Московскийгуманитарно-экономический институт
Калужский филиал
Курсовая работа
по дисциплине:«Конституционное право Российской Федерации»
на тему:
«Гражданство в РоссийскойФедерации: конституционно-правовое регулирование, основания приобретения ипрекращения»
Калуга 2007
Оглавление
Введение
Глава I. Гражданство – неотъемлемое праволичности
1.1 Понятие, становление, развитие изаконодательное регулирование гражданства в России1.2 Конституционныепринципы российского гражданства
1.3 Правовое положение иностранных граждан, лицбез гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в РФ
Глава II. Основания приобретения и прекращениягражданства РФ
2.1 Особенности приобретения гражданства РФ поновому ФЗ «О гражданстве РФ»
2.2 Особенности прекращения гражданства РФ поновому ФЗ «О гражданстве РФ»
2.3 Государственные органы, ведающие делами огражданстве РФ
Заключение
Библиографический список
Введение
Вопрос«Гражданство в РФ: конституционно-правовое регулирование, основанияприобретения и прекращения в РФ» является самым интересным и актуальным из представленныхна рассмотрение.
Актуальностьтемы курсовой работы состоит в том, что гражданство — один из основных элементовправового статуса лица, качественный определитель принципиальных началвзаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, котороенеобходимо для распространения на него всего объема прав, свобод иобязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством,где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщимуниверсальным условием полной правосубъектности лица.
Конституционно-правовойинститут, нормы которого закрепляют основы статуса личности, отражает основыстатуса личности, отражает наиболее существенные исходные начала, определяющиеположение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.
Вовсех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает каксубъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормамиконкретной отрасли. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия вкачестве субъекта тех и иных видов правоотношений, при реализации им своейправоспособности.
Гражданствоявляется одним из главных элементов правового положения человека. Основыправового статуса играют огромную, решающую роль в определении положениячеловека в обществе, имеют жизненно важное значение.
Объектомисследования является законодательные и конституционно-правовые положения остатусе личности.
Предметомисследования данной работы является конституционные положения о гражданстве.
Цельисследования: углубление и закрепление знаний об особом правовом состоянии,называемом гражданством.
Длядостижения указанной цели определены следующие задачи:
– изучить иобобщить имеющиеся материалы о конституционно-правовом развитии и регулированиигражданства РФ;
– на основеанализа изучить принципы и порядок приема в гражданство РФ;
– проанализироватьпорядок приобретения гражданства РФ;
– на основеанализа научных публикаций рассмотреть порядок прекращения гражданства РФ.
Методологическаяоснова исследования курсовой работы. Основными методологическими принципами приподготовке курсовой работы явились: объективность, всесторонность, историзм.Материалы, составляющие основу исследования, изучались и подвергались анализу сучетом хронологических событий, содержания правовых форм. Методологическую базуисследования составили современные методы познания, функциональный подход,логический прием анализа, синтеза и аксиологический. Применялся также рядспециальных методов: сравнительно-правовой, статистический, системный,конкретно-социологический, исторический, формально-правовой и др.
Источниковаябаза исследования, включает в себя базовые учебные пособия по Конституционному правуРоссии: Баглай М.В., Воеводин Л.Д., Козлова Е.И., Лукашева Е.А. и т.д;, а такженаучные статьи из журналов, Конституцию РФ и иные нормативные правовые акты.
Структуракурсовойобусловлена логикой исследования, а также его целью и задачами. Курсовая работасостоит из введения, трех глав, имеющих свои подпункты, заключения, библиографическогосписка и приложения.
В 1-ой главе«Гражданство – неотъемлемое право личности», рассматривается процессстановления, развития и правового регулирования понятия «гражданство» в России,анализируется правовая связь человека с государством, определенное правовоеположение лица в конкретной стране, статус гражданина как гарантияпредоставления политических прав и доступа к государственной службе, условиесвободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения на родину,а также рассматривается позиция иностранных граждан, лиц без гражданствабеженцев и вынужденных переселенцев..
Во 2-ой главе«Основания приобретения и прекращения гражданства РФ», анализируются Закон огражданстве, из которого выявляются основания приобретения гражданства, разъясняютсяпонятия «право крови», «право почвы» и натурализация как наиболеераспространенных критериев основания приобретения гражданства, анализируютсявыход из гражданства, рассматривается ряд случаев, когда государство можетотказать в просьбе о выходе из гражданства или отсрочить ее удовлетворение иприводится список государственных органов, занимающихся делами о гражданстве.
Глава I.Гражданство – неотъемлемое право личности
1.1 Понятие,становление, развитие и законодательное регулирование гражданства в России
Важнойсоставной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности,является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные сгражданством.
Обладаниегражданства является предпосылкой полного распространения на данное лицо всехправ и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством на только внутристраны, но и за ее пределами.
Гражданствобыло известно уже в рабовладельческую эпоху. Гражданами в древнихгородах-государствах признавались лишь свободные люди. Римское праворассматривало рабов как вещь.
В периодфеодализма получил распространение институт подданства, ставивший индивида взависимость от феодала. Подданные практически не имели прав, они неслимногочисленные повинности, обязанности перед своим сувереном. Институтподданства фактически являлся юридической формой выражения подчиненностичеловека носителю верховной власти.
Как известно,до 1917г. в России понятие гражданства не существовало — все жители Российскойимперии считались подданными. Институт подданства сохранялся до 1917г.Советская власть Декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданскихчинов»[1]от 11 (24) ноября 1917г. аннулировала все правовые нормы, касающиеся правовогостатуса сословий, их привилегии, преимуществ, всех сословных организаций иучреждений. В соответствии с этим декретом упразднялись все существовавшиесословия и сословные деления граждан (ст. 1), уничтожались всякие звания,титулы, наименования гражданских чинов (дворянина, купца, мешанина,крестьянина), княжеские, графские и прочие титулы, наименования гражданскихчинов (тайные, статские и другие советники) и устанавливалось одно общее длявсего населения России наименование «гражданин Российской Республики» (ст. 2).Отменялись все соответствующие статьи доныне действующих законов (ст. 6).
Но советскийзаконодатель не остановился на этом, используя институт гражданства в целяхутверждения тоталитарного режима, не особо считаясь с правами и свободамиграждан. Уже совместным Декретом ВЦИК и СНК от 15 декабря 1921г.[2] лишались права российскогогражданства все лица, выехавшие из России после 7 ноября 1917г. без разрешениясоветской власти (п. «б» ст. 1); лица, пробывшие за границей беспрерывно свышепяти лет (п. «а» ст. 1); лица, имевшие право оптации российского гражданства ине воспользовавшиеся этим правом (п. «т» ст. 1); и, конечно же, все участвующиев какой-либо форме в контрреволюционных организациях или добровольно служившиев армиях, воевавших против советской власти (п. «в» ст. 1).
