Федеральное агентство пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшего профессиональногообразования
Московскийгосударственный индустриальный университет
(ГОУ МГИУ)
Кафедра экономики именеджмента
Курсовая работа
по специальности «Общаяэкономическая теория»
на тему
«Государственная системасоциальной защиты»
Москва, 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Понятиесоциальной защиты
1.1 Социальная поддержка г. Москвы
1.2 Социальнаяблаготворительность
Глава 2. Системасоциальной поддержки госслужащихв России
Глава 3. Социальнаяреабилитация
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Социальнаязащита — система приоритетов и механизмов по реализации законодательнозакрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органовуправления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванныхобеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичьсоциально приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретнымиусловиями общественного развития. Социальная защита — это экономические,социальные, правовые гарантии соблюдения и реализации прав и свобод человека.Социальная защита обеспечивает гражданам достойный уровень и качество жизни.
В современномроссийском обществе социальная защита населения является одной из самых актуальныхпроблем. Происшедшие в недавнем времени перемены, связанные с мировымфинансовым кризисом, вызвали нестабильность политической и экономической ситуации,привели к увеличению численности и расширению спектра социально- незащищенных иуязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетныесемьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.). Происходящиеизменения затронули экономическую, политическую и социальную сферы, повлияли на деятельность многих производственныхи общественных организаций и общественного сознания, что, свою очередь, обуславливаети перспективы общественного развития.
Глава 1.Понятие социальной защиты
Новоежизнеустройство общества, экономическая реформа, переход к многообразию формсобственности, требуют теоретической разработки и обоснования такой категориикак «социальная защита». Эта категория выполняет роль системообразующей функциисоциальной работы, показывает степень согласования социальных программ развитияобщества и человека. Главным и определяющим среди глобальных ориентировразвития государства должен быть сам человек как индивидуум, гражданин,личность. Поэтому одной из актуальных задач является выработка адекватногоглубине происходящих кризисных явлений и процессов видения механизмов ихпреодоления на основе гуманитарного понимания мира, роли в нем человека и еговнутреннего мироустройства.
Выделяя место«социального» в узком смысле в системе общественных процессов и отношений,ученые отмечают, что социальные отношения отражают определенный срез отношенийв рамках общественного. «Социальные отношения – аспект базисных и надстроечныхотношений, а именно отношений равенства и неравенства по положению в обществе»,то есть отношения, определяемые положением групп и людей в социальной структуреобщества. Если в экономике выражаются отношения людей к средствам производства,в политике – отношения к власти, то в социальном плане выражено отношение междусоциальными общностями людей в связи с их положением и ролью или по поводу ихположения и роли в общественной жизни.
Переход крыночным механизмам повлек за собой активный процесс реформированияобщественных и межличностных отношений, усилил разобщенность людей и целыхпоколений, утрату традиций. Обстановка нестабильности порождает новые проблемыличности и выдвигает в разряд первостепенных задачи социальной защиты.
Наиболееважным требованием, лежащим в основе социальной защиты является требованиесоциальной справедливости, которая сама во многом реализуется через социальнуюзащиту. Проблема социальной справедливости не теряла своей актуальности во всевремена. В настоящее время, когда общество переживает труднейший период,проблема справедливости должна быть в центре внимания. Социальнаясправедливость касается целостной жизнедеятельности общества и личности. Онапредполагает осуществление реальных социальных интересов людей, удовлетворениеих оптимальных в данный период и в конкретной ситуации потребностей. Критериеми принципом социальной справедливости являются количество и качество труда.Последовательное применение этого принципа, соизмерение того, что человек даетобществу, и того, что он получает от общества, является барьером противуравниловки, сдерживающей деятельность человека.
Степеньсоциальной защиты личности во многом определяется социальным положением тойсоциальной группы, к которой он относится, и его личным социальным положением.
Комплекснымихарактеристиками понятия «Социальное положение» выступают социальный статус ипрестиж. Социальный статус – это интегральный показатель положения социальнойгруппы и ее представителей в системе социальных связей и отношений общества.Наряду с категорией социального статуса в науке широко используетсясоциально-экономический, социально-правовой и др. статус, призванныйхарактеризовать положение социально-профессиональных групп и их членов в разныхсферах жизнедеятельности общества.
Объективнаясоциальная реальность, обусловленная логикой развития рыночных отношений, снеобходимостью выдвигает на первый план еще один момент социальнойсправедливости, социальную защиту людей, находящихся за пределами действиярыночных отношений не имеющих возможности существования хотя бы на уровнеминимальных стандартов жизни.
Новыесоциальные проблемы не только выявили незащищенность большинства людей, но изаставили государство и общество искать нетрадиционные выходы из этогоположения. Это, безусловно, требует от государства проведения активной политикив области социальной защиты.
Процессформирования системы социальной защиты личности в новых условияхжизнеустройства общества во многом зависит от соотношения объективного исубъективного, стихийного и сознательного, активного и пассивного. Поэтомунаблюдается подход не только к определению понятия, но и к практике социальнойзащиты и социальной работы в целом.
Тишин Е.В.под социальной защитой личности понимает всеобъемлющую форму деятельностигосударства, обеспечивающая предоставление индивидууму максимально возможныхусловий материального обеспечения.
Архипьев А.Г.считает, что социальная защита личности – это целенаправленная деятельностьгосударства в лице его институтов, направленную на всемерное обеспечениепроцесса формирования и развития личности, необходимость учета воздействия наличность негативных факторов и поиск путей их нейтрализации, предоставлениевозможностей для самоопределения и самоутверждения в жизни.
Юдин В.П.социальную защиту понимает как совокупность законодательно закрепленныхэкономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающихсоблюдение их важнейших социальных прав и достижение социально-приемлемогоуровня жизни.
Особаязначимость придается определению социальной защиты трудящихся. Под социальнойзащитой трудящихся понимается система законодательных, экономических,социальных и социально-психологических гарантий, предоставляющих трудоспособнымгражданам равные условия для повышения своего благосостояния за счет личноготрудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства.
