждении уголовного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна.
Институт неприкосновенности частной жизни включаетмного разнообразных гарантий, которые содержатся в различ­ных статьяхКонституции, а специально — в ст. 23 и 24. Рас­смотрим их.
1. Устанавливается право человека на личную и семейнуютайну, на защиту своей чести и Доброго имени. Ни от кого нельзя требоватьсведений, касающихся происхождения или деловой активности родственников,интимных связей, источ­ников финансового состояния семьи и т. д. Если честь идоб­рое имя человека подвергаются унижению или оскорблению, он вправепотребовать через суд наказания или компенсации за моральный ущерб, чтопредусматривается Уголовным ко­дексом. Если клеветнические и порочащие человекасведения публикуются в печати, суд вправе обязать тот же печатный органопубликовать опровержение этих сведений.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонныхпереговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. По­этому запрещаютсяперлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, подслушиваниетелефонных разгово­ров. Уголовный кодекс квалифицирует нарушение тайны пе­реписки,телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан как уголовноепреступление. Обыск, выемка, наложе­ние ареста на корреспонденцию и выемка ее впочтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на основа­ниях и впорядке, установленных Уголовно-процессуальным кодексом. Строго регламентированзаконом и порядок прослу­шивания телефонных разговоров. Все эти ограниченияправа на тайну допускаются только на основании судебного решения, что призваноисключить произвол и злоупотребления должно­стных лиц правозащитных органов.
 Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимисяуполномоченными работниками оператора связи, вскрытие по­чтовых отправлений,осмотр вложений, ознакомление с инфор­мацией и документальной корреспонденцией,передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляютсятолько на основании решения суда, за исключением случаев, установленныхфедеральными законами. Сведения о передава­емых по сетям электросвязи и сетямпочтовой связи сообщени­ях, о почтовых отправлениях и почтовых переводахденежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления ипереводимые денежные средства могут выдаваться только от­правителям иполучателям или их уполномоченным представи­телям, если иное не предусмотренофедеральными законами.
Неприкосновенность жилища. По существу, это составная часть права на частнуюжизнь, являющаяся также непременным элементом личной свободы и достоинствачеловека. «Мой дом — моя крепость» — гласит английская поговорка,' утверждающаяправо человека делать в своем доме или квартире все, что ему заблагорассудится.Никто не вправе проникать в жилище против воли прожива­ющих в нем лиц иначе,как в случаях, установленных феде­ральным законом, или на основании судебногорешения.
Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся егособственниками, законными арендаторами или Прожива­ющие по договору найма. Приэтом жилищем признается и место временного пребывания (гостиница, дом-интернат,об­щежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи ибумаги, что исключает незаконные обыс­ки и выемки документов. Но в жилище могутвселяться люди, имеющие на это право, — такие действия не являются нарушениемего неприкосновенности даже в случаях несогла­сия остальных проживающих.
Гарантии против незаконного вторжения и обысков состоро­ны правоохранительных органов — основное содержание непри­косновенностижилища, ибо все другие случаи (со стороны от­дельных лиц) — это, в сущности,обычные преступления (кра­жа* грабеж и др.). Пострадавшие от незаконноговторжения вправе обращаться в суд с требованием возмещения ущерба и наказаниявиновных должностных лиц. Нарушение неприкос­новенности жилища является преступлением.
Национальная принадлежность. Комплекс прав, связанных в национальностью, отражаетспецифику многонациональной России, в которой живет мно­го этнически смешанногонаселения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальностьдавно утрати­ла юридическое значение, и все граждане именуются общим словом(«американец», «француз», «немец»). Но в России при­надлежность к определеннойнации до недавнего времени слу­жила основанием дискриминации и в то же времярассматри­валась как привилегия и гордость каждого человека, хотя большое числолюдей затруднялись определить свою нацио­нальность, так как родились отсмешанного брака.
Конституция России устанавливает, что каждый вправе оп­ределятьи указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению иуказанию своей национально­сти. Данные правила не влекут за собой никакихюридических последствий, поскольку по российскому праву никто не можетпользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискрими­нации понациональному признаку. Поэтому трудно предполо­жить, что данная гарантия будетиметь значение для большого числа людей, тем более что национальность всегдауказывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявителя, а в новомпаспорте гражданина РФ соответствующей графы вообще нет.
Свобода передвижений и местажительства. Право свободно передвигаться,выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законнонаходится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишенылица, проникшие в страну в нарушение визово­го режима или законодательства овъезде. Закрепляя это пра­во, государство тем самым признает территорию страныпри­надлежащей самим гражданам, которые в соответствии со сво­ими интересами ибез всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определятьсебе место жительства.
Более подробно эти вопросы регулируются Законом о пра­веграждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребы­вания и жительства впределах Российской Федерации от 25 июня 1993 г.
Закон ограничивает свободу передвижения в определенныхрайонах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытыхадминистративно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, натерриториях, где введены особые условия и режимы проживания в связи сопасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравленийлюдей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно, за пределами такихрайонов никакие ограни­чения свободы передвижения любым видом транспорта илипешком не допускаются.
Однако реализации правана выбор места жительства сопут­ствует определенный порядок. Законустанавливает обязан­ность гражданина, прибывающего на новое место жительства,в течение семи дней зарегистрироваться в органах внутренних дел. Отказгражданину в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. При этомрегистрация не адекватна прописке, которая все еще сохраняется во многихгородах и является прямым нарушением конституционной свободы вы­бора местажительства/>
Свобода совести и вероисповедания. Под свободой совести понимается право человека, как ве­ритьв Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, таки быть атеистом, т. е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна вгосударствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, суще­ствуетопределенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. Вгосударствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, ав тоталитар­ных атеистических государствах ею прикрывались официаль­наяантирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.
Свобода вероисповедания означает право человека на вы­боррелигиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов всоответствии с этим учением. Эта свобо­да, таким образом, по своему содержаниюуже первой. В субъективном смысле, т. е. как право человека, равнознач­нымявляется понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существованиевсех религий и возможность каж­дой из них беспрепятственно проповедоватьвероучение. Од­нако в обиходе очень часто все указанные термины употреб­ляютсякак идентичные.
Конституция РФпровозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,включая право ис­поведовать индивидуально или совместно с другими любую религиюили не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространятьрелигиозные и иные убеждения и дей­ствовать в соответствии с ними» (ст. 28).
Свобода мысли и слова. Мысль — неотъемлемое свойство человека, основа его дей­ствийи поступков. «Я мыслю — значит, я существую», — пи­сал великий французскийфилософ Декарт. Мысль всегда сво­бодна, это ее имманентное состояние. В этомотношении зако нодательного закрепления свободы мысли не требуется. Лише­ниемысли ее свободы — заветная цель всех тиранов, но эта цель в конечном счетенеосуществима. Можно заставить чело­века говорить не то, что он думает, нозаставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этойпростой истины — главная причина краха всех тоталитарных режимов.
Иное дело — свобода слова. Известная тютчевская строка«мысль изреченная есть ложь» подчеркивает не более чем ограниченность всякогознания. На самом деле в слове за­ключен источник созидания. Библия утверждает,что Слово было в основе Божественного мироздания/Слово может быть и источникомразрушения, через него проявляется инакомыс­лие — главная опасность любойтирании. «Мнение правит миром», — верно подметил идеолог Великой французскойреволюции П. Гольбах.
У свободы слова общая судьба с демократией: когда унич­тожаютодну, то кончается и другая. Все демократические конституции мира закрепляютэту свободу, видя в ней осно­ву для свободы печати, оппозиции, критики,инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в рукахлюдей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозныхполитиков. Злоупотребление сво­бодным и особенно печатным словом часто в историимногих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободыслова, как и свободы в целом.

