Негосударственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
Сочинский институт
Специальность: 030501Юриспруденция
Специализация:Государственно-правовая
Лопатинский ДмитрийВладимирович
Предмет: Административное право
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Государственная служба игосударственный служащий»
СОЧИ 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. ПОНЯТИЕ ИОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Историко – правовыеаспекты развития законодательства о государственной службе
1.2 Правовые основыгосударственной службы
Глава 2. ПОНЯТИЕИ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Понятиегосударственная служба
2.2 Государственныйслужащий
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Необходимостьсуществования государственной службы и ее правового регулирования обусловленасамим существованием государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыти состояние общественных отношений, даже в странах с высокой культуройдемократии, показывают, что современное общество не может нормально функционироватьи развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых имирамок поведения. Для того, чтобы Российская Федерация стала демократическим,социальным, правовым государством, вне всякого сомнения, необходим достаточномощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат, аппарат иныхкачеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальных политических,экономических и социальных реформ.
Государство,являясь особой организацией публичной политической власти господствующегокласса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачии функции. Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретныхдействий личного состава, находящегося на службе у государства — государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно вэтих кадрах, в контингенте его служащих. Задачи и функции государствастановятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранныхгосударством служащих. От государственных служащих зависит работа государства.
Государственнаягражданская служба продолжает и завершает организацию механизма государства,делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функцийгосударства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь,комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности.
Вструктуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группыотношений: организация государственной службы, её подготовка и служебнаядеятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебныхпрактических полномочий.
Организациягосударственной гражданской службы означает её формирование для деятельности ивключает большой круг вопросов: установление должностных наименований иопределение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления нагосударственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правилапродвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и инойответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений, атакже некоторые другие правила. Это большая область отношений, связанная скадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.
Другаясторона государственной гражданской службы — это практическая деятельностьгосударственных служащих по реализации порученных им полномочий.
Каждыйслужащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые иподлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьмаразнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии ит.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составлениедокументов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).
Всеболее углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы вроссийском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалыепо сложности и остроте политические, экономические, правовые идуховно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретаетгосударственная служба как социально организующий институт, как специальный видуправленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства,направленная на формирование высокопрофессионального и стабильногогосударственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задачпереходного периода.
Немного на заданную тему и научных разработок, труды коллектива РоссийскойАкадемии государственной службы: Романов В.Л., Лытов Б.В., Охотский Е.В.,Соколов В.М. и другие.
Актуальностькурсовой работы: Указ Президента Российской Федерацииот 10 марта 2009 г. N 261 «О федеральной программе „Реформирование иразвитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013годы)“
Цельюнастоящейработы является исследование системы государственной службы, попытка выработкирекомендаций по совершенствованию мер реформ в системе государственной службы всубъектах Российской Федерации.
ЗадачиКурсовой работы:
1. Рассмотретьтеоретические основы организации государственной службы в Российской Федерации.
2. Дать понятие ирассмотреть правовые основы государственной службы.
3. Определить статусгосударственного служащего.
Объектомисследования являются деятельность государственных служащих.
Предметом — правовоерегулирование труда государственных служащих.
Впроцессе исследования были применены: конкретно-исторический,сравнительно-правовой и системный методы исследования.
Структурнокурсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и спискаиспользованной литературы.
Глава1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Историко – правовые аспекты развития законодательствао государственной службе
Государственнаявласть, нормируя и интегрируя целое общество, представляет собой определенноесообщество – государственную службу, которая, как управляющий центр иинициативное сообщество, оказывает влияние на все российское общество. Вместе стем, в государственной службе отражаются особенности этого целого российскогообщества. В силу того, что государственная служба призвана осуществлять функциюгосударственного управления, характер этого управления зависит от структурысамоорганизации сообщества государственных служащих как одного из важнейшихрегуляторов социального действия. Исходя из обозначенных критериев, с точкизрения структуры самоорганизации, рассмотрим функционирование государственнойслужбы в истории России.
