СОДЕРЖАНИЕ
1. Государство как основной объект политической системыобщества, его признаки и функции
2. Социальный прогресс
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ/>
1. Государство как основной объект политической системы общества, егопризнаки и функции
Государство – сложная политико-правовая формаорганизации общественной жизни. Оно призвано служить средством управленияобщественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечениеправопорядка, безопасности граждан и общества).
Государство есть продуктвозникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становлениягосударства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества.В результате эволюционного развития человечество выработало для управленияобщественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемыхпубличной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы иинституты политической власти принимают более сложные формы.
Причины, или условия формированиягосударственности, заложены в самих общественных отношениях. Первоначально назаре возникновения социальная организация основывалась на присваивающейэкономике (охота, рыболовство и собирательство, то есть на присвоении готовыхпродуктов). Человек удовлетворялся теми продуктами, которые он находил уприроды.
Постепенноеразвитие человеческого общества привело к тому, что в результате так называемой«неолитической революции» начался процесс перехода общества от присваивающейэкономики к производящей. С этого времени охота, рыболовство и собирательствопостепенно стали заменяться земледелием и скотоводством, возникли металлургия иметаллообработка. По данным археологии и этнографии, этот процесс продолжался уразных народов несколько тысячелетий. Продукты земледелия и скотоводства,производимые первоначально для собственных нужд, начали производиться в количестве,превышающем потребности самих производителей.
Усложнениеобщественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации истимулировало развитие тех политических институтов, которые занималисьфункциями управления (обеспечением порядка в обществе, охраной собственности ит. д.). В механизме регулирования общественных отношений особую роль играетгосударство как важнейший политический институт, выполняющий необходимые дляобщества социальные, политические и юридические функции. Известный русскийюрист П.И. Новгородцев писал, что «государство не есть только классовое господство,это прежде всего публично-правовое регулирование частной и общественной жизни»[1].
Государствокак одна из форм политико-юридической организации общественной жизнихарактеризуется следующими основными признаками.
1. Народ.Государство есть союз людей, организованный на началах права на единойтерритории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людейпрежде всего должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всехграждан государства является усовершенствование совместной жизни посредствомустановления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союзоснован на началах права.
Гражданегосударства обладают субъективными публичными правами и являются субъектамипубличных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государствомопределяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.
2.Постоянным признаком государства является наличие определенной территории, тоесть территориальная организация государственной власти. Территориальнаяорганизация государства означает, что его власть распространяется наопределенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства.
3.Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти, котораяучреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная)власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлятьзадачи и функции государства. Объективно необходимой функцией государственнойвласти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Отнюдьне всякая власть – управленческое благо. История знает много примеров, когдагосударственная власть нарушала права и свободы личности. Эффект власти взначительной степени действует в согласии с управляемыми людьми. Властныеполномочия государства ограничены, во-первых, правами и свободами, принадлежащимиего гражданам и, во-вторых, властными полномочиями других государств.
4. Налоговаяи финансовая системы. Государство устанавливает систему налогов и сборов дляформирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства наразличные общественные нужды, в том числе на содержание государственногоаппарата, который занят только управленческой деятельностью, а также на содержаниесоциально не защищенных слоев населения.
5. Суверенитет.В юридической и политологической литературе государственный суверенитеттрактуется как верховенство государственной власти на своей территории и еенезависимость в международной сфере.
Верховенствогосударственной власти внутри страны означает:
•распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательностьрешений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;
•только установленные государством правила поведения признаютсяобщеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;
•возможность применения мер государственного принуждения в случае совершенияпротивоправных деяний.
Самостоятельностьи независимость государственной власти выражается в ее исключительном правесвободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.
6. Системаправа. Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, нои правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство,устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует иупорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовойсистемы юридически оформляет государственную власть и тем самым делает еелегитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществленияфункций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство)функционируют в рамках правовых норм.
Такимобразом, государство – это территориально организованная публично-правовая общностьнаселения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность наоснове права с помощью специального государственного аппарата.