Дообразования СССР гражданство регулировалось законодательством советскихреспублик[3].Г.В. Чичерин, делая доклад о союзном гражданстве на сессии ВЦИК СССР в 1924г.,говорил, что Декларация прав человека и гражданина 1791г. заменила понятиеподданного как объекта навязываемой воли понятием гражданина, т.е. участника вколлективном волеизъявлении народа, воплощенном в виде государственной власти[4].
Однакопрактика шла другим путем, и уже 13 ноября 1925г., было принято ПостановлениеЦИК и СНК СССР «О лишении гражданства Союза ССР находящихся за границей ипропустивших срок регистрации...»[5].По мере укрепления тоталитарного режима ужесточались и нормы институтагражданства. Апогеем в этом плане стали нормы Постановления Президиума ЦИК СССРот 21 ноября 1929г.[6],по которому лица, отказавшиеся вернуться в Союз ССР, объявлялись вне закона (ст.2). Далее в постановлении пояснялось, что влечет за собой «объявление внезаконам пункт «а» — конфискацию всего имущества осужденного; пункт «б» —расстрел осужденного через 24 часа после удостоверения его личности. Это жеотносилось и к должностным лицам государственных учреждений, отказавшимсявернуться в пределы СССР, что квалифицировалось как измена (ст. 1).
К сожалению,и в более поздних законах о гражданстве, когда наметился поворот оттоталитарного режима, нормы о лишении гражданства, хотя и с оговоркой «висключительном случае» (на пример, ст. 18 Закона СССР «О гражданстве СССР»[7]), продолжали иметь место. Впервыенорма о невозможности лишения своего гражданства была закреплена в Законе РСФСРот 28 ноября 1991г. (п. 2 ст. 1 «Право на гражданство»)[8]. Ныне данная норма закреплена вКонституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 6) и относится к важнейшим устоямоснов конституционного строя нашего общества.
Как известно,в конституционном государстве институт гражданств является проявлением принципаравноправия всех членов общества.
Гражданство —важнейший элемент конституционно-правового института правового положениячеловека и гражданина в РФ. Как правовой институт гражданство включает нормы,регулирующие общественные отношения между российским государством и личностью(собственными гражданами, иностранцами, лицами без гражданства).
С моральнойточки зрения гражданство дает человеку чувство сопричастности к стране и еенароду, чувство собственной значимости.
Под гражданствомв науке конституционного права принято понимать устойчивую политико-правовуюсвязь человека с государством, в соответствии с которой на лицораспространяется суверенная государственная масть как в пределах государства,так и вне его границ. Государство может требовать от гражданина выполненияобязанностей, даже если гражданин находится за пределами государства. В то жевремя государство должно защищать своих граждан, где бы они ни находились,оказывать им помощь и покровительство.
Такоепонимание гражданства сложилось в науке конституционного (государственного)права достаточно давно. В 1925г. С.С.Кишкин в монографии, посвященной вопросамгражданства, характеризовал его как личную связь индивида и государства[9]. Исследуя принятый в 1938г. Закон огражданстве СССР, Д.И. Гайдуков определял гражданство как принадлежность липа ксоциалистическому государству, которое дает ему права и возлагает политическиеобязанности[10].А.И. Лепешкин давал более широкое определение гражданства, понимая под нимпринадлежность липа к определенному государству, в силу чего на лицораспространяется власть этого государства как в его пределах, так и вне егограниц[11].
Вэтом определении выделены главные сущностные черты, характеризующиегражданство.
Правовойхарактерсвязи лица с государство, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическомоформлении. Гражданство – правовое, а не фактическое состояние.
Граждангосударства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на еготерритории, ибо по этому признаку последние образуют население страны –категорию демократическую. Таким понятием охватываются не только граждане, но ипроживающие в стране лица без гражданства, иностранные граждане.
Гражданиномгосударства лицо является не в силу проживания его на территории, а вследствиесуществования между лицом и государством особых связей, составляющих содержаниегражданства. Последние основаны на юридическом оформлении отношенийгражданства. Оно выражается, во-первых, в их общем правовом нормировании, и,во-вторых, в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данноголица. Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в законеустанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданиномгосударства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решенияэтих вопросов.
Вотношении каждого человека гражданство юридически оформляется документами,подтверждающими его гражданство. Такими документами являются паспортгражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ,содержащий указание на гражданство. Государство также регистрирует такие актыгражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.
Устойчивыйхарактер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемсяобычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка ихпрекращении, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке.Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства,оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на этооргана. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут бытьрасторгнуты.
Определениев Законе Российской Федерации гражданства как связи человека с государством,выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности,основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человеказнаменовало утверждение новой концепции взаимоотношения личности игосударства.
В дальнейшеммногие аспекты гражданства получали разработку в трудах отечественныхгосударствоведов.
Ряд авторов,исследующих вопросы гражданства, привносят в его понятие новые моменты. Так.Б.С. Эбзеев говорит о гражданстве как о социальной, нравственной,психологической и политико-юридической общности личности и государства,выражающейся в обладании личностью гарантированными нравами и свободами, атакже защитой государства своих граждан за границей[12].
И всовременной юридической науке гражданство характеризуется как правовая связьлица и государства. Такое определение гражданства воспроизводится и в ФЗ «Огражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002г.[13]
Закон даетследующее определение: устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией,выражающаяся в совокупности их взаимных нрав и обязанностей.
Демократизмпринципов института гражданства в Российской Федерации закладывает и развиваеттрадиции правового государства и гражданского общества. Среди них: правокаждого на гражданство, запрет на лишение гражданства, недопустимость выдачиграждан Российской Федерации за пределы государства, равенство гражданства,единство гражданства, допущение двойного гражданства, сохранение гражданства РоссийскойФедерации за лицами проживающими за границей, зашита государством гражданРоссийской Федерации за границей, сохранение гражданства при расторжениибраков, сокращение безгражданства. Важно отметить, что эти принципысоответствуют нормам международного права, международным договорам РоссийскойФедерации.
Среди норм,регулирующие гражданство, ведущее место занимают нормы Конституции РФ.Конституция относит гражданство к числу предметов ведения Федерации (ст. 89).Основные вопросы гражданства в достаточно полном объеме регулируютсяФедеральным законом о гражданстве, принятом Госдумой 19.04.2002г. и вступившимв силу с 01.07.02г. До этого времени в России действовал Закон 1991г. (сизменениями и дополнениями), который не в полной мере соответствовал КонституцииРФ.