/>Заключение
 
Итак,в зависимости от интересов и физического лица, и его участия в жизни общества,и государства основные права и свободы делятся на личные, политические,социально-экономические и культурные (об обязанностях см. ниже).
Личныеправа и свободы обеспечивают охрану его жизни, удовлетворение личныхпотребностей. К ним, в частности, относятся право на жизнь, на охрану личногодостоинства, на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни.
Политическиеправа и свободы обеспечивают ту или иную степень участия в управлении деламиобщества и государства, например, для граждан РФ — право избирать и бытьизбранными в высшие, центральные и местные органы государственной власти, а дляиностранцев и апатридов, постоянно проживающих на территории муниципальногообразования, — право избирать и избираться, наряду с гражданами, впредставительные муниципальные органы. К политическим относятся также право наинформацию, свобода собраний, уличных шествий и др.
Социально-экономическиеправа и свободы — это право частной собственности, свобода предпринимательскойдеятельности, право на труд, на забастовку, на отдых, на социальноеобеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду ит.д.
Культурные права — это свобода творчества, право на участие в культурнойжизни, в пользовании достижениями культуры, право на доступ к культурнымценностям.
/>/>/>Список литературы
1.  Конституция Российской Федерации;
2.  Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г.)
3.  Баграй М.В. Конституционное правоРоссийской Федерации. М.: ИНФРА. 1998;
4.  Козлова Е.И. Конституционное правоРоссии. М.: Юристъ. 1999;
5.  Куликов В.И. Конституционное правоРФ. М.: Высшая школа. 2000;
5. ЗАКОН ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХПРАВА  И СВОБОДЫ ГРАЖДАН  (в ред. Федерального закона от 14.12.95 N 197-ФЗ) .


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ проблем, связанных с применением меры пресечения в виде заключения под стражу
Реферат Электрокалориферная установка для отопительно-вентиляционной системы птичника для бройлеров
Реферат Жизненный цикл инвестиционного проекта
Реферат Агресивність підлітків
Реферат Учет и анализ движения товаров в оптовой торговле на примере ИП Кульченко В Н
Реферат Новгородская земля в XII - начале XIII в.
Реферат Промислове шпигунство у сучасному суспільстві України
Реферат Расчет экономических показателей при модернизации релейной защиты на понизительной подстанции
Реферат Mr Essay Research Paper For Crane he
Реферат Список правителей Наварры
Реферат My Neighbors Essay Research Paper I
Реферат Жюль Верн как первооткрыватель Интернета
Реферат Алиментные обязательства 9
Реферат Macbeth Senior Research Paper Essay Research Paper
Реферат The Prevention Of Teenage Pregnancy Essay Research