Юридический факультет
Кафедра юридических дисциплин
Контрольная работа.
По дисциплине «Административноеправо»
Тема: «Административно-правовойстатус органов исполнительной власти»
План
Введение
Понятие административныхправоотношений
Понятие органов исполнительнойвласти
Полномочия президента РФ
Статус правительства РФ
Система федеральных органовисполнительной власти
Заключение
Список источников
Введение
В настоящеевремя роль как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти, восуществлении глубочайших социально-экономических преобразований в РоссийскойФедерации объективно возрастает. Исторический опыт свидетельствует, чтоэкономические, социальные и иные реформы могут дать необходимый эффект лишь всочетании, а порой и на основе соответствующей организации деятельности органовисполнительной власти, единственно способных материализовать любую идеюгосударственного строительства, перевести ее на уровень повседневнойпрактической работы, дающей столь же повседневные зримые результаты[1].
В государстве,независимо от его формы и политического режима, возможность органовисполнительной власти исполнять свои функции и осуществлять компетенциюнапрямую зависит от их организационно-правового статуса, объема полномочий,места в государственном управлении. В этой связи, проблема законодательногоопределения основных элементов правового статуса органов исполнительной власти,приобретает первоочередное значение в области административного права.
Цель данной работысостоит в том, чтобы раскрыть административно-правовой статус федеральныхорганов исполнительной власти. Для достижения обозначенной цели ставятся следующиезадачи:
1) Датьпонятие органа исполнительной власти.
2) Выделитьвиды органов исполнительной власти.
3) Показатьструктуру федеральных органов исполнительной власти.
4) Рассмотретьфедеральные органы исполнительной власти как субъектов административного права.
Понятие административныхправоотношений
Органы исполнительной власти играютглавную роль в системе административного права.
Прежде всего, следует указать, чтоадминистративное право — это самостоятельная отрасль правовой системы России.Она регулирует административно-правовые отношения в обществе.
Административно-правовыеотношения — это урегулированные нормами административного права общественныеотношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.
Административно-правовые отношения представляют собойразновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру,юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признакилюбого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чегоправоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественноеотношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентацияправовой нормой действий (поведения) сторонэтого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторонправоотношения, определяемая нормой и т.п.
Однако следует выделитьнекоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служитьосновой для отграничения административно-правовых отношений от других видовправоотношений. К таким особенностям относятся:
— права и обязанностисторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органовгосударства и других субъектов исполнительной власти;
— всегда одной изсторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган,должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властнымиполномочиями);
— административныеправоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон;
— если произошлонарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственностьперед государством;
— разрешение споровмежду сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.
— административныеправоотношения являются властно — отношениями, построенные на началах“власть-подчинение”, где отсутствует равенство сторон. Признак подчиненияявляется в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшимиприоритетами государственно-управленческой деятельности.
Подводя итогвышеуказанному, можно дать соответствующее понятие административногоправоотношения, как урегулированное административно-правовой нормойуправленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носителивзаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированныхадминистративно-правовой нормой.
Для их регулирования исоздаются органы исполнительной власти разного уровня. Понятие органов исполнительной власти.
Очевидно, что если речьидет об исполнительной власти, о государственной деятельности по еёпрактической реализации, неизбежен вопрос о том, какому именногосударственно-властному механизму, построенному на началах разделения властей,поручается такого рода деятельность. До того как Конституция РФ 1993 г.установила, что государственная власть в стране осуществляется на основеразделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 КонституцииРФ), данный вопрос решался достаточно просто: на различных уровнях государственнойорганизации была построена и соответствующим образом функционировала системаорганов государственного управления. Она полностью соответствовала одному из ведущихпроявлений государственной власти, а именно — государственно-управленческой илиисполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду сзаконодательной и судебной[2].
Соответственно органыгосударственного управления в центре и на местах являлись основными субъектамиадминистративного права или же носителями административной правосубъектности.Иначе говоря, государственное управление как самостоятельный вид деятельностигосударства по реализации своих задач и функций имело специального,конституционно закреплённого субъекта.
