Реферат по предмету "Государство и право"


Бюджетная система Удмуртской Республики

СОДЕРЖАНИЕ
1.       Бюджет субъекта Федерации: понятие и функции
2.       Бюджет Удмуртской Республики
2.1.Основные аспекты построения бюджета Удмуртской Республики
2.2. Анализбюджета Удмуртской Республики
Заключение
Литература

1.  Бюджет субъекта Федерации: понятие и функции
Бюджетысубъектов Федерации составляют второй уровень бюджетной системы РоссийскойФедерации. Статья 15 Бюджетного кодекса РФ определяет, что бюджет субъектаФедерации (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежныхсредств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных кпредметам ведения субъекта РФ. Однако такое понимание бюджета не отражает вполной мере его экономического содержания. Как экономическая категория бюджетсубъекта Федерации – система экономических отношений, посредством которойосуществляется распределение и перераспределение национального дохода наэкономическое и социальное развитие субъекта Федерации.
Экономическая сущностьбюджетов субъектов Федерации проявляется в их функциях:
1.        Закреплениеопределенного порядка движения налогово-бюджетных потоков по уровнямтерриториальной организации государства (направления этих потоков, пропорции ихразделения, целевое назначение и т. д.) и адекватных процедур регулированиявозникающих по этому поводу отношений.
2.        Аккумулирование(в соответствии с вышеуказанным порядком и процедурами и исполнение вобщерегиональных целях) средств, образованных на самой территории и поступающихв региональные бюджеты полностью или частично. Часть средств, аккумулируемых вФедеральный бюджет, перераспределяются по тем или иным соображениям в пользутерриториальных (региональных и местных) бюджетов (например, дотации, субвенциии субсидии).
3.        Обеспечениеденежными средствами выполнения региональными органами власти и управлениясвоих представительских и исполнительских полномочий с соблюдением требованийформальной финансовой независимости их политики от влияния федерального уровня.
4.        Создание основыдля самообеспечения внутрирегиональных социальных программ, то есть бюджетноеудовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах иреализация его национально-этнических интересов. Несмотря на все большуюсамодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимостисоответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетов,достигает четверти к сумме доходов населения России (за вычетом налогов).
5.        Содействиеформированию инфраструктурного каркаса территории (отрасли «региональногохозяйства», региональные дороги и транспорт) как важнейшего исходного условияформирования и поддержания внутрирегиональных связей.
6.        Регулированиесостояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала(земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественногобазиса существования и развития территории.
7.         Создание условийдля деловой активности населения и проведения структурных преобразований, вцелях повышения инвестиционной привлекательности региона [2].
Бюджетысубъектов Федерации – один из главных каналов ведения до населения конечныхрезультатов общественного производства. Через них общественные фондыпотребления распределяются между отдельными административно-территориальнымиединицами и социальными группами населения. Кроме того, из данных бюджетовфинансируется и развитие на региональном уровне отраслей производственнойсферы, в первую очередь, коммунального хозяйства, объем продукции и услугикоторого выступают важным компонентом межмуниципальной программы повышения благосостояниянаселения.
 Нельзя не отметить, чтороссийское законодательство до недавнего времени не закрепляло права субъектаРФ на собственный бюджет. Между тем так было не всегда. В советский периодразвития РФ право субъектов Федерации (тогда ими признавались лишь автономныереспублики) было объектом конституционного регулирования и развивалось втекущем законодательстве. Возвращение практики закрепления права на собственныйбюджет было обусловлено внесением изменений в Федеральном Законе от 6 октября1999 г. №184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРФ». Статья 26.13 этого закона провозгласила, что «каждый субъект РФ имеетсобственный бюджет». Впоследствии нормативное закрепление этого права быловведено в Бюджетный кодекс РФ в форме новой редакции статьи 15 (вступила в силус 1 января 2005 г.) [3].
Бюджет субъекта Федерациии свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории,составляет консолидированный бюджет субъекта Федерации, не подлежащийутверждению и использующийся для анализа и расчетов.
