Реферат по предмету "Государство и право"


Использование криминалистической фотографии при производстве отдельных следственных действий

КУРСОВАЯ РАБОТА
«Использование криминалистической фотографии при производствеотдельных следственных действий»

Оглавление
Введение
1. История возникновения фотографии
2. Понятие и система криминалистической фотографии
3. Методы запечатлевающей фотографии
4. Особенности применения фотографиипри проведении следственных действий
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Фотографические снимки позволяют воспринимать запечатленныеобъекты в предметно-пространственной форме и в большем объеме, чем этопозволяет их словесное описание в протоколе следственного действия.
Фотография служит одним из методов фиксации и исследованияматериальных признаков преступлений. Для этого применяются и другие методы, вчастности следы преступления фиксируются в протоколах следственных действий, атакже посредством зарисовок, составления планов, схем и чертежей. Однако этиметоды не всегда могут обеспечить надлежащую точность отображения признаков. Поэтомунаряду с ними применяется фотография, дающая более полное, наглядноепредставление о ряде признаков фиксируемых объектов. Достоинством фотографииявляется высокая точность и наглядность запечатления.
Большое значение фотографического метода исследованияопределяется тем, что он позволяет увидеть детали объектов, не воспринимаемыеневооруженным глазом человека. Фотография успешно применяется при расследованиипреступлений всех видов, при выполнении самых разнообразных следственныхдействий — осмотров, обысков, следственных экспериментов и т.д.
Большой вклад в становление и развитие судебной фотографиивнесли такие крупные ученые-криминалисты, как Н.Д. Вороновский, Н.В. Терзиев,профессор С.М. Потапов, Н.А. Селиванов, А.А. Эйсман, А.В. Дулов и др.
/>1. Историявозникновения фотографии
В 1989 году исполнилось 150 лет, как была открыта фотография.С первых лет своего существования она получила применение не только в быту, нои использовалась в решении сугубо научных задач. Слово фотография происходит отдвух греческих слов: «фотос» — свет и «графо» — пишу.
Появлению фотографии предшествовали открытия многих ученых.
Первая фотокамера (камера-Обскура) представляла собой светонепроницаемыйящик с отверстием в стенке, принцип работы которой описал в своих трудах ещевыдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Большойвклад в развитие фотографии внесли французы Жозеф Нисефор Ньепс, Луи-Жак МандеДагерр.
Впервые фотографическое изображение было получено в 1826г. французомНьепсом, которому удалось закрепить оптическое изображение с помощью пластинки,покрытой слоем светочувствительного асфальтового лака[1].
Л.М. Дагерр, работавший до 1883 г. совместно с Ж.Н. Ньепсом,получил изображение на серебряной пластинке, обработанной парами ртути изакрепленной с помощью раствора поваренной соли. Свой способ он назвалдагерротипией. В своих работах Дагерр использовал материалы исследованияНьепса, однако он никогда об этом не упоминал. Технология Дагерра не позволяларазмножать снимки, и только изобретение англичанина Талболта положило началоразработке негативно-позитивного метода получения фотоснимков и способствовалооткрытию нового способа приготовления светочувствительной бумаги.
В 1835 г. Талболт пропитав хлористым серебром бумагу,получил на ней снимок окна своего дома в виде негатива. Затем, приложив к немубумагу, обработанную тем же раствором, он получил позитивный отпечаток. Снимкибыли далеки от совершенства, но своим изобретением Талболт доказал возможностьтиражирования отпечатков.
Фотография, зародившись во Франции и Англии, быстро прониклав другие страны. В России первые фотографические изображения были полученырусским химиком и ботаником Юлием Федоровичем Фрицше, который, изучив методТалболта, предложил в целях улучшения изображения заменить тиосульфит натрия (гипосульфит)в проявляющем растворе на аммиак. Большой вклад в развитие фотографии внесли идругие русские ученые и изобретатели. Изобретатель-самоучка И.В. Болдыревпредложил способ изготовления прозрачной гибкой пленки за несколько лет довыпуска подобных пленок американской фирмой «Кодак». С.А. Юрковскийизготовил шторно-щелевой затвор для коротких экспозиций. И. И. Филипенкосконструировал походную фотолабораторию, С.Л. Левицкий, лично знавший Дагерра,сконструировал фотографическую камеру с мягким мехом для наводки на резкость. Этотспособ наводки на резкость находит применение и в современных крупноформатныхкамерах. Кроме этого Левицким предложено использование при съемке внеблагоприятных условиях электрической дуги. Основоположником научной исудебной фотографии является русский специалист Е.Ф. Буринский[2].
В 1894 г. по поручению Российской Академии наук онорганизовал лабораторию фотографического восстановления древних писем. Им былразработан метод, позволивший прочесть исчезнувший текст грамот 14 века. Насыромятных кожах, которые ранее были признаны исследователями безнадежнымиБуринский применил разработанный им метод восстановления угасших текстов,который состоит в ступенчатом повышении контраста первоначального текста. Ввидубольшого исторического значения этой работы, Российская Академия наук удостоилаЕ.Ф. Буринского премии имени М.В. Ломоносова «за метод исследования,равный значению микроскопа».
В 70-х г. г. позапрошлого века предпринимаются попыткииспользовать фотографию для целей регистрации и расследования преступлений. Первойиспользовала фотографию французская полиция (1841 г). Затем сообщения офотографировании преступников появились в Бельгии, Швейцарии и в других странах.В это время разрабатываются специальные способы и аппаратура дляфотографирования преступников. Существенных результатов в этой области добилсяфранцузский криминалист А. Бертильон, сконструировавший несколько фотокамер дляопознавательной съемки, съемки на месте происшествия и для съемки трупов. Им жебыли разработаны правила сигналетической и измерительной фотосъемки.
Наряду с использованием фотографии в розыскной ирегистрационной работе ее внедряют и в судебную экспертизу. В этом направлениимного и плодотворно работал Е.Ф. Буринский. В 1892 году при Санкт-Петербургскомокружном суде он на свои средства создает судебно-фотографическую лабораторию. В1893 г. вместо нее при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты создаетсяправительственная судебно-фотографическая лаборатория, заведование которой былопоручено Е.Ф. Буринскому. В 1912 г. лаборатория была преобразована вПетербургский кабинет научно-судебной экспертизы, что положило начало созданиюкриминалистических учреждений в России. Развивая применение фотографии вследственной работе, Е.Ф. Буринский занимается разработкой приемов и средствсудебной фотографии. В отличие от Ганса Гросса, рекомендовавшего применятьфотографию на всякий случай, Е.Ф. Буринский считал, что необходимо разработать правиласудебной фотографии, которые должны найти отражение в законе и бытьобязательными для исполнения всеми.
