Министерствообразования и науки РФ
ГОУ ВПО«Московский государственный открытый университет»
Кафедра Права
Историяразвития налогового законодательства в России
Контрольная работапо
налоговомуправу РФ
Студента V курса заочного отделения
юридическогофакультета
Проверил: ст.пр.
2008 г.
Содержание
Введение
I. Развитие налогового законодательствав древней Руси
II. Налогообложение в дореволюционнойРоссии
а) Допетровская эпоха (XVI-XVII вв.)
б) Налоговаяреформа Петра I (XVIII в.)
в) Налоговыереформы в XIX — начале XX вв.
III. Развитие налогового законодательства в послереволюционнойРоссии
а) Налоги «военного коммунизма»,налоговая система во время нэпа 1922-1929гг.
б) Налоговаяреформа 1930-1932гг.
в) Измененияв налоговом законодательстве СССР в 1941-1965гг…
г) Реформыналоговой системы в СССР в 1985-1991гг.
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
В истории России, как и вистории любого государства, можно заметить эволюцию двух ее составляющих:финансовой системы и армии. Приоритетной здесь, безусловно, является финансоваясистема. В виду того, что основа любой финансовой системы — налоги, можносказать, что в определенном смысле история государства — это история егоналоговой политики.
Проблемы налогообложенияпостоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самыхразных эпох. Ф. Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш.Монтескье полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определениетой части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один изосновоположников теории налогообложения А. Смит говорил о том, что налоги длятех, кто их выплачивает — признак не рабства, а свободы.
Налоги применялись ещёна заре человеческой цивилизации. Их появление было связано с первымиобщественными потребностями. Никакое государство не могло, и не может,обходиться без налогов со своих граждан. Французский писатель и историк Франсуа– Мари Вольтер однажды сказал: «Уплачивать налог – значит отдавать часть своегоимущества, чтобы сохранить остальное».
В развитии методоввзимания налогов можно выделить три основных этапа. На начальном этапе – отдревнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппаратадля определения и сбора налогов. Оно определяет лишь сумму, которую желаетполучить, а сбор налогов поручает городу или общине. На втором этапе – XVI –нач. XIX вв. — в ряде стран возникает сеть финансовых учреждений, и государствоберёт часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения, наблюдает засбором налогов. На третьем, современном этапе – государство берёт в свои рукивсе функции установления и взимания налогов, т. к. правила обложения успеливыработаться. Региональные органы власти играют роль помощников государства,имея ту или иную степень самостоятельности.
В настоящее время во всеммире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем прощеналоговая система, тем, проще определять экономический результат, меньше заботпри составлении отчетных документов и тем больше остается времени упредпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а нена то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностьюуплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.И только в нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В нейприсутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути,почти ничем друг от друга не отличаются, что характерно для государства впериод его становления. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерияпредприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чегопредприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление,что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.
Государство, обеспечиваяжизнедеятельность общественного организма, всегда нуждалось в немалых деньгахдля обеспечения собственного существования, для наведения общественногопорядка, ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, развития связи ииных задач, стоящих перед государством. Одним из источников покрытия расходовгосударства были, прежде всего, налоги, один из самых действенных инструментовмобилизаций денежных средств. Проводимые в стране реформы коснулись многих сфержизнедеятельности общества, в т.ч. экономики и политики. Обнажили много нерешенных проблем стоящих перед нашим обществом и стоящие перед государствомпроблемы совершенствования законодательства, и в частности налоговогозаконодательства. Уроки, которые мы можем почерпнуть из истории развитияналогового законодательства России, могут оказать положительное влияние наразвитие налогового законодательства Российской Федерации и пути егосовершенствования.
I. Развитие налоговогозаконодательства в древней Руси
На Руси о первых налогах,распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях. ВЛаврентьевской летописи указано: «В лето 6367 имаху дань Варяги из заморья наЧюди и на Словенах, на Мери и на Всех Кривичах; а Козари имаху на Полянах, и наСеверах и на Вятичах, имаху по белей Веверице от дыма»[1].Как отмечал Б.Д. Греков: «Княгиня Ольга в Х веке в завоеванной земле ужеустанавливает уставы и уроки, т.е. упорядочивает взимание даней-податей, аустановившейся единицей обложения (дым, рало, плуг), говорящей о регулярностиразличных взиманий с народной массы, известные славянам задолго до Ольги, покрайней мере, в самом начале IX в., если не раньше»[2].
Собирание налогов князямипо большой части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когдакнязь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налоговбыли: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народыпривозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам.Первый способ сбора дани назывался повозом, второй — полюдьем. Полюдьевыступало как административно- финансовая поездка князя по подвластнымплеменам. Уплачивали дань натурой, чаще всего мехами, медом, кунами. Предметы,которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственнойдеятельности, которой занималось то или иное племя. Налоги в виде податейпоступали в казну князя главным образом от землевладельцев, собственниковземли. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги,хлеб, мед, рыба. В зависимости от потребностей князя.
