ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ
Курсовая работа
Содержание
Введение
Глава 1. Государство
1.1 Понятие государства
1.2 Закономерности развитиягосударства, его сущность
Глава 2. Религия.
2.1 Возникновение религии
2.2 Христианство в России
2.3 Ислам в Башкортостане
2.4 Религия и государство
Заключение
Список литературы
Введение
Государство– сложнаяполитико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служитьсредством управления общественными процессами (защита прав и законных интересовобеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества).
Государствоесть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Право игосударство – это относительно самостоятельные явления общественной жизни.Между правом и государством существует функциональная связь, которая означает:государство не может нормально функционировать без права, а право — безгосударства. Только при наличии правовой среды можно говорить о возможности иреальном существовании правовой государственности. Становление правовойгосударственности предполагает господство права в общественных отношениях, признаниепримата права в государственной политике, ограничение власти основами права инравственности, правление правового закона.
Вформировании права большую роль на определенном этапе сыграла религия. Религия– одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений,основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъестественные силы, атакже соответствующее поведение и специфические действия.
В современном мире всевозрастает влияние религии, преимущественно православной в России, на различныегосударственные дела и на ее стремление внедриться во властные и иныеструктуры, чему способствуют как представители самих властных структур разногоуровня, так и лица, занимающие руководящие посты в различных организациях ипредприятиях. Появление молодежных движений экстремистского толка, такназываемые скинхеды, в любом международном конфликте проявляются национальныераспри, будь то Европа, будь то Азия. Все выше изложенное говорит обактуальности рассматриваемой темы.
Цель данной работырассмотреть государство и религию в ракурсе науки теории государства и права,практической основой, как правило, выступает Россия, ее законы и история, иРеспублика Башкортостан.
При написании работы былииспользованы труды ученых прошлого и современности — Цицерона, Фейербаха Л.,Маркса К., Энгельса Ф., Алексеева С.С. и других.
Глава 1. Государство
1.1 Понятие государства
С древнейших времен людейинтересовал вопрос, что такое государство и что такое право. Интересовал,прежде всего, потому, что государство и право и в древнем и в современном мире,так или иначе, касаются каждого человека.
Чтоже такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых страны, т.е.политико-географического образования, во-вторых, организации политическойвласти, системы институтов власти.
Государство– сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призванослужить средством управления общественными процессами (защита прав и законныхинтересов граждан, обеспечение законности и правопорядка, безопасности граждани общества).
Государствоесть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Процессстановления государства имеет место лишь на определенном этапе развитиячеловеческого общества. В результате эволюционного развития человечествовыработало для управления общественными процессами систему определенных правилповедения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальныхсвязей эти социальные нормы и институты политической власти принимают болеесложные формы.[1]
Понятие«государство» связанно с двумя более широкими понятиями — «общество и власть».
Общество — это общность людей на определеннойтерритории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностьюорганизации жизни.[2]
Главнаячерта общества заключается в том, что оно представляет собой систему разумныхсуществ, т.е. «особый самостоятельный социальный организм, охватывающийвсе население на той или иной территории[3]. Предпосылкивозникновения государства лежат в природе самого общества. Общество – этоопределенный тип отношений и связей между людьми (социальных, экономических,политических, духовных, юридических и т. д.), объединенных территориально, врамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности(обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать иобеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения исуществования государства. Охрана общественно значимых интересов, определяемыхнеобходимостью нормального социального существования и развития человека,являются задачей всего общества, условием его стабильного функционирования.Упорядочение в этих целях общественных отношений происходит при помощи публичнойвласти, представлявшей общество во внешних и внутренних отношениях.Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушениязаконов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов(государственный аппарат). Властные решения, исходящие от публичной власти,имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Таким образом, мы видим,что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядкаи внешней безопасности. Еще Аристотель говорил, что государство создается «радипрекрасной жизни».
Выделяются дверазновидности общества:
1.неразвитые общества, т.е. общества сеще не сложившимися, неутвердившимися экономическими, политическими,социальными, духовными отношениями, институтами.
2.развитые общества, т.е. с ужесложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами.
