Содержание
Введение
Глава 1. Федеральное Собрание как один из органовгосвласти, принципы деятельности и функции
1.1 Федеральное Собрание как представительный изаконодательный орган РФ
1.2 Главные функции и принципы деятельности ФедеральногоСобрания
Заключение к главе 1.
Глава 2. Двухпалатная структура Федерального Собрания
2.1 Порядок избрания Государственной Думы
2.1.1 Особенности выдвижения кандидатов Госдумы. Порядок включения кандидатур в список
2.1.2 Организация и проведение выборов депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания РФ
2.1.3 Случаи роспуска Государственной ДумыФедеральногоСобрания РФ
2.2 Порядок формирования Совета Федерации РоссийскойФедерации. Специфика данного органа
2.2.1 Назначение представителя вСовет Федерации от законодательной и от исполнительной власти субъекта РФ
2.2.2 Эволюция Совета Федерации
Заключение к главе 2.
Глава 3. Компетенция парламента Российской Федерации
3.1 Понятие компетенции
3.2 Специальная компетенция Совета Федерации и компетенцияГосдумы
Заключение к главе 3.
Библиография
Введение
Объект изучения: структура Федерального Собрания Российской Федерациив рамках законодательной деятельности.
Цель: показать, как функционирование ФС РФ способствует развитиюзаконодательной базы госвласти и правового статуса России.
В связи с этим были поставлены задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать имеющуюся фактическую литературу по данному вопросу.
2. Проанализировать историко-политическое развитие Федерального Собрания РФ.
3. Определить и на практике проверить действенность данной государственной системыв условиях модернизации.
Достижения последних лет в политике и законодательстве в целомоцениваются довольно высоко. Безусловно, наблюдаются положительные результаты, ноесть и такие, которые заставляют желать лучшего. Для этого законодателю в ближайшеевремя понадобится очень сильная воля для того, чтобы провести все необходимые изменения.Стоит отметить, что наше законодательство сейчас уже значительно лучше, чем в началеи середине девяностых годов. Но это не значит, что количество оптимально значимыхдля страны вопросов, которые приходится решать парламенту в целом, становится меньше.
В связи с этим мы предполагаем, что парламент Российской Федерации,как один из органов государственной власти, выполняет одну из важнейших задач стратегическогоразвития страны. В действительности, только при наличии разумной стратегии мы можемрассчитывать на создание инновационной системы в нашей стране и должной законодательнойбазы, а, значит, и на благополучное развитие государства.
Глава 1. Федеральное Собрание как один из органов госвласти,принципы деятельности и функции
1.1 Федеральное Собрание как представительный и законодательныйорган РФ
Согласно Конституции РФ (статья 94), Федеральное Собрание являетсяпарламентом РФ и играет роль представительного и законодательного органа России.
Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековуюисторию[1].История современного парламента как общенационального представительного учреждения,отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, после победыкоторых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформилсяи получил распространение парламентаризм — особая система государственногоруководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательногои исполнительного при существенной и идеологической роли парламента.
Парламент и парламентаризм — понятия взаимосвязанные, но не равнозначные.Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент можетсуществовать без внешних элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены.К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разделениевластей, представительность и законность.
Следует особо выделить представительность, поскольку только вусловиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характердемократически легитимированного народного собрания. Наличие такого рода народногособрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейсяна принципе народного суверенитета.
В ст.94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание- представительный орган РФ. Тем самым устанавливается, что формой государства являетсяпредставительная, т.е. опосредственная выборами парламентская демократия, в условияхкоторой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство,самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.
В ст.94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется икак законодательный орган РФ. В этой передаче парламенту законодательной властиреализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.
Признание Федерального Собрания законодательной властью означает,вместе с тем, что ни один закон РФ не может быть издан, если он не рассмотрен ине одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченнойв рамках полномочий РФ и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.
Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняети некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью.Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Госдумой,а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случаеможет быть отправлено Президентом РФ в отставку.
