ПЛАН
Введение
Глава I. Законность – понятие, основныепринципы, требования и гарантии.
1.1. Признаки, требованияи принципы законности.
1.2. Гарантии законности:понятие и виды.
Глава II. Правопорядок: понятие, структура,функции.
2.1. Соотношениеправового и общественного порядка.
Глава III. Взаимосвязь законности,правопорядка, демократии и
государственнойдисциплины.
Заключение.
Список использованнойлитературы.
ВВЕДЕНИЕ.
Законность и правопорядок- являются объектом пристального внимания ученых – юристов. В результате чего,в теории государства и права сложилась две отдельные категории: «законность», врамках которой существуют различные определения данного явления и«правопорядок», в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера,государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют интересыразличных групп, слоев, граждан общества.
В юридической литературенет единого мнения о трактовке данных правовых категорий, существует несколькоопределений и рассуждений о законности и правопорядке.
В правовой системеобщества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют многообщего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например,упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права изаконности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законностии правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними непроводилось.
Действительно, этикатегории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны свластью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Онисочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан,субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это неотрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих ихсамостоятельность, специфику.
Правопорядок и законность– своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигатьцели. Есть законность – есть и правопорядок.
Существование законностии правопорядка не мыслимо без демократии. От того, в какой степени вдемократическом государстве исполняются законы и насколько строгим являетсяправопорядок, зависит дальнейшее развитие современной цивилизованнойдемократической страны.
Однако недостаточнопросто провозгласить законность и правопорядок, мало издать хорошие законы –необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, ихреальности, доступности и эффективности. Речь идет о целой системе мер, усилий,механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов иподдержания должного правопорядка в общества, так как автоматически, само собойэто не происходит.
Глава I.Законность – понятие, основные принципы, требования и гарантии.
Законность- основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньевего политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферычеловеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечиваетсправедливым дифференциацию интересов людей.
Какустойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется вусловиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенствограждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночнымиэкономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставитсяравной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производстваматериальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия — главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенствосоздается не юридическими законами, а естественными возможностями каждогочеловека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людейв сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об ихравенстве перед законом, а следовательно, и о законности.
Законность,как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества,становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношениеприобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавлениеи угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительныхматериальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых,правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующихв его воспроизводстве.
В обществе, функционирующемв режиме прочной законности, реально существуют четкое разделение и гармоничноевзаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.
В юридического литературесуществует несколько определений правовой категории «законности». Борисов В.В.дает следующее определение: Законность – демократический принцип Советскойвласти. Он проявляется в том, что ко всем органам государства, учреждениям,предприятиям, общественным организациям, должностным лицам и гражданампредъявлено требование строжайшего выполнения советских законов;провозглашенные права и свободы граждан, их организаций, их законные интересыгарантируются, и обеспечивается выполнение возложенных на них обязанностей,реализация ответственности, точное и неуклонное выполнение нормативных актов иактов реализации права обеспечивается государственными и общественными мерами.
В других источникахинтерпретировано сходное, по сути, определение законности как принципа.Законность как принцип, представляет собой совокупность идей и взглядов,посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняяпотребность в совершении правомерных поступков. В характеристики законности,как метода государственного руководства обществом, как режима, состояния, тоесть фактически речь идет о строгом соблюдении всеми субъектами правоотношенийдействующего законодательства, юридических норм.
В последние годыпредпринимаются попытки по – новому сформулировать понятие законности. Вчастности Н.В. Витрук пишет: « Законность означает идею, требование, системуреального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, вподзаконном правотворчестве». [1], В.Н. Кудрявцев говорит отом, что: « Законность – определенный режим общественной жизни, методгосударственного руководства, состоящий в организации общественных отношенийпосредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовыхактов». [2]
Данные суждения о понятиизаконности являются следствием исследования отдельных аспектов данной проблемыс применением конкретных методов познания, это объясняет происхождения множестваопределений законности. В системе все это аспекты образуют методологическуюоснову научной разработки законности как сложного политико-правового явления.
В данном случае подаспектом понимается способ отражения существенных особенностейсоциально-экономических процессов посредством категории «законность».
В связи с этим можновыделить два аспекта: внутренний и внешний.
Внешние определяют местои роль законности в системе правовых ценностей, которые используются дляпознания и объяснения окружающей действительности. К внешним аспектам,определяющим сущность законности можно отнести социально-экономический, политико-идеологический,духовный, логико-семантический, и юридический.