Процедура утверждения ипостроение бюджетов субъектов Федерации аналогичны процедуре утверждения ипостроению Федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанныес различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов, — каждыйсубъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативныхактов).
Рассмотрим основныеаспекты создания бюджетов субъектов Федерации на примере Удмуртской Республики.

2.  БюджетУдмуртской Республики
 
2.1      Основныеаспекты создания бюджета Удмуртской Республики
УдмуртскаяРеспублика – индустриально развитый район со значительным экономическимпотенциалом, который входит в состав Приволжского федерального округа.
На уровне республики несуществует законов, регламентирующих саму процедуру принятия бюджета.Приходится руководствоваться Положением о порядке принятия закона о бюджете,утвержденным Госсоветом в 1999 г.
Создание бюджета УдмуртскойРеспублики соответствует общей схеме создания бюджета субъекта Федерации. Оносостоит из следующих этапов.
На первом этапеМинистерство финансов Российской Федерации доводит до сведения финансовыхорганов субъекта Федерации основные макроэкономические параметры и методикурасчета бюджета (1.1). В то же время комитет по экономике администрациисубъекта готовит собственные расчеты по региональной экономике (1.2).Финансовый орган, руководствуясь указаниями Министерства финансов РФ и комитетапо экономике, доводит сведения до финансовых органов муниципалитетов порядокподготовки проекта бюджета (1.3) и принимает от собственных бюджетныхучреждений заявки на финансирование в следующем году (1.4).
На втором этапеподготовленный финансовым управлением проект бюджета попадает на рассмотрение вадминистрацию субъекта Федерации (2.1 и 2.2), после чего проект бюджетасогласовывается с Министерством финансов РФ (3.1). Практически параллельно идетсогласования финансовым органом субъекта Федерации параметров местных бюджетов(4.1). Только после согласования бюджета субъекта Федерации (3.2) финансовыйорган может окончательно согласовать бюджеты муниципалитетов (4.2).
Далее проект бюджетапередается в законодательный орган власти (5), который утверждает закон о бюджете(6) [8].
2.2      Анализбюджета Удмуртской Республики
Таблица 2.1
Бюджет Удмуртской Республики на 2004 годНаименование
Сумма,
тыс. руб. 1 2 Доходы 8 822430 Налоговые доходы 5 650 465 Неналоговые доходы 299 768 Безвозмездные перечисления 1 631 117 Целевой бюджетный территориальный дорожный фонд УР 1 241 080 Расходы 10 454 271 Общегосударственные вопросы 470 678 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 397 545 Национальная экономика 1 072 410 Жилищно-коммунальное хозяйство 25 740 Охрана окружающей среды 54 445 Образование 286 109 Культура, кинематография и средства массовой информации 107 780 Здравоохранение и спорт 778 654 Социальная политика 1 015 377 Финансовая помощь бюджетам других уровней 3 250 597 Прочие 2 995 026 Дефицит 1 631 841 Баланс 10 454 271
Таблица 2.2
Источники финансирования дефицита бюджета Удмуртской Республики на 2004год Наименование
Сумма,
тыс. руб. Кредиты банков и бюджетные ссуды 200 000 Поступления от продажи акций (имущества), находящихся в собственности Удмуртской Республики 510 000
Прочие источники внутреннего финансирования – всего
в том числе:
поступления по отдельным соглашениям
дополнительная финансовая помощь из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета
600 000
300 000
300 000 Остатки средств бюджета на начало отчетного года 321 841 Итого 1 631 841
Примечание:на основании Закона Удмуртской Республики « О бюджете Удмуртской Республики на2004 год» от 29 декабря 2003 года №65 – РЗ [4].