Кроме того, в1997г. Россия присоединилась к Европейской конвенции о гражданстве, врезультате чего возникла необходимость приведения норм о гражданстве всоответствие с международными стандартами. Это и послужило основанием кразработке нового закона.
Однаконекоторые положения Закона «О гражданстве РСФСР» 1991г. продолжают действоватьи в настоящее время (п. «а» — «в» ст. 18; ч. 3. ст. 19, ст. 20 и 41). Эти нормырегулируют более льготный порядок приобретения или прекращения гражданства РФпо сравнению с нынешним законом.
Закон огражданстве 2002г. регулирует широкий комплекс вопросов, связанных сгражданством, и прежде всего порядок признания гражданства, основания и условияего приобретения и прекращения, вопросы гражданства детей и родителей, опекунови попечителей, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. В нем закрепленыполномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве,регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает такжепорядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.
Кроменазванного Закона нормы о гражданстве содержатся также в других федеральныхзаконах, принятых в 1993—2002 гг. либо принятых в этот период в новой редакциис учетом постановлений Конституционного Суда РФ[14]. Также в РФ действуют различныеподзаконные нормативные акты, регулирующие процессуальные вопросы приобретенияи прекращения гражданства и другие вопросы, непосредственно связанные сгражданством.
Мировой опытпо вопросам гражданства обобщен рядом международно-правовых актов, в разноевремя признанных РФ и обязательных для нее: Всеобщая декларация нрав человека1948г., в которой говорится, что каждый человек имеет право на гражданство,никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права егоизменить; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод1950г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.;Европейская конвенция о гражданстве 1997г. и др.
Внастоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируютсяКонституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерацииот 31 мая 2002г.
Отношения,связанные с гражданством республик РФ, регламентируются в их Конституциях исоответствующих законодательных актах. Действующая Конституция расширила числонорм, регулирующих гражданство РФ. Причем наиболее важные нормы в этой областиотнесены к основам конституционного строя.
Статья6 Конституции РФ регулирует основы гражданства в нашей стране. Данная статьязакрепляет порядок приобретения и прекращения гражданства на основаниифедерального закона. Принадлежность человека к гражданству того или иногогосударства имеет огромное значение, т.к. лицо наделяется всеми правами исвободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он не находился. ВКонституции подчеркивается, что каждый гражданин на территории России обладаетвсеми правами и несет равные обязанности. Одной из важнейших гарантийгражданства является закрепление в Конституции положения о запрещении лишениягражданства или права изменить гражданство. Граждане РФ по сравнению с лицами,которые законно находятся на нашей территории, но не являются гражданамиРоссии, имеют права и несут обязанности, присущие только гражданам государства,например, право избирать и быть избранным, право и обязанность защищать своеОтечество[15].
1.2 Конституционные принципыгражданства РФ
Принципыгражданства:
— Всеобщее право на гражданство РФ. В Российской Федерации каждый человек имеетправо на гражданство. Это означает, что человеку не может быть отказано в правебыть гражданином РФ и в силу этого пользоваться защитой со стороны государства,а также в полной мере использовать закрепленные права и свободы[16].
— Единое гражданство РФ (ч.1ст.6 К.) Граждане России постоянно проживающие натерритории республики в составе России являются одновременно гражданами этойреспублики.
— Равное гражданство РФ (ч.1 ст. 6 К.) Это означает: 1) граждане пользуютсяравными правами независимо от того имеют ли они гражданство по рождению илиприобрели его по другим основаниям.2) граждане РФ не могут быть разделены накакие-либо группы порождающие различные права и обязанности.
— Недопустимость лишения гражданства РФ или права изменить его (ч.3 ст.6 К.)Лишение гражданства — это расторжение гражданских связей по инициативегосударства в одностороннем порядке, предусматривающем в качестве условиясогласие.
— Недопустимость высылки гражданина РФ за пределы России или выдачи другомугосударству (ч.1 ст. 61 К.).
— Защита и покровительство граждан РФ за границей (ч.1 ст.61 К.) Осуществляютдипломатические представительства и их должностные лица обязаны: 1)содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспеченна возможность в полномобъеме, пользоваться всеми правами установленными законодательством государстваих пребывания. 2) защищать их права и охраняемые законом интересы. 3) Принеобходимость принимать меры для восстановления нарушенных прав Российскихграждан.
— Признание за гражданином РФ двойного гражданства (ч.1 ст. 62 К.) двойноегражданство допускается если такую возможность предусматривает федеральныйзакон. Гражданин России имеющий также иное гражданство рассматривается Россиейтолько как гражданин РФ за исключение случаев предусмотренных международнымдоговором. Приобретение гражданином России иного гражданства не влечет за собойпрекращения гражданства РФ. Для того чтобы получить статус бипатрида необходимоиметь договор России с другим государством.
— Сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака[17].
— Сохранение гражданства за гражданами России проживающими за границей
— Приоритетнорм международных договоров по вопросам гражданства над национальнымзаконодательством
Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии сФедеральным законом, является единым и равным независимо от основанийприобретения.
Приобретениегражданства РФ представляет собой сложнейшую процедуру, строгорегламентированную Конституцией РФ, федеральными законами, а также целым рядомподзаконных нормативных актов
Документом,удостоверяющим гражданство России, является паспорт гражданина РФ или инойосновной документ, содержащий указание на гражданство лица.1.3 Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства,беженцев и вынужденных переселенцев
Прекращениесуществования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и другихрусскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранныхгосударств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко невсегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальнымпризнакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав исвобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселениерусскоязычного населения в Россию.
Острыемежнациональные конфликты в различных регионах самой России тоже привели квынужденному переселению большого числа граждан внутри нее.
Массовойхарактер указанных выше процессов вызвал необходимость правового регулированиястатуса этих лиц.
19 февраля1993г. были приняты Законы Российской Федерации «О беженцах»[18] и «О вынужденных переселенцах»[19]. Эти Законы определяют понятиябеженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайствомо признании за ними такого статуса, права и обязанности обратившихся сходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем,его права и обязанности в данном качестве и решают другие сопутствующиевопросы.
Понятие«беженец» применяется к лицу, которое:
1) неявляется гражданином Российской Федерации;
2) находитсявне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствияопределенного гражданства — вне страны своего прежнего обычного местажительства);
3) покинуло указаннуюстрану в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований попризнаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности копределенной социальной группе или политических убеждений;
4) не может(не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие такихопасений.
В отличие отбеженца, вынужденный переселенец, — как правило, гражданин РоссийскойФедерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства натерритории иностранного государства и прибывший на территорию России иливынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ иприбывший на территорию другого субъекта.
Вынужденнымпереселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства),постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерациии изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Законопределил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.
Установленныерассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденногопереселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.
Для получениялюбого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий органмиграционной службы Министерства по делам федерации, национальной имиграционной политики по месту своего пребывания (за рубежом — вдипломатическое представительство или консульское учреждение России; на границе— при отсутствии поста иммиграционного контроля — в орган пограничногоконтроля). Ходатайство подается и рассматривается в установленные законамисроки. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган миграционнойслужбы выдает свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечетраспространение на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центрвременного размещения. После такого предварительного рассмотрения ходатайстваназванный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуейбеженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверениеустановленного образца. Оно действительно на всей территории России в течениепяти лет для вынужденного переселенца и трех лет для беженца. В необходимыхслучаях статус беженца или вынужденного переселенца может продлеваться накаждый последующий год по заявлению лица. Проводится ежегодный переучет лиц,признанных беженцами.
Законыустанавливают основания, по которым может быть отказано в предоставленииназванных статусов.
Отказ впринятии ходатайства и отказ в предоставлении соответствующего статуса можетбыть обжалован в вышестоящий орган миграционной службы или в суд.
Лица,признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами инесут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотренозаконодательством Российской Федерации.
Эти лицавправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либонаселенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либонаселенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласияпоследних.
Установленыльготные условия для приобретения беженцами российского гражданства.
Органыгосударственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказыватьбеженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решенииих жизненных проблем, связанных с устройством на новом месте жительства.
Длявременного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (на срок не болеетрех месяцев) создаются центры, являющиеся государственными учреждениямимиграционной службы.
Вынужденнымпереселенцам может быть предоставлена долговременная беспроцентная возвратнаяссуда на строительство (приобретение) жилья.
В законахопределены основания, при которых лицо утрачивает статус беженца иливынужденного переселенца.
Основнойпринцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданствав Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с нейуказанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданамиРоссийской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом илимеждународным договором Российской Федерации.
Российскогозакона, конкретизирующего правовой статус иностранных граждан и лиц безгражданства, пока нет. В бывшем Союзе ССР 24 июня 1981г. был принят Закон «Оправовом положении иностранных граждан в СССР»[20].В нем закреплены общие принципы их правового положения, их основные права,свободы, обязанности и ответственность. До принятия соответствующего закона вРоссийской Федерации он действует на ее территории в части, не противоречащейКонституции РФ.
Иностраннымигражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации иимеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранногогосударства.
Выделяютсядве категории иностранных граждан: постоянно проживающие и временно пребывающиев Российской Федерации. В их статусе есть определенные различия.
Основныепринципы правового положения иностранных граждан в Российской Федерациихарактеризуются демократическими, интернационалистскими началами.
Использованиеиностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересамРоссийской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранныеграждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и еезаконодательство.
Постояннопроживающие в России иностранные граждане могут работать в качестве рабочих ислужащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях сгражданами Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. Вфедеральных законах назначение на определенные должности или занятие отдельнымивидами трудовой деятельности увязывается с принадлежностью к российскомугражданству.
Иностранныеграждане имеют право на отдых, на охрану здоровья, на пособия, пенсии и другиеформы социального обеспечения, па пользование жилым помещением, правособственности на жилой дом и иное имущество, право на образование, напользование достижениями культуры. Они могут вступать в профсоюзы,кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другиеобщественные объединения (кроме политических партий), если это не противоречитих уставам.
Наравне сгражданами РФ им гарантируются свобода совести, неприкосновенность личности ижилища.
Иностранныеграждане могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации идругими лицами.
К числуособенностей статуса иностранных граждан в Российской Федерации относитсяотсутствие у них права избирать и быть избранными в выборные государственныеорганы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародныхголосованиях (референдумах). При определенных условиях они могут участвовать ввыборах органов местного самоуправления и местном референдуме.
Иностранныеграждане не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил РоссийскойФедерации.
Допускаютсяпередвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации и выборместа жительства в порядке, установленном законодательством, а такжесоответствующими международными договорами Российской Федерации. Однако винтересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественногопорядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими местажительства.
ПостановлениемПравительства РФ утверждается Перечень территорий с регламентированнымпосещением для иностранных граждан, о чем МИД Российской Федерации информируетдипломатические и консульские представительства, аккредитованные в России.
Присоблюдении установленных Федеральным законом от 15 августа 1996г. «О порядкевыезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» правилиностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее.Статьи 26—28 определяют основания, по которым въезд и выезд могут быть неразрешены.
Иностранныеграждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения натерритории Российской Федерации, подложат ответственности на общих основаниях сее гражданами. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовомположении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в РоссийскойФедерации.
Изложенныевыше положения распространяются и на лиц без гражданства в РоссийскойФедерации, если иное не вытекает из законодательства. Однако они не затрагиваютустановленных законодательством Российской Федерации и международнымидоговорами привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранныхдипломатических и консульских представительств, а также других лиц.
Принятиефедерального закона о правовом положении иностранных граждан в РоссийскойФедерации является актуальной задачей в связи со все возрастающим притоком встрану иностранных граждан как легальным, так и нелегальным путем.
В ст. 63Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическоеубежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии собщепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституцияисходит из норм международного права о том, что каждое государство используетправо предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это какнедружественный акт. Указом Президента от 21 июля 1997г, утверждено Положение опорядке предоставления Российской Федерацией политического убежища[21].
Основаниемпредоставления политического убежища является преследование (или его реальнаяугроза) лица, ищущего убежища и защиты, в стране его гражданской принадлежностиили в стране своего обычного местожительства за общественно политическуюдеятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам,признанным мировым сообществом, нормам международного права.
При наличииряда оснований политическое убежище не предоставляется: если действия,явившиеся поводом для преследования, признаются в России преступлением, илилицо виновно и совершении действий, которые признаются в России преступлением,или противоречат целям и принципам ООН; если лицо прибыло из третьей страны,где ему не грозило преследование; если лицо прибыло из страны с развитыми иустоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; еслилицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение обезвизовом пересечении границ (без ущерба для права данного лица на убежище всоответствии с Федеральным законом «О беженцах»); если лицо представилозаведомо ложные сведения; если лицо имеет гражданство третьей страны, где ононе преследуется.
Ходатайствона имя Президента о предоставлении политического убежища направляется втерриториальный орган миграционной службы. Этот орган рассматривает вопрос,запрашивает заключение Министерства внутренних дел, Министерства иностранныхдел, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и направляет всематериалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своимзаключением. Комиссия вносит свои предложения Президенту для принятия имрешения. Предоставление Российской Федерацией политического убежищапроизводится указом Президента РФ.