Внутренние отражаютфункциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых дляхарактеристики правовой действительности. К ним относятся определениезаконности как принципа, как метода государственного руководства, как режима,как состояния.
Законность-основанормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев егополитической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферычеловеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечиваетсправедливым дифференциацию интересов людей.
Какустойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется вусловиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенствограждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночнымиэкономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставитсяравной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производстваматериальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия — главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенствосоздается не юридическими законами, а естественными возможностями каждогочеловека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людейв сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об ихравенстве перед законом, следовательно, и о законности.
Законность,как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества,становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношениеприобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавлениеи угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительныхматериальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых,правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующихв его воспроизводстве.[3]
В обществе,функционирующем в режиме прочной законности, реально существуют четкое разделениеи гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебнойвласти.
Сущностьзаконности есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов иоснованных на них юридических актов всеми субъектами права.
Данноетребование выражает движение к цели – достижение законопослушания со сторонывсех субъектов общественных отношений. Законность характеризует не состояниеили конкретный результат, а живой процесс, например процесс формированияправового государства и гражданского общества.
1.1.Признаки, требования и принципы законности.
Данноепонимание сущности законности позволяет говорить о ее содержании как системномобразовании со сложной элементарной структурой, посредством которой в понятиизаконности обобщаются предметы – носители признаков описываемого явления. Всвоем единстве они образуют категорию «законность», а ее анализ позволяетвыявить признаки законности.
Кэлементам категории «законность» относят: а) совокупность идей, взглядов ипринципов, составляющие теоретико-методологическое содержание,мировоззренческую основу теории законности, которые осуществляют объединениесмысла и значения данной категории в системе правовых явлений; б)системообразующее требование строго и неуклонного соблюдения и исполнениядействующего законодательства, выражающее цели и потребности государственного иобщественного развития; в) цель – формирование правового государства и движениек состоянию правомерности — достигается в процессе реализации точногособлюдения действующего законодательства; г) нормативная основа законности –право; д) мотивационная деятельность человека в пределах концепции законностиявляется связующим звеном во всей теоретической конструкции, так как именнопосредством целенаправленного поведения субъектов общественных отношенийпроисходит материализация идей законности; е) средства, способы, приемыпретворения в жизнь идей и принципов законности.
Законностьхарактеризуется следующими основными признаками:
1. Причинно-следственнаяобусловленность законности политико – правовыми процессами, происходящими вобществе и государстве; 2. Всеобщность и общеобязательность требованийзаконности, выражающих цели развития государства и пути их достижения; 3.Высокая степень абстрактности, которая объясняется собирательным содержании«законности»; 4. Объективный характер законности; 5. Эффективное пресечениелюбых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за противоправныедеяния; 6. Осуществление государственных функций по охране законности всоответствии с предписаниями действующего законодательства.
Основныетребования законности заключаются в следующем:
1.Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В правовомгосударстве закон обладает высшей юридической силы. Он выступает главным,основополагающим регулятором общественных отношений. Те отношения, которые всилу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются,как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случаи, когдакакие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом он должныиздаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.
2.Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законыпредставляют одинаковые требования ко всем субъектам, находящемся в сфере временногои пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковуюсилу на территории все государственных образования, входящих в составфедерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечиваетзаконность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностныхлиц. Она соответствует действительному смыслу законов и проводит в жизньзаложенные в нём регулятивные функции.
3.Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равнаяобязанность следовать их предписаниям (равенство всех перед законом и судом). Прочийэффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всехлюдей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полномобъёме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиямзакона. С другой стороны, государство должно создавать все необходимые условиядля осуществления их законных прав и интересов других граждан.
4.Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы другихлиц. В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальноезначение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущербсвободе другого. Закон не допускает ущемление прав одних за счёт прав интересовдругих граждан государства.
5.Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Потому, что правовыезаконы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отражаютсякак общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность законане может игнорироваться целесообразностью житейской. Нарушает требованиезакона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправныедействия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данныхконкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют егосубъективными противозаконными действиями, с точки зрения более полезными инужными для данного случая.
6.Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями важное требованиезаконности. Правовое государство создаёт необходимые материальные,политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресеченияправонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищённостьнаселения, политическая стабильность в стране, наличие справедливыхправоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.
Непосредственнаязащита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территориигосударства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой,арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественныхотношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителямразличные меры государственного принуждения.
Решенияконституционного суда являются окончательными, к опротестованию и обжалованиюне подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействииобеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитиюгражданского общества в соответствии с объективными законами историческогопроцесса.
