Реферат по предмету "Государство и право"


Источники конституционного права Республики Беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Юридический факультет
Кафедра истории итеории права
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Источникиконституционного права Республики Беларусь»
по дисциплине:«Конституционное право»
Автор: А.В. Нарчило
Руководитель: доцент,
канд. ист. наук, А.В. Курьянович
Минск2010

Содержание
Введение
Глава1. Высшие нормативные акты как источники конституционного права
1.1Конституция – основной закон государства
1.2Закон как нормативный правовой акт
1.3 Международный договор какисточник права
Глава2. Нормативные правовые акты органов государственного управления – источникиконституционного права
2.1Нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь
2.2Нормативные акты Правительства Республики Беларусь
Заключение
Списокиспользованных источников

/>Введение
Каждое государство имеет свое конституционное право, но всеправовые системы имеют общее содержание. Конституционное право представляетсобой основной порядок существования и развития общества. Конституционное правоимеет целью достигнуть принципиальный консенсус участника в государственной иобщественной жизни, обеспечить бесконфликтное существование.
Право имеет свои источники (формы), в которых выражаютсяобщеобязательные правила поведения людей. Под источниками права понимают именновнешние формы выражения права.
Тенденции развития правовых систем государств, в том числе иРеспублики Беларусь, свидетельствуют о том, что в качестве источников праваследует рассматривать и общие принципы права. Возрастающую роль занимают имеждународно-правовые акты [1,c.13].
Место, роль, совокупность источников права зависят от правовойсистемы того или иного государства. В одних государствах судебный прецедент,например, однозначно воспринимается в качестве источника права (более того егороль, подчеркивается таким крылатым выражением: закон – это то, что о немговорят судьи), в других только идет процесс признания судебного прецедента.
Правовым обычаем является санкционированное государствомсложившееся в результате многократного повторения правило поведения.
Нормативными правовыми актами являются решения уполномоченных нато государственных органов, в которых содержатся нормы права [1,c.13].
Объектомконституционных правоотношений являются общественные отношения. Это могут бытьматериальные блага (заработная плата Президента, депутатов), нематериальныеблага (жизнь, свобода, достоинство, право на национальную принадлежность);поведение, действие субъектов (ответственность депутатов за совершениеуголовного правонарушения) и др.
Под источниками конституционного права понимают правовые акты,посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовыенормы [7,c.13].
Источником конституционного права является не любой нормативныйдокумент, а лишь тот, в котором содержатся нормы конституционного права. Срединих можно выделить следующие:
1.        Конституция (и конституционные законы) – Основной закон РеспубликиБеларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающиепринципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
2.        Законы – нормативные правовые акты, закрепляющие принципы и нормырегулирования наиболее важных общественных отношений.
3.        Декреты Президента Республики Беларусь — нормативные правовые актыГлавы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии сКонституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентомзаконодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временныйдекрет), для регулирования наиболее важных общественных отношений. [ч.6, с.2 вред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002. № 81-3]
4.        Указы Президента Республики Беларуси – нормативные правовые актыГлавы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий иустанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. [ч.7, с.2в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002. № 81-3].
5.        Постановления палат Национального собрания – нормативные правовыеакты, принимаемые палатами Национального собрания Республики Беларусь вслучаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
6.        Постановления Совета Министров – нормативные правовые актыПравительства Республики Беларусь.
7.        Нормативные акты министерств и иных республиканских органовгосударственного управления – нормативные правовые акты, принимаемыеколлегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большейюридической силы в пределах компетенции соответствующего государственногооргана и регулирующие общественные отношения в сфереисполнительно-распорядительной деятельности. [ч.11, с.2 в ред. Закона РеспубликиБеларусь от 04.01.2002. № 81-3].
8.        Решения органов местного управления и самоуправления – нормативныеправовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными ираспорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решениявопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующейтерритории.
Цель моей работы: — изучение и определение понятия источниковконституционного права.
