Реферат
по теме:«Индивидуальные субъекты административного права»
Вступительная часть
1. Понятие иклассификация индивидуальных субъектов административного права.
2. Основыадминистративно-правового статуса граждан Российской Федерации.
3. Гарантии правграждан в сфере государственного управления.
4. Административно-правовойстатус иностранных граждан и иных физических лиц (изучается слушателями самостоятельно).
Заключительная часть
Литература:
I. Основная
1. Конституция Российской Федерации.-М., 1993, гл. гл. 4,6,8.
2. Коренев А.П. Административное правоРоссии. Учебник. Часть 1. -М., 1996, с.67-79.
3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., КозловЮ.М. Административное право РФ. Учебник. -М., 1996, с. 122-163; 1997, с.128-173.
4. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., БагишаевЗ.А. Российское административное право. Учебник. -М., 1996, с.42-53.
5. Овсянко Д.М. Административное право.Учебное пособие. -М., 1995, с.39-48.
6. Агапов А.Б. Федеральноеадминистративное право России. Курс лекций. -М., 1997, с.50-53.
1. Коренев А.П., Богатов Д.Ф.Административное право. Альбом схем. -М., 1996, с. 21-23.
II. Дополнительная
1. Закон РСФСР от 28 ноября 1991 г. “Огражданстве Российской Федерации” В ред от 06.02.1995г… //Ведомости, 1992, №6,ст.243.с изм.
2. Федеральный закон от 27 апреля 1993г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободыграждан”. //Ведомости, 1993, №19, ст.685; СЗ, 1995, №51, ст.4970.
3. Федеральный закон от 28 марта 1998 г.“О воинской обязанности и военной службе”. //СЗ, 1998, №13, ст.1475 с изм.
4. Федеральный закон от 18 июля 1986 г.“О порядке выезда из РФ и въезда в РФ”. //СЗ, 1996, №34, ст.4029.
5. Обращения граждан: организация ипорядок рассмотрения. Сборник нормативных актов. -М., 1994./>
6. Карташов Н.Н. Краткая энциклопедияосновных понятий и категорий административно-правовых дисциплин. — Орел, 1997.
Введение
Тема “Индивидуальныесубъекты административного права” открывает большой раздел административногоправа, в котором в течение нескольких лекций будет рассмотрен административно-правовойстатус субъектов административных правоотношений. Следует иметь в виду, чтоадминистративно-правовой статус субъектов административного права производен отконституционно и гражданско-правовых статусов субъектов управленческихправоотношений. При этом административно-правовой статус понимается какправовое положение субъекта в сфере государственного управления. Он имеетсобственную структуру и состоит из нескольких элементов. К элементамадминистративно-правового статуса чаще всего относят: правоспособность,дееспособность, права, обязанности, ответственность, гарантии, льготы.Используются и такие понятия как правосубъектность, компетенция, полномочия идругие. По ходу лекции, в какой мере эти понятия применимы для определенияадминистративно-правового статуса различных субъектов, и индивидуальныхсубъектов прежде всего. Очевидно, что для уяснения содержания учебных вопросовлекции необходимо использовать знания, полученные при изучении иных учебныхдисциплин. В первую очередь — теории государства и права. Учебная цель лекции –сформировать комплекс знаний об основах административно-правового статусаиндивидуальных субъектов административного права.
Вопрос 1.ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНДИВИДУАЛНЫХ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Под субъектомадминистративного права понимается физические лица и коллективные образования,имеющие права и обязанности в сфере государственного управления (схема 2). Всесубъекты административного права принято классифицировать на две группы:индивидуальные субъекты и коллективные субъекты (схема 3).
Под индивидуальнымисубъектами понимаются физические лица, к которым относят граждан РоссийскойФедерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, с двойным гражданством илиц, имеющих переходные статусы беженцев и вынужденных переселенцев. К даннойгруппе также относят государственных и иных служащих. К коллективным субъектамотносятся органы государства, предприятия, учреждения, общественные и иные организации.Они могут иметь, а могут не иметь статус юридического лица.
Под физическим лицомпонимается человек как биологическое существо. Юридическое значение понятиефизического лица имеет постольку, поскольку оно соединяется с особенностями егоправоспособности, учитывающей положение человека как социального индивидуума,как первоначального субъекта всего многообразия социальных отношений. В юридическомсмысле слова под физическими лицами понимаются граждане и лица без гражданства.Гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российскимгосударством, иностранный гражданин — с соответствующим зарубежнымгосударством, а лица без гражданства не имеют таковой связи ни с одним изгосударств.
Особую категориюсубъектов административного права образуют физические лица, общегражданскийстатус которых одновременно сочетается с особенностями правового положения техили иных индивидов, определяемыми их служебным статусом, выполнениемспецифических социальных функций и другими обстоятельствами. В подобных случаяхадминистративная правосубъектность физического лицакак обычного гражданина и его правоспособность в части, связанной со спецификойего статуса, не совпадают. Они дифференцируются в законодательстве. Например,законодательство об административных правонарушениях субъектамиодних и тех же правонарушений признает одновременно граждан и должностных лиц.Законодательство об основах организации государственной службы в РоссийскойФедерации, в частности, формирует административную правосубъектностьгосударственных служащих как таковых, а не как граждан.
Субъектыадминистративного права имеют собственный административно-правовой статус,состоящий из нескольких элементов (схема 4)
Вопрос 2.ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гражданин РоссийскойФедерации (далее по тексту — гражданин) — приоритетный субъектадминистративного права. Ибо в структуре публичного интереса, выражаемого данной отраслью публичного права, стержневымявляется обеспечение прав и свобод гражданина. Именно они определяют смысл,содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительнойвласти, местного самоуправления и обеспечиваются судом (ст. 18 Конституции РФ).Конституционный принцип приоритета прав и свобод гражданина положен в основугосударственной службы, получивший специальное закрепление в федеральном законеот 5 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации». С точки зрения этой концепции административноеправо должно быть нацелено на осуществление прав и свобод граждан и всемерноеукрепление их административно-правовых гарантий.
Поэтому ошибочным будетпризнание основным субъектом административного права органов государственногоуправления и местного самоуправления, поскольку это не только не согласуется сдействующим законодательством, но и порочно в мировоззренческом иметодологическом отношениях.
Государство может бытьсильным, а его управление эффективным, если оно имеет социальным фундаментомдоверие граждан, их заинтересованность в государственных делах.Административное право должно содействовать осуществлению формулы: обеспечениеинтересов государства через интересы каждогогражданина и общества в целом. Надо признать, что государство существует длягражданина, общества, а не наоборот.
Следует также отметить,что предпочтение интересов органов управления интересам гражданина логическиможет привести к ложному выводу, что административное право — это правоадминистрации, к игнорированию представительно-обязывающего характера его норм,регулирующих отношения с участием граждан. Подобный вывод все настойчивееопровергается судебной властью, подтверждающей права и свободы граждан в сферегосударственного управления.