Все основные тяжести в видеразличных сборов и повинностей ложились на землю. В это время земледелиесоставляет главнейшее занятие большей части населения и распространяетсяповсюду, а вследствие этого поземельная собственность делается главным мериломвзимания податей, вся тягость налогов была носима крестьянами и городскимижителями. Все подати были двоякого рода, окладные или определенные количеством,и неокладные (дар, даровые сборы). Следует отметить, что первоначально налогиобладали следующими особенностями: устанавливались по случаю войн или походов,а также добровольно приносимые населением, в основном завоеванным. Налогиупоминаются под разными названиями, как то: дань (общее названия всех сборов),оброк, урок. Определенного различия между денежными и натуральными продуктамиуплачиваемые населением не имелось, собирались непосредственно князем или егочиновниками, или же привозились самым населением. Дань как прямая податьсуществовала на протяжении XI-XII вв. и первой половины XIII в.
Впервые законодательноезакрепление норм, регулирующих отношения связанные со сборами и повинностямипоявляется в Русской Правде. В статьях 42-43 краткой редакции Русской правды истатьях 96-97 Просторной редакции отмечаются такие подати и повинности, каккорм, городовые и мостовые деньги. Корм, т.е. поставка пищевого довольствия,являлся одним из древнейших видов повинностей. О нем говорят уже в РусскойПравде в ее древнейшей редакции. Она определяет корм чиновнику, ездившему поволостям для суда, и его лошадям. Русская правда уже переводит корм на деньги.
В историизаконодательного регулирования податной системы не остался бесследным периоднахождения Руси под господством Золотой Орды. Во времена Золотой Орды(1243-1480) появляются различного вида подати и сборы с податного населения,взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов «ордынскихтягостей», главными из них были: «выход», налог непосредственно монгольскомухану, торговые сборы («мыт», «тамка»), извозные повинности, взносы насодержание монгольских послов и др. В XIII в. дань взимается в пользу хановЗолотой Орды (выход ордынский), платили ее русские князья начиная с ЯрославаВсеволодовича (1191-1246) более 200 лет. В ханских ярлыках второй половины XIIIв. — середины XIV в. упоминаются такие повинности русского населения в пользуОрды, как дань, запрос, дары, почестие, ямы, тамга, пошлины вообще. Часть изних выплачивалась, по-видимому, в деньгах, часть представляла натуральныепоборы. Первоначально сбором податей занимались сами татары через своихфискальных чиновников — баскаков. Затем функции по сбору и контролю заисполнением повинностей были переданы князьям, которым передавался ХанскийЯрлык. С XIII в. в податной системе Руси большое развитие получила посошнаяподать. В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первыепереписи населения.(Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель)Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.
В XIV-XV в.в., помимоордынской дани, со свободного населения взималась дань, которая направляласьпрямо в княжескую казну – в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440-1505)в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Иоанн III закрепляет исключительноеправо казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво – медовая дань.
К XIV в. в русском государствескладывается система кормлений – предоставление права на управлениеопределенной территорией за службу великому князю. Формально полномочиякормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слугсборщиками пошлин и прямых налогов. Обжалование действий назначенныхкормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великомукнязю.
Со второй половины XIV в.налоги стали взиматься с сохи, ставшей главной единицей обложения. Дляопределения окладов податей и их раскладки использовались различные единицыобложения. Под термином подати имели ввиду не только денежные платежи инатуральные сборы, а также личные повинности. Раскладка податей производиласьсовместной деятельностью правительства и общества. Раскладка податейпроисходила путем развода и разруба. При этом учитывались два момента:правительственный оклад и мирская раскладка, первый включал в себя определениеколичества тяглых хозяйств, тягло способность плательщиков и их оклад, второе — распределение подати между плательщиками в соответствии с хозяйственнымблагосостояньем. Развод представлял из себя раздробление предполагаемой суммысредств, подлежащих сбору, между частями государства и группами тяглецовпосошно или повытно. Разруб представлял собой дальнейшее раздроблениепервоначальных окладов (мирская раскладка, размет).
С конца X в. взимаетсядорожная пошлина. Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (сторговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленныетаможенные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз – в1753 г.
В период феодальнойраздробленности (XIII- XIV) кроме указанных видов налогообложенияраспространяются судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц,серебряного литья и др. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, пошлина«продажа» — за прочие преступления. К началу XVI в. данью или данными деньгами,стали называть целую группу налогов (кроме дании – прямой государственнойподати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей.
II. Налогообложение в дореволюционнойРоссии
а)Допетровская эпоха (XVI-XVII вв.)
В XV-XVI вв., в периодстановления русского централизованного государства, распространение получаетподать, поступавшая в казну великого князя московского (впоследствии – царя),взимавшаяся в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получилсвое название от «сохи». Соха – единица обложения в Московском государстве сXIII до середины XVII в., когда ее заменили новой податной единицей – «живущейчетвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохинеоднократно менялось.
Со второй половины XVI в.налоги и сборы взимаются в денежной форме. В военное время вводятсячрезвычайные налоги, в 1555 г. устанавливается сбор четвертовых денег,представлявший собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностныхлиц. Сбор их осуществляли чети — центральные государственные учреждения(XVI-XVIIв.), ведавшие сбором разного вида податей. К XVII в. функционировалошесть четей: Владимирская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская иНовая чети. Еще со времен Золотой Орды появляется термин «пошлинные люди»,означавший знатных лиц, бравших на откуп дань ханам. С 1556 г. проводятсяреформы государственного и местного управления, ликвидированы кормления(система содержания должностных лиц за счет местного населения), упраздняетсявласть наместников и волостелей, вместо них учреждаются губные и земскиеучреждения.