Конституция РФ 1993 г.вместо термина «государственное управление» ввела в оборот понятие«исполнительная власть». И теперь конституционные нормы содержат рядобщих положений, из содержания которых можно получить известное представление,как о самой исполнительной власти, так и о реализующих её органах. Так, ст.77Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации исубъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органыисполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительнойвласти в РФ. Так впервые появляется конституционное упоминание об органахисполнительной власти[3].
Что касается, например,республик, входящих в состав РФ, то они самостоятельно устанавливают системуреспубликанских органов власти (ст.60 Конституции Республики Бурятия),включающую и органы исполнительной власти. Так, в ст.116 Конституции РеспубликиТатарстан записано, что Кабинет Министров Республики — Правительство — являетсяисполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики. Внекоторых случаях данные позиции конкретизируются. Так, ст.63 КонституцииРеспублики Карелия возлагает осуществление исполнительно-распорядительныхфункций на главу исполнительной власти (т.е. на Председателя Правительства) иорганы государственного управления (министерства, государственные комитеты и другиеведомства, должностных лиц).
В уставах краёв,областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округовтакже закрепляются соответствующие звенья системы исполнительных органов.
Действующее российскоезаконодательство, наряду с широким использованием термина «органыисполнительной власти», часто содержит упоминания об «исполнительныхорганах», о «государственных органах управления». А УказПрезидента РФ «О совершенствовании структуры федеральных органовисполнительной власти» ст. 17 марта 1997 г. характеризует субъектыисполнительной власти как «органы исполнительной власти, осуществляющиегосударственное управление»[4].
Очевидно, что во всехслучаях речь идёт об одном и том же, а именно – о субъектном выраженииисполнительной власти, т.е. о тех государственных органах, в чью компетенциювходит практическая реализация её задач, функций и полномочий. Используясовременную конституционную терминологию, мы говорим в подобном смысле осубъектах исполнительной власти или же, что по своей сути адекватно – оборганах исполнительной власти. Налицо тождественность понятий «субъектисполнительной власти» и «орган исполнительной власти»[5].
Действующеезаконодательство, опирающееся на новую Конституцию РФ, не отказывается отвыработанных административно-правовой теорией и практикой понятий, необходимыхдля характеристики того вида государственной деятельности, который в наши днипредназначен для осуществления в различных сферах нашей жизни исполнительнойвласти. В силу этого, говоря об органах исполнительной власти, мы подразумеваем(несмотря на их новое название) органы государства, осуществляющие от его именигосударственно-управленческую деятельность. Значит, есть все необходимыеоснования для того, чтобы не забывать о том, что они являются органамигосударственного управления. В то же время возможно использование и такогособирательного термина, как исполнительные органы для обозначения всехсубъектов государственно-управленческой деятельности.
При этом, однако,следует учитывать, что исполнительными по своей сути являются вообще всеорганы, осуществляющие управленческие функции и за пределамигосударственно-управленческой деятельности, т.е. действующие в системе местногосамоуправления, в управлении внутренней жизнью государственных предприятий иучреждений, а также общественных объединений. Естественно, что в подобныхслучаях имеют место соответствующие особенности.
Таким образом, итоговыепозиции, относящиеся к выяснению понятия и признаков органов исполнительнойвласти (исполнительных органов), выражаются в следующем.
