МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ
САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
КАФЕДРА: Конституционного и административногоправа
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Государственные и негосударственные органы, занимающиесяправоохранительной деятельностью».
Выполнил: курсант 2 взвода 2 роты
Мосякин Павел Алексеевич
Научный руководитель:
профессор Конин Н. М.
Саратов 2005
ПланВведение 3 1. Сущность, понятие и значение правоохраны. Понятие правоохранительной деятельности и ее основные направления, задачи и цели. 4 – 8 2. Понятие правоохранительных органов, их система. 9 – 10 3.Понятие и виды государственных правоохранительных органов, их основная характеристика. 11 – 23 4. Понятие и виды негосударственных правоохранительных органов, их основная характеристика. 24 — 28 Заключение 29 Список используемой литературы 30
Введение
Темамоей курсовой работы оперативно– государственные и негосударственные органы, занимающиеся правоохранительнойдеятельностью.Неслучайно вопрос был поставлен именно так, а не иначе. Действительно,состояние данных органов и соблюдения ими их прав, зависит от качества соблюдения,правоохранительными органами возложенных на них обязанностей. В организационнуюструктуру государственных правоохранительных органов, входят такие элементы,как: Управление Внутренних Дел, Органы внутренних дел субъектов Российской Федерации, Милиция, Внутренние войска,как звено вправоохранительной системе Российской Федерации,что, соответственно, придает актуальность данного вопроса.
Приподготовке данной работы мне пришлось изучить и проанализировать массуисточников, как нормативно-правовых актов, так и научных работ, учебнойлитературы, пособий касающихся прямо или косвенно этой темы. К данной проблеме обращается большоеколичество ученых. Более подробно в своих работах данную тему рассматриваетпрофессор Конин Н.М.[1]
Рассматриваятему своей работы, я преследовал цель подробного изучения роли государственныхи негосударственных органов, занимающиеся правоохранительной деятельностью. Дляеё достижения необходимо проанализировать выше обозначенные вопросы.
· Проанализироватьвопрос государственных и негосударственных органов;
· Раскрыть понятия,виды, структуру государственных и негосударственных органов;
· Дать четкую иполную характеристику данным органам, занимающимся правоохранительнойдеятельностью.
· 1. Сущность,понятие и значение правоохраны. Понятие правоохранительной деятельности и ееосновные направления, задачи и цели.
Традиционнов учебной юридической литературе при рассмотрении правоохранительных органовиспользуются следующие правовые категории — «функция», «обеспечение законностии охраны правовопорядка», «правоохранительная функция», «основные направления деятельностиправоохранительных органов», «правоохранительная деятельность»[2],«функции правоохранительной деятельности». Этот подход был использован и приподготовке учебника для высших учебных заведений «Система правоохранительныхорганов России».
Еще одинподход выделен нами особо, ввиду его тенденциозности и претензии на«сверхнаучность». Речь идет о суждении К. С. Вельского, фактическипредлагающего отказаться от использования термина «правоохранительнаядеятельность», в виду того, что правоохранительную деятельность «осуществляютвсе органы государства». В качестве альтернативы этим же автором предлагаетсяиспользовать термин «полицейская деятельность» и соответственно выделить«полицейские органы». Итоговый вывод К. С. Вельского: полицейскую деятельность«осуществляют органы, образующие систему, которая складывается из трехподсистем:
1) общейполиции (органы внутренних дел),
2)специализированной полиции (таможенные органы, судебные приставы,санэпидемнадзор),
3)специальных служб (ФСБ, ФСО, внешняя разведка)»[3].
Следуетпризнать, что применение подобного подхода не позволяет определить само понятие«правоохранительный орган», и, что более важно, не позволяет установитьисчерпывающий перечень таких органов[4]. Поэтому количествоправоохранительных органов в перечнях, установленных авторами,специализирующимися на подготовке учебной литературы о правоохранительныхорганах (в первую очередь учебников), колеблется в диапазоне от 5 до 16 (5 —К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев, 2005; 6 — Б.Т. Безлепкин, 2001; 9 — Л.К-Савюк,2005; 10 — В.М.Фокин[5], 1999, 2004; 10 -В.В.Черников[6], 2001; 11 — Н.А. Петухов,Г.И. Загорский, 2005; В.П. Божьев, 2004; Э.П. Григонис, 2002; 12 — В.М.Семенов,1998; 16 — А.П. Рыжаков[7], 2004).
Определениеперечня правоохранительных органов в публикациях у разных авторов оказалосьделом сложным, ввиду отсутствия исчерпывающих сведений и должной структуризацииучебного материала. Лишь Б.Т. Безлепкин в своем учебнике указал исчерпывающийперечень правоохранительных органов: органы прокуратуры, органы федеральнойслужбы безопасности, органы внутренних дел, органы налоговой полиции,таможенные органы, органы пограничной службы (всего шесть видов)[8].