Исходяиз этого, законность можно определить как политико-правовое явление,характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формыорганизации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнениядействующего законодательства с целью формирования состояния правомерности всистеме социальных отношений.
Вкачестве подтверждения сделанных выводов относительно содержания понятиизаконности могут быть использованы ее принципы. Принципы – это исходные началав формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектовпо поводу необходимости соблюдения законов. Они обусловлены закономерностямиобщественного развития.
Вюридической литературе приводится различное количество принципов. Наиболееадекватно суть рассматриваемого явления отражают следующие принципы: 1)единство законности; 2) гарантированность основных прав и свобод граждан; 3)неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; 4) недопустимостьпротивопоставления законности и целесообразности; 5) взаимосвязь законности икультурности. [4]
Единствозаконности – основополагающий принцип. Значение этого принципа состоит ввыравнивании правового регулирования социальных отношений независимо от видовнормативно-правовых актов, участников правоотношений и характера объектоввоздействия. Здесь речь идет о стремлении достичь равенства всубъектно-объектном и пространственно-временном измерениях. От успешногопретворения в жизнь данного принципа зависит реальное состояние законности.
Гарантированностьосновных прав и свобод граждан это принцип не только законности, но и права.Роль данного принципа в повышении уровня законности заключается в значимостиличных и групповых интересов, их реализации в повседневной жизни.
Неотвратимостьнаказания за совершенное правонарушение – суть этого принципа заключается втом, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, авиновные в его совершении должны понести соответствующее деянию наказание.
Принципнедопустимости противопоставления законности и целесообразности. Данный принциппозволяет участникам отношений в соответствии с нормами права принять наиболееправильное решение и вариант поведения применительно к фактическимобстоятельствам и в рамках закона.
Взаимосвязьзаконности и культурности. Общая и правовая культура являютсяморально-этнической основой законности, а законность в свою очередь являетсяодной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества.
1.2.Гарантии законности: понятие и виды.
Гарантиизаконности это – это обусловленная закономерностями общественного развитиясистема условий, средств и предпосылок, обеспечивающая процесс реализации законностии формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствуетдвижению общества к демократии.
Гарантиизаконности в юридической литературе подразделяют на две группы: общие испециальные. Экономические, политико-идеологические, нравственно – духовныегарантии относятся к общему виду гарантия. К специальным гарантиям – относятюридические. [5]
Определяющеезначение среди общих гарантий имеют экономические и политические: различныеформы собственности и соответствующий им способ производства, бескризисноеразвитее экономики, уровень занятости населения в общественно полезном труде,состояние политической системы, идеология, уровень стабильности в обществе,состояние культуры. Именно неблагополучие в этих сферах создает благоприятнуюсреду для развития преступности.
Нравственно-духовныегарантиями законности — являются благоприятная морально-психологическаяобстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений;уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органови должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровойнравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звеньяполитической системы общества, в том числе благотворительные организации,учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь.Нравственно здоровое общество — это общество, функционирующие на основезаконов.
Поэтомунравственно – духовные начала в любом процессе играю важную роль, так как вгосударстве, в котором господствует волюнтаризма, где игнорируются нормы моралии права, исторические традиции и обычаи, то данная страна движется кполитической и экономической деградации.
Общиегарантии образуют материальную основу применения юридических мер по укреплениюзаконности. Последние являясь непосредственным способом обеспечения законности,в то же время производны о первых; специальные гарантии должны быть, закрепленыв нормативно-правовых актах.
Юридическиегарантии законности – это обусловленная особенностями социально-экономическогостроя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве инепосредственно направленных на обеспечение законности.
Всвязи с изменением форм собственности новое гражданское законодательство Россиив значительной мере изменяет условия обеспечения законности в сфереимущественных отношений путем введения обычая делового оборота. Это позволяет врамках специально – юридических гарантиях дополнительно выделить двасамостоятельных типа: Правовые, которые предусмотрены действующимзаконодательством и являются обязательными для всех и договорные, которые обусловленынормативными актами, регулирующими сферу договорных отношений, распространяютсятолько на участников договорных отношений.
Внаучной литературе довольно подробно охарактеризован количественный икачественный состав юридических гарантий законности. В качестве наиболеезначимых можно назвать: полноту и эффективность юридических норм; эффективностьмер юридической ответственности и защиты, способствующая восстановлению нарушенныхправ; высокий уровень надзора за реализацией требований законности;высококачественная и профессиональная работа органов государственной власти пообеспечению законности и правопорядка; постоянное совершенствование юридическойдеятельности; развитое правовое сознание и высокая правовая культура населенияв государстве.