Сказанное, безусловно,имеет значение, но лишь в качестве общего мировоззренческого контура, которыйважен в частности для создания наиболее благоприятных организационно-правовыхусловий осуществления прав и свобод граждан. Практическая потребность в этомзлободневна. За фактами частых нарушений прав и свобод граждан(задолженность по зарплате, самоуправства в сфере обслуживания и т.д.) стоитболее общая проблема прав гражданина и прав власти — вопреки Конституции РФ напрактике имеет место ущемление интересов граждан в пользу органов управления,в пользу власти.
Административно-правовойстатус граждан Российской федерации составляет важнейшую и органичную часть ихобщего правового статуса, установленного Конституцией Российской Федерации,Законом РФ от 28 ноября 1991 года «О гражданстве РФ» с изменениями, другимизаконодательными актами Российской Федерации и ее субъектов. Принципиальные аспектыгражданства регламентируются Положением о порядке рассмотрения вопросовгражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РоссийскойФедерации от 10 апреля 1992 года в редакции Указа Президента Российской Федерацииот 27 декабря 1993 года.
Содержание правовогостатуса граждан Российской Федерации обуславливается также международнымиправовыми актами. Например, нашим национальным законодательством воспринятыопределенные положения Всеобщей декларации прав человека, принятые резолюцией217/111 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.
Права и обязанностиграждан в сфере административного права в основном производны отконституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.
Содержаниеадминистративно-правового статуса человека и гражданина составляют:
а) комплекс их прав иобязанностей, закрепленных нормами административного права;
б) гарантии реализацииэтих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органамигосударства и местного самоуправления.
Однако не все права иобязанности человека и гражданина производны от его конституционного правовогостатуса. Немало и таких, которые находятся за пределами данного статуса иустанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующимиконституционной концепции положения человека и гражданина в
Нормы административногоправа о статусе человека и гражданина содержатся:
а) в комплексных правовыхактах, включающих лишь часть норм, имеющих отношение к статусу человека игражданина (акты о земле, собственности и др.);
б) в специальных правовыхактах, регламентирующих конкретные вопросы статуса человека и гражданина (ЗаконРоссийской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий ирешений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениями,внесенными законом РФ от 15 ноября 1995 года и др.)
Правовые акты,относящиеся к установлению административно-правового статуса человека игражданина, могут быть подразделены также в зависимости:
а) от принципа разделениявластей — на акты органов законодательной власти и акты органов исполнительнойвласти. Многие вопросы указанного статуса регламентируются актами ПрезидентаРоссийской Федерации как главы государства, а такжепрезидентов субъектов Российской федерации;
б) от юридической силы —на законы и подзаконные акты;
в) от характеракомпетенции издающих их органов — на акты органов общей, отраслевой имежотраслевой компетенции. Акты органов отраслевой и межотраслевой компетенциичасто именуют ведомственными актами.
В силу полномочий,вытекающих из закона, акты, влияющие на правовой статус гражданина, могутиздавать также органы местного самоуправления.
В правовых актах неотождествляется, правовой статус личности(человека) и гражданина Российской Федерации. Гражданин обладает большимобъемом прав и обязанностей, чем человек как таковой. Лица, не являющиесягражданами Российской Федерации, не имеют некоторых прав и обязанностей,принадлежащих ее гражданам. Например, доступ к государственным должностямфедеральных органов имеют только граждане Российской Федерации.
Однако в действующемправе, в том числе в Конституции Российской Федерации, различия в статуселичности и гражданина отражаются не всегда четко. Например, Конституциязакрепляет право на обращение в государственные органы только применительно кгражданам Российской Федерации, но этим правом может воспользоваться такжеиностранный гражданин и лицо без гражданства, находящиеся на территорииРоссийской Федерации.
Административно-правовойстатус граждан Российской Федерации устанавливается прежде всего КонституциейРоссийской Федерации, актами органов представительной (законодательной) власти.Но в формировании и особенно в реализации составляющих данный статус прав иобязанностей значительна также роль органов государственного управления иместного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:
а) издают правовые акты,влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав иобязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образованиепредполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);
б) организуют исполнениезаконов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовомуположению граждан;
в) помогают, содействуютгражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например, в вопросахсоциальной защиты;
г) осуществляют охрануправ и свобод граждан. Во многих случаях актами органов государственногоуправления и местного самоуправления конкретизируются права и обязанности,установленные в общем виде конституциями, отдельными законодательными актами.
Органы государственногоуправления в пределах своей компетенции непосредственно, в качестве первичных,устанавливают права и обязанности граждан, в том числеадминистративно-правового характера. Например, они предусмотрены Правиламидорожного движения Российской Федерации, утвержденными ПравительствомРоссийской Федерации.
Нормы административногоправа, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, вчастности, порядок решения органами государственного управления и местногосамоуправления многих индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии ихправ и обязанностей.
Административно-правовоеположение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером ихадминистративной правосубъектности, которую образуют административнаяправоспособность и дееспособность.
Под административнойправоспособностью (схема 5) гражданина понимается признаваемая за ним закономвозможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правовогохарактера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с егосмертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливается иизменяется при помощи норм административного права. В основных чертах онизакреплены в Конституции Российской Федерации. В соответствии с КонституциейРоссийской федерации изданы многочисленные федеральные акты, а также актысубъектов Российской Федерации, регламентирующие те или иные стороныадминистративно-правового положения граждан в целом и в отдельных сферахобщества. Так, права и обязанности граждан в области Защиты Отечествадетализируются в Законе Российской Федерации от 11 февраля 1993 года «Овоинской обязанности и воинской службе» .
Конституция РоссийскойФедерации провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданинанезависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественногои должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.Запрещает любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой,национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Декларированный вКонституции принцип равенства «привязан» к разного рода факторам, могущим бытьсведенными в следующие группы. Во-первых, факторы биологического ифизиологического свойства (раса, национальность, язык, пол); во-вторых,факторы, относящиеся к убеждениям, мировоззрению человека и гражданина(отношение к религии, убеждения); в-третьих, факторы, относящиеся кпроисхождению; в-четвертых, факторы, указывающие на социальное положениечеловека и гражданина (имущественное и должностное положение, место жительства,принадлежность к общественным объединениям).
Кроме последней группы,все другие факторы не зависят от человека и гражданина, поскольку они не могутих изменить. Применительно к ним принцип равноправия в сфере функционированияисполнительной власти осуществляется в основном достаточно последовательно.Изъятия, особенно в повседневной жизни, встречаются лишь в отношении пола. Так,составляя большинство населения, женщины сравнительно мало представлены ворганах государственной власти.
Больше всего принциправенства отдален от факторов четвертой группы (это характерно не только дляРоссии, но и других стран). Применительно к ним данный принцип во многомдекларативен. В нем, как и в закреплении многих конституционных прав, выраженнедостижимый идеал, в стремлении к которому может смягчиться фактическоенеравенство в конкретно-исторических условиях. Признавая этот идеал, мы, темсамым, создаем концептуальные предпосылки для того, чтобы в государственнойдеятельности правильно расставить акценты на ее приоритетах в пользусправедливости.
