Министерство финансов российской федерации
Всероссийская государственная налоговая академия
РЕФЕРАТ
По «Земельному праву»
На тему:
«Исчисление и уплата земельного налога. Льготы по налогу»
Выполнила:
Студентка 3 курса
Юридического факультета
Заочного отделения ЮЗ-301
Розум С.В.
Преподаватель:
Соколова Э. Д
Москва 2009
Содержание
Введение
Глава1. Общие положения
1.1 Плательщики земельного налога
1.2 Объект налогообложения
Глава 2. Налоговая база
2.1 Порядок определения налоговой базы
2.2 Налоговые ставки, льготы по уплате земельного налога
Глава 3. Порядок исчисления и уплатыземельного налога
3.1 Налоговая декларация по земельному налогу
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Существующие в регионах Россииотличия в величине установленного к уплате земельного налога были обусловленыразличием «качества», или категорий земель. Причем в советскиевремена землю оценивали по баллам. При этом высшему уровню 100 баллам — соответствовалворонежский чернозем, все же остальные земли имели более низкую плодородность. Кроменазванной характеристики учитывались иные природно-климатические условия: наличиетепла, влаги, продолжительность светового дня, а также уровень урожайности. Исходяиз этих показателей, в каждом регионе земельный налог был разный.
Введенная Законом РФ «Оплате за землю» от 11.10 1991г №1738-1 система налогообложения земель стечением времени перестала отвечать современному уровню развития экономики. Закономдля различных категорий земель были установлены ставки, которые в связи свысокими темпами инфляции, дефолтом, деноминацией постоянно индексировались.
Справедливости ради надосказать, что этот закон изначально был задуман как временный, планировалосьпару лет пересмотреть принципы налогообложения, однако применялся онпрактически 14 лет.
Для исправления накопившихсянедостатков действовавшей системы налогообложения земли нужно было перейти кболее справедливым принципам налогообложения, основывающимся на общественныхпредставлениях о ценности земельных участков, единстве подходов кналогообложению на территории всей страны. Так появилась глава 31 Налоговогокодекса Российской Федерации «Земельный налог», которая была введенаФедеральным законом от 29.11.2004г №141 -ФЗ и вступила в силу с 1 Января 2005года.
В силу этого документа земельныйналог устанавливается в качестве местного налога, который формирует доходнуюбазу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актамипредставительных органов муниципальных образований, а также законами городовМосквы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ. Земельный налог обязателен куплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектовРоссийской Федерации.
Глава1. Общие положения
Земельный налог устанавливается НКРФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальныхобразований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НКРФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальныхобразований и обязателен к уплате на их территориях.
В городах федерального значенияв Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законамиуказанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствиис НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территорияхэтих субъектов РФ.
При установлении земельногоналога представительные органы муниципальных образований (органызаконодательной (представительной) власти городов Федерального значения Москвыи Санкт-Петербурга) могут самостоятельно определять налоговые ставки впределах, установленных НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога.
Кроме того, местные власти имеютправо устанавливать льготы по земельному налогу, основания и порядок ихприменения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы дляотдельных категорий налогоплательщиков.1.1 Плательщики земельного налога
Плательщиками налога признаютсяорганизации и физические лица, обладающие земельными участками на правесобственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или правепожизненного наследуемого владения (п.1 ст.388 НК РФ).
Не признаютсяналогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельныхучастков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования илипереданных им по договору аренды (п.2ст.388 НК РФ).
Согласно п.2 ст.11НК РФ подорганизациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица,компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданскойправоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранныхгосударств, международные организации, филиалы и представительства указанныхиностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РоссийскойФедерации.
Физические лица — это гражданеРоссийской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Физическиелица могут индивидуальными предпринимателями.
Индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке иосуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридическоголица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Следует иметь в виду, чтофизические лица осуществляющие предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальныхпредпринимателей в нарушение требований гражданского законодательстваРоссийской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, нев праве ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, организации ииндивидуальные предприниматели перешедшие на УСН и применяющие его в порядке,установленном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ,является плательщиками земельного налога, т.е. исчисляют и уплачивают его наобщих основаниях.
При определении объектаналогообложения налогоплательщик, применяющий УСН, может уменьшить полученныедоходы на сумму уплаченного им земельного налога (поп.22 п.1 ст.346.16 НК РФ).
В соответствии с главой 26.3«Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход дляотдельных видов деятельности» НК РФ не освобождаются от уплаты земельногоналога и плательщики ЕНВД.
Исчисление и уплата иных налогови сборов, в том числе и земельного налога, осуществляются плательщиками ЕНВДдля отдельных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.
Согласно главе 26.1 «Системаналогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единыйсельскохозяйственный налог)»НК РФ плательщиками земельного налога такжепризнаются и организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственногоналога (ЕСХН).
По действующему ЗК РФ впостоянное (бессрочное пользование земельные участки предоставляютсягосударственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям,центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекратившихисполнение своих полномочий, а также органам местного самоуправления. Гражданамземельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
Право постоянного бессрочногопользования находящимися в государственной или муниципальной собственностиземельными участками, возникшие у граждан или юридических лиц до введение вдействие ЗК РФ (т.е. до 31.10 2001г), сохраняется (ст.20 ЗК РФ) Правопожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся вгосударственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином довведения в действие ЗК РФ, сохраняется. Предоставление земельных участковгражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действиеЗК РФ не допускается.
Распоряжение земельным участком,находящимся в собственности на праве пожизненного наследуемого владения, недопускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственнаярегистрация перехода право пожизненного наследуемого владения земельнымучастком по наследству проводится на основании свидетельства о праве нанаследство.
Следует иметь в виду, чтооформление в собственность граждан земельных участков, раннее предоставленныхим постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение вустановленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается (п.3ст.3 Федерального закона " О введении в действие Земельного кодексаРоссийской Федерации" от 25.10.2001г. №137-ФЗ).
Между тем в некоторых населенныхпунктах складывается практика установления предельных сроков для обязательнойперерегистрации гражданами земельных участков, что следует рассматривать какнарушение данной нормы.
В письме ФНС России от 29.04.2005г№21-4-04/154@ «О земельном налоге» сообщается, что земельный налогуплачивается по тем земельным участкам, в отношении которых организациями ифизическими лицами, в то числе индивидуальными предпринимателями,зарегистрированы права, указанны в пункте п.1 ст.388 НК РФ, следовательнообязанность по уплате земельного налога организациями и физическими лицами,включая индивидуальных предпринимателей, возникает с момента государственнойрегистрации права собственности, права постоянного (бессрочного), пользования мправа пожизненного наследуемого владения на земельные участки. А в письмеподчеркивается, что до момента государственной регистрации указанных правплательщиком земельного налога остается прежний правообладатель.