/>2. Понятие и системакриминалистической фотографии
Первой работой по вопросам использования фотографии в борьбес преступностью была книга С.М. Потапова «Судебная фотография», в которойон дал определение криминалистической фотографии как системы «научновыработанных методов фотографической съемки, применяемой в целях раскрытияпреступлений и представления суду наглядного доказательственного материала»[3].
По мнению А.В. Дулова под криминалистической фотографиейпонимается совокупность приемов съемки, применяемых в деятельности поосуществлению правосудия для фотографического закрепления различных объектов,имеющих значение для установления истины, а также при исследовании этихобъектов с целью выявления следов, невидимых простым глазом, фиксации опытов ииллюстрации выводов судебных экспертов[4].
Криминалистическая фотография, являясь частьюкриминалистической техники, представляет собой систему методов и видов съемки,применяемой в следственной, судебной деятельности, и разделяется на два разделав зависимости от выполняемой задачи: запечатление объектов и их исследование.
Определение криминалистической фотографии, предложенное С.М.Потаповым, в сущности, сохранилось до настоящего времени: «Криминалистическаяфотография — это один из разделов криминалистической техники. Она представляетсобой систему научных положений и разработанных на их основе фотографическихметодов, средств и приемов, используемых при фиксации и исследованиидоказательств для раскрытия и предотвращения преступлений».
Под фотографическими средствами имеют в виду аппаратуру длясъемки, принадлежности к ней, фотоматериалы и используемые для их обработкихимические реактивы. Фотографические методы и приемы — это система правил ирекомендаций по применению фотографических средств для полученияфотоизображений.
Практическое значение криминалистической фотографииисключительно велико. Она служит основным средством запечатления внешнего видасамых различных объектов, имеющих доказательственное значение по уголовнымделам, их признаков, а в ряде случаев и свойств. Фотоснимки могут служить нетолько иллюстративным материалом, но и источником доказательств, средством длярозыска и идентификации различных объектов.
Обычно криминалистическую фотографию делят насудебно-оперативную и судебно-исследовательскую, а также по другому основаниюна запечатлевающую и исследовательскую[5].
С.М. Потапов разделил систему криминалистической фотографиина: судебно-оперативную фотографию и судебно-фотографическую экспертизу.
Судебно-оперативная фотография, по его мнению, содержит методызапечатлевающей фотосъемки: сигналетической, метрической, масштабной,репродукционной и дедуктивной. По мнению Н.А. Селиванова, данная фотографияиспользуется при запечатлении материальных данных, имеющих доказательственноезначение, и при исследовании доказательств в оперативных целях.
Судебно-фотографическая экспертиза, охватывает три вида экспертизы:для установления тождества, для выявления недоступных обычному зрению деталей идля обнаружения невидимого. Она применяется при криминалистических экспертизахдля выявления невидимых или слабо видимых признаков, а также запечатлениепризнаков, чтобы облегчить их сравнение и проиллюстрировать выводы[6].
Данное деление носит относительный характер, так как одни ите же методы и приемы фотографической съемки могут в принципе применяться какследователем, так и экспертом-криминалистом.
В последнее время заметен отказ от деления судебнойфотографии на судебно-оперативную и судебно-экспертную. Так, Н.В. Терзиев неупоминает об этой распространенной в свое время классификации. Отметив, что прирасследовании применяется запечатлевающая и исследовательская, или научнаяфотография, он подчеркивает, что в следственной практике используют, восновном, запечатлевающую, а в экспертной — и запечатлевающую, иисследовательскую фотографию.
Деление судебной фотографии лишь на запечатлевающую иисследовательскую объективно отражает содержание различных видов съемки. Водних случаях при помощи фотографии запечатлевают объекты внешнего мира (обстановкуместа происшествия, условия проведения следственного эксперимента, внешний видвещественного доказательства и т.д.), причем делают это и следователи, иэксперты, в других — изучают объекты (фотографирование с использованиемсветофильтров, применение специальных видов освещения, фотографирование в невидимыхлучах и т.п.).
Сказанное позволяет сформулировать следующие определениядвух названных разделов криминалистической фотографии.
Запечатлевающая фотография есть система видов и методовфотографической съемки, в результате применения которой объекты внешнего миравоспроизводятся на светочувствительном слое такими, какими они наблюдаются (впределах технических возможностей каждого из видов современной фотографии). Цельзапечатлевающей фотографии получение наиболее точной копии фотографируемогообъекта[7].
Объектами съемки в следственной практике являются: местапроисшествий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника,вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления, атакже событие преступления и лицо, его совершившее.
Полученные при производстве различных следственных действийфотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к протоколамсоответствующих следственных действий. Об изготовлении этих фотодокументовделается отметка в протоколе следственного действия, а сами фотоснимкиоформляются в виде фототаблиц, снабженных пояснительными надписями, либоприобщаются к делу в конверте.
От фотодокументов-приложений к протоколам следственныхдействий следует отличать фотодокументы вещественные доказательства, полученныевне производства по уголовному делу. Эти снимки после их просмотра приобщаютсяк делу следователем специальным постановлением и служат полноценным средствомдоказывания.
По сравнению с другими методами фиксации (протоколы, схемы,планы, рисунки, чертежи и т.п.) криминалистическая фотография обеспечиваетболее высокую степень наглядности, объективности, точности и полнотызапечатления.
Исследовательская фотография представляет собой системуметодов фотографической съемки, и результате применения которой объектывнешнего мира воспроизводятся на светочувствительном слое в измененном, посравнению с обычным, виде. Цель исследовательской фотографии — выявлениенеизвестных ранее признаков объекта.
Судебно-исследовательская фотография на основенаучно-разработанных методов криминалистической фотографии исследует объекты,имеющие или могущие иметь доказательственное значение по уголовному делу. Фотоснимки,выполненные в процессе экспертного исследования, служат иллюстративнымматериалом к заключению эксперта и позволяют проследить за ходом экспертизы,убедиться в наличии или отсутствии тех или иных признаков в объектахисследования.
Признаки, выявленные в процессе фотографического исследования,эксперт кладет в основу заключения, т.е. они являются составной частьюзаключения, имеющего значение средств доказывания. Ясно, что процессуальныйрежим фотоизображений может быть различным.
При производстве следственных действий, экспертных исследованийвозникает необходимость запечатлеть определенные материальные объекты, общийвид места происшествия, следы, вещественные доказательства, а также этапыследственного действия и экспертного исследования. Для этих целейкриминалистикой, исходя из целевого назначения, разработаны специальные виды иметоды фотографической съемки.
