Содержание
Введение
1 Инвалидность как юридическаякатегория
1.1 Понятие инвалидности
1.2 Правовое регулирование социальнойзащиты инвалидов
2 Порядок установления инвалидности
2.1 Условия признания гражданинаинвалидом
2.2 Медико-социальная экспертизаинвалидов
2.3 Порядок переосвидетельствованияинвалидов
2.4 Юридическое значение инвалидности
2.5 Причины инвалидности
Заключение
Список литературы
Введение
12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации[1],которая провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью.
Статья 7 Конституции РФопределяет Российскую Федерацию как социальное государство. В современномпонятии строй правового государства является строем социального правовогогосударства.
В каждом обществе имеютсякатегории граждан, которые нуждаются в социальной защите. Одной из наиболеенуждающихся в социальной защите категорий являются инвалиды.
Современноедемократическое государство должно иметь развитую систему социальной защитынуждающихся в этом граждан. Данная система функционирует на основании системынормативных актов, относящихся к отрасли права социального обеспечения.
Данная работа посвященарассмотрению системы правового регулирования социальной защиты инвалидов.
Исходя из изложенного,данная тема работы в современных условиях, когда происходит укреплениероссийской государственности, представляется достаточно актуальной.
Данная работа состоит издвух глав. Первая глава посвящена рассмотрению инвалидности как юридическойкатегории. Вторая глава посвящена вопросам правового регулирования порядкапризнания лица инвалидом.
Ввиду большой динамикиразвития законодательства о социальной защите, учебники по праву социальногообеспечения быстро устаревают, поэтому при написании работы использовались, восновном тексты нормативных актов, регулирующих порядок осуществлениясоциальной защиты инвалидов.
1 Инвалидность как юридическая категория
1.1 Понятие инвалидности
Инвалидность какюридическая категория вытекает из дефиниций статьи 1 Федерального закона от 24ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации»[2], дающей определенияпонятия «инвалид» и основания определения группы инвалидности
Инвалид — лицо, котороеимеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее кограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничениежизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности иливозможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться изаниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степенирасстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам,признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрастедо 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидомосуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок иусловия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РоссийскойФедерации.
Таким образом,инвалидность – это состояние лица, при котором оно имеет нарушение здоровья состойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности ивызывающее необходимость его социальной защиты.
Следовательно,инвалидность является основанием для возникновения правоотношений по социальнойзащите лица, являющегося инвалидом.
Вопросы правовогорегулирования порядка социальной защиты инвалидов будут рассмотрены ниже вданной работе.
1.2 Правовое регулирование социальной защиты инвалидов
Основополагающиеположения о социальной защите инвалидов содержатся в Конституции РоссийскойФедерации, которая является базисом всей российской системы права.
Социальное государствохарактеризует одно из основных направлений государственной деятельности иозначает возложение на государство некоторых социальных задач, обусловленныхэкономическим и социальным развитием общества, является юридическим выражениемответственности и обязанностей государства перед обществом и личностью поосуществлению социальной программы, заложенной в экономических, социальных икультурных правах. Иначе говоря, принцип правового государства, означающийформальное равенство и господство права в так называемом материальном смысле, вКонституции Российской Федерации сопрягается с принципом социальногогосударства, заключающемся в перераспределении национального дохода в пользусоциально слабых, не способных своим трудом или иным законным способомобеспечить себе достойную жизнь и свободное развитие.
Провозглашение РоссийскойФедерации социальным государством, политика которого направлена на созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, неозначает закрепления государственного патернализма с присущим ему тотальнымрегулированием экономики и неприятием экономической свободы и активностиличности, предпринимательства и иной хозяйственной деятельности. Социальноегосударство не упраздняет личную ответственность человека за собственноематериальное благополучие при условии, что он своим трудом или иным законнымспособом в состоянии обеспечить материальный достаток для себя и своей семьи.
