Реферат
по теме:«Деятельность участкового уполномоченного милиции по осуществлениюлицензионно-разрешительной системы»
План Вступительная часть 1.Понятие лицензионно-разрешительной системы. Задачи, права и обязанности участковых уполномоченных милиции по осуществлению лицензионно-разрешительной системы 2.Профилактическая деятельность и контроль участкового уполномоченного по осуществлению лицензионно-разрешительной системы 3. Организация контроля за объектами лицензионно-разрешительной системы Заключительная часть
Введение
В системе органов внутренних дел участковыеуполномоченные милиции по-прежнему остаются основным звеном, обеспечивающимдолжный порядок санкционирования лицензионно-разрешительной системы. Всоответствии с приказами МВД России участковые уполномоченные милиции должныхорошо знать объекты разрешительной системы, контролировать соблюдение гражданамии должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленныхправил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатыхматериалов, условия хранения и функционирования средств цветного копирования,состояние учета печатной (изготовляемой) продукции, место хранения илипереработки наркотических средств, порядок и состояние их охраны, а в сельскойместности — знать места произрастания дикорастущих и культурных наркосодержащихрастений, а также контролировать соблюдение законодательства в сфере частнойдетективной и охранной деятельности.
Они имеют право в составекомиссий проверять в медицинских учреждениях и иных объектах обслуживаниясостояние и порядок хранения, учета и отпуска наркотиков содержащих средств,наличие и состояние охранно-пожарной сигнализации и других специальных защитныхсредств, осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия,боеприпасов и взрывчатых материалов: условия хранения и функционированиясредств цветного копирования, а также состояния учета печатной(изготавливаемой) продукции. При выявлении нарушений установленных правил имивыносятся обязательные предписания должностным лицам об устранении нарушений,изымаются указанные предметы и принимаются меры в соответствии с действующимзаконодательством.
Вопрос № 1 Понятиелицензионно-разрешительной системы. Задачи, права и обязанности участковогоуполномоченного милиции по осуществлению лицензионно-разрешительной системы.
В охране общественногопорядка и безопасности важное место занимает лицензионно-разрешительнаясистема. Под лицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимаетсязакрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательностьполучения от управомоченных государственных органов разрешений (лицензий) на совершениеопределенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями,организациями или отдельными гражданами. Как форма исполнительно-распорядительнойдеятельности она осуществляется непосредственно многими органами управления,Федеральными службами, департаментами министерств. Лицензионно-разрешительнаясистема распространяется на широкую сферу общественных отношений. Так, вобласти здравоохранения она регулирует порядок применения новых лекарственныхсредств, в области спортивной и промысловой работы, сроки и виды отстрелаопределенных животных и птиц, в области связи — пользования эфиром, приемопередающимиустройствами и т.д.
Среди государственныхорганов, осуществляющих лицензионно-разрешительную систему, важная рольпринадлежит органам внутренних дел. Согласно действующему законодательству наорганы внутренних дел возложена обязанность обеспечивать установленный порядокобращения с такими предметами и веществами, бесконтрольное владение ипользование которыми может нанести вред государству, общественному порядку иличной безопасности граждан, а также государственному, общественному, илиличному имуществу.
Следовательно, выдачасоответствующих разрешений на совершение действий с предметами и веществами,полностью или частично изъятыми из гражданского оборота, и контроль засоблюдением установленных правил обращения с ними составляют сущность лицензионно-разрешительнойсистемы осуществляемой ОВД.
Вадминистративно-правовых нормах, регламентирующих лицензионно-разрешительнуюсистему, дан исчерпывающий перечень объектов подконтрольных органам внутреннихдел. Эти объекты подразделяются на три группы:
- предметы,
- вещества,
- предприятия.
К предметам относятся: служебное и гражданское огнестрельное оружие(нарезное военных образцов, учебное, охолощенное, нарезное и мелкокалиберное,спортивное нарезное и гладкоствольное, охотничье нарезное и гладкоствольное) ибоевые припасы к нему, газовое оружие (пистолеты и револьверы).
В группу веществ относятся: взрывчатые материалы,охотничий порох и т.д.
Предприятия, открытие и функционирование которых осуществляется подконтролем органов внутренних дел: хранилища, склады, базы, в которых находятсяпредметы (огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, средства взрывания), ивещества (взрывчатые, охотничий порох); тиры, стрельбища, охотничье — спортивные стенды; оружейно-ремонтные и пиротехнические мастерские;предприятия, торгующие огнестрельным оружием, боеприпасами к нему; частныедетективные и охранные предприятия (объединения), их филиалы и охранно-сыскныеподразделения на предприятиях
В соответствии с постановлениемПравительства Российской Федерации от 11.02 2002г. № 135 “0 лицензированииотдельных видов деятельности" органы внутренних дел выдают лицензии нанегосударственная (частная) охранная деятельность, негосударственная (частная)сыскная деятельность, торговля оружием и основными частями огнестрельногооружия, торговля патронами к оружию, экспонирование оружия, основных частейогнестрельного оружия, патронов к оружию, коллекционирование оружия, основныхчастей огнестрельного оружия, патронов к оружию, деятельность, связанная струдоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерациипредприятиям и организациям осуществляющим деятельность в производстворегистрационных знаков, водительских удостоверений и другой специальнойпродукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию вдорожном движении, а также установку и обслуживание технических средстворганизации дорожного движения.