В период царствованияМихаила Федоровича (1596-1645, первый царь из рода Романовых) взимание податейстало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадках,обложили общим посадским тяглом. Тяглом облагался не член общины, аопределенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тяглаосвобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба,дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVIIв. привилегии эти стали подвергаться ограничениям.
Важнейшим сводом законовРоссийского государства, регулирующих податные отношения, стало Соборноеуложение 1649 года. В нем нашли отражение вопросы регулирования финансовых(налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, а также былоокончательно закреплено крепостное право, с отменой урочных лет.
В Соборном уложении 1649г. была предпринята попытка расширения круга податного населения: «в техслободах живут торговые и ремесленные люди, и всякие торговые промыслыпромышляют, и лавками владеют, а государевых податей не платят и служб неслужат, всех взяти за государя в тягло. Иные, какие ни будь вольные люди, иличьи ни будь, а торговыми они всякими промыслами промышляют, а ни в каком тяглеони не написаны и государевых податей не платят, и служб не служат, и изделийне делают, и тех всех… взяти в тягло, чтобы такие люди нигде в избытках небыли»[3].Тяглые крестьяне, ставшие крепостными, не переставали быть тяглыми и способнымик государственному тяглу. За беглых крестьян владелец платил подати до новойпереписи. Соборное уложение устанавливает правило: «имати за крестьянгосударевы всякие поборы с вотчинников и помещиков, а за сокрытие беглыхназначает взыскание с приемщика как за государевы подати, так и за помещичье идоход по десяти рублев на год»[4].Не мало внимания в Соборном уложении уделено оброку. В них указывается, чтовладельцы угодий, расположенных на государственных землях, в частностикрестьяне таких владельцев, если они продолжают владеть на оброкегосударственными угодьями на отхожих землях, обязаны по-прежнему платитьгосударев оброк, т.е. переход крестьян в частные владение не долженсопровождаться освобождением их от уплаты за пользование государевыми оброчнымиугодьями. Все это свидетельствует о том, что государство преследовало цель нетолько расширения податного слоя населения, но и не допускало выхода из тягланаселения. Как уже отличалось при определении окладов податей и их раскладкииспользовались различные единицы обложения. Среди них можно выделит триразряда: 1) выти, обжи, луки; 2) местные сошки различных размеров; З) большая(московская) соха.
Большая (московская) сохадля посадов, дворцовых, поместных, вотчинных и ряда монастырских земель равнялась800 четвертям доброй земли, 1000 четей средней или 1200 четей худой земли; адля церквей и монастырей соответственно 600, 700, и 800 четвертей. Длядворцовых и черных земель, обрабатываемых крестьянами, — 500, 600 и 700четвертей. Размер московской и новгородской сохи по размерам существенноотличались, т.к. новгородская соха была значительно меньше московской. Какотмечал академик Б.Д. Греков, кожевничий чан, невод, лавка, кузница, ладья,цран — это все отдельные виды хозяйственных предприятий, которые тожеприравнивались к сохе[5].В Новгороде распространение получила единица обложения, именуемая обжа. Обжапредставляла собой окладную единицу, в состав которой входило несколькоэлементов. Содержание обжи зависело от местных условии, и она была разнообразнакак качественно, так и количественно. В основе ее лежит соотношение количестварабочей силы к эксплуатируемой природе, прежде всего к пашне. В частности, какотмечал академик Б.Д. Греков: На огромном пространстве новгородских пятин воснове обжи лежит обычно пахотная земля и сенокос. Лук — как единица обложенияприравнивалась двум обжам. Лук в качестве единицы обложения употреблялся там,где нет пашни или пашня не составляла главной отрасли хозяйства. Лук, как единицаобложения, построена на том же принципе, что и обжа, но служит для обложениянекоторых не земледельческих хозяйств.
Писцовые книги какважнейший источник стоит в центре огромного комплекса документов, связанных сосновой феодального государства — феодальным землевладеньем. Функционально этотдокумент феодального государства закреплял права владения землей, регистрациейизменений в землевладении и, наконец, выполнял фискальную функцию, ибо служилобоснованием всей системы государственного налогообложения населения. Такимобразом, писцовые книги носили многофункциональный характер. В писцовых книгахфиксировалось податное население, а также отражалось описание и оценочнаяхарактеристика сельскохозяйственных и промысловых угодий, сел, деревень,пустошей. Писцовые книги на протяжении нескольких столетий служил основойгосударственного фиска.
Несколько упорядоченафинансовая система была в царствование Алексея Михайловича, создавшего в 1655г. счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определитьгосударственный бюджет.