Существенно делениеобщества и на такие две группы:
a) общества, вкоторых необходимые единство и организованность достигаются в основном за счетвнутренних экономических и духовных факторов (демократические общества);
b) общества, вкоторых необходимые единство и организованность достигаются в основном врезультате использования действующей внешней силы — власти (недемократическиеобщества (с авторитарной и тоталитарной властью)).
Из этого вытекаетзначение понятия власть.
Власть — это отношение господства иподчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют надволей и действием других лиц (подвластных)[4].
Определяющей чертойвласти является возможность одних людей, организаций господствовать над другимиорганизациями и людьми, над их воле и действиями.
Власть призвана служитьобществу, обеспечивать его целостность, служить личности, обеспечивать иохранять права и свободы граждан.
Есть две разновидностивласти:
1. естественная власть — в семье, вобществах по интересам;
2. власть, которая»навязывается", выступает как внешняя сила — в партиях, вобщественных объединениях и т.д.
Особо выделяетсяполитическая власть, которая является «аппаратной», т.е.осуществляется через аппарат власти, институты организованного государственногопринуждения.
1.2 Закономерностиразвития государства, его сущность
Само по себевозникновение государства выражает вхождение человеческого общества вцивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы,развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью,характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе — постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода, основаннаяна частной собственности, участие личности в управлении обществом(народовластие в тех или иных формах).[5]
По мере совершенствованияцивилизации, роста и упрочения демократии государство превращается из простого,из «просто» организации политической власти, из примитивного,«варварского» принудительно-репрессивного образования в политическоеобщество, организованное, где власть функционирует в комплексе со всеми институтамивласти, государства в соответствии с принципом разделения властей.
Вюридической и политологической литературе существуют различные теории иконцепции, объясняющие природу и сущность государства (естественно-правоваятеория, теория договорного происхождения государства и права, теория разделениявластей и др.).
Вэпоху средневековья господствовала теологическая концепция происхождениягосударства и права, согласно которой Бог, создав государство и законы, однако,не указал непосредственно лиц, осуществляющих власть, конкретные формыправления, методы властвования и т. п. Основателем данной теории считаетсясредневековый богослов Августин. Идея теократии содержалась в его учении о«двух градах». Ни один «земной град» (т. е. государство), подчеркивал Августин,не знал подлинной справедливости, а потому походил, скорее, на «шайкуразбойников». Критикуя реально существующие государства, он противопоставил имцерковь в качестве идеального «небесного» сообщества, духовной общины верующих.Тем самым обосновывались притязания церкви на руководство государственнымиделами. Приоритет церкви над государством защищал и Фома Аквинский, полагая,что правители могут использовать свою власть вопреки заветам божества, ихдеятельность должна контролироваться церковью[6]. Современная католическая церковьтакже защищает тезис о божественном происхождении государства и права
Назначениеи сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управлениеобществом на основе демократических принципов правления в интересах защитыосновных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия(социального компромисса). Поскольку государство представляет собойтерриториальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи ивыполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти,то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина,регулирование и упорядочение общественных отношений и является основнойобязанностью государства.
Природагосударственной власти – в охране прав и свобод человека и гражданина, вобеспечении гражданского мира и согласия. Социальное назначение государствазаключается в том, что это такая организация политической власти, призваннаяпредставлять общие интересы населения. Деятельность государства направлена нарешение общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремитсяк стабильности и гармоническому развитию общества, к обеспечению социальногокомпромисса и правопорядка. Еще Цицерон писал, что «государство есть достояниенарода, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни былообразом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросахправа и общностью интересов»[7].
Социальноеназначение и сущность государства проявляются в его функциях и задачах. Под функциямигосударства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из егосущности и роли в общественной жизни. В отличие от задач государства, которыемогут носить временный, локальный характер, функции государства имеютпостоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные историческиеэпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели.[8]
Историческийпроцесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего обычнокак диктаторская государственная власть, к развитому государству, гдерегулируются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.
Вместе с этой основнойзакономерностью в развитии государства, может быть отличен и ряд других:
· «уход» государства отэкономики, все большее его отделение от хозяйственной жизни, от выполненияфункций собственника;
· развитие конституции, институтов иправовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четкоочерченные рамки, в строгий правовой режим;
· все большее преобладаниереспубликанской формы правления;
· эволюция в формах и методахдеятельности государственных органов, их все большее подчинение закону, нравственным,гуманным началам.