Если право собственности, правопостоянного (бессрочно) пользования или права пожизненного наследуемоговладения на земельный участок не зарегистрировано, то обязанности по уплате земельногоналога у нового правообладателя не возникает.
Следует иметь в виду, чтопредставители налоговой службы в указанном выше письме подчеркнули, чтособираются штрафовать организации, не принимающие меры по государственнойрегистрации земельных участков.
Хотелось бы отметить ещё одинважный момент. Если члены жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражно-строительныхкооперативов, а также садоводческих и огороднических товариществ имеютдокументы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, земельныйналог исчисляется каждому из них налоговыми органами. В это случае каждый членкооператива ил товарищества уплачивает земельный налог самостоятельно.
До выдачи свидетельства членомэтих организаций налогоплательщиками земельного налога являются кооперативы итоварищества. В такой ситуации они представляют налоговые декларации поземельному налогу в налоговые органы муниципального образования, на территориикоторого находятся земельные участки, но без учета площади земель членовкооперативов и товариществ, получивших свидетельство. Другими словами, те членыкооператива или товарищества, которые имеют право устанавливающие документы наземельные участки, уплачивать земельный налог самостоятельно на основанииуведомлений, полученных из налоговых органов, за остальных же земельный налогперечисляется в бюджет централизованно правлением кооператива (товарищества).1.2 Объект налогообложения
Объектом обложения земельнымналогом согласно ст.389 НК РФ являются земельные участки, расположенные впределах муниципального образования (в Москве и Санкт-Петербурге — в пределахгорода), на территории которого введен налог.
Земельный участок — это частьповерхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаныи удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом,а также все, что находятся над и под поверхностью земельного участка, если иноене предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушногопространства и иными федеральными законами.
Для выявления границ земельногоучастка, как правило, используются землеустроительная документация, материалымежевания объектов землеустройства, карты, планы объекты землеустройства,утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект.
Обратите внимание: согласно п.2ст.389 НК РФ не признается объектом налогообложения все земельные участки,изъятые из оборота, а также земли, ограниченные в обороте в соответствие сзаконодательством Российской Федерации, но не все, а только:
Занятые особо ценными объектамикультурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными вСписок всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектамиархеологического наследия;
Предоставленные для обеспеченияобороны и таможенных нужд;
Из состава земель лесного фонда
Занятые находящиеся вгосударственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Это означает, что например,земли, предоставленные для нужд связи, находящиеся в государственной илимуниципальной собственности или земли, загрязненные опасными отходами,радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иныеповергшееся деградации земли, хоть и ограниченны в обороте согласно подп.8 и 12п.5ст.27 ЗК РФ, все равно признаются объектом налогообложения, поскольку они неуказанны в п.2 ст.389 НК РФ кстати, и земельные участки, предоставленные длядобычи полезных ископаемых в пределах горного отвода также не указанны в п.2 ст.389РК РФ, следовательно, признаются объектом обложения земельным налогом (письмоФНС России от 20.01.2005г № 21-4-04\32@).
В землях, изъятом их оборота, всоответствии с п.4 ст.27 ЗК РФ относятся земельные участки, занятые следующимиобъектами, находящимися в федеральной собственности:
Государственными природнымизаповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренныхст.95 ЗК РФ);
Зданиями, строениями исооружениями в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные СилыРоссийской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
Зданиями, строениями исооружениями в которых размещены военные суды;
Объектами организацийфедеральной службы безопасности;
Объектами организацийфедеральных органов государственной охраны;
Объектами использования атомнойэнергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
Объектами, в соответствии свидами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальныеобразования;
Объектами учреждений и органовФедеральной службы исполнения наказаний;
Воинскими и гражданскими захоронениями;
Инженерно-техническимисооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты иохраны государственной границы Российской Федерации.
Глава 2. Налоговая база
Налоговая база в соответствии сглавой 31 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков,признаваемых объектом налогообложения, а размер налога рассчитывается впроцентном отношении от этой кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельногоучастка -это рыночная стоимость (наиболее вероятная цена продажи) свободного отулучшений земельного участка (прав на него) или вклад земли в рыночнуюстоимость (наиболее вероятную цену продажи) земельного участка с егоулучшениями (прав на них) Такое определение содержится в п.9.1.2 Временныхметодических рекомендаций по кадастровой оценке стоимости земельных участков,утвержденным заместителем председателя Комитете РФ по земельным ресурсам иземлеустройству (письмо Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от14.06.1996г № 1-16\1240)
Государственный кадастровый учетземельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом«О Государственном кадастре недвижимости » от 24.07.2007г «221-ФЗ.
Кадастровая стоимость земли согласноЗК РФ должна использоваться в основном для целей налогообложения (п.5. ст.65 ЗКРФ) Она исчисляется по категориям и видам функционального использования сприменением методов массовой оценки недвижимости.
Здесь хотелось бы отметить одиночень важный момент.
Некоторые специалисты считают,что если кадастровая стоимость земельного участка не определена, то для целейналогообложения применяется его нормативная стоимость. По нашему мнению это неверно, поскольку показатель нормативной цены земли может использоваться толькодля целей определения выкупной стоимости земельного участка, но никак не дляисчисления налога на землю.
Нормативная цена земли — это показатель,характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения,исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст.25 Закона РФ№1738-1). Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены ина типичные земельные участки соответствующего целевого назначения (п.3постановления Правительства РФ » О порядке определения нормативной цены земли"от 15.03.1997 г №319).
Норма закрепления в п.13 ст.3Закона №137-ФЗ предусматривает, что если кадастровая стоимость земли неопределена, то для целей указанных в ст.65 ЗК РФ, применяется нормативная ценаземли.
По нашему мнению, это правило нераспространяется на налогообложение, поскольку в п.5 ст.65 ЗК РФ четкоуказанно, что для целей налогообложения следует пользоваться исключительнокадастровой стоимостью земельного участка.
Совершенно очевидно, что еслидля целей налогообложения использовать нормативную цену земельного участка, тосумма земельного налога возрастет в несколько раз, поскольку нормативная ценаземли значительно выше её кадастровой стоимости
Рассмотрим это на примере г. Москвыгде земельный налог по правилам главы 31 НК РФ стал исчисляться с 1 января 2005г (на год раньше чем везде)
Кадастровая стоимость земельногоучастка в черте города рассчитывается путем умножения его площади накадастровую стоимость одного квадратного метра этой земли. Кадастроваястоимость определяется в то время исходя из удельных показателей кадастровойстоимости земель города Москвы по кадастровым кварталам города и видамфункционального использования земель (утверждены постановлением ПравительстваМосквы " О результатах государственной кадастровой оценки земель городаМосквы от 03.06.2003 г №417-ПП)
В 2005 году цена квадратногометра земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности постройки вкадастровом квартале №77-01-01001 составляла 22972 руб. по обособленнымиводными объектами (в этом же кадастровом квартале) -3572 руб. и т.д.
