Реферат по предмету "Государство и право"


Государственная власть как институт конституционного права

МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
Курсоваяработа
по предмету
«Конституционноеправо. Общая часть»
Тема: «Государственнаявласть как институт конституционного права»
Выполнил студент II курса
ЮИ — 212
Кривенцов В. В
Руководитель Колдаев В.М
Защищена «__» ____________ 2008г
Москва — 2008

План курсовой
Введение
1. Система органов государственнойвласти, их структура и компетенция
2. Понятие, сущность, свойства,функции государственной власти
Заключение
Список литературы

Введение
Понятиевласти является одним из центральных в конституционном праве. Оно дает ключ кпониманию государственных институтов, политических движений и самогогосударства. Определение понятия власти, её сущности и характера имеетважнейшее значение для понимания природы политики и государства.
Разгадка феноменавласти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмахвластвования является едва ли не самой главной задачей политологии. Первыепопытки разобраться в парадоксах и механизмах государственной власти былипредприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции.Например, то, что древнегреческое “архе”, обозначавшее “власть” или“главенство”, имело и другое значение – первоначало или первопричина,по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природевласти.
Властьпоявилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной формевсегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, длявоспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась укочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племеннаявласть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостьюорганизации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всехучастников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношениймежду людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи былиразрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичнойвласти, которая отделилась от общества и встала над ним.

1.        Система органовгосударства, их структура и компетенция
Государственные органы демократического государства образуютв своей совокупности определенную систему, обладающую характерными признаками.Так, данная система органов государства обладает единством, которое обусловленосоциальной сущностью государственных органов, общностью их задач и функций. Этоединство органов предполагает и отражает единство интересов и воли народа,которую они осуществляют. Деятельность всех органов направлена на достижениеобщей главной цели — обеспечить благополучие и процветание страны.
Единство системы проявляется и в том, что все составляющие ееорганы действуют не разрозненно, а совместно, находятся в тесной взаимосвязи,взаимодействии и взаимозависимости.
Система органов государства представляет собой иорганизационное единство, так как одни органы избираются или образуютсядругими; одни руководят деятельностью других; одни подотчетны и ответственны,подконтрольны или подчинены другим.
Кроме того, все государственные органы действуют на основезаконов. Акты, принятые вышестоящими органами, обязательны (если они непротиворечат конституции) для нижестоящих, т. е. между государственнымиорганами существует тесная организационно-правовая связь.
Следует отметить, что система органов того или иногогосударства не остается неизменной, а развивается вместе с государством.
Единство системы государственных органов предполагает иразграничение ее на составные части — виды государственных органов. Дляопределения видов государственных органов (классификации) наукаконституционного права пользуется данными анализа действующих конституций иконституционного законодательства демократических государств. Этими актами вразличных странах определяются порядок формирования, конституционно-правовоеположение отдельных видов и звеньев единого государственного аппарата, их местов системе органов государства, а также основы взаимодействия государственныхорганов друг с другом.
Структура и виды органовтого или иного государства устанавливаются в зависимости от формыгосударственного устройства и в соответствии с общепринятым принципомразделения властей при осуществлении государственной власти.
В зависимости от формы государственного устройства существуютследующие виды государственных органов:
— высшие и местные органы государственной власти вгосударствах с унитарной формой государственного устройства (например, воФранции — президент, парламент, правительство являются высшими органамигосударства, а префект и префектура в департаментах — местными органамигосударственной власти);
— федеральные органы государственной власти и органыгосударственной власти субъектов федерации в государствах с федеративной формойгосударственного устройства (например, в ФРГ — федеральный канцлер, парламент,федеральный президент, федеральное правительство являются общефедеральнымиорганами государственной власти, а органы государственной власти земель,входящих в состав федерации, являются государственными органами субъектовфедерации).
Как уже упоминалось, осуществление конституционного принципаразделения властей предполагает наличие в демократическом государстве органовзаконодательных, исполнительных и судебных, которые в своей совокупностисоставляют основу государственного аппарата в той или иной стране.
