План
1. Древнерусскоегосударство и право
2. Источники праваМосковской Руси 14 – 17 вв.
2.1 Судебник 1497 г. и проблемы законодательной деятельности
2.2 Судебник 1550г.
2.3 Стоглав и Домострой
2.4 Судебник Федора Иоановича 1589 г.
2.5 Сводный Судебник 1606-1607 гг.
2.6 Соборное Уложение 1649 г.
3. Задания
3.1 Политическиеобразования периодов рабовладения и раннего феодализма
3.2 Охарактеризуйтепериод военной демократии как предисторию государства
Список использованной литературы
1. Древнерусское государство и право
В настоящее время существуетмного учебной юридической литературы по теории отечественного государства иправа, где максимум внимания уделено как самому феномену древнерусскойгосударственности и права, так и эволюции возникновения отечественногогосударства и права.
Современная историческаяи юридическая наука не сформировала вплоть до настоящего времени четкогоопределения древнерусской государственности и права. Действительно, из-занесоизмеримости явлений древней политической жизни и современных понятийгосударственного права определения эти носят характер более или менееискусственного компромисса, имеющего целью выделить из явлений древней жизни тепризнаки, которые можно без явной натяжки подвести под наше понятиегосударства. Возьмем это понятие в наиболее элементарной его форме, при которой«существенными признаками государства являются три элемента:
Ø совокупностьнаселения, образующего общественный союз,
Ø власть, стоящаяво главе этого общественного союза,
Ø территория,занятая данным населением, и проанализируем, в какой форме и каком взаимномотношении были эти элементы государства налицо у русских славян в Древней Руси.
Юридическая литература поистории русского права не находит государственного обличия у древней Руси какцелого. «Наша древность, — читаем у Косарева А.И. — не знает единогогосударства Российского"; она имеет дело со множеством единовременносуществующих небольших государев»[1].Подобно всем древним народам, и восточное славянство «выступает в истории не ввиде большого национального государства, но разделенным на значительное числомаленьких народностей, из которых каждая живет самостоятельной жизнью», илетопись помнит свои особые княжения у полян, древлян, дреговичей, новгородцев,полочан, кривичей и т. д. В этой племенной среде вырастают города и преобразуютее организацию на новый лад — в ряд земель-волостей, тянущих каждая к своемугородскому центру. И волость выступает перед нами как основной элементдревнерусской государственности. Каждая отдельно взятая волость — это «вполнезаконченное социальное целое со всеми необходимыми элементамигосударственности»; «у нее была и своя определенная территория, и свой народ, исамостоятельная верховная власть». Форму этой государственности ученые определяюткак «смешанную, в которой участвуют два элемента: монархический — в лице князяи народный — в лице веча» [2]
Исторические данные свидетельствуют,что право возникло в результате естественно-исторического развития,одновременно с государством. Первичная родовая организация общества позволялаобходиться без специальных органов, призванных обеспечить правопорядок.Бесклассовая родоплеменная общность людей основывалась в начале, накровнородственном принципе — “единая семья”. Сами условия ее существованияпредопределили участие подавляющего большинства членов рода в осуществлениифункций, обеспечивающих общественные интересы. К таковым относилось иподдержание сложившихся обычаев и порядка, а также наказание нарушивших его.Социальные нормы родового общества, формами выражения которых являлись обычаи,традиции, ритуалы, тотемы и табу, предусматривали в качестве высшего наказанияизгнание провинившегося из рода, что само по себе приводило к смерти. Их общейособенностью являлась “мононормность”; они в большинстве не отделяли прав отобязанностей, поскольку права индивида сливались с обязанностями.
Власть в родовом обществепринадлежала вождям, совету старейшин и опиралась на авторитет вождя и его силу(потестарная власть от лат. potestas -мощь, сила). Эта власть распространяласьна эгалитарное общество, члены которого были равны (политическая власть, какизвестно, предполагает неравенство, т. е. деление на управляющих иуправляемых).