1. Поточному конституционному смыслу под органами исполнительной властиподразумеваются лишь те звенья государственного аппарата, которые сопутствуюторганам законодательной (представительной) власти в системе разделения властей.Подобное ограничительное их понимание приводит к необоснованному выводу о том,что якобы органы исполнительной власти функционируют только на уровне РФ и еёсубъектов. Опровержение такого вывода содержится как в федеральномзаконодательстве, так и, в особенности, в законодательстве субъектов Федерации(например, нормы о территориальных и местных исполнительных органах). В то жевремя Конституция РФ не содержит нормы, по содержанию которых можно было бысудить о том, какие именно государственные органы являются субъектамиисполнительной власти. А по смыслу ст. 10 Конституции исполнительную власть встране осуществляет только Правительство РФ, что вообще снимает вопрос об иныхорганах исполнительной власти, которые, тем не менее, фактически существуют.Наконец нельзя не учитывать отсутствие федерального закона об исполнительнойвласти и её организации, что пока приводит к тому, что лишь на федеральномуровне определяется система и структура органов исполнительной власти. Что жекасается дальнейших уровней государственно-управленческой деятельности, то ихорганизационные формы (т.е. органы управления) отличаются крайним разнообразиеми отсутствием должной упорядоченности. Это даёт основания рассматривать в ихкачестве любые организационно-правовые формы проявлениягосударственно-управленческой деятельности, т.е. характеризовать их в качествеисполнительных органов.
2. Исполнительныеорганы представляют собой составную часть государственного аппарата с особойфункциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализациизадач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования всферах экономической, социальной и административно-политической жизни.Соответственно своему специфическому, т.е. исполнительному, назначению этиорганы осуществляют повседневную деятельность исполнительного ираспорядительного характера.
3. Органыисполнительной власти являются носителями определённого объёмагосударственно-властных (юридически-властных) полномочий. Эти полномочиявыражаются, прежде всего, в издании исполнительными органами правовых актов в пределахсвоей управленческой компетенции и в обеспечении их исполнения имеющимися в ихраспоряжении организационными и юридическими средствами (включая средстваадминистративного, т.е. внесудебного, принуждения). Наличие определённогообъёма юридически-властных полномочий, выражаемых вовне, т.е. за пределамиданного органа, — наиболее существенный элемент компетенции органовисполнительной власти.
Издаваемые исполнительными органамиправовые акты не подменяют собой акты законодательных и судебных органов государственнойвласти. С одной стороны они подзаконны, ибо предназначены для исполнениятребований, содержащихся в законах. С другой стороны, правовые актыисполнительных органов отличаются от актов судебных органов, имеющихпреимущественно негативно — юрисдикционный характер, и не выражают присущиесудебным органам функции и полномочия правосудия.
4. Исполнительныеорганы представляют собой разновидность государственных организаций, в числекоторых действуют также государственные учреждения и предприятия. Но последниене являются носителями государственно-властных полномочий, не выполняют функциипо реализации исполнительной власти, поскольку представляют собой не органыгосударства, а соответствующим образом организованные трудовые коллективы,основным назначением которых является создание материальных ценностей(например, завод), оказание тех или иных материальных услуг, наконец,осуществление социальных функций (например, больница, школа).
Сейчас предполагается ещё более чёткоразграничить функции собственно управления и функции оказания государственныхуслуг, которыми должны заниматься не органы исполнительной власти, агосударственные учреждения, работающие, как правило, на началахсамоокупаемости. Данная позиция наглядно свидетельствует о том, что в отличиеот органов исполнительной власти подобные образования непосредственно от именигосударства не выступают, что и лишает их возможности юридически властвоватьвовне (государственная власть и самоокупаемость — не тождественные категории).
На существующих сейчасгосударственных предприятиях и в государственных учреждениях так же вопределённом объёме функционируют те или иные управленческие звенья(администрация завода), чья компетенция реализуется в целях«самоорганизации», т.е. в интересах нормальной работы предприятия,учреждения. Именно в этих границах такие управленческие звенья обладаютограниченными юридически-властными возможностями (например, ректор ВУЗа)[6].
Следует учитывать, что в странедействует множество общественных организаций, имеющих собственныеисполнительные органы, выражающие интересы и волю членов таких организаций. Ихчисто внутриорганизационные полномочия выводят их из числа органовисполнительной власти в их государственно-правовом понимании.