Изложенноепобуждает нас к критическому переосмыслению некоторых традиционных положенийтеории правоохранительных органов, сформулированных в учебниках[9]
Поименованныйавтор помимо 10 «специализированных правоохранительных органов» выделяет еще 11«государственных органов и учреждений, общественных объединений»,«осуществляющих основную (или одну из основных), правоохранительную функцию»
Указанныйавтор помимо 10 правоохранительных органов рассматривает также судебные органыи 11 «основных видов» специальных служб придавшим актуальности научным разработкамряда известных российских и иностранных ученых. Так, определяя соотношениегосударства и права, Г.Ф. Шершеневич выделял две его разновидности —историческое и логическое соотношение. Он писал, что «исторически содержаниенекоторых норм предшествует государству ..., но логически эти нормы сталиправовыми только тогда и только потому, что создалось государство,обеспечивающее присущими ему силами их исполнение. Право есть функциягосударства, и потому логически оно немыслимо без государства и до государства»[10].Поэтому государство предшествует праву и исторически и логически. Более того,только государство в состоянии установить правовые нормы. Вне государства нет иправа. Реализация государства в праве осуществляется «двояким образом:
1)государство устанавливает нормы права и
2)государство охраняет их против нарушений»[11].
Охрананорм права от их нарушений, наряду с установлением норм права, а такжеосуществление задач государства в пределах этих норм и применение к отдельнымжизненным случаям составляют «три основные функции государственной власти»[12].Соответственно этим трем функциям Г.Ф. Шершеневич различал три стороны власти:законодательную, исполнительную и судебную. При этом поименованный авторуточнял, что это не три самостоятельные ветви власти, а «только три формыпроявления единой, неделимой государственной власти»[13].Из этого, по его мнению, следует «ошибочность взгляда, высказанного знаменитымфранцузским писателем XVIIIвека Монтескье о необходимости разделения властей»[14].
ПредложенияМонтескье об установлении трех властей: законодательной, исполнительной исудебной, по мнению Г.Ф. Шершеневича, «теоретически ошибочны, а потому ипрактически негодны. Трех равных по силе властей существовать не может: та,которая в действительности окажется наиболее сильной, и будет настоящеювластью, а остальные подчинятся ей поневоле и перестанут быть самостоятельнымивластями. Единство власти неизбежно восстановится»[15].
Приведенныеаргументы в обоснование концепции единства государственной властипредставляются достаточно убедительными и, что более важно, они актуальны длясовременной России, в которой и до нынешнего времени не прекращаются научныеспоры о государственной власти, о механизме государства и о роли отдельныхсоставляющих его органов.
Несколькоиной подход в определении соотношения государства и права выработан известнымнемецким ученым Рудольфом Штаммлером. Выделенные им два класса социальныхправил — правовые установления и конвенциональные правила — он не считалвозможным разграничивать только потому, что «положения права исходят отгосударства, тогда как конвенциональные правила возникают из обычаев «общественного»быта»[16]. По его мнению,установление организованной властью, именуемой властью государственной,юридических норм «вовсе не необходимо». Наоборот, «в ходе истории правовозникало в таких общественных союзах людей, которые в нашем смысле не былигосударствами»[17]. Далее Штаммлер отмечает,что «понятие государства становится возможным лишь при наличности тех положенийправа, которые конституируют понятие государственного целого. Кто допускает,что «правовая» норма есть созданное «государством» правило, тот бессознательновводит в определение понятия то, что еще только подлежит определению»[18].
Обобщениенаучных разработок известных ученых позволяет сделать два вывода:
1)государство первично по отношению к праву, ибо оно создает это право;
2)государство охраняет созданное им право[19].
Такимобразом, правоохранительным органом является только орган государства,специально управомоченный, на охрану права. Данный вывод также предполагаетсяпри анализе положений Федерального закона РФ «О системе государственной службы РоссийскойФедерации» от 25 апреля 2003 г.[20], в редакции от 17октября 2003 г[21]. Так, в соответствии сп. 1 ст. 2 указанного Закона в систему государственной службы включена и«правоохранительная.
2. Понятие правоохранительных органов, их система.
Правоохранительнаядеятельность представляет собой предусмотренные нормативными правовыми актамипринятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий,направленных на защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц игосударства в целом, а также на обеспечение законности и правопорядка.