1.2 Главные функции и принципы деятельности Федерального Собрания
В РФ глава государства, избираемый населением путем прямых выборов,самостоятельно формирует Правительство, сталкиваясь только с одним конституционнымограничением: Председатель Правительства может быть назначен только при согласииГосдумы. Все другие члены Правительства при своем назначении согласия Госдумы нетребуют. Палаты Федерального Собрания осуществляют назначение только на такие должности,которые не относятся к исполнительной власти (судей высших судов, Генерального прокурораРФ, Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты РФ, ПредседателяЦентрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека). Не обладают индивидуальнымиконтрольными функциями депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, они не вправедавать должностным лицам органам исполнительной власти какие-либо указания или требоватьотчета о деятельности.
Таким образом, принципы деятельности парламента РФ предусматривает:
независимость от других органов госвласти;
невмешательство в работу других органов госвласти;
взаимодействие с другими органами госвласти в рамках компетенции.
Безусловным и сильным полномочием Федерального Собрания по контролюза исполнительной властью является контроль за исполнением государственного бюджета.Конституция РФ предусмотрела механизм такого контроля в Счетной палате РФ, создаваемойсовместно Госдумой и Советом Федерации. Конституция РФ, однако, не предусматриваеткаких-либо специальных санкций за нарушение Правительством РФ бюджетной дисциплины.Также главные функции осуществляются путем:
представления многонационального народа РФ с учетом федеративногоустройства государства;
законодательной деятельности на федеральном уровне.
Наряду с указанными юридическими формами контрольных функцийФедерального Собрания немаловажны и различные иные положительные акции парламента,оказывающие воздействие на исполнительную власть.
Критика исполнительной власти является главным содержанием контрольныхфункций Федерального Собрания, и она очень важна для формирования и осуществлениявнутренней и внешней политики Российского государства.
Заключение к главе 1
В связи с этим можем предположить, что полная дискредитация парламентаможет сильно подорвать складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии.Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен в глазахзначительной части населения страны, то этого нельзя сказать о его идеологическойроли. Например, в демократических странах парламент является своеобразным олицетворениемполитической традиции, важным показателем национальной политической культуры.
Ссылаясь на функции и основную деятельность Федерального СобранияРФ, можно предположить, что развитие российского парламентаризма идет сложным, вомногом противоречивым путем.
Глава 2. Двухпалатная структура Федерального Собрания
2.1 Порядок избрания Государственной Думы
Согласно ст.95 Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит издвух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Госдума представляет все население РФ. Состоит из 450 депутатов,которые избираются непосредственно гражданами РФ на основе прямого и равного избирательногоправа при тайном голосовании.
Выборы всех 450 депутатов Государственной Думы (с 2007 года)осуществляется по пропорциональной системе (по партийным спискам).
Базовый документ, регулирующий порядок избрания депутатов ГосударственнойДумы Федерального Собрания РФ — Федеральный закон «О выборах депутатов ГосударственнойДумы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 № 51 ФЗ(ред. От 25.07.2006) [2],вступивший в силу с 07.12.2006 года.
Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатовосуществляется исключительно политическими партиями, имеющими право принимать участиев выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов. Новое избирательное законодательствоустанавливает повышенный (по сравнению с прошлыми выборами) 7 % -ый заградительныйбарьер. На основании этого в Думу проходят списки, получившие на выборах голосане менее 7 % избирателей, принявших участие в выборах.
Это большое преимущество для крупных сложившихся парламентскихпартий, которые уже не один созыв в Государственной Думе. Таких, как «ЕдинаяРоссия», КПРФ, ЛДПР.
В то же время данный заградительный барьер может быть снижен,если:
данный барьер преодолеет только 1 партия (и при этом набираетболее 60 % голосов избирателей). В этом случае в Думу обязательно проходит партия,занявшая второе место (независимо от количества набранных голосов);
партии, преодолевшие барьер, в сумме наберут менее 60 % голосовизбирателей. В этом случае в думу последовательно пройдут и другие партии до техпор, пока общее число голосов избирателей, поданных за прошедшие в Думу партии,не составит 60 %.