Политическое объединениерусских земель относится к концу XV века. Однако стройной системы управлениягосударственными финансами не существовало ещё долго. Большинство прямых налоговсобирал Приказ большого прихода. Однако одновременно с ним обложением населениязанимались и территориальные приказы. В силу этого финансовая система России вXV — ХVII веке была чрезвычайно сложна изапутана. Доходы казны составлялись из доходов окладных и неокладных.Совокупность податей, платимых по общей раскладке, составляла тягло, и люди,подлежащие таким платежам, назывались тяглыми. Основные подати формировались засчет данных и оброчных денег. Под данными деньгами или данью назывались разныепрямые налоги, которые ложились на податное население и взимались по числу сох,значившихся по писцовым книгам. Оброк имел двойное значение: как частный акт,регулирующий отношение между частным лицом и государством или владельцем земли,по поводу платы за пользование землей, угодьями или промыслами.
С конца XVII в. вподатной системе России происходят изменения, появляется новая окладная единицадвор, которая почти до начала XVIII в. служила основой податной системы. Однакоуже с начала XVIII в. с ростом расходов на войну, в государстве назрела проблемапополнения бюджета.
б) Налоговая реформа Петра I (XVIIIв.)
Эпоха Петра Iхарактеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленныхвойн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Основныестатьи расходов казны в этот период – армия и флот. Для покрытия дополнительныхрасходов вводятся чрезвычайные налоги: деньги на драгунские, рекрутские,корабельные. Появляются прибыльщики – чиновники, которые должны «сидеть ичинить государю прибыли» — придумывать новые виды податей. По их инициативывведены: подушная подать, гербовый сбор, налоги с постоялых домов, с печей,плавных судов и др., введено удвоенное обложение податями староверов. Уженачиная с 1704 г. вводились сборы: поземельный, померный и весный, хомутейный,шапочный и сапожный — от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, сизвозчиков — десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный — с конных ияловочных кож, пчельный, банный, мельничный и другие.
Однако это не смоглорешить проблем пополнения казны. Быстрый рост государственных расходов в первойчетверти XVIII в. на создание армии, военно-морского флота, на содержаниеаппарата управления, строительство заводов и мануфактур требовал новыхдополнительных финансовых источников. Дворовое число давно уже стало никуда негодным основанием обложения.
Податная реформа Петра I представляла собой смену системыпрямого обложения, переход от подворного обложения к подушному. В ходе реформыпроизошла замена единицы обложения двор на единицу обложения душа мужскогопола, с введением единого подушного налога взамен множества мелких подворныхналогов, произошло изменение порядка сбора налогов. В соответствии с Именнымуказом от 26 июня 1724 установлено: «С каждого мужска пола души, которые понынешней переписке и по свидетельству штап-офицеров явились, земскому комиссарувелено собирать на год по семидесят по четыре копейки, а на треть года — напервую и вторую — по двадцати по пяти, а на третью — по двадцати по четырекопейки; а больше того никаких денежных и хлебных податей и подвод не имать, иплатить не повинны»[6].Следует отметить, что помимо подушной подати государственные крестьяне платилии оброчную подать. Введена она была при Петре I для выравнивания податногообложения государевых и не государевых крестьян. Все губернии для взиманияоброчной подати были разделены на четыре класса «по свойству земли, изобилию вней и способам для обитателей к работам и промыслам их». Оброчная податьрассматривалась как плата государственных крестьян за пользование казеннойземлей, с которой и производилась уплата оброчной подати, и рассчитывалась попринципу подушной подати. Ревизская душа, положенная в основе обложения, быларасчетной, разверсточной окладной единицей, чисто фиктивной. С сельскогонаселения подушная подать не только высчитывалась в сметах по количеству душмужского пола, но и при сборе раскладывалась прямо по душам, а не поработникам.
В целом следует отметить,что в ходе реформы налогообложения введен единый денежный налог — подушнаяподать, унифицирована финансовая система в целом и, в частности,налогообложение, расширен круг налогоплательщиков. Одним из важнейшихсоциальных последствий податной реформы является правовое и податное оформлениекатегорий государственных крестьян. В то же время Петром I был принят ряд мер,чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежнихналогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей. Напротяжении всего XVIII в. основным источником пополнения бюджета государстваоставалась подушная подать и иные сборы, которые исчислялись по душам.Плательщиками подушной подати становятся все слои крестьянства, посадские люди,купцы. Впоследствии от уплаты подушной подати освобождались купцы (приЕкатерине II), почетные граждане (при Николае I) и другие категории населения.
При Петре I былиобразованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали различными финансовымивопросами: камер — коллегия, штатс контор — коллегия, ревизион — коллегия икоммерц — коллегия. Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В1780 году была создана экспедиция о государственных доходах, в следующем годуона разделилась на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведоваладоходами государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертаявзыскиванием недоимок, недоборов и начетов.