Основныминаправлениями правоохранительнойдеятельности являются:
1) осуществление правосудия;
2) организационное обеспечениедеятельности судов;
3) уголовно-исполнительная деятельность;
4) прокурорский надзор и иные направлениядеятельности прокуратуры;
5) деятельность по выявлению ирасследованию преступлений:
предварительноеследствие, дознание, оперативно-розыскная деятельность;
6) нотариальные действия;
7) юридическая помощь и защита поуголовным делам (оказание юридических услуг).
8)регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определениесредств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальнойадаптации
Влитературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:
судопроизводство(уголовный процесс); обеспечение безопасности; охрана общественного порядка[22]
Цели правоохранительной деятельностиподразделяются на два вида:
I.Непосредственные цели:
1)обеспечение и защита (охрана):
· нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека игражданина, юридических лиц и их объединений;
· нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местногосамоуправления;
· нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации,субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти иорганов государственной власти субъектов Российской Федерации;
· общественногостроя Российской Федерации;
· установленныхсистемы хозяйства и обеспеченности;
· порядкауправления, государственного и общественного порядка, порядка деятельностиправоохранительных органов;
2) обеспечение реализации актов судебныхи других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве;
3) установка на то, чтобы каждыйсовершивший правонарушение был справедливо наказан и ни один невиновный не былпривлечен к ответственности;
П. Целиболее высокого уровня, совпадающие с целями всего государства и общества:
1) укрепление законности и правопорядка;
2) профилактика правонарушений;
3) исправление осужденных;
4) правовое и нравственное воспитаниеграждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережногоотношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения кправам, чести и достоинству других лиц.
3.Понятиеи виды государственных правоохранительных органов, их основная характеристика.
Я ужеуказывал на необходимость выделения государственных правоохранительных органов,в качестве самостоятельной группы. Для характеристики этих органов былиспользован термин «правоохрана». Перечень правоохранительных органовдостаточно широк. Я ограничились лишь выделением группы правоохранительныхорганов и их характеристикой. В свою очередь правоохранительные органы, мнойподразделены на две подгруппы: государственные правоохранительные органы инегосударственные правоохранительные органы.
Кгосударственным правоохранительным органам, мною отнесены: управлениевнутренними делами, органы государственной власти субъектов РФ, милиция,внутренние войска МВД России, налоговые и иные финансовые органы,судебно-экспертные учреждения, нотариальные органы, органы записи актовгражданского состояния.
В целяхкоординации усилий страны с другими государствами в борьбе с преступностьюПравительство утвердило 5 января 1995г. Положение о представителях МВД России взарубежных государствах[23]. Эти представителивыполняют возложенные на них задачи в государствах пребывания под руководствомглав дипломатических представительств России.
Всистему МВД России входят внутренние войска, состоящие из округов, соединений,частей, органов управления внутренними войсками.
Деятельностьосуществляется Министерством во взаимодействии с органами государственной властисубъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественнымиобъединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств.
Основнымизадачами Министерства являются:
· разработка ипринятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека игражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечениюобщественного порядка и общественной безопасности;
· организация иосуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений иадминистративных правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений;
· руководствоорганами внутренних дел и внутренними войсками;
· совершенствованиенормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутреннихвойск, обеспечение законности их деятельности;
· совершенствованиеработы с кадрами, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой исоциальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы Министерства.
Всоответствии с этими задачами Положением подробно определены функции иполномочия Министерства.
Задачи ифункции других органов внутренних дел и внутренних войск регламентируются рядомнормативных правовых актов: Законом
Корганам внутренних дел в субъектах РФ относятся министерства внутренних делреспублик, областные (краевые) главные управления и управления внутренних дел,районные органы внутренних дел, городские отделы (главные управления иуправления в крупных городах) внутренних дел. Общими моментами ворганизационно-правовом положении перечисленных органов внутренних дел являютсяследующие:
1.Двойное подчинение местных органов внутренних дел, вверенное в конце 50-хгодов, — Министерству внутренних дел и местной администрации в лице главыадминистрации. Двойное подчинение, как принято говорить, по вертикали игоризонтали проведено в порядке разделения функций между МВД и местнойадминистрацией. Руководство с ее стороны сводится, в основном, созданиюорганизационных и материально-финансовых условий для успешного выполнениявозложенных на органы внутренних дел задач, а также к даче указаний в связи сразличными временными обстоятельствами (митингами, демонстрациями, ярмарками ит.п.). В компетенции же вышестоящих органов внутренних дел — вопросынормативного регулирования, оперативно-1о управления, совершенствования форм иметодов деятельности должностных лиц, обобщение опыта работы и т.п.