Конституционноезакрепление социального государства означает возложение на государствообщесоциальной функции. Государство — не «ночной сторож», а факторобщественного благополучия, основывающегося на принципах социального равенства,солидарности и взаимной ответственности членов общества. Взвешенная социальнаяполитика государства, преследуя цель равномерного содействия благу всех граждани распределения материальных тягот пропорционально их экономическомупотенциалу, одновременно выступает условием социальной стабильности и, вконечном счете, прочности конституционного строя, ибо создает социальную базуего поддержки, формирует атмосферу общественного доверия к политическим иэкономическим институтам государства.
Политика социальногогосударства направлена на создание условий — юридических, организационных,экономических, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.Под достойной жизнью обычно понимают достойный человека прожиточный минимум,материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества,возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благамисовременной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личнуюбезопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т.п.Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое,умственное и нравственное совершенствование.
Для составленияадекватного представления о строе социального правового государства вРоссийской Федерации важное значение имеет анализ гарантий конституционных прави свобод, которые содержатся в главе 2 Конституции Российской Федерации.Гарантирующая роль государства существенно различается в зависимости от того, окаких правах и свободах идет речь — гражданских и политических илиэкономических, социальных и культурных. Это обусловлено тем, чтосоциально-экономические права и свободы в отличие от гражданских и политическихсодержат в себе достаточно обширную социальную программу, требующую для своейреализации положительных усилий государства в социально-экономической икультурной жизни общества в целом и отдельного индивида, тогда как гарантиигражданских и политических прав человека и гражданина очерчивают сферуиндивидуальной автономии личности и содержат запреты на вмешательство вобласти, предоставленные свободному усмотрению индивида.
Иную структуру имеютгарантии социальных, экономических и культурных прав, закрепленных вКонституции Российской Федерации. Право на труд и отдых, защита семьи,материнства и детства, право на социальное обеспечение, на жилище, на охрануздоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду или наобразование, закрепленные в Конституции, содержат в себе обширную социальнуюпрограмму и требуют от государства не только признания, соблюдения и защиты какгражданские и политические права, но и положительной деятельности по реализацииэтой программы, основные направления которой отражены в общей конституционнойформуле социального государства. Речь при этом идет не о привилегиях,подрывающих саму идею правового и социального государства, а о льготахсоциально слабым; поэтому принцип социального государства есть способ и формаконституционно-правового воплощения самой идеи справедливости.
Определяемые ч. 2 ст. 7Конституции РФ основные направления государственной деятельности в социальнойсфере — это, по существу, конституционные обязанности государства по социальнойзащите граждан. Они носят не разовый, а постоянный характер и требуют высокойстепени активности государства в обеспечении материального производства ираспределения, государственного программирования развития экономики и вустановленных законом формах — управления ею для обеспечения индивидуальной исоциальной жизни.
Конституционныеобязанности в социальной сфере отличаются меньшей степенью формальнойопределенности, чем обязанности по обеспечению гражданских и политических прави свобод. Здесь значительно более широк диапазон самостоятельного усмотрениязаконодателя и органов исполнительной власти, границы которого обусловленысостоянием экономики, уровнем безработицы, состоянием материальной базымедицинского обслуживания и прочих условий. Но эта самостоятельность такжеимеет юридические пределы, может и должна осуществляться в правовых формах,предусмотренных законом и с соблюдением установленных им границ. Иными словами,ст. 7 Конституции содержит в себе императивное требование, обращенное кзаконодателю. Но способы и направления реализации этого общего конституционногопредписания не определены, а соответствующая задача возложена на законодателя ив значительной мере — на органы исполнительной власти.
Принцип социальногогосударства, развиваемый в экономических, социальных и культурных правахчеловека и гражданина, закрепленных в Конституции, конкретизируется вфедеральном законодательстве, регулирующем порядок осуществления социальнойзащиты инвалидов.
Вопросы социальногообслуживания и социальной защиты инвалидов прописаны в трех Федеральныхзаконах:
· 122-ФЗ от 2августа 1995 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста иинвалидов»[3].
· 181-ФЗ от 24ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации».
· 178-ФЗ от 17 июля1999 года «О государственной социальной помощи»[4].
Так же в статье 154Федерального закона 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений взаконодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу в связис принятием федеральных законов „О внесении изменений и дополнений в Федеральныйзакон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации» определены размеры ежемесячных денежных выплатинвалидам войны и инвалидам, имеющим степень ограничения способности к трудовойдеятельности и не имеющим степени ограничения.
