Административное право
Курсовая работа
Административные взыскания и их виды
содержание
Введение 3
1. Система административных взысканий 5
2. Виды административных взысканий 7
2.1.Предупреждение 7
2.2.Штраф 8
2.3.Возмездное изъятие 9
2.4.Конфискация 11
2.5.Лишение специального права 12
2.6.Исправительные работы 14
2.7.Административный арест 15
2.8.Административное выдворение 17
3.Общие принципы наложения административных
взысканий 21
3.1.Законность и целесообразность применения
административных взысканий 21
3.2.Срок давности наложения административных
взысканий 23
3.3.Наложение взысканий за множественность
административных проступков 25
Заключение 28
Библиография 29
Введение
Административноевзыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитаниялица, совершившего административное правонарушение, в, духе соблюдениясоветских законов, уважения к правилам социалистического общежития, а такжепредупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, таки другими лицами.
Административноевзыскание – это мераадминистративной ответственности, применяемая за совершение административногоправонарушения.
Административнымивзысканиями являются лишь те меры административного принуждения, которыепредусмотрены Кодексом об Административных правонарушениях (КоАП) в ст. 24-321 главы 3 раздела II «Административное правонарушение и административнаяответственность». Зафиксированные в других разделах Кодекса иные мерыадминистративного принуждения, применяемые в связи с административнымправонарушением, административными взысканиями не являются. Так, не должнысчитаться административными взысканиями административное задержание (ст. 240КоАП), личный досмотр и досмотр вещей (ст. 243), изъятие вещей и документов(ст. 244), отстранение от управления транспортным средством,освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства(ст. 245). Эти принудительные меры по своей правовой природе объединены вгруппу процессуальных мер обеспечения производства по делу об административномправонарушении. Их реализация не означает привлечения к административнойответственности; цель их в другом – пресечь правонарушение и обеспечитьсвоевременное и правильное рассмотрение дел и исполнение постановлений по деламоб административных правонарушениях.
Административноевзыскание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенногоправонарушения. Применение административных взысканий является хотя инеобходимым, но все же вспомогательным средством борьбы с административнымиправонарушениями. Применяя административное взыскание, государство сочетаетпринуждение и убеждение. Административное взыскание, являясь принудительноймерой, в то же время содержит в себе воспитательный потенциал.
Административное взыскание как мераответственности применяется в целях:
а) воспитания лица,совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов иуважения к правопорядку;
б) предупреждения совершенияим новых правонарушений;
в) предупреждения совершенияправонарушений другими лицами.
Таким образом, с помощьюадминистративных взысканий осуществляются цели общего и специальногопредупреждения правонарушений (общей и частной превенции).
Специальное предупреждениезаключается в том, что административное взыскание, воздействуя на конкретногоправонарушителя, побуждает его не совершать правонарушений в будущем. Общеепредупреждение характеризуется тем, что способствует воспитанию не только самогонарушителя, но и окружающих его лиц. Конечная цель применения административныхвзысканий состоит в том, чтобы ни нарушитель правовых норм, ни другие лица несовершали более административных правонарушений. Административные взысканиявыполняют в известной мере также функцию предупреждения преступлений.
В данной курсовой работедается анализ КоАП в части, касающейся положений об административныхвзысканиях, рассматриваются виды и общие принципы их наложения.
1. Система административныхвзысканий
В ст. 24КоАП РСФСР закреплены следующие административные взыскания:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершенияили непосредственным объектом административного правонарушения;
4) конфискация предмета, явившегося орудием совершенияили непосредственным объектом административного правонарушения1;
5) лишение специального права, предоставленного данномугражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);
6) исправительные работы;
7) административный арест;
8) административное выдворение за пределы Российской Федерациииностранного гражданина или лица без гражданства. Таможенным кодексом РФ (ТКРФ) и рядом других актов также установлено такое взыскание:
9) отзыв лицензии или квалификационного аттестата. Крометого, ТК РФ называет еще одну санкцию:
10) взыскание стоимости товаров и транспортных средств.
Вседесять названных взысканий тесно связаны между собой и образуют единуюсистему. Их прежде всего объединяет общая цель – защитаправопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения,предупреждение совершения новых нарушений.
Посодержанию каждое взыскание является карой, мерой ответственности,назначаемой за административные деликты; применение любого означаетнаступление административной ответственности, влечет неблагоприятныеюридические последствия.
Административныевзыскания являются карательными, «штрафными» санкциями; как правило, онисостоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенный проступокделиквент либо лишается какого-то субъективного права (права управлениятранспортным средством, лицензии и т. д.), либо на него возлагаютсяспециальные «штрафные» обязанности.
Кара –это «правовой урон» привлеченному к ответственности. Административноевзыскание причиняет ему определенные страдания, лишения. Однако кара неявляется самоцелью, она необходимое средство воспитания, предупрежденияправонарушений. Взыскание предупреждает новые нарушения со стороны виновного(частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция).
Административныевзыскания налагаются компетентными органами и должностными лицами путемиздания специальных индивидуальных актов. Они защищают правопорядок косвенно,не могут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные,«штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждаютего в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют будущее поведение.
Взысканияотличаются от иных средств административного принуждения тем, что обычно ихприменение создает для нарушителей «состояние наказанности», котороесуществует в течение установленного законом срока и является одним изэлементов исправительно-воспитательного воздействия на них.
В законеперечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к болеесуровым. Иными словами, закон содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница»нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их принимает. Вчастности, велико ее значение, когда нормы содержат альтернативные санкции.
Возмездноеизъятие и конфискация предметов, отзыв лицензии, взыскание стоимости товара,выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительныхвзысканий, а все остальные взыскания могут быть только основными (ст. 25-321КоАП РСФСР, 244, 245 ТК РФ). За нарушение может быть наложено одно основноелибо основное и дополнительное взыскания.