Развитие государства влюбую эпоху неотделимо от развития (иногда противоречиво) всего общества, егоэкономики, культуры, морали, духовной жизни.
В передовыхдемократических странах в области политико государственной жизни все большеезначение приобретают такие тенденции:
Øгосударствовсе больше становится «государством человека», в котором человек, егонеотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные, гуманитарные основы егобытия выдвигаются на первое место;
Øвсеобщество, а не только государственная — выступает в качестве правового;
Øутверждаютсяи все более развиваются институты либеральной демократии — парламент, свободныевыборы, муниципальное самоуправление, референдум;
Øусиливаетсяв условиях невмешательства государства в экономику, в частно-правовые отношениясоциальная ориентация, в его деятельности;
Øвозвышаетсянезависимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя защита человека,его прав и свобод.
Развитиегосударства происходит неразрывно с развитием права. В современных государствахосновными источниками официального выражения и закрепления норм позитивногоправа являются:
·законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными органамигосударственной власти и управления или всенародным голосованием(референдумом);
·общепризнанные принципы и нормы международного права;
·юридический прецедент (судебный и административный);
·религиозные источники (священные писания, книги, трактаты);
·правовой обычай;
·нормативный правовой договор;
·доктрина, или юридическая наука.
Рассмотримрелигиозные источники, Священные религиозные книги (Талмуд, Библия, Коран) являютсяодним из древних источников права и сохраняют свое значение втрадиционалистских правовых системах. В них содержатся религиозные нормы,которые признаются государством в качестве общеобязательных. В настоящее времярелигиозные тексты как источники права наиболее характерны для мусульманскогоправа, что является отличительной особенностью данной правовой системы.Мусульманская правовая система берет свое начало в Коране – собрании изреченийпророка Мухаммеда, ниспосланных ему Аллахом. Юридические положения мы находим встрофах Корана (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»). Этострофы (их определенное количество), которые устанавливают личный статус (их70), строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70), строфыуголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру(13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов(10), и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25)3. Вторым позначимости источником мусульманского права является Сунна – сборник преданий опророке Мухаммеде, его действиях и высказываниях. Третьим источникоммусульманского права считается иджма (или единое соглашение мусульманскогообщества), которая используется для углубления и развития легального толкованиябожественных источников. Четвертый источник – кияс, или суждение по аналогии.Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне.[9]
Таким образом,государство — продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок.Государство и право развиваются неразрывно друг от друга. Религия, наопределенном этапе развития, заменив обычай и традиции, стала основной частьюправа (средневековье), в современных светских государствах она существует рядомс государством и правом, оказывая моральное воздействие. По мере развитияистории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается.Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства вовсем комплексе его институтов — единственное, естественное и оптимальноенаправление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.
Глава 2. Религия
2.1 Возникновение религии
Современная религиячрезвычайно многообразна и динамична, она отражает реалии нашего времени истремится соответствовать его требованиям и запросам. С начала своегосуществования человек выдумал бесчисленное множество суеверий, люди создали 50тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект,то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующихразличных исповеданий. Распространенность религии не означает, что она истинна.Известны племенные, национальные, мировые религии. Племена Африки и Австралиипочитают духов, предков- покровителей. Наиболее крупные национальные религии — индуизм, синтоизм («путь богов» у японцев), конфуцианство и даосизм(религия Китая), иудаизм (религия евреев).
Мировые религии — буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многихнародов.
В различных религиях,вероисповеданиях, устанавливаются обязательные для верующих правила — религиозные нормы. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, НовыйЗавет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или духовенства, впроизведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяетсяпорядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируютсяотправление обрядов, порядок церковных служб.
Ряд религиозных нормимеет моральное содержание (заповеди).
В истории права былицелые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер,регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые,процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.
В некоторых современныхисламских странах Коран («арабский судебник») и Сунна — основарелигиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизнимусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат)[10].