Имеются так же несколькоподзаконных нормативных правовых актов, регулирующие вопросы социальной защитыинвалидов, например:
· ПостановлениеПравительства РФ от 25 ноября 1995 года № 1151 «О федеральном перечнегарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданампожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениямисоциального обслуживания»[5].
· ПостановлениеПравительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условияхпризнания лица инвалидом»[6].
· ПостановлениеПравительства РФ от 17 апреля 2002 года № 244 «О плате за стационарноеобслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов»[7].
Так же в законодательствоРоссийской Федерации о социальном обслуживании и социальной защите инвалидоввходят соответствующие положения законов и нормативных правовых актов субъектовРоссийской Федерации.
Таким образом, можносделать вывод, что законодательство, регулирующее порядок социальной защитыинвалидов, состоит из системы нормативных актов различной юридической силы,изданных органами законодательной и исполнительной власти на федеральном уровнеи на уровне субъектов федерации, т.к. вопросы социальной защиты относятся кпредметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации.
2 Порядок установления инвалидности
2.1 Условия признания гражданина инвалидом
Согласно статьи 1 Федеральногозакона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов вРоссийской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральнымучреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лицаинвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Условиями признаниягражданина инвалидом согласно Постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» являются:
· нарушениездоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленноезаболеваниями, последствиями травм или дефектами;
· ограничениежизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности иливозможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться илизаниматься трудовой деятельностью);
· необходимость вмерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного изуказанных выше условий не является основанием, достаточным для признаниягражданина инвалидом. Для этого необходимо наличие совокупности всехприведенных условий.
В зависимости от степениограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функцийорганизма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов,гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группаинвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория«ребенок-инвалид».
При установлениигражданину группы инвалидности одновременно определяется в соответствии склассификациями и критериями[8], утверждаемымиМинистерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации,степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или Iстепень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограниченияспособности к трудовой деятельности.
Инвалидность I группыустанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.
Степень ограниченияспособности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности ктрудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группаинвалидности.
Категория«ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо додостижения гражданином возраста 18 лет.
В случае признаниягражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступленияв бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.
Инвалидностьустанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на которыйназначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина(переосвидетельствования).
Без указания срокапереосвидетельствования инвалидность устанавливается в случае выявления в ходеосуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения илиуменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванногостойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениямифункций органов и систем организма.
В случае признаниягражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общеезаболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность сдетства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья),связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военнаятравма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность,связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационныхвоздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особогориска, а также иные причины, установленные законодательством РоссийскойФедерации.
В настоящее время действуетПостановление Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17 «Об утверждении разъяснения „Об определении федеральными государственными учреждениямимедико-социальной экспертизы причин инвалидности“[9].
При отсутствиидокументов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудовогоувечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причиныинвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказываетсясодействие в получении указанных документов. При представлении в бюросоответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представленияэтих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
2.2 Медико-социальная экспертиза инвалидов
Согласно ПостановленияПравительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 „О порядке и условияхпризнания лица инвалидом“ гражданин направляется на медико-социальнуюэкспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь,независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющимпенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения.
Организация, оказывающаялечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальнуюэкспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных иреабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкоенарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травмили дефектами.
При этом в направлении намедико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерствомздравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данныео состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов исистем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результатыпроведенных реабилитационных мероприятий.
Орган, осуществляющийпенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправенаправлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признакиограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии унего медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организмавследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.
Форма соответствующегонаправления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом,осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения,утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РоссийскойФедерации.
Организации, оказывающиелечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение,а также органы социальной защиты населения несут ответственность задостоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальнуюэкспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае еслиорганизация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющийпенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказалигражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка,на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет правообратиться в бюро самостоятельно.
Специалисты бюро проводятосмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительногообследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, послевыполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограниченийжизнедеятельности.