В соответствии со ст. 72Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 24 КоАП РСФСР, все взыскания можноподелить на устанавливаемые централизованно и децентрализованно. Централизованноможет быть установлено любое из 10 взысканий, а децентрализованно – актамисубъектов Федерации – только предупреждение и штраф.
2. Виды административныхвзысканий
2.1. Предупреждение
Предупреждение как мера административного взыскания выносится вписьменной форме. В предусмотренных законодательством случаях предупреждениеоформляется иным установленным способом[1].
Предупреждение– один из видов административного взыскания. Применяется преимущественно клицам, виновным в совершении незначительных административных проступков. Ономожет налагаться лишь в случаях, когда предусмотрено в санкции соответствующейстатьи Особенной части Кодекса или иного нормативного акта, устанавливающегоадминистративную ответственность. Чаще всего предупреждение предусматриваетсяв санкциях альтернативно со штрафом. Вместе с тем законодательство недопускает его применения вместо других административных взысканий, посколькуКодекс не предусматривает возможности замены одного административноговзыскания более мягким видом административного взыскания.
Предупреждение– одно из основных административных взысканий, известных Кодексу. Кпредупреждению может быть присоединено дополнительное административноевзыскание, если таковое предусмотрено в санкции соответствующей нормы. Так,незаконная передача запрещенных предметов лицам, содержащимся висправительно-трудовых учреждениях, воспитательно-трудовых, лечебно-трудовых илечебно-воспитательных профилакториях, может влечь предупреждение или наложениештрафа с конфискацией запрещенных предметов.
Применениепредупреждения, равно как и другого административного взыскания, влечет длянарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, подвергнутое этомувзысканию, считается в «течение одного года со дня его исполнениянаказанным в административном порядке (ст. 39). Если в течение года такое лицосовершит новое административное правонарушение, то к нему может быть примененоболее строгое административное взыскание.
Предупреждениекак административное взыскание следует отличать от устного замечания.Последнее в соответствии со ст. 22 Кодекса применяется в случаях освобожденияот административной ответственности лица, совершившего малозначительноеадминистративное правонарушение. Устное замечание не является административнымвзысканием и не влечет связанных с ним отрицательных правовых последствий.Такого рода замечания широко используются и повседневной деятельностинадзорных органов (Госпожнадзор, ГАИ и др.) в качестве профилактической мерывоздействия.
Действующеезаконодательство предусматривает письменную форму вынесения административноговзыскания в виде предупреждения. О наложении данного взыскания органом(должностным лицом), рассматривающим дело об административном правонарушении,выносится постановление по делу. В предусмотренных законодательством случаяхпредупреждение оформляется иным установленным способом. Речь идет об оформленииприменения этого вида административного взыскания на месте совершенияправонарушения путем компостерной просечки „талона“ к удостоверениюна право управления маломерным судном. В соответствии со ст. 237 Кодексаналожение административного взыскания в виде предупреждения может бытьоформлено таким способом без составления протокола. Предупреждение в форме просечки»талона" может применяться только за те нарушения правил плавания повнутренним водным путям России, перечень которых указывается в названномталоне. Так, предупреждение с отметкой в талоне к удостоверению на правоуправления маломерным судном может быть применено за нарушение правилзагрузки, норм пассажировместимости и другие правонарушения, предусмотренные ч.1 ст. 1112.
Предупреждениео прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение ещене окончено, с целью пресечения противоправного поведения, и в установленныхзаконодательством случаях является обязательным первым принудительнымсредством. Во избежание путаницы было бы целесообразно рассматриваемоесредство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следуетотличать от предупреждения как взыскания, которое налагается за определенныйпроступок компетентным государственным органом путем вынесения специальногопостановления[2].
2.2. Штраф
Штраф – мера имущественного характера. В настоящее времясанкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов определения размеровштрафов.
1) в определенной сумме (до пятисот рублей и т. д.);
2) кратно месячному доходу (до трехмесячного дохода,например). В ряде стран такую санкцию называют «штраф-день»;
3) кратно к размеру причиненного проступком вреда(например, до пятикратной стоимости похищенного, в размере суммы неуплаченныхплатежей);
4) пропорционально минимальному месячному размеру оплатытруда. Этот вариант определения штрафов законодатель использует чаще всего. Втаких случаях штраф исчисляется исходя из размера минимальной месячной оплатытруда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, –на день его обнаружения (ст. 243 ТК РФ). Максимальный размер штрафа, которомуможет быть подвергнут индивидуальный субъект, – 100 минимальных окладов. Самыйбольшой штраф, предусмотренный в отношении организаций, – 25 тысячминимальных окладов[3].
Следуеттакже учесть, что Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г.[4]установлен до принятия нового кодекса порядок перерасчета размеров штрафов,закрепленных в статьях КоАП РСФСР в твердой сумме. В законе назван такой«масштаб» расчета налагаемых на основе КоАП штрафов:
… если верхний пределштрафа не превышает:
– десяти рублей,считать его равным одной десятой минимального месячного размера оплаты труда,установленного законодательством Российской Федерации на момент совершенияправонарушения;
– тридцати рублей,считать его равным одной третьей минимального размера оплаты труда...
– пятидесяти рублей,считать его равным одной второй минимального размера оплаты труда...
– ста рублей, считатьего равным одному минимальному размеру оплаты труда...
– двухсот рублей,считать его равным двум минимальным размерам оплаты труда...
– трехсот рублей,считать его равным трем минимальным размерам оплаты труда...
– пятисот рублей,считать его равным пяти минимальным размерам оплаты труда...
– тысячи рублей,считать его равным семи минимальным размерам оплаты труда...
– трех тысяч рублей,считать его равным десяти минимальным размерам оплаты труда.