Основными задачамиорганов внутренних дел по осуществлению ли-цензионно-разрешительной системыявляются:
- предотвращениеутраты и хищений предметов и веществ, на которые распространяется особый режимобращения; недопущение их использования в преступных целях или не по назначению;
- своевременноевыявление и устранение нарушений установленных правил;
- контроль за частнойдетективной и охранной деятельностью.
Из сказанногоследует, что лицензионно-разрешительная система, осуществляемая органамивнутренних дел, представляет собой закрепленный в административно-правовыхнормах порядок приобретения, хранения, использования, транспортировки и сбытастрого определенных предметов и веществ, а также открытия и функционированияопределенных предприятий и организаций в целях обеспечения личной безопасностиграждан, общественной безопасности и охраны общественного порядка.
Лицензионно-разрешительнаядеятельность включает несколько видов деятельности:
- контрольно-надзорная (проверка лицпо допускам, проверка организаций на соответствие предъявляемым требованиям налицензирование деятельности);
- выдача разрешений, лицензий;
- выдача заключений о соответствиипредъявляемых требований.
В приказе МВД РФ от 16сентября 2002 года № 900 указаны должностные обязанности участковогоуполномоченного милиции, в число которых входит осуществлениелицензионно-разрешительной системы на закрепленном административном участке.
Участковый уполномоченныйдолжен:
- участвовать впроверках соблюдения гражданами и должностными лицами на территорииадминистративного участка правил хранения огнестрельного оружия и боеприпасов,а также правил хранения организациями взрывчатых веществ и материалов,законодательства о частной детективной и охранной деятельности. При выявлениифактов нарушений информировать об этом заинтересованные подразделения ОВД дляпринятия мер по их устранению.
— осуществлять контрольза своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причини условий способствующих совершению преступлений и административныхправонарушений. В случае невыполнения ими ранее данных рекомендаций докладыватьруководству ОВД для принятия мер.
Основные права участковогоуполномоченного милиции по осуществлению лицензионно-разрешительной системы:
— контроль соблюдениялицензионных правил;
— составлять протоколы обадминистративных правонарушениях; осуществлять, в случаях предусмотренныхзаконодательством, административное задержание. Личный досмотр и досмотр вещей,изъятие оружия, а также вещей и документов, обнаруженных при задержании,личном досмотре; осматривать места хранения и использования огнестрельногооружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов. При выявлении нарушений установленныхправил делать обязательные предписания должностным лицам об их устранении,изымать указанные предметы и применять иные меры в соответствии с действующимзаконодательством;
— изымать у граждан идолжностных лиц документы, имеющие признаки подделки, вещи, предметы ивещества, запрещенные в гражданском обороте, находящиеся у граждан безспециального разрешения, и в установленном порядке решать вопрос об ихдальнейшей принадлежности.
Действенность контроляопределяется его своевременностью и санкциями за нарушение установленногопорядка. Контроль осуществляется в соответствии с планами работы,утвержденными начальником ОВД.
В паспорте наадминистративный участок участкового уполномоченного милиции отдельноуказываются объекты разрешительной системы (предприятия, учреждения,организации, имеющие огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, взрывчатыевещества, их адрес, Ф.И.О. ответственного за объект, его служебный и домашнийтелефоны и адрес, предметы и вещества, подпадающие под контроль, номерразрешения, кем и когда выдано, срок действия); частные детективные и охранныепредприятия, службы безопасности на предприятиях (их наименование, адрес,Ф.И.О. руководителя и номер его телефона, дата регистрации и номер лицензии);список лиц, имеющих в личном пользовании нарезное, гладкоствольное оружие(Ф.И.О. владельца оружия, адрес его места жительства, место работы, должность ислужебный телефон, в каком охотничьем обществе состоит, вид и система оружия,его номер, кем и когда выдано разрешение, его номер, очередная датаперерегистрации, дата основания изъятия разрешения, дата изъятия, сдачиоружия).
Правовой основой деятельности органов внутренних делпо осуществлению разрешительной системы является Закон РФ «Омилиции», п.10 ст.10, в котором предусмотрена обязанность милицииобеспечивать соблюдение правил приобретения, хранения, ношения итранспортировки оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, открытия ифункционирования объектов по перечням, определяемых законодательством. Этадеятельность определяется Федеральным Законом от 08.08.2001г. «О лицензированииотдельных видов деятельности» в ред. от 02.11.2004г. №127 ФЗ, Приказ МВД Россиот 12.04.1999г. «О мерах по реализации Постановления Правительства РоссийскойФедерации от 21.06.1998г. №814» №288 и т.д.