Медико-социальнаяэкспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по меступребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего напостоянное жительство за пределы Российской Федерации).
В главном бюромедико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования имрешения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальныхвидов обследования.
В Федеральном бюромедико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования имрешения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях,требующих особо сложных специальных видов обследования.
Медико-социальнаяэкспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явитьсяв бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, чтоподтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическуюпомощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно порешению соответствующего бюро.
Медико-социальнаяэкспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя).
Заявление подается в бюров письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу,выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом,осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), имедицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
Медико-социальнаяэкспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро)путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализасоциально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данныхгражданина.
При проведениимедико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
В проведениимедико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро(главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательногоголоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы потруду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее — консультанты).
Решение о признаниигражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимаетсяпростым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальнуюэкспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.
Решение объявляетсягражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законномупредставителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальнуюэкспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
По результатаммедико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписываетсяруководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) испециалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Заключения консультантов,привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов иосновные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в актмедико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.
Порядок составления иформа акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерствомздравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Срок хранения акта медико-социальнойэкспертизы гражданина составляет 10 лет.
При проведениимедико-социальной экспертизы гражданина в главном бюро акт медико-социальнойэкспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется вглавное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы вбюро.
При проведениимедико-социальной экспертизы гражданина в Федеральном бюро актмедико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документовнаправляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведениямедико-социальной экспертизы в главном бюро.
В случаях, требующихспециальных видов обследования гражданина в целях установления структуры истепени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограниченияспособности к трудовой деятельности), реабилитационного потенциала, а такжеполучения иных дополнительных сведений, может составляться программадополнительного обследования, которая утверждается руководителемсоответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программадоводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, вдоступной для него форме.
Программа дополнительногообследования может предусматривать проведение необходимого дополнительногообследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключенияглавного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведениеобследования условий и характера профессиональной деятельности,социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.
После получения данных,предусмотренных программой дополнительного обследования, специалистысоответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение опризнании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.
В случае отказа гражданина(его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставлениятребуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе впризнании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чемделается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина.
Для гражданина,признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро),проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальнаяпрограмма реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующегобюро.
Выписка из актамедико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляетсясоответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющийего пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения опризнании гражданина инвалидом.
Порядок составления иформа выписки утверждаются Министерством здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации.
Сведения обо всех случаяхпризнания инвалидами военнообязанных или граждан призывного возрастапредставляются бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в соответствующие военныекомиссариаты.
Гражданину, признанномуинвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, суказанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовойдеятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности ктрудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Порядок составления иформы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаютсяМинистерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Гражданину, непризнанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатахмедико-социальной экспертизы.
Гражданину, имеющемудокумент о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группаинвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.
2.3 Порядок переосвидетельствования инвалидов
Согласно ПостановлениюПравительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 „О порядке и условияхпризнания лица инвалидом“ переосвидетельствование инвалида проводится впорядке, предусмотренном для медико-социальной экспертизы инвалидов.
Переосвидетельствованиеинвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп — 1 разв год, а детей-инвалидов — 1 раз в течение срока, на который ребенкуустановлена категория „ребенок-инвалид“.
Переосвидетельствованиегражданина, инвалидность которому установлена без указания срокапереосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлениюего законного представителя), либо по направлению организации, оказывающейлечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либопри осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями,принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Переосвидетельствованиеинвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца доистечения установленного срока инвалидности.
Переосвидетельствованиеинвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению(заявлению его законного представителя), либо по направлению организации,оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состоянияздоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля зарешениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
2.4 Юридическое значение инвалидности
Юридическое значениеинвалидности, как уже упоминалось в параграфе 1.1 настоящей работы, состоит втом, что наличие инвалидности является основанием для возникновенияправоотношений по социальной защите инвалидов.
Если обратиться к наукетеории государства и права, то юридическим фактом является событие, врезультате которого возникают, изменяются или прекращаются правоотношения.
Правоотношения поинвалидности возникают с момента признания лица инвалидом в результатепроведения медико-социальной экспертизы.