Цель предусматривает решение ряда задач:
1.        Дать краткий обзор литературы.
2.        Раскрыть понятие источников конституционного права.
3.        Детально рассмотреть каждый из источников по отдельности и ихвзаимосвязь, их компетенцию.

/>Глава 1. Высшие нормативныеакты как источники конституционного права
/> 
1.1 Конституция– основной закон государства
Высшее место в иерархии законодательных актов обычно занимаетКонституция. Она отличается от иного закона как по юридической силе, так и поформе и содержанию. Конституция является таким Основным Законом государства,который регулирует главные стороны государственной, общественной жизни,допуская и прямо предполагая процесс правового, в том числе законодательногорегулирования, стимулируя и направляя его.
Анализ содержания Конституции Республики Беларусь свидетельствуето стремлении законодателя закрепить в ней нормы прямого действия, которые моглибы применяться без их фиксирования в специальных актах.
Непосредственно к тексту Конституции примыкают конституционныезаконы.
Особенностью конституционного закона является то, что закрепленные в нем предписания являются базовыми для других актов – обычныхзаконов, подзаконных актов, т.е. они имеют приоритет как правотворческойдеятельности, так и в правоприменительной [1,c.17]. Учитывая специфику порядкапринятия Конституции, его усложненный характер, впредь недопустимо принятиеконституционных законов, которые стояли бы по всей юридической силе вышеКонституции, как это произошло с Конституцией 1978 года и законом от 25 августа1991 года о придании Декларации о государственном суверенитете статуса конституционногозакона. Действующая Конституция Беларуси в принципе исключает.
Конституция Республики Беларусь не предусматривает возможностьпринятия конституционных законов, имеющих самостоятельный характер.
Принятие Конституции вызывает необходимость урегулирования рядавопросов, которые могут быть решены лишь в переходный период. В этой связинаряду с Конституцией нередко принимается акт о введении ее в действие. Этотакт должен быть в форме конституционного закона, принимаемого в том же порядке,как и Конституция, например, квалифицированным большинством голосов депутатовлибо путем референдума. В акте, которым вводится в действие Конституция, могутсодержаться нормы, не в полной мере на данном этапе соответствующие основномутексту Конституции, но позволяющие создать условия для реализации положенийКонституции, ибо нельзя одномоментно сделать скачок от одной правовой системы кдругой. Подобная практика не является новой для конституционного строительства:во многих государствах, как правило, принимаются подобные акты о введение вдействие Конституции. В некоторых случаях прямо в текстах Конституцийпредусматриваются главы, посвященные переходным положениям. В целом обаварианта вполне приемлемы. В свое время был подготовлен соответствующий проектзакона о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь, нашедшийподдержку конституционной комиссии и Верховного Совета. Такой закон был принят,как и Конституция, 15 марта 1994 года.
В конституционном законе был указан момент вступления Конституциив действие, там же определено, какие положения будут введены в более поздниесроки. В день вступления новой Конституции в силу прекращалось действиеКонституции 1978 года с последующими изменениями и дополнениями, если иное небыло предусмотрено законом о порядке вступления в силу Конституции РеспубликиБеларусь, а также Закона от 25 августа 1991 года «О придании статусаконституционного закона Декларации Верховного Совета Республики Беларусь огосударственном суверенитете Республики Беларусь», т.е. Декларация осталасьдействовать как политический документ. Были определены сроки принятия законов,которые названы в Конституции. В случае принятия законов до вступлении вдействие Конституции они должны быть приведены в соответствие с ней. Законы ииные нормативные акты до приведения в соответствие с Конституцией действуют втой части, в какой они не противоречат Конституции республики.
