Реферат по предмету "Государство и право"


Изменения в общественном строе России в начале XX века

Министерствообразования Республики Беларусь
Белорусскийинститут правоведения
Кафедратеории и истории права
Контрольнаяработа
Подисциплине «История государства и права славянских государств»
На тему
«Измененияв общественном строе России в начале XXвека»
 
Минск 2007

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..3
1. Оформлениеконституционной монархии в России в начале XX в..4
2. Развитие права вначале XX в. Источники права XX в……………..8
Заключение………………………………………………………………13
Список использованнойлитературы…………………………………...14

ВВЕДЕНИЕ
В начале XX в. политическая ситуация в Россиидестабилизировалась. Поднялась волна беспорядков, рабочих забастовок,крестьянских выступлений и террористических актов, спровоцированныхрусско-японской войной и экономическим кризисом.
События первой русскойреволюции поставила Николая IIперед необ­ходимостью определения концепции дальнейшего государственного раз­витияРоссии. В качестве составной части модели государственного строя был сохранентрадиционный, возникший ещё в допетровские времена, патернализм, теория единенияцаря с народом как основы управления государством. Поэтому из двух возможныхпутей подавления революционных выступлений, насильственного и парламентского,правительство Николая IIвыбрало второй. Представительство, нося совещательный характер, должно былодоводить до царя «голос народа», а царь, являясь конечной инстанцией в принятиизакона, брал на себя обязанность свято исполнять закон, ибо законностьобъявлялась залогом успеха в деятельности государства.
Цель данной работы –исследовать изменения в общественном строе России в начале XX века. Для достижения поставленнойцели необходимо решить следующие важные задачи:
— показать оформлениеконституционной монархии в России в начале XX века;
— изучить развитие правав начале XX века, источники права XX века;
Основной метод достиженияпоставленных цели и задач – анализ учебной литературы по теме.

1.Оформление конституционной монархии в России в начале 20 века.
В конце 19 – начале 20века общественный строй России определялся переходом на новую стадиюкапитализма и в то же время сильными феодальными пережитками, преимущественно вдеревне.
Революция 1905г. привелак превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию.Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областяхжизни. При обсуждении в апреле 1906г. проекта Основных законов Российскойимперии, в которых был определен характер царской власти, Николай ΙΙсогласился на исключение термина “неограниченная”.
Политико-правовыефакторы, которые привели к трансформации государственного и политического стояРоссии, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г. В начале1898 г. быстро нарастает студенческое движение, которое постепенно приобретаетполитический характер.
Правительство создает вконце 1901г. “Временные правила о студенческих учреждениях”, пытаясь частичноудовлетворить требования студентов. Однако восстановление автономииуниверситетов было осуществлено летом 1905 г., когда волна революции нарастала.
С 1896 г. в странеувеличивается число забастовок на фабриках и заводах, в 1903 г. проводитьсявсеобщая забастовка. Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. В связи сэтим правительство создает “Особое совещание о нуждах сельскохозяйственнойпромышленности”, которое ставит перед собой задачи облегчения выхода крестьяниз общины, поощрения хуторских выделов и т. д. В феврале 1903г. издаетсяМанифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с темв нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель.
В мае 1902г. проводитьсяпервый съезд для разработки вопросов земского самоуправления, в ноябре 1904г. вПетербурге состоялось совещание земских деятелей, которые подвергали резкойкритике бюрократическую систему самодержавной монархии и потребовали широкихполитических прав и свобод. В ответ на это давление правительство издает вдекабре 1904г. Манифест, в котором обещает ряд уступок: уравнивание крестьян вправах с другими сословиями, самостоятельность суда и т. д.