Таким образом, признаниелица инвалидом является юридическим фактом, в результате которого возникаютправоотношения по социальной защите инвалидов.
Согласно статье 9 Законао социальной защите инвалидов они имеют право на реабилитацию.
Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидовк бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидовнаправлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограниченийжизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройствомфункций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения имиматериальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направленияреабилитации инвалидов включают в себя:
· восстановительныемедицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование иортезирование, санаторно-курортное лечение;
· профессиональнуюориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве,производственную адаптацию;
· социально-средовую,социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурнуюреабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
Индивидуальная программареабилитации инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа,осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальнойэкспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий,включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализациимедицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных навосстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма,восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенныхвидов деятельности.
Индивидуальная программареабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующимиорганами государственной власти, органами местного самоуправления, а такжеорганизациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Инвалиды имеют право на:
· медицинскуюпомощь (ст. 13 Закона о социальной защите инвалидов);
· на обеспечениебеспрепятственного доступа инвалидов к информации (ст. 14 Закона о социальной защитеинвалидов);
· на обеспечениебеспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (ст.15 Закона о социальной защите инвалидов);
· на обеспечениежилой площадью на условиях договора социального найма на льготных условиях (ст.15 Закона о социальной защите инвалидов);
· на воспитание,обучение, образование (ст. ст. 18, 19 Закона о социальной защите инвалидов);
· на гарантиитрудовой занятости (ст. ст. 20-24 Закона о социальной защите инвалидов);
· право инвалидовна создание общественных объединений (ст. ст. 33 Закона о социальной защитеинвалидов).
Материальное обеспечениеинвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии,пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты всчет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации вслучаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Социально-бытовоеобслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемыхорганами государственной власти субъектов Российской Федерации с участиемобщественных объединений инвалидов.
Инвалиды и дети-инвалидыимеют право на ежемесячную денежную выплату в размере:
· инвалидам,имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, — 1 913рублей;
· инвалидам,имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности,детям-инвалидам — 1 366 рублей;
· инвалидам,имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности, — 1 093рублей;
· инвалидам, неимеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключениемдетей-инвалидов, — 683 рублей.
Если в ходепереосвидетельствования лица изменяется категория инвалидности, то и изменяетсясодержание правоотношения по социальной защите инвалидов. Так система социальныхгарантий для лица в зависимости от степени инвалидности может быть расширенаили сужена.
Если в ходепереосвидетельствования лица у него признается отсутствие инвалидности, топравоотношения по социальной защите лица как инвалида прекращаются.
Соответственноюридическое содержание инвалидности, как упоминалось выше состоит в том, что инвалидность– это состояние лица, при котором оно имеет нарушение здоровья со стойкимрасстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиямитравм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающеенеобходимость его социальной защиты.
2.5 Причины инвалидности
Причины инвалидностиопределяются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17 „Об утверждении разъяснения “Об определении федеральными государственнымиучреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности».
Федеральныегосударственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причиныинвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренныезаконодательством Российской Федерации:
· общеезаболевание;
· инвалид сдетства;
· профессиональноезаболевание;
· трудовое увечье;
· военная травма;
· заболеваниеполучено в период военной службы;
· заболеваниеполучено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) всвязи с аварией на Чернобыльской АЭС;
· заболевание,радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы(служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
· заболеваниесвязано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
· заболевание,полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебныхобязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
· заболеваниесвязано с аварией на ПО «Маяк»;
· заболевание,полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебныхобязанностей), связано с аварией на ПО «Маяк»;
· заболеваниесвязано с последствиями радиационных воздействий;
· заболевание (травма,увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военнойслужбы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием вдействиях подразделений особого риска.
Причина инвалидности сформулировкой «общее заболевание» определяется в тех случаях, когдаинвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит впрямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военнойтравмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана скатастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий инепосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и инымиобстоятельствами, указанными в настоящем разъяснении.
Причина инвалидности сформулировкой «инвалид с детства» определяется гражданам старше 18лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшегов детстве, наступила до достижения 18 лет.
