Содержание:
1. ПРЕЗИДЕНТ, ПАРЛАМЕНТ – ПРАВОВОЙ СТАТУС И МЕХАНИЗМ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ… 2
2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ… 5
а) Конгресс США. Статус президента… 8
б) Бундестаг и Бундесрат. Федеральный президент… 9
3. Взаимоотношения президента и парламента в США и ФРГ… 11
а) Вооруженные силы… 11
б) Международные договоры… 13
в) “Контролирующие рычаги” парламента… 14
Выводы:… 16
/>1. ПРЕЗИДЕНТ,ПАРЛАМЕНТ – ПРАВОВОЙ СТАТУС И МЕХАНИЗМ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
Заступление на пост президента и пребывание в этойдолжности обычно сопровождается рядом условий. Президент должен состоять вгражданстве, удовлетворять возрастному цензу, не может выполнять какую-либооплачиваемую работу, быть депутатом, состоять на другой службе, участвовать вуправлении объектами, приносящими доход, и вообще в коммерческой деятельности.
Президент — лицо ответственное. Однако режим егоответственности особый. Политическая ответственность главы республики весьмаусловна. Это ответственность перед избирателями. Причем выразить своенегативное отношение к политике президента избиратели могут, как правило,только на очередных выборах и лишь при условии, если президент будет повторнобаллотироваться. Ответственность президента перед гражданами отражается науспехах его политической партии, которой избиратели могут отказать вподдержке, если посчитают деятельность главы государства неудачной.
С президентской должностью связаны нетолько привилегии, но и свои правоограничения. Еще в начале XX века в СШАсчитался недопустимым отъезд президента за границу, даже для, участия вучреждении Лиги наций.
Государственное право регулируетотношения, связанные с выбытием президента до истечения срока его полномочий.Таковое может состояться в случае его смерти, отрешения от должности(импичмента), невозможности выполнения обязанностей главыгосударства.
Невозможность выполнения обязанностейустанавливается либо по заявлению самого президента, либо без его участия. Впервом случае он может объявить о возобновлении своей деятельности. Во втором— невозможность исполнения президентом обязанностей устанавливает суд,парламент либо коллегия из числа министров, руководителей парламента и прочих.При этом у президента остается право оспорить их решение и возобновить осуществлениеполномочий.
Парламент — это коллегиальныйпредставительный орган государственной власти. Обобщенная характеристикапарламента содержит следующие его отличительные свойства:
- всякий парламент наделен властными полномочиями. Полномочия парламентамогут быть закреплены за ним прямо, в форме прерогатив, в пределах которых онвправе принимать самостоятельные политические решения. Но возможно, чтоконкретные права за парламентом не закреплены. Однако в действительности онисуществуют;
— без его согласия некоторыеважные политические решения не могут получить законную силу;
— каждый парламентпредставляет собой собрание государственных деятелей, которые принимают толькоколлегиальные решения и несут за них коллективную ответственность;
— парламент — представительный орган.Это предполагает, что хотя бы часть входящих в него членов облечена довериемизбирателей, представляет интересы территориальных, сословных общностей илинарода в целом. Если в коллегиальном органе отсутствуют выборные лица, егонельзя считать парламентом, даже если он участвует в законодательстве. Когдаколлегия законодателей не может формально подтвердить доверие избирателей, онаможет быть органом партии или политического движения, но только не парламентом.Если коллегиальный орган назначается, его можно считать законосовещательнымучреждением. Его члены состоят на службе. Если лица наследуют место взаконодательном органе, они также не ответственны перед избирателями.
Обычно парламент считают органомзаконодательной власти. Однако законотворчеством его роль не ограничивается. Впредмет его деятельности входят также утверждение бюджета; принятиеучредительных решений (о конституции, о династии); представительство нации,государства (он принимает присягу главы государства, выражает доверие и вручаетполномочия правительству, делает заявления по международным и внутриполитическимвопросам); контрольные полномочия в отношении администрации; участие вформировании правительства; участие во внешней политике (ратификация иденонсация международных договоров), в решении вопросов войны и мира.
Парламенты самостоятельно либо вовзаимодействии с правительством осуществляют функцию администратора в некоторыхсферах управления. В сфере юстиции за парламентом резервируются полномочия,позволяющие ему участвовать в формировании высших судов, а также собственносудебные полномочия, которыми они пользуются для привлечения к ответственностидолжностных лиц.
Парламенты делятся на две большие группы: одну изних составляют однопалатные национальные ассамблеи, диваны, меджлисы,фолькетинг, эдускунт, законодательный юань и прочие парламенты. В другую входятдвухпалатные (бикамеральные) парламенты (конгресс, народное или федеральноесобрание, стортинг, альтинг).