Законодательные органы — это такие органы государства, на которые в соответствии спринципом разделения властей возложена законодательная, нормотворческаядеятельность. Они издают законы, т. е. нормативно-правовые акты, обладающиевысшей юридической силой и регулирующие наиболее важные общественные отношения.Законодательная деятельность является прерогативой представительных органовгосударственной власти, которые избираются, как правило, посредством всеобщих,равных выборов. Они призваны выражать волю народа, являются представителямиинтересов групп, слоев или всего общества. В. настоящее время представительнаяформа осуществления законодательной власти является наиболее приемлемой с точкизрения демократии и самоуправления народа. Следует отметить, что законодательнаявласть осуществляется народом не только через своих представителей впарламентах или других законодательных органах. Народ может принимать законынепосредственно, путем всенародного голосования — референдума. Данные способыявляются воплощением демократии и закрепляются в конституциях многихсовременных государств. Так, например, в Основном законе ФРГ записано: «Всягосударственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путемвыборов и голосований и через посредство специальных органов законодательства,исполнительной власти, правосудия» (ч. 2, ст. 20). Большинство законовпринимаются законодательными органами, так как референдум имеет сложную идорогую процедуру и проводится только по наиболее важным вопросам всеобщегозначения.
В настоящее время существуют различные современные системызаконодательных органов. Они имеют свои названия в зависимости От особенностейи традиций государства. В России — это Федеральное Собрание, в США — Конгресс,в Испании — Кортесы, в Швеции — Риксдаг, в Великобритании — Парламент.Общепринятое собирательное название законодательных органов — парламент.Количественный состав и структура парламента обусловлены государственнымустройством, количеством населения, историческими и политическими традициями страны.Парламенты могут состоять из одной, двух или трех палат. Наиболеераспространенными являются двухпалатные парламенты, хотя в настоящее времяотмечают тенденцию к формированию однопалатных парламентов.
В федеративных государствах формируются, как правило,двухпалатные парламенты, где одна из палат федерального парламента состоит изпредставителей всей федерации в целом, а другая — из депутатов, избранных (илиназначенных) от субъектов федерации. Парламенты субъектов федерации, какправило, являются однопалатными (например, такова система законодательныхорганов ФРГ, США). В унитарных государствах двухпалатная структура служитэлементом механизма сдержек и противовесов, обеспечивает баланс интересовразличных слоев и групп населения (примером здесь может служить парламентВеликобритании).
Исполнительные органы — это те органы, которые осуществляют государственную властьв форме организации исполнения законов. Высшим исполнительным органом вгосударстве является правительство, которое обычно формируется путемназначения. Способ назначения правительства обусловлен формой правления,политическими и историческими особенностями страны. В парламентарных монархияхправительство назначается парламентом и утверждается монархом. В президентскихреспубликах правительство формируется президентом. В парламентарных монархиях ипарламентарных республиках правительство возглавляется премьер-министром, а впрезидентских республиках — президентом.
К ведению правительства обычно относятся следующие вопросы:
— проведение в жизнь законов и иных решений законодательнойвласти;
— руководство гражданской и военной администрацией;
— руководство внутренней и внешней политикой;
— составление и исполнение бюджета и др.
К исполнительным органам государства относятся такжеминистерства и другие центральные административные учреждение и ведомства,которые осуществляют государственное руководство в различных сферахгосударственной жизни, организуя исполнение законов идругих нормативно-правовыхактов высших государственных органов.
В федеративных государствах в систему исполнительных органовгосударственной власти входят федеральное правительство и правительствасубъектов федерации. Так, в ФРГ в эту систему входит федеральное правительствои земельные правительства. К ведению последних относится культура,строительство, местные финансы, образование. Правительство земли возглавляетпремьер-министр, который совмещает функции главы правительства и главы«государства», т. е. главы земли1.
Судебные органы осуществляют судебную власть, которая является независимой исамостоятельной ветвью государственной власти. Судебная власть осуществляетсяспециальными государственными органами — судами. Основным назначением судовявляется защита прав всех субъектов права путем разбирательства впроцессуальной форме уголовных и гражданских дел и споров.
Особое место среди судов занимают конституционные суды,которые осуществляют контроль и надзор за тем, чтобы все нормативно-правовыеакты и решения правоприменительных органов соответствовали конституции. Внекоторых государствах функции конституционного суда выполняют верховные суды(например, в США) либо специальные государственные органы (например,Конституционный совет Франции).