Лицу в возрасте до 18лет, признанному инвалидом, устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Причина инвалидности сформулировкой «профессиональное заболевание» определяется гражданам,инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональныхзаболеваний (отравлений).
Причина инвалидности сформулировкой «трудовое увечье» определяется гражданам, инвалидностькоторых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастнымслучаем на производстве.
Причина инвалидности сформулировкой «военная травма» определяется гражданам, уволенным своенной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступилавследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных призащите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождениемвоенной службы на территориях других государств, где велись боевые действия,или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Причина инвалидности сформулировкой «заболевание получено в период военной службы»определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступилавследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья(ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, несвязанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей),либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Причина инвалидности сформулировкой «заболевание получено при исполнении обязанностей военнойслужбы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС»устанавливается бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключенияВВК, если заболевание, поставленное ВВК в связь с выполнением работ поликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания дляустановления инвалидности.
Причина инвалидности«заболевание радиационно обусловленное получено при исполненииобязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией наЧернобыльской АЭС» устанавливается бывшим военнослужащим на основаниисоответствующего заключения ВВК, если заболевание, поставленное ВВК в связь срадиационным воздействием при выполнении работ по ликвидации последствий авариина Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности.
Причина инвалидности сформулировкой «заболевание связано с катастрофой на ЧернобыльскойАЭС» определяется гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствиекатастрофы на Чернобыльской АЭС".
Причина инвалидности сформулировкой «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностейвоенной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на ЧернобыльскойАЭС» устанавливается бывшим военнослужащим и гражданам, призванным наспециальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидациейпоследствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участникаликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключениямежведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших кинвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на ЧернобыльскойАЭС.
Причина инвалидности сформулировкой «заболевание связано с аварией на ПО „Маяк“устанавливается гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие авариив 1957 году на производственном объединении „Маяк“ и сбросоврадиоактивных отходов в реку Теча.
При наличии одновременнооснований для определения различных причин инвалидности причина инвалидностиопределяется по выбору инвалида либо его законного представителя или та,наличие которой гарантирует гражданину предоставление более широкого круга мерсоциальной защиты (в справке указывается только одна причина инвалидности).
Причина инвалидности,гарантирующая гражданину предоставление более широкого круга мер социальнойзащиты, сохраняется при повышении группы инвалидности вследствие вновьвозникших увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, если ранее не было допущеноошибки при определении группы инвалидности. Причина инвалидности „военнаятравма“ сохраняется также в тех случаях, когда к моменту очередногопереосвидетельствования последствия увечий (ранений, травм, контузий),заболеваний, являющиеся следствием военной травмы, не приводят к ограничениюжизнедеятельности и установление группы инвалидности обусловлено вновьвозникшими увечьями (ранениями, травмами, контузиями), заболеваниями.
Лицу в возрасте до 18лет, признанному инвалидом по последствиям трудового увечья илипрофессионального заболевания, по его выбору либо выбору его законногопредставителя устанавливается категория „ребенок-инвалид“ или группаинвалидности с соответствующей причиной инвалидности.
Причина инвалидностиизменяется со дня представления в федеральное государственное учреждениемедико-социальной экспертизы документов, подтверждающих обстоятельствавозникновения увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших кинвалидности.
Гражданам, ставшиминвалидами вследствие поствакцинальных осложнений или инвалидами I и II группвследствие нарушений, обусловленных патологией органа зрения, послеформулировки соответствующей причины инвалидности или категории „ребенокинвалид“ производится дополнительная запись „вследствиепоствакцинального осложнения“ на основании заключения клинико-экспертнойкомиссии лечебно-профилактического учреждения об установлении фактапоствакцинального осложнения или „инвалид по зрению“.
Заключение
В работе были рассмотренывопросы правового регулирования социальной защиты инвалидности.
Основанием длявозникновения правоотношений по социальной защите инвалидов является фактпризнания лица инвалидом. В этом заключается основное юридическое значениеинвалидности.
Инвалидность – это состояниелица, при котором оно имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функцийорганизма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость егосоциальной защиты.
Признание лица инвалидомосуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок иусловия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РоссийскойФедерации.