ВДревней Руси необходимость государственной власти была продиктованапотребностью снятия конфликтов между отдельными племенами, защитой от внешнего врага,обеспечением экономической интеграции. Эти функции выполняли варяги-русы,пришедшие на земли восточных славян. В основу государственного строительствабыл положен принцип удельного княжения, согласно которому родственники великогокнязя становились удельными князьями. Каждый удельный князь имел свою дружину.Общины славян, проживавшие в уделах, лишались возможности самостоятельно вестивоенные действия. Наличие воинского формирования удельного князя обеспечивалозащиту населения подвластной территории от межплеменных конфликтов и внешнеговрага. Власть сосредотачивалась в руках инициативного княжеского рода(племени). Правящий род становился основой формирующейся в то времягосударственной службы.
Вэпоху Киевской Руси государственная власть смогла институционально нормироватьсоциальные действия, добавляя западное право, которое письменно оформилось вэпоху Ярослава Мудрого. Власть оказалась способной интегрировать в обществоновые культурные ценности и социальные цели, т.е. создать механизм адаптацииновых целей. Власть в Древней Руси по характеру была инновационной, чтопредполагало ее плюралистическую форму, но при этом была харизматической (т.е.становящейся).
Ужев XV веке начинает нормативно оформляться особая категория подданных, которыеименовались «служилые люди». В частности, нормы о государственных служащихсодержатся в гл. VII Соборного Уложения 1649 г. «О службе всяких ратных людейМосковского государства»[1]. В 1556 г. было принято«Уложение о службе», которым регулируется труд служилых людей.[2]
Постепенногосслужба совершенствовалась, что обусловлено усложнением как «внутренних», таки «внешних» функций, реализуемых государственной властью. Крупнейшимреформатором и основоположником нового подхода к регулированию трудагосслужащих в России был Петр I. Так, правовое закрепление чиновничества, какгруппы населения с особым правовым положением, было оформлено при Петре I впервой четверти XVIII в. Одним из значительных достижений Петра I в этойобласти является «Генеральный регламент», принятый 28 февраля 1720 г.[3],Указ от 17 марта 1714 г. «О фискалах и о их должностях», «Табель о рангах всехчинов воинских, статских и придворных» (24.01.1722 г.) и другие нормативныеакты.
Напротяжении XVIII – XIX вв. приняты многочисленные нормативно – правовые акты,посвященные регулированию труда государственных служащих, например, Указ ПавлаI от 28.04.1798 г. «О правилах производства пенсиона служащим и неслужащимвоенным и гражданским чиновникам»[4], Указ от 8.09.1802 г. «Обучреждении министерств»[5] и другие.
Дальнейшееразвитие законодательство о государственной службе получило в Положении,утвержденным Николаем I, от 14.05.1834 г. «О порядке производства и чины погражданской службе». Данным положением вводилась система поощрений за «усердиеи похвальное отправление служащих» и «особые труды и достоинства чиновника».
Ключевымнормативным актом в сфере законодательства о государственной службе вРоссийской империи являлся принятый в 1832 г. Устав «О службе по определению отПравительства». Данный документ регулировал все основные вопросы, которые нынепринято включать в институт госслужбы. Нормативные акты, устанавливающиеопределенные требования к кандидату на должность государственной службы, вроссийском законодательстве существовали еще во времена Петра I, на протяжениидальнейшей истории развития отечественного государства и права они совершенствовались,в результате чего на государственную службу могли приниматься образованныеподготовленные люди.
ПоУставу «О службе по определению от Правительства» для поступления на госслужбупретендент должен был удовлетворять определенным требованиям подданства,возраста, пола, состояния или происхождения, а также образовательного ценза.Прием на административные должности связывался с достижением определенноговозраста, не младше 16 лет. В то же время не существовало ограничений в приемена государственную службу, связанных с национальностью или вероисповеданием.Именно поэтому в законодательстве Российской империи прослеживается усилениеградации чиновников в зависимости от уровня образования, им же определялась ивозможность продвижения чиновника по карьерной лестнице. В соответствии сособым Положением Комитета министров от 1849 г. «О порядке увольнениягражданских чиновников за неспособностью» мотивом увольнения могли стать недисциплинарные или должностные нарушения, а «общая неспособность к выполнениюобязанностей по занимаемой должности» — аналог современного служебногонесоответствия.
Поведениючиновника и его отношению к службе в Российской империи придавалось особоезначение. Так, недобросовестное отношение к служебным обязанностям, нарушениенравственных норм поведения являлись основанием к увольнению по инициативеначальства, наряду с преступлением по службе и несоответствием занимаемойдолжности.