Социальнаязащита населения может рассматриваться в широком и узком аспектах. В широкомсмысле под социальной защитой понимается система социальных отношений, прикоторых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условиядля жизнедеятельности и духовного развития. В данном значении социальная защитапрактически совпадает с системой социальных гарантий. Социальные гарантииявляются сердцевиной социальной защиты. Под социальными гарантиями понимаетсяобязательное обеспечение всем членам общества потребления определенных объемовматериальных, социальных, духовных благ, без которых человек и современноеобщество не могут существовать. Социальные гарантии охватывают фундаментальныеценности, являющиеся экономической интерпретацией общечеловеческого права нажизнь. В состав таких гарантий должен войти, во-первых, определенных уровеньматериальной обеспеченности. Это достигается созданием комплекса условий дляэкономической деятельности, который дает возможность каждому члену обществасодержать себя и свою семью. Во-вторых, гарантия обеспеченности жильемнуждающегося населения. В-третьих, гарантирование охраны здоровья. Такимобразом, проблема социальных гарантий значительно актуализируется в настоящеевремя. В узком же аспекте социальная защита может рассматриваться в формесоциальной политики государства, стремящейся административными мерамиобеспечить удовлетворительное или хотя бы сносное существование тем группамнаселения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.
В мировойпрактике существует трехсторонний принцип ответственности за социальную защитуграждан и соответственно – за ее финансовое обеспечение. Сторонами,участвующими в этом процессе являются, во-первых, – сам человек, во-вторых, –работодатель, в-третьих, – государство.
У нассоциальная защита расценивается как вид деятельности государства (егоинститутов) и социальная защищенность, отражающая, во-первых, реальное в каждыймомент времени состояние дел по защите человека, во-вторых, субъективныйаспект, позволяющий фиксировать психологическое состояние личности относительноданного вопроса (чувство социальной защищенности, потребность в социальнойзащите и т.д.).
Такимобразом, система социальной защиты складывается как механизм для регулированиясоциальных отношений между работающими, социальными группами населения игосударством, проявляющихся в экономической, социальной, культурной и другихобластях общественной жизни. И под социальной защитой можно понимать системумероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, пообеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержаниюжизнеобеспечения и деятельного существования человека.
1.1Социальнаяподдержка г.Москвы
Со временивступления в силу в 2005 г. Федеральных законов №122-ФЗ от 22.08.2004 г.,№199-ФЗ от 29.12.2004 г. и нового Жилищного кодекса основные полномочия в сфересоциальной защиты населения были делегированы органам государственной властисубъектов РФ. В настоящее время региональный уровень является ключевым приреализации основных социальных программ. Власти регионов имеют законодательнозакрепленную возможность самостоятельно определять характер мер социальнойподдержки для ряда категорий населения, существенно варьировать регламент иособенно объем предоставления социальной помощи, как адресного, так икатегориального характера. К полномочиям органов государственной властисубъектов РФ относятся обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда,тружеников тыла, жертв политических репрессий, граждан пожилого возраста, семейс детьми, малообеспеченных граждан и других социально уязвимых групп населения,а также предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданамсубсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Полномочия посоциальной поддержке граждан были перераспределены таким образом, чтосоциальные обязательства субъектов РФ резко расширились и вынудили ихизыскивать дополнительные средства в бюджете. По данным Минфина РФ на май 2005г., доля льготников региональных категорий и получателей детских пособий вМоскве составляла 23,5% населения, к которым следует добавить и процентов 10населения, получающего жилищные субсидии – это значительная нагрузка длябюджета.
Москва,наряду с другими регионами с наибольшей бюджетной обеспеченностью в РФ(например, Ханты-Мансийский АО), оказалась в наименее уязвимом положении.Душевые доходы московского бюджета почти двукратно превышают средние порегионам страны. Столица также лидирует среди всех субъектов РФ по уровнюфинансирования социальных программ: в консолидированном бюджете города за 2007г. душевые расходы по разделу «Социальная политика», составили 9 462 руб., или163% от среднероссийского значения (с поправкой на коэффициент стоимости жизнив регионах). В Москве реализуется масштабная система социальной поддержки свысокими душевыми расходами на социальную политику. Однако в отсутствиесерьезной проблемы бюджетных ограничений, тем не менее, перед региональнымивластями встает проблема целесообразности расходования средств. Степеньэффективности системы социальной защиты граждан, т.е. ее способности предоставлятьзначимую социальную поддержку наиболее нуждающимся группам населения,оказывается зависимой от выбора приоритетов развития. Основные направленияреализации социальной политики в Москве являются предметом дальнейшегорассмотрения.
Весьмаинформативным источником данных для анализа может служить «Комплекснаяпрограмма мер социальной защиты жителей г. Москвы» (далее Программа). В этомдокументе, ежегодно принимаемом Правительством Москвы на предстоящий год,приводится развернутый план финансирования мер социальной защиты населения,реализуемых Комплексом социальной сферы города. Он включает в себя мероприятияпо всем основным направлениям социальной политики: жизнеобеспечение (в томчисле соблюдение минимальных социальных гарантий в отношении доходов населения),образование, здравоохранение, сфера культуры и досуга, поддержка безработных,сфера жилищной политики и коммунального обслуживания.
Мерысоциальной поддержки, предусмотренные в Программе на 2008 г., почти целиком –на 98% – финансируются из городского бюджета, а оставшиеся 2% покрываютсясредствами государственных внебюджетных фондов и трансфертами из федеральногобюджета. В 2008 г. для реализации всего комплекса мер социальной поддержкижителей г. Москвы было предусмотрено 466 868,6 млн. руб., из которых 457 715,3млн. руб. должен был профинансировать городской бюджет. Для сравнения: в 2007г. на реализацию Программы было заложено в 1,5 раза меньше средств – 325 230млн. руб.
Кудапреимущественно направляются столь значительные бюджетные средства? СогласноПрограмме, приоритетами социального обеспечения Правительство Москвы считает: денежные выплаты и льготыразличным категориям населения, поддержку малообеспеченных семей, реализацию мер по стимулированию рождаемости исоциальную поддержку семей с детьми, дальнейшее развитие сети учреждений социальной защиты дляудовлетворения потребностей населения в социальных услугах.