2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.
Джон Адамс, говорил, что целью конституционногоправительства является создание правительства законов, а не правительствалюдей. Это значит, что он хотел быть управляемым установленными ибеспристрастными правилами, а не предрассудками или пристрастиями, которыесвойственны человеку. Для Адамса великой идеей к наделению широкимиполномочиями правительства и, в то же время, подчинению его букве закона, сталпринцип разделения правительственных полномочий. Эта концепция разделениявластей, исторически ассоциируемая со школой французского философа Монтескье,предотвратила злоупотребление властью путем отказа от концентрации власти водной ветви или одном институте правительства. Амбиции одной ветви будут всегдасдерживаться амбициями других. Таким образом, независимая судебная система какодин из примеров считалась ключом к предотвращению использования системыуголовного права для подавления политических оппонентов.
В соответствии с принципом разделении властей каждаяиз трех ветвей правительства (исполнительной, законодательной и судебной)функционирует относительно независимо от других. Вместе с тем “встроенная” вэтот принцип система сдержек и противовесов наделяет каждую ветвь способностьюконтролировать действия других. Например, Конгресс может осуществлять контрольдействий Президента через бюджет, принятие которого является главнымприоритетом законодательного органа. С другой стороны, Президент можетиспользовать право вето законов, принимаемых Конгрессом. Этот принципразделения властей с учетом системы сдержек и противовесов вошел в историю какМэдисоновская модель правительства.
Относительная независимость властей связана и сразличным способом их формирования: Конгресс — прямым голосованием избирателей(правда, на различные сроки для обеих палат); Президент – через избираемуюпрямым голосованием коллегию выборщиков. Верховный Суд – пожизненнымназначением судей Президентом с согласия Сената
Двух партийность, установившаяся в США, также влияетна систему сдержек и противовесов. Постоянное соперничество и противоборствопартий ведет к их взаимоконтролю на всех уровнях власти, и, с другой стороны,не дает “разброса” и не вызывает недоумения избирателей, которое создаетмногопартийная система. Партия меньшинства в США контролирует правительственноебольшинство, обе фракции Конгресса – Президента и исполнительную власть.
Несмотря на многие проблемы, связанные со сложностьюмеханизма разделения властей (например, затягивание на столетие принятия Законаоб избирателях, расовой дискриминации негров), Мэдисоновская модель оградилаСША от диктатуры (ее в истории страны просто не было, что нехарактерно для, кпримеру, европейских держав) и надежно защитила конституционные основыдемократии. Многие американцы верят, что именно этот реализм в отношениичеловеческой природы и внимание к институционным проверочным механизмамявляются одним из главных вкладов основателей в образование системы, котораябыла эффективной в гарантировании свободы и предотвращения тирании.
/>а) Конгресс США.Статус президента.
Итак, Конгресс США состоит из двухпалат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей является органомобщенационального представительства.
Конституцией установлены следующиетребования к кандидатам: член Палаты представителей должен достичь 25 лет, бытьгражданином США не менее семи лет и жителем того штата, от которого онизбирается.
Верхняя палата – Сенат являетсяорганом представительства штатов. Независимо от численности населения каждыйиз штатов представлен в нем двумя депутатами. Сета представителей. Но вотличие от последней каждые два года состав Сената переизбирается на однутреть. Это обстоятельство придает ему особый статус постоянно действующего органа.
Особая роль Сената определяется такжетем, что за ним по Конституции закреплен ряд самостоятельных полномочий (Ст. I, раз. 3). По совету и с согласияСената заключаются международные договоры. С его одобрения Президент назначаетна должности федеральных судей и должностных лиц федеральной администрации.Немалое значение приобретает и небольшой по сравнению с Палатойпредставителей численный состав Сената, что предопределяет его роль какэлитарного института власти.
Согласно Конституции США (Ст. II, раз 1). Вся исполнительная властьпринадлежит Президенту. Он руководит и осуществляет контроль за деятельностьюсистемы органов федерального управления, о которой Конституция упоминает лишьв связи с импичментом, правом Президента, правом Президента назначать надолжности в государственном аппарате США (ст. II, раз. 2) и полномочием требовать предоставления отчетов отподчиненных ему органов.
/>б) Бундестаг иБундесрат. Федеральный президент.