Третьяфаза российского государства начинается с эпохи советской власти. Интеграцияобщества осуществлялась за счет его упрощения, сведения социальных целей кцелям государства, т.е. за счет создания тоталитарного государства. Созданнаяцелостная структура гражданской службы была построена по аналогии с петровскимчиновничье-дворянским аппаратом.
Коммунистическаяпартия как социальный институт организации социальной активности оказаласьспособной сориентировать индивидов на стремление к достижению целей всегообщества и свести к минимуму их личные цели. В то же время коммунистическаяпартия стала де-факто институтом государственной службы, что довелоинституциональное нормирование до предела (опираясь при этом на репрессивныеорганы государства). Результатом этого стала высокоэффективная государственнаяслужба, что проявилось в высоком уровне мотивации чиновников, их исключительнойориентации на общественные цели, самоотдаче в работе. При этом государственныйслужащий был лишен возможности иметь личные цели, в какой-то мере несовпадающие с общественными. Поэтому можно утверждать, что к середине 30-х гг.деятельность государственных служащих управлялась высокоэффективными средствамимотивации, общество отличалось высоким уровнем интеграции, но достигнуто этобыло за счет репрессий индивидуальных целей личности, т.е. тоталитаризма.
С90-х гг. начинается новый этап развития государственной службы. Несмотря на то,что в России возникли институты власти, аналогичные институтам властиплюралистического западного общества, данные институты постепенно интегрируютсяв целостный комплекс под влиянием традиционной иерархической тенденции.
Подводяитог рассмотренному периоду развития государственной службы, можно сделатьвывод о том, что исторически установлены особенности социологической моделиорганизации государственной службы. Эти особенности характеризуются следующимиположениями.
Во-первых,традиционно на протяжении семи столетий существовала иерархическая формаорганизации российской государственной службы.
Во-вторых,данная форма возрождалась вновь, после периодов «смут» (эпох дезинтеграции иколлапса).
В-третьих,иерархическая форма организации оказалась способной транслироваться изкорпорации государственной службы в отдельные российские сообщества, что такжедоказывает ее роль как социального регулятора.
В-четвертых,данная форма самоорганизации государственной службы и в целом государственнойвласти не является совершенной с точки зрения как ее технической эффективности,так и в отношении к человеческой личности (что особенно трагично проявилось вэпохи Ивана Грозного и И. Сталина). Несовершенство этой формы подтверждает итот факт, что российское государство неоднократно оказывалось на краю гибели.
1.2Правовые основы государственной службы
Правовуюоснову государственной службы в Российской Федерации регламентируют следующиенормативно-правовые акты:
КонституцияРоссийской Федерации. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 32одной из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства иобщества определила государственную службу.
Федеральныйзакон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля2004 года N 79-ФЗ. Данный Федеральный закон в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации и Федеральным законом „О системе государственнойслужбы Российской Федерации“ устанавливает правовые, организационные и экономическиеосновы федеральной государственной гражданской службы и государственнойгражданской службы субъектов Российской Федерации[6].
Предметомрегулирования данного Федерального закона являются отношения, связанные споступлением на федеральную государственную гражданскую службу игосударственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, еепрохождением и прекращением, а также с определением правового положения(статуса) федерального государственного гражданского служащего игосударственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
Федеральныйзакон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003года N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003). Данный Федеральный закон в соответствии сКонституцией Российской Федерации определяет правовые и организационные основысистемы государственной службы Российской Федерации, в том числе системыуправления государственной службой Российской Федерации.[7]
Преобразования,происходящие в системе российского права, во многом связаны с осуществляемыми внашей стране судебной, правовой и административной реформами. Ученые продолжаютобсуждать вопросы взаимосвязи государственной службы и гражданского общества, атакже общие вопросы реформирования государственно-служебного законодательства[8].
Содной стороны, административная реформа воздействует на системуадминистративного права. Уже сейчас утверждают, что принятие в 2003 году ФЗ»О системе государственной службы Российской Федерации" явилосьрезультатом проводимой в стране административной реформы.
Следующимшагом в развитии института государственной службы стало принятиеГосударственной Думой Федерального закона «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации». Этот Закон называют «трудовымкодексом» для чиновника или ГОСТом службы[9]. В плане законотворческойдеятельности находятся и другие законы (например, «О государственнойслужбе казачества»[10]).