 3. Методы запечатлевающей фотографии
Под методом запечатлевающей фотосъемки, если исходить изсемантического содержания термина, следует признать такую совокупность общихправил получения фотографического изображения, которые в принципе могут бытьприменены при фотографировании любого объекта в процессе расследования[8].Такими методами являются обычная, панорамная, стереоскопическая и измерительнаяфотосъемки.
Каждый из указанных методов может, в свою очередь,осуществляться различными способами: а) обычный — обычным, встречным,крестообразным, с высоты; б) панорамный — круговым и линейным; в) стереоскопический- способом стереопары, растровым и поляроидным; г) измерительный — масштабным иметрическим.
Таким образом, в понятие «метод» вкладыватьсяболее широкое содержание. А понятие «способ» характеризуется частнымивариантами (путями) осуществления данного метода. Наиболее частные особенностивыполнения конкретного способа определяются понятием «прием».
Н.А. Селиванов и А.А. Эйсман относят к методамзапечатлевающей фотографии и репродукционную съемку, а Ю.Г. Корухов включаетсюда репродукционную, крупномасштабную и опознавательную съемки[9].
Панорамная фотография — это метод получения снимков сизменением обычного соотношения между сторонами фотокадра за счет увеличенияего в длину.Т. е. это последовательная съемка объекта, изображение которого призаданном масштабе не может поместиться в обычном кадре, на несколькихвзаимосвязанных кадрах, соединенных потом в общий снимок — панораму. При съемкепанорамы необходимо, чтобы на каждом последующем снимке захватывалась небольшаячасть предыдущего кадра, т.е. на смежных кадрах дважды фиксировался один и тотже объект-ориентир.
В практике различают два способа панорамной съемки: круговойи линейный. Панорамную съемку можно производить как с помощью специальногофотографического аппарата, так и обычной малоформатной камерой.
Круговая панорама снимается с одной точки путемповорачивания фотоаппарата в горизонтальной плоскости вокруг оси штатива (иливоображаемой оси — при съемке с рук). Круговое панорамирование применяется чащевсего при съемке многоплановых объектов, как на открытой местности, так и впомещении. Нельзя снимать круговым панорамированием объекты, близко расположенныек фотоаппарату, т.к различие в расстоянии от фотоаппарата до частей предмета,попадаемого в кадр, может создать большие перспективные искажения.
Линейная панорама изготовляется путем перемещенияфотоаппарата параллельно переднему плану фотографируемого участка. Каждыйпоследующий кадр должен частично перекрывать предыдущий. Линейноепанорамирование применяется при съемке объектов, близко расположенных кфотоаппарату, и в тех случаях, когда нельзя выбрать более удаленную точкусъемки, когда необходимо запечатлеть объект или группу объектов, не умещающихсяв одном кадре. Линейным панорамированием удобно фотографировать дорожку следовног человека, следы транспортных средств, расположение пятен крови на полу и т.п.
Если фотографируемый объект имеет протяженность вгоризонтальном направлении (например, берег реки, железнодорожная платформа,поезд), панорама именуется горизонтальной, а если протяженность в высоту (башня,заводская труба) — вертикальной.
Чтобы фрагменты панорамы не различались по оптической плотности,их следует изготовлять в одинаковых условиях: вести съемки при тех жеосвещении, отверстии диафрагмы объектива, выдержке; получать отпечатки сравными экспозициями; проявлять одновременно, при одной выдержке[10].
Стереофотография представляет собой метод полученияфотоизображений, воспринимаемый в трех измерениях, объемно. Слово «стереофотография»переводится как пространственная фотография. На таких снимках легко определитьпространственное расположение предметов, их форму, размеры и расстояние междуними.
Стереоскопическая съемка сводится к изготовлениюсогласованной пары снимков объекта, фотографируемого с двух точек, и основанана способности нашего зрения не только различать при наблюдении величину иформу предметов, но и судить об их пространственном положении. Это объясняетсятем, что каждый глаз человека рассматривает предметы с иной точки и поэтому длякаждого из них изображение будет разным, оно будет иметь другую перспективу. Различиеперспективы возникает из-за наличия расстояния между глазами, которое учеловека в среднем равно 65 мм. Сливаясь в одно в нашем сознании, этиизображения создают впечатление объема[11].
Стереоскопический метод съемки сложен по технике исполнения,но его следует применять в случаях: а) нагромождения большого количествапредметов; б) наличия множества расположенных близко друг к другу планов,которые на обычном фотографическом снимке могут слиться в одну плоскость (местакрушений, катастроф, взрывов и т.п.); в) необходимости быстро зафиксироватьобстановку места происшествия, например, при ДТП; г) фиксации объектов, которыетрудно воспринимаются по обычному фотоснимку (колодцы, ямы и другие подобныеобъекты фотографической съемки; д) получения более правильного и четкогопредставления о позе трупа, обнаруженного на месте происшествия; е) невозможностипроведения фотосъемки без нарушения общепринятых правил фотографирования (например,сложные условия, не позволяющие выбрать оптимальную точку съемки).
Съемку стереоскопическим методом производят либо специальнымстереоскопическим фотоаппаратом, либо серийно выпускаемым обычным фотоаппаратом«Зенит», с применением стереонасадки, представляющей собой комбинациюиз двух симметрично расположенных призм, обеспечивающих получение обоих снимковна одном стандартном кадре, либо с помощью стереопланки.
Стереосъемка может применяться в криминалистике дляизмерительных целей. При помощи специального прибора (стереокомпаратора) постереоснимкам можно определить размеры объектов и расстояние между ними, атакже вычертить план.
Измерительная фотография предназначена для полученияизображений, по которым можно определить пространственные характеристикизапечатленных на фотоснимке объектов. Это — простейший метод, позволяющийопределить линейные размеры сфотографированных предметов посредствомизображения масштаба.
Измерительный метод в судебной фотографии был разработан вконце прошлого столетия французским криминалистом А. Бертильоном, создавшимсерию фотоаппаратов для этих целей. Значительный вклад в развитиеизмерительного метода внес наш соотечественник С.М. Потапов.
Измерительная съемка может осуществляться как фотоаппаратамиобщего назначения, так и с помощью стереофотограмметрических камерМК-5,5/0808-120, применяемых в органах внутренних дел для фиксации места ДТП. Камераустанавливается на специальном автомобиле и обслуживается специальноподготовленным специалистом.