Этим же документом былаопределена в г. Москве и нормативная цена земли, которая, кстати, не делиласьпо видам функционального использования, т.е. применительно к примеру земля поджилыми домами и под водными объектами стоила одинаково. Нормативная цена землив этом же кадастровом квартале г. Москвы (№77-01-001) в 2005 г. составляла49089 руб. за квадратный метр.
После не сложных подсчетовубеждаемся, что в Москве в 2005 г. нормативная цена земли превышала еёкадастровую в одном и том же квартале от двух до четырнадцати раз.
Таким образом, подменятькадастровую стоимость земли её нормативной ценой в целях исчисления земельногоналога по правилам главы 31 НК РФ, по нашему мнению, нельзя.2.1 Порядок определения налоговой базы
Налоговая база определяется вотношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состояниюна 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ)
Налоговая база определяетсяотдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, покоторым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различныеналоговые ставки.
Налогоплательщики-организацииопределяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственногоземельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на правесобственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики — физическиелица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, так же определяют налоговуюбазу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими впредпринимательской деятельности, на основании сведений государственногоземельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на правесобственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненнонаследуемого владения (п.3. ст.391 НК РФ, налоговая база для каждогоналогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговымиорганами.
Согласно п.5 ст.391 НК РФналоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 руб.на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городовфедерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельногоучастка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном пользовании илипожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
Героев советского союза, героевРоссийской Федерации, полных кавалеров ордена славы;
инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности,а так же лиц, которые имеют I и II группу инвалидности установленную до 1 января 2004 г. безвынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
инвалидов с детства;
ветеранов и инвалидов ВеликойОтечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
физических лиц, имеющих право наполучение социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «Осоциальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствии ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002г. №2-ФЗ,Законом РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиациив следствии катастрофы на Чернобыльской АС» от 15.05.1991г. №1244-1, Федеральнымзаконом «О социальной защите граждан Российской Федерации подвергшихсявоздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении»Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» от 26.11.1998г№175-ФЗ",
физических лиц, получивших илиперенесших лучевую болезнь пили ставших инвалидами в результате испытаний,учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включаяядерное оружие и космическую технику;
физических лиц, принимавших всоставе подразделений особого риска непосредственное участие в испытанияхядерного и термо-ядерного оружия, ликвидация аварий ядерных установок насредствах вооружения и военных объектов.
Указанное уменьшение налоговойбазы производится на основании подтверждающих это право документов, которыеналогоплательщик самостоятельно представляет в налоговый орган по местунахождения земельного участка (п.6 ст.391 НК РФ).
Пример. Гражданин Груздев Е.Н. ветеранВеликой Отечественной войны, имеет в собственности земельный участок в городеРжеве, предоставленные для садоводства. Кадастровая стоимость участка по состояниюна 1 января 2009г. составляет 200000 руб. Предположим, что местным закономдополнительное уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогомсумму на этой территории не предусмотрено. Сумма земельного налога за 2009 год.Со стоимости этого участка при условии, что гражданин Груздев Е.Т. самостоятельнопредставил в налоговый орган по месту нахождения земельного участкасоответствующие документы, рассчитывается следующим образом: (200000 руб. — 10000руб)*0.3%=570руб.
Обратите внимание: на 10000 руб.уменьшается не сама сумма земельного налога, а только налоговая база (кадастроваястоимость земельного участка).
По нашему мнению, уменьшениеналоговой базы на необлагаемую налогом сумму производится и в случае сдачиземельного участка (его части) в аренду, поскольку нормы п.5ст.391 НК РФ неставят получение права на уменьшение налоговой базы в зависимость отиспользования земли.
Например в ст.12 Закона РФ№1738-1, применявшегося до введения в действие ЗК РФ, было четко указанно, чтос лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельныхучастков в аренду (пользования) взимается земельный налог с площади переданнойв аренду (пользование). Регламентацией главы 31 НК РФ это правилораспространяется только на налогоплательщиков, претендующих именно на налоговыельготы (о чем ниже), а не на лиц, имеющих право на уменьшение налоговой базы
Пример2. Гражданка Вешенка Е. П.,инвалид Великой Отечественной войны, имеет в собственности земельный участок вгороде Муроме предоставленный для садоводства. Кадастровая стоимость участка посостоянию на 1 января 2008г составляет 100000руб.
Предположим, что местнымзаконом дополнительное отношение налоговой базы на необлагаемый земельнымналогом суммы на этой территории не предусмотрено.
Указанный земельный участок весь2008г. сдавался в аренду. Сумма земельного налога за 2008 г. со стоимости этогоучастка при условии, что гражданка Вешенка Е.П. самостоятельно представила вналоговый орган по месту нахождения земельного участка соответствующие документырассчитываются следующим образом: (100000руб-10000руб)) 0.3% =270 руб.
Кстати на территории городаМосквы согласно п.2ст.3.1 Закона города Москвы «О земельном налоге» от24.11.2004 года №74 налоговая база, уменьшенная в соответствии с главой 31 НКРФ на необлагаемую налогом сумму, дополнительно уменьшается на 1000000 руб. длявсех категорий лиц, указанных в п.5 ст.391 НК РФ (причем в отношении инвалидовне действуют правила «группа инвалидности, установленная до 1 января 2004г. без вынесения заключения по степени ограничения способности трудовойдеятельности»), Герое Социалистического Труда и полных кавалеров орденовТрудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных силах СССР», а такжеодного из родителей (усыновителей) в многодетно семье.
Пример 3. Гражданин Боровик М.Н., ветеран боевых действий, имеет в собственности земельный участок в городеМоскве предоставленный для садоводства. Кадастровая стоимость участка посостоянию на 1 января 2009 года составляет 1800000 руб.
Сумма земельного налога за 2009годсо стоимости этого участка при условии, что гражданин Боровик М.Н. самостоятельнопредставил в налоговый орган по месту нахождения земельного участкасоответствующие документы, рассчитывается следующим образом (1800000руб-10000руб-1000000руб) *0.3%=2370руб.
Обратите внимание: согл. п.3 ст.3.1Закона города Москвы №74 в случае сдачи земельного участка (в его части) варенду уменьшение налоговой базы на дополнительно не облагаемую налогом сумму вотношении переданного в аренду земельного участка (его части) не производится.
Обратите внимание: в случае,когда размер необлагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы,определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равнойнулю (п.7 ст.391 НК РФ). Иначе говоря, налогоплательщику земельный налогплатить не нужно. При этом ему ничего не возвращается и не засчитывается в счетбудущих платежей по земельному налогу.