По структурерасходов, заложенных в Комплексной программе 2008 г., можно проанализировать,каким группам населения и в какой форме в Москве оказывается социальнаяподдержка. Для этого статьи расходов Программы были рассмотрены с точки зрениятаких параметров, как:
возрастнаягруппа получателей;
формасоциальной поддержки;
принциппредоставления социальной поддержки (адресный или категориальный).
Социальнаяподдержка различных возрастных групп. Исследования социально-демографическогопрофиля бедности в России показывают, что риски и глубина бедности сильнодифференцированы для разных групп домохозяйств. Самому высокому риску бедности(около 80%) подвержены семьи с детьми, тогда как среди семей пенсионеров бедныхменее трети и дефицит доходов в этой группе не столь значителен [см. Доходы исоциальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность. / Рук. авт. колл. Л.Н.Овчарова. – НИСП, 2005]. Самый общий вывод, который напрашивается исходя изэтих результатов: меры социальной поддержки для семей с детьми должны бытьприоритетной частью в структуре социальных расходов.
Однако вМоскве сложилась иная ситуация: в условиях высокой стоимости жизни (коэффициентстоимости фиксированного набора потребительских товаров в Москве в 2007 г. былравен 145% от среднероссийского уровня.) и низкой чувствительности к ней уровняпенсионного обеспечения, регулируемого федеральным, а не региональнымзаконодательством, повышенным риском бедности отличаются пенсионеры. В первомполугодии 2008 г. в целом по стране пенсия составляла 25% от средней заработнойплаты, а в Москве – только 15%. Это указывает на уязвимое положение пенсионеровв общей доходной стратификации населения города, и, следовательно, нанеобходимость дополнительных мер социальной поддержки этой группы.
Рассмотрим,каким образом в системе социальной защиты Москвы распределяются средства напрограммы, адресованные следующим социально-демографическим (возрастным)группам:
детям исемьям с детьми;
молодежи;
гражданампожилого возраста.
Важноотметить, что в некоторых статьях расходов невозможно однозначно определить,какова возрастная структура получателей этих мер социальной поддержки. Самыекрупные и социально значимые из них – это «Субсидии на реализацию мерсоциальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда напассажирском транспорте» и «Расходы на реализацию мер социальной поддержкиграждан по оплате ЖКУ». По этой причине мы были вынуждены исключить такиестатьи расходов из дальнейшего анализа в этом пункте.
Структурарасходования средств по возрастным группам получателей социальной поддержки вМоскве в 2008 г. приведена в таблице 1 в двух вариантах: первый включает в себявсе формы социальной поддержки (выплаты, социальные услуги и льготы), а второй– только денежные выплаты и натуральные льготы.
Прирассмотрении всех трех форм социальной поддержки приоритетнойсоциально-демографической группой являются дети и семьи с детьми. На меры ихсоциальной защиты в 2008 г. было выделено более 125 млрд. руб., или свышечетверти всех средств, заложенных на реализацию Программы. На социальнуюподдержку пожилых людей расходуется в полтора раза меньше средств, чем напрограммы для детей (84 млрд. руб., или 18% всех расходов).
Однакоследует иметь в виду, что в эти суммы включены не только программы социальныхльгот и выплат, но предоставление социальных услуг, на которые уходит более 80%всех затрат поддержку детей и семей с детьми. Таким образом, основной формойсоциальной поддержки этой группы в Москве является предоставление бесплатныхуслуг в дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях, содержание детейв интернатных учреждениях и детских домах, а также обеспечение их досуговойдеятельности. В среднем на эти социальные услуги (без финансирования учрежденийпо внешкольной работе с детьми и коррекционных учреждений) расходуется около 90тыс. руб. в год на 1 ребенка.
Еслиисключить из рассмотрения расходы на содержание учреждений социальной сферы ианализировать затраты только на выплаты и реализацию льгот, то соотношениевозрастных групп становится противоположным. Доля расходов на программы длядетей и семей с детьми снижается примерно в 5 раз, а главными получателямиденежных выплат и натуральных льгот оказываются представители старшегопоколения (15% расходов по Программе). Около 80% этих средств направляется нареализацию специальной программы поддержки доходов этой возрастной группы: кпенсиям неработающих и некоторых категорий работающих московских пенсионеров иинвалидов ежемесячно доплачивается сумма, гарантирующая им доходы не нижевеличины прожиточного минимума пенсионера (ПМ) в г. Москве. В Программе 2008 г.установлено, что с 1 февраля 2008 г. общая сумма пенсии (пенсий) и ежемесячнойкомпенсационной выплаты у неработающих и отдельных категорий работающихпенсионеров и инвалидов не может быть ниже 5 300 руб., тогда как величинапрожиточного минимума пенсионера в Москве в I квартале 2008 г. составляла 4 408руб. К концу 2008 г. планировалось «дотянуть» уровень доходов этой категорииграждан до величины 1,5 ПМ.
Всего даннуюкомпенсационную выплату получают 2 млн. человек, что составляет 83% от общейчисленности пенсионеров в Москве. На финансирование этой программы выделяютсябеспрецедентно большие суммы – более 55 млрд. руб. в 2008 г., что в 1,7 разабольше уровня финансирования 2007 г. Объем средств, направляемых на поддержкудоходов неработающих пенсионеров, составляет 68% от суммы всех социальныхвыплат, заложенных в Программе 2008 г. Судя по охвату получателей и объемурасходов бюджета, эта программа является одним из приоритетов социальной защитынаселения
Наименьшуюсоциальную поддержку получает молодежь: расходы на все формы социальнойподдержки этой возрастной группы составляют только 3,6%. При этом около 80%всей суммы составляют расходы на содержание обучающихся в средних специальныхучебных заведениях, в том числе выплата стипендий. Также к мерам по поддержкемолодежи относятся дотации остронуждающимся студентам, оказание помощи вузам,материальная поддержка безработных выпускников ПТУ и ССУЗов, ищущих работувпервые. Однако средства, направляемые на эти программы, минимальны.