Стереофотограмметрические методы являются наиболее точными (прецизионными)из известных. Однако из-за высокой стоимости аппаратуры и большого количестваобслуживающего персонала применение стереофотограмметрической установкиоправдано лишь в крупных городах. Научно-исследовательским институтомспециальной техники разработан стереофотограмметрический комплекс фиксацииобстановки на месте происшествия (ФОМП 1), предназначенный для проведениястереосъемки, фотограмметрического анализа изображения по негативам иавтоматизированного построения схемы места происшествия. В отличие от установкиМК-5,5\0808-120 состав комплекса ФОМП 1 состоит из переносной установки на базедвух фотоаппаратов «Зенит-автомат», устанавливаемых на штативах илабораторного оборудования — измерительного микроскопа ИМЦЛ 100х50, А-1,персональной ЭВМ и стереоскопа для индивидуального просмотра объемногоизображения места происшествия.
В измерительной съемке применяются приемы масштабной съемки,метрической съемки, приемы восстановления размеров и формы снятого объекта поснимку.
Наибольшее распространение получил прием масштабной съемки,с применением зеркальных фотоаппаратов типа «Зенит». Ее производят,используя масштабную линейку либо ленточный или квадратный масштаб. Съемка слинейным масштабом заключается в фотографировании объекта вместе с помещеннойрядом с ним в одной плоскости масштабной линейкой, располагая фотоаппаратстрого горизонтально к плоскости фотографируемого объекта. Если снимаетсякрупный предмет сложной конструкции, то на его разные участки необходимоположить отдельные масштабные линейки.
Масштабная фотография запечатлевает соотношение предмета илинейки в том виде, в каком оно было в действительности, и не нуждается ни вкакой последующей расшифровке.
Осуществляя фотосъемку данным методом необходимо соблюдатьследующие правила: а) масштабная линейка размещается на высоте плоскостипредмета и не должна маскировать его; б) фотоаппарат должен располагатьсястрого вертикально над снимаемым объектом, и для этого его желательно закрепитьна штативе; в) для того, чтобы при фотографировании избежать перспективныхискажений фотографируемого объекта, задняя стенка фотоаппарата должна бытьпараллельна фотографируемой плоскости объекта.
Метрический прием измерительной фотографии применяется присъемке с ленточным (или глубинным) масштабом, для запечатления на снимкезначительных по размеру участков местности или закрытого помещения. Используетсябумажная лента с делениями в виде черно-белых квадратов, со сторонами, равнымикратному фокусному расстоянию объектива фотоаппарата.
Данный прием применяется тогда, когда в ходе осмотра местапроисшествия, обыска или следственного эксперимента возникает необходимостьточно зафиксировать форму, размеры и взаиморасположение сложной обстановки созначительной глубиной.
Целесообразность метрической съемки заключается еще в том,что надобность в производстве измерений нередко возникает лишь впоследствии,спустя некоторое время после осмотра, и тогда измерение по снимку оказываетсяединственным средством восполнения упущенного.
При съемке с глубинным масштабом необходимо также соблюдатьвыработанные криминалистикой правила:
фотоаппарат устанавливается таким образом, чтобы его оптическаяось была параллельна полу (поверхности местности);
необходимо уложить масштабную ленту вглубь от фотоаппарата параллельнооптической оси объектива. При этом начало ленты должно быть расположено строгопод объективом для этого используется отвес, прикрепляемый к фотоаппарату.
В основе метрического приема при съемке с глубинныммасштабом лежат простые закономерности. Метрическая съемка с квадратныммасштабом представляет собой разновидность фотосъемки с глубинным масштабом. Онаотличается от последней тем, что вместо ленты в кадре помещают квадрат,изготовленный из картона, со сторонами, также равными кратному расстояниюобъектива — 25, 50, 100 см.
Фотоаппарат устанавливается так, чтобы оптическая ось былапараллельна полу. Стороны квадрата делают равными двум главным фокуснымрасстояниям применяемого объектива. Квадрат кладут таким образом, чтобыизображение ближайшей к аппарату стороны его совпало с верхним краем матовогостекла и было параллельно ему. Если аппарат не имеет матового стекла,используется специальная таблица, указывающая расстояние между полом иобъективом. На снимке квадрат фиксируется в виде трапеции, нижняя сторонакоторой совпадает с нижним краем снимка. Затем снимок наклеивают на листбумаги, в 3-4 раза более широкий, чем снимок, и на нем производятсяматематические вычисления.
Но следует учитывать, что точность измерения предметов поснимку, не отличается очень высокой точностью. Прежде всего, известное снижениеточности связано с тем, что снимок содержит уменьшенное изображение. Такжепогрешности возрастают при плохом качестве снимка (нерезкости, зернистостиизображения и т.д.)
Репродукционная фотография предназначена для полученияфотокопий текстов, рисунков, чертежей и других плоских объектов. Репродукционнаясъемка может производиться как с помощью специальной установки, так и с помощьюзеркальных фотоаппаратов типа «Зенит».
Этим методом фиксируется общий вид документов, получаютиллюстративный материал к протоколам осмотров и заключениям экспертов,размножают снимки для целей розыска и опознания скрывающихся преступников.
При репродукционной съемке следует соблюдать два важныхусловия:
1) задняя стенка фотоаппарата должна быть строго параллельназадней плоскости фотографируемого документа;
2) документ должен быть равномерно освещен;
3) репродуктивное изображение должно быть передано на снимкебез искажений с максимальной резкостью[12].
Репродукционные установки бывают портативные (типа «С-64»)и стационарные (типа «МРКА», «УЛАРУС» и т.п.). Первыеиспользуются главным образом при производстве следственных действий иоперативно-розыскных мероприятий, вторые — обычно в условиях криминалистическихлабораторий.
Репродукционная съемка применяется для получения копий соригиналов, которые по каким-либо причинам нельзя изъять или которые требуетсяразмножить для рассылки в подразделения ОВД, а также для сохранения в делекопии документа, подлинник которого отправляется на экспертизу, особенно когдадокументы не штриховые, с которых можно изготовить ксерокопию, а полутоновые,например документы с фотографиями и т.п.
Репродукционную съемку можно осуществлять как с применениемспециальных установок, зеркальным фотоаппаратом, так и рефлексным способом. Особенностьюрефлексного способа является то, что негатив изготовляют не с помощьюфотоаппарата, а контактным путем на специальной контрастной бумаге. Послевысыхания негатива с него контактным способом изготавливают позитив.
Макрофотография — это метод получения изображения внатуральную величину или с увеличением без использования микроскопа, масштабувеличения при этом возможен от 1: 2 до 20:
Для съемки используют зеркальные камеры с удлинительнымикольцами или макроприставки, а в лабораторных условиях специальные установкитипа «МРКА», «УЛАРУС» и т.п.
