Реферат по предмету "Налоги"


Экономическое содержание бюджета государства

Министерствообразования Российской Федерации
Хабаровский государственныйтехнический университет
Кафедра « ФКиБУ »Курсовая работа
по курсу: бюджет и бюджетнаясистема.
Тема: « Экономическоесодержание бюджета государства »
Выполнил: студент. гр. ФК–91(п)
Буренок Н.
Проверил:               преподаватель
КарловскаяЕ. А.
Х а б а р о в с к   2001

Содержание.
 Введение.
1 История возникновения и развития бюджетагосударства.
  1.1  Содержание и функции бюджетагосударства. Бюджетная система.
  1.2  Бюджетная системадореволюционной России.
  1.3  Бюджетная система СССР.
2 Бюджетные основы России в настоящеевремя.
  2.1  Бюджетное устройство ибюджетная система России.
  2.2  Бюджеты Российской Федерации.
  2.3  Финансово – бюджетныйфедерализм.
3 Бюджетное право.
  3.1  Основные положения бюджетногоправа.
  3.2  Бюджетные права органовгосударственной власти Российской Федерации.
  3.3  Бюджетные права органовместного самоуправления.
3.4   
Заключение
Список литературы.

Введение.
    
    Сейчас Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно играмотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения иструктурам экономического регулирования государства. Одним из механизмоврегулирования является бюджетная система государства и включённый в неегосударственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точекзрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальномсмысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то этоэкономические отношения связанные с денежными фондами.
    Для нормального существования и развития нашего государства необходимопродумано и грамотно регулировать эти экономические отношения, а вмести с нимии движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источникомфинансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука,культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отраслиэкономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять своифункции.
    В России создана достаточноразвитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве,закреплённая в Конституции  РФ и другимиактами, с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещёосталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и невыработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетовразличных уровней.
   В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной системегосударства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированиюгосударства, гармоничному развитию экономических и социальных  отношений, росту благосостояния, какгосударства так и его граждан.
    Необходимо отметить, чтоконечным результатом существования любого государства, на мой взгляд, являетсяэкономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная системаявляется одним из важнейших структур государства, поэтому, для достиженияглавной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствоватьбюджетную систему государства.

1 История возникновения и развития бюджетагосударства.
1.1 Содержание и функции бюджетагосударства. Бюджетная система.
     В формировании и развитии экономической и социальной структуры обществабольшую роль играет государственное регу­лирование, осуществляемое в рамкахпринятой на каждом исто­рическом этапе политики. Одним из механизмов,позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, являетсяфинансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет.
     Именно через государственный бюджет производится направленное воздействиена образование и использование централизованных и децентрализованных фон­довденежных средств.
     Бюджет государства — это форма образования и расходования фонда денежныхсредств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государстваи местного самоуправления.
    С помощью государственного бюджета государственные вла­сти получаютфинансовые ресурсы для содержания государст­венного аппарата, армии,осуществления социальных мероприя­тий, реализации экономических задач, т. е.для выполнения го­сударством возложенных на него функций.
     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства,дает органам власти реальную экономиче­скую возможность осуществления властныхполномочий. Бюд­жет отражает размеры необходимых государству финансовыхресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксируетконкретные направления расходования средств, перераспределение национальногодохода и внутрен­него валового продукта, что позволяет ему выступать в качествеэффективного регулятора экономики.
     В то же время бюджет правомерно рассматривать как эконо­мическуюкатегорию, которая выражает определенные экономи­ческие отношения. Бюджет —категория свойственная различ­ным отношениям. Его возникновение и развитиесвязано с зарождением и формированием государства. Государство исполь­зуетбюджет в качестве одного из основных инструментов обес­печения какнепосредственно своей деятельности, так и важ­нейшего элемента проведенияэкономической и социальной политики.
    Как экономическая категория бюджетные отношения явля­ются составнойчастью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма иосновные функции финансов.
    Бюджет выполняет следующие основные задачи:
• перераспределение ВВП;
• государственное регулирование истимулирование эконо­мики;
• финансовое обеспечение бюджетной сферы иосуществ­ления социальной политики государства;
• контроль за образованием ииспользованием централизо­ванных фондов денежных средств.
      Распределительная функция бюджета(основная) проявляется через фор­мирование и использование централизованныхфондов денеж­ных средств по уровням государственной и территориальной власти иуправления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяетсядо 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизньстраны, экономи­ческие отношения, направляя бюджетные средства на поддержку илиразвитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом эко­номические отношения,государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпыпроизводства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
      Перераспределение ВВП через бюджетимеет две взаимосвя­занные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:
1) образованиедоходов бюджета;
2) использованиебюджетных средств (расходы бюджета).
     Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном ибезвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации враспоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления.
    В процессе образования доходов бюджета происходит принуди­тельноеизъятие в пользу государства части ВВП, созданного в про­цессе общественноговоспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношениягосударства с налогоплательщиками.
    Доходы бюджета имеют существенные различия по их платель­щикам, объектамобложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаютсяединством, так как преследуют одну цель — формирование доходной части бюджетовразных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.
    Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый ха­рактер. Основным источником налоговых доходов являютсявновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее пер­вичногораспределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудныйпроцент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.
     Неналоговые доходы бюджетов образуютсяв результате либо экономической деятельности самого государства, либоперераспреде­ления уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.
    Структура бюджетных доходов подвижна и во многом опре­деляетсяконкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнемжизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах снизким уров­нем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.
     Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовоеобеспечение задач и функций государства и местного самоуправ­ления.
    Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной инепроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюд­жетныхсредств. Таким образом, расходы бюджета носят тран­зитный характер. В бюджететолько определяются размеры бюд­жетных расходов по статьям затрат, анепосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счетрасходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровнямбюджетной системы через дотации, субвенции, субси­дии и бюджетные ссуды.Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основемогут предостав­ляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Струк­турабюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредст­венно в бюджетном планеи зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественныхприоритетов.
      Контрольная функция бюджета действуетодновременно с распределительной и предполагает возможность и обязатель­ностьгосударственного контроля за поступлением и использо­ванием бюджетных средств.
      Бюджетноеустройство. Бюджетное устройство определяет организацию государственногобюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельнымизвеньями, правовые основы функционирования бюдже­тов, входящих в бюджетнуюсистему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования ииспользования бюджетных средств и др.
Составляющей частью бюджетного устройства являетсябюд­жетная система. Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства,адми­нистративно-территориальных образований, самостоятельных в бюд­жетномотношении государственных учреждений и фондов, основан­ная на экономическиеотношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Бюджетная система — главное звено финансовой системыгосударства.
Основыбюджетного устройства определяются формой госу­дарственного устройства страны,действующими в ней основны­ми законодательными актами, ролью бюджета вобщественном воспроизводстве и социальных процессах.
Отформы государственного и административного устройства страны зависит такжепостроение бюджетной системы. По сте­пени распределения власти между центром иадминистративно — территориальными образованьями все государства подразделя­ютсяна унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство —это формагосударственного устройства, при которой административно-территориальные обра­зованияне имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единаяконституция, общие для всех систем права и единые органы власти,централизованное управление экономическими, социальными и политическимипроцессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит издвух звеньев — государственного и местных бюджетов.
Федеративное(объединенное) государство —это форма госу­дарственногоустройства, при которой государственные образо­вания илиадминистративно-территориальные образования, вхо­дящие в государство, имеютсобственную государственность и обладают определенной политическойсамостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции.Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и со­стоит из федеративного бюджета, бюджетов членовфедерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное)государство —это постоянный союз суверенных государств, созданный длядостижения поли­тических или военных целей. Бюджет такого государства фор­мируетсяиз взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членовконфедерации действуют свои бюджетные иналоговые системы.
Заболее чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное уст­ройство и бюджетнаясистема прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства досистемы, основанной на феде­ральном государственном устройстве. Рассмотримкратко ее историю.
1.2Бюджетная система дореволюционной России.
     Первым источником поступлений в княжескуюказну на Руси была дань, которуюсобирал князь с подвластных земель. Дань име­ла натуральную форму и собираласьв виде скота, мехов, меда, вос­ка, продовольствия. Кроме того, в пользу князясобирались пошли­ны и штрафы: судебные — виры, дорожные — мыт, пошлина с брака— выводная куница. По мере укрепления власти князя уста­навливались места сборадани и ответственные за ее сбор лица, а сама дань принимает форму подати. С XIII в. начинает складывать­сясистема посошного обложения. Единицейобложения становится соха, дым, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига впользу ордынских ханов собирался налог «ордынский выход».
       В XV в. с образованием Русскогоцентрализованного госу­дарства посошная подать стала собираться в пользуМосковского князя. Доходами казны были также таможенный, соляной, ка­бацкий идругие сборы.