2.Органы внутренних дел на местах заняты преимущественно работой по практическомупредупреждению, пресечению правонарушений и обеспечением привлечениянарушителей к ответственности. В их ведении и распоряжении — основные силымилиции.
Министерствавнутренних дел республик, главные управления и управления внутренних дел вобластях (краях) осуществляют руководство нижестоящими органами внутренних дел(в районах, городах), а также непосредственно выполняют отдельныеправоохранительные полномочия своими силами и средствами — обеспечение порядкапри проведении мероприятий республиканского, областного (краевого) масштаба,руководство милицейскими формированиями соответствующего подчинения, ведениявопросов разрешительной системы и т.д.
Районныеи городские отделы (управления) внутренних дел в системе МВД России являютсянизовым звеном, т.е. такими органами, которые практически выполняют основнуюнагрузку по обеспечению и охране порядка и безопасности. В их распоряженииквалифицированные и специализированные силы милиции и других структур системыМинистерства для практического разрешения вопросов паспортно-регистрационногорежима, разрешительной системы, безопасности работы всех видов транспорта,повседневной охраны порядка и безопасности на улицах, площадях и других местахскопления людей. Эти органы и их должностные лица много времени отводят приемуграждан, рассмотрению их заявлений и жалоб, объединяют силы общественности поборьбе с правонарушениями, руководят работой участковых инспекторов.
Всоответствии с Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции)в Российской Федерации в республиканских, краевых, областных центрах или другихкрупных городах с наиболее сложной оперативной обстановкой при численностинаселения свыше 300 тысяч человек создаются отряды милиции особого назначения(ОМОН).
Выполнениевозложенных на него задач и реализацию своих полномочий Министерство внутреннихдел осуществляет с помощью основных своих сил — милиции и внутренних войск. Варсенале «их методов и средств обеспечения и охраны порядка и безопасностиглавным образом средства административно-правовые, а сами эти структурыотнесены к числу правоохранительных органов.
Органыуправления внутренними делами от 18 апреля 1991г. «О милиции» (с изменениями идополнениями от 31 марта и 6 декабря 1999г.)[24], Положением о милицииобщественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации,утвержденным Указом Президента от 12 февраля 1993г.[25],Федеральным законом от 6 февраля 1997г. — «О внутренних войсках Министерствавнутренних дел Российской Федерации»[26], Положением о Главномкомандовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации,утвержденным Указом Президента от 3 марта 1999г.[27],и другими нормативными актами.
Краткоостановимся на некоторых видах государственных органов занимающихсяправоохранительной деятельностью.
Милицияпредставляет собой важнейшую составную часть МВД России. Ее задачи: обеспечениебезопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений иадминистративных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охранаобщественного порядка и общественной безопасности; защита частной,государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощифизическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Милициязащищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы,национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств. Ей запрещается прибегать к пыткам,насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.Она не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информациюо частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренныхфедеральным законом. Она обязана обеспечить лицу возможность ознакомления сдокументами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются права исвободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Федеральнымзаконом от 6 декабря 1999г. «О внесении изменений и дополнений в статью 10Закона Российской Федерации «О милиции» на милицию возложены также обязанностиоказывать содействие в пределах своих полномочий депутатам, кандидатам вдепутаты, должностным лицам власти, избирательным комиссиям.
Основнымизадачами органов УВД являются: общественной безопасности; осуществлять поподведомственности производство по делам об административных правонарушениях;обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортныхмагистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах; выдавать всоответствии с федеральным законом лицензии на продажу или приобретениегражданского и служебного оружия, разрешения на хранение и ношение его;охранять на основе договоров с собственниками принадлежащее им имущество;принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и другихчрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первоймедицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра.
Милицияобщественной безопасности активно участвует в пресечении алкогольного инаркотического опьянения и совершенных в этом состоянии правонарушений, вборьбе с бродяжничеством, проституцией, терроризмом и массовыми нарушениямиобщественного порядка.
Длявыполнения своих задач и функций милиция общественной безопасности наделенанеобходимыми властными полномочиями, в том числе по применению физической силы,специальных средств и оружия.
Внутренниевойска МВД России имеют следующие задачи: участие совместно с органамивнутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественнойбезопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственныхобъектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне РоссийскойФедерации; оказание содействия Пограничным войскам в охране Государственнойграницы. Внутренние войска защищают права и свободы человека и гражданина отпреступных и иных посягательств, а также осуществляют мероприятияразведывательного характера в районах выполнения своих задач Назначение,правовые основы, принципы деятельности, полномочия, порядок выполнениявнутренними войсками возложенных на них задач определены Федеральным законом от6 февраля 1997г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации»[28].