Работу по осуществлениюлицензионно-разрешительной системы в масштабе Российской Федерации организует отдел лицензионно-разрешительной работы и контроля за частнойдетективной и охранной деятельностью ГУООП МВД РФ. в республиках, краях,областях и крупных городах- структурные специальные подразделения (управления,отделы, отделения, группы) данной службы МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, вгоррайлинорганах внутренних дел при отсутствии соответствующих штатныхдолжностей осуществление лицензионно-разрешительной системы специальным приказомвозлагается на наиболее подготовленных сотрудников милиции общественнойбезопасности или криминальной милиции.
В процессе выполнениязадач, возложенных на них в области лицензионно-разрешительной системы, органывнутренних дел реализует следующие основные функции:
- допуск лиц кработе на объектах разрешительной системы;
- выдачу разрешений(лицензий) на обращение с предметами и веществами ограниченного пользования;
- гласный инегласный контроль за объектами;
- проведение на нихпрофилактических мероприятий;
- аннулированиевыданных лицензий и разрешений в установленных законом случаях.
Осуществление допуска техили иных лиц на объекты лицензионно-разрешительной системы является одним изосновных средств, применяемых органами внутренних дел в целях предупрежденияхищений предметов и веществ, на которые установлена лицензионно-разрешительнаясистема, а также недопущения их использования в преступных целях или не по назначению.Поэтому руководители предприятий, учреждений, организаций могут принять гражданна работу, связанную с хранением, транспортировкой и использованием указанныхпредметов и веществ, только по предварительному заключению органов внутреннихдел. В свою очередь ОВД, прежде чем дать такое заключение, проводят проверкууказанных лиц по оперативным учетам МВД, УВД.
Тщательно проведеннаяпроверка позволяет выявить лиц, имеющих преступные намерения, либо тех, кто всвязи с ограничениями не может быть допущен к работе на объектах разрешительнойсистемы. В то же время нарушение установленного порядка допуска нарассматриваемые объекты может привести к нежелательным последствиям. Так,гражданин В, принятый без надлежащей проверки стрелком ВОХР на один из московскихзаводов, застрелил из служебного оружия свою сожительницу и сына. В результатерасследования было установлено, что В, длительное время состоял на учете впсихоневрологическом диспансере по поводу психического заболевания. Практикеизвестны также случаи, когда лица с преступным прошлым в результате халатностисотрудников органов внутренних дел, осуществляющих проверку и принимающихрешение о допуске, устраивались работать на объектахлицензионно-разрешительной системы и в последствии совершали преступления сприменением вверенных им предметов и веществ ограниченного пользования: оружия,боеприпасов к нему, взрывчатых веществ и средств взрывания.
Выдача разрешений(лицензий) на приобретение хранение, ношение и транспортировку предметов ивеществ, а также функционирование предприятий организаций, на которые распространяется лицензионно-разрешительная система, представляет собойкомплекс осуществляемых органам внутренних дел организационно-профилактическихмероприятий, направленных на предотвращение последствий, которые могутнаступить при несоблюдении установленных правил.
Органы внутренних дел иих структурные подразделения различного уровня обладают неодинаковым объемомкомпетенции в выдаче рассматриваемых решений (лицензий). Так, Департаментохраны общественного порядка МВД РФ выдает лицензии на приобретение и вывоз(ввоз) иностранными гражданами огнестрельного оружия выдает лицензии ипродлевает сроки их действия на частную детективную и (или) охраннуюдеятельность на всей территории Российской Федерации независимо от дислокацииосновного частно-охранного предприятия.
Отделы, управлениялицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охраннойдеятельностью МВД республик, ГУВД, УВД краев, областей выдают разрешения илилицензии на открытие стрелковых тиров, стендов и стрельбищ, оружейно-ремонтныхи пиротехнических мастерских; на право торговли нарезным, гладкоствольнымохотничьи оружием и боеприпасами к нему в магазинах; выдают лицензии на частнуюи детективную и (или) охранную деятельность частных детективных и охранныхпредприятий (объединений), их филиалов и охранно-сыскных подразделений напредприятиях, действующих на соответствующей территории Российской Федерации,и продлевают срок их действия
В свою очередь горрайорганывнутренних дел выдают разрешения на: приобретение, транспортировку, хранениеучреждениями, предприятиями, организациями огнестрельного оружия и боеприпасовк нему, а также взрывчатых материалов;
- на хранение и ношениеохотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия гражданами России;
— на хранение и ношениеоружия работниками предприятий, организаций и учреждений с особыми уставнымизадачами
Они же выдают открытыелицензии на приобретение газового оружия самообороны;
— лицензии на приобретениеохотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия гражданами России,
— на приобретение оружияпредприятиями, имеющими лицензию на производство или продажу оружия, и т.д.
