Реферат по предмету "Государство и право"


Конституционное (государственное) право зарубежных стран

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
ЮРИДИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
кафедра КОНСТИТУЦИОННОГОИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
Домашнеезадание
по курсу
Конституционное(государственное) право зарубежных стран
Вариант № 9
студента II курса
заочной формыобучения
гр. 625-зв
Бондарева А.В.
Научныйруководитель:
к.ю.н.,доцент
Шевелева Е.В.
Ростов-на-Дону
2010

План
 
1. Особенностиконституционного развития Французской республики
2. Правовойстатус Правительства Великобритании
3.Сравнительный анализ особенностей государственного устройства Индийскойреспублики и Федеративной республики Германия
Библиографическийсписок

1.Особенностиконституционного развития Французской республики
 Францияпринадлежит к числу государств, внесших особенно весомый вклад в развитиеконституционно-правовой теории, и практики. За годы, прошедшие после Великойфранцузской революции, т.е. за 200 с небольшим лет, в стране сменилось четыререспублики, две империи, существовали различные переходные режимы и формыправления. За этот период принято около двух десятков различных конституций,конституционных партий и конституционных законов. По образному выражениюизвестного французского государствоведа профессора Марселя Прело, Францияпредставляет собой настоящую лабораторию по изготовлению конституций, их можноздесь найти буквально на любой вкус.Ныне действующаяКонституция Франции, оформившая создание Пятой республики, была одобренаподавляющим большинством голосов на референдуме, состоявшемся 28 сентября 1958 года,и вступила в силу 4 октября 1958 года. Принятию этой Конституции предшествовалонарастание глубокого политического кризиса в стране. Установленный в 1946 годуво Франции режим усиленного парламентаризма, известный под названием Четвертойреспублики, способствовал росту политической нестабильности, «правительственнойчехарде» и падению авторитета государственных властей. Серьезный ущербмеждународным позициям Франции нанесли колониальные войны, особенно вИндокитае, и в Алжире. Именно во французском экспедиционном корпусе в Алжиреначался в мае 1958 года антиреспубликанский мятеж, который создал реальнуюугрозу демократическому строю и мог стать источником серьезных конфликтов истолкновений в метрополии.В сложившейсяобстановке французский парламент принял решение о передаче власти в рукиобщенационального лидера, который был бы в состоянии вывести страну из кризиса,подготовить и осуществить конституционную реформу в целях укрепления авторитетавласти и возрождения величия Франции. Президент Республики обратился к генералуШарлю де Голлю, национальному герою периода борьбы за освобождение, своего родахаризматическому лидеру, который в течение многих лет оставался не у дел.Генерал дал свое согласие, и 1 июня 1958 года Национальное собрание Франциибольшинством в 329 голосов против 224 наделило де Голля чрезвычайнымиполномочиями в законодательной области. Одновременно был вотированконституционный закон, определивший рамки осуществляемой конституционнойреформы. В законе были сформулированы пять принципов, которым должно былоследовать новое правительство при разработке проекта конституции. Среди них — выборы как источник власти, а равно разделение властей. К числу конституционныхпринципов было отнесено также установление парламентской ответственностиПравительства и подтверждение независимости судебной власти[1].В качестве отдельного принципа было сформулировано требование уважения основныхсвобод. Наличие этого конституционного закона и закрепленных в нем пятипринципов предопределили особенности и характер проекта конституции,выработанной и представленного на референдум. В частности, результатом сталопределенный компромисс между концепциями сильной личной власти ипарламентского контроля за деятельностью правительства. История разработки ипринятия Конституции 1958 года во многом объясняет, почему во Францииутвердилась такая своеобразная форма правления, как смешанная республика,сочетающая в себе элементы президентской и парламентской.Конституция 1958 годав ее первоначальной редакции состояла из краткой преамбулы и 92 статей,сведенных в 15 разделов. Вместе с тем в преамбуле торжественно заявлялось оприверженности французского народа правам человека и принципам национальногосуверенитета в том виде, как они были определены в Декларации прав человека игражданина 1789 года и дополнены и расширены в Преамбуле к Конституции 1946 года.