2.3. Возмездное изъятие
Возмездноеизъятие применяется только вотношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектомадминистративного правонарушения. Оно состоит в принудительном изъятиипредмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственникувырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Фактически речь идет опринудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.
Законодательочень редко использует эту меру в качестве санкции за административныеправонарушения. В КоАП РСФСР она названа в ст. 106, 173, 175 и во всех случаяхв альтернативных санкциях. А поскольку порядок реализации этой санкциисложнее, чем конфискации, на практике она используется крайне редко. Представляютсяобоснованными предложения о том, что нужно исключить из законодательства такуюсанкцию.
Возмездноеизъятие как вид административного взыскания распространяется только на предметы,которые явились орудием совершения или непосредственным объектомадминистративного правонарушения. Данное взыскание является меройадминистративной ответственности имущественного характера и может применятьсялишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудиясовершения или явившихся непосредственным объектом правонарушения. Изъятиепредметов, не принадлежащих Правонарушителю (например, предметы незаконнойохоты), не является административным взысканием.
По содержанию возмездное изъятиепредмета состоит из трех взаимосвязанных действий. Во-первых, принудительноеизъятие предмета у правонарушителя, во-вторых, реализация этого предмета,в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходовпо реализации изъятого предмета. По признаку возмездности это изъятиеотличается от другого административного взыскания – конфискации предмета,явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административногоправонарушения. При конфискации изъятые предметы безвозмездно обращаются всобственность государства.
Возмездноеизъятие предмета может применяться как в качестве основного, так идополнительного административного взыскания. В виде основного взыскания онопредусмотрено только ч. 1 ст. 173 Кодекса за нарушение правил хранения илиперевозки огнестрельного оружия и боевых припасов. Возмездное изъятиеогнестрельного оружия и боевых припасов в соответствии с санкцией данной нормыпредусмотрено альтернативно с предупреждением и штрафом. В качестве дополнительноговзыскания возмездное изъятие установлено Кодексом за два вида административныхправонарушений: нарушение правил перевозки опасных веществ или предметов навоздушном транспорте (ст. 106) и уклонение от реализации огнестрельного гладкоствольногоохотничьего оружия и боевых припасов (ст. 175). Причем, если за первое нарушениезаконодатель предусматривает возможность наложения дополнительного взысканияв виде возмездного изъятия предмета, то за второе нарушение данное взыскание обязательнодополняет основное взыскание – штраф.
2.4. Конфискация
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственнымобъектом административного правонарушения, состоит в принудительномбезвозмездном обращении этого предмета в собственность государства.Административно-правовая конфискация всегда является специальной: онапроизводится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступкоми прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т. д.). К лицам, длякоторых охота является основным источником существования, не может применятьсяконфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудийохоты.
В ст. 29КоАП РСФСР подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся вличной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательнымиактами (например, ТК РФ). Дело в том, что конфискация – мера взыскания, а ейлицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предусмотреносанкциями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадлежащую нарушителю, –значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности.Очевидно, что это незаконно, но, к сожалению, в практике подобные случаи имеютместо. При конфискации предмет из частной собственности переходит вгосударственную.
В постановлении Конституционного СудаРоссийской Федерации от 11 марта 1998 г., принятом на основании жалоб гр. М.Гаглоевой и А. Пестрякова[5],сказано:
1. Признать несоответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2),35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), статью 266 Таможенного кодекса РоссийскойФедерации постольку, поскольку она предусматривает в качестве меры административнойответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую безсудебного решения и являющуюся несоразмерной деянию, указанному в даннойстатье.
2. Признать несоответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (части 1 и 3)и 55 (часть 3), часть вторую статьи 85 и статью 222 Кодекса РСФСР обадминистративных правонарушениях в той мере, в какой они в их взаимосвязидопускают применение конфискации без судебного решения. Предусмотренная частьювторой статьи 85 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях конфискацияво всяком случае может применяться только в судебном порядке...
4. Согласно частям первой ивторой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном СудеРоссийской Федерации» настоящее постановление является окончательным, не подлежитобжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действуетнепосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностнымилицами...
Хотя впостановлении КС РФ признаются не соответствующими Конституции РФ только триадминистративно-правовые нормы, очевидно, что неконституционными признаютсяч. 2 ст. 243 ГК РФ и все административно-правовые нормы, предусматривающиеконфискацию имущества в административном порядке. Это значит, что такая санкциязаконодателями не должна устанавливаться. А правоприменители не должныприменять ее. После опубликования постановления в «Российской газете» 26марта 1998 г. все вынесенные после этой даты постановления о конфискации вадминистративном порядке неконституционны.
2.5. Лишение специального права
Лишениеспециальных прав есть временноеограничение правосубъектности гражданина в административном порядке заадминистративные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющимспециальный административный статус. Если гражданин неправильно используетпредоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает егоэтого права.
Административное взыскание в виделишения специального права, предоставленного данному гражданину, состоит вограничении нарушителя права заниматься определенной деятельностью.Законодатель ограничивает возможность применения этого взыскания в настоящеевремя только случаями лишения права управления транспортными средствами, праваохоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотныхустройств.
Предоставлениетакого специального права связано с наличием ряда обязательных условий.Особенно это касается права на управление транспортными средствами. Управлениеисточниками повышенной опасности, каким является транспорт, требуетопределенных навыков вождения, знания правил движения, достижения определенноговозраста, соответствующего состояния здоровья. Так, в соответствии с Федеральнымзаконом от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения»[6]право на управление автотранспортными средствами предоставляется гражданам,сдавшим квалификационные экзамены и получившим соответствующее удостоверение.На территории Российской Федерации действуют национальные и международныеводительские удостоверения (ст. 27). Аналогичные требования установлены законодательствоми в отношении права на управление маломерными судами, права охоты. Длясудоводителей предусмотрен квалификационный экзамен, для охотников –техминимум. Водительские удостоверения выдаются Государственной автомобильнойинспекцией (на право управления автотранспортными средствами), органамигосударственной инспекции по маломерным судам (на право управления маломернымсудном). Водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортнымсредством определенной категории. Например, право на управление автомобилями,разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячихмест, помимо сидения водителя, не превышает восьми, предоставляется лицам,имеющим водительские удостоверения категории «В». Право охотыподтверждается охотничьим билетом, выдаваемым охотничьим обществом.