Органы внутренних дел натранспорте в пределах своей компетенции выдают разрешение на хранение,использование, транспортировку служебного и гражданского оружия предприятиям,организациям и учреждениям с особыми уставными задачами Министерстватранспорта и связи Российской Федерации, а также на хранение и ношение оружияих работниками.
Порядок выдачи лицензийна продажу и приобретение, а также разрешений на хранение, ношение,использование, транспортировку, ввоз и вывоз служебного м гражданского оружия,боеприпасов к нему регламентируются Приказом МВД от 20.03.1997г. «О дополнительныхмерах по обеспечению сохранности вооружения, боеприпасов и предупреждению иххищений» №167, Приказом МВД от 31.12.1999г. «О мерах по усилению контроляорганами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью» №1105.
Выдача, продление срокадействия и аннулирование лицензий на частную детективную и охраннуюдеятельность, выдача сертификатов на право приобретения специальных средств,оружия и боеприпасов частными детективными и охранными предприятиями и службамибезопасности, а также контроль за их деятельностью определяются Наставление поорганизации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охраннойдеятельностью.
Органы внутренних делвыдают разрешения на приобретение, хранение и перевозку взрывчатых материалов,осуществляют контроль за соблюдением правил их хранения и транспортировки. Приэтом органы внутренних дел руководствуются Инструкцией о порядке хранения,использования и учета взрывчатых материалов. Открытие и функционированиепиротехнических предприятий происходит по разрешениям органов внутренних делПроизводимые на этих предприятиях пиротехнические изделия приобретаются, хранятсяи перевозятся без специальных разрешений
Выдача разрешений(лицензий) происходит в определенном порядке. Сначала заинтересованные лицаобращаются в орган внутренних дел с заявлением о выдаче соответствуют егоразрешения или лицензии. Достоверность данных, представленных заявителем, вслучае необходимости проверяются путем запросов о наличии судимости всоответствующие информационные центры системы МВД России, а также запросов внаркологические и психоневрологические диспансеры о нахождении заявителя на ихучетах. Затем создается комиссия представителей заинтересованных организаций,работников лицензионно — разрешительной системы, государственного пожарногонадзора и (в зависимости от характера объекта), вневедомственной охраны,представителей архитектурного, горнотехнического надзора и др. Данная комиссияпроизводит тщательную проверку условий хранения, транспортировки и использованияпредметов и веществ, подпадающих под лицензионно — разрешительную систему,устанавливая, обеспечивают эти условия соблюдение требований личной иобщественной безопасности. Результаты проверки отражаются в акте, фиксирующемвыводы комиссии, который является одним из оснований для выдачисоответствующего разрешения или лицензии.
Нормативными актамиустановлены следующие сроки действия разрешений (лицензий), выдаваемыхорганами внутренних дел: на приобретение, перевозку предметов и веществ — дотрех (на взрывчатые — до 6 месяцев) на хранение предметов и веществ,функционирование объектов (в том числе частных детективных и охранныхпредприятий, служб безопасности) на право производства, торговли — на тригода:, на хранение и ношение гражданами газового оружия самообороны — на пятьлет.
Вывод: Из сказанного следует, чтолицензионно-разрешительная система осуществляемая ОВД, представляет собойзакрепленный в административно-правовых нормах порядок приобретения,транспортировки, хранения, использования и сбыта строго определенных предметови веществ, а также открытие и функционирование определенных предприятий иорганизаций. Участковый уполномоченный милиции непосредственно осуществляет этимероприятия на своем административном участке.
Вопрос 2 Профилактическая деятельность и контрольучасткового уполномоченного милиции по осуществлению лицензионно-разрешительнойсистемы.
Проведениепрофилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений правилобращения с предметами и веществами, в отношении которых установлен особыйрежим пользования, является важнейшей функцией органов внутренних дел пообеспечению лицензионно-разрешительной системы. Конкретное содержание этихмероприятий определяется с учетом результатов анализа обстановки на объектах,характеризующей состояние лицензионно-разрешительной системы.
В цепях недопущениянарушений установленных правил руководителями органов внутренних дел проводят спредставителями администрации объектов, а также с лицами, непосредственноотвечающими за порядок хранения, учета, использования предметов и веществ, накоторые распространяется лицензионно-разрешительная система, совещания, беседыи занятия.
Работа участкахлицензионно-разрешителъной системы ведется более эффективно в условиях хорошоорганизованной правовой пропаганды среди населения путем использованиявозможностей центральной и местной печати, выступлении по радио, телевидению,распространения средств наглядной агитации, содержащих тексты правовых норм,и.т.п.