Макрофотография применяется при производстве следственныхдействий и экспертных исследований. Она применяется, если нужно зафиксироватьвыявленные на месте происшествия какие-либо небольшие по размеру следы илидругие объекты, например следы от орудий взлома, небольшие обломки этих орудий,оставленные преступником мелкие предметы.
Макрофотография широко применяется при производствеэкспертных исследований. Она служит для выявления признаков, позволяющихэксперту прийти к определенным выводам и наглядно их проиллюстрировать. Так,макрофотосъемка спорной подписи позволяет выявить дрожание пишущего прибора,неестественные изломы, перерывы и остановки в штрихах, свидетельствующие озамедленном темпе письма, следы перекопировки.
 4. Особенности применения фотографии при проведенииследственных действий
Криминалистическая фотография как средство точной иобъективной фиксации используется в ходе производства следственных действий ипри проведении оперативно-розыскных мероприятий. Задачи применениякриминалистической фотографии при производстве следственных действийзаключаются в более полном закреплении в материалах дела наблюдаемых объектов,действий с ними, действий участников и той обстановки, в которой осуществляютсяследственные действия. Для этих целей разработаны и постоянно совершенствуютсяспециальные приемы фотографирования применительно к особенностям тех или иныхобъектов.
В следственной практике наиболее часто фотосъемкаприменяется в процессе осмотра места происшествия, обыска, опознания, привоссоздании обстановки события (т.е. при реконструкции), при проведенииследственного эксперимента и проверки показаний на месте.
Фотосъемка на месте происшествия обеспечивает полнотуфиксации всех предметов и обстановки на месте происшествия. Фиксацияосуществляется путем применения специальных видов съемки, целью которойявляется определенная систематизация запечатленного на фотоснимках материала ираскрытие его содержания в логической последовательности от общего к частному. Дляобеспечения этой цели на месте происшествия выполняют: ориентирующую, обзорную,узловую и детальную съемку. Это деление до некоторой степени условное иосновано на специфике отдельных задач, последовательно возникающих в процессеосмотра.
Ориентирующая съемка осуществляется с целью запечатленияместа происшествия в целом с охватом его ориентиров и окружающей обстановки. Ориентирующийснимок наглядно иллюстрирует место происшествия, его размеры и границы,показывает, где оно находится.
Ориентирующая фотосъемка может осуществляться с несколькихточек, чтобы иметь более полное представление о месте происшествия. Еслиусловия фотографирования не позволяют запечатлеть картину события в одном кадреили место происшествия охватывает значительную территорию, то ориентирующуюсъемку следует выполнять панорамным способом.
Ориентирующая съемка призвана запечатлеть все те внешние поотношению к месту происшествия предметы, которые дают возможность уяснитьположение места происшествия среди окружающих его объектов. При осмотревнутренних помещений дома, когда непосредственным местом происшествия являетсякомната или квартира, ориентирующими снимками являются снимки, воспроизводящиевнешний вид всего дома или участок улицы с этим домом.
Направление и границы ориентирующего снимка следует выбиратьтак, чтобы облегчить опознание, например дома или участка местности, и датьхарактеристику общей обстановки вокруг дома: наличие или отсутствие другихдомов, дворов, пустырей, проходов, возможных пунктов проникновения преступника,наиболее вероятных путей его ухода, мест, служивших укрытием — в случаехищения, крутых поворотов и уклонов дороги — в случаях аварии и т.д.
Обзорная съемка (средний план) — это съемка самого местапроисшествия без охвата окружающей обстановки. Обычно производится с трех иличетырех точек, а при возможности — и сверху. При производстве обзорной съемки взависимости от характера места происшествия могут применяться панорамный,стереоскопический и измерительный методы.
Обзорный снимок (группа снимков) должен охватывать всютерриторию места происшествия, воспроизводить обстановку таким образом, чтобыизображение отражало главное, существенное в ней и чтобы на снимке былизапечатлены важнейшие элементы обстановки места происшествия.
Обзорный снимок фиксирует обстановку в том виде, в каком онапредстает перед следователем в ходе начальной, обычно называемой статическойстадии осмотра. Как известно, эта стадия, прежде всего, предполагает общееознакомление с местом происшествия, как с вещественной обстановкой, в которойпроизошло преступление.
Главное требование, которое должно быть предъявлено кобзорному снимку или серии обзорных снимков — это полнота изображения местапроисшествия.
Границы обзорного снимка или серии снимков должны совпадатьс границами места происшествия. Следовательно, изображение должно охватыватьвсе осматриваемое пространство. Число предметов обстановки, попадающих в полезрения фотографического аппарата, зависит от позиции последнего. С одногопункта в силу неблагоприятного взаимного расположения предметов видны лишьнемногие из них, другие же скрыты друг за другом. С иного пункта, наоборот,открывается обзор большого числа таких предметов.
Обычно на одном обзорном снимке может быть запечатленаотдельная комната, двор правильной формы, участок дороги и т.д. Одиночныйобзорный снимок должен быть сделан с такой позиции, с которой можно было бы суверенностью распознать взаимное положение хотя бы важнейших объектовобстановки, например положение трупа повешенного, веревки, скамейки под его ногамии т.д.
Далее важно правильно определить центр будущего снимка ивключить в кадр неподвижный ориентир для опознания участка и «привязки»его к другим участкам местности или помещениям. Ту часть обстановки местапроисшествия, которая может быть отчетливо выделена как занимающая центральноеположение, можно обозначить как центр.
Ориентиром обзорного снимка является такой неподвижный илегко опознаваемый предмет, по которому могут быть опознаны и ориентированы каквсе место происшествия в целом, так и различные имеющиеся на нем предметы. Наоткрытой местности ориентиром может служить какое-либо строение, хорошозаметное, отдельно стоящее дерево и т.п.
Та часть пространства, которая не может быть воспроизведенана изображении с одной позиции фотографического аппарата, является слепой зоной.Каждый одиночный снимок по необходимости имеет слепую зону.
При выборе позиции аппарата надлежит решить, что именно,какая из сторон или частей обстановки должна остаться в слепой зоне. Это должнабыть, очевидно, такая часть или такая сторона, которая в наименьшей степениспособна характеризовать происшедшее событие, на которой имеется наименьшеечисло следов и т.д. Если же в слепую зону при любой позиции попадают важные дляследствия предметы, нужно сделать два или более снимков.
Одиночный снимок представляет изображение предмета вкаком-либо одном определенном аспекте. В пространстве, наполненном предметами,такой снимок хорошо передает относительное положение этих предметов вплоскостях, перпендикулярных оптической оси объектива, хуже — их положениевдоль оптической оси и вовсе не передает, скрывает предметы, расположенныепозади других, более крупных.