Постепенно, около 4-3тыс. лет тому назад, естественно-историческое развитие общества привело кзамене родовых образований территориальными, к классовому расслоению,зарождению государства. Классовые противоречия, социальная напряженность всвязи с углубляющимся имущественным неравенством, усложнение взаимосвязей помере развития экономики объективно вели к усложнению механизма отношений каквнутри родового общества, так и между отдельными родовыми обществами.
Образование функцииобеспечения правопорядка связана с образованием государства и формированиемправа. Достигалось это двумя путями: во-первых, государство санкционировалообычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересови правопорядка; во-вторых, государство создавало новые правовые нормы, врезультате постепенно обычное право уступало место прецедентному праву, основойкоторого становились административные и судебные решения. Когда на сменупрецедентному праву пришло статутное право (законы), первичное право получилописьменные формы выражения, обеспечиваемые государственным принуждением — законы, кодексы, своды законов и т. п. Эти процессы способствовали развитиюправоохранительной функции.
Наиболее характернымиособенностями для периода возникновения права является то, что оно, во-первых,в ходе длительного процесса дифференциации функций государственного управлениякак бы “выросло”, “отпочковалось” от государственных органов общей компетенции,и во-вторых, в значительной мере как результат первого, продолжительное времяобъединяло в себе как собственно полицейские, так и судебные, а равно икарательные (исполнение собственных судебных решений) функции.
Характерной чертойвозникновения известных по летописи городов является слияние нескольких (от 3до 7) небольших близко расположенных поселков (Искоростень, Киев и др.).Сопоставляя полученные археологические данные с имеющимися в арабских,византийских и западно-европейских источниках указаниями, современные историкипришли к выводу о том, что уже в VII в. в восточной Европе появились первыегорода. Это указывает на обнаружившуюся противоположность города и деревни,характерную для переходного времени от племенного строя к государству.Приблизительно к VI—VII вв. можно отнести наличие первых признаков частнойсобственности на землю и зарождение землевладельческой знати, то естьпривилегированных землевладельцев, использовавших труд крестьян-смердов.
Начиная с IX в„ во всякомслучае, можно говорить о наличии на Руси феодального способа производства, обоформлении государственного базиса. Оформившийся к этому времени господствующийкласс был заинтересован в создании сильного государства — орудия классовогогосподства землевладельцев. При таком понимании вопроса о возникновении и типегосударства Киевской Руси надо признать, что первые, известные памятникизаконодательства Х—XI вв. (договоры Руси с Византией и Русская Правда)представляют собой выражение воли господствующего класса — феодалов снекоторыми пережитками более ранних правовых обычаев.
Договоры Руси с Византией(911 и 944 гг.) в большей своей части посвящены вопросам уголовного права, атакже отношениям международным, торговым, а не вопросам судопроизводства. Крометого, надо иметь в виду, что нормы договоров должны были иметь характеропределенного компромисса между договаривающимися сторонами. Решение некоторыхвопросов в договорах близко к решению их в «Русской Правде. Так, ст. 4 договора911 года (соответствующая ст. 13 договора 944 г.) говорит об убийстве грекарусским или русского греком. [3]
Единственнаястатья—3—договора 911 года, имеющая отношение к судопроизводству, недостаточноясна и вызвала ряд толкований.
Сопоставлениевышеприведенных норм договоров Руси с Византией и летописных рассказовпозволяет сделать вывод о том, что в Х (а может быть и в IX) веке ужесуществовал суд как орган государственной власти. Он не был, конечно, отделенот административных органов. Это был суд либо самого князя, о чем постоянноуказывают светские и церковные источники, либо суд поставленных князем судей —его тиунов, заменявших его, или посадников. «Княж двор», как место суда —обычное наименование источников.