Эти ограничения должны предотвратить ситуацию, когда в Думе:
была бы представлена только 1 партия;
партии, преодолевшие 7 % -ый барьер, не представляли бы большинстваизбирателей.
В выборах смогут участвовать только политические партии, каждаясамостоятельно. Блоки партий закон не допускает.
Мелкие, малоизвестные партии не только не смогут преодолеть 7% -ый барьер, но и объединять свои усилия, объединяться в блоки. Каждая партия теперьдолжна будет добиваться избрания в парламент исключительно своими силами.
2.1.1 Особенности выдвижения кандидатов Госдумы. Порядоквключения кандидатур в список
Политическая партия является единственным видом общественногообъединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) вдепутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ и на иные выборные должностив органах государственной власти.
Кардинальное новшество избирательного законодательства состоитв том, что с 2007 года гражданин РФ уже не может выдвинуться в депутаты Госдумы,минуя ту или иную партию и обратившись к избирателям напрямую (от себя лично) — как это могло быть в 1993-2007 гг. при выборах в одномандатных округах.
Гражданин РФ может быть депутатом Госдумы только в том случае,если:
та или иная политическая партия решила выдвинуть данного гражданинав депутаты (включила в свой партийный список под определенным номером);
список данной партии набрал достаточное число голосов, чтобыгражданин получил мандат (в соответствии с очередностью в списке).
Данное новшество введено для того, чтобы:
Лучше структурировать будущий парламент;
повысить ответственность депутатов и партий за свою работу;
снизить вероятность попадания в парламент случайных людей, которыене представляют никого, кроме себя (за которыми не стоит никакая политическая сила).
Кандидатом в депутаты Госдумы может быть только гражданин РоссийскойФедерации, достигший 21 года, и имеющий право участвовать в выборах (ст.97 КонституцииРФ).
Не могут быть депутатами Госдумы граждане РФ:
признанные судом недееспособными;
по приговору суда отбывающие условное наказание в виде лишениясвободы;
в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о лишенииих права занимать государственные должности в течение определенного срока (еслиголосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока);
имеющие одновременно с российским гражданство иностранного государства(двойное гражданство) либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий правона постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Выдвижение кандидатов и окончательное формирование партийногосписка (включая очередность в нем) осуществляются на съезде (конференции) политическойпартии.
При этом законодательство допускает возможность самовыдвижениякандидатов внутри партии (с целью попасть в партийный список).
Каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом,вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложениемвключить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией.
В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членамиполитической партии она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании)регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участиемполитической партии в выборах.
Кандидатура, поддержанная конференцией (общим собранием) региональногоотделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партиипри решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с инымикандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.
Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимаетсятайным голосованием на съезде политической партии.
Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатови порядок проведения тайного голосования определяются уставом политической партии.
Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политическойпартии осуществляется не ранее, чем через 10 дней и заканчивается не позднее, чемчерез 30 дней со дня официального опубликования (публикации) о назначении выборовдепутатов Госдумы.
До выборов политическая партия вправе:
отозвать выдвинутый ею федеральный список кандидатов по решениюуполномоченного на то органа политической партии, подав письменное заявление в Центризбиркомв любое время, но не позднее, чем за 5 дней до дня голосования. Указанное заявлениене подлежит отзыву;
исключить отдельных кандидатов из выдвинутого ею федеральногосписка кандидатов, заверенного (зарегистрированного) Центризбиркомом (не позднее,чем за 15 дней до дня голосования).
Не допускается:
дополнительное включение кандидатов в федеральный список кандидатов;
и их перемещение в указанном списке (за исключением случаев,когда такое перемещение связано с изменением очередности из-за выбытия отдельныхкандидатов).
2.1.2 Организация и проведение выборов депутатов ГосударственнойДумы Федерального Собрания РФ
Выборы депутатов Госдумы нового созыва назначаются ПрезидентомРФ.