Учет объективного строения места происшествия и тойконкретной ситуации, которую находит следователь на месте происшествия, долженпривести его к выбору такой схемы съемки, которая отвечает задаче наиболееполной и содержательной фиксации места происшествия.
Если место происшествия имеет сложное строение, состоит изряда отдельных помещений или характеризуется многоплановым расположениемобъектов, прибегают к изготовлению нескольких дополняющих друг друга снимков, т.е.обзорной серии. Определение числа этих отдельно запечатлеваемых участков, ихвыбор и последовательность съемки составляют общую композицию обзорной съемкиместа происшествия.
Серия обзорных снимков позволяет составить из полученныхснимков непрерывно развертывающееся изображение некоторого пространства такимобразом, что изображение на одном снимке является продолжением изображения на другом.Иногда же серия составляется из снимков, относящихся к разным изолированнымдруг от друга помещениям или участкам территории, не имеющим общих границ. Серияможет быть снята и так, что позиция аппарата от снимка к снимку перемещается покругу. Фотографический аппарат как бы «обходит», место происшествиясо всех сторон, фиксируя его в различных следующих один за другим аспектах. Поэтомуспособу место происшествия может быть зафиксировано с четырех сторон, с трех, сдвух расположенных напротив или под углом сторон и т.д.
Важнейшей особенностью рассматриваемого вида съемки являетсявозможность фиксации одних и тех же предметов в нескольких аспектах.
Это позволяет наиболее полно и всесторонне запечатлеть взаимоотношениеэтих предметов. Например, центральная съемка, произведенная с двух или трехпозиций на месте самоубийства благодаря множественности аспектов, полно ивсесторонне фиксирует позу трупа, положение его и окружающих предметов — мебели,орудий самоубийства и т.д.
Другим вариантом обзорной серии является съемка из центра кпериферии. По мере перехода от одного снимка к другому аппарат, не меняяположения в пространстве, поворачивают вокруг своей оси на некоторый угол.
Получаемая в результате монтажа снимков серия представляетсвоего рода развертку пространства вокруг неподвижного наблюдателя. Такаясъемка применяется в тех случаях, когда преимущественное значение приобретаетфиксация периферии какого-либо помещения и т.п.
При изготовлении обзорных снимков часто прибегают кпанорамной съемке. Поскольку обзорная съемка предполагает знакомствоследователя с обстановкой места происшествия, определение его объема и границ,а также, и не в последнюю очередь, понимание той ситуации, материальнымвыражением которой является эта обстановка, начинать обзорную съемку нужно нераньше, чем будет окончена статическая стадия осмотра.
Нельзя также и чрезмерно откладывать момент обзорной съемки.При динамической стадии осмотра обстановка подвергается изменениям: предметыперемещают, следы и вещественные доказательства изымают. Между тем обзорнаясъемка предполагает фиксацию обстановки места происшествия именно в еепервоначальном виде.
Выбор технических приемов и средств обзорной съемкидиктуется спецификой осматриваемой обстановки. Если размеры, относительноеположение объектов, расстояния имеют существенное значение для уясненияпроисшедших событий, применяется измерительная съемка (например, с глубинныммасштабом). Исходя из конфигурации территории, обращаются к линейной панорамеили иным видам панорамной съемки[13].
Узловая съемка (крупный план) — съемка отдельных предметов,наиболее важных частей обстановки места происшествия. На узловом снимке объектыизображаются крупным планом так, чтобы можно было определить форму, характерповреждений, взаиморасположение следов на предмете.
Очень часто узловым объектом является какой-либо отдельныйпредмет или группа предметов, которые в силу своего значения становятсявещественными доказательствами и изымаются с места происшествия для приобщенияк делу, производства экспертизы и т.д. Существенными являются не толькосвойства, присущие самому этому предмету, но и его положение на местепроисшествия. Поэтому под узловым объектом обычно понимается не отдельныйпредмет, а предмет на фоне этой обстановки во взаимоотношении с другимипредметами. Предметы, входящие в границы «узла», должны бытьзафиксированы крупным планом.
Основным мотивом, определяющим выбор узлового снимка,является оценка следователем криминалистического значения того или иногообъекта, его возможной роли в дальнейшем расследовании,
Границы узлового кадра определяются объемом объекта: будь тогруппа предметов, ряд следов или участок территории. Вместе с тем эти границыдолжны быть выбраны с учетом необходимости ориентировать узловой кадр так,чтобы любой предмет, изображенный на узловом снимке, был опознан и правильноориентирован на месте происшествия с помощью обзорного снимка.
Поэтому границы узлового кадра должны охватывать иногда итакие предметы, которые, если даже они по своей значимости и не подлежатвключению в узловой кадр, могут служить ясными, неподвижными ориентирами.
В этом, в частности, состоит отличие узловых снимков отдетальных. Детальный снимок ограничивается изображением только самого вещественногодоказательства, например следа ноги, оттиска пальца без ориентировки его повнешним предметам. Узловой же снимок является средством ориентации детальныхснимков: положение, число, взаимоотношение отдельных следов, запечатленных надетальных снимках, должны быть видны на узловом снимке.
Детальная съемка преследует цель запечатления отдельныхдеталей, признаков объекта, следов преступника, орудий преступлений и т.п. и,таким образом, помогает раскрывать характерные особенности сфотографированногообъекта. Детальные фотоснимки должны нести максимум информации, поскольку поройбывает сложно исчерпывающе описать отдельный предмет или его часть в протоколеосмотра места происшествия или иного следственного действия. Осуществляетсяэтот вид съемки методом измерительной фотографии.
Детальной съемке подвергаются в первую очередь предметы иследы, которые не могут быть изъяты с места происшествия, быстро изменяют своисвойства, например следы ног на снегу, а также следы, изъятие и транспортировкакоторых сопряжены с опасностью их повреждения.
Размещение предмета в границах кадра, выбор фронтальнойстороны, расположение относительно «верха» и «низа» снимкадолжны, прежде всего, обеспечивать наиболее благоприятные условия для егоузнавания. В этих целях предмет на изображении должен находиться в обычном длятаких предметов положении относительно наблюдателя.
В выборе аспекта съемки вещественного доказательства исходятиз задач — выявления наиболее важных, типичных особенностей, относящихся к егоформе, размеру, взаимному расположению частей, структуре, а также раскрытиякриминалистического значения этого предмета. Так, при съемке найденного наместе происшествия орудия взлома, например кусачек, должен быть зафиксирован ихобщий вид в таком положении, при котором их легко опознать, с отчетливымвоспроизведением фирменной марки инструмента, если она имеется, индивидуальныхособенностей, например дефекта одной из рукояток, и, наконец, особенностейрабочих граней, поскольку эти особенности могли найти отражение в следахдействия инструмента на дужке замка и т.п. [14]
Если один детальный снимок не в состоянии удовлетворить всемэтим требованиям, целесообразно сделать ряд снимков в различных аспектах.