Эта отсылка была в последующем истолкована как признание Декларации и Преамбулы1946 года в качестве действующего французского права и источникаконституционного права страны. Таким образом, структурно французскаяКонституция оказалась как бы состоящей из трех законодательных текстов: изосновного закона, вотированного на референдуме 28 сентября 1958 года,Декларации 1789 года и Преамбулы к Конституции 1946годаВ течение довольнодлительного срока вопрос о юридической силе Декларации и Преамбулы оставалсяспорным. Однако, начиная с 1970 года Конституционный совет, являющийся воФранции органом конституционного контроля, признал за Декларацией и Преамбулойту же юридическую силу, что и за постановлениями текста 1958 года,сформулированными в виде статей основного закона. Более того, из ряда решений,принятых высшими судебными органами Франции, вытекает, что в этих документах сформулированыосновополагающие принципы, обязательные для всех государственных органовстраны. Декларация 1789 года и Преамбула 1946 года содержат положения,преимущественно относящиеся к правам и свободам человека, утверждению принциповнационального суверенитета, признанию народа в качестве единственного источникавласти.Конституцияподтверждает верховенство основных прав и свобод, признавая за ними значениеобщих принципов права. Широкие полномочия единоличного главы государства взначительной мере уравновешиваются наличием института парламентскойответственности Правительства.Принцип «правлениянарода, через народ и для народа» остается основным принципом ФранцузскойРеспублики.Конституция 1858 годазакрепляет республиканскую форму правления во Франции, причем особоотоваривает, что данная форма правления не может быть предметов пересмотра.Основной закон подтверждает приверженность Франции принципам правового,светского и социального государства, что находит свое отражение, как впостановлениях Конституции, так и в текущем законодательстве. СпецификаКонституции заключается, прежде всего, в том, что она подтверждает доминирующееположение исполнительной власти в общей системе государственных властей.Конституция 1958 года вводит такие новые и сравнительно редко встречающиеся вразвитых странах нормы, которые устанавливают определенные рамкизаконодательной деятельности Парламента и даже подчиняют ее в известной мереконтролю со стороны исполнительной власти. Именно эти нормы и дали основаниеговорить том, что, в Конституции 1958 года прослеживаются определенныеавторитарные тенденции.Конституция 1958 годанаделила весьма значительными, в том числе самостоятельными, полномочиями главуфранцузского государства. Это обстоятельство послужило основанием для утвержденийоб установлении в стране режима личной власти. Однако Практика функционированияконституционного механизма во Франции показала, что в целом она строится напринципах правового государства в условиях достаточно реального контроля заисполнительной властью со стороны представительных учреждений, а следовательно,нет оснований характеризовать эту Конституцию как антидемократическую илиавторитарную[2].
Францию не случайно называют«лабораторией конституции», а французов «великими потребителями конституции».Действительно, за годы Нового и Новейшего времени во Франции было принято 16конституций. Ныне действующая Конституция Французской республики была принята в1958 году на референдуме, состоявшемся 28 сентября, и оформила создание воФранции Пятой Республики. До этого во Франции были: Первая Республика(1793-1802 гг.); Вторая Республика (1848-1852 гг.); Третья Республика(1875-1940 гг.); Четвертая Республика (1946-1958 гг.).
В преамбуле Конституциипровозглашается приверженность Декларации прав человека и гражданина 1789 годуи преамбуле Конституции 1946 года. В соответствии с решением Конституционногосовета Франции, принятым в 1970 году, за Декларацией и преамбулой была признанатакая же юридическая сила, что и за основным текстом Конституции 1958 года, иони стали органической частью этой Конституции.
 
2. Правовой статусПравительства Великобритании
Великобритания — парламентская монархия во главе с королевой.Законодательный орган — двухпалатный парламент (Палата общин и Палата лордов).Парламент является высшим органом власти на всей территории, несмотря наналичие в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии собственных управленческихадминистративных структур. Правительство возглавляет премьер — министр.