Системасоциальной защиты нацелена на поддержание уровня и качества жизни граждан,оказавшихся в ситуации социальных рисков. Социальная поддержка предоставляетсянаселению посредством:
выплатыпенсий и пособий страхового и нестрахового характера;
предоставлениянеденежных трансфертов;
оказаниясоциальных услуг.
Наиболеезатратной формой социальной поддержки является оплата стоимости товаров иуслуг, предоставляемых населению бесплатно или на условиях частичной оплаты. Нареализацию социальных льгот было выделено почти 155 млрд. руб., или треть всехрасходов по Программе 2008 г.
Москваотносится к тем регионам РФ, которые минимизировали замену льгот денежнымикомпенсациями, предложенную в Федеральном законе №122-ФЗ. Более того, в Москвенекоторые натуральные льготы (например, право на бесплатный проезд вобщественном транспорте) были сохранены не только для региональных категорийльготников, но и для всех пенсионеров. Наибольший объем поддержки московскиельготники получают при пользовании льготами на проезд и оплату услуг ЖКУ. Наэти цели в 2008 г. из городского бюджета было выделено:
на реализациюмер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда нагородском пассажирском транспорте – более 27 млрд руб.
на реализациюмер социальной поддержки граждан по оплате ЖКУ, и услуг связи (кромеабонентской платы за телефон) – 10,7 млрд руб., и сверх того – более 6 млрдруб. из федерального бюджета на оплату ЖКУ федеральным категориям льготников.
Однакопревалирование расходов на льготы объясняется тем, что в эту же категорию быливключены самые дорогостоящие программы жилищного строительства для бесплатногопредоставления гражданам, в том числе для выполнения городских жилищныхпрограмм. Если не принимать их в расчет, то пропорции кардинально меняются. Беззатрат на строительство социального жилья и без субсидий на приобретение жильягражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, доля расходовна предоставление льгот снижается более чем вдвое, и получается, что на этуформу социальной поддержки выделено даже меньше средств, чем на денежныевыплаты.
Максимальныефинансовые ресурсы в Комплексе социальной сферы Москвы потребляют учреждениясоциальной сферы и проведение социально значимых мероприятий. Расходы насоциальные услуги по объему сопоставимы с расходами на предоставление льгот (сучетом жилищных программ), а в структуре затрат составляют более четверти.Однако в городе сложился дефицит социальных услуг для детей (в дошкольныхобразовательных учреждениях) и пожилых.
Необходимоотметить, что рассмотренные формы социальной поддержки имеют разнуюнаправленность с точки зрения возрастного контингента пользователей. Как былосказано ранее, основная целевая группа выплат – это люди старшего поколения. Наденежные трансферты пожилым выделено более 60 млрд руб., а на те же цели детями семьям с детьми – только 10 млрд Причина такого «перекоса» в возрастнойструктуре получателей выплат – масштабная программа ежемесячных компенсацийнеработающим пенсионерам, на которую приходится 68% общего объема выплат поПрограмме. В то же время основными пользователями социальных услуг являютсядети: на содержание образовательных учреждений, детских домов и приютоврасходуется более 85% средств на этот вид социальной поддержки (117 млрд руб.),тогда как на социальные учреждения для обслуживания пожилых – в 8 раз меньше(14,5 млрд руб.).
Что касаетсясоциально-демографического состава получателей натуральных трансфертов, то егоможно оценить только по неполному перечню льгот, т.к. расходы на реализациюкрупнейших по стоимости льгот по оплате ЖКУ и проезда в общественном транспортеданы в совокупном виде. Остальными льготами, не учитывая этих, дети и семьи сдетьми в Москве пользуются даже более обширно, чем старшее поколение: стоимостьльгот для первых в 1,3 раза больше, чем для вторых. Самые масштабные позатратам «детские» льготы касаются предоставления бесплатного питанияшкольникам и обеспечение их учебниками, а также оздоровительных мероприятий длядетей.
Снижениеуровня бедности и поддержка малообеспеченных семей заявлена ПравительствомМосквы как один из основных приоритетов социальной защиты. На достижение этойцели работает довольно много социальных программ, важнейшие среди них:
* ежемесячныепособия, гражданам, имеющим детей до 16 (18) лет;
*компенсационныедоплаты неработающим пенсионерам и инвалидам;
*жилищныесубсидии.
На выплатудетских пособий семьям с низкими доходами идет только 7-8% всех средств,выделяемых на социальную защиту малообеспеченных. Московская программаежемесячных детских пособий отличается от аналогичных программ в другихрегионах. Во-первых, в ней занижен порог вхождения: на пособие могутпретендовать семьи, если их среднедушевой доход не превышает 8 тыс. руб., что вII квартале 2008 г. соответствовало 120% ПМ. Во-вторых, в ней установленотносительно высокий размер пособия (500 руб. – базовая величина и 1250 /750руб. – повышенное пособие для неполных семей и некоторых иных категорий).
Основнымипользователями адресных программ оказываются пенсионеры, поскольку три четвертирасходов на них составляют надбавки к пенсиям, о которых говорилось выше. Кромеденежных выплат, остронуждающимся семьям предоставляется также натуральнаяпомощь в виде товаров длительного пользования, бесплатного питания в центрахсоциального обслуживания, но ее вклад в общую сумму расходов незначителен –около 4%.
Субсидии наоплату жилья и коммунальных услуг являются одной из основных региональныхпрограмм социальной поддержки населения в каждом субъекте РФ. В полномочияорганов власти субъектов РФ входит определение набора региональных стандартов:максимально допустимой доли расходов на оплату ЖКУ в доходах граждан,нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг. Посравнению с другими регионами в Москве применяется достаточно низкаямаксимальная норма расходов на оплату ЖКУ, дифференцированная в зависимости отразмера среднедушевого дохода. При среднедушевом доходе свыше 2 500 руб. вмесяц максимально допустимая доля расходов на ЖКУ составляет 10% (нафедеральном уровне установлена планка – 22%). Это означает, что установленные впрограмме правила участия способствуют вхождению в нее большего числаполучателей.
