ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
АДМИНИСТРАТИВНОЕЗАДЕРЖАНИЕ (НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ОСНОВАНИЯ, СРОКИ, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕЗАДЕРЖИВАЕМЫХ (ЗАДЕРЖАННЫХ), ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕДОКУМЕНТЫ)
ВЫПОЛНИЛА
СТУДЕНТКА I КУРСА
ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ЛИТВИНЮК АННА ИГОРЕВНА
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
КУВЫРЧЕНКОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
ТВЕРЬ 2009
Оглавление
Введение
1. Понятие инормативно-правовые основы административного задержания.
2. Лица,управомоченные осуществлять административное задержание. Основания.
3. Срокиадминистративного задержания.
4. Правовоеположение задерживаемых (задержанных). Условия содержания.
5. Процессуально-правовыегарантии. Процессуальные документы.
6. Проблемы,связанные с задержанием
Заключение
Библиография
Введение
Административное задержание – это наиболее распространенноепроцессуальное действие, с которого, очень часто начинаются все самые серьезныенеприятности и испытания, связанные с правоохранительными органами. Само посебе административное задержание является лишь мерой обеспечения рассмотрениядела об административном правонарушении.
С принятием нового Кодекса об административных правонарушениях изменилисьусловия административного задержания, также претерпел изменения круг лиц,уполномоченных осуществлять административное задержание. В работе будутрассмотрены проблемы, возникающие в связи с процедурой административногозадержания, которые являются актуальными для каждого гражданина нашей страны, ане только для юристов, занимающихся теорией и практикующих в областиадминистративного права.
Предмет исследования – институт административного задержания граждан вРоссийской Федерации.
Цель исследования – определить порядок и особенности административногозадержания с учетом изменившегося законодательства и выяснить, насколькореальная практика соответствует современному законодательству.
Задачи: определить понятие и нормативно-правовые основы административногозадержания; определить круг лиц, управомоченных осуществлять административноезадержание, а также основания; определить сроки административного задержания;определить правовое положение задерживаемых (задержанных) и предусмотренныепроцессуально-правовые гарантии. И, самое главное, уяснить, какие существуютпроблемы, связанные с административным задержанием, каковы их возможные причиныи пути решения.
1. Понятие и нормативно-правовые основы административного задержания
Административное задержание – одна из мер обеспечения производства поделам об административных правонарушениях, полный перечень которых дается в ст.27.1 КоАП РФ. Это одна из необходимых мер, осуществляемых в целях пресеченияадминистративного правонарушения, установления личности нарушителя, составленияпротокола об административном правонарушении при невозможности его составленияна месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременногои правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполненияпринятого по делу постановления.
Сущность административного задержания раскрывается в ст. 27.3 п. 1 КоАПРФ. Это кратковременное ограничение свободы физического лица, применяемое висключительных случаях. Как разъясняет Конституционный Суд РФ, «задержание,арест, заключение под стражу и содержание под стражей, несмотря на ихпроцессуальные различия, по сути есть лишение свободы».[1]Естественно, так как административное задержание сопряжено с мерами физическогопринуждения физического лица.
В связи с этим встает вопрос о нормативно-правовых основахадминистративного задержания. Известно, что одним из основных конституционныхправ граждан является право на свободу и личную неприкосновенность. Арест,заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебномурешению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию насрок более 48 часов.[2] Согласно ст. 55 п. 3 КонституцииРФ ограничение прав и свобод допускается только в случаях, прямопредусмотренных федеральным законом, поэтому применение административногозадержания и других мер обеспечения производства по делу об административномправонарушении может быть установлено только КоАП. Итак, нормативно-правовойосновой административного задержания является КоАП РФ, а именно статьи 27.3 — 27.6. Отдельные положения содержатся в других актах. Приказ Минобороны РФ от 5мая 2008 г. N 254 «О реализации отдельных положений Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях в Министерстве обороны РоссийскойФедерации"» утверждает конкретный перечень должностных лиц из числавоеннослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинских должностях ввоенных автомобильных инспекциях, уполномоченных применять меры обеспеченияпроизводства по делам об административных правонарушениях. Приказ ФСБ РФ от 6сентября 2007 г. N 453 «Об утверждении Перечня должностных лиц органовфедеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы обадминистративных правонарушениях, и реализации отдельных положений КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях в органах федеральнойслужбы безопасности» утверждает конкретный перечень должностных лиц органовфедеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы обадминистративных правонарушениях. Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административноеправонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц»определяет порядок содержания лиц, задержанных за административноеправонарушение.
