МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ
“БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
пополитологии
натему № 19
ВЫБОРЫИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Выполнил
студентгруппы № 61, 2 курса
аграрно-энергетического
факультета
заочногоотделения
ГаршинИ.Р.
Минск2007
ПЛАН
Введение…………………………………………………………………3
1. Избирательное право и избирательный процесс…………………...4
2. Типы избирательных систем………………………………………..12
3. Избирательная система Республики Беларусь…………………….16
Заключение……………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………….21
ВВЕДЕНИЕ
Политология как наука ополитических отношениях и политических процессах уделяет значительное вниманиеизучению политических феноменов, которые имеют давнюю историю и играют вобществе значительную роль.
В современномцивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которойобеспечивается участие граждан в формировании законодательных, исполнительных исудебных органов государства. С выборами связана реализация политических правграждан. Выборы – способ существования демократии.
Избирательный(электоральный) процесс – ключевой момент идейно-политической жизнисовременного общества. Содержание избирательного процесса связано сделегированием посредством выборов властных полномочий – передачейполитическому субъекту (лидеру) воли граждан, и права представлять ихинтересы в структурах власти. В процессе выборов большинством граждан (народом)формируются и одобряются политические институты и политический курс общества,замещается широкий круг государственных должностей.
Большое значение имеетизучение избирательных систем, распространенных в современном обществе.Избирательная система сама формирует лицо и направленность политикигосударства, одновременно являясь результатом данной политики.
Цельданной работы – изучить проблему выборов и избирательных систем.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
— исследовать сущность избирательного права и избирательного процесса;
— рассмотреть типы избирательных систем;
— изучить особенности избирательной системы Республики Беларусь.
1.Избирательное право и избирательный процесс.
Регулярные свободные выборы являются в настоящеевремя необходимым условием функционирования демократических политическихсистем.
Выборы – способ формирования с помощью голосованияорганов государства и органов местного самоуправления.
Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейшихформ их участия в управлении государством. Порядок и правила их проведениязакрепляются в конституциях и других конституционно–правовых актах конкретныхгосударств.
В условиях современныхдемократий выборы – это стержневой механизм, главная форма проявлениясуверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служаттакже важнейшим каналом представления в органах власти интересов различныхобщественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждогогражданина. Для многих, а в некоторых странах для большинства граждан ониявляются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяютосуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламент,обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс ит.д.
Значение выборов дляутверждения демократии непосредственно зависит от общественно–политическихусловий каждой конкретной страны. В тех авторитарных государствах, где складываетсяблагоприятное для нее соотношение сил, хотя бы в основном обеспечиваютсяпринципы свободных выборов, они являются наилучшим инструментом демократизацииобщества.
Выборы обеспечиваютнаиболее безболезненный для граждан и всего общества мирный переход кдемократии. По своей сути они исключают политическое насилие. Осуществляемые сих помощью изменения власти не требуют пролития крови, человеческих жертв,разрушений и т.д. Кроме того, выборы – наиболее эффективное средство ликвидацииавторитарного режима и прихода к власти демократических сил. Методы вооруженнойборьбы за власть (сооружение баррикад, вооруженные нападения, партизанскаяборьба и т.д.) в современных условиях имеют очень мало шансов на успех безподдержки силовых структур, которые обычно находятся в относительнопривилегированных условиях, повышающих их лояльность к власти. Осознавая это,сегодня даже радикальная оппозиция обычно выдвигает требования свободныхвыборов в качестве главного лозунга борьбы за власть.
Предпочтительность выборовкак мирного средства борьбы за демократию не отрицает опоры ее сторонников насилу и, прежде всего на поддержку демократически настроенных военных. Лишь вредких случаях смена авторитарных режимов обходится без актов политическогонасилия: попыток запретить оппозиционные партии, запугать или устранить, в томчисле с помощью террора, их лидеров, разогнать неугодный парламент и т.п. Отподдержки демократических сил военными очень часто зависит само согласиеавторитарных правителей на проведение демократических выборов и признание ихрезультатов.
Важное достоинствовыборов как инструмента демократизации общества состоит в том, что сами по себеони выступают крупным шагом на пути демократизации: либо вообще означаетутверждение демократического режима, либо кладут начало процессу интенсивнойдемократизации политической системы, завершающемуся принятием демократическойконституции [5, c. 12-124].
Важнейшее значениевыборов как инструмента перехода к демократии связано также с утверждением имиосновополагающих прав и свобод личности, общечеловеческих ценностей. Свободныевыборы сами по себе предполагают уважение правящим режимом (оппозицией) свободыслова, собраний и объединений, равноправия граждан и других политических правчеловека. Они утверждают в обществе атмосферу осуждения насилия, унижениядостоинства личности, мнения большинства народа, что способствует развитиюдемократического сознания граждан, повышению их политической активности,стремлению к демократическим переменам.
