Реферат по предмету "Государство и право"


Злоупотребление полномочиями. Деяния, нарушающие безопасность пользования транспортными средствами

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственноеобразовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственныйуниверситет им. И.Н. Ульянова»
Кафедрагуманитарно-правовых дисциплин
Контрольнаяработа
Подисциплине: Уголовное право (особенная часть)
с. Батырево, 2011

Содержание
 
1. Злоупотребление полномочиями
2. Деяния, нарушающие безопасностьпользования транспортными средствами
3. Задача
Список использованной литературы

1. Злоупотребление полномочиями
преступлениезлоупотребление полномочие транспортный
Общественная опасностьпреступления состоит в том, что, злоупотребляя своими служебными полномочиями,лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях,дезорганизуют нормальную работу тех структур, где они осуществляют своюдеятельность, наносят вред общественным отношениям экономической сферы,причиняют существенный вред правам и законным интересам граждан, организаций,общества и государства.
Основной объект — общественные отношения, обеспечивающие нормальную управленческую деятельностькоммерческой или иной организации, соответствующую законодательству РФ иуставным задачам этой организации. В качестве дополнительного объекта выступаютимущественные и иные правомерные интересы организации, права и законныеинтересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества игосударства.
В соответствии со ст. 50ГК юридические лица подразделены с учетом их основной деятельности накоммерческие и некоммерческие организации. Законодательно регламентированыорганизационно-правовые формы деятельности всех юридических лиц.
Коммерческие организации- это организации различных форм собственности, преследующие в качествеосновной цели своей деятельности извлечение прибыли. ГК установил исчерпывающийперечень форм таких организаций. Они могут создаваться только в формехозяйственных товариществ (полное товарищество, товарищество на вере),хозяйственных обществ (акционерное общество, общество с ограниченнойответственностью, общество с дополнительной ответственностью), производственныхкооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанныхна праве оперативного управления или хозяйственного ведения (ст. ст. 50, 66 — 115 ГК). Коммерческими организациями являются, в частности, банки и другиекредитные организации (см. ст. 1 Закона о банках), за исключением ЦБР, которыйотносится к числу государственных органов (см. ст. 75 Конституции и ФЗ от10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии) (в ред. от 18.07.2005) (СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790)).
Некоммерческиеорганизации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своейдеятельности и не распределяют прибыль между участниками (ст. 50 ГК). Всоответствии с ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ „О некоммерческихорганизациях“ (в ред. от 10.01.2006) (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145) они могутсоздаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных,образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровьяграждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иныхнематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан иорганизаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, атакже в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Объективная стороназлоупотребления полномочиями включает в себя три элемента: 1) использованиелицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации,своих полномочий вопреки законным интересам этой организации; 2) последствия ввиде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организациилибо охраняемым законом интересам общества и государства; 3) причинную связьмежду поведением служащего и этими последствиями. По законодательнойконструкции состав преступления является материальным, считается оконченным вмомент наступления последствий в виде существенного вреда коммерческой или инойорганизации, гражданам, обществу или государству
Авторское представление озаконодательной конструкции составов преступления нельзя признать бесспорным.Логично предположить, что основной состав преступления являетсяформально-материальным, а квалифицированный — материальным. Основной состав (ч.1) считается оконченным в момент наступления существенного вреда правам изаконным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересамобщества или государства, а квалифицированный (ч. 2) — в момент наступлениятяжких последствий. Существенный вред — оценочная категория, включающая в себяубытки в крупном размере, сокращение рабочих мест, ухудшение положенияорганизации на товарном рынке, снижение рентабельности предприятия, снижениебазы налогообложения. Данный вред может быть выражен и в ущербе деловой репутацииорганизации — наступлении нематериального общественно опасного последствия.
Полномочия могутиспользоваться как путем действия, когда лицо, выполняющее управленческиефункции в коммерческой или иной организации, совершает действия в пределахсвоих полномочий организационно-распорядительного илиадминистративно-хозяйственного характера, так и путем бездействия, когда несовершаются необходимые действия управленческого характера, выполнить которыелицо было обязано по своему служебному положению.
Организационно-распорядительныеи административно-хозяйственные обязанности с учетом положения выполняющих ихлиц имеют самостоятельную правовую природу и отличаются от аналогичных функций,осуществляемых должностными лицами государственных органов, органов местногосамоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также вВооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Последнимприсущ публично-правовой характер.