2. Лица, управомоченные осуществлять административное задержание.Основания
Согласно КоАП РФ, административное задержание могут осуществлять:
1. Должностные лица органов внутренних дел. Основания: выявлениеадминистративных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3КоАП рассматривают органы внутренних дел, либо административных правонарушений,по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП органывнутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях, атакже при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения кним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующихадминистративных правонарушениях.
2. Старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицоведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел,военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации. Основания: выявление административных правонарушений, связанных спричинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством натакие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону.
3. Должностные лица военной автомобильной инспекции. Основания: выявлениенарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средстваВооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутреннихдел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических идорожно-строительных воинских формирований при федеральных органахисполнительной власти.
4. Военнослужащие пограничных органов, должностные лица органов внутреннихдел. Основания: выявление административных правонарушений в области защиты иохраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявленииадминистративных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальномморе, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РоссийскойФедерации.
5. Должностные лица таможенных органов. Основания: выявление нарушенийтаможенных правил.
6. Военнослужащие и должностные лица органов и учрежденийуголовно-исполнительной системы. Основания: выявление административныхправонарушений, предусмотренных статьями 19.3 (Неповиновение законномураспоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов поконтролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникаорганов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сферемиграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительнойсистемы), 19.12 (Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам,содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственныхизоляторах или изоляторах временного содержания) КоАП, а также административныхправонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещамлибо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением вохраняемую ими зону.
7. Должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ. Основания: выявление административных правонарушений,дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматриваютэти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых всоответствии с пунктом 83 части 2 статьи 28.3 КоАП указанные органы составляютпротоколы об административных правонарушениях.
8. Должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию.Основания: выявление административных правонарушений, предусмотренных статьей20.27 (Нарушение правового режима контртеррористической операции) КоАП.
9. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельностисудов. Основания: выявление административных правонарушений, предусмотренныхстатьями 17.3 (Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава пообеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (Воспрепятствованиезаконной деятельности судебного пристава), 17.9 (Заведомо ложные показаниесвидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильныйперевод), 17.14 (Нарушение законодательства об исполнительном производстве) и17.15 (Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требованийнеимущественного характера) КоАП, а также при выявлении любых административныхправонарушений, совершенных в здании суда.
Профессор А. Б. Агапов подчеркивает, что«как правило, административное задержание осуществляется должностными лицамиправоохранительных органов, в системе которых находятся войска»[3].Это ОВД, пограничные органы и пограничные войска. Вместе с тем не вседолжностные лица министерств, ведомств, в системе которых имеются войска,уполномочены производить административное задержание. Таким правом не обладаютдолжностные лица ФСЖВ (железнодорожных войск), МЧС (войск гражданской обороны).Наибольшими полномочиями по применению рассматриваемой меры пресечения наделеныдолжностные лица системы МВД России.
Должностные лица милиции вправеосуществлять административное задержание при выявлении любых административныхправонарушений, а также в случаях обращения к ним должностных лиц,уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административныхправонарушениях.
Административное задержание, так же каки предшествующее ему доставление физического лица, не может быть применено клицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения, в случаях,когда административное наказание в виде предупреждения или административногоштрафа назначается без составления протокола.