ГлаваII. Правопорядок: понятие, структура,функции.
Правопорядок– есть порядок, основанный на праве. То есть это система отношений, охраняемых,защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права правопорядок немыслим. Само это понятие слагается их двух слов «право» и «порядок», наиболееточно передающих суть этого явления. Назначение права – вносить определенныйпорядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтомуправопорядок выступает как «состояние урегулированности общественных отношений».[6]
Отсюдаследует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечениеправопорядка в значительной мере зависят от того, как трактуется право. Еслипод правом понимать только высокие, но абстрактные идеи справедливости,свободы, нравственности, гуманизма, то и понятие правопорядка будет весьмарасплывчатым и неустойчивым. В этом случае создается впечатление, что нетобязательности соблюдения норм права, а достаточно всего лишь поддерживатьопределенные взгляды или идеи.
Еслиже под правом понимать исходящие от публичной власти конкретные, формальноопределенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанныевыше ценности, то появляется реальная возможность установления в обществетвердого правопорядка, стабильности. Когда все члены общества действуют всоответствии с определенными правовыми нормами, то это и есть правопорядок.
Установлениетвердого правопорядка является одной из основных задач современной России. Водном из президентских посланий Федеральному Собранию российской Федерации, таки называется «Порядок во власти – порядок в стране». В нем, в частностиговорится: « России нужен порядок, однако при этом необходимо ответить на два непростыхвопроса: какой порядок и как его наводить. Абсолютное большинство возникающих унас проблем порождено, с одной стороны пренебрежением к правовым нормам, сдругой – неумелыми действиями власти. В этих условиях порядок в страненачинается только в наведения порядка в самом государственном организме. Неповысив качества управления, не решить другие проблемы. Сегодня именно управленческаясфера должна быть объявлена «зоной особого внимания», приоритетом номер один. Уэтого приоритета есть простое короткое имя – правовой порядок. Это и есть ответна вопрос: какой порядок нам нужен. Из этого вытекает ответ и на другой вопрос:как этого порядка достичь. Главный способ навести порядок – начать с власти,коренным образом усовершенствовать всю систему управления, начиная с верхнихэшелонов».[7]
Мысльсформирована вполне четко – России нужен не полицейский порядок, адемократический, и соответственно методы его достижения должны бытьдемократическими.
Порядоксоставляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качествостепень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общие«здоровье» всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильногоправопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действияхзаконодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляетсядеятельность различных общественных и частных организаций, реальногарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется егоматериальные и духовные потребности.
Формированиеправового порядка участвует все элементы механизма правового регулированияобщественных отношений. Их причинно — следственная связь составляет основуправовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлениюправового порядка.
1.Нормы права — это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звеномеханизма правового регулирования, моделирующее «идеальный»правопорядок.
2.Правоотношение — элемент механизма правового регулирования, обеспечивающийпереход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка кустановлению конкретного возможного или должного поведения участниковобщественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе кмеханизму правового регулирования подключается законность, призваннаягарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.
3.Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающейпредпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязательностиучастников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своейцели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений,которая и образует правовой порядок.
Содержаниеправопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение,которое урегулировано нормами права и достигло цели правового регулирования.
Структураправопорядка — это единство и одновременное разделение урегулированнойправовой системы общественных отношений в соответствии с особенностями ихотраслевого содержания.
Правопорядокесть реализованная система права. Он включает конституционные,административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественныхотношений, урегулированные с нормами соответствующих отраслей права. В этой связив структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробныегруппы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.
Правопорядокне тождественен законности: они соотносятся между собой как цель и средство.Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовымисредствами. Порядок, установленный при помощи незаконных средств и методов неможет быть назван правовым. [8]
Особенностьправопорядка как специфической системы общественных отношений выражается втом, что складывается оно только на основе правовых норм и в силу этого охраняетсягосударством. Поэтому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имеющиеместо в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовойрегламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различныхобщественных организаций и других не правовых нормативных регуляторов. В этомсмысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественныхотношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Эточасть общественного порядка.
2.1. Соотношениеправового и общественного порядка.
Необходимо различать двапонятия «правопорядок» и общественный порядок», так как они соотносятся междусобой как часть и целое. Если правопорядок, как сказано выше основывается направе и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагаетсоблюдение не только правовых, но и всех социальных норм, действующих в обществе.Это результат общесоциальной регуляции, которая включает в себя и правовую.