Государствокак феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. Винституциональном смысле государство – это система органов государственнойвласти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государствовыступает как равноправный субъект правоотношений.
Впубличном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраныправ и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом,установления законности и правопорядка.
Вфункциональном смысле государство – способ регулирования и упорядоченияобщественных отношений.
Изначальнолюбое государство выполняло триединую задачу:
-управлятьхозяйством и обществом;
-защищатьвласть класса эксплуататоров и подавлять сопротивление эксплуатируемых;
-оборонятьсобственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую.
По мереразвития общественных отношений появилась возможность более цивилизованногоповедения государства:
Природагосударства и его положение в политической системе предполагают наличие рядаспецифических функций, отличающих его от других политических институтов.Функциями государства называются основные направления его деятельности,связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели изадачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или инымправительством или режимом политической стратегии, средства ее реализации.
Функциигосударства классифицируются:
· по сфере общественной жизни: навнутренние и внешние,
· по продолжительности действия: напостоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные(отражающие определенный этап развития государства),
· по значению: на основные инеосновные,
· по влиянию на общество: наохранительные и регулятивные.
Основнойклассификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. Квнутренним функциям государства относятся:
· Правовая функция – обеспечение правопорядка,установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведениеграждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
· Политическая функция – обеспечениеполитической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задачразвития общества.
· Организаторская функция –упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля заисполнением законов, координация деятельности всех субъектов политическойсистемы.
· Экономическая функция – организация,координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитнойполитики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществлениясанкций.
· Социальная функция – обеспечение солидарныхотношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализациипринципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан,которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойныйуровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищногостроительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
· Экологическая функция –гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режимаприродопользования.
· Культурная функция – создание условийдля удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности,гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
· Образовательная функция – деятельностьпо обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности,предоставлению людям равных возможностей получения образования.
К внешнимфункциям государства относятся:
· Функция обеспечения национальнойбезопасности – поддержание достаточного уровня обороноспособности общества,защита территориальной целостности, суверенитета государства.
· Функция поддержания мирового порядка– участие в развитии системы международных отношений, деятельность попредотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальныхпроблем человечества.
· Функция взаимовыгодногосотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах сдругими государствами.
Такжепроводится разделение между:
· деятельностью по выработкеполитических решений и
· деятельностью по выполнению этихрешений – государственному управлению. 2. Социальныйпрогресс
Природа и общество всегданаходились в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будутсуществовать Земля и Человек. И в этом взаимодействии природы и обществаокружающая природная среда как необходимая естественная предпосылка и основачеловеческой истории в целом никогда не оставалась только лишь пассивнойстороной, испытывающей постоянное воздействие со стороны общества. Она всегдаоказывала и продолжает оказывать существенное влияние на все сторонычеловеческой деятельности, на сам процесс общественной жизни, на социальныйпрогресс вообще, замедляя или ускоряя его, причем его роль в различных регионахи в различные исторические эпохи была различна.
Так, на заре развитиячеловеческой цивилизации, когда люди довольствовались преимущественноприсвоением готовых продуктов, общество находилось в абсолютной зависимости отвнешней среды. В дальнейшем, по мере развития производительных сил, зависимостьобщества от природы постоянно уменьшалась, человек все больше выходил из-подвласти ее стихийных сил.
Социальный прогресс имелместо в истории лишь в силу того, что постоянно воспроизводилась экологическаясреда. И в наши дни интересы обеспечения будущего рода человеческого вынуждаютлюдей все больше считаться с законами функционирования и развития биосферы.Однако диалектика взаимодействия общества и природы проявляется и в том, что нетолько окружающая среда оказывает влияние на общество, но и человек в процессежизнедеятельности накладывает неизгладимый отпечаток на природу.
В XX в. экологическиепроблемы переросли в общий экологический кризис планетарного масштаба во многом«благодаря» тому, что именно в этот период человек стал активной стороной природа»и своими непродуманными действиями-взаимодействия в системе «Человек резко нарушил баланс экологическогоравновесия. В целом до XX в. активной стороной взаимодействия была, какправило, природа. Изменения климата, природные катаклизмы больше влияли нажизнь людей, чем жизнедеятельность последних на природу.