Древнейшая часть РусскойПравды является записью более старых норм, сделанной при князе ЯрославлеВладимировиче. Ее иногда называют «Правдой Ярослава». Эта часть состоит изпервых 16 статей «Краткой Правды». За ней следует «Правда Ярославичей», то естьсыновей Ярослава. Пространная редакция более сложна по составу и включаетмножество княжеских законов, изданных между серединой XI и началом XIII вв., несистематизированных и хронологически перемешанных. К XI в. относится быстрыйрост феодальных отношений в Киевской Руси. С развитием феодального хозяйствастаршие дружинники князя превращались в феодальных землевладельцев. Основноесодержание Русской Правды отражает интересы княжеского хозяйства и управления.При сравнении отдельных ее частей ясно виден рост княжеской власти и расширениекняжеского суда. Как и древнеримские законы XII таблиц, германская СалическаяПравда, вавилонский Судебник царя Хаммурапи, кельтская Великая книга древнегоправа, — наша Русская Правда является, прежде всего, судебником. В немвстречаются нормы права, которое теперь называется уголовным, и того, котороезовется сейчас гражданским. Древнейшая часть Правды и называется «Суд ЯрославаВладимировича» '.
В отдельных местахпамятника прямо указано, что та или другая норма возникла как судебное решениекнязя по конкретному делу. Так, ст. 23 Краткого списка говорит: «А конюх старыйу стада 80 гривен, яко уставил Изяслав в своем конюсе, его же убилиДорогобудьци».[4]Но будучи судебником, Русская Правда не дает полной картины организации идеятельности суда, которую можно было бы приурочить к определенному моменту.Как в других феодальных судебниках, князь устанавливает в Русской Правдеспециальные штрафы за убийство своих людей, сообразно рангу каждого из них.
Таким образом,характерной особенностью при формировании права (в России — период 9-15 вв.)является сохранение достаточно долгое время в организации обеспечениясуществующего порядка (правопорядка) общих черт, характерных для родовогостроя. Судебная функция не была отделена от государственной — суд осуществлялсяпо Сборнику законов — “Русской Правде” с перечнем преступлений, закрепленнымиуголовно-правовыми нормами и санкциями. В “Русской Правде” выделяются следующиепреступления: убийства; увечья; оскорбления; кражи; поджоги; угрозы.
Русская Правда знаетопределенную систему договоров. Наиболее полно регламентирован договор займа.Это явилось следствием восстания киевских низов в 1113 г. против ростовщиков.Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры купорядочению процентов по долгам, несколько ограничив аппетиты ростовщиков.Закон в виде объекта займа предусматривает не только деньги, но и хлеб, мед.Существуют три вида займа: обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый междукупцами, с упрощенными формальностями, заем с самозакладом — закупничество.Предусматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа. ВРусской Правде упоминается и договор купли-продажи Закон больше всегоинтересуют случаи купли-продажи холопов, а также краденого имущества
Русская Правда упоминаеттакже о договоре хранения (поклажи). Поклажа рассматривалась как дружескаяуслуга, была безвозмездной и не требовала формальностей при заключениидоговора. Функции по обеспечению порядка развивались достаточно быстро.Изучение исторических материалов приводит к заключению, что с 10-го века наРуси санкционировалась активная деятельность для “добычи” сведений, необходимыхдля обеспечения внешней и внутренней безопасности, с использованием агентуры из“путных людей”, купцов, тайных лазутчиков; однако вплоть до 15-го функцииправоохранительных органов выполняли органы государственного управления.Удельные князья, воеводы и полководцы занимались агентурной работой самостоятельнопо собственному плану, индивидуально изыскивая наиболее эффективные оперативныепути решения возникающих проблем. Несмотря на определенное развитие исовершенствование методов правоохранительной деятельности, их развитие неносило организованного характера и во многом определялись личной инициативойсубъектов власти. В рассматриваемый период не существовало специальныхструктур, создаваемых для ведения оперативно-розыскной, разведывательной,контрразведывательной и следственной деятельности, несмотря на то, чтопостоянная угроза агрессии извне, а также регулярно возникающие внутренниеконфликты и противоречия настоятельно требовали их создания.