Высшие судебные органы — верховные суды, конституционные судыявляются важной составной частью системы разделения властей. Они обладаютмощными рычагами сдерживания законодательных и исполнительных органов в случаепревышения последними своих полномочий.
Суды формируются различными способами, как путем выборов, таки путем назначения. Независимость судов от других государственных органовобеспечивается тем, что судьи подчиняются только закону, не ответственны ниперед кем, кроме закона и совести. Важнейшей гарантией независимости являетсянесменяемость судей (неограниченный либо длительный срок полномочий), ихнеприкосновенность (особый порядок привлечения к ответственности в случаесовершения правонарушения), высокое социальное положение и материальноеобеспечение на очень высоком уровне.
В системе разделения властей исключительно важное местопринадлежит институту главы государства. В политической практике различныхгосударств это официальное лицо, занимающее формально высшее место в системегосударственных органов и осуществляющее высшее представительство государстваво внутриполитической жизни и в международных отношениях. В настоящее времянаиболее распространены два вида этого института: монарх и президент.Соответственно различают две основные формы государственного правления:монархию и республику.
Монарх (король, шах и др.) занимает пост главы государства вустановленном порядке престолонаследия, как правило, пожизненно и его власть несчитается производной от какого-либо другого органа или населения. Традиционномонарх рассматривается как суверенный, верховный представитель и верховныйноситель государственной власти. В современных конституционных (парламентских)монархиях власть монарха существенно ограничена по конституции (Великобритания,Испания, Япония и др.). Фактически полномочия главы государства здесьосуществляются главой правительства — премьер-министром.
Президент же, как глава государства избирается на свой пост,на ограниченный срок либо всем населением, либо парламентом и в зависимости отэтого президентская власть считается производной от народа или отзаконодательного органа. Президент, как правило, представляется политическинейтральным лицом. Объем полномочий президента зависит от способа его избрания.Как правило, президент обладает обширными полномочиями в сфере формированиягосударственных органов, осуществляет представительные полномочия.
Важность и необходимость института главы государствазаключается в том, что глава государства координирует деятельность всех высшихорганов государственной власти, выражает интересы всего общества, служитносителем и гарантом государственного суверенитета. В установленных закономслучаях (чрезвычайное, военное положение и др.) на главу государствавозлагается весь груз государственной власти, объем его полномочий становитсяпрактически неограниченным. Обычный объем полномочий также значителен ираспространяется на все сферы государственной деятельности: законодательную,судебную, военную, международную и т. д.
Помимо рассматриваемых традиционных и наиболеераспространенных видов государственных органов существуют и другие виды органовгосударства. Из них можно выделить имеющиеся во многих государствах органы,осуществляющие надзор за законностью и контроль за финансами. Эти органыобразуют еще один вид государственных органов — контрольно-надзорные органыгосударства. К ним относятся прокуратура, на которую возложена защитазаконности и, как правило, уголовное преследование (см., например, ст. 124Конституции Испании), а также ревизионно-финансовые органы — счетные палаты(см., например, ст. 100 Конституции Италии), ревизионные советы (см., ст. 90Конституции Японии; ст. 98 Конституции Греции) и др.
2.        Понятие,сущность, свойства, функции государственной власти
Понятие. Понятие«государственная власть достаточно многогранно и в силу этого сложно дляисследования. Ученые предложили структурный анализ государственной власти. Вэтом сложном понятии выделяются следующие элементы:
1.   Субъект власти (социальная общность);
2.   Непосредственный носитель власти(аппарат);
3.   Само властвование (состояние,процесс);
4.   Объект власти (общество, индивид).
Субъект государственнойвласти – это та социальная общность, которой принадлежит суверенитет. Такимиобщностями могут выступать классы, нации или весь народ, но главным субъектомгосударственной власти является господствующий (руководящий класс). Понятие«субъект власти» дает ответ на вопрос, кто осуществляет государственноеруководство обществом, кому принадлежит государственная власть. Понятие«субъект власти» — это понятие политическое, оно дает представление ополитическом господстве обществом со стороны определенного класса. Разумеется,политическая власть является порождением и обусловлена экономической властьюкласса, которую можно определить как способность (равно как народа государства)реализовать свое право на собственность и на распоряжение ею в своих интересахсобственных и общества в целом.