Лишениеспециального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортныхсредств. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «Обезопасности дорожного движения» виды правонарушений, влекущих в качествемеры ответственности лишение права, на управление транспортными средствами,устанавливаются федеральным законом. Лишение водительских прав предусматриваетсяКодексом за грубые нарушения правил дорожного движения (ст. 117 – управлениетранспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, ч. 2ст. 118 – нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатациитранспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений), засистематическое нарушение водителями правил дорожного движения (ст. 1181),грубое нарушение механизаторами правил технической эксплуатации сельскохозяйственныхмашин и техники безопасности (ст. 100), нарушение правил плавания, погрузки иразгрузки судов, управление судном судоводителем в состоянии опьянения (ст.1114). Лишение права охоты приметается за нарушение правил охоты(ч. 2 ст. 85).
Рассматриваемое административноевзыскание связано со значительными правоограничениями. Лишение специальногоправа влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока,определенного в постановлении о применении данного взыскания. Применениеэтого административного взыскания влечет для водителя-профессионала запрет наопределенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя – втечение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортнымсредством (автомобилем, мотоциклом, маломерным судном и др.). Лишение праваохоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой.
Законпредусматривает ряд условий, ограничивающих применение лишения специальногоправа. Ограничивает закон и применение лишения права на управлениетранспортными средствами. Данное административное взыскание не может, пообщему правилу, применяться к лицам, которые пользуются этими транспортнымисредствами в связи с инвалидностью. Из указанного правила есть исключения.Лишение водительских прав названных лиц закон связывает со случаями управлениятранспортным средством в состоянии опьянения, невыполнения требования работникамилиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушениеустановленных правил места дорожно-транспортного происшествия, уклонения отпрохождения в установленном порядке освидетельствования.
Законодательствоотносит применение рассматриваемого административного взыскания к компетенцииразличных органов. Применение лишения водительских прав зависит от видатранспортных средств. Лишение права на управление автомототранспортом игородским электротранспортом применяют органы внутренних дел, на управлениетракторами, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами – органыгостехнадзора, на управление маломерными судами – органы государственнойинспекции по маломерным судам. Право налагать административное взыскание ввиде лишения права охоты предоставлено органам, осуществляющим государственныйнадзор за соблюдением правил охоты.
2.6. Исправительные работы
Исправительныеработы– одно из наиболее строгих административных взысканий.Перечень административных проступков, за которые оно может применяться,невелик. Это – незаконное приобретение или хранение наркотических средств внебольших размерах; мелкое хищение государственного или общественногоимущества; уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненногопреступлением предприятиям, учреждениям, организациям; мелкое хулиганство;злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работникамилиции или народного дружинника, а также военнослужащего при исполненииобязанностей по охране общественного порядка; распитие спиртных напитков вобщественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде,совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административномувзысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление вобщественных местах в пьяном виде; нарушение законодательства о собраниях,митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетировании; мелкая спекуляция,совершенная лицом, которое в течение года было подвергнуто административномувзысканию за указанное нарушение; незаконная продажа товаров или иныхпредметов, совершенная лицом, которое в течение года было подвергнутоадминистративному взысканию за указанные нарушения (ст. 44, 49, 49', 1502,151, 158, 162, 165, 1661).
Предельныйсрок исправительных работ – два месяца. Минимальный срок не может быть менее15 дней, если в соответствующей норме он не указан. Для всех перечисленныхвыше проступков минимальный срок исправительных работ установлен один месяц.
Правоназначения исправительных работ предоставлено только районному суду и судьеэтого суда. Фактически законодательство предусматривает назначениеисправительных работ судьями.
Исправительныеработы могут назначаться и отбываться по месту постоянной работы лица,совершившего административное правонарушение, на предприятии и в организации,независимо от формы собственности: государственной, общественной,муниципальной, частной и др.
Контрольза исполнением взыскания в виде исправительных работ осуществляют инспекцииисправительных работ.
Часть заработка виновного (не более 20процентов), определенная постановлением о применении к нему взыскания в видеисправительных работ, удерживается в доход государства. Минимальный процентзаработка, который может удерживаться с виновного, законом не определен. Внормах Кодекса для всех указанных выше правонарушений установлен единый размерудержаний – 20 процентов. В тех случаях, когда лицу, отбывающему взыскание, неназначен твердый заработок (работающему, например, на ферме), удерживаемыйпроцент заработка определяется исходя из среднего заработка по району(городу).
Недопускаются удержания из пенсий и пособий, получаемых в порядке социальногообеспечения и страхования, и из выплат единовременного характера.
В периодотбывания взыскания в виде исправительных работ запрещается предоставлениеочередного отпуска. Это вытекаетиз содержания ст. 299 Кодекса,установившей, что постановление о применении исправительных работ направляетсяна исполнение не позднее чем на следующий день после его вынесения.
Производствопо исполнению постановления об исправительных работах регламентировано главой29 Кодекса. В этой главе, в частности, указывается на обязанность администрациипредприятий, учреждений и организаций по месту отбывания нарушителемисправительных работ и на последствия уклонения от исправительных работ,примененных за совершение мелкого хулиганства.