Таблица 2.3
БюджетУдмуртской Республики на 2005 годНаименование
Сумма,
тыс. руб. Доходы 12 428 676 Налоговые доходы 10 691141 Неналоговые доходы 219 565 Безвозмездные перечисления 1 517 970 Расходы 14 124 502 Общегосударственные вопросы 910 190 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 603 229 Национальная экономика 3 205 313 Жилищно-коммунальное хозяйство 28 139 Охрана окружающей среды 48 000 Образование 861 814 Культура, кинематография и средства массовой информации 262 346 Здравоохранение и спорт 1 080 334 Социальная политика 1 499 662
Межбюджетные отношения
в том числе:
Финансовая помощь бюджетам других уровней
5 625 475
2 430 333 Дефицит 1 695 826 Баланс 14 124 502

Таблица 2.4
Источникифинансирования дефицита бюджета Удмуртской Республики на 2005 годНаименование Сумма, тыс. руб. Получение кредитов по кредитным соглашениям и договорам, заключенным от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов 370 000 Продажа (уменьшение стоимости) акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности 400 000 Остатки средств бюджетов 721 852 Прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации 203 974 Итого 1 695 826
Примечание ктаблицам 2.3 и 2.4: на основании Закона Удмуртской Республики «О бюджетеУдмуртской Республики на 2005 год» от 24 декабря 2004 года №91 – РЗ [5].
Сравнимприведенные выше бюджеты Удмуртской Республики.
Таблица 2.5
Сравнительныйанализ бюджетов Удмуртской Республики на 2004 и 2005 года Наименование
Удельный вес в
2004 г., в % к итогу
Удельный вес в
2005 г., в % к итогу Доходы 100 100 Налоговые доходы 64,0 86,0 Неналоговые доходы 3,4 1,8 Безвозмездные перечисления 18,5 12,2 Доходы целевых бюджетных фондов 14,1 Расходы 100 100 Общегосударственные вопросы 4,6 6,5 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 3,8 4,3 Национальная экономика 10,3 22,7 Жилищно-коммунальное хозяйство 0,3 0,2 Охрана окружающей среды 0,5 0,3 Образование 2,7 6,1 Культура, кинематография и средства массовой информации 1,0 1,9 Здравоохранение и спорт 7,4 7,6 Социальная политика 9,7 10,6 Межбюджетные отношения 31,1 39,8 Прочие 28,6 - Дефицит (к итогу баланса) 15,6 12,0
Сравнительныйанализ этих бюджетов показал, что планируется увеличить налоговые поступления иуменьшить неналоговые доходы и безвозмездные перечисления из федеральногобюджета. Что касается расходов, то в значительный мере они направляются наразвитие национальной экономики (это топливо и энергетика, воспроизводствоминерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт и др.),социальную политику и финансовую помощь бюджетам других уровней. Следуетобратить внимание на то, что из федерального бюджета Удмуртская Республикаполучает финансовую помощь в объеме 1 517 970 тыс. руб. (2005 г.), а в бюджетыорганов местного самоуправления перечисляет 2 430 333 тыс. руб. Этосвидетельствует о том, что бюджет субъекта Федерации в значительной мереявляется своеобразным передаточным звеном бюджетной системы, потому что органыместного самоуправления практически лишены собственной налоговой базы. В 2005г. в большей степени уделено внимание образованию. На образование направленоденежных средств на 3,4% больше по сравнению с 2004 г.
Предложенныйбюджет в 2004 г. имеет дефицит, находящийся на грани дозволенного федеральнымзаконом (15%). В 2005 г. дефицит уменьшился на 3,6%. В 2004 г. 31,3% дефицитабыло профинансировано за счет поступлений от продажи имущества, находящегося всобственности Удмуртии. В 2005 г. поступления от продажи имущества покрываливсего 23,6% дефицита. «Традиция» закрывать бюджетный дефицит госсобственностьювесьма прочно закрепилась в республике. По мнению экспертов, в последующие годау региональной власти не останется крупных предприятий, продав которые можнобудет получить большие деньги.