Подорганизационно-распорядительными следует понимать функции, связанные суправлением коллективом, участком работы, организацией труда подчиненных,приемом на работу, перемещением по службе, увольнением с работы, поддержаниемдисциплины и т.п.
Административно-хозяйственныефункции выражаются в полномочиях лица по управлению или распоряжению имуществоморганизации: установление порядка хранения, переработки, реализации,обеспечения контроля за этими операциями и т.д.
Управленческие функции иполномочия, которыми наделяется виновное лицо, определяются в учредительныхдокументах (устав, положение) либо в иных документах, составленных на ихоснове. Так, основные полномочия директора (генерального директора,коммерческого директора, исполнительного директора и т.п.) могут быть изложеныв специальном договоре, заключенном данным лицом с советом учредителей,правлением или иными органами коммерческой организации.
Деяние должно бытьсовершено вопреки интересам организации, в которой виновный выполняет своиуправленческие функции. Положение рассматриваемой нормы об использовании лицом имеющихсяу него полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организацииследует понимать достаточно широко как действие (бездействие), связанное снарушением закона. При этом действие (бездействие) служащего, связанное снарушением закона, других правовых норм, нельзя считать совершенным в законныхинтересах организации, даже если оно принесло этой организации какую-либовыгоду, например материальную. Не влекут УО действия, совершенные вопрекиинтересам организации, но в общественных интересах (например, израсходованиесредств организации на благотворительные и иные общественно полезные цели).
Кроме того, нужноучитывать, что на практике интересы коммерческой или иной организации не всегдасовпадают с интересами государства, поэтому в рассматриваемой норме говорится озаконных интересах организации, т.е. не противоречащих законодательству РФ.
Существенный вред правами законным интересам граждан, общественным и государственным интересам в рамкахкомментируемой нормы — понятие оценочное. Его наличие или отсутствиеустанавливается судом исходя из конкретных обстоятельств дела. Данный вредможет выражаться в виде материального (имущественного) ущерба (в том числе и ввиде упущенной выгоды) различным собственникам, включая организацию, где служитвиновный. С учетом экономической сферы деятельности коммерческих и иныхорганизаций он, как правило, состоит в материально-вещественных утратах ипотерях, ограничениях права собственности и иных ущемлениях экономическихинтересов.
Для граждан и организацийон может выражаться в дополнительных вынужденных платежах за оказываемые услугиили, наоборот, недополучении ими денежных средств или услуг за выполненную дляданной коммерческой или иной организации работу. Так, используя предоставленныеполномочия, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иныхорганизациях, завышают расценки и иные условия договора по сравнению сустановленными официально или общепринятыми (проценты платежей по вкладам,суммы или условия залога, тарифные ставки и т.п.).
Вред будет являтьсясущественным, если он состоит в убытках, имеющих крупный размер, приводит кпотере рабочих мест, существенно снижает базу налогообложения, создает угрозунеплатежеспособности организации или рентабельности ее подразделения либо егоустранение связано с крупными материальными затратами. Существенным может бытьтакже признан моральный вред, затрагивающий деловую репутацию организации.
Вред интересам обществаили государства может выражаться в сокращении отечественного производства,утечке за рубеж валюты, задержках выплаты заработной платы, пенсий и иныхплатежей и т.д.
Субъективная сторонавыражается в умышленной форме вины в виде прямого или косвенного умысла.Виновный осознает общественно опасный характер своего служебного поведения, предвидит,что использование им управленческих полномочий с нарушением закона повлечет(может повлечь) существенный вред либо тяжкие последствия и желает илисознательно допускает наступление таких последствий.
Обязательным субъективнымпризнаком преступления является указанная в законе цель извлечения выгод ипреимуществ для себя или других лиц (родственников, близких, деловых партнерови т.п.) либо нанесения вреда другим лицам. Содержание выгод и преимуществ можетбыть самым различным. Ими могут быть денежные выплаты постоянного (например, впроцентах или доле от конкретной суммы договора или прибыли) илиединовременного характера — имущество в виде дач, квартир, автомашин, земельныхучастков и т.п. или льготных прав на пользование ими. Выгоды и преимущества виновныйможет получать как для себя, так и для других лиц (близких, родственников, иныхорганизаций, в чьей деятельности он заинтересован, и т.д.).
Мотивы совершения этогопреступления могут быть самыми различными и значения для квалификации не имеют,однако могут учитываться при назначении наказания.
Субъект преступногопосягательства специальный. Им является лицо, выполняющее управленческиефункции в коммерческой или иной организации.