5. Исполнительныеорганы также представляют собой определённые трудовые коллективы, формируемыегосударством в соответствии с их целевым назначением на базе определённойорганизационной структуры. Имеется в виду внутреннее построение органа,предполагающее наличие совокупности государственных должностей (штаты),распределение между ними обязанностей и ответственности, определение полномочийкаждого работника (должностного лица), занимающего соответствующуюгосударственную должность государственной службы. Именно государственныеслужащие составляют сердцевину штатной характеристики органов исполнительнойвласти (исполнительных органов).
6. Органыисполнительной власти обладают оперативной самостоятельностью, границы которойустанавливаются закреплённой за ними компетенцией; последняя определяет основыправового положения данного органа либо в нормах Конституции РФ (например,Правительства РФ), либо в нормах конституций и уставов субъектов РФ, либо внормах федерального и регионального законодательства, либо, наконец, в нормахиндивидуальных положений о них, утверждаемых в установленном порядке.Компетенция исполнительного органа выражает его задачи, обязанности, полномочияи ответственность.
В её рамках исполнительные органысовершают юридически значимые действия, Выражающие их административную право- идееспособность. В этом смысле наиболее показательны различные вариантынормотворческой (установление правил поведения), правоисполнительной(обеспечение реализации законодательных и подзаконных правил поведения) иправоохранительной (наблюдение за правильностью проведения в жизнь правовыхнорм) деятельности[7].
7. Характеризуяисполнительные органы в целом, необходимо учитывать, что практически от ихимени действуют и, соответственно, представляют их в конкретных управленческихотношениях должностные лица, сами по себе, естественно, исполнительнымиорганами не являющиеся.
8. Каждый органисполнительной власти имеет определённый для него действующим законодательствомтерриториальный масштаб деятельности, учитывающий особенности федеративногоустройства РФ.
9. Образование,организация и ликвидация исполнительных органов осуществляются в порядке,установленном действующим законодательством РФ и её субъектов, Президентом РФ,главами республик, входящих в состав РФ либо по представлению главадминистрации краёв, областей и т.п. соответствующими представительными(законодательными) органами власти.
Таковы наиболее общие черты,совокупность которых позволяет получить необходимое представление обадминистративной правосубъектности органов исполнительной власти(исполнительных органов) или же органов государственного управления.
Орган исполнительной власти — этоструктурное подразделение государственно-властного механизма (государственногоаппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системеразделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессеруководства (регулирования) экономической, социально-культурной иадминистративно-политической сферами жизни общества.
Полномочия ПрезидентаРоссийской Федерации
В соответствии с конституционными нормами ПрезидентРФ является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляетсвои полномочия как единоличный глава государства (ст. 11, ч. 1; ст. 80, ч.1).
Президент являетсягарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры поохране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; обеспечиваетсогласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти,а также осуществление полномочий федеральной государственной власти на всейтерритории РФ (ст. 80, ч.2; ст. 78, ч. 4 Конституции РФ). В этих целяхПрезидент РФ наделяется соответствующими конституционными полномочиями,осуществление которых является его прерогативой. Так, в сфере исполнительнойвласти Президент РФ:
Назначает с согласияГосударственной Думы Председателя Правительства РФ;
Имеет правопредседательствовать на заседаниях Правительства РФ;
Принимает решение оботставке Правительства РФ;
По предложениюПредседателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должностизаместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
Утверждает своимиуказами систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
вправе приостанавливатьдействие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречияэтих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствамРФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопросасоответствующим судом;
вправе отменятьпостановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречияКонституции РФ, федеральным законам и своим указам;
может использоватьсогласительные процедуры для разрешения разногласий между органамигосударственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, атакже между органами государственной власти субъектов РФ.
Президент РФ издаетуказы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ,подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе и по вопросамфункционирования органов исполнительной власти).
Президент РФ в соответствиис Конституцией РФ и федеральным законодательством руководит деятельностьюфедеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны,безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращение чрезвычайныхситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает попредставлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает ихруководителей, а также осуществляет иные полномочия как ВерховныйГлавнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.
Таким образом, исходяиз конституционных положений, Президент РФ не является главой исполнительнойвласти, но оказывает значительное влияние на деятельность исполнительныхорганов РФ.