в)Налоговые реформы в XIX — начале XX вв
В 1802 году манифестомАлександра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство финансов иопределена его роль. На протяжении XIX века главным источником доходовоставались государственные прямые и косвенные налоги. При Александре I(177-1825, российский император с 1801) изменения в акты законодательствавносились в части следующих налогов: оборочный налог, гильдейский сбор, пошлинас наследств, гербовая подать, вводятся процентный сбор с доходов от недвижимогоимущества, кибиточная подать, посудный сбор с меди, существенному пересмотруподвергается система земских денежных и натуральных повинностей, реформируетсясистема организации сбора налогов. В связи с проведением крестьянской реформы1861 года была изменена система сбора промыслового налога, введеноналогообложение земли, введены подомовой налог, земские налоги и сборы. Указомот 1 января 1863 г. винные откупа заменяются акцизными сборами со спиртныхнапитков. При этом важнейшим источником государственной казны становятсяподушный налог, питейный и таможенный сборы, соляной налог, акциз на дрожжи,акциз на керосин, акциз на табак. Купечество платило гильдейскую подать — процентный сбор с объявленного капитала. Данный сбор был введен еще ЕкатеринойII в 1775 году для купцов I, II и III гильдии вместо подушной подати. Онсоставлял I% от капитала, но за 50 лет вырос до 2,5% для купцов III гильдии ина 4% для купцов I и II гильдий. Размер капитала записывался «По совестикаждого». Кроме того, действовала патентная система обложения торговли ипромышленности. Были введены билеты на лавки, т. е. плата за каждое торговоезаведение.
В 1818 г. в России изданпервый крупный труд в области налогообложения – «Опыт теории налогов» русскогоэкономиста Н.И.Тургенева.
Отмена крепостного правадала толчок к развитию податного законодательства. Манифестом 19 февраля 1861г. решались вопросы определения статуса крестьян как свободных участниковправоотношений, возможности получения в собственность земли, реформы земскойсистемы. В основу выкупных платежей было положена сумма оброка, включающая всебя плату за землю и за труд крестьян. Следует отметить, что выкупные платежирассматривались как один из источников доходов бюджета, который числилсятаковым вплоть до установления Советской власти. В соответствии с Общимположением о крестьянах вышедших из крепостной зависимости, крестьяне обязанынести следующие казенные и земские денежные повинности: 1) подушная подать, 2)сбор на обеспечение продовольствия З) земские сборы, как государственные, такобщие губернские и частные, 4) сбор на заготовление окладных листов по подати исборам. При этом помещики не несли ответственности за уплату подушной податикрестьянами. Помимо этого крестьяне несли обязанности по уплате мирских сборови натуральные повинности.
Податная системаосновывалась на принципах, разработанных в XVIII в. и после 1861 г. проблемаликвидации податного сословного неравенства и совершенствование податнойсистемы стала актуальной. Ускорившийся после 1861 г. рост промышленности иразвитие капиталистических отношений подталкивали правительство на проведениеэкономических реформ. Податная система со своими архаическими принципамипрепятствовала этому. 14 мая 1885 г. по высочайшему Указу проведена заменаподушной подати на оброчную подать и государственный земельный налог, заисключением районов Сибири. Затем 19 января 1898 г. в Сибири отменялись:подушная подать и душевая оброчная подать, ясачный сбор и сбор на межевание.Взамен их вводились: государственная оброчная подать, а с земли — поземельнаяподать.
С началом первой мировойвойны значительно возросло налоговое бремя с крестьянства. Значительно возросликосвенные налоги. Ставки поземельного налога были увеличены законом от 24декабря 1914 г. Законом от 6 апреля 1916 г. был установлен подоходный налог,который вводился в действие с 1917 г. Обложение подоходным налогом строилось наоснове прогрессивного метода. Устанавливался необлагаемый минимум в размере 850рублей. Следует отметить, что налоговое бремя, которое ложилось на крестьян вдореволюционной России отличалось своей тяжестью. Связано было это, преждевсего тем, что крестьянское население составляло основную массу плательщиковпрямых и косвенных налогов.
III. Развитие налогового законодательства в послереволюционной России
а) Налоги «военного коммунизма»,налоговая система во время нэпа 1922-1929гг
Основной источник доходовбюджета в этот период – эмиссия бумажных денег, а также контрибуции. 8 ноября(26 октября) 1917 г. в составе наркоматов учреждается Народный комиссариатфинансов (Наркомфин) – центральный орган государственного управления отдельнойсферой деятельности или отдельной отраслью народного хозяйства. Одним из первыхизменений налогового законодательства после октябрьской революции становитсяпринятие Декрета Совета Народных Комиссаров, 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «Овзимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговыхи промышленных предприятий и доходов от личных промыслов». Декретомпредусматривались твердые сроки налога и санкции за просрочку платежей илиуклонение от уплаты – «вплоть до расстрела».
В условиях диктатурыпролетариата налогообложение и налоговое право становятся средством классовойборьбы. Так, Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета иСНК от 30\октября 1918г. вводится единовременный чрезвычайный десятимиллиардныйреволюционный налог. Взимался по раскладочной системе: общая сумма налогараскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем – поплательщикам. Городская и деревенская беднота полностью освобождались от уплатыналога. Финансовые результаты проведения налога значительно отличались отзапланированных сумм. Вместо запланированных 10 миллиардов рублей получено было1,5 миллиарда рублей. Помимо общегосударственных чрезвычайных революционныхналогов вводились и местные чрезвычайные единовременные революционные налоги.Данные средства направлялись на покрытие расходов местной власти. Остраяпродовольственная нехватка вынудила найти новые инструменты пополненияпродовольственных запасов государства. В условиях натурализации экономики ипрекращения денежного обращения правительству пришлось перейти к взиманиюнатуральных налогов. Декретом ВЦИК от 30 октября 1918 г. «Об обложении сельскиххозяев натуральным налогом», в виде отчисления части сельскохозяйственныхпродуктов был введен натуральный налог. Строился он по принципу подоходногоналога. Налог взимался с излишек продуктов сверх потребности хозяйств и попрогрессивной системе в зависимости от количества десятин посева, численностискота в хозяйстве и с учетом количества едоков. В отношении кулацких хозяйствбыла установлена особая система индивидуального обложения. Местные Советы моглипривлекать кулацкие хозяйства к обложению по повышенным нормам или отнести их кболее высоким разрядам по обеспеченности посевом, или обложению всех посевовбез учета количества едоков. В отличие от чрезвычайного революционного налоганатуральный налог имел окладной характер, а не раскладочный. Объектом обложенияявлялись посевные земельные участки всех видов и скот, имеющийся в хозяйстве.Были установлены необлагаемые минимумы. Ставки налога устанавливались в пудахржи, но налогоплательщик мог вносить налог другими продуктами.