Исходя из буквы Основного закона исогласно теоретическим концепциям, на которые он опирается, парламентом странысчитается однопалатный Бундестаг (буквально Федеральный съезд). Что же касаетсядругого коллегиального органа — Бундесрата (Федеральный совет), то его действующаяредакция Основного закона характеризует как орган, через который землиучаствуютв законодательстве и администрации Федерации и в делах Европейского союза. Можно сказать, что Бундесрат играетроль второй (верхней палаты) германского парламента.
Функции Бундестага традиционныдля современных парламентов и обеспечиваются конституционными полномочиями. Оносуществляет законодательную деятельность (разд. VII Основного закона), это егоглавная функция. Он также полностью или частично формирует некоторые государственныеорганы. В частности, Бундестаг избирает Федерального канцлера (ст. 63 Основногозакона), Уполномоченного по обороне (ст. 45-б), избирает половину составаФедерального конституционного суда (ст. 94), участвует в выборах федеральныхсудей (ч. 2 ст. 96). И, наконец, он контролирует деятельность федеральногоправительства посредством депутатских запросов, создания следственных комитетов(ст. 44), принимая бюджет государства (ст. 110), а в качестве санкции можетприменить вотум недоверия (ст. 67).
Полномочия Бундесрата менеешироки. Согласно положениям разд. VII, его согласие требуется для принятиялишь определенной части законов. Он участвует в федеральном надзоре заисполнительной деятельностью земель и осуществляет контроль за применением полицейских:сил в случае угрозы существованию или свободному демократическому строюФедерации.
Бундесрат избирает половину составаФедерального конституционного суда.
Федеральный президент является в Германии главойгосударства. Согласно ч. 4 ст. 60. Основного закона, он обладает таким жеиммунитетом, как и депутаты Бундестага.
Федеральный президент назначает исмещает федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер-офицеров. Вотдельных случаях от имени Федерации он осуществляет право помилования. Указанные полномочия Федеральный президент может передавать другим органам (ч.1-3 ст. 60).
Приказы и распоряжения Федеральногопрезидента действительны лишь при условии контрасигнатуры Федерального канцлераили компетентного федерального министра. Это, однако, не относится к назначениюи смещению Федерального канцлера, роспуску Бундестага, согласно ст. 63Основного закона.
/>3.Взаимоотношения президента и парламента в США и ФРГ.
/>а) Вооруженныесилы.
Согласно резолюция о военныхполномочиях 1973 г. прежде чем применить военную силу, Президент «вкаждом возможном случае» должен консультироваться с Конгрессом. Есливоенные действия начались, Президент обязан в течение 48 часов представитьКонгрессу доклад в письменном виде. В докладе должны указываться:обстоятельства, вызвавшие необходимость использования Вооруженных силСоединенных Штатов; полномочия по Конституции и законодательству, в соответствиис которыми было осуществлено их использование; оценка масштаба ипродолжительности военных действий или угрозы вовлечения в них. Без санкцииКонгресса военные действия могут продолжаться не более 60 дней. В крайних,случаях указанный срок продлевается еще на 30 дней, если Президент полагает,что это необходимо для безопасного вывода Вооруженных сил США. Однако если Конгресспримет совпадающую или совместную резолюцию, в которой содержится требованиепрекратить военные действия, Президент обязан подчиниться до истечения как первого,так и второго срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 115-аОсновного закона ФРГ Бундестаг с согласия Бундесрата по инициативе Федеральногоправительства констатирует в необходимых случаях, что территория подвергласьвооруженному нападению или что такое нападение непосредственно угрожает(состояние обороны). Эта констатация требует в Бундестаге голосов абсолютногобольшинства депутатов. Если же обе законодательные палаты и Совместныйкомитет не в состоянии действовать, констатация считается сделанной ипровозглашенной в момент начала нападения, который объявляется Федеральнымпрезидентом, как только обстоятельства позволяют (ч. 4 ст. 115-а).
В соответствии с ч. 5 ст. 115-а вслучае, если объявлено состояние обороны и федеральная территория подвергласьвооруженному нападению., Федеральный президент с согласия Бундестага илиСовместного комитета может сделать международно-правовое заявление о наличиисостояния обороны.
Бундестаг с согласия Бундесратаможет в любое время объявить оконченным провозглашенное Федеральнымпрезидентом состояние обороны, причем Бундесрат может этого потребовать; этонужно сделать немедленно по отпадении предпосылок к объявлению состоянияобороны. Мир заключается путем принятия федерального закона (ч. 2, 3 ст.115-л).
/>б) Международныедоговоры.