Согласно закону от 15 марта 1994 года народные депутаты РеспубликиБеларусь сохраняли свои полномочия до открытия первого заседания ВерховногоСовета Республики Беларусь тринадцатого созыва. В целях обеспеченияпреемственности власти было установлено, что полномочия Верховного СоветаРеспублики Беларусь двенадцатого созыва, его Президиума, ПредседателяВерховного Совета Республики Беларусь, предусмотренные Конституцией РеспубликиБеларусь 1978 года с последующими изменениями и дополнениями, сохраняются довступления Президента Республики Беларусь в должность, а полномочия СоветаМинистров Республики Беларусь – до сформирования в порядке, предусмотренномКонституцией 1994 года, Кабинета Министров Республики Беларусь.
После вступления Президента Республики Беларусь в должность 20июля 1994 года Верховный Совет Республики Беларусь двенадцатого созыва, егоПрезидиум и Председатель Верховного Совета Республики Беларусь осуществлялиполномочия, предусмотренные Конституцией 1994 года.
Что касается должностных лиц, избранных или назначенных ВерховнымСоветом Республики Беларусь двенадцатого созыва, то они сохраняли своиполномочия в течение сроков, установленных законодательством.
При принятии новой редакции Конституции 1994 года на референдуме1996 года заключительные переходные положения Конституции, которые ранеесоставляли содержание законно о порядке вступления в силу Конституции, были включенынепосредственно в ее текст, составили ее раздел IX.
В действующей Конституции в качестве самостоятельного правомочияПарламента названо право давать толкования Конституции законов.
Толкуемый акт и акт толкования должны совпадать по своему объему,однако последний может приниматься и для того, чтобы внести элементы новизны впонимании первого сложившегося с учетом сложившихся новых политических исоциально-экономических отношений. Использование норм закона (иного акта)вопреки толкованию означает нарушение закона (иного акта).
/>1.2 Закон как нормативныйправовой акт
Наиболее значительной и менее устойчивой группой законодательныхактов являются обыкновенные законы. Они чаще всего регулируют отдельные видыобщественных отношений, реже носят комплексный характер, вбирая в себя нормы,относящиеся к различным сферам общественной жизни. Обычные законы принимаются парламентом простым большинствомголосов избранных депутатов.
В юридической литературе дают различные определения закона.Например, он определяется как нормативный акт, содержащий в юридической формехарактеристику закономерностей общественного развития и регулирующий важнейшиеобщественные отношения, принимаемый в установленном порядке высшим органамгосударственной власти или путем референдума и обладающий высшей юридическойсилой. Другими авторами закон в материальном смысле рассматривается как акт государственныйвласти, содержащий правовые нормы общего характера, а закон в формальном смыслеохватывает любые акты, изданные законодательным органом безотносительно кхарактеру содержащихся в них норм. Иногда закон определяют более упрощенно, както, что проголосовано парламентом.
Необходимо проводить различие между законами и постановлениями парламента.
Возможна классификация законов по различным основаниям. По мнениюнекоторых авторов законы можно подразделять на органические, планово-бюджетныеи обыкновенные законы. Безусловно, на классификацию оказывает влияниесуществующая в государстве правовая система.
По Конституции Республики Беларусь к таковым следует относитьзаконы об основных направлениях внутренней и внешней политики; о военнойдоктрине, закон о бюджете.
Закон – нормативный акт, принятый высшим представительным органомгосударства. Регулирует наиболее важные общественные отношения и обладаетвысшей юридической силой [12,c.41].
Конституция закрепляет принцип верховенства закона в системеисточников права [5, ст.7]. Это означает, что закон не может противоречитьКонституции, но все остальные нормативные акты (указы Президента, постановленияПравительства, акты министерств и ведомств, решения судов) должны приниматьсяна основе и во исполнение законов. Никто не вправе отменить, изменить илиприостановить закон, кроме самого органа, который его принял.
На конституционном уровне закрепляется всеобщая обязанностьсоблюдения законов, которая распространяется как на государственные органы,должностных лиц, так и граждан.
Исключительным правом принимать законы и осуществлять контроль заих исполнением наделяется Верховный Совет Республики Беларусь.