Применение в качествеадминистративного взыскания исправительных работ в отличие от исправительныхработ, назначаемых в качестве уголовного наказания, не создает судимости. Внастоящее время исправительные работы как мера административного взысканияприменяются крайне редко.
2.7. Административный арест
Административныйарест является самым строгимадминистративным взысканием.Оно заключается в лишении виновногосвободы, изоляции от общества на период, установленный постановлением по делуо совершенном правонарушении.
Указаниео том, что административный арест устанавливается лишь в исключительныхслучаях за отдельные виды административных правонарушений, адресованозаконодателю.
Административноевзыскание в виде административного ареста установлено только за проступки,которые по своей опасности приближаются к преступлениям: незаконныеприобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах; мелкоехулиганство; распитие спиртных налитков в общественных местах, появление вобщественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественнуюнравственность, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалосьадминистративному взысканию за распитие спиртных напитков в общественныхместах или появление в общественных местах в пьяном виде; злостное неповиновениезаконному распоряжению, или требованию работника милиции, или народного дружинника,или военнослужащего при исполнении ими обязанностей по охране общественногопорядка; проявление неуважения к суду; неповиновение работнику милиции, иномууполномоченному должностному лицу или представителю общественности; злостноенеповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего,сотрудника органа внутренних дел или другого гражданина при исполнении имиобязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации (ст. 44,158, 162, 165, 1651, 1655).
Указаниев данной статье о том, что административный арест применяется висключительных случаях, адресовано правоприменительным органам. В соответствиис Настоящей статьей он может назначаться только районным судом (судьей).Нормами Особенной части Кодекса осуществление указанного полномочия возложенотолько на судей.
Внастоящей статье не указывается, какие случаи могут рассматриваться какисключительные. Критерий для применения административного ареста дается вконкретных статьях Кодекса, содержащих соответствующие санкции. В них сказано,что применение административного ареста допускается, если по обстоятельствамдела, с учетом личности нарушителя, применение других предусмотренных всоответствующей статье мер взыскания, т.е. штрафа, исправительных работ,будет признано недостаточным.
Если всанкции статьи приводится только максимальный срок административного ареста,это взыскание может быть назначено в пределах от одних суток до высшегопредела, указанного в Кодексе, т.е. до 15 суток.
В ч. 2ст. 32 КоАП содержится перечень лиц, к которым не может применятьсяадминистративный арест даже в исключительных случаях. Поэтому при принятиирешения о применении в качестве взыскания административного ареста должнобыть выяснено, нет ли препятствий к этому: не является ли женщина беременной,не имеет ли она детей в возрасте до 12 лет, достиг ли подросток, совершившийдеяние, образующее проступок, совершеннолетия, не является ли лицо, привлеченноек административной ответственности, инвалидом I или П группы; Все указанныеобстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.
Применениеадминистративного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольненияс работы.
Порядок исполненияпостановления об административном аресте, отбывания этого взыскания, а такжевопросы трудового использования лиц, подвергнутых административному аресту,урегулированы в ст. 303-305 настоящего Кодекса.
2.8. Административноевыдворение
Административноевыдворение за пределы Российской Федерации состоит в принудительноми контролируемом перемещении лиц через Государственную границу за пределыстраны, а в случаях, предусмотренных законодательством, – неконтролируемомсамостоятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может применятьсятолько к иностранцам и лицам без гражданства.
КонституцияРоссийской Федерации (ст. 62) установила, что иностранные граждане и лица безгражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанностинаравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом илимеждународным договором Российской Федерации.
Административноевыдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц безгражданства как административное взыскание является мерой государственногопринуждения, применяемой по постановлению органа исполнительной власти. Этапринудительная мера применяется в целях обеспечения безопасности личности,общества и государства, воспитания лица, совершившего административноеПравонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственнымправилам поведения, принятым в нашем обществе, а также предупреждениясовершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другимилицами.
Административноевыдворение как меру административного взыскания (наказания) за совершенноеправонарушение необходимо отличать от административного выдворения (отправки,передачи) иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административногопресечения.
Эта мераадминистративного пресечения применяется в отношении иностранных граждан илиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих илипребывающих на территории Российской Федерации, и пересекших Государственнуюграницу с территории иностранного государства без установленных для въезда вРоссийскую Федерацию документов.
Вслучаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границыотсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по деламоб административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правомполучения политического убежища, органы и войска Федеральной пограничнойслужбы (ФПС) задерживают их и в официальном порядке передают властям государства,с территории которого они пересекли Государственную границу РФ. Если передачанарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором РФ сэтим государством, органы и войска ФПС выдворяют их за пределы РФ вопределенных ФПС местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданстваза пределы РФ из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляютсявласти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, еслиэто предусмотрено договором РФ с соответствующим государством. О масштабахприменения данной меры административного пресечения свидетельствует тот факт,что в Российской Федерации только за 1995 г. органами пограничной службы припопытке въезда в страну было задержано более 39 тысяч иностранных граждан илиц без гражданства, которые не имели установленных документов.
Иностранныйгражданин и лицо без гражданства может быть подвергнут административномувыдворению за пределы РФ как мере административного взыскания за следующиенарушения:
1) еслиего действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасностиили охраны общественного порядка;
2) еслиэто необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав изаконных интересов граждан РФ и других лиц;
3) еслион грубо нарушал законодательство о правовом положении иностранных граждан вРФ, таможенное, валютное или иное российское законодательство[7].
Основаниемдля административного является также незаконное пересечение Госграницыиностранными гражданами и лицами без гражданства, в отношении которых приняторешение о привлечении их к административной ответственности.
Постановление(решение) об административном выдворении принимается органами внутренних дел,органами государственной безопасности и органами Федеральной пограничнойслужбы. Иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны покинутьтерриторию Российской Федерации в срок, указанный в постановлении. Уклоняющиесяот выезда в таких случаях подлежат с санкции прокурора задержанию и выдворениюза пределы РФ в принудительном порядке. Задержание допускается при этом навремя, необходимое для исполнения постановления о выдворении.