 
2. Деяния, нарушающиебезопасность пользованиятранспортнымисредствами
Нарушение правилбезопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водноготранспорта
Сфера возможногосовершения преступления, предусмотренного указанной статьей, ограниченаобластью использования (движения и эксплуатации) железнодорожного, воздушного,морского или речного (хотя было бы целесообразным, как и в названии статьи,речь вести в целом о „водном“ транспорте, ибо трудно будет определятьуголовно-правовую судьбу „озерного“ транспорта или транспорта типа»река-море") транспорта, независимо от форм собственности и еговедомственной принадлежности. Это общее положение имеет два изъятия: а)нарушение правил безопасности движения и эксплуатации городскогоэлектротранспорта (трамвая) влечет уголовную ответственность по ст. 264, б) нарушениеправил полетов или кораблевождения, допущенное военнослужащими на военныхтранспортных средствах, образует преступления, предусмотренные ст. 350, 351 или352 УК.
Современныйжелезнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт представляет собоймощную техническую систему, подвижную основу которой составляет транспортноесредство, предназначенное для оперативного и одновременного перемещения впространстве большого количества людей и материальных ценностейнароднохозяйственного значения. Масса, помноженная на скорость (достоинстволюбого тяжеловесного вида транспорта), даже при малейшем (а тем более пригрубом) ослаблении контроля за ее движением, способна привести к тяжелейшимпоследствиям морального, физического и имущественного характера.
Этим обстоятельством иобусловлен непосредственный объект рассматриваемого преступления, в роликоторого выступают безопасные условия движения и эксплуатации перечисленныхвидов транспорта. Поскольку уголовная ответственность поставлена в зависимостьот причинения физического или имущественного вреда, факультативным объектомэтого преступления выступают жизнь или здоровье человека, а равно отношениясобственности.
Предметом преступленияявляются четыре вида транспорта: железнодорожный, воздушный, морской и речной.
Железнодорожный транспортпредставляет собой функциональную совокупность рельсовых транспортных средств(локомотивов, электровозов и т. д.), магистральных железнодорожных путейсообщения (включая подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейныежелезные дороги и другие железные дороги специального назначения и т. п.) исистемы обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов (средствасветовой и звуковой сигнализации и др.).
В то же времявнутризаводской, внутрицеховой, внутри-шахтный и другой подобныйэлектротранспорт (электровозы, вагонетки и т. п.) в предмет анализируемогопреступления не входит. В случах рискованного вождения или опасной ихэксплуатации содеянное следует квалифицировать по ст. 143 либо 268 УК, ибо этивиды транспортных средств выполняют производственные функции, сопряженные стехнологическими процессами на данном предприятии, и потому речь должна идти онарушении правил охраны труда или правил, обеспечивающих безопасную работутранспорта.
Воздушный транспорт — этофункциональная совокупность всех видов гражданских летательных аппаратов(самолетов, гидросамолетов, вертолетов, аэростатов, автожиров, дирижаблей,планеров и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок воздушным путемпассажиров и грузов.
Под морским транспортомследует понимать совокупность судов (пароходов, теплоходов, плавбаз,плавзаводов и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок морскимпутем.
К речному транспортуотносятся суда (в том числе и маломерные) и другие плавательные средства(пароходы, теплоходы, плоты, катера, моторные лодки и т. д.) и системыобеспечения безопасности перевозок водным (за исключением морского) путем.
Объективная сторонарассматриваемого преступления сформулирована по типу материального состава исодержит деяние, последствия и причинную связь между ними.
Безопасная работатранспорта зависит не только от его технической оснащенности, но и от четкоговыполнения правил его вождения и эксплуатации. Деяние как элемент объективнойстороны этого преступления как раз и выражается в нарушении этих правил.Диспозиция ст. 263 УК бланкетная, поэтому для оценки сути и вида нарушениязакон отсылает к ведомственным нормативным актам, которыми регулируетсябезопасность движения и эксплуатации указанного вида транспорта.
Нарушение правилбезопасности движения заключается в неисполнении или в ненадлежащем исполненииустановленных правил вождения транспортного средства (превышение скорости,проезд на запрещенный сигнал, нарушение правил расхождения судов при встречномдвижении, несоблюдение правил взлета, посадки или маршрута полета и т. д.).
Независимо от того,действием или бездействием были нарушены правила безопасности движения иэксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта,ответственность по ч. 1 ст. 263 УК наступает лишь при наличии указанных взаконе последствий. В случае причинения тяжкого или средней тяжести вредаздоровью (см. анализ ст. 111 и 112 УК) содеянное подпадает под признаки составапреступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК. Таким же образомквалифицируются действия виновного, причинившего крупный ущерб.
