Реферат по предмету "Государство и право"


Административные взыскания и их виды

Административное право
Курсовая работа
Административные взыскания и их виды

содержание
Введение                                                                                                  3
1. Система административных взысканий                             5
2. Виды административных взысканий                                  7
2.1.Предупреждение                                                                        7
2.2.Штраф                                                                                        8
2.3.Возмездное изъятие                                                          9
2.4.Конфискация                                                                              11
2.5.Лишение специального права                                                   12
2.6.Исправительные работы                                                            14
2.7.Административный арест                                                 15
2.8.Административное выдворение                                       17
3.Общие принципы наложения административных
 взысканий                                                                                        21
3.1.Законность и целесообразность применения
админист­ративных взысканий                                         21
3.2.Срок давности наложения административных
взыска­ний                                                                                   23
3.3.Наложение взысканий за множественность
админист­ративных проступков                                       25
Заключение                                                                                             28
Библиография                                                                                         29

Введение
Административноевзыскание является мерой ответственности и приме­няется в целях воспитаниялица, совершившего административное правона­рушение, в, духе соблюдениясоветских законов, уважения к правилам со­циалистического общежития, а такжепредупреждения со­вершения новых правонарушений как самим правонарушителем, таки другими лицами.
Административноевзыскание – это мераадминистративной ответственно­сти, применяемая за совершение административногоправонарушения.
Административнымивзысканиями являются лишь те меры адми­нистра­тивного принуждения, которыепредусмотрены Кодексом об Ад­министративных правонарушениях (КоАП)  в ст. 24-321   главы 3 раздела II «Административное правонарушение и административнаяответствен­ность». Зафиксированные в других разделах Кодекса иные мерыадми­нистра­тивного принуждения, применяемые в связи с административнымправонаруше­нием, административными взысканиями не являются. Так, не должнысчитаться административными взысканиями администра­тивное задержание (ст. 240КоАП), лич­ный досмотр и досмотр вещей (ст. 243), изъятие вещей и документов(ст. 244), отстранение от управ­ления транспортным средством,освидетельствование на состояние опь­янения, задержание транспортного средства(ст. 245). Эти прину­дитель­ные меры по своей правовой природе объединены вгруппу процессуаль­ных мер обеспечения производства по делу об администра­тивномправонаруше­нии. Их реализация не означает привлечения к ад­министративнойответственно­сти; цель их в другом – пресечь правона­рушение и обеспечитьсвоевременное и правильное рассмотрение дел и исполнение постановлений по деламоб адми­нистративных правонару­шениях.                        
Административноевзыскание всегда выражает отрицательную оценку го­сударством совершенногоправонарушения. Применение ад­министративных взысканий является хотя инеобходимым, но все же вспомогательным средст­вом борьбы с административнымиправонару­шениями. Применяя администра­тивное взыскание, государство сочетаетпринуждение и убеждение. Админист­ративное взыскание, являясь при­нудительноймерой, в то же время содержит в себе воспитательный по­тенциал.
Административное взыскание как мераответственности применя­ется в целях:
а) воспитания лица,совершившего административное правонару­шение, в духе соблюдения законов иуважения к правопорядку;
б) предупреждения со­вершенияим новых правонарушений;
в) предупреждения совершенияправона­рушений другими лицами.
Таким образом, с помощьюадминистративных взы­сканий осуществля­ются цели общего и специальногопредупреждения правона­рушений (общей и частной превенции).
Специальное предупреждениезаключа­ется в том, что администра­тивное взыскание, воздействуя на конкретногопра­вонарушителя, побу­ждает его не совершать правонарушений в будущем. Общеепредупреж­дение характеризуется тем, что способствует воспитанию не только са­могонарушителя, но и окружающих его лиц. Конечная цель примене­ния административныхвзысканий состоит в том, чтобы ни нарушитель правовых норм, ни другие лица несовершали более административных правонарушений. Административные взысканиявыполняют в известной мере также функцию предупреждения преступлений.
В данной курсовой работедается анализ КоАП в части, касаю­щейся положений об административныхвзысканиях, рассматриваются виды и общие принципы их наложения.

1. Система административныхвзысканий
 
В ст. 24КоАП РСФСР закреплены следующие администра­тивные взыскания:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер­шенияили непосредственным объектом административного правонарушения;
4) конфискация предмета, явившегося орудием совершенияили непосредственным объектом административного правонару­шения1;
5) лишение специального права, предоставленного данномуграж­данину (права управления транспортными средствами, права охоты);
6) исправительные работы;
7) административный арест;
8) административное выдворение за пределы Российской Фе­дера­циииностранного гражданина или лица без гражданства. Таможенным кодексом  РФ (ТКРФ) и рядом других актов также установлено такое взыскание:
9) отзыв лицензии или квалификационного аттестата. Крометого, ТК РФ называет еще одну санкцию:
10) взыскание стоимости товаров и транспортных средств.
Вседесять названных взысканий тесно связаны между собой и об­разуют единуюсистему. Их прежде всего объединяет общая цель – за­щитаправопорядка, воздействие на лиц, совершивших администра­тивные нарушения,предупреждение совершения новых нарушений.
Посодержанию каждое взыскание является карой, мерой ответст­вен­ности,назначаемой за административные деликты; применение лю­бого означаетнаступление административной ответственности, влечет неблагоприятныеюридические последствия.
Административныевзыскания являются карательными, «штраф­ными» санкциями; как правило, онисостоят в лишении или ограниче­нии прав, благ. За совершенный проступокделиквент либо лишается какого-то субъективного права (права управлениятранспортным сред­ством, лицензии и т. д.), либо на него возлагаютсяспециальные «штрафные» обязанности.
Кара –это «правовой урон» привлеченному к ответственнос­ти. Административноевзыскание причиняет ему определенные стра­дания, лишения. Однако кара неявляется самоцелью, она необходи­мое сред­ство воспитания, предупрежденияправонарушений. Взыска­ние преду­преждает новые нарушения со стороны виновного(частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция).
Административныевзыскания налагаются компетентными орга­нами и должностными лицами путемиздания специальных индиви­ду­альных актов. Они защищают правопорядок косвенно,не могут непо­средственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая допол­нительные,«штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждаютего в дальнейшем не нарушать закон, стиму­лируют будущее поведение.
Взысканияотличаются от иных средств административного при­нуждения тем, что обычно ихприменение создает для нарушителей «со­стояние наказанности», котороесуществует в течение установлен­ного законом срока и является одним изэлементов исправительно-воспита­тельного воздействия на них.
В законеперечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к болеесуровым. Иными словами, закон содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница»нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их принимает. Вчастности, велико ее зна­чение, когда нормы содержат альтернативные санк­ции.
Возмездноеизъятие и конфискация предметов, отзыв лицензии, взыскание стоимости товара,выдворение могут применяться в каче­стве как основных, так и дополнительныхвзысканий, а все остальные взы­скания могут быть только основными (ст. 25-321КоАП РСФСР, 244, 245 ТК РФ). За нарушение может быть наложено одно основ­ноелибо ос­новное и дополнительное взыскания.
В соответствии со ст. 72Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 24 КоАП РСФСР, все взыскания можноподелить на устанавливае­мые централизованно и децентрализованно. Централи­зованноможет быть установлено любое из 10 взысканий, а децентра­лизованно – актамисубъектов Федерации – только предупреж­дение и штраф.