Соединенияи части внутренних войск участвуют в локализации и блокировании районовчрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов, пресечении в такихрайонах вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, визъятии оружия у населения, в проведении мероприятий по разоружению незаконныхвооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления —в их ликвидации. Внутренние войска участвуют в пресечении массовых беспорядков,в борьбе с преступностью, в принятии неотложных мер по спасению людей, охранеимущества, оставшегося без присмотра, обеспечению общественного порядка причрезвычайных ситуациях, а также в обеспечении режима чрезвычайного положенияВоеннослужащие внутренних войск наделены правами, по своей сути сходнымис правами милиции общественной безопасности. В частности, они вправе пресекатьпреступления, административные правонарушения и действия, препятствующиевыполнению ими служебных обязанностей, требовать от граждан соблюденияобщественного порядка, проверять у граждан документы, удостоверяющие личность;составлять протоколы об административных правонарушениях; осуществлятьадминистративное задержание лиц, совершивших административное правонарушение, спередачей задержанных в милицию, а также совершать другие действия, указанные взаконе.
Руководствовнутренними войсками осуществляет Президент, непосредственное руководство ими —Министр внутренних дел, а его заместитель одновременно являетсяГлавнокомандующим внутренними войсками. Положение о Главном командованииутверждено Указом Президента от 3 марта 1999 г[29].
Налоговыеорганы впервые быливыделены в самостоятельную систему в Федеральном законе РФ «О внесенииизменений и дополнений в Закон РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР»от 23 июня 1999 г.[30] В соответствии суказанным Законом, налоговые органы России — это единая система контроля засоблюдением налогового законодательства России, правильностью исчисления,полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и другихобязательных платежей, установленных законодательством России, а такжеконтроля, за соблюдением валютного законодательства России, осуществляемого впределах компетенции налоговых органов. Дойная централизованная системаналоговых органов состоит из Федеральной налоговой службы и его территориальныхорганов. Анализ приведенных норм свидетельствует, что в основе организациисистемы налоговых органов находится федеративное устройство России, и ееадминистративно-территориальное деление. В соответствии со ст. 5 (ч. 1), 65Конституции РФ система налоговых органов может быть представлена тремя звеньями.
Высшимзвеном системы налоговых органов является ныне Федеральная налоговая служба(ФНС), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ, что предусмотрено УказомПрезидента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»№ 314 от 9 марта 2004 г.[31] Что же касаетсяМинистерства РФ по налогам и сборам, то оно утратило свой самостоятельныйстатус и в соответствии с указанным подзаконным нормативным правовым актом«преобразовано» в Федеральную налоговую службу. В другом подзаконномнормативном правовом акте, правда, с меньшей юридической силой, каковымявляется постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральнойналоговой службе» № 506 от 30 сентября 2004г[32]., в редакции от 11февраля 2005г.[33], Федеральная налоговаяслужба уже названа «правопреемником» Министерства РФ по налогам и сборам.
Нижестоящимзвеном по отношению к Федеральной налоговой службе следует считать еетерриториальные органы, положения о которых утверждены приказом руководителяФНС от 30 ноября 2004 г. В частности, этим подзаконным нормативным актомутверждены: Примерное положение об Управлении Федеральной налоговой службы посубъекту Российской Федерации, Примерное положение о Межрегиональной инспекцииФедеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, Примерноеположение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы поцентрализованной обработке данных, Примерное положение о Межрегиональнойинспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу, Примерноеположение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району вгороде, городу без районного деления. Порядок назначения на должностьруководителей территориальных органов Федеральной налоговой службы предусмотренв Указе Президента РФ № 295 от 15 марта 2005г.
Обращаемвнимание читателей на то, что в соответствии с Федеральным законом РФ «Офинансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 10сентября 1997г., с потому, что операция, сделка связаны с легализацией(отмыванием) доходов, полученных преступным путем; осуществление в соответствиис международными договорами России взаимодействия и информационного обмена скомпетентными органами иностранных государств, в сфере противодействиялегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; представлениеРоссии в международных организациях по вопросам противодействия легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Федеральная служба пофинансовому мониторингу подотчетна Министерству финансов РФ и ежегоднопредставляет в Министерство финансов РФ отчет о своей деятельности в сферепротиводействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Федеральнуюслужбу по финансовому мониторингу возглавляет руководитель, назначаемый надолжность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлениюМинистра финансов РФ.
Всоответствии с приказом Министра финансов РФ № 127 от 30 декабря 2004 г. во всехсеми федеральных округах России образованы территориальные органы Федеральнойслужбы по финансовому мониторингу по федеральному округу (например,Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу поЦентральному федеральному округу).