Пример 4. ГражданкаВалуева С.А. инвалид с детства, имеет в собственности земельный участок аОренбургской области, предоставленный для огородничества. Кадастровая стоимостьучастка по состоянию на 1 января 2008 года составляет 9500 руб.
Земельный налог на 2008 год состоимости этого участка ей уплачивать не нужно, поскольку размер не облагаемойналогом суммы (10000 руб) превышает размер налоговой базы (9500руб).
Налоговая база в этом случаепринимается равной нулю, но только при условии, что гражданка Валуева С.А. самостоятельнопредставила в налоговый орган по месту нахождения земельного участка соответствующиедокументы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы.
Особенности определенияналоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общейсобственности:
Налоговая база в отношенииземельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется длякаждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельногоучастка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (п.1. ст.392 НКРФ).
Налоговая база в отношенииземельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяетсядля каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельногоучастка, в равных долях (п.2 ст.392 НК РФ).
В случае если при приобретенииздания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствиис законом или договором переходит право собственности на ту часть земельногоучастка, которая занята недвижимостью и необходима для её использования,налоговая база в отношении пропорционально его доле в праве собственности наданный земельный участок.
Это означает, что покупательздания, сооружения или другой недвижимости является плательщиком земельногоналога только в случае, когда к нему перешло право собственности на землю,занятую приобретенной недвижимостью и необходимую для её использования, причем,по нашему мнению, только с момента государственной регистрации этого права.
Налоговый и отчетный периоды:
Налоговым периодом по земельномуналогу признается календарный год (ст.393 НК РФ). Отчетными периодами дляналогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальнымипредпринимателями, признаются первый, второй и третий квартал календарного года.2.2 Налоговые ставки, льготы по уплате земельногоналога
Налоговые ставки устанавливаютсянормативными правовыми актами представительных органов муниципальныхобразований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0.3%кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
отнесенных к землямсельскохозяйственного назначения или к землям в составе зонсельскохозяйственного использования в поселениях и используемых длясельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом иобъектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (заисключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, неотносящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктурыжилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) дляжилищного строительства;
приобретенных (представленных) дляличного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, атакже дачного хозяйства.
В отношении прочих земельныхучастков налоговые ставки не могут превышать 1.5% их кадастровой стоимости (п.1ст.394 НК РФ).
Льготы по уплате земельногоналога
В соответствии со ст.395 главы31 НК РФ от обложения земельным налогом освобождаются:
организации и учрежденияуголовно-исполнительной системы Минюста России — в отношении земельныхучастков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
религиозные организации вотношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания,строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
общероссийские общественныеорганизации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организацийинвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представителисоставляют не менее 80%, в отношении земельных участков, используемых ими дляосуществления уставной деятельности;
организации, уставный капиталкоторых полностью состоит из вкладов указанных выше общероссийских общественныхорганизаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди ихработников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее25%, в — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или)реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья ииных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утвержденномупостановлением Правительства РФ от 15.04.2005г №223), работ и услуг (заисключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственнымисобственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественныеорганизации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими длядостижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных,физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защитыи реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощиинвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
организации народныххудожественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местахтрадиционного бытования народных художественных промыслов и используемых дляпроизводства и реализации изделий народных художественных промыслов;
физические лица, относящиеся ккоренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РоссийскойФедерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков,используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни,хозяйствования и промыслов;
организации-резиденты особойэкономической зоны -в отношении земельных участков, расположенных на территорииособой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения правасобственности на каждый земельный участок.
При применении норм п.1 ст.395НК РФ в части освобождения от обложения земельным налогом земельных участковорганизаций и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстицииРоссийской Федерации, предоставленных им для непосредственного выполнениявозложенных на эти организации и учреждения функций, следует иметь в виду, чтосогласно ст.5 Закона РФ " Об учреждениях и органах, исполняющих уголовныенаказания в виде лишения свободы" от 21.07.1993г. №5473-1уголовно-исполнительная система Минюста России включает в себя:
учреждения, исполняющиенаказания;
территориальные органыуголовно-исполнительной системы;
федеральный орган исполнительнойвласти, уполномоченный в области исполнения наказания.
По решению Правительства РФ вуголовно-исполнительную систему могут входить следственные изоляторы,предприятия, специально созданные для обеспечения деятельностиуголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проекты, лечебные,учебные и иные учреждения.
Так, например, в Перечень видовпредприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительнуюсистему (утвержден постановлением Правительства РФ от 01.02.2000г №89) включены:
базы материально-технического ивоенного снабжения;
управления строительства;
центральныеремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия;
межрегиональныеремонтно-восстановительные базы;
центры инженерно-техническогообеспечения;
центральный узел связи;
автомобильные и железнодорожныехозяйства;
жилищно-коммунальные хозяйства;
подразделения техническогонадзора, лаборатории;
научно-исследовательские институты;
образовательные учреждениявысшего, среднего, начального (учебные центры) профессионального идополнительного характера образования;
санаторно-оздоровительные,амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские учреждения для персоналаи членов их семей;
военно-врачебные комиссии;
центрысанитарно-эпидемиологического надзора;
предприятия торговли;
редакции периодических изданий;
отделы специального назначения;
подразделения розыска,конвоирования, собственной безопасности, оперативно-технических и поисковыхмероприятий;
военное представительство;
следственные изоляторы.
При применении норм п.2 ст.395НК РФ в части освобождения от обложения земельным налогом земельныхучастков, которые заняты государственными автомобильными дорогами общегопользования, необходимо обратить внимание на следующее.
Дорога — это обустроенная илиприспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса землилибо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает одну или несколькопроездных путей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительныеполосы при их наличии (ст.2. Федерального закон «О безопасности дорожногодвижения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ).
К землям, занятымгосударственными автомобильными дорогами общественного пользования, принятоотносить земли в пределах полосы отвода этих дорог со всеми входящими в ихсостав зданиями и сооружениями (земляное полотно, проезжая часть дороги, мосты,трубы, водоотводные, защитные и другие инженерно-дорожные сооружения, дорожныезнаки и указатели, здания линейно-эксплуатационной службы и другие объекты,имеющие специальное назначении по обслуживанию указанных дорог).
В полосу отвода автомобильныхдорог входят и земельные участки, необходимые для защитных лесонасаждений иустройств в местах, подверженных снежным и песчаным заносам и другим природнымвоздействиям.
Таким образом, при применениирассматриваемой льготы (п.2. ст.395 НК РФ) следует обязательно учитывать нормыпостановления Правительства РФ №61 " О классификации автомобильных дорог вРоссийской Федерации". Так, например, налоговая служба, принимая вовнимание этот документ, считает, что организации в отношении земельныхучастков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования,расположенные в границах городских населенных пунктов, освобождаются от уплатыземельного налога (письмо ФНС России от 11.12.2007г. № 11-0-09\1454@).
