Реферат по предмету "Государство и право"


И. Гаспринский и "джадидизм"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Российская академия правосудия
Казанский филиал
Факультетподготовки специалистов для судебной системы
Кафедраобщетеоретических дисциплин
РЕФЕРАТ
подисциплине: «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ТАТАРСТАНА»
на тему: И.Гаспринский и «джадидизм»
Выполнила: студентка 3курса
Проверил: проф., д.и.н.
Хабутдинов Айдар Юрьевич

Казань – 2009 г.
 

Введение
Джадидизм- (от арабского усул-и-джадид — новый метод), культурно-реформаторское иобщественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии вконце XIX — начале XX вв.
Вконце XIX — начале XX вв. данное движение стало господствующим вобщественно-политической жизни мусульман. Оно не было чисто религиозным илисветским, хотя имело различные течения. Оно было синтетическим, захватывающимне только систему образования, но и общественно-философской мысли, этическихнорм. Движение джадидизма относительно органично утверждало связь ислама спросвещением и наукой. Идеи джадидизма активно внедрялись среди мусульманскогонаселения при активном участии крымско-татарского просветителя И.Б.Гаспринского.
гаспринский медрес мектебджадидизм

Впоследней четверти 19 века были радикальные изменения методов преподавания вмектебах и медресе: были введены европейские методы обучения — эсулджадид(новый метод), отсюда выражение джадидизм. Наряду с религией, в мектебах сталипреподаваться также основы светских наук — арифметики, географии, а такжеродной язык, как особый предмет, рисование, придавалось большее значениеобучению письму; преподавание проводилось на татарском языке вместо прежнеготак называемого тюрки и арабского языков; обучение начиналось с изученияазбуки, поэтому оно называлось также звуковым методом; учащиеся делились наклассы, были введены экзамены, которых раньше не было. Если прежде специальныешколы для девочек были только в больших населенных пунктах, чаще всего ониобучались в доме у жены муллы (абыстая), то теперь школы открывались как длямальчиков, так и для девочек; те и другие одинаково обучались письму, тогда какраньше девочки обучались преимущественно чтению.
Учителястали более квалифицированными, ибо реформа методов преподавания постепенноохватывала и медресе, в которых готовились учителя. Джадидскими стали крупныемедресе в Казани: Мухаммадия, в котором училось около 500 шакирдов и работало20 учителей, Марджания, Апанаевское и Азимовское: в Уфе — Галия и Гусмания; вОренбурге Хусаиния, в Вятской губернии — Ижбубинское медресе, отличавшеесяпревосходной организацией учебного дела с преподаванием европейских языков, втом числе французского. В Ижбубинске было открыто медресе также для девочек.Джадидские медресе появились затем и в других городах и крупных деревнях.
Идеяобновления и европеизации жизни татарского народа, возникшая в Казани, нашла своепрактическое осуществление впервые в Бахчисарае (Крым). Великий просветительИсмаил-бей Гаспринский, начавший в 188З г. выпускать газету «Тарджеман»(переводчик), вплоть до своей смерти в 1914 г. на протяжении более 30 лет популяризовал идеи джадидизма среди тюркских народов России. «Гаспринский выдвигает лозунгтройного единства мусульманского мира России: «Единство в языке, мыслях,действиях». Но это единство является единством, не западным кем- то, авыбранным самим человеком»[1]
Гаспринскийродился в 1851 г. в деревне Гаспара около Бахчисарая (Крым) в семье небогатогодворянина. Через 4 года семья переселилась в Бахчисарай. Исмаил в 7 лет былотдан в старометодный мектеб. Затем он поступил в московское военное училище,однако, не окончив курса, вернулся в 1866 г. в Бахчисарай и стал учителем русского языка в одном из медресе. В 1871 г. Гаспринский отправился в Париж, где оноставался 2 года, потом переехал в Истанбул. Из Турции он вернулся в 1875 г. народину, полный желания служить не только своему народу, но и своей расе. В1878-1883 гг. он был городским головой. После этого Гаспринский приступ ил киздательской и литературно-педагогической деятельности. С какими трудностямипришлось ему столкнуться при этом, видно из следующих слов Гаспринского:«Целые три года входил я перед двумя губернаторами и тремя министрами сходатайствами и в течение 4-х лет ездил в Петербург для того, чтобы добитьсяразрешения на издание газеты» (имеется в виду «Тарджеман»). С другой стороны,ему приходилось бороться против невежества и фанатизма своего народа. НоГаспринский был энергичный, упорный человек и твердо верил в успех своего делаи в будущее своего народа. «Тарджеман» стал выходить и его стали читать и вКрыму, и в Истанбуле, и в Ташкенте, и в Баку, и в Казани. Мусульмане Россиипосредством «Тарджемана» знакомились и общались друг с другом и осведомлялись особытиях в культурном мире. Гаспринский стремился выработать особыйобщетюркский язык и объединить на этой основе весь тюркский мир. Осуществитьему это не удалось, но все же он добился на 3-м Всероссийском съезде мусульманв 1906 г. принятия его предложения об обязательном преподавании в последнихклассах мектебов общетюркского языка. «Тарджеман» способствовал какраспространению джадидских школ, так и появлению литераторов, педагогов,общественных деятелей и журналистов среди тюркских народов России. До 1905 г. „Тарджеман» был единственной газетой на тюрко-татарском языке в России. Появившиесяпосле 1905 г. многочисленные газеты и журналы на языках тюркских народов,особенно татарские, приняли на себя функции, которые выполнял до этого“Тарджеман» и значение последнего упало. Гаспринский умер в сентябре 1914 г.[2]