Указом Президента РФ от1 сентября 2000 года был образован Государственный совет Российской Федерации –совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства повопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органовгосударственной власти
Президент РФ являетсяпредседателем Государственного совета. Членами Государственного совета являютсяпо должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительныхорганов государственной власти) субъектов РФ. По решению Президента в егосостав могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц(руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектовРФ два и более срока подряд. Таким образом, новый совещательный органспособствует более тесному взаимодействию Президента с руководителями высшихисполнительных органов субъектов РФ.
В числе основных задачГосударственного совета:
• обсуждение имеющихособое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РоссийскойФедерации и ее субъектов;
• обсуждение вопросов,касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной власти и органамиместного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральныхзаконов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряженийПравительства РФ;
• содействие ПрезидентуРФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласиймежду органами государственной власти РФ и органами государственной властисубъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.
Заседания Госсоветапроводятся, как правило, не реже одного раза в три месяца. Решения, принятые назаседаниях, при необходимости оформляются указами, распоряжениями илипоручениями Президента РФ, а в случае выработки решения о необходимостипринятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесенияв них изменений или поправок проект соответствующего акта вносится вГосударственную Думу в порядке законодательной инициативы Президента РФ.
В целях обеспеченияреализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышенияэффективности деятельности федеральных органов государственной власти исовершенствования системы контроля за исполнением их решений учрежден институтполномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Основными задачамиполномочного представителя являются:
1) организация всоответствующем федеральном округе работы по реализации органамигосударственной власти основных направлений внутренней и внешней политикигосударства, определяемых Президентом РФ;
2) организация контроляза исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственнойвласти;
З) обеспечениереализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;
4) представлениеПрезиденту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности вфедеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическомположении в федеральном округе и внесение со ответствующих предложений.
Для реализациивозложенных на него задач полномочный представитель Президента РФ выполняетследующие функции:
• обеспечиваеткоординацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующемфедеральном округе;
• организуетвзаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органамигосударственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
• организует контрольза исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РоссийскойФедерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализациейфедеральных программ в федеральном округе;
• принимает участие вработе органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местногосамоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
• организует попоручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешенияразногласий между федеральными органами государственной власти и органамигосударственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах федеральногоокруга;
• вносит Президенту РФпредложения о приостановлении действия актов органов исполнительной властисубъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречияэтих актов Конституции РФ федеральным законам, международным обязательствам РФили нарушения прав и свобод человека и гражданина и другие.
В соответствии сПостановлением Правительства РФ от 12 августа 2000 года полномочныепредставители приглашаются на заседания Правительства РФ с правом совещательногоголоса, а также на заседания создаваемых Правительством РФ комиссий и советов,на проводимые Председателем Правительства РФ и его заместителями совещания повопросам, затрагивающим интересы соответствующих федеральных округов
Обеспечение деятельности полномочного представителяосуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельнымподразделением Администрации Президента РФ. В структуре Администрации ПрезидентаРФ имеются и другие подразделения, оказывающие влияние на деятельность органовисполнительной власти, например Главное контрольное управление, осуществляющееконтроль и проверку исполнения органами исполнительной власти и их должностнымилицами федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и т. д.
Кроме того, на основе Указа ПрезидентаРФ от 17 мая 2000 года в структуру федеральных органов исполнительной властивключены: Главное управление специальных программ Президента РФ, Государственнаятехническая комиссия при Президенте РФ и Управление делами Президента РФ.
Статус правительстваРоссийской Федерации
Правительство РФявляется федеральным органом, возглавляющим единую систему исполнительнойвласти в Российской Федерации. Основы правового статуса Правительства РФ, егосостав и принципы деятельности, полномочия и другие вопросы регулируютсяКонституцией РФ (гл. 6) и Федеральным конституционным законом «О ПравительствеРоссийской Федерации» от 17 декабря 1997 года
ПравительствоРоссийской Федерации — коллегиальный орган, состоящий из членов ПравительстваРФ — Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя и федеральныхминистров.