Сдругой стороны, административное право может само воздействовать на характер исодержание административной реформы. Создатели концепции административнойреформы, с нашей точки зрения, в меньшей степени согласовывали ее направления иэтапы проведения с потребностями развития административного права.Административная реформа изменяет черты, содержание, а иногда и сами принципысоответствующих административно-правовых институтов[11].
Кромеуказанных нормативных актов, правовую основу государственной службы РоссийскойФедерации также составляет ряд подзаконных нормативных актов:
1.Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о персональныхданных государственного гражданского служащего Российской Федерации и веденииего личного дела» от 30 мая 2005 года N 609.
2.Указ Президента Российской Федерации «О примерной форме служебного контракта опрохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещениидолжности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 16февраля 2005 года N 159.
3.Указ Президента Российской Федерации «О проведении аттестации государственныхгражданских служащих Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N 110.
4.Указ Президента Российской Федерации «О конкурсе на замещение вакантнойдолжности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 февраля2005 года N 112.
Глава2. ПОНЯТИЕИ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1Понятие государственная служба
Подгосударственной службой может пониматься любая работа, выполняемая вгосударственных органах и отличающаяся по содержанию и по форме от трударабочих. Такой подход к государственной службе основывается на выделении двухосновных форм трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальныхценностей, товаров (рабочие) и осуществление функций по руководству,управлению, контролю, надзору, учету (служащие). В последнем случае люди либосоздают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов[12].
Вколичественном отношении среди служащих ведущее место занимают государственныеи муниципальные служащие. Необходимость создания государственной имуниципальной службы и ее правового регулирования обусловлена самимсуществованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью ворганизации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительнойи судебной власти). Именно служащие действуют как персонал в многочисленныхструктурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтовуправляющей и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальноеиспользование возможностей управления с целью установления требуемого правовогопорядка в государстве и обществе[13].
Государственнаяи муниципальная (или, точнее, публичная) служба объединяет всех работающих лиц— сотрудников органов публичной власти, т.е. работающих на профессиональнойоснове и выполняющих задачи этих органов (например, государственных органов илиорганов местного самоуправления), которые входят в структуру государственнойадминистрации (органов муниципального образования), понимаемой в данном случаев широком смысле и включающей в себя органы государственной власти на уровнеРоссийской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. В странахЗападной Европы публичная служба в общем виде также есть выполнение чиновникамина профессиональной основе функций и задач юридических лиц публичного права[14].
Федеральныйзакон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы РоссийскойФедерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ дает следующее определениегосударственной службы: государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации пообеспечению исполнения полномочий:
— Российской Федерации;
— федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственныхорганов;
— субъектов Российской Федерации;
— органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иныхгосударственных органов субъектов Российской Федерации;
— лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации,федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральныхгосударственных органов;
— лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законамисубъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочийгосударственных органов субъектов Российской Федерации.[15]
Системагосударственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
— государственная гражданская служба;
— военная служба;
— правоохранительная служба.
Государственнаягражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскуюслужбу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Гражданскаяслужба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональнуюслужебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) надолжностях государственной гражданской службы (далее – должности гражданской службы)по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов,государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающихгосударственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающихгосударственные должности субъектов Российской Федерации.
Военнаяслужба — вид федеральной государственной службы, представляющей собойпрофессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях вВооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных)формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны ибезопасности государства[16].
Правоохранительнаяслужба — вид федеральной государственной службы, представляющей собойпрофессиональную служебную деятельность граждан на должностяхправоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях,осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка,по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Взаимосвязьгражданской службы с иными видами государственной службы Российской Федерацииобеспечивается на основе единства системы государственной службы РоссийскойФедерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:
— соотносимости основных условий, размера оплаты труда и основных государственныхсоциальных гарантий;
— установления ограничений и обязательств при прохождении различных видовгосударственной службы Российской Федерации;
— учета стажа иной государственной службы Российской Федерации при исчислениистажа гражданской службы; — соотносимости основных условий государственногопенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу РоссийскойФедерации.[17]
Такимобразом, в определении государственной службы можно выделить следующие аспекты:
— государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е.деятельность являющуюся для государственного служащего профессией и, какправило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельностиспециальных полномочий;
— в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенциигосударственных органов;
— эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственныхорганов;
— такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е.в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, таккак обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самомугосударственному служащему;
— обязательным требованием для государственного служащего является гражданствоРоссийской Федерации.