На реализациюданной программы в 2008 г. было направлено более 9 млрд (13% расходов наадресные меры), а получателями жилищных субсидий в первом полугодии 2008 г.стали 472,4 тыс. или около 12% домохозяйств в Москве. Стоит отметить, чтожилищные субсидии – это лишь часть целого комплекса социальных программ,направленных на снижение расходов населения на оплату ЖКУ. К ним такжеотносятся льготы для отдельных категорий населения (семьи с детьми-инвалидами,многодетные семьи, ветераны труда, реабилитированные лица) и компенсации всемунаселению части расходов на ЖКУ. Из городского бюджета финансируются расходы наэксплуатацию жилищного фонда, субсидии на покрытие убытков теплоснабжающихорганизаций, связанных с применением государственных регулируемых тарифов и др.Благодаря этим весьма дорогостоящим программам (более 80 млрд руб., или 17%расходов по Программе) возмещение затрат за предоставляемыежилищно-коммунальные услуги жителями Москвы составляет только 59% от реальнойстоимости, и это самый низкий уровень данного показателя в стране.
Объемыфинансирования и масштабы охвата свидетельствуют о том, что адресные программыдля граждан с низкими доходами, действительно, составляют приоритетрегиональной социальной политики. В отличие от большинства субъектов РФ,которые ограничиваются ежемесячными пособиями для семей с детьми и жилищнымисубсидиями, Москва осуществляет и поддержку неработающих пенсионеров. Однако вгороде нет программы государственной социальной помощи, которой могли бывоспользоваться другие нуждающиеся граждане, не принадлежащие к категориипенсионеров или семей с детьми.
Такимобразом, проведенный анализ структуры расходов в «Комплексной программе мерсоциальной защиты жителей г. Москвы» 2008 г., позволил выявить основныеприоритеты развития социальной сферы столицы. В области социальной политикиМосквы как региона, не испытывающего жестких ограничений бюджетных средств,главная ставка делается на реализацию масштабных социальных программ,охватывающих большое число получателей и требующих значительных объемовфинансирования.
Кприоритетным направлениям развития системы социальной поддержки граждан вМоскве относятся:
*Комплекссоциальных программ, способствующих снижению затрат населения на оплату жилья икоммунальных услуг.
*Минимальнаямонетизация натуральных льгот при расширенном перечне льготных категорийграждан, социальная поддержка которых относится к полномочиям региональныхорганов государственной исполнительной власти.
*Программыдля малообеспеченных граждан, которые активно развиваются и финансируютсянаряду с многочисленными мерами социальной поддержки, основанными накатегориальном принципе вхождения участников. Важнейшая среди адресных программпо охвату получателей и объему ресурсов – поддержка доходов неработающихпенсионеров и инвалидов, призванная компенсировать недостатки в системепенсионного обеспечения, регулируемой на федеральном уровне. Расходы накомпенсационные доплаты неработающим пенсионерам постоянно увеличиваются исущественно превышают суммы выплат семьям с детьми.
Преимущественныйдоступ представителей старшего поколения к денежным трансфертам и натуральнымльготам при меньшем участии в них детей и семей с детьми. Последние являютсяосновными пользователями социальных услуг (в основном образовательных),предоставляемых учреждениями социальной сферы, содержание которых наиболеедорого обходится бюджету. Молодежь получает минимальную социальную поддержку,которая концентрируется в сфере получения профессионального образования.
1.2Социальная благотворительность
Есть такиезамечательные категории, понятия, свойства людей как «доброта», «сострадание»,«сочувствие», «отзывчивость», «участие в чужой беде». Принято считать, чточеловек отличается от животных наличием разума. Но, кроме того, не менееважного для человека как высшего существа наличие чувства любви к ближнему.Недаром одна из важнейших заповедей христианства гласит: « Люби ближнего своегояко самого себя». Самые благородные и уважаемые в мире люди утверждали, чтосчастье человека заключено в том, чтобы сделать счастливыми как можно большедругих людей, что давать приятнее чем брать. Если и провозглашались иногдасоциалистические заклинания типа «человек человеку — друг, товарищ и брат», тоничего, кроме формального лозунга в них не содержалось.
В итоге вобществе возникло стойкое убеждение, что забота о других людях — забота государства, акаждый должен заботится только о себе, своей семье близких и родных. Это неозначает, что доброта, взаимопомощь были вообще изъяты из обихода. Сердобольныелюди всегда были и оставались в любом обществе, милосердие проявлялось вомногих жизненных ситуациях. Но наблюдалось оно от случая к случаю и никоимобразом не было государственно почитаемым образом и стилем поведения. Таковабыла и во многом остается социальная нравственность.
Следуетхорошо усвоить положение, что никакое государство не в силах само, с помощьюзаконов, выделения средств, оказания государственных форм социальной помощисправится с проблемами социальной экономики. Всегда за чертой, границейофициальной узаконенной, обязательной государственной помощи будут находитсятысячи людей, котором способен эффективно помочь только ближний,непосредственно видящий чужую беду, проявляющий сострадание к бедствующим,нуждающимся, способный глубже всего понять, что же им нужно.
Поэтомусоциальная благотворительность, проявляющаяся в том, что одни люди бескорыстно,по внутреннему душевному позыву помогают другим, чем могут: деньгами, вещами,услугами, советами, заботой, лечением, утешением самый яркий признакблагородства, совести человека.
Отсюда вовсене следует, что надо обязательно помогать вся и всем, подавать, образно говоря,каждому, кто протягивает руку. Это даже при желании просто невозможно. Каков жекритерий разумных действий в этом отношении? Обращаться в подобных ситуацияхнужно не только к разуму, но и к сердцу. Зов души, совесть, внутреннееубеждение подскажут вам, когда нельзя пройти миом, следует проявить сочувствие,оказать помощь, если ваша душа не очерствела.