Лицу,которому предоставлено политическое убежище, выдается свидетельствоустановленного образца по месту обращения лица с ходатайством и оформляется видна жительство.
Получившееполитическое убежище лицо пользуется на территории России правами и свободами инесет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных дляиностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международнымдоговором Российской Федерации.
Право наполитическое убежище утрачивается в случаях возврата лица в страну, которую онопокинуло; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа отполитического убежища на территории России; приобретения российскогогражданства или гражданства другой страны.
В РоссийскойФедерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых заполитические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемыев Российской Федерации преступлениями.
Выдача лиц,обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбываниянаказания в других государствах осуществляются на основе федерального законаили международного договора Российской Федерации (ст. 63 Конституции).
Глава II.Основания приобретения и прекращения гражданства РФ
2.1Особенности приобретения гражданства РФ по новому ФЗ «О гражданстве РФ»
Гражданство- это первый и основополагающий элемент правового статуса личности. Гражданстводает объем прав, свобод и обязанностей конкретному лицу. Ст. 6 Конституции РФговорит, что приобретение гражданства происходит в соответствии с федеральнымзаконом (Законом РФ «О гражданстве»). Закон говорит, что гражданствопредставляет собой устойчивою связь человека с государством. Эта связьвыражается в совокупности прав и обязанностей, основанных на уважении идостоинстве основных прав и обязанностей.
Закон2002 года «О гражданстве РФ» установил следующие основания приобретениягражданства:
1.Главным постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан является приобретениегражданства по рождению. Это основание исходит из сочетания двухпринципов приобретения гражданства: «право крови», т.е. с учётом гражданствародителей, и «права почвы», — т.е. в зависимости от места рождения.
ГражданамиРоссии признаются лица по принципу «по рождению» («покрови»). Если один из родителей является гражданином России, а второйродитель — лицо без гражданства, то ребенок будет являться гражданиномРоссийской Федерации. Если один из родителей — гражданин России, а второй — гражданин иностранного государства, то вопрос о гражданстве ребенка, независимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей.При отсутствии такого соглашения ребенок становится гражданином России, если онродился на ее территории.
Еслиребенок будет найден на территории Российской Федерации, а родители его небудут установлены, то он становится гражданином России — принцип «право почвы».Если же впоследствии будут найдены родители или опекуны ребенка, то ребенокможет изменить гражданство.
Еслиребенок родился на территории России у родителей, являющимися гражданамииностранных государств, то он будет признан гражданином России, если этигосударства не предоставят ему своего гражданства.2. Приём в гражданство РФ осуществляется:Ø вобщем порядке;
Иностранныеграждане и лица без гражданства вправе обратиться с заявлениями о приеме вгражданство РФ в общем порядке при условии, что указанные граждане и лицанепрерывно проживают на территории Российской Федерации в течение пяти лет содня получения вида на жительство.
Видна жительство является документом, удостоверяющим личность иностранногогражданина и лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения напостоянное проживание на территории РФ указанному гражданину или лицу иподтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации ивозвращение в Российскую Федерацию. Вид на жительство выдается иностранномугражданину сроком на пять лет.
Обязательнымиусловиями приема в гражданство РФ являются соблюдение Конституции изаконодательства РФ, наличие законного источника средств к существованию, отказот имеющегося у лица иного гражданства (Отказ от иного гражданства нетребуется, если это предусмотрено международным договором РФ или Федеральнымзаконом «О гражданстве РФ » либо если отказ от иного гражданстваневозможен в силу не зависящих от лица причин) также владение русским языком(порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением опорядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).
Срокпроживания на территории Российской Федерации в течение 5 лет, сокращается доодного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
· обладаниелицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РоссийскойФедерации
· наличиеу лица высоких достижений в области науки, техники и культуры
· предоставлениелицу политического убежища на территории Российской Федерации
· признаниелица беженцем в порядке, установленном федеральным законом Граждане государств,входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу поконтракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинскихформированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме вгражданство РФ без условия беспрерывного проживания на территории РоссийскойФедерации в течение пяти лет, и без представления вида на жительство.Ø вупрощённом порядке.
Принятьгражданство РФ в упрощённом порядке, без необходимости оформлять разрешение навременное проживание и вид на жительство могут иностранные граждане или лицабез гражданства, которые:
· имеютхотя бы одного родителя, имеющего гражданство России и проживающего натерритории РФ;
· имелигражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР,не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицамибез гражданства;
· являютсягражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднеепрофессиональное или высшее профессиональное образование в образовательныхучреждениях РФ после 1 июля 2002 года.
Принятьгражданство РФ в упрощённом порядке могут иностранные граждане или лица безгражданства, проживающие на территории РФ, которые:
· родилисьна территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
· состоятв браке с гражданином РФ не менее трех лет;
· являютсянетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраставосемнадцати лет и являющихся гражданами РФ.
Иностранныеграждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в РФ изгосударств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства вРФ по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временноепроживание в РФ, принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке (вид нажительство, доказательства законного источника средств к существованию,доказательства владения русским языком не требуется), если они до 1 января 2008года заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.
3.Основанием приобретения гражданства является также восстановление в гражданствеРоссийской Федерации (ст. 15 Закона «О гражданстве» 2002г.). Онопредусматривалось и в прежнем союзном законодательстве, однако нерассматривалось в качестве основания приобретения гражданства. В действующемЗаконе Российской Федерации предусмотрены различные формы восстановления вгражданстве:
1.В порядке регистрации.
2.Признание факта восстановления.
3.По ходатайству лица.
Восстановлениеосуществляется в порядке регистрации и распространяется на лиц, у которых такоегражданство прекратилось в связи с установлением опеки или попечительства; налиц, у которых гражданство прекратилось в связи с изменением гражданствародителей. Восстановление в гражданстве происходит в течение 5 лет подостижении 18-летнего возраста по заявлению лица. Граждане, которые были лишеныгражданства российской Федерации без их свободного волеизъявления считаютсявосстановленными в гражданстве российской Федерации.
5.При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии смеждународным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории,государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выборгражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующиммеждународным договором Российской Федерации.
6.К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным действующим ЗакономРФ относятся усыновление, опекунство, соглашение родителей о российскомгражданстве ребёнка, предоставление почётного гражданства и др.
Дееспособноелицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоявшее в гражданстве РФ, имеетправо ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. При этом закон о гражданствезакрепляет принцип равноправия для всех лиц ходатайствующих о гражданстве. Вкачестве обычного условия приема в гражданство в России установлено — постоянноепроживание на ее территории.