В ходе проведенияпрофилактических мероприятий сотрудники органов внутренних дел выявляют и берутна учет, ранее судимых за убийства, тяжкие телесные повреждения, злостноехулиганство с применением оружия, а также лиц, в отношении которых достоверноустановлено, что они ведут антиобщественный образ жизни и обнаруживаютсклонность к хищению предметов и веществ, на которые установленалицензионно-разрешительная система одновременно ведется работа по выявлению иизъятию у населения незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.
Статистика последних летубеждает, что все еще многочисленными продолжают оставаться преступления,совершаемые с применением огнестрельного оружия, в том числе охотничьего. Вцелях предупреждения таких преступлений органы внутренних дел обязаны тщательнопроверять лиц, которым выдается разрешение на приобретение и хранение огнестрельногооружия Работники милиции, осуществляя профилактические мероприятия в жиломсекторе, должны выявлять и брать на учет лиц, высказывающих угрозы убийством,злостных нарушителей общественного порядка, пьяниц, психически больных, а такжеквартиры, где систематически происходят конфликты на бытовой почве.
Важную роль впредупреждении преступлений и предотвращении несчастных случаев играютпроводимые сотрудниками органов внутренних дел с владельцами огнестрельногооружия беседы о порядке его хранения и пользования, об ответственности занарушение этого порядка. В соответствии с действующим законодательством у лиц,систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртныминапитками или страдающих психическими заболеваниями, по мотивированномупостановлению начальника горрайоргана внутренних дел или его заместителя в административномпорядке аннулируются лицензии и изымаются охотничьи ружья, иное огнестрельное игазовое оружие, боеприпасы к ним изъятое по перечисленным основаниям оружие ибоеприпасы хранятся в органах внутренних дел до решения вопроса о нем всоответствии с законом.
Эффективностьпрофилактических мероприятий по предупреждению нарушении правиллицензионно-разрешительной системы обеспечиваются согласованными действиямисотрудников лицензионно-разрешительной системы, участковых уполномоченныхмилиции с работниками других аппаратов органов внутренних делоперативно-розыскных служб, ГИБДД, следствия. Успешному осуществлению этойдеятельности способствует тесное взаимодействие органов внутренних дел сорганами санитарного и горного надзора, военными комиссариатами, а также общественностью.
Результативность работыпо предупреждению правонарушений в области лицензионно-разрешительной системыв значительной мере обеспечивается путем своевременного информированиягосударственных органов власти и управления о наиболее серьезных исистематических нарушениях на объектах и вынесением на обсуждение конкретныхпредложений, направленных на устранение выявленных недостатков.
Аннулирование лицензий иразрешений, связанных с оборотом гражданского и служебного оружия,производится выдавшим их органом внутренних дел в случаях добровольного отказаот лицензии (разрешения) либо ликвидации предприятия; систематическогонарушения либо неисполнения обладателями лицензий (разрешении) требованийправовых актов, регулирующих оборот оружия, возникновения обстоятельств,исключающих возможность получения лицензии (разрешения).
Принятию решения обаннулировании лицензии за систематическое нарушение или несоблюдениеустановленных правил должно предшествовать письменное предупреждение обладателялицензии об устранении нарушении в установленный сток. Комнаты для храненияоружия до устранения нарушений при необходимости опечатываются. Следуетотметить, что в случаях аннулирования лицензии или разрешения повторноеобращение за их получением возможно лишь по истечении определенного времени:
— для юридических лиц — трех лет;
— для граждан — пяти летсо дня принятия решения об аннулировании. Аннулирование соответствующихлицензий и разрешений, а также отсутствие таковых либо смерть собственникаоружия влечет изъятие оружия органами внутренних дел в установленном порядке.
Вывод: Участковому уполномоченному милициипредоставлены широкие полномочия по осуществлению контроля залицензионно-разрешительной системой на административном участке, которые онобязан исполнять не нарушая законности.
Вопрос 3. Организация контроля за объектамилицензионно — разрешительной системы.
Контроль заобъектами лицензионно — разрешительной системы — важнейшее средство обеспечениясоблюдения на них установленных правил. Организация контроля за даннымиобъектами возлагается на руководителей МВД республик в составе РоссийскойФедерации, ГУВД. УВД, краев и областей, УВД на транспорте, горрайоргановвнутренних дел.
Контроль за объектамилицензионно — разрешительной системы осуществляется гласно и негласно.
Основным способомобеспечения разрешительной системы являются гласный контроль, в ходе которогоразрешаются следующие задачи:
- выявляютсянарушения установленных правил, причины и условия, способствующие этим нарушениям,принимаются меры к их устранению;
- предупреждаютсяхищения предметов и веществ, подпадающих под лицензионно — разрешительнуюсистему;
- выявляются ипересекаются случаи их использования не по назначению или в преступных целях;
- осуществляетсяпроверка граждан, поступающих на работу, связанную с хранением, транспортировкойи использованием указанных предметов и веществ;
- контроль за деятельностью этих лиц на объектах лицензионно — разрешительной системы.