Выделяют также опознавательную (сигналетическую) фотосъемку,которая применяется для запечатления внешности человека в целях последующегоего опознания, розыска и криминалистической регистрации преступников, а такжедля опознания трупов.
Криминалисты разработали специальные установки длясигналетической съемки и приемы фотографирования. Однако, эти установки былигромоздки, неудобны в работе и в силу этого не нашли широкого применения впрактической деятельности. В основном сигналетическая фотосъемка производится фотоаппаратамиобщего пользования. Необходимо отметить, что для данного вида съемкипредпочтение следует отдавать средне — и крупноформатным фотокамерам[15].
Осуществляя фотографирование в целях уголовной регистрации,обычно делают два снимка: в фас и правый профиль. Перед съемкой головной уборснимается, волосы зачесываются так, чтобы обнажить уши, очки снимаются, глазадолжны быть открытыми.
Если опознавательные фотоснимки предполагается использоватьдля установления личности сфотографированного оперативным аппаратом органоввнутренних дел или в процессе допросов свидетелей и потерпевших, то кромесъемки в фас и правый профиль, целесообразно запечатлеть лицо в левый профиль ив 3/4 поворота. Это вызвано тем, что многие характерные приметы могутнаходиться и на левой половине лица, а фотоснимок в 3/4 поворота очень удобендля узнавания. Желательно лицо сфотографировать не только без головного убора ибез очков, но также в том головном уборе и в той одежде, в которых егозадержали. Кроме этого необходимо сфотографировать человека и в полный рост.
Обязательное условие изготовления опознавательных снимков,недопущение ретуши отпечатков.
Опознавательная съемка трупа производится по тем жеправилам, что и съемка живых лиц. Целью опознавательной съемки трупа являетсяустановление личности покойного, если она не известна. При необходимости передопознавательной съемкой, которая производится в стационарных условиях. Специалист(судебный медик) проводит «туалет» трупа, т.е. воспроизводит егоприжизненный облик. Если условия не позволяют придать трупу сидячее положение,то производится погрудное фотографирование из положения, лежа на спине в фас, влевый и правый профиль, а так же с поворотом в правую и левую стороны. Трупфотографируют в одежде и обнаженным. Во избежание ошибки при опознании нерекомендуется фотографировать труп в чужой одежде.
Труп фотографируется на фоне непосредственно окружающей егообстановки. Если труп лежит на кровати, то в границы узлового снимка должнавойти эта кровать; если осмотру подвергается труп, задавленный поездом, в рамкиснимка необходимо включить отрезок колеи, и т.д. В кадр должны войти также всете предметы, которые находятся в очевидной и непосредственной связи с ним: орудиеубийства — пистолет, нож, топор, находящийся вблизи трупа; пятна и потекикрови, размер, положение и конфигурация которых выясняет многие обстоятельства,касающиеся времени и причин смерти. Разумеется, никаких изменений позы,перестановок предметов и т.п. в целях улучшения условий съемки делать нельзя.
Если какие-либо предметы загораживают часть трупа, надонайти позицию, с которой влияние этой помехи было бы наименьшим. Если труплежит ничком, его не следует переворачивать. Следовательно, трупфотографируется в той позе и в той обстановке, в которой он найден на местепроисшествия. Иногда еще до прибытия следователя положение трупа изменяетсялицами, его обнаружившими. Помимо снимка, запечатлевающего положение трупа иего позу к моменту прибытия следователя, может быть сделан также и снимок позытрупа, восстановленной по показаниям очевидцев. В последнем случае в изменениипозы трупа должен участвовать судебно-медицинский эксперт, а в протоколеосмотра обязательно указывается, на основании, чьих показаний быливосстановлены первоначальное расположение и поза трупа.
При фотосъемке трупа на месте происшествия онзапечатлевается на ориентирующих, обзорных, узловых снимках, а отдельныеповреждения на нем также и на детальных снимках. Количество ориентирующихснимков определяется в зависимости от особенностей места происшествия. Съемкутрупа рекомендуется осуществлять с трех точек: сверху и с боковых сторон. Нельзяфотографировать труп со стороны головы и ног, так как это может привести кзначительным перспективным искажениям[16].
При фотографировании расчлененного трупа сначалафотографируются части трупа на месте их обнаружения в том виде и в тойупаковке, в которой они найдены. Затем делаются снимки каждой части вотдельности, после чего все части составляются в одно целое и фотографируются.
В тех случаях, когда фотосъемка проводится в процессеэксгумации трупа, необходимо вначале сфотографировать общий вид могилы, гроб вмогиле, извлеченный гроб, труп в гробу, затем труп изолированно от окружающейобстановки.
При фотографировании отдельных предметов следует вначаледелать снимки, на которых фиксируется взаимное расположение предметов, следов иобщая картина обстановки. Непосредственно перед съемкой отдельные предметы иследы обозначаются цифрами. При последующем фотографировании крупным планомжелательно, чтобы эти обозначения попали в кадр. Это позволит в дальнейшемправильно разобраться во взаимном расположении следов при решении вопроса омеханизме их образования.
Фотографирование следов рук на месте происшествияпредставляет некоторые сложности, поэтому обычно фотографируют предметы, накоторых обнаружены эти следы. Если же приходится фотографировать сами следы,так как предметы, на которых находятся следы, изъять невозможно, то их следуетфотографировать в натуральную величину, на непрозрачных предметах — вотраженном, а на прозрачных — в проходящем свете. Съемка следов производитсяпри этом с масштабной линейкой, которая кладется рядом со следом. При съемкеследов в проходящем свете источник света располагается за предметом, на которомнаходится след.
Некоторые особенности имеет фотографирование следов выстрелаиз гладкоствольного оружия. Перед съемкой площадь, занимаемую следами,целесообразно очертить мелом или карандашом, а в дробовые каналы вставитьспички, надев на них маленькие кусочки бумаги (белой или черной — в зависимостиот цвета преграды), что облегчит определение по масштабному снимку площадьразлета дроби, количество попавших дробин и направление их полета. Рекомендуетсяподобрать освещение таким образом, чтобы не образовывались резкие тени отспичек с бумажками, а выделялись четко дробовые каналы.
При фотографировании следов крови следует использоватьсветофильтры, подбирая их в зависимости от цвета поверхности, на которой ониобнаружены.