2. Виды административныхвзысканий
 
2.1. Предупреждение
 
Предупреждение как мера административного взыскания выно­сится вписьменной форме. В предусмотренных законодательством слу­чаях преду­преждениеоформляется иным установленным способом[1].
Предупреждение– один из видов административного взыскания. Приме­няется преимущественно клицам, виновным в совершении не­значительных административных проступков. Ономожет налагаться лишь в случаях, когда предусмотрено в санкции соответствующейста­тьи Особенной части Кодекса или иного нормативного акта, устанавли­вающегоадминистративную ответст­венность. Чаще всего предупреж­дение предусматриваетсяв санкциях альтерна­тивно со штрафом. Вме­сте с тем законодательство недопускает его примене­ния вместо других административных взысканий, посколькуКодекс не преду­сматривает возможности замены одного административноговзыскания более мяг­ким видом административного взыскания.
Предупреждение– одно из основных административных взыска­ний, из­вестных Кодексу. Кпредупреждению может быть присоединено дополнительное административноевзыскание, если таковое пре­дусмот­рено в санкции соответствующей нормы. Так,незаконная передача за­прещенных предметов лицам, содержащимся висправительно-трудовых учреж­дениях, воспитательно-трудовых, лечебно-трудовых илечебно-воспитательных профилакториях, может влечь предупреждение или на­ложениештрафа с кон­фискацией запрещенных предметов.
Применениепредупреждения, равно как и другого администра­тивного взыскания, влечет длянарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, подвергнутое этомувзысканию, считается в «тече­ние одного года со дня его исполнениянаказанным в административном порядке (ст. 39). Если в тече­ние года такое лицосовершит новое адми­нистративное правонарушение, то к нему может быть примененоболее строгое административное взыскание.
Предупреждениекак административное взыскание следует отли­чать от устного замечания.Последнее в соответствии со ст. 22 Кодекса применяется в случаях освобожденияот административной ответствен­ности лица, совершив­шего малозначительноеадминистративное право­нарушение. Устное замечание не является административнымвзыска­нием и не влечет связанных с ним отри­цательных правовых последст­вий.Такого рода замечания широко используются и повседневной дея­тельностинадзорных органов (Госпожнадзор, ГАИ и др.) в качестве профилактической мерывоздействия.
Действующеезаконодательство предусматривает письменную форму вы­несения административноговзыскания в виде предупрежде­ния. О наложении данного взыскания органом(должностным лицом), рассматривающим дело об административном правонарушении,выно­сится постановление по делу. В пре­дусмотренных законодательством случаяхпредупреждение оформляется иным установленным способом. Речь идет об оформленииприменения этого вида административного взыскания на месте совершенияправонарушения путем компостерной просечки „талона“ к удостоверениюна право управления мало­мерным судном. В соответствии со ст. 237 Кодексаналожение административ­ного взыскания в виде предупреждения может бытьоформлено таким способом без составления протокола. Предупреждение в форме про­сечки»талона" может применяться только за те нарушения правил пла­вания повнутренним водным путям России, перечень которых указыва­ется в названномталоне. Так, преду­преждение с отметкой в талоне к удостоверению на правоуправления ма­ломерным судном может быть применено за нарушение правилзагрузки, норм пассажировместимости и другие правонарушения, предусмотренные ч.1 ст. 1112.
Предупреждениео прекращении противоправного поведения про­изводится, когда правонарушение ещене окончено, с целью пре­сечения противоправного поведения, и в установленныхзаконода­тельством слу­чаях является обязательным первым принудительнымсредством. Во из­бежание путаницы было бы целесообразно рас­сматриваемоесредство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следуетотличать от предупреждения как взыскания, которое налагается за оп­ределенныйпроступок компетентным госу­дарственным органом путем вынесения специальногопостановления[2].
 
2.2. Штраф
 
Штраф – мера имущественного характера. В настоящее вре­мясанкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов опреде­ления размеровштрафов.
1) в определенной сумме (до пятисот рублей и т. д.);
2) кратно месячному доходу (до трехмесячного дохода,напри­мер). В ряде стран такую санкцию называют «штраф-день»;
3) кратно к размеру причиненного проступком вреда(например, до пятикратной стоимости похищенного, в размере суммы неуплаченныхплатежей);
4) пропорционально минимальному месячному размеру оплатытруда. Этот вариант определения штрафов законодатель ис­пользует чаще всего. Втаких случаях штраф исчисляется исходя из размера ми­нимальной месячной оплатытруда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, –на день его обнаружения (ст. 243 ТК РФ). Максимальный размер штрафа, которомуможет быть под­вергнут индивидуальный субъект, – 100 минимальных окладов. Самыйболь­шой штраф, предусмотренный в отношении организаций, – 25 ты­сячминимальных окладов[3].
Следуеттакже учесть, что Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г.[4]установлен до принятия нового кодекса порядок перерас­чета размеров штрафов,закрепленных в статьях КоАП РСФСР в твер­дой сумме. В законе назван такой«масштаб» рас­чета налагаемых на ос­нове КоАП штрафов:
… если верхний пределштрафа не превышает:
– десяти рублей,считать его равным одной десятой минимального ме­сячного размера оплаты труда,установленного законодательством Рос­сийской Федерации на момент совершенияправонарушения;
– тридцати рублей,считать его равным одной третьей минимального размера оплаты труда...
– пятидесяти рублей,считать его равным одной второй минимального размера оплаты труда...
– ста рублей, считатьего равным одному минимальному размеру оп­ла­ты труда...
– двухсот рублей,считать его равным двум минимальным размерам оплаты труда...
– трехсот рублей,считать его равным трем минимальным размерам оплаты труда...
– пятисот рублей,считать его равным пяти минимальным размерам оплаты труда...
– тысячи рублей,считать его равным семи минимальным размерам оплаты труда...
– трех тысяч рублей,считать его равным десяти минимальным разме­рам оплаты труда.
 