ПредседательПравительства назначается и освобождается от должности Президентом РФ.Назначение на должность Председателя Правительства осуществляется с согласияГосударственной Думы. Освобождение от должности возможно по заявлениюПредседателя об отставке, а также в случае невозможности исполненияПредседателем Правительства своих полномочий.
ПредседательПравительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляетПрезиденту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительнойвласти; предлагает Президенту кандидатуры заместителей ПредседателяПравительства РФ и федеральных министров; в соответствии с Конституцией РФ,федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направлениядеятельности Правительства и организует его работу (ст. 112, 113 КонституцииРФ).
ФКЗ «О ПравительствеРФ» (ст. 27) наделяет Председателя Правительства и другими полномочиями.Председатель Правительства РФ, в частности:
1) представляетПравительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории РоссийскойФедерации;
2) ведет заседанияПравительства РФ, обладая правом решающего голоса;
З) подписывает актыПравительства Российской Федерации;
4) распределяетобязанности между своими заместителями;
5) систематическиинформирует Президента РФ о работе Правительства.
В случаях,предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФ временноисполняет обязанности Президента РФ.
ЗаместителиПредседателя Правительства РФ координируют работу федеральных органовисполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность;предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений,внесенные в Правительство.
В соответствии с УказомПрезидента РФ от 17 мая 2000 года Председатель Правительства РФ имеет пятьзаместителей, в том числе Заместителя Председателя Правительства РФ — Министрасельского хозяйства РФ и Заместителя Председателя Правительства РФ — Министрафинансов РФ.
Федеральные министрыобладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителейсоответствующих федеральных органов исполнительной власти и участвуют с правомрешающего голоса в заседаниях Правительства. Правом совещательного голоса могутбыть наделены и иные руководители федеральных органов исполнительной власти.Например, Председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг является подолжности федеральным министром.
Для решения оперативныхвопросов по предложению Председателя Правительства может быть образованПрезидиум Правительства. Его заседания проводятся по мере необходимости.Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума.
ПолномочияПравительства РФ закреплены Конституцией РФ (ст. 114), федеральными законами иУказами Президента.
Федеральныйконституционный закон «О Правительстве РФ» устанавливает, что в отношениифедеральных органов исполнительной власти Правительство РФ руководит работой иконтролирует их деятельность; утверждает положения о них; устанавливаетпредельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на ихсодержание; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти илиприостанавливать действие этих актов; утверждает членов коллегий федеральныхорганов исполнительной власти и т. д.
В отношении органовисполнительной власти субъектов РФ, Правительство РФ в целях обеспечениясочетания интересов Российской Федерации и субъектов РФ по предметамсовместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ координирует иконтролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ; вноситпредложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органовисполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ,федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав исвобод человека и гражданина.
Правительство РФ впределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия междуфедеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной властисубъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаютсясогласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.
Закон определяет общие,межотраслевые, отраслевые и иные полномочия Правительства РФ. В пределах общихполномочий Правительство РФ:
• организует реализациювнутренней и внешней политики РФ;
• осуществляетрегулирование в социально — экономической сфере;
• обеспечивает единствосистемы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ееорганов;
• формирует федеральныецелевые программы и обеспечивает их реализацию;
• реализуетпредоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство РФ посоглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать имосуществление части своих полномочий, а также осуществляет полномочия,переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основаниисоответствующих соглашений.
Для осуществлениявозложенных на него полномочий Правительство может создавать свои территориальныеорганы и назначать соответствующих должностных лиц.
Правовыми формамиреализации Правительством возложенных на него полномочий выступаютпостановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации.Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты пооперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, — вформе распоряжений.
Основнойорганизационной формой деятельности Правительства РФ являются его заседания,которые проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители ПредседателяПравительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично.