Летом 1904г. был убитминистр внутренних дел В. К. Плеве, с осени 1904г. начинается “эпоха доверия”.Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел демонстрации 9января 1905г. и поражение в войне с Японией углубил революционный кризис.
Летом 1905г. большоечисло профессиональных союзов объединяется в “Союз Союзов”, выставившийполитические требования: демократические преобразования и созыв Учредительногособрания. В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, в странепрокатывается волна крестьянских беспорядков. В Петербурге создается Советрабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим во всеобщуюзабастовку осенью 1905г.
На пути конституционногостроительства в России важнейшими вехами стали Манифест 17 октября 1905г.,провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательногооргана (Государственной думы), ограничивающего монархическую власть, и Основныезаконы 23 апреля 1906г., определившие двухпалатную парламентарную систему, носохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законахотмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляетзаконодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон неприобретает силы.
Государственный совет былпреобразован в феврале 1906г., а в апреле ему был придангосударственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структураСовета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий иканцелярии. В октябре 1905г. Совет министров становится постоянно действующим органом.Функции упраздненного в апреле 1906г. Комитета министров передавались частичноСовету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственнытолько перед царем, и им же назначались, правительство еще не приобрелохарактера “буржуазного кабинета”. Происходила достаточно частая сменапредседателей Совета министров.
В период революцийоживилась деятельность первого и второго департаментов Сената, а в связи состолыпинской аграрной реформой – деятельность аграрного департамента. Вместе стем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.
Происходили перемены вположении отдельных ведомств. Объединение ведомств с другими министерствамипривело к появлению Совета государственной обороны. Департамент полиции иотделения жандармерии фактически не подчинялись Министерству внутренних дел.Роль полиции заметно возросла: такая структура, как четвертое делопроизводство,осуществляла надзор за рабочим движением. В 1906 г. в составе корпуса жандармовбыло создано Управление полицейской стражи.
Система местногоуправления также подверглась определенным изменениям. При охранных отделенияхМинистерства внутренних дел открывались регистрационные конторы, происходиладецентрализация органов политического сыска, создавались окраинные отделения. Цензурныеорганы преобразовывались в местные комитеты по печати, для регистрацииобразовавшихся обществ создавались специальные присутствия.
В 1906г. каждоегубернское земское собрание получило право выбирать по одному членуГосударственного совета. С 1912 г. уездные земские собрания вновь сталивыбирать мировых судей – институт, фактически упраздненный в 1889г. Мировыесудьи восстанавливались в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институтземских начальников.
Представительные органына местах все чаще заменяют чиновничьи комитеты: появляются биржевые комитеты,различного рода советы, стали проводиться профессиональные съезды, избиравшиесвои бюро. Широкое распространение с 1911г. получили землеустроительныекомиссии – административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве.Ширилось кооперативное движение: в 1908г. в Москве состоялся первыйкооперативный съезд [3, c.94-95].
Таким образом,государство и право России развивается под знаком революции. Одним из еепоследствий явился новый шаг по пути превращения феодальной монархии вбуржуазную. Закладываются организационные и правовые основы новой общественнойи государственной системы.