2.2 Христианство в России
Тысячелетие назад нашастрана приняла христианство, как государственную религию. Распространениехристианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковнойорганизацией. все время существования религия тесно переплетена с государствоми правом. При крещении Руси народ принуждали принимать новую веру. МитрополитИларион киевский признавал "… никто не сопротивлялся княжескому приказу,угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то их страха передприказанием, ибо его религия была связана с властью." Церковь сыгралаважную роль в развитии и укреплении государственности. Постепенно церковьстановится землевладельцем, ей платится «налог», церковная десятина.Церкви в древней Руси принадлежало три больших круга судебных прав:
1- судебная властьнад всем христианским населением Руси по некоторым делам;
2- право суда наднекоторыми группами людей (церковные люди);
3- судебная властьнад населением тех земель, которые были феодальной собственностью. Церкви.
С течением временицерковь была неотделима от государства, в России были церковные школы,монастыри, храмы. Ведущую роль играла Русская Православная церковь. Рядбрачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленныхправославной церковью («каноническое право»), был составной частьюправовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратилиюридический характер, в 1917 году церковь была отделена от государства. декрет,принятый Советом Народных Комиссаров 20 января 1918 года, уравнивал православнуюцерковь с остальными религиозными объединениями, из государственной организацииона превратилась в частное общество, образованное на добровольных началах дляудовлетворения потребностей его членов и содержащихся за их счет.Предусматривалось, что граждане могут обучаться религии частным образом. Ксожалению в прошлом (религиозное) законодательство о религиозных культах невсегда соблюдалось. В 30-е годы разгул беззакония повлек за собойнеобоснованные репрессии, жертвами которых стали многие священнослужителирусской православной церкви. В 60-е закрывались храмы.
В Башкортостанеправославные христиане появились в середине 16 века, во второй половине 17 векана территории Башкортостана появились католики и старообрядцы, в 1-й половине19 века духовные крестьяне, в начале 20 века баптисты, меннонисты иевангельские христиане, позже – пятидесятники, адвентисты седьмого дня исвидетели Иеговы. В 90-е годы зафиксированы Церковь Христа, мормоны иНовоапостольская церковь. В современном Башкортостане преобладающимихристианскими направлениями являются русское православие и баптизм.[11]
В наше времявосстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до основания за годысоветской власти.
Но сейчас церковьвыступает как центр духовной культуры русского народа, а не "… как частьгосударственного механизма...". Патриарх Пимен, отвечая на вопросыагентства печати Новости, сказал: «Церковь отделена от государства, и этоположение мы считаем правильным, ибо Церковь и государство различны по своейприроде[12].
2.3 Ислам в Башкортостане
В 14 веке исламстановится государственной религией Золотой Орды, в состав которой входил иБашкортостан. С принятием ислама среди башкир получают развитие мусульманскоеобразование и письменность на основе арабской графики. По указу Екатерины II вУфе было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное собрание (1788) во главес муфтием, что существенно изменило положение ислама и упрочило позициидуховенства мусульманского. Краевед М.В. Лоссиевский писал: «… где мечеть, таместь мулла, там и мектеб, и медресе». В 1913-1915 в Уфимской губерниинасчитывалось 1570 мектебов, в которых обучалась 91 тысяча шакирдов, среди них18 тысяч девочек. [13]
К началу 20 века длябольшинства мусульман Башкортостана ислам был верой, и образом жизни; его нормыв 1917-23 годах получили отражение в практике политической деятельности А.З. Валидова,рассматривавшего религию как один из главных факторов этнической консолидациибашкир, М. Султангалиева – инициатора «мусульманского коммунизма» и других.[14]
В первые годы советскойвласти религиозная активность духовенства в республике сохранялась. Вреспублике существовали два самостоятельных мусульманских духовных управления.Антирелигиозная борьба в стране в середине 30-х годов приняла воинствующийхарактер; разрушались культовые здания, сократилась численность мусульманскихобщин. Было обвинено в антисоветской деятельности и арестовано почти всемусульманское духовенство, многие из них расстреляны или умерли в местахзаключения. Из 2507 мусульманских общин Башкортостана к 1941 осталось лишь 12.