2.3. Возмездное изъятие
 
Возмездноеизъятие применяется только вотношении пред­метов, явившихся орудием совершения или непосредственным объек­томадми­нистративного правонарушения. Оно состоит в принуди­тельном изъя­тиипредмета, его последующей реализации и передаче бывшему собст­венникувырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Фак­тически речь идет опринудительной реализации имущества, находив­шегося в личной собственности нарушителя.
Законодательочень редко использует эту меру в качестве санк­ции за административныеправонарушения. В КоАП РСФСР она названа в ст. 106, 173, 175 и во всех случаяхв альтернативных санк­циях. А по­скольку порядок реализации этой санкциисложнее, чем конфискации, на практике она используется крайне редко. Представ­ляютсяобосно­ванными предложения о том, что нужно исключить из законодательства такуюсанкцию.
Возмездноеизъятие как вид административного взыскания рас­пространя­ется только на предметы,которые явились орудием соверше­ния или непосред­ственным объектомадминистративного правонаруше­ния. Данное взыскание является меройадминистративной ответствен­ности имущественного характера и может применятьсялишь в отноше­нии собственника предметов, использовав­шихся в качестве орудиясо­вершения или явившихся непосредственным объек­том правонарушения. Изъятиепредметов, не принадлежащих Правонарушителю (например, предметы незаконнойохоты), не является административным взы­ска­нием.
По содержанию возмездное изъятиепредмета состоит из трех взаимосвя­занных действий. Во-первых, принудительноеизъятие пред­мета у правонаруши­теля, во-вторых, реализация этого предмета,в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за выче­том расходовпо реализации изъятого предмета. По признаку возмезд­ности это изъятиеотличается от другого админи­стративного взыскания – конфискации предмета,явившегося орудием соверше­ния или непо­средственным объектом административногоправонарушения. При кон­фискации изъятые предметы безвозмездно обращаются всобственность го­сударства.
Возмездноеизъятие предмета может применяться как в качестве основно­го, так идополнительного административного взыскания. В виде основного взыскания онопредусмотрено только ч. 1 ст. 173 Ко­декса за нарушение правил хранения илиперевозки огнестрельного оружия и боевых припасов. Возмездное изъятиеогнестрельного оружия и боевых припасов в соответствии с санкцией данной нормыпреду­смотрено альтернативно с предупреждением и штрафом. В качестве до­полнительноговзыскания возмездное изъятие установлено Кодексом за два вида административныхправонарушений: нарушение правил пере­возки опасных веществ или предметов навоздушном транспорте (ст. 106) и уклоне­ние от реализации огнестрельного гладкоствольногоохот­ничьего оружия и бое­вых припасов (ст. 175). Причем, если за первое на­рушениезаконодатель преду­сматривает возможность наложения допол­нительного взысканияв виде возмезд­ного изъятия предмета, то за вто­рое нарушение данное взыскание обязательнодополняет основное взы­скание – штраф.
2.4. Конфискация
 
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или не­посредственнымобъектом административного правонарушения, со­стоит в принудительномбезвозмездном обращении этого предмета в собственность государства.Административно-правовая конфиска­ция всегда является специальной: онапроизводится только в отноше­нии вещей, непосредственно связанных с проступкоми прямо на­званных в законе (ружей и других орудий охоты и т. д.). К лицам, длякоторых охота является основным источником существования, не может приме­нятьсяконфискация огнестрельного оружия и боеприпа­сов к нему, а также других орудийохоты.
В ст. 29КоАП РСФСР подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся вличной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательнымиактами (например, ТК РФ). Дело в том, что конфискация – мера взыскания, а ейлицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предус­мотреносанк­циями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадле­жащую нару­шителю, –значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности.Очевидно, что это незаконно, но, к сожалению, в практике подобные случаи имеютместо. При конфиска­ции предмет из частной собственности переходит вгосударственную.
В постановлении Конституционного СудаРоссийской Феде­рации от 11 марта 1998 г., принятом на основании жалоб гр. М.Гаглоевой и А. Пестрякова[5],сказано:
1. Признать несоответствующей Конституции Российской Федера­ции, ее статьям 19 (части 1 и 2),35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), статью 266 Таможенного кодекса РоссийскойФедерации по­стольку, поскольку она пре­дусматривает в качестве меры админист­ративнойответственности конфис­кацию товаров и транспортных средств, назначаемую безсудебного решения и являющуюся несо­размерной деянию, указанному в даннойстатье.
2. Признать несоответствующими Конституции Российской Федера­ции, ее статьям 35 (части 1 и 3)и 55 (часть 3), часть вторую статьи 85 и статью 222 Кодекса РСФСР обадминистративных пра­вонарушениях в той мере, в какой они в их взаимосвязидопускают применение конфискации без судебного решения. Предусмотренная частьювторой статьи 85 Кодекса РСФСР об административных пра­вонарушениях конфискацияво всяком случае может применяться только в судебном порядке...
4. Согласно частям первой ивторой статьи 79 Федерального кон­ституционного закона «О Конституционном СудеРоссийской Федерации» настоящее постановление является окончательным, не подлежитобжалова­нию, вступает в силу немедленно после его про­возглашения, действуетнепос­редственно и не требует подтвержде­ния другими органами и должностнымилицами...
Хотя впостановлении КС РФ признаются не соответствую­щими Конституции РФ только триадминистративно-правовые нор­мы, оче­видно, что неконституционными признаютсяч. 2 ст. 243 ГК РФ и все административно-правовые нормы, предусматривающиеконфискацию имущества в административном порядке. Это значит, что такая санкциязаконодателями не должна устанавливаться. А правоприменители не должныприменять ее. После опубликова­ния постановления в «Россий­ской газете» 26марта 1998 г. все вынесенные после этой даты постанов­ления о конфискации вадми­нистративном порядке неконституционны.
 