Отличительной характеристикой является отсутствие какого-либо единогодокумента, который можно было бы назвать основным законом страны, не существуетписьменной Конституции, более того, не существует даже точного перечнядокументов, которые бы относились к Конституции. Отношения между народом иправительством регулируются законодательными актами, неписаными законами иконвенциями.
Конституционномуправу Великобритании хорошо известен термин «правительство» и почти неизвестентермин «кабинет», но на деле именно последний во главе с премьер-министромуправляет страной. Правительство имеет очень широкий состав (предельнаячисленность его по закону — 95 человек, но обычно это 75-80 министров, младшихминистров, секретарей и т.д.).[3]
Рангминистров имеют генеральный прокурор и генеральный атторней — юридическийсоветник правительства, его представитель в суде.
Правительствоникогда не собирается на заседания и не принимает решений. Из его состававыделяется более узкий кабинет ведущих министров (18-22 человека), в их числевсегда государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд — канцлер,канцлер казначейства и др. Он созывается на заседания и принимает решения, хотяи редко. Обычно этот кабинет заседает в личной резиденции, где живетпремьер-министр, на Даунинг-стрит 10, в Лондоне. Но чаще на эти заседания вдоме премьера (в одно время, раз в неделю) собирается «внутренний кабинет» — несколько ведущих лиц, пользующихся особым доверием премьер-министра. «Внутреннийкабинет» принимает решения от имени кабинета.
Правительствоназначается главой государства, но это лишь формальный акт. На деле оноформируется партией большинства в палате общин, представляет ей программу, котораяутверждается голосованием. Это акт выражения доверия правительству. В составправительства входят, во-первых, главы министерств и ведомств, являющиесячленами кабинета. Они получают все решения кабинета («внутреннего кабинета»).Остальные министры, если они не были приглашены на заседание, получают лишьвыдержки из решений кабинета, которые касаются их ведомств. Во-вторых, членамиправительства являются министры и государственные министры, т.е. заместителиведущих министров, а также все младшие министры – заместители других министров,не входящие в состав кабинета. Они участвуют в заседаниях кабинета поприглашению. Есть территориальные министерства: по делам Шотландии, Уэльса,Северной Ирландии. В-третьих, членами правительства являются некоторые лица,занимающие традиционные еще со времен феодализма должности (например, лорд — хранитель печати). В-четвертых, это министры без портфеля, которые оказываютпомощь премьер-министру по его указаниям. Наконец, в состав правительствавключается особая категория младших министров: парламентские секретари,представляющие министра в парламенте.
Припремьер-министре и министрах существует множество вспомогательных органов –комитеты, комиссии, секретариаты, службы. Особое значение имеют парламентскиеслужбы, которые следят за дебатами в парламенте, информируют министра овопросах, поднятых в парламенте (в основном касающихся данного ведомства),готовят ему ответы на вопросы депутатов, выступления в парламенте.
Дляисполнения законов парламента, как считается, правительство принимаетнормативные акты, но эти акты принимаются не от имени правительства и не отимени кабинета, которого законодательство, по существу (кроме единичныхупоминаний), не знает, а от имени отдельных министров. Кроме того, парламентможет делегировать правительству право принимать акты, имеющие силу закона(делегированное законодательство), которые тоже оформляются как акты министров.За этими актами установлен парламентский контроль: они должны быть представленыв парламент (“положены на стол парламента”), на деле же сдаются в библиотеку ив комитет парламента по подчиненному законодательству. Решения кабинетаоформляются актами Тайного совета.[4]
ВВеликобритании министерства имеют отделения на местах, с которыми местныеорганы самоуправления согласовывают назначение некоторых муниципальныхчиновников (например, в сфере пожарной охраны, муниципальной милиции и др.).
3. Сравнительный анализ особенностейгосударственного устройства Индийской республики и Федеративной республикиГермания
Для того чтобы провести сравнительныйанализ особенностей государственного устройства Индийской республики иФедеративной республики Германия, то для этого необходимо раскрыть государственноеустройство каждой страны, а затем их сравнить.