Религиозные организации в правеосновывать и содержать следующие издания, строения и сооружения религиозного назначения:культовые здания и сооружение, иные места и объекты, специально предназначенныедля совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний,других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (половничества),профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. ст.16.Закона №125-ФЗ и п.1 Положение о передаче религиозным организациям находящегосяв федеральной собственности имущества религиозного назначения утвержденногопостановлением Правительства РФ от 30.06.2001г №490).
Религиозные организации в правеосуществлять благотворительную деятельность как непосредственно так и путемучреждения благотворительных организаций (п.1ст.18 Закона №125-ФЗ).
Таким образом, к зданиям, строениями сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты,непосредственно предназначенные для благотворительной деятельностью.
Обратите внимание: Некоторыепредставители налоговой службы на местах считают, что рассматриваемая льготапредоставляется только в отношении земельного участка, находящегосянепосредственно под храмом или иным культовым зданием, в отношении же иныхучастков земли этой религиозной организации льгота не предоставляется.
По нашему мнению, этоутверждение не верно, поскольку данная норма сформулирована так, что если наземле религиозной организации находится хотя бы одно здание (строение,сооружение) религиозного и благотворительного назначения, то весь земельныйучасток, на котором оно расположено, полностью освобождается от уплаты земельногоналога.
В разъяснение трактованиярассматриваемой нормы в письме Минфина России от 24.05.2005г. №03-06-02-02\41отмечено, что от обложения земельным налогом освобождается весь земельныйучасток, принадлежащей религиозной организации, на котором расположено здание,строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений исооружений иного назначения.
При применении льготы,установленной п.5 ст.395 НК РФ, налогоплательщики должны знать следующее.
Общественными организациямиинвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами,представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересовинвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможности решение задачобщественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законныепредставители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляетне менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций (ст.33 Федеральногозакона «О социально защите инвалидов в Российской федерации» от 24.11.1995г.№181-ФЗ). Общественные организации инвалидов, в том числе учреждения, созданныетакими общественными организациями не в праве применять указанную льготу. В тоже время освобождение от уплаты земельного налога для них может бытьпредусмотрено местным законодательством.
Под учреждение понимается некоммерческая организация созданная собственником для осуществленияуправленческих, социально культурных или иных функций не коммерческогохарактера и финансируемая им полностью или частично (ст.120 ГК РФ).
При применении норм п.6 ст.395НК РФ в части освобождения от обложения земельным налогом организациинародных художественных промыслов отношении земельных участков, находящихся вместах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемыхдля производства и реализации изделий художественных промыслов, необходимообратить внимание на следующее.
К организациям народныххудожественных промыслов относятся организации (юридические лица) любыхорганизационно правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных (подлежащихреализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственногопроизводства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) которыхизделия народных художественных промыслов, по данным федеральногогосударственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляет неменее 50% (п.2 ст.5 Федерального закона " О народных художественныхпромыслах" от 06.01.1999г №7-ФЗ).
При применении норм п.7ст.395НК РФ необходимо подчеркнуть следующие:
Коренные малочисленные народыРоссийской Федерации -это народы, проживающие на территориях традиционного расселениясвоих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы,насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себясамостоятельными этническими общностями (п.1. ст.1 Федерального закона " Огарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999г№ 82-ФЗ и ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации общинкоренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РоссийскойФедерации» от 20.07 2000г №104-ФЗ).
Единый перечень коренныхмалочисленных народов Российской Федерации утвержден постановлениеПравительства РФ от 24.03.2000г № 255.
Что касаетсяльгот длянаучных организаций при Российских академиях (п.8 ст.395 НК РФ), тохотелось бы отметить следующее.
Научная (научно-исследовательская)деятельность, к которой относится фундаментальные и прикладные научныеисследования, — это деятельность, направленная на получение и применение новыхзнаний (ст.2 Федерального закона «О науке и государственнойнаучно-технической политики» от 23.08.1996г. №127-ФЗ). Из вышесказанногостановится очевидным, что научная организация имеет право на льготу по уплатеземельного налога только при условии, что выделенный ей земельный участокотносится к землям какой либо из указанных академий наук (по нашему мнению, этодолжно содержаться в документе, удостоверяющем право собственности, владенияили пользование земельным участком).
Местные власти как упоминалосьранее, имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу. Согласност.3.1 «Налоговые льготы» Закона г. Москвы №74 от обложения земельнымналогом освобождаются:
органы государственной властигорода Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальныхобразований в городе Москве — в отношении земельных участков, используемых имидля непосредственного выполнения возложенных на них функций;
учреждения образования,здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры испорта, финансируемые из федерального бюджета, бюджета города Москвы, а такжеза счет средств профсоюзов, — в отношении земельных участков, предоставленныхдля оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры социальногообеспечения, физической культуры и спорта (в соответствии с законом г. Москвы от16.07.2008г. №36 с 1 января 2010 г. слова «федерального бюджета» будутисключены);
государственные учреждениягорода Москвы, созданные по решениям Правительства Москвы и финансируемые избюджета города Москвы, — в отношении земельных участков, предоставленных длянепосредственного выполнения возложенных на них функций;
организации и физические лица — в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами,проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами,закрытыми водоемами, пляжами;
государственные научные центры,а также научные организации, выполняющие научно-исследовательские и опытно — конструкторскиеработы за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальныхисследований и Российского фонда технологического развития, — в отношенииземельных участков, используемых ими в целях научной деятельности (согласноЗакону г. Москвы №36 с 1 января 2010г. этот пункт утрачивает силу);
учреждения и организации,осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природныхтерриторий, — в отношении земельных участков, предоставленных им на правепостоянного (бессрочного пользования, отнесенных к особо охраняемым природнымтерриториям в соответствии с Законом г. Москвы от 26.09.2001г. №48 «Обособо охраняемых природных территориях в городе Москве, занятых национальными,природными, природно-историческими, экологическими, экологическими,дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы,заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохраннымизонами;
организации, использующие трудинвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников заналоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50%, а их доля в фондеоплаты труда — не менее 25% (при определении общего числа инвалидов всреднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие посовместительству, договором подряда и другим договорам гражданско-правового характера),- в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализациитоваров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья иных полезныхископаемых, а также иных товаров по перечню, утвержденному постановлениемПравительства РФ от 15.04.2005г. № 223), работ и услуг (за исключениеброкерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий,сооружений, помещений и земельных участков);
органы судебной системы, включаямировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел — в отношенииземельных участков, предоставленных для непосредственного выполнениявозложенных на них функций;
органы, подразделения иорганизации пожарной охраны — в отношении земельных участков, предоставленныхдля непосредственного выполнения возложенных на них функций;
товарищества собственниковжилья, жилищные кооперативы, жилищно -строительные кооперативы и иные специализированныепотребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностейграждан в жилье, — в отношении земельных участков, используемых ими длядостижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
При этом налоговые льготы в соответствиис п.3 ст.3.1 Закона г. Москвы№74 не распространяются на земельные участки (части,доли земельных участков), сдаваемые в аренду. Правда, есть и исключения изэтого правила (п.4 ст.3.1 Закона №74). Однако это совершенно иное, убедитесьсами. Налогоплательщики перечисленные в поп.2,9 и 10 п.1 ст.3.1 Закона №74,освобождаются от налогообложения в отношении сдаваемых в аренду земельныхучастков (частей, долей земельных участков) в случаях, когда арендная плата вполном объеме учитывается в доходах федерального бюджета, бюджета города Москвыс отражением доходов от предпринимательской и иной приносящей доходдеятельности в сметах доходов и расходов учреждений. Действие указанной нормыраспространяется на учреждения, финансируемые из федерального бюджета, с 1января 2005г, на учреждения, финансируемые из бюджета города Москвы, — с 1января 2006г.