Система наказаний РусскойПравды еще довольно проста, а сами наказания сравнительно мягкие. Высшей меройнаказания, как уже отмечалось, был поток и разграбление. Сущность этой меры несовсем ясна. Во всяком случае, в разное время и в разных местах поток иразграбление понимался по-разному. Иногда это означало убийство осужденного ипрямое растаскивание его имущества, иногда — изгнание и конфискацию имущества,иногда — продажу в холопы. Следующей по тяжести мерой наказания была вира,назначавшаяся только за убийство. Если за преступника расплачивалась его вервь,то это называлось дикой вирой.
Судебные органы ДревнейРуси были, в основном, представлены судом общины, который производилсудопроизводство за преступления, совершенные общинниками. С укреплениемфеодальных отношений все большее количество дел становилось достояниемкняжеской юрисдикции и назначаемых на должность судей. Во время Русской Правдыкняжескому суду стали принадлежать наиболее серьезные преступления, каравшиеся“потоком и разграблением”, причем имущество осужденного переходило не всобственность общины, а в княжескую собственность. Сосредоточение в рукахправителя судебных функций имело большое значение, поскольку взимавшиеся имиуголовные штрафы были важным финансовым источником пополнения казны. Например,вира (денежный штраф) за убийство свободного человека составляла примерно 40гривен, что составляло стоимость 20-ти “смердьих” коней. Громадное значениеимело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская Правда, дожилии до Московского государства. Имели они значение и для права соседних народов. Неизбежныеисторические процессы развития феодализма влекут за собой отмираниеДревнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее ДревнююРусь, приводит в конце концов к ее распаду, неизбежному процессу установленияфеодальной раздробленности в XII в.
2. Источникиправа Московской Руси 14 – 17 век
К XI-XVII вв. обычное право теряет прежнее значение в уголовно — правовой области. Его заменяет государственное законодательство. Всемейно-имущественных и наследственных отношениях обычное право в крестьянскойсреде действует довольно активно. Тем не менее, его значение не следуетпреувеличивать: в это время уже сформировался принцип, согласно которому обычаидействовали, пока их не отменяло государственное законодательство, однаковласть старалась не посягать на бытовые устои крестьянства. В черносошныхрайонах с развитым индивидуальным хозяйством обычное право регулировалостихийный товарно-денежный обмен, способный перерасти в товарное хозяйство.
Характерная черта рассматриваемого периода –неуклонное возрастание числа законодательных актов, исходящих от княжескойвласти, государственных и местных органов. Издавались грамоты, название которыхбыло адекватно их сути: указные, духовные, несудимые, тарханные, жалованные ит. д. В XVI в. возрастает значение приговоров Боярскойдумы в военной, финансовой, уголовно-правовой сфере. Земские соборы издавалипостановления по широкому кругу вопросов: от дипломатических доналогообложения. В XVII на основе приказной практики составлялисьуставные и указные книги приказов (Разбойного, Поместного, Земского и т.д.)Значительные по объему, они включали в себя всю юридическую документациюприказов, текущее законодательство, служили разъяснением и дополнением кСудебникам и сами выполняли их роль.
Пресечение династии Рюриковичей положилоначало новой форме государственных актов: при вступлении на престол, начиная сБориса Годунова (1598г.), монархи делали крестоцеловальные записи, включавшиеосновные правила взаимоотношений короны и подданных, охрану династии,лояльность подданных. Особенно важна крестоцеловальная запись В.Шуйского (1606г.), которая не только включает пункты по охране короны и лояльности подданных,но и четко закрепляет гарантии охраны прав личности за трон. Законное судебноеразбирательство гарантировало охрану всех сословий от произвола, запрещалосьпреследование родственников виновных, рассмотрение дел основывалось наконкретных уликах. Законодательные гарантии подобного рода по охране правличности имели место в XVII в. вАнглии во время буржуазной революции. Большинство пунктов этого документа вошлов текст Соборного Уложения 1949 г.