Форма государственного устройства — это административно- территориальное и национальное строение государства,которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, междуцентральными и местными органами государственной власти.
Форма государственного устройстванаиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства.
Рассмотрим государственное устройствоИндийской республики. Конституция Индии была принята Учредительным собранием вконце 1949 года, через два года после достижения Индией независимости ивступила в силу 26 января 1950 года. Она является самой большой по объёмуконституцией в мире. В преамбуле конституции, Индия определяется как суверенная,социалистическая, светская либерально-демократическая республика. Индия имеетфедеральную форму правительства и двухпалатный парламент, функционирующий повестминистерской парламентской модели. Государственная власть разделена на триветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Главой государства является президентИндии, который избирается электоральным колледжем сроком на пять лет путёмнепрямого голосования. Главой правительства является премьер-министр, которомупринадлежит основная исполнительная власть. Премьер-министр назначаетсяпрезидентом и, как правило, является кандидатом, поддерживаемым политическойпартией или политической коалицией, имеющей большинство мест в нижней палатепарламента.
Законодательной властью Индииявляется двухкамерный парламент, который состоит из верхней палаты, называемой«Раджья сабха» (Совет штатов) и нижней палаты «Лок сабхи» (Народной палаты).«Раджья сабха», имеющая постоянный состав, состоит из 245 членов, чей мандатдлится 6 лет. Большинство депутатов избираются в ходе непрямого голосованиязаконодательными органами индийских штатов и территорий, пропорционально ихнаселению. 543 из 545 депутатов «Лок сабхи» выбираются прямым всенароднымголосованием на срок 5 лет. Остальные два члена назначаются президентомангло-индийской общины, в том случае, если президент полагает, что община непредставлена в парламенте должным образом.
Исполнительная ветвь власти состоитиз президента, вице-президента, и Совета министров (кабинет министров являетсяего исполнительным комитетом) возглавляемого премьер-министром. Каждый министрдолжен быть членом одной из палат парламента. В индийской парламентскойсистеме, исполнительная власть подчинена законодательной: премьер-министр иСовет министров несут прямую ответственность перед нижней палатой парламента.
Индия имеет унитарную трёхступенчатуюсудебную власть, которая состоит из Верховного суда, возглавляемого верховнымсудьёй Индии, 21-го Высших суда, и большого количества мелких судов. Верховныйсуд является судом первой инстанции в процессах, касающихся основных правчеловека, в спорных вопросах между штатами и центральной властью и обладаетапелляционной юрисдикцией над высшими судами. Верховный суд является юридическинезависимым, и имеет право провозглашать законы или отменять законы штатов итерриторий, в случае если они противоречат Конституции. Одной из наиболееважных функций Верховного суда является конечная интерпретация Конституции.
Рассмотрим государственное устройствоФедеративной республики Германия.
Германия — демократическое, социальное,правовое государство. Она состоит из 16 земель. Государственное устройстворегламентировано Основным законом Германии. По форме правления ФРГ — парламентская республика.
Германия имеет федеративноеустройство. Это значит, что политическая система государства делится на двауровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решениямеждународного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральныхземель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательнойи судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате,юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию каксимметричную.
Германский Бундестаг (парламент) и бундесрат(орган представительства земель) осуществляют законосовещательную изаконодательную функции на федеральном уровне и уполномочены большинствомголосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. Нарегиональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги ибюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы,действующие в пределах земель. Парламенты во всех землях, кроме Баварииоднопалатные. Ведомство федерального канцлера Германии в Берлине.Исполнительная власть на федеральном уровне представлена Федеральнымправительством, во главе которого стоит бундесканцлер. Главой органовисполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр(или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациямируководят министры, которые стоят во главе административных органов.[5]
Федеральный конституционный судследит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудияотносятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге,Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральныйфинансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится вответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дели проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.
Говоря о форме государственногоустройства, к Германии часто применяют термин «скрытое» федеративноегосударство.