Судебно-экспертныеучреждения. Одной из основных функций Министерства юстиции РФ являетсяосуществление «организационного и методического руководства деятельностьюсудебно-экспертных учреждений». Следует сразу оговориться, что системы кактаковой еще нет. Выражаясь словами авторов упоминавшейся нами Концепции ореформировании органов и учреждений юстиции Российской Федерации, только«прорабатывается вопрос о создании в перспективе единой службы судебнойэкспертизы»[34]. Вероятно, можно было быпредполагать, что во главе такой службы должно находиться одно из структурныхподразделений центрального аппарата Министерства юстиции РФ — Управлениесудебно-экспертных учреждений. Положение о данном структурном подразделении центральногоаппарата Министерства юстиции РФ утверждено приказом Министра юстиции РФ № 151от 6 июня 2002г.[35]
Судебно-экспертныеучреждения производят экспертизы для всех органов правоохранительной системы, атакже для иных органов и даже для физических лиц.
С цельюповышения эффективности деятельности судебно-экспертных учрежденийосуществляется процесс их «укрепления»[36]. Особое внимание приэтом уделяется судебно-экспертным учреждениям субъектов Российской Федерации (кчислу которых относятся, например, Центральная Нижегородская лабораториясудебной экспертизы, Центральная Санкт-Петербургская лаборатория судебной экспертизы)и лабораториям судебных экспертиз (в качестве примера можно назвать Саратовскуюлабораторию судебной экспертизы). Исчерпывающий перечень центральныхлабораторий судебных экспертиз и лабораторий судебной экспертизы приведен вприказе Министра юстиции РФ № 19-01-7-95 от 17 января 1995г.[37],с изменениями от 5 апреля 2000г.[38]
Нотариальныеорганы. Ныне некоторыеавторы (Н. Полтавская, В. Кузнецов) включают в «правоохранительную системуРоссии» и органы нотариата и которые рассматриваются в качестве ее подсистемы.При этом подсистема органов нотариата понимается чрезвычайно широко. По мнениюэтих авторов, под нотариатом следует понимать «систему органов юстиции, а такжедолжностных лиц» в которую «входят Министерство юстиции Российской Федерации,министерства юстиции республик, входящих в состав России, управления юстициисубъектов Российской Федерации, государственные нотариальные конторы,нотариусы, занимающиеся частной практикой, должностные лица органовисполнительной власти и консульских учреждений, а также другие должностныелица». Вероятно, подобный подход связан с характером публикации —гипертрофированием нотариата.
Организацияи деятельность нотариальных органов урегулированы в Основах законодательстваРоссийской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г[39].,вступивших в действие с 11 марта 1993 г.[40] и действующих донынешнего времени.
Нотариатв России призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан июридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательнымиактами нотариальных действий от имени России.
Нотариальнымиорганами являются государственные нотариальные конторы, которые образуются всубъектах Российской Федерации (ст. 7). В государственных нотариальных конторахсостоят нотариусы. Территория деятельности нотариуса (нотариальный округ)устанавливаются в соответствии с административно-территориальным делениемРоссии (ст. 13). Нотариус имеет право: совершать нотариальные действия винтересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключениемслучаев, когда место совершения нотариального действия определенозаконодательством России или международными договорами; составлять проектысделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выпискииз них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальныхдействий; истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы,необходимые для совершения нотариальных действий. Законодательством республик всоставе России нотариусу могут быть предоставлены и иные права. В Законеустановлены обязанности нотариуса. Нотариус обязан оказывать физическим июридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законныхинтересов, разъяснять их права и обязанности, предупреждать о последствияхсовершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленностьне могла быть использована им во вред. Нотариус обязан хранить в тайне сведения,которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональнойдеятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны,если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершениемнотариального действия. Нотариус обязан отказать в совершении нотариальногодействия в случае его несоответствия законодательству России или международнымдоговорам. Нотариус в случаях, предусмотренных законодательными актами России,обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества,переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога симущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Нотариус,работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершениядействий, противоречащих законодательству России, несет ответственность вустановленном законом порядке.
Государственнымнотариусам и консультантам государственных нотариальных контор присваиваютсяследующие классные чины: государственного советника юстиции; государственногосоветника юстиции 1, 2 и 3 класса; советника юстиции 1, 2 и 3 класса; юриста 1,2 и 3 класса. Порядок их присвоения урегулирован действующим до настоящеговремени приказом Министра юстиции РСФСР от 16 октября 1991 г. № 152/13-3-23,которым была утверждена Инструкция о порядке присвоения классных чиновработникам органов юстиции государственного нотариата РСФСР[41].