Причинами инвалидностиявляются:
· общеезаболевание;
· трудовое увечье;
· профессиональноезаболевание;
· инвалидность сдетства;
· ранение(контузия, увечье), полученное при защите СССР;
· ранение(контузия, увечье), полученное при исполнении обязанностей военной службы;
· заболевание,связанное с пребыванием на фронте;
· увечье,полученное в результате несчастного случая, не связанного с исполнениемобязанностей военной службы;
· заболевание, несвязанное с пребыванием на фронте (заболевание получено в период прохождениявоенной службы);
· заболевание,полученное при исполнении обязанностей воинской службы./>
Список литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
2. Федеральный законот 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ „О социальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации“ (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г.) // „Российская газета“ от 2 декабря 1995 г.
3. Федеральный законот 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ „О социальном обслуживании гражданпожилого возраста и инвалидов“ (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // „Российская газета“ от 4 августа 1995 г.
4. Федеральный законот 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ „О государственной социальной помощи“ (сизменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля 2008 г.) // „Российская газета“ от 23 июля 1999 г.
5. ПостановлениеПравительства РФ от 25 ноября 1995 г. N 1151 „О федеральном перечнегарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданампожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениямисоциального обслуживания“ (с изменениями от 17 апреля 2002 г.) // „Российская газета“ от 6 декабря 1995 г.
6. ПостановлениеПравительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 „О порядке и условияхпризнания лица инвалидом“ (с изменениями от 7 апреля 2008 г.) // „Российская газета“ от 28 февраля 2006 г.
7. ПостановлениеПравительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 244 „О плате за стационарноеобслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов“ // Собраниезаконодательства Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 16 ст. 1571.
8. ПостановлениеМинтруда РФ от 8 июля 1997 г. N 36 „Об утверждении Примерного положения оЦентре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов“ (недействует) // Бюллетень Министерства труда и социального развития РоссийскойФедерации, 1997 г., N 8
9. ПриказМинистерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535 „Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлениимедико-социальной экспертизы граждан федеральными государственнымиучреждениями медико-социальной экспертизы“ // „Российскаягазета“ от 21 сентября 2005 г.
10. Постановление Минтруда РФ от 15апреля 2003 г. N 17 „Об утверждении разъяснения “Об определениифедеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причининвалидности» (с изменениями от 29 апреля 2005 г.) // «Российская газета» от 27 мая 2003 г.
11. Благодир А.Л. К вопросу о проблемахсистемы Общей части права социального обеспечения // Актуальные проблемыюридической науки и правоприменительной практики: Сборник научных трудов (поматериалам 4 международной научно-практической конференции, состоявшейся 15октября 2005 г.): в 3-х частях. — Киров; Филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» вг. Кирове, 2005. — Ч. 2. — с.15-25
12. Источники российского права: вопросытеории и истории: Учебное пособие / Гуценко К.Ф., Крусс В.И., Кузнецова Н.Ф. идр… — М.; Норма, 2005. — 336 с.
13. Кобзева С.И. К вопросу об источникахправа социального обеспечения // Lex Russica: Научные труды МГЮА. — М.; Изд-воМГЮА, 2006. — № 3. — с.504-516
14. Россия и международные обязательствав области социально-экономических прав: Сборник материалов о выполнении Россиейобязательств по Международному пакту об экономических, социальных и культурныхправах / Башинова Ю., Таубина Н… — М.; Фонд «За гражданскоеобщество», 2005. — 337 с.
15. Ткачева Н.А. Конституционное правограждан на социальное обеспечение: российский и зарубежный опыт // Закон иправо: история и современность: Материалы международной научно-практическойконференции, посвященной 75-летию Ставропольского государственного университетаи 10-летию юридического факультета (16 декабря 2005 года). — Ставрополь;Сервисшкола, 2005. — с.212-217
16. Хамзина Ж.А. Основания возникновенияправа на социальное обеспечение // Международные юридические чтения: Материалынаучно-практической конференции (14 апреля 2005 г.). — Омск; Изд-во Омск. юрид. ин-та, 2005. — Ч. 3. — с.224-226