Ходатайствао выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ вслучаях, предусмотренных законодательством, когда эти граждане прибыли полинии российских принимающих организаций, незамедлительно возбуждаются этимиорганизациями перед органами внутренних дел.
Административноевыдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых вустановленном порядке постановлений производится органами внутренних дел,органами государственной безопасности и органами Федеральной пограничнойслужбы[8].
Иностранныйгражданин и лицо без гражданства вправе обжаловать постановление о еговыдворении из пределов Российской Федерации в вышестоящий орган (вышестоящемудолжностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный суд, решениекоторого является окончательным.
Многиминормативными актами предусмотрено такое взыскание, какотзыв лицензии,квалификационного аттестата (аттестаты выдаются только индивидуальнымсубъектам). Такие документы выдаются в порядке разрешительной системы и наопределенный срок. Лицензия, квалификационный аттестат предоставляет правозаниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтомуназванная мера – это тоже лишение специального права. Рассматриваемоеадминистративное взыскание применяется за совершение лицензиатами нарушений,связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационныматтестатом).
Чемотличается отзыв лицензии от лишения прав? Во-первых, последняя мераприменяется только к. гражданам. А отзыв лицензии используется как мера воздействияи на юридических лиц. Во-вторых, лишение прав производится на срок до трех лет.А лицензия, квалификационный аттестат отзываются навсегда. Это не означает,что лицо уже никогда не будет иметь такого разрешения. Оно может вновьполучить лицензию, но это будет новая лицензия, для получения которой необходимовыполнение установленных требований: представление документов, уплата сборови др. В некоторых случаях повторное заявление о выдаче лицензии может бытьрассмотрено только по истечении установленного срока.
Взыскание стоимости товаров или транспортных средств состоитв принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную)цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения нарушения (ст.245 ТК РФ). В размере до 300 МРОТ на основе норм ТК РФ может быть взысканастоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственнымиобъектами нарушения таможенных правил, а также со специально изготовленнымитайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа в том, чтооно может быть основным и дополнительным.
3. Общие принципы наложения административных взысканий
Глава 4КоАП РСФСР называется «Наложение административного взыскания». Заголовокначинающей эту главу ст. 33 КоАП РСФСР такой: «Общие правила наложениявзыскания за административное правонарушение». В ней и в последующих статьяхэтой главы содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие правила –принципы наложения административных взысканий, а не процессуальные нормы.
Можносказать, что глава 4 КоАП РСФСР закрепляет следующие общие правила (принципы)карательного воздействия:
• законность;
• целесообразность;
• своевременность, оперативность воздействия;
• сложение взысканий, налагаемых за совокупностьнарушений (наложение взысканий за каждое нарушение в отдельности). Хотя и вразных формах, эти вопросы решаются и в налоговом праве, и актах трудового,уголовного, административного права, регламентирующих дисциплинарнуюответственность.
Естьдостаточные основания для вывода о том, что названные общие правила являютсяпринципами применения любых карательных санкций.
3.1.Законность и целесообразность применения административных взысканий
Законность – важнейший принцип юрисдикционной деятельности.Его проявления многообразны: противоправность как основание привлечения кответственности, правильная квалификация действий, компетентность органа(должностного лица), принимающего решение по делу, назначение взыскания впределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированыдействия и т. д.
Взысканиеможет быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен составконкретного проступка. Иными словами, если нормой права предусмотренаответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены всепредусмотренные правом признаки нарушения, деликвент может быть привлечен кответственности по соответствующей статье.
Орган(должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые емуподведомственны. Он может налагать взыскание в пределах санкции той статьи, покоторой квалифицированы действия лица, избирать вид и размер взыскания врамках предоставленных ему полномочий.
Так, засовершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу,исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправерассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же онсчитает целесообразным применение иного взыскания, то должен направить дело судье.
Важнейшийпринцип применения ответственности –целесообразность. Его главныепроявления: индивидуализация кары и экономия репрессии. Законодательобязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать какобстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства,характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. Взначительной степени эти требования конкретизированы в перечнях, смягчающих иотягчающих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП РСФСР).
Обстоятельствами,смягчающими ответственность, признаются:
• чистосердечное раскаяние виновного;
• предотвращение виновным вредных последствийправонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненноговреда;
• совершение правонарушения под влиянием сильногодушевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
• совершение правонарушения несовершеннолетним,беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.
Этотперечень является открытым: законодательством и право-применителями могут бытьпризнаны смягчающими и иные обстоятельства. А перечень обстоятельств,отягчающих ответственность, закрытый. Поскольку он закреплен законом, то иизменить его может только акт такой же юридической силы. Отягчающими обстоятельствамипризнаны:
• продолжение противоправного поведения, несмотря натребование прекратить его уполномоченных на то лиц;
• повторное в течение года совершение однородногоправонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию,совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
• вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
• совершение правонарушения группой лиц;
• совершения правонарушения в условиях стихийногобедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
• совершение правонарушения в состоянии опьянения. Ноправоприменитель с учетом конкретных данных может не признать
последнееобстоятельство отягчающим.
Хочетсяотметить, что если признак включен в состав, он не может в то же самое времябыть смягчающим или отягчающим вину обстоятельством. Так, повторность,нетрезвое состояние являются конструктивными признаками состава, закрепленногоч. 2 ст. 117 КоАП РСФСР, и не могут быть отягчающими обстоятельствами припривлечении к ответственности за этот состав.