В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы инормы международного права и международные договоры Российской Федерацииявляются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФустановлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правиламеждународного договора. Эти положения позволяют не признавать то, что всоответствии с российским правом некоторые меры принуждения, лишающие лицосвободы, не являются задержанием. По такому основанию лицу, лишенному свободы,не может быть отказано в действии положений вышеуказанного Свода принципов, атакже иных международных правовых актов, среди которых особое место занимаетКонвенция Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» от4 ноября 1950 года.
Статья 5 Конвенции предусматривает исчерпывающий перечень шести законныхоснований для лишения свободы лица, и два из них не признаются российскимзаконодательством ни лишением свободы, ни задержанием. Как следствие, неставится и вопрос о распространении на такие случаи действия положений статьи22 конституции РФ. имеются в виду подпункты d и е пункта 1 статьи 5 конвенции,в соответствии с которыми законным лишением свободы являются: задержаниенесовершеннолетнего лица на основании законного постановления длявоспитательного надзора или его законное задержание для передачи лицакомпетентному органу.[4]
3. Сроки административного задержания
Согласно ст. 27.5 КоАП РФ, срок административного задержания не долженпревышать три часа. В исключительных случаях этот срок может быть увеличен до48 часов.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 27.5, лицо, в отношении которого ведетсяпроизводство по делу об административном правонарушении, посягающем наустановленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядокпребывания на территории Российской Федерации, об административномправонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальномморе, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РоссийскойФедерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости дляустановления личности или для выяснения обстоятельств административногоправонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок неболее 48 часов.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 27.5, лицо, в отношении котороговедется производство по делу об административном правонарушении, влекущем вкачестве одной из мер административного наказания административный арест, можетбыть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Законодатель отмечает, что срок исчисляется с момента доставления, алица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.Естественно, имеется ввиду, что момент доставления незамедлительно фиксируется согласноп. 3 ст. 27.2 КоАП.
4. Правовое положение задерживаемых (задержанных). Условиясодержания
По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срокуведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а такжезащитник (п. 3 ст. 27.3).
Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядкеуведомляются его родители или иные законные представители. Об административномзадержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы,незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которойзадержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административномзадержании иного лица, указанного в п. 1 ст 2.5 КоАП, − орган илиучреждение, в котором задержанный проходит службу. (п. 4 ст. 27.3).
Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренныеКоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административномзадержании.
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещенияхзадержавших их органов, либо в специальных учреждениях, создаваемых вустановленном порядке органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям иисключать возможность их самовольного оставления (п. 1 ст. 27.6 КоАП).
Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинскогообслуживания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административноеправонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц»конкретизирует условия содержания, нормы питания и порядок медицинскогообслуживания лиц, задержанных в административном порядке.
Этот акт уточняет немаловажные аспекты, о которых не говорится в КоАП.Например, о раздельном содержании мужчин и женщин, лиц с заболеваниями(травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или«тяжелое» и др… Устанавливаются точные нормы. Например, норма площади,устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров.
Несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых (достигших 18 лет) лиц(п. 3 ст. 27.6 КоАП).
При задержании лицо может быть подвергнуто личному досмотру. Личныйдосмотр, досмотр находящихся при нём вещей осуществляются в случаенеобходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметовадминистративного правонарушения. Личный досмотр осуществляется уполномоченнымдолжностным лицом в присутствии двух понятых. Все участники данногопроцессуального действия должны быть одного пола с задержанным гражданином. Припроведении досмотра может применяться фото-видеосъёмка. О проведении личногодосмотра составляется протокол, в котором делается отметка об использованныхтехнических средствах фиксации доказательств.
В аналогичном порядке при наличии двух понятых при задержании могутосуществляться досмотр транспортного средства, задержание транспортногосредства, запрещение его эксплуатации и изъятие вещей и документов. Изымаемыепредметы подлежат обязательной оценке, после чего они либо уничтожаются, либохранятся, либо реализуются. О данных мерах обеспечения производствасоставляется соответствующий протокол, в котором делается отметка о присутствиипонятых и производстве фото — видеосъемке, звукозаписи.
5. Процессуально-правовые гарантии. Процессуальные документы
Об административном задержании составляется протокол, в которомуказываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица,составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивызадержания.
Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом,его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицоотказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержанииделается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержаниивручается задержанному лицу по его просьбе (ст. 27.4 КоАП).
Учитывая, что административное задержание может бытьприменено лишь в исключительных случаях, когда это действительно нужно дляобеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административномправонарушении и исполнения постановления по делу, в протоколе обадминистративном задержании в обязательном порядке указываются мотивызадержания. Подчеркнем, что об административном задержании в обязательномпорядке составляется свой, самостоятельный протокол. Отражать перечисленныесведения в протоколе об административном правонарушении недопустимо. Нельзятакже отражать эти сведения в других протоколах об осуществлении меробеспечения производства по данному делу. Протокол об административномзадержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержаннымлицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, впротоколе об административном задержании делается соответствующая запись.Принуждать задержанного к подписанию протокола об административном задержаниинедопустимо. Копия протокола об административном задержании вручаетсязадержанному лицу по его просьбе.
6. Проблемы,связанные с задержанием
Вхождение России в международное правовоепространство, присоединение к международно-правовым общепризнанным принципам,нормам и обычаям, тенденции к мировой унификации права, а кроме того,возникновение таких международно-правовых институтов, как Европейский суд поправам человека и таких международных организаций, как Комитет ООН противпыток, Европейский комитет по предотвращению пыток предполагает внесениеизменений в обвинительный характер расследований и судопроизводство, котороедолжно быть преобразовано в правосудие, основанное на принципах справедливости,состязательности и равноправии сторон, а также соблюдения прав человека.
Именно после трансформации основных международныхпринципов в российскую правовую систему, стало очевидным несоответствиеобязательств государства по отношению к гражданам и практически сложившейсяобъективной правоприменительной действительности. В значительной форменеготовность органов государства функционировать, руководствуясь принципомсоблюдения прав и свобод человека, проявляется в отношениях, связанных садминистративным задержанием.
В 2005-2007 годах Гащенко М. С. Была проведенаисследовательская работа, напрямую связанная с реальным механизмомосуществления процедуры административного задержания на примере Пермскойобласти.
По наблюдениям Гащенко[5] чаще всего нарушаютсяправа человека в рамках задержания по уголовным делам. Он объясняет это тем,что сотрудники милиции нередко используют уязвимость человека, оказавшегося виных статусных и материальных условиях, остро переживающего личную иинформационную изолированность, глубоко осознающего свою ущербность иограниченность своих возможностей. Массированное давление на задержанногочеловека превышает установленные законом ограничения, но условия, при которыхэто происходит, и признательный результат снижают до минимального рискпривлечения к ответственности должностного лица.
Еще одной процедурой, при которой существеннонарушаются права человека, можно признать задержание в рамках производства обадминистративном правонарушении и исполнение административного наказания в видеадминистративного ареста.
Не смотря на то, что административное правонарушениеобладает гораздо меньшей степенью общественной опасности, чем преступление, апроизводство об административном правонарушении носит менее репрессивныйхарактер, чем уголовное судопроизводство, человек в ходе применения к немуадминистративных процедур нередко подвергается пыткам, жестокому и унижающемучеловеческое достоинство обращению. Основываясь на опыте организации по работес жалобами, Гащенко объясняет это явление тем, что административное задержаниеи арест нередко связаны с поведением, нарушающим общественный порядок. Функцииадминистративного задержания, как правило, выполняют сотрудники постовых службмилиции, к уровню подготовки которых можно предъявить существенные претензии, анадзор за производством дела об административном правонарушении осуществляетсяв заявительном порядке.
При несогласии лица с применением к нему такой меры,как задержание, оно вправе обжаловать данное процессуальное действие впрокуратуру. В соответствии со ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурорили его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами идолжностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутыхадминистративному задержанию на основании решений несудебных органов[6].