В заседанияхПравительства могут участвовать представители палат Федерального Собрания,Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральнойпрокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка и иные лица в соответствии сзаконодательством либо в порядке, установленном Правительством.
Правительство РФ можетрассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.
Подготовка и проведениезаседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с РегламентомПравительства РФ.
Федеральнымконституционным законом «О Правительстве РФ» (ст. 28) определен круг вопросов,решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ. Вчастности: о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчетаоб исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственныхвнебюджетных фондов; о проектах программ экономического и социального развития,связанных с созданием свободных экономических зон; об установлении номенклатурытоваров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; обустановлении объемов выпуска государственных ценных бумаг; о внесенииПравительством РФ законопроектов в Государственную Думу; о проектах программприватизации федеральной государственной собственности; о подписании соглашенийс органами исполнительной власти субъектов РФ; об образовании ПрезидиумаПравительства РФ; об утверждении положений о федеральных органах исполнительнойвласти; о порядке создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральныхорганов исполнительной власти; об утверждении Регламента Правительства РФ; обутверждении Положения об Аппарате Правительства РФ и другие.
Случаи и порядокотставки Правительства РФ предусмотрены ст. 117 Конституции РФ и ст. 35 ФКЗ «ОПравительстве РФ». Правительство само может подать в отставку; решение оботставке может принять Президент РФ; недоверие может быть выраженоГосударственной Думой; вопрос о доверии может быть поставлен ГосударственнойДумой Председателем Правительства РФ.
Освобождение отдолжности Председателя Правительства одновременно влечет отставкуПравительства. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ попоручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования новогоПравительства РФ.
Система федеральныхорганов исполнительной власти
административныйисполнительная власть
Министерство РоссийскойФедерации является центральным органом федеральной исполнительной власти,осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности.Образуется оно на основании указа Президента РФ, возглавляется министром,который назначается на должность и освобождается от должности также ПрезидентомРоссийской Федерации по представлению Председателя Правительства России.
Министр входит в составПравительства, его функциями является осуществление государственного управленияи координации деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности наоснове единоначалия; несет персональную ответственность за выполнениевозложенных на министерство задач.
Министр издает приказы,распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию.
При каждом министерствеимеется совещательный орган в лице коллегии, состоящей из министра —председателя, его заместителей и других руководящих работников министерства.
Государственный комитетРоссийской Федерации — является центральным органомфедеральной исполнительной власти, который на основе коллегиальностиосуществляет межотраслевое регулирование.
Государственный комитетобразуется на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляетсяпредседателем, который назначается на должность и освобождается от должноститолько Президентом России.
Председательгосударственного комитета издает приказы, распоряжения, указания по вопросам,относящимся к компетенции соответствующего государственного комитета, кромевопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях комитета. Решениягосударственного комитета по межотраслевым вопросам, имеющим обще нормативныйхарактер, принимаются совместно членами комитета и оформляются в видепостановления.
В целях всестороннегорассмотрения основных отраслевых вопросов в государственном комитете образуетсяколлегия в составе председателя комитета, он же председатель коллегии,заместителей председателя по должности, руководящих работников комитета идругих организаций.
К федеральным органамисполнительной власти относятся:
Федеральные комиссииРоссии, например, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Федеральнаяэнергетическая комиссия Российской Федерации.
Федеральные службыРоссии, к ним относятся: Государственная налоговая служба Российской Федерации;Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральная служба безопасностиРоссийской Феде рации; Федеральная служба налоговой полиции России; Федеральнаяслужба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и др.
Российские агентства: Российскоеагентство по патентам и товарным знакам; Российское космическое агентство; Федеральноеагентство правительственной связи и информации при Президенте РоссийскойФедерации.
Федеральные надзорыРоссии: Федеральный горный и промышленный надзор России; Федеральный надзорРоссии по ядерной и радиационной безопасности.
Федеральные комиссии,федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иныефедеральные органы исполнительной власти осуществляют специальныеисполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Эти органысоздаются Президентом Российской Федерации.