Известно, что вроссийском обществе многие категории граждан имеют узаконенные различия вадминистративно-правовом статусе. Но наличие граждан с особым, в частностиадминистративно-правовым статусом, отрицает концепцию равенства всех вконтексте административного права. А в более широком плане — и идею равенствавсех перед законом в конкретный момент.
В реальной жизниравноправие, даже при самом тщательном его закреплении в Конституции, не можетисключить особого административно-правового статуса. Сейчас его имеютпереселенцы, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, Герои РоссийскойФедерации и т.д.
Поэтому важно уяснить,что вопрос заключается не столько в самом принципе равноправия, сколько в егоспособности корректировать нашу действительность, не могущую обеспечиватьравноправие всем и везде.
Иными словами, равенствоадминистративной правоспособности граждан Российской Федерации как общейспособности иметь права и нести обязанности не означает, что реально всеграждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей,предусмотренных законом. Каждый имеет возможность занять должность министра, нореально являются министрами единицы.
Однако в подобных случаяхимеются в виду права, которые приобретаются в результате реализацииадминистративной правоспособности, что само по себе не колеблет принципа ееравенства для всех граждан. Данный принцип сохраняется, когда моментвозникновения входящих в нее прав связывается с достижением определенноговозраста, либо ограничивается установленными требованиями к состоянию здоровья,уровню образования и т.п., поскольку все это относится не к конкретным лицам, аимеет общее значение.
Административнаяправоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объемизменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может бытьвременно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством,например, в связи с совершением уголовного или административногоправонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишениясвободы, лишения специальных прав и других правоограничений. Так, УК РФустанавливает в качестве меры наказания возможность лишения права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 44).
Административное правотакже устанавливает исключительные случаи временного лишения или ограниченияотдельных граждан некоторых прав за некоторые правонарушения. Так, Кодекс обадминистративных правонарушениях предусматривает возможность лишения гражданинаспециально предоставленного ему права управления транспортным средством, праваохоты. Режим чрезвычайного положения предполагает возможность введения всоответствии с федеральным конституционным законом ограничений прав и свободграждан с указанием пределов и срока их действия.
Конституцией РоссийскойФедерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право нажизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.).Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связьюправ и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина синтересами других граждан. Права граждан сочетаются с их определеннымиобязанностями перед обществом в целом.
Основной особенностьюадминистративной правоспособности является то, что ее осуществлениепредполагает различные условия и характер взаимодействия с системойисполнительной власти. Если раньше особенность административнойправоспособности усматривалась в ограничении ее рамками государственногоуправления, то теперь указанное взаимодействие должно строиться на иныхконцептуальных подходах. Административная правоспособность, может быть,реализовала в сфере взаимодействия:
а) с государственнойсистемой управления;
б) с системой местногосамоуправления;
в) с государственнымипредприятиями, учреждениями и организациями;
г) с негосударственными предприятиями,учреждениями, организациями и их представителями, правда, в достаточноограниченных случаях. Например, при участии в осуществлении общественногоконтроля.
Система исполнительнойвласти остается важнейшей сферой реализации административной правоспособностиграждан, связанной с определенными правами граждан на участие в государственномуправлении, то есть с возможностью вступать в административные правоотношения.При этом другой стороной в таких правоотношениях является орган исполнительнойвласти (должностное лицо) либо организация или ее представитель, обладающиеполномочиями административно-правового характера.
На осуществлениеадминистративной правоспособности влияют разнообразные фактическиеобстоятельства, наличие которых порождает у граждан соответствующиесубъективные права и обязанности. Например, законом предусмотрены условия, приналичии которых гражданин приобретает право на альтернативную военную службу.Подобные обстоятельства влияют и на содержание административной правоспособности.Например, студенты негосударственных вузов могут не иметь права на отсрочку отпризыва в армию.
Связь реализацииадминистративной правоспособности с теми или иными реальными обстоятельствамиобусловлена необходимостью обеспечения общественной безопасности, охраныздоровья, наиболее правильного использования способностей и активности гражданв социальной деятельности.
Административнаяправоспособность граждан служит основой их административной дееспособности,являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а такжесубъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административныхправоотношениях.
Административнаядееспособность гражданина (схема 6) — признанная за ним способность своимиличными действиями:
а) приобретать права иобязанности административно-правового характера;
б) осуществлять их.
Такая дееспособностьвключает также способность гражданина лично нести ответственность засовершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами.Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно ичетко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, какправило, по достижении гражданином 18-летнего возраста. Согласно КонституцииРоссийской Федерации, гражданин может самостоятельно осуществлять в полномобъеме свои права и обязанности с 18 лет. Однако момент возникновения административнойдееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичнаядееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста. Так, в некоторыегосударственно-служебные отношения гражданин может вступать при достижении имчастичной трудовой право-дееспособности, возникающей до достижения 18-летнеговозраста; субъектами административных правонарушений признаются лица,достигшие 16 лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть доисключения из школы, могут применяться к
Не все гражданеРоссийской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Этово многом определяется особенностями управленческих отношений, в которыхприобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими личнымидействиями предполагает наличие определенного уровня умственного и психическогоразвития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своихдействий и т.д.
В административном правеотсутствуют правовые нормы, которые бы определяли возможность и основанияограничения дееспособности граждан, а также каким органом и в какой форме могбы решаться данный вопрос. Несомненно, однако, что общие основания ограничениядееспособности граждан служат таковыми и для ограничения их административнойдееспособности. Так, некоторые из граждан по состоянию здоровья могут бытьпризнаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие).Например, согласно Кодексу РСФСР об административных правонарушениях, неявляются субъектами административных проступков лица, совершившие их всостоянии невменяемости.
Возможность признаниягражданина временно недееспособным предусмотрена Законом Российской Федерации«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». СогласноЗакону гражданин может быть временно, на срок не более пяти лет и с правомпоследующего переосвидетельствования, признан непригодным вследствиепсихического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональнойдеятельности и работы, связанной с источником повышенной опасности. Решение обэтом принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органомздравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровьягражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических показаний.Такое решение может быть обжаловано в суд.
Закон РоссийскойФедерации «Об основах государственной службы в Российской Федерации», определяятребования к гражданам, претендующим на замещение государственных должностей,устанавливает, что кандидаты на соответствующие должности должны удовлетворятьопределенному состоянию здоровья .
На основеадминистративной правоспособности дееспособные граждане осуществляютсубъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовыеотношения. В таких отношениях граждане могут выступать стороной, обязаннойвыполнять обращенные к ней административно-правовые нормы и основанные на нихтребования, исходящие от органов исполнительной власти, местного самоуправленияи их должностных лиц (например, обязанность соблюдать правила дорожногодвижения); стороной, вступающей в правоотношения, связанные с реализацией принадлежащихей законных прав (например, с заявлением о назначении пенсии) или их охраной(подача жалобы).
