Реферат по предмету "Налоги"


Экономическое содержание бюджета государства

Министерствообразования Российской Федерации
Хабаровский государственныйтехнический университет
Кафедра « ФКиБУ »Курсовая работа
по курсу: бюджет и бюджетнаясистема.
Тема: « Экономическоесодержание бюджета государства »
Выполнил: студент. гр. ФК–91(п)
Буренок Н.
Проверил:               преподаватель
КарловскаяЕ. А.
Х а б а р о в с к   2001

Содержание.
 Введение.
1 История возникновения и развития бюджетагосударства.
  1.1  Содержание и функции бюджетагосударства. Бюджетная система.
  1.2  Бюджетная системадореволюционной России.
  1.3  Бюджетная система СССР.
2 Бюджетные основы России в настоящеевремя.
  2.1  Бюджетное устройство ибюджетная система России.
  2.2  Бюджеты Российской Федерации.
  2.3  Финансово – бюджетныйфедерализм.
3 Бюджетное право.
  3.1  Основные положения бюджетногоправа.
  3.2  Бюджетные права органовгосударственной власти Российской Федерации.
  3.3  Бюджетные права органовместного самоуправления.
3.4   
Заключение
Список литературы.

Введение.
    
    Сейчас Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно играмотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения иструктурам экономического регулирования государства. Одним из механизмоврегулирования является бюджетная система государства и включённый в неегосударственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точекзрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальномсмысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то этоэкономические отношения связанные с денежными фондами.
    Для нормального существования и развития нашего государства необходимопродумано и грамотно регулировать эти экономические отношения, а вмести с нимии движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источникомфинансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука,культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отраслиэкономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять своифункции.
    В России создана достаточноразвитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве,закреплённая в Конституции  РФ и другимиактами, с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещёосталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и невыработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетовразличных уровней.
   В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной системегосударства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированиюгосударства, гармоничному развитию экономических и социальных  отношений, росту благосостояния, какгосударства так и его граждан.
    Необходимо отметить, чтоконечным результатом существования любого государства, на мой взгляд, являетсяэкономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная системаявляется одним из важнейших структур государства, поэтому, для достиженияглавной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствоватьбюджетную систему государства.

1 История возникновения и развития бюджетагосударства.
1.1 Содержание и функции бюджетагосударства. Бюджетная система.
     В формировании и развитии экономической и социальной структуры обществабольшую роль играет государственное регу­лирование, осуществляемое в рамкахпринятой на каждом исто­рическом этапе политики. Одним из механизмов,позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, являетсяфинансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет.
     Именно через государственный бюджет производится направленное воздействиена образование и использование централизованных и децентрализованных фон­довденежных средств.
     Бюджет государства — это форма образования и расходования фонда денежныхсредств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государстваи местного самоуправления.
    С помощью государственного бюджета государственные вла­сти получаютфинансовые ресурсы для содержания государст­венного аппарата, армии,осуществления социальных мероприя­тий, реализации экономических задач, т. е.для выполнения го­сударством возложенных на него функций.
     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства,дает органам власти реальную экономиче­скую возможность осуществления властныхполномочий. Бюд­жет отражает размеры необходимых государству финансовыхресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксируетконкретные направления расходования средств, перераспределение национальногодохода и внутрен­него валового продукта, что позволяет ему выступать в качествеэффективного регулятора экономики.
     В то же время бюджет правомерно рассматривать как эконо­мическуюкатегорию, которая выражает определенные экономи­ческие отношения. Бюджет —категория свойственная различ­ным отношениям. Его возникновение и развитиесвязано с зарождением и формированием государства. Государство исполь­зуетбюджет в качестве одного из основных инструментов обес­печения какнепосредственно своей деятельности, так и важ­нейшего элемента проведенияэкономической и социальной политики.
    Как экономическая категория бюджетные отношения явля­ются составнойчастью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма иосновные функции финансов.
    Бюджет выполняет следующие основные задачи:
• перераспределение ВВП;
• государственное регулирование истимулирование эконо­мики;
• финансовое обеспечение бюджетной сферы иосуществ­ления социальной политики государства;
• контроль за образованием ииспользованием централизо­ванных фондов денежных средств.