Однако проведение налогане получило большого значения, т.к. не позволило мобилизовать все излишкипродовольствия в государстве. В связи с чем правительство вынуждено было ввестипродовольственную разверстку. Декретом СНК от 11 января 1919 г. вобщегосударственном масштабе введена Продовольственная разверстка. Всоответствии с ней все количество хлеба и зернового фуража, которое было необходимодля удовлетворения государственных нужд, разверстывалась для отчуждения унаселения между производящими губерниями. В результате проведенияпродовольственной разверстки у крестьян изымались не только излишкипродовольствия, но и часть необходимых самим крестьянам продуктов. ДекретомСовета труда и обороны от 19 ноября 1919 г. «О натуральной трудовой и гужевойповинности» в целях преодоления топливного кризиса устанавливались: а)натуральная дровяная повинность, б) трудовая повинность, в) гужевая повинность.В результате происходящих в стране событий состояние экономики и отдельных ееотраслей было удручающим. Сельскохозяйственное производство в 1920 г.составляло 50 % от довоенного уровня. Выведение из разрухи всего народногохозяйства необходимо было начинать с поднятия сельского хозяйства. Важным шагомв этом направлении явилась отмена продовольственной разверстки и введениепродовольственного налога. Все натуральные налоги могли уплачиваться 18различными видами продуктов, с установлением эквивалента замены одного видасельскохозяйственной продукции другим. Первоначально натуральные налоги нераспространялись на производственные сельскохозяйственные кооперативы, которыесдавали сельскохозяйственную продукцию по особо установленным для них правилам.Однако затем Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1921 г. они были привлечены куплате натуральных налогов.
Взимание налога несло насебе большие издержки по взиманию, которые достигали иногда до 40 % валовогосбора. Все это требовало изменений в порядке обложения крестьянских хозяйств.XI Всероссийская партийная конференция рекомендовала изучить опыт взиманияпродналога и найти возможность упростить для крестьянства выполнение лежащих наних государственных повинностей. На IX Всероссийском Съезде Советов были выработаныуказания о необходимости пересмотра взимания натурального налога. На основеэтого Декретом ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. Об едином натуральном налоге напродукты сельского хозяйства на 1922/23 гг. вводится единый натуральный налогвместо прежних отдельных натуральных налогов, устанавливается единая весоваямера начисления налога, в пудах ржи или пшеницы, налог исчислялся от сочетаниятрех показателей: количества пашни на едока, обеспечения скота и урожайности.Уплата могла производиться различными сельскохозяйственными продуктами вопределенном эквиваленте к основной весовой мере исчисления налога — пуду ржи ипшеницы. Сам налог строился по прогрессивной шкале ставок. Объектом обложениястала земля-пашня, а также сенокос в переводе на пашню и количествопродуктового скота имеющегося в хозяйстве.
Необходимость роставаловой продукции и товарности сельского хозяйства, укрепления рубля и развитияденежного обращения, использования налогового обложения деревни в целяхстимулирования производственных сил сельского хозяйства настоятельнопотребовало изменения в системе налогообложения крестьянства. Развитияэкономики настоятельно требовало перехода от натурального обложения кденежному. Новая экономическая политика (нэп) начала осуществляться в 1921г.,по решению Х съезда РКП(б). В число основных мероприятий нэпа входили: заменапродразверстки продналогом, разрешение частной торговли, аренды мелкихпромышленных предприятий и земли под строгим контролем государства, заменанатуральной заработной платы денежной. Переход к нэпу обусловил возрождениеналоговой системы, воспроизводившей в общих чертах налоговую системудореволюционной России. Вместе с тем были введены новые налоги: единыйнатуральный налог, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытовогостроительства. Кроме того, вводится ряд «классовых налогов»: индивидуальноеобложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, трудгужналог.Необходимость нормализации и развития экономических отношений, побудилоправительство пересмотреть систему отношений к сельскому хозяйству икрестьянству. Переход к единому сельхозналогу был осуществлен Декретом ВЦИК иСНК от 10 мая 1923 г. «О едином сельскохозяйственном налоге». В соответствии сним на 1923/24 гг. устанавливался единый сельскохозяйственный налог взаменналогов, уплачиваемых населением, нанимающимся сельским хозяйством, вчастности: единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежногоналога, общегражданского налога. Исчисления налога производилось в весовой мере- пудах ржи или пшеницы. При определении налога учитывалось: а) количествопашни и сенокоса, б) количество едоков в хозяйстве, в) количество взрослогорабочего и продуктивного скота, г) урожайность хлебов и трав на десятину. Конкретные шаги реорганизациисельскохозяйственного налога были определены II съездом Советов Союза СССР.