2.5. Лишение специального права
 
Лишениеспециальных прав есть временноеограничение право­субъектности гражданина в административном порядке заадминистра­тивные про­ступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющимспециаль­ный административный статус. Если гражданин неправильно ис­пользуетпредоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает егоэтого права.
Административное взыскание в виделишения специального права, пре­доставленного данному гражданину, состоит вограничении наруши­теля права заниматься определенной деятельностью.Законодатель ог­раничивает возмож­ность применения этого взыскания в настоящеевремя только случаями лише­ния права управления транспортными средствами, праваохоты, права на экс­плуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотныхустройств.
Предоставлениетакого специального права связано с наличием ряда обя­зательных условий.Особенно это касается права на управление транспортными средствами. Управлениеисточниками повышенной опасности, каким является транспорт, требуетопределенных навыков вождения, знания правил движения, достижения определенноговоз­раста, соответствующего состояния здоровья. Так, в соответствии с Фе­деральнымзаконом от 10 декабря 1995 г. «О безопас­ности дорожного движения»[6]право на управление автотранспортными средствами предос­тавляется гражданам,сдавшим квалификационные экзамены и получив­шим соответствующее удостоверение.На территории Россий­ской Федерации действуют национальные и международныеводитель­ские удостоверения (ст. 27). Аналогичные требования установлены за­конодательствоми в отношении права на управление маломерными су­дами, права охоты. Длясудоводителей предусмотрен квалификацион­ный экзамен, для охотников –техминимум. Водительские удостовере­ния выдаются Государственной автомобильнойинспекцией (на право управления автотранспортными средствами), органамигосударствен­ной инспекции по маломерным судам (на право управления маломернымсуд­ном). Водительские удостоверения подтверждают право на управле­ние транс­портнымсредством определенной категории. Например, право на управление автомобилями,разрешенная максимальная масса кото­рых не превышает 3500 кг и число сидячихмест, помимо сидения води­теля, не превышает восьми, предос­тавляется лицам,имеющим води­тельские удостоверения категории «В». Право охотыподтверждается охотничьим билетом, выдаваемым охотничьим общест­вом.
Лишениеспециального права применяется чаще всего в отноше­нии водителей транспортныхсредств. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «Обезопасности дорожного движения» виды правонарушений, влекущих в качествемеры ответственности ли­шение права, на управление транспортными средствами,устанавлива­ются федеральным законом. Лишение водительских прав предусматри­ваетсяКодексом за грубые нарушения правил дорожного движения (ст. 117 – управлениетранспортными средствами водите­лями, находящи­мися в состоянии опьянения, ч. 2ст. 118 – нарушение водите­лями пра­вил дорожного движения или эксплуатациитранспортных средств, по­влекшее причинение легких телесных повреждений), засистематиче­ское нарушение водителями правил дорожного движения (ст. 1181),гру­бое наруше­ние механизаторами правил технической эксплуатации сель­скохозяйственныхмашин и техники безопасности (ст. 100), нарушение правил плавания, погрузки иразгрузки судов, управление судном судо­водителем в состоянии опьянения (ст.1114). Лишение права охоты при­метается за нарушение правил охоты(ч. 2 ст. 85).
Рассматриваемое административноевзыскание связано со значи­тельными правоограничениями. Лишение специальногоправа влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока,опреде­ленного в постановлении о применении данного взыскания. Примене­ниеэтого административного взыска­ния влечет для водителя-профес­сионала запрет наопределенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя – втечение установленного срока управлять при­надлежащим ему транспортнымсредством (автомобилем, мото­циклом, маломерным судном и др.). Лишение праваохоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой.
Законпредусматривает ряд условий, ограничивающих применение лише­ния специальногоправа. Ограничивает закон и применение лише­ния права на управлениетранспортными средствами. Данное админист­ративное взыскание не может, пообщему правилу, применяться к ли­цам, которые поль­зуются этими транспортнымисредствами в связи с инвалидностью. Из указан­ного правила есть исключения.Лишение во­дительских прав названных лиц закон связывает со случаями управле­ниятранспортным средством в состоянии опьянения, невыполнения требования работникамилиции об остановке транс­портного средства, оставления в нарушениеустановленных правил места дорожно-транс­портного происшествия, уклонения отпрохождения в установлен­ном порядке освидетельствования.
Законодательствоотносит применение рассматриваемого админи­стратив­ного взыскания к компетенцииразличных органов. Применение лишения води­тельских прав зависит от видатранспортных средств. Ли­шение права на управ­ление автомототранспортом игородским электро­транспортом применяют орга­ны внутренних дел, на управлениетракто­рами, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами – ор­ганыгостехнад­зора, на управление маломерными судами – органы го­сударственнойинспекции по маломерным судам. Право налагать адми­нистративное взыскание ввиде лишения права охоты предоставлено ор­ганам, осуществляющим государственныйнадзор за соблюде­нием пра­вил охоты.
2.6. Исправительные работы
 
Исправительныеработы– одно из наиболее строгих админист­ративных взысканий.Перечень административных проступков, за кото­рые оно может применяться,невелик. Это – незаконное приобретение или хранение наркоти­ческих средств внебольших размерах; мелкое хищение государственного или общественногоимущества; уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненногопреступлением предприятиям, учреждениям, организациям; мел­кое хулиганство;злост­ное неповиновение законному распоряжению или требо­ванию работ­никамилиции или народного дружинника, а также военнослужа­щего при исполненииобязанностей по охране общественного порядка; распи­тие спиртных напитков вобщественных местах или появление в обще­ственных местах в пьяном виде,совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административномувзысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление вобщест­венных местах в пьяном виде; нарушение законодательства о собраниях,митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетировании; мелкая спекуляция,совершенная лицом, которое в течение года было подверг­нуто административномувзысканию за указанное нарушение; незакон­ная продажа товаров или иныхпредметов, со­вершенная лицом, которое в течение года было подвергнутоадминистративно­му взысканию за ука­занные нарушения (ст. 44, 49, 49', 1502,151, 158, 162, 165, 1661).
Предельныйсрок исправительных работ – два месяца. Минималь­ный срок не может быть менее15 дней, если в соответствующей норме он не ука­зан. Для всех перечисленныхвыше проступков минимальный срок исправи­тельных работ установлен один месяц.
Правоназначения исправительных работ предоставлено только районно­му суду и судьеэтого суда. Фактически законодательство пре­дусматривает на­значениеисправительных работ судьями.
Исправительныеработы могут назначаться и отбываться по месту посто­янной работы лица,совершившего административное правонару­шение, на предприятии и в организации,независимо от формы собст­венности: государст­венной, общественной,муниципальной, частной и др.
Контрольза исполнением взыскания в виде исправительных работ осущест­вляют инспекцииисправительных работ.
Часть заработка виновного (не более 20процентов), определенная поста­новлением о применении к нему взыскания в видеисправительных работ, удерживается в доход государства. Минимальный процентзара­ботка, который может удерживаться с виновного, законом не определен. Внормах Кодекса для всех указанных выше правонарушений установ­лен единый размерудержа­ний – 20 процентов. В тех случаях, когда лицу, отбывающему взыскание, неназначен твердый заработок (рабо­тающему, например, на ферме), удерживае­мыйпроцент заработка опре­деляется исходя из среднего заработка по району(городу).
Недопускаются удержания из пенсий и пособий, получаемых в порядке со­циальногообеспечения и страхования, и из выплат едино­временного характера.
В периодотбывания взыскания в виде исправительных работ за­прещается предоставлениеочередного отпуска. Это вытекаетиз содер­жания ст. 299 Ко­декса,установившей, что постановление о применении исправительных работ направляетсяна исполнение не позднее чем на следующий день после его вы­несения.
Производствопо исполнению постановления об исправительных работах регламентировано главой29 Кодекса. В этой главе, в частности, указывается на обязанность администрациипредприятий, учреждений и организаций по месту отбывания нарушителемисправительных работ и на последствия уклонения от исправительных работ,примененных за совершение мелкого хулиганства.
Применение в качествеадминистративного взыскания исправительных работ в отличие от исправительныхработ, назначаемых в качестве уго­ловного наказания, не создает судимости. Внастоящее время исправи­тельные работы как мера административного взысканияприменяются крайне редко.
 