Гласный контроль завыполнением правил разрешительной системы включает первоначальную проверкуобъектов при выдаче соответствующих разрешений, последующее систематическоеобследование этих объектов, проверку и допуск лиц к работе, связанной спредметами и веществами, подпадающими под лицензионно — разрешительнуюсистему, последующий контроль за их деятельностью, учет объектов, а такжепроведение профилактических мероприятий по предупреждению и устранениюнарушений установленных правил.
По мере необходимостиорганы внутренних дел в пределах обслуживаемой территории осуществляютсплошные или выборочные проверке объектов лицензионно — разрешительной системы.Одним из основных требований, предъявляемых к гласным проверкам, являетсясистематичность их осуществления, что позволяет своевременно выявить нарушенияправил обращения с предметами и веществами, в отношении которых установленособый режим пользования и принять необходимые меры к их устранению. Всеобъекты лицензионно — разрешительной системы должны проверяться не реже одноюраза в квартал, а те из них, на которых хранится 20 и более единиц огнестрельногооружия, базовые склады взрывчатых материалов — ежемесячно.
Руководителиорганов внутренних дел не реже одного раза в квартал обязаны лично проверятькрупные объекты с огнестрельным оружием и базовые склады взрывчатыхматериалов. Проверка соблюдения гражданами правил хранения огнестрельногооружия в домашних условиях, а также проверка наличия, организация хранения, сбереженияи учета специальных средств, оружия и боеприпасов, используемых в частнойдетективной и охранной деятельности, производится должностными лицами органоввнутренних дел не реже одного раза в год. Однако вне зависимости от сроковранее проведенных проверок в каждом случае обследуется при оформлении продленияразрешения на хранения предметов и веществ, при переоформлении разрешения в связис изменением места хранения предметов или веществ, смене руководителя, на имякоторого выдано разрешение, при изменении количества предметов, емкостьскладов.
В целях качественногоосуществления контроля необходимо предварительно ознакомиться с материаламипредыдущих проверок по данному объекту, обратив внимание на его особенности, атакже ранее вскрытые нарушения, предложения и меры их устранению в процессепроверки главное внимание уделяется соблюдению условий, обеспечивающих сохранностьпредметов и веществ, пригодность помещения к их хранению, организации охраныобъекта (в том числе и исправность ограждения, освещения, сигнализации и другихсредств усиления охраны, вооружения охраны, состояния дисциплины, знанияработниками охраны своих обязанностей, умения обращения с оружием, организациюпропускного режима и др.), обеспечение безопасности лиц, работающих на объектелицензионно- разрешительной системы, наличие необходимой документации
Так, например, всоответствии с Инструкцией о порядке проведения органами внутренних делпериодических проверок работников предприятий, организаций и учреждений сособыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных сприменением огнестрельного оружия и специальных средств, специально создаваемымикомиссиями проверяются знание действующего законодательства, регулирующегооборот огнестрельного оружия и специальных средств; владение практическиминавыками обращения с ними (разборка и сборка, заряжания оружия, производствовыстрела, порядок применения спецсредств и т. п.), знание мер безопасности приприменении, хранении и транспортировке огнестрельного оружия и специальныхсредств, знания по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от ихприменения
Вместе с тем взависимости от специфики объекта всесторонней проверке подвергается соблюдениеустановленных правил приобретения, изготовления, сбыта, учета, уничтожения,пользования, транспортировки и т. д. предметов и веществ, на которыераспространяется лицензионно — разрешительная система.
Для осуществлениядейственного контроля за объектами лицензионно — разрешительной системыдолжностные лица органов внутренних дел наделены следующими правами согласноИнструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотомгражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РоссийскойФедерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 12.04.1999г. «О мерах по реализацииПостановления Российской Федерации от 21.06.1998 №814» №288:
- требовать отсубъектов, в ведении которых находятся эти объекты, предоставлениясоответствующих документов, а также получать необходимую письменную или устнуюинформацию;
- производитьосмотр мест производства, продажи, хранения и использования предметов ивеществ, подпадающие под лицензионно — разрешительную систему;
- даватьобязательные для исполнения гражданами и должностными лицами письменныепредупреждения об устранении выявленных в ходе проверок нарушений установленныхправил.
Одновременно приреализации контрольных функций они обязаны неукоснительно соблюдать права и законныеинтерес данных субъектов
В случае обнаружениянарушений сотрудник органов внутренних дел, осуществивший проверку, составляетакт, в котором подробно излагается суть выявленныхнедостатков и дается срок для их устранения. При отсутствии нарушенийпроверяющим составляется рапорт в произвольной форме. Все материалы проверокобъектов лицензионно — разрешительной системы немедленно докладываютсяруководителям органам внутренних дед, которые принимают по ним соответствующиерешения
Контроль за хранениемогнестрельного оружия, принадлежащего отдельным гражданам, осуществляется ворганах внутренних дел с привлечением актива общества охранников и рыболовов,охот инспекции, добровольных народных дружин при строгом соблюдении законности.О результатах проверки сотрудник милиции составляет рапорт, который затемподшивается в личное дело владельца оружия.