На XIV конференции РКП(б)были рассмотрены вопросы налогообложения в деревне и принята резолюция «Оедином сельскохозяйственном налоге». В резолюции признана необходимостьпроведения улучшения в порядке обложения налога, подчеркнута необходимостьраспределения налоговой тяжести между плательщиками по экономической мощностикрестьянского хозяйства.
Важным этапом в развитииналогообложения стали новые задачи, которые ставило Правительство страны. Преждевсего: переход на рельсы индустриализации страны, развитие социалистическихэлементов в сельском хозяйстве, усиление налогообложения зажиточных слоевдеревни. XV съездом Партии было принято решение на ограничение кулацкихэлементов в деревне и развитие коллективизации сельского хозяйства. Основнойупор был сделан на расширение льгот коллективным хозяйствам и усилениеобложения кулацких хозяйств. Это выражалось введении для последнихиндивидуального обложения и повышении максимальных ставок обложения с 5 до 25 %по принципу определения действительного дохода каждого отдельного хозяйства отразличных объектов. Шкала обложения устанавливалась комбинированная с учетомчисла едоков. В основу построения налога был заложен классовый принцип. Чтоярко проявилось в предоставлении больших льгот коллективным хозяйствам. С 1929 г. в развитии сельскогохозяйства произошли большие перемены. В стране начался процесс массовогоперехода крестьян в коллективные хозяйства. В связи с этим и налоговая политикастраны приобрела новые аспекты. Прежде всего, налоговая политика страны быланацелена на решение задач о проведении коллективизации деревни, поддержании иукреплении колхозного строя, ликвидации кулачества.
б) Налоговая реформа 1930-1932гг
Начиная с 1930-х гг. рольи значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют не свойственныеим функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками ичастными сельхозпроизводителями.
В 1930-1932 гг. в СССРбыла проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена системаакцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы вдвух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Былиобъединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Всяприбыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативныхотчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Такимобразом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямыхизъятий валового национального продукта, производимых на основе государственноймонополии.
Плательщиками налога соборота были государственные производственные объединения, предприятия,организации, предприятия общественных и кооперативных (кроме колхозов)организаций (фабрики, заводы, фирмы, оптово-сбытовые организации,специализированные оптовые организaции министерства торговли союзных республик,предприятия и оргaнизации потребительской кооперации и др.), действовавшие наоснове хозрасчета, имевшие самостоятельный баланс и расчетный счет в ГосбанкеСССР.
Налогом с оборота в СССРоблагалась выручка от реализации по розничным или оптовым ценам промышленности(с налогом с оборота) товаров собственного производства или собственной закупкивсем покупателям, а также при отпуске по указанным ценам отдельных товаров(растительное масло, дрожжи, ферментированный табак, ткани, вата и др.) внутриобъединения, предприятия. Не включалась в облагаемый оборот выручка: от реализациитоваров, по которым не установлено обложение налогом с оборота (мясомолочныетовары, овощи, картофель, фрукты и др.); при отпуске товаров в установленномпорядке по оптовым ценам предприятий (без налога с оборота) для экспортавнешнеторговым организациям и т.д.
В 1931 г. установленналог с оборота кинотеатров, который в 1935 г. объединен с налогом со зрелищ.Налог с оборота кинотеатров взимался с валовой выручки от продажи билетовкинотеатров по ставке 30%.
К налогам, дополнительновведенным налоговой реформой, относился налог с совхозов. Введение налогаобосновывалось необходимостью связать местные органы власти (райисполкомы) срасположенными на их территории совхозами и создать заинтересованностьрайисполкомов в финансовых результатах деятельности совхозов. Налог с совхозовисчислялся по валовому доходу (т.е. обороту) от продажи сельскохозяйственнойпродукции на сторону, сдачи ее своему объединению, тресту, а также в своиторговые и промышленные предприятия, от отпуска этой продукции своим рабочим ислужащим.
Была установлена единаяставка налога в размере 1% валового дохода. Налог с совхозов, взимавшийся всовокупности с налогом с оборота, нарушал принцип однократности обложениятовара: продукция, переданная в торговые предприятия совхоза (или в объединение)и уже обложенная налогом с совхозов по этой передаче, вторично облагаласьналогом с оборота при реализации ее торговым предприятием (объединением).
в)Изменения в налоговом законодательстве СССР в 1941-1965гг
Во время ВеликойОтечественной войны продолжает действовать система обязательных платежей изприбыли государственных предприятий. С началом Великой Отечественной войны былвведен военный налог (отменен в 1946 г.). Кроме того, 21 ноября 1941 г. УказомПрезидиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средствдля оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков,одиноких и малосемейных граждан.
Основным налоговымплатежом послевоенного периода выступал налог с оборота, своего рода акциз натовары народного потребления — хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное ит.д.