      Распределительная функция бюджета(основная) проявляется через фор­мирование и использование централизованныхфондов денеж­ных средств по уровням государственной и территориальной власти иуправления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяетсядо 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизньстраны, экономи­ческие отношения, направляя бюджетные средства на поддержку илиразвитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом эко­номические отношения,государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпыпроизводства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
      Перераспределение ВВП через бюджетимеет две взаимосвя­занные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:
1) образованиедоходов бюджета;
2) использованиебюджетных средств (расходы бюджета).
     Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном ибезвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации враспоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления.
    В процессе образования доходов бюджета происходит принуди­тельноеизъятие в пользу государства части ВВП, созданного в про­цессе общественноговоспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношениягосударства с налогоплательщиками.
    Доходы бюджета имеют существенные различия по их платель­щикам, объектамобложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаютсяединством, так как преследуют одну цель — формирование доходной части бюджетовразных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.
    Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый ха­рактер. Основным источником налоговых доходов являютсявновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее пер­вичногораспределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудныйпроцент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.
     Неналоговые доходы бюджетов образуютсяв результате либо экономической деятельности самого государства, либоперераспреде­ления уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.
    Структура бюджетных доходов подвижна и во многом опре­деляетсяконкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнемжизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах снизким уров­нем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.
     Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовоеобеспечение задач и функций государства и местного самоуправ­ления.
    Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной инепроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюд­жетныхсредств. Таким образом, расходы бюджета носят тран­зитный характер. В бюджететолько определяются размеры бюд­жетных расходов по статьям затрат, анепосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счетрасходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровнямбюджетной системы через дотации, субвенции, субси­дии и бюджетные ссуды.Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основемогут предостав­ляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Струк­турабюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредст­венно в бюджетном планеи зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественныхприоритетов.
      Контрольная функция бюджета действуетодновременно с распределительной и предполагает возможность и обязатель­ностьгосударственного контроля за поступлением и использо­ванием бюджетных средств.
      Бюджетноеустройство. Бюджетное устройство определяет организацию государственногобюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельнымизвеньями, правовые основы функционирования бюдже­тов, входящих в бюджетнуюсистему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования ииспользования бюджетных средств и др.
Составляющей частью бюджетного устройства являетсябюд­жетная система. Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства,адми­нистративно-территориальных образований, самостоятельных в бюд­жетномотношении государственных учреждений и фондов, основан­ная на экономическиеотношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Бюджетная система — главное звено финансовой системыгосударства.
Основыбюджетного устройства определяются формой госу­дарственного устройства страны,действующими в ней основны­ми законодательными актами, ролью бюджета вобщественном воспроизводстве и социальных процессах.
Отформы государственного и административного устройства страны зависит такжепостроение бюджетной системы. По сте­пени распределения власти между центром иадминистративно — территориальными образованьями все государства подразделя­ютсяна унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство —это формагосударственного устройства, при которой административно-территориальные обра­зованияне имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единаяконституция, общие для всех систем права и единые органы власти,централизованное управление экономическими, социальными и политическимипроцессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит издвух звеньев — государственного и местных бюджетов.
Федеративное(объединенное) государство —это форма госу­дарственногоустройства, при которой государственные образо­вания илиадминистративно-территориальные образования, вхо­дящие в государство, имеютсобственную государственность и обладают определенной политическойсамостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции.Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и со­стоит из федеративного бюджета, бюджетов членовфедерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное)государство —это постоянный союз суверенных государств, созданный длядостижения поли­тических или военных целей. Бюджет такого государства фор­мируетсяиз взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членовконфедерации действуют свои бюджетные иналоговые системы.
Заболее чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное уст­ройство и бюджетнаясистема прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства досистемы, основанной на феде­ральном государственном устройстве. Рассмотримкратко ее историю.
1.2Бюджетная система дореволюционной России.
     Первым источником поступлений в княжескуюказну на Руси была дань, которуюсобирал князь с подвластных земель. Дань име­ла натуральную форму и собираласьв виде скота, мехов, меда, вос­ка, продовольствия. Кроме того, в пользу князясобирались пошли­ны и штрафы: судебные — виры, дорожные — мыт, пошлина с брака— выводная куница. По мере укрепления власти князя уста­навливались места сборадани и ответственные за ее сбор лица, а сама дань принимает форму подати. С XIII в. начинает складывать­сясистема посошного обложения. Единицейобложения становится соха, дым, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига впользу ордынских ханов собирался налог «ордынский выход».
       В XV в. с образованием Русскогоцентрализованного госу­дарства посошная подать стала собираться в пользуМосковского князя. Доходами казны были также таможенный, соляной, ка­бацкий идругие сборы.