Глава 3. Порядок исчисления и уплаты земельногоналога
В общем случае сумма земельногоналога исчисляется по истечению налогового периода (календарного года каксоответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базе (п.1 ст.396 НКРФ). Иначе говоря, кадастровая стоимость земли умножается на соответствующуюналоговую ставку.
Пример 5. ООО „Афина“имеет в собственности земельный участок в городе Москве занятый офисным зданиеи производственными помещениями. Кадастровая стоимость участка по состоянию на1 января 2009 года составляет 20млн. руб. Сумма земельного налога за 2009 год сэтого участка составит для ООО „Афина“ 300000руб. (20000000*1,5%).
Организации и физические лица,являющиеся индивидуальными предпринимателями. (В отношении земельных участков,используемых ими в предпринимательской деятельности), исчисляют суммуземельного налога (сумму авансовых платежей по налогам) самостоятельно (п.2 ст.396НК РФ).
Если иное предусмотрено п.2 ст.396НК РФ, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогам), подлежащая уплате вбюджет налогоплательщиками являющимися физическими лицами, исчисляютсяналоговыми органами (п.3 ст.396 НК РФ).
Организации и предприниматели, вотношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммыавансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталатекущего года как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентнойдоли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года,являющегося налоговым периодом (п.6 ст.396 НК РФ).
Пример 6. ЗАО „Гефест“имеет в собственности земельный участок, который находится на территории г. Москвыи занят офисным зданием. Кадастровая стоимость этого участка по состоянию на 1января 2009г составляет 4 млн. руб.
Сумма авансового платежа поземельному налогу за первый квартал 2009г рассчитывается ЗАО „Гефест“следующим образом:
4000000 руб.: 4 * 1,5% = 15000руб.
Сумма земельного налога,подлежащая уплате в бюджет по итогам года, определяется как разница междусуммой налога, исчисленной согласно п.1 ст.396 НК РФ, и суммами авансовыхплатежей, подлежащих уплате в течение этого года (п.5 ст.396 НК РФ)
Обратите внимание: есливозникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15 -го числасоответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяцвозникновения указанных прав.
Пример 7. ООО „Электра“в январе 2009 г. приобрело земельный участок на территории города Москвы длястроительства на нем офиса и зарегистрировала право собственности на эту землю14 января 2009г.
Кадастровая стоимостьприобретенного земельного участка по состоянию на 1 января 2009г составляет 6млн. руб.
При исчислении ООО „Электра“суммы авансового платежа по земельному налогу за первый квартал 2009г январьпринимается в качестве полного месяца, в связи с чем сумма платежарассчитывается следующим образом:
6000000 руб.: 4 * 1,5%= 22500руб.
Если возникновение (прекращение)указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полныймесяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Пример 8. ЗАО „Прокруст“в феврале 2009г. продало земельный участок на территории г. Москвы которыйотносится к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и накотором осуществлялось сельскохозяйственное производство.
В связи с продажей правособственности ЗАО „Прокруст“ на эту землю прекращено 16 февраля 2009г.Кадастровая стоимость приобретенного земельного участка по состоянию на 1января 2009г. составляет 10млн. руб.
При исчислении ЗАО „Прокруст“суммы авансового платежа по земельному налогу за первый квартал 2009г. февральучитывается в качестве времени нахождения земли в собственности организации, всвязи с чем сумма платежа рассчитывается следующим образом:
10000000 руб.: 4 * 0,3% * 2 =5000 руб.
В отношении земельного участка (егодоли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, земельныйналог исчисляется начиная с месяца открытия наследства (п.8 ст.396 НК РФ). Днемоткрытия наследства является день смерти гражданина. При объявлении гражданинаумершим днем открытия наследства является день вступления в законную силурешения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствиис п.3 ст.45 ГК РФ днем смерти гражданина признан день его предполагаемойгибели, — день смерти, указанный в решении суда (ст.1114 ГК РФ)
Пример 9. ГражданинуВолнушкину С.В. (не имеющему право на уменьшение налоговой базы согласно п.2 ст.3.1Закона г. Москвы №74 и п.5 ст.391 НК РФ) по наследству перешел земельныйучасток в г. Москве, предоставленный для садоводства. Наследство открыто 1 июля2008г. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2008г.составляет 1 млн. руб.
Сумма земельного налогарассчитывается следующим образом:
1000000 руб. * 0,3% * 6 мес.:12мес. = 1500 руб.
В отношении земельных участков,приобретенных (предоставленных) в собственность физическим и юридическим лицамна условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключениеминдивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммыавансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента2.
Данный коэффициент применяется втечение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственнойрегистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственнойрегистрации прав на построенный объект недвижимости (п.15 ст.396 НК РФ).
Обратите внимание: вслучае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрацииправ на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срокастроительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога,исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченногоналога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленномпорядке (т.е. налогоплательщик праве зачесть ее в счет будущих платежей иливернуть)
Сумма излишне уплаченного налогаподлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одногомесяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или возвратесуммы излишне уплаченного налога может быть подана в течение трех лет со дняуплаты указанной суммы.
В отношении земельных участков,приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическимилицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключениеминдивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммыавансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течениепериода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до датыгосударственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В отношении земельных,приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами дляиндивидуального жилищного строительства, исчисления суммы налога (суммыавансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участкивплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (п.16ст.396НК РФ).
Нормы п.15 и 16 ст.396 НК РФ незатрагивают земельных участков, полученных в постоянное (бессрочное) пользованиеили в пожизненное наследуемое владение, они касаются только земли,приобретенной в собственность.