Итак,легальное (т.е. установленное в Федеральном законе «О системе государственнойслужбы РФ») истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать,что государственная служба — это профессиональная деятельность служащих вгосударственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.
Такимобразом, в соответствии с действующим законодательством в практическифункциональном смысле государственная служба представляет собой основанную назаконе деятельность персонала государственных органов представительной,исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной властив различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функцийгосударства.
Общимипризнаками государственной службы являются[18]:
1)замещение служащими государственной должности государственной службы,предусмотренных штатным расписанием государственного органа;
2)исполнение полномочий государственного органа, специфических должностныхобязанностей с установлением служащему денежного содержания.
Принципыгосударственной службы это основополагающие идеи, установления, выражающиеобъективные закономерности и определяющие научно обоснованные направленияреализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочийгосударственных служащих, действующих в системе государственной службы.
Принципыгосударственной службы — значимость отношений, возникающих в системегосударственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной службывлечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма,неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.
Принципыгосударственной службы — это субъективное понятие. Они формулируются человеком(законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры встране, базируются на основных положениях правовой системы с учётомдостигнутого уровня развития отраслевого законодательства.
Принципысовременной государственной службы закрепляются в различных законодательных идругих нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и другихзаконах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях,уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ. Ониреализуются государственными служащими посредствам их практических действий.Принципы государственной службы, установленные в федеральных законах «О системегосударственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации», являются моделью для всех других законодательныхи иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принциповпубличной службы.
Основнымипринципами построения и функционирования системы государственной службыявляются:
— федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдениеконституционного разграничения предметов ведения и полномочий междуфедеральными органами государственной власти и органами государственной властисубъектов Российской Федерации;
— законность;
— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие,обязательность их признания, соблюдения и защиты;
— равный доступ граждан к государственной службе;
— единство правовых и организационных основ государственной службы,предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организациигосударственной службы;
— взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
— открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю,объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
— профессионализм и компетентность государственных служащих;
— защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в ихпрофессиональную служебную деятельность как государственных органов идолжностных лиц, так и физических и юридических лиц.[19]
Принципамигражданской службы являются[20]:
— приоритет прав и свобод человека и гражданина;
— единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы игражданской службы субъектов Российской Федерации;
— равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, кгражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы,национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональнымии деловыми качествами гражданского служащего;
— оценка эффективности гражданской службы и степени удовлетворения интересов обществаи государства;
— профессионализм и компетентность гражданских служащих;
стабильность гражданской службы;
— доступность информации о функционировании гражданской службы;
взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
— защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в ихпрофессиональную служебную деятельность;
— укрепление авторитета гражданского служащего и престижа гражданской службы.[21]
Реализацияпринципов построения и функционирования системы государственной службыобеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указаннымифедеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построенияи функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.
2.2Государственный служащий
Согласност. 10 Закона РФ «О системе государственной службы РФ»: Федеральныйгосударственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебнуюдеятельность на должности федеральной государственной службы и получающийденежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федеральногобюджета.
Государственныйгражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющийпрофессиональную служебную деятельность на должности государственнойгражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежноесодержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъектаРоссийской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом,государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации можетполучать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средствфедерального бюджета.
Законодательствомустановленные требования, предъявляемые к кандидату на должностьгосударственного служащего. Государственным служащим может стать гражданинРоссийской Федерации, приверженный интересам служения обществу и государству,обладающий надлежащими качествами и профессиональной подготовкой, исполняющийобязанности по замещаемой должности государственной службы на основе служебногоконтракта, если иное не установлено федеральным законом, получающий денежноесодержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующегобюджета, соблюдающий установленные федеральными законами ограничения, связанныес государственной службой, и требования, содержащиеся в должностном (служебном)регламенте государственного служащего, и несущий ответственность занеисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей.
Правовойстатус государственного служащего определяется его правами и обязанностями,определенными российским законодательством. Основным нормативным актом,определяющим правовое положение федерального государственного служащего игосударственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в томчисле ограничения, обязательства, правила служебного поведения,ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебныхспоров устанавливается Федеральным законом «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.