Составляют содержаниеущерба как прямой имущественный вред, так и неполученный доход, т. е. упущеннаявыгода.
Размер ущерба всоответствии со ст. 263 УК исчисляется из первоначально возникающих вредныхпоследствий и носит оценочный характер, т. е. определяется в каждом случае сучетом, в частности, ценности уничтоженного (поврежденного) груза, длительностипростоя поезда или судна, характера аварии или крушения, степени разрушениятранспортного средства, гидрографических сооружений, загрязнения окружающейсреды и т. д.
Субъективная сторонаэтого преступления характеризуется отношением виновного не столько к фактунарушения правил безопасности, сколько к наступившим последствиям.
Субъект преступленияспециальный: вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления16-летнего возраста, в силу выполняемой работы или занимаемой должностиобязанное соблюдать указанные в законе правила. Закон акцентирует внимание нена профессии или должности виновного, а на его функциональных обязанностях, приналичии которых он должен, а в силу имеющейся профессии или занимаемойдолжности и может обеспечивать правила безопасности движения и эксплуатациитранспорта (диспетчер, 'капитан судна, пилот, командир экипажа, машинист и т.д.).
Нарушение правилбезопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, повлекшеесмерть одного человека, следует квалифицировать по ч. 2 ст. 263 УК. Подобным жеобразом должны быть квалифицированы и действия виновного, в результате которыхпричиняется тяжкий или средней тяжести вред здоровью одного или нескольких лиц.
Причинение смерти двум иболее лицам квалифицируется по ч. 3 ст. 263 УК.
Действия виновного,повлекшие наступление последствий, предусмотренных различными частями ст. 263УК, но составляющие единое преступление, должны учитываться в полном объеме, ноквалифицироваться по той части, которая предусматривает ответственность занаиболее тяжкое из них.
При нарушении правил вразное время и взаимно не связанных между собой (при наличии реальнойсовокупности), каждое посягательство требует самостоятельной квалификации.
Указанные в законепоследствия вменяются в вину только в том случае, если они находятся впричинной связи с нарушением правил безопасности движения и эксплуатациианализируемых видов транспорта.
Для Объективной стороныэтого преступления обязательным элементом является место совершенияпреступления: железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт.
Нарушение правилдорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Непосредственным объектомпреступления, предусмотренного ст. 264 УК, выступают безопасные условиядорожного движения и эксплуатации автомобильного и коммунального транспорта.Поскольку уголовная ответственность по данному составу зависит от причиненияфизического или имущественного вреда, факультативным объектом этогопреступления выступают жизнь или здоровье человека, а равно отношениясобственности.
Под безопасностьюдвижения следует понимать урегулированный нормативными актами процесс движениятранспортных средств, исключающий возможность причинения физического илиимущественного вреда.
Специфика предмета этогопреступления заключается в том, что в его роли выступает транспортное средство:все виды автомобилей, трамваев и других механических транспортных средств.
Объективная стороназаключает в себе элементы материального состава: деяние, последствия ипричинную связь между ними.
Деяние может бытьсовершено как путем действия, так и бездействия, однако в любом случае оновыражается в нарушении правил дорожного движения (превышение скорости, обгон,проезд на запрещенный знак, стоянка в неположенном месте и т. д.) и нарушенииправил эксплуатации транспортных средств (перевозка пассажиров нанеоборудованном для этих целей грузовом транспорте, отсутствие габаритныхуказателей на транспортном средстве и др.).
Определяя виновность лицав нарушении указанных правил, необходимо установить, какие именно правила былинарушены. Ответственность по ст. 264 У К наступает только в том случае, когдатранспортное происшествие сопряжено с нарушением правил дорожного движения иэксплуатации транспортных средств. Если же лицо, управляющее транспортнымсредством, нарушает правила производства определенных работ, техникибезопасности или иные правила охраны труда, его действия надлежитквалифицировать по ст. 143, 216, 269 и др., предусматривающим ответственностьза нарушение этих правил.
Состав преступленияпризнается оконченным с момента наступления последствий, указанных в законе,дифференциация ответственности за причинение которых зависит от их тяжести.
Нарушение правилдорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинениетяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (см. анализ ст. 111 и 112УК), подлежит квалификации по ч. 1 ст. 264 УК.