В связи со спецификой объекта защитыадминистративного права, меньшей общественной опасностью административныхправонарушений, такая процессуальная мера как административное задержание напрактике применяется весьма часто. Однако, в связи с этой спецификой,административное задержание также часто производится незаконно. Меньшей силойвоздействия обладает и давление, оказываемое на задержанных в административномпорядке и ограничения, которым они подвергаются.
Административное задержание чаще всего производитсяза нарушение общественного порядка, нахождение в состоянии опьянения,воспрепятствование законной деятельности сотрудников милиции.
Обобщив информацию, полученную из обращений граждан,подвергшихся незаконному административному задержанию, Гащенко пришел к выводуо наличии периодически повторяющихся правонарушений со стороны сотрудниковмилиции.
В своем исследовании он отмечает, что значительночаще, чем в уголовном судопроизводстве, допускается необоснованноеадминистративное задержание граждан. Так, все 9 обращений граждан в ПермскийРегиональный Правозащитный Центр в 2005 году были связаны именно снеобоснованностью задержания; из 6 обращений, поступивших в 2006 г., 5 связаны с необоснованностью задержания; из 7 обращений, поступивших в 2007 г., в шести случаях задержание было необоснованным.[7]
Как видно из существа обращений и обстоятельствзадержания, лица, подвергавшиеся данной мере обеспечения производства обадминистративном правонарушении, вообще не совершали никаких противоправныхдействий.
Среди примеров, Гащенко приводит следующие:
Пример 1. 29.01.2007 г. в ПРПЦ от гражданки Я.поступило заявление, из которого следует, что 28.10.2007 г. она быланеправомерно, поскольку не совершала какого-либо правонарушения, задержанасотрудниками Губахинского ОВД по подозрению в совершении административногоправонарушения. В период нахождения в Губахинском ОВД в качестве задержаннойбыла избита сотрудниками милиции.
Пример 2. 04.07.2006 г. в ПРПЦ от гражданина П.поступило заявление, из которого следует, что в ночь с 30.06 на 01.07.2006 г.он был задержан сотрудниками милиции и помещён в медвытрезвитель ЛенинскогоРУВД г. Перми; ночью П. постучал в дверь камеры (палаты) и попросил выпуститьего в туалет и попить воды, но никто не ответил. Тогда П. постучал в дверькамеры ещё раз с той же просьбой. В ответ на эти действия П. двое сотрудниковмедвытрезвителя вывели П. из камеры и в коридоре применили к П. грубуюфизическую силу в целях его наказания за указанные действия. Прекративфизическое насилие, милиционеры отправили П. обратно в камеру и сказали ему, чтоесли он будет ещё долбиться, то будет ещё хуже.
В ходе мониторинга Гащенко также была отмеченаследующая особенность: если в отношении лица, задержанного за совершениеадминистративного правонарушения, подозрение не подтверждается фактическимиобстоятельствами происшедшего, то сотрудниками милиции для оправдания своихдействий фальсифицируется материал о совершении административно-задержаннымпреступления в отношении милиционеров.
Пример 3. 29.01.2007 г. в ПРПЦ от Я. поступилозаявление, из которого следует, что 28.10.2007 г. она была неправомерно,поскольку не совершала какого-либо правонарушения, задержана сотрудникамиГубахинского ОВД по подозрению в совершении административного правонарушения. Впериод нахождения в Губахинском ОВД в качестве задержанной была избитасотрудниками милиции. В связи с обращением Я. С жалобой на действиясотрудников, последние сфальсифицировали в отношении нее уголовное дело поСт.318 УК РФ.
Пример 4. В ночное время 17.06.2006 г. Н. былнеобоснованно и незаконно, поскольку никакого правонарушения не совершал,задержан сотрудниками милиции Орджоникидзевского РОВД г. Перми. При этом вмомент фактического задержания сотрудники милиции при отсутствии законныхоснований применили физическую силу (избили) к Н. Н. в свою очередь с цельюзащиты начал противодействовать сотрудниками милиции, за что был привлечен куголовной ответственности по ст. 318 УК РФ.[8]
Следующей по важности и распространенности являетсяпроблема незаконного применения в ходе административного задержания физическойсилы, специальных средств, высказывание оскорбительных и унижающих человеческоедостоинство выражений, жестокое обращение с задержанным гражданином.