Всоответствии с данным нормативным актом государственный служащий обладаетполным объёмом конституционных прав личности и гражданина РФ. Общегражданскиеправа и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан.Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, несутобязанности перед обществом наравне со всеми правами и свободами, а также несутобязанности перед обществом наравне со всеми гражданами. Вместе с темпоступление на государственную службу обусловливает определенные особенностиосуществления прав и исполнения обязанностей, кроме того, налагает определенныеограничения.[22]
Внабор прав государственного служащего законом включено:
1)обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых дляисполнения должностных обязанностей;
2)ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими егоправа и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, с критериямиоценки исполнения должностных обязанностей, показателями результативностипрофессиональной служебной деятельности и условиями последовательногодолжностного роста;
3)отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности служебноговремени, предоставлением еженедельных выходных и нерабочих праздничных дней, атакже ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков;
4)оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом,иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и условиями служебногоконтракта;
5)получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых дляисполнения должностных обязанностей;
6)доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну,необходимым для исполнения должностных обязанностей;
7)доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей вгосударственные органы, органы местного самоуправления, общественныеобъединения, организации;
8)ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другимидокументами до внесения их в его личное дело, с материалами личного дела, атакже на приобщение к личному делу его письменных объяснений и другихдокументов;
9)защиту сведений о персональных данных;
10)должностной рост на конкурсной основе;
11)профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку в порядке,установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;
12)объединение в профессиональные союзы гражданских служащих;
13)урегулирование индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящимФедеральным законом, иными федеральными законами;
14)проведение по его заявлению служебной проверки;
15)защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включаяобжалование в суд при их нарушении;
16)медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом,федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих;
17)государственную защиту своей жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своейсемьи, а также принадлежащего ему имущества;
18)государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.[23]
Законодательствомподробно урегулирован круг обязанностей государственного служащего и некоторыеограничения в правах, связанные с прохождением государственной службы. Вместе стем в законодательстве последнего десятилетия прослеживается тенденция красширению объема правомочий государственного служащего без адекватногорасширения объема его ответственности в случае их неисполнения. Данноенесовершенство законодательства требует пристального внимания со стороныорганов законодательной власти.
Еслиранее законодательством ограничивались права государственного служащегосовмещения с государственной службой иных видов деятельности (кроме творческойили образовательной), то последние поправки в законодательство позволилигражданскому служащему с предварительным уведомлением представителя нанимателявыполнять иную оплачиваемую работу, если это не приводит к конфликту интересов[24].
Взаключение первой главы курсовой можно сделать следующие основные выводы:
Проведенныйкраткий анализ историко – правовых аспектов организации государственной службыв России показал, что праобраз государственной службы существовал еще в раннихсоциальных образованиях славянских племен. в ходе развития отечественногогосударства и права совершенствовалась и правовая основа государственнойслужбы. В результате эволюции государственная служба выделилась в особыйсоциальный слой – «служилых людей», затем чиновников, наконец, госслужащих (насовременном этапе).
ПостроениеПетром I чиновничье-дворянской структуры государственной службы оказалосьоптимальным механизмом интеграции социальной энергии. При нем служебнаяпреданность как форма индивидуальной инициативы приобрела институциональныйхарактер. Реформы, проведенные по инициативе Петра I, оказали значительноевлияние на развитие России в течение столетия и обеспечили расцвет общества вэпоху Екатерины II, но привели к разрыву «низов» и «верхов», даже наложили свойотпечаток на формирование советской системы госслужбы.
Современноепонятие государственного служащего, установленное Федеральным законом «Осистеме государственной службы РФ», позволяет утверждать, что государственнаяслужба — это профессиональная деятельность служащих в государственных органахпредставительной, исполнительной и судебной власти.
Внастоящее время в российском законодательстве достаточно подробнорегламентированы вопросы организации и прохождения государственной службы,определены основные признаки и принципы организации системы государственнойслужбы. В законодательстве подробно определен статус государственногослужащего, претерпевший некоторые изменения в связи с проводимой в РоссийскойФедерации административной реформой.
Вместес тем, проведенное исследование позволило выявить «узкие места»законодательства, регулирующего вопросы прохождения государственной службы.Анализ нормативной базы изучаемой проблемы показал, что проводимаяадминистративная реформа имеет тенденцию расширения набора прав гражданскогослужащего, не уделяя достаточного внимания усилению контроля за ихдеятельностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задачамикурсовой работы определялось:
1. Рассмотретьтеоретические основы организации государственной службы в Российской Федерации.