Влияние выборов на жизньсовременного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. Внаучной литературе выделяются следующие функции выборов:
Функции выборов:
1. артикуляция, агрегацияи представительство разнообразных интересов населения;
2. контроль заинститутами власти;
3. интеграцияразнообразных мнений и формирование общей политической воли;
4. легитимация истабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтоввласти: парламента, правительства, президента и т.д;
5. расширениекоммуникаций, отношений представительства между институтами власти игражданами;
6. перевод политическихконфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования;
7. мобилизацияизбирательного корпуса на решение актуальных общественных задач;
8. политическая социализациянаселения, развитие его политического сознания и участия;
9. рекрутированиеполитической элиты;
10. генерированиеобновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политическихпрограмм;
11. конструированиеэффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политическогоруководства.
1. В период выборовсоздаются наиболее благоприятные условия для осознания гражданами своихинтересов и включения их в избирательные программы партий и отдельныхдепутатов. Во время выборов, стремясь получить массовую поддержку, депутаты иучаствующие в избирательной кампании СМИ особенно восприимчивы к запросам ипожеланиям населения. Это активизирует процесс осознания и представительствагражданами своих интересов. В избирательных платформах интересы артикулируются,получают четкую формулировку и агрегируются, освобождаются от крайностей иусредняются, приобретают непротиворечивую, пригодную для реализации форму. Ихотя после победы на выборах многие депутаты забывают о своих обещаниях, депутатскийкорпус в целом, не только руководствуясь нравственными мотивами, но и заботясьо престиже партии и поддержке избирателями на будущих выборах, ориентируются насвои избирательные обязательства и запросы электората;
2. В результате выборовсоздается важнейший институт контроля за правительством, парламентом, а такжеоформляется оппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением Конституции изаконов. Парламентский контроль опирается как на собственные права, судебныеинстанции, так и непосредственно на мнение избирателей. Опасаясь поражения наближайших выборах, правительство обычно вынуждено прислушиваться к критике.Кроме того, сами выборы представляют собой институт контроля, поскольку онипозволяют избирателям регулярно выносить свой вердикт о правительстве иоппозиции, изменять состав органов власти, корректировать политический курс;
3. Плюрализм современногообщества имеет свои границы. Чтобы привести к анархии, хаосу и острымразрушительным конфликтам, он нуждается в государственном регулировании,отражающем общие ценности и интересы граждан. С помощью выборов обеспечиваетсяобъединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы ипредставляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве воля.Выражение этой воли обеспечивает правительству авторитет и поддержку, чтоповышает его дееспособность;
4. Участие граждан ввыборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы,политического режима, правил формирования органов власти, независимо ототношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящимпартиям. Выборы дают гражданам шанс переизбрать неугодное правительство,заменить их людьми, пользующимися доверием. Тем самым кризис конкретногоправительства и его политики не приводит к отторжению гражданами всегополитического строя и нестабилизации политической системы, не перерастает встремление разрушить существующий политический порядок путем революции.Неслучайно выборы нередко уподобляют предохранительному клапану, выпускающемунакопившийся пар народного недовольства и предохраняющему весь политический«котел» от перегрева и взрыва. С помощью выборов легитимируется не толькополитическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительстваи некоторых других структур власти, признается их право руководить государством;
5. В ходе избирательного процессакандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают мнения и просьбы,вносят коррективы в свои избирательные платформы. Выборы – важнейший каналобратных связей между гражданами и властью. От их действенности очень во многомзависит характер отношений между руководителями государства и населением,возникновение доверия или недоверия, политического участия или отчуждения, поддержкиили борьбы;
6. Выборы позволяют открыто и публичнопредставить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд общественногомнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта. Спомощью авторитета общественного мнения и государственных институтов убедитьконфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных формборьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральноеразрешение, как правило, побуждает их к отказу от крайностей, смягчениюпозиций, компромиссам, поиску приемлемых для большинства решений;
7. Разъясняя гражданам собственныепрограммы, убеждая людей в необходимости принятия и поддержки определенныхполитических ценностей и целей, указывая пути их реализации, партии и отдельныедепутаты тем самым мобилизуют широкие слои населения и общественное мнение наважные для страны политические действия;