Пример 5. Днём 13.02.2007 г. сотрудники милицииЮсьвинского РОВД применили к П. физическую силу − наносили удары руками иногами по различным частям тела в целях его принудительного доставления из домав РОВД до вытрезвления, хотя он каких-либо противоправных действий дома несовершал. Мать, вызвавшая милицию, не просила, чтобы сына увезли в РОВД.[9]
В большинстве случаев к задержанным гражданамприменяются наручники и резиновая палка. Следует заметить, что спецсредства приадминистративном задержании применяются реже, чем физическая сила, этообъясняется высоким риском нанесения задержанному видимых телесных повреждений.В то время как следы применения физической силы не всегда визуальнопроявляются.
Факт применения физической силы к лицу, совершившемуадминистративное правонарушение, далеко не во всех случаях фиксируется впроцессуальных документах.
Жестокое и унижающее человеческое достоинствообращение, применяемое сотрудниками милиции по отношению кадминистративно-задержанным гражданам, может носить следующие формы:административно-задержанным не предоставляют или ограничивают возможность пользоватьсятуалетом, не предоставляют питьевую воду и пищу, не обеспечивают возможностьсна. Во время нахождения в милиции задержанных заставляют находиться внеудобной позе длительное время.
Тесно связана с проблемой применения кадминистративно-задержанным физической силы проблема неоказания им медицинскойпомощи.
В момент фактического задержания в административномпорядке, а также во время нахождения лица в органах или учреждениях милиции,нарушается его право на получение информации о собственных процедурных правах ивозможностях.
Из обращений граждан следует, что одной из проблемсопутствующих задержанию граждан, является проблема хищения сотрудникамимилиции их имущества. В ходе задержания сотрудники позволяют себе незаконноеизъятие и присвоение средств телефонной связи, денежных средств и иных ценныхвещей.
Пример 6. 04.07.2006 г. в ПРПЦ от П. поступилозаявление, из которого следует, что в ночь с 30.06 на 01.07.2006 г. он былзадержан сотрудниками милиции и помещён в медвытрезвитель Ленинского РУВД г.Перми. Копия протокола административного задержания и протокола обадминистративном правонарушении П. выданы не были. Во время освобождения измедвытрезвителя П. обнаружил отсутствие принадлежащих ему денежных средств всумме 500 рублей. Сотрудники милиции наличие у П. денег на момент задержания неподтвердили.[10]
Отказ составления обязательного протоколаадминистративного задержания является весьма распространенным процессуальнымнарушением прав задержанного. К данному правонарушению сотрудники милицииприбегают в случае, если в действиях задержанного фактически отсутствовалипризнаки состава какого-либо административного правонарушения, либо проведеннаяс ним оперативная работа не принесла положительных процессуальных результатов.В такой ситуации, при освобождении задержанного протокол административногозадержания не составляется вообще, либо фальсифицируется основание задержаниячеловека. Однако и в том случае если протокол задержания составляется,сотрудники милиции допускают нарушения следующего характера:
1. В протоколе задержания указывается времяпроизводства задержания и время, когда задержанный был отпущен, несоответствующее действительности.
2. В протоколе задержания не указываются основания иповод административного задержания, а также суть правонарушения, котороевменяется.
3. В протоколе задержания не указывается на наличие узадержанного телесных повреждений.
4. В протоколе задержания не указываются сведения обиных лицах, присутствовавших при производстве задержания (потерпевший, свидетели,понятые).
5. В протоколе задержания не делается отметка оразъяснении подозреваемому его процессуальных прав.
Весьма распространенной является ситуация, когдагражданам, задержанным в административном порядке, вообще не предоставляетсякопия протокола об административном задержании и административномправонарушении.
Гащенко приводит также реальную общую характеристикупорядка и условий содержания лиц, задержанных в административном порядке.