В случае причинениясмерти одному человеку содеянное следует квалифицировать по ч. 2 ст. 264 УК;двум и более лицам — ч. 3 ст. 264 УК.
Действия виновного,повлекшие наступление последствий, предусмотренных различными частями ст. 264УК, но составляющие одно преступление, надлежит квалифицировать по той части,которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкое из них.
При нарушении правилбезопасного дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенныхв разное время и не связанных между собой (при наличии реальной совокупности),каждое посягательство требует самостоятельной квалификации.
Виновный, оставивший безпомощи лицо, пострадавшее от транспортного происшествия, подлежитответственности не только по соответствующей части ст. 264, но и по ст. 265 УК(оставление места дорожно-транспортного происшествия).
Ответственность лица занаступление указанного в законе вреда возможно лишь при условии, если междунарушением правил и этим вредом имеется причинная связь.
Субъективная сторонаэтого преступления характеризуется только неосторожной формой (преступнымлегкомыслием или преступной небрежностью). При этом сами правила дорожногодвижения и эксплуатации транспортных средств могут быть нарушены как неосторожно,так и умышленно. Если же и причинение смерти, вреда здоровью или материальногоущерба охватывалось умыслом виновного, то содеянное подлежит рассматривать какпреступление против жизни, здоровья или собственности.
Субъектомрассматриваемого преступления может быть только достигшее 16-летнего возраставменяемое лицо, управляющее автомобилем, трамваем либо другим механическимтранспортным средством. Человек признается управляющим транспортным средствомкак в процессе самодвижения транспортного средства, так и при егопринудительном движении (на прицепе у другого транспортного средства), если ононаходится за пультом управления (рулевым управлением). Для привлечения куголовной ответственности по ст. 264 УК не имеет значения правомерность(неправомерность) управления транспортным средством, наличие (отсутствие)водительских прав.
Обучаемое лицо, еще неимеющее прав на управление и находящееся за рулевым управлением под контролеминструктора-наставника не является субъектом рассматриваемого преступления.
Нарушение правил вожденияили эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, совершенноевоеннослужащим или иным лицом, которое в силу специального указания законанесет ответственность за преступления против — военной службы, подлежитквалификации по ст. 350 УК.
Технически неисправноетранспортное средство, выпущенное в эксплуатацию, или, например, поврежденноесредство сигнализации либо связи, даже при высокопрофессиональном егоиспользовании представляет собой неуправляемый или малоуправляемый механизм,обладающий в высшей степени разрушительной для всего материального игубительной для всего живого силой.

3. Задача
Трусов, работая прорабомстроительного управления, не дал указание во время строительства жилого домаоградить отверстие над лестничной клеткой. В это отверстие упал каменщик Фокини от полученных повреждений, не приходя в сознание, умер.
Решение.
Трусов, являясь прорабомстроительного управления, нарушил правила безопасности при ведении строительныхработ, в результате чего погиб каменщик Фокин. Действия Трусова необходимоквалифицировать по ч. 2 ст. 216 УК РФ.
Согласно ч.2 ст. 216 УКРФ нарушение правил безопасности при ведении строительных работ, повлекшее понеосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пятилет с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Список использованнойлитературы
1. Конституция РФ.М., 2010
2. Комментарий куголовному кодексу РФ. Под ред. Наумова А.В. – 2009, М. Стр. 194-203.
3. Уголовное право.Общая часть. Учебник для вузов. Под ред. Козаченко И.Я., Незнамова З.А. 2009 М. Стр. 415-423.
4. Уголовное правоРоссии. Общая часть. Учебник. Под ред. Здравомыслова Б.В. М. 2010.
5. Уголовное право.Общая часть. Учебник для вузов. Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова.ИНФРА-М-НОРМА, М., 2010.
6. Н.И. Ветров.Уголовное право. Общая часть. Юнити. М., 2009.
7. Уголовное правоРоссийской Федерации. Общая часть. Под ред. Б.В. Здравомыслова. Юристъ. М.,2008.
8. Уголовное право.Общая часть. Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. Новый юрист. М., 2008.
9. Курс уголовногоправа. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении. Под ред. Н.Ф. Кузнецовой,И.М. Тяжковой. Зерцало. М., 2009.
10. Уголовное право:Общая часть в вопросах и ответах. Под ред. А.И. Рарога, В.П. Степалина. Юристъ.М., 2009.
11. Марцев А.И.Уголовная ответственность как средство предупреждения преступлений. Омск, 2010.
12. Наумов А.В. Российскоеуголовное право. Общая часть. Курс лекций. М., 2009 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.