Полезнымимогут оказаться и советы людей, стремление следовать примеру других, но надотвердо усвоить мысль, согласно которой добро лишь в минимальной степенитворится по повелению, указанию извне, оно должно проистекать из собственнойволи, желания внутреннего позыва.
Глава 2.Система социальной поддержкигосслужащих в России
Необходимостьсуществования государственной службы и ее правового регулирования обусловленасамим существованием государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыти состояние общественных отношений, даже в странах с высокой культуройдемократии, показывают, что современное общество не может нормальнофункционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата иопределяемых ими рамок поведения. Для того чтобы Российская Федерация сталадемократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения,необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственныйаппарат, аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший до проведениярадикальных политических, экономических и социальных реформ.
Все болееуглубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в российскомобществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые посложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственныепроблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба каксоциально организующий институт, как специальный вид управленческойдеятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленнаяна формирование высокопрофессионального и стабильного государственногоаппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач переходного периода.
Вполнеоправдано одной из приоритетных задач кадровой политики считать созданиесистемы социальной защиты государственных служащих.
Конечно,трудно говорить о социальной защите государственных служащих в стране, гдесвыше 30 процентов населения живет за чертой бедности и нуждается в социальнойподдержке государства. Но актуальность проблемы и состоит в том, что тольконаличие сильной социальной и правовой защищенности государственных служащихсоздает условия для притока и закрепления на государственной службе наиболеекомпетентных и добросовестных граждан, способных стать связующим звеномгосударства с населением, обслуживая государство, обслуживать и защищать праваи законные интересы человека в нашей стране.
Необходимоотметить, что социальная защита государственных служащих отличается отсоциальной защиты населения в целом. Изучение этой проблемы находится наначальной стадии. Не много на заданную тему и научных разработок.
Прежде чемперейти к вопросу о социальной защите государственных служащих, необходимопонять, что есть социальная защищенность населения вообще. Понятие “социальнаязащищенность человека” отражает многообразие связей человека и общества,благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие ииспользование их способностей.
Однако такойподход возник только недавно. В период существования командно- административнойсистемы социальная защита понималась узко и реализовывалась в рамкахцентрализованной государственной системы социального обеспечения инвалидов,пенсионеров и прочих. Социальная защита в целом в обществе осуществлялась путемперераспределения прибавочного продукта и распределения общественных фондовпотребления. Проблема социальной защиты государственной ипартийно-хозяйственной номенклатуры вообще не поднималась, так как именно этакатегория и была наиболее социально защищена и с точки зрения престижностипрофессии, и с точки зрения удовлетворения основных жизненных потребностей.Номенклатура имела не только достаточно высокую оплату труда, но и доступ кдругим материальным и нематериальным благам: лучшему медицинскому обслуживанию,источникам товаров повседневного спроса, комфортным жилищным условиям и томуподобным.
Сегоднясоциальная защита населения в качестве основной цели преследует избавлениезначительной его части от нищенского существования в условиях, когдасреднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворенияэлементарных физиологических потребностей. Возникла настоятельная необходимостьпредотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членовобщества и семей с детьми, как наиболее социально уязвимых групп населения. Нотак как уровень оплаты труда все более отстает от уровня цен, все большееколичество товаров повседневного спроса становится малодоступным, а то и вовсенедоступным не только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан. Всвязи с этим возникает проблема защиты стабильности рабочих мест как основногоисточника обеспечения средств существования и создание условий для активноговключения населения в социально полезную деятельность.
Такимобразом, эффективная система социальной защиты населения должна быть рассчитанане только на категории граждан, непосредственно нуждающихся в такой защите, нои на максимальное развитие экономики, стимулирование трудовых усилий каждоготрудоспособного члена общества, создание условий, в которых он хотел и мог бызаработать. Ведь именно труд дает достаточные средства для действеннойсоциальной защиты.
Было бынеправильным подходить к социальной защите государственных служащих аналогичносоциальной защите всего населения. Дело в том, что здесь существуют двапринципиальных различия.
Отождествлятьсоциальную защиту социально уязвимых слоев населения, живущих ниже чертыпрожиточного минимума, нельзя в связи с тем, что нищий чиновник, перебивающийся“от зарплаты до зарплаты” и самостоятельно не защищенный, не сможет эффективнозащищать других, так как просто не будет достаточно работоспособен для этого.
Кроме того,социальная защита уязвимых слоев населения рассматривается с точки зренияудовлетворения первичных потребностей, а социальная защита государственныхслужащих — не только первичных, но и вторичных, более существенныхпотребностей: Исследование, проведённое
Информационно-социологическимцентром РАГС при президенте РФ показывает, что среди стимулов успешной работыаппаратов органов власти на первом месте оказываются социально-психологическиеусловия в коллективах, а также вопросы рациональной организации трудагосслужащих.“Ониработают не просто на зарплату, а во имя того, чтобы служить наивысшимнациональным интересам. Деньги, престиж, комфорт для таких людей — не главное.И таких работников немало, что подтверждают данные исследований.
Характернамотивация выбора работы в государственных структурах.
Большое числослужащих связывает этот выбор со стремлением реализовать себя в управленческойсфере (37%) и занять достойное место в обществе (24%).
Социальнаязащита государственных служащих не должна ограничиваться их материальнымобеспечением, но учитывать их психологию, самоуважение и признание со стороныколлег, начальства, общества в целом. И в этой связи возникает первоочереднаяпроблема создания положительного, делового имиджа государственной службы наоснове правдивой и оперативной информации.
Необходимоотметить, что одной из причин отрицательного отношения населения кгосударственной службе была и остается проблема льгот и привилегий. “Привилегииявляются объективной необходимостью любой управленческой структуры в любомобществе. Заявления о желании их ликвидировать есть или демагогия, илинепонимание основ управления… В то же время именно привилегии вызываютнегативные оценки в общественном мнении о государственной службе. Опытдемократически развитых зарубежных стран показывает, что этого достаточно легкоизбежать.
Для этогонужно, во-первых, чтобы все привилегии были законодательно оформлены.Во-вторых, оно должны быть известны всем. И, в- третьих, должен бытьдейственным и гласным контроль над соблюдением законодательства о привилегиях.