Для обеспечения высокого уровня законодательства предусмотренспециальный порядок подготовки и принятия законов.
Среди законов особое значение имеют кодексы – уголовный,гражданский, трудовой, семейный, процессуальные и др. Они представляют собойкодифицированные законы и охватывают целые отрасли права.

/>1.3 Международный договор какисточник права
Что касается международных договоров как источников права, тоследует иметь в виду что Конституция не допускает заключения противоречащих еймеждународных договоров.[5, ст.50]
Для нашего законодательства и практики его реализации очень важенучет положений международных документов, которые выступают в качестве своегорода стандарта для страны, вступившей на путь демократии.
С одной стороны, государство в силу суверенитета свободно вопределении собственной государственно-правовой системы, а с другой — оно(государство) должно сообразовать свои обязательства по международному праву.
В конституционном законодательстве зарубежных странпредусматриваются различные подходы к определению места и роли международногоправа, его влияния на национальное законодательство, их соотношения. Вюридической литературе находят свое развитие и обоснование как дуалистическая,так и монистическая концепции взаимодействия международного и внутреннегоправа. При этом в рамках монистической концепции выдвигались два основныхтезиса: 1)приоритет имеет внутригосударственное право; 2)приоритет имеетмеждународное право. Идея верховенства международного права получила широкоеразвитие после Второй мировой войны.
В нашем законодательстве до недавнего времени не было общейформулировки, согласно которой международные договоры, заключенные всоответствии с конституционной процедурой, составляют неотъемлемую частьбелорусского права и республиканского законодательства. В отдельных правовых источниках(кодексах, законах) иногда подчеркивалось верховенство международного договора поотношению к конкретному нормативному акту. Однако для непосредственногоприменения международного договора этого еще недостаточно. Законом от 23октября 1991 года «О порядке заключения, исполнения и денонсации международныхдоговоров Республики Беларусь» в редакции от 8 июля 1998 года (в настоящеевремя – Закон «О международных договорах Республики Беларусь») предусмотренаопределенная процедура имплементации международных договоров во внутреннеезаконодательство. Важно иметь в виду, что согласно новой редакции статьи 15Закона общепризнанные принципы международного права и нормы международныхдоговоров Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующегона территории Республики Беларусь права [10]. При этом предусмотрено, что нормыправа, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших всилу, являются частью действующего на территории Республики Беларусьзаконодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когдаиз международного договора следует, что для применения таких норм требуетсяиздание внутригосударственного акта, и имеет силу того правового акта, которымвыражено согласие Республики Беларусь на обязательность для неесоответствующего международного договора. (Положение о порядке заключения,выполнения и прекращения действия международных договоров межведомственногохарактера, заключаемых некоторыми государственными органами РеспубликиБеларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 11 мая 1999года № 262, и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля1999 года № 506 «О порядке заключения, исполнения и прекращения действиямеждународных договоров Республики Беларусь межведомственного характера,заключаемых республиканскими органами государственного управления и объединениями,подчиненными Совету Министров Республики Беларусь».)
В Декларации о принципах международного права, касающихсядружественных отношений и сотрудничества между государствами с Уставом ООН от24 октября 1970 года, прямо закреплено, что при толковании и примененииизложенные в ней принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип долженрассматриваться в контексте всех других принципов (например, права человека итерриториальная целостность).
Международный договор Республики Беларусь, который вступил в силу,обладает юридическим верховенством по отношению к другим подконституционнымактам (законам, декретам, указам, постановлениям и др.). Это обязываетправотворческие и правоприменительные органы при принятии соответствующихрешений руководствоваться нормами международных договоров.
Важно подчеркнуть, что ратификации Национальным собраниемРеспублики Беларусь подлежат международные договоры Республики Беларусь, приподписании которых стороны договорились о ратификации; устанавливаются иныеправила, чем те, которые содержатся в законах Республики Беларусь, декретах иуказах Президента Республики Беларусь; предметом которых являются вопросы,относящиеся только к сфере законодательного регулирования, но неурегулированные законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь; отерриториальном разграничении Республики Беларусь с другими государствами; обучастии Республики Беларусь в межгосударственных образованиях.
