Федеральная служба исполнения наказаний
Вологодский институт права и экономикиКафедра административно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
АДМИНИСТРАТИВНОЕПРАВО
Слушателя 476 группы
заочной формы обучения
лейтенанта внутренней службы
Горохова Николая Алексеевича
2008
План
Вопрос 1. Понятие и содержание административногоправа как науки, отрасли права и учебной дисциплины
Вопрос 2. Административный надзор иего виды
Вопрос 3. Схема организационнойструктуры Аппарата Правительства РФ, классификация его подразделения по сферамгосударственного управления
Литература
Вопрос 1. Понятиеи содержание административного права как науки, отрасли права и учебнойдисциплины
Административное право вобщественной жизни выступает в нескольких ролях: как отрасль права, как отрасльправовой науки и как одна из учебных дисциплин. Под административным правомобычно понимается совокупность юридических норм, определяющих поведениесубъектов (граждан, органов исполнительной власти, общественных объединений) вобласти государственного управления и полицейской деятельности. Но еслиадминистративное право как совокупность юридических норм предписываетсоответствующее поведение, то наука административного права исследует нормыадминистративного права, классифицирует и систематизирует их, объединяет вправовые институты и представляет в определенной системе.
Нормы административного(публичного) права появились в глубокой древности. Регулируя управленческиеотношения еще в первобытном обществе, они явились тем эмбрионом, из которогопутем исторически длительной и последовательной дифференциации развились ивозникли такие отрасли, как гражданское (частное), уголовное и государственноеправо, способствовавшие затем в XVII—XIX вв. выделению из своей средыорганизованной совокупности правовых норм — административного права. В Россиинормы административного права встречаются уже в «Русской Правде» ицарских судебниках. В 1649 г. при Алексее Михайловиче издается первыйполицейский устав «Наказ о градском благочинии», содержавший восновном административно-правовые нормы, которые охраняли общественный порядокв Москве.
Административное правокак наука
Наука административногоправа возникла сравнительно недавно. Ее родословная в России не уходит дальшепервой половины XIX в., когда появились первые работы русских полицеистов ивозникли в университетах кафедры законов благоустройства и благочиния.
Наука административногоправа есть 1) деятельность специалистов в данной области знаний, выражающаяся визучении, истолковании и объяснении административно-правовых явлений; 2)определенная сумма накопленных, осмысленных и систематизированных знаний онормах административного права, административно-правовых институтах понятиях икатегориях.
Исследования в областиадминистративного права материализуются в монографиях, статьях учебниках иучебных пособиях, а в теоретическом плане получают выражение в различныхнаучных построениях, концепциях, определениях классификациях. Так, лицам,получившим юридическое образование, известно деление всех знаний обадминистративном праве на две части Общую и Особенную. Известно, что органыисполнительной власти подразделяются на федеральные органы, органы субъектовфедерации, муниципальные органы. Тем не менее эти классификации необходимонаучно обосновать, чтобы придать им авторитетный характер.
В процессе накопления иобработки знаний об административном праве используются определенныеметодологические средства, которые помогают обработке этих знаний, превращениюих в систему продуманно и понятно изложенной информации. К таким средствам,образующим состав науки административного права, относятся: предмет науки,методология науки, система науки, научная терминология и категории науки,отраслевая библиография, история науки. О составе науки поднимали вопрос ещецарские ученые полицеисты и административисты. Так, профессор Новороссийскогоуниверситета М.М. Шпилевский писал, что при исследовании сути какой-либо наукинельзя ограничиваться только определением ее предмета, но важно рассмотреть«все элементы этой науки во всей их совокупности, т.е. предмет, метод,систему».
В советском правоведениипонятие «состав науки» разрабатывалось С.С. Алексеевым и О.А.Красавчиковым. Первый отмечал, что состав науки — «это совокупностьчастей, из которых складывается содержание науки». О.А. Красавчиковсравнивал состав науки со зданием, употребляя выражение «зданиенауки». Действительно, подобно тому как фундамент, стены, кровля образуютздание, такие различные, но непременные элементы: предмет, методология,система, специальная терминология, история, — образуют состав конкретной отраслиправоведения. Каждая из частей науки имеет важное значение, и пренебрежительноеотношение к одной из них отрицательно сказывается на других, на науке в целоми, как следствие этого, на практической деятельности. На сегодняшний день,например, в науке административного права недостаточно развитыми являются такиеее элементы, как терминология и история.
Язык наукиадминистративного права складывается из специальных терминов и общеобиходныхслов. Термины связаны с определенными понятиями и категориями, отражающими управленческиереальности.