8. В ходе избирательного процессаграждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы,приобретают политические навыки и опыт. В это время резко расширяется потокполитической информации и пропаганды, активизируется разнообразнаяполитико–образовательная работа, концентрируется внимание людей на актуальныхполитических проблемах и альтернативных путях их решения. Широкие слоиактивистов непосредственно включаются в пропагандистско–агитационную работупартий и отдельных депутатов. Делая выбор, избиратели в большей или меньшейстепени отождествляют себя с определенными политическими силами;
9. Выборы – важнейший канал вхожденияграждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утвержденияи заката политических лидеров. В результате выборов обновляется состав правящейи оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;
10.Выборы – это своеобразное окно,открытое для упорядоченных, институционализированных влияний на государство иобщество. Они дают возможность различным политическим силам представитьсобственное видение общественных проблем и выдвинуть программы их решения. Темсамым стимулируется поиск оптимальных путей развития, обеспечиваетсяконкурентный отбор политических ценностей и альтернатив, создаютсяблагоприятные возможности для преодоления неэффективной политики и утвержденияновых, жизнеспособных идей и политических платформ;
11. Эффективность оппозиции предполагаетвыполнение ею функций критики и контроля за правительством, а также способностьк выработке альтернативной политики. Выборы, побуждая различные политическиесилы к открытому сопоставлению своих программ, компромиссам и каолициям,способствуют консолидации оппозиции. Кроме того, будучи представленной врезультате выборов в парламенте, а нередко и возглавляя правительство,оппозиция подготавливается к ответственному и компетентному руководствугосударством после прихода к власти.
Вышеназванныефункции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованыдемократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывносвязаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение –адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основныхобщественных групп в органах власти, а также сформировать эффективноеправительство.
Необходимо остановится навидах выборов.
По масштабу выборыбывают: общенациональные, региональные, местные.
По способу волеизъявленияграждан выборы делят на прямые, непрямые, очередные, внеочередные,дополнительные, частичные.
1. Прямые выборы – этонепосредственное избрание конкретного лица (партии) на определенный пост.
2. Непрямые выборы –предусматривают опосредование воли избирателей группой выборщиков либодействующим избирательным органом (разновидности – косвенные выборы(посредством коллегии выборщиков) и многоступенчатые (выразителем волиизбирателей является постоянно действующий орган – парламент, местный совет ит.д.))
3. Очередные выборы – проводятся послеистечения срока полномочий данного органа или лица;
4. Внеочередные выборы –проводятся до истечения данного срока.
5. Дополнительные – происходят в томслучаи, когда депутат парламента (или другое лицо) выбывает из его состава покакой-либо причине;
6. Частичные – проводятсярегулярно для частичного обновления коллегиального выборного органа [7, c. 140-142].
Виды выборов по вносимымизменениям в политическую систему: переломные выборы; постепенная перестройка.
1. Переломныевыборы – происходят резкие изменения политических симпатий граждан, которыеотражаются на результатах голосования и приводят к значительным переменам всоставе правящей элиты, в некоторых случаях к изменению структуры политическойвласти;
2. Постепеннаяперестройка – приводит к существенным изменениям политических реалий, однакоперемены происходят постепенно.
Виды выборов исходя изпобеды (или поражения) правящей партии и сохранения (или изменения) схемыраспределения голосов: 1. Консервирующие; 2. Экстраординарные.
Исходя из победы (илипоражения) правящей партии и сохранения (или изменения) схемы распределенияголосов:
1. Консервирующиевыборы – это выборы в процессе, которых большинство избирателей осталось верносвоим политическим взглядам и партийным симпатиям, и партия большинстваосталась у власти;
2. Экстраординарныевыборы – на них побеждает одна из оппозиционных партий в связи с временнымвсплеском ее популярности; при этом не происходит существенных изменений в том,что касается поддержки избирателями ведущей партии;
Выборы тесно связаны сизбирательным правом. Это понятие используется в основных смыслах. В первомзначении избирательное право – это совокупность норм, которые регулируютпорядок избрания и формирования представительных органов власти и должностныхлиц. Во втором значении избирательное право – это право граждан участвовать вобразовании представительных органов власти и должностных лиц.
Во втором значенииразличают активное и пассивное избирательное право. Активное – право гражданучаствовать в избрании должностных лиц и членов представительных учреждений.Оно может осуществляться прямым и косвенным образом. Пассивное право –предусматривает возможность граждан выставить свою кандидатуру и бытьизбранным.
Демократическаяорганизация выборов базируется на соблюдении ряда принципов избирательногоправа:
Принцип всеобщности выборовозначает, что право участия в выборах предоставляется всем совершеннолетнимгражданам вне зависимости oт пола, расы, национальности, возраста, вероисповедания,места жительства. Наличие или отсутствие всеобщего избирательного праваопределяется на основании тех ограничений, которые установлены для участия ввыборах. Подобные ограничения получили название избирательных цензов (от лат. censeo – делаю опись, перепись) –условий, ограничивающих избирательные права определенных лиц.