2.1 Судебник 1497г. и проблемы законодательной деятельности
Судебнику 1497 г. не посчастливилось врусской исторической науке. Не смотря на то, что этот памятник представляетсобой первый опыт Московской кодификации и отражает очень интересную эпоху –начало падения феодального строя и зарождение торгового капитализма, однако неимеет литературы; ему не посвящено никакого крупного исследования, не данообстоятельного комментария. Это и объясняет большое количество различныхлитературных мнений о нем. Издание Судебника было вызвано тем, что существующийк моменту его издания законодательный материал в виде Уставной грамоты былнедостаточен для отправления суда. Однако, Судебник, благодаря своемуодностороннему содержанию, почти не мог воспользоваться живым обычным правом,кроме некоторых единичных понятий уголовного и немногих понятий гражданскогоправа.
Историк Чистяков полагает, что основнаязадача Судебника состоит в том, чтобы сообщить всем судам определенную иоднообразную форму и централизовать их. Важных новых законов Судебник несодержит, и поэтому одновременно с ним во многих местностях России имела силуРусская правда и разные Уставные грамоты. [ 12]
Еще одна точка зрения, теперь уже Дювернуа,состоит в том, что он считает Судебник не столько продуктом прошедшегоюридического развития народа, сколько сборником разнообразных указов и пошлинвеликого князя. Как следствие, Судебник не основанный на прежней практике и невыросший из обычая, не мог в достаточной мере быть применяем на практике.
Максимально подробное изложение юридическихнорм в Судебниках также связано с попыткой законодателя обеспечивать феодальнуюзаконность. Она понималась иначе, нежели сейчас, и рассматривалась как состояниесоциальной реальности, позволяющее всем сословиям сохранить или несколькоулучшить свой правовой статус. Именно этим обусловлена почти уникальнаяситуация в России, где почти каждое царствование ознаменовано составлениемнового кодекса. Имеются данные о существовании Судебника Василия III, известны судебники 1550г., 1589г., 1606-1670гг., 1649г.Такого обилия законодательного материала в других странах не было.
2.2 Судебник 1550 г.
Судебнику 1550 г.дореволюционная историография уделяла большее внимание. Самое раннее еготолкование было дано Татищевым. Он подчеркивал, что этот документ вошел как“звено, необходимое для уразумения истории русского законодательства”. К числуисточников Судебника 1550 г. Татищев относит в качестве основного акта Судебник1497 г., а также составлявшиеся на его основании уложенья, или уставныеграмоты, даваемые великими князьями различным областям государства для свершенияими суда (а также грамоты губные, таможенные, жалованные). По своему содержаниюСудебник 1550 г. — это “кодекс, определяющий формальную внешнюю сторону права:судопроизводство…”. Малочисленность же норм гражданского и уголовного права онобъясняет господством еще в этих областях права обычного.
Одним из важнейшихисточников Судебника 1550г. явилось законодательство, охватывающее периодвремени между первым и вторым Судебниками. Кодификационная работа по созданиюСудебника 1550 г. означала отбор из предшествующего законодательства техзаконов, которые соответствовали политике Ивана IV.
Судебник был утвержден вовремя масштабных реформ Ивана IV и служил правовойосновой их проведения в разгар реформаторской деятельности 50-х г. XVI в. Он состоит из 100 статей и поразнообразию регулируемых ситуаций и богатству правовых институтов значительнопревосходит Судебник 1497 г. Подробнее и обстоятельнее представлены в немотношения дворянства и крестьян. Значение правовых принципов, закрепленных внем, было настолько велико, что царь в момент учреждения опричнины (1565 г.)настойчиво добивался разрешения не принимать их во внимание, желая развязатьсебе руки при переходе к опричному террору.
После смерти Ивана IV правительства России настойчивостремились восстановить правовые принципы, закрепленные в Судебнике.