Негласные проверкиразрешительной системы осуществляются преимущественно аппаратамиоперативно-розыскных служб милиции в случаях, когда имеются достаточные данныео серьезных нарушениях порядка хранения, транспортировки, охраны ииспользования предметов и веществ, на которые распространяетсялицензионно-разрешительная система, а также данные об их хищении, использованиине по назначению и в преступных целях.
В процессе гласногоконтроля за объектами лицензионно-разрешительной системы органы внутренних делосуществляют допуск лиц к работам, связанных с хранением, использованием,транспортировкой предметов и веществ, подпадающих под действиелицензионно-разрешительной системы. При этом основаниями для отказа в такомдопуске могут служить:
- заключениемедицинского учреждения, свидетельствующее о том, что данное лицо по состояниюздоровья не может быть использовано на упомянутых работах или владетьогнестрельным оружием;
- данные осистематическом нарушении проверяемым лицом общественного порядка,злоупотреблении спиртными напитками, употреблении наркотических средств безразрешения врача;
- предъявлениеобвинения в совершении преступления, а также предание суду;
- непогашенная илине снятая в установленном порядке судимость за особо опасные государственные итяжкие преступления, за преступления с применением огнестрельного оружия иливзрывчатых веществ.
Эти и некоторые иныеобстоятельства служат основаниями и для отказа в выдаче лицензии наосуществление гражданином частной детективной или охранной деятельности, атакже лицензии на приобретение гражданского оружия
В обеспеченииэффективности контроля за соблюдением правил лицензионно-разрешительной системыбольшая роль отводится учету объектов. Он не только обеспечивает соблюдениеустановленных правил владельцами и пользователями объектовлицензионно-разрешительной системы, но и способствует своевременному предупреждению,пресечению и раскрытию правонарушений, связанных с хищением либо неправомерным использованием предметов и веществ ограниченного оборота.
Учет объектовлицензионно-разрешительной системы осуществляется органами внутренних дел вследующих формах:
· журнальная;
· учетные дела;
· личные дела;
· контрольно-накопительныедела;
· картотеки.
На каждый объектлицензионно-разрешительной системы в органах внутренних дел сотрудникомлицензионно-разрешительной системы заводится учетное дело. Учетное дело состоитиз двух разделов.
В первомсосредоточиваются материалы, послужившие основанием для открытия объекта,переписка, связанная с получением соответствующих разрешений, копии информациии представлений о выявленных нарушениях и ответы на них.
Во втором — данные олицах, имеющих доступ к хранению, транспортировке и использованию предметов ивеществ, материалы проверки указанных лиц, а также акты и рапорты о проверкеобъекта. Учетные дела постоянно хранятся в органе внутренних дел. В случаепередачи объекта под контроль другому органу внутренних дел туда же передаютсяи учетные дела.
По журналу ведется учет лиц, получившихоткрытую лицензию па приобретение газового оружия, и владельцев огнестрельногооружия. В журнале фиксируются следующие данные:
· фамилия, имя иотчество владельца оружия;
· адрес егоместожительства;
· вид, модель,калибр, серия и номер оружия;
· номер открытойлицензии или разрешения на хранение и ношение оружия;
· срок действияразрешения;
· отметки опроведении проверок сохранности огнестрельного оружия по месту жительствавладельца;
· отметки опричинах снятия оружия с учета.
Сотрудниклицензионно-разрешительной системы заводит личное дело на каждое лицо,владеющее газовым или огнестрельным оружием. В нем содержатся материалы,послужившие основанием для приобретения оружия, карточка-заявление владельца,необходимые проверочные материалы. При этом личные дела на владельцев газовогои охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия хранятся в органе внутреннихдел по месту их жительства, а личные дела на владельцев охотничьего огнестрельногооружия с нарезным стволом в подразделениях лицензионно-разрешительной системыМВД, ГУВД, УВД.
Контрольно-накопительныедела заводятся в МВД,ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ на каждый подчиненный орган внутренних дел. Вконтрольно-накопительном деле содержатся данные об объектах лицензионно- разрешительнойсистемы, хранящемся и используемом оружии, данные о владельцах оружия,представления о выявленных недостатках, а также иные материалы по линиилицензионно-разрешительной работы
В дежурных частяхгоррайорганов внутренних дел ведется картотека владельцев огнестрельногооружия. Эта картотека используется оперативным дежурным для проверки лицзадержанных за различные правонарушения, а также для информирования нарядовмилиции при выездах на чрезвычайные происшествия.