Избирательныецензы подразделяются на технические, охранные и дискриминационные:
— технические и охранные – корректируют принцип всеобщего избирательного права и включают ограничения, позволяющие упорядочить процедуру и итоги выборов;
- дискриминационные вводятся дляограничения или отстранения от участия в политических выборах отдельных лиц.
Приемлемым для современного общества считаютсятолько три ценза: по возрасту, дееспособности, моральным соображениям(отстранение от участия в выборах лиц из мест лишения свободы). Остальные избирательные цензырассматриваются как в той или иной мередискриминационные.
Принцип равного избирательногоправа предполагает равенство избирателей, то, что каждое лицо, участвующее вподаче голоса, в одинаковой мере влияет на результаты выборов и что закон недает преимуществ и не устанавливает ограничений ни одному из кандидатов. Одинаковое влияние избирателей нарезультаты выборов может быть обеспечено в тех случаях, если:
— каждый избиратель обладает одним голосом (в случае избраниянескольких кандидатов это правило звучит иначе – каждому избирателю принадлежитравное количество голосов);
— каждый избиратель и кандидат имеет одинаковую долю участия в выборах– равенство их возможностей обеспечивается посредством регламентациизаконодательными нормами процесса и порядка избирательной кампании, в том числепорядка финансирования и использования СМИ;
— каждый избранный депутат представляет одинаковоечисло граждан (избирательные округа должны иметь примерно равное число избирателей).
Принцип свободного волеизъявленияоснован на том, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах. В ряде стран зауклонение от участия в выборах применяются различного рода санкции (Италия,Австрия, Австралия).
Принцип прямого избирательногоправа означает, что избиратель лично, непосредственно подает свой голос либоза, либо против того или иного кандидата в органы власти. Непрямоеизбирательное право существует в двух формах: (косвенные и многостепенные выборы):
— косвенные выборы допускают, чтомежду избирателем и кандидатам во властный орган стоит посредник – выборщик.Граждане голосуют за выборщиков, а те, в свою очередь, – за кандидатов(избрание президента в США Бразилии, Аргентине);
— многостепенные выборы –процедура, при которой граждане избирают лишь членов нижней ступенипредставительного учреждения, а те избирают членов вышестоящих органов(избрание высшей палаты в Индии, Японии, Франции, Всекитайского собрания).
Принцип альтернативности выборов– важнейший элемент демократических избирательных кампаний. Суть его состоит втом, что для организации демократического процесса необходимо наличие хотя быдвух (или более) претендентов и состязательность между ними.
Принцип тайного голосованияозначает, что контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосованиязапрещен – никто без ведома самого гражданина не должен знать за кого он проголосовал.
Максимальноеучастие электората в выборах показатель политической активности граждан иуровня демократизации самой политической системы. Однако возможны ситуацииабсентеизма.
Абсентеизм (от лат.absens – отсутствующий) – уклонения избирателей от участия в политическойжизни, в том числе от участия в голосовании.
Отказ от голосованияотражает не только кризис доверия к отдельным политикам, но и свидетельствует оболее глубоких явлениях – отчуждении значительной части населения oт власти и политики. Абсентеизм –можно рассматривать как показатель разочарованности граждан обществом,функционированием всей политической системы. Встречается и такое мнение, чтоабсентеизм можно считать нормальным явлением современной демократии,свидетельствующей о зрелости гражданского общества, наличии у граждан частнойжизни и возможности свободного самоопределения линии своего политическогоповедения на очередных выборах, а также в отношении к власти и политике данногообщества в целом. Выборы, также как референдум, являются важнейшей формойнепосредственной демократии.
Таким образом, выборы – способ формирования с помощью голосованияорганов государства и органов местного самоуправления. Реализация гражданамисвоего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлениигосударством. Порядок и правила их проведения закрепляются в конституциях идругих конституционно–правовых актах конкретных государств. Влияние выборов нажизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейшихфункциях. Свои функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами ониорганизованы демократически. Выборы тесно связаны с избирательным правом. Максимальноеучастие электората в выборах показатель политической активности граждан иуровня демократизации самой политической системы. Однако возможны ситуацииабсентеизма. Абсентеизм (от лат. absens – отсутствующий) – уклоненияизбирателей от участия в политической жизни, в том числе от участия вголосовании.
2. ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХСИСТЕМ.