Дляиностранцев и лиц без гражданства необходимо прожить 5 лет на территории РФ приэтом 3 года непрерывно перед обращением о приеме в гражданство. Непрерывнымсчитается проживание в России, если лицо выезжало за пределы России для учебыили лечения не более чем на 3 месяца.
Особый статуспри ходатайстве о приобретении гражданства РФ имеют беженцы, официальнопризнанные законом. В этом случае сроки сокращаются вдвое.
2.2Особенности прекращения гражданства РФ по новому ФЗ «О гражданстве РФ»
ЗаконРоссийской Федерации «О гражданстве» 2002г. определяет основанияпрекращения российского гражданства:
1.В результате выхода из гражданства Российской Федерации (ст. 19 Закона «Огражданстве»). Такая форма прекращения гражданства может осуществляться двумяпутями.
Во-первых,по ходатайству гражданина, закон предусматривает возможность отклонения такогоходатайства в случае проживания гражданина или его намерения поселится встране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи,но имеющего либо имущественные обязательства перед физическими или юридическимилицами РФ, либо не исполненные обязанности перед государством, вытекающие изоснований, определенных законом России.
Во-вторых,в порядке регистрации. Такая форма может иметь место, если у лица, заявившего онамерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг илиребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное местожительства в другое государство в установленном порядке. При этом должныотсутствовать препятствия, отмеченные выше и связанные с ограничениями выходаиз гражданства по ходатайству. Закон определяет и случаи, не допускающие выходаиз гражданства России ни по ходатайству, ни в порядке регистрации.
Выходневозможен после получения повестки о призыве на срочную военную службу и до ееокончания, а также в случае, когда гражданин, ходатайствующий о выходе изгражданства России, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо вотношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнениюобвинительный приговор суда.
2.В результате отмены решения о приеме в гражданство РФ. Такая форма применяетсяв отношении лиц, приобретших гражданство на основании заведомо ложных сведенийи фальшивых документов. Сам факт представления таких сведений и документовустанавливается в судебном порядке. При этом отмена решения о приеме вгражданство России не освобождает данное лицо от ответственности. Отменарешения о приеме в гражданство РФ не распространяется на супруга и детей лица,приобретших такое гражданство вместе с ним, в том случае, если не будетдоказана их осведомленность о том, что гражданство было приобретено незаконнымпутем. Установлен срок, в течение которого возможна отмена решения о приеме вгражданство, — 5 лет после приема.
3.В результате выбора гражданства (оптации) при изменении государственнойпринадлежности территории. При изменении границ лицо, проживающее натерритории, выходящей из состава России, может прекратить российскоегражданство.
4.По другим основаниям, предусмотренным международными договорами РоссийскойФедерации. Имеются в виду иные, чем предусмотренные в Законе, основанияпрекращения гражданства России.
5.По иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ. К таким основаниямотносится случай, когда оба родителя прекращают гражданство России. В такойситуации дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, то есть тожепрекращают гражданство России.
Часть1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуациявозникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решениивопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойноегражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случаеусыновления иностранным гражданином, женщина — при выходе замуж за иностранца,если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.
Допоследнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания загражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имелдоказательства принадлежности к гражданству иностранного государства ифактически становился лицом с двойным гражданством, законодательстворассматривало его только как российского гражданина.
Отступлениеот этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года.Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин можетодновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается этотолько в одном из следующих случаев:
1)если такую возможность предусматривает федеральный закон;
2)если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Упоминаниев Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойногогражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона огражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайствуиметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующиймеждународный договор, как видно, к предусмотренному Конституцией обязательномуусловию — наличию международного договора — Закон о гражданстве другихвозможностей признания двойного гражданства не добавляет.
Признаниев соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь вуказанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которомуза лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признаетсяпринадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.
Гражданининостранного государства при приобретении гражданства российской Федерацииможет сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранногогражданства, при получении российского, не требуется). Но в России всоответствии с нашим законодательством он будет рассматриваться только какроссийский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, лишьесли с иностранным государством, гражданином которого он является, имеетсясоответствующий международный договор.
Наличиеу гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенныетрудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумягосударствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается, например,несения военной службы.
Согласноч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного гражданства не умаляет прав и свободроссийского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих изроссийского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральнымзаконом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иноеограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойногогражданства.
Вч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев илиц без гражданства. Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющиедоказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Лицабез гражданства — это лица, которые, не являясь российскими гражданами, неимеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранногогосударства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека,провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремитсяк устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц.
Согласност. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданстваРоссии лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими другогогражданства.
Вполном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция РФзакрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношенииих прав и обязанностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих лицнациональный режим.
Согласноч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, еслифедеральным законом или международным договором Российской Федерации неустановлено иное. Отклонение от национального режима (в сторону ограниченияправ или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан)могут быть согласно Конституции РФ установлены только федеральным законом или международнымдоговором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных гражданв каких-либо других актах неправомерно.
Специальныеправила российского законодательства установлены для отдельных группнаходящихся в России иностранных граждан: дипломатов — пользующихсядипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военныхкораблей, самолетов и т. п.
Конституцияне связывает применение к иностранным гражданам национального режима спринципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того,пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государствеиностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничениеправ и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (вотличие от других иностранцев), т. е. носят дискриминационный характер,Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона оправовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).
2.3Государственные органы, ведающие делами о гражданстве РФ
Реализациянорм Федерального закона о гражданстве РФ о приобретении и прекращениигражданства РФ требует правового регулирования, которому и посвящено несколькоглав названного Закона — о полномочных органах, ведающих делами о гражданстве,о производстве по этим делам и об обжаловании решений органов, ведающих деламио гражданстве, и действий их должностных лиц. Также эти и многие другиевопросы, касающиеся гражданства, регулируются различными подзаконными правовымиактами. Важнейшими из них являются: Положение о порядке рассмотрения вопросовгражданства РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 14.11.02г.[22]; Положение о выдаче иностраннымгражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и вида нажительство, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 01.11.02г.[23]; Инструкция по рассмотрению ворганах внутренних дел РФ заявлений об изменении гражданства, утвержденнаяПриказом МВД РФ от 06.02.03г. об организации деятельности органов внутреннихдел РФ по реализации законодательства о гражданстве РФ.
Полномочнымиорганами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются: Президент РФ;федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществлениефункций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, идипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся запределами РФ.
Основнымиполномочиями в области гражданства обладает Президент РФ, уполномоченныйофициально оформлять российское гражданство.