Элементомадминистративно-правового статуса граждан является и административнаяделиктоспособность (схема 7).
Различаютсяадминистративные правоотношения, складывающиеся в связи с:
а) реализацией гражданамипринадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья и медицинскую помощь,право на жилище и др.);
б) выполнениемвозложенных на граждан обязанностей (сохранять природу, защищать Отечество идр.);
в) нарушением органамигосударственного управления, местного самоуправления и их должностными лицамиправ и законных интересов граждан (например, отношение по жалобе);
г) нарушением гражданамиих административно-правовых обязанностей (например, ответственность заадминистративные правонарушения) .
Вся системаадминистративно-правовых отношений, субъектами которых могут быть граждане,определяется их административной правоспособностью. Но возникают они в процессереализации гражданами своих субъективных прав и юридических обязанностей как пособственной инициативе, так и в порядке одностороннего волеизъявления органагосударственного управления, местного самоуправления или его должностного лица.При этом в осуществлении субъективных прав инициатива преимущественно принадлежитгражданам.
В случаях, установленныхзаконодательством, субъективные права и обязанности могут приобретатьсягражданами через своих законных представителей (родителей, опекунов, специальноуполномоченных представителей). Но имеются также права и обязанности, которыемогут приобретаться и реализовываться только лично гражданами (право на участиев государственном управлении, воинская обязанность и др.), т.е. без участиятретьих лиц.
В целом вопрос ореализации прав и обязанностей граждан, закрепленных административным правом,через представителей, не получил должного разрешения в Российскомзаконодательстве. Во всяком случае, это понятие не тождественнопредставительству по гражданскому праву.
Права иобязанности граждан в сфере государственного управления
Деление прав иобязанностей граждан опирается, прежде всего, на их систему, закрепленнуюКонституцией Российской Федерации. В этом смысле конституционные права иобязанности приобретают реальное значение, когда они трансформируются вадминистративно-правовые. Конституционное положение о том, что права и свободычеловека и гражданина являются непосредственно действующими, не исключает того,что конституционные права предполагают ту ли иную степень участияадминистративного права в правовом механизме их реализации. Возникновение правасобственности, например, часто удостоверяется юридическим документом,выдаваемым уполномоченным на это административным правом органом или должностнымлицом. Конституционный запрет на насилие «уживается» с правом работника милицииприменять физическую силу, специальные средства в случаях угрозы жизни людей,общественной безопасности.
Права и обязанностиграждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы:
а) статутные, указывающиена положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальноезначение, поскольку не увязываются с теми или иными сферами общества. Такихправ немного, но с точки зрения своего содержания они стоят особняком и немогут быть объединены в группы с другими правами. Например, право на жизнь,право на пользование родным языком, запрет на высылку гражданина РоссийскойФедерации за ее пределы или выдачу его другому государству, запрет напринудительный труд и др.;
б) адекватные тем сферам,в которых права и обязанности могут реализовываться. Они делятся: на личные(личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни);социально-экономические (право частной собственности, право на незапрещеннуюзаконом предпринимательскую деятельность и др.); социальные (право насоциальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья и др.); социально-культурные(право на свободу литературного, художественного творчества, на участие вкультурной жизни и др.); политические права и свободы (право на свободу слова,право проводить собрания, митинги и т.д.).
Классификацию правграждан в сфере государственного управления, возможно, представить следующимобразом: общие (статутные), индивидуальные, специальные (отраслевые илиадекватные) права (схема 8).
Административное правовлияет на осуществление конституционных прав, обязанностей и свобод граждан вразной степени. В повседневной жизни некоторые из них реализуются внекаких-либо правоотношений.
Наиболее значительновлияние административного права на осуществление тех прав, свобод иобязанностей, процесс которого предполагает конкретизацию конституционных положений,взаимодействие граждан с управленческими структурами, контроль с их стороныза соблюдением конституционного принципа: «Осуществление прав и свобод человекаи гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
Во взаимодействии суправленческими структурами реализуются, прежде всего, следующие права, свободыи обязанности (схема 9):
1. Право граждан участвовать вуправлении государством как непосредственно, так и через своих представителей.Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственнойвласти и органы местного самоуправления. В результате гражданин может статьсоучастником либо непосредственным субъектом управленческой деятельности.Гражданин может участвовать в управлении делами государства, реализуя праводоступа к государственной службе. В установленных случаях гражданин надоговорных началах может быть представителем государства в органах управлениякоммерческих организаций, в уставном капитале которых имеется долягосударственной собственности.
2. Право граждан на объединение,включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.Административная правосубъектность общественных объединений, в частности ихвзаимоотношения с гражданами, а также с органами государственного управления иместного самоуправления, детализируется в специально изданных правовых актах(см. главу 10).
3. Право граждан проводить собрания,митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Конституция РоссийскойФедерации 1978 года предусматривала уведомительный порядок их проведения. ВКонституции Российской Федерации 1993 года такой записи нет, как и нет решенияо его отмене или изменении.
Порядок реализацииуказанного права регламентируется несколькими нормативными актами. Ониопределяют порядок подачи и рассмотрения уведомления о проведениисоответствующих мероприятий, их ограничения, ответственность лиц, виновных внарушении порядка проведения собраний, митингов и других массовых акций.
Проведение массовых акцийв Москве имеет особенности. В частности установлено, что уполномоченные(организаторы) массовой акции не вправе проводить ее, если уведомление не былоподано в установленный срок (не ранее пятнадцати и не позднее десяти дней донамеченной даты проведения массовой акции), или не было принято, и обязаны прекратитьее подготовку. Временное положение содержит перечень оснований, по которымуведомление может быть не принято. Например, если массовая акция противоречитпринципам Декларации прав и свобод человека и гражданина и общепринятым нормамобщественной морали и нравственности; в уведомлении отсутствуют обязательствауполномоченных (организаторов) обеспечивать общественный порядок, а также еслиони или уполномочившие их организации неоднократно не выполняли взятые на себяобязательства по ранее проводившимся массовым акциям и др.
4. Право граждан обращаться лично, атакже направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственныеорганы и органы местного самоуправления
5. Право граждан на свободу и личнуюнеприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражейдопускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не можетбыть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Основания и порядокприменения административного задержания, а также административного ареста урегулированызаконодательством об административных правонарушениях. В отдельных случаяхдопускается административное задержание на срок до 10 суток. Теперь срокиадминистративного задержания предстоит привести в соответствие с КонституциейРоссийской Федерации.
Что касается личнойнеприкосновенности, то право на нее не охватывается случаями, когда поведениегражданина является противоправным. К гражданам, совершившим правонарушения,может быть применено физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресеченияправонарушения, обеспечения производства по делу и обеспечения выполнения постановленияо применении взыскания (применение приемов борьбы, личный досмотр и др.).