В1883 г. Гаспринский открыл первую джадидскую школу в Бахчисарае и составилучебник для обучения по новому методу. Новометодные школы стали открываться исреди татар Поволжья, Приуралья и Сибири. Гаспринский с самого начала ставилцелью выведение мировоззрения мусульман из рамок традиционной общины. В«Тарджемане» нашли отклик самые различные темы от достижений науки до открытияновометодных школ в аулах. В 1898г в Уфе проходит совещание представителейдуховенства, интеллигенции по поводу создания основ литературного татарскогоязыка и реформы просвещения.
Разумеется,джадидское движение победило не сразу и не легко, оно должно было преодолетьотчаянное сопротивление наиболее отсталой и фанатичной части мусульманскогодуховенства — кадимистов, являвшихся сторонниками старых методов. Кадимистовподдерживало царское правительство, справедливо видевшее в джадидизме путькультурного подъема татарского народа, перспективы развития его национальнойкультуры, что так пугало царизм. «Кадимисты предпочитали традиционные собрания,как свадебные туи или другие собрания — меджлисы для обсуждения джадидскойугрозы и действий против джадидов. Другими методами были рассылка и публикацияпамфлетов, и наконец, использование таких современных методов, как журналы, нов меньшей степени, чем джадиды. Кадимисты выступали против литературных имузыкальных вечеров».[3]
Гаспринскийприкладывает огромные усилия для создания светской национальной элиты.Начальная джадидская школа давала лишь первичный уровень подготовки, поэтому вконце 19 века создаются учительские курсы и джадидские медресе, как центрыподготовки новой элиты. Эти функции выполняли медресе «Хусания», «Расулия» и«Усмания» для Урала, «Муххамадия» и «Апанаевская» для Поволжья.
К1900г, можно говорить о достижении основных идей просветительского этападжадидизма. Сильный толчок джадидскому движению дали события, связанные среволюцией 1905 г., в результате которого количество реформированных школпродолжало быстро расти. Однако с наступлением реакции усилилось преследованиеджадидских школ со стороны царских властей; наиболее активные деятелипросвещения нового направления среди татар были арестованы и сосланы в Сибирьили на Север. В 1911 г. казанский губернатор в секретномциркуляре предписывал местным полицейским властям всячески препятствоватьразвитию новометодной татарской школы, распространявшей светские знания — математику, географию, историю и т. д. В циркуляре говорилось, что «задеятельностью новаторов должно вестись неослабное, неотступное наблюдение…».[4]Но ничто не могло задержать поступательного движения джадидизма, и ко времениОктябрьской революции 1917 г. большинство татарских школ были уже джадидскими.
Нарядус улучшением методов преподавания быстро росло также количество школ. В 1908 г. в Казани было 36 медресе, из них 12 высшего типа, 12 — неполного высшего типа, 12 — среднеготипа и 13 мектебов при них; в 1913 году в городе существовало 7 женскихджадидских школ, еще в 1909 г. джадские женские школы были открыты в Троицке иОренбурге. В 1909г. в Томске было создано обществомусульман-прогрессистов, распространявших свое влияние на всю Западную Сибирь.Джадиды были инициаторами первых театральных постановок на татарском языкелюбительскими объединениями, способствуя духовному развитию и расширяякультурный кругозор мусульманского населения края, которое существеннопополнилось в начале 20 века благодаря вольному и целевому переселениютюркского населения, ссылаемым сюда из других регионов.
Всемектебы и медресе содержались на средства самого населения, расходы на нихпокрывались за счет добровольных пожертвований жителей. Государство никакихсредств на них не отпускало. Народ не только строил школы, но и содержал их,отапливал и освещал, платил учителю, покупал учебники и оказывал помощь беднымдетям. Некоторые школы содержали целиком отдельныесостоятельные люди из татар. Как мектебы, так и медресе, даже реформированные,в которых изучались светские науки и европейские языки, считались религиозными;открытию татарских светских школ ставились правительством различные преграды,которые существовали вплоть до Февральской революции, точнее до 20-го марта 1917 г., когда Временным правительством было издано постановление «Об отмене вероисповедных инациональных ограничении».