2. Дать понятие ирассмотреть правовые основы государственной службы.
3. Определить статусгосударственного служащего.
Проведенаработа позволяет сделать следующие выводы:
Государственнаяслужба является комплексным — публичным, социальным, правовым, организационным- институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функцийгосударства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов,иных государственных органов, образованных в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, отдельных государственных учреждений и организаций илиполномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации,учреждаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционнымизаконами, и конституционные (уставные) должности субъектов РоссийскойФедерации, учреждаемые конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации(далее именуются — конституционные (уставные) должности).
Единуюсистему государственной гражданской службы образуют различные виды федеральнойгосударственной гражданской службы и государственная гражданская службасубъектов Российской Федерации.
Проведенныйкраткий анализ историко – правовых аспектов организации государственной службыв России показал, что праобраз государственной службы существовал еще в раннихсоциальных образованиях славянских племен. В результате эволюциигосударственная служба выделилась в особый социальный слой – «служилых людей»,затем чиновников, наконец, госслужащих (на современном этапе).
Построениечиновничье-дворянской структуры государственной службы оказалось оптимальным механизмоминтеграции социальной энергии. Реформы, проведенные по инициативе Петра I,оказали значительное влияние на развитие России в течение столетия и обеспечилирасцвет общества в эпоху Екатерины II, но привели к разрыву «низов» и «верхов»,даже наложили свой отпечаток на формирование советской системы госслужбы.
Современноеразвитие законодательства позволяет утверждать, что Россия находится на путивозрождения института профессионального чиновничества. Этот институт,основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитетеслужащих и качественном исполнении служебных обязанностей, во многих странахобеспечивает стабильное государственной управление и является важнейшимфактором сохранения и развития государственности.
В настоящеевремя в российском законодательстве достаточно подробно регламентированывопросы организации и прохождения государственной службы, определены основныепризнаки и принципы организации системы государственной службы. Взаконодательстве подробно определен статус государственного служащего,претерпевший некоторые изменения в связи с проводимой в Российской Федерацииадминистративной реформой.
Анализнормативной базы изучаемой проблемы показал, что проводимая административнаяреформа имеет тенденцию расширения набора прав гражданского служащего, неуделяя достаточного внимания усилению контроля за их деятельностью.Недостаточно гибкой является система аттестации государственных служащих,определения уровня их профессиональной подготовки.
Такимобразом, сложилась система законодательства о государственной службе,основанная на устаревших федеральных законах, требующая коррекции иприспособления к современным правовым реалиям в ближайшее время можетизмениться к лучшему, так как президент пристально следит за деятельностьюгосударственных служащих о чём говорит: УказПрезидента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 «О федеральнойпрограмме „Реформирование и развитие системы государственной службыРоссийской Федерации (2009-2013 годы)“
· Опубликовано11 марта 2009 г.
· Вступаетв силу: 11 марта 2009 г.
Вцелях совершенствования системы государственной службы Российской Федерации,повышения результативности профессиональной служебной деятельностигосударственных служащих и в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федеральногозакона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ „О системе государственной службыРоссийской Федерации“ постановляю:
1.Осуществить в 2009 — 2013 годах мероприятия, направленные на дальнейшеереформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации.
2.Установить, что основными направлениями реформирования и развития системыгосударственной службы Российской Федерации являются:
формированиесистемы государственной службы Российской Федерации как целостногогосударственно-правового института, создание системы управления государственнойслужбой;
внедрениена государственной службе Российской Федерации эффективных технологий исовременных методов кадровой работы;
повышениеэффективности государственной службы Российской Федерации и результативностипрофессиональной служебной деятельности государственных служащих.
3.Утвердить прилагаемую федеральную программу „Реформирование и развитиесистемы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)“.
4.Определить государственным заказчиком — координатором Программы АдминистрациюПрезидента Российской Федерации.
Возложитьна Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственнойслужбы осуществление функций по планированию реализации и мониторингумероприятий, предусмотренных Программой, а также по контролю и координациидеятельности федеральных органов исполнительной власти государственныхзаказчиков и исполнителей указанных мероприятий.
5.Правительству Российской Федерации при формировании проектов федеральногобюджета на период до 2013 года предусматривать в установленном порядкебюджетные ассигнования на реализацию Программы.