6. Неприкосновенность жилища означает,что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях,установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Законодательствомпредоставлено право проникать в жилище против воли проживающих в них лиц,например: работникам милиции в установленных случаях; уполномоченнымдолжностным лицам налоговой инспекции в отдельных случаях, связанных сконтролем соблюдения налогового законодательства; уполномоченным должностнымлицам налоговой полиции — в жилые помещения, используемые налогоплательщикомдля извлечения доходов (прибыли) и обследовать их с целью выполнения налоговойполицией возложенных на нее задач; военнослужащие внутренних войск — припреследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличиидостаточных данных полагать, что в жилище совершено или совершаетсяпреступление либо произошел несчастный случай.
7. Право на передвижение. Каждый, ктозаконно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободнопередвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Ограничения,установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы ирегистрации. В частности, по Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года «Оправе граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребыванияи жительства в пределах Российской Федерации». Этим законом вместо пропискивводится регистрация граждан и устанавливается порядок ее осуществления.
В настоящее времяограничения данного права в пределах Российской Федерации допускается только всоответствии с указанным законом. Процедуры и «технология», связанные собеспечением этого закона и решением соответствующих вопросов, определеныПравилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационногоучета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РоссийскойФедерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от17 июля 1995 года № 713. Данным постановлением одновременно утвержден переченьдолжностных лиц, ответственных за регистрацию.
Правовыми актамисубъектов Российской Федерации вышеназванные закон и Правила адаптируются кконкретным условиям, регламентируя организацию практического осуществлениярегистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.
Лица, находящиеся натерритории Российской Федерации, могут свободно выезжать за ее пределы. Правомбеспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию обладают только ееграждане. Порядок реализации этих конституционных прав регламентируетсяФедеральным законом, принятым Государственной Думой 18 июля 1996 года, «Опорядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Имрегламентируется порядок осуществления указанных прав как гражданами РоссийскойФедерации, так и иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Данным закономпредусмотрены основания и порядок ограничения права гражданина Российскойфедерации на выезд из Российской Федерации, а также устанавливается, что он неможет быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию. Выезд гражданинаРоссийской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственниковкаких-либо ограничений прав.
Въезд и выезд гражданеРоссийской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющимличность гражданина за пределами Российской Федерации. Такими основнымидокументами являются паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт,паспорт моряка (удостоверение моряка). Порядок оформления, выдачи и изъятияэтих документов определяется указанным законом.
Иностранные граждане илица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны предъявитьдействительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые вРоссийской Федерации в этом качестве, и визу, выданную дипломатическимпредставительством или консульским учреждением за пределами территорииРоссийской федерации, если иное не предусмотрено международным договоромРоссийской Федерации.
Случаи возможныхвременных ограничений права гражданина Российской Федерации на выезд оговореныв самом законе и касаются они лиц, обладающих сведениями, которые относятсязаконом Российской Федерации о государственной тайне к сведениям особойважности и совершенно секретным. При этом возможность временного ограничениядолжна быть оговорена в трудовом договоре (контракте). Кроме того, ограниченопределенными сроками выезд за границу лиц, призванных на военную службу;задержанных по подозрению в совершении преступления либо привлеченных вкачестве обвиняемых; осужденных за совершение преступления; уклоняющихся отисполнения обязательств, наложенных судом; сообщивших о себе заведомо ложныесведения при оформлении документов для выезда.
8. Право каждого свободно искать,получать, передавать, производить и распространять информацию любым законнымспособом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Переченьтаких сведений определяется федеральным законом.
Осуществление этого праварегламентируется Законом Российской Федерации «О средствах массовойинформации», а также отдельными Указами Президента Российской Федерации,направленными на обеспечение этого права.
Отношения, возникающие всвязи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием изащитой в интересах безопасности Российской Федерации, регулируются ЗакономРоссийской Федерации «О государственной тайне» .
9. Право граждан на возмещениегосударством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием)органов государственной власти или их должностных лиц, закреплено в ст. 53 КонституцииРоссийской Федерации. Гражданский кодекс РФ предусматривает право граждан навозмещение вреда, причиненного также органами местного самоуправления и ихдолжностными лицами.
Вред, причиненныйгражданину незаконными действиями (бездействием) указанных органов идолжностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего законуили иному правовому акту акта государственного органа или органа местногосамоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны РоссийскойФедерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципальногообразования. По этим же основаниям и в таком же порядке подлежит возмещениювред, причиненный гражданину в результате незаконной деятельности органов дознания,предварительного следствия, прокуратуры.
Однако вред, причиненныйгражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения куголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечениязаключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложенияадминистративного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещаетсяза счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, засчет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования вполном объеме независимо от вины должностных лиц этих правоохранительныхорганов, а также суда. Порядок возмещения вреда в таких случаях долженопределяться законом.
Возмещение вредагражданину в рассмотренных случаях по своей сути представляет собой один изгражданско-правовых способов, во-первых, защиты законных прав и интересовграждан, а, во-вторых, укрепления законности в деятельности органовгосударственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц вовзаимоотношениях с гражданами. При этом следует иметь в виду, что в широкомсмысле органы прокуратуры, суда также относятся к органам государственнойвласти, а их ответственность выделяется исходя из специфики выполняемых имифункций.
Для правильного пониманиязначения этих и иных конституционных прав для реальной жизни людей необходимоиметь в виду, что:
во-первых, права исвободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какойэто необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны ибезопасности государства. Но понимание «меры», «необходимости», «целей» можетбыть различным и всегда привязано к их пониманию заинтересованными властнымиструктурами;
во-вторых, закреплениеряда прав сопровождается бланкетными нормами, предусматривающими изданиезакона, регламентирующего возможность и режим их осуществления (например,случаи проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц, переченьсведений, составляющих государственную тайну и т.д.), определяется федеральнымизаконами;
в-третьих, ограничениянекоторых прав возможно на основании судебного решения (например, ограничениеправа на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иныхсообщений и т.д.); но такие решения в свою очередь должны быть основаны назаконе;
в-четвертых, многие правазакрепляются без подобных оговорок, однако их осуществление будет невозможнобез издания закона, устанавливающего режим и механизм их осуществления(например, право на передвижение, право на объединение, право на благоприятнуюокружающую среду и др.);
в-пятых, ряд положенийКонституции Российской Федерации, посвященных правам, в действительностипредставляет собой декларации, провозглашающие цели, к которым необходимостремиться.
Из всего этого следует,что осуществление провозглашенных в Конституции Российской Федерации 1993 года правпотребует обновления или издания новых законов, отвечающих реальным условиямсоциально-экономической и общественно-политической обстановки в обществе.
Конституция РоссийскойФедерации содержит принципиально важную оговорку о том, что перечисление в нейосновных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление другихобщепризнанных прав и свобод человека и гражданина. За их пределами гражданеРоссийской Федерации имеют и другие права, в том числе и входящие в содержаниеих административно-правового статуса. Например, право на изменение фамилии,имени и отчества, право на управление транспортными средствами, право надонорство, на приобретение оружия и др.