В связи с этим необходимоподчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадают лишьчастично. Правопорядок является центральной частью общественного порядка,которая в решающей части покрывает весь общественный порядок, так как основнаямасса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется,опосредуется, охраняется правом. Этими отношениями являются: отношениясобственности, социально-экономического и политического устройства, положенияличности, ее права, свободы, обязанности: семейные, трудовые, гражданские,административные и иные отношения.
Правовое поле достаточношироко, так как за его пределами находятся только морально-этические, личные, дружескиеи иные отношения, не требующие юридической регламентации или даже объективно неподконтрольные такому воздействию. Правопорядок выражает в первую очередь волюгосударства, но объективно в нем заинтересованы все.
Вцелом различия между общественным порядком и правопорядком заключаются вследующем:
Данныекатегории не совпадают по своему происхождению и эволюции.
Общественныйпорядок исторически возникает вместе с возникновением и становлениемчеловеческого общества как его органическая часть и условия существования, правопорядокже в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, когдавозникает публичная власть, право, законы, так как он – атрибут государства.
Правопорядоки общественный порядок имеют разную правовую основу. Правопорядок базируется нанормах права и является результатом реализации этих норм. Общественный порядок основываетсяна следствии соблюдения не только правовых, но и всех социальных норм общества.
Принарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия. Впервом случае могут быть применены юридические санкции, а во втором – толькомеры морального характера.
Данныекатегории по-разному обеспечиваются. Если правопорядок опирается на особыйаппарат принуждения, то общественный порядок – насилу общественного мнения,меры негосударственного воздействия.
Правопорядоки общественный порядок различны по своему объему, элементному составу,содержанию. Общественный порядок значительно шире, чем правопорядок.
Глава III. Взаимосвязь законности,правопорядка, демократии
игосударственной дисциплины.
Законность и правопорядоктесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся между собой какпричина и следствие: есть законность – есть правопорядок, нет законности – нети правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми соблюдаются,то результатом такого положения является четкий правовой порядок.
Если правопорядок слаб инепрочен, то это говорит о том, что законы не соблюдаются, нарушаются,игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уваженияи исполнения законов.
Законность логическипредшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Ведь неслучайно в повседневном общественно- политическом лексиконе оба эти понятияставят вместе: укрепление законности и правопорядка или нарушение законности иправопорядка. Правопорядок – это реальный показатель состояния законности, онотражает степень соблюдения законов. Правопорядок – это итог законности.
Взаимосвязь законности,правопорядка и демократии четко прослеживается. Не может быть подлиннойдемократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины иорганизованности. Демократия в любом ее понимании не моет действовать внеправового поля, демократия может успешно развиваться только в правовомизмерении. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок – темболее.
Демократия – это невседозволенность, она есть четко отлаженная система управления обществом.Право, законы, порядок – неотъемлемые элементы демократии, без которых онапревратилась бы в нечто непрочное и непонятное. Демократия без правовых рамокэто анархия. Законность и правопорядок являются основой демократии.
Демократия – это властьнарода. Власть без закона неполноценна, а закон, в свою очередь, бессилен безвласти. Закон и власть в известном смысле можно назвать синонимами, так как онинужны друг другу и невозможны друг без друга. Суд выносит решение от именивласти, государства и на основе соответствующего закона, олицетворяя тем самымих тесную взаимосвязь. Власть призвана обеспечивать соблюдение закона, а законудерживает власть в своих рамках, страхует от произвола и самоуправства.
Юридические нормы служатсвязующим звеном демократии, и чем надежнее эти звенья, тем устойчивее истабильнее этот институт. Многие трудности российской демократии возникаютоттого, что она пока не имеет твердых правовых основ, правовых традиций.Отсюда – многочисленные злоупотребления теми возможностями, которые открылисьперед гражданами и их объединениями в новой России. Но, конечно же, самозаконодательство должно быть по своей сути демократическим.
Законность и правопорядоктакже немыслимы без демократии, так как в этом случае будут отсутствоватьнеобходимые условия для реализации прав человека, свободы и безопасности личности,нормального функционирования юридических механизмов. При демократии правачеловека ограничены только такими же правами других людей. Демократия –естественная благодатная среда для пользования теми преимуществами, которыедают законность и правопорядок, их гарантии.
Дисциплина же в своюочередь является понятием более широким чем законность, так как она предполагаетсоблюдение не только законов и иных нормативно-правовых актов, но и всехиндивидуальных правил и установлений, а также устных приказов, распоряжений,указаний. Важнейшей частью дисциплины являются соблюдение работникомвнутреннего трудового распорядка в организации, своих служебных обязанностей,порученного дела. Особое значение дисциплина имеет для должностных лиц,деятельности государственного аппарата.