Отмечая многоэлементныйхарактер состава науки административного права, нужно сказать, что основу этогосостава образуют такие элементы, как предмет и система науки. Только тогданаука становится таковой, когда она определила свой предмет и построила своюсистему.
Предмет науки играет рольпервоначала в составе любой науки, связывая ее различные части в нечтоцелостное, завершенное. Заслуживающим внимания является высказывание на этотсчет Г.Ф. Шершеневича, который писал: «Определение предмета науки,установление твердых границ исследуемой ею области представляется весьма важнымдля каждой отрасли знания. Однако в большинстве наук такт ученого заменяетточное и отчетливое представление об этих пределах. Громадная массаисследований производится в центре области, где не может быть никаких споров, итолько в сравнительно редких случаях пытливость увлекает ученого к самымграницам, где немедленно и возбуждаются по этому поводу пререкания».
Если предмет наукиадминистративного права в определенной степени обусловлен объектом познания истрого отграничивает круг собираемых наукой знаний, то система науки дляудобства пользования этими знаниями приводит их в порядок. «Наука — этосистема, т.е. приведенная в порядок на основании известных принциповсовокупность знаний», — писал И. Кант.
Научный материал обадминистративном праве включает обширную массу информации:«законоведение», т.е. комментирование действующих правовых норм,основные категории, концепции, теоретические построения, материал о практикеуправления и правоохранительной деятельности. Важное место в научном материалезанимают практические рекомендации для законодателя и государственногослужащего, т.е. предложения о совершенствовании и применении действующегозаконодательства. Однако эти знания не есть разрозненная и хаотичная массаинформации — они классифицированы на части, а части расположены в соответствияс логикой, дидактическими принципами и здравым смыслом, т.е. систематизированы.Каждая предыдущая часть (блок знаний) служит основой для изучения и пониманияпоследующих, каждая последующая имеет опору в предыдущей.
Административное правокак отрасль права
Одной из самых объемныхотраслей публичного права является административное право, которое регулируетширокий круг вопросов организации и деятельности системы органов исполнительнойвласти, создания эффективной государственной службы, обеспечения законности вобласти функционирования исполнительной власти. Наряду с регулирующимиадминистративному праву присущи и «полицейские» (административно-юрисдикционные)методы воздействия на конкретных участников правоотношений. Субъектыадминистративного права, представляющие государство и его органы, такжеприменяют в своей деятельности принудительные механизмы и правовые средства,используют в установленных законодательством пределах административно-властныепринудительные полномочия.
Административное правопредставляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслейроссийского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отраслиправа, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.Поскольку исполнительная власть, управленческая деятельность и само управлениехарактерны практически для всех сфер общественной и государственной жизни, тоадминистративное право можно с полным основанием характеризовать какцентральную отрасль в правовой системе, оторая воздействует на многие другиеотрасли права и испытывает на себе влияние со стороны иных правовых отраслей;словом, в этой отрасли права фокусируются многие общественные отношения,являющиеся предметом правового регулирования со стороны иных отраслей права(например, конституционного, уголовного, финансового, бюджетного, налогового,банковского права).
Принципиально важныйхарактер этой отрасли права подчеркивает и главный метод (или, точнее говоря,один из методов) правового регулирования — императивный метод, метод властныхпредписаний. Поэтому административное право считается одной из базовых отраслейправа, с одной стороны, использующей потенциал и правовые средстваимперативного метода регулирования, а с другой — обеспечивающей публичныеинтересы, правовую защиту прав и свобод как физических, так и юридических лицот действий, решений и бездействия административных органов.
Хотелось бы начать с определенияадминистративного права (как отрасли) данное Д.М. Овсянко Так, подадминистративным правом он понимает одну из самостоятельных отраслей права,представляющей собой совокупность правовых норм, регулирующих общественныхотношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).
Сразу заметим, что мы несовсем согласны с большинством определений, которые рассматриваютадминистративное право как совокупность, а не как систему норм. На наш взгляд,употребляя термин совокупность мы признаем своего рода несостоятельность,недееспособность административного права и таким образом отсутствие каких-либовзаимосвязей между нормами административного права. На самом деле существованиенорм административного права вне системы невозможно, так как между нормами, какэлементами определенной сферы объективной действительности, есть взаимосвязь,основанная на предмете регулирования. Именно поэтому, говоря об отрасли права,мы заочно должны понимать под ней систему взаимосвязанных норм.