В широком смыслеизбирательная система – это система общественных отношений, которые возникают всвязи с выборами и реализацией норм избирательного права.
В узком – этозакрепленные в законодательном порядке способы выдвижения кандидатов,образования избирательных округов, подсчета голосов и распределения депутатскихмест в парламенте.
Избирательные системы,используемые в различных государствах существенно отличаются друг от друга всилу исторических, политических и иных факторов. В целом принято выделять дваосновных типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную системы.
Наиболее древней ипростой является мажоритарная система. Согласно данным на 1997г. онадействовала в 83 из 153 демократических государств. Свое название она получилаот фран. слова «большинство».
Наиболее древней и простой является мажоритарная система. Свое названиеона получила от фран. слова «большинство».
Существует нескольковариантов мажоритарной системы.
1) Мажоритарнаясистема относительного большинства. В данном случаи избранным считаетсякандидат, получивший относительное большинство голосов в своем округе. Обычноэта модель используется там, где выборы проводятся по одномандатным округам,т.е. страна делиться на избирательные округа по числу мест в парламенте. Даннаясистема применяется в Великобритании, Канаде, США и других англосаксонскихгосударствах.
Согласнотак называемому «закону Дюверже» мажоритарная система относительногобольшинства способствует становлению двухпартийной системы с чередованиемнезависимых и стабильных партий у власти. Это связано с тем, что:
— от каждогоодномандатного округа место в парламенте способна получить лишь крупная партия;мелкие партии практически не имеют шансов на победу. Система, таким образом,обеспечивает крупным партиям больше мест, чем это соответствует доле голосов,т.к. голоса подданные за мелкие партии «пропадают»;
— избиратели, которыестремятся реально повлиять на исход выборов, будут голосовать за партиюспособную одержать победу в округе. Они вряд ли отдадут голоса за малую партию,даже если симпатизируют ей.
Однако не всеисследователи согласны с таким утверждением. Они указывают на те государство,где данная система используется и где в парламенте представлены от 3 до 9партий (в канадском парламенте –7 различных партий, в Великобритании – 9,Австралии -4).
2) Мажоритарнаясистема абсолютного большинства – она призвана предотвратить такую ситуацию,когда победителем становиться кандидат, избранный меньшинством. При такойсистеме для избрания кандидату необходимо набрать 50% +1 голос. Если в первомтуре этого не происходит, проводиться второй тур. В него выходят два кандидата,набравшие большинство голосов. Победитель определяется по простому большинству.
В основе этого типаизбирательной системы лежит предположение, что избиратели, голосовавшие занеперспективных кандидатов, во втором туре поддержат человека, позиция которогоим наиболее близка. Также система стимулирует создание межпартийных коалиций напоследних этапах выборов. В их рамках обычно «малоперспективная» партия ведетагитацию среди своего электората за кандидатов партии-лидера. Вознаграждениемей служат различные посты, бюджетные средства и т.д. Данный тип мажоритарнойсистемы используется на выборах президента Франции, а также в ряде государствСНГ.
Мажоритарная системаимеет свои достоинства и недостатки. К числу достоинств относятся:
— позволяет сформироватьэффективно работающее и стабильное правительство;
— между избирателями идепутатами устанавливаются устойчивые связи; народные избранники вынужденыориентироваться на свой электорат.
Недостатки системы:
— значительная частьизбирателей остается не представленной в органах власти;
— возможна ситуация,когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, получает в целом постране большинство голосов;
— в таких условияхвозможен рост недоверия граждан к власти, политическая апатия, радикализм.
Второй основной видизбирательной системы – пропорциональная. Она призвана обеспечить соответствиеуровня представительства партии в органах власти той поддержке, которая ейоказана на выборах. Поэтому места в парламенте распределяются между партиями иблоками пропорционально числу голосов подданных за них.
На практике этопроисходит следующим образом. Предположим, что в округе за 5 мандатов борются 4крупные и ряд мелких партий. На выборы пришло 100 тыс. человек. Необходимоопределить так называемый «избирательный метр» — т.е. необходимый минимумголосов для получения одного депутатского мандата. В нашем случае он равен 20тыс. человек. Эта цифра соотноситься с количеством голосов, полученных каждойпартией. Соответственно, если она имеет не менее 20 тыс. голосов – получаетодин мандат. Возможна такая ситуация, когда некоторые партии не набрали нужногочисла голосов, а получивших мандаты есть лишние (т.е. более 20тыс.). Поэтомунеобходимо распределить оставшиеся мандаты. Мандат получает та партия, укоторой остаток, больше всех. Если имеется еще один нераспределенный мандат, ондостается партии, которая занимает второе место по «остатку» голосов и т.д. [7,c. 143-144].