       В XV в. в России начинает складыватьсядвухзвенная бюд­жетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которыесоответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогови местных сборов.
      Местныеналогибыли введены в Русском государстве также в XV в. Длясодержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных наних административных и су­дебных функций, для решения местных хозяйственныхзадач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конскоепятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее(за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помеще­нием), померное (за измерение) и др.
        В 1551 г. Иван IV провел земскуюреформу. В этом же году Стоглавый собор утвердил «Уставную земскую грамоту». Встране было введено земское самоуправление. Власть царских наместников былаупразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые руководили земскимиизбами, творившими суды и соби­равшими налоги. Налог «посошныйокуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой сталивыделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.
        В XVI в. сбором налогов стали ведатьсозданные территори­альные органы — чети:Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четвертиXVII в. на содер­жание стрельцов вводится стрелецкаяподать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другиеповинно­сти (строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием напостой представителей власти). С городского населе­ния, кроме того, взималисьоброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др. С народов Поволжья, Урала,Сибири собирался ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов суще­ствоваликосвенные, которые стали поступать в казну с введени­ем в середине XVI в. винных откупов.
      Первый в России бюджет — смета государственных доходов и расходов —был составлен в 1645 г. В городах составлялись горо­довые сметы доходов ирасходов. Эта система действовала до петровских реформ.
      В 1679 г. вместо стрелецкой подати идругих сборов вводится подворный налог.Общая сумма налога назначалась правительст­вом, а крестьянские общины и посадыраскладывали ее между собой по дворам.
     После проведения переписи населения в 1722г. подворный налог заменяется подушной  податью, которая взималась с лип мужскогопола (кроме дворянства, духовенства и чиновничест­ва). Подушная подать былаодним из главных источников дохо­дов государственного бюджета. В 1796 г. на еедолю приходилось около 34% всех доходов.
Нарядус прямыми и косвенными налогами население, глав­ным образом крестьянство, несломирские повинности, которые имелинатуральную и денежную формы. Повинности были обя­зательные (содержание органовволостного и сельского управле­ния, содержание дорог и др.) и необязательные(строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Онивзимались по раскладке среди населения. В 1851—1854 гг. мирские повинностизаконодательно были оформлены в земскиеповинности и земские сборы.Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.
      Реформы 60-х годов XIX в. внеслинекоторые изменения в на­логовую систему. В 1863 г. подушная подать с мещанзаменяется налогом с недвижимогоимущества. В 1865 г. вводится промысловыйналог, т. е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами.В 1861 г. вместо винных откупов вводится акцизна производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной пода­ти с крестьянвведен поземельный налог. Он взималсяс земли кре­стьян и дворян. Основную сумму (свыше 75%) этого налога вноси­ликрестьяне. Важным источником бюджетных доходов были кос­венные налоги, получаемые в основном от акциза и винной монопо­лии,введенной в 1894 г.
       Менялся и аппарат управлениягосударственным и местными бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональныхминистерств (Министерство внутренних дел. Министерство финансов и др.) наместах организуются подведомственные им государственные учреждения, то естьвертикальная система учреждений государственного управления. Например,территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казенные палаты, на уездном — казначейства.
      Казенные палаты раскладывали на населениеналоги, вели учет поступления налогов и расходов. Казначейства принимали ихранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выда­вали денежныесредства на финансирование мероприятий, осу­ществляемых на местах. С 1817 г.они ведали казенными мага­зинами, торговавшими алкогольной продукцией,контролирова­ли винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью ка­зенныхпалат и казначейств наблюдали губернаторы.
В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных зем­скихучреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местногосамоуправления — земства. Предста­вительным(распорядительным) органом земств были земские и уездные собрания. Членами этихорганов были гласные (депутаты), избираемые по трем куриям(уездных землевладель­цев, городских избирателей и выборных от сельских общин).Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматри­валисьхозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметыдоходов и расходов земств и отчет о деятельности исполнительных органов земств.Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на тригода. Председатели губернских управ утверждались мини­стромвнутренних дел, а уездных — губернаторами.
Земстваведали местными хозяйственными делами, местны­ми дорогами, организациейшкольного образования и медицин­ского обслуживания населения.
Финансовымисредствами для выполнения возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счетсуществовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.
Земскиеповинности взимались независимо от уровня зажиточ­ности плательщика ипредназначались для финансирования целе­вых расходов, например, на содержаниешкол, больниц, пожарной охраны, полиции и др. Земские повинностиустанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами.