КонституцияРФ и ст. 89 устанавливает, что Президент РФ решает вопросы гражданства ипредоставления политического убежища. В развитие этого положения законзакрепляет, что Президент решает вопросы приема в гражданство в общем порядке,восстановления в гражданстве РФ в общем порядке, выхода из гражданства РФ вобщем порядке, отмены решений по вопросам гражданства, принятых на основанииподложных документов или заведомо ложных сведений. По вопросам гражданстваПрезидент РФ излает указы.
Президент РФможет взять ни себя решение о приеме в гражданство России при наличииобстоятельств, которые, по общему правилу, исключают принятие в гражданство.
ПриПрезиденте функционирует Комиссия по вопросам гражданства РФ, членов которойназначает Президент. В состав Комиссии входят должностные лица федеральныхорганов исполнительной власти, имеющие отношение к вопросам гражданства. Средиполномочий Комиссии — внесение на рассмотрение Президента РФ предложений позаявлениям по вопросам гражданства, оценка поводов заявителя, документов,представленных в обоснование заявлений и т.д.
ВАдминистрации Президента РФ Указом главы государства создано специальноесамостоятельное подразделение — Управление по вопросам гражданства[24]. Основными функциями Управленияявляются организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализацииПрезидентом РФ его полномочий по вопросам гражданства и предоставленияполитического убежища; подготовка по поручению Президента РФ, руководителяАдминистрации Президента и председателя Комиссии по вопросам гражданства приПрезиденте РФ информационных материалов, касающихся вопросов гражданства;координация деятельности государственных органов, ведающих вопросамигражданства (в том числе анализ деятельности МВД, МИД, а также дипломатическихи консульских учреждений РФ); подготовка проектов указов и распоряженийПрезидента по этим вопросам; участие в подготовке проектов законов по вопросамгражданства, предложений по совершенствованию законодательства.
Федеральныйорган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций поконтролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляютследующие полномочия:
а) определяютналичие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ;
б) принимаютот лиц, проживающих на территории РФ, заявлений по вопросам гражданства РФ;
в) проверяютфакты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФдокументы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения всоответствующих государственных органах;
г) направляютПрезиденту РФ в случаях, предусмотренных законом, заявления по вопросамгражданств РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, атакже заключения на данные заявления, документы и материалы;
д) исполняютпринятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц,проживающих на территории России;
е)рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами,проживающими на территории РФ, и принимают решения по вопросам гражданства РФ вупрошенном порядке;
ж) ведут учетлип. в отношении которых федеральным органом исполнительной власти,уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции,или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;
з) оформляютгражданство Российской Федерации;
и)осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации ипредусмотренных законом случаях.
В структуреФМС России создано Управление по вопросам гражданства (далее — УПГ), основнымизадачами которого являются:
1) исполнениезаконодательных и иных нормативных правовых актов РФ, международных договоров исоглашении по вопросам гражданства и статуса беженца, политического ивременного убежища (далее — убежище);
2) участие вподготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов,отнесенных к компетенции Управления, методических рекомендаций для территориальныхорганов ФМС России;
3) контрольта исполнением территориальными органами ФМС России законодательных и иныхнормативных правовых актов РФ об изменении гражданства и по вопросам убежища;
4)организация взаимодействия в пределах своих полномочий с Комиссией по вопросамгражданства при Президенте РФ, федеральными органами законодательной иисполнительной власти по вопросам исполнения законодательства о гражданстве РФ,ведения общею учета лиц, изменивших гражданство, проверки наличия гражданства РФ;
5)представление в Комиссию материалов об изменении гражданства, принятие решенийпо которым отнесено к компетенции Президента РФ.
При решениивопросов гражданства основные функции УПГ состоят в следующем: Управлениеорганизует работу территориальных органон ФМС России по проведению процедурыпризнания беженцами, предоставлению убежища, рассмотрению заявлений обизменении гражданства, соблюдению порядка согласования подготавливаемыхзаключений и решений, проведению проверок наличия гражданства РФ; осуществляетнепосредственное рассмотрение материалов об изменении гражданства РФ и вустановленном порядке ходатайств о предоставлении политического убежища,представляет их руководству ФМС России: принимает участие в разработке проектовзаконодательных и иных нормативных правовых актов, отнесенных к компетенцииУправления; принимает участие в подготовке заключений, официальных отзывов,замечаний и предложений по проектам нормативных правовых актов РФ, поступающимв Управление на рассмотрение; изучает и обобщает практику применениянормативных правовых актов РФ и международных договоров по вопросам гражданстваи убежища, разрабатывает на этой основе обзоры, указания ненормативногохарактера и методические рекомендации для территориальных органов ФМС России;готовит информационно-аналитические и справочные материалы по вопросамгражданства и убежища; принимает участие в приеме граждан, в рассмотрении ихжалоб, заявлений и писем по вопросам гражданства и убежища, рассматриваетписьма законодательных и исполнительных органов государственной власти, органовместного самоуправления, запросы российских дипломатических представительств иконсульских учреждений за рубежом, письма и предложения представительных иисполнительных органов государственной власти, запросы Ген прокуратуры России иФСИН для принятия решения об экстрадиции лиц, задержанных или отбывающихнаказание в местах лишения свободы, публикации и выступления в средствахмассовой информации, касающиеся деятельности ФМС России и территориальныхорганов ФМС России по вопросам гражданства и убежища; с использованиемвозможностей территориальных органов ФМС России оказывает содействие впредупреждении, пресечении и раскрытии преступлений и административныхправонарушений, охране общественного порядка и обеспечении общественнойбезопасности; взаимодействует, в пределах полномочий, с федеральными органамизаконодательной и исполнительной власти в решении вопросов исполнениязаконодательства о гражданстве и убежища; взаимодействует с подразделениями МВДРоссии и ФМС России; поддерживает связь и обеспечивает в установленном порядкенеобходимое согласование вопросов с Комиссий, а также с соответствующимиподразделениями МИД России, Ген прокуратуры России, ФСБ России, МинобороныРоссии и других заинтересованных федеральных органов; осуществляет вустановленной сфере деятельности иные функции, предусмотренныезаконодательством РФ.
Федеральныйорган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, идипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся запределами России, обладают сходными с ФМС РФ полномочиями, но в отношении лиц,проживающих за пределами РФ: принимают от таких лиц за явления, проверяютпредставленные документы и сведения, рассматривают заявления и принимаютрешения по вопросам приема в гражданство в упрошенном порядке, оформляютроссийское гражданство в отношении ребенка, усыновленного российскимгражданином, и т.д. Указанные органы полномочны защищать интересы граждан РФ впределах, допустимых международным правом.
Производствопо делам о гражданстве РФ включает стадии по дачи заявлений по вопросамгражданства, оформления этих заявлений, взимания государственной пошлины иликонсульских сборов, принятия решений по вопросам гражданства, принятияповторных заявлений по вопросам гражданства РФ и исполнения принятых решений повопросам гражданства.