       В XV в. в России начинает складыватьсядвухзвенная бюд­жетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которыесоответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогови местных сборов.
      Местныеналогибыли введены в Русском государстве также в XV в. Длясодержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных наних административных и су­дебных функций, для решения местных хозяйственныхзадач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конскоепятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее(за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помеще­нием), померное (за измерение) и др.
        В 1551 г. Иван IV провел земскуюреформу. В этом же году Стоглавый собор утвердил «Уставную земскую грамоту». Встране было введено земское самоуправление. Власть царских наместников былаупразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые руководили земскимиизбами, творившими суды и соби­равшими налоги. Налог «посошныйокуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой сталивыделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.
        В XVI в. сбором налогов стали ведатьсозданные территори­альные органы — чети:Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четвертиXVII в. на содер­жание стрельцов вводится стрелецкаяподать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другиеповинно­сти (строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием напостой представителей власти). С городского населе­ния, кроме того, взималисьоброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др. С народов Поволжья, Урала,Сибири собирался ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов суще­ствоваликосвенные, которые стали поступать в казну с введени­ем в середине XVI в. винных откупов.
      Первый в России бюджет — смета государственных доходов и расходов —был составлен в 1645 г. В городах составлялись горо­довые сметы доходов ирасходов. Эта система действовала до петровских реформ.
      В 1679 г. вместо стрелецкой подати идругих сборов вводится подворный налог.Общая сумма налога назначалась правительст­вом, а крестьянские общины и посадыраскладывали ее между собой по дворам.
     После проведения переписи населения в 1722г. подворный налог заменяется подушной  податью, которая взималась с лип мужскогопола (кроме дворянства, духовенства и чиновничест­ва). Подушная подать былаодним из главных источников дохо­дов государственного бюджета. В 1796 г. на еедолю приходилось около 34% всех доходов.
Нарядус прямыми и косвенными налогами население, глав­ным образом крестьянство, несломирские повинности, которые имелинатуральную и денежную формы. Повинности были обя­зательные (содержание органовволостного и сельского управле­ния, содержание дорог и др.) и необязательные(строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Онивзимались по раскладке среди населения. В 1851—1854 гг. мирские повинностизаконодательно были оформлены в земскиеповинности и земские сборы.Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.
      Реформы 60-х годов XIX в. внеслинекоторые изменения в на­логовую систему. В 1863 г. подушная подать с мещанзаменяется налогом с недвижимогоимущества. В 1865 г. вводится промысловыйналог, т. е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами.В 1861 г. вместо винных откупов вводится акцизна производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной пода­ти с крестьянвведен поземельный налог. Он взималсяс земли кре­стьян и дворян. Основную сумму (свыше 75%) этого налога вноси­ликрестьяне. Важным источником бюджетных доходов были кос­венные налоги, получаемые в основном от акциза и винной монопо­лии,введенной в 1894 г.
       Менялся и аппарат управлениягосударственным и местными бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональныхминистерств (Министерство внутренних дел. Министерство финансов и др.) наместах организуются подведомственные им государственные учреждения, то естьвертикальная система учреждений государственного управления. Например,территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казенные палаты, на уездном — казначейства.
      Казенные палаты раскладывали на населениеналоги, вели учет поступления налогов и расходов. Казначейства принимали ихранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выда­вали денежныесредства на финансирование мероприятий, осу­ществляемых на местах. С 1817 г.они ведали казенными мага­зинами, торговавшими алкогольной продукцией,контролирова­ли винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью ка­зенныхпалат и казначейств наблюдали губернаторы.
В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных зем­скихучреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местногосамоуправления — земства. Предста­вительным(распорядительным) органом земств были земские и уездные собрания. Членами этихорганов были гласные (депутаты), избираемые по трем куриям(уездных землевладель­цев, городских избирателей и выборных от сельских общин).Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматри­валисьхозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметыдоходов и расходов земств и отчет о деятельности исполнительных органов земств.Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на тригода. Председатели губернских управ утверждались мини­стромвнутренних дел, а уездных — губернаторами.
Земстваведали местными хозяйственными делами, местны­ми дорогами, организациейшкольного образования и медицин­ского обслуживания населения.
Финансовымисредствами для выполнения возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счетсуществовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.
Земскиеповинности взимались независимо от уровня зажиточ­ности плательщика ипредназначались для финансирования целе­вых расходов, например, на содержаниешкол, больниц, пожарной охраны, полиции и др. Земские повинностиустанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами.