2.3Стоглав и Домострой
В 50-е г. XVI в Русском государстве укреплялисьзаконодательные основы всех сфер общественно-политической жизни. В феврале 1551г. на церковном соборе в Москве Иван IV выступил с речью, в которой изложил шестьдесят девять вопросов к церквии просил дать ответы на них “по правилам Святых отцов”. Ответы деятелей церквисоставили книгу (Стоглав), разделенную на 100 глав, в основном по вопросамканонической жизни. Для практического руководства Стоглав был разослан помонастырям и церквям. Но земский собор 1667 г. отменил постановления Стоглава,и этот сборник в основном является памятником старообрядчества. В те же, 50-ег. в царском окружении был составлен сборник бытовых, нравственно-моральных июридических правил поведения – Домострой. В домострое проповедовались жесткиеправила, посредством которых государственная власть намеревалась бороться снарушениями нравственных устоев.
2.4Судебник Федора Иоановича 1589 г.
Судебник сына Ивана IV царя Федора был обнаружен в нескольких списках и опубликованлишь в 1900 г. По сей день он изучен очень слабо.Считается, что он не был памятникомофициального происхождения и составлялся кем-то в северных черносошных районахдля собственных нужд. Некоторые авторы считают, что кодекс применялся напрактике в судах Устюга. По общему мнению, Судебник относился лишь кчерносошному русскому Северу. Он содержателен и интересен, и если действительносоставлялся “доморощенными юристами”, то их квалификация была достаточно высокой.
2.5 Сводный Судебник 1606-1607 гг.
Этот памятник тоже изученкрайне слабо. Спорен вопрос о времени его составления. Одни исследователисчитают, издал кодекс Лжедмитрий I,другие называют В.Шуйского. Оба эти царя придавали огромное значениезаконодательству в условиях пошатнувшегося правопорядка Смутного времени. Вобласти юридической техники Судебник 1606-1607 гг. сделал шаг вперед. Прежниесборники знали деление текста только на статьи, данный кодекс впервые вводитделение на главы (они называются гранями), объединяющие близкие по содержаниюстатьи.
2.6Соборное Уложение 1649 г.
В 1613 г. с воцарениемМихаила Романова закончился период Смутного времени. Долгое время власти и непомышляли о кодификациях, довольствуясь текущим законодательством. Оно быломногоплановым и составило базу будущего Уложения. На протяжении XVII в. в стране ощущалось духовная исоциальная напряженность, все острее давала о себе знать потребность всправедливом законе. К середине столетия новые социальные катаклизмы потрясалиобщество, вот-вот должен был произойти церковный раскол.
Грандиозный московский бунт 1648 г.закончится созывом 16 июля 1648 г. Земского собора, на котором была образованакомиссия для выработки кодекса во главе с князем Н.И. Одоевским.
Если непосредственнымипричинами создания Соборного Уложения послужили восстановление 1648 г. в Москвеи обострение классовых и сословных противоречий, то глубинные корни его таилисьв эволюции социального и политического строя России, надвигающемся переходе отсословно-представительной монархии к абсолютизму. Соборное Уложениеявилось новым этапом в развитии юридической техники. Оно стало первым печатнымпамятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашениемих на торговых площадях и в храмах, о чем специально указывалось в самимдокументах. Появление печатного закона в значительной мере исключаловозможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством.
Соборное Уложение неимеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно можетсравниться разве что только со Стоглавом, но по богатству юридическогоматериала превосходит его во много раз. Соборное Уложение – первый в историиРоссии систематизированный закон. Систематизацию правовых норм в СоборномУложении следует признать весьма совершенной для своего времени. Впервые закон делитсяна тематические главы, имеющие конкретный объект нормирования. Стоглав тоже делитсяна главы, но они были, скорее, простыми статьями закона. Главы соборногоуложения делятся на статьи, выделяющие специфический сюжет нормирования.