Другимисточником земских бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель идругого недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за правозаниматься ка­ким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% до­ходовземских бюджетов.
Крупнымисточником земских бюджетов (до 25% общих до­ходов) были пособия изгосударственного бюджета.
Земские бюджеты включали обязательные инеобязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны и предна­значалисьдля финансирования содержания органов местного управления, тюрем, мировыхсудей, дорожного хозяйства и др. К необязательным расходам относились расходына здравоохра­нение, содержание школ и др.
     В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет так называемых мирскихдоходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащегосельским общест­вам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др.
Городские бюджетыформировались за счет доходов от город­ских предприятий (боен, бань,водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимогоимущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей идр.
      Местные бюджеты не входили в составгосударствен­ного бюджета России.
      Таким образом, в России до революциидейст­вовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.
1.3Бюджетная система СССР.
       В первые месяцы после Октябрьской революции1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управ­ления,саботажа чиновников и банков поступление налогов в бюджетную системупрактически прекратилось. Для финансиро­вания неотложных нужд новые органывласти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения,главным образом, как писали в то время, «с купцов и спекулянтов, на­жившихся завремя войны и расходующих непроизводительно свои капиталы». До ноября 1918 г. в57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.
      Успешное существование нового строянапрямую зависело от состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылсяВсе­российский съезд представителей финансовых отделов Советов, на которомглава правительства В. И. Ленин, выступая с докла­дом, подчеркнул:
      « Мы должны во что бы то ни сталодобиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякиерадикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха вфинансовой политике. »
Исходяиз тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейтик строгой централизации в области финансов, с тем чтобы обеспечить поступлениесредств в бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основопола­гающимв формировании финансовой политики Советского государ­ства на всех последующихэтапах истории СССР.
Этипринципы были зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции РСФСР, в статье 79 которой былисформулирова­ны цели государственной финансовой политики:
     Финансовая политика РСФСР в настоящийпереходный момент дик­татуры трудящихся способствует основной цели —экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства гражданреспублики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставитсебе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти всенеобходимые средства для удовлетворения мест­ных и общегосударственных нуждСоветской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частнойсобственности.
       Конституция 1918 г. установилафедеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройствагосударства. Принцип централизации всех финансов выразился в установле­нииединства государственного бюджета и всей финансовой сис­темы РоссийскойФедерации, включении государственных дохо­дов и расходов в общегосударственныйбюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделениегосударственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик иобластей), т. е. разделение государственных и территориальных доходов ирасходов. Государственные бюджеты Украинской Со­циалистической Республики иБелорусской Социалистической Республики существовали отдельно.
  В 1920 г. доходная часть государственногобюджета имела следующие состав и структуру (%):
Доходы от государственных предприятий, имуществ иугодий                                        97,5
в томчисле:
отпромышленности                                                                                                   35,6
транспорта                                                                                                                     14,1
сельскогохозяйства                                                                                                       5,1
налоги исборы                                                                                                               0,3
прочиепоступления                                                                                                      2,2
      Территориальные бюджетаформировались за счет: поступ­лений от налогов, устанавливаемых губернскими,уездными, го­родскими, волостными Советами, взимаемыми на местные нуж­ды;надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу; доходов отместных советских предприятий и имущест­ва; ссуд и пособий из государственногобюджета.
       Однако в условиях военного времени,экономической разру­хи, отсутствия средств в местных бюджетах (например, в 1919г. расходы местных бюджетов Петроградской губерниисоставили 950 млн. руб, а поступления от местныхналогов — 44 млн. руб., или 4,6%) сессией ВЦИК в июне 1920 г. было приняторешение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.
       С окончанием Гражданской войны,переходом к новой эко­номической политике (нэпу) и восстановлению народногохозяй­ства в связи с необходимостью стабилизации финансов, усиленияхозрасчетных отношений, в том числе в местном хозяйстве, и по­вышенияэкономической деятельности местных Советов в октяб­ре 1921 г. ВЦИК принялПостановление «О мерах по упорядоче­нию финансового хозяйства», в соответствиис которым государ­ственный и территориальные бюджета были разъединены.
      С образованием в 1922г. Союза СоветскихСоциалистиче­ских Республик и выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесеныизменения в бюджетную систему. Образуетсягосударственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюд­жетасоциалистических республик, составляющих СССР, был создан союзный бюджет, накоторый было возложено финансо­вое обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главнымобразом в области хозяйственного и культурного строительства и оборонногозначения.