Хотя Основной закон закрепляетраспределение полномочий на уровне федеральных земель и федерации в целом, внём в то же время объединены преимущества централизованного государства спреимуществами федеративного государства
Например, граждане чаще всего решаютвопросы через земельные власти и местные администрации, которые осуществляютсвою деятельность по поручению земель (согласно принципу субсидиарности).
Однако общественная жизньрегулируется большой частью федеральными законами. Смысл в том, что согласноОсновному закону, необходимо стремиться к выравниванию жизненных условий вовсех федеральных землях Германии, которые определяются социальной иэкономической политикой государства.
Итак, социальная и экономическаясферы общественной жизни регулируются главным образом федеральными законами. Вданном аспекте германское федеративное государство схоже с централизованным.
С одной стороны, земельные органыуправления, исполняют законы данной федеральной земли, что характерно дляфедеративного государства. С другой стороны, они исполняют большинствофедеральных законов, что нетипично для федеративного государственногоустройства.
Прежде всего, необходимо отметить,что значительные отличия государственного устройства Индийской республики иФедеративной республики Германии заключаются, в том, что полномочия ПрезидентаИндии включают в себя представление страны на мировой арене, регламентированиедеятельности всех государственных органов, назначение дипломатическихпредставителей, созыв и роспуск сессии Парламента, также являетсяглавнокомандующим, имеет конституционное право издавать указы, обладающие силойзакона. Вице-президент индии является помощником Президента. В случаеотсутствия возможности у Президента исполнять свои обязанности Вице-президентисполняет обязанности президента страны. Тогда как, в Германии, главагосударства — федеральный президент, который выполняет скорее представительскиефункции и назначает федерального канцлера. Федеральный канцлер является главойПравительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства.Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией. Отличиеструктуры государственных органов, политико-территориального устройства. ТакИндия состоит из 27 штатов, 7 союзных территорий, которые не имеют права штата.Политико-территориальное устройство государства основано на объединенииавтономных штатов, которые не обладают суверенитетом. Управление всеми штатамицентрализованное и строго подчинены государству. Семь союзных территорийфедерации включают все мелкие острова в индийском океане и небольшие районы восновной континентальной Индии. Государственное управление территорийосуществляется администраторами (управляющими, главными комиссарами), которыеназначаются федеральным правительством. Также ими могут управлятьлейтененат-губернаторы, назначаемые решением Парламента Индии, в полномочиякоторых входят обязанности законотворчества с учетом конкретной территории.Индийское государство построено как централизованная ассиметричная федерация. Всостав Федерации входят штаты трех видов. Основное место занимают штаты,имеющие наибольшие права, затем средний уровень занимают штаты с обычным правовымположением, и последнее –малочисленные штаты, обладающие ограниченными правамии полномочиями. [6]

Библиографическийсписок
Научная литература
1.Агиевец С.В. Конституционное право зарубежных стран: учебно-методическое пособие. — М.:Норма, 2001.- 403с.
2.Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Норма, 2003.- 374с.
3. Иванов А.С. Справочное пособие по конституции зарубежных стран. — М.:Юрист, 2009.-621с.
4.Ковешников Е.М. Основы конституционного права зарубежных стран. — М.: Инфа,2002.- 295с.
5. МаклаковВ.В. Современные зарубежные конституции: учебное пособие.- М.: ИздательствоМосковского Юридического института, 2002.- 367с.
6. МаклаковВ.В. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Волтерс Клувер, 2005.-273с.
7. СмоленскийМ. Б. Конституционное право зарубежных стран. — Р.: МарТ, 2008.- 259с.
8.Смоленский М. Б. Конституционное право зарубежных стран. — М.:Феникс,2006.-380с.
9.Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Норма, 2006.-1103с.
10.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Юристъ, 2007.- 138с.
11.Чиркин В.Е. Опыт зарубежного управления. Государственное и муниципальное управление.Учебное пособие. — М.: Юристъ, 2007.- 372с.
12. Энтин Л.Н. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Юрист,2007.-284с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.