Присоблюдении этих условий их негативное влияние на нравственную оценкугосударственных служащих значительно снижается”.
Второепринципиальное различие социальной защиты государственных служащих и социальнойзащиты других трудоспособных граждан обусловлено тем, что занятый в различныхгражданских структурах (даже выполняющий неквалифицированный труд) гражданинработает “на себя”, в то время как государственный служащий не только продаетсвой труд, но и, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии,реализуя волю государства, а не свою собственную. При этом, в отличие от другихграждан, ограничиваются не только его конституционные права, но и другие личныеправа и свободы.
Такиеограничения прав и свобод во имя интересов общества требуют социальнойкомпенсации. Коль государство ограничивает своих служащих, то оно должнозаботиться о них, и забота эта должна быть подлинной и многогранной.
Всевышесказанное позволяет сделать вывод о том, что социальная защитагосударственных служащих “должна включать в себя комплекс мер, направленных,во-первых, на компенсацию ограничений, объективно обусловленных характеромдеятельности; во-вторых, на реализацию социальных ожиданий работника, которыелегли в основу его профессионального выбора; в- третьих, на нейтрализациюфакторов, препятствующих эффективной служебной деятельности конкретного лица”.
Государственныйслужащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кромепедагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатомзаконодательного (представительного) органа Российской Федерации,законодательных (представительных) органов субъектов федерации, органовместного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично иличерез доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческойорганизацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если впорядке, установленном федеральным законом и законами субъектов федерации, емуне поручено участвовать в управлении этой организацией; быть поверенным илипредставителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором онсостоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен илинепосредственно подконтролен ему; использовать в неслужебных целях средстваматериально-технического, финансового и информационного обеспечения, другоегосударственное имущество и служебную информацию; получать гонорары запубликации и выступления в качестве государственного служащего; получать отфизических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение,ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иныевознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числеи после выхода на пенсию; принимать без разрешения Президента РоссийскойФедерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств,международных и иностранных организаций; выезжать в служебные командировки заграницу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебныхкомандировок, осуществляемых в соответствии с международными договорамиРоссийской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральныхорганов государственной власти и органов государственной власти субъектовфедерации с государственными органами иностранных государств, международными ииностранными организациями; принимать участие в забастовках; использовать своеслужебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числерелигиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в государственныхорганах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных,общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Наконец,государственный служащий обязан передавать в доверительное управление подгарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся вего собственности доли
(пакетыакций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленномфедеральным законом.
Педагогическая,научная и иная творческая деятельность здесь в расчет браться не может, так какона обычно мало оплачивается и служит, в основном, удовлетворению вторичныхпотребностей. Понятно, что низкая заработная плата государственных служащихбудет способствовать оттоку квалифицированных кадров из системы государственнойслужбы, а также совершению государственными служащими противоправных действий икоррупции.
Именно в этомзаключается одна из причин сознательного недоиспользования трудящимся своихфизических и интеллектуальных способностей, о чем свидетельствуют результатыисследований. Например, на вопрос “В полной ли мере Вы реализуете своиспособности на работе?” положительный ответ был получен лишь от 28,6 процентовопрошенных. Причем только 10,8 процентов участвовавших в опросе уверены, чтоесли они будут работать больше и лучше, то их заработок увеличится”.
Опытгосударственной службы зарубежных стран показывает, что существуют различныесистемы оплаты труда государственных служащих.
В Германиивопросы оплаты труда чиновников регулируются законом. Оклады устанавливаются взависимости от места и срока службы. Во
Францииразмер заработной оплаты государственного служащего устанавливается взависимости от наличия диплома, удостоверяющего определенную степеньквалификации, так как вся система тарифных ставок приведена к дипломам исвидетельствам, предъявляемым в момент зачисления на государственную службу. ВАнглии, Соединенных Штатах, Франции минимальная заработная плата первогоразряда устанавливается в соотношении со средним уровнем оплаты труда в частномсекторе.
В связи сэтим изменение существующей модели оплаты труда государственных служащих наоснове зарубежного опыта будет являться одной из мер их социальной защиты.
Другимсоциально значимым ограничением является абсолютный запрет государственнымслужащим на участие в забастовках, в том числе в забастовках с целью защитысвоих профессиональных прав. Ввиду того, что
“право назабастовку есть одно из главных и законных средств, с помощью которых работникии их организации могут осуществлять и отстаивать свои социальные иэкономические интересы”, компенсацией ограничения на участие в забастовкахмогло бы стать создание примирительных
(согласительных)процедур и органов (или комиссий), в компетенцию которых входило рассмотрениежалоб государственных служащих по вопросам установления оплаты труда, порезультатам аттестации, квалификационных экзаменов, конкурсов, разрешениеслужебных конфликтов и тому подобное.
Интересен, вэтой связи, опыт государственной службы зарубежных стран. Так, например, в СШАсуществует принцип “системы заслуг”, и для большинства чиновников продвижениепо служебной лестнице производится согласно этому принципу. Он означает отборлучших кандидатур на повышение на конкурсных экзаменах, а также на основеежегодной оценки их служебной деятельности.
Совет позащите системы заслуг служит тем государственным органом, главными задачамикоторого являются защита как всей системы заслуг, так и отдельных служащих отзлоупотреблений руководителей, неоправданных кадровых действий, заслушивание ипринятие решений по жалобам служащих. Кроме названного Совета существуетФедеральный совет по руководству трудовыми отношениями, который выносит решенияпо трудовым спорам.
В России впримирительных процедурах между государством и государственными служащими моглабы сыграть большую роль такая общественная организация как профессиональныйсоюз государственных служащих. Кстати, это единственная общественнаяорганизация, создание которой в государственных органах допускается федеральнымзаконом.