     При формировании доходной части всехбюджетов использо­вался принципподведомственности, в соответствии с которым, предприятия и хозяйственныеорганизации были распределены между различными уровнями власти и вносилиотчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предпри­ятиясоюзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союз­ных ведомств, вносилисвои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия (республиканского,областного, город­ского подчинения) — в соответствующие бюджета. В свою оче­редьиз соответствующих бюджетов финансировались предпри­ятия, организации иучреждения союзного, республиканского и местного подчинения.
Следовательно,доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственныхдоходов, главным из кото­рых были отчисления от прибылей предприятий союзногопод­чинения и общегосударственные налоги и доходы, например, доходы отвнешнеэкономической деятельности.
Следуетотметить, что местные бюджеты (бюджета автоном­ных республик, краевые,областные, городские, районные, а с 1929—1930 гг. — сельские бюджета) невключались в состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.
     Большую роль в развитии народногохозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговаяреформа 1930 —1932 гг. Она зало­жила основы налоговой системы, главные элементы которой суще­ствуют и внастоящее время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранееплатежей в бюджет, устранена многократ­ность обложения налогоплательщиков,укреплен финансовый кон­троль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около60 налогов и сборов были объединены в основные платежи — налог с оборота,отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог длякооперативных предприятий.
      В ходе налоговой реформы был введенпринципиально новый метод формированиядоходов территориальных бюджетов. В соот­ветствии с Постановлением ЦИК иСНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21 декабря 1931 г.» втерриториальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов —налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др..  Передача этих средств осуществлялась впорядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений отобщегосударственных налогов и доходов, ставших регулирую­щими источниками длясбалансирования территориальных бюд­жетов. Общностьисточников доходов стала важным фактором усиления связи между всемибюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип сталраспро­страняться на другие общегосударственные источники. Он ис­пользуется и вныне действующей бюджетной системе России.
         Окончательное формирование бюджетнойсистемы СССР связано с Конституцией 1936 г. Усиление централизованного начала вуправлении народным хозяйством и финансами госу­дарства нашло отражение встатье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзныхорганов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР иотчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзныйбюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.
        Тенденция к централизации выразилась ив Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в го­сударственныйбюджет СССР были включены местные бюдже­ты.В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был вклю­чен бюджет государственного
социального страхования. Такимобразом вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую схему:
Рис 1. Бюджетная система СССР.
       В зависимости отстепени централизации распределение фи­нансовых ресурсов между бюджетамименялось, что можно про­следить по следующим данным:
                                                                                     1928/29г.  1938г.  1946г.  1965г.  1988г.
Государственный бюджет СССР (расходы)
100%
100%
100%
100%
100%
в том числе союзный бюджет
60,7%
72,2%
79,5%
42,5%
56,9%
Бюджеты союзных республик
39,3%
27,8%
20,5%
57,5%
43,1%

2 Бюджетные основы России в настоящее время.
2.1Бюджетное устройство и бюджетная система России.
      Основы бюджетного устройства РоссийскойФедерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством какфедера­тивной республики, субъектами Федерации которой являются рес­публики всоставе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюд­жетным кодексом РФ (статья 10)бюджетная система Россий­ской Федерации состоит из трех уровней:
•   федеральногобюджета и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов;
• бюджетов субъектов Российской Федерации(региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетныхфондов;
•    местныхбюджетов.
     Бюджетная системаРоссийской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджетреспублик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городовМосквы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10окружных бюджетов, автономных округов и около 29 т


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Системы контроля давления в шинах
Реферат Программное обеспечение САПР.Прикладное программное обеспечение САПР РЭС. Системное программное
Реферат Основания признания сделки недействительной
Реферат Сварка путем плавления
Реферат Силовой расчёт рычажного механизма
Реферат Гражданско-правовая ответственность 4
Реферат Системы технологий
Реферат Синтез, структура и свойства трехблочных метилтииран-ариленимидных блок-сополимеров
Реферат Особенности планирования финансовой работы на предприятии
Реферат Системи технологій плодоовочеконсервної промисловості
Реферат Политическое и экономическое значение ТНК
Реферат Система управления узлом дегидрирования этилбензола
Реферат Особенности государственного финансового контроля в Российской Федерации
Реферат Основы русской пунктуации
Реферат Синтез системы автоматического управления процессом электрической очистки газа