Последовательноеобеспечение целесообразности карательного воздействия обеспечивается и нормами,предоставляющими право-применителю возможность или прямо обязывающие егозаменить взыскание иными мерами воздействия. КоАП РСФСР закрепляет несколькоальтернатив административной ответственности. Их применение означаетсмягчение или вообще отказ от применения карательных мер.
Альтернативапервая (ст. 22 КоАП РСФСР): при малозначительности совершенногоправонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободитьвиновного от ответственности и ограничиться устным замечанием.
Альтернатива вторая (ст. 21 КоАПРСФСР): лицо освобождается от ответственности с передачей материалов нарассмотрение общественности, если с учетом обстоятельств дела и личности нарушителяк нему целесообразно применить меру общественного воздействия.
Альтернативатретья (ст. 16 КоАП РСФСР): передача материалов об административныхправонарушениях военнослужащих, работников ОВД и других лиц, на которыхраспространяется действие дисциплинарных уставов, их командирам (начальникам)для привлечения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя ст.16, дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руководителямучебных заведений.
Альтернативачетвертая (ст. 14, 201 КоАП РСФСР): материалы об административныхправонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в комиссиипо делам несовершеннолетних.
Двепервые альтернативы основаны на дискреционных полномочиях правоприменитель, адве последние для него обязательны.
3.2.Срокдавности наложения административных взысканий
Эффективностьдеятельности исполнительной власти государственной администрации зависит и отпоследовательности осуществления принципа оперативности, своевременности ее действий.Одно из проявлений этого принципа – установление нормами права сроков совершениядействий субъектами административно-правовых отношений.
Важноеположение о сроке давности наложения административного взыскания содержится вст. 38 КоАП РСФСР. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель можетбыть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срокапроизводство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению(«поезд ушел»).
Нарушениякак особый вид юридических фактов порождают охранительные правоотношения, вкоторых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а другая сторонаимеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о наложениивзыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития– этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрисдикционный актне будет принят, факт совершения проступка утратит за давностью юридическоезначение, а порожденное им правоотношение прекратится, не достигнув этапаответственности. В подобных случаях противоправное деяние порождает, асобытие прекращает правоотношение.
Для тогочтобы правильно исчислять сроки давности и иные установленные правом сроки,необходимо руководствоваться правилом «РОКИ».
Считаясроки, нужно знать:
Р –размер срока;
О –откуда считать;
К –конечный момент срока;
И –имеющиеся изъятия из срока.
Инымисловами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитыватьчетыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный закономразмер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинаетисчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчислениеили прерывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) висчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеютряд различий.
Статья38 КоАП РСФСР устанавливает, что административное взыскание может бытьналожено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Пообщему правилу срок давности привлечения к административной ответственностиравняется двум календарным месяцам. Датой начала исчисления срока являетсядень, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридическиднем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление оналожении взыскания, а фактически – фактическое окончание срока. Никакихизъятий в течение рассматриваемого срока давности законодательство не знает.
Из этогообщего правила ст. 38 КоАП РСФСР предусматривает два исключения. Во-первых,при фактически неоконченном длящемся нарушении срок исчисляется со дня егообнаружения. Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или припрекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступкаадминистративное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца содня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовногодела. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем принятияпостановления, и равняется не двум, а одному месяцу.
Такимобразом, в ст. 38 КоАП РСФСР названы три варианта определения старта срокадавности: день совершения проступка, день обнаружения и день вынесенияпостановления о прекращении уголовного дела.
Срокдавности, установленный ст. 38 КоАП РСФСР, как и весь Кодекс, действует толькопри привлечении к ответственности индивидуальных субъектов. Кроме того, онявляется общим правилом, которое применяется, если специальной нормой непредусмотрено иное. Специальная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ.Ею установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыскания, какпредупреждение, штраф, отзыв квалификационного аттестата «могут быть наложенына физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружениянарушения». В этой же статье сказано, что, если лицо совершит новоенарушение, течение срока прерывается, и его исчисление начинается с моментаобнаружения нового нарушения.
Вдействующем законодательстве нет общих норм о сроке давности наложенияадминистративных взысканий на коллективных субъектов. Статьей 247 ТК РФустановлено, что на организации и лиц, занимающихся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица, такие взыскания, какпредупреждение, штраф, отзыв лицензии могут быть наложены не позднее шестимесяцев со дня обнаружения нарушения.
Вотношении иных взысканий (конфискация, взыскание стоимости товаров),применяемых таможнями и к индивидуальным, и к коллективным субъектам, срокидавности не действуют.
3.3.Наложение взысканий за множественность административных проступков
Множественностьадминистративных проступков – это выполнение одним лицом нескольких составов,не утративших юридического значения на день решения вопроса об ответственностивиновного.
Первымпризнаком множественности проступков является наличие несколькихсамостоятельных составов правонарушений. Здесь имеет значение не количестводействий, а количество составов. Второй признак множественности – всепротивоправные деяния совершаются одним лицом, которое одновременно илиразновременно выполняет несколько самостоятельных составов нарушений. Третийпризнак состоит в том, что каждый из образующих ее составов сохраняет своююридическую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о последнемделикте. Иными словами, если отсутствуют обстоятельства, препятствующиепривлечению деликвента к ответственности за несколько нарушений сразу или зарецидив.
Самыйсущественный критерий классификации множественности административныхпроступков – совершение нового нарушения до или после привлечения кответственности за предыдущее нарушение. Соответственно выделяютсясовокупность и рецидив.
Подсовокупностьюпонимается совершение одним лицом нескольких нарушений до привлечения кответственности. Она может быть идеальной и реальной.
Идеальнаясовокупность – это одновременное выполнение одним действием (действиями)нескольких составов нарушений. Например, порча телефонов-автоматов с цельюхищения (ст. 49 и 140 КоАП РСФСР).