Решение повопросам гражданства принимает в общем порядке Президент РФ, в упрошенномпорядке — территориальный орган ФМС РФ либо дипломатическое представительствоили консульское учреждение МИД РФ.
Рассмотрениезаявлений но вопросам гражданства и принятие решений о приеме в гражданство вобщем порядке осуществляется в срок до одного года со дня подачи заявления ивсех документов, а решений о приеме в гражданство в упрощенном порядке — в срокдо 6 месяцев. Если заявление по вопросам гражданства принято к рассмотрению до1 июля 2002г., то сохраняется тот срок рассмотрения заявлений, которыйустановлен Законом о гражданстве 1991г. — соответственно 9 и 6 месяцев. Приэтом срок подачи заявления может быть восстановлен по просьбе заявителя, еслион был пропущен по уважительной причине (ст. 41 Закона о гражданстве РФ 1991г.)
Датамиприобретения или прекращения российского гражданства являются: новорожденнымребенком — со дня ею рождения; усыновленным ребенком — со дня усыновления(удочерения); в остальных случаях — со дня принятия соответствующего решения.Прекращается гражданство РФ со дня принятия полномочным государственным органомрешения о выходе из российского гражданства.
Закон огражданстве устанавливает и порядок обжалования решений по вопросамгражданства. Если полномочный орган отклонил заявление по вопросам гражданства,такое решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренномзаконодательством РФ. В случае если лицу отказываю в принятии и рассмотрениизаявления по вопросам гражданства либо должностные лица полномочных органовнарушают установленную законодательством процедуру или порядок исполнениярешений по вопросам гражданства, такие действия могут быть обжалованы во внесудебномпорядке в вышестоящий орган. Если же решение, принятое вышестоящим в порядкеподчиненности должностным лицом, не удовлетворит заявителя, он может обжаловатьрешение в суде общей юрисдикции (районный суд по месту нахождениясоответствующего органа либо Московский городской суд — для лиц, постояннопроживающих за пределами России).
Споры междуродителями, между родителями и опекуном или попечителем о гражданстве ребенкаили недееспособного лица разрешаются исключительно в судебном порядке и толькоисходя из интересов ребенка (или недееспособного лица).
Заключение
Проведенныеисследования по теме «Гражданство в РФ: конституционно-правовое регулирование,основания приобретения и прекращения в РФ», позволяют сделать следующие выводы:
— вюридической литературе гражданство рассматривается как устойчивая правоваясвязь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся илипрекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение натерритории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второгогражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение лицав конкретной стране.
— гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством,выражающаяся в совокупности их взаимосвязанных прав, обязанностей иответственности, основанные на признании и уважении достоинства основных прав исвобод человека.
— статус гражданина является гарантией предоставления политических прав и доступак государственной службе, условием свободного выезда за пределы страны ибеспрепятственного возвращения на родину. Необходимо, чтобы государствосориентировало социальные и экономические программы правительства,законодательство в области труда и социального обеспечения, именно на интересыграждан.
— гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека. Государствождет от своих граждан особой лояльности, но граждане в свою очередь, такжедолжны быть уверены и смело рассчитывать на защиту и покровительство со стороныгосударства.
— нормы, регламентирующие гражданство, зависят от исторических, культурных иправовых традиций конкретного государства. Поэтому, критерии, установленные дляопределения реальных и потенциальных граждан, должны четко показывать, какиеидеи лежат в основе консолидации государства, какова иммиграционная политика,какого поведения ждут от иностранцев или лиц без гражданства.
— из разнообразных критериев основания приобретения гражданства наиболеераспространенными являются: приобретение гражданства по рождению или путемнатурализации.
— в основепредоставления гражданства по рождению лежат два принципа – «право крови», т.е.рождение от родителя или родителей – граждан конкретной страны, и «правопочвы», т.е. рождение на территории определенной страны.
— натурализация – предоставление гражданства лицу, не являющему гражданиномстраны, на основании решения компетентного органа.
— выход изгражданства может иметь место как по просьбе заинтересованного лица, так и порешению компетентных органов. В ряде случае государство может отказать впросьбе о выходе из гражданства или отсрочить ее удовлетворение.
— вРоссийской Федерации выход из гражданства не допускается после полученияповестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ееокончания, а также если претендент на выход из гражданства привлечен в качествеобвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший взаконную силу обвинительный приговор суда.
— иностранцыобязаны соблюдать законы страны пребывания, с уважением относиться к обычаям итрадициям ее народа. Для соблюдения этого правила государства должныпубликовать свое национальное законодательство или правила, касающиесяиностранцев, а также обеспечить любому иностранцу, находящемуся на еготерритории, свободу связаться с консульским или дипломатическимпредставительством страны гражданской принадлежности.
Библиографическийсписок
1. Конституция РФ,принятая 12 декабря 1993 года. М., Юридическая литература, 1993 г.
2. Комментарий кКонституции Российской Федерации. М., Издательство ЭКМОС. 2000 г.
3. Закон РФ от 28 ноября1991 г. «О гражданстве Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г. Ведомости Съезда народных депутатов РФ иВерховного Совета РФ. 1992 №6. Собрание законодательства РФ. 1995, №7.
4. Закон РФ от 31 мая2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», №62. Собрание законодательстваРФ. 2002, №22. Ст.2031.
5. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 24 октября 1994 г. №2007 «О некоторых вопросахреализации Закона РФ «О гражданстве РФ». Собрание законодательства. 1994. №27.
6. Закон СССР от 23 мая1990 г. «О гражданстве СССР». Ведомости Съезда народных депутатов СССР иВерховного Совета СССР. 1990 г. №23.
7. Закон «О правовомположении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. №30. Ст.3032.
8.Закон «О беженцах» //СЗ РФ. 1997.№26. Ст.2956.
9. Андриченко Л.В.,Белоусова Е.В. Беженцы и вынужденные переселенцы: правовые проблемы //Государство и право. 1995. №5.
10. Баглай М.В.Конституционное право РФ. М.: МГУ, 1198 г. – 320 с.
11. Козлова Е.И., КутафинО.Е. Конституционное право РФ. Учебник. М.: Юристъ, 2004 г. – 587 с.
12. Лукашева Е.А. Правачеловека. М.: НОРМА, 2004 г. – 576 с.
13. Воеводин Л.Д. Юридическийстатус личности в России: уч. пос. М.: Норма. 1997 г. – 300 с.
14. Конституционное правоРоссии // под ред. А.С.Прудникова, В.И. Авсеенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г. – 767с.