Спецучреждения, в которые могут водворяться люди,задержанные в административном порядке, весьма разнообразны по видам и условиямсодержания. Так, задержанных в административном порядке помещают: в дежурнуючасть отдела внутренних дел, комнату для административно задержанных (КАЗ),спецприемник административно арестованных, ИВС.
В случае помещения правонарушителя в дежурную часть,он содержится либо в клетке внутри дежурной части, либо в расположенной тамкамере. Клетка/камера представляет собой огороженное пространство площадью от 2до 3 кв.м. В клетке-камере отсутствует естественное освещение, а искусственноеосуществляется круглосуточно. В камере отсутствует санитарный узел, водопровод,отопление и вентиляция. Из предметов мебели в камере имеется лишь скамейка. Какправило, в камере у задержанного отсутствует возможность реализацииестественных потребностей (сотрудники ДЧ отказывают ему в сопровождении всанитарное помещение, в предоставлении воды, пищи или прогулки).
Комната для административно-задержанных (КАЗ) можетрасполагаться в изоляторе временного содержания либо в дежурной части. Комнатыдля административно задержанных могут быть по площади от 3 до 9 кв.м. (взависимости от количества человек, для содержания которого она рассчитана). ВКАЗе отсутствуют оконные проемы, а значит, естественное освещение и естественнаявентиляция. Искусственное освещение производится с помощью одной лампы,расположенной над входом в камеру. Вентиляцией камеры не оборудуются. В КАЗахотсутствуют санитарное оборудование, водопровод, емкость для питьевой воды, атакже какая-либо мебель, за исключением скамейки вдоль стены. Питание, вода, ивозможность отправления естественных потребностей, как правило, непредоставляется. КАЗы, как правило, находятся в антисанитарном состоянии ипропитаны неприятным запахом. О порядке производства их дезинфекции и уборкинеизвестно.
Пример 7. 05.03.2007 г. в ПРПЦ поступила жалоба П.,из которой следовало, что примерно с 16 час. 00 мин. 21.02.2007 г. до 23 час.00 мин. 22.02.2007 г. она была задержана сотрудниками Свердловского РУВД г.Перми. Значительную часть времени задержания П. провела в КАЗе площадью около 4 м.кв., где было холодно и не было никакого оборудования кроме лавки; ночью в течение несколькихчасов с П. в камере находилось ещё два человека; за всё время задержания П. ниразу не кормили, в туалет не выводили.[11]
Чаще всего задержание производится в вечернее илиночное время суток. К группе людей, которые задерживаются чаще остальных, в томчисле незаконно, следует отнести несовершеннолетних граждан, лиц по внешнимпризнакам и личным данным похожих на иностранных граждан, лиц, ранеепривлекавшихся к уголовной или административной ответственности, лиц,систематически обращавшихся в правоохранительные органы с заявлениями илижалобами, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками.
Таким образом, административное правонарушение всравнении с преступлением, обладает меньшей общественной опасностью. Несмотряна это, права человека в ходе задержания в административном порядке,допускаются чаще. Чаще всего необоснованное административное задержаниепроизводится по причине формального, поверхностного отношения блюстителейпорядка к обстоятельствам дела или по причине непрофессионализма, низкогообразовательного уровня.
16 июня 2009 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление о проверке конституционности норм Кодекса РФ об административныхправонарушениях, регулирующих применение административного задержания, а такженорм Гражданского кодекса РФ, регулирующих возмещение вреда, причиненногонезаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицаминезависимо от их вины.
Ранее гражданин не мог возражать против прекращениядела по данному основанию, если он хотел, чтобы было установлено отсутствиесобытия административного правонарушения или его вины в этом.
КС РФ признал, что оспоренные положения гражданскогозаконодательства и законодательства об административных правонарушениях непрепятствуют возможности возмещения гражданам вреда, причиненного незаконнымадминистративным задержанием, независимо от вины соответствующих органов властии их должностных лиц.
Теперь суды не вправе отказывать гражданам в проверкеобоснованности выводов правоохранительного органа о наличии в действияхгражданина состава административного правонарушения.