Нередко бывает, что ипосле этого у партии остаются небольшие «остатки». В некоторых государствах ихсуммируют в масштабах всей страны и вычисляют избирательный метр по всейстране. Это может предоставить партии дополнительно 1-2 мандата.
Пропорциональная системасвязана с голосованием по партийным спискам. Поэтому необходимо распределитьмандаты внутри списка, который насчитывает несколько фамилий. Существуетнесколько возможных видов списков:
— жесткие списки - мандаты распределяются между кандидатами в той последовательности, в которойони находятся в списке. Если партия получила один избирательный метр (квоту) –депутатом становиться первый в списке; если 2 квоты – первые два и т.д. Система«жестких списков» встречается нечасто (Израиль).
— «полужесткий» список –предполагает, что первое место предназначено наиболее популярному кандидату, которыйне может быть изменен. В отношении других фамилий в списке можно ставить знакипредпочтения. Согласно ним кандидаты и располагаются в окончательном списке(Дания, Бельгия, Австрия).
— «свободный» список –избиратель по своему усмотрению распределяет кандидатов в списке. Еслиизбиратель согласен с первоначальным списком (фамилии в нем идут чаще всего поалфавиту) – он не ставит предпочтений. Если ставит одну цифру – учитывается этопредпочтение, а остальные кандидаты рассматриваются по мере расположения (Швейцария).
В некоторых странахиспользуют метод «панашаж» (от фран. «смесь») – он означает право голосоватькак за конкретный список партии, так и за кандидатов из разных списков(Швейцария, Люксембург).
В ряде стран спропорциональной системой действует т.нз. избирательный порог. Для того,чтобы попасть в парламент, партия должна получить определенный минимум голосовв масштабах всей страны. Например, в Дании – 2%, ФРГ – 5%, Турции – 10%. Партиине преодолевшие барьер не получают мест в парламенте.
Достоинство пропорциональной системы – позволяет обеспечить представительство партий впарламенте в соответствии с их популярностью у избирателей.
Недостатки: меньшаястабильность правительств; зависимость выдвижения кандидатов от позициипартийного аппарата; непосредственная связь депутатов и избирателей слаба.
Для того, чтобыпреодолеть недостатки мажоритарной и пропорциональной систем, сохранить ихпреимущества в ряде государств используются смешанные избирательные системы.Возможно два их варианта.
— Во-первых, в основномприменяется мажоритарная система, но она дополняется пропорциональной. Так,нижняя палата парламента Мексики состоит из — 300 депутатов, избираемых помажоритарной системе относительного большинства по одномандатным округам, и из 100депутатов – по пропорциональной системе по многомандатным округам.
— Второй вариант –половина депутатов парламента избираются в одномандатных округах, которыеохватывают всю страну, а вторая половина – по общегосударственным партийнымспискам (выборы депутатов бундестага ФРГ).
Таким образом, в широкомсмысле избирательная система – это система общественных отношений, которыевозникают в связи с выборами и реализацией норм избирательного права.
В узком – этозакрепленные в законодательном порядке способы выдвижения кандидатов,образования избирательных округов, подсчета голосов и распределения депутатскихмест в парламенте.
Наиболее древней ипростой является мажоритарная система. Согласно данным на 1997г. онадействовала в 83 из 153 демократических государств. Свое название она получилаот фран. слова «большинство».
Второй основной вид избирательной системы – пропорциональная. Онапризвана обеспечить соответствие уровня представительства партии в органахвласти той поддержке, которая ей оказана на выборах. Поэтому места в парламентераспределяются между партиями и блоками пропорционально числу голосов подданныхза них.
Для того, чтобыпреодолеть недостатки мажоритарной и пропорциональной систем, сохранить ихпреимущества в ряде государств используются смешанные избирательные системы.
3. Избирательная система Республики Беларусь.
В большинстве стран порядок избирательнойкампании регламентируется законодательными нормами. В Республике Беларусьправовой основой реализации волеизъявления граждан является Избирательныйкодекс в котором изложены принципы проведения в стране выборов всех уровней(президентских, парламентских, в местные органы государственной власти и самоуправления)и референдумов. Законодательные акты о выборах, принимаются Палатой ПредставителейНационального собрания Республики Беларусь и направляются в Совет Республики,после одобрения их парламентом направляются Президенту страны. Подпись Президентомпроекта Закона о выборах означает, что он приобрел силу закона и зачинаетдействовать со времени опубликования.