Территориальные(региональные) федеральные органы. К ним относятся действующие в пределах края,области: Государственная налоговая инспекция, управление статистики, военкоматыи др.
К региональнымфедеральным органам относятся: командование военного округа, командованиепограничного округа, управление железной дороги и др. Эти органы находятся вподчинении соответствующих вышестоящих федеральных органов исполнительнойвласти.
Органы исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации. Субъекты Федерации формируют своисистемы органов в соответствии с нормативно-правовыми актами, устанавливающимиобщие принципы организации их органов государственной власти.
Заключение
Итак, мы видим, что в настоящее время в Российской Федерациисуществует и функционирует довольно сложная система исполнительной власти.Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемойгосударственной власти, ее ветвью в структуре разделения властей, как единогоцелого организационно-правового механизма государственной организации обществаи ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение,включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневыеобразования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти.Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицейрассматриваемой системы. Он имеет сложное структурное внутреннее строение ивключает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властныхполномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе),состав служащих государственной службы как специального институтагосударственной власти.
Такая сложная структура обладает рядом недостатков, связанныхпрежде всего с дублированием функций и отсутствием четкого разграниченияпредметов ведения. Одной из причин такого положения дел является несовершенствозаконодательной базы. Например, до сих пор отсутствует связь междуконституционными положениями о гарантиях единства экономического пространства,широким кругом «ведения» Российской Федерации, «совместного ведения федерации исубъектов Российской Федерации» и применяемых практикой органов исполнительнойвласти понятий «государственное регулирование», «государственное управление»,«органы управления».
Подобные вопросы должны обязательно решаться, уточняться иконкретизироваться в процессе законотворчества. Особенное внимание следуетуделить рациональному выполнению исполнительно-распорядительных функций,исключению при этом дублирования и несогласованности, обеспечению постоянногоконтроля за исполнением правительственных решений, повышению персональнойответственности государственных служащих любого ранга за выполнение принятыхрешений.
От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий,субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависяттемпы социально-экономических преобразований и наше движение вперед.
Список источников
1) Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г.(«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА», N 237, 25.12.93).
2) Федеральныйконституционный закон «о правительстве РФ» от 17.12.1997. № 2-ФКЗ.
3) Федеральныйконституционный закон «о военном положении» от 30.01.2002 №1-ФКЗ // собраниезаконодательства РФ 04.02.2002. №5
4) ЗаконРФ « о безопасности» от 05.03.1992. №2446-1
5) Обобщих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов РФ: Федеральный закон от 06.10.1999.№184-ФЗ
6) Осчётной палате: Федеральный закон от 11.01.1999. №4-ФЗ
7) БайгузинаР.Н. Административные реформы в России: история и современность,- M., 2006.
8) Постановление Правительства РФ от 18 июня 1998 г. №604«Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации»с Регламентом Правительства РФ и Положением об Аппарате Правительства РФ(«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА» 16 ИЮЛЯ 1998 ГОДА)
9) КонституцияРоссийской Федерации ( ст:10; 11, ч1; 78, ч4; 80, ч1; 112; 113; 114; 117 .)
10) Приказ Министерства юстиции РФ от 28 июня 2001 г. №191«Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Министерстве юстицииРоссийской Федерации»
11) Указ Президента РФ от 3 апреля 1997 г. №288 «ОбУправлении Президента Российской Федерации по работе с обращениямиграждан» («РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА» N 71, 10.04.97)
12) Федеральный Конституционный Закон от 25 декабря 1997 г.№3-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный КонституционныйЗакон „О Правительстве Российской Федерации“» («РОССИЙСКАЯГАЗЕТА» 4 ЯНВАРЯ 1998).
13) Попов Л.Л. Административное право учебник – М: Юрист,2002.
14) Зиновьев А.В.Конституционное право России,- С.-Пб., 2000
15) Бачило И.Л Исполнительная власть вРоссийской Федерации. Проблемы развития, М. -1998