В процессе осуществлениягласного контроля за объектами лицензионно-разрешительной системы органывнутренних дел обязаны выявлять различные нарушения установленных правилобращения с предметами и веществами, в отношении которых установлен особыйрежим пользования, и принимать необходимые меры к их устранению. С этой цепьюв соответствии с действующим законодательством милиции предоставлено право:
- закрыватьстрелковые тиры в случаях не обеспечения безопасности граждан и сохранностинаходящихся в них оружия и боеприпасов;
- запрещатьпредприятиям, организациям и учреждениям приобретение, сбыт, продажу, хранениеи перевозку оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов в случаях нарушенияпорядка сбыта, отпуска, хранения, учета, использования и транспортировки такихпредметов и веществ, производить изъятое указанных предметов и веществ,опечатывание складов, баз и хранилищ,
- приостанавливатьполностью или частично деятельность пиротехнических предприятий, если в них необеспечивается безопасность работников или других граждан;
- аннулироватьразрешение на хранение огнестрельного оружия, выданные гражданам, принарушении ими правил хранения или использования огнестрельного оружия, а такжелицам, систематически нарушающим общественный порядок, злоупотребляющимспиртными напитками, употребляющим наркотические вещества без назначенияврача, страдающим психическими заболеваниями, изымать у них в соответствии сдействующим законодательством огнестрельное оружие и боеприпасы к нему,
- аннулироватьлицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью в случаяхнарушения либо неисполнения требований законодательства, регулирующегодетективную охранную деятельность, либо при неисполнении соответствующимилицами и организациями налоговых и иных финансовых обязательств (попредставлению финансовых органов)
В случаях, когда всоответствии с действующим законодательством нарушение правиллицензионно-разрешительной системы образует состав противоправного деяния,виновные лица привлекаются к уголовной, административной, материальной илидисциплинарной ответственности.
В случаях незначительных,но систематических нарушении на объектах лицензионно-разрешительной системы,при невыполнении предписаний органов внутренних дел работники милиции вправеходатайствовать перед министерством ведомством, администрацией предприятия,учреждения или организации о привлечении к дисциплинарной ответственностидолжностных лиц, допустивших эти нарушения.
Заключение.
В структуре милицииобщественной безопасности органов внутренних дел участковые уполномоченныемилиции по прежнему остаются основным звеном, обеспечивающим должный порядоксанкционирования лицензионно-разрешительной системы. В соответствии с приказамиМВД России участковые уполномоченные милиции должны хорошо знать объектыразрешительной системы, контролировать соблюдение гражданами и должностнымилицами предприятий, учреждений, организаций установленных правил храненияогнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, условияхранения и функционирования средств цветного копирования, состояние учетапечатной (изготовляемой) продукции, место хранения или переработкинаркотических средств, порядок и состояние их охраны, а в сельской местности — знать места произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, а такжеконтролировать соблюдение законодательства в сфере частной детективной иохранной деятельности.
Литература:
Основная:
1. Конституция РФ. — Москва, 1993г.
2. Уголовно-процессуальныйкодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ. (Извлечение)
3. Федеральный Закон«О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О милиции» от 24.08.2004. // СЗ,2004, №35.
4. Федеральный Законот 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. от02.11.2004г. №127 ФЗ // СЗ 2001, №33 (ч.1), ст.3430.
5. Приказ МВД Россииот 16.09.2002 №900 (в ред. от 03.05.2003) «О мерах по совершенствованиюдеятельности участковых уполномоченных милиции»
5. Волков Ю.Н., Каплунов А.И., Милюков С.Ф. Правовыеосновы деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативно-правовых актов:В 3-х томах. Санкт Петербург, 2003.
6.Сальников В.П. Административнаядеятельность ОВД: Учебник (том1-3). — Санкт-Петербург, 2003г.
7.Справочник участкового уполномоченногомилиции. — Москва, 1997г.
Дополнительная:
1. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 14.08.2002 г. №600 «Об утвержденииПоложения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности иПоложения о лицензировании негосударственной (частной сыскной деятельности)».
2. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 11.02.2002г. №135 «О лицензированииотдельных видов деятельности».
3. Каплунов А.И.Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория ипрактика: Монография. — Санкт-Петербург, 2004.
4. Каплунов А.И.,Бородин С.С., Берекет В.М. Административная деятельность ОВД: Учебное наглядноепособие. — Москва, 2004
5. Черепанов А.В…Организация деятельности участкового уполномоченного милиции: Учебное пособие.- Москва, 2002.
6. Каплунов А.И.,Уткин Н.И., Бородин С.С. Административная деятельность ОВД: Сборник заданий. — Москва, 2002.
7. Каплунов А.И.Применение и использование сотрудниками милиции огнестрельного оружия:Монография. — Санкт-Петербург, 2001.
Каплунов А.И., Милюков С.Ф.Применение и использование огнестрельного оружия: Научно-практическое пособие.- Санкт-Петербург, 1998.