Понятие «носитель власти»дает ответ на вопрос о том как государственная власть непосредственноосуществляется. Конечно же, весь господствующий класс (как и вся нация, весьнарод) не может непосредственно осуществлять государственную власть. Класс –это прежде всего социально-экономическая категория. Для того, чтобы классруководил обществом, будучи субъектом власти, он должен иметь различныеорганизации, особый аппарат власти, которому вручает право на осуществлениегосударственной власти. Что касается самого механизма вручения, передачи правана власть от субъекта власти (класса) к носителю власти (аппарату), то онрегулируется конституциями, то есть в конституции должно быть определено, какиеорганы государственной власти создаются в данном конкретном государстве, какони соподчиняются и функционируют.
Само властвование естьпроцесс осуществления государственной власти в общественных отношениях.Согласно конституционным нормам социально-политические отношения властвованиямогут быть двоякого рода. В одних отношениях народ, осуществляя свою власть, формируеторганы народного представительства и контролирует эти и другие органыгосударственной власти. Есть и другого рода социально-политические отношенияреализации государственной власти. Это отношения органов власти иисполнительного аппарата, отношения между судом и прокуратурой, наконец,отношения между государственным аппаратом и гражданами, на которыхраспространяется власть.
Понятие объекта власти отвечаетна вопрос, на кого распростроняется государственная власть, то есть ктоподчиняется властным велениям субъекта или носителя власти. Объектом властинарода является все общество. Власть народа означает, что народ осуществляетгосударственное руководство обществом. Власть государственных органовраспространяется на граждан, на их общественные организации, на хозяйственные исоциально-культурные учреждения. В случае невыполнения указаний органовгосударственной власти (если меры общественного воздействия) она можетприбегнуть к методу государственного принуждения.
С учетом всех этих сторонгосударственной власти можно попытаться дать определение понятия«государственная власть»:
Государственная власть –это государственное руководство обществом, осуществляемое при помощи специальноорганизованного государственного аппарата и опирающееся как на убеждение иобщественное принуждение, так и на средства государственного принуждения.
Сущность. Отечественнаяправовая наука сущность власти усматривает в материальных условиях жизничеловеческого общества. Сущность государственной власти – это ее главная,внутренняя, относительно устойчивая сторона, которая становится очевидной вомногих внешних проявлениях этой власти. Основоположники научного коммунизмаустановили, а общественная практика подтвердила, что сущность государственнойвласти в эксплуататорском обществе надо искать в концентрированном иорганизованном общественном насилии господствующих классов в отношениитрудящихся классов. При этом «общественное насилие» господствующих классовотнюдь не сводится лишь к государственному принуждению, а своим компонентомимеет государственное руководство общими делами общества, осуществляемое,однако¸ в интересах правящих классов. Следовательно, и в этом случаехарактер классового насилия государственной власти сохраняется, хотя иприкрывается общественными явлениями, внешне выражающими общие интересы даннойстраны, общества и народа. Говоря другими словами, государственная власть вклассово-эксплуататорском обществе – это инструмент, при помощи которогоэкономически господствующий класс организует свое политическое господство, тоесть подчиняет своей воле эксплуатируемый класс (или классы) и обеспечиваетосуществление «общих функций» по государственному руководству обществом, исходяпри этом из классовых интересов правящих слоев обществ. Заметим, чтоплодотворное осуществление функций по общему руководству обществом зависит нестолько от государственной власти, сколько от трудящихся, которые создаютматериальные и духовные ценности для общества и защищают его.
Анализируя характерПарижской коммуны как первой попытки создания новой государственной власти, КМаркс писал, что она – «обратное поглощение государственной власти обществом,когда на место сил, подчиняющих и порабощающих общество, становятся егособственные живые силы; это переход власти к самим народным массам, которые наместо организованной силы их угнетения создают свою собственную силу; этополитическая форма их социального освобождения, занявшая место искусственнойсилы общества (присвоенной себе угнетателями)… используемой для их же угнетенияих врагами». С победой социалистической революции открывается возможностьвозникновения качественно новой государственной власти. Социалистическаягосударственная власть, в отличие от власти в классово-эксплуататорскомобществе, является властью трудящихся классов, составляющих абсолютноебольшинство населения. Это организованная сила народных масс во главе с рабочимклассом, обеспечивающая подчинение каждого гражданина суверенной волетрудящегося большинства общества для подавления сопротивления свергнутыхэксплуататорских классов, уничтожения эксплуатации человека человеком истроительства нового, социалистического общества. Это и предопределяет сущностьсоциалистической государственной власти. По крайней мере так это выглядит вмарксистской доктрине.