Международные договоры Республики Беларусь, не подлежащиератификации и не вступающие в силу со дня подписания, подлежат утверждению.Межгосударственные договоры Республики Беларусь утверждает Президент РеспубликиБеларусь, а межправительственные договоры Республики Беларусь – Совет МинистровРеспублики Беларусь.
Предложения относительно утверждения международного договораРеспублики Беларусь по согласованию с Министерством иностранных дел РеспубликиБеларусь вносятся в Совет Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок содня его подписания республиканскими органами Республики Беларусь, в компетенциюкоторых входят вопросы, регулируемые этим договором.
Международный договор – соглашение между государствами и другимисубъектами международного права по различным вопросам их взаимоотношений,устанавливающее для его участников права и обязанности. Может носить разныеназвания: договор, соглашение, конвенция, пакт, статус и др. Является основнымисточником международного права [12, c.64].

/>Глава 2. Нормативные правовые актыорганов государственного управления – источники конституционного права
 
2.1Нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь
Законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь,международные договоры и иные обязательства Республики Беларусь, актымежгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь,постановления Совета Министров Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного СудаРеспублики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, акты другихгосударственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующимиКонституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаютсяутратившими силу в целом или в определенной части с момента, определяемогоКонституционным Судом.
В Конституции и законе о Президенте Республики Беларусьопределяется, когда Глава государства вправе издавать декреты.
Согласно Конституции Палата представителей и Совет Республикизаконом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложениюПрезидента могут делегировать ему законодательные полномочия на изданиедекретов, имеющих силу закона [5,cт.101]. Этот закон должен определять предметрегулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
Не допускается делегирование полномочий Президенту на изданиедекретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование;изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканскогобюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента иПарламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон оделегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать емуизменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющиеобратную силу.
В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо попредложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силузакона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, онискрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть втрехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатойпредставителей, а затем Советам Республики. Эти декреты сохраняют силу, еслиони не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного составакаждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие наоснове декретов, которые отменены (ст. 101 Конституции). В этой связи можносделать вывод, что само по себе принятие нового закона после издания декретабез отмены последнего не позволяет обеспечить действие нового акта – закона.
В действующей Конституции детально не предусмотрен порядокопубликования и вступления в силу декретов, указов и распоряжений Президента,постановлений Правительства. В ней лишь предусмотрена обязанностьгосударственных органов опубликовать или довести до всеобщего сведения инымпредусмотренным способом правовые акты. Однако в части пятой статьи 104Конституции предусмотрено, что законы подлежат немедленному опубликованию послеих подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если всамом законе не установлен иной срок. Законы официально публикуются вНациональном реестре правовых актов Республики Беларусь, ВедомостяхНационального собрания Республики Беларусь, газетах «Звязда», «Народнаягазета».
Согласно части шестой статьи 104 Конституции закон не имеетобратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяетответственность граждан. Данная конституционная норма закрепляет важнейшийправовой принцип, который далее развивается, к сожалению, лишь в отдельныхотраслях права. Так, согласно статье 9 Уголовного кодекса преступность инаказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершенияэтого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществленияобщественно опасного деяния (бездействия) независимо от времени наступленияпоследствий.
Закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание илииным образом улучшающий положение лица, совершившее преступление, имеетобратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующеедеяние вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающихнаказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Со дня вступления всилу закона, устраняющего преступность деяния, соответствующее деяние,совершенное до его вступления в силу, не считается преступным. Если новыйуголовный человек смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбываетнаказание, суд назначает наказание в соответствии с санкцией нового уголовногозакона, руководствуясь статьей 62 настоящего Кодекса.
Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказаниеили иным образом ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, обратнойсилы не имеет.
Если действовавший во время совершения преступления уголовныйзакон был отменен или изменен уголовным законом, устраняющим преступностьдеяния, смягчающим наказание или иным образом улучшающим положение лица,совершившего преступление, но ко времени расследования уголовного дела илирассмотрения дела в суде вступил в силу иной более строгий уголовный закон,применению подлежит наиболее мягкий промежуточный закон.
Аналогичное правило закреплено и в статье 8 Кодекса обадминистративных правонарушениях. В других отраслях законодательства изложенныеправило часто не закрепляются, однако в силу приоритета конституционной нормыона должна иметь верховенство и непосредственное действие.
Более того, предусмотренное в Конституции правило об обратной силезакона имеет всеобъемлющий универсальный характер: оно должно касаться введенияв действие всех нормативных актов, включая и локальные. Являясь сторонникомболее широкого понимания изложенного выше принципа, полагаю, что и возложениекаких-либо иных дополнительных (ранее не предусмотренных) обязанностей такжедолжно осуществляться с учетам конституционного правила об обратной силе закона,например, при увеличении размеров налогов, установлении или увеличении штрафныхсанкций и т.п.
Вопросы опубликования и вступления в силу актов Президента иПравительства решены в законе о Президенте Республики Беларусь и УказеПрезидента от 3 декабря 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силудекретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь», в Законе от 10января 2000 года «О нормативных правовых актах», Законе «О Совете МинистровРеспублики Беларусь и подчиненных ему в государственных органах» и др.
Согласно Закону о Президенте Республики Беларусь декреты, указы ираспоряжения Президента публикуются или доводятся до сведения инымпредусмотренным законом способом.
Декреты независимо от вида подлежат немедленному опубликованиюпосле их подписания и вступают в силу через 10 дней после их официальногоопубликования, если в самом декрете не установлен иной срок.
В таком же порядке вступают в силу временные декреты Президента идействуют до принятия Национальным собранием решения, предусмотренного частьютретьей ст. 101 Конституции. Указы и распоряжения Президента вступают в силу впорядке, установленном Президентом.
В законе не определен источник официального опубликования декрета.Этот пробел вначале был восполнен Указом Президента от 3 декабря 1994 г.(споследующими изменениями и дополнения), согласно которому официальным являлосьопубликование в Собрании декретов, указов Президента и постановленийПравительства Республики Беларусь, в «Народной газете», газетах «Белорусскаянива», «Звязда», «Республика» и «Советская Белоруссия», а затем ДекретомПрезидента Республики Беларусь от 10 декабря 1998 г. №22 «Об утвержденииПоложения об официальном опубликовании и вступления в силу правовых актовРеспублики Беларусь». В Декрете также предусмотрено, что не подлежат публикацииправовые акты или их отдельные части, содержащие государственные секреты, илииные охраняемые законом сведения, если иное не предусмотрено законодательством.
Указы Президента Республики Беларусь вступают в силу со дня ихвключения в Национальной реестр правовых актов, если в этих актах не установлениной срок введения в действие. При этом следует иметь в виду, что нормативныеправовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силутолько после их официального опубликования. При этом, как правило, актыпубликуются после включения их в Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь.
Декреты, указы Президента Республики Беларусь могут бытьопубликованы в других печатных изданиях, а также переданы по радио, телевидениюи иным каналам связи, разосланы соответствующим государственным органам,предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям.
В случае разновременного опубликования декрета, указа ПрезидентаРеспублики Беларусь в нескольких официальных источниках срок вступления их всилу должен определятся по дате первоначального опубликования.
Распоряжения Президента Республики Беларусь вступают в силу смомента издания, если в них не указан иной срок введения в действие.
Распоряжения Президента Республики Беларусь обязательно доводятсядо сведения государственных органов, предприятий, учреждений, организаций,общественных объединений, должностных лиц и граждан, на которыхраспространяется их действие; они могут быть опубликованы в установленномпорядке.