Далее, не совсем понятно,какие же все-таки отношения регулирует административное право, исходя из того,что, судя по всему, автор определения отождествляет понятия исполнительнойвласти и государственного управления, это предположение делается на основетого, что термин государственное управление следует после терминаисполнительная власть в скобках без каких либо пояснений. В тоже время самавтор далее пишет, что понятие государственное управление шире понятияисполнительная власть. На этой же позиции стоит и авторский коллектив А.П.Алехина, А.А. Кармолицкого, Ю.М. Козлова. Но они, в свою очередь, провели болеечеткий и убедительный водораздел этих понятий. И дали на наш взгляд болееудачное определение административного права, под которым они понимают отрасльроссийской правовой системы, представляющей собой совокупность правовых норм,предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи ипо поводу практической реализации исполнительной власти (в более широкомпонимании — в процессе осуществления государственно-управленческойдеятельности).
Вопрос 2. Административныйнадзор и его виды
Административный надзорявляется одним из важнейших способов обеспечения законности и дисциплины вгосударственном управлении.
В юридической литературенет единого мнения о сути административного надзора. Ряд ученых считают, что онявляется разновидностью контроля, имея при этом свои особенности. Впротивоположность этому мнению Д. М. Овсянко считает, что административныйнадзор является самостоятельным видом контрольно-надзорной деятельности,которому присущи свои особенности. Ю. П. Битяк высказывает мнение о том, что«надзор осуществляет единственный государственный орган — прокуратура.Санитарный, пожарный надзор и некоторые другие виды деятельности неточноназывают надзором. В действительности же это контроль». Такое разнообразие ипротивоположность мнений о природе административного надзора являютсяоснованием для рассмотрения его сути в соотношении с контролем и другими видаминадзора.
Сравниваяадминистративный надзор и контроль с точки зрения содержания, объемаполномочий, субъектов и объектов проверок, правовых и организационных форм ихосуществления, можно утверждать, что административному надзору присущиособенности, которые не характерны для контроля. В то же время есть основаниясчитать, что административный надзор является специфическим видомгосударственного контроля.
Надзор — этоограниченный, суженный контроль. В России в наше время существуют три типанадзора:
судебный; прокурорский; административный.
Последний — самый большойпо объему и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственныхслужащих, он значительно отличается и от судебного, и от прокурорского надзора.
Во-первых, властнымисубъектами надзорной деятельности являются структурные подразделениягосударственной администрации, субъекты публичной исполнительной власти1.
Во-вторых, если главнаяцель судебного и прокурорского надзора — обеспечение законности в стране, тоосновная цель административного надзора — обеспечение безопасности граждан,общества, государства. Надзор за соблюдением правил государственнаяадминистрация осуществляет главным образом для предупреждения вредных дляобщества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров,взрывов и т. д.), уменьшения тяжести их последствий.
В-третьих,административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдениеспециальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли,торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом.
В-четвертых,административный надзор за конкретными объектами производится систематически.Он носит инициативный характер, проводится не только в связи с поступлениемсигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановомпорядке.
В-пятых, административныйнадзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти,наделенными надведомственными полномочиями. Индивидуальные и коллективныесубъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчиненысубъектам власти, которые их проверяют.
В-шестых, административныйнадзор связан с широким применением административного принуждения. Надзорныеструктуры наделены большими юрисдикционными полномочиями, правом применять мерыадминистративного пресечения и административные наказания.
Таким образом, административныйнадзор — надведомственный, специализированный, систематический контрольгосударственной администрации за соблюдением гражданами и организациямиправовых и технико-правовых норм. С одной стороны, он средствоадминистративного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности,а с другой — часть государственного надзора, средство обеспечения режимазаконности.
Он обеспечивает охранусоответствующих общественных отношений и материальных ценностей и не только отправонарушений, но и от объективно противоправных действий и стихийных явлений.Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы недопустить, предотвратить наступление вредных последствий (пожаров, эпидемий,дорожно-транспортных происшествий и т. п.), выявить обстоятельства, которыемогут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений.Иными словами, на первом плане — прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы недопустить наступление вреда сейчас, а на втором плане — применение карательныхсанкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.
Административный надзоросуществляется в отношении:
а) неопределенного кругафизических и юридических лиц при соблюдении ими определенных правил;
б) определенного кругалиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретныхправил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);
в) персонифицированныйадминистративный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
4. Административный надзор,как правило, связан с применением мер административного предупреждения,административного пресечения и наложения административных взысканий. То естьорганы административного надзора наделены административно-юрисдикционнымиполномочиями. В отличие от них контрольные органы такими полномочиями ненаделены (как правило, имеют право применять меры дисциплинарного взыскания).Административной науке известно три вида надзора: судебный, прокурорский иадминистративный. По сравнению с двумя другими видами надзора, административныйнадзор является наиболее объемным и разнообразным. Ему присущ ряд особенностей,которые отличают его от судебного и прокурорского надзора, а именно:
— субъектадминистративного надзора является субъектом исполнительной власти;
— основной целью являетсяобеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного ипрокурорского — обеспечение законности в стране);
— специализированныйхарактер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил (санитарных,пожарных, ветеринарных, таможенных и др.);
— проводитсясистематически за конкретным объектом;
— осуществляется, какправило, субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственнымиполномочиями;
— связан с применениемадминистративного принуждения. Административный надзор осуществляется с цельюохраны соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и отобъективно-противоправных действий и стихийных явлений.