6.Руководителю Администрации Президента Российской Федерации ежегодноинформировать Президента Российской Федерации о ходе выполнения Программы.
7.Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации иорганам местного самоуправления в пределах своих бюджетных средств:
принятьучастие в реализации мероприятий, предусмотренных Программой;
разработатьи утвердить программы развития государственной гражданской службы субъектовРоссийской Федерации и муниципальной службы.
8.Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
ПрезидентРоссийской Федерации
Д.Медведев.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. КонституцияРоссийской Федерации – Москва. Изд. «Новая волна», 2005
2. Трудовой кодексРоссийской Федерации от 2007 г. N 197-ФЗ // Справочная система гарант.
3. Федеральный закон«О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004года N 79-ФЗ. // Справочная система гарант.
4. Федеральный закон«О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N58-ФЗ // Справочная система гарант.
5. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации «Об утверждении Положения о персональных данныхгосударственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении еголичного дела» от 30 мая 2005 года N 609. // Справочная система гарант.
6. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации «О примерной форме служебного контракта о прохождениигосударственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должностигосударственной гражданской службы Российской Федерации» от 16 февраля 2005года N 159. // Справочная система гарант.
7. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации «О проведении аттестации государственных гражданскихслужащих Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N 110. – Справочнаясистема Гарант.
8. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации «О конкурсе на замещение вакантной должностигосударственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 февраля 2005 годаN 112. // Справочная система гарант.
9. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г.N 261 „О федеральной программе “Реформирование и развитие системыгосударственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»
10. Абрамов Юк.Эволюция концепции государственной службы в США // США: экономика, политика,идеология. 2009, № 1
11. Атаманчук Г.В.Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография.М.: РАГС, 2003. – 190 с.
12. Атаманчук Г.В.Теория государственного управления: Курс лекций. Изд. 2-е, доп. М.: Омега-Л,2006. – 320 с.
13. Бабелюк Е.Г.Реформа государственной службы в РФ: новый этап // Российский юридическийжурнал. 2008. N 3.
14. Барабашев А.Г. Государственнаяслужба в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективыаналитический обзор направлений и содержания реформирования государственнойслужбы в РФ. – СПб.: Питер, 2005.
15. Бахрах Д.Н.Государственная служба в Российской Федерации. – Екатеринбург: ИздательствоГосударственной юридической академии, 2007.
16. Верхотуров Ю.И.Развитие российского законодательства о гражданской службе во второй половинеXVI и в XVIII в. // Правоведение. 2007. N 6.
17. ГОСТ службы:Государственные чиновники теперь будут жить и работать по закону // РГ. 2004.29 июля.
18. Государственнаяслужба: теория и организация / Под. ред. Е.В. Охотского. – Р/нД: Феникс, 2005.– 640 с.
19. Государственнаяслужба за рубежом. Эффективность кадрового менеджмента 2002 №2 М.: РАГС 2008.
20. Гришковец А.А.Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия(практика России) // Государство и право. 2004. N 1.
21. Гришковец А.А.Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации. М.:Просвещение, 2005.
22. Гришковец А.Государственный служащий и гражданское общество // Государство и право. – 2006.- №1.
23. Земин А.А. Россияна рубеже XV – XVI столетия. М. 1959. с. 34 и сл.
24. Иванов В.П.Реформирование государственной службы: Вопросы и перспективы // Журналроссийского права. 2008. N 5.
25. Козбаненко В.А.Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание.М.: ИПКгосслужбы, 2008.
26. .
27. Козбаненко В.А.Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее иособенное // Государство и право. 2003. N 1.
28. Лысенко В.Технология аттестации государственных и муниципальных служащих// Кадры. – 2007- №4
29. Лытов Б.В.Прохождение государственной службы: ориентиры оптимизации. // Государственнаяслужба в современной России. Сборник статей. М.; 2008.
30. Манохин В. М.Государственная гражданская служба в Российской Федерации: правовоерегулирование. — М.: Юристъ, 2005.
31. Пикулькин А.В.Система государственного управления: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. идоп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
32. Пономаренко Б.Т.,Лабекин В.В. Профессионализм и компетентность государственных служащих:состояние и пути развития. // Государственная служба в современной России.Сборник статей. М.; 2003.- с. 130