Во исполнение ч. 3 ст. Основзаконодательства Российской Федерации о нотариате (в редакции от 11 апреля 2004г.[42])Министром юстиции РФ утвержден Порядок ведения реестра государственныхнотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой[43].В реестр государственных нотариальных контор вносятся сведения о лицах,назначенных на должность нотариуса. Реестр формируется и ведется Департаментомпо вопросам правовой помощи Министерства юстиции РФ для обеспечения учетагосударственных нотариальных контор и служб.
4. Понятие и виды негосударственных правоохранительных органов, ихосновная характеристика.
Вотличие от государственных правоохранительных органов, негосударственные правоохранительныеорганы, не являются органами государства.
Кнегосударственным правоохранительным органам, мной отнесены органы судейскогосообщества, третейские суды, товарищеские суды, адвокатура, частный нотариат,частные детективные и охранные службы, негосударственные судебно-экспертныеучреждения…
Системаорганов судейского сообщества: организация и деятельность органов судейского сообщества урегулированыФедеральным законом РФ «Об органах судейского сообщества в РоссийскойФедерации» от 15 февраля 2002г.[44] в редакции от 18 июня2003г.[45] и от 5 августа 2004г.[46]Судейское сообщество в России образуют «судьи федеральных судов всех видов иуровней, судьи судов субъектов Российской Федерации» (ст. 1). Органамисудейского сообщества являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектовРоссийской Федерации, Совет судей России; советы судей субъектов РоссийскойФедерации; общие собрания судей судов, Высшая квалификационная коллегия судейРоссии; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (ст. 3).
Основнымизадачами органовсудейского сообщества являются: содействие в совершенствовании судебной системыи судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие ворганизационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности,утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьямитребований, предъявляемых кодексом судейской этики (ст. 4).
Третейскиесуды. Порядокобразования и деятельности третейских судов, находящихся на территории России,урегулированы Федеральным законом РФ «О третейских судах в РоссийскойФедерации» от 21 июня 2002г. Третейский суд — это постоянно действующийтретейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решенияконкретного спора. Третейский судья — это физическое лицо, избранное сторонамиили назначенное в согласованном сторонами порядке, для разрешения спора втретейском суде. Постоянно действующие, третейские суды образуются торговымипалатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей,иными организациями — юридическими лицами и действуют при этих организациях.Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральныхорганах государственной власти, органах государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органах местного самоуправления. Постоянно действующийтретейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда,утвердила положение о постоянно действующем третейском суде; утвердила списоктретейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательныйхарактер для сторон.
Товарищескиесуды. Особенностьютоварищеских судов является отсутствие российских нормативных правовых актов,регулирующих организацию и деятельность указанного вида негосударственногоправоохранительного органа, содействующего правоохране. Продолжают действоватьсоветские нормативные правовые акты и даже досоветские. Так, признаетсядействующим Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 14 ноября 1919г.,которым было утверждено Положение о рабочих дисциплинарных товарищеских судах.В соответствии с п. 3 данного нормативного правового акта рабочиедисциплинарные товарищеские суды «организуются при местных отделениях производственныхпрофессиональных союзов на принципе представительства в составе одногопредставителя местного или центрального заводоуправления, одного от ПравленияПрофессионального Союза и одного от общего собрания членов союза тогопредприятия, дело которого подлежит рассмотрению». Суд избирает «из своей среды»председателя и секретаря. Заседания рабочего дисциплинарного товарищеского суда«происходят периодически публично в нерабочее время». Рабочий дисциплинарныйтоварищеский суд вправе налагать следующие взыскания:«1) выговор с объявлениемтакового по предприятию или учреждению, 2) временное лишение права участия ввыборах и права быть избранным в союзные организации на срок более 6 месяцев,3) временное перемещение на низшую должность с оплатой по низшей тарифнойставке на срок не более одного месяца, 4) посылка на тяжелыеобщественно-необходимые работы, с оплатой по ставке исполняемых работ, а вслучае упорного нежелания подчиниться товарищеской дисциплине и неоднократныхвзысканий подвергаются, как нетрудовой элемент, увольнению из предприятий спередачей в концентрационный лагерь».
УказомПрезидиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1973г. было утверждено Положение отоварищеских судах чести прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочнойслужбы в Вооруженных Силах СССР. Действие Положения распространялось на органыКомитета государственной безопасности СССР. Данный вид товарищеских судовявляется общественным выборным органом и создается в частях, на кораблях, вуправлениях соединений, учреждениях и заведениях. Руководство товарищескимсудом осуществляет командир (начальник) части (корабля), гарнизона, соединения,учреждения, заведения, в которых создан соответствующий товарищеский суд.Товарищеские суды избираются на общих собраниях военнослужащих в составе пяти,семи или девяти человек из числа наиболее авторитетных, добросовестновыполняющих служебные обязанности, безупречно дисциплинированныхвоеннослужащих. В составе суда могут быть избраны 1—2 офицера. Товарищеский судизбирается сроком на два. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.