2.7. Административный арест
 
Административныйарест является самым строгимадминистра­тивным взысканием.Оно заключается в лишении виновногосвободы, изоляции от об­щества на период, установленный постановлением по делуо совершенном правонарушении.
Указаниео том, что административный арест устанавливается лишь в ис­ключительныхслучаях за отдельные виды административных правонарушений, адресованозаконодателю.
Административноевзыскание в виде административного ареста установлено только за проступки,которые по своей опасности прибли­жаются к преступле­ниям: незаконныеприобретение и хранение нарко­тических средств в неболь­ших размерах; мелкоехулиганство; распитие спиртных налитков в обществен­ных местах, появление вобщественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и об­щественнуюнравственность, совершенные ли­цом, которое дважды в те­чение года подвергалосьадминистративному взыска­нию за распитие спиртных напитков в общественныхместах или появление в общест­венных местах в пьяном виде; злостное неповиновениезаконному рас­поряжению, или требованию работника милиции, или народного дру­жинника,или военнослужащего при исполнении ими обязанностей по охране обществен­ногопорядка; проявление неуважения к суду; непови­новение работнику мили­ции, иномууполномоченному должностному лицу или представителю общест­венности; злостноенеповиновение за­конному распоряжению или требованию военнослужащего,сотрудника органа внутренних дел или другого граждани­на при исполнении имиобязанностей по охране Государственной границы Российской Федера­ции (ст. 44,158, 162, 165, 1651, 1655).
Указаниев данной статье о том, что административный арест при­меняет­ся висключительных случаях, адресовано правоприменительным органам. В соответствиис Настоящей статьей он может назначаться только районным су­дом (судьей).Нормами Особенной части Кодекса осуществление указанного полномочия возложенотолько на судей.
Внастоящей статье не указывается, какие случаи могут рассмат­риваться какисключительные. Критерий для применения администра­тивного ареста да­ется вконкретных статьях Кодекса, содержащих соот­ветствующие санкции. В них сказано,что применение административ­ного ареста допускается, если по обстоятельствамдела, с учетом лично­сти нарушителя, применение других пре­дусмотренных всоответствую­щей статье мер взыскания, т.е. штрафа, исправи­тельных работ,будет признано недостаточным.
Если всанкции статьи приводится только максимальный срок ад­минист­ративного ареста,это взыскание может быть назначено в преде­лах от одних суток до высшегопредела, указанного в Кодексе, т.е. до 15 суток.
В ч. 2ст. 32  КоАП содержится перечень лиц, к которым не может применятьсяадминистративный арест даже в исключительных случаях. Поэтому при принятиирешения о применении в качестве взыскания ад­минист­ративного ареста должнобыть выяснено, нет ли препятствий к этому: не явля­ется ли женщина беременной,не имеет ли она детей в возрасте до 12 лет, дос­тиг ли подросток, совершившийдеяние, обра­зующее проступок, совершенноле­тия, не является ли лицо, привлечен­ноек административной ответственности, инвалидом I или П группы; Все указанныеобстоятельства должны быть под­тверждены соответст­вующими документами.
Применениеадминистративного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольненияс работы.
Порядок исполненияпостановления об административном аресте, отбы­вания этого взыскания, а такжевопросы трудового использования лиц, подверг­нутых административному аресту,урегулированы в ст. 303-305 настоящего Кодекса.
 
2.8. Административноевыдворение
Административноевыдворение за пределы Российской Фе­дера­ции состоит в принудительноми контролируемом перемещении лиц че­рез Государственную границу за пределыстраны, а в случаях, преду­смотренных законодательством, – неконтролируемомсамосто­ятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может при­менятьсятолько к иностранцам и лицам без гражданства.
КонституцияРоссийской Федерации (ст. 62) установила, что ино­стран­ные граждане и лица безгражданства пользуются в Российской Федерации пра­вами и несут обязанностинаравне с гражданами РФ, кроме случаев, установ­ленных федеральным законом илимеждународ­ным договором Российской Фе­дерации.
Административноевыдворение за пределы Российской Федерации ино­странных граждан и лиц безгражданства как административное взыскание яв­ляется мерой государственногопринуждения, применяе­мой по постановлению органа исполнительной власти. Этапринуди­тельная мера применяется в целях обеспечения безопасности личности,общества и государства, воспитания лица, совершившего администра­тивноеПравонарушение, в духе соблюдения россий­ских законов, ува­жения к нравственнымправилам поведения, принятым в на­шем обще­стве, а также предупреждениясовершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другимилицами.
Административноевыдворение как меру административного взы­скания (наказания) за совершенноеправонарушение необходимо отли­чать от админи­стративного выдворения (отправки,передачи) иностран­ных граждан и лиц без гражданства как меры административногопресе­чения.
Эта мераадминистративного пресечения применяется в отноше­нии ино­странных граждан илиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих илипребывающих на территории Россий­ской Федерации, и пе­ресекших Государственнуюграницу с территории иностранного государства без установленных для въезда вРоссийскую Федерацию документов.
Вслучаях, когда в отношении указанных нарушений Государст­венной гра­ницыотсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по деламоб административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правомполучения политиче­ского убежища, органы и войска Феде­ральной пограничнойслужбы (ФПС) задерживают их и в официальном порядке передают властям го­сударства,с территории которого они пересекли Государ­ственную гра­ницу РФ. Если передачанарушителей властям иностранного госу­дар­ства не предусмотрена договором РФ сэтим государством, органы и войска ФПС выдворяют их за пределы РФ вопределенных ФПС местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданстваза пределы РФ из пунктов про­пуска через Государственную границу уведомляютсявласти государства, на (или через) территорию которого они выдворя­ются, еслиэто предусмотрено договором РФ с соответствующим госу­дарством. О масштабахприменения дан­ной меры административного пресечения свидетельствует тот факт,что в Рос­сийской Федерации только за 1995 г. органами пограничной службы припо­пытке въезда в страну было задержано более 39 тысяч иностранных граждан илиц без гражданства, которые не имели установленных документов.
Иностранныйгражданин и лицо без гражданства может быть под­вергнут административномувыдворению за пределы РФ как мере адми­нистративного взыскания за следующиенарушения:
 1) еслиего действия противоречат интере­сам обеспечения госу­дарственной безопасностиили охраны общественного порядка;
 2) еслиэто необходимо для охраны здоровья и нравственности на­се­ления, защиты прав изаконных интересов граждан РФ и других лиц;
3) еслион грубо нарушал законодательство о правовом положении иностранных граждан вРФ, таможенное, валютное или иное российское законодательство[7].
Основаниемдля административного является также незаконное пересечение Госграницыиностранными гражданами и лицами без гра­жданства, в отношении которых приняторешение о привлечении их к административной ответственно­сти.
Постановление(решение) об административном выдворении при­нимается органами внутренних дел,органами государственной безопас­ности и органами Федеральной пограничнойслужбы. Иностранный гражданин или лицо без гра­жданства обязаны покинутьтерриторию Российской Федерации в срок, указан­ный в постановлении. Уклоняю­щиесяот выезда в таких случаях подлежат с санкции прокурора задер­жанию и выдворениюза пределы РФ в принудитель­ном порядке. За­держание допускается при этом навремя, необходимое для исполнения постановления о выдворении.
Ходатайствао выдворении иностранных граждан и лиц без граж­данства за пределы РФ вслучаях, предусмотренных законодательством, когда эти граж­дане прибыли полинии российских принимающих орга­низаций, незамедлитель­но возбуждаются этимиорганизациями перед органами внутренних дел.
Административноевыдворение иностранных граждан и лиц без граждан­ства на основании принятых вустановленном порядке поста­новлений произво­дится органами внутренних дел,органами государст­венной безопасности и ор­ганами Федеральной пограничнойслужбы[8].
Иностранныйгражданин и лицо без гражданства вправе обжало­вать по­становление о еговыдворении из пределов Российской Федера­ции в вышестоя­щий орган (вышестоящемудолжностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный суд, решениекоторого яв­ляется окончательным.
Многиминормативными актами предусмотрено такое взыска­ние, какотзыв лицензии,квалификационного аттестата (аттес­таты выда­ются только индивидуальнымсубъектам). Такие доку­менты выдаются в порядке разрешительной системы и наопреде­ленный срок. Лицензия, квалификационный аттестат предоставляет правозаниматься опреде­ленной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтомуна­званная мера – это тоже лишение спе­циального права. Рассматриваемоеадминистративное взыскание применяется за совершение лицензиатами нарушений,связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационныматтестатом).
Чемотличается отзыв лицензии от лишения прав? Во-пер­вых, по­следняя мераприменяется только к. гражданам. А отзыв лицензии ис­пользуется как мера воздействияи на юридических лиц. Во-вторых, лишение прав производится на срок до трех лет.А лицензия, квалифи­кационный аттестат отзываются навсегда. Это не означает,что лицо уже никогда не будет иметь такого раз­решения. Оно может вновьполучить лицензию, но это будет новая лицензия, для получения которой необхо­димовыполнение установленных требований: представление докумен­тов, уплата сбо­рови др. В некоторых случаях повторное заявление о выдаче лицензии может бытьрассмотрено только по истечении установ­ленного срока.
Взыскание стоимости товаров или транспортных средств со­стоитв принудительном изъятии денежной суммы, составляющей сво­бодную (рыночную)цену таких товаров и транспортных средств на день обна­ружения нарушения (ст.245 ТК РФ). В размере до 300 МРОТ на основе норм ТК РФ может быть взысканастоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственнымиобъектами нарушения тамо­женных правил, а также со специально изготовленнымитайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа в том, чтооно может быть основным и допол­нительным.