1. Развитие права в начале ХХ в. Источники права начала ХХ в.
Система источников правав этот период пополняется новыми элементами-постановлениями Совета министров имнениями Государственного совета. Эти формы хотя и носили подзаконный характер,однако, имели обязательную силу для всех исполнительных органов. Появляетсябольшое число актов, именуемых “временные правила“, впоследствии становившихсязаконами.
Наряду с постановлениемСовет министров издавал также положения, носившие статусный,правоустанавливающий характер.
В большом количествеиздавались указы, направленные на проведение вполне конкретных правовых акций ипреобразований. При реформировании системы государственных органов или созданииновых принимались акты, носившие названия учреждений. Наиболее фундаментальныеакты назывались законами.
Кодификационная работапроводилась в ряде учреждений: особое отделение государственной канцелярии (поизданию Свода законов), департаменты Сената, Государственный совет иГосударственная дума, Совет министров и отдельные министерства и управления.Руководство этой работой осуществлял Сенат, наряду с ним было создано Юридическоесовещание, руководившее всей кодификационной деятельностью [3, c. 103].
В 1882г. указом быласоздана комиссия для составления гражданского уложения, которая подготовила к1905г. два гражданских проекта, учитывающих новый характер торгово-промышленныхотношений.
В этот период законстановится главным источником права. Закон в материальном смысле отличался отзакона в формальном смысле, т.е. распорядительной меры, применяемой вконкретном случае. Закон должен был выражать волю трех субъектов, которым принадлежаласовместная власть Государственной думы, Государственного совета и императора(указ мог исходить и от одного монарха). По-своему содержанию законы делилисьна предписывающие (в форме повеления или запрещения) и восполнительные(дополнявшие волю частных лиц).
По пространству действиязаконы делились на общие (действовавшие на всей территории империи), местные(действовавшие на ее части), особенные (действовавшие в отношении особого родадел) и специальные (действовавшие в отношении особых категорий лиц). Действие законаво времени начиналось с момента его опубликования, но в силу он вступал смомента получения на данной территории места сенатского издания СобранияУзаконений и Распоряжений правительства (если в самом законе не был указан сроквступления его в силу).
Правило, что закон неимеет обратной силы, было рассчитано на суд, а не на законодателя. Толкованиезаконов осуществляли сам законодатель, Сенат, суд, правоведы.
Правовое регулированиеэкономики становится одной из основных задач законодателя, развитие юридическойтехники в этом направлении указывает на актуальность этой задачи.
Подробно разрабатывается понятиеюридического глаза. Последние подразделялись на публичные (казна, ведомства,учреждения, органы местного самоуправления) и частные. В качестве таковых моглибыть соединения (общества, товарищества) и учреждения. Юридические лицаобразовывались путем соглашения нескольких лиц концессионным (специальнымразрешением власти), явочным (путем регистрации) порядком. Товариществаподразделялись на полное, на вере и акционерное. Впервые в юридическойтерминологии в качестве субъекта хозяйственной деятельности и торгового оборотапоявляется торгово-промышленное предприятие. Оно могло иметь различныеконкретные виды — тресты, синдикаты, концерны, акционерные общества. Быловажно, какой правовой статус предприятие имеет в торговом обороте. В областиторгово-промышленного законодательства отмечались две особенности: нормативноерегулирование коммерческой деятельности переплеталась с вмешательством властныхструктур в оборот; демократизация коммерциализация старыхорганизационно-хозяйственных форм (введение в состав торгово-промышленныхорганов разных групп, общественных организаций, советов, кооперативов и т.д.).
При учрежденииМинистерства торговли и промышленности ему были переданы дела о купеческихобществах и ремесленных управах, ранее находившихся в ведении Министерствавнутренних дел, дела о налогообложении выделялись в производство по особомудепартаменту (1905 г).
В годы войны чрезвычайныемеры стали применяться и в торгово-промышленной сфере: военно-промышленныекомитеты использовали административные методы регулирования, особые совещания(полугосударственные-полуобщественные организации) подменяли и контролировалидеятельность государственных хозяйственно-управленческих структур. Нормированиецен, их таксировка, продовольственная разверстка и реквизиции сталичрезвычайными мерами в период войны. Ограничивались сделки с некоторымитоварами. Продажа земли была вновь разрешена по закону о сделках покупле-продаже в июле 1917 г. Закон запрещал вывозить некоторыепродовольственные товары за пределы района, где они производились. Используястарые правовые акты (Свод законов), законодатель активно дополнял и толковалих, вводя в оборот новые подзаконные нормы.
Изменения в судебномправе, происходившие в начале ХХ в., своими корнями уходили в послереформенныйпериод. Законодатель после периода контрреформ вновь обратился на путьлиберализации судебного процесса. Уже в 1885 г. была отменена публичная казнь,в 1886 г. расширяется право присяжных в процессе — они получают возможностьвновь участвовать в постановке вопросов (раньше это делал только коронный суд).С1889 г. в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В1909г. в русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочногоосвобождения, с 1910 г. время проведенное арестованными в предварительномзаключении, стало засчитываться в срок заключения. В1913 г. судупредоставляется право восстановления в правах или реабилитация.
В годы войныпроцессуальное или судебное право подвергается изменениям, вызваннымчрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судахосуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствиезащиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.
Новым явлением сталаадминистративная юстиция — прототип арбитража, появление которой былообусловлено развитием административно-хозяйственных отношений и связей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Smoking In Public Essay Research Paper 11299Whinery
Реферат Управленческий учет финансово-сбытовой деятельности
Реферат Урок истории в средней школе на тему: "Внешняя политика России в конце XIX — начале ХХ века
Реферат Оцінка сучасної екологічної ситуації у світі
Реферат Книгораспространение в Центральной части России и Приморском крае с
Реферат Феномен Мировых Религий
Реферат Оценка от ущерба стихийных бедствий
Реферат Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции вспомогательных производств организации пищевой промышленности
Реферат Отчет по производственной практике 12
Реферат Свойства интегралов
Реферат Doe Season Essay Research Paper OutlineThesis
Реферат Основные средства, их классификация, оценка, учет и выбытие основных средств. Документация ее роль и значение в бухучете
Реферат Маркетинг в сфере услуг 3
Реферат Внутренняя структура протона и новый способ получения энергии
Реферат Описание возможностей работы со стилями и шаблонами в Word