Свойства. Свойствагосударственной власти – это определенные признаки, внутренне присущие этойвласти, то есть такие признаки, отсутствие которых делает немыслимым само существованиегосударственной власти.
Одним из важнейшихсвойств, характеризующих государственную власть, является суверенитет – такоеее свойство, в силу которого оная является самостоятельной и независимой отвсякой другой государственной власти в осуществлении своих функций как внутристраны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Подчеркнем сразу жееще раз – суверенитет это свойство государственной власти, а не5 самагосударственная власть (в прошлом такие утверждения не редкость). В силу этогоее свойства государственная власть является верховной, самостоятельной инезависимой от какой бы то ни было другой власти во всех сферах своеймногогранной деятельности как внутри страны, так и за её пределами.
Суверенитет – это неформальное свойство государственной власти, лишенное реального содержания, какутверждали многие буржуазные проповеды, а реальное свойство, в силу которогогосударственная власть устанавливает соответствующий её классовому характеруобщественный и государственный строй, обеспечивает охрану установленногогосударственной властью правопорядка в стране, определяет системугосударственной организации, порядок, принципы и основные формы деятельностигосударственного аппарата.
Нет и не может бытьсуверенной государственной власти без необходимых орудий власти, то естьразветвленной системы государственных органов, её осуществляющих. Следовательно,наличие органов власти, способных выполнять её многообразные функции, являетсянеобходимым признаком суверенитета государственной власти. Источником всейдеятельности этих органов служит суверенная государственная власть.
Непременным признакомсуверенной государственной власти, как отмечалось, является еёсамостоятельность в осуществлении своих функций. Самостоятельностьгосударственной власти выражается в том, что эта власть без какого бы то нибыло давления извне и вмешательства в её дела другой государственной властивыполняет свои задачи и функции, а так же в том, что она свободна в выборе техпутей и средств, способов и форм осуществления своей многообразнойдеятельности, которые государственная власть в конкретных исторических условияхсчитает наиболее приемлемыми и целесообразными.
Государственная властькак суверенная характеризуется, далее, независимостью, которая выражается втом, что она действует независимо от какой-либо другой государственной власти.Независимость выражается в полновластии и находит своё проявление в реализациифункций государства. В осуществлении основных функций государства участвуют,как известно, в той или иной мере и разнообразные общественные организации исоюзы трудящихся. Однако, именно государственная власть определяет пределытакого участия и его важнейшие государственно-правовые формы. Государственнаявласть не могла бы выполнять свои функции, если бы она была зависима от другойгосударственной власти внутри страны или вне её. История учит, что всякаяутрата независимости государственной власти ведет к потере суверенитета.
В социально-политическомсмысле независимость государственной власти предполагает недопущение подчиненияволи господствующего в данном обществе класса велениям господствующего классадругого государства. Независимость государственной власти выражается в еёполновластии, то есть в фактической способности по своему усмотрению создаватьте или иные органы для осуществления законодательства, управления, правосудия,охраны порядка на своей территории, внешних сношений с другими государствами ит.д. независимости государственной власти не противоречит добровольная передачаею части своих прав другому однотипному по своей социальной сущностигосударству, при условии, что данная государственная власть сохраняет за собойправо в любой момент вернуть себе эти права. Не противоречит принципунезависимости государственной власти и такое положение, когда последняя,добровольно вступив в федеративный союз с другими государствами, передает частьсвоих прав союзу, сохранив за собой право свободного выхода из него.
В данном случае речь идетне об ограничении суверенитета вступивших в федеративный союз государств, а обих добровольной передаче части своих полномочий органам союза в интересахобеспечения независимости, самостоятельности и верховенства государственнойвласти.
Государственная властькак власть суверенная обладает верховенством, которое выражается в том, что этавласть служит основой деятельности всех органов государства, источником ихвластных полномочий по осуществлению задач и функций государства. Толькогосударственная власть выступает как такая власть, веления которой являютсяобщеобязательными для всех органов государства, должностных лиц и граждан. Актыобщественных организаций и союзов не должны противоречить велениямгосударственной власти.