В годы Великой Отечественной войны правительство несколько ослабило давление нарелигию. В 1948 в Уфе состоялся съезд мусульманского духовенства, на которомбыл принят новый устав Духовного управления. В 50-7- годы значительным числомверующих мусульман отправлялись религиозные обряды, отмечались традиционныерелигиозные праздники, соблюдался пост (ураза), частично никах. В днипраздников Рамазан, Курбан, Мавлюд в двух уфимских мечетях в 50-60 годы собиралосьот 2 до 3 тысяч человек. Со второй половины 80-х годов восстанавливаются старыеи строятся новые мечети, в Уфе учреждены мусульманские средние учебныезаведения, Духовному управлению мусульман возвращают прежние постройки. В 1989состоялись торжества по случаю 200-летия ДУМЕС и 1100-летия принятия исламанародами Поволжья и Урала. После 42-летнего перерыва в 1990 в Уфе состоялсяочередной съезд мусульман. В августе 1992 создано ДУМ РБ, исламский центр«Дагват», религиозные учреждения создали печатные органы: газеты «Ислам иобщество», «Булгар»; стала издаваться литература религиозного иисторико-религиозного характера. По решению правительства РеспубликиБашкортостан дни религиозных праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам объявленынерабочими.[15]
Разведки Запада и рядаисламских стран стремятся оказывать активное влияние на ситуацию в российскихрегионах с преимущественно мусульманским населением. В числе другихмусульманских регионов России Республика Башкортостан стала ареной борьбы этихгосударств за раздел сфер влияния. Пользуясь заинтересованностью игосударственных структур, и бизнеса в привлечении инвестиций, гости нередкопытаются увязать результативность межгосударственного сотрудничества с уровнемвлияния мусульманского духовенства на общественно-политические процессы вреспублике. В последнее время отмечается стремление прибывающих в Башкириюпредставителей исламских стран „к установлению прямых неформальныхконтактов с жителями, вовлечению их в активную общественно-религиозную ипропагандистскую деятельность в своих интересах“. Спецслужбы этихгосударств пытаются создать и закрепить свои позиции в кругах местнойполитической элиты и крупного бизнеса, влиять на перспективную молодежь. В рядеслучаев их поведение выходит за рамки нейтрального сбора информации. Еще совсемнедавно в турецко-башкирских лицеях „молодежи делали совершенноопределенные идеологические прививки“. Именно конкуренция между различнымииностранными религиозными центрами стала одним из главных дестабилизирующихфакторов в мусульманской общине республики и других регионах России[16].
2.4. Религия игосударство
В настоящее время нормы,установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом вряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозныхобразований, гарантирует каждому свободу совести, включая право свободноисповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или неисповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные ииные убеждения и действовать в соответствии с ними[17].
Функционирование гражданского общества иправового государства возможно только при условии духовной свободы всех членовобщества. Поэтому свобода идеологий является одной из важных основконституционного строя.
Под идеологией понимается системаправовых, политических, философских, религиозных и иных взглядов на социальнуюдействительность, личность, общество и государство, их взаимоотношения, местоличности в обществе, пути и перспективы общественного развития.
Установление государственной илиобязательной идеологии характерно для тоталитарных государств. Оносопровождается насилием над личностью, ее внутренним миром. Запрет установлениягосударственной или обязательной идеологии означает не только отсутствиепреследований за приверженность тем или иным идеологическим установкам, но иотсутствие льгот и преимуществ в зависимости от идеологических или политическихубеждений.
Признание государством политическогомногообразия, многопартийности логически вытекает из свободы идеологий, так какна основе общности идеологий люди создают общественные объединения, в том числеполитические партии, которые активно участвуют в политическом процессе.
Из свободы идеологий следует, чтогосударство обеспечивает равные условия для любых общественных объединений,действующих в рамках закона. Государство предъявляет установленныезаконодательством РФ требования к порядку образования различных видовобщественных объединений, их уставам, порядку регистрации, основаниям и порядкуприостановления деятельности и ликвидации. Общественные объединения в Россиисоздаются и функционируют в соответствии с Конституцией и Федеральными законамиот 19.05.1995 № 82-ФЗ „Об общественных объединениях“; от 12.01.1996 №10-ФЗ „О профессиональных союзах, их правах и гарантияхдеятельности“; от 11.08.1995 № 135-ФЗ „О благотворительнойдеятельности и благотворительных организациях“; от 12.01.1996 № 7-ФЗ»О некоммерческих организациях"; от 28.06.1995 № 98-ФЗ «Огосударственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»; от11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
Статья 13 Конституции РоссийскойФедерации устанавливает исчерпывающий перечень оснований, при которыхзапрещается создание и деятельность общественных объединений. УстановленныеКонституцией запреты необходимы в интересах личности, общества и государства инаправлены на сохранение учрежденных народом демократических ценностей,провозглашенных в качестве основ конституционного строя, на сохранениецелостности государства, стабильности общества и сохранения социального мира.