Конечно же, дисциплинавключает в себя законность, но к ней не сводится. Эти явления близкие, но несовпадающие. Законность является центром дисциплины, без которого последняянемыслима. Дисциплина — нечто большее, чем просто законопослушание. Общее жемежду двумя этими понятиями заключается в том, что и законность и дисциплинапредставляют собой определенный режим, состояние, упорядоченность связей,отношений; они объективно необходимы для общества и выполняют во многомодинаковые функции. Субъектами дисциплины и законности являются все участникиобщественных отношений – как индивидуальные, так и коллективные. [9]
Дисциплинированныйчеловек – это, прежде всего внутренне организованный, пунктуальный,исполнительный и обязательный человек, привыкший к четкому распорядку своейжизни и деятельности. Это, как правило, высокосознательный, воспитанный,активный и требовательный к себе и другим индивид. Дисциплина – неотъемлемыйэлемент культуры личности, в ней большую роль играет самодисциплина.
Законность, правопорядок,демократия, государственная дисциплина – все эти понятия тесно связанны междусобой, одно предполагает другое. Полноценное существование данных категорий вотдельности не возможно, так как одно дополняет другое, помогает обеспечиватьисполнение основных принципов, требований других категорий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство управляется спомощью различных методов и средств – экономических, политических,идеологических, организационных, правовых. Среди последних важное местозанимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечитьнормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этогосделать еще никому не удавалось.
Законы, их соблюдение –древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня онобщепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе.Ничего лучшего, более разумного человечество не придумало. Не будь законов,любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самыхранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшиеформы общежития.
В законе воплощенколлективный разум, поэтому он авторитарен, почитаемый и ставится превышевсего. Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая этизаконы, считать себя связанной ими. В противном случае она не будет иметьморального права требовать этого от других, и следовательно, не сумеетобеспечить должного порядка в обществе. В подчинении власти собственным законам– суть правового государства.
В современных российскихусловиях без законности и правопорядка невозможно решение стоящих передобществом задач: успешное проведение курса экономических реформ, становлениерыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества иправового государства; эффективное функционирование институтов демократии,политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочнение ихгарантий; четкая работа государственного аппарата; борьба с преступностью;обеспечение управленческого процесса; формирование политико – правовой культурыи повышение правосознания личности и всего общества.
Для претворения в жизньэтих и других задач требуется организованность, порядок и дисциплина. Понятно,что они касаются не только рядовых членов общества, но и властных структур,правящих элит и во власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступаетважнейшей предпосылкой всякой иной – экономической, социальной, политической,морально-психологической. России как никогда нужны законность и правопорядок.
Наличие должногоправопорядка в стране позитивно сказывается на ее международном престиже.Необходимо применять меры, которые будут направлены на укреплениегосударственности и законности, наведение порядка в стране, повышенияуправляемости обществом.
Список использованной литературы
Правовые источники.
1. ПосланиеПрезидента РФ Федеральному Собранию « Порядок во власти – порядок в стране»//Российская газета. 7 февраля 1997.
Учебная литература.
1. Борисов В.В.правовой порядок»/ Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т/ Под ред. Марченко М.Н. Т.2 М., 1998
2. Витрук Н.В.Законность: понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность иконституционное правосудие.// Общая теория государства и права. ВВ 2 т./ Подред. М.Н. Марченко. М. 1998.
3. Клименко А.В.,Румынина В.В. Теория государства и права. Учебник М. 2002
4. Теориягосударства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.2004. Исследования.
1. Борисов В.В.Правовой порядок развитого социализма. Саратов. 1977.С.332.
2. Ефремов А.Ф.Принципы и гарантии законности. Самара 1999.
3. Корельский В.М.Все начинается с дисциплины. М., 1985
4. Кудрявцев В.Н.Законность: содержание и современное состояние// законность в РФ. М. 1998,
5. Лисюткин А.Б. Кпонятию законности// Правоведение. 1993 № 5
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«САРАТОВСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА»
ЮРИДИЧЕСКИЙИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И АГРОБИЗНЕСА
Кафедратеории государства и права СГАП
Учебнаядисциплина: «Теория государства и права »
КУРСОВАЯРАБОТА
«Законность иправопорядок»
Выполнил: студент
заочного отделения, 1курса,
_______________________
Саратов 2007