Государственная власть немогла бы быть верховной, если бы она находилась в зависимости от другой государственнойвласти, была несамостоятельна в определении путей и средств осуществлениястоящих перед ней задач. В понятии верховенства государственной власти как бысинтезируются все другие элементы (независимость и самостоятельностьгосударственной власти), характеризующие суверенитет этой власти.
С понятием верховенствагосударственной власти тесно связан вопрос о её неограниченности. С точкизрения социально-политической, это определяется диктатурой господствующегокласса. Сказанное не означает¸ конечно, что неограниченность властиравнозначна произволу. Понятие неограниченности государственной властиозначает, что эта власть является источником всех юридических форм, действующихв обществе; что она не ограничена в своем праве изменять, отменять и издаватьновые законы и иные нормативные акты. Говоря другими словами, государственнаявласть не имеет формальных ограничений и независима в установлении своегоправа, как и самого порядка создания правовых норм. Она вправе принимать любоерешение в том порядке, который считает целесообразным.
Неограниченностьгосударственной власти нельзя, конечно, толковать в том смысле, что её органыне связаны правом, что они обладают неограниченной возможностью властныхдействий по собственному усмотрению. Неограниченность государственной власти вобществе не означает также и абсолютной её свободы совершать политическиедействия, находящиеся в противоречии с требованиями самойсоциально-политической природы этой власти.
Неограниченностьгосударственной власти состоит не в том, чтобы нарушать право, игнорироватьсозданную ей же законность, а в том, чтобы свободно устанавливать правовыенормы, которые закрепляют возникшие в обществе новые, более прогрессивныеобщественные отношения, соответствующие воле народа.
Таким образом, государственнаявласть, как суверенная власть, обладает самостоятельностью, независимостью поотношению к власти другого государства и верховенством, выражающимся вчастности, в обладании ею монополией властного принуждения внутри границданного государства.
Другим важным свойствомгосударственной власти является единство. Это свойство означает концентрациюгосударственной власти в руках одного субъекта власти (той или иной социальнойобщности), который действует непосредственно через своих представителей, и непрерывностьгосударственной власти, то есть государственного руководства во времени ипространстве. Единство государственной власти предопределяется прежде всего еёсоциально-политической природой. Это означает, что с момента своеговозникновения государственная власть принадлежит одному субъекту власти,который её ни с кем не делит. Непосредственные носители государственной властимогут меняться, но субъект остается один.
Рассматриваемое свойствогосударственной власти находится, естественно, вне разрывной связи с другими еёкачествами, ибо только все они в совокупности дают достаточно полную картину.Верховенство государственной власти, скажем, с необходимостью предполагают еёсамостоятельность и независимость от какой-либо другой власти внутри данного государства.А это в свою очередь возможно лишь при таком её состоянии, когда она являетсяединой и единственной. «Две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок,функционировать в одном государстве, — отмечал К. Маркс.- Это нелепость вродеквадратуры круга». Говоря другими словами, единство государственной власти какеё свойство предопределяется суверенитетом данной власти.
Государственная властьможет претендовать на полновластное господство в обществе только при условии еёсосредоточения, концентрации в руках монопольно владеющего такой властьюкласса.