Реальнаясовокупность представляет собой систему составов, выполненных разнымидействиями, а значит, разновременно (например, нарушение правил дорожногодвижения, а затем рыбной ловли). Разновременность их совершения высвечиваетеще одну характерную черту данной системы – связь со сроком давности.
Реальнаясовокупность может быть совокупностью разнородных, однородных, тождественныхантиобщественных действий. Если в действиях -деликвента имеется реальнаясовокупность противоправных деяний, то он привлекается за каждое из них. В ст.36 КоАП РСФСР сказано, что взыскание налагается на каждое нарушение вотдельности. Иными словами, фактически установленпринцип сложениявзысканий. А поглощение менее строгого взыскания более строгим допускаетсяч. 2 ст. 36 КоАП РСФСР как исключение при наличии двух обстоятельств: еслидела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом) и притомодновременно.
Статьями238 и 454 ТК РФ установлено: при совершении одним лицом нескольких нарушений,предусмотренных ТК РФ, взыскание всегда налагается за каждое нарушение вотдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим.
Рецидив проступка – это совершение нового нарушения послепривлечения к ответственности за предыдущее. При рецидиве лицо наказывается зановое деяние, так как за предыдущее оно уже понесло ответственность. Еслипервое и второе деяние тождественны, рецидив называется специальным. Признакспециального рецидива является квалифицирующим признаком десятков составов административныхпроступков. Ст. 96, 117, 1573, 162, 1661 и др. КоАПРСФСР устанавливают более суровую ответственность, если деяние совершено послепривлечения к ответственности за такое же деяние, то есть за специальный рецидив.
Так, вст. 117 КоАП РСФСР сказано:
Управлениетранспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, аравно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся всостоянии опьянения, –
влечет наложение штрафав размере от восьми до двенадцати минимальных размеров оплаты труда илилишение водителей права управления транспортными средствами на срок один год.
Те же действия,совершенные повторно в течение года, –
влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцатиминимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортнымисредствами на срок от одного до трех лет.
Прирешении вопроса об ответственности за специальный рецидив очень важен вопрос осроке действия первого взыскания. Иными словами, в течение какого срокагражданин считается привлекавшимся к административной ответственности. Ответдан в ст. 39 КоАП РСФСР: «Если лицо, подвергнутое административному взысканию,в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административногоправонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административномувзысканию».
Этанорма закрепляет давность погашения взыскания, которая равна одному году. Пообщему правилу годичный срок начинает течь со дня окончания исполнениявзыскания (например, окончания срока лишения прав). Но многими нормами КоАП идругих законов для отдельных проступков закрепляются исключения из общего правила:годичный срок исчисляется со дня вынесения постановления. Так, в ч. 2 ст. 162КоАП РСФСР сказано: «Те же действия, совершенные повторно в течение года послеприменения мер административного взыскания...».
Заключение
Итак,КоАП закрепляет следующие виды административных взысканий:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершенияили непосредственным объектом административного правонарушения;
4) конфискация предмета, явившегося орудием совершенияили непосредственным объектом административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного данномугражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
6) исправительные работы;
7) административный арест;
8) выдворение.
Современи принятия КоАП данный перечень взысканий остался неизменным, изменения идополнения – притом иногда значительные – коснулись лишь той или иной мерывзыскания в отдельности.
Какиефункции возложены на административное взыскание в структуре административнойответственности?
Административноевзыскание, во-первых, обозначает, подтверждает факт административнойответственности поскольку, как говорилось выше, без взыскания нет и самойответственности) и, во-вторых, административное взыскание определяетвидответственности, что она в данном случае административная, а некакая-либо иная.
Административныевзыскания применяются в качестве мер основных и дополнительных. Возмездноеизъятие и конфискация предметов могут применяться в качестве как основных, таки дополнительных административных взысканий; другие административныевзыскания, указанные в статье 24, могут применяться в качестве только основных.За одно административное правонарушение может быть наложено основное либоосновное и дополнительное взыскание, например, статьей 86 КоАП предусмотреныштраф и конфискация за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правилосуществления других видов пользования животным миром.
Административныевзыскания следует делить наабсолютно определенные иотносительноопределенные.
По рядуправонарушений предусмотрено применение одного из нескольких мерадминистративных взысканий, например, по статье 158 за мелкое хулиганствоназначается одно из следующих взысканий: штраф, исправительные работы, административныйарест. В этом случае меры считаются альтернативными.
Библиография
1. А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий,Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало»,ТЕИС,1996.
2. Бахрах Д.Н. Административное правоРоссии. Учебник для вузов. – М.: НОРМА–ИНФРА·М, 2000. Федеральный закон «Овнесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках» // СЗ РФ.1995. № 22. Ст.1977.
3. Ведомости РФ. 1992. № 34. Ст.1970.
4. Закон от 24 июня 1981 г. «Оправовом положении иностранных граждан в СССР» // ВВС СССР, 1981, № 26,ст. 836.
5. Закон РФ от 1 апреля 1993 г.«О Государственной границе Российской Федерации», с изменениями идополнениями от 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г.
6. Кодекс РСФСР об административныхправонарушениях. – М.: Проспект, 1996.
7. Комментарий к Кодексу обадминистративных правонарушениях / Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной.– М.: ООО «Издательство ПРОСПЕКТ», 1997.
8. Комментарий к КонституцииРоссийской Федерации./ Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М: Фонд «Правоваякультура», 1996.
9. Конституция Российской Федерации. М.: НОРМА–ИНФРА·М, 1996.
10. Манохин В.М., Адушкин Ю.С.,Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1996.
11. Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентовюридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. –М., Юристъ, 1995.
12. СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4873.
13. СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1458.
14. Указа Президиума Верховного СоветаРСФСР от 5 апреля 1989 г. – ВВС РСФСР, 1989, № 15, cт. 369.