3. Общие принципы наложения административных взысканий
 
Глава 4КоАП РСФСР называется «Наложение админист­ративного взыскания». Заголовокначинающей эту главу ст. 33 КоАП РСФСР та­кой: «Общие правила наложениявзыскания за админи­стративное пра­вонарушение». В ней и в последующих статьяхэтой главы содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие правила –принципы наложения административных взысканий, а не процессуальные нормы.
Можносказать, что глава 4 КоАП РСФСР закрепляет следу­ющие общие правила (принципы)карательного воздействия:
•   законность;
•   целесообразность;
•   своевременность, оперативность воздействия;
• сложение взысканий, налагаемых за совокупностьнарушений (наложение взысканий за каждое нарушение в отдельности). Хотя и вразных формах, эти вопросы решаются и в налоговом праве, и актах трудового,уголовного, административного права, регла­ментирующих дисциплинарнуюответственность.
Естьдостаточные основания для вывода о том, что названные об­щие правила являютсяпринципами применения любых каратель­ных санкций.
 
3.1.Законность и целесообразность применения админист­ративных взысканий
 
Законность – важнейший принцип юрисдикционной деятель­но­сти.Его проявления многообразны: противоправность как основа­ние привлечения кответственности, правильная квалификация дей­ствий, компетентность органа(должностного лица), принимающего решение по делу, назначение взыскания впределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированыдействия и т. д.
Взысканиеможет быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен составконкретного проступка. Иными словами, если нормой права предусмотренаответственность за деяние, а в противо­правных действиях выявлены всепредусмотренные правом при­знаки нарушения, деликвент может быть привлечен кответственности по со­ответствующей статье.
Орган(должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, ко­торые емуподведомственны. Он может налагать взыскание в пре­делах санкции той статьи, покоторой квалифицированы действия лица, изби­рать вид и размер взыскания врамках предоставленных ему полномо­чий.
Так, засовершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу,исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправерассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же онсчитает целесооб­разным применение иного взыскания, то должен направить дело су­дье.
Важнейшийпринцип применения ответственности –целесо­образ­ность. Его главныепроявления: индивидуализация кары и эко­номия ре­прессии. Законодательобязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать какобстоятельства, при кото­рых было совер­шено деяние, так и обстоятельства,характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. Взна­чительной степени эти требования конкретизированы в перечнях, смягчающих иотягчаю­щих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП РСФСР).
Обстоятельствами,смягчающими ответственность, признаются:
• чистосердечное раскаяние виновного;
• предотвращение виновным вредных последствийправонаруше­ния, добровольное возмещение ущерба или устранение причи­ненноговреда;
• совершение правонарушения под влиянием сильногодушевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоя­тельств;
• совершение правонарушения несовершеннолетним,беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до од­ного года.
Этотперечень является открытым: законодательством и право-применителями могут бытьпризнаны смягчающими и иные обстоя­тель­ства. А перечень обстоятельств,отягчающих ответственность, зак­ры­тый. Поскольку он закреплен законом, то иизменить его может только акт такой же юридической силы. Отягчающими обстоятель­ствамипри­знаны:
• продолжение противоправного поведения, несмотря натребова­ние прекратить его уполномоченных на то лиц;
•  повторное в течение года совершение однородногоправонару­шения, за которое лицо уже подвергалось административному взыска­нию,совершение правонарушения лицом, ранее совершив­шим преступ­ление;
•  вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
•  совершение правонарушения группой лиц;
• совершения правонарушения в условиях стихийногобедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
• совершение правонарушения в состоянии опьянения. Ноправо­применитель с учетом конкретных данных может не признать
последнееобстоятельство отягчающим.
Хочетсяотметить, что если признак включен в состав, он не может в то же самое времябыть смягчающим или отягчающим вину  обстоя­тельством. Так, повторность,нетрезвое состояние являются конструк­тивными признаками состава, закрепленногоч. 2 ст. 117 КоАП РСФСР, и не могут быть отягчающими обстоятельствами припривлечении к от­ветственности за этот состав.
Последовательноеобеспечение целесообразности карательного воздействия обеспечивается и нормами,предоставляющими право-при­менителю возможность или прямо обязывающие егозаменить взыска­ние иными мерами воздействия. КоАП РСФСР закрепляет несколькоальтернатив административной ответственности. Их применение означаетсмягчение или вообще отказ от применения ка­рательных мер.
Альтернативапервая (ст. 22 КоАП РСФСР): при малозначи­тельно­сти совершенногоправонарушения орган (должностное лицо), уполно­моченный решать дело, может освободитьвиновного от ответ­ственно­сти и ограничиться устным замечанием.
Альтернатива вторая (ст. 21 КоАПРСФСР): лицо освобож­дается от ответственности с передачей материалов нарассмотрение общест­венности, если с учетом обстоятельств дела и личности нару­шителяк нему целесообразно применить меру общественного воздей­ствия.
Альтернативатретья (ст. 16 КоАП РСФСР): передача мате­риалов об административныхправонарушениях военнослужащих, ра­ботников ОВД и других лиц, на которыхраспространяется действие дисципли­нарных уставов, их командирам (начальникам)для привле­чения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя ст.16, дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руководителямучебных заведений.
Альтернативачетвертая (ст. 14, 201 КоАП РСФСР): матери­алы об административныхправонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в комиссиипо делам несовершен­нолетних.
Двепервые альтернативы основаны на дискреционных полно­мо­чиях правоприменитель, адве последние для него обязательны.
3.2.Срокдавности наложения административных взыска­ний
 