Рассматриваемое свойствогосударственной власти приобретает особое значение в условиях союзногогосударства, федерации. Вопреки тому, что писалось на протяжении многихдесятилетий в советской правовой литературе, о нашей федерации, как о федерациивысшего типа, где суверенен не только союз, но и субъекты федерации, в союзномгосударстве может существовать только одна суверенная государственная власть –власть союза. «Государство есть полное единство, и суверенная власть его всегдаедина, — писал Н.И. Палиенко. – Следовательно, несколько государств только втом случае могут составить новое государство, если сами потеряют суверенитет игосударственный характер, войдя в состав нового государства. Но тогда получитсялишь единое простое государство. Во всех других случаях соединения государствмы имеем лишь договорное соединение суверенных государств… союз государств, ноне союзное государство с суверенитетом частей и целого; такого государства неможет быть». Развивая свою мысль, Н.И. Палиенко утверждает: «Суверенитет каксвойство власти делить нельзя… Но помимо того, что суверенитет, как свойствовласти, выражающее её превосходную степень не может быть делим, весь вопрос оделимости суверенитета сводится…к вопросу, можно ли разделить сувереннуюгосударственную власть так, чтобы она не перестала от такого разделения бытьсуверенной государственной властью, и чтобы путем такого деления можно былосоздать на территории государства новую суверенную власть? На этот вопроссторонники делимости суверенитет отвечают утвердительно, но … огромноебольшинство современных ученых возможность такого деления совершенно правильноотрицает, указывая на то, что государственная власть вообще, следовательно исуверенная государственная власть, не представляют собой какого-томеханического агрегата определенных полномочий в территориальных пределахгосударства, но органическое единство всех правомочий единой волигосударственной личности, властвующей в пределах всей территории государства,но органическое единство всех полномочий в территориальных пределах всейтерритории государства. Единая личность государства и его единая властвующаяволя не могут быть делимы». И как вывод, подводящий итог всем рассуждениям: «Итак, мы приходим к выводу, что на территории одного и того же государства можетгосподствовать лишь одна суверенная государственная власть.… Никакого делениягосударственной власти нет».
Завершая рассмотрениеэтого вопроса, подчеркнём ещё раз, что единство государственной власти вполитическом отношении обеспечивается принадлежностью всей государственнойвласти одному субъекту (классу, нации, народу), что исключает какое либо еёдробление.
Функции. Под функциейгосударственной власти понимается обычно её предназначение, которое всоответствии с направлениями деятельности государства воплощается в конкретныхвидах этой деятельности.
1.    Регулятивная функция, то естьнаправляющая, вносящая порядок, планомерность в общественную жизнь.Регулирование и регламентирование общественных отношений, деятельностиорганизаций и поведение людей в обществе находит своё проявление внормотворческой деятельности государства и его органов.
2.    Организаторская функция, то естьпрактическая организация исполнения, претворения в жизнь государственнойполитики, что находит своё выражение в исполнительно-распорядительнойдеятельности государства и его органов.
3.    Охранительная функция, то есть охранаобщественного и государственного строя, прав и интересов граждан от всякихпосягательств, норм права- от нарушений. Эта функция многосложна и объединяетрад конкретных охранительных функций, различающихся по объектам, на охранукоторых направлены эти функции, а также по методам и средствам ихосуществления. Например, обеспечение законности, правосудия, обеспечениеобщественного порядка, вооружённая защита государства от внешней агрессии ит.п. В целом эти охранительные функции находят своё выражение в единойохранительной деятельности государства и его органов.
Поскольку государственнаявласть представляет собой государственное руководство обществом, то её функцииуказывают на то, в чём это руководство состоит и как оно осуществляется: оносостоит в регулировании, организации и охране соответствующих общественныхотношений и вместе с тем оно осуществляется путём регулирования, организаций иохраны этих общественных отношений. Конечно же, реализация всех функцийгосударственно власти на практике возможна только по средствам воплощения их вконкретной деятельности государства. В этом смысле функции государственнойвласти выступают и как функции государства.
Однако деятельностьгосударства имеет не только такую властнофункциональную характеристику, но иконкретное предметное содержание. Она проявляется в регулировании, организацийи охране отношений во всех сферах общественной жизни: политической,хозяйственной, идеологической, чем и определяются основные направлениядеятельности государства. В соответствии с ними функции государственной властивоплощаются в конкретных видах деятельности государства, которыми являютсянормотворческая, исполнительно-распорядительная и охранительная деятельность.Это означает, что в любой из сфер общественной жизни (политической,хозяйственной, идеологической) проявляются все три функции государственнойвласти и соответственно все три вида государственной деятельности: нормотворческая,исполнительно-распорядительная, охранительная. В этом заключается связь функцийгосударственной власти с функциями и конкретной деятельностью государства.
Сказанное ранеесвидетельствует о том, что функции государственной власти несколько отличаютсяот функций государства, поскольку они на практике преломляются в конкретныхвидах государственной деятельности в соответствии с определёнными направлениямиэтой деятельности. Поэтому функции государства, будучи производными, от функциигосударственной власти, отличаются от них своим предметным содержанием,определяемым направлениями государственной деятельности, соответствующимиконкретным сферам общественной жизни.