Днем голосования является первое воскресенье месяца, в которомистекает конституционный срок, на который была избрана Госдума предыдущего созыва.Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется содня ее избрания. Днем избрания Госдумы является день голосования, в результате которогоона была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов должно бытьпринято не ранее, чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.
Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованиюв средствах массовой информации не позднее, чем через 5 дней со дня его принятия.
Кандидаты в депутатыГосударственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.
Выдвижение федеральногосписка кандидатов должно быть (на выбор партии):
поддержано избирателямипутем внесения ими своих подписейв подписные листы;
обеспечено избирательнымзалогом,внесенным политической партией (в размере 15% максимальнойсуммы избирательного фонда).
Если политическаяпартия собирает в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов подписиизбирателей, она обязана собрать (по России в целом) не менее 200 тыс. подписей;при этом на один субъектРФдолжно приходиться не более 10 тыс. подписейизбирателей, место жительства которых находится на территории данного субъектаРФ. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределамитерритории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлятьболее 10 тыс.
Политическая партиявправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательныйзалогдля регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов, если ее федеральныйсписок был допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующихданным выборахдепутатов Государственной Думы.
Подготовку и проведениевыборовдепутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защитуизбирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленныев порядке от вышестоящих к нижестоящим:
Центральная РФ(Центризбирком);
субъектов РФ;
территориальные:
— районные;
— городские;
— муниципальных образований;
участковые.
Ключевой этап выборов- предвыборная агитация. В период проведения избирательной кампании по выборам депутатовГосударственной Думы предвыборной агитацией признаются:
призывы голосоватьза федеральный список кандидатов или против него либо за кандидата (кандидатов)или против него (них);
выражение предпочтения:
— какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов;
— какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указаниена то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какогокандидата (каких кандидатов) будет голосовать;
описание возможныхпоследствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределениюдепутатских мандатов;
распространениеинформации (в сочетании с позитивными либо негативными комментариями), вкоторой явно преобладают сведения:
— о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов;
— каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах);
распространениеинформации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностьюили исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;
деятельность, способствующаяформированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политическойпартии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам).
Предвыборная агитацияможет проводиться:
на каналах организацийтелерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и другихагитационных материалов.
Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигшихна день голосования возраста 18 лет. Использование в агитационных материалах изображенияфизического лица, высказываний физического лица о политической партии, выдвинувшейфедеральный список кандидатов, допускается только с письменного согласия данногофизического лица.
Проведение предвыборной агитации запрещается в день:
предшествующий дню голосования;
голосования.
Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещанияи в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28дней до дня голосования и прекращается в 0 часов по местному времени за сутки додня голосования.
2.1.3 Случаи роспуска Государственной ДумыФедерального Собрания РФ
Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспускаодной из палат Федерального Собрания — Госдумы.
Президент РФ вправе распустить Госдуму в случаях:
трехкратного отклонения Госдумой кандидатур, предложенных ПрезидентомРФ на должность Председателя Правительства РФ;
двукратного в течение двух месяцев вынесения Госдумой вотуманедоверия Правительству РФ при несогласии Президента РФ принять отставку ПравительстваРФ;
вынесения Госдумой недоверия Правительству РФ, если вопрос одоверии был вынесен по инициативе Правительства РФ.
Роспуск Государственной Думы невозможен в течение:
1 года со дня ее избрания;
6 месяцев до окончания полномочий Президента РФ, с момента выдвиженияГосдумой обвинения против Президента РФ;
в период действия в РФ военного или ЧП.2.2 Порядок формирования Совета Федерации РоссийскойФедерации. Специфика данного органа
Если Государственная Дума Федерального Собрания представляетвсе население РФ, то Совет Федерации, часто именуемый нижней палатой, состоит изчленов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересыместностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации — государственныйорган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем илииным субъектам РФ, а государству в целом, то есть всей России. Совет Федерации- постоянно действующий орган.