Процесс развитиячеловеческого общества это, прежде всего, развитие диалектической системы«общество — природа», развитие которой отражается в прогрессенаучно-технической вооруженности человеческого общества: в повышении уровняразвития промышленного потенциала, в росте производительности труда, всовершенствовании технологий производства жизненных благ, в повышении уровняжизни образующих общество индивидов, а также в постоянном повышении изпоколения к поколению уровня образования — увеличении объема знаний о природе — этих индивидов, как следствие, которое периодически становится причиной,научно-технического прогресса общества.
Прогрессивное развитиесистемы «общество — природа» — процесс фатальный, хотя этот фатумрожден вполне естественной, внутри общества формирующейся, силой — стремлениемкаждого человека к более полному удовлетворению всех своих потребностей,включая потребности труда, творчества, познания, включая потребность в заботе обудущих поколениях. Хотя сила эта формируется не как арифметическая суммастремлений всех членов общества, и не всегда этот процесс обходится безрегрессивных моментов, все же для человеческого общества в целом его следуетсчитать неизбежно прогрессивным, что, прежде всего, доказывается примерно сорокатысячелетнейпрактикой прогрессивного развития человеческого общества. Прогресс системы«общество — природа» определяется прогрессом общественного сознания:постоянным пополнением накапливаемых обществом знаний о природе, посредствомпознания, открытия индивидуальным сознанием законов развития природы, открытияприемов и методов использования этих законов в целях более полногоудовлетворения потребностей человека и общества.
Все эти знаниянакапливаются в форме научных теорий, производственных технологий,разнообразных продуктов производства, т.е. в форме продуктов деятельности всехпоколений образующих общество индивидов, продуктов, которые непосредственно илиопосредованно отражают уровень и объем накопленных обществом знаний о природе.
Движущей силойсоциального прогресса является потребность людей в социальной справедливости, иэта потребность, точно также как и все другие, может быть удовлетворена толькопри полном осознании путей и способов ее удовлетворения по воле имеющих этупотребность людей.
Разумное, нравственнополноценное, рациональное общество – вот так мы представляем себе будущее XXIвека. Каким образом человечество может добиться этого, спасти себя ипродвинуться по пути прогресса?
В качестве«категорического императива» социального процесса могут быть рассмотреныбесконечное многообразие социальных изменений как основа прогресса общества ипринцип ограничения этих изменений критериями природосообразности исамосохранения. Если же говорить более подробно, то можно выделить такиетенденции, как:
· глобализация социальных измененийнаряду с их индивидуализацией и демассофикацией, что ведет к возрастанию ролиличности;
· развитие открытости общества,обеспечиваемой восстановлением форм полноценного диалога общества и природы;
· углубление системности,комплексности, взаимосвязанности развития экономической, социальнополитической,духовной сфер жизни общества;
· распространение толерантности,взаимной терпимости в отношениях между социальными субъектами, сознательный отказот единообразия как цели
· социальные изменения;
· преодоление антагонизма междуобщечеловеческими, групповыми и индивидуальноличностными целями общественногоразвития;
· развитие как универсальных всоциальной практике принципов взаимного ограничения и взаимного стимулированиянеравенства и равенства, свободы и ответственности.
Не утратить, а развить,проявить, отразить бесконечное многообразие мира и сохранить при этом егоцелостность – вот смысл существования социального и границы новой специфическоймеры свободы и ответственности для каждого человека, народа, общества.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов К.Л.Человек и техника: Современные проблемы. М., Наука и техника, 2003.
2. Ионин Л.Г.Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентоввузов. — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2000.
3. Карпенков С.Х.Концепции современного естествознания. – М.: Юнити, 2002.
4. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С.289.
5. Правоведение: Учебник для вузов / Под редакциейМ.И. Абдулаева – М.: Финансовый контроль, 2004. – 561 с.
6. Радугин А.А.,Радугин К.А. Социология: курс лекция. Воронеж, 2004.