предоставление земельныхучастков для строительства из земель, находящихся, в государственной илимуниципальной собственности, регламентированное ст.30. Земельного кодекса РФ,осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительногосогласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием.
Предоставление земельныхучастков для строительства собственность без предварительного согласования местразмещения объектов осуществляется исключительно на торгах (аукционах) всоответствии со ст.38 ЗК РФ.
Предоставление земельных участковдля строительства с предварительным согласованием мест размещение м объектовосуществляется в аренду, а лицам, указанным в п.1ст.20 ЗК РФ, — в постоянное (бессрочное)пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений,сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездноесрочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельногоучастка для строительства без предварительного согласования места размещенияобъекта осуществляется в следующем порядке:
проведение работ по формированиюземельного участка:
выполнение в отношенииземельного участка в соответствии с требованиями установленными ФЗ „Огосударственном кадастре недвижимости“ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ, работ, врезультате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимыедля осуществления государственного кадастрового учета сведения о такомземельном участке, учет такого земельного участка;
определение разрешенногоиспользования земельного участка;
определение технических условийподключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы заподключение объектов к сетям и ТО;
принятие решения о проведенииторгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков безпроведения торгов;
публикация сообщение опроведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставленииземельных участков без проведения торгов;
проведение торгов (конкурсов,аукционов) по продаже земельного участка или продажи права на заключениедоговора аренды земельного участка или предоставление земельного участка варенду без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридическоголица, заинтересованных в предоставлении земельного участка (передача земельныхучастков в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительнойи заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такойпередачи земельных участков при наличии только одной заявки);
подписание протокола о результатахторгов или подписание договора аренды земельного участка в результатепредоставления земельного участка без проведение торгов.
Предоставление земельногоучастка для строительства с предварительным согласованием мета размещенияобъекта осуществляется в следующем порядке:
выбор земельного участка ипринятие в порядке, установленном ст.31. ЗК РФ, решения о предварительномсогласовании места размещения объекта;
выполнение в отношенииземельного участка кадастровых работ, осуществление его государственногокадастрового учета;
принятие решения опредоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами установленнымист.32 ЗК РФ.
В случае если земельный участоксформировании, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставлениедля строительства осуществляется в соответствии с подп.3 и 4 п.4 ст.30 ЗК РФ,если иной порядок не установлен ЗК РФ.
Решение или выписка из него опредоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в егопредоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
Решение об отказе опредоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителемв суде.
В случае признаниянедействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительствасуд в своем решении обязывает исполнительный орган местного самоуправления,предусмотренные ст.29 ЗК РФ, предоставить земельный участок с указанием срока иусловий его предоставления.
Предварительное согласованиеместа размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском илисельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройкеи правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также вслучае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственногопроизводства или земельных участков из состава земель лесного фонда либогражданину для индивидуального жилищного строительства, ведение личногоподсобного хозяйства.
Иностранным гражданам, лицам безгражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки для строительствамогут предоставляться в порядке, установленном ст.30 ЗК РФ, в соответствии с п.2ст.5, п.3 ст.15, п.1 ст.22 и п.4 и 5 ст.28 ЗК РФ.
Акционерному обществу, 100%акций которого принадлежит Российской Федерации, управляющей компании, которыепривлекаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерацииоб особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счетсредств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджетаобъектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей кней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами, илирезиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются безпроведения торгов и предварительного согласования мест размещения такихобъектов на основании заявлений в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации об особых экономических зонах.
Особенности предоставленияземельных участков для жилищного строительства из земель, находишься вгосударственной или муниципальной собственности, предоставляются всобственность или аренду, а в случаях, установленных подп.5 п.1 ст.24 ЗК РФ, вбезвозмездное срочное пользование без предварительного согласования местаразмещения объекта.
Продажа земельных участков дляжилищного строительства или продажа права на заключение договоров арендыземельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, заисключением, за исключением случаев, установленных подп.5 п.1 ст.24, п.2.1 ст.30и п.27 ст.38.1 ЗК РФ.
Предоставление земельногоучастка в аренду для индивидуального жилищного строительства можетосуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного впредоставлении земельного участка.
В двухдневный срок со дняполучения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участкаисполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления,предусмотренные ст.29 ЗК РФ, могут принять решение о проведении аукциона попродаже земельного участка или право на заключение договора аренды такогоземельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений опредоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположенияземельного участка, его площади разрешенного использования в периодическом печатномиздании, определяемом соответственно Правительством РФ, высшим исполнительныморганом государственной власти субъекта Российской Федерации муниципальногообразования (при наличии официального сайта муниципального образования) вИнтернете.
В случае если по истечениимесяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении варенду земельного участка заявления не поступили, исполнительный органгосударственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка дляжилищного строительства в аренду гражданину. Договор аренды земельного участкаподлежит заключению с гражданином в двухдневный срок после постановки нагосударственный кадастровый учет такого земельного участка.
В случае поступлении заявлений опредоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продажеправа на заключение договора аренды земельного участка.
Особенности предоставленияземельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительстваиз земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,установлены в ст.30.2 ЗК РФ и заключается в следующем. Земельные участки для ихкомплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себяподготовку документации по планировке территории, выполнение работ пообустройству территории посредством строительного и иного строительства всоответствии с видами разрешенного использования, их земель, находящихся вгосударственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду безпредварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление в арендуземельного участка для его комплексного освоения в целях жилищногостроительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном ст.38.2 ЗК РФ.
Арендатор такого земельногоучастка обязан выполнять требования, предусмотренные подп.6-8 п.3 ст.38.2 ЗК РФ.
Арендатор также имеет право,предусмотренное п.9 ст.22 ЗК РФ, не зависимо от срока договора аренды такогоземельного участка. При этом к новому правообладателю переходят обязанности повыполнению указанных в п.3 ст.30.2 ЗК РФ требований, касающихся комплексногоосвоения земельного участка в целях жилищного строительства
Арендатор земельного участка,предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства,после утверждения в установленном порядке документации по планировке территориии государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных дляжилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенногоиспользования, в границах раннее предоставленного земельного участка имеетисключительное право приобрести указанные земельные участки в собственность илиаренду.
Собственник или арендатор указанныхв п.5 ст.30.2 ЗК РФ земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства,обязан выполнить требования, предусмотренные подп.8 п.3 ст.38.2 ЗК РФ. Приобороте этих земельных участков к новым правообладателям переходят обязанностипо выполнению требований предусмотренных подп.8 п.3 ст.38.2 ЗК РФ.
В случае неисполненияобязанностей, указанных в п.3,4,6 и 7 ст.30.2 ЗК РФ, а также в случаененадлежащего их исполнения права на земельные участки могут быть прекращены всоответствии с ЗК РФ и гражданским законодательством. При этом взимаетсянеустойка в размере 1\150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на деньисполнения таких обязанностей, от размера арендной платы или размера земельногоналога за каждый день просрочки, если договором не предусмотрено иное.