Согласно части 2 статьи 95 Конституции РФ, в Совет Федерациивходят по два представителя от каждого субъекта РФ, по одному от представительногои исполнительного органов государственной власти. В части 2 статьи 96 Конституциипорядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.
Федеральный закон «О порядке формирования Совета ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации» от 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. От25.07.2006) установил, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен):
гражданин РФ;
достигший 30-летнего возраста;
обладающий правом избирать и быть избранным в федеральные органыгосвласти РФ.
От каждого субъекта РФ в Совет Федерации входят по два представителя:
один — назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;
другой — избирается представительным (законодательным) органомсубъекта РФ на срок полномочий этого органа. При формировании законодательного органасубъекта РФ путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этогооргана.
Новый порядок формирования Совета Федерации опять же означает,что палата не имеет установленного срока регистратуры. Такой вывод вытекает из тогофакта, что избрание в субъектах РФ глав представительных и исполнительных органовгосударственной власти осуществляется не синхронно, вследствие чего в течение каждогогода в Совете Федерации будет неоднократно проходить смена каких-то его членов.
2.2.1 Назначение представителя в Совет Федерации отзаконодательной и от исполнительной власти субъекта РФ
Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации отзаконодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносятсяна рассмотрение этого органа его председателем. Группа депутатов численностью неменее 1/3 от общего числа депутатов законодательного органа госвласти субъекта РФможет внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избранияпредставителя в Совет Федерации на срок полномочий данного представительного (законодательного)органа. Если законодательный орган субъекта РФ имеет двухпалатную структуру, представительизбирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий данной палаты.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа госвластисубъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководитель высшегоисполнительного органа госвласти субъекта РФ) на срок его полномочий. Данное решениенаправляется в представительный (законодательный) орган для утверждения в 3-дневныйсрок. Решение вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатов представительного(законодательного) органа не проголосуют против решения высшего должностного лицасубъекта РФ о назначении данного кандидата.
Решение законодательного органа госвласти субъекта РФ об избраниипредставителя в Совете Федерации от законодательного органа госвласти субъекта РФпринимается тайным голосованием и оформляется постановлением этого органа, а двухпалатногозаконодательного (избирательного) органа госвласти субъекта РФ — совместным постановлениемобеих палат.
Решение высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшегоисполнительного органа госвласти субъекта РФ) о назначении представителя в СоветеФедерации от исполнительного органа госвласти субъекта РФ оформляется указом (постановлением)высшего должностного лица субъекта РФ.
Представитель в Совете Федерации, избранный или назначенный отсубъекта РФ, наделяется полномочиями члена Совета Федерации с момента вступленияв силу соответствующего решения об избрании (назначении).
Представитель субъекта РФ в Совете Федерации может быть отозвандосрочно органом, которым он был назначен (избран).
2.2.2 Эволюция Совета Федерации
За свою 13-летнюю историю Совет Федерации Федерального СобранияРФ — палата российского парламента, представляющая регионы РФ, уже трижды менялапорядок своего формирования. Конституция РФ 1993 г. (ст.95) запретила общий принцип, согласно которому в Совет Федерации Федерального Собрания РФвходят по два представителя от субъекта федерации — по одному от представительногои исполнительного органов госвласти. Порядок формирования данного органа осталсяза пределами регулирования Конституции.
Формирование Совета Федерации первого созыва в 1993 г. регулировалось тем, что жители каждого субъекта федерации непосредственно избирали двух членовСовета Федерации от субъекта; причем выборы в первый Совет Федерации проходили ещедо вступления в силу Конституции 1993 г. и не были урегулированы ни конституционно,ни законодательно.
В период с 1995 по 2000 гг. на основании ФЗ «О порядке формированияСовета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 05.12.95 №192-ФЗ Совет Федерации уже не избирался; в его состав по должности входили главасубъекта РФ (губернатор, президент республики в составе РФ и т.д.) и глава представительногооргана субъекта РФ (областной Думы, Законодательного Собрания и др.)