Проанализируембюджеты Удмуртской Республики за 2004 и 2005 гг. с помощью следующихпоказателей:
1.        Коэффициентбюджетной обеспеченности. Данный показатель свидетельствует о том, сколько накаждого человека, проживающего в регионе, было представлено товаров и услуг избюджета.
КБО= Р / Ч, (1)
где Р –расходная часть бюджета субъекта,
Ч –численность населения, проживающего на территории.
2.        Коэффициентавтономности. Этот показатель показывает долю собственных доходов в общей суммебюджета региона.
КА =Дсобств / Д, (2)
где Дсобств– собственные доходы бюджета региона,
Д – доходыбюджета региона.
3.        Коэффициентдотационности. Этот показатель долю безвозмездных перечислений в доходахбюджета и тем самым определяет «политическую свободу» региона.
КД= С / Д, (3)
где С – суммабезвозмездных перечислений от бюджетов других уровней.
4.        Коэффициент соотношениярегулирующих и собственных доходов бюджета. Данный показатель показываетзависимость регионального бюджета от регулирующих налогов.
КРС= Дрег / Дсобств, (4)
где Дрег– регулирующие доходы бюджета субъекта Федерации.
Взяв заоснову вышеприведенные коэффициенты, сформулируем модель формированияустойчивого бюджета региона (см. табл. 2.5).
Таблица 2.5
Системапоказателей оценки степени устойчивости бюджета региона [7]Показатели Степень устойчивости низкая средняя высокая 1. Коэффициент бюджетной обеспеченности ниже 2,9 3,0 – 4,9 свыше 5,0 2. Коэффициент автономии ниже 0,2 0,2 – 0,6 свыше 0,6 3. Коэффициент дотационности выше 0,2 0,2 – 0,1 ниже 0,1 4. Коэффициент соотношения регулирующих и собственных доходов бюджета свыше 1,5 1,4 – 0,6 ниже 0,5
Для анализаустойчивости регионального бюджета необходимо выделить регулирующие исобственные доходы. Собственные доходы – виды доходов, закрепленные напостоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетамизаконодательством РФ. Регулирующие – федеральные и региональные налоги и иныеплатежи, по которым установлены нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ илиместные бюджеты на очередной финансовый год.
Таблица 2.6
Распределениерегулирующих и собственных доходов бюджета Удмуртской Республики в 2004 – 2005гг.Наименование
Сумма в
2004 г., тыс. руб.
Сумма в
2005 г., тыс. руб. 1 2 3 Регулирующие доходы 7 174 040 11 174 103 Налоги на прибыль организаций 2 120 704 3 006 838 Налог на доходы физических лиц 1 744 198 4 231 500 Налоги на товары и услуги 722 032 1 672 143 Лицензионные и регистрационные сборы 2 850 - Налоги на совокупный доход 118 180 281 524 Платежи за пользование природными ресурсами 834 959 374 128 Государственная пошлина* - 75 000 Безвозмездные перечисления 1 631 117 1 517 970 Прочие 15 000 Собственные доходы 1 648 390 1 254 573 Налог с продаж (в части погашения задолженности прошлых лет)** 20 120 - Налог на игорный бизнес 30 000 49 476 Налог на имущество организаций 57 422 985 532 Неналоговые доходы 299 768 219 565 Целевой бюджетный территориальный дорожный фонд Удмуртской Республики 1 241 080 -
*Государственнаяпошлина была введена с 1.01.2005 г. на федеральном уровне.
**Налог спродаж отменен с 2004 г.
С помощьюданных таблицы 2.6 и формул 1-4 рассчитаем коэффициенты устойчивости бюджетаУдмуртской Республики. 2004 г.
КБО =10454271 / 1616200 = 6,47
КА= 407310 / 8822430 = 0,05
КД= 1331117 / 8822430 = 0,15
КРС= 7174040 / 1648390 = 4,4
2005 г.