Другимисточником земских бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель идругого недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за правозаниматься ка­ким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% до­ходовземских бюджетов.
Крупнымисточником земских бюджетов (до 25% общих до­ходов) были пособия изгосударственного бюджета.
Земские бюджеты включали обязательные инеобязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны и предна­значалисьдля финансирования содержания органов местного управления, тюрем, мировыхсудей, дорожного хозяйства и др. К необязательным расходам относились расходына здравоохра­нение, содержание школ и др.
     В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет так называемых мирскихдоходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащегосельским общест­вам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др.
Городские бюджетыформировались за счет доходов от город­ских предприятий (боен, бань,водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимогоимущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей идр.
      Местные бюджеты не входили в составгосударствен­ного бюджета России.
      Таким образом, в России до революциидейст­вовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.
1.3Бюджетная система СССР.
       В первые месяцы после Октябрьской революции1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управ­ления,саботажа чиновников и банков поступление налогов в бюджетную системупрактически прекратилось. Для финансиро­вания неотложных нужд новые органывласти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения,главным образом, как писали в то время, «с купцов и спекулянтов, на­жившихся завремя войны и расходующих непроизводительно свои капиталы». До ноября 1918 г. в57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.
      Успешное существование нового строянапрямую зависело от состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылсяВсе­российский съезд представителей финансовых отделов Советов, на которомглава правительства В. И. Ленин, выступая с докла­дом, подчеркнул:
      « Мы должны во что бы то ни сталодобиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякиерадикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха вфинансовой политике. »
Исходяиз тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейтик строгой централизации в области финансов, с тем чтобы обеспечить поступлениесредств в бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основопола­гающимв формировании финансовой политики Советского государ­ства на всех последующихэтапах истории СССР.
Этипринципы были зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции РСФСР, в статье 79 которой былисформулирова­ны цели государственной финансовой политики:
     Финансовая политика РСФСР в настоящийпереходный момент дик­татуры трудящихся способствует основной цели —экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства гражданреспублики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставитсебе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти всенеобходимые средства для удовлетворения мест­ных и общегосударственных нуждСоветской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частнойсобственности.
       Конституция 1918 г. установилафедеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройствагосударства. Принцип централизации всех финансов выразился в установле­нииединства государственного бюджета и всей финансовой сис­темы РоссийскойФедерации, включении государственных дохо­дов и расходов в общегосударственныйбюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделениегосударственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик иобластей), т. е. разделение государственных и территориальных доходов ирасходов. Государственные бюджеты Украинской Со­циалистической Республики иБелорусской Социалистической Республики существовали отдельно.
  В 1920 г. доходная часть государственногобюджета имела следующие состав и структуру (%):
Доходы от государственных предприятий, имуществ иугодий                                        97,5
в томчисле:
отпромышленности                                                                                                   35,6
транспорта                                                                                                                     14,1
сельскогохозяйства                                                                                                       5,1
налоги исборы                                                                                                               0,3
прочиепоступления                                                                                                      2,2
      Территориальные бюджетаформировались за счет: поступ­лений от налогов, устанавливаемых губернскими,уездными, го­родскими, волостными Советами, взимаемыми на местные нуж­ды;надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу; доходов отместных советских предприятий и имущест­ва; ссуд и пособий из государственногобюджета.
       Однако в условиях военного времени,экономической разру­хи, отсутствия средств в местных бюджетах (например, в 1919г. расходы местных бюджетов Петроградской губерниисоставили 950 млн. руб, а поступления от местныхналогов — 44 млн. руб., или 4,6%) сессией ВЦИК в июне 1920 г. было приняторешение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.
       С окончанием Гражданской войны,переходом к новой эко­номической политике (нэпу) и восстановлению народногохозяй­ства в связи с необходимостью стабилизации финансов, усиленияхозрасчетных отношений, в том числе в местном хозяйстве, и по­вышенияэкономической деятельности местных Советов в октяб­ре 1921 г. ВЦИК принялПостановление «О мерах по упорядоче­нию финансового хозяйства», в соответствиис которым государ­ственный и территориальные бюджета были разъединены.
      С образованием в 1922г. Союза СоветскихСоциалистиче­ских Республик и выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесеныизменения в бюджетную систему. Образуетсягосударственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюд­жетасоциалистических республик, составляющих СССР, был создан союзный бюджет, накоторый было возложено финансо­вое обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главнымобразом в области хозяйственного и культурного строительства и оборонногозначения.