Эффективностьдеятельности исполнительной власти государ­ст­венной администрации зависит и отпоследовательности осуществ­ления принципа оперативности, своевременности ее действий.Одно из прояв­лений этого принципа – установление нормами права сро­ков соверше­ниядействий субъектами административно-правовых отношений.
Важноеположение о сроке давности наложения администра­тив­ного взыскания содержится вст. 38 КоАП РСФСР. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель можетбыть привлечен к администра­тивной ответственности. По истечении этого срокапро­изводство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекра­щению(«поезд ушел»).
Нарушениякак особый вид юридических фактов порождают охра­нительные правоотношения, вкоторых одна сторона обязана претерпе­вать меры принуждения, а другая сторонаимеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о на­ложениивзыска­ния, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего разви­тия– этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрис­дикционный актне будет принят, факт совер­шения проступка утратит за давностью юридическоезначение, а порож­денное им правоотноше­ние прекратится, не достигнув этапаответ­ственности. В подобных слу­чаях противоправное деяние порождает, асобытие прекращает правоот­ношение.
Для тогочтобы правильно исчислять сроки давности и иные уста­новленные правом сроки,необходимо руководствоваться прави­лом «РОКИ».
Считаясроки, нужно знать:
Р –размер срока;
О –откуда считать;
К –конечный момент срока;
И –имеющиеся изъятия из срока.
Инымисловами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитыватьчетыре юридически значимых обстоятель­ства: во-первых, установленный закономразмер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинаетисчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчислениеили пре­рывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) висчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеютряд различий.
Статья38 КоАП РСФСР устанавливает, что административ­ное взыскание может бытьналожено не позднее двух месяцев со дня совер­шения правонарушения. Пообщему правилу срок давности при­влечения к административной ответственностиравняется двум ка­лендарным ме­сяцам. Датой начала исчисления срока являетсядень, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридическиднем окончания срока считается день, когда было вы­несено постановление оналожении взыскания, а фактически – фак­тическое окончание срока. Никакихизъятий в течение рассматрива­емого срока давности законода­тельство не знает.
Из этогообщего правила ст. 38 КоАП РСФСР предусматри­вает два исключения. Во-первых,при фактически неоконченном для­щемся на­рушении срок исчисляется со дня егообнаружения. Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или припрекраще­нии уголовного дела, но при наличии в действиях виновного призна­ков проступкаад­министративное взыскание может быть наложено не позднее одного ме­сяца содня принятия постановления об отказе в возбуждении или пре­кращении уголовногодела. Этот срок начинает исчисляться со дня, сле­дующего за днем принятияпостановления, и равняется не двум, а од­ному месяцу.
Такимобразом, в ст. 38 КоАП РСФСР названы три варианта опре­деления старта срокадавности: день совершения проступка, день обна­ружения и день вынесенияпостановления о прекращении уго­ловного дела.
Срокдавности, установленный ст. 38 КоАП РСФСР, как и весь Кодекс, действует толькопри привлечении к ответственности индиви­дуальных субъектов. Кроме того, онявляется общим прави­лом, которое применяется, если специальной нормой непредусмотрено иное. Специ­альная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ.Ею установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыс­кания, какпредупреж­дение, штраф, отзыв квалификационного аттес­тата «могут быть нало­женына физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружениянарушения». В этой же статье сказано, что, если лицо совершит новоенарушение, течение срока прерывается, и его исчисле­ние начи­нается с моментаобнаружения нового нарушения.
Вдействующем законодательстве нет общих норм о сроке дав­но­сти наложенияадминистративных взысканий на коллективных субъек­тов. Статьей 247 ТК РФустановлено, что на организации и лиц, зани­мающихся предпринимательскойдеятельностью без образо­вания юри­дического лица, такие взыскания, какпредупреждение, штраф, отзыв лицензии могут быть наложены не позднее шестимесяцев со дня обна­ружения нарушения.
Вотношении иных взысканий (конфискация, взыскание сто­имости товаров),применяемых таможнями и к индивидуальным, и к коллектив­ным субъектам, срокидавности не действуют.
 