Среди этих прав выделяютиндивидуальные права граждан (схема10), которые реализуются индивидуальногражданином и, как правило, по его желанию.
Граждане, достигшие18-летнего возраста, имеют право на изменение фамилии, имени и отчества. Этотвопрос решается по инициативе самих граждан органами загса. Не допускаетсяизменение фамилии, имени и отчества, если заинтересованное в этом лицонаходится под следствием, судом или у него имеется судимость, а также в случаевозражения со стороны заинтересованных государственных органов.
Граждане РоссийскойФедерации имеют право на приобретение оружия. Данное право и основные принципыего реализации закреплены Федеральным законом «Об оружии». Закон определяетсубъектов, имеющих право на приобретение оружия, а также виды оружия, которыекаждый из них может приобретать. В частности, определенные виды оружия могутприобретать граждане, достигшие 18-летнего возраста. Законодательные(представительные) органы субъектов Российской Федерации могут снизить этотвозраст на два года. Для приобретения оружия гражданин должен получить лицензиюв органах внутренних дел по месту жительства. Лицензия не выдается гражданамРоссийской Федерации: не достигшим возраста, установленного законом «Оборужии»; не представившим медицинское заключение об отсутствиипротивопоказаний к владению оружием; имеющим судимость за совершениеумышленного преступления; отбывающим наказание за совершенное преступление;совершившим повторно в течение года административноеправонарушение, посягающее на общественный порядок или установленныйпорядок управления; не имеющим постоянного места жительства; не представившим ворганы внутренних дел документы, подтверждающие прохождение проверки знанияправил безопасного обращения с оружием, и другие документы.
К отраслевым (или как ихеще называют адекватным, специальным) правам относят права граждан в отдельныхсферах или отраслях государственного управления (схема 11).
Граждане РоссийскойФедерации, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них закономобязанности. Обязанности граждан в сфере государственного управления зависят отсодержания требуемых действий (бездействий) и от уровня правового регулирования(схема 12).
Конституция РоссийскойФедерации акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностейграждан. К ним Конституция относит обязанность платить законно установленныеналоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться кприродным богатствам; защищать Отечество. Этот весьма ограниченный круг обязанностейв действительности гораздо многообразнее в силу того, что обязанностью гражданявляется соблюдение Конституции Российской Федерации и законов. Законность иправопорядок предполагают, чтобы граждане не только в полной мере моглииспользовать данные им права и свободы, но и с наилучшим результатом выполнялисвои обязанности.
Важнейшей обязанностьюграждан как субъектов административного права является соблюдение имиадминистративно-правовых норм и основанных на них законных требований органовгосударственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.
В систему административногоправа входит значительное число норм, устанавливающих правовой режим охраны собственности, пользования природнымиресурсами, охраны окружающей среды, сохранения культурных ценностей,образования, охраны здоровья. Видное место занимают нормы, касающиеся охраныобщественного порядка и общественной безопасности, борьбы с антиобщественнымипоступками. Соблюдение их является важнейшей обязанностью граждан.
Конкретный объем обязанностей граждан в отдельных сферах определяетсямногочисленными нормативными актами, содержащими административно-правовые нормыпо данному вопросу.
Несоблюдение гражданамиобязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влечетвозможность применения мер правового воздействия. В необходимых случаяхуполномоченные на то органы государственной власти, местного самоуправления иих должностные лица привлекают граждан к административной, уголовной,гражданско-правовой ответственности в зависимости от характера совершенногоправонарушения.
Процесс реализациигражданами субъективных прав и юридическихобязанностей, закрепленных нормами административного права,предполагает совершение ими юридических действий. Они делятся на правомерные инеправомерные. Правомерные действия граждан могут быть связаны как с ихправами, так и с обязанностями. К правомерным действиям, связанным среализацией гражданами своих прав, относятся такие, которые направлены на:
а) фактическоеиспользование прав (например, обучение в университете, предполагающее посещениезанятий, сдачу экзаменов);
б) приобретение законныхправ (например, подача заявления о поступлении в вуз);
в) защиту нарушенных прав(подача жалобы). Правомерные действия, вытекающие из обязанностей, выражаются вдобровольном их выполнении, соблюдении требований законности.
Неправомерные действияграждан образуют административные правонарушения, влекущие административноепринуждение. Причинение административным правонарушением материального ущербаможет повлечь за собой наряду с административной гражданско-правовуюответственность.
Правомерные действияграждан и совершенные ими административные правонарушения влекут возникновение,изменение или прекращение конкретных административных правоотношений.
Вопрос 3.ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Под гарантиями правграждан в сфере государственного управления понимаются обстоятельства, наличиекоторых объективно способствует, обеспечивает реализацию прав граждан в сферегосударственного управления (схема 13).
К гарантиям прав иобязанностей граждан в юридической литературе иногда относят закрепляющие ихправовые нормы. Это не совсем точно. Закрепление прав и обязанностей граждан взаконодательстве — необходимое, но далеко недостаточное условие дляустановления реального статуса гражданина. Опыт показывает, что без надежных,автоматически действующих гарантий провозглашение прав и свобод даже вКонституции страны может оказаться юридической фикцией, как юридическоеприкрытие политической игры. Гипертрофированная политическая власть способнапревратить Конституцию в юридическую пустышку, в «бумажку историческогозначения».
В юридической литературераспространена неточность и другого рода. Обоснованно выделяяадминистративно-правовые гарантии, она дает им слишком широкое толкование,включая в них судебный контроль, прокурорский надзор. Гарантии прав и свободграждан, закрепленных нормами административного права, могут быть инеадминистративно-правовыми.
Изначальным иуниверсальным гарантом может быть только закон. Декларирование в этом вопросеприоритета государства, каких-либо его органов и должностных лиц способно лишьослабить гарантии и открыть путь произволу. Ибо любые властные структуры идолжностные лица обязаны действовать в рамках закона и только в этих рамках онимогут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов.
Таким образом, междузаконом и государством как гарантами прав и обязанностей граждан существуетсложная связь, нарушение которой ставит под сомнение реальность тех или иныхгарантий.
Закон может выполнитьфункцию гаранта при соблюдении ряда условий. Прежде всего он должен бытьадекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же времядостаточно стабильным, отвечать высокому уровню юридической техники и бытьорганичным звеном всей правовой системы; содержать вместо деклараций конкретныенормы и механизмы их реализации; определять круг органов и должностных лиц, накоторые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод,принимать меры к их безусловному обеспечению, а также предусматриватьответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и занесвоевременное принятие мер по их защите. Должен последовательно осуществлятьсяпринцип неотвратимости ответственности виновных в этом лиц. Иной подход будетозначать отступление от конституционного положения о том, что человек, егоправа и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прави свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 КонституцииРоссийской Федерации). Безнаказанность, как известно, стимулирует произвол.
В общем видеорганизационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида: судебные ивнесудебные.
Статус судебной власти ипроцессуальные формы ее осуществления выдвигают суды как гаранты прав и свободграждан на первый план. Их приоритет в этой области определен КонституциейРоссийской Федерации, установившей, что права и свободы человека и гражданинаобеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав исвобод.