В Соборном Уложении уженет архаизмов, свойственных Русской Правде и даже Судебником, и в тоже времяоно еще не засорено массой иностранных слов и терминов, которые внес в законыПетр I.
Соборное Уложение подвелоитог длительному развитию русского права. Оно опиралось на все предшествующеезаконодательство, в особенности на акты XVII в. По мнению современных исследователей, источникамиУложения были уставные и указные книги приказов, указы и боярские приговоры,судебники Литовский статут и прочие.
Соборное Уложение отразилокоренные проблемы общественной жизни середины XVII в. Оно законодательно закрепило потребностигосподствующего класса на данном этапе его развития и вместе с тем — уступкиопределенным слоям феодального общества. Вызванные необходимостью укрепленияклассового господства феодалов.
3. Задания
3.1 Политическиеобразования периодов рабовладения и раннего феодализма
Первобытно-общинный строй– это первый этап в развитии человечества, занимающий период от появлениядревнейшего человека (около 2,5 млн. лет назад) до образования классовыхобществ в различных регионах планеты. Первой археологической эпохой историичеловечества был каменный век. В его рамках учеными выделяются три стадии:палеолит (древний каменный век) -2,5 млн. лет – 10-12 тыс. лет назад. В этотпериод первобытный человек овладевает огнем, появляются одежда и жилища,изготавливаются примитивные орудия труда (из камня, дерева, кости, рога).Мезолит (средний каменный век) – 10-12 тыс. лет – 7-5 тыс. лет назад. В этотпериод изобретены охотничий лук и стрелы, сделаны первые шаги в прирученииживотных. Неолит (новокаменный век) — 7-8 тыс. лет — 5 тыс. лет назад –характеризуется переходом к производящему хозяйству. Некоторые ученые называютновокаменный век – «неолитической революцией». В этот периодизобретены средства передвижения по воде (плот, лодка), образуются группы исообщества (племена); возникают земледелие и скотоводство.
Предки славян, так называемые праславяне, принадлежалик древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территориюЕвразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделяются родственныеплемена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из такихплеменных объединений и стали славяне. Ареал их расселения в Центральной иВосточной Европе — от Одера на западе до Днепра на востоке, от Прибалтики насевере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) на юге.
Переселение славянпроисходило в южном и северном направлениях. Они были вызваны такжеестественным увеличением населения и начавшейся социальной дифференциацией. ВVI-VII вв. славяне находились на последней стадии развития общинно-родовогостроя. Основа социальной организации — патриархальная семейная община.Государства еще нет, управление обществом осуществляется на принципах военнойдемократии: она означала власть избираемых военных вождей (князей) присохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма и демократии.Все вопросы решают народное собрание свободных общинников, жрецы и военныевожди, принадлежащие к зарождающейся родоплеменной знати, которая все болеевыделяется из основной массы общинников имущественным положением. Процессимущественной дифференциации ускорился с началом мощных военных походов славян- главным образом против богатой Византийской империи. Захват военной добычиусугублял экономическое и социальное неравенство, способствовал росту частнойсобственности.
Хозяйственная деятельность восточных славяносновывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее сталоразвиваться ремесло. Земледелие являлось главной отраслью хозяйства. Основнымисельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо,горох, бобы, гречиха, лен, конопля и др. Во второй половине первого тысячелетиянашей эры на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железнымилемехами плугов. Активное использование железа позволило производить излишкисельскохозяйственной продукции для обмена с другими народами. Культивировались:рожь, ячмень, овес, лен и др.