По результатам проведения государственнойкадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состояниюна 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиковв порядке, определяемом Правительством РФ, не позднее 1 марта этого года (п.14ст.396 НК РФ)
В силу постановленияПравительства РФ от 07.02.2008г. №52 „О порядке доведения кадастровойстоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков“» территориальныеорганы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатнопредоставляют налогоплательщикам земельного налога (по ст.388 НК РФ) сведения окадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объектанедвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения пописьменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст.14Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г.№ 221-ФЗ.
Сведения о кадастровой стоимостиземельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайтеФедерального агентства кадастра объектов недвижимости в Интернете.
Порядок и сроки уплатыземельного налога и авансовых платежей:
Земельный налог и авансовыеплатежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, которые установленынормативными правовыми актами представительных органов муниципальныхобразований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга).
При этом согласно п.1 ст.397 НКРФ срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) дляналогоплательщиков-организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями,не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п.3 ст.398 НК РФ (вотношении авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующегоза истекшим отчетным периодом).
Так к примеру в г. Москве в силуст.3 Закона №74 земельный налог, подлежащий уплате по истечении года,уплачивается не позднее 1 февраля следующего за истекшим года.
Следует помнить, что при уплатеналога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачиваетпени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ (п.2 ст.57 НК РФ).
Необходимо иметь в виду, чтоуплата пеней происходит одновременно с уплатой сумм налога и сбора или послеуплаты таких сумм в полном объеме.
Как уже подчеркивалось, московскиеналогоплательщики — физические лица, не являющиеся индивидуальнымипредпринимателями, не уплачивают авансовые платежи по земельному налогу (п.3 ст.3Закона г. Москвы №74)
Остальные же столичныеплательщики земельного налога, т.е. организации и физические лица, являющиесяиндивидуальными предпринимателями (в отношении земельных участков, используемыхими в предпринимательской деятельности), уплачивают авансовые платежи поземельному налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшимотчетным периодом т.е. не позднее 30 апреля, 31 июля и 31 октября.
Обратите внимание: согласноп.7 ст.6. НК РФ в случаях когда последний день срока, установленногозаконодательством о налогах и сборах, падает на нерабочий день, днем окончаниясрока считается ближайший следующий за ним рабочий день.3.1 Налоговая декларация по земельному налогу
Налогоплательщики — физическиелица уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налоговогоуведомления, направленного налоговым органом (п.4 ст.397 НК РФ), поэтомуналоговую декларацию им представлять не нужно.
Физические лица, своевременно непривлеченные к уплате налога на землю, уплачивают его не более чем за трипредыдущих года.
Декларации по земельному налогупредставляют организации и физические лица — индивидуальные предприниматели,использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного)пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, в налоговыйорган по месту нахождения земельного участка по истечении налогового периода (календарногогода) не позднее 1 февраля следующего года
Кроме того, означенныеналогоплательщики, уплачивающие в течении налогового периода авансовые платежипо налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган поместу нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам поземельному налогу.
Налогоплательщики, всоответствии со ст.83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляютналоговые декларации (расчеты) по месту учета в качестве крупнейшихналогоплательщиков.
Организации, которые освобожденыот уплаты земельного налога, обязаны представлять в налоговые органы налоговыедекларации (расчеты по авансовым платежам) по земельному налогу. Этообусловлено тем, что ст.395 НК РФ устанавливает льготы по земельному налогу, ноне выводит те или иные земельные участки из объектов налогообложения и,соответственно, не освобождает организации от обязанностей налогоплательщика.
Соответственно организации,освобожденные от уплаты земельного налога, должны представлять в налоговыеорганы декларации (расчеты по авансовым платежам) по земельному налогу вобщеустановленном порядке.
Заключение
Подводя итог в работе, можносделать общие выводы просмотренным вопросам. Использование земли в РФ являетсяплатным. Земельный налог отнесен НК РФ к местным налогам и регулируется гл.31НК РФ, вступивший в силу с 2005г. До этого условия и порядок исчисления иуплаты земельного налога определялись на основе Закон РФ от 14.02.1992г. «Оплате за землю» и Земельного кодекса.
В соответствии со статьей №388НК плательщиками земельного налога являются организации и физические лицаобладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного)пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаютсяплательщиками земельного налога лица в отношении земельных участков,находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданныхим по договору аренды.
Объектом налогообложенияпризнаются земельные участки расположенные в пределах муниципальногообразования (в том числе городов федерального значения Москвы иСанкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектомналогообложения: — земельные участки, изъятые из оборота; — некоторые земельныеучастки, ограниченные в обороте (их перечень в п.2,3,5ст.389 НК); — земельныеучастки из состава земель лесного фонда.
Налоговая база определяется каккадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложенияпо состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Стоимостьземельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Налоговым периодом признаетсякалендарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков -организаций и ИП,признаются 1-й,2-й и 3-й квартал календарного года. Представительный органмуниципального образования в праве не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставки не могутпревышать:
0,3% в отношении земельныхучастков сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом ипредоставленных для личного подсобного хозяйства;
1,5% — в отношении прочихземельных участков
Порядок исчисления налога иавансовых платежей. После окончания календарного года ИП и организации должныпредставить в налоговые органы декларацию по земельному налогу, не позднее1февраля истекшего налогового периода. Налогоплательщики, имеющие право наналоговые льготы, должны представить документы подтверждающие такое право, вналоговые органы по месту нахождения земельного участка.
На сумму налога, подлежащуюуплате в бюджет, определяется как разница меду исчисленной суммой налога исуммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей поналогу.
Насколько совершенна действующаясегодня система налогообложения земель — это покажет время.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации
2. Земельный кодекс РоссийскойФедерации от 25.10.2001г №136-ФЗ
3. Трудовой кодекс РоссийскойФедерации от 30.12.2001 №197-ФЗ
Федеральный закон от 25.10.2001г. №137-ФЗ«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 18.06.2001г№78-ФЗ «О землеустройстве». СЗ РФ. 2001. №26. Ст.2582.
5. Федеральный закон от 02.01.2000г.№28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
6. Крассов О.И. Земельное правосовременной России: Учебное пособие -М: ДЕЛО, 2007
7. Волков Г.А., Голиченков А.К. и др.Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации — М.: Изд-во: БЕК, 2002
Ерофеев Б.В. Земельное право России:Учебник для высших юридических учебных заведений — М.: ООО «Профобразование»,2006
8. Кузьмин Г.В. Земельный налог: особенностиисчисления и уплаты — М.: Бухгалтерский учет, 2009. — 112с. (Библиотека журнала«Бухгалтерский учет»)