3.3.Наложение взысканий за множественность админист­ративных проступков
 
Множественностьадминистративных проступков – это вы­полне­ние одним лицом нескольких составов,не утративших юриди­ческого значения на день решения вопроса об ответственностиви­новного.
Первымпризнаком множественности проступков является на­ли­чие несколькихсамостоятельных составов правонарушений. Здесь имеет значение не количестводействий, а количество составов. Вто­рой признак множественности – всепротивоправные деяния совер­шаются одним лицом, которое одновременно илиразновременно вы­полняет не­сколько самостоятельных составов нарушений. Третийпризнак состоит в том, что каждый из образующих ее составов сохра­няет своююридиче­скую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о по­следнемделикте. Иными словами, если отсут­ствуют обстоятельства, препятствующиепривлечению деликвента к ответственности за не­сколько нарушений сразу или зарецидив.
Самыйсущественный критерий классификации множественно­сти административныхпроступков – совершение нового нарушения до или после привлечения кответственности за предыдущее нару­шение. Соот­ветственно выделяютсясовокупность и рецидив.
Подсовокупностьюпонимается совершение одним лицом не­скольких нарушений до привлечения кответственности. Она может быть идеальной и реальной.
Идеальнаясовокупность – это одновременное выполнение одним действием (действиями)нескольких составов нарушений. Например, порча телефонов-автоматов с цельюхищения (ст. 49 и 140 КоАП РСФСР).
Реальнаясовокупность представляет собой систему составов, вы­полненных разнымидействиями, а значит, разновременно (напри­мер, нарушение правил дорожногодвижения, а затем рыбной ловли). Разно­временность их совершения высвечиваетеще одну характерную черту данной системы – связь со сроком давности.
Реальнаясовокупность может быть совокупностью разнород­ных, однородных, тождественныхантиобщественных действий. Если в дей­ствиях -деликвента имеется реальнаясовокупность противоправ­ных деяний, то он привлекается за каждое из них. В ст.36 КоАП РСФСР сказано, что взыскание налагается на каждое нарушение вотдельности. Иными словами, фактически установленпринцип сло­жениявзыска­ний. А поглощение менее строгого взыскания более строгим допуска­етсяч. 2 ст. 36 КоАП РСФСР как исключение при наличии двух обстоя­тельств: еслидела рассматриваются одним и тем же органом (должно­стным лицом) и притомодновременно.
Статьями238 и 454 ТК РФ установлено: при совершении одним лицом нескольких нарушений,предусмотренных ТК РФ, взыс­кание все­гда налагается за каждое нарушение вотдельности без поглощения ме­нее строгого наказания более строгим.
Рецидив проступка – это совершение нового нарушения пос­лепривлечения к ответственности за предыдущее. При рецидиве лицо на­казывается зановое деяние, так как за предыдущее оно уже понесло от­ветственность. Еслипервое и второе деяние тождествен­ны, рецидив на­зывается специальным. Признакспециального реци­дива является ква­лифицирующим признаком десятков составов ад­министративныхпро­ступков. Ст. 96, 117, 1573, 162, 1661 и др. КоАПРСФСР устанавливают более суровую ответственность, если деяние совершено послепривле­чения к ответственности за такое же деяние, то есть за специальный ре­цидив.
Так, вст. 117 КоАП РСФСР сказано:
Управлениетранспортными средствами водителями, находящи­мися в состоянии опьянения, аравно передача управления транспорт­ным средством лицу, находящемуся всостоянии опьянения, –
влечет наложение штрафав размере от восьми до двенадцати мини­мальных размеров оплаты труда илилишение водителей права управления транспортными средствами на срок один год.
Те же действия,совершенные повторно в течение года, –
влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцатимини­мальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспорт­нымисредствами на срок от одного до трех лет.
Прирешении вопроса об ответственности за специальный реци­див очень важен вопрос осроке действия первого взыскания. Ины­ми сло­вами, в течение какого срокагражданин считается привлекав­шимся к административной ответственности. Ответдан в ст. 39 КоАП РСФСР: «Если лицо, подвергнутое административному взысканию,в течение года со дня окончания исполнения взыскания не соверши­ло нового ад­министративногоправонарушения, то это лицо считается не подвергав­шимся административномувзысканию».
Этанорма закрепляет давность погашения взыскания, которая равна одному году. Пообщему правилу годичный срок начинает течь со дня окончания исполнениявзыскания (например, окончания сро­ка ли­шения прав). Но многими нормами КоАП идругих законов для отдель­ных проступков закрепляются исключения из общего пра­вила:годич­ный срок исчисляется со дня вынесения постановления. Так, в ч. 2 ст. 162КоАП РСФСР сказано: «Те же действия, совершенные повторно в течение года послеприменения мер адми­нистративного взыскания...».
 
Заключение
Итак,КоАП закрепляет следующие виды административных взы­сканий:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер­шенияили непосредственным объектом административного пра­вонарушения;
4) конфискация предмета, явившегося орудием совершенияили непосредственным объектом административного правонару­шения;
5) лишение специального права, предоставленного данномуграж­данину (права управления транспортным средством, права охоты);
6) исправительные работы;
7) административный арест;
8) выдворение.
Современи принятия КоАП данный перечень взысканий остался неизменным, изменения идополнения – притом иногда значительные – коснулись лишь той или иной мерывзыскания в отдельности.
Какиефункции возложены на административное взыскание в структуре административнойответственности?
Административноевзыскание, во-первых, обозначает, под­твер­ждает факт административнойответственности поскольку, как говори­лось выше, без взыскания нет и самойответственнос­ти) и, во-вторых, административное взыскание определяетвидответственности, что она в данном случае административная, а некакая-либо иная.
Административныевзыскания применяются в качестве мер основ­ных и дополнительных. Возмездноеизъятие и конфискация предметов могут применяться в качестве как основных, таки дополнительных ад­министративных взысканий; другие админи­стративныевзыскания, ука­занные в статье 24, могут применяться в качестве только основных.За одно административное правона­рушение может быть наложено основ­ное либоосновное и допол­нительное взыскание, например, статьей 86 КоАП предусмотреныштраф и конфискация за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правилосуществления других видов пользования живот­ным миром.
Административныевзыскания следует делить наабсолютно опре­деленные иотносительноопределенные.
По рядуправонарушений предусмотрено примене­ние одного из нескольких мерадминистративных взысканий, например, по статье 158 за мелкое хулиганствоназначается одно из следующих взысканий: штраф, исправительные работы, адми­нистративныйарест. В этом слу­чае меры считаются альтернатив­ными.
Библиография
1.     А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий,Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало»,ТЕИС,1996.
2.     Бахрах Д.Н. Административное правоРоссии. Учебник для вузов. – М.: НОРМА–ИНФРА·М, 2000. Федеральный закон «Овнесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конку­ренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках» // СЗ РФ.1995. № 22. Ст.1977.
3.     Ведомости РФ. 1992. № 34. Ст.1970.
4.     Закон от 24 июня 1981 г. «Оправовом положении иностранных граждан в СССР» // ВВС СССР, 1981, № 26,ст. 836.
5.     Закон РФ от 1 апреля 1993 г.«О Государственной границе Российской Федерации», с изменениями идополнениями от 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г.
6.     Кодекс РСФСР об административныхправонарушениях. – М.: Проспект, 1996.
7.     Комментарий  к  Кодексу обадминистративных правонарушениях  /  Под ред. И.И.  Веремеенко,  Н.Г. Салищевой,  М.С.  Студеникиной.– М.: ООО «Издательство  ПРОСПЕКТ»,  1997.
8.     Комментарий к КонституцииРоссийской Федерации./ Общ. ред.  Ю.В. Кудрявцева. – М: Фонд «Правоваякультура», 1996.
9.     Конституция Российской Федерации. М.:  НОРМА–ИНФРА·М, 1996.
10.   Манохин В.М., Адушкин Ю.С.,Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1996.
11.   Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентовюридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. –М., Юристъ, 1995.
12.   СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4873.
13.   СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1458.
14.   Указа Президиума Верховного СоветаРСФСР от 5 апреля 1989 г. – ВВС  РСФСР, 1989, № 15, cт. 369.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Генератор числовой последовательности
Реферат Автор книги, журналист делового еженедельника «Секрет фирмы», провел несколько месяцев, наблюдая будни одного из самых ярких российских предпринимателей владельца компании «Евросеть» Евгения Чичваркина
Реферат Защитные функции бухгалтерского учета и основы их использования в правоохранительной деятельности
Реферат А. С. Макаренко Социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодеж­ной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение
Реферат Constitution Essay Research Paper Atom BombingThe purpose
Реферат Аудит обоснованности формирования резерва незаработанной премии
Реферат Электрооборудование свинарника-откормочника на 600 голов СТФ СПК Первое Мая Осиповичск
Реферат Миф о Прометее в трагедии Эсхилла Прометей прикованный
Реферат Родной город Харьков
Реферат Антибиотики в комплексном лечении заболеваний внутренних органов основные группы показания к применению
Реферат Питательные среды
Реферат Общественное производство и его основные элементы факторы ,формы их соединения и взаимодействи
Реферат Інформатика в класах інформаційно-технологічного профілю
Реферат Роль порушення обміну ліпідів у прогресуванні діабетичної нефропатії
Реферат Особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина в США