Лицо, избранноеглавой субъекта РФ или его представительного органа, автоматически становилось членомСовета Федерации, а верхняя палата парламента фактически стала «клубом губернаторов»- редкий случай в мировой практике. Руководители субъектов — члены Совета Федерации- работали в парламенте на непостоянной основе, совмещая парламентскую деятельностьс руководством регионом, что негативно сказывалось на качестве работы всего парламента,а с другой стороны — укрепляло позиции региональных руководителей.
Указанные обстоятельстваобусловили необходимость очередного (третьего за 7 лет) реформирования Совета Федерации,осуществленного в 2000 г.
Федеральный закон«О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»от 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. от 25.07.2006) установил принципиально иную системуформирования Совета Федерации:
упразднен принципчленствав СоветеФедерации по должностии совмещениядолжности главы субъекта федерации или главы представительного (законодательного)органа с должностью члена СФ;
Совет Федерацииформируется из представителей регионов, работающих в парламенте на постоянной основеи не являющихся главами субъектов или их представительных органов;
одного представителясубъекта РФ в Совете Федерации назначает глава субъекта, другого — избирает представительный(законодательный) орган.
Реформирование СФ(постепенная замена в нем глав регионов на представителей от регионов) было осуществленодо 01.01.2002.
Главный результатреформы Совета Федерации — разделение функций члена парламента и руководителя субъектафедерации, что соответствует мировой практике.
В то же время, установленныйс 2000 г. порядок формирования Совета Федерации имеет и свои минусы. Новая системадала возможность пройти в Совет Федерации множеству случайных людей, которые:
не известны избирателям;
не имеют:
— политического опыта;
— отношения к региону, который они представляют(не проживаютв нем, не работают и т.д.);
реально занимаютсяне парламентской работой, а бизнесом.
Особенно это касаетсятой половины Совета Федерации, которая назначена главами субъектов РФ. Она наименеепрофессиональна, наиболее коррумпирована и далека от региона (в т. ч. и в прямомсмысле — значительная часть членов Совета Федерации проживает в Москве).
Особенно явственнонедостатки данной системы высветились в ходе коррупционных скандалов 2006 г:, когдасразу несколько «сенаторов», недобросовестно относящихся к своим обязанностями замешанных в коррупции, с позором были отозваны из Совета Федерации.
В настоящее времявсе идет к тому, что порядок формирования Совета Федерации будет изменен вновь(уже в 4-й раз за 13 лет). Поскольку такой порядок не закреплен в Конституции, егоможно вновь поменять законом.
В СМИ все чаще предлагаетсяизбирать членов Совета Федерации населением субъектов РФ напрямую (так, как обычноизбирается верхняя палата парламентов других стран). Однако пока это только проекты.
Кроме того, дляпрямых выборов имеется и конституционное препятствие. Конституция РФ 1993 г. содержит норму о том, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РоссийскойФедерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственнойвласти.
Заключение к главе 2.
Таким образом, двухпалатная структура государственной властиРФ занимает относительно важную роль в политико-идеологическом развитии страны.
Возникающие на современном этапе сложности во много связаны сразвитием и плодотворной работой политической системы государства, для преодолениянакопившихся проблем. Важно отметить, что дальнейший рост и перспективы эволюционногоразвития двухпалатной структуры государства позволило развязать многие сложные узлы.Вместе с тем, чувствуется несовершенство законодательной базы, но работа в данномнаправлении продолжается. Госдуме и Совету Федерации приходится решать большое количествовопросов, которых не становится меньше, наоборот, требует огромной отдачи и профессионализмав работе.
Глава 3. Компетенция парламента Российской Федерации
3.1 Понятие компетенции
Компетенция парламента — это объем полномочий, через которыераскрываются основные функции данного органа государственной власти. Компетенцияустанавливается Конституцией РФ исходя из принципа разделения властей. Полномочияпарламента не дублируют полномочий исполнительной и судебной властей, они отражаютего основное назначение как представительного и законодательного органа.
Обычно парламенты имеют три главные функции, на которых, собственно,и выросла представительная система:
1. Принятие законов;
2. Утверждение государственного бюджета;
3. В определенных формах контроль за исполнительной властью.