Фотографирование при производстве иных следственных действийпреследует цель запечатления обстановки и действий их участников, а такжерезультатов следственного действия. Так, при производстве следственногоэксперимента фотографирование производится в целях фиксации общей обстановки,хода и полученных результатов. При этом производятся следующие виды съемки: ориентирующая,обзорная, узловая и детальная.
В ходе эксперимента, направленного на установлениевозможности разместить определенное количество предметов в каком-либоограниченном пространстве (например, в кузове автомашины), вначалефотографируют предметы, предназначенные для размещения, затем помещенные всоответствующее пространство, после чего не поместившиеся в нем.
Фотографирование в процессе предъявления для опознанияпроизводится для запечатления обстановки и результатов данного следственногодействия. Сначала фотографируют вместе всех предъявляемых лиц или предъявляемыепредметы, т.е. осуществляют обзорную и узловую съемку, а затем момент опознания- детальную.
Согласно закону при невозможности предъявления для опознанияв натуре допустимо проводить опознание по фотоснимкам. Снимки определенноголица предъявляются наряду с фотоснимками других лиц, не имеющих резких внешнихразличий с опознаваемым. Нейтральных лиц должно быть не менее трех. Рекомендуетсяпринять меры к отысканию нескольких снимков опознаваемого лица,сфотографированного при разных положениях головы. Каждое нейтральное лицодолжно быть изображено в таких же аспектах. Снимки каждого лица наклеиваются наотдельную подложку, а полученные таблицы обозначаются порядковыми номерами.
Если имеется только один снимок опознаваемого, предъявляетсятолько по одному снимку каждого члена группы. Рекомендуется использовать снимкинейтральных лиц, сфотографированных при аналогичном положении головы. При этомвсе снимки обычно наклеиваются на одну общую подложку и нумеруются.
Если требуется провести опознание какого-либо предмета,последний фотографируется среди других однородных предметов, которых должнобыть не менее трех. Перед съемкой около каждого предмета кладут листок бумагиили картона с обозначением порядкового номера.
Фотографирование при производстве обыска применяется дляиллюстрации хода и результатов обыска. Фиксируется обстановка, места хранения (тайники),индивидуальные особенности предметов. При фотографировании тайников иобнаруженных предметов применяют масштабную съемку для фиксации опознавательныхпризнаков обнаруженных предметов, особенно тех, которые из-за своейгромоздкости не могут быть изъяты, и предотвращения подмены одних предметовдругими[17].
Снимки, изготовленные в процессе следственного действия,являются приложением к протоколу и вместе с ним служат источникамидоказательств при условии, что они изготовлены по правилам криминалистическойфотографии и процессуально оформлены.
В протоколе приводятся следующие данные: наименованиеобъекта съемки, модель фотоаппарата, марка объектива, вид освещения,спектральная чувствительность фотоэмульсии, светофильтр, способфотографирования.
Факт и основные условия фотосъемки отмечаются в протоколеследственного действия, в процессе которого проводилась съемка.
Полученные фотоснимки должны быть надлежащим образомоформлены в виде фототаблицы, в начале которой указывается по какому делупроизводилась фотосъемка, при выполнении, какого следственного действия, и вкаком месте. Снимки на фототаблице размещают по принципу от общего к частному. Каждыйснимок также снабжается надписью с указанием, что именно является объектомсъемки. При этом нельзя преждевременно давать квалификацию события. В техслучаях, когда на снимках наносятся стрелки, необходимо приложить второйэкземпляр того же отпечатка без разметок «контрольный». Каждый снимокскрепляется по углам оттиском печати. Если фотографии не наклеены (например,контрольные), оттиск печати располагают на обороте фотографии вместе спояснительным текстом. В конце фототаблицы наклеивают конверт, и помещают и немнегативы. Каждая фототаблица снабжается надписями, в которых указывают модельфотоаппарата и объектива, величину диафрагмы и выдержки, светочувствительностьфотопленки, применялся ли светофильтр и какой, в обязательном порядкеуказывается, при каком освещении (естественном или искусственном) производиласьфотосъемка, и кто ее осуществлял. На каждой фототаблице или отдельномфотоснимке, прилагаемом к протоколу, ставится подпись следователя и, повозможности, понятых. На фототаблицах к экспертизам ставится подпись эксперта[18].
Заключение
Значение криминалистической фотографии в деятельностиследователя заключается в том, что она помогает фиксировать и сохранять дляпоследующего восприятия фактические обстоятельства, важные для разрешения дела.
Криминалистическая фотография призвана разрешать следующиезадачи: увеличивать наглядность и непосредственность восприятия фактов; сохранятьдля последующего восприятия обстановку, соотношение объектов; выявлятьневидимое и слаборазличимое; запечатлевать этапы исследовательской деятельностиследователя, эксперта, судьи и др.
Фотография значительно повышает оперативность расследования,ускоряя и облегчая розыск преступников, позволяя одновременно проводить работыс одним и теми же средствами доказывания в нескольких местах.
Фотоснимки значительно полнее отображают и фиксируютобъекты, места происшествия и т.п. по сравнению со всеми другими способамификсации материальных следов. Универсальность отображения, способность всефиксировать, ничего не упуская и не исключая, делает криминалистическую фотографиюисключительно важным орудием установления истины при расследовании и раскрытиипреступлений.
Список использованной литературы
1.        Белкин Р.С. Курс криминалистики. Т.2. — М., 1997.
2.        Гончаренко В.И. О судебной фотографии // «Правоведение», 1972,№4.
3.        Градобоев В.М. Судебная фотография для следователей. Часть 1: Учебноепособие. — Л., 1987.
4.        Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. — М., 1955.
5.        Журба Ю.И. Краткий справочник по фотографическим процессам и материалам.- М., 1987.
6.        Криминалистика: Учебник /Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. — М.,1993.
7.        Потапов С.М. Судебная фотография. Методы фотографических документов вследственном и судебном процессе. — М., 1948.
8.        Салтевский М.В., Гапонов Ю.С. Вопросы судебной фотографии и киносъемки.- Киев, 1974.
9.        Селиванов Н.А., Эйсман А.А. Судебная фотография. — М., 1965.
10.     Советская криминалистика: Учебник / Под ред. Р.С. Белкина. М., 1979.
11.     Справочник следователя. — М., 1990.
12.     Судебная фотография: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Селиванова, А.А. Эйсмана.- М.: «Юридическая литература», 1965.
13.     Судебная фотография. Учебное пособие / Под ред. доктора юрид. наук,профессора А.В. Дулова. — Минск, 1971.
14.     Сырков С.М., Моисеев А.П. Фотографирование на месте происшествия. Часть1. Общие положения. — М., 1980.
15.     Эйнгорн Э. Основы фотографии. — М.: «Искусство», 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.