К ведению судов отнесеныразнообразные категории дел, так или иначе затрагивающих права и свободычеловека, выполнение ими своих обязанностей. Усиливается влияние судов наукрепление законности в правотворческой и правоприменительной деятельностиорганов исполнительной власти, местного самоуправления, и их должностных лиц.Законодательство последовательно расширяет возможности судебного обжалования ихправовых актов. Некоторые правовые акты и действия могут быть совершены толькона основании судебного решения (ограничение права на тайну переписки, проникновениев жилище и др.).
Роль органовгосударственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц вреализации прав и свобод граждан, выполнении ими своих обязанностейопределяется тем, что они занимаются непосредственным исполнением законов, атакже наделены обширными юрисдикционными полномочиями, использование которыхчасто имеет адресатом права, свободы и обязанности граждан.
Указанные органы идолжностные лица, выполняя свою роль, действуют по двум направлениям. Онисоздают (участвуют в создании) необходимые материальные, организационные,правовые условия деятельности органов, предприятий и учреждений, опосредующейреализацию прав, свобод и обязанностей гражданами; разрешают конкретныеиндивидуальные дела, возникающие по инициативе граждан (например, в связи с ихобращениями), либо по инициативе органов и должностных лиц в порядке ихконтрольно-надзорной деятельности (например, контроль соблюдения налоговогозаконодательства, правил дорожного движения и т.д.).
Охраняя права граждан,органы государственного управления, местного самоуправления, их должностныелица заслушивают отчеты органов и должностных лиц, уполномоченных применятьадминистративные взыскания; осуществляют контроль; рассматривают протесты ипредставления органов прокуратуры, частные определения и представления судов;проводят проверки по выступлениям печати, информирующим об ущемлении прав исвобод человека и др.
Конституция РоссийскойФедерации предусматривает учреждение должности Уполномоченного по правамчеловека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом «ОбУполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
В соответствии с даннымзаконом Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав,совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека игражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами инормами международного права, правовому просвещению по вопросам прав и свободчеловека, форм и методов их защиты.
Защита правосуществляется путем рассмотрения жалоб граждан Российской федерации,иностранных граждан и лиц без гражданства и по собственной инициативеУполномоченного в случаях, установленных законом, например, при массовыхнарушениях прав указанных субъектов.
Объектом проверокУполномоченным могут быть государственные органы (кроме Федерального Собрания),органы местного самоуправления, должностные лица, государственные служащие, апредметом — их решения и действия (бездействие), нарушающие права.
ПолномочияУполномоченного, связанные с зашитой прав, подразделяются на две группы:
а) по выявлению нарушенийправ — проведение проверок по жалобам, истребование необходимых для этогоматериалов, привлечение к проверкам представителей государственных органов идр.,
б) по устранениювыявленных нарушений.
Уполномоченный обязаннаправить органам и лицам, в решениях или действиях которых он усматриваетнарушения прав и свобод граждан свое заключение с рекомендациями о возможных инеобходимых мерах восстановления нарушенных прав и свобод.
Однако Уполномоченный невправе отменять решения и действия, нарушающие права и свободы, и применять квиновным меры принуждения. Но он может обратиться в суд с заявлением в защитуправ и свобод; в компетентные государственные органы с ходатайством овозбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовногодела в отношении должностных лиц, в решении или действиях которых усматриваютсяправ и свобод; в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего взаконную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либопостановления судьи; в Конституционный Суд Российской Федерации на нарушениеконституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащимприменению в конкретном деле и т.п.
Успешной деятельностиУполномоченного должны способствовать нормы закона, устанавливающие егонезависимость и неподчиненность каким-либо государственным органам идолжностным лицам; обязанность проверяемых им органов и лиц в течение 15 днейпредоставлять материалы, а также не позднее чем в месячный срок даватьУполномоченному письменный ответ о результатах рассмотрения его заключения.Установлена административная ответственность за вмешательство в деятельностьУполномоченного с целью повлиять на его решения, за неисполнение должностнымилицами их обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом «Обуполномоченном по правам человека в Российской Федерации», а равновоспрепятствование его деятельности в иной форме.Соблюдение прав и свободчеловека и гражданина является предметом общенадзорной деятельности органовпрокуратуры.
При Президенте РоссийскойФедерации образована Комиссия по правам человека с целью усиления гарантийсоблюдения прав граждан Российской Федерации. В соответствии с Положением оданной Комиссии, ее основной задачей является содействие реализации полномочийПрезидента как гаранта основных прав и свобод человека; уважению и соблюдениюправ и свобод человека в Российской Федерации; совершенствованию законодательногообеспечения прав и свобод человека; защите прав и покровительству гражданРоссийской Федерации, находящихся за ее пределами .
При выявлении нарушенийправ и законных интересов граждан соответствующие органы должны принимать мерык восстановлению их нарушенных прав и законных интересов, а также к привлечениювиновных в этом лиц к ответственности.
Профсоюзные органы,будучи общественными образованиями, играют важную роль в охране трудовых правработников, определенных им законодательством и их уставами.
Для обеспечения прав исвобод граждан большое значение имеет строгое следование конституционнымтребованиям, состоящим в том, что права и свободы человека и гражданинаявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание иприменение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В этом ключесформулирован также ряд других положений:
а) в Российской Федерациине должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человекаи гражданина;
б) их ограничениевозможно только федеральным законом и только при наличии определенныхобстоятельств;
в) определен переченьправ и свобод, не подлежащих ограничению вообще;
г) любые нормативныеправовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека игражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально длявсеобщего сведения. В этом смысле незаконными являются записи в подобных актахоб их вступлении в силу (введении в действие) с момента принятия илиподписания.
ПровозглашеннуюКонституцией Российской Федерацией непосредственность действия прав и свободчеловека и гражданина нельзя воспринимать буквально. Это руководящая идея,которая должна быть ориентиром в деятельности органов государственной власти иместного самоуправления. Она не означает, что гражданин может претендовать наобязанность органов государственной власти удовлетворить предусмотренные вКонституции Российской Федерации его права в полном объеме. Прерогативы вопределении смысла, содержания, применения законов принадлежат субъектамзаконодательной и исполнительной власти, а оценивать их конституционность — КонституционномуСуду Российской Федерации. С этой точки зрения не все конституционные права исвободы являются непосредственно действующими. Имея право на жилище, гражданин,обратившись в компетентные органы за получением жилья, не обязательно егополучит, а Конституционный Суд не обязательно признает отказ неконституционным.В этом и подобных случаях (например, в сложившейся криминогенной обстановкетрудно говорить о гарантиях права на жизнь и т.п.) имеются в виду юридическизакрепленные цели программного характера.