Следуетсказать еще об одном социально значимом ограничении, которое реализует принципполитического нейтралитета государственных служащих (или, иначе, принципвнепартийности государственной службы) — это запрет на использование служебногоположения в интересах политических партий. Компенсацией этого ограниченияявляется создание института государственных должностей государственной службыкатегории “В”, то есть штата государственных служащих, находящихся нагосударственной службе постоянно, вне зависимости от смены политическогоруководства. “В условиях существования в нашей стране многопартийности, частойсмены правительства, роспуска парламента, такой штат будет служить факторомустойчивости государства и общества, и способствовать эффективному и рациональномууправлению страной”.
Кромезаконодательно закрепленных ограничений, на государственной службе существуют ктому же перегрузки, связанные с ненормированным характером труда, то естьзанятостью во внеслужебное время, а также жесткостью требований, предъявляемыхв административной иерархии.
Причемнагрузка и требования к государственному служащему возрастают с продвижениемего вверх по служебной лестнице.
Как показалиисследования, “подавляющее большинство государственных служащих работаетсверхурочно (до 90 процентов). При этом основная часть опрошенных (60процентов) выполняет эти работы постоянно. В ряде министерств и ведомств ихчисло достигает 77 процентов, а среди руководителей департаментов и управлений- до 86 процентов”. В связи с этим компенсационные меры социальной защитыдолжны быть направлены не только на установление надбавок за напряженностьработы, но и на льготы в медицинском обслуживании, установление дополнительныхотпусков, государственное страхование, льготное пенсионное обслуживание и такдалее.
По моемумнению, социальная защита государственного служащего, предоставляемые емульготы, должны возрастать по мере его вертикального роста, так как именно трудруководящего состава характеризуется повышенной сложностью и напряженностью;ответственностью не только за принимаемые лично решения, но и за решения идействия подчиненных; увеличением объема решаемых задач и так далее.
Социальныеожидания государственных служащих, как уже отмечалось ранее, связаны судовлетворением вторичных потребностей. И в этом плане, наряду с поднятиемимиджа государственной службы, выделяется проблема профессионального иличностного роста государственных служащих. Причем явно прослеживаются двестороны этой проблемы:
1) карьераслужебная (вертикальная), то есть повышение профессионального и должностногостатуса, связанное с расстановкой кадров;
2) карьерапрофессиональная (горизонтальная), то есть профессионально-квалификационноеразвитие, связанное с самообразованием, обучением, желанием каждодневно делатьвсе более сложную работу. Здесь важна система определения соответствиякандидата требованиям по должности, его профессиональная оценка, включающаяпрогнозирование и планирование потребностей в кадрах, формирование резерва на выдвижение,систему повышения профессиональной квалификации.
Глава 3. Социальнаяреабилитация
Слово«реабилитация» означает восстановление, возвращение утерянного. Принятоговорить о восстановлении здоровья, прав возвращении доброго имени. Социальнаяреабилитация означает, прежде всего, восстановление нарушенной социальнойсправедливости.
Особенноостро в наше время стоит проблема социальной реабилитации невинно пострадавших.Любого пострадавшего человека жалко, но особенно печально, когда человекпострадал не по собственной вине, а безвинно, по злому умыслу или по случайномустечению обстоятельств. Поэтому общество, государство должны проявлять особуюзаботу о невинно пострадавших, ставших жертвами. Надо делать все возможное,чтобы вернуть им потерянное, по крайней мере, то, что еще можно вернуть.
Это преждевсего жертвы противозаконных репрессий со стороны государственных органов иотдельных лиц, произвола, насилия, нарушения прав человека. Особенно печальноизвестен в этом отношении сталинский период советской истории, когда миллионылюдей были без всяких отношений лишены свободы, имущества, прав, сталипереселенцами, потеряли работу, несли на себе клеймо ложных обвинений.
Это, с другойстороны, жертвы войны, потерявшие здоровье, ставшие инвалидами, лишившиесякрова. Наиболее тяжелый урон в этом отношении принесла людям Украины, бывшегоСоветского Союза, Великая Отечественная война с германским фашизмом, врезультате которой жестко пострадали десятки миллионов людей. К сожалению,продолжаются локальные региональные военные действия разного масштаба,результатом которых являются огромные потери жизней, здоровья людей, имуществаи ценностей. И снова в их жернова попадают безвинные люди, которые затемнуждаются в реабилитации.
Это такжелица, пострадавшие от катастроф, стихийных бедствий, аварий. Только частичнаякомпенсация потерь, обусловленных аварией на Чернобыльской атомнойэлектростанции, поглотила многие сотни миллиардов рублей. В результатеземлетрясений, оползней, затоплений, других стихийных бедствий страдают десяткитысяч людей, нуждающихся затем в социальной реабилитации.
К числуневинно пострадавших относятся инвалиды по болезни, жертвы эпидемийпострадавшие о вредности производства, нуждающиеся в реабилитации.
В результатемежгосударственных, межнациональных конфликтов увеличивается число невиннопострадавших, появляются миллионы вынужденных переселенцев, нуждающихся всоциальной реабилитации.
Всем этим«без вины виноватым» государство, общество призваны оказывать всемерную помощь,стремясь сделать все возможное для полной социальной реабилитации пострадавших.
Заключение
Россия еще покрайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении,восстанавливаясь после мирового финансового кризиса, когда социальные ожиданиянаселения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностямиобщества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выборнаправлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчасособо важное значение.
Послерассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, безкоторых немыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашегообщества, напрашивается единственно возможный в этой непростой ситуации вывод,что для успешного создания эффективного социально-защитного механизма являютсяследующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительноепретворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышениезанятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказаниегосударственной помощи в создании и поддержке таких присущих рыночной экономикеинститутов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышенияквалификации.
Списокиспользуемой литературы
1. Трубин В.В. Стратегияреформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М.,2000 г.;
2. Основные направлениясоциально-экономической политики Правительства Российской Федерации надолгосрочную перспективу.
3. Стратегия развитияРоссийской Федерации до 2010 г. // Коммерсантъ. 2000. № 83. 12 мая 2008г.
4. Холостова Е.И.Социальная политика. Учебное пособие. М., Инфра-М. 2001
5. Кузьмен О.В.Социальная политика государства. УМК. Новосибирск 2002.