Заключение
Суммируявсе вышесказанное, можно сделать вывод, что благодаря идеям Гаспринского былиоткрыты новометодные мектебы и медресе, которые были обеспечены необходимойлитературой, формируется собственная идеология и литературный татарский язык,мусульманская элита начинает получать знание русского языка, создаютсяблаготворительные общества как культурно – просветительские центры общин.Итогом является повышение уровня просвещения и общенационального светскогообразования.

Списокиспользованнойлитературы
 
1. Валидов Д., Очерки историиобразованности и литературы татар до революции 1917 г., Москва-Петроград, 1923.- 532с.
2. Давлетшин Т.Д. «СоветскийТатарстан» — Казань: «Жиен», 2005.-485с.
3. Тагиров И.Р. «История национальнойгосударственности татарского народа и Татарстана».- Казань, 2000.
4. Хабутдинов А.Ю. « МиллетОренбургского Духовного Собрания в конце XVIII- XIXвеках».-Казань: Иман, 2000.-160с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Перспективи розвитку вітчизняного сільского господарства
Реферат Соотношение политики и морали
Реферат В чём очарование Ивана Флягина поповести Н.С. Лескова Очарованный странник
Реферат President Clinton Essay Research Paper President Clinton
Реферат Внешняя среда организации 4
Реферат Epic Of Gilgamesh Essay Research Paper The
Реферат Виталийские братья
Реферат Правовая природа военного коммунизма
Реферат Обрегон, Альваро
Реферат Лестер Гринспун, Джеймс Б. Бакалар Марихуана запретное лекарство
Реферат Общая характеристика аксиоматики Гильберта
Реферат Социально-экономическое развитие и внутренняя политика России во второй половине XIX века
Реферат ИП порядок регистрации и порядок деятельности в РБ
Реферат Ii Историко-экономические и правовые вопросы административного устройства юго-западной Грузии (1878-1914 гг.)
Реферат Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации кредитной организации