В основу современного избирательного правазаложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов, которые закрепленыв Конституции Республики Беларусь (статьи 64–68) [4]. Эти принципы утвердились в результатедлительной борьбы граждан многих стран мира за предоставление им избирательныхправ на демократических условиях и отменувсевозможных цензов (имущественных, сословных, образовательных,расово–национальных и др.). Существование цензов – признак недемократическойизбирательной системы.
Принцип всеобщности предполагает, чтоправо избирать имеют граждане, достигшие 18 лет. Какие–либо прямые иликосвенные ограничения избирательных прав граждан Республики Беларусь взависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой инациональной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии,времени проживания в данной местности, рода и характера занятия запрещаются.
В то же время определенная часть гражданлишается избирательных прав. По закону Республики Беларусь в выборах неучаствуют граждане, признанные судом недееспособными: содержащиеся по приговорусуда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого в порядке,установленном уголовно–процессуальным законодательством, избрана мера пресечения– содержание под стражей. Некоторые граждане лишаются права голоса из–заотсутствия прописки, жилья.
Правом принимать участие в выборахобладают только граждане Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица безгражданства (апатриды) не имеют права участвовать в выборах. ГражданеРоссийской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь,имеют право участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов всоответствии с международными договорами Республики Беларусь [2].
Граждане Республики Беларусь, проживающиеза ее пределами, обладают всей полнотой избирательных прав.
Всеобщее избирательное право складываетсяиз активного и пассивного. Активное избирательное право – это право гражданинаизбирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностныхлиц, органов местного самоуправления. Активным избирательным правом обладаеткаждый гражданин республики, достигший 18 лет. Это соответствует избирательнойпрактике большинства стран мира. Не имеют права избирать и быть избранным лица,лишенные этих прав судом.
Осуществление активного избирательногоправа может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты илидолжностные лица избираются гражданами непосредственно. Так, ПрезидентРеспублики Беларусь избирается прямым голосованием. При косвенных выборахграждане избирают выборщиков, которые затем решают, кого избрать на ту или инуюдолжность. Путем двухступенчатых выборов избираются, например, президенты США,Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии и другихгосударств.
Пассивное избирательное право – это правобыть избранным. Это установленное законом право гражданина быть кандидатом впредставительные органы или на выборочную должность. В Беларуси, как и в другихстранах, действуют неодинаковые критерии предоставления активного и пассивногоизбирательного права. Так, Президентом республики может быть избран гражданинРеспублики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательнымправом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 летнепосредственно перед выборами (ст. 80) [4].
Существуют ограничения и на избрание впарламент Республики Беларусь. Депутатам Палаты представителей может бытьгражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республикиможет быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий натерритории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет. Одно и то желицо не может одновременно являться членом двух палат парламента. ДепутатПалаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. ЧленСовета Республики не может быть одновременно и членом правительства. Недопускается также совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, членаСовета Республики с должностью Президента либо судьи. В то же время депутатПалаты представителей может быть одновременно членом правительства.
Важная роль в избирательной системепринадлежит избирательной кампании.
Избирательная кампания – системаагитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимымикандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящихвыборах.
В избирательной кампании также участвуютразличного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовойинформации и т.д. Основными формами (способами) агитации в ходе избирательнойкампании являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статейи памфлетов в газетах, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления порадио и телевидению.
Существует целый ряд различий ворганизации и проведении избирательных кампаний в различных странах. Так,например, порядок выдвижения кандидатов. Во многих странах граждане, прежде чемстать кандидатами, должны подумать об определенной сумме денег, которую онидолжны внести в качестве избирательного залога (Великобритания, Франция). ВБеларуси избирательный залог не предусмотрен.
Существуют и различия в процедуревыдвижения кандидатов на выборные должности. Используются несколько способовтакого выдвижения.
Кандидатов выдвигают партии, общественныеорганизации путем подачи петиций. В ряде стран эти петиции должны бытьподписаны определенным числом избирателей.
В Беларуси в соответствии с Конституциейправо выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям,трудовым коллективам и гражданам в соответствии с законом. Кандидаты надолжность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии неменее 100 тысяч подписей избирателей(ст. 69, 81) [4]. Кандидаты выдвигаются на съездах, конференциях, пленумахвысших органов политических партий, организацийветеранов, инвалидов из числа членов этих организаций и партий. Политическиепартии и названные организации имеют право выдвинуть по каждому избирательномуокругу только по одному кандидату в парламент при условии, если на территорииданного округа имеется первичная организация данной партии либо общественногообъединения. Эти же правила относятся и к выдвижению кандидатов избирательнымиблоками.