Однако чтобы возместить полученный вред, гражданамнеобходимо доказать его наличие. Если лицо задержано, оно могло потерятьзаработок, испытать проблемы со здоровьем, которые необходимо подтверждатьмедицинскими документами, понести транспортные расходы, расходы на оказаниеюридической помощи.
Заключение
Таким образом, не смотря на кажущееся совершенство современногоРоссийского законодательства, касающегося вопросов об административномзадержании, на практике достаточно распространенными являются случаинеобоснованного привлечения граждан к административной ответственности,некоторые из которых сопровождаются фальсификацией недобросовестнымисотрудниками органов внутренних дел протоколов об административныхправонарушениях, в частности, указываются вымышленные адреса и фамилии понятыхи свидетелей, несуществующие адреса, рядом с которыми якобы расположено местоадминистративного правонарушения. Нередко в ходе задержания в административномпорядке допускаются нарушения прав человека, четко прописанные в Конституции.
После трансформации основных международных принциповв российскую правовую систему, стало очевидным несоответствие обязательствгосударства по отношению к гражданам и практически сложившейся объективнойправоприменительной действительности. В значительной форме неготовность органовгосударства функционировать, руководствуясь принципом соблюдения прав и свободчеловека, проявляется в отношениях, связанных с административным задержанием.
Следовательно, необходимо не столько дальнейшее совершенствованиесуществующего законодательства, сколько принятие дополнительных мер пообеспечению его должного исполнения.
Библиография
I. Нормативно-правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации(принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками). Электронный ресурс www.garant.ru/main/10003000-002.htm#par130
2. Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями). Электронный ресурсhttp://www.garant.ru/main/12025267-027.htm#par3303
3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями).Электронный ресурс base.garant.ru/10164358-003.htm#par375
4. Приказ Минобороны РФ от 5 мая 2008 г. N 254 «О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях в Министерстве обороны Российской Федерации». Электронныйресурс base.garant.ru/12160664.htm
5. Приказ ФСБ РФ от 6 сентября 2007 г. N 453 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов федеральной службы безопасности,уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, иреализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях в органах федеральной службы безопасности». Электронный ресурсhttp://base.garant.ru/12156694.htm
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П. «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациив связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова».Электронный ресурс base.garant.ru/1791572.htm
7. Постановление Правительства РФ от 15октября 2003 г. N 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц,задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинскогообслуживания таких лиц». Электронный ресурс base.garant.ru/12132865.htm
8. Европейская конвенция о защите правчеловека (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.). Официальный перевод на русский язык. Электронный ресурс www.espch.ru/content/view/52/
II. Специальная литература.
1. Агапов А. Б. Постатейный комментарийк Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях по состояниюна 1 января 2004 г.: Расширенный, с использованием материалов судебнойпрактики. М: Статут, 2004
2. Бахрах Д. Н., Российский Б. В.,Старилов Ю. Н. Административное право. Учебник для вузов. М, Норма, 2005
3. Гащенко М.С. Соблюдение прав человекаорганами внутренних дел в ходе административного и уголовно-процессуальногозадержания и применения к гражданам задержания в качестве меры процессуальногопринуждения либо ареста в качестве административного взыскания на территорииПермского края в 2005-2007 годах. Электронный ресурс www.prpc.ru/digest/02.shtml
III. Судебная практика
1. Обзор судебной практики Амурскогообластного суда по делам об административных правонарушениях за 2006 год.Электронный ресурс www.oblsud.tsl.ru/ob/ob23.HTM
2. Бюллетень судебной практики по деламоб административных правонарушениях свердловского областного суда (второйквартал 2007 года). Электронный ресурсhttp://www.ekboblsud.ru/sudpr_det.php?srazd=6&id=27&page=1
3. Постановление Верховного Суда РФ опризнании незаконным административного задержания 11 апреля 2007 г. N 7-АД04-2. Электронный ресурс www.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow_DocumID_106761.html