Две первые функции практически нигде и никогда не подвергалисьсомнению, в то время как третья породила различные подходы. В федеративных государствахопределение предметной компетенции — дело более сложное, поскольку власть разделенане только по горизонтали, но и по вертикали, т.е. между федерацией и ее субъектами.
Различают два вида компетенции:
общая — направленность деятельности парламента в целом;
специальная — вопросы исключительного ведения, как правило, закрепленныев Конституции.
В РФ предметная законодательная компетенция Федерального Собранияконституционно в полном объеме и системно не установлена. Главные ориентиры дляопределения этой компетенции содержаться в ст.71 и ст.72 Конституции РФ, в которыхперечисляются вопросы ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов.
Федеральное Собрание не вправе принимать законы по вопросам,входящим, согласно Конституции РФ, в компетенцию Президента РФ, следовательно, ФедеральноеСобрание принимает законы по любым вопросам, входящим в ведение РФ и совместноеведение РФ и субъектов, если эти вопросы не входят в компетенцию других органовгосвласти и не вторгаются в сферу ведения субъектов РФ.
Помимо вопросов специальной компетенции, Федеральное Собраниерешает ряд вопросов общей компетенции. Наиболее важные направления общей компетенции:
финансы;
оборона и безопасность;
международная политика.
Предметная компетенция определяет как бы общую направленностьзаконодательной деятельности Федерального Собрания. Но компетенция палат в этойсфере все же неодинакова. Так, Совет Федерации обязан рассмотреть принятые Госдумойзаконы только по указанным в Конституции РФ вопросам (ст.106). По другим вопросамрассмотрения Советом Федерации законов, принятых Госдумой, не обязательно, по истеченииопределенного срока они могут быть переданы Госдумой Президенту РФ на подпись иобнародование и без одобрения Советом Федерации (ч.4 ст.105).
3.2 Специальная компетенция Совета Федерации и компетенция Госдумы
Вопросы ведения Совета Федерации установлены в ряде статей КонституцииРФ (ст.102) и федеральных законов. Регламент Совета Федерации предусматривает специальныйпорядок рассмотрения каждого такого вопроса.
В компетенцию Совета Федерации входят следующие вопросы:
1. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
2. Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введениичрезвычайного положения;
3. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределамитерритории РФ;
4. Назначение выборов Президента РФ;
5. Отрешение Президента РФ от должности;
6. Назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего АрбитражногоСудов РФ;
7. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурораРФ;
8. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя ПредседателяСчетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;
9. Назначение членов Центральной избирательной комиссии РФ;
10. Обращение в Конституционный Суд РФ.
В компетенцию Государственной Думы входят следующие вопросы:
1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
2. Выражение недоверия Правительству РФ;
3. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правамчеловека;
4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетнойпалаты и половины состава ее аудиторов;
5. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центральногобанка РФ;
6. Выдвижение обвинения против Президента РФ;
7. Объявление амнистии;
8. Обращение в Конституционный Суд РФ.
Специальная компетенция, кроме того, предусматривает исключительноеправо одной палаты принимать решение по тому или иному вопросу в полном объеме.Например, только Государственная Дума вправе собственным решением объявить амнистию.Только Совет Федерации может назначить выборы Президента РФ.
В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы,относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст.100,что палаты могут собираться совместно для заслушивания:
посланий:
президента РФ;
Конституционного Суда РФ;
выступлений руководителей иностранных государств.
Заключение к главе 3
Мы убедились, что Конституция предусматривает совершенно различнуюкомпетенцию для каждой из палат, оба
Библиография
1. Конституция РФ.
2. Е.И. Козлова; О.Е. Кутарин «Конституционное право России»(«Юрист, М., 2003 г.).
3. М.В. Баглай „Конституционное право Российской Федерации“(»Норма", М., 2003 г.).
4. Общественно-политический журнал «Российская Федерация сегодня».
5. «Российская газета».