Государство, провозглашенноедемократическим и правовым, не может навязывать своим гражданам обязательнуюгосударственную религию или обязательный отказ от религии. В светскомгосударстве церковь отделена от государства, т.е. религиозные нормы и правилане устанавливаются государством в качестве обязательных, обеспечиваетсяравенство всех перед законом независимо от отношения к религии и убеждений.Государство не оказывает предпочтения или поддержки какой-либо религии, выделяяее среди остальных, но и не запрещает религиозную деятельность (пропагандувероучений, религиозное образование, отправление обрядов, культов), если при этомне нарушается закон.
В светском государстве религиозноеобразование осуществляется только церковными учреждениями на добровольнойоснове (например, воскресные школы при православных храмах). При этом родителине могут заменить религиозным основное общее образование, которое они всоответствии со ст. 43 Конституции должны дать своим детям на основегосударственных образовательных стандартов.
В светском государстве должныобеспечиваться свобода совести (ст. 28 Конституции) и взаимное понимание,терпимость и уважение в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.Обеспечение функционирования России как светского государства происходит наоснове Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и орелигиозных объединениях».
Упомянутый выше Федеральный законрегулирует право граждан исповедовать любую религию индивидуально или совместнос другими, в том числе путем добровольного объединения и создания в целяхсовместного исповедания и распространения веры религиозных объединений.Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан РоссийскойФедерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих натерритории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространенияверы и обладающее соответствующими этой цели признаками:
— вероисповедание;
— совершение богослужений, другихрелигиозных обрядов и церемоний;
— обучение религии и религиозноевоспитание своих последователей.
Религиозные объединения могутсоздаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиознойгруппой признается добровольное объединение граждан, образованное в целяхсовместного исповедания и распространения веры, действующее без государственнойрегистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозная организация- добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно ина законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целяхсовместного исповедания и распространения веры и в установленном порядкезарегистрированное в качестве юридического лица. Государственная регистрациярелигиозных организаций осуществляется Минюстом России и его территориальнымиорганами. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»России от 26.09.1997 № 125-ФЗ[18], развивает положения КонституцииРоссии. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не можетустанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозныеобъединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с конституционнымпринципом отделения религиозных объединений от государства государство:
не вмешивается в определение гражданиномсвоего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детейродителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и сучетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
не возлагает на религиозные объединениявыполнение функций органов государственной власти, других государственныхорганов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не вмешивается в деятельностьрелигиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральномузакону;
обеспечивает светский характеробразования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Государство регулирует предоставлениерелигиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую,материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании иохране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также вобеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательныхучреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии сзаконодательством Российской Федерации об образовании.
Деятельность органов государственнойвласти и органов местного самоуправления не сопровождается публичнымирелигиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственнойвласти, других государственных органов и органов местного самоуправления, атакже военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение дляформирования того или иного отношения к религии.
В соответствии с конституционнымпринципом отделения религиозных объединений от государства религиозноеобъединение:
создается и осуществляет своюдеятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционнойструктурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своимсобственным установлениям;
не выполняет функций органовгосударственной власти, других государственных органов, государственныхучреждений и органов местного самоуправления;
не участвует в выборах в органыгосударственной власти и в органы местного самоуправления;
не участвует в деятельности политическихпартий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
Отделение религиозных объединений отгосударства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединенийучаствовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства,выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления,деятельности политических партий, политических движений и других общественныхобъединений.
По просьбам религиозных организацийсоответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправеобъявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями насоответствующих территориях.
Религиозное объединениеможет иметь статус юридического лица, иметь храмы, молитвенные дома, учебныезаведения, культовое и другое имущество необходимое для религиозных целей.
Гражданину РоссийскойФедерации предоставлено право заменять военную службу выполнениемальтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит егоубеждениям или вероисповеданию.
Верующие имеютвозможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, такие как:вступление в брак, рождение ребенка, его совершеннолетие, похороны и многиедругие, только юридическое значение имеют лишь документы, полученные в органахзаписи актов гражданского состояния либо других государственных органах,правомочных выдавать такие документы.