В третьей Программе КПСС,принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 г., предполагалась полная отменаналоговых платежей с населения. В середине 1960-х гг. в СССР планировалосьосуществление коренной хозяйственной реформы, направленной на повышениеэффективности и прибыльности налоговой системы. В сфере налогообложения кважнейшим мероприятиям по реформированию хозяйственного механизма следуетотнести: изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий,введение платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, реформированиесистемы подоходного обложения колхозов. Фактически неизменной оставаласьсистема взимания налога с оборота.
В 1960-е гг. в СССР былвведен еще ряд налогов.
Постановлением ЦК КПСС иСМ СССР от 4 октября 1965 г. в целях повышения заинтересованности предприятия влучшем использовании производственных основных фондов и оборотных средств былвведен налог «Плата за фонды». Он представлял собой форму распределенияприбыли, которая являлась одним из первоочередных платежей из прибыли вгосбюджет СССР. Подоходный налог с колхозников былустановлен в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 г.Подоходный налог с колхозников зачислялся в доходы государственных бюджетовсоюзных республик и служил регулирующим доходом главным образом районных исельских бюджетов. Плательщиками выступали колхозники, имевшие доходы отсельского хозяйства;
Фиксированные (рентные)платежи были установлены с 1967 г. Эти платежи представляли собой форму изъятияв доход государства части прибыли объединений, предприятий, получение которойбыло обусловлено факторами, не зависящими от деятельности предприятия.
К началу реформ середины1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и егоотдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства.Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8%всех поступлений в бюджет.
г) Реформыналоговой системы в СССР в 1985-1991гг
Эпоха перестройки ипостепенный переход на новые условия хозяйствования с середины 80-х гг.объективно вызвали возрождение отечественного налогообложения. В 1986 г.полностью разрешается индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому всоответствии с положениями Закона СССР от 28 июня 1987 г. № 7284-XI «О государственномпредприятии» устанавливается плата за патент на право занятия индивидуальнойтрудовой деятельностью. За выдачу регистрационного удостоверения и патентавзималась государственная пошлина. Доходы от занятия индивидуальной трудовойдеятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости отих суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на правозанятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплатыподоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности. С принятием Закона СССР «О государственном предприятии»начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий вбюджет. Устанавливается налог с владельцев транспортных средств. 14 июня 1990 г.введен Закон СССР № 1560-I «О налогах с предприятий, объединений иорганизаций», который установил обязанность предприятий, объединений иорганизаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота,налог на экспорт и импорт.
Вносятся изменения взаконодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан. Всоответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с гражданСССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» устанавливаютсясамостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянскогохозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности.
Уже в конце 1980-х гг.предпринимается серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибылькооперативов. 14 июля 1990 г. был принят Закон СССР № 1560-I «О налогах спредприятий, объединений и организаций» — первый унифицированный нормативныйакт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране.
Августовские события 1991г. ускорили процесс формирования политически самостоятельного государства ссамостоятельной системой налогообложения. Именно в этот период былаосуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовленыи приняты основополагающие налоговые законы: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Обосновах налоговой системы в Российской Федерации», Закон РФ от 27 декабря 1991 г.№ 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций», Закон РФ от 6 декабря1991 г. № 1992-I «О налоге на добавленную стоимость», Закон РФ от 7 декабря1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц». И хотя почти все перечисленныезаконы прекратили свое действие, все они послужили прочным фундаментом нынешнейналоговой системы России.
Заключение
Мировой опыт показывает,что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия наразвитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественногопроизводства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основнымисточником формирования бюджета государства, т. к. любому государству длявыполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, чтоисточником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которыеправительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридическихлиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы,содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самогогосударства.
Так же, с помощьюналогообложения государство может вести экономическую политику:протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельнымотраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействоватьгосподству на рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся врезультате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функциюперераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоёв общества,выступает регулятором личных доходов населения страны. Переход экономики Россиина рыночные отношения потребовал создания более совершенной системыналогообложения предприятий и граждан.
Неоспоримо, что опытпромышленно развитых стран имеет для нас немаловажное значение, но это неозначает детального копирования модели налоговой системы, какой – либо страны.Огромное значение имеет также и изучение исторического отечественного опыта,который долгие годы сознательно умалчивался или оценивался заведомо неверно.
Списокиспользованной литературы
1. Еналеева И.Д.,Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. — ЗАО Юстицинформ, 2007.
2. Толкушкин А.В.Комментарий (постатейный) к Налоговому кодексу Российской Федерации (частипервой) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ — Система ГАРАНТ, 2008.
3. Развитие налоговогозаконодательства в России: вопросы теории и практики (под ред. д-ра юрид. наук,проф. А.А. Ялбулганова) — «Готика», 2005.
4. Кучеров И.И. Налоговоеправо России: Курс лекций. — М.: «ЮрИнфоР», 2006.
5. Евстегнеев.Е.Н. Основы налогообложения и налогового права.Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.
6. В.А.Парыгина,А.А.Тедеев. Налоговое право Российской Федерации / Серия «Учебники, учебные пособия».-Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
7. Юткина Т.Ф. Налоги иналогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.