КБО= 14124502 / 1613200 = 8,76
КА= 1254573 / 12428676 = 0,1
КД= 1517970 / 1242876 = 0,12
КРС= 11174103 / 1254573 = 8,9
Проанализировавсистему показателей, можно сделать вывод о неустойчивом бюджете УдмуртскойРеспублики. Он характеризуется недостаточной самостоятельностью в формированиидоходной части, средним уровнем финансовой зависимости от Центра(дотационностью) и низким уровнем собственных источников формирования доходов.
В 2005 г.планируется предоставить из бюджета на каждого проживающего в регионе на 2,29тыс. руб. больше товаров и услуг по сравнению с плановым бюджетом на 2004 г.Зависимость Удмуртского бюджета от регулирующих налогов увеличилась в 2 раза.Доля безвозмездных перечислений в доходах бюджета уменьшилась на 3%, ноосталась на среднем уровне устойчивости бюджета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
УдмуртскаяРеспублика является субъектом Российской Федерации и имеет собственный бюджет.Бюджет Удмуртской Республики относится ко второму уровню бюджетной системы РФ.
Налогиявляются основным элементом формирования доходной части регионального бюджета,при этом регулирующие налоги доминируют над собственными. Проанализировавбюджет Удмуртской Республики с помощью коэффициентов бюджетной обеспеченности,автономии, дотационности и соотношения регулирующих и собственных доходов,можно сделать вывод о неустойчивом бюджете региона. Для достижения устойчивогоположения бюджета региона необходимо проводить мониторинг и контролингбюджетных потоков, которые, в свою очередь, являются элементами финансовойтактики и стратегии бюджета субъекта Федерации.
Как отмечалипарламентарии, по многим признакам можно сделать вывод, что сами принципыформирования бюджета неверны. Если на предприятиях просчитывается экономическийэффект от любых манипуляций с деньгами, то бюджет просчитывается исходя изпоказателей программы социально-экономического развития региона. При этомотсутствует система поиска возможностей бюджета, не ведется работа надувеличением его доходной части.

ЛИТЕРАТУРА
1.       Бюджетный кодексРФ.
2.       Годин А.М.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и Ко», 2003. – 752 с.
3.       Евсеев П. И.,Ялбулганов А. А. Проблемы правового регулирования полномочий субъектовРоссийской Федерации в сфере бюджетных отношений. // Журнал российского права.– 2005. — №2 – с. 44-55
4.       Закон УдмуртскойРеспублики «О бюджете Удмуртской Республики на 2004 год» // Известия УдмуртскойРеспублики. – 2004. — №1 – с.1-6
5.       Закон УдмуртскойРеспублики «О бюджете Удмуртской Республики на 2005 год» // Известия УдмуртскойРеспублики. – 2004. — №199(2617) – с. 9-16
6.       Малов Д.Бюджетное расстройство. // Деловая репутация. – 2003. — №45(87) – с. 14-15
7.       Осипов А. К.,Конярова Э. К. Формирование устойчивого бюджета региона – субъекта РоссийскойФедерации. – Ижевск.: Издательский дом «Удмуртский университет», 2003. – 176 с.
8.       Яндиев М. И.Финансы региональных органов власти. – М.: Финансовый издательский дом«Деловой экспресс», 1999. – 360 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вирусы понятие и виды
Реферат Расчет металлорежущих инструментов (протяжка шлицевая, сверло комбинированное и фреза червячная для обработки шлицевого вала)
Реферат 1. Основы бионики: история, предмет, принципы, задачи
Реферат Выход из лабиринта
Реферат Планетыгиганты Плутон
Реферат Роль Североамериканского соглашения о свободной торговле НАФТА в международных отношениях
Реферат Браницкий, Франциск Ксаверий
Реферат Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности предприятия
Реферат Австрийская школа маржинализма
Реферат Blowback And American Foreign Policy Essay Research
Реферат Разработка контроллера на однокристальном микропроцессоре
Реферат Разработка стратегии деловой беседы
Реферат Механизм принятия решений клиентом и его регулирование
Реферат IT Tech Essay Research Paper FullService Firms
Реферат Джексон, Томас Джонатан