При равенствеконституционных прав и свобод может быть узаконено неравенство отдельныхкатегорий людей в зависимости от различных обстоятельств. Имеются существенныеособенности в правовом статусе вынужденных переселенцев, беженцев, людей,проживающих в местностях экологического бедствия. Их статус или его особенностирегламентируются специальными законами и другими нормативными актами: ЗакономРоссийской Федерации «О вынужденных переселенцах», Законом Российской Федерации«О беженцах». Дополнительно регулируется статус граждан, проживающих в местностях,пораженных радиацией в результате Чернобыльской катастрофы, и др.
Предусматриваягосударственно-правовые институты обеспечения прав и свобод граждан,Конституция Российской Федерации закрепляет право человека и гражданиназащищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом,например, объявление забастовок, в форме обращений в официальные инстанции ит.д. Гражданин имеет право на необходимую оборону.
Вопрос 4. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУСИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ИНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (изучается слушателямисамостоятельно)
Власть Российскойфедерации распространяется на всех лиц, находящихся на ее территории. ВРоссийской федерации правовое положение иностранных граждан и лиц безгражданства определяется законодательством СССР и Российской Федерации, атакже международными договорами СССР и Российской Федерации. Основными актами,устанавливающими правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации,являются Конституция Российской Федерации (ст. 62, 63), Закон СССР от 24 июня1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР в редакцииот15.081996 года (его глава 3 о въезде в СССР и выезде из СССР иностранныхграждан утратила силу), Федеральный закон «О порядке выезда из РоссийскойФедерации и въезда в Российскую Федерацию». Законодательные акты СССР действуютв части, не противоречащей законодательству Российской федерации и заключеннымРоссийской Федерацией международным договорам (соглашениям).
Иностранные граждане илица без гражданства для въезда и выезда из Российской Федерации должны иметь,кроме документов, удостоверяющих личность, российскую визу, выдаваемуюдипломатическими представительствами и консульскими учреждениями. Основаниямидля оформления въезда иностранных граждан и лиц без гражданства являются:письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое иликонсульское учреждение Российской федерации; по приглашению российского физическогоили юридического лица, порядок оформления которого устанавливаетсяПравительством Российской Федерации; надлежащим образом оформленный договор отуристской поездке.
Иностранным гражданам илицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трехмесяцев, виза на въезд выдается при условии представления ими сертификата оботсутствии у них ВИЧ-инфекции. Иное может быть установлено международнымидоговорами Российской федерации
Основания для отказа вразрешении въезда и выезда установлены федеральным законом «О порядке выезда изРоссийской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Этим же закономустановлен также порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц безгражданства через территорию Российской Федерации.
Иностранные граждане,независимо от того, проживают ли они в Российской Федерации постоянно иливременно, обязаны подчиняться ее законам. Изъятия из этого правилаустанавливаются законодательством Российской Федерации и заключаемымиРоссийской Федерацией международными договорами.
Законодательстворазличает иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, ивременно пребывающих на территории Российской Федерации, связывая с этимопределенные правовые последствия. Иностранные граждане могут постояннопроживать на территории Российской Федерации, если они на то имеют разрешение ивид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане,находящиеся на территории Российской федерации на ином законном основании, считаютсявременно пребывающими. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют большийобъем прав в некоторых областях, чем временно пребывающие (например, ввопросах трудовой деятельности, социального обеспечения).
Иностранные граждане илица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несутобязанности наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотренофедеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Российская Федерацияпредоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам безгражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Однако административнаяправоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства уже правоспособностиграждан Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства неимеют прав и обязанностей, которые неразрывно связаны лишь с гражданствомРоссийской Федерации. Кроме связанных с этим исключений и изъятий, вытекающихиз международных договоров, административное законодательство РоссийскойФедерации предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права исвободы, а также преимущества, установленные для граждан Российской Федерации.
Как и граждане РоссийскойФедерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами: наобжалование незаконных действий (решений) органов государственной власти иместного самоуправления, их должностных лиц; на свободу и личнуюнеприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; на охрануздоровья и медицинскую помощь; на образование; на свободу совести и т.д.
Но в отличие от гражданРоссийской Федерации, для иностранных граждан установлены ограничения в областитруда, связанные с их принадлежностью к другому государству. Например, они непользуются избирательным правом и, следовательно, не избираются в органыгосударственной власти; они не участвуют во всенародном голосовании (референдуме);не могут назначаться на отдельные должности или заниматься трудовой деятельностью,если назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связано спринадлежностью к гражданам Российской федерации.
Иностранные учащиеся истуденты учебных заведений Российской Федерации пользуются правами и несут всеобязанности учащихся и студентов в соответствии с законодательством,действующим на территории Российской Федерации.
При соблюденииустановленных правил проживания в Российской Федерации иностранные гражданеимеют право передвижения по территории Российской Федерации. Ограничения впередвижении и выборе места жительства допускаются для обеспечениягосударственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья, защитыправ и законных интересов граждан Российской Федерации.
Пользуясь правами исвободами, иностранные граждане не выполняют определенных обязанностей,возлагаемых на граждан Российской Федерации. Так, они не несут обязанностейвоинской службы. Однако они несут установленные обязанности перед РоссийскойФедерацией. Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию напостоянное проживание, обязаны получить в органах внутренних дел вид нажительство и в установленный срок зарегистрироваться .
Иностранные граждане илица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, обязанысоблюдать законы, уважать Конституцию Российской Федерации, традиции и обычаинародов России.
За нарушение правилпребывания иностранных граждан в РФ и Правил транзитного проезда через территорииРФ иностранные граждане привлекаются к ответственности в соответствии с ЗакономСССР “О правовом положении иностранных граждан в СССР” и Закона РФ “О порядкевыезда из РФ и въезда в РФ”.
Правовое положениеиностранных граждан в Российской Федерации, пользующихся привилегиями идипломатическим иммунитетом, определяется специальным законодательствомРоссийской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а такжеСССР. В частности, они пользуются иммунитетом от административной юрисдикциинашей страны.
Из общегозаконодательства, определяющего статус иностранных граждан, имеются изъятияотносительно граждан государств, входящих в СНГ. Они пользуются большейсвободой на пересечение границ Российской Федерации. Эти изъятияустанавливаются соглашениями между государствами — участниками СНГ.
Заключение.
Таким образом,рассмотренная тема дает нам общее представление об индивидуальных субъектахадминистративного права. Они занимают важное место среди субъектов административногоправа, так как являются основными наряду с органами исполнительной власти, исамыми массовыми субъектами административного права. К индивидуальным субъектамотносятся не только граждане Росси, но и не граждане России, проживающие илинаходящиеся на территории Российской Федерации. Все они имеют специальныеадминистративно-правовые статусы, отличающиеся ограниченностью прав иобязанностей и дополнительными обязанностями в сравнении с гражданами России. Киндивидуальным субъектам административного права можно было бы отнести игосударственных и иных служащих, но они в административных правоотношенияхвыступают не от своего имени, а от имени государства и того органа, в которомони состоят на службе. Поэтому административно-правовое положение государственныхслужащих будет рассмотрено отдельной темой, над которой мы поработаем на однойиз следующих лекций.