Подготовка декретов, указов и распоряжений Президента РеспубликиБеларусь к опубликованию и направление их на опубликование осуществляетсяАдминистрацией Президента Республики Беларусь.
Собрание декретов, указов Президента и постановлений ПравительстваРеспублики Беларусь (с 1 января 2001 г. Не выпускается) издавалось три раза вмесяц и состоит из двух разделов: в первом публикуются декреты и указПрезидента Республики Беларусь, во втором — постановления ПравительстваРеспублики Беларусь.
Акты, а также приложения к ним, которые публиковались в Собраниидекретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь,содержатся в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Нумерациястатей является сплошной в течении календарного года издания Собрания.
При опубликовании акта в Собрании декретов, указов Президента ипостановлений Правительства Республики Беларусь указывается полное наименованиеакта и полное названия и порядковый номер акта.
Издание Собрания декретов, указов Президента и постановленийПравительства Республики Беларусь в соответствии с этим Указом возлагалось наУправление делами Президента Республики Беларусь.
Официальное опубликование правового акта осуществляется, какправило, на белорусском и русском языках в соответствии с подписаннымподлинником.
К сожалению, приходится констатировать, что в Собрании декретов,указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь неуказывалась дата издания, как это, например, делалось в ВедомостяхНационального собрания. Это затрудняет определение срока вступления в силуопубликованного акта. Ссылка, например, на месяц издания может дать основаниядля утверждения в некоторых случаях (например, при ухудшении правовогоположения участников правовых отношений) о необходимости «отсчета» срока овведении в действие акта с последнего дня месяца его опубликования.
/>2.2 Нормативные актыПравительства Республики Беларусь
Постановления Совета Министров Республики Беларусь вступают в силусо дня их включения в Национальный реестр правовых актов, если в них не указандругой срок. При этом постановления, касающиеся прав, свобод и обязанностейграждан, вступают в силу только после их официального опубликования.Представляется, что такое требование часто толкуется не совсем правильно. Помоему мнению, актам, улучшающим положение граждан, может быть придана обратнаясила, не обязательно, чтобы они вводились в действие на будущее, после ихопубликования.
В случае опубликования постановления в нескольких официальныхизданиях в разное время срок вступления его в силу определяется по датепервоначального опубликования.
Опубликование постановлений Совета Министров Республики Беларусь вСобрании декретов, указов Президента и постановлений Правительства РеспубликиБеларусь, а также в определенных законодательством средствах массовойинформации является официальным.
Среди актов общегосударственных органов важную роль играют ипостановления Правительства, которое издают свои акты на основе Конституции,законов, декретов и указов Президента.
Наряду с правовыми обычаями и нормативно-правовыми актами кисточникам права относят судебный и административный прецеденты. Сущностьпрецедента состоит в том, что ранее принятое решение суда (иногоуполномоченного на то органа) в связи с рассмотрением конкретного вопросаявляется правовой основой для последующего разрешения аналогичных дел. Родинойпрецедентного права является Англия. Судебные прецедент является болеераспространенной формой права нежели административный прецедент. В странах, гдеон признается в качестве источника права, по существу, суды занимаютсяправотворческой деятельностью. В этом отношении весьма показательно ивыражение: закон – это то, что о нем говорят суды. В отечественной литературеправовые обычаи и судебные прецеденты обычно не относятся к источникам права.Однако полагают, что и в условиях Беларуси роль прецедентного права должнавозрастать. Другое дело, что судебный прецедент играет вторичную, вспомогательнуюпо отношению к закону роль.
Контроль за конституционностью нормативных актов в нашемгосударстве осуществляет Конституционный Суд.
Признание нормативного акта либо отдельных его положений несоответствующими Конституции или актам, обладающим более высокой юридическойсилой, является основанием для отмены в установленном порядке положений другихнормативных актов, основанных на таком акте или его отдельных положениях либовоспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких актов немогут применяться судами, другими органами и должностными лицами (ст. 9 Законао Конституционном Суде). В этой связи можно утверждать, что заключенияКонституционного Суда являются источником права.