Итак, государственнаявласть имеет регулятивную, организаторскую и охранительную функции,соответствующие её предназначению. Они преобразуются в функции государства,представляющего собой организацию осуществления государственной власти, ипроявляются практически в конкретных видах государственной деятельности — нормотворческой, исполнительно-распорядительной и охранительной, которыеосуществляются на каждом из основных направлений государственной деятельности вважнейших сферах общественной жизни: политической, экономической иидеологической.
Заключение
Можно выделить рядхарактеристик, которыми обладает современная государственная власть, если еерассматривать через призму социальных отношений, в сетку которых последняяорганично «вшита». К таким специфическим чертам государственной власти следует отнестиимперативные, диспозитивный, информативный и дисциплинарный характеры власти.
Под императивнымхарактером власти в теории государства и права понимается совокупностьобщественных отношений основанных на принципах господства и подчинения, т.е.такие отношения носят ассиметричный характер. Исходя из принципа федерализма,подобный характер свойственен сфере государственного управления, где существуетчеткое формально-нормативное регулирование отношений между различными органамигосударственной власти.
Далее говоря одиспозитивном характере, следует отметить, что этот вид отношений основан напринципах равенства сторон и установления взаимоотношений, как правило, вгражданско-правовой сфере, между равными субъектами на договорной основе,такому виду, соответственно, присущ симметрический характер отношений.
Информативный характергосударственной власти предполагает создание и поддержание определенных видовзнания, являющиеся опорой властной деятельности государственных органов идолжностных лиц. Распространение информационных потоков формирующих «образ» и«социальные привычки», через которые воспринимается последняя, а также контрольза комментированием и циркуляцией этих потоков в обществе.
И наиболее трудноуловимые, порой неосознаваемые в большинстве случаев властные отношения носятдисциплинарный характер. Подобный вид взаимоотношений, возникающий междугосударством, его органами, различными институтами и обществом, в настоящеевремя проработан слабо, этим как видится и объясняется трудность анализаопосредованного, косвенного характера властного влияния государства наобщественную систему.
В целом этот характервластного влияния начинает формироваться в Европе с XVII — XVIII вв., когдавластные отношения распространяются на новые, приватные области человеческогоповедения, по средствам таких дисциплин как религия, медицина, образование,территориальное распределение, тюрьмы и педагогический контроль, а так жепрактик обучения, наказания, психиатрии и др. В рамках которых создаютсярепрессивные и контрольные элементы, образующие «дисциплинарную власть». Подкоторой в свою очередь и понимаются определённые техники, трансформирующиеотдельных субъектов коммуникации и взаимоотношения в объекты с помощьюразличных созданных дисциплин, которые очевидно и задают определённуюмодальность функционирования коммуникативных сетей взаимоотношений, стратегий,техник, и других социальных практик.
Заканчивая эту мысль,следует отметить и то, что в данный момент в научных исследованиях происходитпереход к принципиально иной аналитике как государственной, так и в целомвласти, позволяющий моделировать ее действительное осуществление. Сегодняочевидно, что современной отечественной правовой науке ещё предстоит построитьадекватную аналитику власти…, которая позволит рассматривать ее сущность вконтексте социально — правовой реальности, устоявшихся политико-правовыхтехнологий. Причём эта аналитика будет ориентироваться на реконструкциювластных отношений, восстановления подлинной сути государственно-политических июридических институтов.

Список используемойлитературы:
I. Официальные документы
1. Конституции США 1787г,
2. Конституция Вьетнама 1992г,
3. Конституция Италии,
4. Конституция Греции,
5. Конституция Японии,
6. Конституция Бразилии.
II. Монографии, коллективныеработы, сборники научных трудов
7. Конституции зарубежных государств:Учебное пособие. В.В. Маклаков
8. Современные зарубежныеконституции: Сборник документов по конституционному праву зарубежных стран.1996г
9. Колдаев В.М. Государственнаявласть 1993; Курс лекций.
10. Кейзеров Н.М. Власть и авторитет.1973г
11. Котляровский С.А. Власть и право.
12. П.И. Кант и Гегель в их учениях оправе и государстве.
13. БЕК «Конституционное правозарубежных стран»
14. Ср. Черноголовкин Н.В. Теорияфункций социалистического государства. М; 1979. С.18-19.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.