Кандидат может быть выдвинут также и насобрании избирателей по месту жительства. Предложение о проведении такогособрания должны подписать не менее 150 избирателей, проживающих в избирательномокруге. Разрешение на проведение такого собрания дается окружной избирательнойкомиссией, которая устанавливает дату. Место и время проведения собрания. Собраниеправомочно, если на нем присутствуют не менее 300 избирателей, проживающих натерритории избирательного округа.
Собрание избирателей в трудовыхколлективах, в средних специальных и высших учебных заведениях, воинских частяхсозываются как по инициативе администрации (командования в воинских частях),так и по предложению не менее 150 человек, работающих на предприятии,учреждении, организации. Коллективы предприятий, воинские части должнынасчитывать не менее 300 человек, а на собрании присутствовать не менее 50% ихколичества. Можно выдвигать на собрании только одного кандидата.
Выдвижение кандидата в депутаты возможнотакже путем сбора подписей не менее 500 избирателей, проживающих на территорииданного округа.
В Республике Беларусь нет обязательногоголосования. Каждый избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах.
Мажоритарные системы абсолютногобольшинства существуют во Франции, Республике Беларусь и ряде других государств.По условиям этой системы избранным считается депутат, набравший больше половиныголосов избирателей (50%+1 голос). В этом случае обычно требуется проведениевторого тура выборов, к участию в котором могут допускаться:
1. все кандидаты первого тура заисключением лиц, набравших наименьшее количество голосов (Франция) – такаяпрактика обычно способствует формированию крупных влиятельных партий (трех-,многопартийность);
2. два кандидата, получившие наибольшеечисло голосов (Беларусь).
Подсчет голосов во втором туреосуществляется, как правило, уже по системе относительного большинства, чтоведет к образованию сильных партийных блоков.
В Республике Беларусь если первый турвыборов был безрезультативным, то во второй выходят два кандидата, набравшиенаибольшее число голосов, при этом число голосов поданных за кандидата должнобыть больше числа голосов, поданных против него. Выборы считаютсядействительными, если в них участвовало не менее 50% зарегистрированныхизбирателей округа. В президентских выборах окончательно избранным во втором туресчитается кандидат, получивший при повторном голосовании больше половиныголосов избирателей, принявших участие в голосовании. (Тур (франц. Tour oт лат.tornare – круглить) – а) круг, круговое движение (например, один круг танца);(2) одна из ступеней в многоступенчатой системе выборов; (3) этап какого-либосоревнования).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, выборы – способ формирования с помощьюголосования органов государства и органов местного самоуправления.
Реализация гражданами своего права выбора являетсяодной из важнейших форм их участия в управлении государством. Порядок и правилаих проведения закрепляются в конституциях и других конституционно–правовыхактах конкретных государств. Влияние выборов на жизнь современного обществаразнообразно и проявляется в их важнейших функциях. Свои функции выборывыполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборытесно связаны с избирательным правом.
Максимальноеучастие электората в выборах показатель политической активности граждан иуровня демократизации самой политической системы. Однако возможны ситуацииабсентеизма. Абсентеизм (от лат. absens – отсутствующий) – уклоненияизбирателей от участия в политической жизни, в том числе от участия вголосовании.В широком смысле избирательнаясистема – это система общественных отношений, которые возникают в связи свыборами и реализацией норм избирательного права.
В узком – этозакрепленные в законодательном порядке способы выдвижения кандидатов,образования избирательных округов, подсчета голосов и распределения депутатскихмест в парламенте.
Наиболее древней ипростой является мажоритарная система. Согласно данным на 1997г. онадействовала в 83 из 153 демократических государств. Свое название она получилаот фран. слова «большинство».
Второй основной вид избирательной системы –пропорциональная. Она призвана обеспечить соответствие уровня представительствапартии в органах власти той поддержке, которая ей оказана на выборах. Поэтомуместа в парламенте распределяются между партиями и блоками пропорциональночислу голосов подданных за них.
Для того, чтобыпреодолеть недостатки мажоритарной и пропорциональной систем, сохранить ихпреимущества в ряде государств используются смешанные избирательные системы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондарь П.И.Политология: Учебн. пособие. – Гродно, 1997.
2. Закон РеспубликиБеларусь «О выборах депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь»,ст. 7, Мн., 1998
3. Канашевич Н.М.Основы политологии: Учебн. пособие: в 2-х ч.- Могилев, 1997.
4. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). Мн.:«Полымя», 2002.
5. Мельник В.А.Политология: Учебник/ В. А. Мельник.- Мн.: выш. шк., 2002.
6. Политология: подред. проф. С.В. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2000.
7. Политология:Учебник / В.А. Бобков. – Мн.: «Интерпрессервис», 2003.