/>Заключение
В моей курсовой работе впервые комплексно исследуются источникиконституционного права Республики Беларусь, возникшие в результатеконституционных изменений, произошедших за последнее десятилетие в процессеобретения независимости и становления государственности в Республике Беларусь.Исследуются правовая природа и основные характеристики источниковконституционного права, в частности, новые формы права — акты ПрезидентаРеспублики Беларусь, а также заключения Конституционного Суда РеспубликиБеларусь, изучаются вопросы иерархии источников конституционного права.
Вносятся предложения о совершенствовании законодательства с цельюпостроения четкой иерархии источников права, усилению связей между источникамиконституционного права и источниками других отраслей права, изменениюКонституции Республики Беларусь, закреплению четкого места актов ПрезидентаРеспублики Беларусь в системе источников права, уточнению отдельных положений,касающихся действия декретов Президента Республики Беларусь.
КонституцияРеспублики Беларусь является основным источником отрасли конституционногоправа, главным законом, находится на вершине всей структуры законодательных идругих нормативных актов, она устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасливсего конституционного — правового
регулированияобщественных отношений, входящих в её предмет. Таким образом, источниками конституционногоправа являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются иполучают юридическую силу конституционно — правовые нормы.

/>Список использованныхисточников
1.      Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.:Книжный Дом; Интерпресссервис, 2003. – 832 с.
2.      Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теориягосударства и права. – Мн.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. –656 c.
3.      Гавриленко В.Г., Ядевич Н.И. Конституционное право: термины, понятия,определения. Мн.: Книжный дом, 1998. – 346 c.
4.      Гавриленко В.Г., Ядевич Н.И. Конституционное право. Мн.:Молодежное научное общество, 2005. – 562 с.
5.      Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями идополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.) – Минск: Амалфея, 1996. – 48 с.
6.      Крутских В.Е. Юридический энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 858 c.
7.      Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. Мн.: Молодёжноенаучное общество, 2000. – 166 c.
8.      Кунцевич К.Н. Сравнительное конституционное право. – Мн.: Молодёжное научное общество, 2004. –589с.
9.      Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь в вопросах иответах. Мн.: Белтаможсервис, 2003. – 288c.
10.    О международных договорах Республики Беларусь: Закон РеспубликиБеларусь, 23 июля 2008г., № 421-З // Национальный реестр нормативно-правовыхактов Республики Беларусь. – 2008. — № 2/1518
11.    О Совете Министров Республики Беларусь: ЗаконРеспублики Беларусь, 23 июля 2008 г., № 424-З // Национальный реестрнормативно-правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 2/1521
12.    Пастухов М.И., Тихиня В.Г. Конституционное право РеспубликиБеларусь. – Мн.:Энциклопедический словарь, 1996. – 176 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Борьба с иноземными завоевателями
Реферат Розробка засобами Delphi дидактичного ілюстративного матеріалу для розвязання задачі з аналітичної
Реферат Робота з програмами-архіваторами
Реферат Розробка програмного забезпечення файлового менеджера
Реферат Социально-политическое учение Аристотеля
Реферат Лиризм прозы ИАБунина на примере одного из рассказов
Реферат Парадоксы религиозной статистики
Реферат Повышение эффективности использования заемного капитала (на материалах ТОО "Сельпром")
Реферат Отливка
Реферат Разработка технологического процесса изготовления детали - Поршень-рейка
Реферат Summary On Odysseus Essay Research Paper John
Реферат Шифраторы, дешифраторы, триггеры
Реферат Система юридических лиц в рыночной экономике, коммерческие организации
Реферат А. С. Пушкин Карамзин Николай Михайлович (1766 1826), писатель, историк
Реферат Analysis Of Casablanca Essay Research Paper Many