     При формировании доходной части всехбюджетов использо­вался принципподведомственности, в соответствии с которым, предприятия и хозяйственныеорганизации были распределены между различными уровнями власти и вносилиотчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предпри­ятиясоюзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союз­ных ведомств, вносилисвои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия (республиканского,областного, город­ского подчинения) — в соответствующие бюджета. В свою оче­редьиз соответствующих бюджетов финансировались предпри­ятия, организации иучреждения союзного, республиканского и местного подчинения.
Следовательно,доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственныхдоходов, главным из кото­рых были отчисления от прибылей предприятий союзногопод­чинения и общегосударственные налоги и доходы, например, доходы отвнешнеэкономической деятельности.
Следуетотметить, что местные бюджеты (бюджета автоном­ных республик, краевые,областные, городские, районные, а с 1929—1930 гг. — сельские бюджета) невключались в состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.
     Большую роль в развитии народногохозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговаяреформа 1930 —1932 гг. Она зало­жила основы налоговой системы, главные элементы которой суще­ствуют и внастоящее время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранееплатежей в бюджет, устранена многократ­ность обложения налогоплательщиков,укреплен финансовый кон­троль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около60 налогов и сборов были объединены в основные платежи — налог с оборота,отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог длякооперативных предприятий.
      В ходе налоговой реформы был введенпринципиально новый метод формированиядоходов территориальных бюджетов. В соот­ветствии с Постановлением ЦИК иСНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21 декабря 1931 г.» втерриториальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов —налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др..  Передача этих средств осуществлялась впорядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений отобщегосударственных налогов и доходов, ставших регулирую­щими источниками длясбалансирования территориальных бюд­жетов. Общностьисточников доходов стала важным фактором усиления связи между всемибюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип сталраспро­страняться на другие общегосударственные источники. Он ис­пользуется и вныне действующей бюджетной системе России.
         Окончательное формирование бюджетнойсистемы СССР связано с Конституцией 1936 г. Усиление централизованного начала вуправлении народным хозяйством и финансами госу­дарства нашло отражение встатье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзныхорганов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР иотчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзныйбюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.
        Тенденция к централизации выразилась ив Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в го­сударственныйбюджет СССР были включены местные бюдже­ты.В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был вклю­чен бюджет государственного
социального страхования. Такимобразом вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую схему:
Рис 1. Бюджетная система СССР.
       В зависимости отстепени централизации распределение фи­нансовых ресурсов между бюджетамименялось, что можно про­следить по следующим данным:
                                                                                     1928/29г.  1938г.  1946г.  1965г.  1988г.
Государственный бюджет СССР (расходы)
100%
100%
100%
100%
100%
в том числе союзный бюджет
60,7%
72,2%
79,5%
42,5%
56,9%
Бюджеты союзных республик
39,3%
27,8%
20,5%
57,5%
43,1%

2 Бюджетные основы России в настоящее время.
2.1Бюджетное устройство и бюджетная система России.
      Основы бюджетного устройства РоссийскойФедерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством какфедера­тивной республики, субъектами Федерации которой являются рес­публики всоставе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюд­жетным кодексом РФ (статья 10)бюджетная система Россий­ской Федерации состоит из трех уровней:
•   федеральногобюджета и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов;
• бюджетов субъектов Российской Федерации(региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетныхфондов;
•    местныхбюджетов.
     Бюджетная системаРоссийской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджетреспублик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городовМосквы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10окружных бюджетов, автономных округов и около 29 т


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль нетрадиционных уроков в формировании коммуникативных навыков на начальном этапе обучения иностранным языкам
Реферат Понятие права и правовой нормы. Виды и структура правовой нормы. Понятие и виды юридической ответственности
Реферат Використання компютера на уроках читання
Реферат Метод кусочного размножения оценок при обработке реализаций сигналов ограниченного объема
Реферат Методика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в семье
Реферат Связь религии и архитектуры в культуре древней Греции
Реферат JS Bach Essay Research Paper Johann Sebastian 2
Реферат Налоговый кодекс: корректировки Закона «О национальной платежной системе»
Реферат Lemieux Essay Research Paper Dear Mr Lemieux
Реферат Ix международная конференция по страхованию 30 июня 2011 г., Москва
Реферат Анализ поэтического текста
Реферат Физические обоснования и методика проведения процедур. Аппараты для низкочастотной магнитотерапии
Реферат «самонагляду»
Реферат Приватизация государственных и муниципальных предприятий
Реферат With it: it was the black kitten's fault entirely