Административный надзор —необходимое средство обеспечения безопасности граждан, общества и государства.Но обилие надзорных органов, неупорядоченность контрольных мероприятий имеют инегативный эффект: масса времени, сил и средств затрачивается в связи спроверками, что затрудняет созидательную деятельность, отвлекает от работымногих работников предприятий и учреждений; создаются условия для излишнегогосударственного вмешательства в деятельность поднадзорных и для коррупции; водних организациях проверки проводятся часто, иногда их проверяют сразунесколько надзорных органов, а другие организации длительное время никто непроверяет.
Федеральный закон «Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениигосударственного контроля (надзора)» принят с целью защиты прав поднадзорных иупорядочения надзорной деятельности. Все мероприятия по контролю Закон делит наплановые и неплановые.
В отношении одногоюридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органомгосударственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может бытьпроведено не более чем один раз в два года.
Внеплановые проверкимогут проводиться при наличии определенных поводов:
а) выявления в ходеплановой проверки нарушений обязательных правил и необходимости контроля заустранением таких нарушений;
б) получения информации овозникших угрозах жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде;
в) обращения граждан,организаций с жалобами на нарушения их прав и законных интересов.
Внеплановые мероприятияпо контролю могут проводиться по мотивированному решению органагосударственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей, использующих соответствующие однородныетовары (работы, услуги) и (или) объекты.
Процессуальным основаниемдля проверки конкретного объекта является акт (распоряжение, приказ)компетентного государственного органа. В акте должно быть сказано, когданачинается проверка, где и кем она проводится. Продолжительность мероприятий поконтролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях руководителеморгана государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведениямероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Должностное лицо,осуществляющее контрольные мероприятия, обязано:
посещать объекты надзоратолько во время исполнения служебных обязанностей;
предъявлять служебноеудостоверение и распоряжение, на основании которого проводится проверка;
предоставлять должностнымлицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо ихпредставителям,
присутствующим припроведении мероприятия по контролю,
относящуюся к предметупроверки необходимую информацию;
знакомить с результатамимероприятий по контролю;
по итогам проверкисоставить акт установленной формы в двух экземплярах, один из которых вручитьпод расписку законному представителю юридического лица (индивидуальномупредпринимателю);
не распространятьохраняемую законом тайну;
принять меры по фактамвыявленных им нарушений;
доказывать законностьсвоих действий, если они будут обжалованы.
При проведении проверокдолжностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, неотносящихся к их компетенции, изымать оригиналы проверяемых документов.
Юридические лица ииндивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета мероприятий поконтролю, куда вносятся основные сведения о проведенной проверке и еерезультатах. Они обязаны представлять документы, информацию, образцы, которыеявляются объектами надзорных мероприятий, а также обеспечивать по требованиюорганов надзора присутствие своих представителей при проведении контрольныхмероприятий.
Должностные лицаюридического лица, индивидуальные предприниматели и их представители вправе:
непосредственноприсутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения повопросам, относящимся к предмету проверки;
получать информацию,предоставление которой предусмотрено нормативными правовыми актами;
знакомиться срезультатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении,согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверявших ихдолжностных лиц;
обжаловать действия(бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) вадминистративном и (или) судебном порядке.
Учитывая вышесказанное,можно сделать вывод о том, что административный надзор — это видгосударственной управленческой деятельности, который осуществляетсяспециальными органами исполнительной власти в отношении организационнонеподчиненных предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и гражданпо поводу исполнения ими требований действующего законодательства с применениеммер административного принуждения.
Вопрос 3.Схема организационной структуры Аппарата Правительства РФ, классификация егоподразделения по сферам государственного управления
/>
Литература
1. Кодекс об Административнойответственности
2. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 1 июня 2004 г. №260 г. Москва «О РегламентеПравительства Российской Федерации и Положении об Аппарате ПравительстваРоссийской Федерации»
3. Бахрах, Б. В. Российский, Ю. Н.Старилов Административное право Москва, 2005
4. Д.М. Овсянко. Административноеправо. — М.: -, 1997г
5. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий,Ю.М. Козлов. Административное право Российской Федерации. — М.: — 2001г.