Договоры в США заключаютсяпод непосредственным контролем Президента и передаются на одобрение Сената.Сам процесс ратификации договоров состоит из двух самостоятельных стадий: напервой Сенат утверждает договоры, на второй, Президент определяет по своемуусмотрению, следует ли ему воспользоваться полученным согласием иратифицировать договор. Позиции Сената в этих вопросах достаточно сильны.Сенат может не только отклонить договор, но и внести в его текст поправки илиоговорки, либо просто его не рассматривать.
В ФРГ Федеральный президент представляетФедерацию в международно-правовом отношении (ч. 1 ст. 59). От ее имени онзаключает договоры с иностранными государствами, аккредитирует и принимаетдипломатических представителей. Тем не менее, обе законодательныепалаты (Бундестаг и Бундесрат) участвуют в заключение международных договоров.Согласно ч. 2 ст. 59, Основного закона, договоры, регулирующие политическиеотношения Федерации и относящиеся к предметам федерального законодательства,нуждаются в согласии или участии в их заключении законодательных корпораций,что осуществляется в форме федерального закона.
Согласно ч. 2 – 7 ст. 23 Основногозакона, Бундестаг и земли через Бундесрат участвуют в делах Европейского союза.Федеральное правительство обязано, возможно раньше и в широком объеме даватьпалатам необходимую информацию
/>в)“Контролирующие рычаги” парламента.
Система “сдержек и противовесов” даетсбои, обрекая Конгресс США в основном на роль контролирующей ветви власти.Однако формы законодательного контроля разнообразны и результативны.
Традиционно наиболее эффективнымсредством воздействия остается, «власть кошелька». Нередко только угрозасокращения ассигнований вынуждает Президента или отдельные звеньяисполнительной власти более внимательно прислушиваться: к требованиямКонгресса и учитывать возможную реакцию законодателей на те или иные ихдействия.
В распоряжении Конгресса находится итакое оружие как импичмент.
Основания привлечения к импичменту —«измена, взяточничество или иное тяжкое преступление» (разд. 4 ст.II). Инициатива возбуждения импичмента принадлежит Палате представителей, осуществлениесуда — Сенату. Однако импичмент только по названию и определенному сходству ссудопроизводством может считаться судом. Это “политический процесс”, целькоторого отстранить от должности лиц, виновных в совершении преступления, чтоне освобождает их от ответственности в общем судебном порядке.
Основной закон ФРГ в ст. 61урегулировал должностную ответственность Федерального президента. Бундестаг илиБундесрат могут обвинить Федерального президента в умышленном нарушенииОсновного закона или другого федерального закона или другого федеральногозакона, обратившись в Федеральный конституционный суд. Предложение овыдвижении обвинения должно быть поддержано ¼ членов Бундестага или ¼голосов Бундесрата. Соответствующее постановление палаты должно быть принято вБундестаге 2/3 членов, а в Бундесрате – 2/3 голосов. Обвинение представляетуполномоченный соответствующий палаты.
После предъявления обвиненияФедеральный конституционный суд может распорядиться о приостановленииисполнения Федеральным президентом своих функций. Если Федеральныйконституционный суд установит, что Федеральный президент виновен в умышленномнарушении Основного закона или другого федерального закона, то моет объявитьФедерального президента утратившим должность.
/>Выводы:
Подводя итоги, отметим, что междуКонгрессом и Президентом США нет партнерства. В системе разделения властейявный перевес оказался на стороне исполнительной власти, оттесняющейзаконодателей на второй план. Эта тенденция, судя по всему, необратима.Положение Президента как главы исполнительной власти и государства предопределяетего доминирование в сфере законотворчества, бюджета и финансов, государственного управления и внешней политики. Переломить соотношение силмежду законодательной и исполнительной властью Конгресс не может.
Бундестаг, согласно Основному законуФРГ, имеет больше полномочий, чем Конгресс США. Бундесрат создает различныекомитеты – следственный комитет, комитет по делам Европейского союза, комитетпо обороне, иностранным делам, комитет по петициям, важным полномочиемзаконодательных корпораций в ФРГ является принятие федерального бюджета.Согласно Основному закону, для действенность приказаний и распоряженийфедерального Президента необходима их контрассигнатура федеральным Канцлеромили компетентным федеральным министром (ст. 58). Таким, образом, в ФРГ всистеме разделения властей исполнительная власть не оттесняет законодательную,как происходит в США.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арановский К.В.Государственное право зарубежных стран. – М… 2000.
2. Конституциигосударств Европейского Союза – М., 1997.
3. Лифитский В.И.Основы конституционного строя США. – М., 1998.
4. Соединенные ШтатыАмерики: Конституция и законодательные акты. – М… 1993.
5. Сравнительноеконституционное право. – М., 1996.
6. Энтин Л.М.Разделение властей. – М., 1995.