3.2Охарактеризуйте период военной демократии, как предысторию государства
Военная демократия (англ.military democracy) — термин, введённый в научный оборот Льюисом Морганом всвоём труде «Древнее общество» для обозначения организации власти на стадииперехода от первобытно-общинного строя к государству. Полноправными членамиобщества считались взрослые и здоровые мужчины. Они должны были явиться нанародное собрание с оружием. Без него воин не обладал правом голоса. Военнаядемократия существовала практически у всех народов, являясь последним этапомдогосударственного развития общества. Итак,
Военная демократия –форма правления на этапе разложения первобытно-общинного строя, когдавозникает власть наследственного князя, опирающегося на военную силу своейдружины. Но эта власть ограничивалась остатками родовых отношений – вече. ВVIII — первой половине IX в. у восточных славян стало складываться общественноеустройство, которое историки называют “военной демократией”. Это уже непервобытность с ее равенством членов племени, племенными собраниями, вождями,выбранными народом, народными племенными ополчениями, но еще и не государство сего сильной центральной властью, объединяющей всю территорию страны иподчиняющей себе подданных, которые сами резко различаются по политической ролив обществе, по своему материальному, правовому положению.
В руках тех, кторуководил племенем, а позднее союзами племен, кто организовывал набеги наближних и дальних соседей, собиралось все больше богатств. Вожди, которыепрежде выбирались благодаря своей мудрости, справедливости, теперь превращаютсяв племенных князей, в чьих руках концентрируется все управление племенем илисоюзом племен. Они возвышаются над обществом и благодаря своим богатствам,поддержке военных отрядов, состоящих из сподвижников. Рядом с князем выделяетсяу восточных славян и воевода, являющийся предводителем -племенного войска. Всеболее значительную роль играет дружина, которая отделяется от племенногоополчения, становится группой воинов, лично преданных князю. Это так называемые“отроки”. Эти люди уже не связаны ни с земледелием, ни со скотоводством, ни сторговлей. Их профессия — война. А поскольку мощь племенных союзов постояннорастет,— война становится для этих людей постоянным занятием. Их добыча, закоторую приходится платить увечьем или даже жизнью, намного превышаетрезультаты труда земледельца, скотовода, охотника. Эти люди становятся вобществе особой привилегированной частью. Обособляется со временем и племеннаязнать — главы родов, сильных патриархальных семей. Выделяется и знать, чьимосновным качеством является воинская доблесть, мужество. Поэтому вся этадемократия переходного периода к государству приобретает военный характер.Военный дух пронизывает весь строй жизни этого переходного
общества. Грубая сила,меч лежат в основе выделения одних и начавшегося принижения других. Но традициистарого строя еще существуют. Действует племенное собрание — вече. Князья ивоеводы еще выбираются народом, но уже просматривается стремление сделатьвласть наследственной. Сами выборы со временем превращаются в хорошоорганизованный спектакль, который ставят сами князья, воеводы, представителизнати. В их руках вся организация управления, военная сила, опыт.
Списокиспользованной литературы
1) Теориягосударства и права. / Ред. проф. В. В. Лазарева. М., Право и закон, 2001, с.51-67.
2) Дробышевский С.А. Политическая организация, право и доклассовое общество // Правоведение,1988, № 5, с. 34-38.
3) Косарев А. И.Происхождение и сущность государства. М., 1969, с. 64-66.
4) Моряков В. И.,Федоров В. А, Щетинов Ю. А. История России. Москва., Изд-во МГУ, 2001, с.149-150.
5) Голиков Н. Б.Органы политического сыска и их развитие в 16-17 вв. // Абсолютизм в России.Сб. ст. 1964, с. 258
6) Энциклопедическийполитологический словарь. Изд. 3-е, М., 1960, т. 9, с. 24.
7) Русские цари.1547-1917. Ростов на-Дону, 1997, с. 49.
8) Веко А. В.История России с древнейших времен до наших дней. Минск., 2001, СовременныйЛитератор, с 149-158.
9) Соборное Уложение1649 года: Текст. Комментарии. Л., 1987, с. 20-21.
10) Сергеевский Н. Д.Наказания в русском праве 17 в. Спб., 1887, с. 159.
11) Котошихин Г. О. ОМосковском государстве в середине 17 столетия. М., 1984, с. 239.
12) О.И. Чистяков.История отечественного государства и права. Древнерусское государство и право(IX—ХП вв.).