Организацияи деятельность нотариальных органов в субъектах Российской Федерациирегулируются нормативными актами субъектов Российской Федерации. Так, впостановлении Правительства г. Москвы «О мерах по развитию и укреплениюнотариата Москвы» № 258 от 26 марта 1996г.[47] был установлен срокподготовки и внесения на рассмотрение Московской городской Думы проекта г.Москвы «О порядке организации нотариальной деятельности в г. Москве» (до 1 июня1996г.). Однако в городе федерального значения — Москве, как субъектеРоссийской Федерации, до сих пор не принят указанный нормативный правовой акт. ПостановлениемПравительства Москвы № 103 от 18 февраля 1997 г.[48]был рассмотрен лишь законопроект «Об организации деятельности нотариата вгороде Москве». В целом законопроект, структурно соответствует основамзаконодательства Российской Федерации о нотариате. В нем определено, чтонотариат Москвы находится в совместном ведении России и города Москвы.
Органызаписи актов гражданского состояния. Органы Министерства юстиции РФкоординируют также деятельность органов записи актов гражданского состояния,которые в соответствии с Федеральным законом РФ «Об актах гражданскогосостояния» от 22 октября 1997г.[49] с последующимиизменениями и дополнениями производят государственную регистрацию актовгражданского состояния (ст. 4).4Исключительным правомочием органовзаписи актов гражданского состояния является заключение брака[50].Так, например, брак, оформленный в церкви, не влечет каких-либо правовыхпоследствий. Полномочиями органов записи актов гражданского состояния обладаюттакже консульские учреждения России за пределами ее территории (генеральныеконсульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства).
Всоответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 4 указанного Закона порядок образования идеятельности органов записи актов гражданского состояния регулируютсянормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, вМосковской области таким актом является Закон Московской области «Обобразовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния».
Заключение
Делаявывод курсовой работе, хочу отметить, что государственные и негосударственныеорганы в Российской Федерации должны основываться на конституционных принципахзаконности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Данныйвопрос я считаю, рассмотрен в полном объеме, в достаточной логическойпоследовательности и юридически грамотно. Эта работа имеет практическоезначение и для внутренних войск РФ, так как они входят в структурный состав государственныхорганов занимающиеся правоохранительной деятельностью.
Предлагаюданный вопрос внести в программный объем изучения административного права, какотдельную тему, хотя бы в качестве учебного вопроса, в связи с ее важностью длябудущих офицеров правоведов.
Взаключении следует отметить, что вопросы, раскрытые в моей курсовой работе неимеют необходимую всесторонность и глубину раскрытия данной темы. Часть из них,безусловно, требуют более глубокого теоретического изучения и практическихпроверок.
Явыдвигаю предложение о необходимости дальнейшей теоретической разработки даннойтемы.
Списокиспользуемой литературы:
1 Конституция РоссийскойФедерации: офиц. Текст. (1993).- М., 2005.
2 Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях (26.12.2001.) По состоянию на 1 марта 2005г.
3 Федеральный Закон от 6февраля 1997г. «О внутренних войсках министерства внутренних дел РоссийскойФедерации»// СЗ РФ, 2004, № 19.Ст.1784.-М., 2004.
4 Манохин В. М.Российское административное право. Саратов: СГАП, 2003.
5 Конин Н. М. Российскоеадминистративное право: курс лекций.- М.: Юрист, 2004.
6 Административное правов вопросах и ответах: учебное пособие Саратов: СВИ, 2005.
7 Административноеправо: Учебник/ под ред. Л. Л. Попова.- М.: Юрист, 2004.
8 Манохин В. М.,Адушкин Ю. С. Российское административное право: Учебник. 2-е изд., испр. Доп.– Саратов ГОУ ВПО «СГАП», 2003.
9 ПчелищеваЛ. М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. — М.: норма-инфо.-М,1999.
10 ПолтавскаяН., Кузнецов В. Нотариат: Курс лекций. — М.: Институт международного права иэкономики имени А.С. Грибоедова, 1999.
11 БобровВ.К. Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки //Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие.-М.: 1998.
12Кашанина Т. В.Происхождениегосударства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. —М.: Юрист, 1999.
13Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г. и др. Правоохранительные органы Российской Федерации:Учебно — справочное пособие. — М.: Дело и Сервис, 2002.