Таким образом, начавшеесяв нашей стране восстановление культуры, исторического сознания, невозможно безвозрождения самой цивилизации. А нужно признать, что религия на протяжениитысяч лет служила основой любой известной истории цивилизации, определяла нормыотношений принадлежащих к каждой из них огромных масс людей. Целенаправленнаяполитика уничтожения религии неизбежно приводит к уничтожению основцивилизации.
Заключение
Государство — продуктистории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. Государство и праворазвиваются неразрывно друг от друга. Религия, на определенном этапе развития,заменив обычай и традиции, стала основной частью права (средневековье), всовременных светских государствах она существует рядом с государством и правом,оказывая моральное воздействие. По мере развития истории позитивный потенциалгосударства все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократиисовершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов — единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идтиполитическая жизнь современного общества.
Общеизвестно возрастающеевлияние церкви, и в частности Московской Патриархии на российское общество. Посообщениям прессы, постоянно растет число верующих, преимущественноправославных. Судя по всему, увеличивается также и число россиян, исповедующихислам, иудаизм и другие религии. Повсеместно возводятся храмы, мечети, синагоги,другие молельные дома. Начавшееся в нашей стране восстановление культуры,исторического сознания, невозможно без возрождения самой цивилизации. А нужнопризнать, что религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известнойистории цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из нихогромных масс людей.
Все это представляетсявполне естественным для нашего государства, на территории которого, особенно вХХ веке, многие десятилетия преследовали и даже уничтожали священнослужителей иверующих. С определенной мерой уверенности можно утверждать, что с этимварварством в нынешней Российской Федерации покончено. Конституцией РоссийскойФедерации «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религиюили не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространятьрелигиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (статья28). Аналогичная норма содержится и в законе Российской Федерации «Освободе совести и о религиозных объединениях».
Вместе с тем, на нашвзгляд, в современной России важно соблюдение двух фундаментальных принципов,закрепленных в Конституции Российской Федерации: «1. Российская Федерация- светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качествегосударственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены отгосударства и равны перед законом» (статья 14).
Отступление от этихпринципов является прямым нарушением основ конституционного строя РоссийскойФедерации.
Списоклитературы
1. КонституцияРоссийской Федерации. М., 2007.
2. Федеральный закон«О свободе совести и религиозных объединениях» России от 26.09.1997 № 125-ФЗСобрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4465. Ред. от 29.06.2004/Правоваясистема КонсультантПлюс.
3. Федеральный законот 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Федеральныйзакон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах игарантиях деятельности»; Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «Облаготворительной деятельности и благотворительных организациях»;Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческихорганизациях»; Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «Огосударственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурнойавтономии»; Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политическихпартиях»/ Правовая система КонсультантПлюс.
4. Арипов М., Ислами мировая цивилизация. Возрождение и взаимодействие, «Свободнаямысль» — 91 №14.
5. Алексеев С.С.,Теория государства и права. М. 1985.
6. Алексеев С.С.,Государство и право. М. 1983 г.
7. Алексеев С.С.,Общая теория права. М. 1981 г.
8. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебникдля высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004.
9. Башкортостан:Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия»,1996.
10. Бессонов М.Н…Православие в наши дни. М. 1990г.
11. Ибрагимов Р. Иностранныеспецслужбы активно интересуются исламскими регионами России — представительФСБ. Интерфакс 7 декабря 2007 года.
12. Ланда Р.Г. Исламв истории России. М. 1995.
13. Маркс К., ЭнгельсФ., Соч. I том с. 414-415, М. 1995 г.
14. Политическиеучения: история и современность. Домарксистская политическая мысль. М., 1976.
15. Пичелкин А.С.Общая теория права М. 1996г.
16. Фейербах Л.,История Философии. М. 1967 г.
17. Цицерон. Диалоги. О Государстве. О законах.М., 1966.
18. Чернова О.В.Социальная политика государства и благотворительность в изменяющейсяРоссии/Государственная власть и местное самоуправление. 2007 № 1./Правоваясистема КонсультантПлюс.
19. Юнусова А.Б. Исламв Башкирии. 1917 – 1994. Уфа.